Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

В. К.

РЕСПУБЛИКА КОМИ
в июне 1997 года

1.    ХРОНИКА ИЮНЯ

2 июня — марш протеста около трехсот интинских шахтеров. Работник прокуратуры уговорил горняков не перекрывать железную дорогу.

4 июня — широкомасштабные акции протеста в Воркуте.

4 июня — визит в Сыктывкар министра по делам национальностей РФ Вячеслава Михайлова. Подписано соглашение о сотрудничестве.

4 июня — встреча в Москве Главы РК Ю.Спиридонова и других руководителей республик в составе РФ с Б.Ельциным.

4 июня — встреча представителей Печорского угольного бассейна с вице-премьером Чубайсом.

4 июня — слушания в Госсовете по проблемам бытового обслуживания.

4 июня — похороны в Сыктывкаре прокурора Архангельской области Анатолия Климова. Он ранее много лет работал в РК, а 31 мая покончил самоубийством, по появившимся сообщениям, из-за угроз в адрес семьи.

7 июня — третья годовщина вступления в должность Главы республики Юрия Спиридонова.

8 июня — довыборы в ГС РК. По Сосногорскому административно-территориальному округу избран Валентин Стромцов — глава районной администрации (пятнадцатый по счету депутат-глава администрации). В Воркуте по двум округам выборы не состоялись из-за низкой явки избирателей. Новое голосование назначено на 19 октября.

9 июня — заседание правительства РК. Главный вопрос: реструктуризация лесного комплекса республики.

9 июня — сгорела “Нива”, принадлежащая председателю татарcкого мусульманского общества “Дуслык” Диляры Шакуровой. Поджигатель задержан, в его действиях политической подоплеки пока не предполагается.

10 июня — участие Ю.Спиридонова и В.Торлопова в заседании Совета Федерации.

10 июня — в Воркуте принято решение прекратить забастовки на всех шахтах.

10 июня — новым ректором Ухтинского индустриального института после безвременной кончины Геннадия Рассохина избран 46-летний Николай Цхадая.

12 июня — перед празднованием Дня города в Сыктывкаре Ю.Спиридонов распорядился перенести помост, на котором должна была выступать группа “Комбинация”, от памятника Ленину, дабы не допустить такого кощунства. При этом Глава РК назвал себя “единственным настоящим коммунистом в республике”. Событие широко освещалось и комментировалось республиканской прессой

14 июня — в Родительскую субботу Ю.Спиридонов и зампред Госсовета И.Кулаков побывали на кладбище бывшего поселка спецпереселенцев Ичет-ди. Иван Кулаков — уроженец этого, ныне мертвого поселка

17-19 июня — участие сенаторов от РК (Спиридонова и Торлопова) в работе экономического форума стран СНГ.

20 июня — первый рейс новой республиканской авиакомпании “Комиинтеравиа” в Москву (с журналистами на борту).

21 июня — конференция республиканского отделения ВОПД “Наш дом — Россия”

23 июня — Ю.Спиридонов во главе делегации Коми вылетел в Вену для участия в энергетическом форуме стран СНГ. В форуме принимали участие представители западных банков.

25 июня — четвертое заседание 8-й сессии Госсовета. В центре внимания — обсуждение отчета правительства РК по исполнению бюджета 1996 года.

30 июня — начало “грязной недели” в Сыктывкаре. До 4 июля обещали проблемы с подачей воды.

2.    экономика

2.1.     В Правительстве РК (экономическая ситуация в мае и перспективы)

На заседании республиканского правительства было обсуждено положение дел в республике и возможные перспективы развития.

В числе крупных направлений, по которым работали специалисты минэкономики, первый заместитель министра Галина Князева отметила реструктуризацию лесного и агропромышленного комплексов, предприятий ДП “Севергазпром” и ГАП “Комиавиа”, создание зоны экономического благоприятствования в Сысольском районе, подготовку проекта республиканского закона “О Фонде будущих поколений” и пакета документов о развитии фондового рынка РК.

В сфере структурных преобразований экономики шла работа над проектом Закона РК “Об экономической безопасности Республики Коми” и готовились документы по созданию Комиссии РК по развитию конкуренции и регулированию деятельности естественных монополий.

В области финансово-кредитной политики и бюджетных отношений специалисты министерства подготовили четыре проекта Указов Главы РК:

— о реструктуризации задолженности в республиканский бюджет;

— о разработке концепции возврата кредитных ресурсов, выделенных из средств федерального фонда государственной финансовой поддержки завоза продукции;

— о повышении эффективности использования бюджетных средств;

— о порядке рассмотрения ходатайств юридических и физических лиц о предоставлении налоговых льгот по платежам в республиканский бюджет и территориальный дорожный фонд РК.

Создан некоммерческий фонд по защите прав вкладчиков банка “Европейский Север”. Сейчас разрабатываются схемы наполнения фонда реальными денежными средствами.

В области инвестиций шла подготовка и согласование документов по выпуску внешнего займа Республики Коми на $30 миллионов и еврооблигационного займа на $200 миллионов.

Разрабатываются Положение о приоритетных инвестиционных проектах, кредитный рейтинг республики и генеральное соглашение о сотрудничестве между РК и “Инкомбанком”. Кроме того, продолжается доработка законопроекта “О привлечении капиталов лиц, не являющихся резидентами Республики Коми, для инвестиционной деятельности на территории РК”.

Всего специалисты министерства в текущем году работали над проектами шести республиканских законов и более чем двадцати указов Главы РК.

В июне начнется работа по составлению бюджета на 1998 год. Будут проведены подготовительные мероприятия по разработке республиканской программы поддержки малого бизнеса на 1998-1999 годы.

 

Работу Министерства архитектуры, строительства, коммунального хозяйства и энергетики проанализировал заместитель Главы РК Вячеслав Бибиков.

Более года комиссия из специалистов и правоведов работала над новым Жилищным кодексом Республики Коми. В мае эта работа была завершена, и документ приняла сессия Государственного совета РК. Пока РК остается единственным из субъектов РФ, принявшим подобный документ. При отсутствии федерального Жилищного кодекса республиканский создает правовую базу, необходимую для дальнейшего реформирования жилищного и коммунального хозяйства.

Сессией Госсовета РК принят в первом чтении закон РК “Об энергосбережении”, а также три законопроекта, связанных с деятельностью республиканского дорожного департамента. Цель этих проектов — повысить реальную собираемость налогов в дорожный фонд, стимулировать налогоплательщиков и дать льготы бюджетным организациям и учреждениям по уплате этого налога.

В жилищно-коммунальном хозяйстве в мае завершился отопительный сезон. Продолжалось оснащение жилого фонда приборами учета. Подготовлены и утверждены 155 тарифов на услуги, оказываемые муниципальными и непрофильными предприятиями, а также тарифы на услуги по уборке городов для семи предприятий.

Финансовое положение ЖКХ и энергетики по прежнему остается сложным. Дебиторская задолженность АЭК “Комиэнерго” за отпущенную энергию возросла до 1 триллиона 770 миллиардов рублей, задолженность по зарплате персоналу “Комиэнерго” составила 70,5 миллиардов. Уменьшить уровень бюджетной задолженности энергетикам позволит принятое Госсоветом РК решение о выпуске векселей Минфина РК на сумму 400 млрд. рублей. Решением энергетической комиссии РК от 14 мая в среднем на 19% снижены тарифы на электроэнергию, отпускаемую предприятиям.

Строительная отрасль. По итогам первых четырех месяцев 1997 года РК заняла первое место в Северном экономическом районе по использованию капитальных вложений и объему подрядных работ. На нее приходится 33% освоенного объема инвестиций.

Ввод жилья составил 23,4 тыс. кв. метров — 75% к тому же периоду прошлого года. По этому показателю республика занимает третье место в Северном районе после Вологодской и Архангельской областей.

Однако анализ положения дел в отрасли за май показывает, что основные вопросы, обостряющие социальное напряжение в коллективах, не реализованы. Например, строителям школы в поселке Нижний Одес бюджет должен еще с 1995 года.

Выполнение федеральных программ. Реализация программы по обеспечению жильем военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы в запас или отставку, а также участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС была профинансирована в форме проведения в декабре денежного зачета с ОАО “Тэбукнефть” и в марте с ДАО “Тюменьтрансгаз”. В настоящее время проводится работа по реализации соглашений между участниками зачетов.

На 1 июня от ОАО “Тэбукнефть” поступило 6,15 миллиарда рублей. Из них 2,1 миллиарда направлено на приобретение 20 квартир для военнослужащих, 2,05 миллиарда — на долевое участие в строительстве 10 квартир для военнослужащих в Сыктывкаре и 1,4 миллиарда — на долевое участие в строительстве 8 квартир для “чернобыльцев”.

В счет лимитов 1997 года для обеспечения жильем ликвидаторов Чернобыльской аварии получены жилищные сертификаты на сумму 3,8 миллиардов рублей. Порядок их размещения и погашения утвержден Указом Главы РК от 4 июня 1997 г. Сертификаты на сумму 2,57 миллиардов рублей направлены на долевое участие в строительстве 14 квартир в Сыктывкаре.

В июне планируется начать подготовку к новому отопительному сезону, вводить дифференцированные ставки оплаты жилья и коммунальных услуг гражданами в зависимости от уровня комфортности жилья и соответствия социальной норме занимаемой площади. Ожидается, что Минфин РФ начнет погашать жилищные сертификаты на сумму 130 миллиардов рублей, выделенные в счет лимитов 1996 года на переселение северян.

 

О положении в ведущих отраслях промышленности сообщил министр промышленности, транспорта и связи РК Евгений Грунис.

Угольная отрасль. Все пять месяцев текущего года ситуация продолжала оставаться крайне напряженной. Два месяца проводили акцию протеста шахтеры “Воргашорской”, в апреле отказались от работы коллективы шахт “Восточная” и “Глубокая” объединения “Интауголь”,
с 1 по 10 июня бастовали шахты АО “Воркутауголь”. Главное требование всех бастующих шахтеров — выплата зарплаты.

На 25 мая задолженность составляла: по АО “Воркутауголь” — 7 месяцев (289,3 млрд. руб.), по АО “Интауголь” — 13 месяцев (91,6 млрд. руб.), по АО “Шахта “Воргашорская” — 7 месяцев (56,7 млрд. руб.). Всего по отрасли задолженность составила 455,9 млрд. рублей. Не случайно поэтому в последние месяцы к экономическим требованиям прибавились политические. Забастовщики требовали отставки Президента и Правительства РФ.

Между тем (в том числе из-за постоянных акций протеста) за пять месяцев отрасль сработала с общим убытком в 690 тысяч тонн угля. Без убытков трудились только горняки шахты “Западная” (по производительности труда эта шахта вообще стоит на первом месте в России) и объединения “Воркутауголь”, которые даже на 7% перекрыли план.

Министерство промышленности, транспорта и связи подготовило письма в адрес первых руководителей Правительства РФ и АО “Росуголь” с изложением предложений Правительства РК по стабилизации положения. Заместитель министра В.Гайдеек и начальник отдела угольной промышленности А. Бернштейн в течение апреля-мая дважды выезжали с АО “Росуголь” и Минэкономики РФ для решения вопросов по реализации соглашения между АО “Росуголь” и Правительством РК и выделению средств государственной поддержки для угольных предприятий. Подготовлен проект Договора между Правительством РК и Министерством топлива и энергетики РФ о целевом использовании средств господдержки на 1997 год.

Нефтегазодобывающая отрасль. Пока это единственная отрасль, работающая более-менее рентабельно. За пять месяцев нефтедобывающие предприятия добыли 3,6 млрд. тонн нефти (105,6% к аналогичному периоду прошлого года), конденсата — 135,4 тыс. тонн (101%) (но снижается добыча газа). Из общего объема добытой нефти 44,4% приходится на долю совместных предприятий.

Программа стабилизации добычи нефти и газа предусматривает ввод в эксплуатацию группы новых и расконсервирование прежних месторождений, сокращение количества бездействующих скважин, повышение коэффициента эксплуатации скважин. Кроме того, намечено сдать в эксплуатацию дожимную насосную станцию АОЗТ “КомиАрктикОйл” на Верхне-Возейском месторождении, начать совместное освоение и разработку месторождений нефти и газа в Архангельской области, строительство второй нитки нефтепровода Харьяга-Усинск. В результате намеченных мер планируется в 1997 году добыть на территории Тимано-Печорской провинции 9,2 млн. тонн нефти.

Составлены программа мероприятий по улучшению социально-экономического положения НГДУ “Войвожнефть”, прогноз добычи нефти, газа и конденсата предприятиями республики на 1998 год. Добыча нефти с газовым конденсатом прогнозируется в объеме 10 млн. тонн, в том числе на территории республики 8,6 млн. тонн. Добыча газа уменьшится и составит 2,85 — 2,9 млрд. кубометров.

За счет вовлечения в разработку новых запасов по Харьягинскому, Сандивейскому, Средне-Макарихинскому, Картыельскому, Южно-Картыельскому и другим месторождениям добыча нефти к 2000 году составит 11,6 млн. тонн, добыча газа — 2,8 млрд. кубометров, конденсата — 320 тыс. тонн.

С начала года открыто два месторождения: Западно-Печорогородское и Сигавейское с запасами до 5 млн. тонн нефти.

Горнорудная промышленность. 15 мая у Главы РК состоялось совещание по вопросу участия ОАО “Суал” в освоении Средне-Тиманских бокситовых месторождений. Подписан протокол, по которому “Суал” обязуется обеспечить финансирование строительства первого пускового комплекса рудника на 0,5-1 млн. тонн в год в течение пяти лет в объеме $30-35 миллионов ежегодно.

Составлен план мероприятий по ускорению освоения бокситовых месторождений, включающий работу с российскими структурами. Подрядные организации “Темп-Дорстрой” и “Комистроймост” прорубили просеку на трассе автомобильной дороги, осуществляют монтаж водопропускных труб, устройство мостовых переходов. В июне будет продолжено упорядочение структуры АО “Бокситы Тимана”.

Сереговский сользавод за пять месяцев произвел 530 тонн каменной соли. Однако сбыт соли из-за ее высокой себестоимости ограничен, в связи с чем только в апреле-мае была реализована лишь часть добытого — 140 тонн. В июне будет продолжена работа с РАО “Газпром” по возможному сотрудничеству в освоении месторождения.

Завезли дизтопливо на объекты добычи и закончили подготовительные работы к промывочному сезону золотодобывающие предприятия “Терра” и ПК ТОО “Терра-2”. С учетом планов чукотской артели “Комсомольская”, ожидаемая добыча золота на россыпях Республики составит не менее 150 кг. Это в три раза больше, чем в прошлом году, когда было добыто 49,7 кг.

Транспорт и связь. Несмотря на сложные экономические условия, все виды транспорта и связи в течение этого года работали относительно устойчиво. Предприятия АО “Связь” и АО “Печорский речной порт” даже не имеют задолженности ни в один бюджет и во внебюджетные фонды.

Общая задолженность по зарплате на предприятиях транспорта и связи за апрель-май снизилась и составляет около 50 млрд. рублей. Особо тяжело на грузовых автопредприятиях ГУП “Комитрансавто”, где задержки зарплаты составляют почти четыре месяца. Вообще снижение объемов грузовых перевозок наблюдалось на всех видах транспорта, кроме авиационного, где они на 36% выросли. Упал и объем пассажирских перевозок. Лишь на железнодорожном транспорте они выросли на 6%.

Правительством проводилась работа по совершенствованию структур хозяйственной деятельности и управления с целью сокращения издержек производства. Путем реструктуризации АО “Сыктывкарский речной порт” создано новое предприятие АО “Вычегодская судоходная компания”. Принято решение о выделении и создании на базе ГАП “Комиавиа” государственного унитарного авиапредприятия “Комиавиатранс”. В этом же году намечается реорганизация и на железнодорожном транспорте.

В республиканском бюджете на текущий год предусмотрено 12,4 млрд. рублей на обновление и пополнение автобусного парка, 10,7 млрд. рублей — на расходы на содержание аэропортов местных воздушных линий, 8 млрд. рублей — на поддержку водных путей местного значения Печорского и Вычегодского бассейнов и 3,12 млрд. рублей — на компенсацию убытков от пригородных железнодорожных перевозок. Фактически из бюджета за 5 месяцев выделено: 1,7 млрд. рублей на содержание аэропортов местных линий, 1,4 млрд. рублей на приобретение десяти “Икарусов”, 1 млрд. рублей на содержание водных путей.

Решены вопросы по погашению задолженности ГУП “Комитрансавто” за ремонт автобусов на заводе АО “Княжпогостлесмаш” и по обеспечению предприятий пассажирского автотранспорта топливом за счет дотаций городов и районов. В целях упорядочения перевозок льготной категории пассажиров 19 мая принят указ Главы РК “О мерах по стабилизации положения предприятий пассажирского автомобильного транспорта Республики Коми”. 750 миллионов рублей будет выделено Сыктывкарскому ПАТП для того, чтобы вдвое снизить тарифы на дачных маршрутах.

Итоги. Сбор налогов за май был значительно ниже, чем в предыдущие месяцы. Поэтому, учитывая острую необходимость в денежных средствах, начиная с июня операции по взаимозачетам для трех крупнейших предприятий республики — НК “КомиТЭК”, АЭК “Комиэнерго”, ДП “Севергазпром” — ограничены. Отныне, как сказал на заседании правительства первый заместитель главы РК Анатолий Каракчиев, все основные налоги в республиканский бюджет “Севергазпром” должен будет перечислять только “живыми” деньгами, “КомиТЭК” — с минимальным использованием зачетов, а АЭК “Комиэнерго” только по крупным суммам. В целом взаимозачеты не прекращаются, но их объем будет сокращаться.

Критике подверглись главы районов и руководители лесозаготовительных предприятий. Все просят деньги из бюджета и боятся просить кредиты у коммерческих банков. Выполняются и контролируются только те пункты различных соглашений, которые касаются выделения средств в качестве поддержки. Пункты, где говорится о самостоятельном привлечении инвестиций, о подготовке инвестиционных проектов и создании залогового фонда, как правило, не реализуются.

Имеющиеся инвестиционные проекты в принципе остаются очень слабыми. Сегодня денег в России мало, они есть за границей и западные коммерсанты готовы их дать, но просят бизнес-планы. “Мы составим график и будем рассматривать ваши инвестиционные проекты здесь, в правительстве,” — пообещал заместитель Главы РК Александр Окатов.

До 15 июня Минфин должен разработать график погашения задолженности по зарплате до конца года. В мае график был выполнен с небольшим опережением. К июлю должна быть закончена работа над федеральной программой социально-экономического развития республики.

Правительство по-прежнему контролирует протокол, подписанный А. Чубайсом в поддержку Печорского угольного бассейна [[1]].

2.2.    “Белкомур”

В связи с 200-летие Пермской губернии от имени Главы РК пермякам было направлено поздравление. Сотрудничество между регионами выражается в том, что создана Межрегиональная акционерная компания “Белкомур”, которая организует строительство железной дороги Архангельск — Сыктывкар — Кудымкар — Пермь [[2]].

Если этот проект будет осуществлен, то связи Севера с Уралом значительно окрепнут и схема железных дорог, “завязанная” на Москву, для Коми существенно изменится.

В июне состоялись заседание совета директоров и собрание акционеров “Белкомура”, где обсуждались итоги работы компании за январь-апрель 1997 года. Основным для акционеров был вопрос об окончательной доработке проектной документации.

Желание участвовать в строительстве и последующей эксплуатации дороги выразило и федеральное министерство путей сообщения. Видимо, поначалу акционеры отнеслись к этому с опаской, ведь МПС является монополистом. Однако в конце концов принципиальное согласие на совместную деятельность с МПС было получено.

Предполагается, что собранные средства в первую очередь будут направлены на строительство железнодорожного полотна на участке Карпогоры-Вендинга. Свое несогласие с этим высказали представители Уральского региона. Однако разногласия удалось урегулировать. Одним из аргументов стало то, что серьезные наработки по строительству в южном направлении до сих пор отсутствуют. Уральцев заверили, что строительство дороги на Пермь начнется сразу же после того, как поезда пойдут в северном направлении.

Большое внимание уделено экологической безопасности проекта. Следить за этим, помимо прочего, должны орбитальные спутники. На реализацию программы космического мониторинга “Геос-Коми”, разработанной по инициативе первого заместителя Главы РК Александра Окатова, выделено 600 миллионов рублей.

Для начала работ по строительству дороги не хватает сейчас 20 млрд. руб. [[3]].

2.3.    Энергетическая безопасность республики под угрозой

Об этом заявил в своем письме на имя главы республики гендиректор АЭК “Комиэнерго”, депутат Госсовета Михаил Косолапов. Связано это с тем, что энергетики фактически кредитуют другие отрасли промышленности, которые за электричество не платят или отдают деньги с большим опозданием. У “Комиэнерго” нет уже денег не только на своевременную выплату зарплаты, но и на ремонт оборудования, что и ставит под угрозу энергетическую безопасность РК.

Основными неплательщиками “Комиэнерго” являются ОАО “Воркутауголь” и администрация Воркуты — их долг уже превысил 750 млрд. рублей. Если эти вопросы не будут решены, то “Комиэнерго” не позднее 15 июля будет вынуждена передать энергетику Воркуты в ОАО “Воркутауголь” [[4]].

2.4.    Задолженность по зарплате растет

В последнее время от руководства республики уже не раз раздавались обещания ликвидировать задолженность по зарплате до конца года.

Тем не менее, пока задолженность по зарплате только растет, и на 1 июня долг составил уже 1 трлн. 315 млрд. рублей. Об этом было заявлено на заседании комиссии по правам человека при главе РК. Таким образом, долг на каждого жителя республики (в том числе и неработающего) уже превышает миллион рублей, что выше, чем по стране в целом. С грехом пополам начали гасить долги бюджетникам: они получают отпускные и месячную зарплату (задолженность им составляет 2-4 месяца). Гораздо хуже дело обстоит на предприятиях, в различных акционерных обществах и т.п. На некоторых люди не видели заработка 5-7 месяцев.

Лишь 18% работающих в РК получают зарплату вовремя. Это, в основном, работники банков и страховых компаний [[5]].

3.    СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ

3.1.    Акции протеста в Воркуте и Инте

С начала месяца бастовали все восемь действующих шахт ОАО “Воркутауголь”. Ряд других предприятий заполярного города по этой причине не работало.

7 июня состоялось специальное совещание представителей трудовых коллективов ОАО “Воркутауголь”. Одни выступали за прекращение стачки, другие — за ее продолжение. Мнения разделились почти поровну. С небольшим перевесом голосов было решено продолжать забастовку с теми же требованиями. Затем это решение обсуждалось в трудовых коллективах.

Как утверждал председатель Независимого профсоюза горняков Республики Коми и Воркуты Виктор Семенов, большинство шахтеров Воркуты однозначно положительно оценило решения, принятые 4 июня на совещании у первого заместителя председателя правительства России Анатолия Чубайса по проблемам Печорского угольного бассейна. Подписанный им график дополнительного выделения средств государственной поддержки угольной промышленности Печорского бассейна начал выполняться. Шестого июня сюда поступили первые двадцать из выделенных 250 миллиардов рублей. Но пока, по мнению НПГ Воркуты и ряда других руководителей ее шахтерских профсоюзов, не приняты, в том числе и Анатолием Чубайсом, кардинальные меры по решению проблем Печорского угольного бассейна. Без этого нет уверенности в завтрашнем дне, да и сегодняшние проблемы, в том числе почти полное безденежье, вскоре вновь обострятся до предела и приведут к новым массовым акциям протеста.

Кардинально решить проблемы Воркуты и Инты в значительной степени помогло бы выполнение указа российского президента №777 от 25 мая 1996 года о мерах по стабилизации положения в Печорском угольном бассейне. Но за прошедший год указ президента чиновники федеральных министерств и ведомств так и не выполнили. Потому шахтеры Воркуты сегодня требуют выполнения этого указа в полном объеме. Речь идет прежде всего о предусмотренном в нем исключении из себестоимости добытого в Воркуте и Инте угля районных коэффициентов и северных надбавок и выплате их из федерального бюджета. Это бы создало равные с другими в России конкурентные условия для шахтеров Печорского угольного бассейна и сняло бы с них бремя дополнительных расходов, вызванных экстремальными условиями работы на Крайнем Севере.

Бастующие шахтеры Воркуты требуют также от руководства страны заставить потребителей заплатить за уже полученный уголь. К примеру, ОАО “Северсталь” (Череповецкий металлургический комбинат) задолжало горнякам более двухсот миллиардов рублей. Это стало одной из главных причин того, что зарплата шахтерам не выплачена еще за ноябрь-декабрь прошлого года.

Тем не менее 10 июня шахты Воркуты, за исключением двух, прекратили забастовку, проходившую под политическими требованиями — отставки президента, федерального правительства и роспуска Госдумы. 11 июня вышли из забастовки и “Северная” с “Воркутинской”

В прекращении акции сыграло свою роль и поступление в республику первых денег из 250 млрд. , выделенных Москвой.

Интинцы прекратили забастовку еще раньше.

3.1.1.    Выплаты шахтерам

Итак, в республику в июне начали поступать деньги для шахтеров, обещанные Чубайсом. 250 млрд. распределяются так: 184 млрд. — “Воркутауголь”, 44 — “Интауголь”, 10 — шахта “Западная” в Инте, 8 — шахте “Воргашорская”, 4 — объединению “Печоршахтострой”. Перечисление денег должно завершиться до 4 июля. Обещано также разобраться и с долгом “Северстали” (Череповец) Однако, как считают в республике, эти перечисления — лишь временное “затыкание дыр” и кардинально проблемы Печорского угольного бассейна они не решают [[6]].

3.2.    Социальный протест работников других отраслей

3.2.1.    Голодовки

В июне объявили голодовку работницы ухтинского завода “Прогресс” Г.Носова, Т.Захарова, И.Кожемякина. Долг перед ними по зарплате в несколько миллионов рублей поставил их семьи на грань выживания [[7]].

3.2.2.    Напряженность в Печоре

На прошедшей 11 июня конференции трудового коллектива Печорской ГРЭС решено возобновить с 27 июня бессрочную забастовку, которая была приостановлена 31 июля 1996 года. Требование у печорских энергетиков одно: выплатить задержанные с ноября прошлого года зарплату и отпускные, на что необходимо примерно 12 миллиардов рублей.

Печорская ГРЭС, обеспечивающая почти половину потребности Республики Коми в электроэнергии, подчиняется напрямую РАО “ЕЭС России”. “Комиэнерго” покупает у Печорской ГРЭС электроэнергию.

Из-за хронических неплатежей потребителей и у “Комиэнерго”, и у Печорской ГРЭС сейчас нет денег для выплаты зарплаты и покупки топлива. Печорская ГРЭС задолжала за природный газ более 300 млрд. рублей, поэтому поставки этого основного вида топлива ей постоянно ограничиваются, что не позволяет станции работать в нормальном режиме. Сейчас из пяти энергоблоков работают только два, да и то не на полную мощность.

Как сообщил председатель профкома Печорской ГРЭС Валерий Игнатьев, на конференции трудового коллектива электростанции избран стачком в количестве 13 человек. Конференция поручила ему определить минимальный объем вырабатываемой электроэнергии, необходимой для поддержания жизнеспособности самой ГРЭС, жизнеобеспечения города Печоры и поселка энергетиков. При общей мощности ГРЭС 1060 мегаватт предполагается снизить нагрузку до 75 мегаватт, а затем, возможно, вообще остановить электростанцию. [[8]]

4.    ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

4.1.    Визит министра по делам национальностей РФ

Во вторник, 3 июня, в Сыктывкаре находился министр Российской Федерации по делам национальностей, федеративным отношениям и местному самоуправлению Вячеслав Михайлов.

Вместе с главой РК Юрием Спиридоновым он подписал Соглашение между Миннацем РФ и Правительством РК о сотрудничестве и взаимодействии в области федеральной политики, федеративных отношений и местного самоуправления.

Согласно этому документу, министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям и правительство Республики Коми обязуются совместно осуществлять государственную национальную политику, содействовать становлению местного самоуправления, всестороннему развитию народов Республики Коми на основе федеральных, межрегиональных, республиканских и местных программ социально-экономического, национального развития и межнационального сотрудничества.

Стороны должны оказывать содействие этническим общинам в создании и деятельности национально-культурных автономий, культурных центров, обществ, землячеств.

В соглашении большое внимание уделяется созданию условий для духовного развития всех национальностей, проживающих в республике. С этой целью планируется поддерживать издание книг, журналов и газет на разных языках, а также проведение теле- и радиопередач, развивать народные традиции, промыслы и ремесла, проводить различные международные и межрегиональные конференции, фестивали, совместные научные исследования по региональной и национальной проблематике.

“Это серьезно продуманный документ” — заявил глава РК Юрий Спиридонов перед подписанием. “В рамках общефедеральной программы он поможет решать один из самых деликатных и тонких вопросов — вопрос национального устройства России. Опыт, который накопила за эти годы наша многонациональная Коми республика, позволяет жить нам в согласии и мире. Убежден, что расшатать его не удастся никому”.

Назвав уникальной концепцию национальной политики, которая разработана и осуществляется в Коми, Вячеслав Михайлов отметил огромную роль, которую играют в этом глава республики, его заместители и специалисты республиканского министерства по делам национальностей. Опыт республики, считает министр, очень важен для всей страны, поскольку федеративное государство в России только строится. Отдельного решения требуют, к примеру, проблемы бюджетного федерализма и налоговой политики. И соответствующий опыт Республики Коми федеральное министерство намерено распространять [[9]].

Министр также принял участие в работе международной конференции “Финно-угорский мир: состояние природы и региональная стратегия защиты окружающей среды”, посетил Центр национальных культур Сыктывкара, где состоялась встреча с членами Консультативного совета по делам национально-культурных автономий при министерстве по делам национальностей РК и руководителями национально-культурных объединений Сыктывкара.

4.2.    Глава РК о взаимоотношениях региона с Центром

Глава Республики Коми Юрий Спиридонов провел пресс-конференцию, на которой рассказал журналистам о встрече руководителей российских республик с Президентом РФ Б.Ельциным, которая состоялась в Москве 4 июня.

Год вместо месяца “выполняют” правительственные чиновники указ президента №777 “О первоочередных мерах по снятию социальной напряженности в Печорском угольном бассейне”. Именно в месячный срок они должны были разработать механизм компенсации из федерального бюджета расходов по выплате районных коэффициентов и надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к ним. Именно это, по мнению северян, должно стать одним из главных принципов государственной политики по отношению к Северу [[10]].

Юрий Спиридонов сообщил, что готов обратиться в суд с иском к федеральному правительству. Поводом для такого заявления послужило решение правительства РФ переоформить в облигации бюджетную ссуду, предоставленную сельскохозяйственным производителям в 1996 году в виде товарного кредита. Регионам, которые с этим решением не согласны, пригрозили штрафами.

Если Татарстан, возглавляющий “черный список”, задолжал более 620 миллиардов рублей, то Республика Коми в нем далеко позади — около 33 миллиардов. Но с 14 миллиардами возможного штрафа для республиканского бюджета и это — деньги немалые.

Да, задерживать долги нехорошо. Но необязательность федеральных органов власти обошлась республике куда дороже — более чем в 200 миллиардов (это потери бюджета от несвоевременного перечисления средств из Москвы, проценты за ссуды, которые приходилось брать в коммерческих банках, штрафы, которые приходилось платить за несвоевременное финансирование строек).

В прошлом году Республика Коми перечислила в федеральный бюджет более 80% от запланированного. В нынешнем году выполнение плана достигает 115%. А из 188 миллиардов утвержденного трансферта в республику поступило всего восемь. При том, что реальная потребность Коми в трансферте, согласованная с Министерством финансов РФ, превышает 600 миллиардов.

После встречи с главами республик Президент поручил федеральному правительству рассмотреть возможность увеличения трансферта для Республики Коми. Впрочем, республика вполне может прожить без него, но тогда на соответствующую сумму должны быть уменьшены и средства, которые она перечисляет в федеральный бюджет.

“Ответственность должна быть обоюдной”, — подчеркнул глава РК (см. Приложение к данному тексту).

4.3.    Проблемы самоуправления

4.3.1.    Демократы за самоуправление

Коми республиканское отделение “Демвыбора России” выступило с заявлением, в котором выражен протест по поводу принятия закона РК “О муниципальных образованиях в Республике Коми”. Как известно, на сессии в конце мая Госсовет республики принял Закон, где уровень местного самоуправления в республике (и выборы) определяется поселками, селами и частями городов. Коми ДВР требует изменить это решение и признать муниципальными образованиями также города РК. “Гайдаровцы” заявили также, что готовы поддержать создание инициативных групп по реализации в полном объеме самоуправления в республике [[11]].

Местные коммунисты также выступают за выборность глав администраций и пользуются примерно теми же аргументами.

4.3.2.    Трудности с реализацией республиканского закона

“Даже тот уровень, который утвержден сегодня Госсоветом республики, внесет сумятицу” — так глава РК Юрий Спиридонов ответил на один из журналистских вопросов о местном самоуправлении, заданный ему на пресс-конференции 5 июня. При этом он сослался на свой опыт человека, который давно работает в управлении и в политике. По его мнению, на сегодняшнем этапе местное самоуправление вводить нельзя.

И все же правительство республики обязано выполнить решение Госсовета. Сейчас идет проработка того, какие полномочия можно передать будущим органам местного самоуправления [[12]].

В июне в Сыктывкаре состоялось совещание представителей городов и районов республики, на котором обсуждались проблемы исполнения принятого 28 мая республиканского закона “О муниципальных образованиях в РК”. Совещание прошло бурно. Весьма мало было понятно, как проводить выборы в “частях” городов и стоит ли устраивать выборы в малонаселенных деревнях. Критика принятого Госсоветом закона раздавалась самая резкая.

4.4.    Госсовет РК

4.4.1.    Довыборы в Госсовет РК

Голосование проходило 8 июня, в выходной день, однако на явку избирателей это не повлияло. Не спасло даже то, что избирательные комиссии продлили срок окончания голосования с 20 до 24 часов.

По предварительным данным, в Горном территориальном избирательном округе №8 проголосовало 24,21% избирателей, в Шахтерском территориальном избирательном округе №9 проголосовало всего лишь 20,11% избирателей. Из семи кандидатов в депутаты в Горном округе лидировала собкор газеты “Республика” Любовь Воробей, а из трех кандидатов в Шахтерском округе — генеральный директор ОАО “Воркутауголь” Виктор Экгардт. Сметой на проведение выборов в этих двух округах выделялось 400 миллионов рублей бюджетных денег.

В этот же день на состоявшихся выборах депутата Госсовета Республики Коми по Сосногорскому административно-территориальному округу №9 по предварительным данным из трех кандидатов избран глава администрации города Сосногорска Валентин Стромцов. В голосовании здесь участвовало 29,44% избирателей. Из них 49,64% проголосовали за Валентина Стромцова.

Комментируя сложившуюся ситуацию, председатель Избирательной комиссии республики Юлия Солдатова высказала большое сомнение в целесообразности проведения еще одних повторных выборов в Воркуте с учетом крайне низкой активности избирателей, особенно в период массовых отпусков, большого дефицита бюджетных средств и короткого оставшегося срока полномочий нынешнего состава депутатов Госсовета республики.

Но эти слова Ю.Солдатовой скорее всего были сказаны в сердцах. На заседании республиканской избирательной комиссии 10 июня было принято решение провести повторное голосование 19 октября, совместив их с выборами местного самоуправления.

4.4.2.    Четвертый этап 8 сессии ГС

Заседания этого этапа прошли в один день — 25 июня.

В числе основных вопросов повестки дня обсуждался прошлогодний бюджет. Отмечена неудовлетворительная работа правительства РК по его исполнению. Связано это с плохой работой по ликвидации неплатежей и взысканию недоимок, недостаточностью мер по сокращению дефицита бюджета, ликвидации задолженности по зарплате. Шла речь и о том, что многие депутатские замечания остаются без внимания. Соответствующим законом сессия утвердила отчет об исполнении бюджета. В принятом постановлении главе республики рекомендовано усилить контроль за исполнением бюджета текущего года.

Законодательно установлен порядок предоставления земельных участков в собственность граждан, рассмотренный на нынешнем заседании во втором чтении и принятый в окончательном варианте.

Комитетом Государственного совета РК по законодательству подготовлен и внесен на рассмотрение сессии законопроект о проведении выборов в органы местного самоуправления первого созыва. Вызвано это тем, что назначенные на октябрь выборы предусматривалось по решению Верховного суда РК организовать в соответствии с “Временным положением...”, которое установил федеральный закон по обеспечению конституционных прав граждан на местное самоуправление. Однако “Положение” не может учитывать конкретных условий различных регионов. Депутаты обсудили и приняли закон с учетом условий республики.

Республиканский бюджет пополнился строкой “Защита прав граждан — вкладчиков коммерческих банков, признанных в установленном порядке несостоятельными (банкротами)”. Решено часть суммы налоговых пеней и штрафов с организаций перечислять на поддержку населения, потерявшего вклады. Соответствующие изменения депутаты внесли в закон о республиканском бюджете на нынешний год.

Депутатами утвержден отчет об исполнении бюджета Фонда социального страхования РК, принят закон РК “Об энергосбережении”, решен ряд других вопросов.

На этом восьмая сессия завершила свою работу.

4.4.3.    Депутаты-прогульщики

Из заявления заместителя председателя Комитета по законодательству и депутатской этике Рейнгольд Бихерта:

“Отдельные депутаты довольно часто уклоняются от работы в комитетах, а потом импровизируют, упражняясь в красноречии перед микрофонами в зале заседаний Государственного совета. Предварительно не изучив пакета документов и не проработав с коллегами свои поправки, такие депутаты усложняют процедуру обсуждения законопроектов. Ведь предложения “с голоса” требуют времени для анализа и логического осмысления. Иначе можно “наломать дров” при голосовании, допустить серьезные правовые погрешности в законе.

Недисциплинированность особенно характерна для членов Комитета по бюджету, налогам и экономической политике, в котором из-за отсутствия кворума только за первые пять месяцев нынешнего года сорваны три заседания из шести, в том числе — два в мае. А всего со дня создания этого комитета из 27 назначенных заседаний не состоялись семь.

Особо не жалуют своим вниманием работу в этом комитете депутаты Игорь Шпектор (Воркута), Евгений Лескин (Усинск), Евгений Ипполитов, Виктор Кобелев и Василий Подюк (Ухта), Леонид Чисталев (Сыктывкар) и Валерий Выучейский (Усть-Цилемский район), участвовавшие менее чем в половине заседаний комитета. В то же время они весьма активны на сессиях Государственного совета.

Из числа членов Комитета по законодательству и депутатской этике лишь эпизодически работают в нем Владимир Шахтин (Инта), Александр Сегаль (Воркута) и Сергей Каракчиев (Сыктывкар). Из членов же Комитета по социальной политике особенно “отличился” Николай Пидченко (Сосногорск), посетив за минувшие неполные полтора года лишь несколько заседаний. Кстати, этот депутат проигнорировал и более половины пленарных заседаний Государственного совета.

Почти такой же “счет” у Леонида Краснера (Воркута). Неважно с явкой на заседания комитета также у депутатов Олега Кукушкина (Инта) и Николая Кочергина (Воркута).

Словом, примерно треть законодателей работает в комитетах от случая к случаю, что не может не сказаться отрицательно на качестве предварительной подготовки законов” [[13]].

4.5.    Конференция НДР

В субботу, 21 июня, в Сыктывкаре состоялась республиканская конференция Коми региональной организации Всероссийского общественно-политического движения “Наш дом — Россия”. С большой речью на мероприятии выступил глава РК Спиридонов.

Состоялось подписание соглашения о создании республиканского союза прогрессивных сил. Его пока подписали только три стороны — республиканское отделение НДР, Народный дом и региональное отделение движения “Реформы — новый курс”. Это соглашение открыто и для всех других движений.

Организация НДР в республике насчитывает 1426 человек.

Председателем исполкома республиканской организации НДР на конференции избран руководитель аппарата Госсовета РК В.Осипов [[14]].

5.    КАДРОВЫЕ перестановки. ИНЫЕ СОБЫТИЯ

5.1.    Новые назначения

В последние месяцы в республике стало особенно заметна смена руководителей крупнейших организаций и предприятий. Есть ли здесь какая-нибудь закономерность — сказать трудно, возможно, это просто совпадение. О некоторых новых назначениях мы сообщаем в данном обзоре.

5.1.1.    Новый гендиректор ДАО “Севергазпром”

Со 2 июня эти обязанности выполняет Анатолий Алексеевич Захаров, до этого работавший начальником Вуктыльского газопромышленного управления. Ему 47 лет. Экс-гендиректор, депутат Госсовета РК В.Подюк переведен в Москву, он стал членом правления РАО “Газпром”

5.1.2.    “КомиТЭК”

В руководстве другого “кита” республиканской экономики также произошли изменения. Председателем совета директоров вместо Валентина Леонидова 30 мая был избран Г.Березкин — гендиректор ЗАО “КомиТЭК-Москва”. Москвичи также значительно укрепили свои позиции с совете директоров компании. Помимо Березкина, из 13 его членов еще 6 — кандидатуры, предложенные москвичами. Московский капитал контролирует большую часть акций компании [[15]].

Нам неизвестно, связано ли непереизбрание Валентина Леонидова в совет директоров с делом “Комилюкса”.

5.1.3.    Сыктывкарский ЛДК

Конечно, сыктывкарский лесо-деревообрабатывающий комбинат не может тягаться с нефтяными и газовыми компаниями, но смена руководства на ЛДК проходила не без скандалов. Мнение акционеров резко разошлось с требованиями трудового коллектива. Ранее мы сообщали, что на ЛДК действует независимый профсоюз “Защита” и часть работников негативно относится к вхождению в холдинг “Комилес”. Пока в качестве компромисса на должность председателя совета директоров ЛДК избран Сергей Чирухин (вместо снятого по решению акционеров Николая Коншина) [[16]].

5.1.4.    “Интауголь” — “генерал” обвиняет “генерала”

На состоявшейся в середине июня пресс-конференции новый руководитель концерна “Интауголь” депутат ГС Владимир Шахтин обвинил своего предшественники Олега Кукушкина (о его голодовке мы сообщали в прошлом обзоре) в финансовых злоупотреблениях, “зависании” сумм по контрактам с фирмами из других регионов, расточительстве при проведении ремонта кабинетов, нарушении жилищного законодательства.

Олег Кукушкин отверг эти обвинения и сказал, что они инспирированы “верхушкой властей республики”, раздраженных его акцией протеста [[17]].

5.2.    “Чиновник должен служить как пес”

Так выразился глава РК Ю.Спиридонов, выступая на церемонии вручения дипломов 72 выпускникам академии госслужбы.

Это уже пятый выпуск. Но если раньше выдавались дипломы Коми кадрового центра, то теперь впервые студенты выходят из стен этого учебного заведения в качестве выпускников Академии государственной службы РК.

Примерно треть новоиспеченных специалистов получили образование по региональному заказу администрации главы Республики Коми. Почти столько же их “заказало” Министерство по социальным вопросам. Среди остальных — руководители и специалисты министерств, федеральных служб, местных администраций и предприятий различных форм собственности.

Дипломы торжественно вручили первый заместитель главы РК Анатолий Каракчиев, руководитель администрации главы РК Алексей Гришин и первый заместитель министра по социальным вопросам Людмила Быковская. А одиннадцать студентов, окончивших Академию с отличием, получили “красные” дипломы из рук главы РК Юрия Спиридонова [[18]].

5.3.    По следам финансовых афер

5.3.1.    “Европейский Север”

28 июня вступает в законную силу решение Арбитражного суда РК о признании АКИБ “Европейский Север” банкротом. По закону только после этого Национальный банк РК может передать ликвидационной комиссии резервный фонд банка-банкрота, а суд — назначить конкурсного управляющего, который начнет работу по выплате долгов кредиторам.

Но страсти вокруг банка не утихают. Львиная доля (88%) всей его задолженности приходится на частных вкладчиков — в основном это пожилые люди. Им, в общем-то, все равно, почему лопнул банк, но совсем небезразлично, смогут ли они вернуть свои деньги. Этими понятными сомнениями и обидами людей пытаются воспользоваться те, кому выгодно заработать хоть небольшой политический капитал. Создается впечатление, отметил 16 июня на очередной встрече с членами Координационного Совета по защите прав вкладчиков банка “Европейский Север” глава РК Юрий Спиридонов, что чем ближе подходит дата выплаты денег, тем больше шума они поднимают.

Коми — практически единственный регион, где правительство обязалось помочь обманутым вкладчикам. Исключительно по инициативе руководства республики создан Фонд по защите прав вкладчиков АКИБ “Европейский Север”. Его дирекция, которую возглавил Александр Каменев, сегодня разрабатывает схемы наполнения фонда реальными деньгами. Фонд, в который раз подчеркнул Ю.Спиридонов, ни копейки не возьмет у самого банка-банкрота. Реализовывать имущество и работать с резервными средствами “Европейского севера” будет ликвидационная комиссия.

Естественно, все 13 тысяч вкладчиков получат свои вклады не через месяц. Возможно, на это уйдет даже больше года. Тем не менее сам возврат вкладов сегодня уже более реален, чем, скажем, еще месяц назад. Правительство и руководство четырех коммерческих банков предложили несколько источников получения средств. Например, “Комета-банк” взял на себя обязательство выплатить вклады сыктывкарцам 1905-1925 годов рождения.

Банки-помощники предлагается освободить от уплаты налога на прибыль в республиканский бюджет. Три миллиарда рублей должна принести работа предприятий, “Северного народного банка” и Минфина РК с векселями АО “Коминефть”, еще три — переговоры с Пенсионным Фондом. Если поддержит Госсовет РК, то 2% от сумм, получаемых от приватизации республиканских объектов, тоже можно было бы пустить на выплату вкладов.

“Сегодня главная работа должна состоять не в организации новых митингов и огульном обвинении всех и вся, а в правильной и оперативной подготовке необходимых материалов для начала реальной работы” — считает глава республики. “До 28 июня осталось меньше двух недель. За это время Совет кредиторов совместно с Координационным советом по защите прав вкладчиков банка должны провести перерегистрацию всех вкладчиков и назвать кандидатуру на должность конкурсного управляющего”.

В сущности, именно из-за фамилии кандидата на эту должность и разыгрываются сегодня новые “бои местного значения”. Не обходится без политики. Главным организатором здесь выступает один из лидеров республиканской организации КПРФ Алексей Козлов. Он созывает общие собрания, выступает на нем единственным докладчиком, председателем и секретарем.

“Это чисто политические мотивы, когда ставится задача — чем меньше получат вкладчики, тем лучше” — считает другой член Координационного совета Василий Бойцов. “Впереди выборы, чем больше будет недовольных, тем лучше пройдут они для кандидата от компартии. Именно на это нацелены все действия Козлова”.

“Не все спокойно в вашем датском королевстве. Однако правительство не намерено заниматься вашими внутренними проблемами. Вносить сегодня сумятицу с шумихой общих собраний и выбором альтернативных управляющих — значит, просто собственными руками отодвигать время получения своих вкладов. Что вам нужнее — лозунги или деньги — выбирайте!” — отметил Ю. Спиридонов. [[19]].

5.3.2.    “Комилюкс”

Наряду с “Европейским севером”, компания “Комилюкс” сейчас наиболее “популярна” в республиканских СМИ. Скандал с исчезновением долларов в Люксембурге разворачивается уже давно.

В июне республиканская прокуратура хотела допросить по этому делу бывшего главу Совмина РК Вячеслава Худяева (“Комилюкс” создавалась тогда, когда он руководил правительством), но он отказался, сославшись на неприкосновенность депутата ГС [[20]]. На последнем заседании восьмой сессии Государственного совета РК, состоявшемся 25 июня, большинство депутатов отказалось дать согласие на допрос в качестве свидетеля своего коллеги, руководителя республики дорожного департамента Вячеслава Худяева. Этого согласия, которое необходимо по закону “О статусе депутата Государственного совета Республики Коми”, просил у Госсовета прокурор республики Виктор Ковалевский. По его утверждению, основания для такого допроса дают документы, которыми располагает следователь из Пермской области, ведущий дело компании “Комилюкс”.

На предложение дать показания, как сообщил прокурор, депутат ответил условием предварительно показать ему имеющиеся документы. Однако они, по словам В.Ковалевского, находятся у следователя.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Мы приводим здесь полностью текст выступления руководителя РК на встрече с Президентом РФ. В нем в концентрированной форме нашли отражение основные проблемы взаимоотношений РФ и РК на сегодняшний день.

 

“Уважаемый Борис Николаевич!

Я хочу остановиться на двух вопросах, которые сегодня являются самыми главными для регионов — отношения регионов с федеральным бюджетом и выполнение чиновниками российского правительства указов Президента России.

Для начала скажу, что Республика Коми в 1996 году перечислила в федеральный бюджет 2,65 триллиона рублей. Собираемость налогов составила 81%. Это один из лучших показателей в России.

В текущем году мы собрали в Федеральный бюджет 1340 миллиардов рублей, или 115% к плану. Причем все поступления — “живыми” деньгами. Этим я хочу подчеркнуть, как мы относимся к федеральному бюджету.

А каково отношение к нам как законопослушным регионам со стороны федерального бюджета? К примеру, нашей Республике Коми?

Республике хватает своих налогов. В 1997 году 57% всех собранных налогов мы отдали в федеральный бюджет. Но нам почему-то все время навязывают так называемый трансферт, то есть помощь из столицы. Как был рассчитан он на 1997 год?

Минфин Российской Федерации, не приняв наших доводов о недостаточности средств, все-таки согласился на 600 миллиардов рублей. Пройдя через Правительство, эта сумма была урезана в два раза — оставили 315 миллиардов рублей. А после абсолютно непродуманного решения Государственной Думы осталось 188 миллиардов.

В результате из общего объема федерального финансирования были исключены средства на выполнение законов о ветеранах, об инвалидах, на содержание принятого в собственность республики жилья и т.д.

Но даже при этом с начала текущего года мы получили из федерального бюджета всего 8 миллиардов рублей, в то время как отправили в Россию 1,3 триллиона рублей “живых” денег.

Есть ли сегодня смысл в том, чтобы половину российских налогов загонять в федеральный бюджет? Да — для того, чтобы мы в московских кабинетах их потом выпрашивали.

Непотопляемые московские чиновники сейчас придумали другое. Заместитель министра финансов Ковалев придумал выпустить облигации на долги по АПК. А кто на это не пойдет из регионов — тому будут начислены штрафные санкции. Мы подсчитали, что должны уплатить 14 миллиардов рублей штрафов.

Одновременно мы подсчитали, сколько потерял наш бюджет от того, что мы не вовремя получали из федерального бюджета, сколько мы отдали процентов коммерческим банкам под гарантии Минфина, сколько мы заплатили штрафов за несвоевременное финансирование строек.

Сумма эта превышает 200 миллиардов рублей. Так давайте разговаривать на равных условиях!

Сегодня я предлагаю решить два вопроса:

— уйти от трансфертов по тем регионам, у которых хватает собственных источников для их покрытия;

— установить обоюдную ответственность: и федерального бюджета, и регионов за отчисления друг другу. Не платишь в федеральный бюджет — не получаешь, платишь — и федеральный бюджет рассчитывается вовремя.

Отдельно хотел бы остановиться на выполнении указов Президента России.

Буду показывать на примерах. Самый характерный из них — указ по Печорскому угольному бассейну.

Не буду подробно останавливаться на его проблемах, но Печорский бассейн кредитует сегодня всю центральную Россию. Только за энергетический уголь 45 областей, в том числе Нижегородская (10 млрд.), Вологодская (71 млрд.), Кировская (11 млрд.), Рязанская (14 млрд.), Татарстан (5 млрд.), Ленинградская (10 млрд.) должны 280 миллиардов рублей.

Вынужден обратиться лично к Вам за помощью для решения крайне острых для Печорского угольного бассейна вопросов, так как социальная напряженность продолжает нарастать.

Несмотря на принятые меры, задолженность по выплате заработной платы угольщикам возросла и составляет на 1 июня 440 миллиардов рублей, в том числе в бюджетных учреждениях — 86,3 миллиардов рублей. В акционерных обществах “Воркутауголь”, “Интауголь”, “Шахта Воргашорская” задержка выплаты заработной платы трудящимся составляет от 4 до 6 месяцев.

Систематически растет объем неплатежей в бюджеты всех уровней. В городах Воркуте и Инте по этой причине полностью отсутствуют средства на текущее содержание объектов социальной сферы, выплату заработной платы бюджетникам, оплату тепла и электроэнергии.

Поступление средств государственной поддержки из федерального бюджета составило всего 57% от предусмотренных на первое полугодие этого года. Не поступают средства Международного банка реконструкции и развития.

Одной из основных причин сложившейся ситуации явилось недопустимое затягивание сроков исполнения Указа Президента Российской Федерации “№777 “О первоочередных мерах по снятию социальной напряженности в Печорском угольном бассейне” от 25 мая 1996 года.

Этим указом Правительству Российской Федерации было поручено в месячный срок:

— определить объемы финансирования Программы социально-экономического развития и реструктуризации производства Печорского угольного бассейна, имея в виду выделение бюджетных средств и их целевое использование по направлениям:

— решить вопрос компенсации расходов по выплате районных коэффициентов и надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.

Указ Президента Российской Федерации несмотря на многочисленные встречи в Минэкономики, Минфине и Минтопэнерго Российской Федерации не выполнен.

Уважаемый Борис Николаевич! В связи с вышеизложенным прошу Вас поручить Правительству Российской Федерации принять неотложные меры по ускорению этих решений:

— о возмещении денежных средств в счет задолженности за поставленный уголь Республикой Карелия, администрациями Ленинградской, Мурманской, Архангельской и других областей угледобывающим предприятиям Печорского бассейна путем перечисления этим предприятиям части средств из федерального фонда финансовой поддержки указанных субъектов Российской Федерации;

— об увеличении на 250 млрд. руб. объема государственной поддержки предприятий угольной промышленности Печорского бассейна на 1997 год;

— об изыскании на второе полугодие текущего года 350-400 млрд. руб. для реализации Указа Президента России № 777 в части государственного финансирования расходов предприятий и организаций угольной промышленности по компенсации северных надбавок к заработной плате. Сегодня уголь становится конкурентоспособным.

— об увеличении объема трансферта по Республике Коми на 182.4 млрд. руб. для обеспечения финансирования объектов жилого фонда и социальной сферы, принятых в 1996 году в муниципальную собственность городов от предприятий угольной промышленности.

Угольщики практически не платят денег в бюджет, отдают только уголь. Мы с этим соглашаемся, видя как они перебиваются.

Создали специальный некоммерческий фонд, который от имени Правительства республики производит все операции с углем. Убрали всех посредников, навели порядок с платежами в Республиканский бюджет, не трогая бюджет Федерации.

И вот здесь чиновники очень усердно готовят Вам Указ об отмене нашего Указа. Никто ничего не хочет слушать. Думаю, что здравый смысл и способность регионов самостоятельно решать проблемы должны только приветствоваться. А получается наоборот.

Мы в регионах выкручиваемся как можем. Все: и мы, и Вы признаете, что Налоговый кодекс плохой, что сбора налогов нет. Наши предложения по проекту Налогового Кодекса внесены и Правительство и в Государственную Думу. И опять приходится каждому чиновнику доказывать насколько сегодня важен для России Север. Уверен, что Вы, побывавшие не севере не один раз, прекрасно понимаете и его специфику и проблематику и поддержите нас, северян, по нашим поправкам у проекту Налогового Кодекса.

Спасибо” [[21]].



Источники

[1]. Коминформ.

[2]. Республика. — Сыктывкар, 1997. — 13 июня.

[3]. Республика. — Сыктывкар, 1997. — 25 июня.

[4]. Республика. — Сыктывкар, 1997. — 28 июня.

[5]. Республика. — Сыктывкар, 1997. — 20 июня.

[6]. Трибуна. — Сыктывкар, 1997. — 13 июня.

[7]. Трибуна. — Сыктывкар, 1997. — 6 июня.

[8]. Коминформ.

[9]. Коминформ.

[10]. Республика. — Сыктывкар, 1997. — 6 июня.

[11]. Красное знамя. — Сыктывкар, 1997. — 4 июня.

[12]. Коминформ.

[13]. Коминформ.

[14]. Республика. — Сыктывкар, 1997. — 26 июня.

[15]. Трибуна. — Сыктывкар, 1997. — 6 июня.

[16]. Трибуна. — Сыктывкар, 1997. — 6 июня.

[17]. Молодежь Севера. — Сыктывкар, 1997. — 19 июня.

[18]. Панорама республики. — Сыктывкар, 1997. — 17 июня.

[19]. Республика. — Сыктывкар, 1997. — 19 июня.

[20]. Республика. — Сыктывкар, 1997. — 18 июня.

[21]. Республика. — Сыктывкар, 1997. — 10 июня.