Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

А.ЗАЙЦЕВ

КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

На политической карте России среди кризисных районов Центральной России, выделенных по уровню безработицы, низких заработков и уровню спада производства Костромская область неизменно принадлежала к так называемому "красному поясу". Эту позицию подтвердили декабрьские (1995 г.) выборы в Государственную Думу, но в то же время не вполне подтвердили итоги первого тура президентских выборов и начисто опровергли результаты второго, когда Б.Ельцин в "красный" Костромской области более чем на 7% опередил Г.Зюганова.

И хотя надо откровенно сказать, что никакого улучшения в промышленно-производственной сфере или роста материального благосостояния жителей области до сих пор не наблюдается, однако данный феномен, ставший неожиданным сюрпризом для многих местных аналитиков, включая и автора этих строк, заставляет более внимательно вглядеться в социально-экономические и общественно-политические процессы, происходящие в этом регионе России.

1.    Общие сведения из экономической географии костромского региона

Костромская область в настоящее время входит в состав регионов Центрального экономического района Российской Федерации. Она расположена на стыке Северного, Волго-Вятского и Центрального районов России. В недавнем прошлом ее неоднократно передавали из одного района в другой, пока, все-таки, окончательно не оставили в Центре. Но с Северным районом Кострому роднит обилие лесов и рек; с Волго-Вятским - сравнительная бедность недр и расположение в бассейне больших рек, устремленных на юг и юго-восток.

Костромская область занимает второе место после Тверской по величине территории - 160,1 тыс. кв. км., и последнее в Центральном районе по численности населения (807 тыс. человек) при средней плотности населения 13 человек на 1 кв. км. Сложившаяся в области система расселения отличается крайней неравномерностью, поскольку наибольшая концентрация жителей приходится на наиболее социально-культурно и экономически развитую окраину юго-западной части территории региона. Именно здесь, на берегу Волги, по соседству с Ярославлем и Иваново, расположена Кострома. По мере все большего удаления от Костромы на северо-восток плотность населения, а также уровень социально-экономического развития территории все более и более снижается.

В структуре промышленного производства области электроэнергетика составляет 34,6%, машиностроение и металлообработка - 13,9%, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность - 19,0%, производство строительных материалов - 2,4%, легкая промышленность - 7,5%, пищевая промышленность - 11,3%.

Площадь лесов в области составляет более 72% ее территории или 4679 га. В землепользовании находится 1048 га сельхозугодий, в том числе 712 тыс. га пашни. Основные отрасли сельхозпроизводства - производство зерна, картофеля, льна-долгунца, а также мясомолочное животноводство и птицеводство.

Кризис российской экономики крайне негативно отразился на показателях работы электроэнергетики и машиностроения, лесной и деревообрабатывающей промышленности, легкой и пищевой промышленности, а также в сельскохозяйственном производстве.

2.    Социально-экономическое положение накануне президентских выборов

Только за первые 4 месяца 1996 года общий объем промышленного производства в Костромской области сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 17%. Сокращение производства произошло во всех отраслях, за исключением химической и топливной промышленности. Так, например, выработка электроэнергии уменьшилась на 13%, деревообрабатывающих станков на 38%, прядильных машин на 69%, экскаваторов на 12%. Объем производства в промышленности строительных материалов составил 69% от прошлогоднего уровня.

Аналогичная ситуация и с выпуском потребительских товаров, который в целом по области сократился на 32%.

Особо бедственное положение сложилось в легкой промышленности, где объем производства, вследствие разрыва прежних хозяйственных связей, уменьшился в текущем году еще на 28%, в том числе выпуск трикотажных изделий упал на 86%, льняной пряжи на 44%, тканей на 58%.

Значительно сократилось производство пищевых продуктов: макаронных изделий на 93%, муки и крупы - на 76%, кондитерских изделий - на 41%, животного масла на 25%, сыра - на 18%. Приведенные цифры наглядно свидетельствуют, что нет не только вожделенной стабилизации, но даже не приостановлено катастрофическое падение темпов сокращенных объемов производства.

Неизбежным результатом экономической нестабильности является еще большее обострение и без того довольно острых социальных проблем. И в первую очередь это относится к безработице и хроническим задержкам выплаты заработной платы.

На конец июня в Костромской области было зарегистрировано 33,1 тысячи безработных, или 7,9% от общего количества трудоспособного населения, что на 1,5% больше, чем год назад. При этом чуть менее половины от общего числа не имеющих работы проживает в областном центре. Растет не только количество безработных, но и сумма невыплаченных им пособий - если в мае пособия не выплатили в пятнадцати районах области, то в июне только один из 24 районов области полностью рассчитался с безработными. Общая сумма невыплаченных пособий по вынужденной безработице на конец июня составила чуть более сорока миллионов рублей. Данное обстоятельство сказывается на росте преступности, количестве правонарушений, мелких и крупных хищений, преступлений против личности. Так, например, в начале июня в городе Мактурово в среде безработных органами милиции был зарегистрирован случай каннибализма.

Выплата пособий, пенсий, стипендий, а также заработной платы накануне президентских выборов приобрела политический характер, особенно в связи с обещанием Б.Ельцина наладить своевременную выплату зарплат в бюджетной сфере. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, эту проблему так и не удалось разрешить. Так, например, работники АО "Мотордеталь" 5 июня перекрыли движение по одной из улиц города Костромы. Этим они выразили свой протест по поводу невыплаты заработной платы с начала 1996 года.

Во время недельной забастовки рабочих и служащих АО "Шарьядрев", в которой приняло более 2 тысяч человек из 3-х тысячного коллектива этого предприятия, также высказывалась мысль в связи с невыплатой зарплаты перекрыть движение поездов по Северной железнодорожной магистрали.

11 июня стихийная акция протеста прошла в АООТ "Льнокомбинат имени Зворыкина". Последний раз заработную плату здесь получили в феврале, да и то не полностью, а частично. А накануне своего профессионального праздника - Дня работника легкой промышленности (10 июня) им дали премию, но не деньгами, а консервами, срок реализации которых вышел еще в апреле, в результате чего многие отравились. В ответ на это во время заседания Совета директоров предприятия возмущенная толпа рабочих ворвалась в директорский кабинет и потребовала немедленной выдачи заработной платы. 19 июня здесь прошла конференция трудового коллектива, которая избрала забастовочный комитет и решила для проведения надлежащей финансовой проверки пригласить независимую комиссию. Ведь только одна американская фирма "Ай-Ти-Эй", возглавляемая бывшим россиянином, а ныне бизнесменом из Лос-Анжелоса Николаем Карнушиным, уже более года не может заплатить костромским текстильщикам 225 тысяч долларов по одному и 113 тысяч по другому контракту. И таких примеров немало.

Из-за сильного истощения в середине июля временно приостановили голодовку преподаватели ПТУ-15 и ПТУ-18. После неоднократных обещаний им было, наконец, выплачено, но лишь 60% зарплаты за март и апрель.

Участники голодовки не намерены уходить в отпуск до тех пор, пока с  нами не рассчитаются за все остальные месяцы. Однако, их уже официально предупредили, что зарплату и отпускные выплатят по ноябрьским окладам (то есть в среднем по 200 тысяч в месяц).

Лишь частично рассчитались с учителями школ Костромы за май, в результате чего значительная часть педагогов была отправлена в отпуск без отпускных. До сих пор (по состоянию на 8 июля) не выплачена заработная плата за май работникам Педуниверситета. Люди отправлены в отпуска, но деньги ими так и не получены.

3.    Органы власти

Предзабастовочное состояние на ряде предприятий города и области по причине длительных задержек выплаты заработной платы вызвало серьезные опасения представителей власти. Известно, что Костромская область является дотационной, а общий долг федерального бюджета только по заработной плате на 1 июля достиг более 100 миллиардов рублей. При этом представители федеральной власти во всеуслышание заявляли, что они с регионами полностью рассчитались, однако денег в область в достаточном количестве так и не поступило. В этой ситуации местные власти города Костромы и области вступили не только в переписку, но и в прямую полемику с федеральным правительством. Среди наиболее важных писем и телеграмм можно назвать следующие:

- письмо председателю Центрального банка Дубинину С.К. и председателю Правительства РФ Черномырдину В.С. "Обращение участников совместного совещания администрации области, главного управления ЦБ РФ по Костромской области, руководителей организаций Костромской области" от 14 мая 1996 года;

- письмо на имя председателя правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежной политики Каданникова В.В. и на имя председателя Центробанка РФ Дубинина С.К. от 29 мая 1996 года за подписью губернатора области;

- письмо Президенту РФ Ельцину Б.Н. от 7 июня 1996 года, подписанное главой самоуправления г.Костромы и др.

Так, например, мэр Костромы Б.Коробов, в своем открытом письме министру финансов Б.Панскову в ответ на его обвинения ("Не дай Бог", № 7 от 1 июня 1996 года), где тот пытался возложить на представителей местной власти регионов ответственность за дестабилизацию политической обстановки в обществе путем преднамеренной задержки заработной платы, привел любопытные контраргументы. По его словам, по состоянию на 6 июня 1996 года долг областного бюджета городу по взаимным расчетам составил 34,9 млрд. рублей, в том числе на прием ведомственного жилого фонда - 15 млрд. рублей, на реализацию Закона о ветеранах - 15 млрд. рублей, на финансирование капвложений - 4,9 млрд. рублей. Не решен вопрос и с финансированием расходов по своевременной выплате отпускных для учителей Костромы. "Вы правы, - пишет костромской мэр, - федеральный бюджет не бездонный “склад с деньгами", к которому надо стоять в очереди. Но и мы не попрошайки. Мы всегда требуем для наших горожан только то, что гарантируется Конституцией России и закреплено в федеральных и региональных законах". Но поскольку все прежние обращения к областной администрации, как к государственному органу, результатов не дали, Б.Коробов, как глава городского самоуправления, обратился с исковым заявлением в Костромской областной арбитражный суд о взыскании из областного бюджета дотации на покрытие минимальных расходов бюджета города Костромы. Данный шаг, по мнению его инициаторов, должен стать первой ступенькой на пути реального обеспечения федеральных гарантий самостоятельности местного самоуправления. Следующий же шаг в этом направлении будет сделан, по всей вероятности, не только городской, но уже областной властью по отношению к федеральному бюджету...

Первое слушание по данному делу назначено на 5 июля.

4.    Общественно-политический спектр области

Политическая жизнь области сконцентрирована исключительно в Костроме. Главными субъектами политической жизни области являются три составляющих:

- "Партия власти";

- Левые и коммуно-патриотические движения;

- Демократические партии и движения;

Партия власти на выборах в областную Думу в марте 1993 года стала явным лидером: из 15 депутатских мандатов 7 получили представители администрации и 4 директора предприятий и учреждений.

Если глава областной администрации В.Арбузов - представитель старой, доперестроечной элиты с типичными для этой устойчивой группы методами руководства, то в какой-то мере его противоположностью является глава городского самоуправления - Б.Коробов. Он активен, открыт новому, контактен, заигрывает одновременно и с правыми, и с левыми. В связи со становлением местного самоуправления отношения между областной и городской администрациями несколько обострились, хотя и не перешли в открытое противостояние.

Левые и левоцентристские силы объединены в рамках областного "Движения в защиту конституционного строя и парламентаризма", созданного в октябре 1993 года, в который входят КПРФ, РКРП, Держава, АПР, СПТ, Союз офицеров и т.д.

До недавнего времени к ним примыкали КРО и ДПР. Однако, в связи с поддержкой этими структурами в регионе на президентских выборах А.Лебедя, они отошли от левых сил, хотя, впрочем, еще не до конца определили свое собственное место в политическом спектре.

На декабрьских выборах в Государственную Думу костромские левые энергично поддержали кандидатуру бывшего депутата Госдумы А.Пузановского, который в настоящее время все более и более под влиянием И.Рыбкина дрейфует в центр и даже, по мнению ряда экспертов, несколько правее. Интересно, однако, что во время своих визитов в Кострому, в выступлениях и интервью он продолжает сохранять былую оппозиционность.

Демократическое движение в Костроме до недавнего прошлого было представлено почти исключительно ДемРоссией, где объединились не столько демократы, сколько антикоммунисты, обиженные прежней властью. Кроме того, из представителей этого направления в Костроме существуют ПЭС, а также экологическое движение “Во имя жизни”. В период между парламентскими и президентскими выборами было создано несколько региональных отделений партий демократической ориентации. Среди них - "Наш дом - Россия", “Реформы - Новый курс", Соцпартия России (И.Рыбкина), а также "ЯБЛОКО". Как и большинство политических партий Костромы, они довольно слабы и немногочисленны. Но, несмотря на это, обладминистрация внимательно приглядывается к ним, особенно к первым трем и будет, по всей вероятности, с их помощью организовывать в выгодном для себя направлении выборы губернатора и депутатов областной Думы. По всей вероятности, уже созданный в Костроме отделениями Соцпартии России и НДР антикоммунистический блок будет преследовать именно эти цели.

Что касается костромского "ЯБЛОКА", то оно, видимо, на губернаторских выборах воздержатся от поддержки любого из трех возможных на данный момент претендентов.

4.1.    Потенциальные кандидаты на пост Главы администрации области

Лидер костромских коммунистов В.Ишицкий, депутат областной Думы и преподаватель Педуниверситета, будет, во всей вероятности, оспаривать у ныне действующего главы областной администрации В.Арбузова пост губернатора.

Еще один претендент на эту должность - Н.Романов, председатель Союза предпринимателей, депутат областной Думы и постоянный соискатель самых разнообразных должностей (от директора завода до мэра города или депутата Госдумы).

Н.Романов, являясь одним из лидеров костромской контрэлиты, не имеет четко выраженных политических взглядов, за исключением оппозиционности действующей власти, и для достижения своих политических целей стремится опереться одновременно на ДемРоссию, ЛДПР, "Русское единство" и "зеленых".