Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Ахмет ИВАНОВ

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН
в июне 1997 года

Жизненный тонус июня в Татарстане всегда определялся праздником. Сабантуй берет начало в селах, через неделю отмечается в районных центрах и городах и завершается в Казани. Традиционное празднование в столице в этом году было перенесено с обычного воскресного дня на субботу из-за совпадения с 22 числом — датой начала Великой Отечественной войны.

Некогда сельский традиционный праздник год от года получает масштабы и стилистику официозных торжеств, и при этом размах подготовки, помпезность мероприятий вытесняют архаическую первооснову события, знаменовавшего окончание весеннего аграрного цикла. Ныне это и народное гуляние, и арена состязания администраций районов и городов в пышности убранства и престижности сценариев.

Гостем республики в нынешнем году был командующий Черноморским флотом В.Кравченко. М.Шаймиеву была вручена медаль “300 лет Российскому флоту”. Вот уже пять лет на фоне нескончаемых препирательств Москвы и Киева Татарстан поставляет в Севастополь топливо и продовольствие.

1.    РЕОРГАНИЗАЦИЯ ВЛАСТИ: ФАКТЫ И ПРОГНОЗЫ

1.1.    Правительство

В июне на сессии Госсовета были предприняты некоторые шаги по реорганизации структуры Кабинета министров РТ. МЧС РТ было преобразовано в министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РТ. Подлинной же сенсацией стало упразднение министерства внешних экономических связей — бывшего символом республиканского суверенитета и известных притязаний на международно-правовую субъектность. Часть функций МВЭС отходят министерствам экономики, финансов, юстиции, торговли и департаменту внешних связей. Предполагается создание отдельной государственной протокольной службы.

Аналитики гадают на предмет причин такого шага. Одни при этом указывают на возрастание внешнего долга республики и на разочарования в способностях МВЭС и его последнего шефа Рашида Ахунова (ставшего весьма крупной фигурой в московском бизнесе сына здравствующего классика татарской литературы). За 1996 год, по данным Госкомстата РТ, инвестиции в республику составили $91,9 млн., что на 42% меньше, чем годом ранее. Однако это — по российской методике подсчета, которая позволяет учитывать лишь прямые капиталовложения и оставляет в стороне кредиты, портфельные инвестиции, обязательства и другие поступления капитала (зачастую более выгодные, чем прямые инвестиции). По оценкам самого МВЭС, за год в республику было привлечено $505 млн.

Кто-то говорит об отмирании нужды в самостоятельном ведомстве в связи с либерализацией внешнеэкономических связей на предприятиях, которые сегодня могут обходиться и без координирующего центра.

Наконец, вполне внятно звучат голоса об ослаблении в связи с реорганизациями позиций первого вице-премьера Равиля Муратова, в чью традиционную прерогативу входило кураторство на МВЭС. В этом контексте муниципальный еженедельник “Казанское время”, занимающий в подспудно ведущейся позиционной пропагандистской борьбе сторону мэра Казани Камиля Исхакова, и вследствие этого то явно, то глухо оппонирующий Р.Муратову, отмечает, что упразднение МВЭС — явственный признак перегруппировки кланов в правящей элите РТ. Коротко говоря, дело в усилении молодого министра финансов Рустама Минниханова, стремящегося к контролю или к доступу к принятию решений о регулировании нефтедолларовых потоков [[1]].

О том, что эта интерпретация довольно близка к истине, свидетельствуют шаги по реорганизации ранее чересчур “самостийного” уполномоченного банка правительства “Ак барс”. Они также были расценены в качестве меры по наведению жесткого порядка в республиканских финансах.

Рустам Минниханов — бывший глава администрации одного из пригородных сельских районов и выходец из аграрно-бюрократической элиты. Следует признать, что поначалу такой кипучей деятельности от него мало кто ожидал. По-видимому, речь идет об очередном раунде перемен в конфигурации групп и центров влияния вокруг президента.

1.2.    Парламент

Средоточием прогнозов и сценариев потенциального развития событий в высших эшелонах власти остается судьба спикера Госсовета Василия Лихачева. Наиболее аналитичная из казанских газет “Время и деньги” 28 июня анонсировала было появление в одном из своих ближайших номеров интервью Лихачева агентству “Интерфакс” с объявлением решения о переходе на некую должность в Москву. Однако пресс-служба спикера дезавуировала так и не вышедший материал из-за того, что текст интервью им не был завизирован.

Интрига с баллотировкой на пост вице-председателя Парламентской ассамблеи Совета Европы и одновременно руководителя российской делегации в этой организации своего разрешения нынешним летом не получила. Сообщение Российского телевидения от 24 июня о том, что В.Лихачев снимает свою кандидатуру, было им самим опровергнуто со ссылкой на Егора Строева и на то, что Совет Федерации будет настаивать на замещение этих вакансий именно сенатором. Однако уже 26 июня стало известно, что голосование по кандидатурам вновь отложено, на сей раз до января следующего года, по предложению представителя Финляндии, главы группы объединенных левых Иакко Лаако. В материале, под которым стоит подпись шефа пресс-службы Госсовета Татарстана Любови Агеевой, сказано: “По сведениям из страсбургских источников, руководство Парламентской ассамблеи и ряда политических групп отдает предпочтение кандидатуре председателя Госсовета РТ, заместителя председателя Совета Федерации Василия Лихачева, которого они знают как руководителя российской делегации в Конгрессе местных и региональных властей Европы, внесшего конкретный вклад в разработку ряда важных правовых актов, в том числе Европейской хартии регионального самоуправления, как активного сторонника правового государства в Российской Федерации, выступающего за приоритет прав человека и гражданина” [[2]].

Вместе с тем, в случае избрания на этот пост формальный статус Лихачева даже как-то упрочивается, так как быть российским сенатором и парламентарием ПАСЕ он может быть только при условии сохранения должности спикера Госсовета Татарстана. Иначе говоря, в основании всей пирамиды должностей лежит его мандат от Чистопольского избирательного округа РТ.

Более реальные перспективы перехода на другую должность и освобождение спикерского кресла открывались в связи с тем, что кандидатура Лихачева была включена в список претендентов на роль уполномоченного по правам человека. Голосование, как известно, также отложено.

Словом, вопрос остается открытым.

2.    cОЦИАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ КАК ПРЕДМЕТ СПОРА ВЛАСТЕЙ

2.1.    Попытка сокращения штатов медиков, педагогов, работников культуры

Как уже сообщалось, с 1 мая введен в действие закон, согласно которому минимальный размер оплаты труде в РТ составляет 350 тыс. рублей (при прожиточном минимуме на тот момент в 344 тыс. руб.). Соответствующее постановление Кабинета министров №400 вызвало довольно бурную реакцию парламентариев. Документом предусматривалась ликвидация льгот сельских бюджетников (в основном сельской интеллигенции) по оплате жилья и коммунальных услуг. Наиболее яростную отповедь законодателей снискало положение о 47-тысячном сокращении штатов бюджетников (врачей, учителей, работников культпросвета и соцобеспечения). Во время заседания малого парламента в адрес правительства и лично первого вице-премьера Р.Муратова была высказана критика, по своей тональности не имеющая в Госсовете прецедента. Лейтмотивом была мысль о недопустимости увеличения минимальной оплаты труда “за счет несчастных учителей”.

Депутат Фандас Сафиуллин был по обыкновению бескомпромиссен: “Деньги нужны? Пусть в других местах поищут! Я не раз говорил с трибуны, как в республике разбазариваются миллионы долларов. Мы спотыкаемся о мешки с деньгами...”. По его словам, на содержание и эксплуатацию 15 тысяч служебных автомобилей в РТ расходуется 770 миллиардов рублей.

Не менее энергичны в своих высказываниях были и другие законодатели. Ильшат Гафуров: “В Елабуге сокращению подлежит 1400 человек из 25 тыс. работающих. Это получается порядка 7-8%”. Сергей Кириллов: “Как можно сегодня планировать сокращение 18 тысяч медиков, врачей?”. Разиль Валеев: “Разумеется, зарплату нужно поднимать. А для этого необходимо в чем-то сэкономить. Но почему эта экономия идет именно за счет самых бедных, самых бесправных?.. В Муслюмовском районе для покупки книг (в библиотеки. — А.И.) не дали ни копейки. А тот же глава администрации отхватил себе “Джип” за 350 миллионов” [[3]].

В итоге действие ряда пунктов правительственного постановления парламент предложил приостановить, а сам документ вынести на рассмотрение Комитета конституционного надзора РТ. Короче говоря, факт небывалой прежде строптивости парламента — налицо.

Любопытен социально-демографический “фон” обсуждаемых проблем, в том числе тех, что связаны со здравоохранением.

Если в России с 1990 года по I полугодие 1995 года число родившихся на 1000 человек населения снизилось с 13,4 до 9,6 или на 28%, а число умерших возросло с 11,2 до 15,5 или на 38%, то в Татарстане масштабы убыли населения менее ощутимы. За тот же период число родившихся на 1000 человек населения уменьшилось с 15,3 до 10,4 или на 32%, число же умерших увеличилось с 9,9 до 12,9 или на 30%.

Отмечаются тенденции ухудшения здоровья населения по основным группам болезней.

О положении в системе здравоохранения говорят следующие данные:

Таблица 1

Обеспеченность населения медицинскими кадрами, больничными учреждениями
на конец 1995 года
(в расчете на 10 000 человек населения) [[4]]

 

 

Врачей

Среднего
мед. персонала

Больнич-ных коек

Мощность
амбулаторно-поликлинических учреждений*

Российская Федерация

45

111

126

236

Республика Татарстан

42

121

123

215

Республика Башкортостан

39

113

132

225

Чувашская Республика

40

115

123

251

Саратовская область

47

114

127

208

Нижегородская область

41

103

131

218

Ульяновская область

34

131

120

219

Норматив

41

114

135

182

 

* — Число посещений в смену.

2.2.    Жилищно-коммунальная реформа

Правительство РФ в своем постановлении от 13 июня включило Казань в перечень из 14 российских городов, в которых будет проводиться отработка методов проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства (Канск, Магадан, Тобольск, Нальчик, Новгород, Новочеркасск, Нижний Новгород, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Самара, Ульяновск, Череповец, Ярославль).

На заседании кабинета министров РТ было сформулировано кредо: в проведении этой реформы и реформ как таковых “главный фактор — платежеспособность населения”. Республиканская концепция, как отмечалось, более чем на 90% соответствует федеральной. Это — кроме всего прочего — результат того, что республиканские ведомства принимали участие в разработке российской концепции. Основные принципиальные различия между казанскими и московскими подходами конкретизируются в том, что первые мягче вторых. Центр жестко обозначает предел, до которого будет осуществляться практика бюджетных дотаций для предприятий жилкомхоза (2003 год), устанавливая при этом, что, как бы ни складывалась социально-экономическая обстановка в стране, граждане должны будут выделять на оплату коммунальных услуг до 25% своих доходов (вводя при этом систему субсидий в качестве амортизирующей меры). Власти же РТ предполагают ориентироваться на социально-экономическую ситуацию, имея в виду увязку коммунальных тарифов с динамикой доходов.

Реализовать провозглашенную идеологию реформы в РТ будет гораздо труднее, чем где-либо. Ежемесячная плата за найм жилья на одного человека здесь составляет 65% от среднероссийской.

Таблица 2

Стоимость жилищно-коммунальных услуг
(по состоянию на март 1997 г.), тыс. руб. в месяц [[5]]

 

 

Ка-
зань

Ива-
ново

Калу-
га

Мос-
ква

Ярос-
лавль

СПб

Улья-
новск

Якутск

Жилье (45 кв. м.)

24,7

3,2

4,2

13,9

5,4

9,0

1,3

5,4

Электроэнергия
(150 кВт/ч.)

1,8

15,0

12,0

19,5

9,0

10,5

10,8

24,3

Водоснабжение (3 чел.)

2,7

5,6

6,6

20,9

3,7

15,8

5,2

31,3

Газ (3 чел.)

1,5

3,0

3,9

1,4

1,2

3,0

3,6

7,8

Отопление (45 кв. м.)

2,7

40,7

5,9

22,1

12,4

6,0

6,8

45,0

Горячая вода (3 чел.)

0,7

37,0

7,7

27,4

7,0

3,6

5,4

19,1

Всего

34,1

104,5

40,2

105,3

38,7

47,9

33,1

132,9

Доля оплаты эл.энергии в стоимости жилья и коммунальных услуг, %

5,0

14,0

30,0

19,0

23,0

22,0

33,0

18,0

Прожиточный минимум (май 1996 г.)

269,4

315,6

308,5

457,8

361,5

323,2

231,0

892,3

Отношение стоимости услуг к прожиточному минимуму, %

4,3

11,0

4,3

7,7

3,7

5,0

4,7

5,0

 

Следовательно, стоимость реформ “с человеческим лицом” будет увеличиваться и дальше.

3.    МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ

3.1.    Республика Ингушетия

4 июня делегация Татарстана во главе с М.Шаймиевым прибыла в Назрань для участия в торжествах по случаю пятилетия образования Ингушской Республики. Визит начался с посещения Мемориального комплекса жертвам репрессий. Выступая на торжествах, М.Шаймиев говорил о том, что “не бывает малых народов, каждый народ велик своими делами”. Вместе с Аушевым и Масхадовым он принял участие в церемонии вручения слушателям горского кадетского корпуса боевого оружия, во время которой юные горцы клялись отдать жизнь за Ингушетию и Россию.

3.2.    Свердловская область

Официальная делегация РТ побывала в начале месяца в Екатеринбурге. Между республикой и Свердловской областью подписан Договор о принципах сотрудничества в экономической, научно-технической и культурной областях. Помимо контактов хозяйственного плана, двустороннее взаимодействие включает и этнический момент: при постпредстве РТ в Екатеринбурге будет создан издательский центр. Наряду с книгоизданием в области намечено выпускать приложение к одному из казанских журналов. Состоялась церемония открытия торгового дома “Татарстан”. Глава делегации, премьер-министр Фарит Мухаметшин имел встречи с татарскими предпринимательскими кругами, с научной и творческой интеллигенцией, с верующими мусульманами. Участники встреч выражали признательность Эдуарду Росселю за понимание их потребностей и проблем.

3.3.    Республика Башкортостан

23 июня в Казани находилась делегация Республики Башкортостан, возглавляемая вице-премьером М.Шакировым. Целью контактов была выработка стратегии интеграции нефтяных и нефтехимических комплексов двух республик. В этом достаточно болезненном для обоих соседей вопросе были предприняты новые шаги. Подчеркивалось, что Татарстан и Башкортостан — единственные российские регионы, где стабильно работает нефтехимия. Стратегией в этой области должно стать объединение двух мощнейших потенциалов. Принято решение о создании инициативной группы.

3.4.    Поддержка башкирских законодателей татарскими коллегами

Как некий новый момент в межрегиональном взаимодействии за последние несколько лет выступает реакция Госсовета Татарстана на казус с правовым статусом башкирского языка.

По предложению депутатской группы “Идел йорт”, в которую входят национально ориентированные законодатели, сессия Госсовета РТ приняла заявление по поводу обращения Государственной Думы в Конституционный суд РФ с запросом о соответствии статьи 92 Конституции Республики Башкортостан, статьи 2 Закона РБ “О президенте Республики Башкортостан” и статей 1 и 7 Закона “О выборах президента Республики Башкортостан” статье 2 Конституции РФ. Предметом запроса Думы стала норма, согласно которой президентом Башкортостана может быть избран только гражданин республики не моложе 35 лет и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом, проживающий на территории Башкортостана не менее 10 лет и владеющий башкирским и русским языками.

Как сказано в заявлении Госсовета РТ, “в нормативных требованиях к кандидатам на должность президента Республики Башкортостан Государственная Дума РФ усмотрела “ограничительные цензы”, якобы противоречащие Конституции РФ.

Государственный совет Республики Татарстан не согласен с такой трактовкой указанных статей законодательных актов Республики Башкортостан.

Во-первых. Республика Башкортостан имеет согласно статье 5 (часть 2) Конституции РФ статус государства и “вправе устанавливать свои государственные языки” (статья 68, часть 2 Конституции РФ). Следовательно, владение официальными языками республики является не “ограничительным цензом”, а квалификационным требованием к высшему должностному лицу государства.

Во-вторых. Положение Конституции РФ (статья 19, часть 2), запрещающее любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, в нормативных требованиях к кандидату на должность президента Республики Башкортостан не нарушено. В оспариваемых нормах Конституции и законов Республики Башкортостан ограничений в языковой принадлежности кандидата на должность президента республики нет. Оговаривается лишь то, что он должен владеть языком народа, давшего название республике.

В-третьих. В названных нормах Конституции и законов Башкортостана отражено право башкирского народа на сохранение своей национальной самобытности и развитие своего языка до уровня государственного на территории своей суверенной республики. При этом нормативные требования о владении официальными языками Башкортостана ограничены рамками территории республики и касаются лишь одного должностного лица республики — ее президента. К выборам в федеральные органы власти на территории Башкортостана названные нормы не имеют никакого отношения.

Государственный совет Республики Татарстан заявляет, что в стремлении Государственной Думы России отменить нормы Конституции и законов Республики Башкортостан, направленные на обеспечение государственного статуса языка, давшего название республике, просматривается тревожная тенденция к строительству России как унитарного государства.

Государственный совет Республики Татарстан считает, что рассмотрение законов “О Президенте Республики Башкортостан” и “О выборах Президента Республики Башкортостан” в Конституционном суде РФ не будет содействовать созданию демократического федеративного Российского государства свободных равноправных народов” [[6]].

Несомненно, коллизии между претендентами на суверенитет и федеральным центром три-четыре года тому назад бывали и поострее. Однако приведенное заявление свидетельствует о том, что потенциал противоречий отнюдь не исчерпан ни с той, ни с другой стороны. Он может получить скачкообразную актуализацию в любой момент, как только сложится комбинация способствующих тому внешних и внутренних факторов. При всей приглушенности и дремлющем ныне характере этнополитическое начало списывать со счетов нельзя.



Источники

[1]. Казанское время. — Казань, 1997. — 27 июня — 3 июля.

[2]. Республика Татарстан. — Казань, 1997. — 26 июня.

[3]. Страсти вокруг “минималки” // Республика Татарстан. — Казань, 1997. — 7 июня.

[4]. См.: Время и деньги. — Казань, 1997. — 24 июня.

[5]. См.: Время и деньги. — Казань, 1997. — 10 июня.

[6]. Республика Татарстан. — Казань, 1997. — 24 июня.