Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Наталья МЕЛЬНИКОВА

Кировская область
в июне 1998 года

1.    Социально-экономическая ситуация

1.1.       Настроение

В начале июня, перед Днем города, Днем независимости России и 150-летием Васнецовых на центральных улицах города Кирова можно было наблюдать ударные работы по асфальтированию дорог. Доброе дело — ликвидация одной из российских бед — было воспринято неоднозначно: автомобилисты радовались, что на городских улицах будет меньше колдобин, а пожилые люди, проезжая в общественном транспорте, ругали мэра города Москвы Юрия Лужкова, для которого и делают дороги в ущерб выплаты пенсий.

Празднества прошли нормально, если не считать некоторых накладок, случившихся из-за несогласованности между областными и муниципальными властями. Народ разделился на три группы. Одни выехали на свои садово-огородные участки; другие отправились, пользуясь случаем бесплатного проезда на общественном транспорте за город, а третьи отмечали сразу три праздника на Театральной площади. По данным пресс-службы УВД, праздник и последующие выходные дни в городе прошли без эксцессов, за исключением того, что в реках и водоемах погибло 26 человек.

На торжества по поводу 150-летия Виктора Васнецова вместо широко разрекламированных губернатором официальных лиц (мэра Москвы Юрия Лужкова и многочисленных министров правительства, включая и самого премьера Сергея Кириенко, а также Наины Ельциной) прибыли исключительно вторые лица. Пожалуй, наиболее известным оказался депутат Госдумы и кинорежиссер Станислав Говорухин.

1.2.       Прожиточный минимум

В мае прожиточный минимум на душу населения в области составил 432 рубля 28 копеек, а в июне прожиточный минимум по сравнению с маем снизился на 0,9%, при этом по отношению к июню 1997 года он вырос на 4%, и составил 428 рублей 43 копейки.

По городу Кирову бюджет прожиточного минимума на человека в мае составил 431 рубль 54 копейки, а в июне снизился до 426 рублей 85 копейки [[1],[2]].

1.3.       Социальные проблемы

1.3.1.      Образование

По данным областного профсоюза работников образования, на 1 июня долг по зарплате учителям области составил 54 млн. рублей (в том числе в Кирове — 7 млн. рублей). Напомним, что к середине мая долг был около 30 млн. рублей. Задолженность за книгоиздательскую продукцию перевалила за 34 млн. рублей (по Кирову — более 3 млн. рублей). В большинстве районов области еще не рассчитались с учителями за февраль, лишь в Кирове и Слободском педагоги получили мартовскую зарплату [[3]].

17 июня состоялась конференция работников образования. На конференции выступил глава администрации Василий Киселев и сообщил, что администрацией взят кредит (8 млн. рублей) для выплаты отпускных педагогам, уходящим отдыхать в июне. Однако этого количества недостаточно (необходимо 13 млн. рублей), поэтому городская администрация надеется получить остальную сумму из федерального трансферта. Учителя, которые ушли в отпуск в мае, деньги получили. До 5 июля планируется выплатить апрельскую заработную плату [[4]].

1.3.2.      Здравоохранение

Как уже сообщалось, коллектив центральной районной больницы Кирово-Чепецка потребовал от районной администрации до 1 июня предоставить график погашения задолженности по зарплате, детским пособиям и командировочным. В противном случае медики пригрозили возобновить забастовку 8 июня, приостановленную минувшей осенью. 5 июня в результате долгих и сложных переговоров глава района, председатель забасткома, главный врач ЦРБ и председатель профкома подписали 4-стороннее соглашение, согласно которому районная администрация обязуется ежемесячно финансировать 50% фонда оплаты труда работников больницы, остальное — пропорционально наполняемости бюджета; долг по детским пособиям за 1997 год — погасить к концу текущего года. Имеется определенная договоренность и по командировочным. Принято решение, что в течение третьего квартала должен быть разработан и заключен коллективный договор между администрацией, профсоюзным комитетом и трудовым коллективом ЦРБ [[5]].

В конце июня стало известно, что областная травматологическая больница начала забастовку, которая выражается в отказе выдачи справок и больничных листов.

1.3.3.      Архивисты

В начале июня в газете «Вятский край» было опубликовано довольно «злое» письмо сотрудников Государственного архива Кировской области: «Мы теряем право человека на жизнь. Вчера нам было объявлено «о радостном событии» — выдаче аванса за март 1998 года. Это означает, что мы получим по 150-200 рублей, до следующей выплаты через 5-6 недель... Это издевательство над людьми, мы поставлены уже на уровень с собаками, которые радуются каждой брошенной им кости и унижены до бесконечности... При попытках как-то добиться увеличения окладов нам был дан «отлуп» со стороны областного начальства. Оказывается, мы выполняем «узкопрофильную задачу». Ну и что, нам теперь — испариться всем, что ли?» [[6]].

1.3.4.      Пенсии

1 июня закончена выплата пенсий за апрель и начато финансирование майских пенсий. По данным управляющего отделением Пенсионного фонда РФ по Кировской области Н.Пасынкова, поступление доходов в местное отделение за апрель-май ниже, чем в 1 квартале (за май план доходов выполнен лишь на 53,5%). Продолжается рост просроченной плательщиками взносов задолженности. Это говорит о том, что заработная плата на предприятиях выплачивается без перечисления страховых взносов. Кроме того, в последнее время не выплачивается заработная плата бюджетникам и, как следствие, не поступают взносы в Пенсионный фонд.

Прогноз управляющего Пенсионным фондом пессимистичен: в ближайшее время пенсии не будут выплачиваться вовремя, выплата майской пенсии будет осуществляться по мере поступления средств [[7]].

1.4.       Фондовый рынок

Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при администрации Кировской области подготовила отчет о состоянии рынка ценных бумаг в области и своей работе за 1997 год. Приведем выдержки из отчета:

«Фондовый рынок Кировской области представлен основными группами субъектов этого рынка — эмитентами, инвесторами и профессиональными участниками.

Так, на 1 января 1998 года в области зарегистрировано 1619 акционерных обществ, в том числе открытых акционерных обществ — 598. Профессиональные участники рынка ценных бумаг области, имеющие лицензии ФКЦБ России и Центрального банка России, представлены 5 специализированными регистраторами, 13 банковскими учреждениями, 10 некредитными организациями.

Рынок корпоративных ценных бумаг области развит слабо по сравнению с рынком государственных ценных бумаг.

Наиболее ликвидными (активно торгуемыми) корпоративными ценными бумагами, находящимися в обращении в Кировской области, являются акции открытых акционерных обществ «Кировэнерго», «Кировэлектросвязь», «Кировский шинный завод», «Кирово-Чепецкий завод имени Константинова», «Кировский завод ОЦМ».

Однако возможности рынка корпоративных ценных бумаг достаточно велики. Поэтому наиважнейшей задачей государственных органов по регулированию фондового рынка является повышение ликвидности корпоративных ценных бумаг.

1.5.       Бюджетные проблемы

1.5.1.      Налоговые службы

26 мая в областной налоговой инспекции состоялся брифинг на тему «Основные проблемы учета налогоплательщиков». С журналистами встретились первый заместитель руководителя налоговой службы области Лидия Муромцева и начальник отдела организации учета налогоплательщиков Леонид Кислицын.

Ситуация с выполнением бюджетных назначений организациями и предприятиями сразу была охарактеризована как критическая. В консолидированный бюджет области в нынешнем году поступило почти на 75 млн. деноминированных рублей меньше, чем за такой же период прошлого года. Поступление налоговых платежей в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды за 4 месяца составляет 97,3%.

Причины: продолжающийся кризис неплатежей, в частности, на таких крупных предприятиях, как Кирово-Чепецкий химкомбинат, Кировский шинный завод, «Кировэнерго» вексельное и бартерное обращение составляет 95%; снижение налогооблагаемой базы по таким ощутимым доходным источникам, как налог на прибыль, так как растет убыточность предприятий  [[8]].

СПРАВКА: По данным областной налоговой инспекции на 1 мая, в Кировской области на налоговом учете состоят 21983 организации и 53978 предпринимателей. Из них 58% — коммерческие организации, созданные для получения прибыли, 32% — некоммерческие организации, 8% — находящиеся в розыске с 1994 года как не прошедшие переучет, 2% — находятся в розыске как не вставшие на налоговый учет после регистрации.

В течение 1997 года количество организаций в Кировской области увеличилось на 10% — в основном за счет г. Кирова. При этом в 23 районах области количество организаций уменьшилось. Число предпринимателей также возросло на 19%.

На 20 мая в сведениях налоговых инспекций области имеются 2089 организаций, местонахождение которых неизвестно. Они разыскиваются силами налоговых инспекций, органов УВД и УФСНП.

По состоянию на 1 мая 1998 года, 5900 организаций не представили отчетность. На 20 мая это число уменьшилось до 5157. Всего за 4,5 месяца этого года установлено местонахождение 175 организаций, не представивших отчетность в установленные сроки или уклоняющихся от постановки на налоговый учет. В 95 организациях произведены проверки, в результате которых доначислено 750 тысяч рублей, 53 тысяч рублей из которых поступили в бюджет. Кроме того, в этом году налоговыми инспекциями области в арбитражные суды были предъявлены иски о ликвидации 46 организаций, ликвидированы 57 организаций из числа не представляющих отчетность или уклоняющихся от постановки на налоговый учет. 127 руководителям неотчитывающихся организаций за непредставление отчетности предъявлены штрафные санкции на сумму 19 тысяч рублей; 16 тысяч рублей штрафов уже взысканы [8].

По данным областной налоговой инспекции, на 1 апреля текущего года налоговой службой собрано 53777 деклараций от предпринимателей, нотариусов, иностранцев и других лиц, которые имели дополнительные доходы помимо основной работы. Представлено также 8676 деклараций государственными служащими, которые обязаны были продекларировать свои доходы и имущество согласно указу Президента России. Поданные декларации тщательно проверяются налоговыми инспекторами. По 28456 декларациям доначислено за сокрытие доходов более 55 тысяч рублей. При этом самое большое доначисление было сделано на сумму 3,6 тысячи рублей.

Наметилась положительная тенденция: если в прошлом году о своих доходах отчитались 78% предпринимателей, то в нынешнем уже 86%, что на 11300 человек больше. Однако более 11 тысяч предпринимателей, состоящих на учете в налоговых инспекциях, не пришли продекларировать свои доходы.

Любопытно, что количество жителей области, получивших в 1997 году высокие доходы, значительно увеличилось по сравнению с предыдущим годом. Так, если число граждан, чьи годовые доходы «уместились» в пределах от 12 до 48 тысяч деноминированных рублей, возросло всего на 10% и составило 9625 человек, то граждан с доходами от 48 до 300 тысяч рублей стало больше уже в семь раз (3402 человека). Число тех, у кого доход вышел за пределы 300 тысяч рублей, увеличилось в 20 раз и составило 973 человека.

Проблемы, которые волнуют предпринимателей: во-первых, форма декларации — хотя она стала проще, но заполнить ее без налогового инспектора трудно; во-вторых, вопрос о защищенности информации, которая отражена в декларациях — насколько она конфиденциальна, не станет ли она наводкой для рэкетиров [[9]].

1.5.2.      Губернатор и областная Дума

Еще в мае губернатор Владимир Сергеенков в телепрограмме «Вопрос губернатору» сообщил, что министерство финансов передало старые долги вятских предприятий перед федеральным бюджетом Кировской области. Данное решение оценивается как маленькая победа областных властей.

С целью пополнения областной казны, по поручению губернатора, финансовое управление подготовило проект закона о введении налога с продаж. На майском заседании областной Думы, депутаты высказались по этому поводу резко отрицательно, но решили все-таки проработать этот вопрос. В результате на заседании Думы в июне народные избранники одобрили эту идею и решили до следующего заседания определиться, с чего именно брать указанный налог и принять закон сразу в первом и во втором чтении.

Такая позиция депутатов вызвала в прессе бурю негодования. Газета «Наш вариант» статью о заседании областной Думы озаглавила «Областные власти хотят поднять цены практически на все».

Другая идея — обзавестись губернским банком — также воспринимается неоднозначно. По сообщению пресс-службы администрации области, губернатор Владимир Сергеенков провел совещание по проблемам совершенствования кредитно-финансовой политики областной администрации. Ключевым моментом разговора стало обсуждение вопроса об участии администрации области в уставном капитале акционерного коммерческого банка «Вятка-банк», входящего в число 300 самых крупных банков России. В результате решено приобрести пакет акций банка, соответствующего 33% его уставного капитала.

Это решение объясняется необходимостью иметь больше возможностей для финансирования важнейших экономических и социальных программ, повысить финансовую безопасность региона. Также достигнута договоренность об установлении для «Вятка-банка» статуса губернского банка.

Участники совещания рассмотрели обращение к губернатору о предоставлении банку гарантий для приобретения денежных средств с целью кредитования экономики области и некотором снижении банку арендной платы за землю [[10]].

Данное сообщение пресс-службы администрации области, на наш взгляд, можно назвать «пробным шаром» перед заседанием областной Думы. Хотя члены бюджетной комиссии на своем заседании высказывались негативно в отношении такого решения кредитно-финансовых проблем области, на закрытом заседании областной Думы — в целом народных избранников все-таки удалось «уломать» и в результате было получено одобрение, а окончательное решение вопроса перенесено на июль.

Впрочем, даже по тексту самого пресс-сообщения возникает ряд вопросов. Во-первых, что значит приобрести пакет акций банка, входящего в число 300 самых крупных банков России, в размере 33%, при условии, что исполнение областного бюджета за 5 месяцев составляет всего 14,4% и денег не хватает даже для того, чтобы платить заработную плату работникам бюджетной сферы. Во-вторых, как известно, федеральное законодательство не предусматривает губернских банков, и уже более года правительство ведет политику на ликвидацию института уполномоченных банков. В-третьих, если с наполнением бюджета области имеются существенные проблемы, то смысл давать послабления в налоговом бремени наиболее доходного предприятия — не очень разумная позиция. В-четвертых, несколько сомнительно представляется финансирование банком социальных и экономических программ, поскольку сам банк пребывает не в самом лучшем состоянии. В-пятых, говорить о повышении финансовой безопасности региона тоже весьма спорно, поскольку в случае малейшего неблагополучия банка тысячи вкладчиков — физических лиц будут справедливо требовать свои кровные непосредственно с властей, так как они фактически выступают гарантом.

СПРАВКА: Начальник финансового управления администрации области Алексей Помаскин направил депутатам свое заключение на проект постановления «Об участии Кировской области в уставном капитале АКБ «Вятка-банк». Приведем некоторые выдержки из него: «Экономические нормативы АКБ «Вятка-банк» с допустимыми значениями на 01.01.98 г. и на 01.06.98 г. резко ухудшились. Если на 01.01.98 г. допустимым значениям не соответствовали 3 показателя, то на 01.06.98 г. — 6 показателей, причем такие важные как коэффициенты ликвидности... Ликвидность банка имеет тенденцию к ухудшению, что свидетельствует об отсутствии денежных средств на корсчете...

Кроме того резкое ухудшение имеют следующие основные нормативы: риск на одного заемщика в 3 раза выше допустимого значения; максимальный размер привлеченных денежных вкладов населения в 5 раз превышает допустимое значение.

Кредитные вложения АКБ «Вятка-банк» на 01.06.98 г. составили более 143,5 млн. рублей, что составляет 52,4% от валюты баланса. Низкая платежеспособность клиентов, в результате которой происходит несвоевременный возврат кредитов и процентов по ним, негативно влияют на финансовое состояние банка. Согласно бухгалтерского отчета, по итогам 1997 года получен убыток в сумме 2 млн. рублей (деноминированные).

При проведении аудита, установлены существенные обстоятельства, значительно влияющие на достоверность отчетности АКБ «Вятка-банк» за 1997 год. По мнению аудиторов, на увеличение убытков банка следует отнести 11,7 млн. рублей, в том числе за счет неправильного формирования доходов от операций с векселями — 3,8 млн. рублей, недосозданного резерва по краткосрочной ссудной задолженности на возможные потери по ссудам — 7,2 млн. рублей, не отнесения на расходы арендной платы за землю — 0,5 млн. рублей и недостачи ОГСЗ — 0,4 млн. рублей. Итого убытки банка за 1997 год должны составить 13,7 млн. рублей (деноминированные)...

Учитывая ситуацию с коммерческими банками в стране, кризис на фондовом рынке, отсутствие средств у населения, неплатежеспособность предприятий и собственное неустойчивое финансовое положение «Вятка-банка», необходимо будет подпитывать его бюджетными средствами постоянно.

Оказание помощи банку и участие в уставном капитале имуществом и долгами предприятий практически не повлияют на финансовое положение банка.

Вложение бюджетных средств нереально и будет противоречить требованиям Указа Президента РФ от 5 мая 1998 года №495 «О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов».

Учитывая изложенное, участие администрации области в уставном капитале банка нецелесообразно».

После такого заключения, в кулуарах в очередной раз стали ходить слухи о возможной отставке начальника финансового управления Алексей Помаскина. Наши источники сообщили, что во время обсуждения данного вопроса на закрытом заседании областной Думы, Алексей Помаскин не проронил ни слова.

1.6.       Кировская городская Дума

В целях стабилизации финансового состояния предприятий и организаций депутаты приняли решение о списании с предприятий и организаций задолженности по пеням в бюджет города Кирова, начисленным по состоянию на 1 января 1998 года по налоговым платежам, кроме подоходного налога. Данное решение распространяется на предприятия и организации, которые осуществили в полном объеме текущие платежи в 1997 году по налогам и сборам в бюджет города, а также выполняющим работы и услуги по обслуживанию и развитию социально-культурной сферы города, пени которых образовались в результате несвоевременных расчетов бюджета.

Депутаты приняли решение о делегировании прав администрации города по установлению части прибыли муниципальных предприятий для отчислений в бюджет города. Ссылаясь на статью 295 Гражданского кодекса РФ, которая дает право собственнику «на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия» городская Дума делегировала главе администрации Василию Киселеву по согласованию с комиссией депутатов по бюджету, финансам и налоговой политике, полномочия по установлению части прибыли муниципальных предприятий для отчислений в бюджет города.

1.7.       Энергетика

1.7.1.      Кировэнерго

Директор «Кировэнерго» В.Карцев заявил, что лучше уйдет в отставку, но отопление будущей зимой в городе не включит, поскольку город уже два года не платит. С прошлого года висит долг в размере 250 млн. рублей [[11]].

1.7.2.      Межрегионгаз

В области отмечен рост задолженности потребителей за поставленный природный газ. На начало мая она составила 564 млн. 600 тысяч рублей, или 22,9% от общей суммы платежей. Причем лишь 9,1% поступлений перечислено «живыми» деньгами. Несмотря на столь неутешительные результаты взаиморасчетов, Кировский филиал ООО «Межрегионгаз» остается одним из самых надежных источников пополнения областного и городского бюджетов. За первый квартал 1998 года в городскую и областную казну перечислено 1 млн. 100 тысяч рублей. Таким образом, долгов по уплате налогов у филиала нет [[12]].

2.    Полномочный представитель Президента

Полномочный представитель президента Николай Мартьянов провел первое заседание региональной коллегии федеральных органов исполнительной власти. На него были приглашены только первые лица, так как по президентскому указу полномочия члена коллегии никому не передаются.

По словам Николая Мартьянова, основная задача коллегии — координация деятельности областных структур федеральных органов исполнительной власти. Планируется, что коллегия станет рассматривать социальные, экономические и политические вопросы, которые находятся в ведении федеральных властей. Коллегия — это совещательный орган при представителе президента, и ее решения будут носить рекомендательный характер. При этом представитель президента имеет право и возможность выходить с наиболее важными вопросами в правительство, администрацию президента и иные органы власти.

Был определен персональный состав коллегии в количестве 42 человек, образованы ее рабочие органы — секции. Одну из них, по социально-экономическим вопросам, возглавил начальник областной налоговой инспекции Валерий Саблин, а руководителем второй — по безопасности и правоохранительной деятельности — стал начальник УФСБ Виктор Федосеев.

В дальнейшем коллегию планируется созывать ежемесячно и выносить на ее рассмотрение наиболее важные вопросы. Например, на следующем заседании коллегии будет рассмотрен вопрос о повышении эффективности использования федеральной собственности на территории области [[13],[14]].

3.    Скандалы

3.1.       Уличная торговля

1 июня городской администрацией областного центра был объявлен новый фронт на поле организации уличной торговли, на этот раз с киосками. 4 июня глава администрации Василий Киселев подписал распоряжение за №1577, в котором утверждается список в количестве 238 киосков, подлежащих сносу, и 81 киоску разрешена реконструкция. Для справки: всего на начало июня в городе было 550 киосков. Управлению муниципальными землями предписано не продлевать срок аренды земли попавших в «черный список» киоскам, а владельцам киосков — убрать свои торговые точки в течение недели после окончания аренды, в противном случае киоск снесут без участия владельца, выставив ему кругленькую сумму для возмещения затрат. По мнению наблюдателей, причина борьбы с киосками банальна: просто в администрации города сменились вкусы. Чиновникам городской администрации надоели типовые киоски и им хочется, чтобы город украшали более элегантные сооружения, приспособленные еще и для остановок общественного транспорта.

Война с мини-рынками в областном центре продолжается с переменным успехом. Со стороны силовых структур заметно весьма прохладное отношение к этой акции. Ленивое саботирование распоряжение администрации города, прежде всего милицией — очевидно. 1 июня Василий Киселев на оперативке в администрации, где присутствовали представители УВД, однозначно сказал, что, если милиция не будет работать, то будет наводить порядок «Аргус».

СПРАВКА: «Аргус» — это первое частное охранное предприятие возникшее в Кирове, и сейчас само название стало нарицательным. Кстати, за шесть часов до начала оперативки стало известно об убийстве первого частного охранника в Кирове Павла Сенина, стоявшего у истоков ЧОП «Аргус» и в последствии разделенного на два предприятия, в одном из которых — «Аякс» — Сенин стал заместителем директора. Впрочем, многие его знали как сотрудника охранного предприятия «Аргус».

Какой именно смысл в эти слова вкладывал глава администрации, можно только догадываться. Образно выражаясь, люди в Кирове бьются не только за метал, но и за уличную торговлю. Об этом подробнее в следующем выпуске.

На этом же совещании начальник отдела потребительского рынка и услуг Надежда Брылякова отчиталась по итогам рейда в отношении уличной торговли и сделала вывод: «Люди хотят торговать, но не получают на это право, и все равно идут и торгуют, но без документов».

10 июня, перед Днем города, наряд милиции запретил уличным торговцам на мини-рынке по улице К. Маркса, 127 раскладывать свой товар. Возмущенные торговцы двинулись в городскую администрацию — Василий Киселев был вынужден принять предпринимателей. Переговоры продолжались около 40 минут, которые, по замечанию корреспондента «Вятский наблюдатель-2» были похожи на шумное колхозное собрание [[15]].

Глава администрации Василий Киселев утверждал, что договор аренды земли, на которой находится мини-рынок, истек, и рынок прекращает свое существование. На вопрос торговцев: почему не предупредили заранее, Киселев послал за ответом к руководителю мини-рынка. Как обычно, предпринимателям предложили занимать места на Центральном, Октябрьском и Коневском рынках. Их аргументы, что торговые места на Центральном рынке очень дорогие, на Коневском — нет свободных мест, а на Октябрьский из покупателей никто не ходит, не произвели на главу администрации никакого впечатления.

В конечном итоге все остались при своем мнении. «Восточного базара в центральной части города больше не будет», — твердо заявил Киселев и покинул зал. А предприниматели тоже стали расходиться, твердо решив, что завтра все равно будут торговать на том же месте.

11 июля торговцы вышли на свои рабочие места, предупредив сотрудников милиции, что в случае применения силы, они сядут на проезжую часть улицы К.Маркса, как шахтеры на рельсы. Милиционеры переписали всех предпринимателей и удалились [[16]].

3.2.       Отставка главного санитарного врача

В середине июня был снят с работы главный санитарный врач городского центра госэпиднадзора Юрий Мышкин с формулировкой: за грубое нарушение трудовых обязанностей (п. 1 ст. 254 КЗоТ РСФСР). Кстати, 4 июня Мышкин получил выговор за незаконное разрешение строительства не то гаражей, не то здания для офисно-торговой фирмы в санитарной зоне фармацевтической фабрики.

Главный государственный санитарный врач по Кировской области Лидия Абросимова, подписавшая приказ об увольнении, так прокомментировала отставку своего подчиненного корреспонденту газеты «Вятский наблюдатель-2»: «В ходе плановой проверки центра выявлено грубое нарушение принципа санитарного надзора. Финансовые нарушения центра связаны с его внебюджетной деятельностью, с платными медицинскими услугами... Незаконно заработанные деньги поступают в центр, и согласно разработанному Мышкиным положению, до 53% их направляется на зарплату. При разработке этого положения использовался старый, отмененный документ Минздрава СССР... Практически вся деятельность центра свелась к платному контролю. Заключают договоры с предприятиями — предприятие само несет продукцию на анализ. Результаты получаются уже другие, чем при внезапной проверке предприятия. Другое грубое нарушение — нецелевое использование средств. Согласно распоряжению обладминистрации, 70% штрафов, которые мы накладываем, должны направляться на оказание бесплатной профилактической и противоэпидемической помощи населению. В городском центре это было сделано совершенно по-другому. Они из этих 70% 40 взяли и направили на зарплату и премии тем людям, которые накладывают штрафы. Налицо нецелевое использование средств на сумму 128 тысяч рублей».

Юрий Мышкин намерен оспорить законность своего увольнения в судебном порядке. 200 сотрудников Центра подписали протест в адрес Абросимовой, где признают, что нарушения в работе были, но мелкие и несущественные, и просят восстановить своего бывшего начальника в должности. В заслугу Юрию Мышкину ставится тот факт, что за время его руководства в здании, где расположен Центр, проведен капитальный ремонт, достигнута полная оснащенность транспортом и оборудованием, служба не имеет долгов по зарплате и коммунальным платежам [[17]].

Впрочем, по непроверенным данным, основная причина отставки кроется в скандале, бушевавшем ровно год назад — в июне 1997 года — по поводу строительства автозаправочной станции (подробно в [[18]]). Напомним, что все необходимые согласования для строительства автозаправочной станции были собраны и в феврале 1997 года бывший вице-мэр Владимир Логинов подписал соответствующее распоряжение. Однако, так называемой «конкурирующей группировкой», была организована целая акция протеста, включая несанкционированные митинги жителей близ расположенных домов, с перекрытием движения на центральной улице Воровского. Разрешать конфликт с населением пришлось главе администрации Василию Киселеву. Созданная комиссия по изучению данного вопроса, произвела все необходимые замеры и пришла к выводу, что строить на этом месте АЗС действительно нельзя, и строительство остановилось. Впрочем, в то время никто из руководителей служб, согласовавших проект, не пострадал, а в кулуарах говорили об увеличении влияния «конкурирующей группировки», которая добилась своего.

Отставка Мышкина явилась полной неожиданностью для главы администрации города Василия Киселева. Он был возмущен тем, что этот вопрос с ним не был согласован — его просто поставили перед свершившимся фактом. Несмотря на справедливую критику в адрес санэпиднадзора о дороговизне их услуг, вероятно, общий язык с администрацией был найден. Ярким свидетельством тому служит принятие целого пакета нормативных актов по упорядочиванию уличной торговли, в подготовке которого принимал активное участие Юрий Мышкин. Кстати, буквально накануне перед отставкой, распоряжением главы администрации Мышкин был введен в состав комиссии, которая призвана заниматься проблемами уличной торговли.

Учитывая то, что в июне резко обострились взаимоотношения между различными лоббистским группировками (данную мысль как нельзя лучше демонстрируют участившиеся разборки в криминальном мире), устранение с поста главного санитарного врача города Кирова Юрия Мышкина можно прокомментировать следующим образом: паны дерутся — у холопов чубы трещат. По нашему мнению, хотя решение об отставке главного санитарного врача областного центра выглядит спонтанным, однако является звеном в цепи перегруппировки сил лоббистских группировок на областном уровне.

3.3.       Мелькомбинат

25 мая арбитражный суд признал Кировский комбинат хлебопродуктов (Мелькомбинат) банкротом. Конкурсным управляющим назначен Евгений Присмотров, занимающий в настоящее время должность конкурсного управляющего на «Весте».

Напомним, что после 5 января, когда закончилось внешнее управление, арбитражный суд должен был вынести решение о дальнейшей судьбе комбината — обанкротить его или, если предприятие восстановило свою платежеспособность, закрыть дело о банкротстве и позволить комбинату работать. Однако суд решил этот вопрос лишь к 25 мая. В течение всего этого времени руководство комбината надеялось заключить мировое соглашение с кредиторами. Предпринималась попытка уступить долги Агропромбанком городской администрации. Городская Дума дала согласие, но в последний момент банк отказался.

Из отчета арбитражного управляющего Анны Рычковой о деятельности мелькомбината в период внешнего управления следует, что состояние предприятия весьма плачевно. Несмотря на то, что комбинат работал, выполнял текущие платежи и даже расчеты с кредиторами, полностью восстановить платежеспособность не удалось. Кроме того, в настоящее время не хватает примерно 5 млн. рублей на выплату долгов кредиторам даже без учета процентов, пени и штрафов. Никаких реальных источников изыскания этих денег арбитражный управляющий назвать не смогла. Общая кредиторская задолженность (без штрафов и процентов) составляет 13,6 млн. рублей. По мнению Рычковой, при предоставлении комбинату рассрочки по выплате долгов и продолжении работы предприятия они бы сумели рассчитаться. Но кредиторы больше не намерены ждать.

На роль конкурсного управляющего было представлено две кандидатуры — конкурсного управляющего «Весты» Евгения Присмотрова и коммерческого директора ЗАО «Технология» Аркадия Кузнецова. Первая кандидатура была предложена территориальным агентством по банкротству. По оценке директора агентства Сергея Минина, в настоящее время Евгений Присмотров — лучший в области конкурсный управляющий, аттестованный в установленном порядке. Аркадий Кузнецов, чья кандидатура была предложена Агропромбанком и согласована со вторым крупным кредитором — государственным предприятием «Кировхлебопродукт» — хотя и прослушал курс по основам антикризисного управления, но аттестацию не проходил.

Как отмечает газета «Вятский наблюдатель-2», кандидатура, предложенная территориальным агентством по банкротству, вызвала некоторое недовольство со стороны главного кредитора. Представители банка настаивали на переносе дела для знакомства с Евгением Присмотровым, о кандидатуре которого они узнали лишь на судебном заседании. Директор территориального агентства Сергей Минин парировал тем, что как бы банк ни знакомился с Присмотровым, в своей работе управляющий будет руководствоваться существующими законами, а не только интересами СБС-Агро [[19]].

3.4.       Общественный транспорт

Глава администрации города оставил без удовлетворения протест прокуратуры на распоряжение от 25.03.98 за № 759 «О внедрении арендных троллейбусных маршрутов в 1998 г. в городе Кирове» в части, ограничивающей право на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте льготной категории граждан. В связи с этим прокурор города Г.Бабин направил в суд для рассмотрения по существу заявление о признании недействительным пункта распоряжения ограничивающего льготы граждан, наделенных федеральным законодательством правом на бесплатный проезд [[20]].

Общественные организации

Вятская Торгово-промышленная палата

4 июня состоялась встреча, посвященная ходу реализации соглашения между Вятской Торгово-промышленной палатой и администрацией города, подписанного осенью 1997 года. Участники встречи отметили скромные успехи подписанного соглашения (например, что удалось организовать встречу с главой администрации 14-ти руководителей ведущих предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, результатом которой стало возможным в ближайшее время увеличить выпуск мороженого).

Немало времени было уделено участниками встречи критике и самокритике. Глава администрации Василий Киселев был недоволен тем, что россияне плохо себе представляют где расположен Киров. Например, заместитель губернатора Петербурга Малышев спросил у Киселева: «Киров — это сразу за Уралом или где-то подальше?» Глава администрации Василий Киселев выступил с призывом: «Платите налоги, иначе люди восстанут и вас сметут! Вы не бедно живете, так надо поделиться. Но делиться у нас, видимо, не принято...»

Предприниматели, в свою очередь, высказали претензии к местным властям, что лицензирование в разрешительной форме превратили в средство для пополнения бюджета, хотя во многих случаях можно было бы обойтись и уведомительным порядком. Так, чтобы поставить киоск по продаже цветов, нужно собрать 34 подписи. В результате, по понятным причинам, бюджет недосчитывается определенной суммы денежных средств, которые можно было бы получить от деятельности предприятий.

Президент Вятской ТПП Николай Липатников и члены президиума Палаты предложили администрации несколько основных направлений сотрудничества с городскими властями. Во-первых, паспортизация предприятий города, что позволит отделить фирмы-однодневки, которые заключают договоры с целью их неисполнения, от нормальных работающих предприятий. Во-вторых, необходимо срочно вводить штрих-кодирование наших товаров, иначе их сбыт за пределами области станет проблематичным. В-третьих, необходимо организовывать тендеры на закупку продукции для государственных и муниципальных нужд [11].

3.5.       ЛДПР

Местная организация ЛДПР в поселке Демьяново Подосиновского района откликнулась на призыв администрации создать добровольную народную дружину. Здесь действует клуб «Соколы Жириновского», где около двадцати подростков занимаются общефизической подготовкой, силовым троеборьем [[21]].

14 июня Слободская организация ЛДПР отметила митингом, но не праздничным. По мнению партийцев, слободская милиция регулярно и безнаказанно нарушает права граждан, а прокуратура не принимает соответствующих мер, то и указанный митинг направлен на то, чтобы напомнить властям о Конституции. Стоит отметить, что в Слободском самая большая организация либеральных демократов — партийные билеты выписаны 400-м горожанам [[22]].



Источники

[1] Май: прожиточный минимум // Вятский край.. — №107 — 10 июня. — 1998. — С.1

[2] Первый летний минимум // Вятский край. — №122 — 03 июля. — 1998. — С.1

[3] Карпов А. Учителей вновь оставили с носом // Вятский наблюдатель-2 — №46 — 12 июня. — 1998. — С.2

[4] Выплаты для педагогов // Вятский край. — №115 — 23 июня. — 1998. — С.1

[5] Похоже, договорились // Вятский край. — №106 — 09 июня. — 1998. — С.1

[6] Сотрудники Государственного архива Кировской области. “И что теперь - испариться? // Вятский край. — №105 — 06 июня. — 1998. — С.1

[7] Пресс-служба администрации области. Пенсии. Снова задержки // Вятский край. — №106 — 09 июня. — 1998. — С.1

[8] Жуковская Л. Налогоплательщика будут учитывать уже в роддоме // ТДТ. — №21 — 05 июня. — 1998. — С.13-14

[9] Румянцева В. Пресс-служба областной налоговой инспекции. Тот от хлопот себя избавил, кто декларацию представил // Вятский край. — №102 — 03 июня. — 1998. — С.2

[10] Пресс-служба администрации области. “Вятка-банк” повышает статус // Вятский край. — №108 — 11 июня. — 1998. — С.2

[11] Рублев А. Мэрия « предприниматели и критика, и сотрудничество // ТДТ. — №22 — 12 июня. — 1998. — С.15-16

[12] Куклин Д. Исправный налогоплательщик // Вести. — №22 — 29.05. — 1998. — С.1

[13] Представитель президента созвал коллегию // Наш вариант. — №24 — 11 июня. — 1998. — С.2

[14] Докин В. Мартьянов обещает не карать, а созидать. Посмотрим? // Наш вариант. — №25 — 18 июня. — 1998. — С.2

[15] Котляр П. Как мэрия превратилась в восточный базар // Вятский наблюдатель-2. — №46 — 12 июня. — 1998. — С.2

[16] Котляр П. Как мэрия превратилась в восточный базар // Вятский наблюдатель-2. — №46 — 12 июня. — 1998. — С.2

[17] Карпов А. Мышкина “ушли” // Вятский наблюдатель-2. — №48 — 19 июня. — 1998. — С.1-2

[18] Мельникова Н. Политический мониторинг: Кировская область в июле 1997 года.

[19] Бахтина М. Мелькомбинат признан банкротом // Вятский наблюдатель-2. — №42 — 29 мая. — 1998. — С.4

[20] Прокурор обратился в суд // Вятский край. — № 105 — 06 июня. — 1998. — С.2

[21] Кожев А. Дружинный шаг ЛДПР // Вести. — №23 — 05 июня. — 1998. — С.1

[22] Соб. инф. Слободской оплот ЛДПР // Вести. — №24 — 12 июня. — 1998. — С.1