Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Иргиз ТЕМИРХАНОВ

Екатеринбург и Свердловская область
в июне 1993 года

1.1.1.    СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ

Стихийное бедствие на севере Свердловской области оттеснило на второй план все остальные события. Трагедии, подобной нынешней, область не знала с 1953 года: сорок лет назад наводнение в Серове унесло сотни человеческих жизней, нанесло огромный материальный ущерб. Однако печальный опыт в свое время не был учтен, и вот — новая трагедия в том же районе.

Из-за продолжительных ливней и начавшегося активного снеготаяния в горах Северного Урала вышли из берегов реки, затопив территорию площадью 110 км2. Затоплено полторы тысячи жилых домов, четыре с половиной тысячи садовых коттеджей, разрушено 500 метров железнодорожного полотна. Остановлено 13 предприятий, нанесен ущерб пяти загородным детским лагерям, двум профилакториям, затоплено местное кладбище. Пострадали также города Североуральск, Новая Ляля, Карпинск. Во время проходившего 15 июня заседания областного правительства в Екатеринбург позвонил председатель Совета Министров России Виктор Черномырдин. Познакомившись с ситуацией, глава Кабинета Министров пообещал помощь.

3270 человек, в том числе 688 детей, эвакуировано из затопленной зоны Серова по данным на утро 16 июня. Как сообщили в пресс-службе УВД Свердловской области, в районе разрушены железнодорожный мост, автодорога, выведен из строя 21 объект народного хозяйства. На металлургическом, деревообрабатывающем заводах, на заводе ферросплавов, птицефабрике проводятся восстановительные работы. В зоне стихийного бедствия 105 человек пропали без вести. Десять человек погибли, семь из них опознаны. К утру 16 июня уровень воды упал на 2,5 метра.

Прервав работу на конституционном совещании, глава областной администрации Эдуард Россель 16 июня вылетел в район стихийного бедствия. Прошло совещание с членами штаба по ликвидации последствий случившегося, который возглавляет председатель областного правительства Валерий Трушников. 16 июня восстановлено движение поездов по одной железнодорожной ветке — отправился состав сообщением Серов-Москва. Активное содействие в борьбе со стихией оказывают воины Уральского военного округа. На место ЧП выехал командующий войсками УрВО генерал-полковник Юрий Греков.

6,5 тыс. человек пострадало во время наводнения на Северном Урале, сообщил губернатор Свердловской области Эдуард Россель. По предварительным подсчетам, на ликвидацию последствий стихии понадобится около 50 млрд. рублей, однако не исключено, что эта цифра будет удвоена. Все факты трагедии начиная с проектного задания на строительство не выдержавшей напора воды дамбы расследуются, возбуждено уголовное дело. Не сбрасывается со счетов и то обстоятельство, что такого количества осадков — пятая часть годовой нормы — не зафиксировано в истории этого края. Единственное, что не пострадало во время стихийного бедствия — лагеря для заключенных, которыми этот край так же богат, как лесом и ископаемыми.

В области открыт специальный счет для помощи пострадавшим в результате наводнения, пункты приема самых необходимых вещей. Комплекс мер помощи пострадавшим разрабатываетя областным правительсьвом. По последним данным, во время стихийного бедствия 15 человек погибли, 18 госпитализированы, пропавшими без вести до сих пор числятся 20 человек.

1.2.    ПОЛИТИКА

2.1.       Борьба вокруг проектов Конституции РФ.
Переход областного руководства к идее Уральской республики

Июньская сессия малого совета облсовета приняла решение в связи с открывающимся 5 июня в Москве Конституционным совещанием. В итоговом документе записано: предложить президенту, правительству РФ и Верховному Совету принять согласованный проект Конституции, не допустить перерастания совещания в Учредительное собрание. Конституцию принять съездом после одобрения ее двумя третями субъектов Федерации. Закрепить в Основном законе принцип разделения властей, равные права всех субъектов Федерации.

Малый совет делегировал от облсовета на Конституционное совещание председателя облсовета А.Гребенкина и председателя постоянной комиссии П.Мальцева.

Ситуация, сложившаяся накануне Конституционного совещания, обсуждалась на встрече Э.Росселя с представителями партий и общественно-политических объединений: РКРП, НПСР, Крестьянско-демократической партии России, ЛДПР, РПР, российского фонда поддержки первого Президента России, ОПО «Рабочий», РСМ, Оренбургского казачьего войска. Практически все поддержали идею равноправия областей и республик, согласились, что скоро встанет вопрос о формировании уральского экономического объединения. Подводя итоги разговора, Эдуард Россель отметил, что коренной вопрос новой Конституции заключается в федеративном устройстве России. По мнению губернатора, в настоящее время сложилась ненормальная ситуация, когда из 89 субъектов Федерации 21 республика, входящая в состав России, имеет исключительные права и приоритет в формировании своего бюджета. Губернатор высказался за территориальный принцип деления России.

В эти же дни было опубликовано «особое мнение» представителя Президента РФ по Свердловской области Виталия Машкова по замечаниям к проекту Конституции РФ, подготовленным совещанием руководителей регионов Урала 18 мая. Машков дает критику предложения Совета губернаторов о необходимости сохранения института назначения глав администраций. В частности, он отмечает угрозу стимулирования коррупции, полного отрыва руководства от населения, возникновения неконституционных образований типа Союза губернаторов.

16 июня под аплодисменты зала прошла встреча екатеринбуржцев с народными депутатами СССР и РФ Сажи Умалатовой и Иваном Шавиашвили. Ее организовали в общественно-политическом центре обком и горком КП РФ. На встречу пришло около 500 человек. Гости информировали собравшихся о деятельности ВС РФ, действиях и планах оппозиции на ближайшую перспективу в ходе борьбы за принятие Советской Конституции (проект Ю.Слободкина), ответили на многочисленные вопросы.

Делегация Свердловской области, в которую входят губернатор Э.Россель, председатель облсовета А.Гребенкин, директор депарамента областной администрации А.Воробьев, председатель комиссии по законности облсовета П.Мальцев и ректор Уральской юридической академии М.Кукушкин, принимала участие в Конституционном совещании в составе группы, представляющей органы государственной власти республик, краев, областей, автономных округов. С 13 по 20 июня губернатор области дважды давал интервью по поводу конституционного процесса. В начале недели он был более оптимистичен в оценке ситуации. Он отмечал, что наметился путь к согласию. Большинство народных депутатов России приняли активное участие в работе над проектами новой Конституции. В группе, где были екатеринбуржцы, сразу работали над двумя проектами — президентским и парламентским. После этого шла работа над окончательной редакцией статей. Э.Россель высказался за территоральный принцип деления России и за равенство субъектов Федерации. К концу недели его высказывания радикализировались. Выступая 18 июня перед журналистами Екатеринбурга, глава администрации заявил, что создание Уральской республики реально. Ход конституционного совещания заставил губернатора, до недавнего времени не поддерживавшего идею создания республики, поменять мнение. Не предусмотренные проектом Федеративного договора равные экономические права автономий, краев и областей, по его мнению, подвигнут к объединению пермяков, челябинцев, тюменцев, оренбуржцев, вятичей, курганцев и других уральцев, традиционно проживающих в этом регионе. Свердловская область на референдуме 25 апреля уже высказалась за самостоятельность, все остальные должны определиться как можно быстрее, до принятия новой конституции. На вопрос о том, где будет столица новой республики, Россель ответил: «Естественно, в Екатеринбурге!».

2.2.       Конфликт вокруг предгорсовета Екатеринбурга Ю.Самарина

Вопрос о Самарине сложен, так как противоборствующие стороны — горадминистрация и часть депутатов горсовета (прежде всего работающие на постоянной основе) во главе со своим председателем — выдвигают друг против друга серьезные обвинения, многие из которых может разрешить только прокуратура. Поэтому крайне опасным кажется втягивание в этот конфликт не просто некомпетентных, но и радикальных, психологически и политически неустойчивых общественных организаций типа «трущобников» и «афганцев». Между тем, такая попытка была предпринята еще накануне назначенной на 8 июня внеочередной сессии горсовета.

3 июня по инициативе комиссии по гласности горсовета была образована инициативная группа в поддержку Юрия Самарина с участием представителей Союза ученых, ССО СВА, общества «Мемориал», РДП, общества «Долой трущобы!», российского Фонда поддержки первого Президента России, ОПО «Возрождение», Либерального клуба, ДПР, движения «За справедливость», КС СТК, РПР.

В обращении, принятом группой, говорится: «Истинная причина необоснованных нападок на председателя горсовета состоит в том, что под его руководством Совет начал принимать решения, неугодные многочисленным чиновникам администрации города». Инициативная группа призвала «демократические силы города — политические партии и движения, рабочих промышленных предприятий и независимые профсоюзы сделать все возможное, чтобы не допустить проведения сессии, направленной на развал городского Совета, считать возможную отставку председателя горсовета незаконной и, в случае ее принятия, начать акции гражданского неповиновения».

27 мая в газете «На смену!» было опубликовано интервью Ю.Самарина, в котором он свел все противоречия с городской администрацией в политическую плоскость: охарактеризовав исполнительную вертикаль власти как бюрократически безответственную, неизбежно порождающую коррупцию, он повторил свою мысль о необходимости организации местного самоуправления и подчинения чиновников выборным органам. Ответом на эту публикацию стало обращение работника администрации С.Казанцева и депутата А.Соловьева, опубликованное в газете «Вечерний Екатеринбург» в день открытия сессии. Здесь были четко софрмулированы обвинения в адрес председателя горсовета:

1. Ю.Самарин, избранный на свой пост 3 года назад как компромиссная кандидатура, удовлетворяющая как коммунистов, так и демократов, оказался некомпетентным и случайным на этой должности.

2. Он сплотил вокруг себя депутатов, таких же некомпетентных, как и сам, зато демократически настроенных, сделав работу в горсовете их постоянной должностью и дав им высокие оклады.

3. Эта группа активно отстаивает свои корпоративные интересы: расходы на одного сотрудника Совета стали составлять 1 млн. 152 тыс. рублей в год (в то время как расходы на одного чиновника администрации составляли 699 тыс. рублей в год).

4. Недостаток профессионализма окружение Ю.Самарина компенсировало разрастанием аппарата горсовета и прикрывало шумными политическими кампаниями.

5. Ю.Самарин «стал срастаться с «теневыми структурами».

6. Горсовет принял много незаконных решений. Только за 1992 год мэр А.Чернецкий внес 13 протестов на решения малого совета. 7 решений малого совета были отменены облсоветом как незаконные, еще 4 вышестоящий совет рекомендовал отменить. Отдельные решения отменены судом. Таким образом, характер взаимных обвинений предполагает их разрешение в суде, а не на митинге. Для этого как минимум требуется снятие с Ю.Самарина депутатской неприкосновенности.

Как утверждают эксперты, нарушения законности допускались с обеих сторон. И с обеих сторон имеется серьезный материальный интерес в сохранении своих позиций. Причины конфликта более глубокие — не в отдельных личностях, а во всей противоречивой системе управления. Городская администрация права с точки зрения законодательства, требуя исполнения законов. А председатель горсовета прав с точки зрения интересов развития общества, так как само законодательство несовершенно, а после принятия новой Конституции вообще будет кардинально пересматриваться.

Краткая хронология событий следующая. Пойдя на конфликт с горсоветом, Самарин 18 февраля 1993 года подал на сессии заявление о своей отставке. За отставку высказались 79 депутатов, 53 — против. Так и не приняв окончательного решения, запутавшись в хитросплетениях законов, решили обратиться в Верховный Совет. В начале мая был получен ответ за подписью председателя Комитета по вопросам работы Советов и развитию самоуправления Г.Жукова, в котором признавалась отставка Самарина. Аналогичные заключения сделали ассоциация юристов Свердловской области и государственно-правовой отдел облсовета. С другой стороны, имелись заключения собственного горсоветовского юриста и независимых экспертов Юридической академии противоположного содержания. 20 мая малый совет заявил, что не признает отставки своего председателя и просит его отозвать свое заявление. 3 июня возникла инициативная группа по защите Ю.Самарина. 8 июня пришло второе письмо от Г.Жукова, в котором признается, что окончательное решение по этому вопросу в состоянии принять сама сессия горсовета. 8 июня депутаты, идущие на внеочередную сессию, были встречены пикетами общственности, держащими плакаты типа «Руки прочь от Самарина!» На сессии встали на защиту Самарина в основном депутаты, работающие на постоянной основе: Э.Синица, А.Найденов и другие. С резкой критикой выступил мэр А.Чернецкий, а пресс-секретать главы администрации города К.Пудов сделал заявление о финансовых и должностных злоупотреблениях Ю.Самарина, его связях с теневыми структурами. Под конец дня, выяснив, что февральская сессия работала в обычном режиме и 79 голосов для принятия отставки мало, Ю.Самарин потребовал от коллег переголосовать, чего они сделать не пожелали. Тогда он забрал свое заявление и закрыл сессию.

Назначенная на 16 июня очередная сессия городского Совета Екатеринбурга, посвященная проблеме правопорядка, была сорвана из-за отсутствия кворума. Из 184 депутатов прибыло лишь 89. Одну из причин ее срыва изложил председатель комиссии по гласности горсовета Станислав Ячевской. Если демократически настроенные депутаты не пришли из-за своей недисциплинированости, то депутаты-коммунисты специально не прибыли на сессию (как сделали, например, депутаты из Орджоникидзевского района) или присутствовали в зале, но не зарегистрировались. Цель их действий — добиться созыва сессии в усеченном составе, когда решения — и прежде всего вопрос об отставке председателя горсовета Юрия Самарина — можно принимать половинным числом голосов от числа депутатов, присутствующих на сессии, а не половиной от их списочного состава.

Председатель регионального объединения граждан «За справедливость» Валерий Иванов и заместитель председателя КС СТК Екатеринбурга Станислав Сабинин подали заявление в городскую прокуратуру с требованием дать правовую оценку действиям заместителя главы городской администрации Алексея Страхова. 27 мая тот заявил, что подпись председателя горсовета Юрия Самарина на документах для администрации юридической силы не имеет. Поскольку полномочия Ю.Самарина были подтверждены на прошедшей 8 июня внеочередной сессии горсовета, СТК обвинил Страхова в превышении полномочий, самоуправстве и поставил вопрос о возмещении материальных затрат на организацию сессии. Он также просит представителя Президента РФ в Свердловской области Виталия Машкова направить документы, характеризующие суть конфликта между Советом и администрацией Екатеринбурга, Борису Ельцину, который имеет прямое отношение к формированию кадрового состава администрации города.

2.3.       Активизация коммунистов

Обком РКРП на своем пленуме 29 мая поддержал обращение оргбюро РКРП к гражданам России, где подчеркивается, что фашизм из угрозы стал реальностью, в связи с чем объявляется антифашистский призыв в партию. Пленум высказался за единство действий всех коммунистов в отстаивании проекта Конституции Ю.Слободкина.

Пленум обкома РКРП приветствовал появление «братской» коммунистической партии Российской Федерации. До окончательного уточнения ее конкретных действий пленум решил сохранить на местах самостоятельные структуры РКРП, которые продолжают действовать в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Красноуфимске, Кушве, Нижней Туре, Верхней Пышме, Березовском, Сухом Логу, Тавде, Первоуральске. На пленуме решено создать объединенный координационный комитет коммунистов области, в который войдут бюро обкома РКРП и областного исполнительного комитета КП РФ. Эту идею поддержал председатель оргкомитета по воссозданию областной организации КПР Валерий Новоселов.

5 июня прошла конференция Свердловской областной организации КП РФ, на которой зарегистрировалось 222 делегата. По социальному составу среди делегатов: 8% рабочих, 10,2% работников АПК, 51% служащих, 30,8% ветераны. По возрасту: до 30 лет — 1,4%, 30-40 лет — 20,5%, 40-50 лет — 27,9%, 50-60 лет — 30,1%. По партийному стажу: до 5 лет — 1,4%, 5-10 лет — 2,2%, 10-20 лет — 22,2%, 20-30 лет — 59,3%, более 30 лет — 13,2%. Среди делегатов было 11 народных депутатов.

В докладе председателя оргкомитета по воссозданию областной организации Компартии Валерия Новоселова прозвучало, что в целом по России прошли перерегистрацию более 600 тыс.коммунистов. Это 8-10% от прежней численности, а в Свердловской области — всего около 2%.

В приветственном слове делегатам конференции член ЦК РКРП Василый Копырин выразил надежду на то, что сотрудничество РКРП и КП будет дружеским и братским, подтвердив тем самым, что областная организация РКРП не собирается пока что входить в КП РФ. Тем не менее он предложил на Пленуме обкома КП создать объединенный координационный комитет коммунистов области. В качестве ближайшей цели он определил задачу «сбросить нынешнее антинародное правительство». Конференция избрала обком в составе 41 человек, из которых многие являются старыми партийными лидерами (Г.Коробков, Г.Дронин, В.Кадочников, В.Стариченко) и руководителями директорского уровня.

На состоявшемся сразу же после конференции пленуме обкома были решены оргвопросы: первым секретарем обкома избран Валерий Новоселов, заместителем председателя Свердловского областного комитета профсоюзов работников АПК, вторым секретарем — бывший заместитель заведующего организационного отдела горкома КП СС, а ныне работник концерна «Уралсодмил» Владимир Стариченко. Должность третьего секретаря, которую предполагают сделать освобожденной, пока остается вакантной. Избрано также бюро обкома в составе 8 человек. Из жителей Екатеринбурга в него вошли: В.Новоселов, В.Стариченко, доцент УЛТИ Людмила Самарская, профессор Станислав Некрасов и рабочий локомотивного депо Борзев. Пленум принял постановление, по которому дал право бюро решать вопрос об объединении коммунистов области.

1.3.    ЭКОНОМИКА

3.1.       Областное руководство и его активность в решении общероссийских экономических проблем

Заседание Совета ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона состоялось в Тюмени под председательством Э.Росселя, сообщила пресс-служба главы обладминистрации. На нем обсуждались проблемы нефтегазового комплекса региона, где добывается более 60% российской нефти. За последние годы наблюдается спад добычи газа и нефти. Пути выхода из кризиса предложили руководители областей и республик, директора нефтеперерабатывающих заводов, нефтедобывающих объединений, представители министерств топлива и энергетики, экономики. В заседании принял участие вице-премьер России Сергей Шахрай.

По сообщению пресс-службы главы обладминистрации, Э.Россель выступил на заседании правительства России, которое состоялось после пленарного заседания Конституционного совещания. Особое внимание в выступлении губернатора было уделено централизованному кредитованию на приобретение продуктов питания, оборудования и материалов для проведения уборки урожая. Была затронута и проблема взаимозачетов. Если их не произвести в ближайшее время, считает Россель, неплатежи заблокируют деятельность всей промышленности России. Глава администрации Свердловской области обратился к Виктору Черномырдину с предложением немедленно приступить к разработке экономического плана-прогноза на 1994 год. Премьер-министр дал поручение своему первому заместителю Олегу Лобову начать эту работу, предварительно собрав предложения с мест.

3.2.       Сельское хозяйство

По данным на 4 июня, яровые в области были посеяны на 70% площадей (зерновые — на 80%). Картофельные поля были засажены на 66%, капустные — только на 31%. Овощей посеяно 60%, кукурузы — 21%. По мнению специалистов, если сев и посадка не будут закончены до 10-12 июня, то дальнейшее проведение полевых работ становится бессмысленным. Всего в области остались незасеянными поля общей площадью 48,5 тыс. га, из которых 62% приходится на зерновые, 34% — на кукурузу и однолетние травы, 4% — на картофель и овощи. В результате этого, по предватительным подсчетам специалистов, область недополучит около 60 тысяч тонн зерна, 20 тысяч тонн картофеля, 5 тысяч тонн овощей.

По сообщению заведующего сельхозотделом администрации Екатеринбурга Р.Дубичева, в структуре посевных площадей в 1993 году произошли некоторые изменения: по сравнению с прошлым годом посажено картофеля на 70 га больше. Площади под зерновые и овощные культуры оставлены на прежнем уровне. Увеличены посевы однолетних трав, так как проблема кормов для наших хозяйств остается очень острой.

Принятие 1 марта малым советом области решения о выделении дотаций из бюджета на покрытие всех расходов сельских товаропроизводителей по производству молока, мяса, покупке горючего позволило стачечному комитету работников АПК и Агросоюзу не прибегать к акциям протеста.

Встречаются противоречия в наделении землей горожан.

Отложено подписание договора между Синарским трубным заводом и Каменским совхозов о выделении заводчанам земли под огороды. Селяне требуют внести в текст договора пункт об обязательной обработке всей взятой земли и штрафе в 5 тысяч рублей за каждую необработанную «сотку». Без этого пункта они отказываются подписывать договор. Потребность в огородах удовлетворена лишь наполовину. Предельная норма садовых соток увеличена до пятнадцати, а в городской черте свободной земли практически нет.

Большое значение может для области сыграть постановление о мерах государственной поддержки крестьянских и фермерских хозяйств в 1993 г., подписанное председателем областного правительства Валерием Трушниковым. Согласно документу, на инженерное обустройство хозяйств выделяется 1210 миллионов рублей. Часть из них предназначена для финансирования программы строительства 12 базовых крестьянских хозяйств с полным обустройством на землях Уральского сельхозинститута, Краснотурьинского завода-колледжа, Ирбитского совхоза-техникума, территорий шести районов области, Верхней Пышмы и Екатеринбурга.

Хозяйства Артинского района уже сегодня начинают подсчитывать свои убытки. В среднем килограмм еще не выращенного зерна обошелся в 150 рублей. В районе ожидается жесточайшая конкуренция за рынки сбыта картофеля, так как закупочная цена его постоянно растет, и многие хозяйства начали выращивать именно эту культуру.

Выпуск запчастей для сельхозоборудования налажен на предприятиях Нижнего Тагила. Традиционные поставщики запчастей для оказались за границей России, и многолетние деловые связи с ними разрушены.

Кое-где возрождается распределительная система. Одну булку хлеба в день может купить каждый житель поселка Махнево Алапаевского района. Здесь по-прежнему сохраняется сложная обстановка с производством хлебобулочных изделий. Причина — недостаток муки и зерна. По местному радио выступил глава районной администрации Борис Кошкин. Он сообщил, что в ближайшие дни весь город перейдет на карточную систему обеспечения хлебом.

3.3.       Приватизация

Грубейшие нарушения федерального и местного законодательств в действиях Екатеринбургского фонда имущества выявили работники городского контрольно-ревизионного управления. В соответствующем акте зафиксирована необъяснимая лояльность фонда по отношению к некоторым покупателям, получавшим незаслуженные льготы. В результате казна недополучила 38 235 745 рублей. Ревизоры проверили пакеты документов по 31 объекту приватизации. Выяснилось, что в нарушение существующего порядка четырем новым собственникам было разрешено вносить плату за приобретеннные лоты не единовременно, а в рассрочку (это право есть только у трудовых коллективов). Имеются и другие нарушения.

Городским фондом имущества в апреле-мае этого года проведены 5 конкурсов и аукционов по продаже объектов муниципальной собственности. На торги были выставлены 30 объектов, из них 23 нашли своего покупателя. Договоров купли-продажи заключено на 550 миллионов рублей. Сравнивая обобщающие показатели последних конкурсов с проведенными фондом в январе-феврале, можно выявить тенденцию к снижению активности на рынке муниципальной собственности в городе. Хотя средняя цена продажи одного м2 площади и возросла за это время с 34,3 до 73,3 тысячи рублей, а средняя за один лот поднялась с 6,58 до 23,9 миллиона рублей, среднее число заявителей на один объект при этом упало почти в два раза (с 3,5 до 1,75). Среднее же првышение конечных цен над начальными сохранилось на уровне 2,8 раза. Увеличилась доля непрестижных (удаленных от центра) объектов, выставляемых на торги.

Анализ последних торгов показывает существенное (в 2-3 раза) отставание средних цен продажи лотов от сложившихся на сегодня в других регионах России. На ход малой приватизации тормозящее влияние оказывают: 1. стремление предпринимателей вложить свободные рубли в валюту и ценные бумаги; 2. напряженная криминогенная обстановка; 3. жесткость новых «Временных порядков приватизации...», применяемых фондом на последних торгах. Финиш малой приватизации не за горами — к концу августа фонд должен ее завершить. И тактика выжидания со стороны местных предпринимателей может привести к тому, что осенью цены на бывшую муниципальную собственность (ее перепродажа) резко возрастут.

С 1 июня Екатеринбургский объединенный фонд имущества начал принимать приватизационные чеки в оплату за муниципальные объекты, продаваемые на коммерческом конкурсе или аукционе. Делать это раньше в полном соответствии с Указом Президента России от 12.02.1993 г. №216 «О мерах по урегулированию порядка обращения и погашения приватизационных чеков» не позволяло отсутствие надлежащих условий. Как сообщил председатель фонда имущества Валерий Пыхтеев, доля платежа в чеках определяется в ходе обсуждения договора купли-продажи и равна за один чек 0,59% от минимального размера месячной оплаты труда. Срок оплаты чеками не может превышать 13 календарных дней со дня подписания итогового протокола. Расходы, связанные с приемом, погашением, хранением и уничтожением чеков, ложатся на плечи покупателя. Недисциплинированные покупатели будут выплачивать пеню. Спланированной акцией по дискредитации городского фонда имущества назвал ряд публикаций в средствах массовой информации заместитель председателя фонда Юрий Карасюк. В июне многие газеты опубликовали материалы о результатах плановой проверки деятельности фонда контрольно-ревизионным управлением по Екатеринбургу, где, в частности, указывалось о недополучении в процессе приватизации городской казной более 30 миллионов рублей. В своем заявлении работники фонда категорически отвергают сделанные представителями КРУ выводы. «Акт ревизии фондом не подписан, — говорится в документе. — Одновременно фонд вынужден обратиться в Минфин РФ с просьбой рассмотреть и принять решение о необоснованности выводов акта ревизии и оценке профессиональных действий ревизоров».

17 июня в горсовете состоялось политическое мероприятие под вывеской коммерческого. На 4,5 миллиона рублей приобрело приватизационных чеков АО «Городской инвестиционный чековый фонд» за несколько месяцев своего существования. Такие данные привел директор Петр Крылатков, отчитываясь в горсовете о работе фонда. Запланировано нарастить уставный капитал до 1 миллиарда рублей. Ваучеры предполагается вкладывать в акции прибыльных предприятий различных отраслей промышленности. Поскольку среди учредителей фонда не только коммерческие организации, но и координационный совет Союза трудовых коллективов Екатеринбурга, фонд имеет социальную направленность. Он намерен помогать трудовым коллективам выкупать контрольные пакеты акций. Акционерам фонда гарантируются бесплатные услуги юридического характера, бесплатное страхование жизни от несчастного случая на 50 тысяч рублей, а также страхование самого чека на 50 тысяч рублей от банкротства фонда в течение первого года его работы.

3.4.       Некоторые статистические данные

Продолжается общее сокращение производства. 19,7% составил спад производства в промышлености области в январе—мае этого года по сравнению с тем же периодом прошлого года, сообщил отдел промышленности облстатуправления. Темпы производства продукции уменьшились на предприятиях цветной металлургии, химии и нефтехимии, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслей, легкой, пищевой промышленности и стройиндустрии. Из-за постоянно растущих цен объем производства в действующих ценах увеличился по сравнению с январем—маем прошлого года в среднем в 5,5 раза. При этом оптовые цены на продукцию пищевой промышленности за это время возросли почти в 8 раз, топливной, черной и цветной металлургии — в 7 раз.

По данным комитета по экономике при городской администрации, развитие потребительского рынка в Екатеринбурге в апреле характеризовалось следующими показателями. На 1 мая индекс цен по сравнению с февралем возрос на продовольствие — на 17,7%; на непродовольственные товары — на 19,2%; на платные услуги — в 2 раза. В том числе на некоторые товары первой необходимости и услуги рост цен составил: на мясопродукты — 9,7%; колбасные изделия — 12,4%; масло животное — 16,5%; яйцо — на 60%; сахар — на 10,2%; молоко и молочные продукты — 21,7%; хлеб и хлебобулочные изделия — на 14,3%; синтетические моющие средства — 22,6%; бельевой трикотаж — 19,7%; обувь — 18,4%; услуги детских дошкольных учреждений — 23,4%. Эти цифры показывают, что в апреле сохранялись примерно те же темпы роста цен, что и в предыдущем месяце. В большей мере дороговизна охватила платные услуги и непродовольственные товары, в меньшей — продовольствие. Таким образом, минимальные затраты на одного человека в трудоспособном возрасте на 1 мая 1993 года составили 25 120 рублей и возросли за месяц на 35%.

Зарплата работника промышленного предприятия в апреле была в среднем 33 767 рублей, в мае она составила 37 798 рублей, сообщил отдел промышленности облстатуправления. По сравнению с уровнем прошлого года она возросла в девять раз. Самые большие заработки на предприятиях пищевой промышленности, электроэнергетики и цветной металлургии.

3.5.       Занятость населения. Забастовки

В знак протеста отказались от работы рабочие некоторых цехов Алапаевского станкостроительного завода. Причина — длительная задержка в выплате заработной платы. Завод задолжал людям деньги еще с марта. Коллективы цехов требуют срочного отчета профсозного комитета, высказывают недоверие директору завода и своим профсоюзным «защитникам». Требования к правительству области и России утверждены на заседании забастовочного комитета предприятия «Алапаевсклес». Среди них — отмена дополнительного двадцатипроцентного налога на лесовосстановление, сохранение комплекса леспромхозов, открытие границ СНГ для торговли лесом. Представитель стачкома, уполномоченный вести переговоры с правительством России, отбыл в Москву.

Продолжает формироваться рынок рабочей силы. Начала свою работу комиссия по рассмотрению бизнес-проектов создания в Екатеринбурге дополнительных рабочих мест. В нее вошли представители городской администрации, управления занятости, финансово-бюджетного управления, центра по социальной защите граждан. Возглавил комиссию заместитель мэра Анатолий Ишутин. На первом заседании рассмотрено восемь проектов, рекомендованных районными отделами занятости. Победителям конкурса будут выделены льготные кредиты на реализацию представленных программ.

1.4.    ВИЗИТ В ОБЛАСТЬ Г.БУРБУЛИСА

23 июня Г.Бурбулис прилетел в Екатеринбург из Красноярска, где был учрежден филиал центра «Стратегия. ХХI век.» В тот же день он принял участие в презентации уральского отделения центра «Стратегия», встретился с Э.Росселем и администрациями города и области. На встрече обсуждались различные аспекты образования Уральской республики и конституционный процесс. О необходимости создания партии прагматиков Г.Бурбулис заявил на встрече с общественностью Екатеринбурга. По его мнению, потребность в такой партии вызвана политической ситуацией в России. Нынешней осенью необходимо провести выборы в парламент. При этом шансов победить у демократов мало, а силы, называющие себя центристскими, таковыми не являются, так как могут в любую минуту отойти «в старые политические ниши». Создание «президентской партии» в планы Бурбулиса, по его словам, не входит.

Бурбулис признал, что имел дело с «красной ртутью», отрицая, однако, незаконность своих действий. В целом ответы на вопросы не удовлетворили собравшихся, а его аппеляции к стандартным «рыночным догматам» при объяснении текущей ситуации лишь вызвали раздражение.

25 июня состоялась еще одна пресс-конференция, на которой Бурбулис отметил, что удовлетворен тем, что на Урале появился филиал фонда «Стратегия», что никто не возразил против появления «нового типа коалиции — прагматического» и была еше раз подтверждена необходимость создания новой партии. Бурбулис предвидит наличие во время будущих выборов трех политических блоков — демократического, оппозиционного и прагматического; в последний, по его словам, войдут промышленники и за влияние в нем будет бороться мафия. С целью воспитания политических противников Бурбулис намерен создать гуманитарный политический лицей «Надежда России».