|
Новое на сайте |
Андрей СВИРИДОВ
Издается с января 1991 года. Учредитель — Министерство экологии и биоресурсов республики Казахстан. Редактор с момента создания газеты — Николай Дудкин, с мая 1993 года — Эдуард Мацкевич. В 1993 году вышло 9 номеров газеты (по нумерации — 12, за счет сдвоенных). Вполне специализированная газета, освещающая экологические проблемы (загрязнение окружающей среды, Аральская катастрофа, Семипалатинский полигон и др.). В связи с темой полигонов, шире — наследства военно-промышленного комплекса СССР на территории Казахстана, — «Эко-курьер» соприкасается с международным антиядерным движением «Невада—Семипалатинск». На базе движения в октябре 1991 года была создана партия Народный конгресс Казахстана (НКК), лидер движения и партии — поэт Олжас Сулейменов. В июне 1992 года вышел большим форматом спецвыпуск «Эко-курьер — Народный конгресс», в котором была опубликована программа партии Олжаса, его портрет и т.п. По «Эко-курьеру» можно отследить экологические движения в Казахстане: темы их выступлений, чисто научные элементы или же политизированные стороны экологических движений (это реже — экологисты в Алма-Ате разошлись с неформалами-политиками еще до августа 1991 года, хотя в 1987-1989 годах начинали вместе).
Недавно в Алма-Ате была создана новая политическая партия — Партия свободы и социальной справедливости «Табигат» («Природа») на базе экологического общества «Табигат», председатель партии и общества — эколог Мэлс Елеусизов. Он известен с 1987-1988 гг. как целеустремленный борец против экологической катастрофы, которую он предрекает с февраля 1988 года в связи с прорывом озер-накопителей Жаманкум и Сорбулак под Алма-Атой. Первое, меньшее по объему, прорвалось в феврале 1988 года, произошло наводнение, погибли люди в поселке, расположенном между озером и рекой Или, в Капачгайское водохранилище были сброшены тонны ядовитых веществ. Сорбулак же превосходит Жаманкум по объему и площади в 30-50 раз, по утверждению Елеусизова, и его прорыв, считает ученый, должен произойти вот-вот. Мэлс предлагает свой проект аварийного сброса сточных вод из Сорбулака, правительственная комиссия — свой. «Эко-курьер» освещает оба проекта, Елеусизов же вообще довольно частный автор газеты. Однако навряд ли она станет органом или хотя бы рупором партии «Табигат», впрочем, это зависит от того, какие отношения Елеусизов в качестве теперь уже лидера партиии установит с Министерством экологии и редакцией «Эко-курьера».
Выходит с апреля 1993 года. Редактор казахской газеты — писатель Сырбай Мауленов, русской — Геннадий Толмачев. Это тот самый Толмачев, который стал в 1988 году редактором литературного журнала «Простор» и превратил казахстанский «Новый мир» в «Наш современник», если не в «День». Сдав теперь журнал своему соратнику Ростиславу Петрову, Г.Толмачев принял приглашение председателя правления Союза писателей Казахстана, президента движения «Невада-Семипалатинск», председателя партии «Народный конгресс» Казахстана, своего давнего покровителя Олжаса Сулейменова. В «Просторе» Толмачев начал с публикации московского автора В.Успенского, никому не известного тогда в Алма-Ате и мало кому — в Москве. Роман Успенского «Тайный советник вождя» сделал автору имя в сталинистской и антисемитской аудитории, а журналу создал соответствующий имидж, кроме того, публикация первой еще части романа в 1988 году позволила Толмачеву осуществить этническую чистку редакции, так как ушли все недовольные, в представлении Толмачева — евреи. В дальнейшем Успенский стряпает для «Простора» по куску бесконечного романа в год, Толмачев печатает «Советника» в 1989, 1990, 1991 годах, а в 1992 и 1993 году продолжает публикацию преемник Толмачева Р.Петров. За это время успела вырасти собственная смена прозаиков-патриотов — И.Щеголихин, Е.Гусляров...
В «Народном конгрессе» Г.Толмачев прибег к аналогичному приему. Во всех четырех вышедших на сей день номерах по половине полосы формата А-2 отводится бесконечному сериалу некоего Игоря Бунича (не смешивать с Павлом Буничем) под названием «Золото партии», причем после главы в 4-м номере указано «продолжение следует», то есть не менее чем на два номера вперед. Главная мысль этого сочинения проста: все беды России от евреев, пробравшихся в руководство большевистской партии, которые выполняли задачу Сатаны, сформулированную почему-то президентом США Тафтом в 1913 году — уничтожить Россию. Эти нелюди (Свердлов, Троцкий, Каганович) перекачали за бугор российское золото, а Сталин, тоже негодяй, но гораздо более приличный, старался для России, выбивал из подсудимых на московских процессах номера тайных счетов в зарубежных банках, чтобы золото в Россию вернуть... Эта чушь фактически определяет лицо газеты, так как все остальное в ней — официоз из руководящих сфер партийной жизни Народного конгресса Казахстана и ничей взгляд на себе остановить не может, кроме профессионального исследователя партий.
Остается непонятным, как думает Олжас сохранять свою репутацию «левого», «либерала», друга Евтушенко и Вознесенского и т.п., содержав на средства «Невады» новое черносотенное издание. Это тем более вызывает вопросы, что в политисполкоме партии, список которого был опубликован в №1 «НК», видное место занимает Юзер Доберман, фактически второе лицо в партии после Олжаса, а деньги, на которые существует движение «Невада», партия НКК и в конечном счете газета «НК», добывал для Олжаса коммерсант Леонид Биренбаум, сидящий ныне в тюрьме КНБ по обвинению в незаконных экспортно-импортных операциях на посту директора акционерного общества «Невада-Семей».
Интересную пару с Толмачевым составляет ответственный секретарь Константин Гайворонский. Это тот самый вице-редактор газеты «Бирлесу», который осуществлял в ней в течение 1992 года крен в сторону прогибиционизма перед КНБ, и был в феврале 1993 года изгнан из «Бирлесу». Если Томачев «сдвинут» на евреях, то Гайворонский — на казахах (см. в «Бирлесу» в течение всего 1992 года его сериал «Худой выходит на связь», совершенно антиказахский). Однако в четырех вышедших номерах «НК» этого мотива пока не проявлялось, и может быть, не проявится вовсе, так как одно дело хозяину газеты Олжасу ссориться с беззащитной еврейской диаспорой, другое дело — с мощным народом с его национально-озабоченным образованным классом, и без того косо поглядывающим на Олжаса как на казахского поэта, писавшего стихи на русском...
Частный редактор, учредитель этой газеты — профессор Алдан Аимбетов. Производит двойственное впечатление: фанатика-одиночки, одержимого своей идеей и делающего газету на собственные деньги по 24 часа в сутки и в то же время — исполнителя социального заказа широкого и богатого слоя национальной номенклатуры, противостоящей даже тени реформ в Казахстане.
Газета Аимбетова уникальна той же уникальностью, что и сталинская «Культура и жизнь» или нынешний «Пульс Тушина». Господствующий мотив в газете, издающейся, как гласит титул, для русскоязычного читателя, антирусский, однако не чужд бывшему профессору марксизма-ленинизма и антисемитизм как раз великорусского шовинистического образца. Собственно, в трех номерах газеты, вышедших до сих пор, этот момент присутствовал в каждом: в №1 — перепечатка письма Могильницкого; в №2 — полемика с другим профессором марксизма-ленинизма, Г.Лупаревым, в которой Аимбетов, безотносительно к предмету полемики, высказывает «невинное» пожелание: «... а почему бы ему не апробировать свои данные политолога в еврейско-палестинских отношениях? Казахи и русские всегда договорятся, уже договорились...»; в №3 — Аимбетов полемизирует с журналистом газеты «Панорама» Александром Шуховым по поводу заметки последнего о бесполезности армии для Казахстана. Решающий аргумент Аимбетова: «Если мы не ошиблись относительно национальной принадлежности Шухова, то посоветовали бы «Панораме» немедленно командировать его в Израиль с заданием до основания разрушить это цивилизованное государство, населенное древним и умным народом. Обладая «светлой» головой, не стоит возиться с казахами и русскими, ничего не умеющими, кроме как воевать». Поскольку Лупарев — не еврей и не араб, а Шухов, внук классика русской литературы в Казахстане, сибирского казаха — относительно его нацпринадлежности Аимбетов «ошибается» — можно сделать вывод, что Аимбетов страдает сравнительно редким среди казахов антисемитским синдромом, в результате которого любой, кто не нравится больному — еврей. Здесь отслеживается также и доктрина, согласно которой, казахско-русский альянс можно и нужно строить на совместном антисемитизме.
Этот же мотив прозвучал недавно в ненавидимой Аимбетовым «Казахстанской правде», правда, в специализированной рубрике «Мнения» (1 мая 1993 года). В интервью корреспонденту газеты атаман семиреченских казаков, глава союза казачьих обществ Казахстана Овсянников «протягивает руку» казахам, призывая их объединиться с казаками против евреев (в прошлом: напоминание о Голощекине и Свердлове) и кавказцев (в настоящем: утверждение, что казаки и казахи охотно тоговали бы на рынках подешевле, если бы не кавказская мафия). В том же №3 номере «Казахской правды» казачество в 1001-й раз предается анафеме, а заодно и «Казахстанская правда» за то, что допустила на свои страницы, да еще 1 мая, какого-то атамана, но ведь как наглядна идентичность подходов казачьего атамана и редактора «Казахской правды!»
Из курьезов газеты А.Аимбетова можно еще отметить в третьем же номере статью некоего Нуртая Мустафаева «Может быть, возродим институт туленгутства?», в которой всерьез предлагается это сделать и сообщается для тех, кто не знает, что туленгуты это были рабы-вольноотпущенники и военнопленные. Автор же предлагает набирать современных туленгутов из молодежи коренной национальности или хотя бы желающих изучать государственный язык, учить их восточным единоборствам, обращению с оружием и формировать что-то типа десантных войск или спецназа.
Выходит с начала марта 1993 года, еженедельник. Подзаголовок — «Трибуна молодежи Казахстана». Учредитель — Госкомитет по делам молодежи и коллектив редакции. Создана, как можно предполагать, в пику ЦК Союза молодежи Казахстана, который является учредителем двух молодежных газет — ежедневных «Жас алаш» и «Экспресс К». Главный редактор — Бигельдин Габдуллин, штатный состав — смешанный русско-казахский, редакционный совет — полностью казахский (хотя живущий в Москве оперный певец Эрик Курмангалиев навряд ли знает о том, что он является членом какого-то совета в Алма-Аты).
Курс газеты в национальном и политическом раскладе республиканской прессы пока не совсем ясен. С одной стороны, предоставление целых полос В.Могильницкому, которому будто бы негде печататься после изгнания из «Казахстанской правды», В.Владимирову — графоману, бывшему помощнику Д.А.Кунаева по написанию речей и связям с прессой и т.п. — определяет место новой газеты однозначно. С другой стороны, почти в каждом номере — публикации студентов из клуба молодых историков и политологов Казахского университета, который ведет Нурбулат Масанов, наличие его самого в списке редакционного совета.
Из концептуальных публикаций, в которых прослеживались бы глубинные процессы в природе и обществе и прочее, пока заявлена в двух первых номерах «эпохальная» статья москвича В.Лебедева «О праве русских на выживание». Насколько я понимаю, именно таких авторов в Москве в неформальных кругах 1988-1989 гг. называли «демшизой».
Выходит с мая 1993 года на русском языке, имеет сходное название, но не имеет ничего общего с газетой «Коре ильбо» — официальным органом казахстанских корейцев, бывшим корейскоязычным официозом ЦК Компартии «Ленин кичи». Корейцы в Казахстане и Узбекистане (1,2 млн. человек — там, 0,8 млн. — у нас) — первая нация, подвергшаяся сталинской депортации еще в 1937 году с Дальнего Востока. В связи с планами и практикой Сталина в Корее в 1949-1953 гг. — первая из депортированных наций, «прощенная» — еще в 1949 году для корейцев были отменены спецкомендатуры, открыты театры, газеты, в том числе и «Ленин кичи», предшественник «Коре ильбо».
«Коре Информ» издает поэтесса-кореянка Генриетта Кан, и задача издания объявлена — освещение национальной жизни не только и не столько корейцев, сколько вообще всех национальных диаспор Казахстана (украинцы, поляки, евреи, уйгуры, дунгане, татары, чеченцы, курды, немцы, узбеки, турки, греки и др.). В этом плане газета весьма интересна для просвещения в этой области, если только не будет ограничиваться отчетами национально-культурных центров о проделанной работе за отчетный период.
Приложение к межгосударственной газете «Заман-Казахстан», которая выходит на казахском и турецком языках. Первый номер — за июнь 1993 года.
Чрезвычайно интересная статья «Этносы и экономика» политолога Сакена Аманжолова. Это действительно политологический анализ и прогноз, анализ глубинных процессов. Считаю ее незаменимой для понимания происходящих или ожидаемых процессов в общественном сознании и бытии в Казахстане (фактически и в Кыргызстане также).
С апреля 1993 года вышло три номера, раполагаю только первым. Газета Алма-Атинской и Семипалатинской епархией Русской православной церкви. Главный редактор — Юрий Шапорев, номинальный главный редактор — архиепископ Алексей.
Журнал оставляет гнетущее впечатление по прочтении первого же номера. Из материала в материал идет непонятная ненависть к протестантизму (в чем дело? Выпускается первый номер первой в Казахстане церковной газеты после 1917 года, разве это не повод славить свою версию христианства, зачем поносить чужую?), враждебность в интеллигенции. Особенно ошарашивает в этом плане интервью отца Михаила из Караганды, о котором до сих пор ходили слухи как о казахстанском Глебе Якунине (в зародыше). И вот этот молодой священник отвечает журналистке Валентине Колтуше, пришедшей к нему именно с этим восторженным чувством уверовавшей интеллигентки, и он ей выдает, что интеллигенция церкви не больно-то и нужна, все время во всем сомневается, хочет чего-то понять, лучше веровали бы как старушки — без лишних мыслей. И тоже ругает протестантизм.
Еще один верующий интеллигент, сопредседатель общества «Мемориал» А.Поляков охарактеризовал новую православную газету как нормальное порождение церкви митрополитов-гэбэшников... Возможно, это лишь впечатление от 1-го номера.
© Международный институт гуманитарно-политических исследований