Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Л. ФИНБЕРГ

Украина
в июне 1993 года

1.1.1.    ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ

Кризис власти в июне достиг апогея. Он и стал первопричиной невиданной ранее по масштабам забастовки шахтеров, к которым затем присоединились работники многих других отраслей на Донбассе и Луганщине. Определяющими требованиями бастующих были уже не только экономические, но и политические: роспуск Верховного Совета и отставка Президента.

Трудный диалог в ВС и выступления Л.Кравчука в конце концов завершились решением о проведении в сентябре 1993 года референдума о доверии (недоверии) Президенту и ВС.

Драматичность ситуации, которая грозила перерасти в неуправляемую, заставила власти делать выбор. В этом смысле определяющим стало выступление Л.Кучмы на сессии ВС 23 июня 1993 года. Как всегда, его речь личностна, понятна ее логика. Пожалуй, это первое изложение подробной стратегии экономического развития Украины на ближайшее время. Однако оно возможно лишь при наличии чрезвычайных полномочий у исполнительной власти [1].

«... Я уверен, что в сегодняшней ситуации за кресла не держатся ни Президент, ни Председатель ВС, ни премьер, ни большинство из вас (депутатов ВС). Но кому-то необходимо заниматься неотложными делами, от которых зависит судьба Украины — спасать производство, строить жизнеспособный государственный механизм. Если мы вместе не остановим забастовку и политические споры, то наверняка не сохраним урожай и безусловно приведем народ к гибели, как нам кое-кто и пророчит.

Сегодня мы выполнили большинство требований забастовки, но развалить окончательно экономику ради простого увеличения зарплат... правительство не имеет права... Это на Западе можно с помощью забастовок перераспределить прибыль в пользу бастующих,...а в нашем случае, когда большинство госпредприятий — банкроты, государство тоже банкрот и забастовка становится методом самоуничтожения...

Вместе с тем события свидетельствуют, что между шахтерами и Кабинетом Министров нужно наладить механизм постоянного взаимодействия. Прежде всего для ознакомления с состоянием дел в шахтерских регионах, во-вторых, для разъяснения положения дел в стране и государственной политики. Думаю, что такие связи сняли бы многие из взаимных предубеждений и необоснованных требований, резко ограничили бы возможности манипулирования шахтерами и другими бастующими. Такое же взаимодействие правительства необходимо и с аграриями, предпринимателями, работниками просвещения и т.д.

При всем моем негативном отношении к забастовке как разрушительной акции, которая ничего не может принципиально людям дать, кроме нищеты, при всем моем неуважении к тем, кто кинул людей на эту бессмысленную акцию, я воспринимаю эту забастовку как толчок к решению перезрелых вопросов, которые стоят перед обществом, но не были решены, в частности в финансово-кредитной сфере.

Сейчас я с ужасом жду... подсчета всех убытков от остановки производства. Это тоже цена тех политических игр, которыми мы занимаемся уже месяц. Сугубо идеологическое противостояние не дает возможности опереться на твердую и понятную экономическую концепцию...

Кто сказал, что монетарной политикой можно оперировать в пространстве, где есть лишь рынок продуктов? Где нет рынка капиталов?.. Пока мы не дадим статуса товара всему... — полезным ископаемым, земле, строениям, средствам производства, человеческим способностям — никакая монетарная политика не даст ожидаемых результатов.

Мы давим на людей, не давая им даже приблизительной ориентации, не привлекая их к осознанию новых ценностей — и поэтому получаем отторжение даже необходимых экономических шагов. А... пропаганда при этом... ориентирована на люмпенизацию общества.

Да, мир не нашел ничего другого для своего развития, кроме рынка. Но мир не нашел единой верной дороги к нему, и каждая страна идет к рынку своей дорогой.»

Далее Л.Кучма предложил программу действий, которые необходимо осуществить немедленно:

1. Добиться возобновления налога на прибыль и на добавленную стоимость 20%. Пересмотреть еще раз всю налоговую систему;

2. Закрепить договоренности с Россией о стабильности цен на энергоносители;

3. Провести корпоратизацию средних и больших госпредприятий, немедленную раздать акции населению;

4. Распродать на конкурсной основе 1432 незавершенных промышленных объектов строительства. Отдать объекты в собственность вместе с землей, чтобы люди могли взять иностранные кредиты и соорудить заводы, гостиницы, инфраструктуру; Сегодня недостройки в строительстве составляют 90% (раньше — 60%);

5. Осуществить принудительно малую и среднюю приватизацию;

6. Продать на конкурсной основе предприятия — банкроты, которые не подлежат санации;

7. Обеспечить безлицензионный экспорт готовой продукции при жестком палютном контроле и протекционалистской политике защиты отечественных товаропроизводителей;

8. Ввести в промышленности жесткую систему энергосбережения (программа предложена);

9. Способствовать выживанию товаропроизводителей — также назван перечень мер...

10. Обеспечить сбор урожая 1993 года нефтепродуктами, запчастями и финансами;

11. Определиться с концепцией аграрной реформы, предусмотрев введение единого налога на землю.

Далее премьер изложил подробную программу спасения финансов и введения гривны, а также программу социальной защиты населения. Последняя предусматривает:

— создание резервных запасов энергоносителей и продовольствия на осенне-зимний период;

— введение с 1 сентября 1993 года льготной карточной системы для малоимущих, предусматривающую 50% скидку на приобретение товаров первой необходимости;

— создание льготного общепита для малоимущих;

— обеспечение программы занятости для временно безработных;

— создание национальной системы социальной защиты военнослужащих.

В завершение премьер призвал народных депутатов определиться в своих позициях по отношению к предложенной программе.

А за неделю до этого Л.Кучма анализировал политическую ситуацию. Напомню основные мысли этого выступления [2].

«... Парламент не дал ни Президенту, ни парламенту полномочий для введения более-менее централизованной и сильной вертикали исполнительной власти. И вот уже перед парламентом встали неразрешимые вопросы: как снизить цены при отсутствии денег на дотации и как удержать политическую стабильность при такой инфляции, ценовой неразберихе и энергетической блокаде со стороны России?..

Месяц тому назад правительство надеялось получить полномочия под относительно мягкую реформу... (сегодня) ситуация резко обострилась. Мягких мер уже не будет...

Сегодня нужны действительно чрезвычайные полномочия. Чрезвычайные, пока не поздно. Через месяц будет необходима диктатура».

Далее премьер сказал, что, с его точки зрения, «эта забастовка не шахтеров... Войдя в забастовку бедными, все выйдут из нее нищими.

И достаточно говорить о «социальной защите». Защищаться необходимо от самих себя. От общей бесхозяйственности, политической трескотни и популизма.

... если мы обозначим четкие политические ориентиры и чрезвычайные полномочия, то к сентябрю правительство с Президентом предоставят двухлетний государственный план восстановления и развития экономики.

С помощью политических фокусов, риторики и митингов больную экономику не вылечить».

(По-моему, все слова уже прозвучали, остается лишь одно: будет сделан политический выбор или нет, используем ли мы еще возможный шанс или деле безнадежно. Не так часты такие развилки истории).

Политический кризис и забастовку Донбасса-Луганщины комментировали эксперты: экономисты, политологи, социологи. Посмотрим их тексты.

«Забастовка по сценарию фильма ужасов» — так назвал свою статью С.Тихий [3]. Приведу некоторые мысли автора:

— финансисты считают, что за май — июнь дотации угольной промышленности Украины составляют 550 млрд.карбованцев. За год это составляет 3300 млрд., то есть треть госбюджета. Понятно, что такая экономика абсурдна.

— требование бастующих о придании Донецкой области автономии при такой экономике региона — это чистая романтика (оно было снято в конце забастовки). Эксперты советуют в такой обстановке «латать дыры», замиривать людей, дожидаясь лучших условий для реформирования;

— забастовщики демонстрируют пренебрежение ко всему, что связано со «строительством украинского государства».

Заканчивается статья выводом: экономический кризис благодаря двум годам неопределенности, постоянным шатаниям и «лоббированию» со стороны заинтересованных товарищей вошел в стадию катастрофы. Объединенной идеи в государстве нет. Слова о том, что во всем виновата Россия и прошлое, уже малоубедительны.

Другая статья с не менее апокалипсическим названием «Кризис перерастает в общенациональную катастрофу?» [3] напечатана в том же издании. Автор — К.Малеев. Новое правительство, сказано в статье, не имея надежного и легитимного политического прикрытия в парламенте или в лице Президента... под давлением лобби в ВС, окружении Президента и в собственном аппарате так и не смогло улучшить ситуацию или хотя бы породить надежды. Более того, кризис в Украине начал приобретать признаки общенациональной катастрофы. Автор считает, что кризисом власти воспользуются структурированные и организованные просоциалистические силы в парламенте: социалисты (А.Мороз), Гражданский конгресс Украины (А.Чародеев) и группа «За социальную справедливость» (Б.Олийнык).

Еще одна публикация называется «Шахтеры подрывают устои государства. И при этом, увы, знают, что делают» [4]. В статье цитируется А.Мриль, лидер Независимых профсоюзов горняков Украины (эта организация контролирует ход забастовки во многих городах области): «Я понимаю, что украинцы не позволят расчленить страну и поэтому меня пугает возможность кровопролития». Автор статьи Е.Ясенев (Донецк) приводит многочисленные факты, свидетельствующие о медлительности властей, недооценке ими ситуации. Он пишет, что нынешние лидеры Украины ответственны за состояние на грани катастрофы и они должны уступить место другим лидерам.

Обозреватель «Пост-Поступа» [5] В.Фрунзе призывает власти навести порядок при помощи танков и солдат и приводит в пример опыт жесткой политики по отношению к шахтерам М.Тетчер. При этом он пишет, что уступки шахтерам — это усиление власти директорского корпуса, пророссийских сил в Украине и проигрыш властей независимой Украины.

(По всей видимости, дело обстоит именно так, но вряд ли это повод для начала гражданской войны. Явно наметившаяся тенденция: разные политические силы все более надеются не на демократические механизмы решения проблем, а на силу, и все чаще военную.)

В этой же газете помещена информация о Донецко-Приднестровском регионе — «новой кочегарке Европы — зоне потенциальных социальных взрывов».

Кризис угольной промышленности Украины продолжается с 70-х годов: добыча снизилась с 218 до 190 млн.тонн (1976-1980 гг.). Затем прекратили закладку новых шахт (за 80-е годы не была заложена ни одна шахта, практически прекращены работы по реконструкции действующих). С 1989 по 1992 годы добыча снизилась до 134 млн.тонн.

Шахтовый фонд Украины — 278 шахт, производственная мощность — 160,7 млн.тонн. Устарелое оборудование, низкая производственная мощность большинства шахт, старение их (95 работают еще с довоенного времени) приводят к значительному травматизму — 50 тысяч травмированных в 1992 году, 450 смертей. Дотирование в таких масштабах, которые сегодня необходимы Донбассу, для Украины смерти подобно. Одна надежда — интерес Запада к отечественной тяжелой индустрии. Может быть, за счет этого будут получены деньги на реконструкцию шахт и их развитие. Отечественных ресурсов для этого нет.

На фоне кризиса в Донеччине М.Маринович рассматривает кризисные явления в Галиции [6]. Он говорит о слабости украинских идей в восточной Украине из-за их слабости в Галиции, о громадных масштабах коррупции в «демократической» элите, о бесконечных сварах и выяснениях отношений в национально-демократическом лагере, о параличе советов — демократических (!) в этом регионе. И опять грустный вывод: мы разбиты и не являемся политической силой. А в этой ситуации соперникам легко достаются победы.

Социологи научного центра «Демократические инициативы» организовали и провели экспресс-опрос киевлян по теме «Референдум о доверии: мнение киевлян» [7]. Приведу данные исследования и некоторые выводы авторов.

Социально-экономическое состояние в Украине: 47% оценивают его как катастрофическое, 42% — как кризисное;

Таблица готовности граждан к участию в забастовках дает основание для вывода о значительном расширении базы для социально-экономического недовольства среди всех категорий населения.

 

Таблица 1

Готовность разных экономических групп населения к участию в забастовках против повышения цен, в %

 

 

Готовность принять участие в забастовке

Экономические

Готов

Готов,

Не готов,

Не готов,

Не

группы

принять

но не имею

потому что

категори-

опреде-

(по

участие

возмож-

это ничего

чески

лились

результатам

и приму

ности

не даст

против

 

роста цен)

 

 

 

силовых

 

 

 

 

 

методов

 

Повышение цен никак не повлияло на условия жизни

7,7

15,4

38,5

23,1

14,4

В результате роста цен мат. положение немного ухудшилось

7,7

21,2

42,3

23,1

5,7

Значительно ухудшился

15,6

21,0

37,1

17,5

8,5

Привело в состояние безысход-ности, на грань голодной смерти

24,6

32,7

26,4

12,7

3,6

Всего

16,7

24,1

34,8

17,3

7,0

 

64% граждан поддержали экономические требования шахтеров, 44% — политические и лишь 13% не поддержали шахтеров.

Авторы пишут, что снизить предзабастовочную готовность основной части населения возможно лишь улучшив социальную защиту малообеспеченных слоев населения.

 

Иерархия ответов на вопрос «Что делать?» представлена в таблице 2.

 

Таблица 2

Отношение населения города Киева к разным первоочередным мероприятиям, направленным на выход из экономического кризиса, в %

 

Экономические и политические

Поддер-

Не

Трудно

мероприятия выхода из

живаю

поддер-

сказать

экономического кризиса

 

живаю

 

Более тесная интеграция в экономике со странами СНГ

84,3

5,0

10,7

Более тесная интеграция со странами Запада

75,1

14,1

10,8

Ускоренное реформирование и приватизация предприятий и земли

66,1

14,6

19,4

Введение карточной системы на основные продовольственные товары и стабилизации цен на них

44,1

47,1

8,9

Введение чрезвычайного положения в экономике и возобновление командных методов управления предприятиями

39,5

46,8

13,7

Запрещение забастовок, методов управления массовых политических акций на период выхода из кризиса

35,9

48,7

15,3

 

И вывод: даже сегодняшняя катастрофическая социально-экономическая ситуация пока что не сформировала негативного отношения большинства киевлян к реформированию экономики.

 

И теперь главные вопросы, ответ на которые хотят предугадать социологи.

 

Таблица 3

Как вы ответите на вопросы референдума 26 сентября, в %

 

 

Доверяю

Не доверяю

Тяжело сказать

Не приму участие

Доверяете ли Вы

 

 

 

 

Верховному Совету Украины

7,0

74,2

10,0

9,0

Президенту Украины

17,3

57,9

16,3

8,5

 

Кабинету министров во главе с Л.Кучмой доверяют 36,3%, не доверяют 36,6%, не определились — 27%

 

Интересна и таблица, характеризующая мотивы деятельности депутатов в осознании граждан.

 

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос:
«Чем, по Вашему мнению, руководствуются в своей деятельности депутаты Верховного Совета в первую очередь?», в %

 

Собственными корыстными интересами

64.2

Стремлением удержать власть

47.1

Интересами мафиозных структур

30.3

Интересами политической борьбы в парламенте

21.8

Своими предвыборными обещаниями

8.3

Интересами Украины

7.5

Ничем не руководствуются

7.5

Интересами избирателей своего округа

3.8

Интересами Запада

2.5

Интересами России

2.3

Другое

1.7

Трудно сказать

5.5

 

Наконец, потенциал партий в ближайшее время в оценке граждан: 44% граждан готовы поддержать кандидатов разных партий и движений (по другим известным мне исследованиям, эта цифра значительно ниже), в том числе НРУ — 9,3%, ДемПУ — 5,0%, ПДВУ — 4,5%, Народная партия Украины — 3,5%, Компартия — 3,8%, Партия зеленых — 2,8%, УРП — 2,0%, СДПУ — 1,5%.

При создании блоков национал-демократы (РУХ, ДемПУ, УРП, крестьянская ДПУ, УКРП) смогут собрать — 17,3% голосов, социально-либеральный блок (ПДВУ, СДПУ, зеленые, ППУ) — 13,4%, коммунисты и социалисты — 6,8%, другие — 5,3%. Авторы предполагают, что если остальные киевляне, пока не определившиеся, будут голосовать пропорционально определившимся, то демократические партии и движения смогут собрать приблизительно 70-80% голосов избирателей.

И последний политический комментарий «Политический коллаж. Возможные методы терапии», В.Малинкович [8].

Поражение властных структур обусловлено:

— тем, что они оказались абсолютно неспособными работать в условиях независимости, демократизации и перехода к рынку. Власть фактически самоустранилась от выбора стратегических путей развития;

— тем, что властные структуры формировались за счет объединения части коммунистов с национально ориентированными партиями и движениями, вокруг ценностей, приоритетных лишь для части населения;

— тем, что на политической арене появилась новая политическая сила, которая всех превосходит по своей мощи, — промышленный класс востока и юга Украины со своими приоритетами;

— объективными трудностями, связанными с распадом социалистической системы, с экономическим давлением России, с которой не сложились добрососедские отношения по вине политиков обеих стран. Далее автор говорит, что референдум скорее всего скинет существующую власть, но конструктивного в этом мало. Нарождающиеся субъекты гражданского общества — партии, движения — должны предусмотреть ряд действий, которые должны предотвратить возможное безвластие. С этой целью предлагается проведение Государственного (Конституционного) совещания, которое должно подготовить к референдуму вопросы о выборе основ государственного строительства и управления Украиной.

Завершается статья констатацией поражения «государственников», что повлечет за собой смену приоритетов по отношению к СНГ, России, равенству граждан, федеративному устройству и т.д. Это будет, по мнению В.Малинковича, способствовать преодолению изоляции Украины, включению ее в экономическое пространство постсоветских стран. А если не будет предложен и принят обществом социал-демократический путь к рынку, достаточно вероятен переход промышленного класса (не объясняется, кто это: рабочие?) к неокоммунистам. Идеям либералов автор отказывает в будущем из-за неприемлемости этих идей для рабочих.

 

К сожалению, аналогичных данных в целом по Украине нет. В какой-то мере они могут быть восполнены характеристиками динамики доверия граждан к государственным и общественным институтам и организациям [8].

Мера доверия ко всем, кроме религиозных организаций и профсоюзов, снижается и является явно критической.

 

Таблица 5

Динамика уровня доверия граждан Украины к государственным и общественным институтам и организациям (февраль-июнь 1993 года)

 

Государственные и

В полной

Час-

Совсем

Не

Индекс

общественные

мере

тично

не дове-

опреде-

доверия

институты и

доверяют

дове-

ряют

лились

 

организации

 

ряют

 

и нет

 

(5-балльная шкала)

 

 

 

ответа

 

1. Армия — Вооруженные силы Украины

 

 

 

 

 

1.1. Февраль 1993

25,9

23,9

12,8

37,5

3,09

1.2. Июнь 1993

14,3

56,1

17,2

12,4

2,8

2. Церковь и религиозные организации

 

 

 

 

 

2.1. Февраль1993

30,9

14,0

10,6

44,3

2,96

2.2. Июнь 1993

20,5

50,3

18,6

10,7

2,96

3. СМИ (пресса, радио и ТВ)

 

 

 

 

 

3.1. Февраль1993

21,2

48,3

13,4

16,9

2,96

3.2. Июнь 1993

4,1

67,8

21,1

7,0

2,59

4. Кабинет министров Украины

 

 

 

 

 

4.1. Февраль1993

12,0

37,7

28,9

21,4

2,42

4.2. Июнь 1993

2,9

45,4

43,9

7,8

2,1

5. Верховный Совет Украины

 

 

 

 

 

5.1. Февраль1993

5,4

37,1

37,7

19,8

2,14

5.2. Июнь 1993

1,8

38,4

50,6

9,1

1,93

6. Профсоюзы

 

 

 

 

 

6.1. Февраль1993

8,4

23,2

42,3

25,1

2,02

6.2. Июнь 1993

2,7

41,1

40,6

15,7

2,11

7. Политические  партии (июнь 1993г.)

0,6

22,9

64,2

12,3

1,6

8. Народный Рух Украины (июнь 1993 г.)

3,3

26,6

56,7

13,4

1,77

 

А тем временем ВС работал. За июнь он обсудил и принял постановления:

О повышении минимальных размеров заработной платы и пенсий по возрасту;

·       О социально-экономическом и политическом положении в Украине и путях выхода из кризиса;

·       О проведении всеукраинского референдума о доверии (недоверии) Президенту, Верховному Совету Украины;

·       По вопросам административно-территориального устройства, изъятия и предоставления земельных участков для несельскохозяйственных нужд;

·       О нормативе обращения платежных документов в Украине;

·       О выделении селу кредита в сумме 1,9 трл.крб.сроком на 7 лет.

 

Обсудил и принял Закон о системе научно-технической информации.

Обсудил и принял в первом чтении Законы «О связи», «Об антимонопольном комитете Украины».

Обсудил проекты Законов:

·       Об изменениях и дополнениях к Конституции;

·       Об управлении имуществом, находящеися в коммунальной собственности;

·       О новой структуре государственной исполнительной власти;

·       О борьбе с организованной преступностью.

Ратифицировал соглашения между Украиной и Россией и между Украиной и Белорусью о взаимном признании права и регулировании отношений собственности.

Обсуждал вопрос о ратификации Договора СТАРТ-1, присоединении Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия.

Заслушал информацию о последствиях волны забастовок, которые прокатились по Украине, и принятых мерах по требованию забастовщиков, по вопросам промышленности и строительства.

Обсудил вопросы о социально-экономическом положении в Украине, о некоторых мерах по обеспечению народного хозяйства электроэнергией, о текущем состоянии денежного обращения и неотложных мерах Национального банка Украины по улучшению его работы, о ходе выполнения в 1992 году программы приватизации и проекте такой программы на 1993 год Принял постановление о том, что работа Кабинета Министров и Фонда госимущества по выполнению в 1992 году Государственной программы приватизации определена как недостаточная, и о создании контрольной комиссии по вопросам приватизации.

1.2.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА. БЕЗОПАСНОСТЬ

Первый заместитель председателя ВС В.Дурдинец принял участие в конференции «Международная торговля оружием в переходной экономике» (Вашингтон, 24-25.05). Приведу основные тезисы его доклада:

— В Украине создана правительственная экспертно-техническая комиссия, которой поручены лицензирование и квотирование экспортно-импортных операций вооружений и военной техники... Создана также Национальная система экспортного контроля в этой области.

— Законом Украины о внешнеполитической деятельности предусмотрено, что экспорт-импорт вооружений, технологий, сырья и т.д. осуществляется только субъектами, уполномоченными Украиной;

— Украина взяла на себя обязательство не допускать реэкспорта вооружений, обмениваться с другими странами информацией о продаже оружия и военных технологий;

Национальная система экспортного контроля осуществляется по таким направлениям:

1) Контроль за экспортом обычных видов оружия и военных материалов;

2) Контроль за экспортом товаров и технологий двойного использования.

В завершение выступления В.Дурдинец подтвердил стремление Украины к сотрудничеству с международными организациями в области нераспространения оружия и технологий. Однако он настаивал на равных возможностях с другими странами для Украины в продаже на рынках военной техники и технологий, снятии дискриминационных ограничений, существующих сегодня. Речь шла о ракетных технологиях, производстве систем управления, оптики, служебных систем космических аппаратов и т.д [9].

3 июня 1993 года министр иностранных дел Украины А.Зленко, а затем В.Дурдинец выступили в ВС с подробным изложением позиции Украины в вопросах подписания международных соглашений в области нераспространения ядерного оружия [10]. Авторы подробно остановились на вопросах участия Украины в Договоре о нераспространении ядерного оружия и Договоре о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.Детально были рассмотрены вопросы юридического статуса Украины как правопреемницы СССР в названных областях, возможности и целесообразности — нецелесообразности создания ядерного оружия в Украине, возможной реакции мира на стремление Украины стать ядерной державой гарантии безопасности для Украины, необходимость финансовой помощи Украине для ликвидации ядерного оружия Украины и т.д.

В завершение доклада В.Дурдинец сказал: «Украина стремится стать надежным гарантом мира и стабильности в регионе. Никто не должен сомневаться в нашей решимости идти по пути уничтожения ядерного оружия... Но мы были бы безответственными парламентариями, если бы позволили реализовать это мирное стремление без необходимой системы гарантий безопасности для своего народа».

 

«Пост-Поступ» [5] поместил статью З.Бжезинского «Польско-украинские отношения и новый восточно-европейский климат»:

Характеристикой Восточной Европы сегодня могут стать слова «конфронтация и конфликт». Поэтому расширение сотрудничества между Польшей и Украиной воспринимается как глоток свежего воздуха. Это сотрудничество может стать провозвестником новых отношений между странами. Взаимопонимание между Польшей и Украиной будет влиять на характер и форму стратегического ландшафта Европы.

1. Польша и Украина как геополитическая база региона. Укрепление отношений между Польшей и Украиной является основой геополитической стабильности в регионе. Так как есть общая граница, то изменения в каждой из стран неминуемо влияют на другую страну. Так как Польша и Украина находятся между Германией и Россией, украинско-польские отношения существенно влияют на эволюцию этих супергосударств.

2. Интересы Польши и Украины. Польша — это ворота Запада (Кравчук). Она становится экономически сильной страной. Она самая влиятельная среди стран восточной Европы. С точки зрения Варшавы, украинский фактор имеет как позитивные, так и негативные стороны. В случае провала демократизации и реформ в Украине — это поток беженцев, возможное присоединение к России, которое может привести к конфликту в регионе, и Польша опять может оказаться под боком имперской России. С другой стороны, Украина богата ресурсами у нее относительно дешевая рабочая сила. При удаче реформ Украина может стать рынком сбыта для польских товаров, поставщиком ресурсов для Польши.

3. Стратегическое партнерство. При провале реформ в Польше или Украине геополитический вакуум в регионе может заполнить немецкая или российская интервенция. Напряженность в отношениях Польши и Украины делают такой сценарий достаточно вероятным. Сотрудничество же между Польшей и Украиной должно ускорить интеграцию России в неимперскую страну. По мнению Б.Тарасюка, будущая европейская стабильность является пирамидой, построенной на двух принципиальных звеньях: немецко-французских и польско-украинских отношениях.

4. Потенциальные проблемы. Это прежде всего давление со стороны России, боязнь Польши по поводу будущего Украины и России, отсутствие западной поддержки, амбициозная военная политика Украины, провал экономических реформ в Украине, боязнь конкуренции между Украиной и Россией.

5. Нажим со стороны России и опасения Польши. Часть политиков России воспринимают развитие отношений между Украиной и Польшей как попытку изолировать Россию. С.Станкевич предостерег Польшу от тесных политических и экономических контактов с Украиной, назвав Украину сферой влияния России. Варшава боится провоцировать Россию, воспринимает российские угрозы серьезно, так как не ощущает поддержки Запада в этом вопросе. Поляки не верят, что Украине удастся отстоять независимость мирным путем и неопределенность будущего в Украине считают самой серьезной угрозой безопасности Польши. В такой ситуации Варшава ведет осторожную политику. Украинская двузначность в области национальной безопасности и провал экономических реформ усложняют «стратегическое партнерство». Очень слабое звено и торговля между странами: отсутствие твердой валюты Украины, отмена свободного движения товаров сдерживают экономические контакты.

6. Отсутствие западной поддержки. Страны Запада не имеют четкого видения будущей системы европейской безопасности. Запад практически не реагирует на российские нападки на суверенность бывших республик. Запад сосредоточил свое внимание на неопределенности политики Украины по отношению к ядерному оружию, не замечает российские территориальные претензии к Украине. Это повышает ощущение опасности в Украине, не способствует демократическому развитию Украины, строит стены между Украиной и Западом, в том числе и Польшей.

7. Роль Запада. Запад не может игнорировать значение «стратегического партнерства» и мог бы способствовать ему:

а) переубеждением России по отношению к проблеме Украина-Польша;

б) недопущением возрождения российского империализма;

в) способствованием экономическим контактам стран региона;

г) усилением сотрудничества в области безопасности.

8. Исторический аспект. Вместо исторического противостояния, которое ослабляло польско-украинские отношения, есть уникальный шанс объединиться и занять достойное место в Европе. Народы Польши и Украины, Запад должны осознать последствия успешности либо провала «стратегического партнерства».

 

В этой же газете [5] рассказано об украинско-немецких отношениях в связи с визитом Г.Колля. Автор статьи обращает внимание на общую заинтересованность Германии и Украины в сооружении транспортной артерии для нефти. Ведь Германия так же как и Украина на протяжении XX века неоднократно страдала от нехватки энергоресурсов. Наметилось стратегическое сотрудничество в проекте построения танкеров и терминала для получения Украиной и Германией арабской нефти. Фирмы Германии уже сегодня участвуют в создании украинского танкерного флота. Газета приводит данные опроса высших государственных чиновников: 52,4% генералитета, 57,8% правительственных чиновников и 52% руководителей крупных предприятий назвали Германию близким союзником и дружественной страной. При этом, правда, украинские эксперты предупреждают, что возможно неравноправное партнерство, восприятие Украины как сырьевого придатка и т.д. (Думаю, что речь может идти лишь о мере, так как наша экономическая разруха — не очень хорошее основание для равноправного партнерства.)

Важный этап развития российско-украинских отношений — встреча и договоренности между Кравчуком—Ельциным, Кучмой и Черномырдиным 18 июня в Подмосковье. Были подписаны документы, определяющие экономические отношения: о свободной торговле, о ритмичной поставке нефти и постепенном повышении цен на нее (и ее транспортировку) до уровня мировых, об отношениях между банками России и Украины, о долгах бывшего СССР («нулевой вариант» и передача Украине ряда зданий и сооружений за границей). Кроме того, достигнуты соглашения об обслуживании ядерного оружия в Украине российскими специалистами, о дележе поровну Черноморского флота [11]. Однако против этого решения уже восстали офицерское собрание флота, власти Севастополя. Напряжение сохраняется.

1.3.    ЭКОНОМИКА

Газета «Московские новости» [12] опубликовала сводную таблицу показателей надежности стран мира. Приведу некоторые позиции таблицы. Интегральный показатель (показатель надежности) объединяет 9 частных показателей. Каждый показатель самостоятелен и может «весить» до 10 баллов (политический риск — до 20). Значения некоторых показателей рассчитаны, некоторых определены экспертами. В работе участвовали специалисты Швейцарии, Дании, Великобритании и ФРГ. Один из самых грустных выводов — надежность постсоветских республик даже ниже, чем Югославии.

 

Показатели надежности стран мира

 

Место

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в ранжированном

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

перечне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III

IX

 

ИПН

ЭЭ

ПР

ПЗ

ДБК

ДКФ

ДДСК

ФМ

КС

НД

93

93

Страна

100

10

20

10

10

10

10

10

10

10

1

1

Япония

99,44

9,44

20

10

10

10

10

10

10

10

2

6

США

99,07

9,07

20

10

10

10

10

10

10

10

7

4

ФРГ

93,93

8,57

19,36

10

10

10

10

10

10

10

4

43

Китай

60,73

7,52

14,26

8,95

0

2,5

6

7,27

4,23

10

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

71

Польша

35,78

4,91

8,72

9,35

0

5,5

4

0,45

0

2,84

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

Эстония

23,35

2,92

7,66

0

0

1

3

0

0

8,77

2

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

Литва

21,36

2,42

6,17

0

0

1

3

0

0

8,77

3

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

Украина

19,17

2,3

5,11

0

0

1

2

0

0

8,77

4

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

Казахстан

18,55

2,73

4,04

0

0

1

2

0

0

8,77

4

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

Россия

18,13

2,17

4,68

0

0

0,5

2

0

0

8,77

4

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ППП — интегральный показатель надежности (от 0 до 100 баллов)

ЭЭ — экономическая эффективность (от 0 до 10 баллов)

ПР — политический риск (от 0 до 20 баллов)

ПЗ — показатель задолженности (от 0 до 10 баллов)

ДБК — Доступность банковского кредитования (от 0 до 10 баллов)

ДКФ — доступность краткосрочного финансирования (от 0 до 10 баллов)

ДДСК — доступность долгосрочного ссудного капитала (от 0 до 10 баллов)

ФМ — вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств (от 0 до 10 баллов)

КС — кредитоспособность (от 0 до 10 баллов)

НД — невыполнение обязательств по выплате долга или его отсрочка (от 0 до 10 баллов)

 

Другая газета — «Пост-Поступ» привела также расчеты и итоговые цифры оценки инвестиционного климата в Украине. Оценены политический риск по ряду факторов: угроза стабильности, мера стабильности правительства, характеристика оппозиции, отношения рабочих с властями, вероятность военных конфликтов и т.д. Показатель по Украине — 6,40, России — 6,87, США — 2,76 («0» — отсутствие риска; «10» — максимальный риск).

Экономический риск оценен по критериям: состояние экономики, динамика валового национального продукта, рост инвестиций, динамика производства, доступность зарубежных финансов, характеристики рабочей силы, характеристики монетарной и налоговой политик и т.д.

Показатель по Украине — 7,5, России — 7,00, США — 4,10.

Внешнеэкономический риск оценен по показателям: состояние платежного баланса, торговый баланс, динамика экспорта, импорта, официальные ограничения движения капиталов, обменные курсы валют и т.д. Показатель по Украине — 7,10, по России — 5,20.

И еще одна таблица из той же газеты.

 

Основные показатели экономической ситуации в странах восточной Европы

 

 

Годовая

Курс

Средняя

Минимальная

 

инфляция

доллара

зарплата

зарплата

Страна

 

 

(долл.)

(долл.)

Германия

4,8%

1,59

1950

 

Россия

1200%

1024

16

8,1

Украина

2000%

3300

4,6

2,1

Беларусь

1400%

1200

10

5,4

Латвия

 

130

33

24,9

Грузия

1500%

1150

8

3,5

Венгрия

30%

85

350

 

Чехия

11%

28,5

200

 

Польша

48,3%

16900

207

105

 

Очевидно лидерство Украины по развалу своей экономики. Основная причина, по-моему, имитация управления процессами. Жесткая кредитно-финансовая политика в Латвии, почти принудительная приватизация уже дали свои результаты. А мы все еще ждем.

Перейдем теперь к более локальным проблемам.

Харьковская областная ассоциация промышленников, объединившая директоров крупнейших предприятий, обратилась с ультиматумом к ВС Украины [13]. В нем сказано, что продолжаются целенаправленные действия по развалу государственных предприятий. Растут налоги на заработную плату, продолжается политика вседозволенности в банковском деле, отбирается значительная часть валюты, появляются таможни и границы... Все это приводит к тому, что продукция теряет свою конкурентоспособность, становится недоступной оптовым и розничным потребителям. Из 40 предприятий, входящих в ассоциацию, полностью остановились четыре, на которых работает более 30 тысяч человек, а еще 13, где занято 72 тысячи человек, работают неполную неделю.

Директора требуют создания парламентской комиссии для оценки всех законов и декретов, носящих ограничительный и запретительный характер для государственных предприятий. Найти любые цивилизованные формы и методы для создания в рамках СНГ единого экономического пространства — единственный выход из ситуации, с их точки зрения.

В это же время областное объединение профсоюзов объявило о дате проведения общегородской забастовки, в которой должны принять участие около 100 тысяч человек.

Апокалипсические заголовки все чаще мелькают в прессе. «Это конец — ВС проголосовал за смерть экономики Украины...», — так называется статья, комментирующая разрешение на очередную эмиссию национального банка на сумму 7,0 триллионов карбованцев [5]. Эту эмиссию эксперты объясняют страхом, который охватил высшие структуры власти в связи с забастовкой шахтеров. Таким образом бюджетный дефицит за первое полугодие составит 11 триллионов крб. вместо запланированного 1 триллиона.

Группа международных экспертов и украинских экономистов во главе с В.Лановым разработали «Рабочую программу по приватизации и развитию инфраструктуры», которую передали в КМ ВС. При одобрении программы (финансируемой США) 10 июля в Украину прибудут специалисты США для осуществления программы и, в том числе, продажи приватизационных сертификатов [14].

22 июня 1993 года ВС Украины внес изменения в «Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве», в соответствии с которым земля площадью до 50 га пашни и 100 га общих земель может передаваться в частную собственность граждан [15].

Эксперты «Пост-Поступа» [16] Т.Гайдай и Е.Шканова представили на страницах газеты широкую панораму деятельности совместных предприятий (СП) и малых предприятий (МП).

Приведу некоторые данные из публикаций.

По состоянию на 1 января 1993 года в Украине действовали 812 СП. За год их число увеличилось втрое. Больше всего СП в Киеве — 204, Одесской области — 143, Львовской — 76, Днепропетровской — 66, Донецкой — 49, Закарпатской — 47, Харьковской — 26.

СП поставили на экспорт в 1992 году за границы СНГ товаров на 30млрд.крб., в том числе больше всего в Германию, Ливан, Японию, Италию, США и Польшу. При этом почти прекратились связи СП с Великобританией, Францией, Испанией.

Структура импорта СП Украины: всего 57 млрд.крб., в том числе 20% из Германии, 19% из Кубы, остальное из Польши, Японии, Греции, США, Колумбии.

В экспорте за границы СНГ 28% составила продукция СП Донеччины, 20% Одесской области, 16,3% Днепропетровской области, 9,1% г.Киева.

В импорте — 60,3% — Одесская область, 12,0% — Донецкая область, 11,3% — Киевская область и г.Киев.

Большая часть СП Украины имеют объемы реализованной продукции до 200 млн.крб. — 754 СП. До 1000 млн.крб. — 44 СП, более 1 млрд.крб. — лишь 14 СП.

Самые мощные СП по итогам 1992 года:

Сепрос Корпорейшен (Украина — США), Одесская область, реализация на внутреннем рынке СНГ 2830 млн.крб;

Донкавемет (Украина — Германия), Донецкая область — 2701 млн.крб;

Бруклин-Киев ЛТД (Украина — США), Киев — 2557 млн.крб.;

Великий Козачок (Украина — Германия), Запорожская область — 2359 млн.крб.;

Лисмарк (Украина — Швейцария) Луганская область — 2250 млн.крб.

Эксперты Е.Шканова и Ю.Николаев [12] представили и характеристики деятельности малых предприятий (МП). На начало года было зарегистрировано 102 тысячи МП, работающих в области торговли, общественного питания, материально-технического обеспечения и сбыта — 13,9 тысяч, в промышленности — 10,5 тысяч, строительстве — 9,3 тысячи, науке и научном обслуживании — 10,5 тысяч. За год в пять раз выросло число МП в торговле, страховании, финансовой сфере и посредничестве. Среднее число работающих в строительных МП — 19, промышленных — 17, транспортных — 13, торговых и посреднических — 9 человек. Всего работающих в МП — 650 тысяч человек (Для сравнения: в США число малых и средних фирм — 14 млн., в Японии — 9 млн.; в странах ЕС они вырабатывают 80—90% валового национального продукта).

По форме собственности МП делятся на частные — 43% коллективные — 33%, государственные — 19%, смешанные — 5%.

В 1992 году МП Украины реализовали продукции и услуг на сумму 390,7 млрд. рублей. Торговые, строительные и промышленные МП обеспечили приблизительно 80% этой суммы, в том числе объемы торговых и посреднических МП в 6 раз больше объемов производственных МП.

Авторы пишут о тяжелом положении МП, которые — особенно в области науки, культуры и производства — часто не выдерживают и прекращают свое существование. Необходима протекционистская политика государства, иначе вероятность выживания многих МП маловероятна.

Опять-таки «Пост-Поступ» опубликовал интервью с Д.Кауфманом, директором Киевского представительства Мирового банка.

Оценивая ситуацию в Украине, Д.Кауфман сказал, что определяющим являются три элемента экономической реформы:

1) составление бездефицитного бюджета и его безусловное выполнение;

2) проведение жесткой кредитной политики;

3) приватизация.

Эти элементы помогут создать среду для интенсификации бизнесовой деятельности.

Он отметил, что альтернативы нет — общество платит гораздо большую цену за игнорирование реформ, чем при их проведении. К сожалению, сказал Д.Кауфман, в Украине еще не сформирована прорыночное массовое сознание. В России это уже есть. То же относится и к массовой приватизации — в России она уже идет полным ходом, в Украине — ни с места. Обсуждая декреты правительства Л.Кучмы Д.Кауфман оценил их как необходимые для переходного этапа, как обеспечивающие управление госсектором, как этапы к корпоративизации и переходу к частной собственности.

1.4.    ПАРТИИ, ДВИЖЕНИЯ

С.Тихий опубликовал статью «Политический центр Украины в безвоздушном пространстве» [17], перечислив партии и движения, которые борются за лидерство в центре: ПДВУ, объединение «Новая Украина», Трудовой конгресс Украины (ТКУ), Либеральная партия Украины (ЛПУ), Партия социального согласия «злагоди» — (ПСЗ) — автор весьма скептически оценивает перспективы на будущее у каждой из этих сил.

Реальной основы для социал-демократии нет — нет сильного и богатого государства. Невысокие шансы и у либералов — еще не родился цивилизованный собственник. И христианские демократы без основы в стране, где воюют между собой все основные конфессии. Поэтому наши партии, названные по аналогии с соответствующими западными, на самом деле более похожи на партии стран третьего мира: «народные», «прогрессивные» или «справедливости».

Автор делает вывод, что народ ориентирован на партии, исторически близкие ему: социалистически-коммунистические и правонационалистические. Вывод прост: если все умеренные силы не консолидируются, у крайних политических сил значительные шансы на успех.

Экономика все более переплетается с политикой, и вот уже накануне обсуждения концепций управления страной в ВС Украины газеты печатают обращения всеукраинского объединения предпринимателей (ВОП) и Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) к ВС [18]. Если первые настаивают на предоставлении полноты власти Президенту, то вторые — премьеру. Оба объединения сходятся в анализе ситуации как критической, в оценках масштабов кризиса, однако ВОП предъявляет счет за положение дел и премьеру.

Расширяется деятельность либеральной партии — съезд, еженедельная газета. Ее лидер И.Меркулов выступил с докладом «О социально-экономической ситуации в Украине» [19]. Доклад содержит заверения лидера о финансировании громадных проектов — резервном валютном фонде для введения украинской валюты, строительстве автодорог и сопутствующей инфраструктуры — гостиниц, транспорта,, связи..., развития морских портов и т.д. Все это выглядит привлекательно на фоне плачевного состояния украинской экономики.

Политической основой для этих программ И.Меркулов и его коллеги по партии видят:

— созыв конституционного собрания и принятие Конституции Украины;

— проведение на многопартийной основе выборов органов власти и формирования правительства национального согласия;

— увеличение прав региональных властей для осуществления реформ;

— решительные действия по приватизации, акционированию и радикальной земельной реформе, структурной перестройке экономики.

А с другой стороны политического спектра создается Трудовой конгресс левых сил против «новой буржуазии». В него намереваются войти Левое объединение молодежи (ЛОМ), «Рабочий союз», Соцпартия и другие организации социалистической и коммунистической ориентации. Место проведения собрания Трудового конгресса сохраняется в тайне [20]. И национал-радикалы собирают силы. В Ривном 19 июня состоялась первая конференция промышленников-националистов Украины. Инициаторы конференции — объединение «Державна самостийнисть Украины» — одна из самых радикальных националистических организаций. Конференция провозгласила основание украинского национального бизнес-клуба «Твердыня», который должен способствовать националистическим структурам через собственный банк, страховую компанию и аудиторскую фирму [21].

И еще свидетельство срастания бизнеса с политикой: Союз солидарности и социальной справедливости, созданный по инициативе Э.Лашутина (эмигрировал из СССР почти 20 лет назад, затем промышленник в Австралии) объявил о том, что он готовится перерасти в партию. Концерн, созданный Лашутиным, «Элланд» — сегодня имеет сеть предприятий в Украине, России, Казахстане. Работникам «Элланда» предоставляется право стать коллективными владельцами предприятий. Партия, по всей видимости, займет место левых центристов. О будущем ее влиянии на власть сегодня говорить еще рано [22].

1.5.    КОНФЕССИИ

О конфессионных противоречиях в Украине написано много. Гораздо меньше известна объективная информация о религиозных общинах Украины. Поэтому публикация В.Еленского [23] очень важна для понимания проблемы.

На 1 января 1993 года в стране зарегистрировано 14038 религиозных общин, 101 монастырь, 75 миссий и братств, 34 духовных учебных заведения. На одну общину приходится 3,7 тысяч населения (в 1986 году — 8,2 тысячи). На Тернопольщине этот показатель равен 0,807 тысяч, на Днепропетровщине — 16,9 тысяч.

Православными создано 52% всех общин. Хотя, по официальной статистике, 5,6 тысяч общин принадлежит Украинской православной церкви, а 1,76 к УПЦ Киевского патриархата, известно, что последняя цифра значительно преувеличена. По утверждению архиепископа Львовского и Галицкого Петра, таких парафиц сейчас около 1 тысячи.

20% общин созданы греко-католиками, 91% греко-католических общин находятся в Галиции, 7,4% — в Закарпатье.

20% общин относятся к протестантским: евангелистам-баптистам, пятидесятникам, адвентистам седьмого дня.

По данным социологов, около 20% населения считают себя православными, 5% греко-католиками, 2% — верующими иных конфессий (42% считают себя верующими, но не относятся ни к какой из конфессий, 32% назвали себя атеистами).

1,5% религиозных общин созданы национальными меньшинствами: реформаторами-венграми из Закарпатья 91, евреями 52, крыскими татарами и другими, исповедующими ислам — 42.

Неомистические и ориенталистские культуры не имеют широкого распространения в Украине. Самое влиятельное из этих течений — товарищество сознания Кришны — насчитывает 22 общины.

В Украине 14,5 тысяч служителей культа. Священников, особенно в сельских общинах, не хватает.

Автор прогнозирует постепенный рост религиозных общин, нехватку священнослужителей и храмов на ближайшие годы.

1.6.    НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

6.1.       Украинские

«Школа для манкуртов-2», так называется статья Н.Романюка в «Лiтературнiй Украiнi» [23]. В ней дан подробный разбор ленинско-сталинских трактовок украинской истории во 2-м томе «Истории Украины» (курс лекций под ред. Л.Мельника), Киев, 1993г.

Приводить эти формулировки не стану — они хорошо знакомы всем нам. Процитирую лишь вывод автора:

«Неужели новое правительство, декларирующее национально-культурное возрождение... и далее отчужденно будет наблюдать, как апологеты коммунистической системы и дальше будут фальсифицировать историю, которая писалась украинской кровью? Неужели оно не понимает, что в таком случае история становится бумерангом, который сечет нас на протяжении столетий?!»

«Голос Украины» [24] продолжает публиковать письма читателей на тему: писать «национальность» в паспорте или не писать. Никак властные структуры не могут определиться в вопросе,с которым определился мир. Автор обзора излагает очередную версию КМ — делать два паспорта: для заграницы и для внутренней жизни. Само собой, предлагается в заграничном указывать только гражданство, в украинском фиксировать национальность, а затем «воспитывать уважение к представителям всех наций и народов».

6.2.       Венгерские

Народный депутат Украины В.Шепа, избранный в Закарпатье, отвечает на вопросы активистов венгерских обществ Украины. Проблема традиционная: в районах компактного проживания венгров есть политические силы, выступающие за «национально-территориальную автономию». Автор призывает решать все вопросы, опираясь на демократические законы Украины, в частности, на «Закон о национальных меньшинствах». Требование национально-территориальной автономии с неизбежностью — по опыту иных стран — превращается в территориальные претензии государств и чревато конфликтами. Есть один путь решения проблем — демократическое законодательство, гарантирующее права гражданам любой национальности. В этом основная мысль статьи.

О.Гринев в газете «Молодь Украiнi» [25] также обращается к венгерской теме. Он подробно излагает украинскую версию истории Закарпатья, приводит доводы оппонентов — профессора Магочи и других — отстаивающих, как всегда в таких случаях, противоположные версии. Меняются даты, народы, события, но суть диалогов одна — кто историчнее на данной земле? Есть ли смысл в этом вопросе? По-моему, нет. Во всяком случае в конце XX века.

6.3.       Польские

Газета «За вiльну Украiну» из номера в номер публикует книгу М.Трухана «Негативный стереотип украинца в польской послевоенной литературе». Трудно понять газету: какая необходимость нести в массы эти знания? Правда, перед этим газета из номера в номер печатала юдофобские тексты Мирчука, так что уже есть закономерность. Если цикл будет продолжен антивенгерскими, антирумынскими и т.д. публикациями, то о специализации газеты гадать не придется.

В другой публикации сообщается об акте вандализма на польском кладбище в Житомире — разрушены кресты и каменные плиты на 30 могилах. Ведется следствие [25].

6.4.       Еврейские

В июне в Украине побывал председатель кнессета Израиля господин Шевах Вайс. Он встречался с Л.Кравчуком, Л.Кучмой, П.Плющом. Ш.Вайс выступил с речью в парламенте Украины, встретился с еврейской общественностью, посетил свою родину — Борислав, где он и его брат были спасены местными жителями. В перевод речи Ш.Вайса на украинский язык в Верховном Совете вкралась досадная ошибка, и текст ее был воспринят украинскими депутатами как оскорбительный. Ш.Вайс принес извинения депутатам, объявив недоразумение ошибкой перевода [26].

В июне в Украине прошел первый семинар учителей еврейских школ Украины (сегодня — это 10 дневных школ, около 50 воскресных). На нем были обсуждены вопросы координации работы учителей, издания необходимых учебников, повышения квалификации специалистов и многие другие. В работе семинара приняли участие и специалисты по иудаике из Израиля.

Дерзкая антисемитская акция совершена в Днепропетровске: там была разгромлена синагога, разграблены книги. Вандалы надругались над святынями [27]. Заметка газеты названа «Обыкновенный фашизм».

1.7.    ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

22 июня в Одессе, во Дворце культуры им.Л.Украинки, состоялся конгресс антифашистских антинационалистических сил. Перед активистами Гражданского форума Одессы, сторонниками социального обновления, с докладом выступил глава комитета Г.Терещенко [14].

По информации из первичных источников социалистической партии, в Киев поступила книга Генерального секретаря ЦК ВКП(б) Нины Андреевой «Дело социализма необходимо». Распространяется книга силами членов партии и Фронта трудящихся Украины. В книге много информации типа «В.Черновол — сын эссесовца», в стране «платят высокие пенсии тем, кто вырезал коммунистов», что « руководство Украины валяется в ногах у расистов ЮАР и Израиля» и т.д. и т.п.

Ожидается еще одно пополнение книжного рынка Украины — «Майн кампф» по-украински тиражом 25 тысяч экземпляров [28].

Правление Международного общества по правам человека, штаб-квартира которого расположена во Франкфурте-на-Майне официально признала одесскую организацию этого общества. Как сообщил лидер одесских правозащитников В.Денда, членами общества в соответствии с уставом могут стать все, кроме коммунистов и радикалов [15].

«Независимая газета» [29] опубликовала результаты социологического исследования, проведенного в России в начале 1992 года, об отношении граждан к госбезопасности. Приведу некоторые результаты работы. В массовом сознании сотрудник КГБ — это: профессионал — 64%; умный — 52%; сильный — 46%; человек долга — 45%.

В то же время 30% опрошенных заявили, что они либо их родственники пострадали в разные годы от КГБ, МГБ или НКВД. 25% думают либо уверены, что за ними следило КГБ (в том числе 35% c высшим образованием и более 50% ученых).

30% граждан считали в 1992 году, что тотальная слежка КГБ продолжается.

Для тех, кто сталкивался в своей жизни с КГБ образ чекиста иной — хитрый, скрытный, коварный функционер.

Сторонники КГБ, положительно оценившие деятельность организации за годы советской власти, составили 17,9%, противники — 33,6%.

Чем же должны заниматься сотрудники службы безопасности? Граждане называют три основные задачи:

— борьба с мафией, терроризмом и наркобизнесом — 82%;

— охрана военных объектов и государственных секретов — 75%;

— противодействие вооруженному захвату власти — 73%.

Более 40% опрошенных считают что службы безопасности должны бороться «с идеологическими диверсиями». 16% считают и теперь, что Россия находится во вражеском окружении, 33% уверены, что западные спецслужбы ставят подрывные задачи по отношению к стране, 34% считают, что деятельность западных разведок представляет большую угрозу для их родины. Граждане боятся не только Запада, но и мафии и считают, что КГБ — единственная сила, способная ей противостоять. «Московские новости» [30] рассказали о работе спецлагерей НКВД 1945-1950 гг. на территории Бухенвальда, Заксенхаузена и т.д. Согласно публикации, с этой целью использовались 9 лагерей и 2 тюрьмы. В лагерях содержали граждан, сотрудничавших с нацистами, социал-демократов, недовольных слиянием их партии с коммунистами, «классовых врагов» — журналистов, владельцев фабрик и т.д., подростков, бывших восточных рабочих, русских эмигрантов...

Аресты проводили группами СМЕРША, а затем группами НКВД. Спецлагеря были засекречены, переписка была запрещена, во внутренней охране были бывшие нацисты,уголовники. В этих лагерях не было пыток, массовых убийств, однако смертность была очень высока — заключенные были без одежды, на мизерном питании. Их косили тиф, туберкулез. Оставшихся к 1950 году 15 тысяч заключенных передали в тюрьмы ГДР... Общее число заключенных в спецлагерях на территории Германии было около 155 тысяч. Умерло из них 42 тысячи, 756 расстреляны по решению военного трибунала, 33 тысячи из общего числа были советскими гражданами. Документы об этой трагедии хранятся большей частью в бывших советских архивах.

«Киевские ведомости» [31] опубликовали развернутую информацию об «Украинской правнычей фундации» (УПФ). В ней, в частности, говорится о деятельности УПФ в области правозащиты. В публикации сказано, что УПФ собирает данные о нарушениях прав человека на Украине. Кроме того, УПФ провела пресс-конференцию «Свобода совести в Украине: нарушение прав человека», приняла участие в создании Всеукраинского комитета защиты прав ребенка. Президент УПФ — С.Головатый.

Та же газета рассказала о находке в метро — сотнях писем из-за рубежа, не дошедших до адресатов [32]. По всем данным — это письма, вскрытые в поисках валюты, сувениров и т.д. Ни авторы писем, ни адресаты не услышат друг друга. Это одна из характеристик отечественной почты.

1.8.    ХРОНИКА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

С 1 по 3 июня в Украине с официальным визитом находилась делегация парламента Чешской Республики во главе с председателем Палаты депутатов Миланом Угдэ. Делегацию приняли Л.Кравчук, П.Плющ.

1-2 июня в Киеве состоялось третье заседание Межправительственной украинско-немецкой комиссии.

3 июня П.Плющ принял Чрезвычайного и Полномоченного Посла Финляндской Республики Э.Ульфстедта по его просьбе.

Для ознакомления с работой над проектом новой Конституции Украины в Киев прибыла делегация Европейской комиссии «Демократия через право». Делегацию принял Л.Кравчук.

4 июня в Украину прибыл А.Козырев. Цель его визита — решение вопросов, связанных с подготовкой встречи на высшем уровне по проблемам Черноморского флота. Состоялась встреча А.Козырева с А.Зленко и Л.Кравчуком. А.Козырев и А.Зленко посетили Севастополь.

3-5 июня в Украинском институте международных отношений состоялась конференция «Ядерное оружие и безопасность новых независимых государств».

5 июня состоялось очередное заседание государственной делегации Украины на межгосударственных переговорах с Российской Федерацией относительно Черноморского флота.

7 июня состоялась встреча Л.Кравчука с министром обороны США Л.Эспином.

7 июня В.Дурдинец принял делегацию во главе с вице-президентом ландтага Баварии Карлом-Хайнцом Хирземаном.

С 22 мая по 5 июня в Соединенных Штатах Америки находилась делегация Верховного Совета Украины.

9 июня в Украину с официальным визитом прибыл федеральный канцлер ФРГ Гельмут Коль. Состоялись его встречи с Л.Кравчуком, Л.Кучмой, П.Плющом.

10 июня В.Дурдинец принял ассоциативного директора исследовательской службы Конгресса США Джона Гардта.

12 июня в Киев прибыла с официальным дружественным визитом военная делегация Франции во главе с адмиралом Ж.Ланксадом. Адмирал был принят Л.Кравчуком, посетил Одессу и Николаев.

12 июня состоялся телефонный разговор Л.Кравчука с Б.Клинтоном. Оба Президента выразили пожелания и в дальнейшем продолжать личные контакты и сотрудничать в интересах обоих народов.

С 13 по 16 июня в Украине с официальным визитом пребывал вице-премьер — министр финансов Королевства Нидерландов В.Кок. Вице-премьера приняли Л.Кравчук, Л.Кучма, П.Плющ. В.Кок посетил также Республику Крым.

15 июня на пленарном заседании Верховного Совета Украины выступил руководитель делегации — председатель кнессета государства Израиль профессор Шевах Вайс. Он встретился с Л.Кравчуком, Л.Кучмой.

17 июня возвратился из Москвы Л.Кравчук, где у него в Подмосковье была встреча с Ельциным.

18 июня из Турции возвратилась делегация Верховного Совета Украины во главе с П.Плющом. Она принимала участие в работе первой сессии Парламентской ассамблеи стран Черноморского экономического сотрудничества, состоявшейся 16-17 июня в Стамбуле.

Состоялся визит в Украину генерального секретаря ООН Б.Гали.

23 июня Л.Кравчук принял заместителя государственного секретаря США по управлению, администратора агентства США по международному развитию Б.Этвуда. В этот же день с Б.Этвудом имел беседу В.Дурдинец.

24 июня в Украину с официальным визитом прибыл В.Черномырдин. Состоялись его встречи с Л.Кравчуком, Л.Кучмой. Скреплены подписями 8 документов.

24 июня в Бориспольском аэропорту столицы Украины состоялась рабочая встреча Л.Кравчука с Э.Шеварднадзе, который возвращался после визита в ФРГ.

29 июня в Украину с двухдневным официальным визитом прибыл президент Словацкой Республики М.Ковач.

 

 

Источники

1. Урядовий курьер.— 1993.— №95.

2. Урядовий курьер.— 1993.— NN 89, 90.

3. Огляди. Коментарi. Прогнози.— 1993.— №2.

4. Киевские новости.— 1993.— №17.

5. Пост-Поступ.— 1993.— №21.

6. Галицька зоря.— 1993.— Июнь.

7. Экспресс-выпуск центра Демократической инициативы.— 1993.

8. Оглядi. Коментарi. Прогнозi.— 1993.— №3.

9. Голос Украины.— 1993.— 10 июня 1993.

10. Голос Украины.— 1993.— 5 июня 1993.

11. Урядовий курьер.— 1993.— №91.

12 Пост-Поступ.— 1993.— №20.

13.Голос Украины.— 1993.— 19 июня 1993.

14. УНIАН.— 1993.— №33 (веч.).

15. УНIАН.— 1993.— №33 (дн.).

16. Пост-Поступ.— 1993.— №20.

17. Огляди. Коментарi. Прогнозi.— 1993.— №1.

18. Голос Украины.— 1993.— 1 июня 1993.

19. Либеральная газета.— 1993.— 11-18 июня 1993.

20. УНIАН.— 1993.— 23 июня 1993 (веч.).

21. УНIАН.— 1993.— 21 июня 1993 (веч.).

22. Свiт про Украiну.— 1993.— 9 июня 1993.

23. Лiтературна Украiна.— 1993.— 19 июня 1993.

24. Голос Украины.— 1993.— 26 июня 1993.

25. УНIАН.— 1993.— №32 (веч.).

26. Еврейские вести.— 1993.— №11.

27. Культура i життя.— 1993.— Июнь.

28. УНIАН.— 1993.— 23 июня 1993 (дн.).

29. Независимая газета.— 1993.— 10 июня 1993.

30. Московские новости.— 1993.— 6 июня 1993.

31. Киевские ведомости.— 1993.— 3 июня 1993.

32. Киевские ведомости.— 1993.— 4 июня 1993.