Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Владимир ВОДО

Литва
в июне 1993 года

1.1.1.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

1.1.       Общие линии

В настоящее время пришедший к руководству в Литве политический лагерь А.Бразаускаса в целом стремится к изменению внешнеполитического курса Литвы. Прежний курс, строившийся на идеях национального изоляционизма, на тактике выдвижения соседним государствам всевозможных претензий был создан и поддерживался в целом В.Ландсбергисом и его политическим окружением. Однако новое руководство во многом оказывается связанным полуформально данным им обязательством о сохранении преемственности внешнеполитического курса Литвы.

В некоторой степени это обещание было вынужденной уступкой национально-патриотическим настроениям, в целом довольно сильным в Литве. И хотя по возможности этот курс смягчается, некоторые его принципиальные моменты сохраняются — или по крайней мере правящая партия старается (должна) делать вид, что они сохраняются, сохранять их символы. Политика символов (обращенная прежде всего к общественному мнению собственной страны) всегда играла весьма значительную роль во всех Балтийских республиках, но особенно в Литве.

В то же время в первых числах июля на торжественном заседании посвященном коронации Миндаугаса (в 1253г.), спикер парламента Юршенас сказал, что сегодня не 1926 год (имеется в виду год государственного переворота и прихода к власти диктатора-президента В.Сметоны) и тем политическим силам, которые потерпели поражение на демократических выборах, уже не удастся придти к власти, опираясь на силовые методы, поскольку в Литве все сильнее позиции демократических институций, недавно был создан Конституционный суд (но он пока не принимал значительных политических решений).

1.2.       Россия и СНГ

Несколько месяцев назад новое руководство Литвы попыталось сменить состав делегации для переговоров с Россией. Однако под публичным давлением, создаваемым лагерем В.Ландсбергиса, ЛДПТ была вынуждена оставить в составе государственной делегации Литвы по переговорам с Россией наиболее радикальных членов из прежнего состава делегации. В результате нынешняя позиция делегации Литвы на переговорах по некоторым вопросам оказывается весьма радикальной. В то же время в целом позиция МИД Литвы по отношению к России и странам СНГ стала гораздо более дружественной.

Министерство иностранных дел Литовской Республики отказалось высказывать какую бы то ни было позицию по вопросу принятия парламентом Эстонской Республики «Закона об иностранцах» и реакции на этот закон России, — ссылаясь на то, что Эстония является суверенным государством. В то же время представители МИД Литвы отмечают, что до сих пор Литва и Эстония шли вместе по общему пути. Сообщается также что в настоящее время литовские эксперты заняты всесторонним исследованием текста скандального эстонского закона.

В меморандумах делегации Литвы для переговоров с Россией постоянно выдвигается положение о том, что Россия как правопреемница СССР должна обязаться возместить Литве ущерб, нанесенный ей СССР с 1940 по 1990гг. Размер ущерба точно не установлен, однако называется сумма в 150 миллиардов долларов. Предполагается, что в эту сумму входит компенсация за конфискованное в 1940г. имущество литовской армии, компенсация за труд литовских ссыльных в Сибири, обесценившиеся денежные вклады в Сбербанке СССР, загрязнение окружающей среды советскими военными базами в Литве. Однако никаких обоснованных заключений по оценке размера претензий пока не обнародовано: ни в целом, ни даже по какой-либо из названных выше статей. Не имеется сведений также и о наличии у литовской стороны каких-либо справок, документов, доказывающих размер причиненного ущерба.

Именно в связи с настойчивым требованием литовской делегации до сих пор не подписывается общеполитический договор Литвы с Россией, который планировался к подписанию еще в сентябре 1992г.

1.2.1.      Проблема Калининградской области

В предыдущих обзорах сообщалось о возобновлении в Литовской прессе обсуждения проблемы Калининградской области. В свое время значительная ее часть входила в состав Литовского государства, на основе этого наиболее радикальные политики национального толка требуют выдвижения Литвой претензий на эту территорию к России. Однако претензий со стороны официальных лиц и структур Литвы ни к СССР, ни к России не выдвигалось. Отчасти это, по-видимому, связано с тем, что с подъемом этого вопроса Литвой к ней самой могут быть выдвинуты претензии со стороны Польши и Белоруссии на территорию Восточной Литвы или Вильнюсского края. Следует также иметь в виду, что в настоящее время в Калининградской области литовцы составляют (по данным переписи 1989г.) всего 3,2% населения (18,5 тысяч человек).

С другой стороны, в последнее время остро ставится вопрос об ущемлении национально-культурных прав литовцев в Калининградской области. Особенно часто по этому вопросу в последнее время выступает депутат парламента, один из лидеров «Движения центра» Ромуальдас Озолас.

8 июня руководство Калининградской области (глава администрации Ю. Маточкин и председатель областного совета А. Степанов) направили письмо председателю парламента Литвы Юршенасу. В письме обращается внимание на многочисленные выступления одного из литовских парламентариев Р. Озаласа по проблемам взаимоотношений Литвы с Калининградской областью. В последнее время Р. Озалас в публичных выступлениях акцентирует основное внимание на этнических, исторических и геополитических проблемах и интересах Литвы в Калининградской области; выдвигает в этом отношении претензии к России. Р.Озалас является членом делегации Литвы на переговорах с Россией и председателем государственной комиссии Литвы по региональным проблемам.

Р.Озалас сообщил также о тяжелом положении литовского меньшинства в Белоруссии, в Калининградской области. В последней, в частности, нет ни литовских детских садов, и только 20 школ, где есть факультативы литовского языка.

1 июля в Светлогорске (Калининградская обл.) премьер-министр Литвы Шлежявичюс встретился с С.Шахраем. Встреча прошла по инициативе администрации Калининградской области, возглавляемой Ю.Маточкиным. Речь шла об оплате литовского долга за газ (см. в отделе «Экономика», «Внешняя торговля»), а также по вопросам транзита жителей России и грузов из «большой России» в Калининградскую область через Литву.

1.3.       Балтия и Восточная Европа

В настоящее время фактически происходит распад существовавшего прежде единства трех Балтийских стран, причем одной из основных причин его является приход к власти в Литве «партии Бразаускаса» — внешнеполитические и внутриполитические приоритеты которой существенно отличаются от приоритетов сил, находящихся в настоящее время у руководства в Латвии и Эстонии.

В то же время значительной линией напряжения для Литвы остаются несколько натянутые отношения с Польшей. Эта натянутость может в принципе и усиливаться и ослабляться, однако она продолжает существовать почти с самого момента возникновения в Литве национально-освободительного политического движения в 1989г.

В последние несколько лет на смену идее «Балтийского единства» (Литвы, Латвии и Эстонии) выдвигается идея единство стран Центральной и Восточной Европы, то есть фактически стран бывшего социалистического блока с участием, возможно, некоторых бывших республик СССР. Однако вхождению в этот блок Литвы, несомненно, будет мешать ее напряжение в отношениях с Польшей.

На состоявшейся в Каунасе конференции по проблемам Восточной Литвы (см. далее), говоря о новейшей посткоммунистической Европе, Р.Озалас выделил возникновение (по его мнению) «оси» между Москвой и Берлином. «Если такая ось существует, — считает Р.Озалас, — то положение Литвы становится весьма проблематичным. Зоны влияния уже вполне очевидны; это демонстрируется действиями российской дипломатии. Можно гадать, какое разделение Балтийских стран предполагается великими державами. Но мы видим, что Эстония уже отделена от Латвии и Литвы. Ясно, — сказал Озолас — что будущий европейский мир или хотя бы нормальное сосуществование зависит от того, будет ли создано евроазиатское государство, о котором так любил говорить Михаил Горбачев. Или Литва будет от этого государства отдельной.»

Проблему будущего Литвы Р.Озалас тесно связывает с проблемой Калининградской области. Этот вопрос, по словам Озаласа должен быть вновь включен в повестку дня политических дискуссий. «Состоявшийся съезд российских немцев принял, — по словам Озаласа, — решение обратиться в ООН с просьбой одобрить создание в Прибалтике независимой немецкой республики». Как сообщил Озалас, общество немцев заявило, что готово с оружием в руках сражаться за обретение этой земли. «Если такая концепция будет принята — то конец миру», — считает Р.Озалас.

Озалас также касался отношений между Литвой и Польшей и всячески критиковал деятельность польских общественных организаций, действующих в Литве.

В ходе конференции Р.Озалас также сказал: «Я согласен с теми, кто говорил, что создание Центральной Европы является вопросом польско-литовских отношений. От степени дружественности этих двух государств зависит в определенной мере будущее Европы — той Европы, которая сумеет оказать противодействие нажиму Москвы и Берлина.

1.3.1.      Польша

В отношениях Литвы с Польшей наиболее острым остается вопрос об оценке рейда генерала Желяговского, который в октябре 1920г. по своей собственной инициативе взял Вильнюс и присоединил его к Польше. До 1939г. (когда после оккупации Польши Советским Союзом и Германией, Вильнюс был «подарен» советским руководством Литовской (советской) республике) Вильнюс находился в составе Польши. К моменту передачи Вильнюса Литве подавляющую часть его населения составляли поляки.

До сих пор польско-литовский договор об основах взаимоотношений и сотрудничестве не подписан прежде всего потому, что литовская сторона настаивает на включение в текст договора негативной оценки похода Желяговского. Эта оценка была в очередной раз внесена в литовский вариант текста, который в июне месяце был в очередной раз вручен польской стороне. Ханна Сухоцкая, премьер-министр Польши заявила о том, что польская сторона не считает возможным включение оценки рейда генерала Желяговского в текст договора.

В Литве на включении в текст договора с Польшей оценки похода Желяговского настаивает прежде всего «правопатриотическая» оппозиция во главе с В.Ландсбергисом. О необходимости оценки рейда Желяговского упоминал в своих выступлениях и Р.Озалас, входящий в коалицию центра.

 

Состоялся визит министра обороны Польши Анушкевича, который встретился с министром охраны края Буткявичюсом. Велись переговоры о подготовке военных кадров для Литвы в польских военных училищах (подобные договоры достигнуты и с Россией). В рамках неофициальной части визита, супруга министра Иоанна Аннушкевич, которая является внучкой маршала Пилсудского, посетила место захоронения сердца своего знаменитого деда (в Вильнюсе).

В начале сентября намечен визит в Литву Римского Папы, в ходе которого, возможно, состоится и неофициальный визит в Литву Леха Валенсы.

1.4.       Запад

Президент Литвы А.Бразаускас принял находившуюся в Литве делегацию политического комитета НАТО, состоялись встречи членов делегации с депутатами парламента, с сотрудниками Комитета национальной обороны, Министерства иностранных дел и аккредитованными в Литве послами.

Премьер-министр Литвы Шлежявичюс побывал в июне в США, где состоялись встречи с госсекретарем США Кристофером и представителями Мирового банка.

1.2.    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

2.1.       Политика и национальные отношения

2.1.1.      Конференция «Проблемы Восточной Литвы»

В 20-х числах июня в Каунасе прошла конференция по проблемам Восточной Литвы («Вечерние новости», Вильнюс, от 28 июня 1993 г.). Под Восточной Литвой имеется в виду прежде всего Вильнюсский край и его окрестности, где проживает значительное количество нелитовского населения — в основном поляков и отчасти русских. Сам факт проведения такой конференции за пределами Восточной Литвы, более того — в Каунасе (считающемся цитаделью литовского национального самосознания) кажется примечательным и указывает на то, что по замыслу это была скорее конференция (литовских государственных структур) по вопросу «что делать с Восточной Литвой». Среди выступлений звучали и призывы «хватит мучаться и метаться, пора приступать к решительным действиям».

Одним из организаторов и основных докладчиков конференции был Р.Озалас, председатель государственной комиссии по региональным проблемам. В своем докладе он, в частности, сказал: «Вряд ли можно заметить литовское влияние на Польшу, а вот польское влияние в Литве довольно заметно. На этом фоне общение двух стран не может быть названо нормальным. Представляющие польское государство органы временами допускают ошибки; и если даже поступают извинения, то результаты остаются неизменными. Мы пытаемся направить польское сознание в сторону Литвы. Живущие на нашей земле поляки не вполне граждане нашей страны, — считает Р.Озалас, — Думаю, что есть серьезная опасность того, что вокруг требования местных поляков об автономии развернутся реальные действия. Уверен, что вскоре будут опубликованы данные о том, что не позволяет молча смотреть на поступки польских организаций в нашей стране. Актуален вопрос о контроле за ними.»

Далее, отвечая на вопросы участников конференции, Р.Озалас говорил о том, «преднамеренно ли переговоры [с Россией] клонятся не в пользу Литвы» и «почему попустительствуют в Сэйме представителям польского национального меньшинства».

Некоторые выступавшие подчеркивали необходимость прекратить употреблять понятие «Восточная Литва», которое удобно для поляков. Было предложено ввести понятие «восточная часть Литвы».

На конференции была высказана большая тревога по поводу так называемого «десанта польских ксендзов» в восточную часть Литвы, якобы литовское государство попустительствует этому и преклоняется перед Польшей. Дело в том, что ксендзов для приходов восточной части Литвы готовят в Польше или в Белоруссии. Кроме того, часть этого региона относится к Гродненской (а не Вильнюсской) епархии; но Гродно в основном польский город — соответственно и ксендзы оказываются «польскими». А под «попустительством и преклонением», в частности, имелась, по-видимому, в виду ретрансляция первой программы польского телевидения на Вильнюс.

На конференции также (с негодованием) отмечались тесные «теневые» связи ЛДПТ с «Союзом поляков Литвы», которые приводят к тому, что при попустительстве ЛДПТ польские националисты ведут активную политику в Вильнюсском районе.

2.1.2.      Проблемы с обществом ветеранов «Армии Крайовой» в Литве

В настоящее время в Литве, в частности широко обсуждается вопрос о деятельности в годы войны на территории Литвы польской (повстанческой, партизанской) «Армии Крайовой» (АК). Во время второй мировой войны части Армии Крайовой действовали на территории Вильнюсского края. АК сражалась как с германской, так и с Красной армией и с литовскими отрядами.

В самое последнее время польская община в Литве пыталась зарегистрировать в республике отделение (существующего в Польше) общества ветеранов АК. Эта регистрация не состоялась.

В литовской прессе распространяются обвинения АК в том, что она в первую очередь сражалась не с германской армией, а против литовцев, АК приписываются различные зверства. Кроме того, много говорится о том, что под вывеской ветеранских клубов АК создаются организации сепаратистов, автономистов, целью которых является отторжение Вильнюсского края от Литвы. Делаются намеки на формирование в рамках АК подпольных вооруженных отрядов.

В частности, Р.Озалас, выступая на конференции по проблемам Восточной Литвы, заявил, что: «Клуб «Армия Крайова», хотя и не имеет государственной регистрации, является партией, которая заглядывает в дальнюю перспективу, прикрываясь названием общественного клуба.»

2.2.       Политические партии

Партией «Союз христианских демократов» был принят и опубликован пространный меморандум об отношениях Литвы с Россией. В нем, в частности, говорится: «Россия как правопреемник Советского Союза обязана компенсировать все вклады, хранившиеся в Сбербанке СССР по данным 1991 года (около 7 миллиардов рублей), причем проиндексированные в соответствии с инфляцией, а также вернуть свыше 100 млн. долларов, которые были заморожены во Внешэкономбанке. (Сейчас, кстати, достигнута договоренность о том, что эти деньги будут возвращены. — комментарий В.В.). По мнению руководства христианских демократов Литвы, необходимо критически и осторожно рассматривать предлагаемые российской стороной соглашения. И исходить в переговорах из собственных литовских интересов, отдавая предпочтение связям со странами Запада. Наблюдатели отмечают, что меморандум Христианских демократов является первым меморандумом политических партий Литвы за первые 4 месяца со времени вступления А.Бразаускаса на пост Президента.

Хартия граждан потребовала от Президента и правительства Литвы немедленно установить визовый режим для стран СНГ, руководствуясь принятым год назад законом Литовской республики о государственной границе. Закон был принят в июне 1992г., вступил в силу 1 июля 1992г. В статье 8 этого закона говорится, что гражданин иностранного государства, пересекающий границу Литовской Республики обязан иметь визу ЛР. «Это положение до сих пор не выполняется», — говорится в заявлении. — Это является опасным для государства.» Подчеркивается, что два других Балтийских государства, Латвия и Эстония, уже установили визовый режим на своих границах. Литва по мнению авторов обращения, может в результате открытости границ стать «мостом» переправки контрабанды, денег, наркотиков с Востока на Запад. Тогда страны Западной Европы могут принять по отношению к Литве жесткие экономические и политические санкции. Открытая государственная граница со странами СНГ, как говорится в заявлении, мешает подписанию соглашения о свободной торговле с Латвией и Эстонией. А неудовлетворительный пограничный контроль может заставить эти страны установить пограничный контроль и с Литвой. Таким образом, Литва может быть полностью изолирована от Западной Европы в экономическом и политическом плане. И, как отмечают авторы заявления, «попасть в зону влияния СНГ со всеми вытекающими последствиями».

1.3.    ГОСУДАРСТВО

3.1.       События

В июне А.Бразаускас и некоторые парламентарии заявили, что намерены бороться с организованной преступностью, которая достигла в Литве значительных размеров. Президент Литвы заявил, что лично будет контролировать работу в этом направлении. А.Бразаускас заявил, что примет самые серьезные и радикальные меры.

В настоящее время в Литве действуют как местные, так и заезжие преступные «кланы». Так, стало известно, что в портовом городе Клайпеда набирает силу «чеченская мафия», которая, в частности, контролирует паромную переправу между Литвой и Германией — об этом заявил полицейский комиссар Клайпеды. Мафиозные группировки контролируют в Литве в основном предприятия пищевой промышленности, сферы услуг и общественного питания.

1.4.    ЭКОНОМИКА

4.1.       Финансы

Эксперты отмечают, что в Литве не существует современной банковской системы, нет ни одного иностранного банка, а местные коммерческие банки оперируют на «первобытном уровне»: главным образом производя операции с депозитами и кроткосрочными вкладами.

Зарубежные инвесторы пока не рискуют вкладывать свои средства в литовскую экономику. В отличие от Эстонии, где (как считают литовские эксперты) за счет инвестиций постоянно создаются рабочие места и изменяется вся экономическая структура, в Литве предпочитают идти путем выделения пособий, увеличивая этим темпы инфляции. По словам нынешнего министра экономики Литвы Ю.Веселки, литовский вариант приватизации ошибочен, но изменить уже ничего нельзя.

4.1.1.      Введение лита

25 июня было объявлено о введении новой денежной единицы, лита, который будет до 20 июля свободно обмениваться на талоны по курсу 1 к 100 (независимо от количества). Происходит постепенный вывод из обращения талонов и замена их на литы. Местные наблюдатели полагают, что такая реформа по существу является деноминацией, тогда как реальная денежная реформа уже произошла 1 октября прошлого года, когда Литва вышла из рублевой зоны и отказалась от рубля как от платежного средства, введя собственную (временную) денежную единицу «талоны».

Появлению на свет новых банкнотов сопутствовали многочисленные скандалы. Банкноты печатались United States Banknote Corрoiration в Чикаго и Лос-Анджелесе. По распространенной в Литве информации, все без исключения банкноты печатались в типографии, выпускающей игрушечные деньги для детских парков «Диснейленд» и продовольственные ваучеры для малообеспеченных семей. Отмечается, что литовские банкноты не имеют должной защиты и могут быть довольно легко подделаны. Прибывшие в Литву эксперты Интерпола заявили, что поддельные литовские литы могут появиться в Литве уже в августе. Работники одной из вильнюсских типографий сказали, что для изготовления клише лита достаточно 2 часов 10 минут, что, по-видимому, означает, что пробные образцы уже изготовлены.

Отмечается, что все 6,5 млн. долларов, выплаченные за печатание литов, были переведены Литвой сразу, авансом; обозреватели считают, что нормальные деловые партнеры так не делают и что Литва по крайней мере могла бы получать с этих денег проценты.

В связи со скандалами правительство дало заказ на допечатку банкнотов с улучшенными защитными свойствами. Кроме того, решено выпустить банкноты (меньших) номиналов: 1, 2, 5 литов. (Первоначально предполагалось, что 1, 2, 5 литов будут монетами, однако от железных денег уже все отвыкли, кроме того, монетки в 5 литов и 5 центов имеют одинаковый диаметр и одинаковый цвет.) В настоящее же время, выпускаются в оборот банкноты номиналом 10, 20, 50, 100 литов. Напечатаны также (но не выпущены в оборот) банкноты в 500 и 1000 литов.

Литовский банк установил курс лита к американскому доллару из расчета 4-4,5 лита за доллар США. Этот курс несколько занижен, поскольку к моменту введения лита, талоны поднялись по отношению к доллару до 300-350 талонов за доллар, что соответствовало бы 3-3,5 лита за доллар.

Интересным штрихом, отмечаемым многими наблюдателями в Литве, является то, что нынешний курс лита (по отношению к доллару) очень близок к курсу лита в довоенной Литве в 1940 году; и создавшийся масштаб цен на товары и услуги по отношению к уровню заработной платы государственных служащих также поразительно напоминает времена довоенной Литвы. Например, и тогда и сейчас средний заработок госслужащего будет 100-150 литов в месяц. В связи с этим, многие наблюдатели считают, что введение несколько искусственного курса лита по отношению к доллару и выравнивание заработной платы к уровню 1940 года сделано намеренно и имеет важное «символическое» значение. С одной стороны, это реверанс патриотическим чувствам некоторой части населения. С другой — практическая демонстрация того, что уровень жизни в Литве к 1940 году (время правления диктатора-президента А.Сметоны, называемое в патриотических кругах «золотым веком Литвы») был не столь уж высок.

То, что талоны обмениваются на литы в одинаковой пропорции независимо от числа дало возможность правой оппозиции в парламенте обвинить правительство в коррупции. Очень много говорилось о том, что правительство и правление Литовского банка потворствует мафии и отмывает грязные деньги.

В связи с введением лита правительство приняло решение запретить с 1 августа на территории Литвы продажу товаров за иностранную валюту. Это вызвало, естественно, недовольство у литовских бизнесменов и предпринимателей. Решительный протест выразил, например, «Альянс предпринимателей Литвы», предсказывающий в своем заявлении повышение цен на все импортируемые товары в связи с высокой банковской ставкой при вынужденном обмене конвертируемой валюты на литы и обратно. По мнению многих западных экспертов, побывавших в Литве в июне, было бы целесообразно сохранить в обращении несколько валют, пока лит не окрепнет, не стабилизируется и не станет конвертируемым. Оптимистические прогнозы Центрального банка Литвы говорят о том, что лит может достичь стабильности в течение 2 лет. При этом, правда, избегается термин «конвертируемость», а используются неопределенно-патриотические понятия «вернуть былое величие, былое доверие лита».

Эксперты же полагают, что государственное регулирование курса лита является искусственным и малоэффективным.

В связи с состоявшимся 1 июля повышением цен на топливо и электричество, а также предполагаемым повышением к осени цен за теплоснабжение вполне разумно звучат предположения о том, что курс лита по отношению к доллару будет падать и сохранить его на нынешнем уровне 4,5 лита за доллар не удастся. По этим оценкам, к осени курс лита составит от 7 до 9 лита за доллар. Однако в условиях, когда доллар официально ходить и функционировать не будет, по мнению некоторых экспертов, факт реального падения курса лита удастся скрыть.

4.2.       Промышленное производство

Как сообщил Департамент статистики (данные за май, опубликованные в июне), в мае спад промышленного производства по сравнению с апрелем составил 13,8%. За пять месяцев нынешнего года по сравнению с тем же периодом прошлого, объем промышленного производства снизился на 51%. В мае сокращение производства произошло в следующих отраслях: судостроение (87%), транспортное оборудование (76%), изделия из кожи (44%), химическая промышленность (35%), производство электроприборов, машин, оборудования для радио, телевидения и связи (22%). Рост производства произошел в отраслях переработки металлолома (107%), производства древесины и изделий из нее (34%), добычи камня, песка и глины (25%).

4.3.       Международная торговля

Сальдо внешней торговли Литвы положительное со странами Запада и отрицательное с Россией и республиками бывшего СССР. По сообщению газеты «Летувос Ритас», оборот внешней торговли Литвы в 1992г. составил 1089 млн. долларов. В том числе экспорт составил 652 млн. долларов (59.89%), а импорт 436 млн. долларов (40,11%). Главным партнером Литвы остается Россия; с Россией и Казахстаном сальдо внешней торговли оказалось отрицательным. С остальными странами сальдо положительное. Это объясняется тем, что основную часть экспорта составляет сырье, а экспорта — готовая продукция. Однако, по информации Министерства промышленности и торговли Литовской Республики, в первые месяцы текущего года сальдо в торговле с Россией и Казахстаном стало положительным. Литва поставляет в Россию и Казахстан продукты питания, кондитерские изделия, текстиль, трикотаж, а импортирует топливо, нефтепродукты, металлы и металлоизделия, машины и оборудование.

В настоящее время экономика Литвы полностью зависит от поставок топлива и энергоресурсов из России.

В конце июня после многочисленных предупреждений концерн Лентрансгаз прекратил поставки газа не только в Эстонию и Латвию, но также и в Литву — за долги. Сумма долга составляет 60 млн. долларов, из которых основной долг 43 млн. и 17 млн. долларов — проценты. Решение об отключении совпало с моментом принятия эстонским парламентом закона об иностранцах. Некоторые политики в Прибалтике в решении отключить газ увидели прежде всего экономические санкции России. Лидер правой (национальной) оппозиции в литовском парламенте, В.Ландсбергис заявил, что такими мерами Россия стремится вернуть в зону своего влияния независимые государства. Однако во время встречи премьер-министра Литвы Шлежявичюса с С.Шахраем 1 июля в Светлогорске (Калининградская область) России были даны гарантии, что в течение 2 недель Литва начнет выплачивать долг России. Предполагается, что долг будет выплачен из кредитов, предоставленных Литве МВФ.

4.4.       Социоэкономические показатели

В настоящее время средняя заработная плата государственного служащего в Литве составляет 100-150 литов (10—15 тыс. талонов).

4.4.1.      Цены

Правительство приняло также решение повысить с 1 июля цены на газ и электроэнергию. Предполагается, что стоимость 1 КВт. часа электроэнергии будет стоить 9 центов (22 рубля по нынешнему курсу). Дополнительные средства требуются для того, чтобы приобрести в России ядерное топливо для Игналинской АС. Полуофициально объявлено, что с осени цены на тепло возрастут в 19 раз. При сохранении нынешней политики руководства, включающей относительно высокую социальную защищенность населения, такой рост цен на энергию приведет к росту инфляции.

По данным Министерства цен и конкуренции, цены на основные продовольственные продукты за первые 6 месяцев выросли в основном в 2-3 раза.

4.4.2.      Безработица

По сообщениям газеты «Летувос Ритас», в Литве на 1 июня было около 31,5 тыс. безработных. Больше всего безработных среди инженеров. Среди безработных работники промышленности составляют 23,4% сельского хозяйства — 17%, строительства — 11%, торговли, общественного питания, снабжения — 10%. Среди безработных 46% составляют служащие, 58% — женщины, 24% — молодые люди (16-25 лет).

Пособие по безработице выплачивается в течение 3 месяцев; среднее время поиска работы составляет 3,7 месяцев.

4.5.       Бизнес

В конце мая в Каунасе прошел съезд, организованный Альянсом литовских предпринимателей. На съезде был проведен социологический опрос. 17% опрошенных занялись бизнесом в 1989г, 24% — в 1990г., 23% — в 1991г. Торговлей занимаются 68%, производством — 45%, посредничеством — 36%, финансами — 14%; при этом оказалась абсолютно отсутствующей интеллектуальная коммерческая деятельность, разработка программ, издательская деятельность, кино, телевидение, психология бизнеса, страхование и строительство. 87% намерены продолжать нынешнюю деятельность и 10% намерены переменить род деятельности.

На вопрос о том, что мешает развитию бизнеса в Литве сегодня, ответы распределились так: парламент и правительство (6%), неповоротливость государственных структур (5%), номенклатура, бюрократия (5%), слабые законы (20%), законы противоречивы, все время изменяются (3%), политические интриги, личные амбиции и грызня в парламенте (3%), коррумпированная власть (3%), некомпетентная бюрократия, засилье старых аппаратчиков (6%), банковская политика (3%), таможенная политика и акцизы (5%), тупоголовая налоговая система (30%), дилетантизм в органах власти, доставшийся от коммунизма (3%), пассивность людей (2%).

В отношении политических взглядов 45% опрошенных высказались за либерализм, 2% были сторонниками ЛДПТ и столько же сторонниками христианских демократов. 30% респондентов заявили, что политикой не интересуются.

48% респондентов причину своего успеха видят в упорном труде.

84% опрошенных предпринимателей смотрит в будущее с оптимизмом, 5% — с пессимизмом, 11% считают себя реалистами.

80% имеют высшее или незаконченное высшее образование. 10% имеют ученую степень, только 10% — имеют среднее образование. Среди 150 опрошенных было 59 инженеров, 24 экономиста, 11 рабочих, 7 учителей, 6 медиков, 4 физика (математика), 4 спортсмена, 3 гуманитария, 3 юриста.