Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Александр ДРЕЙЛИНГ

НАЦИОНАЛ-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ОППОЗИЦИЯ
в июне 1996 года

1.    ВЫБОРЫ: ожидания и прогнозы

Состоявшиеся 16 июня выборы Президента РФ не принесли особых сенсаций. Как и ожидалось, во второй тур вышли два основных претендента: нынешний Президент Борис Ельцин и лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Однако без неожиданностей не обошлось: третье место Александра Лебедя, получившего 14,52% голосов избирателей, и пятое место лидера ЛДПР Владимира Жириновского, собравшего лишь 5,7% голосов и пропустившего вперед Григория Явлинского свидетельствуют о заметных изменениях в настроениях электората. Сам Жириновский, твердо рассчитывавший получить третье место по итогам голосования в первом туре, едва ли предполагал подобный исход, тем более что его уверенность поддерживалась специалистами ряда социологических служб (Фонд Карнеги, Фонд “Общественное мнение”, “Vox populi”) [1].

Александра Лебедя социологические службы явно просмотрели, хотя, опираясь на опросы последних дней перед выборами, некоторые из них предсказывали ему третье место (ВЦИОМ, РОМИР), но сходились на том, что за его кандидатуру будет отдано не более 10% голосов избирателей.

Успех А.Лебедя во многом обусловлен его предвыборным спуртом за пару недель до голосования, когда он и его команда предприняли массированную атаку на избирателя (время пребывания отставного генерала в телеэфире едва ли не превышало время, отданное нынешнему Президенту РФ). Существуют сведения о том, что за три недели до выборов было решено дать “зеленый свет” генералу на всех телеканалах и не чинить А.Лебедю никаких препятствий, так как антиельцинские выпады в его выступлениях изрядно компенсировалась резкой критикой в адрес коммунистов.

В результате А.Лебедю удалось привлечь на свою сторону как умеренный протестно-националистический электорат, мечтающий о “великой России” и “наведении порядка” в стране, но не питающий никаких симпатий к коммунистической идее, так и некоторую часть традиционно либерального электората, недовольного ходом реформ и считающего, что для их проведения во главе государства должна быть “сильная рука” по образцу Чили или Южной Кореи. Наличие в программе и выступлениях А.Лебедя элементов либеральной риторики (свободный рынок, привлечение инвестиций), замешанных на авторитарной фразеологии (государство - “волкодав”, борьба с преступностью, возрождение великой России и т.д.) привлекло к нему симпатии этих достаточно различных по своим взглядам слоев избирателей: каждый выбирал то, что ему нравится.

Успеху А.Лебедя способствовала и избранная командой Бориса Ельцина тактика проведения избирательной кампании. Напомню, что в апреле, в первом номере “НГ-сценарий” был опубликован документ с текстом одного из вариантов избирательной кампании Б.Ельцина, где А.Лебедю отводилась важная роль как силе, способной оттянуть от коммунистов значительную часть электората и не позволить патриотически настроенному избирателю проголосовать за Геннадия Зюганова [2].

Основная ставка на генерала была сделана на последнем этапе избирательной кампании, хотя подготовка к “приручению” Лебедя президентской командой началась еще в марте-апреле. Тогда в избирательный штаб генерала вошел Алексей Головков из центра “Стратегия”, которым руководит Геннадий Бурбулис. Широко известный в узких кругах политик демократической ориентации, А.Головков фактически стал ключевой фигурой избирательной кампании Лебедя. Головков имеет богатый опыт в этой области: в 1991 году он был одним из организаторов избирательной кампании Б.Ельцина, в 1993 году - руководителем избирательной кампании “Выбора России” на выборах в Госдуму, в 1995 - одним из имиджмейкеров избирательного объединения “Наш дом - Россия” во время выборов в Думу [3]. Сам Лебедь старался не афишировать присутствие в своем лагере явных либералов, отвечая на прямые вопросы об этом приблизительно так: “Я не против того, чтобы при головном честнейшем человеке (С.Глазьев - А.Д.) были и люди несколько других взглядов” [4].

По сути, А.Лебедь и пропагандируемый им “цивилизованный национализм“, ставший основой предвыборной платформы генерала, явились той самой “третьей силой”, которая, по мнению некоторых аналитиков, могла сбалансировать политическую ситуацию накануне президентских выборов и не допустить жесткой конфронтации двух примерно равных по силам кандидатов. В частности, известный политолог Сергей Кургинян высказывал мнение, что наличие “третьей силы” в лице националистов должно преодолеть опасность гражданской войны, и опора одного из основных конкурентов на нее поможет достичь компромисса в обществе [5].

Руководители предвыборного штаба Б.Ельцина еще в начале года рассматривали этот вариант, проводя в то же время консультации с Владимиром Жириновским. В дальнейшем, видимо, было решено сделать ставку на более предсказуемого в своих действиях политика, обладающего большой нерастраченной харизмой, предпочтя его имеющему устойчивый негативный имидж и откровенно рвущемуся к власти В.Жириновскому.

Владимир Жириновский провел свою избирательную кампанию крайне вяло и невыразительно. В условиях “информационной блокады” он как-то сник и не смог в полной мере реализовать имевшийся потенциал. Уход из партии Александра Венгеровского и последовавшие разоблачения в СМИ ”теневой” деятельности ЛДПР и ее лидера не способствовали укреплению авторитета В.Жириновского в глазах избирателей: он запомнился в основном своим кителем канареечного цвета и безудержным стремлением договориться с кем угодно о создании коалиционного правительства.

Завышенные прогнозы относительно голосов, отданных за В.Жириновского в первом туре выборов во многом объясняются тем, что на выборах в Госдуму в 1993 и 1995 годах социологи недооценили потенциал лидера ЛДПР и их цифры оказались гораздо меньше полученных ЛДПР в действительности. Многие считали, что В.Жириновский сможет сильно прибавить в последние две недели перед 16 июня, однако этого не произошло. Лидер ЛДПР участвовал в теледебатах с кандидатами “второго эшелона” - Ю.Власовым, М.Шаккумом, М.Горбачевым, но ничем особенно среди них не выделялся.

Перед вторым туром остро встал вопрос о том, как проголосуют избиратели Лебедя и Жириновского: их голоса могли определить исход выборов. Большая часть социологов сходятся на том, что около 50% электората А.Лебедя отдадут свои голоса Б.Ельцину, тем более, что генерал уже вошел в команду Президента и призвал своих избирателей сделать “правильный выбор”. Около 25% (по данным РНИСиНП) [6] или 8% (по данным ВЦИОМ) готовы отдать голоса Г.Зюганову, остальные против обоих.

Менее оптимистичен для власти прогноз военного социолога Мухина, сделанный сразу после оглашения результатов первого тура. Мухин считает, что электорат Лебедя делиться на пять категорий: “последовательные” - 30%, “переметнувшиеся” - 30%, “влюбленные” - 20%, “новые русские” - 10%, “случайные” - 10%. Первые две категории в массе своей готовы проголосовать за Зюганова (соотношение 5:1), третья и четвертая за Ельцина, а пятая - неизвестно. В итоге 50% за Зюганова, 40% за Ельцина. Правда, Мухин не учитывает, что часть электората Лебедя может совсем не прийти на выборы или же проголосовать против обоих [7].

Что касается электората В.Жириновского, то здесь также не все однозначно. Согласно опросам, большая часть сторонников Жириновского собирается голосовать за Зюганова - 40,5% против 14,5% за Ельцина [8]. Но на электорат Жириновского может подействовать призыв лидера ЛДПР, сделанный в конце месяца, не голосовать за коммунистов, в результате чего “жириновцы” в массе своей могут либо совсем не прийти на выборы, либо проголосовать против обоих кандидатов.

2.    АЛЕКСАНДР ЛЕБЕДЬ

2.1.    До выборов

2.1.1.    Программа

Удачное проведение А.Лебедем своей избирательной кампании заставило многих говорить о нем как о серьезном и перспективном политике и даже как о возможном преемнике нынешнего Президента.

В ходе своих выступлений отставной генерал старался давать четкие и ясные ответы на все актуальные вопросы, что не могло не импонировать той части электората, на которую они и были рассчитаны. При этом, касаясь экономических проблем, А.Лебедь старался несколько отмежеваться от либеральных взглядов Виталия Найшуля, заявляя, что его дело не строить экономику, а навести порядок в стране. Для этого, по мнению А.Лебедя, необходимо устранить три главные проблемы современного российского общества: “взятки, обман и страх”.

Проблема взяток напрямую связана с проблемой бюрократии и ограничением власти чиновника в экономической сфере, поэтому, по мнению А.Лебедя, необходимо сократить налоги и расходы государства. Тем самым будет подорвана основа паразитического существования чиновника, который будет вынужден “работать, производить конкурентноспособную продукцию”.

Преодоление обмана и безответственности возможно путем введение “простых и жестких” законов, которые необходимо беспрекословно и точно выполнять. И здесь важный момент - борьба с преступностью. Генерал Лебедь обещает “арестовывать на основании оперативных данных” и ставит перед собой цель вытеснить организованную преступность в ближайший срок из всех основных сфер жизнедеятельности в привычную для преступности нишу - наркотики, торговля оружием и т.д.

Расхожей фразой стало заявление А.Лебедя о том, что государство не “волк, грызущий рынок, а волкодав, его защищающий”. Выполнить эту программу может только тот президент, который не связан с номенклатурой, и здесь генерал в некотором роде повторил известную теорию М.Вебера о плебесцитарной демократии во главе с харизматиком, которому дан карт-бланш по наведению порядка в стране [9].

Предложения А.Лебедя по разрешению чеченского кризиса, с учетом того, что после 16 июня генерал вошел в состав Госкомиссии по Чечне, вызывают немалый интерес. Во время телеинтервью в программе “Итоги” с Евгением Киселевым он сформулировал свою позицию по данному вопросу, заявив, что ”чеченский народ должен наконец определить свою судьбу”.

План генерала в общих чертах таков: военные действия останавливаются, войска отводятся на границы 56 года (в 1956 году Чечено-Ингушской республике в качестве компенсации за репрессии 1944 года были переданы два района со смешанным, в основном русским, населением); мирное русское население эвакуируется с территории Чечни; поток денег из бюджета в республику приостанавливается, а часть денежных средств передается на обустройство русских беженцев. Затем в Чечне проводится референдум по вопросу о независимости республики. Если основная масса чеченцев выскажется за независимость, это, по мнению А.Лебедя, нормально, но “свобода начинается с освобождения, независимости от российского бюджета”. Если большинство выскажется за сохранение республики в составе России, то ”тогда все кто против - это бандиты, и с ними разговор короткий. К Аллаху”. Все ясно и просто.

Заявляет генерал Лебедь и о своем намерении провести реформу в армии. При этом он весьма критически отнесся к известному Указу Президента о переходе к профессиональной армии к 2000 году: “Не получиться у них ничего. И времени не хватит. И денег не найдут столько... Так не бывает - за четыре года все изменить”. Вместе с этим он готов работать над этой проблемой и считает, что профессиональную армию в России создать можно, но только не к 2000 году [11].

Интересно, что выступления А.Лебедя перед соратниками из КРО, ДПР и движения “Честь и Родина” по своему содержанию заметно отличаются от речей, предназначенных для широкой аудитории. Так, в начале июня А.Лебедь выступил на торжественном заседании, посвященном 6-летию ДПР. Подчеркнув наличие у себя серьезной организационной опоры в лице КРО, ДПР, движения “Честь и Родина”, недавно созданного Союза патриотических и национальных организаций России, он заявил, что его позиция - “над центром”, а основная идея - “национальный прагматизм”. Генерал высказался также за воссоединение русской нации (великороссы, малороссы, белорусы) в одно целое. На вопрос об отношении к двум основным претендентам на пост главы государства (Ельцин-Зюганов) Лебедь заметил, что не верит бывшим членам ЦК КПСС [12].

В начале июня генерал разослал всем кандидатам в Президенты РФ текст обращения, в котором говориться, что “самая важная задача сегодня - создать прецедент абсолютно законных, легитимных выборов”. Всем кандидатам в Президенты предлагалось подписать этот документ, подтвердив тем самым готовность принять любой результата выборов. В соответствии с текстом, любая группа лиц или партия, объявившие о своем неповиновении вновь избранному Президенту, “объективно являются врагами России и государственными преступниками” и против них необходимо принимать соответствующие меры [13]. Таким образом, обратившись с данным обращением ко всем кандидатам в Президенты, Лебедь фактически сделал попытку добиться от двух основных претендентов подтверждения своей готовности признать итоги выборов при любом их исходе, не допустить их пересмотра и конфронтации в обществе. Известно, что незадолго до 16 июня этот документ подписал Геннадий Зюганов.

2.1.2.    Команда А.Лебедя и интрига перед 16 июня

В избирательном штабе генерала Лебедя, помимо знакомых фигур С.Глазьева и Д.Рогозина, работал ряд людей, известных своими либеральными взглядами. Как правило, их деятельность в качестве ближайших сторонников А.Лебедя в оппозиционной среде не слишком афишировалась. Кроме упоминавшихся выше Виталия Найшуля и Алексея Головкова нельзя не признать заслуг спичрайтера генерала - известного журналиста, депутата Госдумы прошлого созыва (члена фракции “Выбор России”) Леонида Радзиховского [14].

Руководство избирательной кампанией велось из трех центров. Первый - “генеральный штаб”, или офис инициативной группы по выдвижению генерала Лебедя кандидатом в Президенты РФ - располагался напротив Третьяковской галереи, в здании Художественного института им. В.Сурикова. Руководил им бывший офицер 14-ой армии Геннадий Тупикин. Второй - штаб движения “Честь и Родина” - находился в здании Юридической академии на Садово-Кудринской улице. Третий - исполком ДПР, где находилось управление избирательного штаба генерала Лебедя по работе с регионами.

Рекламу для генерала делало несколько крупных рекламных агентств - “Аврора”, Premier SV ( известно, что данная рекламная кампания принадлежит Сергею Лисовскому, члену избирательного штаба Б.Ельцина), РИМ. По словам А.Головкова, никто не получал эксклюзивного права на разработку какого-нибудь одного направления: “Делали короткий тендер и выбирали подрядчика на каждую конкретную работу” [14].

Интрига вокруг генерала Лебедя стала завязываться перед голосованием 16 июня, когда для команды Ельцина стало понятно, что третье место по итогам выборов займет, по всей вероятности, именно Лебедь. Генерал становиться ключевой фигурой на пути к созданию коалиции для победы над Зюгановым во втором туре президентских выборов. Необходимо было добиться принципиального согласия Лебедя на вхождение в команду Президента, причем именно до 16 июня. За неделю до выборов состоялся телефонный разговор Б.Ельцина с А.Лебедем, во время которого бывшему командующему 14-ой армией был предложен пост секретаря Совета безопасности. А.Лебедь проявил некоторую строптивость, заявив, что не хочет входить в команду Ельцина простым чиновником, но готов стать вице-премьером, курирующим все силовые ведомства. Незадолго до этого разговора на вопрос о том, как он относиться к должности вице-президента, в ведении которого находятся все силовые ведомства, генерал пошутил, что такому вице-президенту и Президент не нужен (что не осталось незамеченным СМИ). Думается, что эти слова были услышаны и в президентском окружении.

Б.Ельцин в тот момент был готов согласиться на условия А.Лебедя. Однако свою роль сыграл В.Черномырдин, высказавший опасение, что “этот генерал может дров наломать”. Тем не менее, проблему нужно было решать. Всем были хорошо известны высказывания А.Лебедя о его готовности войти в новое правительство лишь в том случае, если оно будет коалиционное, представленное в том числе и коммунистами, а этого “партия власти” и пыталась избежать. В конце - концов компромисс был найден: А.Лебедь согласился стать секретарем Совета безопасности с расширенными полномочиями и одновременно помощником Президента по национальной безопасности. В дальнейшем Президент обещал генералу изменить положение о Совете безопасности и приравнять должность секретаря Совбеза к должности вице-премьера, курирующего силовые ведомства [15].

2.2.    После выборов

Результат голосования 16 июня известен: А.Лебедь занял твердое третье место, набрав 14,54% голосов избирателей. Больше всего голосов за него было отдано в Ивановской области (около 30%), более 20% он получил во Владимирской, Вологодской, Костромской, Псковской, Челябинской областях, на Сахалине, в Новгороде и Мурманске. Кроме того, по утверждениям аналитиков, А.Лебедь собрал свыше 20% голосов военнослужащих, получив в армейской среде второй после Б.Ельцина результат. Правда, сам Лебедь заявил, что эти результаты сильно занижены не в его пользу и на самом деле ему отдали свои голоса не менее 70% военнослужащих, но отметил, что добиваться пересмотра результатов голосования не будет [16].

В ночь с 16 на 17 июня генерал активно раздавал интервью уже в роли явного победителя. В частности, в интервью “Независимой газете” он заявил, что готов войти в правительство, чтобы установить в стране “правду и порядок”. При этом генерал высказал уверенность, что для достижения стабильности в обществе необходимо создать коалиционное правительство и часть министерских кресел нужно передать КПРФ. “Кто больше всех заботится о благосостоянии трудящихся? Коммунистическая партия. Вот вам посты министра социальной защиты, министра труда” [17]. В разговорах с Президентом А.Лебедь продолжал настаивать на включении коммунистов в состав нового правительства и после своего назначения на пост секретаря Совета безопасности, однако не нашел у него поддержки.

Секретарем Совета безопасности и помощником Президента по национальной безопасности генерал был назначен 18 июня. При этом полномочия А.Лебедя, по сравнению с его предшественником на должности секретаря Совбеза О.Лобовым, заметно расширены. Это создает условия для превращения Совета безопасности в один из наиболее влиятельных органов власти, особенно, если Президент выполнит свое обещание по изменению положения о Совете безопасности и заложит под его деятельность новую правовую базу. В компетенцию Лебедя входит “координация политики национальной безопасности, борьба с коррупцией и преступностью, пресечение и разрешение военных конфликтов, военная реформа, контроль за состоянием и применением военной силы, финансовая и кадровая политика в силовых ведомствах”[18]. Одновременно генерал был назначен председателем комиссии по высшим воинским должностям, высшим военным и высшим специальным званиям Совета по кадровой политике при Президенте РФ, а также вошел в состав Госкомиссии по Чечне [19].

Введение А.Лебедя в президентскую команду многие считают тактическим шагом Б.Ельцина для достижения победы во втором туре. В этой связи высказываются предположения, что генерал повторит судьбу Руцкого. А.Лебедю ставят в вину слишком быстрое согласие “на сделку” с “партией власти”, хотя такие обвинения зачастую исходят из лагеря коммунистов, которые и сами готовы были предложить генералу высокий пост в своем правительстве, вплоть до премьерского кресла.

Трудно судить, насколько верны такие предположения. Сегодня позиции Лебедя, получившего поддержку 11 миллионов россиян, достаточно сильны, и это подтверждает сам Президент, заявивший, что под указом о назначении Лебедя рядом с его подписью стоят подписи миллионов избирателей, голосовавших за Лебедя 16 июня [20]. Работа генерала в правительстве, несомненно, позволит ему приобрести определенный опыт, необходимый для политика, заявившего о своем желании баллотироваться в Президенты в 2000 году. С другой стороны, в компетенцию А.Лебедя входит решение широкого круга сложнейших проблем, которые могут “потопить” самого перспективного политика.

Последовавшие после назначения А.Лебедя на государственные посты события широко известны. Отставки столь непопулярных во многих слоях общества “силовиков” - Грачева, Коржакова, Сосковца, Барсукова - заметно укрепляет позиции Ельцина перед вторым туром голосования. Столь быстрое устранение из президентского окружения группировки, влияние которой вчера еще казалось определяющим, превратило А.Лебедя в некоего национального героя, а решение Ельцина пойти на этот шаг стало, пожалуй, самым удачным ходом во всей его избирательной кампании.

Сам Лебедь старается не акцентировать внимания на своей причастности к отставке Сосковца, Коржакова и Барсукова, заявляя, что решение об этом целиком и полностью принадлежит Б.Ельцину. Довольно холодно он отнесся к дифирамбам в свой адрес со стороны А.Чубайса, обозначив последнего в одном из своих интервью местоимением среднего рода. Это неудивительно: электорат Лебедя весьма прохладно настроен по отношению к творцу ваучерной приватизации, и политическая близость между отставным генералом и бывшим председателем Госкомимущества может оттолкнуть избирателей от своего любимца, что крайне нежелательно для Бориса Ельцина накануне второго тура голосования.

Однако своей причастности к отставке П.Грачева А.Лебедь не скрывал: наоборот, преподнес ее как собственную заслугу. При этом генерал явно переусердствовал: его заявление о разоблачении некоего “ГКЧП - 3” в недрах Минобороны, взбудоражившее всю страну, было впоследствии опровергнуто самим Лебедем, приглашенным на заседание Госдумы для разъяснений по данному вопросу, что явились в дальнейшем лишним поводом для шуток в адрес генерала [21].

Чрезмерная активность А.Лебедя уже в первые дни после вступления в должность не могла не вызвать противодействия во многих служебных кабинетах. По данным спецслужб, начался сбор компромата на А.Лебедя в Министерстве обороны и Правительстве РФ. Группа аналитиков изучает личное дело генерала, производится опрос его сослуживцев, причем особое внимание уделено деятельности генерала на посту командующего 14-ой армией (тщательно проверяются акты ревизии военных складов). В Москву был вызван нынешний командующий 14-ой армией генерал Евневич, который еще в прошлом году собирал компрометирующие данные на генерала и стараниями которого из армии был уволен комендант города Тирасполь полковник М.Бергер, близкий соратник А.Лебедя во время его деятельности в приднестровье. Один из приближенных Ельцина, отправленный в отставку (не сообщается кто) подробно беседовал с генералом Кобецом, который присутствовал при передаче дел Лебедем после увольнения из армии [22].

Однако и сам Лебедь не сидел сложа руки. 25 июня в отставку был отправлен ряд высокопоставленных чиновников Генерального штаба во главе с начальником Главного оперативного управления Генерального штаба, первым заместителем начальника Генштаба Вооруженных Сил РФ генерал-полковником Виктором Барынькиным. Судя по заявлениям А.Лебедя, вслед за этими отставками следует ожидать новых увольнений, но уже после второго тура выборов, причем одним из первых кандидатов на увольнение является, судя по всему, уже упомянутый генерал Кобец [23].

Деятельность нового секретаря Совета безопасности не ограничиваться только кадровыми вопросами. Его комментарий перспектив возможного расширения НАТО на восток (смысл которого в том, что западному налогоплательщику дорого обойдется такое мероприятие) уже вызвал некоторое напряжение среди руководства крупнейших стран мира.

Накануне второго тура выборов Президент РФ заявил, что включил в свою программу 7 страниц из программы Лебедя. Кроме того, А.Лебедь переслал Б.Ельцину свои предложения по проблемам национальной безопасности, которые носят исключительно конкретный характер. В вопросах обеспечения национальной безопасности генерал выделяет несколько основных направлений. Концепция экономической безопасности включает в себя изменение хода приватизации и проведение залоговых и инвестиционных аукционов, борьбу с бегством капиталов за границу, со злоупотреблениями в экономической сфере, создание “цивилизованного” рынка и т.д. В отличии от положений своей предвыборной программы, А.Лебедь большое значение отводит при этом “усилению присутствия государства в экономике”. Следующее направление - информационная безопасность, то есть создание иерархической “информационной магистрали”, на которую будет опираться новая система управления государством (отсюда вытекает проблема СМИ и подчинение их деятельности интересам государства). Идеологическая безопасность включает в себя восстановление утраченной системы ценностей и способности человека идентифицировать себя с ценностями общественной жизни; сырьевая безопасность - контроль за сырьем. Особо выделена проблема укрепления связи центра и регионов, недопущение излишней самостоятельности и превышения полномочий регионами [24].

Нетрудно заметить, что в концепции национальной безопасности по А.Лебедю очень высокая роль отводится государству, которое должно стать основным регулятором взаимоотношений между различными инфраструктурами общества. Здесь государство не “ночной сторож” и даже не “волкодав”, предохраняющий гражданское общество от “волков”: его роль неизмеримо выше, и в этом можно увидеть немалое влияние на концепцию программы ближайших соратников А.Лебедя по партии, например, Сергея Глазьева или Дмитрия Рогозина.

По мнению многих аналитиков, основная трудность, с которой в скором времени столкнется А.Лебедь - отсутствие опоры во властных структурах. Однако можно говорить о том, что А.Лебедь проявляет активность и в этом направлении. Во-первых, он настаивает на назначении министром обороны начальника Академии Генштаба генерал-полковника Игоря Родионова, своего единомышленника и соратника по движению “Честь и Родина”. Если А.Лебедь убедит Президента, что И.Родионов является тем самым “элитным офицером”, который сумеет навести порядок в Министерстве Обороны и армии, провести армейскую реформу, то это станет большой победой нового секретаря Совета безопасности и упрочит его положение в эшелонах власти. Кроме того, возможно, что по предложению Лебедя С.Глазьев получит один из министерских портфелей в новом правительстве, по крайней мере этот вопрос рассматривается.

Во-вторых, генерал Лебедь вместе с С.Глазьевым и председателем КРО Д.Рогозиным разрабатывают идею о создании нового общественного объединения на основе ДПР, КРО и движения “Честь и Родина”. Предположительное название новой организации - “Великая Россия”. 22 июня в доме отдыха “Лесной городок” прошло совещание активистов ДПР, КРО и “Честь и Родина” по этому вопросу. Выступивший на совещании А.Лебедь сообщил, что добился принципиального согласия Президента на введение института представителей Совета безопасности в регионах, на которых будет возложен контроль за исполнением решений Совета, и эта функция должна лечь на новую организацию [25].

Но пока Лебедь уклоняется от вопросов о том, что будет собой представлять будущая партия: “она пока существует только в моих замыслах. Она должна быть структурирована, должна быть утверждена и профинансирована. Тогда я буду ее создавать.” Дмитрий Рогозин также не стал отрицать наличие идеи о создании новой массовой общественной организации, но при этом заявил, что вопрос о том, как “будет строиться политическая конфигурация с опорой на КРО, решим после 3 июля”. Главная задача для Лебедя сейчас, по мнению Рогозина - “ввести в руководство больше своих сторонников-профессионалов, новых людей и вернуть тех, кто был изолирован” [26].

3.    ВЛАДИМИР ЖИРИНОВСКИЙ

3.1.    До выборов

В.Жириновский в последние три недели перед голосованием 16 июня занимался в основном поисками путей для достижения договоренностей с одной из противоборствующих сторон (Ельцин-Зюганов) с целью получить для себя или для партии одно или несколько министерских кресел. При этом Владимир Вольфович не отказывал себе в удовольствии шантажировать и Ельцина и Зюганова тем, что он может договориться с одной из сторон за счет интересов другой.

2 июня состоялась встреча Жириновского и Зюганова, однако были ли на ней достигнуты какие-то договоренности - неизвестно. Лидер коммунистов о них ничего не сообщал, а В.Жириновский на вопросы журналистов отвечал очень пространно, не давая конкретных ответов. Ближайший сподвижник В.Жириновского А.Митрофанов так прокомментировал переговоры с коммунистическим лидером: “Возможны самые неожиданные варианты, все будет зависеть от ситуации. Сюрпризы не исключаются и накануне первого тура выборов” [27].

3 июня В.Жириновский встречался с премьер-министром России В.Черномырдиным. Цель встречи - добиться аудиенции у Бориса Ельцина и убедить его в необходимости объединения усилий в борьбе против коммунистов. Однако в аудиенции лидеру ЛДПР было отказано. Объясняя на пресс-конференции, для чего он добивался данной встречи, лидер ЛДПР заявил, что, по его данным, около 40-45% избирателей собираются отдать свои голоса за Геннадия Зюганова и лишь 12-15% - за Бориса Ельцина. Поэтому лидер ЛДПР выступает в роли спасителя, и, хотя он не хочет, чтобы Президентом стали Борис Ельцин или Геннадий Зюганов (так как только он достоин этого поста), он тем не менее готов помочь нынешнему Президенту остаться еще на один срок в Кремле в обмен на места в правительстве. При этом В.Жириновский настаивал на включении в состав будущего правительства всех кандидатов в Президенты. Геннадия Зюганова он видел вице-премьером по социальной сфере, Григория Явлинского - вице-премьером по экономическим вопросам, Михаила Горбачева - министром труда, а себе отводил скромную должность министра юстиции, хотя полностью его бы удовлетворил пост министра пропаганды (как известно, такого поста в Правительстве РФ не существует и для его создания необходимо объединить Комитет РФ по делам печати и Гостелерадио). Не удержался Владимир Вольфович и от угроз, заявив, что если Ельцин откажется, то он в одиночку договорится с коммунистами [28].

Скорее всего, какое-то соглашение между коммунистами и жириновцами было в итоге заключено, по крайней мере по вопросу о тактике перед вторым туром голосования. Один из лидеров “народно - патриотического блока” А.Подберезкин высказался в том духе, что с Жириновским договариваться нужно, но воздерживаясь от конкретных обещаний [29].

5 июня во время пресс-конференции В.Жириновский очень уважительно отозвался о коммунистах и высказал предположение, что Б.Ельцин во второй тур выйти не сможет, и тогда именно ему прийдется решать все вопросы с лидером КПРФ, так как именно он и есть “третья сила”, а остальные - или “фармацевты”, или “проигравшие генералы и боксеры с отбитыми мозгами”. На этой пресс-конференции В.Жириновский выступил в роли некоего “голубя мира” и предложил не делить общество на “белых” и “красных”, для чего вновь предложил Ельцину и Зюганову устроить встречу при его посредничестве и решить все вопросы: “все сделать на троих, как все всегда делается в России, а всех остальных пескарей отправить обратно в реку, пусть подрастают до щук и потом участвуют в следующих президентских выборах” [30].

Ближе к выборам симпатии лидера ЛДПР, тонко чувствующего политическую конъюнктуру, стали несколько меняться. На пресс-конференции 11 июня он уже не столь оптимистично оценивал шансы коммунистов на победу, обвиняя Г.Зюганова в неуверенности в собственных силах. Однако заявил, что готов, если ему предложат, занять в новом коммунистическом правительстве пост премьер-министра для того, чтобы нейтрализовать негативные действия коммунистов [31].

Но уже 16 июня, в день голосования, он говорил совсем иное. Теперь Жириновский не видит для себя возможности войти в чье-то правительство и считает необходимым оставаться в оппозиции любому режиму, чтобы иметь возможность бороться за интересы простого народа.

3.2.    После выборов

5,7% голосов, отданных за В.Жириновского, можно однозначно оценивать как серьезное поражение лидера ЛДПР, особенно на фоне успеха на выборах в Госдуму 1995 года, где партию поддержали около 11% избирателей. По мнению многих аналитиков, успех ЛДПР в декабре прошлого года предопределил поражение КРО, так как обе партии имели один и тот же электорат. В июне все произошло с точностью до наоборот - теперь триумфатором стал А.Лебедь. В.Жириновский не скрывал своей досады, которая усугублялась тем, что Ельцин и Зюганов отказались вести с ним переговоры о создании коалиции накануне второго тура. Команда нынешнего Президента готова удовлетвориться голосами избирателей Лебедя и Явлинского, а коммунисты, по всей видимости, решили не связываться со столь непредсказуемым и плохо контролируемым политиком, считая, что большая часть избирателей В.Жириновского и так отдадут свои голоса за Зюганова. Сам Зюганов уже дал понять, что переговоров с Жириновским он вести не собирается: “Жириновский иногда с утра соответствует нашим критериям, а после обеда уже нет”. Он отметил, что участие ряда либерал-демократов в коалиционном правительстве возможно, так как “у Жириновского есть способные люди” [32].

19 июня В.Жириновский заявил, что еще не определил, за кого призовет голосовать своих избирателей, и выступил с резкой критикой в адрес коммунистов. В частности, он сказал, что вопросы об участии или неучастии тех или иных членов партии в коалиционном правительстве нужно решать с ним, и те, кто ведет переговоры за его спиной, будут немедленно исключены из партии [33].

В конце-концов В.Жириновский сделал свой выбор. 29 июня он обратился к своим сторонникам с просьбой прийти 3 июля на избирательные участки, но не голосовать за Зюганова. По словам В.Жириновского, “мы не поддерживаем нынешнего Президента, но считаем, что еще большей опасностью был бы курс КПРФ, который напоминает курс Горбачева” [34].

Характерно, что лидер ЛДПР не сразу объявил о своей позиции во втором туре голосования, видимо надеясь, что приглашение от команды Ельцина все же последует. Еще 1 июня он заявлял, что во втором туре будет голосовать против обоих кандидатов на пост главы государства, и высказывал уверенность, что большинство его избирателей последует примеру лидера и не отдадут свои голоса ни одному из претендентов на президентское кресло [35].

4.    ДРУГИЕ

4.1.    Союз патриотических и национальных организаций России (СПНОР)

4 июня в Москве прошла учредительная конференция Союза патриотических и национальных организаций России, объединившего ряд небольших партий и групп национально-традиционалистской ориентации. В состав Союза вошли: “Русский союз” (В.Филин), Национально-государственная партия (А.Меркулов), Союз казачьих объединений (А.Демин), “Исламские комитеты” (Г.Джемаль), “Честь и Родина” и др. Цель, которую перед собой ставит СПНОР - возрождение “великой России”, недопущение возврата к прошлому, преодоление последствий реформ и противостояния в обществе. При этом Союз определяет себя как “надпартийную силу”, не склонную поддерживать какое-либо из существующих ныне движений.

Основной вопрос, который решался на учредительной конференции - кого из кандидатов в Президенты РФ поддержит Союз 16 июня. Со своими программами на съезде выступили В.Брынцалов, представители А.Лебедя, А.Тулееева, С.Федорова, Ю.Власова. Неожиданно для участников форума в работе конференции принял участие В.Жириновский, который в последнее время пренебрегал съездами патриотической оппозиции. Вопрос о поддержке кандидата на выборах решался тайным голосованием, которое выявило явное преимущество А.Лебедя - 66,7%. Г.Зюганов получил 9,3% голосов участников конференции, Ю.Власов - 5,5%, В.Жириновский - около 2%, остальные кандидаты получили меньше 1% [36].

Принятая конференцией “Резолюция в поддержку кандидата в Президенты РФ” включает в себя три требования к кандидатуре, поддержанной делегатами: возврат казачьих земель, создание русских школ и введение принципа национально-территориального представительства при формировании органов власти [37]. В случае своей победы кандидат (т.е. А.Лебедь) должен их выполнить, а в случае его отказа решение конференции должно быть дезавуировано.

После того, как А.Лебедь стал секретарем Совета безопасности, СПНОР не изменил отношения к своему кандидату. В Союзе большой вес имеют представители движения “Честь и Родина”, а сам Лебедь в конце июня выступил перед правлением СПНОР и кратко обрисовал программу своих действий. Согласие генерала занять предложенные ему посты Союз склонен рассматривать как “глубоко продуманный с его стороны самоотверженный политический шаг, призванный остудить горячие головы, снять угрозу войны, исключить применение военной силы в качестве аргумента политической борьбы”. Однако руководство СПНОР отметило, что, если выполнение положений программы А.Лебедя будет сорвано по вине Президента и его окружения и генерал не сможет выполнять задуманное, то он должен будет уйти из Кремля и вернуться в оппозицию режиму [38]. При этом Союз готов стать “костяком будущей политической партии сторонников А.Лебедя”.

4.2.    Российский общенародный союз (РОС)

Основным событием в деятельности этой левопатриотической партии стало собрание Московской организацией РОС, которое состоялось 10 июня.

На собрании присутствовало около 120 делегатов. С докладом выступил С.Бабурин, председатель РОС. Он приветствовал создание блока народно-патриотических сил во главе с Геннадием Зюгановым, но отметил, что существуют серьезные разногласия между программой РОС и программой КПРФ, в частности, по вопросам экономической политики. С.Бабурин призвал готовиться к будущим выборам в Госдуму и местные органы власти, а также высказал свое отношение к Черномырдину и Ельцину, назвав их “политическими трупами”.

Ряд активистов РОС выступили по вопросу взаимодействия РОС и КПРФ в период подготовки к президентским выборам. Они критиковали коммунистов за “гегемонизм” и активно муссировали идею создания блока некоммунистической оппозиции, но в итоге решили поддержать на выборах Зюганова.

Серьезные дебаты начались после перехода к организационным вопросам. С.Бабурин предложил снять с поста руководителя Московской организации РОС А.Волчкова, что встретило противодействие ряда членов правления МО, считающих. что накануне выборов менять руководство нецелесообразно, тем более, что собрание не имело статуса отчетно-выборной конференции. Однако С.Бабурин с соратниками (В.Алкснис, И.Константинов, Ю.Качанов, Н.Павлов и др.) настаивали на своем предложении, подвергнув руководство МО резкой критике и обвинив его в саботаже. Обстановка накалилась, последовали взаимные обвинения: Н.Павлов и И.Константинов были названы “свадебными генералами” и “проходимцами”, в ответ на что они припомнили “особую позицию” Московской организации РОС во время октябрьских событий 1993 года.

В конце концов С.Бабурин заявил, что, если руководство МО не поддержит его предложения, то будет создан “новый руководящий состав”. Оппоненты С.Бабурина покинули зал, а в новое руководство МО вошли И.Константинов, С.Пыхтин, И.Ройтман и др. Секретарь РОС И.Савченко объяснила перестановки в руководящем составе организации тем, что РОС намеревается принять участие в будущих президентских выборах, а для этого нужно укрепить ряды организации [39].

 

 

Источники:

1. Независимая газета. - 1995.- 25 июня - С.5.

2. Там же.

3. Независимая газета. - 1995.- 18 июня - С.2.

4. Партинформ. - 1995.- №23.

5. Политический мониторинг. - 1996.- №4.

6. НГ - сценарий. - 1996.- №3 - С.1.

7. Независимая газета. - 1996.- 20 июня - С.1-2.

8. Там же.

9. Сегодня. - 1996.- 1 июня - С.2.

10. “Выборы Президента - 1996”//ИГПИ, Архив М-БИО - 1996.- 16 июня.

11. Партинформ. - 1996.- №23.

12. Итоги. - 1996.- №7 - С.19.

13. Независимая газета. - 1996.- 7 июня - С.2.

14. Итоги. - 1996.- №7 - С.18.

15. Общая газета. - 1996.- №24 - С.1.

16. Сегодня. - 1996.- 18 июня - С.2.

17. Независимая газета. - 1996.- 18 июня - С.1.

18. Общая газета. - 1996.- №24 - С.8.

19. Коммерсант - Daily. - 1996.- 26 июня. С.1.

20. Независимая газета. - 1996.- 2 июля - С.1.

21. Независимая газета. - 1996.- 22 июня - С.1.

22. Независимая газета. - 1996.- 26 июня - С.1.

23. Там же.

24. Коммерсант - Daily. - 1996.- 26 июня - С.3.

25. Там же.

26. Там же.

27. Общая газета. - 1996.- №22 - С.8.

28. Сегодня. - 1996.- 5 июля - С.2.

29. Партинформ. - 1996.- №24.

30. Независимая газета. - 1996.- 6 июня - С.1.

31. Известия. - 1996.- 25 июня - С.1.

32. Там же.

33. Сегодня. - 1996.- 20 июня - С.2.

34. Независимая газета. - 1996.- 2 июля - С.1.

35. Независимая газета. - 1996.- 11 июля - С.2.

36. Партинформ. - 1996.- №23.

37. Независимая газета. - 1996.- 28 июня - С.2.

38. Независимая газета. - 1996.- 22 июня - С.2.

39. Партинформ. - 1996.- №24.