Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Александр ГАНДЕЕВ

АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
в апреле-июне 1997 года

1.    Экономика

1.1.    Налоговые поступления

Государственная налоговая инспекция по Астраханской области провела брифинг, на котором приглашенным журналистам было рассказано о работе этого органа. За 4 месяца 1997 г. налоговыми органами области было собрано в бюджетную систему 544 млрд. рублей при прогнозе в 555 млрд. рублей. Таким образом, прогноз был выполнен на 98%. Главным отличием в условиях работы налоговых органов в текущем году (по сравнению с прошлым) начальником ГНИ по Астраханской области Г.Горбуновым было названо сокращение доли безденежных поступлений (взаимозачетов предприятий по долгам бюджетов). Если в январе-апреле 1996 г. по Астраханской области они составляли 32%, то в текущем году — всего 14% в общей сумме поступлений (по России эта цифра составила 21%).

Г.Горбунов сообщил, что по итогам работы 4-х месяцев в “добровольном порядке” от налогоплательщиков поступило лишь 40% платежей, то есть почти каждый второй рубль поступлений из трех — это результат мер, принятых налоговыми органами.

За 4 месяца налоговыми органами выставлено инкассовых поручений на счета налогоплательщиков и их должников на списание денег со счетов в бесспорном порядке на 359 млрд. рублей. Арестовано имущества на 55 млрд. рублей. Изъято наличных денежных средств на сумму 6 млрд. рублей.

Отдельно Г.Горбунов остановился на итогах декларирования гражданами своих доходов за 1996 г. Он сообщил, что за отведенные на это три месяца от граждан было получено 25 799 деклараций. Количество граждан, продекларировавших свои доходы за 1996 г., увеличилось в сравнении с 1995 г. в 1,4 раза. По полученным декларациям исчислено 9,1 млрд. рублей подоходного налога, что в 2,3 раза больше, чем за тот же период прошлого года. По результатам проверок поданных деклараций доначислено 325,3 млн. рублей налога.

Качественный состав налогоплательщиков, подавших декларации о доходах, по сравнению с прошлым годом остался прежним. Наибольший удельный вес занимают декларации граждан с доходом до 10 млн. рублей — это 68% от общего числа поданных деклараций. Декларации с доходом от 10 до 50 млн. рублей составляют 31%, от 50 до 300 млн. рублей — 1%, а совокупный годовой доход свыше 300 млн. рублей продекларировали 28 граждан Астраханской области (0,1%).

1.2.    Инвестиции

С начала года администрация Астраханской области предпринимает весьма активные действия по привлечению инвестиций в регион. Первому заместителю губернатора А.Жилкину было поручено до конца года привлечь в область инвестиций на сумму 1 трлн. рублей. Именно на этих условиях он был оставлен после выборов на своей должности главой администрации области А.Гужвиным. И именно на один год с ним, равно как и с другими заместителями, был заключен контракт.

Подводя итоги своей деятельности по привлечению инвестиций за первый квартал 1997 г., А.Жилкин сообщил, что объем инвестиций составил 100 млрд. рублей. по его словам, начав активную работу по привлечению инвестиций, власти столкнулись с неожиданной проблемой — куда их вкладывать: большинство хозяйствующих субъектов готовы брать деньги лишь для выплаты зарплаты. Он отметил низкий уровень руководящего состава астраханских предприятий.

При администрации области действует специальный экспертный совет, который рассматривает представляемые на инвестиционный конкурс проекты. По состоянию на конец первого квартала для рассмотрения на совете было представлено 56 проектов. Ряд предприятий и фирм уже выиграли конкурс и получили финансовые вливания. А.Жилкин заявил. что в первую очередь предпочтение отдается тем проектам, которые дают быструю окупаемость.

Финансовое сопровождение части инвестиционных проектов осуществляется филиалами некоторых банков, действующих на территории Астраханской области. Активнее других здесь действует “Мосбизнесбанк”. В марте Астраханскую область посетил председатель правления “Мосбизнесбанка” В.Букато. В результате его переговоров с главой администрации области А.Гужвиным было подписано генеральное соглашение о сотрудничестве. В нем для финансирования “Мосбизнесбанком” представлено двенадцать инвестиционных проектов. Проекты представлены под гарантию администрации области. Среди представленных проектов: строительство рыболовецкого флота по развитию промысла частиковых видов рыб на Северном Каспии, строительство грузового порта в селе Оля Астраханской области, строительство жилищного комплекса в Астрахани совместно с АО “Главболгарстрой”, реконструкция производственного цеха Астраханской табачной фабрики и другие.

Соглашение о сотрудничестве в реализации инвестиционных проектов подписано администрацией и с “Инкомбанком”, который в апреле 1997 г. открыл в Астрахани свой филиал.

1.3.    Межрегиональные связи

В марте Астрахань с официальным визитом посетила делегация Республики Дагестан во главе с премьер-министром и председателем Государственного совета республики.

Итогом визита стало подписание договора о дружбе и сотрудничестве между Астраханской областью и Республикой Дагестан. В документе говорится, что стороны будут взаимодействовать в целях укрепления мира и стабильности в регионе, сохранения государственной целостности Российской Федерации, а также будут прилагать усилия для урегулирования конфликтов и кризисных ситуаций, затрагивающих или могущих затронуть интересы сторон.

Среди сфер сотрудничества, указанных в договоре — экология, наука, культура, здравоохранение, образование, социальная защита населения, туризм, спорт, средства массовой информации, охрана правопорядка и борьба с организованной преступностью, обеспечение безопасности пассажирских и грузовых перевозок.

2.    Политика

2.1.    Сто дней губернатора и мэра

Конец марта — начало апреля ознаменовались для мэра Астрахани И.Безрукавникова и главы администрации Астраханской области А.Гужвина рубежом в виде ста дней пребывания у власти.

И.Безрукавников отметил эту дату пресс-конференцией. Он сообщил, что за это время в городской администрации произошла серьезная структурная перестройка. Были реорганизованы почти все отделы и управления. Проведено сокращение штатов, но в то же время появились новые структуры.

Изучая систему новых назначений и преобразований, можно сделать вывод, что И.Безрукавников не забыл о тех, кто сыграл не последнюю роль в его предвыборном штабе. Так, в частности, появились три новые структуры — группа советников, возглавляемая Еленой Зоткиной; информационно-аналитический центр, возглавляемый социологом Сергеем Чуриным; экономическое управление с руководителем в ранге вице-мэра, возглавляемое Маратом Абдулхалыковым (до этого — начальник налоговой инспекции по Советскому району Астрахани). Все трое играли немаловажную роль в штабе И.Безрукавникова, выступая в качестве экспертов и консультантов. Следует отметить, что до этих назначений сотрудником администрации, причем на весьма второстепенной роли, была лишь Е.Зоткина.

Рубеж в виде ста дней главы администрации области А.Гужвина был пройден тихо и незаметно. В администрации об этом сочли за благо не упоминать. Сто дней губернатора не были отмечены ни выступлением, ни заявлением, ни тем паче каким-либо отчетом. Отчасти это объяснялось тем, что двумя неделями ранее этого срока А.Гужвин провел пресс-конференцию, на которой подвел итоги первого квартала, а также прокомментировал все наиболее важные моменты — от своих предвыборных обещаний до повышения стоимости проезда в городском общественном транспорте.

А.Гужвин заявил, что обо всех своих обещаниях, данных им в ходе выборов в ответ на обращения и просьбы избирателей, он помнит. Всего их 1017. Для их выполнения в полном объеме необходимо более 200 млрд. рублей. По словам А.Гужвина, все они систематизированы и собраны в единую программу, реализация которой рассчитана на четыре года.

Однако очевидно, что не все обещания губернатору удастся выполнить. Одно из самых главных — сокращение бюрократического аппарата — он реализовать не смог. Обещанное сокращение штата администрации на 30% не состоялось. Оказался слишком затянутым и процесс назначения заместителей и начальников управлений и комитетов, из-за чего большая часть администрации долгое время пребывала в подвешенном состоянии, что, естественно, не лучшим образом сказалось на ее работе. В результате же всех кадровых потуг оказалось, что гора родила мышь. Практически все заместители и руководители отделов, комитетов, управлений остались на своих местах. Таким образом, новые идеи, которые администрация не устает рекламировать, придется воплощать в жизнь старым чиновникам.

Весной длительный процесс назначений и перемещений в администрации области завершился. Вместо уволенного заместителя главы по социальной политике Т.Мухатова назначено сразу два заместителя, курирующих социальную сферу — начальник департамента здравоохранения Виктор Юшков и начальник управления труда и занятости Ирина Родненко (последняя играла весьма активную и важную роль в ходе предвыборной кампании А.Гужвина). Начальником управления международных и внешнеэкономических связей в ранге заместителя главы администрации назначен Владимир Демин (депутат горсовета, до назначения занимался предпринимательской деятельностью, до августа 1991 года — на комсомольской и партийной работе).

Кроме того, А.Гужвину в итоге долгих переговоров с федеральным руководством Пенсионного фонда удалось добиться смены управляющего Астраханским областным отделением фонда. На смену Николаю Кочукову, перешедшему на должность руководителя отделения Российского социально-коммерческого банка, пришел Валерий Пащенко, до этого занимавший должность начальника отдела по делам рыбного хозяйства администрации области.

2.2.    Выборы в Астраханское областное представительное собрание

Наиболее интересные политические события Астраханской области развернулись вокруг выборов в Астраханское областное Представительное собрание, которые должны состоятся в этом году. Все связанные с этим действия как нельзя лучше может охарактеризовать одно известное высказывание — битва бульдогов под ковром.

2.2.1.    Дата выборов и закон о выборах

Это пока самая большая проблема. Нынешний депутатский корпус не хочет называть дату выборов, поскольку считает это делом бессмысленным до тех пор, пока нет областного закона “О выборах депутатов Астраханского областного Представительного собрания”. Однако закон этот существует. Он был принят этим же депутатским корпусом осенью 1995 г. И уже апробирован на практике — трижды по нему проводились довыборы депутатов областного представительного собрания взамен выбывших по трем округам. Однако с учетом прошедших выборов, в том числе президентских и губернаторских, депутаты решили внести в него поправки, и уже который месяц заняты именно этим. В июне закон о выборах прошел второе чтение. Принятие его в третьем чтении ожидается в июле, и лишь после этого следует ожидать назначения даты выборов. Пока же в кулуарах ОПС и администрации области называют самые разные даты — второе воскресенье октября, второе воскресенье ноября, первую половину декабря. Но, так или иначе, выборы должны состояться не позднее последнего воскресенья декабря 1997 года.

Председатель избирательной комиссии Астраханской области Е.Покровский заявил, что если нынешний депутатский корпус будет тянуть с принятием поправок к закону о выборах и назначением их даты, то за три месяца до последнего воскресенья декабря облизбирком будет вынужден назначить выборы именно на этот день и провести их по тому закону, который был принят осенью 1995 г., поскольку до настоящего времени его никто не отменял, и он считается действующим.

2.2.2.    Позиция администрации области

Списки кандидатов в ОПС, которых должна была поддержана администрацией области, готовились сразу несколькими заместителями губернатора, но результатов этой деятельности до сих пор нет. Внешне создается впечатление, что исполнительную власть не интересует, кто будет избран в Собрание. Не ведется никакой активной деятельности по формированию своего списка кандидатов. Из некоторых конфиденциальных источников в последнее время стало известно, что глава администрации области А.Гужвин намерен применить на выборах в ОПС свою старую тактику — в ходе всей компании быть сторонним наблюдателем, а затем перетягивать на свою сторону разными методами уже избранных депутатов (именно поэтому, когда в ОПС обсуждалось количество депутатов в новом Собрании, представители администрации не поддержали идею увеличения депутатских мест с 29 до 47, ведь с 29 договориться гораздо легче). Однако при этом не берется в расчет тот факт, что по сравнению с 1993 г., когда избирался нынешний депутатский корпус, люди изменились, и теперь, например, командировкой в составе делегации администрации области куда-нибудь в Китай или Иран, преданность того или иного депутата губернатору не купишь. Кроме того, новое Собрание рискует быть таким “красным”, что не пойдет ни на какие компромиссы с исполнительной властью.

2.2.3.    Позиция политических партий, движений и общественных организаций

На заседании общественно-политического консультативного совета (ОПКС) при главе администрации области большинство представителей общественных и политических организаций (а это несколько десятков), осудили действия ОПС по затягиванию назначения даты выборов и потребовали депутатов назначить дату на ближайшем заседании собрания.

Уже сейчас разными политическими силами ведутся консультации относительно выборов в ОПС и формируются списки кандидатов. По имеющейся информации, свои списки формируют коммунисты и левые радикальные организации во главе с ОФТ, а также руководящая верхушка нынешнего Собрания. Свою игру намерено вести руководство Астрахани. Своих кандидатов скорее всего выдвинут движение “Город мой” (лидер — депутат ОПС А.Алмаев) и региональное отделение “ЯБЛОКА”. Готовится к выборам и группа весьма серьезных и влиятельных предпринимателей.

Пока неясно, какую роль в выборах в ОПС будут играть движение “Наш дом — Россия” и “Газпром”. Очевидно, что обе эти структуры будут участвовать в выборах, но пока не совсем понятно, будут ли они играть в одной команде с администрацией области, либо же поведут в той или иной мере самостоятельную игру. Скорее всего, к самостоятельности в большей степени склонен “Газпром”.

2.2.4.    Позиция нынешнего депутатского корпуса

Она проста — как можно дольше тянуть с назначением даты выборов и перекроить закон о выборах под себя. Последние несколько месяцев используя свое положение депутаты уже фактически начали предвыборную кампанию. Под всевозможными предлогами они выступают в прессе, проводят встречи с избирателями якобы для того, чтобы отчитаться о проделанной работе. В эфире государственной телерадиокомпании “Лотос” регулярно стали выходить две рубрики: “Депутатский эфир” и “За круглым столом областного Представительного собрания”.

2.2.5.    Возможные кандидаты на пост председателя

Уже сейчас, когда еще неопределена дата проведения выборов, когда действующие депутаты перекраивают закон о выборах, некоторые политики примеряют на себя не просто депутатский значок, ни и “фрак” председателя ОПС, а следовательно и члена Совета Федерации. Среди тех, кто в том или ином обществе высказывал претензии на этот пост чаще других называют депутата Госдумы от Астраханской области В.Зволинского и заместителя главы администрации области В.Виноградова. Однако неясно рискнут ли они участвовать в выборах, ведь оба готовы променять свои нынешние должности не просто на депутатский значок, а именно на пост председателя ОПС. Но ни у В.Виноградова, ни у В.Зволинского нет стопроцентной уверенности в том, что они будут избраны на пост председателя ОПС. Совмещать же деятельность депутата ОПС и их нынешней работой нельзя по закону (перед глазами маячит печальный пример двух действующих депутатов ОПС — В.Синченко и Н.Евлашева — и одного действующего депутата горсовета — В.Демина, совмещающих депутатство с работой в администрации области, что очень сильно заинтересовало областную прокуратуру).

2.3.    Переполох с листовками

Буквально переполох наделали появившиеся в мае на улицах города листовки антикоммунистической направленности. В них содержался призыв к астраханцам не доверять активистам компартии. В качестве иллюстрации говорилось о двух бывших депутатах ОПС от КПРФ Ю.Полдникове (бывшем первом секретаре обкома) и Н.Арефьеве (нынешнем первом секретаре обкома), которые, позабыв обо всех своих обещаниях, данных избирателям, при первой же удобной возможности перебрались в Госдуму (оба стали депутатами по списку компартии). Листовка была подписана “Объединение избирателей, которым надоело вранье политиканов”.

Сразу после появления этой листовки стали выдвигаться версии по поводу ее авторов, поскольку никто не признал за собой авторство. Председатель ОПС коммунист В.Бородаев предположил, что за этими листовками стоит либо В.Зволинский, либо некая третья сила, которая пока находится в тени, но уже загодя начала готовиться к выборам в ОПС. По другой версии, за этими листовками стоит еще один астраханский депутат Госдумы по списку КПРФ В.Кошева. Обе эти версии, таким образом, могут быть сведены к одной: наблюдается раскол в стане левой оппозиции.

По версии, выдвинутой некоторыми аналитиками администрации области, за этой акцией стоит “рука Москвы”. Листовки были расклеены незадолго до обсуждения в Думе законопроекта о секвестре. Предполагается, что эта акция была предпринята для того. чтобы думцы-коммунисты были при решении этого вопроса посговорчивее. Правдоподобной эта версия может быть признана лишь в случае, если подобного рода акции прошли и в других регионах, представленных в Госдуме коммунистами. Однако такого, насколько известно, не наблюдалось.

Другая версия предполагает, что эту акцию спланировали и реализовали представители предпринимательских кругов совместно с некоторыми деятелями в администрации области. Цель все та же — выборы в ОПС.

Несмотря на многообразие версий, можно с большой долей уверенности сказать, что за этой акцией стоят весьма большие деньги. Стоимость каждой листовки, а они были изготовлены на самоклеющейся основе, не менее пяти тысяч рублей. А расклеены они были по всему городу. Весьма щедро должна была быть оплачена и работа расклейщиков. Ведь, кроме всего прочего, нужно было оплатить и их последующее молчание (хотя вполне вероятно, что расклейкой занимались штатные сотрудники организации, которая эту расклейку и организовала — понятно, что в таком случае можно не платить ни за работу, ни за молчание).

Из всех версий наиболее правдоподобными кажутся две — о причастности к этому некой пока находящейся в тени, но готовой проявить себя решительно на выборах в ОПС третьей силе и о совместном производстве этих листовок представителями бизнеса и администрации области. В любом случае очевидно, что эта акция связана с грядущими выборами в ОПС, и в скором времени следует ожидать какого-то продолжения.

3.    НОВЫЙ СКАНДАЛ СО ЗВОЛИНСКИМ

Депутат Госдумы В.Зволинский после своего поражения на губернаторских выборах свел свою активность в регионе к нулю. Однако в мае ситуация изменилась. Из конфиденциальных источников стало известно, что В.Зволинский попросил А.Гужвина о встрече, и она состоялась. В ходе нее В.Зволинский предложил “заключить мир”. Основная причина миролюбивого настроя весьма прозаична — необходимость кредитования ОПХ “Ленинское” и Прикаспийского НИИ аридного земледелия, которые депутат возглавляет. Те же источники сообщают, что А.Гужвин предложил В.Зволинскому прежде чем говорить о примирении, отозвать из судов все свои исковые заявления, касающиеся выборов губернатора. Последний на это согласился.

Спустя некоторое время после этой встречи в рекламно-информационном еженедельнике “Проспект” появилась заметка “Явка с повинной”, в которой излагались обстоятельства этой встречи.

Следующий ход сделал В.Зволинский. Выступая в прямом эфире ГТРК “Лотос” в рубрике “Депутатский эфир” он коснулся сразу нескольких тем.

Говоря о своем исключении из КПРФ, В.Зволинский заявил, что пленум ЦК был неправомочен принимать такое решение. Исключать коммуниста из партии может лишь его первичная организация. А “первичка” села Соленое Займище, где он состоит на учете, его не исключала. В подтверждение этого В.Зволинский продемонстрировал свой партбилет.

Коснувшись своего участия в создании депутатской группы “Российский промышленный союз”, он отверг выдвинутые в его адрес обвинения в раскольничестве, подверг критике центральное и местное руководство компартии. В.Зволинский заявил, что РПС уже действует. Сейчас в рамках РПС он (то есть В.Зволинский), занимается привлечением инвестиций в экономику области — и уже есть первые результаты. По словам В.Зволинского, есть иностранные структуры (конкретизировать он не стал), готовые вложить средства в строительство птицефабрики в селе Соленое Займище.

Комментируя свою судебную тяжбу с избирательной комиссией Астраханской области по итогам губернаторских выборов В.Зволинский заявил, что в ходе разбирательства было выявлено чудовищное количество нарушений (последнее является чистейшей воды блефом; по мнению независимых экспертов, у В.Зволинского нет шансов выиграть этот судебный процесс, а все свои кассационные жалобы в Верховном суде он проиграл). А своих бывших соратников и коллег по партии В.Зволинский обвинил в предательстве.

Коснувшись публикации “Явка с повинной” в газете “Проспект”, он выразил недоумение по поводу весьма вольных и нетактичных комментариев этого издания. Особо он заострил внимание на том, что его общение с А.Гужвиным проходило в конфиденциальной обстановке, то есть один на один. А посему ему, В.Зволинскому, непонятно, каким образом эта информация стала достоянием прессы. В.Зволинский огласил свое открытое письмо на имя А.Гужвина, в котором были изложены все эти недоумения. Он попросил А.Гужвина дать официальный ответ на свои вопросы и прокомментировать сложившуюся ситуацию.

А.Гужвин отреагировал на это обращение В.Зволинского посредством своего пресс-секретаря И.Белякова. Последний 28 мая распространил официальное заявление. В нем говорится, что в ходе встречи “Гужвин-Зволинский” обсуждались вопросы делового сотрудничества, в частности, совместные действия по формированию федерального бюджета на 1998 год. Глава администрации Астраханской области выразил несогласие с тем, что ряд средств массовой информации охарактеризовали встречу как “явку с повинной” и заявил, что конструктивный диалог по проблемам развития Астраханской области между представителями различных ветвей власти необходим. Эта встреча является подтверждением того, что администрация готова к такому диалогу. В заявлении говорится, что разногласия между конкурентами в ходе предвыборной кампании — неизбежное явление, но главное — вовремя признавать ошибки и исправлять их, а политические взгляды не должны стать помехой для совместных действий по решению социально-экономических проблем Астраханской области. Поэтому глава администрации области А.Гужвин выразил удовлетворение результатом встречи и сожалеет, что представители средств массовой информации прокомментировали ее как “явку с повинной”.