Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Марина РАЗОРЕНОВА, Давид МЧЕДЛИДЗЕ

Грузия
в июне 1993 года

 

1.1.1.    ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Июньские события в очередной раз показали грузинским властям, что между их планами и реальной внутренней и внешней ситуацией большая дистанция. Вялые попытки сократить эту дистанцию пока безрезультатны. Создается впечатление, что представители высших кругов власти не в состоянии учитывать реальности.

Действия Эдуарда Шеварднадзе, не смотря на поддержку достаточно влиятельных политических сил (триады: национал-демократы, либерал-демократы и партия зеленых) — не более чем сдерживающий фактор, эффективность которого теряется с каждым днем.

Маятник политической жизни Грузии приближается к верхней отметке, и если в ближайшее время грузинскому правительству не удастся выработать систему антикризисных мер, а главное — механизм ее реализации, то быстро развивающийся экономический и политический кризис уже осенью может привести к деструкции государственного механизма.

1.1.       Парламентская хроника

Выборы 1992 г., состоявшиеся при весьма несовершенном избирательном законе, привели в парламент как представителей относительно значимых политических партий, так и представителей наспех сколоченных партийных блоков (созданных бывшей номенклатурой КПСС), а также представителей малочисленных беспринципных партий, не имеющих своего лица и политической платформы. Это и определило в конечном счете политическую, а вернее сказать, аполитичную деятельность грузинского парламента. Июнь — не исключение. Вся июньская деятельность парламента проходила на фоне запоздалого осознания кризисного состояния грузинского общества.

1 июня в парламенте развернулись дебаты о мерах по укрепления курса купона, закончившиеся принятием постановления, внесенного бюджетно-финансовой комиссией. Постановление обязывало национальный банк в течении десяти дней разработать конкретный план по стабилизации купона.

6 июня парламентское заседание было посвящено вопросам реорганизации парламента и правительства, что рассматривается как одно из условий выхода страны из кризиса. Свои программы представили парламентские фракции «Национал-демократ» и «Республиканцы». По мнению национал-демократов, работа парламента станет эффективной лишь после того, как определится парламентское большинство и меньшинство. Причем парламентское большинство должно сформировать правительственную команду. Аппарат кабинета министров и аппарат главы государства должны быть преобразованы. Далее кабинет министров должен выработать единую экономическую политику и на ее основе антикризисную программу.

На этом заседании впервые со стороны Национально-демократической партии Грузии (НДПГ) прозвучала критика (правда, слабая) в адрес Эдуарда Шеварднадзе. В то же время лидер фракции Ирина Саришвили отметила, что против курса Шеварднадзе национал-демократы пойдут только в том случае, если глава правительства не встанет на путь укрепления власти.

Свой план по преодолению кризиса представила фракция «Республиканцев». По их мнению, парламент должен быть разделен на верхнюю палату — Совет представителей и нижнюю — Национальный совет. Совет представителей должен быть укомплектован из депутатов, избранных мажоритарным путем. Эти же депутаты должны возглавить местные (соответственно выдвижению), городские и районные структуры управления. Что же касается Кабинета Министров, то в отличии от национал-демократов, республиканцы не ставят в качестве обязательного условия его реорганизации — формирование правительства парламентским большинством. Их предложение весьма аморфно: главное — правительство должно состоять из единомышленников, у которых есть единая цель и которые знают пути ее достижения.

На этом же заседании выступил Ираклий Церетели, который в присущем ему духе заявил, что Грузия «продается оптом и в розницу», и что отдельные ее части (как то Абхазия и Южная Осетия) уже утеряны благодаря бездействию высших эшелонов власти и полной несостоятельности главы государства. Он категорически потребовал отставки Шеварднадзе и удалился из зала, так и не услышав аплодисментов. Дебаты вокруг предложенных программ возобновились 18 июня. На заседании выступил Эдуард Шеварднадзе: «После возвращения из Германии я потребую дополнительных полномочий, и если я их получу, то приму все меры для наведения порядка в стране.» В первую очередь он пообещал создать сильную армию, которая будет служить государству, а не партиям и движениям. Далее из его выступления стало ясно, что та либеральная политика, которой он придерживался до сих пор, будет ужесточена.

Голосование о доверии Шеварднадзе, предложенное Церетели, не состоялось, так как постановка вопроса не соответствовала процедурным нормам.

Как относятся граждане Грузии к позиции И. Церетели? Опрос тбилисцев, проведенный газетой «Резонанс» 19-20 июня, дал следующие результаты.

Из 500 респондентов отрицательное отношение высказали 60,2%, нейтральное — 21,4%, положительное — 9,2% и 9,2% ответили «не знаю».

Однако лидер фракции «Национал-демократ» Ирина Саришвили считает, что к разговорам об отставке Э. Шеварднадзе необходимо относится серьезно, так как «может быть разыгран искусный сценарий на войне в Абхазии, можно ожидать чего-то от сторонников экс-президента. Угроза в том, что отставка Э. Шеварднадзе будет вынужденной, поскольку это исходит от России, имеющей возможность сделать это нашими же руками. Грузия без Э. Шеварднадзе устраивает даже российских демократов».

11 июня И. Саришвили, выступая по грузинскому телевидению, заявила, что такому сильному лидеру, как Э.Шеварднадзе, необходима сильная партия, явно предлагая на эту роль НДП. Надо отметить, что НДП сегодня действительно обладает некоторым реальным влиянием в стране. В частности, она практически контролирует таможенный комитет Грузии (его председатель Ираклий Кадагишвили — недавний депутат парламента от НДП, аппарат комитета также в большой степени укомплектован членами этой партии) и имеет значительное влияние в Министерстве связи. Недавно назначенный первым заместителем посла Грузии в России Георги Зумбадзе во время режима Звиада в 1991 г. представлял в Москве НДП и практически антизвиадистскую оппозицию.

Рейтинг политических деятелей на начало июня выглядит следующим образом (опрошено 1000 респондентов).

 

Отрицательная оценка, %

Положительная оценка, %

1. Н. Натадзе

 8,7

67,7

2. Э. Шеварднадзе

11,3

67,0

3. А. Абашидзе

12,7

57,3

4. З. Жвания

14,3

48,0

5. И. Саришвили

26,3

47,7

6. Т. Пааташвили

18,3

37,7

7. И. Хаиндрава

17,0

30,3

8. Г. Чантуриа

35,6

29,7

9. М. Нанеишвили

13,0

25,3

10. В. Гогуадзе

36,0

24,0

11. Д. Иоселиани

50,7

19,3

12. Т. Сигуа

54,3

17,7

13. А. Асатиани

42,7

16,7

14. З. Гамсахурдиа

65,3

12,0

15. З. Мурванидзе

16,3

10,7

16. А. Маргиани

31,7

 9,3

17. И. Церетели

62,0

 7,3

18. Т. Китовани

63,0

 6,3

1.2.       Ситуация в Западной Грузии

После падения режима Гамсахурдиа ни госсовету, ни нынешним властям так и не удалось установить контроль над определенной частью Западной Грузии: городом Зугдиди, районами Мартвили, Сенаки, Цаледжиха, Чхороцку. Здесь орудует достаточно мощная военная группировка под командованием Вахтанга (Лоти) Кобалиа, поддерживающего экс-президента Звиада Гамсахурдиа. Главный штаб этой группировки находится в Зугдиди.

3 июня в город Гали (территория Абхазии) вошло военное подразделение под командованием некоего Бадзагуа, сподвижника Кобалиа. Бадзагуа установил контроль над всей территорией района. Влияние местных властей сведено к минимуму.

В Зугдиди Кабалия создал Фонд возрождения Мегрелии. В связи с этим на пути к городу установлены «таможенные пункты». Таким образом, въезд и выезд из города строго контролируется. «Таможенная пошлина» составляет 10%. В результате этой акции в Зугдиди практически прекратилась поставка товаров, что вызвало возмущение населения.

14 июня по Зугдидскому телевидению (на дециметровой волне) член бывшего «звиадистского» парламента Джаба Маглакелидзе зачитал обращение Гамсахурдиа к нации. В обращении говорилось, что в ближайшее время абхазам будут сданы города Сухуми, Очамчири, Гали. Частям грузинских правительственных войск предлагалось осознать незаконность хунты, присоединиться к формированиям Кобалия и вместе сражаться за восстановление законной власти (т.е. Гамсахурдиа). Экс-президент призвал своих сторонников начать собирать подписи под требованием его возвращения на пост президента, ибо он и только он способен вывести страну из кризиса.

При полном отсутствии контроля за западной территорией со стороны центральных властей Кобалиа беспрепятственно готовится к крупномасштабным военным операциям. На территории Зугдидского ремонтно-механического комбината продолжается восстановление и монтаж реактивных установок «Град» на базе самосвалов «Камаз». К сегодняшнему дню отремонтировано 11 таких установок. В ближайшие дни будут восстановлены еще 3. По данным информационного агентства «Ипринда», после захвата железнодорожного состава с боеприпасами, направлявшегося в Сухуми, Кобалиа имеет достаточное количество реактивных снарядов для установок «Град». В его распоряжении также находятся 4 БТР, 2 БМП и один танк.

1.2.    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Экономическое положение Грузии сегодня можно характеризовать как коллапс. Главные причины кризиса — затянувшиеся военные действия, нестабильная политическая обстановка, деструктивные действия звиадистской оппозиции, выход (а точнее, вывод) Грузии из рублевой зоны, фактическая экономическая блокада со стороны России. И все это на фоне крушения традиционных экономических и хозяйственных связей. Однако следует отметить, что позиция грузинского руководства в недавнем прошлом также сыграла свою отрицательную роль. Объявленная в 1991 г. Гамсахурдиа блокада России присвоила Грузии имя ненадежного партнера, таким образом в системе еще сохранявшихся тогда экономических связей Грузия оказалась как бы вне игры. Истоки паралича грузинской экономики лежат (в том числе) в 1991 г. Хотя тогда положение не было безнадежным, так как в рамках соглашений, заключенных на правительственном уровне, предприятия получали право устанавливать прямые контакты. Сегодня паралич промышленности приобрел хронический характер. Одно за другим останавливаются предприятия, среди которых крупнейший в Грузии Руставский металлургический комбинат (погашена часть доменных печей).

Одна из острейших проблем — проблема топлива. Из всех государственных бензоколонок в Тбилиси функционируют лишь две и при том крайне нестабильно. Бензин — наиболее дефицитный и прибыльный коммерческий товар, поступающий из Азербайджана. Цена одного литра бензина у перекупщиков в Тбилиси — 500-600 рублей (купоны не принимаются). С целью хищения горючего магистральный нефтетрубопровод Баку—Батуми за последние три года просверлен в 1200 местах. Краденое горючее среди бела дня продается на автомобильных трассах и даже вывозится в Турцию. К середине июня расхищено 34 тысячи тонн дизельного горючего.

С 15 июня Узбекистан перекрыл транспортировку туркменского газа по своей территории, что привело к прекращению подачи газа на территорию Грузии. Причина — отказ грузинского руководства платить Узбекистану нереально высокую плату за транзит. Туркменистан также заявил об увеличении стоимости каждой тысячи кубических метров газа с 19 тысяч до 38 тысяч рублей. К 10 часам 15 июня республика пользовалась лишь тем количеством газа, который еще оставался в газопроводе на ее территории. В настоящее время правительство Грузии ищет источники поставки газа за рубежом. Надо отметить, что происшедшее для грузинского руководство не могло быть неожиданным, так как По признанию главного диспетчера департамента «Грузгаз» О. Мерабишвили, Туркменистан и Узбекистан выставляли эти требования задолго до ультиматума.

Бюджетный дфицит составляет 80%. При этом в июне правительство увеличило зарплату служащим бюджетных организаций на 100%, что вовсе не означает улучшения их материального положения. Во-первых, увеличение зарплаты идет «вдогонку» росту цен, во-вторых, увеличение зарплаты при таком бюджетном дефиците — это выбрасывание «голых» купонов на рынок, что неизбежно влечет за собой инфляцию и рост цен.

При этом правительство не только не способно контролировать финансовую систему, но и откровенно способствует ее дестабилизации. По данным некоторых экономистов, уровень инфляции в республике скоро достигнет 40% в месяц. При этом процентная ставка по государственным кредитам, как правило, на 10-15% отстает от прироста инфляции. В июне разразился скандал вокруг Национального банка, который дал коммерческим банкам беспроцентный кредит. При этом парламент не придумал ничего лучшего, как устроить из парламентской трибуны ринг и пригласить на поединок президента Национального банка Двалишвили и премьер-министра Сигуа (10 июня). Бурные дебаты традиционно результатов не дали, оставив население в недоумении. Это недоумение усилилось после выступления «отставленного» Китовани в телевизионной информационной программе «Мацне», заявившего, что с президентом Национального банка он «разберется сам.»

В начале июня наиболее предприимчивые «биржевые игроки» на разнице курсов купон-рубль-доллар в Батуми и Тбилиси за два дня получали прибыль 100%.

Наличный курс купона к доллару на черном рынке в Тбилиси колебался от 6,000 долларов США (за один купон) в начале июне, 7,000 долларов США к 10 июня и до 4,500 долларов США к 22 июня. Наличный курс купона к рублю колебался от 2 рублей (за один купон) в начале июня до 5,4 рублей к 10 июня; к 17 июня курс упал до 3 рублей, а к концу месяца вновь поднялся до 4,5 рублей. Наличный курс рубля к доллару — от 1225/1240 долларов США 14 июня до 1150/1180 долларов США к 22 июня.

Падение курса рубля по отношению к купону началось после 10 июня и связано отчасти с парламентскими дебатами вокруг финансовой ситуации. В частности, в выступлениях некоторых депутатов прозвучало требование объявить рубль на территории Грузии вне закона. Эти выступления тут же породили нелепые слухи и посеяли панику среди населения: люди начали избавляться от рублей. Очень непродолжительная стабилизация купона также связана с некоторыми шагами приватизации: в Грузии приватизация проводится только за наличные купоны. По сводкам национального банка в кассу возвращается лишь 16% купонов, что объясняется подготовкой населения к приватизации. И вновь без всякой эмиссионной политики и контроля в обращение поступают новые партии купонов.

Падение курса купона сопровождается ростом цен на продукты питания. К концу июня при минимальной заработной плате 4600 купонов и при средней — 15 000 купонов цены на рынке (прилавки магазинов абсолютно пустые) были следующими:

 

в купонах

в рублях

1 кг говядины

10000

2500

1 кг свинины

9000-10000

2300-2500

1 кг сыра

6000

2600-3000

1 кг масла

2500-3000

1 кг сахара

700-750

1 кг помидоров

2000

700-1000

1 кг картофеля

1200

200

Торговля в коммерческом секторе идет (за некоторым исключением) только на рубли.

К июню стоимость минимальной потребительской корзины в Тбилиси составляла на одного человека 34 123 купона.

В июне Грузия пережила очередной «хлебный кризис». К постоянным перебоям с поставкой хлеба, тысячным очередям у булочных, ставшим частью грузинского быта, прибавилась паника, вызванная заблаговременным правительственным заявлением об увеличении в два раза розничных цен на хлеб с 15 июня. Но и повышение цен не изменило ситуацию. По-прежнему толпы с вечера у хлебных магазинов выстраиваются очереди в надежде, что утром появится хлеб. Но очень часто хлеб завозят лишь к полудню или вечеру следующего дня. При этом из-за понятного стремления граждан запастись впрок хлеб достается далеко не всем. В тбилисской печати появились сообщения о гибели людей во время давки в хлебных очередях. Типичная картина — толпы женщин с детьми у ворот хлебозаводов. После отправки партии хлеба в магазины охрана впускает женщин на территорию завода, где они покупают хлеб. Часто устав от многочасового ожидания, женщины отправляют детей прямо через проходную, в надежде, что ни у одного охранника не поднимется рука остановить ребенка.

Впервые «хлебный кризис» в Грузии сопровождался «хлебными волнениями» в провинции. В частности, вечером 14 июня на станции Зестафони местное население перекрыло движение поездов. Причина акции — острая нехватка хлеба.

Неоднократные заявления кабинета министров о том, что мука в республике есть и что хлебозаводы обеспечены всем необходимым, мало соответствуют действительности. Из источников, заслуживающих доверия, к 12 июня в Тбилиси запасов муки оставалось всего на два дня. По предположительным расчетам, хлеба, поступившего из США в июне хватит не более чем на три месяца. Хлебные поставки из Казахстана, обещанные Назарбаевым во время визита Шеварднадзе, неизбежно наталкиваются на проблему: чем и как будет расплачиваться Грузия.

В интервью 11 июня вице-премьер по экономическим реформам Р.Гоциридзе был вынужден признать, что сегодня правительство почти не контролирует экономическую ситуацию в стране. В подтверждение приведем лишь некоторые факты. Государственная налоговая система в коммерческом секторе практически не работает. Малейший нажим государства в этом направлении ведет к исчезновению с рынка и без того скудного товара. При этом теневая система налогообложения работает безотказно. В таможенном щите дыры, сквозь которые просачиваются неконтролируемые деньги и грузы. Попытка поставить таможенный пункт в Ахалкалаки (район компактного проживания армян), контролируемый армянскими теневыми структурами, закончился обстрелом таможенников. В Нижним Картли, куда после стихийного бедствия была переселена часть жителей Сванетии, сваны контролируют 25-километровый участок трассы, взимая «таможенную пошлину» в размере одного миллиона рублей (при этом надо отметить, что сваны здесь активно вооружаются, закупая оружие у армян и платя за него в два раза дороже). Интересно также, что лишь 30% таможенного дохода Аджарии идет в центральный бюджет.

1.3.    МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ

1 июня глава государства Грузии на пути в Китай посетил с официальным визитом Казахстан. В Алма-Ате в ходе встречи Шеварднадзе и Назарбаева подписан широкомасштабный договор об основах сотрудничества между двумя странами. Кроме того было подписано 24 соглашения, из них 14 экономического характера. В итоговом коммюнике сказано, что во время визита рассматривались вопросы, представляющие взаимный интерес. Лидеры Грузии и Казахстана заявили о взаимном признании территориальной целостности и суверенитета двух государств. Президент Казахстана поддержал известную идею Э. Шеварднадзе о создании коридора Европа—Азия, от чего он ранее воздерживался.

2 июня Э.Шеварднадзе посетил с официальным визитом Китай. По итогам встреч с представителями китайского руководства подписано 20 документов о сотрудничестве. Особое значение для дальнейшего развития грузино-китайских связей имеет совместная декларация, в которой сформулированы основные принципы межгосударственных отношений. На этой встрече китайская сторона проявила повышенный интерес к предложенному Шеварднадзе проекту «европейского коридора».

22 июня глава грузинского правительства посетил с официальным визитом Бельгию и Германию. 23 июня, выступая на Совете НАТО, Шеварднадзе предложил отправить в зону грузино-абхазского конфликта миротворческие силы Северо-атлантического блока. Ответ руководителей НАТО был положительным, но вряд ли это возможно в ближайшее время.

Перед поездкой в Германию были разработаны проекты семи соглашений, среди которых и соглашение об общих принципах взаимоотношений двух государств. Сегодня Германия заинтересована в Грузии как в транзитном государстве на пути к восточным рынкам. Грузия в свою очередь, несомненно, заинтересована в том, чтобы путь из Европы в Азию проходил через «Кавказский коридор» (Грузия—Азербайджан).

Значительный итог визита Шеварднадзе в Германию — выделение кредита в общей сумме 130 марок.

1.4.    ВОКРУГ КОНФЛИКТА В АБХАЗИИ

С 20 мая вступило в силу коммюнике, подписанное в Москве 14 мая во время встречи Ельцина и Шеварднадзе. В соответствии с ним 20 мая должен был быть прекращен огонь по всей территории конфликтной зоны. На первом этапе предусматривался вывод из военной зоны авиации и артиллерии, на втором — тяжелой боевой техники. В течение 9 месяцев войны это было не первое соглашение о прекращении огня. Опасение по поводу того, что это соглашение окажется безрезультатным, имели основания (Гагрская трагедия после соглашения 3 сентября 1992 г.). После 10-дневного затишья вооруженное противостояние вступило в новую стадию.

Российские власти как один из гарантов соблюдения перемирия мгновенно отправили в Грузию довольно представительную делегацию во главе с министром иностранных дел А. Козыревым. Приезд в Грузию такой высокой делегации похоже был призван продемонстрировать, что Россия заняла решительную позицию. Доказательство — заявление А. Козырева при отбытии в Сухуми: «Россия устала от этой войны. Мы настаиваем, если хотите, требуем прекращения огня, соблюдения соглашений, подписанных в Москве. Именно этим мы будем соизмерять экономические, политические и другие взаимоотношения с воюющими сторонами. В интересах грузинского и абхазского руководства услышать этот «сигнал», и думаю, он будет услышан.»

Следует отметить, что далеко не все в грузинском руководстве разделяют надежду на мирное урегулирование конфликта. В частности, 11 июня председатель Совета министров и Совета обороны Абхазии Т.Надареишвили в интервью «Новой газете» сказал: «Как только будет подписан договор между Россией и Грузией, Ардзинба становится политическим трупом. Терять ему нечего, поэтому сейчас он будет идти ва-банк. Это выльется в новые бомбежки Сухуми; возможно (и даже очень возможно), в очередное наступление на Сухуми. Поэтому, хотя я и возлагаю на переговоры с российской делегацией определенные надежды, но почти уверен, что реальных результатов они не принесут.... Владислав Ардзинба... в свое время был завербован и внедрен в руководство, а затем его сделали председателем Верховного Совета Абхазии. Ардзинба прилежно выполняет задания. Пока он нужен. Когда отпадет в нем необходимость, Россия его уберет. Я остаюсь на своих позициях. Вопрос может быть решен только силовыми методами».

24 июня в Абхазии возобновились активные военные действия. В связи с этим МИД Грузии отправило письмо МИД России, где, в частности, говорится: «Во время визита в Грузию министра иностранных дел Российской Федерации г-на Козырева, министра безопасности г-на Баранникова и первого министра юстиции г-на Громова российская сторона выступила с инициативой срочно провести в Москве переговоры для скорейшего достижения прекращения огня и выработки механизмов контроля для его соблюдения. Вместе с тем российская сторона заявила о своей решимости применить строгие санкции против стороны, нарушившей соглашение. По вине гудаутских представителей подписание этого соглашения было сорвано.

Таким образом ставится под сомнение возможность и готовность России выполнять посреднические функции по урегулированию конфликта в Абхазии. Каждый раз, когда гудаутские власти нарушали ранее достигнутые соглашения, российская сторона ни разу не осудила их провокационные действия, а также многократные варварские массированные бомбежки мирного населения города Сухуми, повлекшие за собой многие человеческие жертвы...»

Таким образом, узел конфликта в Абхазии все больше затягивается. Видимо, война в этом регионе обречена на долгую жизнь, тем более, что и в грузинских политических кругах находятся силы, желающие «драться до победного конца».

26 июня в Нью-Йорке представитель генерального секретаря ООН распространил заявление для прессы. Генеральный секретарь высказывает все большую озабоченность в связи с ежедневными бомбардировками города Сухуми, что приводит к многочисленным жертвам среди гражданского населения. Выражая сожаление по этому поводу, генеральный секретарь считает, что подобные действия могут привести к эскалации конфликта и к расширению конфронтации в Грузии и в Кавказском регионе.

Далее генеральный секретарь призывает все стороны строго соблюдать договоренность о прекращении огня, достигнутую 14 мая в Москве.

В связи с эскалацией боевых действий в Абхазии с заявлением выступило и российское правительство, в котором, в частности, категорически требует от всех участников конфликта строгого соблюдения о прекращении огня и обеспечения условия для введения миротворческих сил в соответствии с московскими договоренностями. В заявлении отмечается, что Российская Федерация твердо придерживается договоренностей, достигнутых в ходе встречи Ельцина и Шеварднадзе 14 мая сего года и намерена твердо придерживаться выбранной линии.