Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Сергей РЫЖЕНКОВ

Летнее затишье в Саратове

 

 

В июне в Саратове наступило традиционное для города летнее затишье.

По-прежнему — практически весь месяц — в центре внимания прессы и общественности была думская тематика. Теперь уже — начало собственно деятельности областной Думы (п. 2). Это тоже показатель: деятельность эта явно не носит пока «судьбоносного» характера, тем не менее столь же явно представляет собой событие номер один.

На периферии общественного внимания оказались — не без помощи средств массовой информации — забастовочные и близкие к тому действия на некоторых предприятиях города (п. 3): средствами массовой информации они подавались как «отдельные факты» и коннотировались как достаточно маргинальные, случайные, имеющие локально-экономический характер.

Первые полосы газет занимала информация о еженедельных заседаниях и совещаниях в администрациях города и области и материалы, посвященные «битве за урожай». Выделялись также всевозможные комментрии к президентскому указу по организованной преступности и прочие материалы «вдогонку» (п. 4). Но все это производило впечатление обычного заполнения событийного вакуума.

Неофициальные источники также не позволяют выделить нечто определенное и значительное — ни в деятельности властей, ни в других сферах.

Пожалуй, действительным событием номер один можно назвать как раз эту пустоту, вернее, способ ее заполнения в массовом сознании. А еще точнее, следует зафиксировать этот момент — июнь 1994 года, когда, после выборной эпопеи, во многом искусственно «возгонявшей» значение события, обнаружилась эта пустота и сам механизм ее заполнения явился в своей завершенности (п. 1).

1.    ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ

В феврале я писал о полном сворачивании свободы слова в Саратове, ранее — о триумфе исполнительной власти, все время — о несомненном наличии криминального элемента в практике властей. Теперь сплав этих составляющих производит целостную реальность, в которой причудливо переплетаются мотивы — идейно-организационные и персонально-кадровые — доперестроечного «тоталитаризма», перестроечной демократической фразеологии и праксиса, подражания западным «книжкам и фильмам» на «капиталистические» темы. Все это выглядит как бы копией — с естественными провинциальными искажениями и задержкой во времени — с московского образца.

Говоря о перестроечно-демократических чертах, я имею в виду то, что властными элитами используется операционный опыт, выработанный в демократическом движении. Если современная оппозиция переняла весь негативистский пафос и некоторые организационные черты «неформалов», соединив их с идеологическими мотивами, декларируемыми официальной пропагандой (в основном) «застойных» времен, то современная власть усвоила тип дискурса, некоторые поведенческие стереотипы, элементы интеллектуальных стратегий прежней демократической оппозиции. Персонально это выглядит так, что и по ту и по эту сторону власти расположились как прежние чистые «партократы», представители «партхозактива», так и бывшие «неформалы» как из этой среды, так и «с улицы» (т.е. из науки, искусства и пр.). Создается впечатление, что не только (как минимум) политические пристрастия и убеждения, но и выбор — сознательный и бессознательный — типа взаимоадаптации «старого и нового» развели недавних партнеров по разным лагерям и, напротив, свели бывших противников в одном стане.

Что же касается возвращения приоритета идеологии, концептуального действия над реальным и копирования московских образцов, — а именно последнее выявляет первое в по-провинциальному чистом и грубом виде, — то хорошо иллюстрирует ситуацию нижеприводимые (как бы внешние, поверхностные, но как раз символичные) «фактики».

Разваливший, по оценке работников предприятия и по некоторым оценкам специалистов, производство директор Саратовского авиационного завода А.Ермишин разразился (с помощью местных союзписательских писателей, зарабатывающих таким образом на жизнь) книгой «Четвертая власть» (в смысле «человеческого фактора», а не, как обычно, прессы). Сочинение заслужило какую-то экономическую премию.

Безуспешно мятущийся по достаточно безуспешным отделениям партий и движений («Коммунисты за демократию», РПРФ, НПСР, Гражданский союз) директор одного из местных НИИ В.Власкин также создал книгу (в соавторстве), посвященную «глубокому анализу» современного политического процесса и критике ошибок демократов в свете всеобщего государственно-патриотического поворота. Очевидно, книга стала результатом собственного политического опыта.

Наблюдения за прессой последнего полугода выявили интересную особенность эволюции главного лозунга «переходного периода» — «Стабилизация и консолидация» в его практическом употреблении. Если со времени своего возникновения и до расстрела Белого дома (очевидной грани и в прикладной политической лексике) «термин» обозначал характер направления усилий общества во времени (как ранее «перестройка и ускорение»), то теперь обнаружилось «имевшееся в виду» его запустившими — чтобы все было, по возможности, тихо и никто на власть особо «бочку не катил» (естественно, это касается в большей степени «стабилизации»; «консолидация», как и «ускорение», получила более специфическое значение, функциональную привязку — под ней разумеется либо непрямое осуждение политических групп, ведущих отличную от «генеральной» линию, либо нежелательность эскалации этнических конфликтов; скорее всего, как и «ускорение» «перестройкой», «консолидация» далее поглотится «стабилизацией» полностью, так как уже сейчас стала ее видовым, уточняющим синонимом — см. в этой связи, например, цитаты из прессы о забастовках в соответствующем разделе).

Подчеркивает закрепление у нас такого значения «стабилизации» желание саратовских властей избавиться от редактора самой крупной областной газеты «Саратовские вести» С.Гришина. Это не «неугодный», как говорили прежде, редактор, и даже напротив — более «гибкого», в том числе и в спинном отделе, руководителя газеты в истории саратовской прессы попросту не было. Поэтому возникшее в недрах обладминистрации стремление нельзя интерпретировать иначе как осознанную необходимость выхода на какую-то качественно новую, соответствующую моменту ступень обслуживания интересов «партии власти». Любопытно, что конкурс еще не объявлен — но уже 7 претендентов почти официально (?!) вступили в борьбу за кресло.

2.    ОБЛАСТНАЯ ДУМА

С самого начала деятельности Думы, — а к настоящему времени состоялось уже два заседания и работа в комитетах идет полным ходом — обнаружилось, что все другие возможные и реальные интересы депутатов победил интерес корпоративный.

Возможно, это связано с традицией конфронтации ветвей саратовской власти, а также является профилактикой задним числом ситуации, хотя бы чем-то напоминающей грубейший противозаконный «роспуск» областного Совета в октябре 1993 года. (Одна из моих коллег даже считает, что, возможно, именно Саратовская область станет, если это вообще произойдет, первой, в которой Дума попытается занять относительно независимую позицию по отношению к администрации, чем подаст пример другим.) Действительно, примерно половина избранников нового представительного органа уже имеет опыт подобной работы (в том числе 11 — в облсовете).

Первое заседание Думы состоялось 17 июня — менее чем через две недели после объявления окончательных итогов выборов. Этот промежуток был заполнен активностью депутатов, создающих протофракции и группы. Группа «Центр», инициатором создания которой выступил «Союз офицеров запаса» и в которую вошли несколько представителей директората, плюс депутат от ДПР (то есть, условно говоря, «аяцковская фракция» — см. апрельский и майский отчеты о ходе выборной кампании автора этих строк), как раз и торопили события — администрация предлагала провести первое заседание 29 июля — спустя месяц после избрания. Большинство депутатов — «аграриев», коммунистов и «независимых» — поддержали срок «Центра».

Структурирование Думы началось стремительно: выборы председателя и заместителя, создание 6 комитетов и избрание их председателей прошли без особого напряжения.

Председателем и заместителями были избраны ожидаемые всеми «аграрий» А.Харитонов (бывший председателем временного комита по реформе представительных органов власти, а ранее заместителем председателя облсовета), коммунист В.Рашкин и «офицер» В.Володин соответственно.

Основные комитеты — по бюджету, финансам и собственности и по работе с территориями и международным связям — возглавили лидер местной АПР, бывший зампред облисполкома и депутат прежнего облсовета Б.Дворкин и бывший предоблисполкома и депутат РФ, числящийся в списках Союза офицеров, Н.Гришин соответственно (на непостоянной, разумеется, основе). Социальной политикой была призвана заправлять единственная в Думе женщина — коммунист В.Боброва (работала в обкоме КПСС, затем в профсоюзах); законностью — единственной депутат, имеющий непосредственное отношение к ней, директор сыскного бюро «Аллегро» В.Мальцев (числится в «Блоке Явлинского в Саратовской области» под 15-м номером); образованием и культурой — методист районо, «независимый» депутат В.Малетин; здравоохранением — главврач энгельсской больницы, депутат бывшего облсовета В.Павлов.

В Думе наметилось почти полное единодушие — сознательное большинство образовали вышеупомянутый «Центр» и «аграрии»&коммунисты с примкнувшими к ним одиночками.

Несколько выбиваются, с одной стороны, Н.Макаревич — председатель бывшего облсовета, не получивший комитета, и, с другой стороны, сгруппировавшиеся вокруг лидера местной «ДемРоссии», а теперь партии «Демократический выбор России» В.Давыдова «демороссы» и «явлинцы» (некоторые в одном лице) — А.Жаворонский, Ю.Соседов, вроде бы В.Мальцев (11-й номер «явлинцев» А.Асташкин пока в числе демократов не фигурирует). Но даже они, демократы, пока в конфронтацию с большинством не вступают, лишь оговаривая оттенки своей позиции, не вписывающиеся в общие решения. Администраторы с большинством также не расходятся (в случае предельного недовольства главы — у них имеется теперь думская неприкосновенность).

Идеологически Дума окрашена в соответствии со своим составом — оппозиционной ее назвать нельзя, но проадминистративной и проправительственной, а тем более пропрезидентской также невозможно. Еще раз повторю: в данный момент основной интерес абсолютного большинства Думы — корпоративный.

Отсюда полурекламный (зарабатывается имидж солидности и самостоятельности) характер ее летней повестки: после организационного заседания депутаты позаседали про сельское хозяйство и объявили, что августовское заседание посвятят вопросам борьбы с организованной преступностью (к этому времени, кстати, всем станет ясно, насколько успешно правоохранительные органы и обладминистрация «претворяют в жизнь» ельцинский указ на этот счет), а уже на первом заседании прозвучал призыв пересмотреть установленные администрацией для Думы рамки, принять на себя некоторые заботы исполнительной власти и объявиться наследником и преемником облсовета.

Обладминистрация пока ничем особо себя по отношению к Думе не проявила, если не считать ставший традиционным в России подарок представительной власти уже занятого здания — таковым стало здание, переданное как бы Кировскому районому суду, но вроде бы и мэрское здание бывшего горсовета (ранее — горкома КПСС).

3.    ЗАБАСТОВКИ И БЛИЗКО К ТОМУ

Главной причиной массовых акций на предприятиях Саратова является невыплата зарплаты.

В середине июня на заводе им. С.Орджоникидзе его рабочими была предпринята попытка «разобраться» с директором по вышеозначенному вопросу. Кроме этого, имела место попытка выяснить, почему завод задерживается с приватизацией. После скандала было выплачено 50% зарплаты и принято решение об акционировании [1].

Ранее — 26 мая — на профсоюзной конференции работников пассажирского транспорта были выдвинуты требования к руководству области о принятии мер по преодолению критической ситуации, сложившейся на автотранспорте, о выплате зарплаты. В противном случае автотранспортники гарантировали проведение забастовки.

Обладминистрация заключила соглашение с профсоюзом. Путем взаимозачета задолженности поставщиков топлива перед областным бюджетом администрация обязалась погасить долг за топливо, а также выделила 3,5 миллиарда на выплату зарплаты. С 6 июля была повышена плата за проезд на городском и пригородном транспорте.

Профсоюз за это взял на себя «обзательство провести разъяснительную работу в коллективах АТП объединения «Саратовавтотранс» по стабилизации (курсив мой. — С.Р.) социально-экономического положения» [2].

Наиболее крупной и заметной стала акция рабочих приборомеханического завода. 22 июня рано утром ими был блокирован доступ на завод руководящих работников и перекрыта одна из центральных автомагистралей города с оживленным движением пассажирского транспорта — улица Чернышевского, на которой завод расположен.

На заводе работают 3 тысячи человек. Зарплата — всего 30-40 тысяч рублей, и та не выплачивается почти полгода. Заказов и готовой продукции у завода нет. Ушел старый директор, а новый не назначен. Приватизация не проводится. По сведениям рабочих, администрация свою зарплату, несравнимую с их, получает исправно. Обращения в разные инстанции пользы не принесли. За две недели до акции был создан стачком.

В полдень представители власти провели переговоры — в репрессивном тоне. По одному из источников [3], 100 миллионов на зарплату пообещали найти в ближайшие дни, по другому [4] — выплатили зарплату за февраль в тот же день.

Ко второй половине дня акция завершилась.

28 июня в 8 утра прекратили работу на кирпичном заводе (производственно-коммерческая фирма «Стема-90», ранее — объединение «Саратовстройматериалы»). В 11 часов следующего дня (цикл круглосуточный) после собрания с участием руководства к работе приступили.

С начала года на заводе практикуются вынужденные отпуска (кризис сбыта из-за высокой стоимости выпускаемой продукции и неплатежи). Зарплата выплачена по март. Ранее на этой тяжелой и вредной работе были высокие заработки. Рабочие считают, что администрация свою зарплату получает.

«Участившиеся за последнее время забастовки... — считает журналист «Саратовских вестей», — результат не столько донельзя разбалансированной экономической ситуации в стране в целом, сколько неумения, а порой и нежелания местных руководителей держать руку на пульсе событий, ловить тревожные сигналы, искать компромиссные решения» [5].

Остается добавить, что существующие в городе слухи ареал предприятий, которые созрели для забастовок, очерчивают весьма широко — близко к стопроцентному наличию государственных предприятий или бывших таковыми до недавнего времени.

(В скобках еще раз обращу внимание на идеологические мотивы в социально-экономической сфере, столь очевидные для носителей ангажированного сознания — журналистов, а на самом деле почти ничего общего не имеющие с правилами и методами управления, необходимыми в рамках декларативно принимаемой у нас экономической модели, которую те же журналисты — отдельно от «поиска выхода» из кризисных ситуаций — так или иначе пропагандируют, не замечая, естественно, такого противоречия).

4.    БОРЬБА С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Основное настроение правоохранительных органов после выхода указа Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности» от 14 июня 1994 года — амбивалентно: странное сочетание совершенно розового оптимизма и совершенно серого неверия в действенность указа, плюс признание отсутствия в нем принципиально новых моментов (кроме 30-дневного ареста).

Так, на совещании-встрече представителей милиции и прокуратуры с личным составом муниципального полка патрульно-постовой службы указ был расценен как «толчок для начала удара по всем фронтам мафии». Мысли о возможном переусердствовании, в результате чего могут быть затронуты права простых граждан, не допускается.

Присутствовавшим на встрече вице-мэром, сенатором (комитет Совета Федерации по госбезопасности, официальный «борец» №1 в Саратове, имеющий неофициальную репутацию человека, непосредственно связанного как раз с этой самой «мафией»), численность «бандформирований» была оценена в 1-1,5 тыся человек.

Приводилась статистика: за пять месяцев 1994 года число убийств с покушениями возросло на 50,7%, хулиганств — на 40%, значительно возросло количество изнасилований и вымогательств (все — по сравнению с соответствующим периодом 1993 года).

Указ дает возможность «довести до логического конца оперативную информацию на преступный мир».

Автор материала об этом совещании «по случаю» выражает опасение, что «вместо раскрытия преступлений действительно бандитских группировок и их главарей» возможен традиционный отлов мелкой сошки для отчетности [6].

Действительно, — и пересказанная выше заметка не случайно названа ее автором «Прокуратура и милиция указов между строк не читают» — статистика и характер преступлений, численность состоящих в бандформированиях, абстрактное «преступный мир», под которым милиция всегда разумела традиционную уголовщину, а также даже замаскированный под стилистическую неточность намек на связи Аяцкова с теми самими структурами, а вернее, как раз с их самыми крупными главарями, с которыми он как официальное лицо борется, — делает вполне логичным вывод журналиста, который, если не читать между строк эту вроде бы дежурную заметку о рутинном политико-воспитательном мероприятии для галочки, кажется откровенно «притянутым за уши».

При сопоставлении с другим материалом в этой же газете, опубликованном неделей раньше, охарактеризованное умонастроение правоохранительных органов становится еще более явным. Так, начальник саратовского горотдела РОУП А.Перекатнов, главный персонаж корреспонденции, совершенно откровенно уповает — наряду с указом — на то, что руководители старых группировок отошли от преступной деятельности и заняты легальным предпринимательством [7].

Сообщая информацию о том, что ему известны «прежние» главари, Перекатнов тем самым сообщает и какого рода оперативная информация, упоминаемая в первом из этих материалов, будет использоваться в «борьбе» — как раз о мелкой сошке. Более того, чиновник «по борьбе» не замечает, что он и его отдел намерены отменить срок давности по преступлениям, совершенным «организованными».

И уж совсем нелепо выглядит его увенность в респектализации и желании стать простыми предпринимателями бандитских главарей. А если таковое отчасти и произойдет (и уже в какой-то мере действительно происходит), то это будет чревато тяжким кризисом практики и идеи предпринимательства, поскольку в легальном бизнесе получат еще большее распространение нелегальные методы и стиль ведения дел, не говоря уже о появлении на предпринимательском рынке большого количества «грязных» денег, что убийственно скажется на деятельности предпринимателей небандитской ориентации.

Другими словами, такая ситуация устраивает органы, занимающиеся организованной преступностью (и самих преступников, в первую очередь использование легальной крыши и имиджа в сочетании с нелегальными способами весьма перспективно, как показывает опыт других стран, в плане обогащения), не готовые, в том числе и из-за коррупции, частично признаваемой ими самими, к «борьбе» в предлагаемой им общественным мнением весовой категории, но эта же ситуация при вневедомственной оценке становится фактором, подрывающим декларируемые государством цели и способы их достижения.

Я не буду останавливаться на других материалах на эту тему — их было на страницах местной печати довольно много (и даже одна под сокрушительным названием «Не так страшен рэкет...»), но практически все они при анализе обнаруживают подобные противоречия и слабости. Альтернативный материал, принадлежащий думцу-сыщику Мальцеву, кроме абстрактной критики в адрес госучреждений, занимающихся «бандитами», ничего принципиально нового не внес.

Создается впечатление, что провинциальные правоохранительные органы устроили обычную «шумную кампанию» по указке сверху, которая благополучно перейдет в следующую кампанию или в новый, теперь уже какой-нибудь «окончательный» этап непременно что ни на есть самой «подлинной» «борьбы».

 

 

Источники

1. Наблюдатель / 1 // Саратовский листокъ. — 1994. — 20 июня. — №23, с.1.

2. Катилевская Т. Автомобилисты требуют зарплату // Саратовские вести. 1994. — 9 июня, №113, с. 1

3. Санина А., Чернышев Ю. Снова, как в 90-м, пикеты на магистралях // Саратов. — 1994. — 23 июня, №104, с.1.

4. Катилевская Т. Забастовка как последнее оружие пролетариата // Саратовские вести. — 1994. — 23 июня. — №124. — с.1.

5. Катилевская Т. «Негры» по-саратовски // Саратовские вести. — 1994. — 2 июля, №131, с.2.

6. Артемова Т. Прокуратура и милиция указов между строк не читают // Саратов. — 1994. — 1 июля, №110, с.1.

7. Акимова Т. Много шума из ничего // Саратов. — 1994. — 25 июня, №106, с.2.

 

14 июля

Саратов