Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Т. ЛОРЕНЦ

УЗБЕКИСТАН
в мае-июне 1997 года

В рассматриваемый период направление развития основных социально-политических процессов в Узбекистане не претерпело коренных изменений, хотя на них отразились углубление в республике экономического кризиса и заметное обострение внешнеполитической ситуации.

1.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

На внешнеполитическое положение Узбекистана в первую очередь повлияли драматические события в соседних странах — Афганистане и Таджикистане.

В конце мая под ударами движения “Талибан” в северном Афганистане неожиданно рухнул режим Абдулрашида Дустума, которому Ташкент на протяжении длительного времени оказывал серьезную экономическую и военную помощь. Интересно, что незадолго до этого, 13 мая, президент Узбекистана Ислам Каримов в Ашхабаде на встрече глав государств — членов Организации экономического сотрудничества вполне определенно высказался против сотрудничества с талибами (к которому с некоторых пор склонно туркменское руководство).

Было бы логично предположить, что официальный Ташкент даст приют вынужденному бежать из своей страны Дустуму, тем более, что в Узбекистане давно находятся его родственники, в частности, брат. Однако Дустуму не удалось пожить в собственном доме в столице Узбекистана: его не приняли, и он вынужден был искать убежища в Анкаре. По всей видимости, Каримов счел, что уместнее оставить открытой дверь для налаживания нормальных отношений с талибами.

Другие тревожные для руководства Узбекистана события произошли в мае в Таджикистане. Переговорный процесс между режимом Рахмонова и исламской оппозицией (не без влияния успехов талибов, которых боятся обе стороны) начал набирать силу. В Ташкенте к результатам переговоров относятся с настороженностью, в том числе потому, что в коалиционные органы власти в Таджикистане не предполагается включить представителей ряда влиятельных кланов, особенно из Ленинабадской области и Гиссарской долины, которые придерживаются проузбекистанской ориентации. С самим же Эмомали Рахмоновым у официального Ташкента были и остаются натянутые отношения. Весьма примечательно, что когда в Ленинабаде в начале мая на Рахмонова произошло покушение, телеграммы соболезнования пришли из России и Белоруссии, а Узбекистан промолчал.

Развитие ситуации в соседних странах заставляет Узбекистан заботиться об укреплении обороны. Этой весной Ислам Каримов несколько раз лично посещал пограничный Термез. А 26 июня он председательствовал на заседании Совета национальной безопасности, где “рассматривался вопрос дальнейшего совершенствования структуры Вооруженных Сил республики”, которые должны быть в состоянии “обеспечить защиту границ, независимость и суверенитет Узбекистана”.

В мае в МИД Узбекистана прошли консультации экспертов разных стран, в том числе российских, по поводу инициативы Ислама Каримова о создании в Центральной Азии безъядерной зоны. Идея была высказана им на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в общем виде, и теперь необходимо обсудить подробности. Этому должна быть посвящена конференция в сентябре текущего года в столице Узбекистана. В частности, не вполне ясно пока, будет ли безъядерная зона, если договор о ней подпишут руководители центральноазиатских государств, включать Каспий, где базируется российский военный флот. Не прояснен еще и вопрос о судьбе урановых комбинатов, которые сейчас действуют во всех центральноазиатских странах, кроме Туркменистана (как известно, Узбекистан, например, сейчас наращивает у себя производство урана).

18 июня Узбекистан посетил президент Азербайджана Гейдар Алиев. Более помпезного приема давно уже не видел ни один государственный лидер, прибывающий в Ташкент. В качестве одной из причин той теплоты, с которой его принимали, наблюдатели отмечают независимую позицию Азербайджана по отношению к Москве.

2.    НОВАЯ КНИГА ИСЛАМА КАРИМОВА

В июне в республике была опубликована новая книга Ислама Каримова “Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса”.

Газеты запестрели сообщениями о том, что ее широко обсуждают на различных собраниях в трудовых коллективах. Сложно сказать, сделано ли это умышленно, или просто долго печатается тираж, но в июне и начале июля эту книгу держали в руках лишь высшие руководители страны, так что большинство выступавших, по всей видимости, ее даже еще не читало.

В работе “Узбекистан на пороге XXI века” затрагивается широкий круг проблем внутренней и внешней политики республики. Если говорить о содержащемся в книге геополитическом анализе, достойна упоминания идея Каримова о необходимости для Узбекистана получить выход к Индийскому океану — “мировой опыт свидетельствует о том, что страна, не имеющая прямого выхода к морю, значительно проигрывает во внешнеэкономических операциях”. “Мы активно прорабатываем вопросы, связанные с поиском альтернативных путей решения проблем транспортного обеспечения наших внешнеэкономических связей”. 

Что же касается геополитической ориентации республики, то важен следующий пассаж: “Узбекистан, будучи членом Движения неприсоединения, не приемлет участия в каких-либо военно-политических блоках, видит в этом гарантию национальной безопасности, сохранения мира и стабильности в регионе и выступает против создания военно-политического блока на пространстве СНГ, имея в виду, что формирование такого блока вернет мир к старым, уже пройденным временам холодной войны”.

Договор о коллективной безопасности 1992 года, подписанный в Ташкенте, лишь мельком упоминается Каримовым среди других документов подобного рода. При этом подробно говорится о присоединении Узбекистана в 1994 году к программе НАТО “Партнерство во имя мира”. Эта программа направлена “на создание широкой системы коллективной безопасности и стабильности, в том числе и в Центральноазиатском регионе”.

Большое место уделено угрозе для Узбекистана со стороны “великодержавного шовинизма и агрессивного национализма”.

3.    РОССИЙСКО-УЗБЕКИСТАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

В мае президент Узбекистана Ислам Каримов еще раз весьма недвусмысленно высказал свою точку зрения по данному вопросу во время визита делегации из Италии во главе с президентом Скальфаро. Каримов сказал на итоговой пресс-конференции: “Надеемся, что Россия видит в Узбекистане своего надежного, равноправного партнера... Но не надо забывать и о том, что Узбекистан всегда был сырьевым придатком: вначале — царской России, затем — советского центра. Такие наши богатства, как хлопок, золото, продавались за бесценок. Я, даже будучи министром финансов, не знал, сколько производится у нас золота и сколько его вывозится. К сожалению, и до сих пор есть те, кто настроен прокоммунистически или “ультрапатриотически” и сожалеет о той эпохе. Говоря о союзе Россия-Белоруссия... я хочу сказать, что между этими странами никогда не будет равенства, которое ими прокламируется. Белоруссия в известной мере будет вынуждена отказаться от своего суверенитета. Подумайте сами, если будет единый банк, если будет действовать единая денежная система и все это будет в Москве, о какой независимости может идти речь? Основная цель этого союза — создание геополитического пространства, чтобы при возможности присоединить к нему другие близлежащие государства и усилить свое влияние на территории бывшего Союза” (цитируется по газете “Народное слово”, 7 мая 1997 года).

В конце мая в Ташкент прибыл новый посол РФ в Узбекистане Александр Пацев, который сменил Филиппа Сидорского, одного из самых профессиональных российских дипломатов в Центральной Азии. Пацев начинал свою карьеру в комсомоле, затем работал в секретариате МИД. Последний пост перед назначением — посол РФ в Омане. Его принял и имел с ним длительную беседу Ислам Каримов.

Первое, на что обратил внимание в посольстве Пацев, были его интерьеры. Он также распорядился убрать из здания пепельницы (новый посол не курит). Что же касается чисто профессиональных вопросов, то пока сложно сказать, удастся ли ему набрать тот же политический вес, который имел его предшественник.

Типичной ситуацией для нынешнего состояния российско-узбекистанских отношений стал инцидент с певцом Иосифом Кобзоном, развивавшийся в мае-июне и на момент написания данного обзора так и не получивший своего разрешения.

Кобзон, как известно, организует в этом году свое прощальное турне и обещал объехать все бывшие советские республики. Планировал он, в частности, выступить с концертами в узбекских городах Навои, Бухаре, Самарканде и Ташкенте (кстати, во время войны в эвакуации семью Кобзона приняла именно узбекская семья). Однако все его просьбы были проигнорированы официальными лицами Узбекистана, несмотря на то, что расходы по организации турне певец брал на себя. В июне в телефонном разговоре с министром культуры Джураевым Кобзону было окончательно объявлено, что республика и рада бы принять у себя “уважаемого Иосифа Давыдовича”, но в настоящий момент в Ташкенте нет ни одной концертной площадки, поскольку все они находятся на реконструкции. Не помогло даже письмо министра культуры РФ Евгения Сидорова своему коллеге, из чего видно, что решение принималось на самом высоком уровне.

В частных беседах узбекистанские чиновники отмечают, что Кобзон подозревается в знакомстве с местными “крестными отцами”. Однако возможно и другое объяснение: лидеры Узбекистана пытаются показать, что они берут пример с Соединенных Штатов Америки, в отношениях с которыми наметилось явное потепление (США, как известно, отказали Кобзону в свое время в визе). 

Узбекистан сегодня всячески стремится подчеркнуть свою независимость от северного соседа. Весьма типично, что на состоявшемся в мае в Ташкенте международном кинофестивале из членов жюри на русском языке выступал лишь один человек — киргизский писатель Чингиз Айтматов.

Впрочем, нельзя исключать, что в ближайшее время российско-узбекистанские отношения улучшатся, что связано с проблемой талибов: в Ташкенте хорошо понимают, что в случае вооруженного конфликта на границе реальную военную помощь смогут получить только от Москвы.

4.    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА И КАДРОВЫЕ ПЕРЕСТАНОВКИ

Стиль руководства Ислама Каримова отличается тем, что он проводит постоянную ротацию кадров. Не имея собственного родового клана, на поддержку которого он мог бы опереться, Каримов выбирает сотрудников не по принципу родства и без сожаления расстается со впавшими в немилость чиновниками. В июле прошла неофициальная информация о назначении президентом дочери Гульноры своим советником (на момент написания обзора официального подтверждения мне получить не удалось). Но в любом случае подобный шаг стоит скорее рассматривать как дань моде, нежели как отступление от общего правила.

В мае-июне состоялось несколько принципиальных перемещений. 30 апреля указом президента Каримова в Андижан в качестве хокима (главы администрации области) был возвращен бывший первый заместитель премьер-министра Кобилджон Обидов.

Когда Обидов, также в соответствии с указом Каримова, перешел на работу в правительство в ноябре 1996 года, то должен был курировать вопросы сельского хозяйства, традиционно считавшиеся вотчиной вице-премьера Исмаила Джурабекова. Некоторые местные аналитики даже утверждали в этой связи, что Ислам Каримов решил таким образом ограничить влияние своего “серого кардинала”, ставшего слишком уж влиятельным. Но Джурабекову удалось сохранить все свои возможности, а Обидов был направлен на тот же пост, с которого поднялся. Интересно отметить, что новый хоким Андижанской области все эти полгода так и не был назначен, место держали вакантным.

В конце мая состоялось другое важное кадровое решение. Вице-премьер и министр финансов Узбекистана Бахтиер Хамидов потерял свой министерский портфель, оставшись просто вице-премьером. Отчасти это можно объяснить тем, что в качестве министра финансов он должен был нести ответственность за катастрофическое падение курса национальной валюты — сума. С осени прошлого года теневой курс сума к доллару упал с 70 до 145-150 (при том, что нелегальный обмен валют карается в Узбекистане в уголовном порядке). Впрочем, именно в мае темпы падения несколько замедлились, причем власти постарались подтянуть официальный обменный курс к черному — в июне он составил около 62 сумов за доллар.

Но в отношении Хамидова следует помнить и другое: пожалуй, только он и Джурабеков сумели отстроить собственную “вертикаль” в органах власти, от управления экономикой до правоохранительных структур, расставив там на всех уровнях своих людей. Ислам Каримов старается не допустить чрезмерного усиления кого-либо из своего окружения и часто дает ему понять, “кто в доме хозяин”.

Кстати, еще одним примером этого стало продолжавшееся в рассматриваемый период расследование в “Узхлебопродукте”. В январе закрытым указом Каримова был снят его руководитель Абдулхашим Муталов, ранее перемещенный на этот пост с должности премьер-министра страны. Вполне возможно, теперь Муталов будет привлечен и к судебной ответственности.

Тяжесть президентской руки почувствовали в рассматриваемый период не только госслужащие. Продолжалось, например, следствие по делу большой группы лиц, арестованных в конце 1996 — первой половине 1997 годов в Наманганской области, где в ноябре 1996 года в результате теракта был убит заместитель главы обладминистрации. По некоторым данным, число задержанных сразу после выстрелов в Намангане исчислялось сотнями, попавших под следствие — десятками. Кстати говоря, за это время следственным органам республики так и не удалось разыскать имама мечети поселка Чартог Наманганской области, сначала арестованного, а затем бежавшего в марте из-под стражи: имам оказался еще и мастером рукопашного боя, поэтому при этапировании в Наманган он сумел завладеть пистолетом сопровождавшего его сотрудника МВД, убил двух милиционеров и скрылся.

5.    НОВЫЕ ЗАКОНЫ

В мае в республике был опубликован и вступил в силу принятый парламентом закон об уполномоченном по правам человека республики. Эту должность, как и ранее, продолжает занимать Саера Рашидова, дочь бывшего первого секретаря ЦК Компартии Узбекистана Шарафа Рашидова и жена нынешнего министра иностранных дел Комилова. Омбудсман, например, имеет право требовать объяснений у любых должностных лиц, посещать любые организации и даже лиц, содержащихся в местах заключения. Однако сомнительно, что это реально приведет к каким-либо серьезным сдвигам в области прав человека, поскольку за предыдущий год никакими достижениями в этих вопросах деятельность госпожи Рашидовой не ознаменовалась.

То же самое можно сказать и по поводу вступившего в силу с мая закона “О защите профессиональной деятельности журналиста”. В частности, этот закон запрещает любую предварительную цензуру: “никто не имеет права требовать от журналиста предварительно согласовывать сообщения и материалы, а также требовать изменить текст или полностью снять с печати (эфира) материал”. Забавно, но цензоры, без штампа которых в настоящее время в Узбекистане не выходит ни одна газета, рекомендовали местным журналистам не касаться в своих комментариях положения о запрете цензуры, “а то могут подумать, что она у нас была”.

Закон предусматривает возможность аккредитации иностранных журналистов при МИД Узбекистана (и лишения аккредитации, что, впрочем, может быть обжаловано через суд). При этом отмечается, что если международный договор устанавливает иные правила для деятельности иностранных корреспондентов, то действуют нормы международного договора. Между Россией и Узбекистаном переговоры о заключении подобного соглашения ведутся очень давно, но пока не привели к каким-либо конкретным результатам.

В мае начали действовать многочисленные законы и указы по вопросам экономики, в частности Налоговый кодекс республики Узбекистан (ставки налогов на физических лиц, согласно этому документу, ощутимо выше, чем в России — шкала прогрессивного налогообложения начинается с 15% и доходит до 45% дохода с суммы, превышающей пятнадцатикратный размер минимальной заработной платы).

Из числа экономических указов президента можно отметить, например, “О мерах по стимулированию создания частных коммерческих банков”. В соответствии с этим документом в течение мая министерство юстиции подготавливало предложения по изменению законодательства, вытекающих из данного указа, дабы стимулировать создание банков, где “частным лицам принадлежит не менее 50% уставного капитала”. Частные банки освобождаются от уплаты налога на доход в течение двух лет.

Интересно, что в 1992 году в Узбекистане уже был отмечен рост числа частных банков, однако вскоре они в подавляющем большинстве были задушены государством, а владелец первого из них — “Рустамбанка” — Рустам Усманов вынужден был бежать из страны.

6.    ЭКОНОМИКА

В экономической жизни кризис продолжал углубляться. В магазинах давно уже нет почти ничего. Резко снижался экспорт товаров народного потребления из-за больших трудностей с конвертацией выручки. На базаре же цены заметно росли. В частности, в июне резко выросла цена на сахар. Это значит, что многие простые люди не смогут варить варенье, а ведь именно домашние припасы спасают их зимой от голода. Негативно повлиял на рост цен указ президента Каримова о повышении минимальных пенсий. Когда выяснилось, что прибавка пенсионерам будет чисто символической, цены на рынке уже успели взлететь.

О проблемах с высокой инфляцией сума уже говорилось выше. По-прежнему для выезжающих из Узбекистана остается проблемой купить наличную валюту.

Весной этого года на полях Узбекистана используется широко разрекламированный в республике метод выращивания основной экспортной культуры — хлопка: поля застилают полиэтиленовой пленкой. Многие специалисты весьма скептически относятся к перспективам внедрения данного метода.

7.    КРИМИНОГЕННАЯ СИТУАЦИЯ

По опубликованным 1 мая прокуратурой Узбекистана данным, уровень преступности в республике неуклонно снижается. Так, количество преступлений в целом уменьшилось с 93626 в 1992 году до 65980 в прошлом году. Угонов за прошлый год в стране зарегистрировано было всего 462. Абсолютные цифры по числу выявленных взяточников не приводились, но заявлено, что в 1996 году их было схвачено на 37,2% больше, чем в предыдущий. “Народное слово” не смогло удержаться от соблазна поместить диаграмму, из которой следует: уровень преступности в расчете на 10 тысяч населения в Узбекистане в 6 раз ниже, чем в России, и втрое ниже казахстанского.

В то же время есть основания предполагать, что официальная статистика преступности в стране фальсифицирована. Резкое падение уровня жизни, нищета толкает людей на нарушение закона. Автору лично известны несколько случаев зверских убийств в Ташкентской области, имевших место в июне, когда добычей грабителей становилась, например, лишь такая вещь, как видеомагнитофон.

Несмотря на риск жесточайшего наказания, продолжают действовать в Узбекистане и организованные преступные группы. Так, в мае продолжалось следствие по делу раскрытой в апреле группы расхитителей драгметаллов с Алмалыкского горно-металлургического комбината. В нее входил мастер аффинажного цеха, выносивший по крыше сплав золота и серебра, и сотрудник охраны комбината. Предполагается, что всего они похитили 13 килограммов сплава Доре (сплав золота и серебра), в котором чистого золота было около килограмма.