Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

А. СИБИРЦЕВ

Республика УЗБЕКИСТАН
в мае 1996 года

1.    ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ

1 мая в Узбекистане — обычный рабочий день. Международный день солидарности трудящихся не включен как праздник в Конституцию республики, принятую в конце 1991 года, и с 1992 года не отмечается. В силу же сложившихся традиций подавляющее большинство людей по-прежнему поздравляли друг друга с праздником, отмечали его в кругу друзей на производстве и дома, обсуждали неправомерность его упразднения. Уместно привести здесь, что официальных праздников в Узбекистане пока лишь пять: 1 января, 8 марта, 21 марта (Навруз), 9 мая и 1 сентября (День независимости).

Конец весны — напряженное время полевых работ: поливы и прореживание всходов основной сельхозкультуры — хлопчатника; сев риса, подготовка машинного парка к скорой уборке зерновых, ранних овощей и фруктов; уборка картофеля и капусты. Статистические данные, к сожалению, ни по сельскому хозяйству, ни по отраслям промышленности не публикуются, и поэтому детально оценить происходящие в экономике процессы довольно сложно. Однако, учитывая, например, что в официальной прессе прекратились разговоры о дальнейшем сокращении хлопкового клина, можно сделать вывод — выращивание и сбор хлопка в объеме порядка четырех млн. тонн (итоговый валовый сбор прошлого года) для республики жизненно необходим.

Хлопок был и остается одной из важнейших статей валютных поступлений. Если учесть, что в Узбекистане есть еще запасы хлопка урожая 1990-1991 годов (о беспечном хранении которого одним из хозяйств сообщила местная газета), то общее накопление этого ценного сырья может превысить сегодня полтора десятка млн. тонн и оценивается в 20 млрд. долларов США. Кроме хлопка на экспорт идут газ, минеральные удобрения, известняк, золото, шерсть, кожевенное сырье, овощи и фрукты.

Вывоз и сбыт на мировом рынке избытков сырьевых ресурсов, прежде всего хлопка — сегодня главнейшая задача, над которой работает правительство республики. Решению этой проблемы посвящена вся деятельность государства на международной арене в последние 3-4 месяца. Визит в Узбекистан президента Латвии Гунтиса Улманиса — это возможность увеличения сырьевого потока через Балтийское море. Участие Узбекистана в строительстве и торжественном открытии 300 км железнодорожного участка между туркменским Серахсом и иранским Мешхедом — это возможность направления сырьевого потока к южным морям. Подписание четырехстороннего договора между Азербайджаном, Грузией, Туркменистаном и Узбекистаном и официальные визиты узбекских делегаций во главе с Исламом Каримовым в Азербайджан и Грузию — это решение проблемы выхода на черноморские порты и через них в Европу.

Стабильные вывоз и реализация избытков сырья позволят несколько улучшить экономическую ситуацию, особенно на селе, где нередки случаи задержек зарплаты.

Тяжело и с перебоями работают средние и крупные предприятия. Здесь рыночные отношения дают свои неожиданные плоды: так, в межцеховых отношениях между крупными и мелкими предприятиями все большее значение приобретает наличный сум (рубль). Значительная часть работающих, от станочников до начальников цехов, немалую часть рабочего времени и времени для отдыха заняты решением проблем снабжения и поиска заказов. Трудовые коллективы, превращающиеся в акционерные общества, изо всех сил стараются удержаться на плаву. Инвестиции и взаиморасчеты осуществляются только по межправительственным соглашениям. Выживают те предприятия, которые пользуются поддержкой государственных структур, имеют госзаказ или личную поддержку крупных чиновников.

Опыт акционирования средних и крупных предприятий в республике пока невелик. Ряду мелких предприятий (сферы услуг или работающих на местном сырье) после акционирования удалось несколько стабилизировать свою работу. Для следующего шага необходимо совершенствование технологии, что без внешних межгосударственных расчетов практически невозможно.

Предприятий соцкультбыта и торговли в государственном секторе осталось немного. Большинство из них либо приватизированы, либо акционировались. Набрал темп процесс приватизации автозаправочных станций, брошенных объектов незавершенного строительства, пустующих нежилых помещений.

Банки начинают сегодня работать с ценными бумагами: акциями, векселями, облигациями, займами, залогами и т.п.

Самостоятельный выход на мировой рынок с сырьем, считают местные политологи, обеспечит Узбекистану технологический подъем экономики без помощи и участия России. Этим обстоятельством объясняется прохладное отношение республики к процессам более плотной интеграции в рамках СНГ.

1.1.    Проблема борьбы с наркобизнесом

3 — 4 мая в Ташкенте прошел международный семинар-конференция по сотрудничеству в области контроля за наркотиками. Мероприятие проведено при содействии Организации Объединенных Наций и программы ООН по контролю за наркотиками (ЮНДКП). В нем приняли участие около двухсот специалистов из разных стран. В заключительный день работы семинара-конференции состоялась встреча министров иностранных дел центральноазиатских государств — Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана.

Руководители внешнеполитических ведомств стран региона единодушно признали необходимость объединить силы в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, преступными проявлениями, связанными с их распространением и транзитом через территорию центральноазиатских государств.

Подчеркивалось, что дельцы наркобизнеса, являющего собой одну из самых опасных форм организованной преступности, в погоне за наживой создают серьезную угрозу для мира и стабильности в регионе, опасность для здоровья местного населения. Рост преступлений, связанный с наркотиками, сказывает негативное влияние на экономическое, политическое и социальное равновесие в регионе. По данным статистики, годовой оборот наркобизнеса в мире составляет 500 миллиардов долларов США. Исходя из этого можно представить, на сколько велика реальная угроза "белой смерти" для всего человечества. Ни одна страна, подчеркивалось на встрече, не может сегодня вести борьбу с этим злом в одиночку. Единственный путь — объединение усилий. В Ташкенте министры иностранных дел пяти центральноазиатских государств и исполнительный директор ЮНДКП, заместитель Генерального секретаря ООН Джорджио Джиакомели подписали меморандум о взаимопонимании, нацеленный на дальнейшее развитие сотрудничества в области контроля за наркотиками.

1.2.    Конференция юристов Узбекистана

Тема конференции, которая прошла в самом престижном дворце столицы республики, весьма актуальна: "О правовой защите граждан и мерах по повышению правовой культуры населения".

Республика заявила о строительстве правового цивилизованного государства. Приняла Конституцию и целый ряд законов, охраняющих права и свободы граждан, их уровень соответствует международным правовым нормам, то есть все лучшее, что наработало человечество в обеспечении прав и свобод личности, внедрено.

Известно, что президент не раз обращал внимание на недостатки в правовом обеспечении проводимых в республике реформ, в защите прав и законных интересов граждан, пробелы в деятельности правоохранительных органов. И конференция была призвана обсудить и оценить нынешнее положение дел.

Одной из главных причин неисполнения или недостаточного функционирования в обществе принятых правовых законодательных норм аналитики считают невысокий уровень общей культуры прежде всего. Другие причины наметившегося правового нигилизма — сложная экономическая ситуация и возможность избежать наказания ввиду неразвитости государственных институтов, призванных вести борьбу с преступностью.

2.    Внешняя политика

2.1.    Центральноазиатская интеграция

6 мая в Ташкенте состоялась встреча президентов Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана — Ислама Каримова, Нурсултана Назарбаева, Аскара Акаева. Обсуждались вопросы выполнения договора о едином экономическом пространстве, образованном этими тремя государствами, производственной кооперации, совместном использовании водных и энергетических ресурсов.

Перед встречей состоялась конфиденциальная беседа между руководителями трех государств.

Прошло два года со времени образования единого экономического пространства, которое создавалось в целях углубления экономической интеграции на территории Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана. Заложена некоторая основа экономического союза между государствами — участниками данного договора, наметились пути сближения хозяйственного развития. Достигнуты первые результаты в области свободного передвижения рабочей силы и товаров, договорных расчетов, проведении согласованной налоговой, таможенной и валютной политики. Была утверждена программа интеграции, состоящая из 53 конкретных проектов, финансирование которых возложено на созданный в Алматы Центральноазиатский банк сотрудничества и развития. В рамках программы создаются совместные производства и транснациональные объединения, формируется единый рынок.

Вместе с тем, Совету премьер министров трех стран, исполнительному комитету Межгосударственного совета поручено принять дополнительные меры по дальнейшему углублению интеграционных процессов, поэтапному сближению экономик трех республик, еще более эффективному использованию возможностей производственной кооперации, внедрению взаимовыгодного разделения труда. Соглашение о производственной кооперации между Казахстаном, Узбекистаном и Кыргызстаном станет важным фактором в реализации этих намерений.

На встрече подписан документ о совместном использовании водных и энергетических ресурсов региона. Принято решение об организации выпуска журнала "Центральная Азия: проблемы интеграции". Достигнута договоренность о формировании силами трех государств миротворческого батальона. "Центразбат", который бы входил в состав резервных сил ООН, а также о подготовке к учениям в рамках программы "Партнерство во имя мира".

После переговоров состоялась пресс-конференция с руководителями трех государств. Отвечая на вопросы журналистов, президент Ислам Каримов, в частности, сказал:

Присоединение к какому-либо союзу или содружеству является волеизъявлением каждого государства. Казахстан и Кыргызстан присоединились к содружеству четырех государств и мы уважаем их решение. Что же касается Узбекистана, то мы открыто объявили, что не можем присоединиться к этому договору. Однако ничто, в том числе вхождение или не вхождение наших государств в какие-либо союзы, не нарушит Центральноазиатское единство, не поколеблет вековую дружбу народов, не помешает процессу сближения экономик Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана.

По итогам Бишкекской встречи было принято совместное коммюнике.

2.2.    Взаимоотношения Узбекистана и Турции

С 7 по 10 мая Узбекистан посетил с официальным визитом Президент Турецкой республики Сулейман Демирель.

Нельзя не заметить, что С.Демирель прилетел в Ташкент сразу после возвращения И.Каримова с Бишкекской встречи, где центральноазиатская тройка — Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан — уточняли свои взаимоотношения. Как известно, незадолго до Бишкекской встречи центральноазиатской тройки в том же Бишкеке был подписан четырехсторонний договор об интеграции между Белоруссией, Россией, Казахстаном и Кыргызстаном, войти в который Узбекистан отказался. В результате проведения этих встреч и подписания на них целого ряда договоренностей сложилась совершенно новая политическая и экономическая ситуация на всем постсоветском пространстве, и особенно в среднеазиатском регионе, где достаточно четко проявили свою ориентацию центральноазиатские государства. Естественно, что интерес к этой новой ситуации в регионе проявила прежде всего Турция, влияние которой здесь было очень велико.

Большой авторитет в регионе Турция завоевала тем, что одной из первых заявила о признании новых независимых среднеазиатских государств, открыла посольства, шла на создание совместных предприятий, направляла товары и инвестиции. Когда в мире заговорили о возможном попадании всей Средней Азии под протекторат Турции, интенсивность контактов по всем направлениям несколько снизилась.

Новый импульс во взаимоотношения региона с Турцией внесла ныне ушедшая в отставку премьер-министр Тансу Чиллер. В 1995 году она проехала все среднеазиатские и закавказские государства — республики бывшего СССР с проектом поставки казахской и азербайджанской нефти с прикаспийского шельфа на запад через территорию Турции. Однако, после подписания четырехстороннего договора об интеграции и заявления Казахстана и Азербайджана о своем решении направить нефтяной поток через Новороссийск реализация этого проекта закрыта. Это обстоятельство настолько обеспокоило Турцию, что С.Демирель сделал заявление о намерении турецкой стороны ограничить движение российских нефтеналивных танкеров через пролив Босфор в "целях экологической безопасности".

"Ввиду роста взаимного доверия и объема делового партнерства, — прокомментировала эту ситуацию газеты "Труд" (29 июня 1996 года) все эти вопросы целесообразно решать не с помощью пропагандистских кампаний с политической подоплекой, а путем переговоров с учетом многих факторов, в первую очередь — экономической целесообразности и интересов сторон, как это давно вошло в практику деловых кругов наших стран. Естественно, люди компетентные на турецкие возражения говорят, не вдаваясь в подробности, что Турция по конвенции в Монтре не может препятствовать проходу судов по Босфору как международному морскому пути, но может и обязана регулировать этот проход и обеспечивать его безопасность. Технические детали могут согласовываться".

Турция старается сохранить свое влияние в Центральной Азии, опираясь на Узбекистан. Визит С.Демиреля в Узбекистан — это поддержка позиции И.Каримова с одной стороны, и получение гарантий по вложенным инвестициям и дальнейшему сотрудничеству — с другой. В знак признательности, взаимопонимания и поддержки главы подписали договор между республикой Узбекистан и Турецкой республикой о вечной дружбе и сотрудничестве.

Выступая перед журналистами, С.Демирель подчеркнул, что договора о дружбе Турция имеет со многими странами, но ни в одном из них не отражено желание вечной дружбы и сотрудничества, отмеченное в нынешнем договоре между Узбекистаном и Турцией. Он выразил уверенность, что этот документ, не имеющий себе равных, будет служить интересам двух братских народов.

Кроме того, подписаны межправительственные соглашения об избежании двойного налогообложения и об охране окружающей среды.

2.3.    Коммуникации

Церемония открытия нового участка трансазиатской железной дороги в иранском городе Мешхед, прошедшая 13 мая, стала событием. Новый участок, связав туркменский город Теджен с Ираном, замкнул стальную магистраль Стамбул-Пекин и открыл странам Средней Азии путь к Персидскому заливу.

Завершив в Мешхеде вступительную часть официальной церемонии, 12 президентов проводили с перрона вокзала в Мешхеде первый "поезд мира и дружбы". Он направился в туркменский Серахс, где 14 мая прошел следующий этап торжеств. На пограничном мосту президенты Ирана и Туркмении разрезали ленту, символически разделявшую дороги двух стран. В общей сложности в этих торжествах приняли участие высокопоставленные представители 50 государств.

Осталось немногое — подготовить кадры, определиться с ценами и, главное, решить, чем и как производить расчеты, поскольку ни узбекский сум, ни турменский манат конвертируемыми валютами не являются.

Там же в Серахсе был подписан договор о координации деятельности железнодорожного транспорта между Азербайджаном, Грузией, Туркменистаном и Узбекистаном. Стороны договорились о движении грузов из Узбекистана до Туркменбаши (Красноводска), далее паромами до Баку, затем по железной дороге через Азербайджан в Грузию до черноморского порта Поти и в обратном направлении. Предлагается задействовать четыре парома, по два в каждом направлении, для обеспечения пропускной способности до 100 и более вагонов в сутки. Поездки президента Узбекистана И.Каримова в Азербайджан и Грузию (27 — 29 мая), наряду с подписанием торгово-экономических соглашений, естественно касались и деталей Договора о координации деятельности железнодорожного транспорта.

Транспортные пути к морским портам для узбекских товаров также становятся реальностью. Стабильное движение товаров по этим путям возможно при свободном движении национальной валюты, чего пока нет.

22-23 мая в Узбекистане с официальным визитом побывал Президент Латвийской республики Гунтис Улманис. По завершению переговоров было подписано около 10 документов, в том числе и межправительственные соглашения о международном автомобильном сообщении, о сотрудничестве в области железнодорожного транспорта.

Узбекистан намерен наращивать использование терминалов латвийских портов Балтики для вывоза различного сырья и, прежде всего, хлопка. Что касается платежей и расчетов, то президент Узбекистана выразил уверенность в том, что в самое ближайшее время будет достигнута полная конвертация национальной валюты и проблема в этой области будет решена.

Узбекистан в состоянии выполнить условия, обозначенные в пункте 8 Устава Международного валютного фонда, — сказал И.Каримов. Если Россия, объявившая о переходе на полную конвертацию рубля, имеет запасы твердой валюты, объем которой позволит покрыть импортные поставки в течение трех месяцев, то Узбекистан способен обеспечить своими валютными резервами покрытие импортных поставок в течение семимесячного срока. Однако мы не стремимся искусственно форсировать этот процесс”.

Вместе с тем, проблема платежей и расчетов между государствами СНГ пока не решена. В Узбекистане обеспечиваются международные платежи лишь по межправительственным соглашениям. Напрямую и свободно предприятия рассчитаться не могут. Запрет на бартер и взаимозачет, появившийся недавно, еще больше осложняет эту проблему. Введение паспортов на каждую международную сделку говорит о желании государства взять под контроль каждый доллар. Теперь, чтобы произвести оплату через валюту из Узбекистана, надо в банке доказать, что данный проект или товар самый дешевый и выгодный, для чего нужно предъявить дополнительно 2 альтернативных проекта.

И все же, кому-то удается проводить конвертацию, выезжать, проплачивать, получать и привозить товар. Как — не объяснит никто. Официальный известный канал один: через торговлю. Допустим, строителям нужно оконное стекло. Они создают команду, ищут выгодный для России товар, покупают, вывозят, продают его и на вырученные деньги покупают и привозят стекло.

3.    Экономика

3.1.    Ташкентское авиационно-производственное объединение становится акционерным

Предприятие это во многом уникально. Во-первых, оно крупнейшее в Узбекистане, насчитывающее свыше 36 тысяч человек. Во-вторых, сложность технологического комплекса: строят, собирают грузовые самолеты ИЛ-76. В-третьих, в новых условиях предприятие связано со многими иностранных партнеров. И вот, акционирование.

Состоялась учредительная конференция по акционированию этого по сути стратегического предприятия. Событие неординарное. Учредители солидные. Контрольный пакет акций, естественно, государство оставило за собой. Госкомимуществу — 51%, трудовому коллективу отдано 15%, национальному банку внешнеэкономической деятельности — 10%, столько же у 6 хозрасчетных подразделений Министерства внешнеэкономических связей, другим юридическим лицам (в том числе иностранным) предназначено 14%.

На конференции принят устав, сформированы руководящие органы. Уставной фонд выразился в сумме 3430 миллионов сумов.

Размещен проспект эмиссии первого выпуска акций. Трудовой вклад работающих на производстве учтен положением о распределении доли акций трудового коллектива, которое предусматривает размещение простых именных акций бесплатно (предположительно 2/3 от общего количества, доставшегося трудовому коллективу) и по номинальной стоимости (в кредит).

Бесплатные акции получат пенсионеры, ветераны труда, участники войны, семьи погибших на производстве.

Интерес партнеров из зарубежья будет стимулироваться пакетом акций для юридических лиц.

Вроде бы просчитано все. Есть и целевая программа. До конца года ташкентские чкаловцы планируют поднять в небо Ил-76 МФ с удлиненным фюзеляжем, принимающим на борт 52 тонны груза. Уже сейчас самолетостроителям известны покупатели на 20 таких машин. Перспективной машиной считается и пассажирский Ил-114 на 64 места. Он заменит устаревшие и выработавшие свой ресурс Ан-24, Ан-26, Як-40. С получением сертификата летной годности на Ил-114 в июне этого года у ташкентских самолетостроителей появится возможность заменить устаревшие машины в своем парке и открыть российский рынок, где потребность превышает 300 единиц. Готовится и грузовой вариант этой машины. Кроме того, завод готов к выполнению капитально-восстановительных работ ранее выпущенных Ил-76.

Последние 2-3 года завод имел загруженность не более двух третей своих возможностей. Акционирование должно включить второе дыхание и вернуть былую славу.

 

 

Источники:

1. Подшивка республиканской газеты "Народное слово".- 1996 — май

2. Бизнес-вестник Востока, еженедельник.- 1996 — 30 мая

3. Областная газета Ташкентская правда. — 1996 — 15 мая