Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Татьяна ДРАБКИНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
в июне 1996 года

1.    ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ

Результаты голосования:

Первый тур (16 июня):

Приняли участие в голосовании 62,2% избирателей (от общего числа 3 632 609 человек).

 

Кандидат

Голосов

Голосов, %

Ельцин

1137382

49,60%

Явлинский

344511

15,16%

Зюганов

339909

14,96%

Лебедь

318981

14,04%

Жириновский

48918

2,15%

С.Федоров

25166

1,11%

Горбачев

17640

0,77

Шаккум

6748

0,29

Власов

6320

0,28

Брынцалов

4114

0,18

Против всех

25467

1,11%

 

(Для сравнения - результаты голосования в России: Ельцин 35,02; Зюганов - 31,95; Лебедь - 14,7; Явлинский - 7,42; Жириновский - 5,78; С.Федоров - 0,93; Горбачев - 0,51; Шаккум - 0,36; Власов - 0,20; Брынцалов - 0,16; Против всех - 3%).

Если сравнивать результаты президентских выборов с парламентскими выборами 1995 года в городе, то можно отметить, что за Зюганова проголосовали на 33962 избирателя больше, чем за КПРФ в декабре 1995 г. Однако этот прирост меньше, чем количество голосов, отданных в декабре за блок "Коммунисты - Трудовая Россия - За Советский Союз" (85055).

За Явлинского проголосовали на 14775 избирателей меньше, чем за "ЯБЛОКО" в декабре. Следует заметить, что этот отток голосов (несомненно, главным образом в пользу Ельцина) не столь велик, если учесть массированную пропаганду против Явлинского и замалчивание его позиции в городских и российских СМИ (в сознание избирателей усиленно внедрялась идея об отсутствии у Явлинского шансов выйти во второй тур, из чего якобы следовало, что голосование за него означает увеличение шансов Зюганова или Жириновского).

Второй тур (3 июля)

Приняли участие 65,25% избирателей

За Б.Ельцина - 73,86%

За Г.Зюганова - 21,09%

Против всех - 4,73%

(Для сравнения - по всей России: явка - 67,25%; за Ельцина - 53,7%; за Зюганова - 40,41%; против всех - 4,9%).

Серьезных нарушений в ходе голосования не было. В день выборов 3 июля в Петроградском районе на улицах отмечено распространение листовок с призывом голосовать за Зюганова. Представители петербургского штаба поддержки Зюганова назвали это провокацией и заявили, что агитаторы, распространявшие листовки, не имеют отношения к штабу. По данному факту составлен акт, который направлен в городскую избирательную комиссию.

Коммунисты и штаб избирательной кампании Ельцина выставили самое большое количество наблюдателей на избирательных участках в первом туре - около 3 тысяч. Примерно в два раза меньше было наблюдателей от Явлинского и Горбачева, еще меньше - от Лебедя. По словам секретаря городской избирательной комиссии Р.Маловой, наблюдателям от Брынцалова платили по 240 долларов США, от Ельцина - по 10 долларов, а наблюдатели от коммунистов якобы работали бесплатно (впрочем, последнее представляется маловероятным). По нашим данным, наблюдателям от Явлинского платили по 50-100 тысяч рублей.

Избирательный штаб Б.Ельцина в Санкт-Петербурге выпустил 6 номеров агитационной газеты "Выбирай!" общим тиражом 3 миллиона 400 тысяч экземпляров. В день первого тура голосования, когда к середине дня явка избирателей была невысокой (к 14 часам - 25%), штаб обратился к бывшему мэру Анатолию Собчаку с просьбой выступить по телевидению и призвать горожан на избирательные участки. Такое выступление состоялось, и действительно, от 18 до 22 часов явка увеличилась с 44,7 до 62,25%. Впрочем. кроме обращения Собчака, здесь сыграло роль и то, что распоряжением губернатора во второй половине дня воскресенья был обеспечен бесплатный проезд на пригородных поездах в направлении Санкт-Петербурга, чтобы побудить людей вернуться со своих дачных участков.

В промежутке между первым и вторым турами голосования агитация была направлена главным образом на разъяснение необходимости участия в выборах. Все отмечают невиданный результат - явка избирателей во втором туре была выше (на 3%), чем в первом.

13 июня Санкт-Петербург посетил с кратковременным предвыборным визитом Б.Ельцин. По предварительным планам, президента ожидали в мае, но появилась информация со ссылкой на достоверные источники, что визит не состоится до тех пор, пока не станут известны результаты выборов губернатора Санкт-Петербурга. На Пискаревском мемориальном кладбище после возложения венков Ельцин напрямую пообщался с горожанами и, в частности, сказал: "Поддержите своего нового губернатора, а я тоже поддержу его со своей стороны". Затем президент посетил Балтийский завод, где ознакомился со строительством атомного ракетного крейсера "Петр Великий". Он дал понять, что хорошо осведомлен о наболевших проблемах флота и обещал взять под контроль финансирование строительства на Балтийском заводе атомного ледокола "Урал". Губернатор Яковлев сопровождал президента на протяжении всего визита. В правительственной резиденции на Каменном острове президент между ними прошла беседа. Там же Б.Ельцин вручил бывшему мэру Санкт-Петербурга А.Собчаку грамоту с благодарностью за его пятилетнюю работу на посту руководителя города и большой вклад в демократические преобразования в России.

Главным событием в ходе визита Б.Ельцина в Санкт-Петербург было подписание Договоров о разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти РФ и Санкт-Петербурга и между органами государственной власти РФ и Ленинградской области. Церемония подписания состоялась в Георгиевском зале Государственного Эрмитажа, где Б.Ельцин побывал впервые.

Уже в конце июня на имя губернатора Санкт-Петербурга и председателя Законодательного собрания и полномочного представителя Президента РФ в Санкт-Петербурге поступила письменная информация от руководителя администрации президента РФ Н.Егорова о ходе выполнения поручений Президента по итогам его поездки в Санкт-Петербург 13 июня. Сообщается, что под личный контроль президента взят ход строительства атомного ледокола "50 лет Победы". Приняты меры по срочному погашению задолженности за выполненные в текущем году работы. К 1 июля правительство должно проработать вопрос освобождения от таможенных платежей ввоза медицинского оборудования для реконструкции лечебно-профилактических учреждений Санкт-Петербурга. Рассматривается вопрос о сохранении федерального статуса ГТРК "Петербург - 5-й канал" с обеспечением соответствующего финансирования. В соответствии с запросом общественности города в ближайшее время будет рассмотрен вопрос о придании государственной киностудии "Ленфильм" статуса особо ценного объекта национального достояния.

2.    ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

2.1.    Губернатор Санкт-Петербурга

2.1.1.    Вступление в должность

Итак, после драматической избирательной кампании 2 июня был избран новый губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев (см. [1]).

На следующий день после выборов, еще до оглашения их официальных результатов новый губернатор и бывший мэр Санкт-Петербург провели пресс-конференции (в разное время и в разных местах). В.Яковлев открыл свою пресс-конференцию заявлением, что к власти в Санкт-Петербург пришли "демократы-практики". Он заявил, что перемена власти в городе не должна привести к резким изменениям в экономической политике. Губернатор счел необходимым декларировать свою позицию в отношению городских СМИ: "Пресса в Петербурге должна быть свободной".

А.Собчак на своей пресс-конференции выразил удовлетворение тем, что выборы состоялись и удалось обеспечить смену власти легитимным путем. Главную причину своего поражения он видит в пассивности избирателей, которые предпочли личные проблемы городской политике. Он заметил: "я уверен, что те люди, которые не пришли на выборы, очень скоро почувствуют, что совершили серьезную ошибку". По мнению Собчака, с избранием Яковлева следует поставить крест на идее проведения в Санкт-Петербурге Олимпийских игр 2004 года, а также на иностранных инвестициях. Он заявил, что не допускает для себя возможности работать в команде Яковлева.

А.Собчак не собирается уходить из политики - он намерен в ближайшее время заняться созданием в городе мощной демократической коалиции, основой которой он видит местные отделения НДР и ДВР.

5 июня в Мариинском дворце состоялась церемония вступления в должность губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева. В.Яковлев произнес слова предусмотренной законом присяги, принял поздравление официальных лиц. Бывший мэр Санкт-Петербурга на церемонии отсутствовал.

2.1.2.    Первые мероприятия

Губернатор В.Яковлев сразу после вступления в должность начал выполнять свою предвыборную программу, действуя при этом весьма динамично. Первым делом он продемонстрировал эффективные контакты с высшим руководством РФ. Уже в первую неделю своего официального пребывания в должности он дважды побывал в Москве, где встретился с премьер-министром В.Черномырдиным. Встреча продолжалась более 2 часов и принесла ощутимые результаты: Черномырдин обещал в ближайшее время погасить задолженность федерального бюджета городу (общий долг составляет около 2 трлн. рублей, в том числе по зарплате - 600 млрд. рублей). Деньги начали поступать уже в середине июня. Получено обещание расплатиться с Ленинградским военным округом, Военно-морской базой, ГУВД, обеспечить финансирование метро. Премьер-министр дал гарантии финансирования детской инфекционной больницы, погашения долгов по жилищному строительству. Обещано выделить 115 млрд. рублей на такие объекты культуры, как Национальная библиотека, Эрмитаж, Русский музей, Казанский собор. Начаты переговоры о снятии с города штрафных санкций за неуплату долгов "Трансгазу".

В связи с обращением В.Яковлева к президенту РФ о сложной ситуации в связи с недостаточным финансированием работ по строительству метро в Санкт-Петербурге Б.Ельцин дал указание председателю правительства В.Черномырдину, министрам экономики и финансов Е.Ясину и В.Панскову срочно погасить долги федерального бюджета петербургскому метрополитену в размере 440 млрд. рублей за работы, выполненные в 1996 г. Кроме того, Б.Ельцин поручил правительству РФ в двухнедельный срок представить программу финансирования петербургского метро в соответствии с реально складывающейся в городе ситуацией и предусмотреть при этом выделение средств для ликвидации последствий аварии на Кировско-Выборгской линии (создавшей огромные транспортные трудности для населения - см. [2]).

Президент РФ быстро отреагировал и на другое обращение губернатора Санкт-Петербурга - об оказании поддержки по финансированию социальных программ для студентов и аспирантов, предусмотренному указом президента "О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования". В ответ на это обращение Б.Ельцин дал поручение правительству в связи с трудностями по финансированию указанных программ в Санкт-Петербурге принять соответствующие меры.

Губернатор встретился с руководителями банков, бирж и других финансовых организаций города. Он уверил финансистов в том, что будет придерживаться принципа преемственности экономической политики: все финансовые обязательства город выполнит, права инвесторов будут надежно защищены, рынок недвижимости будет развиваться. Губернатор говорил о недопущении роста налогового бремени. Планируется увеличение бюджета за счет привлечения средств на реализацию эффективных инвестиционных проектов и сокращения административных расходов. Губернатор призвал финансовые круги принять активное участие в формировании программ развития города.

Одним из первых своих шагов губернатор показал, что Санкт-Петербург не намерен отказываться от борьбы за право стать столицей Олимпиады-2004: он направил телеграмму в МОК, в которой подтвердил все взятые на себя Петербургом обязательства, подтвердил приверженность олимпийскому курсу городской администрации на встрече с президентом Олимпийского комитета России и президентом Международной федерации бейсбола 11 июня. Это успокоило спортивных руководителей города, активно поддерживавших Собчака и испытавших шок после его поражения. Одним из первых на приеме у нового губернатора побывал председатель спорткомитета Санкт-Петербурга Евгений Куликов. Заместитель мэра Валерий Малышев, курировавший вопросы спорта, судя по всему, получил от Яковлева гарантии, что эта сфера останется в его ведении и впредь.

В.Яковлев продемонстрировал твердое намерение идти на сближение с Ленинградской областью. Он провел переговоры с губернатором области А.Беляковым (поддержавшим его во втором туре выборов). Губернаторы договорились обеспечить в Санкт-Петербург для местных производителей сельскохозяйственной продукции рынок сбыта, который практически отсутствовал в течение последних пяти лет. Поставлена задача проводить протекционистскую политику, которая примерно за год должна привести к существенному перераспределению удельного веса импортной и местной продовольственной продукции. В частности, решено передать два городских рынка в пользование областным производителям. Планируется введение льгот по арендной плате за торговые помещения для тех сельскохозяйственных предприятий или даже районов, которые будут открывать в Санкт-Петербурге свои продовольственные магазины.

2.1.3.    Кадровая политика губернатора Санкт-Петербурга

В соответствии с законом, после выборов губернатора правительство Санкт-Петербурга подало в отставку, которая была принята бывшим мэром Санкт-Петербурга А.Собчаком. Новому губернатору предстояло сформировать новое правительство. Он сразу же заявил, что не собирается устраивать кадровых революций, но состав правительства намерен обновить в соответствии со своими программными заявлениями о формировании коалиционного правительства, сохранив при этом "честных и профессиональных работников".

В.Яковлев разделил комитет экономики и финансов на два: комитет финансов и комитет экономики и промышленной политики. Комитет по печати и СМИ переименован в комитет по печати и связям с общественностью. Эти первоочередные структурные изменения по предложению губернатора утверждены Законодательным собранием. Полная структура городской администрации будет представлена на утверждение позже. Вместе с тем уже известно, что теперь только руководители двух комитетов - комитета финансов и комитета экономики и промышленной политики - будут одновременно заместителями губернатора. Другие заместители не будут совмещать эту работу с руководством каким-либо комитетом мэрии, но будут отвечать за блоки определенных проблем. Губернатор намерен сократить государственный аппарат на 30% и упразднить департаменты.

Было очевидно, что в новом правительстве не будут работать такие ключевые фигуры администрации А.Собчака, как первый заместитель мэра, председатель комитета по внешним связям Владимир Путин (по-видимому, самый близкий к Собчаку член правительства) и один из последних представителей команды Чубайса в руководстве Санкт-Петербурга, председатель комитета экономики и финансов Алексей Кудрин. Как известно, между Кудриным и Яковлевым постоянно шла борьба вокруг расходных статей бюджета (см., например, [3]). При этом Кудрин обычно выступал за всемерное сокращение бюджетного дефицита (за что среди некоторых экспертов снискал себе славу твердого монетариста), а Яковлев добивался финансирования отраслей городского хозяйства (за что обычно обвинялся в популизме). С другой стороны, по некоторым сведениям, Кудрин был одним из главных "идеологов" позиции утаивания потенциальных источников доходов (которые впоследствии можно было бы использовать для погашения бюджетного дефицита). Против такой позиции обычно резко выступало большинство Законодательного собрания, особенно Координационная группа ЗС по бюджету и финансам, руководимая Игорем Артемьевым (партнером Яковлева по предвыборной коалиции) - депутаты протестовали против того, чтобы исполнительная власть получала таким способом дополнительные возможности бесконтрольного распоряжения средствами бюджета.

Менее ожидаемой была отставка заместителя мэра, председателя комитета по социальным вопросам Виталия Мутко. Хотя положение в социальной сфере остается тяжелым, за последние годы наметились позитивные сдвиги. На своей прощальной пресс-конференции В.Мутко в качестве достижений своего комитета отметил создание 6 центров социального обслуживания, центр дневного пребывания для престарелых, введение в действие программ занятости и отдыха, начало реализации программы единого обеспечения школьных столовых готовыми завтраками, возрождение традиции кадетских корпусов для подростков из социально неблагополучных семей, создание приютов для беспризорных детей, центра адаптации инвалидов. Заслугой своего комитета он считает и то, что в период поголовной приватизации удалось сохранить в городской собственности 90% аптек, склад фармацевтической продукции, дачные предприятия, детские дворцы творчества.

Первым кадровым распоряжением В.Яковлев назначил одного из своих партнеров по предвыборной коалиции Вячеслава Щербакова первым заместителем губернатора. Губернатор поручил ему курировать социальную сферу и сразу же назначил его руководителем специально созданной комиссии по проверке состояния дел в области финансовых и имущественных ресурсов города, инвентаризации всех сделок, соглашений и подготовленных проектов; в частности, губернатор считает необходимым разобраться с тем, какие гарантии со стороны городской власти были даны по ранее взятым займам и кредитам. В.Щербаков приступил к консультациям с деловыми кругами города для отработки механизма поддержки малого и среднего бизнеса, что, в свою очередь, должно дать средства для поддержания и оздоровления высокотехнологичных промышленных предприятий.

Назначены и председатели двух ключевых комитетов.

Комитет финансов, как и ожидалось, возглавил партнер Яковлева по предвыборной коалиции, депутат ЗС и лидер Региональной партии центра ("ЯБЛОКО") Игорь Артемьев.

Справка:

Игорь Артемьев, 1961 года рождения, закончил биологический факультет Ленинградского государственного университета, аспирантуру Ленинградского государственного педагогического института, кандидат биологических наук. Работал ассистентом и доцентом кафедры физиологии и анатомии ЛГПИ. В 1990 г. избран депутатом Ленсовета, где работал председателем комиссии по экологии и городскому хозяйству. В 1994 г. избран депутатом Законодательного собрания Санкт-Петербурга, где работает председателем Координационной группы по бюджету и финансам и председателем постоянной комиссии по городскому хозяйству.

Предполагается, что два прежних заместителя председателя комитета экономики и финансов - Сергей Вязалов и Анатолий Зелинский - продолжат работу в комитете финансов.

Председателем комитета экономики и промышленной политики назначен Дмитрий Сергеев, который до этого назначения руководил Ассоциацией промышленных предприятий Санкт-Петербурга.

Справка:

Дмитрий Сергеев, 1939 года рождения, в 1986-1992 гг. работал генеральным директором ЛОМО (Ленинградское оптико-механическое объединение); в 1992-1994 гг. - первым заместителем мэра Санкт-Петербурга, председателем комитета по экономическому развитию; затем директором Региональной дирекции государственного заказчика по строительству портовых комплексов в Финском заливе Министерства транспорта РФ.

Назначены три заместителя губернатора:

Виктор Локтионов В его ведении будет строительная сфера департамент строительства и комитет по градостроительству и архитектуре.

Справка: Возраст - 34 года. Закончил Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. Работал в тресте "Спецтоннельстрой", затем - заместителем управляющего трестом, директором ряда акционерных обществ, был избран генеральным директором АО "Домостроительный комбинат-3".

Михаил Маневич, ранее руководивший комитетом по управлению госимуществом Петербурга (КУГИ) будет курировать городское хозяйство, транспорт и связь.

Валерий Малышев - туризм, гостиничный комплекс, сфера благоустройства.

Председателем комитета по внешним связям назначен Геннадий Ткачев. В последнее время он руководил одной из коммерческих фирм, ранее работал в отделе зарубежных связей Ленинградского обкома КПСС.

Заместителем губернатора по управлению городским хозяйством назначен Меттус Валентин Георгиевич. До этого назначения он был главой администрации Адмиралтейского района, а в целом почти 30 лет работал в сфере городского хозяйства на разных уровнях управления.

На должности председателя юридического комитета оставлен его прежний руководитель Дмитрий Козак.

Подали в отставку председатель комитета по торговле и продовольствию Андрей Степанов, начальник управления административных органов Виктор Иванов и начальник управления по связям с общественностью Александр Беспалов.

Преемником В.Иванова на посту начальника управления административных органов канцелярии губернатора назначен Евгений Олейник.

Исполняющим обязанности председателя Комитета торговли и продовольствия назначен директор департамента торговли, услуг и продовольствия Фомин Арсений Иванович.

2.1.4.    Деловые контакты Москва-Санкт-Петербург

Важным событием стал визит в Санкт-Петербург делегации членов правительства Москвы во главе с мэром столицы Юрием Лужковым. Этому предшествовала встреча в Санкт-Петербурге общественных организаций промышленников Москвы и Петербурга, в работе которой участвовал губернатор Санкт-Петербурга. По итогам встречи в Смольном 26 июня был подписан договор о сотрудничестве между Московской конфедерацией промышленников и предпринимателей (председатель Елена Панина) и Ассоциацией промышленных предприятий Санкт-Петербурга (председатель Дмитрий Сергеев). На подписание договора прибыли заместитель председателя правительства РФ А.Большаков (в недавнем прошлом петербуржец), заместитель руководителя департамента промышленности Москвы В.Телешов. На церемонии подписания присутствовал представитель президента РФ в Санкт-Петербурге С.Цыпляев. В договоре отмечено, что стороны будут предпринимать совместные шаги для упрочения и придания долговременного характера хозяйственным и иным взаимосвязям между ними и входящими в них объединениями, способствовать преодолению негативных процессов в экономике и социальной сфере. Особое внимание будет уделено установлению прямых хозяйственных связей между предприятиями Москвы и Санкт-Петербурга, оказанию помощи членам Конфедерации и Ассоциации, разработке и осуществлении конкретных совместных проектов. В числе таких проектов - реконструкция пятиэтажных жилых домов, переработка мусора, строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (которое курирует А.Большаков), автомобильной дороги "Мегаполис" (Москва-Санкт-Петербург).

27 июня в Санкт-Петербург прибыл Ю.Лужков, его заместитель В.Ресин и другие члены столичной администрации. Гости ознакомились с работой метро, строительного комплекса Санкт-Петербурга, градостроительными программами, состоянием городского хозяйства. В Смольном был подписан договор между администрациями двух городов о  сотрудничестве в экономической, научно-технической, культурной и социальной областях. В ходе реализации договора предполагается подготовить и подписать ряд конкретных протоколов о совместной деятельности в области торговли, малого и среднего бизнеса, инвестиционной политики. Предполагается открытие в Санкт-Петербурге филиалов ряда московских банков. Мэр Москвы и губернатор Санкт-Петербурга договорились о разработке проекта федеральной целевой программы "Москва - Санкт-Петербург", которую должно утвердить правительство РФ. Для координации совместных действий в обоих городах будут созданы представительства администраций города-партнера.

В ходе сопровождавших эту встречу выступлений и пресс-конференций отмечалось, что такая представительная московская делегация прибыла в Санкт-Петербург впервые за несколько десятков лет. Ю.Лужков заявил, что предыдущие попытки взаимодействия с мэрией Санкт-Петербурга "не давали тех результатов, которые мы бы хотели получить". Весь дух встречи был призван продемонстрировать поддержку нового губернатора Санкт-Петербурга. Вместе с тем от наблюдателей не ускользнул легкий оттенок покровительственного отношения со стороны московского руководства.

2.2.    Правительство Санкт-Петербурга

В мае было объявлено о создании общественно-государственного фонда защиты прав вкладчиков и акционеров. Его цель осуществление выплат лицам, которым был причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках Санкт-Петербург. Учредителями фонда стали КУГИ Санкт-Петербурга, региональная общественная организация "Комитет вкладчиков Северного торгового банка" и еще 16 общественных организаций, защищающих права обманутых вкладчиков различных финансовых структур. После регистрации в Управлении юстиции будет создан Попечительский совет, который станет высшим органом фонда. КУГИ выделил фонду помещение в центре города, Комитет экономики и финансов - 1,5 млрд. рублей из фонда непредвиденных расходов. По приблизительным расчетам, для удовлетворения всех пострадавших вкладчиков Санкт-Петербург потребуются сотни миллиардов рублей. Работа фонда должна снять огромный груз с районных администраций, которые сейчас вынуждены заниматься проблемами обманутых вкладчиков. Однако к концу июня фонд еще не начал действовать из-за затягивания вопроса с его официальной регистрацией. По закону, статус фонда позволяет зарегистрировать его только в Москве. Сейчас руководство Управления юстиции Санкт-Петербурга ждет решения министерства юстиции о регистрации фонда в Санкт-Петербурге.

3.    ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

3.1.    Бюджет

Председатель комитета экономики и финансов бывшего правительства Санкт-Петербурга Алексей Кудрин и председатель Контрольно-счетной палаты Герман Шаляпин выступили в ЗС по вопросу об утверждении отчета администрации об исполнении бюджета за 1995 год. Г.Шаляпин констатировал, что отчет представлен администрацией с нарушением закона - документ поступил в ЗС 5 июня, тогда как в соответствии с Законом РФ "Об основах бюджетных прав" должен был быть рассмотрен не позднее 1 мая. Поступивший документ не имел необходимой подписи и был лишь сопровожден письмом мэра А.Собчака. Председатель КСП сообщил и о содержательных претензиях к отчету. Прежде всего он указал на его неполноту - документ содержал лишь отчеты об исполнении доходной и расходной части бюджета, тогда как согласно закону он должен содержать отчет о распределении средств по районам города и по адресной программе капитальных вложений. Отсутствовал и отчет о расходовании внебюджетных фондов.

При обсуждении выявились принципиальные разногласия в подходах КСП и администрации к привлечению заемных средств.

Не подвергая сомнению необходимость такого инструмента покрытия дефицита бюджета, специалисты КСП считают необоснованным объем привлеченных заемных средств - 3287498 млрд. рублей. По мнению специалистов КСП, привлечение заемных средств, в том числе муниципальных краткосрочных облигаций (МКО), осуществляется комитетом экономики и финансов в значительной мере не в интересах бюджета, а в интересах участников финансового рынка. Представители КЭФ, отстаивая свою позицию, указывали на то, что эмиссия МКО обеспечила меньшую зависимость исполнительной власти от коммерческих банков при покрытии кассовых разрывов. Отмечалось, что эксперты Европейского банка реконструкции и развития положительно оценили финансовую политику КЭФ.

По итогам обсуждения отчет возвращен на доработку.

По информации Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга об исполнении бюджета в 1 квартале 1996 года, собрано лишь 87,2% запланированных доходов; недополучено 260 млрд. рублей. Расходы составили 99,6%. Наиболее недофинансированными отраслями оказались, как обычно, культура и искусство (64,7%), образование и спорт (14%), а также государственное управление (61,2%). Больше всего средств перечислено на развитие жилищно-коммунального хозяйства (108,7%).

3.2.    Законы

По предложению губернатора Санкт-Петербурга ЗС утвердило подписанный 13 июня "Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти города федерального значения Санкт-Петербург". Многие депутаты отмечали несовершенство текста Договора, в частности, отсутствие положений, подтверждающих участие законодательной власти Санкт-Петербурга в работе, определенной Договором. Для исправления этой ситуации по предложению депутата Юрия Гладкова в Закон Санкт-Петербурга об утверждении Договора введена поправка: все соглашения между администрацией Санкт-Петербурга и правительством РФ, заключенные в рамках Договора, утверждаются Законом Санкт-Петербурга.

ЗС преодолело вето мэра А.Собчака на 3 закона: "Об освобождении от платежей при пользовании недрами", "О референдуме Санкт-Петербурга" и "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О порядке вступления в силу Законов Санкт-Петербурга".

Поправка мэра к первому из этих законов касалась статьи, в которой определены категории предприятий, подпадающих под действие закона. Суть поправки сводилась к тому, чтобы вместо четкого перечня предприятий, получающих налоговую льготу, в законе была бы записана лишь форма деятельности, подпадающая под действие закона. Депутаты отвергли поправку, так как предложенная формулировка давала основание для расширенного толкования, что обычно создает почву для злоупотреблений.

В связи с законом о референдуме А.Собчак предлагал дать право инициировать референдум только жителям города,поскольку органы власти и без того "наделены необходимыми компетенцией и полномочиями для принятия законов и решения иных вопросов общегородского значения". Законодатели остались при своем мнении. Таким образом, инициировать референдум могут: группа граждан в количестве не менее 150 человек, 1/3 численного состава депутатов ЗС и губернатор Санкт-Петербурга.

Принят в целом Закон "О займах из бюджета Санкт-Петербурга". Закон регулирует правила предоставления денежных ссуд разным организациям города. Решение о займе принимает администрация, о чем в обязательном порядке в течение 10 дней письменно уведомляет ЗС.

ЗС Санкт-Петербурга обратилось в Государственную Думу с законодательной инициативой о принятии федерального закона, устанавливающего ответственность должностных лиц и граждан, не исполняющих законы, принятые на уровне субъектов РФ. Тем самым ЗС выполнило наказ конференции Северо-Западной парламентской ассоциации, состоявшейся в апреле в Мурманске.

На последнем перед каникулами заседании принят закон "О мерах поддержки малого предпринимательства". Он предусматривает выделение ежегодное выделение на эти цели 1% расходной части бюджета, а также налоговые льготы. В частности, предприятиям сферы бытового обслуживания и материального производства в течение первых двух лет с момента начала реализации продукции будут при определенных условиях снижены ставки зачисляемых в городской бюджет налогов на прибыль (на 50%) и на имущество (на 50%).

Принят в целом закон "О регистрационном учете граждан на территории Санкт-Петербурга".

Принят в целом и подписан губернатором Закон "О порядке применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербург".

4.    НА ПУТИ К ОБЪЕДИНЕНИЮ С ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТЬЮ

Кампания по выборам губернатора Санкт-Петербург послужила катализатором начала процесса объединения Санкт-Петербурга с Ленинградской областью (не в последнюю очередь благодаря участию в выборах губернатора Ленинградской области А.Белякова). Помимо того, что практически каждый кандидат в губернаторы посвятил этому вопросу часть своей программы, на уровне властных структур также был осуществлен ряд инициатив в этом направлении.

23 мая состоялась встреча депутатов Законодательных собраний Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которая прошла в Тосненском районе Ленинградской области. Обсуждались пути сближения двух субъектов РФ. Депутаты ЗС Санкт-Петербурга В.Гольман, А.Крамарев, Н.Ананов, Н.Рочев предложили проект договора о поэтапном объединении Ленинградской области и Санкт-Петербурга в единый субъект РФ. Документ, состоящий из 14 статей, предусматривает проведение в городе и области референдумов по вопросу: "Одобряете ли Вы объединение Ленинградской области и Санкт-Петербурга и образование единого субъекта РФ?". Подведение итогов референдума осуществляется отдельно в Санкт-Петербурге и области. Объединение считается одобренным, если на референдуме каждой из сторон получен положительный ответ в соответствии с законодательством сторон о референдуме. Затем законодательные органы сторон в месячный срок вносят в Государственную Думу проект соответствующего федерального конституционного закона. В месячный срок после референдума стороны формируют на паритетных началах комиссии по разработке Устава единого субъекта РФ и по рассмотрению организационных и экономических вопросов, связанных с объединением.

В системе органов государственной власти предусматривается формирование двухпалатного законодательного органа. Одна палата состоит из депутатов, избираемых по территориальным округам с равной численностью избирателей. Порядок выборов обеспечивает равное представительство избирателям, проживающим на территориях, относящихся на момент вступления в силу настоящего Договора к соответственно Ленинградской области и Санкт-Петербургу. Предполагается создание единых органов исполнительной власти и организация системы местного самоуправления на основе общих принципов. Предусмотрен переходный период для урегулирования необходимых правовых, организационных, экономических и иных вопросов, действующий до формирования органов представительной и исполнительной власти. В течение переходного периода сохраняются действующие системы органов государственной власти и местного самоуправления сторон.

Органы законодательной власти сторон в месячный срок со дня проведения референдума определяют согласованный перечень вопросов, обязательно включающий регулирование экономической деятельности (в том числе налогов, сборов и пошлин, цен, тарифов), земельных отношений, установление льгот и привилегий жителям, заключение международных договоров. Решения по вопросам, включенным в перечень, принимаются в виде согласованных (совпадающих) решений двух органов законодательной власти или двух органов исполнительной власти в рамках их компетенции.

В течение переходного периода органы исполнительной власти сторон создают на паритетных началах постоянно действующие согласительные комиссии по государственно-правовым вопросам, по социальной политике, по вопросам собственности, по финансовым и бюджетным вопросам, по культурным и гуманитарным вопросам. Сопредседателями комиссий являются заместители глав исполнительной власти сторон. Решения комиссий служат основой для принятия согласованных (совпадающих) решений глав исполнительной власти сторон.

В двухмесячный срок со дня проведения референдума стороны вносят совместные предложения в адрес Президента РФ, правительства РФ, Генерального прокурора РФ об объединении в течение переходного периода территориальных служб федеральных органов власти в Ленинградской области и Санкт-Петербурге.

Формирование органов законодательной и исполнительной власти единого субъекта РФ осуществляется в порядке и на условиях, предусматриваемых Уставом и федеральным законодательством. Устав вступает в силу в полном объеме после формирования указанных органов. С момента вступления в силу Устава единый субъект РФ становится правопреемником сторон.

Участники встречи одобрили данный проект.

По предложению представителя президента РФ в Санкт-Петербурге Сергея Цыпляева этот проект рассматривала Общественная палата. Итогом обсуждения стали рекомендации палаты: признать целесообразным объединение Ленинградской области и Санкт-Петербург в единый субъект РФ, одобрить проект договора о поэтапном объединении и рекомендовать органам государственной власти двух субъектов РФ начать переговоры о процедуре и порядке объединения.

5.    СУД, ПРОКУРАТУРА

5.1.    Нарушения закона в сфере приватизации

Прокуратура Санкт-Петербурга выявила факт незаконной приватизации предприятия оборонной промышленности "Завод Радиоприбор", осуществленной в период проведения чековых аукционов. Выяснилось, что фактическим владельцем 12,5% акций завода, проданных на специализированном чековом аукционе, стала американская фирма "Nick&C corporation", хотя официальным победителем аукциона было признано АОЗТ "Финансовый центр "Столица". Оборонный заказ данного предприятия составляет более 30%. По закону, иностранный инвестор может приобретать акции при приватизации таких предприятий только с разрешения правительства РФ. Указанная американская фирма такого разрешения не имела и действовала через посредников, при этом были использованы ненадлежащие средства платежа. Организаторы аукциона не предоставили правительству РФ сведений о победителе торгов, а иностранный инвестор не зарегистрировался в министерстве финансов РФ. Прокуратура Санкт-Петербург предъявила иск в Арбитражный суд о признании частично недействительным протокола о проведения чекового аукциона и об обращении в доход государства 5 тысяч приватизационных чеков завода "Радиоприбор".

5.2.    "Дело Никитина"

Не утихают страсти вокруг дела эксперта норвежской экологической организации "Беллуна" Александра Никитина, находящегося с февраля 1996 года в следственном изоляторе Управления ФСБ Санкт-Петербурга по подозрению в измене Родине в форме шпионажа (см. [4,5]). 10 июня Дзержинский районный суд Санкт-Петербург рассматривал ходатайство адвоката Юрия Шмидта (напомним, что адвокат был допущен к подзащитному лишь после обращения в Конституционный суд РФ - см. [5]) об изменении Никитину меры пресечения - содержания под стражей. Суд в ходатайстве отказал на том основании, что дело Никитина по подсудности якобы относится к военному суду. Решением районного суда рассмотрение ходатайства адвоката передано в военный суд. По этому поводу адвокат Ю.Шмидт забил тревогу, так как стало очевидным, что политика судебных органов Санкт-Петербург направлена на то, чтобы не только рассмотрение ходатайства об освобождении из-под стражи, но и само дело Никитина слушалось в военном суде. А это означает закрытость процесса для общественности. Между тем решение о передаче дела в военный суд является неправосудным, так как в военных судах рассматриваются только дела военнослужащих (Никитин таковым не является уже 4 года), а также гражданских лиц, обвиняемых по узкому перечню статей, в числе которых нет статьи за измену Родине.

Тогда же, 10 июня, в Санкт-Петербург был создан общественный комитет защиты А.Никитина. В адрес петербургского Управления ФСБ были направлены письма депутатов Государственной Думы и Законодательного собрания, общественных организаций с просьбой об освобождении Никитина из-под стражи и рассмотрении дела в гражданском суде. Состоялась встреча журналистов с представителями следственной службы УФСБ. Последние уверяли, что не заинтересованы в затягивании следствия и настаивали на правильности своих действий, о чем, по их словам, свидетельствует мнение надзирающего прокурора города и Генеральной прокуратуры РФ. Следователи выразили сомнение в утверждении адвоката о том, что доклад Никитина "Северный флот - потенциальный риск ядерного загрязнения региона", ставший причиной ареста, подготовлен на основании официальных источников. Было заявлено, что недавно к уголовной ответственности за разглашение государственной тайны был привлечен гражданин, сотрудничавший с Никитиным и признавший свою вину.

6.    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ПРОФСОЮЗЫ

6.1.    Региональная партия центра ("ЯБЛОКО")

Ставка, сделанная РПЦ на Владимира Яковлева на губернаторских выборах, оправдалась, и партия, приложившая немало усилий к избранию нового губернатора Санкт-Петербурга, получила реальную возможность влиять на его кадровую политику.

В ходе кампании по выборам губернатора Санкт-Петербург председатель политсовета РПЦ Игорь Артемьев (который снял свою кандидатуру в пользу Владимира Яковлева) согласовал с В.Яковлевым перечень постов в городской администрации, которые в случае победы Яковлева будут контролироваться РПЦ. На уровне первого лица (председателя) - это финансовый комитет (его председателем уже назначен И.Артемьев); на уровне заместителей - комитет по внешним связям (в качестве заместителя председателя согласована кандидатура председателя РПЦ Дмитрия Ленкова); КУГИ (Виктор Володькин); комитет по экономике и промышленной политике (в качестве заместителя по транспорту - Чумак); комитет по культуре (Басов); комитет по молодежной политике (лидер молодежной организации "ЯБЛОКА" Максим Резник). Этот список был утвержден на конференции РПЦ.

На конференции РПЦ, состоявшейся накануне съезда общероссийского движения "ЯБЛОКО" (который проходил после первого тура президентских выборов 21-22 июня), после долгого обсуждения небольшим большинством было принято решение поддержать позицию голосования во втором туре выборов президента РФ "против всех". В заявлении политсовета РПЦ говорится: "РПЦ не считает возможным поддерживать кандидатуру Ельцина исходя исключительно из страха перед коммунистами. Мы полагаем, что навязываемый обществу выбор "меньшего из двух зол" является безнравственным, а поддержка кандидатуры Бориса Ельцина будет означать фактическое одобрение всех совершенных им за последние годы злоупотреблений властью, начиная от расстрела парламента и нарушения присяги и заканчивая небывалым ростом коррупции и войной в Чечне, унесшей десятки тысяч человеческих жизней". Как известно, та же позиция возобладала и среди делегатов съезда "ЯБЛОКА" с той разницей, что голосование на съезде было "справочным", тогда как в случае РПЦ это было решением конференции.

В конце июня состоялась перевыборная конференция РПЦ. Избран новый председатель РПЦ (им стал депутат Государственной Думы от "ЯБЛОКА" Борис Моисеев) и новый состав политсовета. Председателем политсовета избран депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Михаил Амосов.

6.2.    Конгресс русских общин

Представители КРО во главе с председателем исполкома КРО Дмитрием Рогозиным провели 26 июня встречи с представителями городских и областных органов власти, деловых и научных кругов. Встречи имели целью убедить избирателей в необходимости поддержать альянс генерала А.Лебедя и Б.Ельцина. Д.Рогозин сообщил, что состоялась договоренность о том, что "авторитетнейшие люди Петербурга сделают заявление в поддержку этого альянса - единственно возможного и полезного в сегодняшней России".

6.3.    Христианские демократы

Координационный совет христианских общественно-политических организаций Санкт-Петербург и региона распространил заявление, в котором выражена уверенность в том, что "петербуржцы вновь сделают правильный выбор и во втором туре президентских выборов проголосуют за Бориса Ельцина". Авторы заявления предостерегают сторонников демократических реформ от самоуспокоенности и подчеркивают, что "именно выбор демократически настроенных петербуржцев должен перекрыть голоса части избирателей российской глубинки, где многие еще верят обещаниям коммунистического будущего". В заявлении также говорится, что чем нагляднее будет поражение коммунистов, тем слабее станет их влияние на жизнь страны в дальнейшем.

7.    СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

По данным Управления федеральной почтовой связи Санкт-Петербург, результаты подписки на региональные газеты следующие (без учета альтернативной подписки):

"Санкт-Петербургские ведомости" - 101098 экземпляров;

"Вечерний Петербург" - 28488;

"Невское время" - 18744;

"Вести" - 18457;

"Смена" - 17563

8.    ЭХО МАЙСКИХ ПРЕДВЫБОРНЫХ "РАЗБОРОК"

Прокурор Санкт-Петербурга В.Еременко распространил в СМИ заявление, в котором сказано, что опубликованное накануне второго тура выборов губернатора Санкт-Петербурга в газетах "Санкт-Петербургские ведомости" и "Невское время" открытое письмо мэра города А.Собчака президенту РФ и генеральному прокурору РФ (см. [1]) содержит сведения, не соответствующие действительности. В письме А.Собчака говорилось, что турецкая фирма "АТА" (в подозрительных связях с которой он обвинял В.Яковлева) "имеет юридический адрес по месту нахождения прокуратуры Санкт-Петербурга, т.е. открыла свой офис в здании прокуратуры". Прокурор Санкт-Петербург опровергает эти сведения и заявляет, что они носят порочащий характер. Он разъясняет, что указанная фирма, никогда не имевшая офиса в здании прокуратуры, вела в этом здании реставрационные работы на основании контракта, заключенного в октябре 1995 года Генеральной прокуратурой РФ, и согласно действующему законодательству была поставлена на налоговый учет по месту нахождения строительной площадки, о чем имеется свидетельство "о регистрации в налоговых целях иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в РФ". 14 марта 1996 года Государственной комиссией подписан акт о сдаче объекта в эксплуатацию, и в отрестраврированном здании размещены структурные подразделения прокуратуры Санкт-Петербурга. В.Еременко пишет: "Утверждение автора "Открытого письма" о ведении прокуратурой деятельности, прямо противоречащей ее целям и задачам, ... является ложным и наносит ущерб деловой репутации прокуратуры Санкт-Петербурга".

По сообщению агентства "Интерфакс", в Совете безопасности РФ (который только что возглавил генерал А.Лебедь) изучаются дела, связанные с коррупцией, взяточничеством и злоупотреблениями властью при распределении жилья, которые имели место в Санкт-Петербурге в течение последних лет (см. [1]). Аппаратом СБ затребованы материалы уголовного дела, ведется поиск свидетелей. К расследованию планируется подключить специальную сводную следственную группу, состоящую из работников ФСБ, МВД и Генеральной прокуратуры РФ.

Вслед за конфликтом в коллективе газеты "Невское время", связанным с ее позицией на выборах губернатора Санкт-Петербург (см. [1]), еще более скандальная разборка произошла в газете "Вечерний Петербург", антияковлевская позиция которой отличалась особой оголтелостью и неразборчивостью в средствах. Эта старейшая городская газета, некогда вторая по популярности после "Санкт-Петербургских ведомостей", в последние годы стала испытывать большие трудности и уступать свои позиции на газетном рынке. Недавно года газета стала закрытым акционерным обществом с соучредителями в лице мэрии Санкт-Петербург и банка "Санкт-Петербург" (последний владеет 35% акций). С первых дней существования газеты в новом качестве возник непримиримый конфликт между генеральным директором "Вечерки" Сергеем Шевчуком (много лет работавшим в этой газете) и ее главным редактором Владимиром Гронским (работавшим ранее в "Санкт-Петербургских ведомостях" и "Невском времени"). В газете создалось своего рода двоевластие. Дело доходило до попыток С.Шевчука изгнать В.Гронского из редакции с помощью милиции. Еще в марте совет директоров ставил вопрос о снятии Шевчука с должности, но тогда для принятия решения не хватило одного голоса. После этого учредители пытались добиться примирения "сторон", но безуспешно. Когда началась кампания по выборам губернатора Санкт-Петербурга, злые языки из числа петербургских журналистов говорили, что вопрос о том, кто из двух враждующих руководителей останется в "Вечерке", должен решиться по результатам работы газеты на избирательную кампанию А.Собчака. По некоторым сведениям, все главные предвыборные материалы в "Вечерке", "разоблачающие" Яковлева (см. [1]) и подписанные разными фамилиями, были написаны С.Шевчуком. В отношении некоторых из этих статей В.Яковлев, еще будучи кандидатом в губернаторы, заявлял, что привлечет газету к суду.

13 июня состоялось заседание совета директоров, на котором было принято решение об увольнении С.Шевчука с 14 июня. До общего собрания акционеров исполнение обязанностей генерального директора возложены на В.Гронского. Представители соучредителей объясняют это решение тем, что Шевчук не справился со своими обязанностями руководителя предприятия. Так, еще в 1995 году, когда газета была государственной, для ее спасения банк "Санкт-Петербург" вложил в нее около миллиарда рублей, после чего перед вложением новых средств потребовал представить бизнес-план, вместо которого получил от Шевчука совершенно невразумительный документ [6]. Тогда Шевчук стал защищаться, для чего использовал весьма своеобразный прием. Он обманул руководство типографии, где уже печатался номер "Вечерки" за 7 июня 1996 года, сказав, что в тот же день должен выйти еще один номер газеты, который будет рекламным. В итоге подписчики получили 7 июня два выпуска газеты от 7 июня, отличающиеся друг от друга только первой страницей, на которой в "номере Шевчука" была напечатана большая статья без подписи, озаглавленная "Разгром прессы начинается. В этом готов помочь губернатору Яковлеву банк "Санкт-Петербург". Из содержания статьи следовало, что вновь избранный губернатор Санкт-Петербург в отместку за критику в "Вечерке" преследует генерального директора газеты, а банк-соучредитель, якобы вложивший в газету всего 35 миллионов рублей, расправляется с руководителем газеты в угоду новой городской власти. Одновременно С.Шевчук созвал пресс-конференцию под названием "Разгром прессы", на которой повторил содержание этой статьи. Позднее главный редактор газеты В.Гронский решил опубликовать в "Вечерке" небольшую заметку о том, что ни он, ни основной коллектив редакции не имеют отношения к статье, появившейся в "дополнительном" номере от 7 июня. Однако группа сторонников Шевчука не дала поставить заметку в номер, явившись в цех типографии и рассыпав набор.

 

 

ИСТОЧНИКИ

1. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург в мае 1996 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1996, №5.

2. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург в декабре 1995 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1995, №12.

3. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург в апреле 1995 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1995, №4.

4. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург в феврале 1996 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1996, №2.

5. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург в марте 1996 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1996, №3.

6. Терешкин В. Санкт-Петербургские газетные тайны-II // Московские новости. - М. - 1996. - 16-23 июня. - №24. - С. 27.