Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Иргиз ТЕМИРХАНОВ, Александр ФИЛИППОВ

НОВЫЙ ЭШЕЛОН ДВИЖЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПРОТЕСТА?

 

На протяжении 1997 года в материалах “Политического мониторинга” все чаще встречаются сообщения о масштабных акциях протеста, проводимых уличными торговцами (торговцами мини-рынков и т.д. — наименование этой социально-профессиональной группы в общероссийском масштабе еще не устоялось, и видимо, не скоро устоится). Это заслуживает внимания, поскольку доселе проведение акций протеста, как правило, было уделом “старых” (существовавших в советском обществе) социально-профессиональных групп, испытывающих те или иные трудности в новых (“рыночных”) условиях. Теперь же протестуют представители “новой”, сформировавшейся в последние несколько лет, группы населения, вдобавок группы, наиболее наглядно репрезентирующих новую, рыночную экономику. Логично задуматься, не являются ли предпринятые ими акции также и презентацией новых форм социальной активности.

Приведем для примера взятые из обзоров экспертов ИГПИ описания таких акций вкупе с их предысторией.

 

Йошкар-Ола

В январе по распоряжению мэрии уличная торговля в Йошкар-Оле оказалась под запретом. "Действуя в соответствии с Законом России "О защите прав потребителей", мэр города запретил мелкорозничную торговлю с автолавок в городе Йошкар-Оле, ограничив ее двумя рынками. Кроме того, было запрещено вести денежные расчеты с населением без контрольно-кассовых машин.

В городской администрации объяснили, что было решено сузить торговлю на улицах города за счет только скоропортящихся продуктов, и что в администрацию поступали многочисленные жалобы горожан на низкое качество продуктов питания, купленных с автофургонов и лотков. В свою очередь, продавцы сетовали на то, что им запретили торговать практически всем, кроме овощей и кофейных зерен.

Вторая причина – продавцы укрывают доходы от налогообложения – по данным пресс-службы правительства Марий Эл, в процессе уличной торговли ежедневно около 500 млн. руб. уходит мимо бюджета.

По данным мэрии, в Йошкар-Оле 9 мини-рынков, где в среднем ежедневно работают 230-240 физических лиц и 50-60 юридических.

Сами продавцы уверены, что попытка запретить уличную торговлю была вызвана вовсе не антисанитарией и уклонением от налогов (как это объясняли власти), а давлением владельцев больших магазинов.

Решение мэра города о закрытии мини-рынков взбудоражило население. Неделю здание мэрии пикетировала толпа протестующих, оспаривая “антирыночное постановление”.

Пикетчики все же вынудили властей пойти на уступки – уличная торговля вновь разрешена, исключая лишь мясо и рыбу [[1]].

Слободской (Кировская область)

В городе Слободском забастовали торговцы после того, как городская Дума утвердила ежедневный сбор за право торговли — 10 тысяч рублей со слобожан и 20 тысяч с иногородних. Ранее торговцы платили, во-первых, за лицензию, во-вторых, за месячную аренду места на рынке — 50 тысяч рублей, в-третьих, сбор за право торговли — 15 тысяч рублей в будни и 25 тысяч рублей — в пятницу и выходные дни. Торговля за пределами рынка стоит 21 тысячу рублей.

По некоторым данным, до 40% уличных торговцев (на местном арго — “челноков”) в Слободском — это “бывшие люди” с высшим образованием: учителя, врачи, инженеры и офицеры.

Торговцы написали письмо в районную прокуратуру с просьбой провести экспертизу решения городской Думы по поводу законности самого платежа и деления вятских на “чужих” и “своих”. На встрече с мэром они просили до выяснения позиции прокуратуры приостановить действие решения.


Кирово-Чепецк

В середине июня на центральном рынке в городе Кирово-Чепецке забастовали “челноки”, которые до обеда отказывались торговать. Торговцы требовали отмены установленного городской Думой сбора за право торговли (более 9 тысяч рублей в день) [[2]].

Саратов

В апреле городская Дума Саратова приняла постановление “Об организации мелкорозничной торговли на территории города Саратова”.

Это постановление вводило систему классификации для многочисленных городских рынков, которые были распределены по нескольким категориям. В зависимости от категории рынка различалась стоимость торгового места. На большинстве рынков это привело к значительному удорожанию мест — на некоторых почти в два раза. В то же самое время городскими властями было принято решение о закрытии нескольких торговых площадок (мотивировались такие решения, как правило, нареканиями со стороны органов санэпиднадзора).

Первый всплеск массовых беспорядков произошел 16 мая, когда утром были перекрыты все проезжие трассы в районе пересечения 2-й Садовой и Большой Садовой (одной из транспортных “развязок” города). Несколько сотен человек протестовали таким образом против закрытия небольшого рынка (около 300 торговых мест, порядка 1000 работающих), существующего в этом районе. На одной из автомобильных трасс произошли столкновения с милицией. К пикетчикам была применена сила, имели место попытки задержания активистов. Столкновения прекратились лишь после того, как на место событий прибыли представители администрации района, на территории которого находится рынок. Вскоре к месту событий прибыл заместитель мэра Саратова Валентин Мехович. Все это не повлияло на решимость пикетчиков, требовавших прибытия кого-либо из первых лиц города. Около 13.00 к ним наконец приехали глава администрации района Александр Павлов и мэр Саратова Юрий Аксененко. На состоявшемся в 14.00 совещании в мэрии представители пикетчиков во главе с директором рынка В.Нестеровичем вновь встретились с представителями администрации города и района. Уже утром 17 мая, после приведения территории рынка в надлежащий вид, его работа благополучно возобновилась.

27 мая с 10.00 до 12.00 было перекрыто движение городского транспорта в районе рынка “Кокон”. Пикет организовали торгующие на рынке. Утром, придя на рабочие места, они узнали, что в связи с постановлением гордумы о разделении городских рынков на категории (“Кокон” был отнесен к 1-й категории) плата за пользование торговым местом увеличилась вдвое. Торговцы при этом не были предупреждены о повышении цен. К месту событий прибыли В.Мехович, а также зам главы администрации района А.Калинин, которые пообещали во всем тщательно разобраться. Но пикетчики освободить дорогу не захотели — ими лишь были выделены 10 человек для дальнейших переговоров в райадминистрации. Прибыв к месту переговоров, делегаты вновь продиктовали свои претензии. Замглавы райадминистрации А.Калинин еще раз уверил, что в течение недели цены повышаться не будут, и попросил пикетчиков разойтись. Те решили поверить ему на слово и покинули кабинет, чтобы уговорить своих товарищей разблокировать трассу.

На следующий день беспорядки вспыхнули вновь — на этот раз почти в центре Саратова. Перекрыто было движение через Колхозную площадь рядом с Сенным рынком. Пикетчики вновь протестовали против решения о повышении арендной платы за торговое место. На встречу с ними вновь прибыл мэр Аксененко, который пообещал разобраться в сложившейся ситуации. Однако пикетчики блокировали движение по всем пересекающим площадь трассам до тех пор, пока к ним не был доставлен документ о приостановлении действия постановления “Об организации мелкорозничной торговли на территории Саратова” [[3]].

 

Число таких примеров легко может быть увеличено (только по материалам “Политического мониторинга” известны подобные акции в Коми, Кабардино-Балкарии, Чувашии, Мордовии, Астраханской, Курской, Пензенской и Рязанской областях), однако и приведенных достаточно для того, чтобы заметить некоторые характерные черты. В особенности интересен “саратовский вариант”, который и по размаху, и по формам протеста выделяется из ряда и благодаря этому наиболее показателен.

Протест торговцев всегда имеет четкую направленность — против конкретного шага местной власти, ущемляющего конкретные материальные интересы торгующего люда.

Протест отличается спонтанной организованностью и принимает чувствительные для властей и населения формы: забастовки, пикеты, перекрытие магистралей.

Видимо, вследствие этого протест оказывается эффективен: власти оказываются вынуждены в той или иной форме капитулировать.

Бросается в глаза отличие этих протестов от многочисленных забастовок шахтеров, учителей и т.п. Основная масса протестующих из “старых” социально-профессиональных групп требует выплатить им заработанные и полагающиеся по закону деньги, причем происходит это только тогда, когда людям в прямом смысле становится не на что жить. При этом выдвигаются и абстрактные требования (вроде требований ухода в отставку руководства страны и гораздо реже — руководства региона, “улучшения финансирования” конкретной отрасли или “науки вообще” — все это можно отнести скорее к сфере эмоций). Часто люди при этом оправдываются, объясняют, что им не на что жить, и только поэтому они решились на такой поступок.

В случаях же с торговцами почти все наоборот. Никаких конкретных законных прав торговцев власти не нарушают. В стране вообще нет законов, четко прописывающих права и обязанности этой совсем недавно возникшей категории. Люди эти и не считают, что государство им что-либо должно. Но любое резкое ущемление их прав вызывает мощнейшую (по сравнению с другими категориями населения) реакцию (необходимо заметить, что самые “драконовские” действия властей, касающиеся своего рода “элиты” этого слоя — продавцов коммерческих ларьков — остаются без ответа).

Почему же протесты начались именно сейчас, а не тогда, когда власти “упорядочивали” уличную торговлю (которая долго развивалась безо всякого контроля со стороны властей), вводили лицезии и сборы за право торговли, повышали их и т.п.? Видимо, ответ очень прост: уличная и рыночная торговля почти окончательно превратилась в постоянное, рядовое и, в общем-то, стабильное занятие большого количества людей. Если еще не так давно человек, занимающийся торговлей постоянно, был членом немногочисленной касты и имел уровень доходов, заметно превышающий средний, то сейчас рядовой торговец есть не кто иной, как именно рядовой многомиллионной армии рынка, и зарабатывает он не больше, а подчас и меньше, чем учитель, врач и уж тем паче шахтер. Естественно, что никакому начальнику районного, городского или регионального уровня в голову не придет идея ввести, скажем, сбор с учителей за право ведения уроков тысяч этак 500 в месяц. Но такая идея приходит тому же начальнику в голову, когда он видит рынок — в каждом советском человеке с детства сидит убеждение, что рынок — это большие (практически бесконечные) деньги. И власти, испытывая давление снизу и сверху — снизу требуют дать денег те же бюджетники, а сверху все жестче требуют эти деньги где-нибудь найти — находят их в прямом смысле слова на улице. Подчеркнем, что власти действуют в пределах своей компетенции и осуществляют вполне рутинную управленческую деятельность. И испытывают шок от того, что в ответ на заурядное текущее распоряжение-постановление получают самый настоящий социальный взрыв — причем хорошо, быстро и крайне эффективно организованный.

Разумеется, шок пройдет, и власти приспособятся. Скорее всего, они попытаются взять искомые деньги не с уличных торговцев, а с организаторов этой торговли. Можно предсказать, что, как правило, примерно с тем же конечным успехом — никто делиться доходами не станет, а переложит тяжесть фискального пресса на плечи тех же рядовых армии рынка — а их реакция описана выше. В ряде мест власти сумеют навязать свою волю и обложить уличную торговлю тем налогом, который считают нужным. Однако это приведет к простому результату: стагнации и даже сокращению объемов торговли, в связи с чем массы людей, нашедшие себе нишу на уличном рынке, потеряют доходы. В результате можно ожидать повышения социального напряжения в других сферах.

Важно отметить и сам факт быстрого и не спланированного из единого центра возникновения в том или ином городе забастовок или очагов того, что может быть названо массовыми беспорядками, участники которых ставили перед собой вполне конкретные, не выходящие за рамки разумного задачи и добились выполнения своих требований. Спонтанная организованность больших групп людей (отнюдь не являющихся привычными “трудовыми коллективами”) — явление для российского общества новое (это при том, что вроде бы хорошо организованные коллективы — например, армейские, проявляют поразительную слабость, когда речь идет о самостоятельной защите своих законных интересов). Это может послужить весьма наглядным примером другим социальным группам, да и населению как целому, и показать одну из вполне вероятных траекторий развития ситуации в регионах в ближайшем будущем. Особенно в свете предстоящей жилищно-коммунальной реформы.



Источники

[1]. Смирнов Сергей. Республика Марий Эл в январе 1997 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — №1.

[2]. Мельникова Наталья. Кировская область в июне 1997 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — №6.

[3]. Фаритов Дамир. Саратовская область в мае 1997 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997 — №5.