Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Евгений ЖУКОВ

Эстония
в июне 1993 года

 

1.1.1.    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Многие действия Эстонии во внутренней политике в мае — июне имели отклик и во внешней. Это принятие правительством таких законопроектов, как о выборах в местные органы власти, об основной школе и гимназии и наконец об иностранных гражданах. Эти законы, вплотную касающиеся русскоязычного населения Эстонии, вызвали определенную реакцию и российского руководства.

В мае Государственным собранием был принят закон о выборах в местные органы самоуправления, который дает постоянным жителям-негражданам Эстонии только активное избирательное право, лишая их пассивного, то есть быть избранными в местные органы власти. Ряд политических организаций Эстонии (Социал-демократическая партия Эстонии, Социал-демократический союз молодежи) выступил против принятия этого закона в настоящем виде, считая, что, лишая политиков-неграждан законных путей участия в жизни республики, правительство толкает их на поиск незаконных [1]. Центристская фракция парламента критикует этот закон за то, что в отличие от граждан для неграждан требуется предварительная регистрация [2]. Президент Эстонии Л.Мери объяснил принятие Госсобранием этого закона политическими мотивами. Во-первых, это результаты апрельского референдума в России, во время которого граждане России, проживающие в Эстонии, проголосовали в основном против демократических реформ. Во-вторых, отсутствие конкретных результатов в решении вопроса о выводе российских войск из Эстонии в течение 16 месяцев на эстонско-российских переговорах. В результате, по словам Л.Мери, углубляются сомнения по поводу того, можно ли в Российской Федерации видеть партнера, достойного доверия [3].

После утверждения закона о выборах в местные органы власти Госсобрание приняло решение о сроках выборов. Они состоятся 17 октября. Регистрация неграждан, имеющих право голоса, будет проводится с 12 июля по 12 августа. Столь короткий срок объясняется необходимостью распределения мандатов по округам за 50 дней до выборов. В решении о проведении выборов не было зафиксировано, что законным подтверждением проживания в Эстонии является прописка в ЭССР [4].

Следующей акцией, касающейся русскоязычного населения Эстонии, было лишение таллинским горсоветом российских военных прописки. 3 июня таллинский горсовет решил обязать мэрию взять в свою собственность всю имеющуюся в распоряжении военных жилплощадь, объявив прописку и другие основания для их проживания в городе недействительными и оставив в действии только визы и виды на жительство и на работу, выданные эстонскими властями. Горсовет также отменил все заключенные после 1 июля 1990 года договоры и переоформлении на других лиц жилплощади, принадлежавшей военным ведомствам бывшего СССР, а теперь России. При этом квартиры могут быть освобождены силой при помощи полиции. Таллиннский горсовет предложил выдать лицам, прописка которых отменяется, разрешения на пребывание в Эстонии сроком на 6 месяцев. Наличие таких разрешений будет обязательно для военных и членов их семей с 1 сентября 1993 года [5].

Против этого постановления выступила Русская община Эстонии (РОЭ), обвинив депутатов горсовета в дескриминации и геноциде.

РОЭ намеревалась подать в Городской или Верховный суд, а также в Международный суд в Страсбурге иск о нанесении морального ущерба и до вынесения ими решения игнорировать постановление горсовета [6].

16 июня в Госсобрании был принят закон об основной школе и гимназии. По нему языком обучения в школе является эстонский язык. При соответствующем решении Совета местного самоуправления для муниципальных школ и Министерства культуры и просвещения — для государственных школ языком обучения в общей школе может быть и другой язык. В гимназических классах (10,12) преподавание не на эстонском языке предусматривается только в частных гимназиях. Правительственный проект предполагал плавный переход к новой системе в течение 1993-2005 гг., но при обсуждении этот срок был сокращен на 5 лет. В то же время предложение и после 2005 года сохранить гимназии с преподаванием не на эстонском языке было отвергнуто. Министр культуры и просвещения Эстонии П. - Э.Руммо прокомментировал эти положения закона, как не содержащие дискриминационнных моментов [7].

Но принятый 16 июня закон очень сильно отличается от разработанного при участии представителей Государственного департамента школ, и в нынешнем виде, по словам заведующего отделом политики в области образования Министерства культуры и просвещения, его просто невозможно выполнить, и это касается не только русских, но и эстонских школ. Министерство направило соответствующий протест Президенту Эстонской республики, дабы он не скреплял этот закон своей подписью [8].

8 июня в Государственном собрании состоялось 1 чтение закона об иностранных гражданах, а 21 июня этот закон был принят (из 75 присутствующих 59 проголосовали «за», 3 — «против», остальные отказались от голосования). Согласно ему, иностранцами признаются все проживающие в Эстонии неграждане. Иностранцы, живущие в Эстонии на основании прописки в Эстонской ССР, обязаны в течение 2 лет со времени вступления закона в силу подать ходатайство о выдаче вида на жительство, иначе им будет предписано покинуть страну. Разрешения на жительство делятся на временные и постоянные, обладатели последних наряду с гражданами считаются постоянными жителями республики [9].

Уже I вариант этого закона вызвал широкую реакцию внутри страны. В частности, представители центристской фракции парламента (Р.Вейдеманн) заявляли, что проект был составлен исходя, во-первых, из желания выжить русских из Эстонии, во-вторых, отклонить от участия в выборах в органы местного самоуправления население с пассивным избирательным правом. Также мнение центристов, которых за активное противостояние правящей коалиции уже клеймили внутренними врагами, что этим законом в лучшем случае оформится передача Нарвы и Силламяэ России, а в худшем — «будем иметь у себя Боснию». Некоторые парламентарии были не согласны только с несколько агрессивной формой документа.

Против принятия закона выступили также представители эстонской интеллигенции [10]. Есть политики, убежденные в том, что принятие закона об иностранцах доказывает связь правящей коалиции с КГБ. Стремление избавиться от бывших офицеров КГБ объясняется тем, что их присутствие в Эстонии висит как дамоклов меч над головами тех, кто был с ними связан [11].

Активный протест закон вызвал у русскоязычного населения; митинги, собрания, сборы подписей под обращениями в международные организации прошли в Таллинне, Нарве, Пярну. Во время дебатов в парламенте прозвучало предложение позаботиться о том, чтобы застрельщики забастовок и гражданского неповиновения как лица, проявившие нелояность по отношению к эстонскому государству, не получили эстонского гражданства.

В ответ на принятие этого закона 24 июня Президент России Б.Н.Ельцин выступил с заявлением, в котором говорилось, что закон нарушает гражданские, имущественные, социальные и жизненные права русскоязычного населения Эстонии [12]. Министр иностранных дел России А.Козырев отметил, что сложившаяся ситуация может отразиться и на выводе войск. 23 июня штабом таллиннской военно-морской базы была получена телеграмма от начальника Генерального штаба ВС России, которая предписывала остановить вывод и расформирование частей и соединений Балтийского флота [13].

Правительство России начало обсуждать санкции против Эстонии. Было решено информировать о происходящем Совет Безопасности ООН, Европейский Совет. Если закон вступит в силу, Россия намеревается уменьшить поставку энерго- и топливных ресурсов. Характерно, что как раз в момент обсуждения экономических санкций, российский концерн «Газпром» прекратил поставки газа в Эстонию, как объяснило его руководство, за задолженность за последние месяцы (80 млн. крон). После того как эстонская газовая компания объявила, что готова оплатить задолженность к концу июля, и был намечен график выплаты, подача газа была возобновлена. Прекращение поставок газа ударило бы прежде всего по трем русским городам Северо-Востока Эстонии, где живет половина частных потребителей газа — Нарве, Силламяэ и Кохтла-Ярве (при том, что население потребляет половину общего количества газа и половину — промышленность) [14].

Особенно остро на закон об иностранцах отреагировали в Нарве, где наметили на июль проведение референдума о национально-территориальной автономии этой области в составе Эстонии.

Закон об иностранных гражданах не вступит в действие до его подписания президентом, который отправил его на экспертизу в международные организации. Совет Европы учредил специальную юридическую комиссию для проверки этого документа [15].

Президент Эстонии Л.Мери уже не впервые совершил поступок, не совпадающий с желанием большинства парламентариев. Так, им не были подписаны, а возвращены на доработку в Госсобрание несколько законопроектов. Очевидно, такая позиция многим не нравится, чем можно объяснить то, что в июне Государственное собрание приняло закон о внешних отношениях, согласно которому Президент лишен права подписывать договоры с иностранными государствами [16], а правительство Эстонии утвердило проект закона о порядке привлечения Президента к уголовной ответственности. Кроме того, в прессе публиковался ряд материалов, предполагающих и даже утверждающих связь в прошлом Л.Мери с дочерними организациями КГБ [17], после чего Президента попросили дать официальные объяснения по этому поводу.

Производились нападки и на других крупных государственных деятелей. С 7 июня министр внутренних дел Л.Парек сместила с должности главу и фактического создателя эстонской погранохраны А.Эвеля, объяснив это его заявлениями, «идущими в разрез с оборонной политикой правительства». В планах правительства было разделить погранохрану на 3 части: контроль паспортов должна производить паспортная полиция, заниматься береговой охраной на морской границе — Департамент водных путей, а осуществлять патрулирование территории между пограничными пунктами — пехотные части.

С критикой этого выступили в обращении к Президенту Эстонии 2 бывших премьер-министра Э.Сависаар и Т.Вяхи, считая, что такое разделение означает развал цельной системы погранохраны, а это для Эстонии и опасно и слишком дорого. Кроме того, по из мнению, передача функций охраны границы армейским частям нанесет ущерб отношениям республики с дружественными ей странами, которые в свое время дарили ей оружие и оборудование на условии их использования исключительно погранохраной,а никак не армией (так, Финляндия приостановила поставку катеров, но «Исамаа» объяснило это просто небольшим изменением графика поставок, случайным сопадением) [18]..

Увольнение А.Ээвеля послужило поводом для выражения правительственной оппозицией недоверия министру внутренних дел. Перед дворцом на Тоомпеа собрался митинг, также требующий ее отставки.

Основными обвинениями в адрес Л.Парек были ее некомпетентность, то, что она не справляется ее служебными обязанностями [19]. В вину ей ставили, например, увеличение удельного веса тяжких преступлений, снижение процента раскрываемости. Приводились опубликованные в Финляндии данные, что в Эстонии самый высокий в Европе уровень преступности.

Сместить с должности Л.Парек оппозиции не удалось, так как за выражение ей недоверия проголосовали 39 членов парламента, вместо необходимых для этого 51.

Вслед за увольнением А.Ээвеля генеральным директорам еще двух государственных департаментов (таможенного и земельного, который правительство решило передать в ведение министра финансов от министра сельского хозяйства) было предложено оставить свои посты [20].

1.2.    ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

В адрес Эстонии по-прежнему звучат обвинения в несоблюдении прав человека, несмотря на ее включение в Совет Европы. В частности, это связанно с принятием ряда последних законов. К такому выводу пришла и российская сторона совместной комиссии по контролю за соблюдением российско-эстонского договора о межгосударственных отношениях, посетившая с 14 июня Эстонию и нашедшая, что этот договор не соблюдается. На встрече с делегами комиссии президент Мери предложил прибегнуть в урегулировании отношений между странами к помощи посредников от третьих стран и международных организаций [21].

Министр иностранных дел Эстонии Т.Веллисте расценил обвинения Эстонии со стороны российских официальных лиц как обращенные к определенным слоям населения России и обусловленные ее внутриполитическим положением [22].

Тем не менее, в Эстонии ведется работа по борьбе с нарушениями прав человека.

 

7-9 июня в Таллинне проходил семинар по правам человека, организованный Институтом прав человека Эстонии и Центром международных программ помощи в области менеджмента, образования и права. Также в Эстонии находилась делегация правозащитной организации «Международная амнистия», которая ознакомилась, в частности, с положением в тюрьмах[23]. В этой области по-прежнему немало проблем. Одна из них — невозможность обеспечить работой всех осужденных (работа находится только для 25% из них). Рассматривается такой выход как привлечение к местам заключения предпринимателей с предоставлением им определенных налоговых льгот. Все тюрьмы планируется реконструировать; вместо камер на 70 человек, сделать небольшие — человека на четыре. Предполагается также строительство 6 арестантских домов в наиболее крупных городах. Но на все это не хватает денег, как и на проведение судебной реформы, которая из-за этого может значительно затянуться. На ее проведение выделено 10 млн. крон, вместо запрошенных 40 млн. крон [24].

Комментируя разработанный новый проект уголовного законодательства, профессор И.Ребане заявил, что в Эстонии «не будет больше смертной казни» [25].

1.3.    СИТУАЦИЯ НА СЕВЕРО-ВОТОКЕ ЭСТОНИИ

Северо-восток республики в силу разных обстоятельств (в первую очередь подавляющего большинства русскоязычного населения) является районом, несколько отличающимся от остальной территории, в частности экономически. Как отметил заместитель президента банка Эстонии Бу Краг, положение на северо-востоке заметно ухудшилось по сравнению с прошлой осенью, в то время как вообще по Эстонии заметна тенденция к улучшению.

Крупное предприятие «Эстонсланец» не может продать продукцию, поэтому перешло на трехдневную рабочую неделю. Падает производство и на сланцеперерабатывающем химическом объединении «Eesti Polevкiviкeewia». Главное предприятие Силламяэ «Силмет» не способно выплачивать ни зарплату, ни налоги, увольняет треть своих работников. В Нарве из 34 тысяч трудоспособного населения 10 тысяч не имеют работы и не получают пособия и только 3,5 тысяч официально зарегистрированы в качестве безработных. На заводе «Балтиец» из 5900 осталось 1800 работников, на Кренгольмской мануфактуре из 9000 — 6200. По мнению Бу Крага, решить проблемы северо-востока можно путем быстрой приватизации и вливания иностранных инвестиций. Руководители предприятий этой области считают, что Эстония должна дать им кредиты или дотации [26].

В то же время премьер-министр М.Лаар заявил, что с начала года уровень преступности несколько снизился в Нарве и назвал этот город относительно спокойным местом [27].

Вполне ожиданной, как кажется, была реакция жителей северо-востока на появление июньских законов. Здесь прокатилась волна митингов протеста и других акций. На совместном заседании Нарвского профцентра и Союза безработных Нарвы 15 июня подчеркивалось, что законы об иностранцах и о выборах в местные органы власти являются дискриминационными по отношению к русскоязычному населению Эстонии, предлагалось перейти к более радикальным мерам, чем заявления, например, всеобщая забастовка, блокировки железнодорожной и шоссейной трасс и т.п. Было принято заявление к руководству России и Эстонии, в котором утверждалось, что русскоязычная община в Эстонии является жертвой пакта Риббентропа-Молотова [28].

После же принятия закона об иностранцах Госсобранием Нарвский горсовет решил объявить на середину июля референдум о национально-территориальной автономии в составе Эстонии. Эстонское руководство осудило эту акцию, найдя в ней нарушения Конституции Эстонии.

1.4.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Как уже было показано, внешняя политика Эстонии, особенно ее отношения с Россией, в этом месяце была довольно тесно связана с внутренними событиями.

В июне состоялся 12-й тур российско-эстонских переговоров. Еще до его начала глава эстонской делегации Ю.Луйк сказал, что присутствие российских войск в Эстонии может нанести ущерб президентам США и России. Активная пророссийская политика администрации Клинтона и отсутствие продвижения вперед на переговорах в вопросе о выводе войск, с которым США увязывают оказание материальной помощи России, могут сказаться и на внутренней политике Соединенных Штатов [29].

По словам руководителя российской делегации В.Свирина, несколько осложняет ситуацию на переговорах сообщение о подписании Л.Мери закона о выборах в местные органы самоуправления, так как в соответствии с ним тысячам этнических русских отказано в праве избираться [30].

Как заявил Ю.Луйк, отличительной чертой этого тура являлось то, что впервые в ходе переговоров российская сторона обсуждала практические вопросы. Было заявлено, что срок вывода войск, объявленный П.Грачевым (31 декабря 1993 г.), устраивает, но связан с финансовыми трудностями. Делегация России просила способствовать оказанию международной помощи в этом вопросе (сумма, необходимая для строительства жилья военным, была названа позднее — 230 млн. долларов США) [31].

Обсуждались и экономические отношения государств, причем отмечено, что проблемы упирались прежде всего в политику; между самими бизнесменами разногласий нет. На переговорах был подписан договор о торговых отношениях Эстонии и России в текущем году, включающий 2 пункта:

а) взаимное способствование созданию акционерных обществ (по нему страны смогут беспрепятственно основывать совместные предприятия на территории друга друга),

б) поставки в Эстонию сырья, в первую очередь природного газа, 100% которого ввозится из России [32]. Реализация этого пункта договора была связана в июне с некоторыми трудностями, о которых говорилось чуть выше.

С 1 июня был изменен порядок выдачи въездных виз в Эстонию. Въезжающие со стороны России и Латвии уже не могут приобрести визу на границе. Такая возможность сохраняется только в Таллиннском аэропорту, в Морском порту, на аэродрамах Тарту, Курессааре, Кярдла и Пярну [33]. Вместе с тем введены новые правила пересечения границы для жителей многих зарубежных стран. Возможность купить визу на границе будут иметь граждане 20 стран (в числе которых развитые страны Европы, республика Корея и ЮАР). Граждане СНГ не имеют такой возможности. Увеличился список государств, граждане которых обладают безвизовым въездом в Эстонию. К Латвии, Литве, Польше, Словакии, Чехии, Болгарии, Дании и Великобритании с 1 июня прибавились США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония и 5 европейских карликовых государств — Ватикан, Сан-Марино, Андорра, Менако и Лихтенштейн.

С 1 июля вводится новое изменение режима на эстонской границе: жителям СНГ и Грузии визы будут ставиться только в заграничный паспорт. Но для граждан этих стран будут действовать льготные тарифы на получение виз [34].

Россия тоже изменила правила пересечения границы, ужесточив их для обладателей паспорта Эстонской республики.

После принятия Закона об иностранцах и реакции российской администрации в Москву отправился представитель МИД Эстонии В.Саатпалу с целью убедить российское руководство в отсутствии в политике Эстонии какой-либо дискриминации. По его словам, русскоязычное население должно, как бы психологически трудно это ни было, смириться с тем, что они граждане другого государства, что сейчас в Эстонии происходит типичная деколонизация, как это было во многих странах.

С такой позицией не согласны нарвитяне, объясняющие свою точку зрения тем, что приехали когда-то в разрушенный город, отстроили дома себе сами и отрицают навязываемый им статус.

Верховный Совет России принял постановление, определяющее ее позицию. В нем говорится, что если эстонские законы останутся в нынешнем виде, то Россия может не смириться с настоящими границами Эстонии, так как значительная часть ее территории окажется заселенной не ее гражданами.

В урегулировании отношений двух стран принял участие Верховный комиссар СБСЕ по делам национальных меньшинств М.ван дер Стул, который,кстати, признал, что рекомендации, представленные им по итогам предыдущей поездки по Прибалтике (в частности, о создании в Эстонии Совета по межэтническим отношениям) так и остались невыполненными [35].

Другой аспект эстонско-российских отношений — российские эстонцы в настоящее время в Росссии проживает около 80 тысяч эстонцев, в большинстве депортированные в свое время НКВД и их потомки. Они тоже жалуются на дискриминацию — на основании национальной принадлежности эстонцам не выдают гуманитарной помощи, на их протесты отвечают пожеланием ехать в Эстонию. Но с возвращением на родину у них тоже немало сложностей [36].

4.1.       Эстония — Латвия — Литва

На встрече 16 мая представители стран Балтии обсудили проблемы заключения трехстороннего договора о свободной торговле. Эстония желает подписать пока только двухсторонний, уже парафированный, договор с Латвией, но в то же время отмечалось, что шансы быть подписанным есть и у трехстороннего договора о свободной торговле [37].

Равнодушием Эстонии к взаимоотношениям с Литвой разочарованы многие политики этой страны. Как пишет литовская пресса, литовцы стали для Эстонии второстепенным народом в Европе, общение с которым непостижно. Об этом свидетельствует и то, что эстонское правительство не торопится открывать в Литве свое посольство. Многие связи (экономические, торговые...) облегчились бы, если между странами были подписаны важнейшие документы (как договор о свободной торговле, о поощрении инвестиций, об отсутствии двойного налогообложения и др.) [38]. Есть опасения, что может повториться ситуация 1920-1930 гг., когда сотрудничество Балтийских государств тормозилось именно из-за прохладных эстонско-литовских отношений.

3 июня в Пярну состоялось региональное совещание Организации непредставленных народов. В ходе работы совещания было принято несколько обращений к мировой общественности с призывами поддержать борьбу абхазского народа, признать Чеченскую республику. Организация непредставленных народов также призывает президента и парламент Украины признать суверинитет Закарпатья. Кроме того, принято заявление об обсуждаемых в России проектах новой Конституции, в котором говорится, что ни один из этих проектов не учитывает интересов малых народов России и сокращает для них возможность использовать право свободного выбора [39].

В своей оборонной политике Эстония ориентируется прежде всего на Северо-Атлантический блок. 8-11 июня группа наблюдателей от Министерства обороны и департамента погранохраны Эстонии присутствовали на морских учениях НАТО, которые проходили на Балтийском море.

1.5.    ЭКОНОМИКА

В июне 1993 года истек 1 год со времени введения эстонской национальной валюты — кроны. Этому была посвящена проведенная 18 июня в Таллинне конференция, подводившая некоторые итоги. По мнению специалистов, достигнутом немалые успехи — в несколько раз увеличились записы валюты и золота (в мае при некотором замедлении темпа роста запасов они выросли на 184 млн. крон — примерно 14,2 млн. долларов США, и всего на начало июня составляли 3489,3 млн. крон — около 268 млн. долларов, что на 2,3 млрд. крон больше, чем до денежной реформы [40]). Этому способствовало и то, что иностранцы все больше и больше денег вкладывали в экономику Эстонии, 7 миллионов крон инвестиций помогли увеличить запасы валюты [41]. По словам заведующего службой информации Банка Эстонии К.Поллисински, за стабильностью кроны стоят подтвердившиеся расчеты, удачно выбранный момент реформы, плюс ориентир на рыночный курс немецкой марки. Денежную реформу Банк Эстонии готовил при поддержке Международного валютного фонда, принимая его условия — сокращение или ликвидация дотаций на производство товаров народного потребления, транспорт и пр., закрытие нерентабельных предприятий, отделение государства от экономики и т.д. При этом в Эстонии прогрессирует спад экономики. Объяснить это можно тем, что количество денег связано с золото-валютным запасом Банка Эстонии (при увеличении этого запаса вырастает и количество крон в обороте). Банк не волнует, соответствует ли это количество объему товаров и стоимости услуг на рынке. Такой подход и порождает ножницы между стабильностью кроны на внешнем рынке и инфляцией на внутреннем (то же относительно небольшой -в январе — феврале она составила 1,7%). У предприятий не хватает оборотных средств, они сокращают производство, но платят налоги, увольняют рабочих. Но крона держится, по объяснению К.Поллисински, за счет транспорта, морского и железнодорожного, плюс внешняя торговля, туризм, продажа услуг [42].

Таким образом, внутренняя инфляция все же есть. В мае этого года жизнь подорожала по сравнению с апрелем на 1,7%. Товары подорожали на 1,3%, в том числе продукты питания — на 1,2%, промтовары — на 1,4%. Цены на услуги возросли на 2,9%. По сравнению с маем 1992 года товары и услуги стали дороже в 2,42 раза [43]. Цены на электроэнергию пока остались теми же, но специалисты по энергетике отмечают, что рост цен на горючий сланец и электроэнергию сейчас — неостановимый процесс и можно влиять лишь на скорость подорожания энергии.

Возможно, энеретические проблемы поможет решить атомная электростанция, строительство которой Эстония предполагает проводить в 2013-2015 гг на берегу Финского залива (в Нарве или на полуострове Пакри, где находится г.Палдиски с учебным ядерным реактором). Об этом заявил вице-канцлер министерства экономики А.Хамбург на конференции по энергетике стран Балтийского моря в Гданьске. Сооружение АЭС предусмотрено принятой 2 года назад программой по энергетике, рассчитанной до 2030 года, А.Хамбург охарактеризовал АЭС как наиболее экономичный и безопасный источник получения энергии [44].

В конце прошлого года Эстонское приватизационное предприятие объявило первый круг приватизации, в ходе которого на продажу было выставлено 38 предприятий. После переговоров большинство потенциальных покупателей отсеялось и осталось 37 предложений на покупку 25 предприятий. Половина покупателей представляет иностранный капитал (фирмы Финляндии, Швеции, Норвегии, России, Германии, Бельгии, Великобритании, США, Польши), половина — эстонский. Эстонские инвесторы могут заплатить за купленное предприятие в рассрочку в течение 5-10 лет. Крупнейшая в Эстонии приватизационная сделка была осуществлена на аукционе 13 июня: гостиница «Таллинн» была куплена ее директором за 80 млн. крон.

Впредь приватизация пойдет, вероятно, еще активнее ввиду ее урегулирования законодательными актами. 17 июня Госсобрание приняло Закон о приватизации, который регулирует приватизацию государственной и муниципальной собственности, исключением являются приватизация земли и квартир, для чего нужен отдельный закон.

Разработкой программы приватизации и ее проведением будет заниматься Агентство по приватизации. Приватизация проводится за деньги или ценные бумаги [4[.

Кроме того, для ускорения реформы собственности правительство решило выделить средства на совершенствование сети ЭВМ. Первоначально выделено 1 млн. крон, всего же предполагается израсходовать на эти цели 3,4 млн.

Приватизация жилья проходит медленнее, чем в других областях, — облигации народного капитала будут выдаваться явно не раньше нового 1994 г. С этим связано и то, что переход на второй этап жилищной реформы произойдет лишь в новом году, хоть предполагалось осуществить жилищное хозяйство и все расходы легли бы на плечи жильцов. Но для этого надо было бы резко поднять уровень зарплаты, что в данный момент нереально [45] (в первом квартале средняя зарплата составляла 898 крон, для работников промышленности — 759 крон) [46]. В июне в Таллине насчитывалось 12500 объектов, о возвращении которых были поданы ходатайства, К концу июня комиссия успела рассмотреть материалы о возвращении только 54 домов, но полностью перейти в собственность нового владельца объект может лишь после принятия договора, заключаемого между владельцем и городом, и актов о передаче [47].

В очень тяжелом положении находится сейчас эстонское сельское хозяйство. Урожайность кормов снизилась примерно на 50%. Осенью осталась невспаханной почти треть полей, поэтому треть посевной площади этим летом вообще не использовалась. Из-за возросших цен сократилось использование минеральных удобрений и защитных средств. Также из-за дороговизны топлива во многих районах не произведены необходимые посевные работы.

Много сложностей и в животноводстве, в связи с чем по сравнению с прошлым годом производство мяса и молока сократилось на 30%.

В правительственной оппозиции существует мнение, что все происходящее в Эстонии по недосмотру или случайностям является преднамеренным уничтожением сельского хозяйства.

Законом о доходах в сельском хозяйстве, проект которого обсуждался в парламенте, делается первый шаг на пути регулирования взаимоотношений государства и производителя [48].

Принятие Государственным собранием закона об иностранцах отразилось и на экономике. Как заявил председатель центристской фракции А.Юнти, результатом его явилось то, что уже через 10 дней республика потеряла 1 млрд. крон в связи с изменением отношения к Эстонии деловых кругов Запада, а следовательно — приостановкой поставок, свертыванием работы по составлению инвестиционных договоров и т.д [49].

С 1 июля вступают в действие четыре новых закона — о земельном налоге, акцизном налоге на моторное топливо, воздушном сообщении и закон об изменении акциза на алкоголь. От акциза на моторное топливо, по сведениям Министерства финансов, в госбюджет ожидается дополнительное поступление 15 млн. крон в месяц. Но при этом есть мнение, что он повлечет и дополнительные расходы для тех, кто честно торгует бензином, в то время, как примерно половина топлива сейчас ввозится незаконно, то есть без обложения налогами. Такая ситуация явно неблагоприятна для предприятий, фирм, желающих инвестировать свои средства [50].

Введение земельного налога, очевидно, несколько задержится, но и от него рассчитывают получить в госбюджет и в местные бюджеты примерно 40-45 миллионов крон в месяц [51].

 

 

Источники

1. Эстонский Социал-демократический союз молодежи за предоставление неэстонцам права быть избранными в местные органы власти // Вечерний курьер.— 1993.— 1 июня 1993.

2. Kivi R. Keskfraktsioon kritiseerib omavalitsuste valimisseadust erakonnakesksuse рarast // Ohtuleht.— 1993.— 1 juuni 1993.

3. President kuulutab valja kohalike omavalitsuste valimiste seaduse // Ohtuleht.— 1993.— 3 juuni 1993.

4. Киви Р. Госсобрание приняло решение о проведении выборов в местные органы самоуправления // Вечерний курьер.— 1993.— 4 июня 1993.

5. Таллиннский горсовет лишает российских военных прописки // Эстония.— 1993.— 10 июня 1993.

6. Русская община протестует против действий таллиннских властей // Вечерний курьер.— 1993.— 11 июня 1993.

7. Либман Э. Государственная школа: с 10 класса — только по эстонски // Эстония.— 1993.— 10 июня 1993.

8. Крищюнас С. Закон о школе комментировать отказываюсь... // Вечерний курьер.— 1993.— 22 июня 1993.

9. Киви Р. Попытка центристской фракции отклонить законопроект об иностранных гражданах не удалась // Вечерний курьер.— 1993.— 9 июня 1993.

10. Х.Аасмяэ: закон об иностранцах доказывает, что ПННЭ и «Исамаа» связаны с КГБ // Вечерний курьер.— 1993.— 15 июня 1993.

11. Poorduwine Eesti fvaIikkuse рooIe // Rahva naaI.— 1993.— 21 juuni 1993.

12. О мерах, предпринимаемых российским правительством и ответ на закон об иностранцах // Вечерний курьер.— 1993.— 25 июня 1993.

13. Вывод Балтийского флота России из Эстонии приостановлен // Эстония.— 1993.— 26 июня 1993.

14. Россия прекратила поставки газа в Эстонию // Эстония.— 1993.— 26 июня 1993.

15. Закон об иностранцах отправлен на экспертизу в Совет Европы // Эстония.— 1993.— 26 июня 1993.

16. Kivi R. Keskfraktsioon taunib uksikisikute owadustest Iahtuyat seadusIoowet // OhtuIeht.— 1993.— 4 juuni 1993.

17. Alers Kas me ikka oleme joudnud Euroрasse? // Paeualeht.— 1993.— 3 juuni 1993.

18. Экс-премьеры призывают президента вмешаться // Эстония.— 1993.— 10 июня 1993.

19. O Anton Kasi рeseb katt ehk kes abistayad ERSP-d? // Rahva haal.— 1993.— 16 juuni 1993.

20. Куузик Р. Кто следующий? // Вечерний курьер.— 1993.— 12 июня 1993.

21. Вечерний курьер.— 1993.— 15 июня 1993.

22. Грюн И. Укрепить тылы эстонской дипломатиии // Вечерний курьер.— 1993.— 18 июня 1993.

23. В Таллинне начался семинар по правам человека // Вечерний курьер.— 1993.— 8 июня 1993.

24. Kuusik R. Etteyotjad yanlasse! // Ohtuleht.— 1993.— 1 juuni 1993.

25. В Эстонии больше не будет смертной казни // Эстония.— 1993.— 10 июня 1993.

26. Бу Краг: Положение на северо-востоке заметно ухудшалось // Эстония.— 1993.— 5 июня 1993.

27. Kiyi R. Harya on suhteliselt ohutu рaik // Ohtuleht.— 1993.— 1 juuni 1993.

28. Вечерний курьер.— 1993.— 16 июня 1993.

29. Rumm H. Yene yaed Eestis yoiyad haayata Clintonit ja Зeltsinit // Postimees.— 1993.— 7 juuni 1993.

30. Жизнь подскажет // Молодежь Эстонии.— 1993.— 8 июня 1993.

31. Грюн И. Впервые в ходе переговоров российская сторона обсуждала практические вопросы // Вечерний курьер.— 1993.— 11 июня 1993.

32. Стороны не будут мешать друг другу // Эстония.— 1993.— 10 июня 1993.

33. Куузик Р. На восточной и южной границах прекращается выдача виз // Вечерний курьер.— 1993.— 17 апреля 1993.

34. Yiisat рiiril ei saa // Ohtuleht.— 1993.— 1 juuni 1993.

35. Тихий апартеид // Эстония.— 1993.— 26 июня 1993.

36. Российские эстонцы жалуются на дискриминацию // Вечерний курьер.— 1993.— 18 июня 1993.

37. Представители стран Балтии обсудили проблемы заключения трехстороннего договора о свободной торговле // Вечерний курьер.— 1993.— 19 июня 1993.

38. Kiyi R. Keskfraktsioon heid yalitsusele ette jahedat suhtumist Jeedusse // Ohtuleht.— 1993.— 8 juuni 1993.

39. Grun I. Dokumentid ja рoordumised: esialgu siiski yaid moraalseks toetuseks // Ohtuleht.— 1993.— 4 juuni 1993.

48. Валютные запасы Банка Эстонии выросли в мае на 184,5 млн. крон // Эстония.— 1993.— 10 июня 1993.

42. Голуб Г. Под сенью «зеленой» кроны // Эстония Monday.— 1993.— b.ym.

43. Молодежь Эстонии.— 1993.— 8 июня 1993.

44. Sank У. Kayatseb raiada tuumaiaam // Rahya haal.— 1993.— 2 juuni 1993.

45. Раннаметс Л. Первый этап жилищной реформы пройден // Эстония.— 1993.— 2 июня 1993.

46. Keskmine рalk on 898 kroomi // Ohtuleht.— 1993.— 1 juuni 1993.

47. Отс Э. Если каждую неделю возвращать по 50 домов, то на всю работу уйдет 5 лет // Вечерний курьер.— 1993.— 19 июня 1993.

48. Куузик Р. Богач? Бедняк? // Вечерний курьер.— 1993.— 18 июня 1993.

49. Прослезимся на миллиард // Молодежь Эстонии.— 1993.— 1 июля 1993.

50. Уйбо Я. Акцизный налог выльется в сложности для инвесторов // Вечерний курьер.— 1993.— 25 июня 1993.

51. С 1 июля вступают в силу четыре новых закона // Молодежь Эстонии.— 1993.— 1 июля 1993.