Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Федор ЛАТЫПОВ

Мордовия
в июне 1994 года

1.    ВЫВОДЫ МОСКОВСКОЙ КОМИССИИ

В мае в течение нескольких дней в Саранске работала комиссия из Москвы, созданная по распоряжению Президента РФ.

Задачей комиссии была проверка ряда законов и других правовых актов РМ на предмет соответствия их законам РФ — как известно, на XVII сессии ВС РМ принял решения, фактически восстанавливающие в республике власть Советов. В начале июня в Верховный Совет, Совет Министров — Правительство республики Мордовии, редакции крупнейших республиканских газет поступила записка Президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину «О результатах проверки соответствия Конституции Российской Федерации законов и других правовых актов Республики Мордовия», в которой, в частности, говорится:

«Во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации от 22 апреля 1994 года №800 комиссия изучила Конституцию, ряд законов и других правовых актов Республики Мордовия на предмет соответствия Конституции Российской Федерации.

Изучение Конституции (Основного закона) Республики Мордовия, принятой 30 мая 1978 года (с изменениями и дополнениями на 25 января 1994 года) показывает, что ее положения основываются на нормах ранее действовавших Конституции Союза ССР, Конституции РСФСР и не соответствуют ряду фундаментальных положений действующей Конституции РФ, относящихся к правам человека, собственности, разделению властей...

Система органов государственной власти Республики Мордовия противоречит основам конституционного строя РФ.

Содержание разделов Конституции РМ (IV — Советы народных депутатов и порядок из избрания; V — высшие органы государственной власти и управления; VI — местные органы государственной власти и управления, местное самоуправление) нарушает принцип разделения властей, изложенный в статье 10 Конституции РФ, а также принцип отделения органов местного самоуправления от системы органов государственной власти (статья 12 и глава 8 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьями 92 и 93 Конституции Республики Мордовия высшим органом государственной власти республики является Верховный Совет, который вправе решать любой вопрос, отнесенный к ведению Республики Мордовия.

Нарушение принципа разделения властей находит свое продолжение и в организации и деятельности местных органов власти.

Так, в соответствии со статьей 119 Конституции Республики Мордовия местными органами государственной власти являются Советы народных депутатов. В соответствии со стаьтей 128 Конституции местная администрация подотчетна соответствующему Совету, структура местной администрации утверждается также местным Советом (статья 130), акты главы местной администрации, противоречащие законодательству, могут быть отменены Советом народных депутатов (статья 131).

Существующие несоответствия и противоречия между Конституцией Республики Мордовия и Конституцией Российской Федерации явились основой для принятия правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и нарушающих права граждан Республики Мордовия.

С целью укрепления конституционного строя, утверждения начал законности в правотворчестве и правоприменении как важнейших фактов формирования правового демократического государства Верховный Совет Мордовской ССР 24 декабря 1992 года принял закон «О Конституционном суде Мордовской ССР». В соответствии с законом Конституционный суд являлся высшим судебным органом защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека, законных интересов граждан и юридических лиц на всей территории республики. Его решения являлись обязательными для всех органов государственной власти. Принятие закона «О Конституционном суде Мордовской ССР» явилось важным этапом конституционного реформирования органов государственной власти Мордовии, приобретения ею качеств правового государства, разделения властей, судебных гарантий прав и свобод человека.

Верховный Совет Мордовии ввел, а затем упразднил институт президентства. По этому вопросу имеются решения Конституционного суда Российской Федерации и Конституционного суда Мордовской ССР.

При этом Конституционный суд Мордовской ССР внес представление в Верховный Совет республики, в котором обратил внимание на отсутствие подписи президента республики на законодательных актах об упразднении поста президента и о внесении изменений в Конституцию Мордовии, а также на необходимость выявления мнения населения относительно досрочного прекращения полномочий президента Мордовии. Однако это представление суда Верховным Советом республики было лишь принято к сведению и не рассмотрено по существу.

Безмотивная ликвидация Конституционного суда Мордовской ССР путем внесения соответствующих изменений в Конституцию республики явилась, по существу, отказом от последовательного процесса демократического конституционного реформирования государственного устройства республики, ограничила судебные гарантии и защиту конституционных прав и свобод граждан в Мордовии.

Закон «О выборах депутатов Государственного собрания Мордовии» был принят 17 февраля 1994 года. Принятие закона явилось существенным шагом в процессе приведения законодательства республики в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем содержащийся в статье 19 этого закона запрет на участие в иных представительных органах фактически не позволяет депутатам Государственного собрания Республики Мордовия быть членами Совета Федерации Федерального Собрания и тем самым не соответствует части 2 статьи 96 и пункту 9 раздела второго Конституции Российской Федерации.

Постановлениями Верховного Совета Республики Мордовия от 7 и 8 апреля 1994 года соответственно №1300-XII и №1301-XII выборы в Государственное собрание и органы местного самоуправления, назначенные ранее на 5 июня 1994 года, перенесены на 27 ноября 1994 года. Одновременно постановлением Верховного Совета Республики Мордовия №1302-XII от 8 апреля 1994 года приостановлено действие статьи 22 закона «О выборах депутатов Государственного собрания республики Мордовии» (о правах и обязанностях кандидатов в депутаты) и главы V этого Закона (предвыборная агитация). Указанные постановления были приняты в период регистрации кандидатов в депутаты Государственного собрания.

Решение о переносе даты проведения выборов существенно нарушило права кандидатов в депутаты избирательных объединений и избирателей Республики Мордовия как в финансовом отношении (части 1 и 2 статьи 22), так и с точки зрения ведения предвыборной агитации (глава V). Кандидат в депутаты в этой ситуации не вправе даже снять свою кандидатуру, поскольку действие статьи 22 закона приостановлено.

На 75 мест в Государственном собрании могут претендовать лишь те кандидаты, которые уже зарегистрированы в апреле текущего года. Тем самым не могут быть реализованы права граждан и их объединений, предусмотренные статьями 3, 15, 17, 29, 30 частями 1 и 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации.

Не соответствует конституционным принципам местного самоуправления ряд нормативных актов органов государственной власти Республики Мордовия, касающихся реформы местного самоуправления.

Согласно постановлению Президиума Верховного Совета Мордовской ССР от 5 ноября 1993 года «О вопросах проведения реформы местного самоуправления в Мордовской ССР» реформу местного самоуправления предполагалось осуществлять в соответствии с положениями Федерального договора, Указа Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 года №1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации». Однако постановлением Президиума Верховного Совета Мордовской ССР от 13 декабря 1993 года «О мерах по обеспечению сохранности имущества Совета народных депутатов» установлено, что полномочия председателя, заместителя председателя городского, районного, районного в городе Совета народных депутатов, аппарата Совета осуществляются до дня выборов депутатов нового представительного органа местного самоуправления в целях координации деятельности депутатов Совета. Тем самым вместо реформирования делается шаг по сохранению системы местных представительных органов государственной власти, а не органов местного самоуправления.

Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Мордовия «О временном положении о председателях и президиумах районных, городских, районных в городе Собраний депутатов» от 11 апреля 1994 года предусматривается формирование временных представительных органов местного самоуправления района, города, района в городе — президиумов Собраний депутатов из сохранивших свои полномочия депутатов представительных органов двадцать первого созыва.

Данное решение не соответствует положениям статей 12, 72, 130, 131 Конституции Российской Федерации.

 

Выводы и предложения комиссии.

1. Действующая Конституция Республики Мордовия не соответствует ряду основополагающих положений Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года.

2. Не соответствуют Конституции Российской Федерации:

часть 1 статьи 19 закона «О выборах депутатов Государственного собрания Республики Мордовия»;

постановления Верховного Совета Республики Мордовия от 7 апреля 1994 года №1300-XII и от 8 апреля 1994 года №1301-XII о переносе даты проведения выборов в Государственное собрание Республики Мордовия с 5 июня на 27 ноября 1994 года;

постановление Верховного Совета Республики Мордовия от 8 апреля 1994 года №1302-XII о приостановлении действия отдельных положений закона «О выборах депутатов Государственного собрания Республики Мордовия»;

пункт 1 постановления Президиума Верховного Совета Мордовской ССР от 13 декабря 1993 года №1162-XII в части сохранения полномочий председателя, заместителя председателя городского, районного, районного в городе Совета народных депутатов, аппарата Совета до дня выборов депутатов нового представительного органа местного самоуправления;

постановление Президиума Верховного Совета Мордовской ССР от 11 апреля 1994 года №1317-XII «О временном положении о председателях и президиумах районных, городских, районных в городе Собраний депутатов» и утвержденное этим постановлением Временное положение; постановление Совета Министров — Правительства Республики Мордовия от 13 апреля 1994 года №93 в части, касающейся отказа от исполнения постановления Президиума Верховного Совета Республики Мордовия от 11 апреля 1994 года.

 

Комиссия рекомендует:

1. Ускорить процесс приведения Конституции Республики Мордовия в соответствие с Конституцией Российской Федерации. В качестве одного из путей конституционного реформирования могло бы быть введение в действие закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Мордовия в связи с осуществлением реформирования системы органов государственной власти и местного самоуправления Республики Мордовия» от 16 февраля 1994 года, не связывая его с началом работы Государственного собрания Республики Мордовия, при этом окончательный вариант системы государственной власти мог бы быть определен новой Конституцией Республики Мордовия.

2. Верховному Совету Республики Мордовия вернуться к рассмотрению вопроса о сроках проведения выборов в Государственное собрание Республики Мордовия, с учетом необходимости обеспечения гарантий кандидатов в депутаты, избирательных объединений и избирателей Республики Мордовия.

3. Осуществить процесс реформирования системы местного самоуправления в республике, включая принятие законодаптельных актов о выборах органов местного самоуправления, отменив соответствующие постановления Президиума Верховного Совета Республики Мордовия.

4. Верховному Совету Республики Мордовия рассмотреть по существу представление Конституционного суда республики от 21 августа 1993 года.

5. Совету Министров — Правительству Республики Мордовия привести свои решения в соответствие с действующим законодательством.

 

Председатель комиссии А.М.Степанов

Члены комиссии: Х.Х.Боков, П.А.Лаптев, А.В.Маслов, М.Ф.Соколов, П.Ф.Шарафетдинов

 

19 мая 1994 года»

 

Естественно, что реакция определенной части общественности на данный документ была самая различная.

Вот, например, как комментирует «Записку...» орган администрации г.Саранска газета «Вечерний Саранск» в первополосном материале: «Большинство решений, принятых Верховным Советом за последние полгода, расходятся с Конституцией России — таков вердикт, вынесенный комиссией А.Степанова, месяц тому назад закончившей работу в Республике Мордовия, согласно ее выводам, являющейся территорией, где законодательно закреплены установки, нарушающие гражданские права жителей республики.

Антинародная деятельность Верховного Совета давно уже не вызывала у нас сомнений. Теперь, пожалуй, можно говорить и о антигосударственной ее направленности, разрушающей основы России. Сепаратисты из «законодательного органа» должны понести наказание за свое чересчур вольное обращение с Конституцией. Этот вывод однозначен, поскольку мы не видим большой разницы между бандой мафиози, терроризирующей город, и некой внешне респектабельной организацией, своим примером фактически поощряющей всех и всяческих преступников на нарушение законов. И если Ельцин не примет во внимание рекомендации комиссии, он рискует лишиться многих своих сторонников, ожидающих от него решительных мер по искоренению сепаратизма».

 

Вряд ли стоит согласиться со столь резкой оценкой Верховного Совета РМ.

Однако нет никакого сомнения — ВС РМ руководит республикой по Конституции, которая противоречит Основному закону России, и издает законы, которые также противоречат законам РФ.

Частным завершением этой истории стало постановление Президиума ВС, принятое 15 июня 1994 года, в соответствии с которым утрачивали силу все постановления и законодательные акты, реанимирующие в свое время Советы в Мордовии.

Спикер ВС Н.Бирюков сделал вид, что подчинился Президенту РФ Б.Ельцину и временно отступил назад, сосредоточив свои усилия на вещах, имеющих для него более первостепенное значение.

2.    ВЛАСТЬ

Следующая сессия мордовского парламента как факт занимает пока еще незначительное место в миросозерцании местных «законодателей». Это обусловлено в первую очередь наиболее вероятным сроком ее проведения — приблизительно конец августа этого года. Тем не менее уже сейчас можно констатировать, что она вряд ли доставит массу приятных моментов любителям острых политических ощущений.

Предаваться размышлениям избранники народа будут в основном по поводу Закона о местном самоуправлении. Его на протяжении нескольких депутатских «сходок» настойчиво «сплавляли» на усмотрение новому парламенту. Но в ту пору разговоры о выборах в Госсобрание Мордовии одновременно с выборами на местах так и оставались разговорами. Теперь же, когда Н.Бирюков вволю насладился одержанной победой в решении вопроса об одновременных выборах, проблему с местным самоуправлением обойти невозможно. Необходимость ее разрешения соответственно диктует и сроки проведения сессии. Закон о власти на местах должен быть готов не позднее трех-четырех месяцев до объявленных выборов в местные органы власти. А они, как известно, назначены на 27 ноября — отсюда и ориентация на конец августа. Наверное, нет особой необходимости отмечать, что Николай Бирюков и Ко приложат максимум усилий для «нужной» обработки этого закона. Ведь не желая утерять свое лидирующее положение уже в обновленном парламенте, нужно иметь сильную опору на местах. В этой связи если и не увеличение, то по меньшей мере сохранение всесильности городских, районных и тому подобных представительных органов — первоочередная задача председателя Верховного Совета. Вполне возможно, что поистративший свой конфликтный потенциал депутатский корпус почти без сопротивления «сдаст» и этот закон.

Широко проафишированные рекомендации высокопоставленной комиссии федерального центра, не так давно побывавшей с визитом в Мордовии, реальное значение имеют одно — они определяют направления, по которым Конституция республики должна быть приведена в соответствие с российским Основным законом. Разумеется, Конституция Мордовии так или иначе должна была претерпеть изменения. Но, учитывая уникальное умение спикера Верховного Совета прокатывать «неудобные» вопросы, сомневаться в полезности и действенности этих рекомендаций вряд ли стоит. Ну а поправки в Конституции Мордовии, кроме всего прочего, затрагивают так и не решенный до конца на нескольких сессиях вопрос о высшем должностном лице республики. Что характерно, решить его обычным давлением на проправительственно настроенных депутатов в общем-то не удалось. А другой путь реализации своих замыслов Николай Бирюков, несмотря на всю свою изобретательность, так и не придумал. Поэтому не исключено, что вопрос о высшем должностном лице республики будет вынесен на референдум вкупе с проведением самих выборов.

Вместе с тем у предстоящей сессии есть и своя специфика. Как думается, она будет служить в каком-то роде подмостками для разыгрывания незатейливых сценок с популистскими заявлениями, «показательными» выступлениями и иными пропагандистскими акциями. Стимулом для этой демонстрации «озабоченности» судьбами народа служат все те же приближающиеся выборы. Спать на депутатских «слетах» становится уже неосмотрительным занятием, способным привести к самому печальному финалу — отсутствию интереса у избирателей. А ведь многие из нынешнего состава Верховного Совета лелеют мечту о повторном витке своей «законотворческой» карьеры. Так что у микрофонов можно ожидать и тех депутатов, которых избиратели успели уже основательно подзабыть.

На сегодня в Президиуме Верховного Совета Мордовии нет сильных разногласий по главным вопросам еще довольно далекой сессии. Возможно, они и появятся, но уже сейчас представляется крайне сомнительным, что Николай Бирюков не попытается не позволить возобладать другой точке зрения — отличной от его.

Как бы то ни было, многим политическим наблюдателям в Мордовии ясно, что даже при положительном исходе лично для Н.Бирюкова выборов в Госсобрание РМ ему вряд ли удастся снова войти в ту же реку и вновь стать спикером законодательного органа республики.

В связи с этим естественно возникает вопрос: кто будет первым?

2.1.       Кто займет место Н.Бирюкова?

Общественность республики, вероятно, уже обратила внимание на одно интересное обстоятельство, характеризующее политическую жизнь Мордовии в последнее время: если до сих пор политическая инициатива во всех более или менее заметных политических акциях исходила от руководства Верховного Совета, то в случае с заменой глав администраций она принадлежала правительству республики. Люди, достаточно хорошо осведомленные в том, что происходит в коридорах мордовской власти, связывают этот приступ политической энергии с усилением влияния группы руководителей, которых редактор газеты «Мордовия» И.Келин назвал «старыми коммунистами» (в отличие от «молодых» депутатов Федерального Собрания — И.Долгаева, Л.Ивановой, Е.Костерина и т.д.) и к которой относятся прежде всего работающие в аппарате правительства В.Башков, В.Учайкин и не работающий там, но сохранивший свое влияние и авторитет бывший первый секретарь Мордовского обкома КПСС А.Березин. Так ли это на самом деле, трудно судить, но в одном можно быть уверенным абсолютно точно — сейчас в республике складываются все условия для того, чтобы повторился азербайджанский вариант — возвращение к власти руководителей, казалось бы навсегда ушедших из политической жизни, которые еще несколько лет назад казались олицетворением командно-бюрократической системы, которых «герои» демократических митингов и журналисты новой, демократической прессы постарались обвинить во всех смертных грехах. И вот демократически избранные председатели и президенты еще, как говорится, сапог не износили, а народ их уже разлюбил и старая гвардия медленно, но уверенно возвращается к рычагам власти.

Очевидно, что этот процесс связан не только с внутренней борьбой различных групп внутри политической элиты, но и с процессами, происходящими в самом обществе. В самом деле, реформы, обрушившиеся на него, буквально выбили людей из колеи, разрушили привычные социальные связи, породили разочарование и растерянность. В этих условиях во многих посткоммунистических странах и республиках на выборах побеждают прежние коммунистические лидеры. В Мордовии подобный сдвиг в симпатиях избирателей произошел, как уже отмечалось, прямо-таки с кавказским темпераментом: от пылкой и страстной любви к демократическим лидерам к быстрому охлаждению и даже ненависти. Правда, новая страсть мордовских избирателей на прошлых выборах досталась «Новым коммунистам». Однако им эта любовь досталась не за дела, а за слова — за то, что они ругали демократов. Дел у них пока не было: при демократах они были в оппозиции, а при коммунистах работали инструкторами и завотделами.

Можно предположить, что если социально-экономическая ситуация будет ухудшаться, то в обществе будут усиливаться ностальгия по дореформенным порядкам и будет возрастать симпатия к руководителям, которые тогда были у власти. И здесь прежде всего следует назвать Анатолия Ивановича Березина, который, вне всякого сомнения, может повторить судьбу Гейдара Алиева. В самом деле, среди нынешних руководителей республики он не терял авторитета и влияния на протяжении почти четырех лет, пока находился в отставке. Что же касается общественного мнения, то не раз приходилось слышать от бывших яростных критиков А.Березина, добивавшихся когда-то его отставки, что если бы они знали, кто придет ему на смену, они бы никогда этого не делали. Интересно будет вспомнить, за что же, собственно, его критиковали и требовали его отставки четыре года назад. На митингах зимы-весны 1990 года главное обвинение было — безальтернативные выборы во многих округах. Сегодня это обвинение выглядит просто смехотворным: оппозиция вместо того, чтобы выдвигать альтернативных кандидатов (что она, впрочем, делала там, где располагала для этого возможностями), обвиняет власть, что та сама не выдвигает альтернативных кандидатов. Сегодня мы уже знаем, что власть не обязана выдвигать себе альтернативы, это как раз является обязанностью оппозиции. Вообще же, по мнению компетентных наблюдателей, антиберезинская окраска митингов 1990 года умело направлялась опытной рукой партийных функционеров второго эшелона.

В сентябре 1990 года главным аргументом против А.Березина стала справка горсовета о нарушениях жилищного законодательства рядом должностных лиц, где скрупулезно перечислялись квадратные метры, нормы, излишки и прочее.

Самое удивительное, что упоминание в этой справке Н.Бирюкова не помешало тому стать председателем Верховного Совета, а упоминание А.Березина стало аргументом для требования о его отставке. Кроме того, особый порядок распределения квартир для партийных руководителей был общим правилом, это была действительно существовавшая привилегия. Но обвинять в ее существовании конкретного человека, в данном случае первого секретаря обкома, было просто не умно. Кроме того, на фоне современных особняков и лимузинов это все кажется мелочью. Сегодня сторонники Н.Бирюкова в качестве главного его достоинства называют то, что, находясь у власти почти четыре года, он не построил себе особняк и не купил автомобиль. Если применить этот критерий к А.Березину, то надо признать, что, находясь у власти почти 20 лет, он не построил себе особняк, не приватизировал дачу, не приобрел автомобиль. В общем, надо признать, что обвинения, выдвигавшиеся когда-то против первого секретаря, оказались по большей части мыльным пузырем. Его отставка была результатом хорошо спланированной и скоординированной кампании, организованной отнюдь не демократами, а работниками партийного аппарата. Когда в эту кампанию включился Комитет партийного контроля КПСС, участь А.Березина была решена. Однако, добившись его отставки, молодые, энергичные и жаждавшие власти представители партноменклатуры обнаружили, что среди них нет человека такого же уровня и авторитета, как А.Березин. Как на Земском соборе в 1613 году бояре выбрали Михаила Романова, рассчитывая, что при его молодости они смогут править сами, так и здесь выбрали Н.Бирюкова в Верховном Совете и В.Скопцова в рескоме, считая их недостаточно сильными и влиятельными, чтобы радикально перераспределить власть, и рассчитывая, что они будут послушными. Однако Н.Бирюков очень скоро начал вести собственную политическую игру, началась перманентная межклановая борьба в политических верхах, продолжающаяся почти четыре года. И по мере того как один политический кризис следовал за другим, усиливался авторитет А.Березина среди мордовских руководителей. Показательно в этом плане то, что на выборах в Государственное собрание Мордовии доверенным лицом А.Березина является один из самых ярких и набирающих силу политиков новой волны, глава администрации крупнейшего района г.Саранска Александр Замотаев.

Одним словом, если до осени нынешнего года сохранятся нынешние тенденции, сложатся объективные и субъективные условия для того, чтобы бывший первый секретарь обкома КПСС победил на выборах в парламент Мордовии и стал его председателем.

3.    Вопрос о первом заместителе главы правительства:
дело только во времени

29 июня в Верховном Совете Республики Мордовия произошло событие, которого давно ждали. В малом зале мордовского парламента прошло очередное заседание Президиума ВС. Помимо членов этого органа присутствовали представители правительства, ряд министров, руководители некоторых ведомств, пригласили прессу. Заседали с 11.00 до позднего вечера. Было рассмотрено 15 вопросов повестки дня и несколько проблем, прошедших вне плана. Как и водится, наиболее сенсационные решения были приняты во время утреннего заседания.

Прежде всего был рассмотрен вопрос о вакантной должности первого заместителя председателя Совета Министров РМ. Необходимо напомнить, что Федор Тюрькин, занимавший этот пост, несколько месяцев назад подал в отставку. На последнем заседании Президиума была предложена кандидатура В.Акишева, вот уже 17 лет руководящего заводом «Медоборудование». Однако тогда вопрос решен не был, так как юридически Тюрькин продолжал исполнять свои обязанности. На этом заседании Совмин внес соответствующее представление, Тюрькин был официально отправлен в отставку (что Президиум поддержал), а с Акишевым вновь возникла заминка.

Сначала депутаты долго не могли уверовать в то, что, став первым замом Швецова, Акишев покинет пост директора (российское законодательство не позволяет совмещать две эти должности). Потом Александр Бурканов (заместитель Бирюкова) выступил с подробной речью, суть которой в том, что еще в коммунистические времена председатель колхоза никогда сразу не становился первым секретарем. То есть для того чтобы занимать столь ответственный пост, необходима соответствующая профессиональная подготовка, которой Акишев не обладает.

Анатолий Кольбов, заместитель Швецова, контраргументировал тем, что в правительстве не представлена целая отрасль — промышленность, а Акишев наилучший ее представитель. Николай Бирюков тоже всячески ратовал за это, что, однако, не нашло поддержки у большинства. После двух голосований В.Акишев так и не был утвержден в этой должности. Вопрос отложен до сессии ВС, которая пройдет предположительно в конце августа. Кольбов заявил, что председатель Совмина оставляет за собой право назначить личным распоряжением своего первого заместителя с вынесением соответствующего вопроса на сессию.

Наконец-то глава правительства Валерий Швецов сделал свой выбор. Его нельзя назвать неудачным. Энергичный, далекий от политики Виктор Акшиев, несомненно, вписывается в ту картину правительства, которую нарисовал себе В.Швецов. И было бы странно, если бы дело обстояло иначе. Только выбор этот мимоходом поставил жирный крест на надеждах многих наблюдателей увидеть на посту вице-премьера правительства человека, способного всерьез заняться выработкой его четкой политической позиции. Надежда эта зародилась после первого волевого шага Совмина — представления Президенту России о нарушениях Президиумом Верховного Совета Мордовии ряда конституционных норм. Снятие Федора Тюрькина, слишком лояльно настроенного к руководству ВС, ее укрепило. По всему было видно, что правительство республики пытается выйти из-под тотального контроля местного парламента, пересмотреть свое отношение к политической деятельности. Логично было бы предположить, что и фигура следующего первого заместителя будет соответствовать наметившемуся «новому курсу». В этой связи вполне объясним тот интерес, который проявлялся к этой персоне. И вот имя прозвучало — директор завода «Медоборудования» Виктор Акишев. Вместе с этим правительством был наглядно продемонстрирован старый танец — «шаг вперед, два шага назад». Ведь Виктор Акишев желает уже на новой должности так и остаться лишь хозяйственником.

Очевидно, правительство Мордовии по-прежнему намерено заниматься только координацией усилий республиканских министерств, лишь изредка реагируя на самый откровенный произвол мордовского парламента. Ну а группе Николая Бирюкова больше ничего и не нужно. Зацикленное на хозяйственной деятельности правительство позволяет ей ощутить в руках всю полноту власти и, разумеется, предоставляет возможность пользоваться ею как заблагорассудится. Естественно, кандидатура Виктора Акишева, готового принести политику в жертву экономике, просто не может вызвать серьезные возражения в Президиуме ВС Мордовии.

Без всякого сомнения, будущая сессия утвердит Виктора Акишева на так долго пустующем посту первого заместителя главы правительства РМ.

4.    Партии и движения

Партийная жизнь в июне в республике (в силу ряда объективных причин — отпуски, дачи и т.п.) была вялой и еле заметной. Из наболее значительных мероприятий можно отметить следующие.

4.1.       «РСМ»

11 июня в Саранске в здании городского Центра культуры состоялся съезд представителей рабочих коллективов Мордовии. Как было заявлено, целью данного мероприятия было создание «Рабочего союза Мордовии» и утверждение его устава.

Как и большинство подобных съездов, и этот не обошелся без представителей левых сил. В частности, коммунисты были представлены депутатами Совета Федерации России Евгением Костериным, Людмилой Ивановой, Владимиром Карташовым, который, кстати, представлял еще и рабочих Саранска. Кроме привычной уже Либерально-демократической партии на съезде присутствовал представитель партии троцкистского направления «Рабочая демократия».

Если же рассматривать подробно устав «Рабочего союза Мордовии», его членов и организаторов, то можно с уверенностью сказать, что созданием данной общественной политической организации левые силы, и прежде всего коммунисты пытаются усилить свое влияние в среде рабочих. Добиться же этого они пытаются, провозглашая целями работы союза борьбу с существующим режимом и обещая возродить в былом величии СССР, как сказал Евгений Костерин, цитируя Жириновского: «Кто не успел стать губернией, будет уездом». Правда, как понимать эти слова господина Костерина, не совсем ясно. Хорошо еще, что у делегатов съезда достало здравого смысла отклонить предложение представителя троцкистов о включении в цели союза «интернационализации рабочего движения». Логично было бы предположить, что завуалированная формулировка принципов демократического централизма, который мог отпугнуть многих потенциальных членов союза, тоже преследует цели привлечения новых людей к деятельности союза.

4.2.       Депутаты-коммунисты Федерального Собрания РФ

В номере от 26 мая орган ВС газета «Мордовия» опубликовала сенсационный материал, в котором говорилось о том, что бывший президент Мордовии В.Гуслянников продолжает получать деньги из Москвы на финансирование ныне не существующего «аппарата президента Мордовии».

Депутаты-коммунисты Федерального Собрания от Мордовии не преминули воспользоваться моментом и прорекламировали себя, обнародовав «Депутатский запрос» следующего содержания:

«Руководителю аппарата администрации Президента РФ Филатову С.А.

Уважаемый Сергей Александрович!

Обращаемся к Вам с депутатским запросом в соответствии с законом «О статусе депутатов Федерального Собрания РФ». Газета «Мордовия» опубликовала документальный материал, свидетельствующий о том, что бывший президент Мордовской ССР В.Д.Гуслянников по Вашему личному указанию продолжает получать финансовые средства на содержание своего упраздненного аппарата (текст публикации прилагается).

Просим официально подтвердить или опровергнуть обнародованные газетой факты. Если же они соответствуют действительности, пожалуйста, публично объясните причину продолжающегося финансирования.

Депутат Совета Федерации — Л.А.Иванова

Депутаты Государственной Думы — В.П.Карташов, Е.А.Костерин»

 

На момент подготовки материала о реакции С.Филатова на письмо депутатов известно ничего не было.

4.3.       КП РФ

30 июня в Саранск прибыл депутат Государственной Думы РФ, один из лидеров фракции коммунистов этой палаты заместитель Г.Зюганова Виктор Зоркальцев. Во время его двухдневного визита состоялись встречи с избирателями, выступления в трудовых коллективах г.Саранска, Лямбирского и Чамзинского районов Мордовии. 30 июня в городском Центре культуры Зоркальцев провел пресс-конференцию.

4.4.       «Хельсинкский комитет»

26 июня в г.Саранске состоялось учредительное собрание мордовской группы Хельсинкского комитета по защите прав человека и Конституции. Новую в республике организацию возглавил бывший начальник Контрольного управления при президенте МССР, председатель местного отделения Народной партии России Эгон Гауэр.

 

 

Источники

1. Верховный Совет Мордовии демонстративно плевал на основной закон Российского государства // Вечерний Саранск.— 1994.— 10 июня.

2. Там же.

3. Местных советов в Мордовии не будет // Вечерний Саранск.— 1994.— 17 июня.

4. Сабуров В. Верховный Совет продолжает бороться за советскую власть // Вечерний Саранск.— 1994.— 17 июня.

5. Жерихов О. Возможен ли в Мордовии азербайджанский вариант? // Вечерний Саранск.— 1994.— 24 июня.

6. Акишев вновь не утвержден // Столица-С.— 1994.— 1 июля.

7. Вечерний Саранск N.— 1994.— 24 июня.

8. Ковалев А. Коммунисты готовятся к выборам // Вечерний Саранск.— 1994.— 17 июня.

9. Депутаты Федерального Собрания против миллионов для Гуслянникова // Мордовия.— 1994.— 16 июня.

10. Приехал лидер фракции // Столица-С.— 1994.— 1 июля.

11. Гауэр — на посту // Столица-С.— 1994.— 1 июля.