|
Новое на сайте |
Ахмет ИВАНОВ
Главным событием, определившим тональность всей прелюдии к выборам Президента РФ были не только заявления М.Шаймиева о поддержке кандидатуры Ельцина (по формуле "без войны в Чечне"), не только многочисленные лояльные выступления общественных структур. Кульминацией всей кампании в Татарстане стал блиц-визит в республику Бориса Ельцина 9 июня. Программа пребывания в Казани и ее окрестностях включала в себя участие Ельцина и Шаймиева в церемонии открытия после ресконструкции Большого концертного зала Казанской консерватории, осмотр Казанского Кремля, участие в праздновании традиционного Сабан-туя в Арском районе близ Казани.
О чем же, за пределами ставших привычными взаимных комплиментов, говорили президенты?
Из сообщений печати следует, что обсуждались вопросы о включении строительства Казанского метро в федеральные программы на 1997-2000 годы; о выделении из федеральных источников 9 млрд. рублей на воссоздание мечети Кул-Шариф и на реконструкцию Благовещенского собора на территории Казанского кремля; о выделении 5 млн. $ на покупку органа для Большого концертного зала консерватории; о том, что подписан указ о включении Казанского университета в свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
Особо акцентировал Б.Ельцин то, что его заявление в августе 90-го, сделанное в Казани, "берите столько суверенитета сколько вам его надо", было в стратегическом плане правильным. "Мы отдали Татарстану то, что ему полагается. И сейчас только всем стало ясно, абсолютно всем, когда мы подписали договоры с пятидесятью процентами субъектов федерации, что Договор, подписанный с Президентом Татарстана Минтимером Шариповичем Шаймиевым, стал крупным шагом на пути развития федерализма, сохранения единства в России. Он внес стабильность в политическую обстановку Татарстана и России", - говорил Ельцин почти шесть лет спустя, вновь побывав в Казани.
В период с 1991 г. по 1993 г. кривая электоральной активности жителей Татарстана на российских выборах и референдумах опускалась ниже пороговых отметок, достигнув в конце этой фазы минимального значения примерно в 14% [1]. После же подписания в феврале 1994 года двустороннего договора между Москвой и Казанью о разграничении полномочий и предметов ведения в этих тенденциях наступил перелом. Сегодня картина выглядит абсолютно иначе.
Республика, по оценкам оценкам аналитиков из Российской академии госслужбы, отнесена к "неустойчиво прореформаторскому" разряду с точки зрения электоральных настроений, в отличие, скажем от других республик-миллионниц (Башкортостан и Дагестан проходят под рубрикой "устойчивого консерватизма", Удмуртия - "неустойчивого консерватизма") [1]. В своей группе Татарстан лидирует по показателю суммарной доли голосов, поданных за прореформаторские блоки на парламентских выборах в 1995 г. - 42%, уступая здесь лишь таким субъектам-миллионникам, как Москва и Санкт-Петербург, напротив, опережая членов лидирующей группы "устойчиво прореформаторски" настроенных субъектов - Нижегородскую область (32,2%), Пермскую, Свердловскую и Челябинскую области (по 35%).
Наиболее показательным моментом президентских выборов 96-го в Татарстане стал разительный контраст в итогах голосования в первом и втором турах 16 июня и 3 июля.
17 июня все основные местные газеты опубликовали результаты голосования по 55 территориальным избирательным комиссиям (без 5-ти городских районов Казани):
явка избирателей | 72% |
за Зюганова | 42 % |
за Ельцина | 33% |
за Лебедя | 7,5% |
за Явлинского | 7,0% |
18 июня ЦИК РТ обнародовал следующие данные:
за Ельцина | 39,43% |
за Зюганова | 39,19% |
за Лебедя | 7,59% |
за Явлинского | 7,19% |
за Жириновского | 2,60% |
Учитывая неоднократно высказанную уверенность М.Шаймиева в том, что Татарстан, на его взгляд, проголосует за Ельцина, за "курс реформ" и "за будущее", а не "за прошлое", эти результаты оказались, как минимум, неожиданными. Республика за исключением столицы отдала предпочтение второму соискателю, реально претендовавшему на кресло главы государства.
Ситуация была усугублена и тем, что Бориса Ельцина по-особому тепло и сердечно принимали в Казани на праздновании традиционного Сабан-туя буквально за неделю до выборов, всячески демонстрируя ему уверенность в благоприятном исходе голосования. Заметим попутно, что Ельцин опередил конкурентов в той зоне пригородных районов Казани, где он побывал на празднествах, обставленных со всеми положенными атрибутами.
В целом все это представляется как первая крупная политическая неудача Минтимера Шаймиева с 1991 года, способная было нанести урон его харизме умеренного реформатора, тонко чувствующего пульс жизни на селе и в глубинке, патерналистски настроенного центриста etc.
Одним из самых неожиданных эффектов из наблюдавшихся во время первого тура президентских выборов в Татарстане стало соотношение голосов, поданных за двух фаворитов в первом туре. Как это ни парадоксально, как бы это ни выбивалось из укоренившихся стереотипов политической социологии "суверенизации" и этнократического мифа, но корреляция между этническим составом районов республики (долей татар и других этнокомпонентов), с одной стороны, и электоральными предпочтениями, с другой стороны, не прослеживается в принципе. Иными словами, татарская деревня в первом туре отдала если не абсолютное, то относительное предпочтение кандидатуре Г.Зюганова, персонифицирующего все что угодно - от коммунистически-интернационалистского комплекса до жесткого государственничества, - но ничего хотя бы близко напоминающего ельцинскую толерантность по отношению к национально-государственным притязаниям республик. Подтверждением тому статистика:
[3]
район | "за" Б.Ельцина | "за" Г.Зюганова | доля татар (%) по переписи 89 г. |
г. Казань |
|
| 40,5 |
Вахитовский | 40247 | 10609 | - |
Кировский | 30499 | 10289 | - |
Московский | 43226 | 10575 | - |
Новосавиновский | 49007 | 17122 | - |
Приволжский | 52326 | 14907 | - |
Советский | 56546 | 12174 | - |
Авиастроительный | 27928 | 8821 | - |
Кайбицкий | 4589 | 5564 | 79,1 |
Камскоустьинский | 3647 | 5907 | 49,3 |
Кукморский | 10937 | 15650 | 79,6 |
Лаишевский | 8304 | 8252 | 36,9 |
Лениногорский | 6043 | 6957 | 73,1 |
г.Лениногорск | 9974 | 15974 | 39,4 |
Мамадышский | 7563 | 16368 | 72,5 |
Менделеевский | 4784 | 5305 | 53,4 |
Мензелинский | 9011 | 9159 | 60,4 |
Муслюмовский | 2792 | 10546 | 89,1 |
г. Набережные Челны | 62780 | 86986 | 40,6 |
Нижнекамский р-н | 3490 | 12073 | 45,2 |
г. Нижнекамск | 25455 | 37558 | 46,5 |
Новошешминский | 2982 | 5148 | 43,1 |
Октябрьский | 16761 | 11023 | 44,2 |
Пестречинский | 7002 | 7863 | 54,2 |
Рыбнослободской | 7466 | 10823 | 76,2 |
Сабинский | 7192 | 10217 | 92,8 |
Сармановский | 8180 | 11087 | 90,4 |
Спасский | 3663 | 7771 | 29,7 |
Агрызский | 3841 | 11675 | 59,5 |
Азнакаевский | 9561 | 7395 | 81,2 |
г. Азнакаево | 5919 | 9820 | 85,4 |
Аксубаевский | 3566 | 11925 | 38,2 |
Актанышский | 5298 | 14004 | 96,4 |
Алексеевский | 4104 | 8444 | 28,2 |
Алькеевский | 5047 | 7753 | 61,6 |
Альметьевский р-н | 6812 | 9708 | 54,6 |
г. Альметьевск | 32981 | 29586 | 51,4 |
Апастовский | 6203 | 7922 | 79,1 |
Арский | 14364 | 14184 | 92,5 |
Атнинский | 4962 | 3895 | - |
Бавлинский | 7436 | 10841 | 66,8 |
Балтасинский | 9012 | 8174 | 84,3 |
Бугульминский р-н | 3967 | 6353 | 44,9 |
г. Бугульма | 13479 | 20022 | 29,1 |
Буинский | 8827 | 18039 | 62,3 |
Верхнеуслонский | 2946 | 4903 | 20,5 |
Высокогорский | 15207 | 10907 | 56,4 |
Дрожжановский | 2766 | 14050 | 58,4 |
Елабужский | 1911 | 3260 | 37,7 |
г. Елабуга | 8931 | 10737 | 34,3 |
Заинский р-н | 2064 | 7461 | 75,5 |
г. Заинск | 4499 | 10555 | 48,7 |
Тетюшский | 5015 | 10179 | 31,0 |
Тукаевский | 3665 | 11270 | - |
Тюлячинский | 4523 | 3935 | - |
Черемшанский | 6688 | 5844 | 52,2 |
Чистопольский р-н | 3356 | 7408 | 57,0 |
г. Чистополь | 5855 | 18571 | 30,2 |
Ютазинский | 7034 | 6067 | - |
(*) несколько сельских районов образованы в 1990-1991
Как показывают эти данные, социально-территориальный момент несомненно перевесил в мотивационной структуре тот момент, который, казалось бы, должен доминировать, а именно - момент этнического, этнополитического. Примерно одинаковое соотношение голосов в ходе первого тура выборов 16 июня 1996 г. было получено как в районах с преобладанием татар, так и в районах, где они составляют очевидное меньшинство населения. Следовательно, в электоральных секторах на селе и в малых городах (собственно, практически повсюду за исключением Казани) этот тур "снял" какие-либо сомнения в массовости настроений, которые обозначались и обозначаются в терминах национал-сепаратизма, которые ассоциировались с ценностным статусом или приоритетностью этнонациональной суверенизации и т.д. Действовали в первую очередь установки иной - социально-обусловленной - природы. Ориентирами здесь были не программные установки или кредо кандидатов, касающиеся, скажем, федерализма или их видения этнических/межэтнических проблем, а символы макросоциального наполнения - отношение к тенденциям социальной поляризации, аграрной справедливости, территориального распределения ресурсов жизнеобеспечения, культурного разделения труда в системе "центр-периферия" и т.д.
Таким образом, момент этнорегионализации политического процесса в постсоюзном пространстве России по меньшей мере не следовало бы переоценивать. Пример Татарстана и Башкортостана - аргумент в пользу более многофакторного, плюралистического видения всей проблематики соотношения социального и национального в политическом участии на массовом уровне.
Наконец, результаты голосования в первом туре заставляют подвергнуть корректировке традиционные представления о тотальной управляемости провинциально-сельского электората в Татарстане. Точнее, речь может идти о том, что здесь ничего нельзя абсолютизировать и считать заведомо предсказуемым.
В республиканских СМИ как официозного, так и оппозиционного направления в первые дни после 16 июня возобладало единодушие в том, чтобы "козлами отпущения" сделать глав районных администраций с их непомерными злоупотреблениями (главным образом упоминались многоэтажные коттеджи и джипы). Однако, спрашивается, почему такого протестного голосования не было во время республиканских выборов?
Дело, как думается, в нескольких достаточно простых причинах.
Во-первых, это был протест против фактически внеэкономического принуждения к труду в условиях нынешнего состояния аграрного сектора (отсутствие или узость товарного выхода не только фермерских, но и личных хозяйств; невыплата и без того мизерной оплаты труда и т.п.). Сюда же следует отнести соотношение реформ и жизненных перспектив жителей малых городов, где непроизводственная, торгово-посредническая, финансовая инфраструктура представлена в совершенно иных масштабах и формах, чем в центре. Картина товарного изобилия здесь имеет принципиально иное ценовое измерение, а параметры спроса - другую природу. Кризис занятости также значительно болезненнее сказывается в условиях "глубинки", где для него не создано никаких компенсаторов.
Во-вторых, недостаточно дифференцированный подход к проведению капманий республиканского уровня и общероссийского с точки зрения "задействованности" и активности местных элит.
В-третьих, неадекватность символьных фигур политической рекламы в центральных СМИ для провинциально-сельской аудитории с точки зрения ее субкультурного восприятия, особенно в регионах с этнической спецификой. Для последних гораздо доступнее и понятнее пропаганда, исходящая из местных СМИ. Они то на сей раз и не были сориентированы столь же жестко, как во время выборов республиканского уровня.
Комментируя первый тур голосования на селе, М.Шаймиев отметил несколько факторов: медленный ход реформ на селе; инерцию упований на помощь государства, а не на товарную отдачу; слабую разъяснительную работу; чеченский кризис.
Аналитики из правительственных структур называли также и другие причины: институциональную недостаточность "идеологической работы на местах", фактор самоуспокоенности после успешного исхода выборов республиканского уровня, социально-имущественную дифференциацию и ее отражение во всплеске квазикоммунистических настроений.
Итоги же второго тура голосования приобрели более "застабилизированный" и адекватный, что ли, для Татарстана предварительный вид:
за Ельцина | 61,6% |
за Зюганова | 32,2% |
Разрыв между соперниками с 0,24% увеличился до 29,4%, что перекрывает суммарные проценты голосов, поданных за остальных членов лидирующей пятерки в первом туре (за Лебедя, Явлинского и Жириновского).
Если в первом туре Зюганов одержал верх практически повсюду кроме Казани, то теперь это удалось ему ТОЛЬКО в городе Чистополе. Счет оказался в пользу Ельцина:
Территория | За Ельцина | За Зюганова |
Набережные Челны | 47,5 | 45,1 |
Нижнекамск | 53,2 | 40,3 |
Лениногорск | 54,7 | 38,9 |
Альметьевск | 51,7 | 42,2 |
Чистополь | 43,1 | 48,4 |
Актанышский р-н | 52,2 | 36,7 |
Муслюмовский р-н | 64,8 | 28,1 |
Тукаевский р-н | 61,1 | 31,4 |
Бавлинский р-н | 89,3 | 5,9 |
Напомним, что в первом туре Зюганов в некоторых из этих районов имел полуторный-тройной перевес. Таким образом, в последнем раунде выборов, по всей вероятности, был приведен в действие привычный механизм участия в кампаниях местной администрации, когда импульсы относительно желаемого исхода голосования идут по накатанным управленческим (а не партийно-политическим) каналам.
11 июня в мэрии Москвы Президент РТ М.Шаймиев и глава московского правительства Ю.Лужков подписали Договор о принципах сотрудничества в экономической, научно-технической и культурной областях между Татарстаном и Москвой. Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом сотрудничестве, а также протоколы о намерениях между правительствами РТ и Москвы подписали Премьер-министр РТ Ф.Мухаметшин и Ю.Лужков.
Участники подписания получили поздравительное послание Б.Ельцина, оценившего событие как акцию, способствующую укреплению федерализма и обновлению региональной политики.
В практическом отношении программа сотрудничества предполагает взаимопоставки потребительских товаров, поставку в Москву автомобилей и нефтепродуктов (общий объем поставок в Москву до конца года - 42 млрд. руб.), участие московских автомобилестроителей в совместном производстве, создание совместных АО и информационно-коммерческих и культурных центров.
В июне произошли крупные перестановки в корпусе руководителей индустриального сектора РТ:
- вакансия гендиректора Департамента промышленности Госкомпромимущества РТ появилась в апреле с уходом Геннадия Алексеева на должность директора Зеленодольского судостроительного завода; ныне она замещена - назначен Ринат Багаутдинов, ранее руководивший одним из казанских НПО;
- определенной сенсацией стала отставка Юрия Литвинова с поста гендиректора Казанского авиационного производственного объединения им. С.П.Горбунова (о выступлениях работников КАПО с протестом против удушения отечественного самолетостроения сообщалось в предыдущем материале), т.к. при нем сдвинулась работа по выпуску ТУ-204-200, ТУ-324;
- новым гендиректором стал бывший вице-мэр Казани Наиль Хайруллин, который еще ранее возглавлял валяльно-войлочный комбинат;
- в знак протеста против промышленной политики российского правительства подал гендиректор Зеленодольского производственного объединения "Завод имени Серго" - крупного производителя газо- и холодильного оборудования и боеприпасов - (ПОЗИС) Олег Филиппов; его преемником стал бывший заместитель Валентин Слепцов;
- руководитель "НИИтурбокомпрессор" доктор технических наук Ибрагим Хисамеев назначен гендиректором АО "Казанькомпрессормаш" вместо Ахмета Галеева, оставаясь одновременно при этом и директором указанного НИИ;
- гендиректором НПО "Государственный институт прикладной оптики" назначен Алексей Макаров;
- гендиректором Казанского НПО вычислительной техники и информатики назначен Николай Домашов [4].
Эти и другие назначения , как предполагается, должны вдохнуть новые силы в промышленность республики, многие проблемы которой интерпретировались в связи с безинициативностью директорского корпуса.
Источники:
1. Российские регионы накануне выборов-95. - М.: Юриздат, 1995. - С. 35.
2. Гостев С., Журавлев А. Российская провинция перед вторым туром // НГ- Сценарии. Июнь-96. - Москва. -#. - 1996.
3. Данные приведены по: Картина выборов в разрезе районов // Республика Татарстан. - Казань. - 22 июня 1996; Мустафин М.Р., Хузеев Р.Г. Все о Татарстане. Экономико-географический справочник. - Казань: Татарск. книжн. изд-во, 1994. - С. 139-146.
4. Время и деньги. - Казань. - 20 июня 1996; Республика Татарстан. - Казань. - 4 июля 1996.
© Институт Гуманитарно-политических исследований