Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Е. Р., М. С.

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
в мае-июне 1997 года

1.    ПРАВИТЕЛЬСТВО и ГУБЕРНАТОР

5 мая на заседании правительства рассматривалась работа АО “Демиховский машиностроительный завод” и АО “Коломенский завод”. Власть попыталась проанализировать, как в отсутствие бюджетного финансирования эти предприятия (участники федеральной программы “Разработка и производство пассажирского подвижного состава нового поколения”) могут выполнять свои обязательства. Демиховский завод специализируется на выпуске пригородных поездов, а Коломенский завод — электровозов и тепловозов. План выпуска и на первом, и на втором не выполняется. Правительству области ничего не остается, как пытаться “выбить” из Минфина РФ и МПС задолженность по программе и настаивать на том, чтобы главы районов, на территории которых находятся предприятия, завершили процесс принятия ведомственного жилья на муниципальный баланс [[1]].

12 мая на заседании правительства рассматривался вопрос об исполнении областного бюджета в I квартале 1997 года. По утверждению заместителя главы администрации области, председателя комитета по финансовой и налоговой политике Л.Дьяконовой, такого разрыва между расчетными и реальными цифрами в бюджетной истории Подмосковья еще не было: из запланированных на год 11 триллионов рублей в консолидированный бюджет области поступило лишь 1,9. Таким образом, консолидированный бюджет исполнен на 16,2%, а собственно областной — на 9,9% (в расчете на год). Резко завышенным оказались расчеты поступления налогов, особенно налога на прибыль, дающего, наряду с НДС, основной объем поступлений в региональный бюджет [[2]].

23 июня с рассмотрения правительства был неожиданно снят вопрос об исполнении бюджета за 1996 год. Интересно, что произошло это открыто, на заседании, по предложению первого вице-главы по экономике и развитию Виктора Власова. Власов сказал, что, по его мнению, вопрос плохо подготовлен и слишком поздно внесен. Таким образом, публично проявились определенные противоречия в верхушке администрации, в данном случае между Власовым и главным финансистом области Дьяконовой, вносившей этот вопрос. Случай для областного правительства редкий: обычно на публике все члены “команды Тяжлова” демонстрируют единство, оппонируя друг другу в определенных рамках. Оппонировать Дьяконовой, стоящей “у крана” бюджетных денег, вообще мало кто решается. Судя по всему, положение Дьяконовой за последние месяцы пошатнулось, чему способствовали, в том числе, разоблачения “Новой газеты”, связанные с “накачкой” деньгами “Уникомбанка” под видом помощи бюджету, о чем мы рассказывали ранее [[3]].

17 июня губернатор своим постановлением распространил на государственных служащих Московской области обязанность по представлению деклараций о доходах и имуществе, введенную ранее президентским указом для федеральных служащих.

2.    ОБЛАСТНАЯ ДУМА

Основным событием мая для Думы было окончательное принятие бюджета на текущий год. В течение месяца согласительная комиссия рассматривала внесенные поправки, пытаясь учесть интересы и отдельных городов, и районов, и области в целом, дважды бюджет рассматривался на Думе. По-прежнему, основной проблемой бюджета области продолжает считаться снижение размера трансферта из Федерального фонда поддержки бюджетов субъектов федерации с 4 триллионов до менее чем 2 триллионов рублей. Несмотря на такой дефицит средств, расходная часть была увеличена за счет расходов на социальную политику (в частности, на поддержку студенческой молодежи), летние оздоровительные мероприятия и финансирования ссудного фонда для поддержки малого предпринимательства. В результате областной бюджет был утвержден по доходам в размере 7 254 049,6 миллиона рублей, а по расходам — 7 572 049,6 миллиона рублей. Предельный дефицит бюджета установлен в сумме 318 миллиардов рублей. Депутаты настояли (о предшествующих дискуссиях см. [[4], [5]]) на полном включении в бюджет финансирования законов “О ветеранах” и “О государственных пособиях гражданам, имеющих детей”.

Областная Дума на июньских заседаниях рассмотрела, в числе прочих, следующие вопросы:

— проект закона “О выборах депутатов Московской областной Думы” (о предстоящих выборах см.ниже).

— о формировании, управлении и распоряжении областной собственностью в 1996 году.

Губернатору было предложено разработать и внести после каникул в Думу соответствующий законопроект, предусматривающий обеспечение представления интересов Московской области в органах управления коммерческих организаций, чьи акции находятся в областной собственности.

Областная дума приняла, а губернатора Анатолий Тяжлов подписал целевую программу поддержки и развития малого предпринимательства в Московской области на 1997-1998 годы. Программа предусматривает финансирование в 1997 году: из областного бюджета 18 млрд. руб., из Федерального фонда поддержки малого предпринимательства 15,6 млрд. руб и еще 18 млрд. неких “привлеченных средств”. Сама программа является плодом поиска новых сфер деятельности областным Комитетом по управлению имуществом: отдельной структуры по поддержке малого предпринимательства в Московской области нет.

Применение для 1,5 млрд. из обещанных бюджетных денег уже найдено: 4 июня постановлением губернатора создана Московская областная специализированная лизинговая компания, вклад области в которую предусмотрен именно за счет этих средств.

С 1 июня вступил в силу областной закон “О системе оплаты труда лиц, занимающих муниципальные должности и замещающих должности муниципальной службы Московской области”. Интересно, что закон увязывает оклады муниципальных служащих не с минимальной зарплатой, а со среднемесячной зарплатой по Московской области (правда, не по данным статистики, а по постановлению губернатора: так, в июне она “установлена” в размере 745 тыс. руб.). Закон завершает период разброда и шатаний в установлении муниципальных окладов: так, местному главе оклад мог устанавливаться местным Советом в размере, где 2, где 7, а где и 10 млн. в месяц. Закон и изданное в соответствии с ним постановление губернатора делят муниципальные образования на 5 категорий, в зависимости от численности населения, и устанавливают жесткие “вилки” окладов для всех возможных муниципальных должностей.

3.    Навстречу выборам-97

Как уже отмечалось, перевыборы областной Думы назначены на 14 декабря 1997 года (на этот же день в Москве назначены перевыборы городской Думы). Хотя есть опасение, что выборы могут не состояться из-за неявки 25% избирателей, областные политики активизируют подготовку к ним. Особое значение выборы имеют еще и потому, что, по мнению, бытующему в областной элите, тот, кто возглавит новую Думу, имеет наилучшие шансы стать преемником Тяжлова на посту губернатора. Уже сейчас выявился ряд политиков, претендующих на кресло председателя Думы.

Валерий Гальченко пожалуй, наиболее серьезно готовится к предстоящим выборам, уже сейчас работая с потенциальными кандидатами в каждом округе. Но для него станет серьезной проблемой собственный проход в Думу: Дмитровский район, избравший Гальченко в 1993 году, дал ему в 1995-м (на выборах губернатора) столь низкий результат, что его новое избрание по этому округу весьма проблематично. К тому же администрация области может бросить все силы на то, чтобы провалить Гальченко в любом округе, в котором тот станет баллотироваться (хотя бы ценой срыва в нем выборов: участковые избиркомы могут получить указание пресекать голосование за членов семей по их паспортам, без которого набрать искомые 25% избирателей в Подмосковье совсем уж проблематично).

Анатолий Долголаптев также в последнее время проявил себя как потенциальный кандидат. Но ему это, скорее, нужно не для получения поста губернатора (такую возможность он имел еще в 1991-ом, но добровольно уступил первенство Тяжлову), а для возврата в Совет Федерации, зампредом которого он был в 1994-1995 годах. Сейчас Долголаптев возглавляет Лигу содействия оборонным предприятиям и Союз наукоградов России.

Андрей Поляков, нынешний председатель комитета по местному самоуправлению Государственной Думы, возможно, станет тем кандидатом в председатели Думы, которого поддержит Тяжлов. Поляков был председателем облсовета в 1991-1993 годах и неплохо ладил тогда с губернатором. Кроме того, Поляков имеет наилучшие (по сравнению с Гальченко и Долголаптевым) шансы быть благословленным областной элитой в “преемники”.

Нынешний председатель облдумы Алексей Воронцов всерьез никем не рассматривается, и, кажется, сам это понимает. Тем не менее полностью сбрасывать его со счетов нельзя. Своего председателя Думы хотели бы иметь коммунисты, и наилучшие шансы из них имеет Николай Кечкин, зампред нынешней облдумы.

4.    ЭКОНОМИКА

4.1.    Конфликтные ситуации в аэропортах

Из четырех московских аэропортов два (Шереметьево и Внуково) находятся на территории Москвы, а два других (Домодедово и Быково) — на территории области. В обоих областных аэропортах сложились конфликтная ситуация.

В Домодедово недавним постановлением Правительства РФ разрешена приватизация, при этом она проводится с разделением на три предприятия: одно государственное (к нему будет отнесено имущество, не подлежащее приватизации: взлетно-посадочные полосы, средства аэронавигации и пр.) и два акционерных, с закрепляемыми в госсобственности пакетами (одно — авиакомпания с парком самолетов и другое — аэровокзальный комплекс). Конфликт связан с тем, что еще до приватизации аэропорт “оброс” коммерческими структурами, в частности, при нем была создана компания “East Line”. В июне под лозунгом возврата этой (и некоторых других) организаций в лоно приватизируемого аэропорта дело дошло до объявления забастовки персоналом (которая, однако, не состоялась).

Более остро развивалась ситуация в Быково, где достигла апогея борьба между АО “Быково-авиа” (успешно объединяющем весь разделенный в Домодедово аэропортовский имущественный комплекс, и включающий и взлетно-посадочную полосу, и наземные службы, и собственно авиакомпанию, то есть самолеты, летные экипажи, аэронавигацию) и АО ”Быковский авиаремонтный завод”, базирующийся тут же у летного поля. Контрольный пакет акций “Быково-авиа” принадлежит государству в лице Мособлкомимущества. Остальные акции распределены между коллективом самого АО и работниками тесно связанных с аэропортом предприятий. Наиболее крупными держателями акций из последних являются коллективы госпредприятия “Быковский центр управления воздушным движением” и Быковского авиаремонтного завода.

Завод развивался в последние годы динамичнее “Быково-авиа”, значительно обогнав единственного конкурента в Московском авиаузле — Внуковский завод. Его директор Владимир Черняев на почве ремонта самолетов авиакомпании “Россия” завел неплохие связи с управляющим делами администрации Президента РФ Павлом Бородиным, что позволило ему использовать мощь государства для наступления на директора “Быково-авиа” Геннадия Сытника.

Для такого наступления были все основания — авиакомпания неуклонно снижала объемы перевозок, авиарейсы уходили из Быково в другие аэропорты, и в такой ситуации Черняев резонно опасался полного закрытия аэропорта, что автоматически подкосило бы и завод. Поэтому еще в апреле он заручился поддержкой Госкомимущества, Федеральной авиационной службы и областной администрации с тем, чтобы на очередном собрании акционеров представитель государства (у которого 51% акций) поддержал бы его, Черняева, кандидатуру в качестве нового генерального директора АО “Быково-авиа”.

Собрание было назначено на 25 апреля, однако Сытник, не желавший расставаться с креслом директора, узнав о предстоящем голосовании, нашел предлог для отмены собрания. Но представитель государства (заместитель директора Федеральной авиационной службы А.Бондарев) с частью других акционеров собрание в другом помещении все-таки провели и Черняева гендиректором выбрали. Сытник правомочности собрания не признал и отказался освобождать кабинет. В конце мая Черняев попытался силой туда въехать, однако Сытнику с помощью милиции удалось его не впустить. Одновременно дело рассматривалось в суде, где в конце июня было проиграно Черняевым (собрание акционеров было признано нелегитимным). Наконец, 1 июля было совершено покушение на жизнь Черняева (взрыв), которое напрямую связывается с описываемым конфликтом [[6]].

4.2.    Международные связи

15 мая губернатор области А.Тяжлов принял представителей американской фирмы “Серл” и делегацию бразильского штата Амазонас. Бразильская делегация во главе с губернатором штата приехала в Россию пока лишь с целью поисков партнеров для проектов в области энергетики.

В первом же случае поводом для встречи стала закладка фундамента здания СП “Биопрепарат” — фармацевтического предприятия в поселке Изварино Ленинского района. Новое предприятие под названием “Серл Фарма” создано на базе Всероссийского научного центра молекулярной диагностики и лечения, который будет обеспечивать научную базу новому проекту. Планируется, что строительство “Серл Фарма” займет 1,5 года, а его мощность составит 300 миллионов таблеток и капсул в год. Стоимость проекта составит более $30 миллионов. Американской стороне принадлежит 75% капитала, но сама “Серл” внесла лишь 6 миллионов. Остальное — инвестиции правительства США (в рамках программы “Черномырдин-Гор”) [[7], [8]].

19 мая, в день 300-летия торгового договора между Россией и Германией, заключенном Петром I, губернатор области А.Тяжлов и премьер-министр земли Бранденбург (ФРГ) М.Штольпе подписали протокол о сотрудничестве между регионами. Администрация области давно пытается добиться активизации сотрудничества с Германией, с этой целью еще в прошлом году для рассмотрения потенциальным партнерам было предложено более 200 проектов. Тяжлов лично обещал всяческую поддержку подмосковно-немецкому сотрудничеству, которое, возможно, будет реализоваться в сферах развития телекоммуникаций, сети грузовых терминалов, строительства автодорог и т.д. [[9]].

Менее удачно складывается международное сотрудничество в одном из наиболее отдаленных районов области — Талдомском. Выбравшие это место для открытия производства маргарина швейцарские бизнесмены, зная непредсказуемость российской стороны, пожелали иметь определенные гарантии от районных властей. Последние, в свою очередь, не желая упустить партнера, муниципализировали незавершенное строительство ТОО “Талдомский птицекомбинат” решением о передаче “незавершенки” на баланс районного комитета по управлению имуществом [[10]].

В администрации области прошла встреча с делегацией в главе с руководителем корпорации “Подар” Радживом Подаром. Делегацию из ОАЭ, также посетившую область, возглавлял шейх Салем Аль-Касими. Обе делегации были приняты В.Власовым и председателем правления областного Уникомбанка Н.Галаничевой. Речь на переговорах шла о привлечении инвестиций из этих стран в область [[11]].

4.3.    Жизнь городов и районов области

В развитие идей федерального правительства глава Химкинского района создал в городе координационный совет по укреплению платежной и бюджетной налоговой дисциплины. Химкинский район является относительно благополучным: сбор налогов составляет в нем порядка 80%. Тем не менее задачами совета будут являться как оказание помощь налоговым службам по сбору налогов, так и проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности района [[12]].



Источники

[1]. Подмосковные известия. — 1997. — №84. — 7 мая.

[2]. Подмосковные известия. — 1997. — №86. — 13 мая.

[3]. Е.Р., М.С. Московская область в апреле 1997 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — №4.

[4]. Е.Р., М.С. Московская область в феврале 1997 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — №2.

[5]. Е.Р., М.С. Московская область в апреле 1997 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — №4.

[6]. Бурлак А “Судьба авиапредприятия ОАО “Быково” решается в наземных схватках” // Сегодня. — 1997. — №135. — 2 июля. — С. 5.

[7]. Подмосковные известия. — 1997. — №90. — 17 мая.

[8]. Подмосковные известия. — 1997. — №91. — 20 мая.

[9]. Подмосковные известия. — 1997. — №92. — 21 мая.

[10]. Подмосковные известия. — 1997. — №91. — 20 мая.

[11]. Подмосковные известия. — 1997. — №97. — 28 мая.

[12]. Подмосковные известия. — 1997. — №91. — 20 мая.