Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Вера ПИСАРЕВА

Экологические проблемы Москвы

 

 

На сегодняшний день обострился конфликт экологических структур (официальных и неофициальных) с правительством Москвы. Ряд его постановлений и решений специалистами разного рода расцениваются не иначе как экологические преступления. Реальный хозяин города — мэрия стала покравителем экологически опасных проектов. В городе пока что не обрели реальную силу структуры, способные результативно им противостоять. Подписанный Ельциным 19.12.1992 г. «Закон РФ об охране окружающей природный среды» не действует, так как отсутствуют механизмы, способные поддерживать его эффективность. Данный закон, а также закон «О санитарно-эпидемологическом благополучии населения» постоянно игнорируется как самим правительством Москвы, так и пользующиеся его покровительством администрации промышленных комплексов и предприятий. Москомприрода, Госсанэпиднадзоры и другие природоохранные органы оказались в зависимом положении и вынуждены уступать мэрии по многим экологическим вопросам.

Москва находится на грани катастрофы. Общий выброс вредных веществ с каждым годом увеличивается на 18-20% [1]. К маю 1993 года он достиг 1 миллиона 184 тысяч тонн в год. 77% из них — это вклад автотранспорта. Всего в городе около 100 000 источников выбросов и сбросов. На каждые 50 жителей города приходится один станционарный источник загрязнения. В столице не осталось ни одного водоема, в котором качество воды соответствовало бы санитарно-гигиеническим нормам. Крайне неудовлетворительна очистка воды, поступающей в водопровод [2].

Положение усугубляется тем, что в Москве и области резко сокращается зеленая зона, служащая «легкими» города и способная частично нейтрализовать действие выбросов и сбросов. Зеленые насаждения занимают 18% от площади города, из них 30% находится в угнетенном состоянии [1]. Только по официальным данным за прошлый год в столице вырублено более 20 тысяч деревьев в основном под гаражи и палатки, в то время как посажено тысяча молодых деревьев [2].

Сведение подмосковных лесов ускорилось в связи с экспансией дачников, поощряемой руководством России. С 1991 г. резко увеличились темпы предоставления дачных участков жителям Москвы. С 1991 по 1993 год роздано более 12 000 га. Спрос удовлетворен лишь на 1/4. Около 800 000 семей дожидаются своей очереди, что потребует еще 90 000 га [3].

 

Эти и некоторые другие данные были представлены председателем Москомприроды А.Ишковым на заседании правительства Москвы 18 мая сего года. Мэрия обещала заняться разработкой комплексной экологической программы, которой до сих пор город не имеет. Однако, какой бы эта программа не была, принимаемые правительством Москвы решения за несколько последних месяцев никак не сочетаются с предотвращением губительных для окружающей среды проблем роста промышленных выбросов и сокращение зеленой зоны.

Так, например, Ю.Лужков принял принципиальное решение о строительстве открытых автостоянок (начало текущего года) и автозаправочных станций (май 1993 года) в непосредственной близости от жилых застроек, что прежде было категорически запрещено [4]. Данные проекты продолжают реализовываться, несмотря на протесты москвичей, врачей, некоторых госсанэпидемнадзоров и т.д. Лужков оправдывает свое решение тем, что автолюбители нуждаются в надежной охране своих автомобилей, а это могут обеспечить упомянутые выше автостоянки. АЗС послужат для удобства частников [5].

Складывается впечатление, что мэр сознательно ставит интересы автовладельцев превыше благополучия остального населения. Так, им полностью игнорируются жалобы жителей, что под гаражи идут газоны, скверы, лесопарки и не принимает никаких карательных санкций к организациям и частным лицам, вырубающим под гаражи «Нескучный сад» и некоторые другие зеленые насаждения. Если учитывать, что ежегодный прирост автомобилей в столице до 50 тысяч единиц [1], то при продолжении такой практики в Москве очень скоро место всех деревьев и газонов займут открытые автостоянки.

Врачи и работники госсанэпидназоров такое положение считают катастрофическимм. Растет число автосервисов, не оснащенных очистительными сооружениями и производящих перманентные сбросы в канализацию. Увеличивается число самых грязных в мире автомобильных выхлопов. Все это, наряду с сокращением зеленой зоны, приводит к резкому увеличению онкологической, сердечнососудистой, легочной и многих других заболеваемостей. Не исключены возможности вспышек эпидемий из-за резкого ухудшения воздушного и водного бассейнов [6.] Следует помнить, что каждый шестой автомобиль в Москве имеет значительные превышения по выбросу токсичных веществ [7]. А средняя концетрация только окиси азота автомобильных выхлопов возросла с 0,9 мг/куб м в 1989 году до 1,3 мг/куб м в 1990 году [8].

Москомприрода и госсанэпиднадзоры, к которым жители обращаются за помощью, ссылаются на то, что не могут своими силами остановить произвол автовладельцев и противостоять интересам правительства Москвы.

Не могут, опираясь на закон, противостоять им и сами москвичи. Так, например, весной 1993 г. жители домов 27 и 29 по Донецкой улице воспротивились строительству открытой автостоянки на 100 машиномест в 20 метрах от своих окон. Различные лица и организации, к которым они обращались — супрефект Люблинского района, главный государственный санитарный врач юго-восточного округа, прокуратура района и некоторые другие — признавали их требования необоснованными, ссылаясь на постановление правительства Москвы. Строительство продолжалось до тех пор, пока в мае отчаявшиеся жители не разгромили строящуюся автостоянку [9].

Нередко природоохранные органы поддерживают антиэкологические решения правительства, например, такие, как вырубка 155 деревьев по Оружейному переулку [10]. Вынуждает их на это финансовая зависимость от администрации города. Более того, врач одной из СЭС, занимающий немалый пост, признался, что, если он будет активно выступать против всевозможных решений мэрии, то это ему грозит потерей должности. Негласно он поставляет некоторым заинтересованным лицам правдивую информацию, которая не фиксируется в отчетах. По его свидетельтсву, очень многие СЭС оставляют отчеты «чистыми». При такой позиции надзорных органов жалобы населения воспринимаются властями как необоснованные. Отчеты СЭС нельзя считать объективными и по той причине, что многие предприятия делают выбросы ночью, когда не работают контрольные системы [11]. На конференции по экологии, проходившей 28-30 июня в Москве, также отмечалось, что в городе фактически нет мониторинга выбросов [1]. Отсюда можно сделать вывод, что официальные данные о количестве выбросов в Москве занижены.

Еще одна трудность заключается в том, что предприятия часто отказываются давать природоохранным структурам информацию об использовании на них вредных веществ и производимых ими выбросов [12].

Некоторые вредные промышленные предприятия опираются на прямую поддержку властей. Требования и решения природоохранных органов ими практически полностью игнорируются. Так, например^ экологическая комиссия Люблинскоко райсовета, поддерживая требования населения, провела решение о выводе из жилого комлекса фабрики №1 по Совхозной улице. Фабрика расположена в 60 м от жилого дома, а вредные выбросы (ацетон, ацетальдегид, бензол и т.п.) примерно в 10 раз превышают ПДК. Фабрика, поддерживаемая правительством, переходить на новое место не собирается. Прокуратура, к которой экологическая комиссия обратилась с просьбой привлечь к ответственности директора, не выполнившего решения сессии Люблинского совета (от 15.02.93), прислало ответ, в котором говорится, что решение сессии признано президиумом Моссовета неправомерным, а опротестование распоряжения Моссовета не входит в компетенцию прокуратуры. Требования населения также признаны необоснованными [9].

Таким образом, на словах признавая приоритет вопросов экологии [13], власти отодвигают решение этих вопросов на самый задний план. Однако эти вопросы больше не терпят отлагательства. 28 мая на конференци по экологии министр охраны окружающей среды В.И.Данилов-Данильян отметил кризисное состояние окружающей среды города. Факт, что только 40% подростков в возрасте 14 лет в Москве можно считать здоровыми (каждый второй подросток этого возраста имеет хроническое заболевание), говорит сам за себя. Однако, по его словам, продолжаются реализовываться «антигуманные и антиэкологические проекты», поддерживаемые администрацией столицы [1].

Одним из них является застройка жилым комплексом на 200 000 человек бывших Люблинских полей фильтрации (ЛПФ). Некоторыми учеными данное решение расценивается как экологическое преступление.

ЛПФ расположены на самом загрязненном участке Люблинского района, который в свою очередь считается наихудшей в экологическом отношении зоной Москвы. На его территории расположены такие промышленные гиганты, как Нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), Литейно-механический завод (ЛМЗ), АЗЛК и многие другие. Всего вредные промышленные предприятия занимают 37% площади района и дают 1/5 атмосферных выбросов города. Под зелеными насаждениями находится 1% территории, который неумолимо сокращается всевозможного рода строительством и расширяющимся промышленным производством. Как следствие среди населения отмечена высокая аллергическая и онкологическая заболеваемости, имеющие тенденцию к росту. Район задыхается в прямом смысле этого слова: «не можем дышать» — одна из самых распространенных жалоб населения [9].

Наибольшее число жалоб от жителей поступают на НПЗ и ЛМЗ, расположенных в непосредственной близости к жилым массивам и дающих наибольшее количество ядовитых выбросов. Между данными предприятиями и расположены ЛПФ.

В свою очередь сами ЛПФ являются мощнейшем источником загрязнения. За 100 лет переработки сточных вод всей Москвы они накопили огромное количество токсичных металлов. Иловые осадки полей содержат до 70% метана, до 20% углекислоты и другие опасные газы [14]. Различные экологические комиссии, Москомприрода, санэпидемстанции пришли к выводу, что застройка ЛПФ недопутима.

Площадь полей (300 га) планировлась засадить специально подобранными деревьями и кустарниками, способными нейтрализовать действие тяжелых металлов и биогаза. Данная зеленая зона стала бы буфером, защищающем микрорайоны от близлежащего НПЗ. Так же предполагалась, что такая зеленая зона может стать «легкими» района и частично компенсировать потери, которые понесла Москва в результате застройки территорий, предназначенных под озеленение — более 2000 га за 10 лет и вырубки городских лесов — более 600 га [14].

Решение превратить ЛПФ в лесопарк активно поддержали ученые орнитологи и дирекция лесопарка «Лосиный остров». Дело в том, что в силу историко-географических причин на ЛПФ сложился уникальный орнитокомплекс, включающий в себя до 150 видов птиц, из них примерно 25% занесено в Международную Красную книгу. Только лесопарк может спасти орнитокомплекс, не имеющий аналогов в городах Европы [14].

24 марта текущего года Ю.Лужков, несмотря на отрицательное заключение Москомприроды и госсанэпиднадзора, подписал постановление №244 о застройке территории ЛПФ, чем вызвал крайне негативную реакцию как экологически мыслящей общественности, так и районных врачей. Дело в том, что уже на прилегающих к полям застроенных участках резко увеличилось число всевозможного рода заболеваний. Так, только по данным третьего терапевтического отделения микраройона Марьино, заболеваемость острой пневмонией, хроническим бронхитом и другими хроническими заболеваниями легких за год увеличилась в 2-3 раза. В районе самая высокая инфекционная заболеваемость в Москве. Смертноть населения за тот же период увеличилась более чем в 1,5 раза. Санэпидемстанцией зафиксирован в районе неуклонный рост онкологических заболеваний [15].

О невозможности застройки ЛПФ говорит и тот факт, что из грунта полей не возможно за такой короткий срок, как планируют строители, удалить взрывоопасные газы. Многоэтажные дома (от 12 до 17 этажей) создатут давление, что будет способствовать выходу газа наружу. Перманентно будут создаваться взрывоопасные ситуации. Значительные утечки газа уже наблюдались у близлежащих к полям домах [14].

Вопреки всему этому Лужков принял принципиальное решение о застройке ЛПФ. В реализации проекта заинтересован заместитель мэра В.И.Ресин. Проект дает возможность безбедно просуществовать возглавляемому Ресиным Мосстройкомитету еще 10-15 лет. Сейчас на полях проводятся подготовительные работы: вывозится иловые осадки (никому неизвестно — куда), что признано недопустимым экологическими комиссиями Московского и Люблинского советов [9].

Вслед за этим Ю.Лужков принял решение о строительстве на территории НПЗ, который жители домов близлежащих микрорайонов требуют закрыть, асфальто-бетонного завода. Ранее строительство данного завода планировалось провести в Печатниках, но там он был запикетирован местным населением. Следует отметить, что НПЗ прилегает к полям фильтрации вплотную. Работа завода резко ухудшит и так бедственное положение жителей Братеево, Марьино, Капотни. Особенно тяжело придется новоселам планирующейся на ЛПФ застройки. Даже директор НПЗ согласен с тем, что после запуска асфальто-бетонного завода жить в Люблинском и Красногвардейских районах станет практически невозможно [11].

Районная СЭС ознакомила директоров асфальто-бетонного завода и инженерного центра (в частности, А.С.Матросова, доверенное лицо мэра) со своим заключением о невозможности строительства на территории Люблинского района такого завода. А.С.Матросов, приняв все это во внимание, наложил на данное заключение свою резолюцию с требованием не препятствовать строительству завода [11].

14 июля 1993 года жители планируют провести пикетирование строящегося при НПЗ завода.

Сейчас экологически мыслящая общественность опасается, что правительством Москвы будет одобрен очередной сомнительный проект о застройке буферной зоны «Лосиного острова». Данный проект не был одобрен комиссией Москомприроды [16] и вызывает резкий протест у многих специалистов. Тем не менее заместитель премьера Никольский предложил данный проект поддержать [17].

 

 

Источники

1. Международная конференция «Развитие и экология московского мегаполиса». Москва, 28-30 июня 1993 г. Доклады Данилова-Данильяна, Вавакина, Хроменкова и др.

2. Михеев О. Каждый должен нести свой портфель // Тверская,13.— 1993.— 14-20 мая 1993.

3. Телепередача «Добрый вечер, Москва!» от 3.06.93.

4. Под самыми окнами москвичей появятся бензоколонки // Московский комсомолец.— 1993.— 20 мая 1993.

5. Из беседы с депутатом Люблинского райсовета, 22.05.93

6. Из бесед с врачами районных поликлиник и представителем госсанэпиднадзора, 25.05 и 24.06.93

7. Передача «Новости недели» от 12.06.93.

8. Экологическая обстановка в г. Москве... // Дом природы.— 1993.— [Февраль].

9. Из документов экологической комиссии Люблинского райсовета.

10. Любошиц С. Лакомый кусочек // Московский комсомолец.— 1993.— 16 июня 1993.

11. Из заседания комиссии по экологии Люблинского райсовета, 24.06.93.

12. Беседа с председателем экологической комиссии Люблинского райсовета, 24.06.93.

13. См., напр., вступительное слово В.И.Ресина на конференции 28 июня 1993 г.

14. Научно-практическая конференция «Использование территории ЛПФ...». Материалы.— 1993.

15. Беседа с главврачем филиала 185 поликлиники Костюком В.С., 25.05.93

16. Явдолюк Н. Колорит уцелеет... // Московский комсомолец.— 1993.— 4 июня 1993.

17. Явдолюк Н. Вода, кругом вода... // Московский комсомолец.— 1993.— 2 июня 1993.