Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Александр ШЕГЕДИН

ЭСТОНИЯ
в июне 1997 года

1.    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

1.1.    Правительство, парламент

Несмотря на прогнозы, которые предрекали быстрое падение кабинета парламентского меньшинства во главе с Мартом Сийманном, этого не произошло, и теперь вряд ли не произойдет до сентября. Оппозиция в парламенте ведет себя очень вяло, до сих пор не решив для себя, стоит ли добиваться падения правительства (что чревато проведением досрочных выборов в парламент).

В июне правительство в основном занималось проблемами экономики. Довольно активно вели себя профсоюзы, которые навязали правительству дискуссию по широкому спектру проблем — от изменения подоходного налога до поднятия уровня минимальной заработной платы [[1]].

До сих пор в Эстонии не проведена реформа пенсионной системы. 3 июня правительство, наконец, одобрило основные принципы проведения этой реформы. Основной складывания пенсионного фонда должны стать государственное пенсионное страхование, обязательный пенсионный налог и добровольный пенсионный налог [[2]].

Хотя премьер М.Сийманн неоднократно говорил о том, что его правительство будет уделять больше внимания социальной сфере, на деле оно продолжает проводить достаточно жесткую (“правую”) экономическую политику. В начале июня М.Сийманн в очередной раз отклонил требование профсоюзов о повышении минимальной зарплаты до 1200 крон (= $90) в месяц [[3]]. Между тем, чрезмерная “правизна” в экономике уже приводит к нарастанию негативных тенденций на макроэкономическом уровне. Согласно последнему исследованию, регулярно проводимому экспертами ООН, Эстония опустилась на 71 место в мире по “индексу человеческого развития”, пропустив вперед такие страны, как Иран, Болгария, Россия и Белоруссия [[4]].

Ухудшение экономических показателей вновь провоцирует дискуссию о возможности девальвации эстонской кроны. Непосредственным поводом к этому в июне послужила публикация рапорта Международной организации по сельскому хозяйству и продовольствию (ФАО) о состоянии эстонского сельского хозяйства. Эксперты ФАО считают, что для его спасения от окончательного развала необходимо провести девальвацию кроны, ввести защитные тарифы на импортную сельхозпродукцию и прямые государственные дотации отечественному производителю [[5]].

Однако в настоящее время большая часть эстонского истэблишмента настроена по отношению к идее девальвации резко отрицательно. Министр сельского хозяйства Андрес Варик прямо заявил, что девальвация ничем сельскому хозяйству не поможет [[6]]. Премьер-министр М.Сийманн, признав, что дела в сельхозсекторе обстоят совсем не блестяще, тем не менее, также отверг идею девальвации [[7]].

Что касается введения защитных тарифов на импорт, то этот вопрос, образно говоря, уже перезрел. Торговый дефицит Эстонии продолжает расти. Из всех стран — торговых партнеров Эстония имеет положительный баланс только с двумя — Латвией и Литвой [[8]].

Неудивительно, что правительство в последние дни работы парламента развило бурную деятельность, стремясь к принятию парламентом закона о введении таможенных тарифов на импорт. Однако правая оппозиция (Реформистская партия и Союз Отечества) впервые в практике работы эстонского парламента применили тактику умышленного затягивания обсуждения. В результате последнее перед каникулами заседание парламента стала рекордным по продолжительности — более 24 часов. В конце концов противоборствующие стороны пришли к компромиссу — вопрос о тарифах был отложен на конец августа, в обмен на что оппозиция согласилась на принятие дополнительного бюджета, обсуждение которого продолжалось всего 16 минут. За время парламентских каникул как правящая коалиция, так и оппозиция должны решить, готовы ли они к внеочередным выборам, которые станут неизбежными в случае, если и в августе не будет достигнуто соглашение о тарифах [[9]].

Свою отдельную игру ведет Центристская партия. Она не поддерживает инициативы правой оппозиции, одновременно резко критикуя правительство по целому ряду вопросов. В конце июня руководство ЦП объявило, что осенью начнет массированную кампанию за введение в Эстонии системы прогрессивного подоходного налога. Сейчас Эстония является единственным государством Европы, где в чистом виде применяется система пропорционального налогообложения [[10]].

Пожалуй, центристы являются в настоящее время единственной парламентской партией, заинтересованной в проведении осенью внеочередных парламентских выборов. Общественное мнение все с большим скептицизмом относится к нынешнему составу парламента, эффективность работы которого в последнее время резко упала. Многие депутаты практически не посещают заседаний. Спикер Тоомас Сави был вынужден специально высказаться по этому поводу. Он посетовал на то, что руководство парламента не имеет никаких рычагов воздействия на депутатов-прогульщиков и призвал избирателей оказать на них давление [[11]]. Предложение достаточно абстрактное, учитывая то, что никакого механизма отзыва депутатов не существует.

1.2.    Силовые структуры

Одно из наиболее уязвимых мест нынешнего правительства — постоянные скандалы и борьба за власть в силовых структурах, а самая сомнительная фигура в кабинете — министр внутренних дел Роберт Лепиксон, в недавнем прошлом — один из самых известных торговцев металлом.

Фирма Avantele, с которой Лепиксон вел свои “металлические” дела, обвиняет министра в присвоении 9,5 млн. крон. Финская полиция также ведет следствие по делу Лепиксона. Однако М.Сийманн пока не спешит “сдать” своего министра, заявляя, что обвинения против Лепиксона выглядят не очень убедительно [[12]].

Несмотря на поддержку премьера, Лепиксону будет трудно удержаться в своем кресле, на которое метит попасть нынешний директор Охранной полиции Юри Пихль. Отношения между охранной и уголовной полицией (первая имеет особый статус, подчиняясь прямо премьеру) никогда не отличались теплотой, а в последнее время переросли в откровенную вражду. Ярким примером этому послужил дорожный инцидент в конце июня, когда служебный джип “охранки” задавил молодого велосипедиста. “Охранка” сделала все, чтобы выставить виновником происшествия самого велосипедиста, в то время как “обыкновенная” полиция постаралась во всем обвинить сотрудника ОП, который вел джип [[13]]. Ходят упорные слухи, что Ю.Пихль при поддержке президента Л.Мери будет назначен министром внутренних дел, причем ОП будет переподчинена МВД.

1.3.    Положение русскоязычного населения

В начале июня из Эстонии был насильно депортирован 27-летний офицер запаса российской армии Евгений Зобнин. В течение нескольких лет Зобнин, женатый на гражданке ЭР и имеющий маленького ребенка, добивался получения вида на жительство. Когда он в очередной раз пришел в Тартуское отделение Департамента гражданства и миграции, начальник отделения вызвала полицейских, которые арестовали Зобнина и на следующий день выдворили из страны как нелегала [[14]].

Дело Зобнина вызвало широкий резонанс, так как статья о нем появилась в газете, издающейся на эстонском языке (“Постимеэс”), что весьма нехарактерно для эстонской прессы, упорно замалчивающей подобные деликатные проблемы.

Высказывания официальных лиц по делу Зобнина были настолько противоречивы, а подчас и просто нелепы, что эстонской общественности, пожалуй, впервые стала понятна вся абсурдность пакета законов, касающихся проблем лиц, не имеющих гражданства ЭР. Андра Вейдемани, недавно назначенная на пост министра по делам национальностей, попала в крайне неудобное положение, так как была вынуждена заявить, что с Е.Зобниным все было сделано в полном соответствии с эстонским законодательством [[15]]. Все дело просто в том, что это законодательство противоречит общепринятым нормам в области прав человека. Через несколько дней Зобнин вновь приехал домой в Тарту, однако проблема осталась — он вернулся, получив эстонскую визу на 1 месяц [[16]].

Несмотря на определенные шаги правительства М.Сийманна в отношении решения “русского вопроса” (например, введение специального поста министра по делам национальностей), проблема российских отставников — жителей Эстонии в ближайшее время может еще более обостриться. Во главе правительственной комиссии, дающей рекомендации по предоставлению отставникам видов на жительство (или отказу в таковом) стоит министр иностранных дел Тоомас Ильвес, который склонен к жесткому подходу к этой проблеме [[17]].

В июне эта комиссия рекомендовала правительству отказать в виде на жительство еще 14 отставникам и членам их семей [[18]]. Представитель миссии ОБСЕ в Эстонии Уве Маренхольц дал этому решению очень осторожную оценку в духе “с одной стороны — это решение зачастую разрушает семьи, но с другой — нужно выполнять существующие законы”. Сам Маренхольц также входит в упомянутую комиссию, но без права голоса [[19]].

Банкротство торфоперерабатывающего предприятия в Ору (северо-восток Эстонии) переросло из проблемы экономической в политическую. На комбинате фактически 100% персонала составляли русские рабочие, которым вот уже почти полгода не выплачивается зарплата. С деньгами, которые правительство направило для выплаты зарплаты в начале июня, случилась весьма странная история. Андрес Кууске, руководящий процессом банкротства комбината, загрузил в свою легковую машину 700 тыс. крон наличными и выехал в Ору для того, чтобы (по его словам) выплатить зарплату рабочим. По дороге ему якобы позвонили на мобильный телефон и, угрожая взрывом машины, приказали выбросить мешок с деньгами на дорогу. Что Кууске и сделал. Деньги исчезли, рабочие вновь остались без зарплаты, а Охранная полиция начала следствие по этому делу [[20]].

Положение в Ору остается взрывоопасным, так как задолженность так и не была погашена.

В принципе, в эстонских политических кругах начинают сознавать тупиковость ситуации с огромным для такой маленькой страны количеством лиц, не имеющих гражданства. 17 июня было принято правительственное решение о создании постоянной комиссии по проблемам неграждан и демографической ситуации, во главе которой встала все та же министр по делам национальностей А.Вейдемани. Однако состав комиссии не внушает особого оптимизма. Так, одним из главных действующих лиц комиссии является автор печально известного закона об иностранцах М.Нутть, русофобия которого принимает в ряде случаев просто клинические формы [[21]].

Помимо лиц, не имеющих гражданства, или граждан других стран в Эстонии, по самым скромным подсчетам, находится не менее 20 тысяч “нелегалов”, причем многие из них стали таковыми отнюдь не по собственной воле. Директор Департамента гражданства и миграции Андрес Коллист в очередной раз заявил о необходимости создания точного регистра населения, в том числе регистра “нелегалов” [[22]]. Определенная работа в этом направлении ведется, но очень медленными темпами.

2.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

2.1.    Отношения с Западом и Китаем

То, что Балтийские страны не попадут в НАТО в “первом эшелоне” новых членов, было ясно уже давно, но балтийские политики упорно продолжали уповать на какой-то чудесный случай. Однако в июне министры иностранных дел трех стран решили прекратить играть этот спектакль. Собравшись на эстонском острове Сааремаа, министры обсудили ситуацию накануне решающей июльской встречи лидеров стран—членов НАТО и сделали заявления, суть которых сводится к тому, что “первый эшелон” принимаемых в НАТО стран не должен стать последним. Что касается расширения ЕС, то министры заявили, что переговоры о вступлении в Евросоюз должны начаться со всеми странами-кандидатами одновременно [[23]].

Для приобретения друзей на Западе, в начале июня по инициативе вице-спикера парламента ЭР Тунне Келама в Эстонию были приглашены парламентарии из всех европейских стран. В Эстонию прибыла делегация в составе 60 депутатов, отсутствовали только представители Германии и Греции [[24]].

Несмотря на все усилия по поббированию вступления в НАТО, в июне ряд западных официальных лиц уже открыто заявляли эстонцам, что решение этого вопроса отодвигается на неопределенное будущее. Министр обороны Норвегии Иорген Космо на встрече министров Скандинавских и Балтийских стран заявил, что ни одна из Балтийских стран не готова к вступлению в альянс. Противоположное мнение высказал, однако, Ханс Хеккеруп, министр обороны Дании, которая по-прежнему является наиболее решительным сторонником вступления прибалтов в НАТО [[25]].

Однако большинство других членов альянса занимают в отношении прибалтов двусмысленную позицию — высказывают свою поддержку, но не дают никаких конкретных обещаний. Это заставило представителей Латвии, Литвы и Эстонии на июльском семинаре “Новый блок НАТО: дорога в будущее”, проходившем в Праге, потребовать от НАТО объявления “четких критериев”, в соответствии с которыми идет отбор новых членов [[26]].

Эстонские официальные лица при любой возможности подчеркивают, что без НАТО им суждено попасть “в объятья русского медведя”. В начале июня визит в Эстонию президент Турции Сулеймана Демиреля рассматривался в эстонской печати исключительно в смысле полезности контактов со страной, которая на протяжении веков боролась с Россией. Демирель подчеркнул, что Турция поддерживает стремление Эстонии попасть в НАТО и ЕС, но никаких существенных деклараций и заявлений в ходе визита не прозвучало [[27]].

5 июля в Эстонию с дружественным визитом прибыл разведывательный самолет НАТО “Боинг Е-3Д”. Президент Л.Мери, обожающий символические жесты, посетил самолет и на его борту присвоил звание генерал-майора командующему Сил обороны ЭР Йоханнесу Керту [[28]].

Однако натовские эксперты не без оснований продолжают относится к боеспособности эстонской армии с большим скепсисом. Не говоря уже о том, что почти четверть призывников — русские, лояльность которых в случае конфликта с Россией более чем сомнительна, эстонская армия имеет вооружение, значительная часть которого годится разве что на металлолом. В июне министр обороны Финляндии А.Тайна предложила приобрести Эстонии очередную порцию металлолома — артиллерийские орудия немецкого и шведского производства 20-летней давности. От Финляндии не отстает и Украина, желающая продать Эстонии старое оружие Советской Армии, подпадающее под соглашение об ограничении обычных вооружений в Европе [[29]].

Наиболее определенно в отношении вступления прибалтов в НАТО высказался в июне сенат США. 16 июня сенат высказался за их вступление во втором эшелоне, после стран Вышеградской группы и вместе с Румынией и Болгарией. Еще раньше принципиально одобрила принятие в альянс прибалтов палата представителей конгресса США [[30]].

Если о скорейшем вступлении в НАТО эстонские политики продолжают говорить больше по инерции, то вопрос о ЕС рассматривается уже в практическом плане.

За несколько месяцев значительно возросло количество сторонников вступление в ЕС. Если зимой “евроэнтузиастов” в Эстонии было 29%, то к июню их насчитывалось уже 43%. Как и в результате предыдущих опросов, выяснилось, что неэстонцев — сторонников вступления в ЕС в процентном отношении гораздо больше, чем эстонцев. В июне 35% эстонцев высказались за ЕС, 24% — против, неэстонцы — соответственно 56%и 5% [[31]]. Многие эстонцы, особенно пожилые, против вступления в Союз, хоть и не Советский, из-за боязни утратить свою этническую идентичность.

Тем не менее, в политических кругах господствует мнение, что присоединение к ЕС является жизненно важным для Эстонии. В конце июня, после участия в амстердамской встрече лидеров стран — членов ЕС, премьер-министр М.Сийманн высказал мнение, что у Эстонии есть шансы войти в ЕС в первой группе кандидатов. Для этого необходимо, чтобы 16 июля Еврокомиссия дала положительную оценку составленному ее экспертами рапорту об Эстонии [[32]]. Т.Ильвес считает, что реальный срок начала расширения ЕС — 2005 год, причем одна из Балтийских стран (министр надеется, что Эстония) вполне может попасть в первый эшелон” [[33]].

В конце июня посол Китая в Эстонии сделал довольно неожиданное жесткое предупреждение насчет возможных контактов эстонских официальных лиц с Тайванем и Тибетом, в частности с тибетским далай-ламой, живущим в изгнании. МИД ЭР заявил, что далай-лама приезжал в Эстонию по признаваемым ЭР документам, и МИД не видит в его визите ничего предосудительного [[34]].

2.2.    Отношения с Россией, Латвией и Литвой

Приближение сроков, когда практически будут решаться вопросы, связанные со вступлением Эстонии в НАТО и ЕС, заставляют Эстонию в спешном порядке найти выход из пограничного спора с Россией. Т.Ильвес в начале июня прямо заявил, что эстонский парламент должен отказаться от принятия дополнительной декларации о Тартуском мире к договору о границе с Россией, поскольку в противном случае процесс вхождения Эстонии в европейские структуры будет значительно затянут [[35]].

В дипломатических кругах Эстонии говорят, что к осени ожидается улучшение климата в российско-эстонских отношениях. В начале июня в Хельсинки, при посредничестве Финляндии, прошла встреча дипломатов двух стран. Дипломатические источники в Эстонии утверждают, что в октябре весьма высока вероятность встречи министров иностранных дел Эстонии и России [[36]].

Эстония постепенно отказывается от привычки демонстративно и без всякого смысла раздражать Россию. 17 июня правительство ЭР отказало во въезде в страну делегации депутатов чеченского парламента, сославшись на то, что у них не были надлежащим образом оформленных документов [[37]].

В то же время складывается впечатление, что министр иностранных дел Тоомас Ильвес — не тот человек, который мог бы обеспечить прорыв в отношениях с Россией. Он практически не знает русского языка (что редкость среди эстонских политиков) и весьма поверхностно знаком с российскими реалиями. Своими американскими манерами он раздражает не только многих эстонцев, но и европейцев. Шведская журналистка из “Свенска Дагбладет” весьма ядовито описала визит скандинавских и псковских журналистов к Ильвесу, организованный Советом Северных стран. Министр во время встречи сидел, задрав ноги на стол, и разговаривал с россиянами менторским тоном. Ознакомившись с содержанием статьи, Ильвес публично назвал журналистку “дурой”, чем не прибавил себе симпатий в Скандинавии [[38]].

Весьма негативные высказывания об Ильвесе появились после этой поездки и в нескольких материалах “Псковской правды”.

Очень жесткую позицию занимает МИД и его глава в отношении любого смягчения режима на эстонско-российской границе. В середине месяца министерство дорог и связи ЭР предложило для облегчения перемещения людей и грузов построить в Нарве и Печорах пограничные пункты, где эстонские и российские пограничники и таможенники работали бы вместе. Однако против этого предложения резко выступили МВД, пограничный департамент и МИД [[39]].

На заседаниях правительства в июне несколько раз поднимался вопрос об упрощении процедуры получения эстонских виз российскими гражданами, особенно бизнесменами. Ни один из министров не был против, но Т.Ильвес заблокировал принятие соответствующих изменений в процедуре.

Среди российских политиков есть небольшая группа, которая поддерживает стратегический курс Эстонии на вступление в НАТО. Наиболее известным из них является Константин Боровой, который на международной конференции в Таллине вновь заявил о своей поддержке идее вступления Эстонии в альянс [[40]].

Что касается отношений с Латвией и Литвой, то по мере приближения решающих дней в отношении того, быть или не быть членами НАТО и ЕС, конкуренция между прибалтами все более негативно влияет на политический климат взаимных отношений. Встреча премьеров Балтийских стран в Таллине 12 июня фактически закончилась тихим, но скандалом. Не была подписана даже стандартная единая декларация. Основной конфликт развернулся во время обсуждения вопроса — кто будет первым принят в ЕС [[41]]. Т.Ильвес, участвовавший во встрече, без особых экивоков дал понять латышам и литовцам, что эстонская экономическая политика стоит ближе к требованиям Евросоюза, чем их собственные, а значит, у Эстонии нет никаких причин дожидаться соседей у дверей ЕС ради демонстрации некоей балтийской солидарности [[42]].



Источники

[1]. Урмас Паэт. Профсоюзы хотят обсудить подоходный налог // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 2 июня. — С. 3.

[2]. Урмас Паэт. Новая пенсионная система // Постимеэс — Тарту, 1997. — 5 июня. — С. 1.

[3]. BNS. Повысить минимум нельзя // Молодежь Эстонии — Таллин, 1997. — 7 июня. — С. 1.

[4]. Урмас Паэт. Индекс человеческого развития Эстонии падает // Постимеэс. — Тарту,1997. — 14 июня — С. 2

[5]. Ало Лыхмус. Эстонии посоветовали девальвировать крону // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 7 июня. — С. 1.

[6]. Ало Лыхмус. Варик не хочет девальвации кроны // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 9 июня — С. 1.

[7]. Ало Лыхмус. Премьер-министр: Эстония не девальвирует крону // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 10 июня — С. 1.

[8]. ЭТА. Эстонский экспорт сокращается // Постимеэс. — Таллин, 1997. — 17 июня — С. 1

[9]. Энно Таммер. Таможенные тарифы закончились дополнительным бюджетом // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 20 июня — С. 1.

[10]. BNS. Ввести прогрессивный подоходный налог // Молодежь Эстонии — Таллин, 1997. — 20 июня. —С. 1.

[11]. Урмас Паэт. Неучастие депутатов в работе парламента // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 3 июня — С. 3.

[12]. BNS. Дело Лепинсона может провалиться // Молодежь Эстонии — Купеческая Гавань. — Таллин, 1997. — 5 июня. — С. 3.

[13]. Тоомас Силдам, Тийна Каалеп. Авария превратилась в столкновение полиций // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 27 июня. — С. 1.

[14]. Степан Карья. Эстонское государство показывает силу // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 7 июня — С. 1.

[15]. Эпп Алаталу. Зобнина выслали законно // Постимеэс. — Тарту, 1997. —11 июня. — С. 1.

[16]. Степан Карья. Евгений Зобнин снова в Эстонии // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 13 июня. — С. 1.

[17]. BNS. Правительство не собирается репрессировать нелегалов // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 17 июня. — С. 2.

[18]. BNS. Комиссия перекомендовала отказать // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1997. — 30 июня. — С. 1.

[19]. BNS. Осторожность представителя ОБСЕ // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1997. — 20 июня. — С. 1.

[20]. Тоомас Силдам. Администратор по банкротству Оруского комбината... // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 7 июня. — С. 3.

[21]. Урмас Клаас. Для решения проблемы неграждан создана комиссия // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 19 июня. — С. 3.

[22]. Урмас Паэт. Эстонское государство хочет... // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 20 июня. — С. 1.

[23]. BNS. Министры иностранных дел Балтийских стран. // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 2 июня. — С. 2.

[24]. Эпп Алаталу. Европа пришла в Таллин // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 9 июня. — С. 1.

[25]. BNS. Правительство Норвегии: Балтийские страны не готовы // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 10 июня. — С. 2.

[26]. ИТАР-ТАСС. Без названия // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1997. — 21 июня. — С. 3.

[27]. ЭТА — Молодежь Эстонии. Визит Демиреля завершается сегодня // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1997. — 4 июня. — С. 1.

[28]. BNS. Президент присвоил Йоханнесу Керту звание генерал-мойора // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 6 июня. — С. 2.

[29]. BNS. Старое, но по дешевке // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1997. — 10 июня. — С. 1.

[30]. BNS. Сенат США поддерживает // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 18 июня. — С. 2.

[31]. BNS. За вступление в ЕС — 43% // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1997. — 21 июня. — С. 3.

[32]. BNS. Надежды Эстонии укрепились // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1997. — 28 июня. — С. 1.

[33]. BNS. Теперь начнутся скачки // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1997. — 30 июня. — С. 1.

[34]. Эпп Алаталу. Китай предупреждает Эстонию // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 28 июня. — С. 3.

[35]. BNS. Ильвес против декларации // Молодежь Эстонии — Купеческая Гавань. — Таллин, 1997. — 5 июня. — С. 3.

[36]. Марко Михельсон. Ожидается оживление эстоно-российских связей // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 27 июня. — С. 1.

[37]. Урмас Паэт. Государственные деятели Чечни // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 18 июня. — С. 3.

[38]. Эпп Алаталу. Министр иностранных дел Эстонии оскорбил... // Там же.

[39]. Урмас Паэт. Противодействие идее создания... // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 12 июня. — С. 3.

[40]. Кюлло Арьякас. О возможности внеочередных выборов // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 9 июня. — С. 9.

[41]. Урмас Паэт. Премьер-министры Балтийских стран... // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 13 июня. — С. 3.

[42]. Эрек А. Единство без единодушия // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1997. — 14 июня. — С. 3.