Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Ахмет ИВАНОВ

Татарстан
в июне 1994 года

Обобщенно оценивая ситуацию в республике, характерную для начала лета нынешнего года, следует отметить тенденцию упрочения «статуса-кво» во внутриполитической жизни и в установившихся взаимоотношениях с российскими властями, партнерами по горизонтальным связям в пределах РФ и по зарубежным контактам.

События месяца имели вполне предсказуемую динамику и свидетельствовали о том, что положение в Татарстане по-прежнему остается под контролем властвующих структур.

1.    ХХ СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Указанные моменты нашли подтверждение во время состоявшейся в первой декаде месяца ХХ сессии Верховного совета Республики Татарстан (6-8 июня с.г.).

Сессия созывалась как внеочередная и должна была, как предполагалось, рассмотреть программу антикризисных экономических мер.

1.1.       Настроения депутатов

На подступах к сессии с различной интенсивностью муссировались слухи об ожидаемой отставке правительства, прогнозировались крупные кадровые передвижки и т.п.

 

Накануне сессии социологическая служба агентства «Информклуб ЭС» при редакции газеты «Известия Татарстана» провела экспресс-опрос депутатов ВС РТ:

 

1. Считаете ли вы, что кабинет министров способен эффективно функционировать в нынешнем составе?

Да — 30%

Нет — 45%

Затруднились ответить — 25%

 

2. Как вы оцениваете экономическую ситуацию в Татарстане?

Ситуация стабильная — 3,5%

Ситуация критическая — 2,3%

Ситуация предкризисная — 54%

Ситуация кризисная — 40%

 

Характерно, что среди депутатов, непосредственно принимающих управленческие решения (главы местных администраций, руководители предприятий), — а это около трети парламентских мандатов — преобладали еще более радикальные настроения, чем в целом по корпусу депутатов. 36% из них были убеждены в необходимости перемен в составе правительства. Они же оценили экономическую ситуацию в более негативных тонах.

1.2.       Оценка правительством экономической ситуации

Кабинет министров РТ пришел к сессии с существенно трансформированным видением экономических реалий. Постановление предыдущей сессии о подготовке мер по выходу из кризиса было интерпретировано по-иному. Речь велась уже об иной формулировке проблемы — «О плане первоочередных мер по стабилизации экономики Республики Татарстан». Аргументация начала строиться вокруг исходного тезиса об отсутствии кризиса как такового. Слухи о поготовке в недрах правительства альтернативного документа публичного подтверждения не получили. Пакет идей, с которыми правительство выходило в парламент, носил отпечаток майского визита Ельцина в Татарстан (были использованы его позитивные отзывы). Татарстан, как говорилось на различных встречах руководства кабинета министров с журналистами, может выжить только в едином экономическом поле с Россией. Да, спад производства имеет место, как и всюду (кроме агропромышленного комплекса Татарстана). Небывалого уровня достигли неплатежи, и счет по республике уже пошел на триллионы. Но зато, как утверждалось при этом, не потеряна управляемость народным хозяйством, в отличие от России и вслед за Ельциным не надо говорить о ее восстановлении. Среди мер по поддержке производителей были намечены:

— снижение налогов на прибыль на 15% (первоначальный вариант — на 2%);

— налоговая скидка при росте объемов производства;

— льготные кредиты инновационных проектов через фонд НИОКР;

— продажа с аукционов объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, незавершенного стрпоительства;

— налоговые льготы товаропроизводителям, которые завтра могут обернуться увеличением поступлений в бюджет.

1.3.       Доклад премьер-министра Сабирова

На самой сессии с докладом выступил премьер-министр РТ М.Г.Сабиров. Среди предложенного комплекса неотложных шагов по углублению экономических реформ предложено до конца 1994 года провести отчуждение до 70% государственной и коммунальной собственности в частную, для чего необходимо:

— принять государственную программу приватизации на 1994 год и перспективу до 1997 года;

— завершить акционирование предприятий в сфере материального производства;

— продать на аукционах и конкурсах в течение трех-пяти месяцев до 50% предприятий торговли, сферы обслуживания, общественного питания;

— провести вторичную эмиссию акций на приватизированных предприятиях.

В предстоящие два-три года предполагается также выставить для реализации на международных рынках акции крупных АО нефтяной и нефтехимической отраслей республики.

Далее были предложены меры по созданию основ рынка недвижимости, земельных участков под приватизируемыми предприятиями, основ рыночной инфраструктуры в жилищной сфере. Следует, как было подчеркнуто, развернуть продажу земли в частную собственность, в том числе для иностранных юридических и физических лиц.

В области инновационной и конверсионной политики имеется в виду:

— развитие перерабатывающих отраслей АПК, совершенствование технологий нефтедобычи и развитие отраслей нефтепереработки;

— укрепление технической базы медицины, развитие стройиндустрии, укрепление технической и сырьевой базы легпрома, решение задач рационального природопользования;

— развитие электроники и информатизации, ввод сотовой системы связи по всей республике, обеспечение ускоренного выпуска приборов и средств автоматизации, новых материалов и современных промышленных технологий тонкого синтеза;

— создание гражданской авиации и торгового флота.

1.4.       Критика правительства оппозицией

Основной оппонирующей стороной по отношению к правительственным предложениям выступили лидеры федералистской оппозиции. Ими была приведена определенная аргументация, отличающаяся от эмоциональных выступлений некоторых национально ориентированных депутатов и сопредседателя партии «Единство и прогресс» депутата Колесника, впервые произнесших достаточно бегло слова об отставке кабинета.

Федералисты оценили правительственные меры неоднозначно. С одной стороны, некоторые из положений (главным образом относительно форсирования приватизации и завершения акционирования, перехода к многоукладной рыночной экономике) были восприняты как запоздалое признание кабинетом их правоты. С другой стороны, сама принципиальная сторона правительственных подходов была расценена критично. Отчего возник сам вопрос об экстренных мерах? Поверхностные причины — задержки с выплатой зарплаты и рост скрытой безработицы. Глубинные обстоятельства — конец эйфории «мягкого» вхождения в рынок, нерешенность фундаментальных проблем перераспределения власти и собственности. В блоке критических аргументов федералистско-демократической оппозиции фигурировало также следующее:

— даже бесспорно полезные меры опираются не на развитую правовую и законодательно оформленную нормативную базу, а на решения бюрократических структур;

— в экономике республики укрепляется государственно-протекционистский режим, блокирующий стратегическую перспективу для действительно рыночных механизмов;

— на ближайшее время не решаются проблемы неплатежей и спада производства.

Таким образом, обе стороны, которые претендовали на программное самостоятельное видение перспектив республиканской экономики, на деле выступили с достаточно декларативными положениями и не предложили чего-то такого, что реально способствовало бы переориентации развития или его выходу на новое качество.

1.5.       Выступление президента Шаймиева

Решающее воздействие на ход сессии имело выступление президента М.Ш.Шаймиева, не оставившее места для ранее обсуждавшихся прогнозов относительно каких-то мало-мальски значимых кадровых перемен или поворотов в политике.

Попытки поиска выхода из «предкризисной» ситуации на путях «немедленного падения правительства» в выступлении президента были расценены как стремление отдельных депутатов политизировать вопрос. Пафос выступления был направлен на отстаивание необходимости перемены подходов, а не людей. «Выбрав путь мягкого вхождения в рынок, в отличие от других регионов, мы создали за эти годы щадящий режим для всего населения нашей республики, и при этом государственные органы власти осуществляли реформы с человеческим лицом в более стабильной экономической ситуации», — сказал М.Шаймиев.

Далее он привел многочисленные цифровые выкладки, призванные доказать, что по показателям спада производства, безработицы, уровня жизни населения Татарстан находится в менее бедственном положении, чем большинство регионов с аналогичной народнохозяйственной структурой. Главным показателем определения уровня жизни населения на сегодня является отношение среднедушевого дохода к величине прожиточного минимума. В апреле этот показатель по РТ составил 1,99, по РФ — 1,55. Они по месяцам меняются, но разница никогда до сих пор не была менее чем на 0,5 в пользу РТ. Это говорит о том, подчеркнул М.Шаймиев, что жизненный уровень у нас на 20-25% выше, чем в среднем по РФ. В целом логика выступления была нацелена на продолжение работы над программой и на неотложность предоставления президенту права указов, законодательно подкрепляющих неотложные меры по оздоровлению экономики.

1.6.       Расширение полномочий президента

В итоге некоторых дискуссий, в ходе которых единства не было даже среди убежденных оппонентов администрации М.Шаймиева, был принят закон РТ «О наделении президента РТ дополнительными полномочиями в связи со сложившейся социально-экономической ситуацией в РТ», согласно которому до принятия соответствующих законов, регулирующих правоотношения в финансовой, экономической, социальной и административной сферах президенту предоставлено право издавать указы по этим вопросам.

1.7.       Продление срока действия Закона о чрезвычайных мерах по борьбе
с преступностью

Непродолжительную, но довольно острую полемику вызвал вопрос о продлении срока действия Закона о чрезвычайных мерах по борьбе с преступностью. Обосновать такую необходимость стремился бывший министр МВД, ныне вице-премьер С.Кирилов. Аргументы — сокращение преступности за время действия закона. С начала текущего года органами внутренних дел по подозрению в совершении тяжких преступлений было задержано 2699 человек, из которых 45% привлечено к уголовной ответственности. Досмотрено 573 тысяч единиц автотранспорта. Изъято 5290 единиц огнестрельного оружия, в том числе 60 автоматов, 119 пистолетов, более 60 винтовок, 55 гранат. Доводы тех, кто квалифицировал нормы закона (прежде всего о праве задержания подозреваемых на срок до 30 суток) как неконституционные, погоды при голосовании не сделали. Срок действия закона был продлен до конца нынешнего года.

1.8.       Итоги. Прогноз

В целом сессия продемонстрировала такую особенность политических позиций депутатского корпуса, как нарастание известной «покладистости» при голосовании по мере истечения срока их полномочий. По существу ни один из рассматриваемых вопросов не создал сколь-либо заметных проблем при голосовании ни для правительства, ни для администрации президента.

Можно предположить, что за оставшиеся 9 месяцев основная борьба развернется вокруг законов о выборах, о партиях, о местном самоуправлении — всего того, что определит политическую конфигурацию власти в будущем. Если эти законы дойдут до стадии рассмотрения, то вероятнее всего, что они будут приняты в выгодном для аппарата варианте.

2.    МЕЖДУНАРОДНАЯ АКТИВНОСТЬ РУКОВОДСТВА ТАТАРСТАНА

Месяцы, прошедшие после подписания договора между Казанью и Москвой, показали, что на новый уровень выходит международная активность руководства Татарстана. Причем по мере усиления вкуса лидеров к этой деятельности нарастает и некоторая общественная озабоченность ее эффективностью (по крайней мере, в печати республики).

2.1.       Визит парламентской делегации РТ в Турцию

В середине июня состоялся официальный визит парламентской делегации РТ во главе со спикером ВС Ф.Мухаметшиным в Турцию. Это была первая делегация РТ, принятая министром иностранных дел Хикметом Четином, который заявил: «Настало время, когда политикам необходимо поддержать стремление к дружбе наших граждан. Мы очень хотим, чтобы в Казани было открыто генеральное консульство Турции, а в Стамбул приехали работники торгово-экономического представительства Татарстана». Отвечая, Ф.Мухамедшин привел множество подтверждений расширения связей в бизнесе, в образовании (более ста наших детей проходят обучение в Турции, семьдесят турецких педагогов преподают в наших колледжах), в Стамбуле открывается корпункт республиканского информационного агентства «Татар-информ».

Делегацию также принял президент Турции С.Демирель. Узнав о планах открытия консульства Турции в Казани, он переспросил, не возражает ли Россия, а получив положительный ответ, был удовлетворен этим обстоятельством. Этот нюанс показывает: международные контакты руководства Татарстана уже не кажутся угрозой дипломатической монополии Москвы и перестают восприниматься как некий эпатаж центральных властей со стороны потенциальных сепаратистов.

Программа визита включала также встречу с председателем Великого народного собрания Турции Хисаметдином Чендоруком, женатым, как оказалось, на казанской татарке.

 

Примерно в это же время в Татарстане находился Чрезвычайный и Полномочный Посол Турции в России Айхан Камел, сопровождаемый советником по экономическим и торговым вопросам Альпером Джошкуном. Вместе с президентом М.Шаймиевым они приняли участие в традиционном татарском празднике сабантуе в Набережных Челнах.

2.2.       Визиты премьера М.Сабирова в США и Италию

Состоялась поездка премьера М.Сабирова в составе правительственной делегации России на международный газовый конгресс, который проходил в Италии, а также визит в США для участия в заседании совместной российско-американской комиссии, возглавляемой В.С.Черномырдиным и вице-президентом А.Гором. Во время визита делегация побывала на предприятиях автомобильной корпорации «Дженерал моторс», администрация которой выказала заинтересованность в реализации совместной с Россией и Татарстаном программы по производству на строящемся Елабужском автозаводе машин новейшей модификации.

Речь идет о выходе на окончательное решение вопроса, связанного с идеей ежегодной сборки 50 тысяч автомобилей. Определены и главные детали готовящегося соглашения с американцами. Оттеснив ранее рассматривавшиеся проекты сотрудничества с южнокорейской корпорацией «ДЭУ», американский вариант предполагает выпуск автомобилей двух модификаций — джипов и пикапов. Сборка планируется на площадях станкоинструментального завода ЕлАЗа. Идея одобрена также и в ходе майского визита Б.Ельцина в Казань. Впрочем, как отмечают наблюдатели, этот вариант выглядит лишь паллиативом применительно к такому гигантском долгострою, как ЕлАЗ. Перспективное же решение судьбы последнего по-прежнему продолжают увязывать с будущим финансово-промышленной группы «КамАЗ — ВАЗ».

2.3.       Визит в Казань израильской делегации

В конце июня в Казани впервые побывала израильская делегация во главе с Временным Поверенным в делах Израиля в России Александром Бен-Цви. Гости были приняты вице-президентом РТ В.Лихачевым, побывали на объектах конкретного сотрудничества предприятий Татарстана с израильскими фирмами. В частности, к таковым относится система капельного орошения, используемая овощеводческим совхозом «Майский», произведшая столь сильное впечатление на Б.Ельцина в ходе его пребывания в Татарстане в прошлом месяце.

3.    СВЯЗИ С СУБЪЕКТАМИ ФЕДЕРАЦИИ

Продолжается процесс интенсивного налаживания горизонтальных связей между Татарстаном и субъектами РФ, прежде всего с бывшими автономиями.

3.1.       Договор с Республикой Коми

17 июня в Казани был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между РТ и Республикой Коми. Одна республика имеет значительный промышленный, а другая — сырьевой потенциалы. В процессе разработки находятся 7 деловых проектов прямого сотрудничества между предприятиями. В составе делегации Коми руководители крупных АО нефтегазовой и лесной отраслей.

22,5% населения Коми составляют татары. Этому также уделяется внимание в плане работы с диаспорой.

Наконец, Татарстан, Башкортостан и Коми намерены, как сообщалось по итогам краткой пресс-конференции, в рамках Ассоциации нефтеперерабатывающих регионов играть самостоятельную роль в определении цен на нефть и ее транспортировку.

3.2.       Визит парламентской делегации в Карелию

Во второй половине месяца с трехдневным визитом в Республике Карелия побывала парламентская делегация во главе с первым заместителем председателя ВС З.Валеевой. Изучался опыт реформирования органов власти в Карелии, ее нового парламента — двухпалатного Закондательного собрания. Гости также знакомились с опытом самоуправления в Вепсской национальной волости. Председатель правительства Карелии В.Степанов назвал Татарстан ледоколом, пробившим льды тоталитаризма и расчистившим дорогу другим республикам.

Одобрена идея подготовки Договора между Татарстаном и Карелией.

Состоялись встречи с представителями 5-тысячной татарской этнической общины Карелии.

3.3.       Межпарламентское соглашение между ВС Татарстана и Верховным Хуралом Республики Тыва

25 июня состоялось подписание межпарламентского соглашения между ВС Татарстана и Верховным Хуралом Республики Тыва. Документ подписали председатель ВС Ф.Мухаметшин и председатель Верховного Хурала Каадыр-оол Бичелдей, находившийся в Казани с визитом. Это первый опыт горизонтальных соглашений на парламентском уровне. Гость подчеркнул, что речь идет о реальном расширении самостоятельности субъектов РФ. «И такое расширение, без излишнего докучливого внимания московских чиновников и клерков, выгодно и для республик, и для самой Москвы».

4.    ФОРУМЫ ТАТАРСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
(Совещание представителей исполнительных органов власти и татарских общественных организаций стран СНГ и Балтии; заседание Исполкома Всемирного конгресса татар; Учредительный съезд Ассоциации татар-ученых «Фэн»)

25 июня в Казани открылось Совещание представителей исполнительных органов власти и татарских общественных организаций стран СНГ и Балтии. Это мероприятие проходило под эгидой как властных инстанций Татарстана, так и Академии наук РТ, а также оно одновременно было «конституировано» как заседание Исполкома Всемирного конгресса татар.

В совещании приняли участие вице-президент Лихачев, первый вице-спикер ВС З.Валеева, вице-премьер И.Хайруллин.

Докладчик — председатель Исполкома ВКТ, профессор, декан университетского истфака Индус Тагиров, говорил в интервью «Известиям Татарстана»: «Мы провели совещание в России, на котором был принят национально-пропорциональный принцип возрождения этноса. Сколько процентов татарского населения в том или ином регионе, столько и закладывается в бюджеты. Такое же представительство будет и в органах власти. Такой же принцип мы хотим заложить и по странам СНГ». Разумеется, трудно судить о том, насколько реалистичны и обоснованы такого рода пожелания, опирающиеся на позиции и воззрения одной из сторон.

Выступивший на совещании вице-президент Лихачев говорил о том, что в июне заканчивается подготовка российской программы «О региональной политике», включающей раздел по проблемам тюркских народов. «Россия начала использовать тот «словарь», на языке которого Татарстан говорил еще три года назад, в тот острый период, когда мы разъясняли свою позицию: российские регионы должны носить разные государственно-правовые статусы, иметь различные объемы полномочий...»

В целом совещание прошло в русле разделения национального татарского движения как бы на два потока: на официально признанный и лояльный по отношению к властвующим структурам в Татарстане и национально-радикальный, ныне открыто оппозиционный к республиканским властям.

 

В рамках этого же мероприятия прошел Учредительный съезд Ассоциации татар-ученых «Фэн», в которую вошли работники науки из Татарстана, Турции, Швеции, Финляндии, Германии, Украины и Латвии.

5.    ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ

В 20-х числах состоялся первый съезд Коммунистической партии РТ (КПРТ). Партия одна из первых прошла регистрацию в Минюсте республики. За три года ее численность возросла до 17 тысяч человек, имеет 43 городские и районные организации. Ее структурная и оганизационная дееспособность может стать существенным фактором предстоящих выборов в республиканский парламент. Хотя на прошедших выборах в Думу кандидаты от КПРТ не прошли.