Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Ахмет ИВАНОВ

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН
в июне 1996 года

1.    ВИЗИТ Б.ЕЛЬЦИНА В КАЗАНЬ В ПРЕДДВЕРИИ ВЫБОРОВ

Главным событием, определившим тональность всей прелюдии к выборам Президента РФ были не только заявления М.Шаймиева о поддержке кандидатуры Ельцина (по формуле "без войны в Чечне"), не только многочисленные лояльные выступления общественных структур. Кульминацией всей кампании в Татарстане стал блиц-визит в республику Бориса Ельцина 9 июня. Программа пребывания в Казани и ее окрестностях включала в себя участие Ельцина и Шаймиева в церемонии открытия после ресконструкции Большого концертного зала Казанской консерватории, осмотр Казанского Кремля, участие в праздновании традиционного Сабан-туя в Арском районе близ Казани.

О чем же, за пределами ставших привычными взаимных комплиментов, говорили президенты?

Из сообщений печати следует, что обсуждались вопросы о включении строительства Казанского метро в федеральные программы на 1997-2000 годы; о выделении из федеральных источников 9 млрд. рублей на воссоздание мечети Кул-Шариф и на реконструкцию Благовещенского собора на территории Казанского кремля; о выделении 5 млн. $ на покупку органа для Большого концертного зала консерватории; о том, что подписан указ о включении Казанского университета в свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

Особо акцентировал Б.Ельцин то, что его заявление в августе 90-го, сделанное в Казани, "берите столько суверенитета сколько вам его надо", было в стратегическом плане правильным. "Мы отдали Татарстану то, что ему полагается. И сейчас только всем стало ясно, абсолютно всем, когда мы подписали договоры с пятидесятью процентами субъектов федерации, что Договор, подписанный с Президентом Татарстана Минтимером Шариповичем Шаймиевым, стал крупным шагом на пути развития федерализма, сохранения единства в России. Он внес стабильность в политическую обстановку Татарстана и России", - говорил Ельцин почти шесть лет спустя, вновь побывав в Казани.

2.    ИТОГИ ДВУХ ТУРОВ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В РТ

В период с 1991 г. по 1993 г. кривая электоральной активности жителей Татарстана на российских выборах и референдумах опускалась ниже пороговых отметок, достигнув в конце этой фазы минимального значения примерно в 14% [1]. После же подписания в феврале 1994 года двустороннего договора между Москвой и Казанью о разграничении полномочий и предметов ведения в этих тенденциях наступил перелом. Сегодня картина выглядит абсолютно иначе.

Республика, по оценкам оценкам аналитиков из Российской академии госслужбы, отнесена к "неустойчиво прореформаторскому" разряду с точки зрения электоральных настроений, в отличие, скажем от других республик-миллионниц (Башкортостан и Дагестан проходят под рубрикой "устойчивого консерватизма", Удмуртия - "неустойчивого консерватизма") [1]. В своей группе Татарстан лидирует по показателю суммарной доли голосов, поданных за прореформаторские блоки на парламентских выборах в 1995 г. - 42%, уступая здесь лишь таким субъектам-миллионникам, как Москва и Санкт-Петербург, напротив, опережая членов лидирующей группы "устойчиво прореформаторски" настроенных субъектов - Нижегородскую область (32,2%), Пермскую, Свердловскую и Челябинскую области (по 35%).

Наиболее показательным моментом президентских выборов 96-го в Татарстане стал разительный контраст в итогах голосования в первом и втором турах 16 июня и 3 июля.

17 июня все основные местные газеты опубликовали результаты голосования по 55 территориальным избирательным комиссиям (без 5-ти городских районов Казани):

 

явка избирателей

72%

за Зюганова

42 %

за Ельцина

33%

за Лебедя

7,5%

за Явлинского

7,0%

 

18 июня ЦИК РТ обнародовал следующие данные:

 

за Ельцина

39,43%

за Зюганова

39,19%

за Лебедя

7,59%

за Явлинского

7,19%

за Жириновского

2,60%

 

Учитывая неоднократно высказанную уверенность М.Шаймиева в том, что Татарстан, на его взгляд, проголосует за Ельцина, за "курс реформ" и "за будущее", а не "за прошлое", эти результаты оказались, как минимум, неожиданными. Республика за исключением столицы отдала предпочтение второму соискателю, реально претендовавшему на кресло главы государства.

Ситуация была усугублена и тем, что Бориса Ельцина по-особому тепло и сердечно принимали в Казани на праздновании традиционного Сабан-туя буквально за неделю до выборов, всячески демонстрируя ему уверенность в благоприятном исходе голосования. Заметим попутно, что Ельцин опередил конкурентов в той зоне пригородных районов Казани, где он побывал на празднествах, обставленных со всеми положенными атрибутами.

В целом все это представляется как первая крупная политическая неудача Минтимера Шаймиева с 1991 года, способная было нанести урон его харизме умеренного реформатора, тонко чувствующего пульс жизни на селе и в глубинке, патерналистски настроенного центриста etc.

Одним из самых неожиданных эффектов из наблюдавшихся во время первого тура президентских выборов в Татарстане стало соотношение голосов, поданных за двух фаворитов в первом туре. Как это ни парадоксально, как бы это ни выбивалось из укоренившихся стереотипов политической социологии "суверенизации" и этнократического мифа, но корреляция между этническим составом районов республики (долей татар и других этнокомпонентов), с одной стороны, и электоральными предпочтениями, с другой стороны, не прослеживается в принципе. Иными словами, татарская деревня в первом туре отдала если не абсолютное, то относительное предпочтение кандидатуре Г.Зюганова, персонифицирующего все что угодно - от коммунистически-интернационалистского комплекса до жесткого государственничества, - но ничего хотя бы близко напоминающего ельцинскую толерантность по отношению к национально-государственным притязаниям республик. Подтверждением тому статистика:

2.1.    Итоги первого тура голосования по выборам президента РФ 16 июня 1996 г. по районам РТ(*)

[3]

район

"за" Б.Ельцина

"за" Г.Зюганова

доля татар (%) по переписи 89 г.

г. Казань

 

 

40,5

Вахитовский

40247

10609

-

Кировский

30499

10289

-

Московский

43226

10575

-

Новосавиновский

49007

17122

-

Приволжский

52326

14907

-

Советский

56546

12174

-

Авиастроительный

27928

8821

-

Кайбицкий

4589

5564

79,1

Камскоустьинский

3647

5907

49,3

Кукморский

10937

15650

79,6

Лаишевский

8304

8252

36,9

Лениногорский

6043

6957

73,1

г.Лениногорск

9974

15974

39,4

Мамадышский

7563

16368

72,5

Менделеевский

4784

5305

53,4

Мензелинский

9011

9159

60,4

Муслюмовский

2792

10546

89,1

г. Набережные Челны

62780

86986

40,6

Нижнекамский р-н

3490

12073

45,2

г. Нижнекамск

25455

37558

46,5

Новошешминский

2982

5148

43,1

Октябрьский

16761

11023

44,2

Пестречинский

7002

7863

54,2

Рыбнослободской

7466

10823

76,2

Сабинский

7192

10217

92,8

Сармановский

8180

11087

90,4

Спасский

3663

7771

29,7

Агрызский

3841

11675

59,5

Азнакаевский

9561

7395

81,2

г. Азнакаево

5919

9820

85,4

Аксубаевский

3566

11925

38,2

Актанышский

5298

14004

96,4

Алексеевский

4104

8444

28,2

Алькеевский

5047

7753

61,6

Альметьевский р-н

6812

9708

54,6

г. Альметьевск

32981

29586

51,4

Апастовский

6203

7922

79,1

Арский

14364

14184

92,5

Атнинский

4962

3895

-

Бавлинский

7436

10841

66,8

Балтасинский

9012

8174

84,3

Бугульминский р-н

3967

6353

44,9

г. Бугульма

13479

20022

29,1

Буинский

8827

18039

62,3

Верхнеуслонский

2946

4903

20,5

Высокогорский

15207

10907

56,4

Дрожжановский

2766

14050

58,4

Елабужский

1911

3260

37,7

г. Елабуга

8931

10737

34,3

Заинский р-н

2064

7461

75,5

г. Заинск

4499

10555

48,7

Тетюшский

5015

10179

31,0

Тукаевский

3665

11270

-

Тюлячинский

4523

3935

-

Черемшанский

6688

5844

52,2

Чистопольский р-н

3356

7408

57,0

г. Чистополь

5855

18571

30,2

Ютазинский

7034

6067

-

 

(*) несколько сельских районов образованы в 1990-1991

 

Как показывают эти данные, социально-территориальный момент несомненно перевесил в мотивационной структуре тот момент, который, казалось бы, должен доминировать, а именно - момент этнического, этнополитического. Примерно одинаковое соотношение голосов в ходе первого тура выборов 16 июня 1996 г. было получено как в районах с преобладанием татар, так и в районах, где они составляют очевидное меньшинство населения. Следовательно, в электоральных секторах на селе и в малых городах (собственно, практически повсюду за исключением Казани) этот тур "снял" какие-либо сомнения в массовости настроений, которые обозначались и обозначаются в терминах национал-сепаратизма, которые ассоциировались с ценностным статусом или приоритетностью этнонациональной суверенизации и т.д. Действовали в первую очередь установки иной - социально-обусловленной - природы. Ориентирами здесь были не программные установки или кредо кандидатов, касающиеся, скажем, федерализма или их видения этнических/межэтнических проблем, а символы макросоциального наполнения - отношение к тенденциям социальной поляризации, аграрной справедливости, территориального распределения ресурсов жизнеобеспечения, культурного разделения труда в системе "центр-периферия" и т.д.

Таким образом, момент этнорегионализации политического процесса в постсоюзном пространстве России по меньшей мере не следовало бы переоценивать. Пример Татарстана и Башкортостана - аргумент в пользу более многофакторного, плюралистического видения всей проблематики соотношения социального и национального в политическом участии на массовом уровне.

Наконец, результаты голосования в первом туре заставляют подвергнуть корректировке традиционные представления о тотальной управляемости провинциально-сельского электората в Татарстане. Точнее, речь может идти о том, что здесь ничего нельзя абсолютизировать и считать заведомо предсказуемым.

В республиканских СМИ как официозного, так и оппозиционного направления в первые дни после 16 июня возобладало единодушие в том, чтобы "козлами отпущения" сделать глав районных администраций с их непомерными злоупотреблениями (главным образом упоминались многоэтажные коттеджи и джипы). Однако, спрашивается, почему такого протестного голосования не было во время республиканских выборов?

Дело, как думается, в нескольких достаточно простых причинах.

Во-первых, это был протест против фактически внеэкономического принуждения к труду в условиях нынешнего состояния аграрного сектора (отсутствие или узость товарного выхода не только фермерских, но и личных хозяйств; невыплата и без того мизерной оплаты труда и т.п.). Сюда же следует отнести соотношение реформ и жизненных перспектив жителей малых городов, где непроизводственная, торгово-посредническая, финансовая инфраструктура представлена в совершенно иных масштабах и формах, чем в центре. Картина товарного изобилия здесь имеет принципиально иное ценовое измерение, а параметры спроса - другую природу. Кризис занятости также значительно болезненнее сказывается в условиях "глубинки", где для него не создано никаких компенсаторов.

Во-вторых, недостаточно дифференцированный подход к проведению капманий республиканского уровня и общероссийского с точки зрения "задействованности" и активности местных элит.

В-третьих, неадекватность символьных фигур политической рекламы в центральных СМИ для провинциально-сельской аудитории с точки зрения ее субкультурного восприятия, особенно в регионах с этнической спецификой. Для последних гораздо доступнее и понятнее пропаганда, исходящая из местных СМИ. Они то на сей раз и не были сориентированы столь же жестко, как во время выборов республиканского уровня.

Комментируя первый тур голосования на селе, М.Шаймиев отметил несколько факторов: медленный ход реформ на селе; инерцию упований на помощь государства, а не на товарную отдачу; слабую разъяснительную работу; чеченский кризис.

Аналитики из правительственных структур называли также и другие причины: институциональную недостаточность "идеологической работы на местах", фактор самоуспокоенности после успешного исхода выборов республиканского уровня, социально-имущественную дифференциацию и ее отражение во всплеске квазикоммунистических настроений.

2.2.    Итоги второго тура президентских выборов в Татарстане

Итоги же второго тура голосования приобрели более "застабилизированный" и адекватный, что ли, для Татарстана предварительный вид:

 

за Ельцина

61,6%

за Зюганова

32,2%

 

Разрыв между соперниками с 0,24% увеличился до 29,4%, что перекрывает суммарные проценты голосов, поданных за остальных членов лидирующей пятерки в первом туре (за Лебедя, Явлинского и Жириновского).

Если в первом туре Зюганов одержал верх практически повсюду кроме Казани, то теперь это удалось ему ТОЛЬКО в городе Чистополе. Счет оказался в пользу Ельцина:

 

Территория

За Ельцина

За Зюганова

Набережные Челны

47,5

45,1

Нижнекамск

53,2

40,3

Лениногорск

54,7

38,9

Альметьевск

51,7

42,2

Чистополь

43,1

48,4

Актанышский р-н

52,2

36,7

Муслюмовский р-н

64,8

28,1

Тукаевский р-н

61,1

31,4

Бавлинский р-н

89,3

5,9

 

Напомним, что в первом туре Зюганов в некоторых из этих районов имел полуторный-тройной перевес. Таким образом, в последнем раунде выборов, по всей вероятности, был приведен  в действие привычный механизм участия в кампаниях местной администрации, когда импульсы относительно желаемого исхода голосования идут по накатанным управленческим (а не партийно-политическим) каналам.

3.    ДОГОВОР И СОГЛАШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ ТАТАРСТАН И МОСКВОЙ

11 июня в мэрии Москвы Президент РТ М.Шаймиев и глава московского правительства Ю.Лужков подписали Договор о принципах сотрудничества в экономической, научно-технической и культурной областях между Татарстаном и Москвой. Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом сотрудничестве, а также протоколы о намерениях между правительствами РТ и Москвы подписали Премьер-министр РТ Ф.Мухаметшин и Ю.Лужков.

Участники подписания получили поздравительное послание Б.Ельцина, оценившего событие как акцию, способствующую укреплению федерализма и обновлению региональной политики.

В практическом отношении программа сотрудничества предполагает взаимопоставки потребительских товаров, поставку в Москву автомобилей и нефтепродуктов (общий объем поставок в Москву до конца года - 42 млрд. руб.), участие московских автомобилестроителей в совместном производстве, создание совместных АО и информационно-коммерческих и культурных центров.

4.    "КАДРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" В ПРОМЫШЛЕННОСТИ РТ

В июне произошли крупные перестановки в корпусе руководителей индустриального сектора РТ:

- вакансия гендиректора Департамента промышленности Госкомпромимущества РТ появилась в апреле с уходом Геннадия Алексеева на должность директора Зеленодольского судостроительного завода; ныне она замещена - назначен Ринат Багаутдинов, ранее руководивший одним из казанских НПО;

- определенной сенсацией стала отставка Юрия Литвинова с поста гендиректора Казанского авиационного производственного объединения им. С.П.Горбунова (о выступлениях работников КАПО с протестом против удушения отечественного самолетостроения сообщалось в предыдущем материале), т.к. при нем сдвинулась работа по выпуску ТУ-204-200, ТУ-324;

- новым гендиректором стал бывший вице-мэр Казани Наиль Хайруллин, который еще ранее возглавлял валяльно-войлочный комбинат;

- в знак протеста против промышленной политики российского правительства подал гендиректор Зеленодольского производственного объединения "Завод имени Серго" - крупного производителя газо- и холодильного оборудования и боеприпасов - (ПОЗИС) Олег Филиппов; его преемником стал бывший заместитель Валентин Слепцов;

- руководитель "НИИтурбокомпрессор" доктор технических наук Ибрагим Хисамеев назначен гендиректором АО "Казанькомпрессормаш" вместо Ахмета Галеева, оставаясь одновременно при этом и директором указанного НИИ;

- гендиректором НПО "Государственный институт прикладной оптики" назначен Алексей Макаров;

- гендиректором Казанского НПО вычислительной техники и информатики назначен Николай Домашов [4].

Эти и другие назначения , как предполагается, должны вдохнуть новые силы в промышленность республики, многие проблемы которой интерпретировались в связи с безинициативностью директорского корпуса.

 

 

Источники:

1. Российские регионы накануне выборов-95. - М.: Юриздат, 1995. - С. 35.

2. Гостев С., Журавлев А. Российская провинция перед вторым туром // НГ- Сценарии. Июнь-96. - Москва. -#. - 1996.

3. Данные приведены по: Картина выборов в разрезе районов // Республика Татарстан. - Казань. - 22 июня 1996; Мустафин М.Р., Хузеев Р.Г. Все о Татарстане. Экономико-географический справочник. - Казань: Татарск. книжн. изд-во, 1994. - С. 139-146.

4. Время и деньги. - Казань. - 20 июня 1996; Республика Татарстан. - Казань. - 4 июля 1996.