Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Петр ТКАЧЕВ

Курская область
в июне 1997 года

1.    Экономическая жизнь области

1.1.       Подведение предварительных итогов экономической деятельности областной администрации

Более семи месяцев прошло с момента избрания А.Руцкого губернатором Курской области. Вероятно, предстоящие 29 июня выборы в органы местного самоуправления заставили представителей администрации поднять тему итогов преобразовательной деятельности нового губернатора в экономике. Сам губернатор провел несколько встреч с жителями городов и районов области, на которых он неизменно касался этой темы. В местных СМИ было опубликовано несколько интервью заместителя губернатора по экономическим вопросам.

Себе в актив новая администрация записывает увеличение потока инвестиций в область (по словам губернатора, к настоящему времени их привлечено из-за рубежа на общую сумму $362 млн.) [[1]], организованное проведение посевной кампании, постепенное решение проблемы неплатежей, реальные шаги по выявлению и пресечению фактов коррупции и бесхозяйственности в подконтрольных структурах. По прогнозам первого заместителя губернатора М.Гурова, результаты деятельности областных властей должны проявиться уже по итогам первого полугодия: ожидаемый объем производства в промышленности составит 100% от уровня того же периода 1996 г., т.е. удастся преодолеть спад. В агропромышленном комплексе прогнозируется увеличение производства зерна с 1,3 до 1,7 млн.т, сахарной свеклы — с 1,4 до 1,6 млн.т. Каковы будут действительные итоги, покажет время.

1.2.    Закон и постановление о Курском губернском банке

В июне деятельность областной администрации была направлена на дальнейшее усиление контроля за хозяйственными субъектами региона. Наиболее важный шаг в этом направлении — принятие Закона Курской области “О Курском губернском банке” и постановление губернатора “Об упорядочении финансово-хозяйственных отношений на территории Курской области”.

Согласно первому нормативному акту, Курский губернский банк (КГБ) является акционерным банком, входящим в банковскую систему РФ. Уставной капитал банка — 50 млрд. руб. Предполагается, что контрольный пакет акций будет принадлежать областной администрации, которая в этом случае признает себя гарантом сохранности и возврата вкладов физических лиц. Основной функцией банка провозглашается привлечение инвестиций в экономику региона [[2]].

Таким образом, Закон “О Курском губернском банке” определяет особые отношения между этой финансовой структурой и областной властью. Последняя рассматривает КГБ в качестве своего основного финансового инструмента в осуществлении экономической политики на территории региона. Прекрасным подтверждением служит вышеназванное постановление губернатора от 13 июня 1997 г., согласно которому всем руководителям органов государственной власти области и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, финансируемых из федерального, областного бюджетов и бюджета местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций с долей государственной или муниципальной собственности или имеющих долг перед бюджетами, предписывается в срок до 1 августа открыть счет в КГБ с последующим закрытием счетов во всех других банках. Устанавливается, что с 1 августа на территории области все экспортно-импортные операции, проводимые означенными хозяйственными субъектами, осуществляются только через КГБ. Кроме того, с 30 июня привлечение кредитов, инвестиций и других финансовых ресурсов, а также выпуск ценных бумаг всеми вышеуказанными субъектами может проводиться только после экспертной оценки КГБ. Ему совместно с департаментом финансов предписывается контроль за целевым использованием средств, привлекаемых под гарантии указанных организаций. Более того, в постановлении этим хозяйственным субъектам запрещается предоставлять какие-либо долговые финансовые обязательства без согласования с КГБ. Все постановления и решения госструктур и местного самоуправления Курской области, связанные с взаимозачетами и выделением финансовых средств, должны проходить обязательное согласование в КГБ[[3]].

Последствия таких шагов областной власти нетрудно просчитать:

1) На территории области возникает банк-монополист, подконтрольный областной администрации.

2) Этот финансовый институт наделяется полномочиями, сопоставимыми с полномочиями государственной власти, оставаясь при этом акционерным банком.

3) Огромное число хозяйственных субъектов области окажется в зависимости от этой структуры.

4) Существенный урон понесут другие коммерческие банки региона, многие из которых (“Мосбизнесбанк”, “Сбербанк”) очень остро ощутят на себе перемещения финансовых потоков государственных и муниципальных структур.

Действия, предпринятые, несомненно, с целью аккумуляции капитала и упорядочения финансово-хозяйственных отношений в регионе, могут, однако, привести к прямо противоположным результатам: ухудшению инвестиционного климата (поскольку всякая монополия, как установил еще классик, ведет к загниванию) и массовым нарушениям со стороны хозяйственных субъектов, стремящихся уклониться от контроля со стороны КГБ.

1.3.    Конфликт на “Пикуре”

Проблема взаимоотношений с иностранным инвестором заявила о себе скандалом на одном из самых благополучных предприятий области — “Курской пивоваренной компании”. Руководство пивзавода официально заявило о своем желании расторгнуть все деловые отношения с владельцем контрольного пакета акций СП “Курская пивоваренная компания” международной фирмой “Сан Бруинг ЛТД”.

Конфликт имеет свою предысторию. По инициативе комитета по имуществу обладминистрации еще в ноябре 1992 года на базе пивобезалкогольного комбината “Курский” было создано СП. Партнером пивоваров стала вышеозначенная фирма, которая получила 60,6% акций, 36,6% остались в собственности обладминистрации и 2,8% — трудового коллектива. Однако в самом начале было оговорено право обладминистрации безвозмездно передавать трудовому коллективу свои акции. Кроме того, “Сан Бруинг” обязался вложить в производство значительные инвестиции. Объем инвестиций, однако, оказался не столь большим, как ожидалось. Пивзаводу приходилось реконструироваться на свои средства. Хотя, следует заметить, “Сан Бруинг” исправно отдавал свою долю прибыли на реконструкцию. С выходом в 1996 году нового закона “Об акционерных обществах” устав СП должен был перерегистрироваться. Вскоре выяснилось, что в проекте нового устава исчезли пункты об обязательствах инвестора и о праве безвозмездной передачи акций. Руководство завода сочло себя обманутым и заявило о своем намерении обратиться в облпрокуратуру и арбитражный суд для проверки законности проведенной в 1992 году приватизации, а также с заявлением о ликвидации СП [[4]].

Ситуация сложилась довольно щекотливая, и в первую очередь для областной власти, к которой апеллируют обе стороны. Администрация Руцкого, сделавшая ставку на привлечение иностранных инвестиций, отнюдь не обрадована разгоревшимся скандалом, поскольку он может отпугнуть инвесторов. С другой стороны, заявленная позиция покровителя региональных производителей требует поддержать трудовой коллектив. Установка облдумы (в особенности ее прокоммунистической части) более однозначна: Н.Иванов, зампред областной Думы, так откомментировал ситуацию: “надо помочь коллективу избавиться от нахлебника” [[5]]. Кроме того, пошли слухи, что в разжигании ситуации на “Пикуре” заинтересована и какая-то московская структура, что придает ситуации еще большую остроту. Как будут развиваться события, мы будем освещать в последующих выпусках мониторинга.

2.    Политическая жизнь области

Политическая жизнь области в этом месяце прошла под знаком 29 июня, дня, когда должны были состояться выборы в органы местного самоуправления и довыборы в областную Думу по шести округам.

2.1.    Выборы мэра Курска

Главное внимание и СМИ, и наблюдателей, и рядовых избирателей было приковано в первую очередь к выборам мэра областного центра. К концу избирательного марафона на дистанции осталось только два претендента: нынешний мэр Курска С.Мальцев и генеральный директор предприятия “Центральные авторемонтные экспериментальные мастерские” А.Корнев.

Сергей Иванович Мальцев — родился 9 января 1959 г. в с.Кулевке Горшеченского района Курской области в крестьянской семье. Окончил старооскольский биолого-разведочный техникум, затем Курский политехнический институт и Академию госслужбы при Президенте РФ. Трудовую деятельность начал в 1977 г. механиком-топографом. После службы в армии работал электриком, техником, начальником отдела треста коммунального хозяйства Промышленного района г.Курска, был заведующим районным отделом коммунального хозяйства.

С 1992 по 1996 гг. — заместитель главы администрации, глава администрации Сеймского округа Курска. В 1996 г. (еще при администрации В.Шутеева) был назначен исполняющим обязанности главы администрации Курска, пробыл на этом посту недолго и вскоре был переведен на работу в областную администрацию. После победы на выборах 20 октября 1996 г. А.Руцкого был назначен им первым заместителем губернатора по промышленности, строительству, транспорту и связи (Мальцев был фактически единственным крупным чиновником бывшей администрации, который не утратил своих позиций при новом губернаторе). В конце мая 1997 г. Мальцев был назначен Руцким на должность мэра г.Курска с совершенно очевидным прицелом на его избрание 29 июня. В развернувшейся избирательной кампании сам Руцкой, все структуры областной администрации и подконтрольные им СМИ оказывали недвусмысленную поддержку С.Мальцеву. Постепенно “взяли” самоотвод все другие кандидаты, кроме А.Корнева. В местных и центральных СМИ (выступление Курской команды КВН под патронажем А.Руцкого и С.Мальцева в Москве) развернулась широкомасштабная кампания рекламы. Несколько встреч с жителями города провел сам Руцкой [[6]].

Александр Петрович Корнев — родился 20 января 1949 г. В Кировской области. Имеет высшее инженерное и экономическое образование — закончил Саратовский политехнический институт и Академию народного хозяйства при Совете Министров СССР. С 1971 г. начал работать рядовым инженером в системе автомобильного транспорта области. В 1984 году назначен начальником Курского грузового автотранспортного предприятия № 2, затем руководителем Курского областного объединения “Курскстройтранс”. Избирался секретарем Курского горкома КПСС, первым заместителем председателя Курского горисполкома.

В конце 1991 года ушел в отставку в связи с несогласием с реформами Е.Гайдара. С 1993 года работает генеральным директором предприятия “Центральные авторемонтные экспериментальные мастерские” [[7]].

Главная интрига избирательной кампании мэра заключалась в том, что если С.Мальцев был явной креатурой Руцкого, то А.Корнев выступал как кандидат, поддержанный КПРФ. Таким образом, противостояние Мальцев-Корнев интерпретировалось многими как очередной виток борьбы между губернатором и коммунистами. Несмотря на бинарный характер выборов, противоборство велось достаточно корректно, без лишнего нагнетания страстей, можно даже сказать, вяло. Кандидаты часто даже выступали вместе, как это было, например, на встрече с активом профсоюзов. Однако ресурсы избирательной кампании (особенно материальные и административные) у Мальцева и Корнева были несопоставимые. Основные различия в программах кандидатов наметились по отношению к жилищно-коммунальной реформе (если Мальцев, хоть и с оговорками, но поддерживал вариант Немцова, то Корнев выступил резко против него) и к первоочередности решения городских задач (если Мальцев был сторонником реализации крупномасштабных проектов, то Корнев выступал с позиции “экономии средств”). Выборы 29 июня продемонстрировали низкую явку избирателей. В середине дня она составляла только 12,5% и лишь к вечеру, когда в город вернулись дачники, она с трудом перевалила за требуемый 25-процентный барьер. В результате она составила 27,11%. В течение дня программы телевидения и радио неоднократно прерывались выходом в эфир губернатора, руководителей областной и городской избирательный комиссий с призывами к жителям Курска прийти на избирательные участки.

Итог: из 88 848 бюллетеней, признанных действительными, 55613 (62,6%) поданы за С.Мальцева, 22719 (25,6%) — за А.Корнева.

Итоги выборов мэра можно считать серьезной победой Руцкого, которому, как представляется, удалось провести на этот пост лояльного по отношению к себе “хозяйственника” и таким образом исключить столь характерное для многих регионов противостояние по линии “город-область”. Второй итог выборов — поражение кандидата коммунистов. Последним при новом (поддержанном ими) губернаторе оказывается работать гораздо труднее, чем при старом. Если это противостояние будет углубляться и дальше, вполне возможно, что влияние КПРФ в области может значительно уменьшиться [[8]].

2.2.    Выборы органов местного самоуправления

Опубликованы предварительные итоги выборов глав администраций городов области. В большинстве из них — Железногорске, Курчатове, Льгове, Щиграх — победу одержали бывшие мэры. В Рыльске победил заместитель главы Рыльского района. Сенсацией стала победа в Обояни инженера авторемзавода А.Климова, который не оставил никаких шансов бывшему мэру [[9]].

Достаточно жесткой была борьба в Железногорске, что связано со сложной экономической и политической ситуацией (см. предыдущие обзоры). Нынешнему главе администрации П.Зерину не без труда удалось переиграть своих пятерых оппонентов, среди которых один (В.Коломоец) не так давно занимал должность железногорского мэра, а другой (А.Шелестов) был первым заместителем главы администрации Железногорска при трех мэрах. Конфигурация предвыборной кампании во втором по величине городе Курской области была та же, что и в Курске, но со сменой позиций действующих лиц. Нынешний мэр Зерин недавно восстановил свое членство в КПРФ и был активно поддержан коммунистами (КПРФ и РКРП), в то время как его главный оппонент В.Коломоец (ныне начальник производственного отдела ГОКа) считался кандидатом “от Руцкого” [[10]]. В итоге, как указывалось выше, победу в Железногорске все же одержал Зерин.

Выборы представительных органов власти городов и районов прошли при активном использовании гражданами своего пассивного избирательного права (быть избранным) и пассивным отношением к активному (избирать). Например, в том же Железногорске на 20 мест в гордуму претендовало 162 кандидата [[11]], в Курчатове на 10 мест — 48 претендентов [[12]]. Несколько меньшим было отношение мест к числу кандидатов в других городах и районах, но везде конкуренция носила достаточно активный характер. Напротив, явка избирателей на участки оставляла желать лучшего, хотя в конечном итоге в большинстве округов выборы состоялись. Состав избранных депутатов говорит о симпатии горожан в основном к представителям местной интеллигенции (врачи, учителя), работникам социальных и коммунальных служб, руководителям предприятий.

На селе избиратели продемонстрировали лояльность к уже назначенным руководителям. Например, в Обоянском районе из 19 глав сельских администраций только 4 были переизбраны [13]].

Подводя предварительные итоги местных выборов (окончательные данные еще не опубликованы), можно утверждать, что они пока мало что изменили в политической конфигурации региона. Областная администрация сохранит в ближайшей перспективе контроль за большинством муниципальных образований. Противостояния по линии “областная власть — местное самоуправление”, как нам кажется, везде удастся избежать (кроме, возможно, Железногорска и Обояни). С другой стороны, не следует переоценивать масштабов поражения коммунистов в Курске (город, в отличие от области никогда не был устойчиво прокоммунистическим). Их же победа в Железногорске может считаться успехом, учитывая явное противодействие областной администрации. Однако в этом опять же нет ничего удивительного (Железногорск — единственный из крупных городов области с устойчиво коммунистическим электоратом; это единственное место, где РКРП удалось сохранить большую и влиятельную организацию). Итак, выборы зафиксировали статус-кво и в этом, на наш взгляд, их основной итог.

2.3.    Выборы в областную Думу

29 июня состоялись повторные выборы в областную Думу по 5 округам и дополнительные выборы по Щигровскому округу, депутат от которого — лидер местной организации КПРФ А.Михайлов — сложил с себя депутатские полномочия. Конкуренция за депутатские мандаты была довольно сильной: от трех кандидатов в 4-м округе Курска до 8 кандидатов в 17-м округе Курчатова. Обращает на себя тот факт, что, кроме КПРФ, в этих выборах активное участие приняли и другие партии и общественные объединения: ЛДПР, "Честь и Родина", Народная партия. В итоге выборы состоялись в 5 из 6 округов (в 3-м округе Курска из-за недостаточной явки они признаны несостоявшимися). Депутатами областной Думы избраны: В.Дворников — машинист локомотивного депо станции Курск; А.Кузнецов — начальник планово-экономического отдела ОАО “Прибор”; А.Федулов — адвокат; В.Ерохин — заместитель генерального директора ОАО “Курскатомэнергострой” и Ю.Гончаров — глава администрации Щигровского района.

Два новых депутата (В.Дворников и А.Кузнецов) являются представителями КПРФ, А.Федулов — движения “Честь и Родина”, двое других относятся к когорте “крепких хозяйственников и управленцев”. Если рассматривать итоги выборов с точки зрения противостояния коммунистов и руцкистов в Думе, то результат этой партии может быть охарактеризован как ничейный. Действительно, коммунисты получили двух лояльных депутатов. Трое других в силу своей профессиональной и местной принадлежности в острых ситуациях, скорее всего будут занимать позицию Руцкого, хотя позиции, например, Ю.Гончарова не могут быть однозначно охарактеризованы. С одной стороны, он, как глава администрации, должен быть лоялен к губернатору. С другой стороны, Щигровский район, от которого он избран, всегда был одним из самых прокоммунистически настроенных в области. Так что по итогам выборов в Думе скорее всего сохранится статус-кво.

2.4.    Соглашение областной администрации и Аграрной партии России

В местных СМИ прошло сообщение о заключении соглашения о сотрудничестве между администрацией Курской области и руководством Аграрной партии России. Соглашение подписали А. Руцкой и М. Лапшин. Согласно подписанному документу АПР обещает оказывать поддержку проводимым администрацией преобразованиям в сфере АПК, направленным на улучшение социально-экономического положения сельских тружеников, содействовать налаживанию контактов администрации Курской области с другими регионами России, а также с федеральными органами законодательной и исполнительной власти, способствовать привлечению иностранных инвестиций, новых технологий в производство и переработку сельхозпродукции.

Администрация Курской области, со своей стороны, обязуется уделять особое внимание вопросам функционирования агропромышленного комплекса, оказывать помощь сельхозпроизводителям всех форм собственности и содействовать в работе областным организациям Аграрной партии России, Аграрного союза, профсоюзу работников АПК, областной фермерской ассоциации [14]].

Смысл соглашения, казалось бы, лежит на поверхности: АПК обязуется лоббировать интересы региона на федеральном уровне, администрация способствовать развитию оргструктур АПР на местах. Однако курский политический контекст позволяет вычленить еще одно вероятное намерение заключения данного соглашения со стороны администрации Руцкого. По всей видимости, налаживание особых отношений с АПР (второй по численности партии Курской области) призвано ослабить ее союз с местными коммунистами, являющимися на данном этапе основными внутрирегиональными политическими оппонентами губернатора.

2.5.    Власть и СМИ

"Хорошие новости" опубликовали в июне текст документа, не на шутку перепугавшего местных журналистов. Речь идет о проекте создания единой редакции для всех изданий, куда входит в качестве соучредителя областная администрация и подчинить ее пресс-службе губернатора. Автором проекта якобы является ушедший из "Хороших новостей" Ю.Шахов. Готовый к отправке на стол губернатора документ был обнаружен в пресс-службе губернатора, возглавляемой другом Шахова Ю.Моргуновым [[15]]. Если все сообщенное "ХН" правда, и губернатор подпишет соответствующее постановление, то это будет новый шаг к установлению полного контроля со стороны администрации области за местным информационным полем, если это "утка", то сам факт ее появления говорит о новой атмосфере во взаимоотношениях власти и СМИ в области.

2.6.    Итоги

Подводя некоторые итоги, следует отметить, что главным в политической жизни региона в июне было нарастание противоречий новой администрации и коммунистов. Разрыв принял практически открытый характер и выразился в противоборстве во время избирательной кампании в органы местного самоуправления и областную Думу, стремлении администрации изолировать КПРФ от ее союзников. Пока нельзя говорить, что Руцкому удалось достичь больших успехов, но оценивая всю совокупность побед и поражений обеих сторон, следует признать, что тенденция намечается в пользу новой администрации, а не ее оппонентов. Руцкому удалось перехватить из рук КПРФ знамя наведения административного порядка, достижения социальной справедливости, возврата к традиционным культурным ценностям, но вместе с тем сохраняя общую установку на реформирование экономики по западным стандартам. Пока что симпатии основной массы населения на стороне нового губернатора.



Источники

[1]. Курская правда. — 1997. — 26 июня.

[2]. Курская правда. — 1997. — 19 июня.

[3]. Там же.

[4]. Хорошие новости. — 1997. — 26 июля.

[5]. Там же.

[6]. Курская правда. — 1997. — 5 июля.

[7]. Курская правда. — 1997. — 24 июня.

[8]. Курская правда. — 1997. — 1 июля.

[9]. Там же.

[10]. Хорошие новости. — 1997. — 12 июля.

[11]. Курская правда. — 1997. — 18 июня.

[12]. Курская правда. — 1997. — 25 июня.

[13]. Курская правда. — 1997. — 2 июля.

[14]. Там же.

[15]. Хорошие новости. — 1997. — 4 июля.