Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Федор ЛАТЫПОВ

Мордовия
в июне 1995 года

1.    СЕССИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ

1.1.       Подготовка к сессии

В последнее время стало модным среди руководителей высших уровней устраивать встречи с председателями политических партий и движений. В свое время дань этой традиции была отдана экс-спикером мордовского парламента Бирюковым. Не стал отказываться от нее и новый глава парламента Николай Меркушкин, созвавший 16 июня на встречу лидеров партий и движений.

Со вступительным словом выступил сам спикер, акцентировав внимание собравшихся на плачевном положении, в котором оказалась экономика республики. В своем докладе он также сделал упор на то, что выход из этой ситуации видится в достижении согласия и прекращении «различных политических дрязг и разборок». Но, к сожалению, это не произвело на собравшихся особого впечатления, и каждый продолжал гнуть свою линию, производя впечатление крыловского «лебедя, рака и щуки». Представитель КПРФ Обручников предложил председателю Госсобрания пойти на компромисс по вопросу высшего должностного лица республики, решив его так, как предлагают коммунисты (т.е. не вводить этот пост, сохранив систему советской власти). На что получил недвусмысленный ответ, что пока со стороны коммунистов не видно особого рвения к конструктивному диалогу. Да и вряд ли огульная критика парламента может считаться приглашением к диалогу.

Как можно было предположить заранее, встреча не была результативной. Хотя если считать целью форума выявление мнений по ряду вопросов, стоящих перед председателем накануне сессии, то можно сказать, что она была достигнута. Впрочем, большинство точек зрения было известно заранее и ничего нового или сенсационного сказано не было. Думается, любой разбирающийся в политической кухне республики и не ожидал ничего большего. Это обусловлено тем, что большинство из присутствующих в зале партий и движений не оказывают практически никакого влияния на политическую действительность республики. В первую очередь по причине своей малочисленности — они насчитывают несколько десятков, а в лучшем случае сотен человек и уж никак не могут претендовать на роль вершителей судеб республики. Более же важные решения принимаются, как правило, на других встречах, на которых собираются люди, имеющие вес в политике и уполномоченные принимать решения, связанные с будущим Мордовии. Это было подтверждено и последовавшей 20 июня сессией Госсобрания, в повестку дня которой был включен вопрос об уточнении полномочий председателя Госсобрания республики; фактически под этим вопросом понималось назначение высшим должностным лицом республики Николая Меркушкина. Это не могло не быть известно заранее, что означает лишь одно — председателю нужно было знать, как к нему относятся лидеры партий.

1.2.       Первый этап сессии ГС РМ

20 июня на третьей сессии Госсобрания депутаты хирургическим путем прервали неторопливые размышления республики о проблеме высшего должностного лица. Фактически первым же решением мордовский парламент признал однозначным тот факт, что Николай Меркушкин смотрится значительно более симпатично, если его нынешнему титулу придать статус высшего должностного лица. С этого дня председатель Госсобрания — глава республики, избираемый парламентом. Теперь Мордовия — парламентская республика на все сто процентов, так как ее высшее должностное лицо источником своей власти имеет не волю народа, а волю местного законодательного органа. Конечно, на сегодняшний день полномочий у Николая Меркушкина куда меньше, чем у предыдущего обладателя подобного статуса — Василия Гуслянникова. Да и взять эти полномочия можно только у премьера Валерия Швецова, который вряд ли еще успел основательно попользоваться ими, поскольку сам получил их от Госсобрания всего лишь несколько месяцев назад. По имеющимся у председателя правительства правам, именно он может сегодня считаться главой республики, а не официально оформленный Николай Меркушкин.

Оперативность решения проблемы с высшим должностным лицом заставляет думать, что Николай Меркушкин начал работать над подготовкой такого постановления практически с первых же шагов на председательском посту в Госсобрании республики. Прозрачность намерений нового спикера мордовского парламента всегда была неизменно очевидной. Поэтому фиксация за ним поста высшего должностного лица — легко предугадываемый результат в его продвижении по лестнице власти. Однако не совсем понятно, для чего тогда необходимо было образовывать Конституционную комиссию Госсобрания? Именно в ее задачу входила подготовка различных вариантов будущего политического устройства республики и механизмов их реализации. Теперь же основной вопрос комиссии уже решен — у Мордовии появилось высшее должностное лицо, избираемое парламентом. Ей остается лишь разработать рекомендации по конституционному оформлению принятых на третьей сессии Госсобрания нововведений. Быть может, комиссии изначально отводилась роль политической декорации, за которой предполагалось все решить без излишнего шума? По крайней мере, складывается именно такое впечатление. И как в таком случае расценивать прежнее заявление руководства мордовского парламента о желании сделать процедуру внесения извинений в Конституцию Мордовии максимально демократичной? Под демократичностью (в том числе и в вопросе о высшем должностном лице) тогда понималось всенародное обсуждение, или референдум. Судя по всему, эти благие намерения оказались несостоятельными перед политическим ростом Николая Меркушкина. Ну а в общем, подобная манера принятия исключительно важных для республики решений чем-то напоминает методы Николая Бирюкова. Последний в бытность председателем Верховного Совета тоже предпочитал решать свои проблемы кулуарно, соблюдая строжайшую конспирацию.

На данном этапе мордовское правительство не рассталось еще ни с одной из своих прерогатив. Однако институт высшего должностного лица требует предоставления широких полномочий человеку, его представляющему. И не суть важно — каким образом он будет избираться. В этой связи можно предположить, что в дальнейшем Николай Меркушкин предпримет усилия по укреплению своего нового статуса целым рядом широких прав, более соответствующих понятию высшего должностного лица. Это неизбежно должно привести к конфликту с правительством Валерия Швецова, которому в свое время Госсобрание дало гарантии неприкосновенности на время своего существования. Сейчас присутствовавший на сессии премьер Валерий Швецов не выказывает признаков какого-либо беспокойства. Но кто поручится, что в ближайшем будущем основания для беспокойства не появятся? Однажды в мордовской политике уже давались гарантии неприкосновенности, однако Верховный Совет, руководствуясь «самыми высокими» побуждениями, их переступил. Не повторит ли и Валерий Швецов карьеру Василия Гуслянникова [1]?

1.3.       Второй этап сессии ГС РМ

29 июня завершился этап третьей сессии Государственного собрания Республики Мордовия. Безусловно, главным итогом дня стало принятие программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Республике Мордовия. Таким образом, более чем восьмимесячная эпопея с приостановлением этого процесса в Мордовии наконец-то завершена. Кроме этого, депутатским корпусом было рассмотрено еще 16 вопросов.

Утреннее заседание открыл спикер Николай Меркушкин, внесший в повестку три вопроса (предложенных депутатом Бикмаевым), касающихся финансовой проблематики, и вопрос «О редакторе газеты «Мордовия» в связи с решение Ленинского райнарсуда». Дело в том, что на днях Пензенский суд продублировал это решение, признав Ивана Келина законным редактором издания. Впрочем, речь об этом зашла только на закате дня. С утра же депутат Рафик Салихов поднял проблему с сельскохозяйственным налогом. После чего Николай Меркушкин внес предложение рассмотреть блок приватизационных вопросов (всего их 7) после перерыва, уступив место менее проблематичным. Депутат Шикин с трибуны сессии посвятил в особенности законопроекта «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления РМ». Закон был принят. Министр финансов республики Виктор Кедров рассказал «О внесении изменений в Закон РМ» «О местном самоуправлении в РМ». Затем под руководством заместителя спикера Александра Бурканова был увеличен состав экспертного совета Госсобрания. После этого был принят документ, подразумевающий начало подготовки бюджета республики за 1996 год. Кроме того, до перерыва была одобрена идея финансирования строительства станции скорой помощи в Рузаевке и рассмотрен ряд депутатских запросов.

Депутаты приступили к рассмотрению блока приватизационных вопросов. Первым и наиболее важным из них был «О выполнении п.4 Постановления ВС РМ «О работе Госкомимущества РМ на период с 1991 года по 1 июля 1994 года»» от 10 ноября 1994 года и о программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РМ. Напомним, что в ноябре мордовский парламент приостановил приватизацию в республике, поручив прокуратуре расследовать факты нарушений в этом деле. Прокурор республики Павел Сенькин тезисно изложил факты, вскрытые проведенной его организацией проверкой. Резюмировал он тем, что, несмотря на то что единичные явления имели место, это не должно влиять на дальнейшее развитие приватизации в Мордовии. Резюме прозвучало, естественно, иносказательно. После выступления прокурора Валентина Тарасова, руководителя Госкомимущества Валентина Мизонова, председателя комитета ГС, сторонники приватизации подверглись массовой атаке со стороны коммунистической фракции. Однако при голосовании по принятию за основу новой программы приватизации РМ при 47 «за» и 9 «против» программа была одобрена.

Все вечернее время было посвящено обсуждению иных приватизационных вопросов, а также редакторской судьбы Ивана Келина. Он восстановлен в должности редактора (формально). Владимир Зеленов, которого депутаты не захотели увольнять, по-прежнему руководит газетой. Келин же будет теперь получать за эту должность лишь зарплату, до особого решения Совета ГС. Благополучно разрешив все эти проблемы, сессия завершила свою работу [2].

2.    ПАРЛАМЕНТ VERSUS ПРАВИТЕЛЬСТВО

2.1.       Позиция Николая Меркушкина

30 июня в мордовском парламенте прошла прес-конференция спикера Госсобрания Николая Меркушкина. Представители республиканских изданий собирались на председательский комментарий к решениям третьей сессии Госсобрания. Подавляющую часть своих высказываний Николай Меркушкин посвятил своему новому статусу и экономическим вопросам сессии. При этом он отказался от какой-либо вступительной речи, заставляя тем самым думать, что у руководства мордовского парламента до сих пор еще не сложилось целостного восприятия картины своих собственных решений.

Между тем конкретные проблемы у Николая Меркушкина получили вполне определенную и ясную трактовку.

Придание ему статуса высшего должностного лица объяснялось давно назревшей необходимостью повторно ввести в республике такой политический институт. В то же время, по словам Николая Меркушкина, имеющийся в Мордовии баланс властей этим постановлением затронут не был. Была лишь исправлена недоработка прежнего Верховного Совета, который был неспособен прийти к общему знаменателю в вопросе — кого наделять полномочиями высшего должностного лица. Затем Николай Меркушкин уверил, что:

1) свой пост он получит лишь на время, а именно до принятия новой Конституции Мордовии;

2) это решение никоим образом не отразится на конституционных процессах, идущих сегодня в республике.

Интерпретация спикером Госсобрания решения о введении в Мордовии института высшего должностного лица понятна и оправданна. Однако Николай Меркушкин в своем стремлении к совершенству политической системы старательно не упоминает одну любопытную деталь. Если Борис Ельцин настоит на своем варианте комплектования Совета Федерации российского парламента, то депутатом от Мордовии автоматически станет высшее должностное лицо, т.е. Николай Меркушкин. Станет без всяких выборов, только лишь в силу своего статуса. Следовательно, помимо всех грандиозных преимуществ для республики, фиксация за председателем Госсобрания первого номера в мордовском табеле о рангах принесла Николаю Меркушкину входной билет в парламент России (разумеется, при известном стечении «ельцинских» обстоятельств). Все это очень напоминает попытку подстраховаться, поскольку, если бы сыграл «ельцинский» вариант при существующем до этого первенстве полномочий премьера Валерия Швецова, депутатом Совета Федерации стал бы глава правительства, а не председатель мордовского парламента. Теперь же Николай Меркушкин обезопасил свои политические запросы от случайностей российской политики.

Выше уже говорилось о свершившемся разделе политических сфер Мордовии между альянсом Николая Меркушкина с аграриями и коалицией правительства с промышленными кругами под вывеской «мордовского дома». По этому поводу спикер Госсобрания заявил, что он и впредь будет делать все возможное, чтобы у аграриев и промышленников сохранилась общность интересов, а значит, не возникало серьезных противоречий. Примером такого единства интересов послужила кампания по свержению Николая Бирюкова. Представляется, однако, что такая общность если и возможна в политической природе, то на крайне недолговечный срок. Устраняя Николая Бирюкова, промышленники и аграрии Мордовии имели лишь одну временно связывающую нить — неприятие политики советского председателя. Как только удалось избавиться от этой политики вместе с ее генератором, промышленников и аграриев республики перестало что-либо связывать. Они вернулись к закономерному различию своих целей и задач. И даже титанические усилия Николая Меркушкина теперь уже вряд ли спасут целостность этого противоестественного блока [5].

Экономические проблемы на сессии, по свидетельству Николая Меркушкина, решались исключительно под флагом согласия с правительством республики. Иными словами, Совмин на сессии мог рассчитывать на всевозможные уступки и закрывание глаз на любые недочеты в своих экономических проектах. И неважно, что по этой причине депутаты всю сессию просидели с закрытыми глазами, — важно, что дражайшее согласие ничем не повредили. В жертву этому согласию на сессии принесли и недовольство депутатов мало продуманной программой правительства о мерах по обеспечению социально-экономического развития республики в 1995 году.

2.2.       Комментарий: согласие «ветвей власти»?

По всей видимости, утвержденная на сессии программа мордовского правительства ни у кого особых симпатий не вызывает. Главный ее дефект — голословность настолько очевиден, что не позволят программе выдержать даже самую снисходительную критику. Судя по всему, местный «Белый дом» мало обеспокоен тем, что когда-то ему придется выполнять заявленное в программе. Похоже, что над механизмом реализации обещанного в Совмине республики пока еще никто не задумывался. В результате появился документ, полный благих пожеланий в духе «пусть всегда будет мама», где главной заботой существующего правительства остается вторая часть куплета — «пусть всегда буду я». Возможно, кабинет Валерия Швецова «будет» и не всегда, но до конца этого года он просуществует наверняка (до принятия новой Конституции Мордовии). Поскольку никакие, даже «супермыльные», законопроекты, блуждающие в экономических потемках Совмина, пока не способны поколебать привязанности Госсобрания. Последнее готово простить Совмину все что угодно, вплоть до развала остатков экономики, лишь бы не нарушить священное согласие.

Любой намек на применение каких-то санкций к неповоротливому правительству воспринимается в мордовском парламенте как призыв к политической бойне. Любое посягательство на царящее между правительством и Госсобранием согласие объявляется чем-то вроде политического кощунства. Складывается впечатление, что ради долгожданных в мордовской политике светлых струй, кудрявых рощ и лазурных горизонтов Госсобрание сегодня способно списать правительству даже экономическую болезнь Дауна.

Если согласие между законодательной и исполнительной ветвями власти в Мордовии имеет сегодня такое огромное значение, наверное, есть смысл остановиться на нем поподробнее. Сразу же возникает несколько резонных вопросов.

Во-первых, кто с кем ныне соглашается?

Во-вторых, на какой основе строится это согласие?

И, в-третьих, ради чего, собственно, оно необходимо? Какая стратегическая цель у него?

Услышанные до сегодняшнего дня отчеты руководства мордовского парламента на эти вопросы довольно расплывчаты и поверхностны. Они отражают внешние проявления этого согласия. Суть же по-прежнему остается неясной. Быть может, это согласие ради согласия? Ни одна здоровая политическая система не способна обойтись без оппозиции. Когда все в оппозиции всем — это, разумеется, далеко от нормального состояния. Но когда присутствует другая крайность — полное отсутствие сколь-нибудь серьезного оппонирования, вряд ли можно говорить о политической вменяемости власти. Мордовия сегодня демонстрирует все признаки последнего случая. Оппозиции как таковой и у Валерия Швецова, и у Николая Меркушкина на данный момент нет. (Коммунисты не в счет — они всегда воюют против всех.) Вероятно, это своего рода политический комплекс, заработанный нынешними руководителями в паутине интриг Николая Бирюкова. Бывший председатель Верховного Совета сегодня вообще превратился в какой-то пугающий фетиш — воплощение неизбывного политического кошмара. Любое упоминание о нем вызывает приступы болезненного недомогания у ныне облеченных властью персон республики.

И все же — на чем базируется сегодня согласие между Совмином и Госсобранием Мордовии? Какое-то время его питательной почвой могла быть вселенская радость от свержения Николая Бирюкова. Но прошло уже полгода после перевода г-на Бирюкова в разряд рядовых депутатов. По идее у политического расшаркивания должен был появиться новый фундамент. Может быть, это новая экономическая политика? Но помимо позывов мордовского парламента к реформированию в этой сфере со времен кормчего Бирюкова мало что изменилось. Правительство республики по-прежнему избегает всякой экономической компетенции, лишь изредка реагируя на реформаторские поползновения Госсобрания. Однако несмотря на все несоответствие реформаторского духа Госсобрания и консервативности Совмина республики, в мордовском парламенте даже не заикаются о замене кабинета Валерия Швецова. Стало быть, экономические преобразования тут ни при чем. Единственным разумным объяснением жажды согласия остается одно — взаимное желание кабинета Валерия Швецова и альянса Николая Меркушкина сохранить контроль над политической ситуацией в республике. Малейшая трещина в абсолютной бесконфликтности Совмина и Госсобрания представляется им предвестником страшного политического смерча, в вихрях которого оба расстанутся со своими властными полномочиями. Поэтому очевидно, что их сохранение является и основой, и целью всеобъемлющего согласия между Валерием Швецовым и Николаем Меркушкиным. Иначе оба действительно рискуют остаться лишь эпизодом в краткой политической истории Мордовии [6].

3.    СЕССИЯ САРАНСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА

Июнь оказался богат на сессии: 14 июня состоялась третья сессия Саранского городского Совета депутатов. Повестка дня к началу заседаний включала в себя 14 вопросов, дополнившись в ходе сессии еще тремя. В увертюре заседания депутаты своим решением освободили от уплаты при предоставлении земельных участков ликвидаторов Чернобыльской аварии, многодетные семьи и другие социально незащищенные категории граждан. Кроме того, 50%-ное снижение платы при выделении земельных участков будет ожидать пенсионеров, инвалидов I и II группы и ветеранов труда. Сессии также представилась возможность заслушать отчет об исполнении бюджета г.Саранска за 1994 год. Затем отдел по труду и социальной защите саранской мэрии предложил на рассмотрение собравшимся проект решения «О льготах беженцам и вынужденным переселенцам». На основании этого документа беженцы и вынужденные переселенцы освобождаются от уплаты государственной пошлины при нотариальном удостоверении договора подряда на капитальное строительство, удостоверении купли жилого дома (или его части) и квартиры, а также при удостоверении кредитного договора, в том числе о льготных ссудах на строительство и приобретение жилья.

Наиболее серьезным решением Саранского городского Совета явилась декларация о необходимости скорейшего образования внебюджетного экологического фонда г.Саранска. Помимо этого, было принято обращение в Госсобрание республики с законодательной инициативой о принятии постановления «О внебюджетном экологическом фонде Республики Мордовия», проект которого саранской мэрией уже разработан. В нем, в частности, предлагается «поручить Министерству финансов Республики Мордовия в двухмесячный срок осуществить комплексную проверку полноты поступления и законности использования средств республиканского внебюджетного экологического фонда и представить материалы проверки в Государственное собрание Республики Мордовия, а при необходимости и в правоохранительные органы». Подобный проект постановления явился результатом простейших вычислений. Сумма платежей за нарушение законодательства об охране окружающей среды составляет 1091,3 миллиона рублей. На реализацию природоохранительных мероприятий городского значения должно быть направлено 60% этой суммы, что составляет 654,8 миллиона рублей. По данным же внебюджетного экологического фонда в 1994 году на эти цели выделено лишь 65,8 миллиона рублей [3].

4.    «НАШ ДОМ — РОССИЯ»

27 июня в мордовском «Белом доме» прошла вторая учредительная конференция местного отделения Всероссийского общественно-политического блока «Наш Дом — Россия». Порядком наполнившись делегатами (их было 90), Большой зал Совмина вместил в себя и около полусотни приглашенных. И тех и других отличала одна особенность — все присутствовавшие на конференции составляли отнюдь не пролетарскую прослойку мордовского общества. Свидетельством может послужить то, что из всей массы делегатов только одна, конкретно не обозначенная персона не имела высшего образования. Разумеется, столь незначительный изъян не смог обезобразить общий, достаточной высокий социальный статус собравшихся.

В кратком выступлении председателя местного отделения НДР премьера республики Валерия Швецова наиболее часто употреблялось слово «стабильность». Это вполне объяснимо, поскольку все лозунги и все политические призывы движения сегодня строятся именно на ней, вездесущей стабильности.

Конференция, кроме речитатива Валерия Швецова, разумеется, была отмечена и другими прелестями партийных слетов. В частности, был учрежден руководящий состав мордовского отделения НДР. Рекомендации центрального аппарата движения были выполнены неукоснительно: председателем остался премьер Валерий Швецов, а его заместителями — мэр Саранска Юрий Рыбин и зампред Совмина Владимир Сироткин. Ну а совет движения оказался просто отягощен титулами и должностями его членов. Помимо Валерия Швецова, Юрия Рыбина и Владимира Сироткина этот мордовский политический ареопаг на сегодня включает в себя директора АО «Лисма-СЭЛЗ» Владимира Литюшкина, ректора Мордовского университета Николая Макаркина, заместителя министра здравоохранения Валентину Гурьянову и так далее.

Очевидно, что мордовская организация НДР благодаря вовлеченности ее членов во властные структуры способна оказать на выборах заметное давление на избирателя. Как показывает мордовская политическая практика, этой способности вполне достаточно, чтобы оказаться победителем. Однако у местных «домовых» остается не привлеченным к своей политической игре серьезный конкурент — председатель мордовского парламента Николай Меркушкин. В состав руководства «мордовского дома» он не вошел и на конференции не присутствовал. Теперь уже однозначно, что спикер Госсобрания если и пойдет на выборы, то в другой упряжке. Наверняка его главными союзниками так и останутся традиционные аграрии. И здесь уже можно отчетливо зафиксировать два основных политических центра, уже сформировавшихся перед выборами на территории Мордовии, — коалиция аграриев и Николая Меркушкина и мордовская организация НДР. Именно они и будут бороться за подавляющую часть голосов мордовских избирателей. Спрогнозировать же сейчас исход этой схватки крайне трудно [4].

5.    ДРУГИЕ СОБЫТИЯ

5.1.       Кража из офиса мордовского отделения ЦИММЭП

Как известно, оставшийся не у дел бывший спикер ВС Мордовии Николай Бирюков в феврале 1995 года был назначен руководителем мордовского отделения Центра по исследованию межрегиональных, межнациональных и экономических проблем (ЦИММЭП). Как сообщила городская газета «Вечерний Саранск», 10 июня у экс-спикера мордовского парламента Николая Бирюкова случилось пренеприятнейшее событие — его новое рабочее пристанище нагло обокрали.

Перечень похищенных из офиса г-на Бирюкова ценностей гораздо меньше, чем следовало бы ожидать, учитывая крупномасштабные финансовые инъекции в его филиал от российского центра. Однако даже для такой безбедной организации потеря всей оргтехники (розетки офиса теперь сияют неприкосновенностью) — не самый приятный эпизод. С этого дня основной заботой Николая Бирюкова, по всей видимости, должна стать его новая персональная «Волга», которую также вряд ли защитит от грабителей отблеск былого величия советского председателя.

Работники «бирюковского» офиса наотрез отказались сообщать корреспонденту «Вечернего Саранска» какую-либо информацию, усматривая за вполне объяснимым интересом некие злобные происки. Самого же Николая Бирюкова застать на рабочем месте корреспонденту никак не удавалось. Видимо, он настолько привязался к своей компьютерной технике, что с ее пропажей рабочее место потеряло для него всякий интерес.

Начальник уголовного розыска Ленинского РОВД г.Саранска Валерий Чехонин подтвердил корреспонденту факт кражи из апартаментов Николая Бирюкова. Между тем запись о регистрации этого преступления в Ленинском РОВД отыскать не смогли, а в сводках Министерства внутренних дел эта кража не фигурирует. Объяснением может служить только одно — унаследованное г-ном Бирюковым еще с парламентских времен патологическое пристрастие к конспирации. Кража, судя по всему, расследуется, но по официальным каналам информации ее предпочитают не афишировать, дабы дело не получило ненужную Николаю Бирюкову широкую огласку. Все это выглядит тем более убедительно, если принимать во внимание старые знакомства бывшего председателя Верховного Совета с элитой правоохранительных органов Мордовии [7].

5.2.       Возбуждение уголовного дела против «РДС»

19 июня 1995 года против АОЗТ «Русский дом селенга» Пролетарской прокуратурой г.Саранска было возбуждено уголовное дело по ст.147, ч.3 УК РФ (мошенничество в особо крупных размерах).

Сейчас деятельность «РДС» приостановлена — следственным отделом Пролетарского РОВД ведется расследование. В Саранске «РДС» действовал как агентство Пензенского филиала с марта 1994 года. Вся основная документация, а возможно, и основная часть денег уезжали в Пензу. Перед Новым годом у подобного рода организаций наступил кризис — многие перестали выплачивать деньги или существовать вообще. Поэтому документация о деятельности «РДС» в период с марта по ноябрь 1994 года пропала где-то в Пензе. А с документацией пропали и деньги.

Только за период с 5 по 31 декабря 1994 года «РДС», согласно документам, получил от населения 342 миллиона 761 тысячу рублей. Но в 1995 году население республики снова понесло свои деньги в «РДС». С 1 января по 31 мая «РДС» доверили 965 млн. 35 тыс. 588 руб. Следствие располагает данными, что из Мордовии «РДС» вывез 4 миллиарда рублей чистыми деньгами. Эти деньги были получены с 2453 клиентов.

На данный момент определен круг лиц во главе с нынешним директором С.Кирсановым, причастных к «массовому обману». Также группа следователей работает в Пензе [8].

 

 

Источники

1. Николай Меркушкин.— высшая власть Мордовии // Вечерний Саранск.— 1995.— 22 июня, №25.

2. Сергей Чернавин. Приватизация пошла // Столица С.— 1995.— 30 июня, №26.

3. Сессия Саранского горсовета: борьба за экологию требует денег // Вечерний Саранск.— 1995.— 15 июня, №24.

4. Андрей Владиславлев. Мордовский «дом» Валерия Швецова // Вечерний Саранск.— 1995.— 29 июня, №26.

5. Согласие во имя согласия, или «давайте жить дружно», по-мордовски // Вечерний Саранск.— 1995.— 6 июля, №27.

6. Вечерний Саранск.— 1995.— 6 июля, №27.

7. Николай Бирюков.— очередная жертва воров // Вечерний Саранск.— 1995.— 15 июня, №24.

8. Дело против «РДС» // Столица С.— 1995.— 30 июня, №26.

9. Визит эксперта // Столица С.— 1995.— 30 июня, №26.