Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Сергей СМИРНОВ

Республика Марий Эл
в июне 1994 года

1.    ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Событие месяца — IV сессия Госсобрания РМЭ, где главным вопросом повестки являлось принятие республиканского бюджета. Деньги — тот стержень, вокруг которого вращался политический месяц. В республике денежный голод. Москва задерживает трансферты, без которых местный бюджет, по выражению президента РМЭ, «умирает» [6]. Как следствие, до криминальных сроков задерживается выплата зарплат на госпредприятиях и в бюджетных организациях. Министр финансов называет текущий период «самым тяжелым из всех времен» [10]. Президент республики объявляет о намерении перейти к жестким действиям, экономя во всем, вплоть до сокращения органов власти, роспуска газет и пр. Официальные визиты сводятся к периодическим вояжам руководителей республики в Москву за деньгами; впрочем, настолько малоуспешным, что президент официально говорит о возможном разрыве с центром [6].

2.    ОРГАНЫ ВЛАСТИ

2.1.       Президенты

Причины финансового кризиса в республике местные аналитики во многом связывают с Москвой: Россия не перечисляет, а своих денег нет — из-за специфики основного промышленного потенциала, большую долю которого, «по воле той же Москвы», занимают предприятия ВПК. Российский президент на очередной телевстрече с журналистами заявляет, что «в ближайшем будущем» экономика страны стабилизируется (в это время впервые на несколько месяцев задерживается зарплата «бюджетникам», растут тарифы на коммунальные услуги, цены).

Президент марийский, Владислав Максимович Зотин, реагирует так: «Ни о какой стабилизации в экономике страны в ближайшее время говорить не приходится. Продолжается спад производства: на 25% в первом квартале и по России, и по республике. (В некоторых регионах положение, кстати, еще хуже, например у соседей РМЭ — нижегородцев — 31%.) Если мы в первом квартале как-то еще могли обеспечить стабильность бюджета, в том числе и за счет помощи Минфина России (= 100 млрд. руб.), то сегодня и этот ручеек иссяк. Москва не дает нам ни копейки, хотя требуется как минимум 50 млрд. руб.».

Ситуация во взаимоотношениях с центром так осложнилась, что недавнее выступление Зотина стало в республике сексацией: «За 2,5 года в такое ужасное положение попадаем впервые. Мы на грани катастрофы, на грани новой революционной ситуации... В Москве нас уже не хотят слушать, не хотят принимать, а может быть, боятся. Москва от нас уже оторвалась, она живет своими интересами, мы — своими. Намечается разрыв. Регионы просто будут вынуждены отделяться от центра и объединяться между собой. Другого выхода нет».

Президент объявил о том, что более чем на 100 человек намерен сократить административные органы управления как республиканского, так и местного управления. Будут резко сокращены все хозяйственные расходы, деньги будут выдаваться исключительно на зарплату.

По мнению Зотина, положение может спасти только изменение экономической политики страны: срочно провести взаиморасчеты внутри России; списать долги с тех предприятий, у которых они появились не по их вине, причем право это передать на места («мы лучше знаем, кто как работает»), ввести государственное регулирование цен на электроэнергию и энергоресурсы, за счет местного кредитования пополнить оборотные средства предприятий. «В противном случае Россия развалится» (угроза?) [6].

2.2.       Государственное собрание

2.2.1.      Сессия

31 мая в Йошкар-Оле начала работу IV сессия высшего представительного органа республики. За два дня были рассмотрены законопроекты: о бюджете на 1994 год, «О статусе депутата», «О культуре», «О порядке вывоза за пределы республики продуктов леса». И такое: разделение собственности на республиканскую и муниципальную, налоги, меры по преодолению пьянства, медицинское страхование, приватизация и др. Пункт «О временных дополнительных мерах по борьбе с преступностью» из повестки вычеркнули — депутаты усмотрели в этом документе нарушения Конституции (А.С.Казимов), прав и свобод граждан (министр внутренних дел РМЭ Виктор Васильевич Смоленцев с ним не согласился, сославшись на опыт Татарстана, где такой закон действует уже почти год. Хотя вопрос и выпал, вероятно, «силовые» ведомства попытаются провести законопроект через президента, настроенного ныне решительно).

Основной пункт повестки — бюджет-94. Министр финансов, заместитель главы правительства Николай Александрович Свинцов, отметил, что и в текущем году в консолидированном бюджете республики свыше 41% составят федеральные средства. Такая зависимость заставляет постоянно изыскивать дополнительные источники пополнения доходной части бюджета. Эта часть весьма слаба, хотя налоговая сеть явно не охватывает все доходы налогоплательщиков (депутат Л.А.Яковлев прямо заявил, что не менее двух третей средств оседает в банковских и коммерческих структурах и правительство «не всегда контролирует» сферу финансовых операций). По мнению министра, бюджет носит социальную направленность (с чем многие депутаты не согласились): дотации жилищно-коммунальному хозяйству, на транспортные услуги, топливо, электроэнергию, индивидуальным застройщикам, сельским товаропроизводителям, образованию, культуре и т.д [1]. Однако депутаты отметили недостаточное внимание в бюджете сельскому хозяйству (самое сильное лобби в ГС РМЭ — аграрии), национальной культуре и образованию, непродуманность инвестиционных проектов, слабый контроль за валютными поступлениями, небольшие почему-то доходы от приватизации, потерю огромных госсредств (во внебюджетных фондах, по некоторым данным, осело средств столько же, сколько составляет весь бюджет России) [10]. Депутат Н.Ю.Свистунов предложил создать Национальный банк Марий Эл для операций в основном с будущими иностранными инвестициями в экономику РМЭ; уделить внимание агонизирующим предприятиям ВПК.. [1].

В итоге бюджет-94 наконец принят. Как подчеркивают обозреватели, при обсуждении не удалось избежать корпоративного подхода — большинство депутатов являются руководителями предприятий, АО и пр. (возможно, в будущем депутаты в республиканском парламенте будут работать на постоянной основе; пока же это вроде хобби). Львиную долю бюджета аграрии перетянули на себя: 2/3 средств брошены на поддержку сельского хозяйства. Чуть увеличены расходы на научно-исследовательскую деятельность. Единство не достигнуто в вопросе о внебюджетных фондах, он отложен до следующей сессии (опять же столкновение интересов ведомств, отдельных руководителей). И конечно, судьба многих фондов зависит и от Москвы — отсюда и колебания депутатов. Что касается доходной части бюджета, несмотря на бурные дебаты, к 414 млрд. руб., которыми будет располагать консолидированный бюджет, прибавки найти так и не удалось (см.п.3.1.) [3].

Государственное собрание РМЭ поручило правительству до 1 сентября разработать программу по выводу экономики из кризиса.

Министр культуры Виктор Леонидович Николаев подчеркнул принципиальный момент принятого закона «О культуре»: никогда ранее не было правовых норм, регулирующих отношения в этой сфере; традиционно они регулировались приказами и инструкциями вышестоящих министров, нередко противоречащими друг другу. Закон разрабатывался не один год, над ним работал еще ВС, учтен опыт других регионов России и национальные особенности республики.

Закон о вывозе пищевых и лекарственных продуктов, леса принят, но только на 1994 год (отныне разрешена проверка милицией машин, багажа). Точка зрения тех, кто был против (А.С.Казимов): закон нарушает равенство прав граждан РФ на всей территории России, противоречит договору между республиками Марий Эл и Татарстан, может нарушить дружественные связи между народами Марий Эл, Татарстана и Чувашии.

Прошла поправка (несмотря на возражения правительства) в закон «Об ограничении лимитов денежной наличности»: лимит в 10 минимальных зарплат поднят до 200. Главный аргумент — инфляция.

Принято постановление Госсобрания «О мерах по преодолению пьянства в РМЭ»: должна быть разработана госпрограмма, создана комиссия при правительстве;

принято обращение ГС РМЭ в ГД ФС с предложением запретить все виды рекламы винно-водочных изделий.

Некорректные, вплоть до неприличия, дебаты разгорелись, как всегда, вокруг налоговых льгот, например: правительство удовлетворило просьбу СП «Совиталпродмаш», однако этому воспротивились депутаты: «Если снижать налоги, то давайте снижать всем» (Н.Ю.Свистунов) [2].

2.2.2.      Фракции

На сессии Госсобрания было заявлено о создании еще одной (первая — аграрии) депутатской группы, объединившей 12 человек (из 30 в ГС). Группу составили промышленники и строители, а ее координатором стал депутат Владимир Савельевич Пересада, директор предприятия «Марийскавтодор». В принципе это логичный ответ промышленников на шаг аграриев, которые могли заблокировать любое решение ГС. По словам В.Пересады, пример разделения на лоббистские группы ГС РМЭ взяло с российской Госдумы, в которой аграрии весьма влиятельны: «С одной стороны, такое группирование нормально, но с другой — создает опасность перетягивания одеяла на себя». Итак, в ГС существуют два полюса: аграрный и промышленный (бюджетники пока нейтральны). Как отмечает В.Пересада, их группа готова распуститься — если распустятся аграрии [11].

2.3.       Исполнительная власть

Обещанные Зотиным сокращения аппарата управления реализованы его Указом от 17 июня, который ликвидировал: Комитет по бытовому обслуживанию, отдел по водохранилищу Чебоксарской ГЭС при правительстве РМЭ. Множество преобразований, как-то Министерство сельского хозяйства РМЭ в Министерство сельского хозяйства и продовольствия РМЭ и т.д. (всего в республике 17 министерств). Ликвидационные процедуры должны быть завершены в трехмесячный срок.

Согласно Указу аппарат республиканских органов исполнительной власти сокращается на 35 человек: более других урезаны Министерство сельского хозяйства (12), Представительство республики при Президенте России (6), Министерство труда и занятости (4); аппарат городских и районных администраций — на 116 человек: максимум сокращения приходится на Йошкар-Олу (18) [13].

Назначения. Министром торговли и материальных ресурсов утвержден Нурфус Каюмович Файзиев: «У нас меньше стало контролирующих функций — уже 16% предприятий (288 магазинов) имеют частную форму собственности. Важнее проблема профессионализма — кто только теперь не торгует...» [4].

Главой администрации Волжска (второй город в республике) назначен Евгений Петрович Дунаев, депутат ГС РМЭ, директор волжского домостроительного комбината «Заря», лидер марийского отделения объединения «Предприниматели за новую Россию». Пока в республике это едва ли не единственный случай, когда пост на лестнице исполнительной власти занял «партийный» человек [12].

Председателем Фонда социального страхования РМЭ назначен Виктор Юрьевич Дмитриев.

В мае скончался вице-президент республики Виктор Александрович Галавтеев. Как заявил В.Зотин, нового вице-президента до перевыборов в Марий Эл не будет. Его обязанности распределены между заместителями Зотина, посетовавшего: «Трудное время, у руководителей нервные перегрузки...».

3.    ПАРТИИ

3.1.       Социал-демократы

На Втором Всероссийском съезде Народной партии «Свободная Россия» в качестве делегатов присутствовали представители марийского отделения партии Виктор Евгеньевич Шебашев (член совета НПСР) и Юрий Дмитриевич Нагибин (председатель отделения). После съезда партия стала называться Российской социал-демократической народной партией. Как заявили делегаты на встрече с прессой, неизменно народная партия намерена искать контакты с либералами, консерваторами, коммунистами, хотя их взгляды «не во всем совпадают». На местах, особенно в глубинке, «пора начинать предвыборную кампанию за Руцкого-президента». Марийское отделение РСДНП займется привлечением сторонников в созданное недавно дочернее движение «Держава» [2].

3.2.       Демократический выбор России

12 июня заявлено о рождении новой общероссийской политической организации на учредительном съезде партии «Демократический выбор России». На съезде было четыре делегата из Марий Эл. Делегаты Валерий Викторович Кожевников (депутат ГС РМЭ) и Валерий Симонович Грахтенберг (завкафедрой МарПИ) так объясняют трансформацию движения «Выбор России» в партию: «Рыхлое в организационном и дисциплинарном плане движение не может противостоять легионам жириновцев, фашистов и других партий, тем более что некоторые из них имеют вооруженные формирования». Это партия с фиксированным членством, с жесткой дисциплиной — не менее жесткой, чем была в КПСС, частично даже структура та же». О преследуемых целях: «Россия может выйти из тупика только путем рыночной экономики, частной собственности и предпринимательства. Нужны глубокие реформы в сельском хозяйстве, промышленности, армии, правовой сфере». По их мнению, экономическая политика последних полутора лет страдает «непоследовательностью и нерешительностью», что углубляет кризис. При этом главные задачи: структурное преобразование экономики и борьба с инфляцией. «ДВР» выступает за реформу системы налогообложения, за смягчение налогов, за борьбу с преступностью, «но не руками чрезвычайщины, открывающей еще большие просторы для преступлений». Главное в социальной политике — решение жилищной проблемы («это тот локомотив, который вывезет из кризиса экономику»).

Ближайшие планы: формирование совета партии, где будут представлены все ее региональные организации. В оставшиеся до выборов полтора года главное — регистрация партии, создание отделений на местах, материальной базы, необходимой для распространения ее идей. «ДВР» рассчитывает на интеллигенцию, «не разуверившуюся в либеральных принципах», на предпринимателей, «вкусивших радость свободного труда», на квалифицированных рабочих и т.д. Девиз: «Свобода, собственность, законность».

На 1 июля намечена региональная учредительная конференция в Йошкар-Оле, где будет принят устав марийского отделения «ДВР», избраны руководящие органы [8].

3.3.       «Предприниматели за новую Россию»

2 июня в Йошкар-Оле состоялась конференция марийского отделения объединения ПНР, где присутствовало более 30 предпринимателей. Вождь отделения — Е.Дунаев, депутат ГС РМЭ. Перед собранием выступили представители МВД, йошкар-олинского центра занятости, присутствовали представители других партий. Особое внимание вызвал вопрос давления на предпринимателей во всех сторон: санэпидемстанции, налоговой инспекции, торгинспекции и пр. Органа же, защищавшего бы предпринимателей, пока нет — решено создать юридическо-правовую службу, куда мог бы обратиться любой предприниматель, член объединения, за помощью или консультацией.

23 июня состоялась другая конференция: утверждены программа действий, состав координационного совета.

Проведение конференций имеет целью привлечь более широкий круг предпринимателей, в том числе из районов [11].

3.4.       Партия российского единства и согласия

Лидер ПРЕС С.Шахрай сразу сказал, что наведет в своей партии железную дисциплину. Депутат федеральной Госдумы от Марий Эл, член ПРЕС, председатель марийской организации ПРЕС Анатолий Геннадьевич Попов, получил недавно партийное взыскание. Причина: на выборах спикера Госдумы голосовал за кандидата от коммунистов И.Рыбкина [11].

4.    ЭКОНОМИКА

4.1.       Бюджет

Физический объем производства за январь-апрель упал на 25% при прогнозируемом показателе 10%. Результат — ощутимая «недоимка» по платежам в бюджет. По словам министра финансов Н.Свинцова, разрабатывая бюджет-94, учитывали реалии — увеличение доходов за счет введения новых налогов и платежей уже невозможно. Принципы бюджета-94 — минимализация расходов.

Объем консолидированного бюджета РМЭ на 1994 год определен в размере 414 705 млн. руб., а республиканского — 285 660 млн. руб. 41,3% доходов консолидированного бюджета составят средства, выделяемые из федерального бюджета РФ в виде трансфертов (финансовой помощи) как региону, не обеспеченному собственными ресурсами для финансирования минимальных расходов. 47% доходов намерены получить за счет мобилизации налогов, сборов, платежей; теперь, с изменениями в налоговом законодательстве, важнейшим источником становится НДС, который с 1 апреля полностью остается в республике. С этого года введены специальный налог для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства (3%), транспортный налог.

Расходы. По-прежнему основной объект дотирования — сельское хозяйство (2/3 расходов бюджета). Сохраняется ценовое регулирование для поддержания уровня жизни населения. Объем ассигнований на социальные мероприятия в объеме консолидированного бюджета составит 42%, например более 5 млрд. руб. — на предоставление квартир гражданам, ставшим в очередь на получение жилья до 1980 года.

Удельный вес расходов на содержание органов власти и управления сохранился на прежнем уровне — 3,2%. В 1993 году проведены мероприятия по совершенствованию, сокращению и удешевлению управленческого аппарата на республиканском уровне [5].

Как считает начальник управления финансов администрации Йошкар-Олы И.Ф.Колтыгина, для формирования бюджета города необходимо как минимум 150 млрд. руб. Предполагается же выделить в два раза меньше [2].

4.2.       ВПК

В первом квартале на 3/4 предприятий, имеющих военные заказы, продолжались конверсионные мероприятия. Уровень оплаты труда на конверсируемых предприятиях остается более низким, чем по промышленности в целом (73,6 тыс. руб.против 89 тыс. руб.). Численность работников сократилась по сравнению с первым кварталом 1993 года на 14%. В ходе конверсии доля военной продукции в общем выпуске этих предприятий уменьшилась с 55% в 1990 году до 16% в первом квартале 1994 года. На предприятиях ВПК особенно хронически происходит задержка зарплаты рабочим, что обуславливает повышенную активность их протестов [10].

4.3.       Энергоносители

Вышло постановление правительства РМЭ «Об улучшении финансового положения энергоснабжающих предприятий «, которым они временно освобождены от выплат в бюджет. На 1 мая задолженность потребителей акционерному обществу «Мариэнерго» превысила 19 млрд. руб. Причины неплатежей не только во всеобщем экономическом кризисе, но и «в снижении ответственности предприятий и банков за состояние платежной дисциплины». В очередной раз обещаны «меры» [13].

В народе много говорится о последнем повышении тарифов на тепло и другие коммунальные услуги. Президент РМЭ: «А что вы хотите, если наш бюджет практически умер, мы сидим в долгах. Даже пенсионерам не могу обещать льгот» [6].

4.4.       Сельское хозяйство

Как пообещал В.Зотин, «пора разобраться с фермерами». Далеко не все из них используют отпущенные им льготные средства по назначению — кто-то вложил в дом, кто-то в банк на депозит, кто-то занялся коммерцией. У того, кто не использует землю, «будем ее отбирать».

В 1994 году принята программа самообеспечения республики продовольствием (до этого РМЭ ежегодно закупала извне 50 тыс. тонн муки).

4.5.       Финансирование прессы

В РМЭ выпускаются 30 газет и журналов общим тиражом 30,3 млн.экземпляров. На покрытие убытков в 1994 году запланировано выделить из бюджета 2700 млн. руб. Пока же, в текущем месяце, когда республика ждет денег из Москвы, средств нет ни на выпуск изданий, ни даже на выдачу зарплат. В правительстве решается вопрос о целесообразности существования марийской прессы вообще. Некоторые издания приостановили выпуск. Пока решено либо сократить периодичность (как у ежедневной «Марийской правды» — главной газеты республики), либо объединить различные газеты в одну (как «Йошкар-Олу», «Молодежный курьер» и «Панораму»).

4.6.       Уровень жизни

Прожиточный минимум в мае населения РМЭ составил 63 тыс. руб. В апреле — 51 тыс. руб. Рост — 23%. В оплате труда работников по отраслям «народного хозяйства» и предприятиям различных форм собственности имеется большой разрыв (в лидерах банкиры и энергетики). За апрель средняя зарплата на предприятиях-монополистах составила: на АО «Мариэнерго» — 303 тыс. руб., АО «Марийнефтепродукт» — 540 тыс. руб. При этом на сельхозпредприятиях — 30 тыс. руб. По мнению В.Зотина, явно недорабатывает Марийское территориальное управление Госкомитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

Президент РМЭ отметил и то, что «в новых условиях не нашел своего места и Комитет по ценам — диспропорции в ценах, в зарплате» [6].

За чертой бедности находится почти половина населения Марий Эл. Для большинства основным источником к существованию остается зарплата. На 1 мая просроченная задолженность по выплате зарплат на 201 предприятии трех главных секторов экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство) составила 6,4 млрд. руб. Половина этой суммы приходится на сельское хозяйство [9].

Главврач Марийского республиканского центра госсанэпиднадзора Г.А.Григорьева отметила, что состояние здоровья населения республики за последние годы продолжает ухудшаться, в 1993 году впервые за послевоенный период смертность превысила рождаемость, в 1994 году эта разница все увеличивается. РМЭ занимает первое место по числу самоубийств в СНГ. В республике, где безработица в два раза выше российской, все чаще причина суицида — потеря работы. Основной груз суицидной статистики пал на Йошкар-Олу, Волжский, Горномарийский районы (промышленные зоны) [9].

По предварительным данным, средств нет даже на обучение детей в школах: занятия, возможно, начнутся лишь в ноябре.

Указом Президента России с 1 июня норматив отчислений в Фонд госсоцстрахования снижен с 5,4% оплаты труда до 3,4%. Президиум рессовпрофа и рескомы профсоюзов считают, что, казалось бы, благо — незначительное облегчение налогового бремени для предприятий — обернется «серьезным ущемлением социальных гарантий трудящихся». Принято обращение к профорганизациям, трудящимся РМЭ: «делается почти невозможным санаторно-курортное лечение, летнее оздоровление детей, а в некоторых отраслях будут поставлены под сомнение и выплаты по больничным листам из Фонда. Уже сегодня с трудом выплачивают пособия трудящимся такие отрасли, как здравоохранение, образование, радиоэлектронная промышленность... Мы будем вынуждены закрыть 10 существующих санаториев-профилакториев, все детско-юношеские спортшколы — в результате свыше 7 тысяч детей будут предоставлены улице». Президиум обратился к Президенту РФ с просьбой сохранить тариф в 5,4%. Собираются подписи членов профсоюзов [3].

5.    МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Председатель Комиссии по межгосударственным связям и межнациональным отношениям ГС РМЭ Геннадий Васильевич Максимов: «В настоящее время ведется разработка Государственной программы национального возрождения народов РФ, которая требует апробации снизу, в регионах... Так называемой «русской проблемы» не существует — действительно исчезают именно малочисленные народы. А это — процесс необратимый. Пока же у нас заботы о другом, мы идем к «полицейскому государству» — как на дрожжах растут штаты правоохранительных органов... К счастью, пока в РМЭ нет таких конфликтов, которые раздирают, скажем, юг России» [7].

В Йошкар-Оле находится штаб-квартира Международного финно-угорского фонда. Президент РМЭ распорядился найти в Эстонии, Финляндии и Венгрии благотворительные фонды или фирмы, установить связь с марийскими обществами инвалидов — с целью консультаций или оказания им практической помощи [6].

 

 

Источники

1. Марийская правда.— 1994.— 1 июня.

2. Марийская правда.— 1994.— 2 июня.

3. Марийская правда.— 1994.— 3 июня.

4. Марийская правда.— 1994.— 9 июня.

5. Марийская правда.— 1994.— 16 июня.

6. Марийская правда.— 1994.— 17 июня.

7. Марийская правда.— 1994.— 21 июня.

8. Марийская правда.— 1994.— 28 июня.

9. Молодежный курьер.— 1994.— 2 июня.

10. Молодежный курьер.— 1994.— 9 июня.

11. Молодежный курьер.— 1994.— 16 июня.

12. Молодежный курьер.— 1994.— 23 июня.

13. Материалы пресс-службы президента РМЭ.