Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Агентство «РЕЙТИНГ»
В. РУХЛЯДЕВ

Новосибирская область
в мае 1998 года

1.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

1.1.       Исполнительная власть

1.1.1.      Областная администрация

И в Новосибирске, и в Томске, как, видимо, и в большинстве других регионов, местная пресса не забывает привести перечень тех официальных дел, которыми занимались сенаторы во время своих поездок в Москву. Так губернатор Виталий Муха в рассматриваемый период участвовал в заседании Совета Федерации РФ, вел переговоры с президентом «Альфа-банка» П.Авеном по вопросам кредитования поставок для области сельскохозяйственных машин и о продвижении ценных бумаг областной администрации на европейский финансовый рынок.

Далее, он участвовал во встрече губернаторов ряда территорий с руководством ОАО «Группа «Альянс», которое создано крупнейшими российскими финансовыми корпорациями. «Группа «Альянс» занимается решением проблем оказания помощи отечественным промышленным предприятиям. При подписании соглашения о сотрудничестве Новосибирской области с «Группой «Альянс» было подчеркнуто, что в области с принятием Закона «О поддержке промышленных предприятий» созданы благоприятные перспективы для оживления и подъема промышленности. По инициативе мэра Москвы Ю.Лужкова глава администрации области В.Муха встретился с руководством столичного банка «Москва». Банк проявил заинтересованность в кредитовании ряда инвестиционных проектов в Новосибирской области. По предложению Ю.Лужкова достигнуты договоренности о взаимодействии Новосибирской области с банками Москвы.

Встречался В.Муха с премьером С.Кириенко. Премьер-министр предложил ему высказать свои предложения по разработке бюджета 1999 года и взаимодействию федерального бюджета с бюджетами регионов. С.Кириенко попросил также В.Муху проинформировать его о социально-политической обстановке в Сибири. Для этого В.Муха встречался с сибирскими губернаторами и обсуждал с ними информацию, которую он затем и представил премьер-министру России. C премьером В.Муха обсуждал ряд актуальных для области экономических вопросов. Один из них — оказание финансовой помощи по ликвидации кассового разрыва в 170 млн. рублей в областном балансе. Кириенко обещал, что области будет оказана помощь в рамках 50-процентного федерального финансирования по выплатам, отпускных учителям. Второй вопрос касался завода им.Чкалова, которому государство не выплатило 130 млн. долларов за ранее проданные Ирану военные самолеты. Найдена схема решения проблемы: Кириенко поручил Минэкономики рассмотреть вопрос о выделении заводу щадящей ссуды на производство гражданских самолетов. В.Муха, в интервью журналистам, сказал, что не намерен занимать пост заместителя председателя Совета Федерации, который до этого был за красноярским губернатором В.Зубовым [[1]].

26 мая В.Муха в числе 8 губернаторов, являющихся руководителями межрегиональных объединений, встречался с президентом РФ Б.Ельциным. В своем выступлении новосибирский губернатор сформулировал ряд предложений, которые касаются основных направлений социальной и экономической политики страны. По мнению В.Мухи, в ближайшее время необходимо изменить подход к управлению государственной собственностью. Так как многие предприятия, которые находятся в федеральной собственности, управляются плохо, В.Муха предложил передать часть таких предприятий с собственность субъектов федерации для более эффективного управления и пополнения местных бюджетов. Глава новосибирской области поставил перед президентом вопрос о межбюджетных отношениях регионов с центральной властью. Он предложил отойти от практики финансовой поддержки регионов путем трансфертов, а установить субъектам федерации определенную долю от налогов, собираемых на территории. Таким образом удастся уйти от повальной дотации субъектов Федерации. Поставлен вопрос о необходимости усиления роли региональных властей в кадровой политике, при назначении руководителей федеральных служб. По мнению В.Мухи невозможно кардинально изменить ситуацию в стране, не изменив положение в социальной сфере. Основной упор в социальной политике должен быть направлен на увеличение количества работающего населения. Методы подъема занятости населения — строительства дорог и жилья. Эти механизмы не только позволят решить чисто социальные проблемы, но и поднимут экономику. Изменение социальной политики требует жестких политических решений, но иначе нельзя уйти от «государства социального иждивенчества», на положение которого постепенно скатывается Россия. Глава новосибирской администрации в острой форме поставил вопрос об идеологии экономических реформ. «Ради чего мы пошли на такие экономические и социальные жертвы, почему до сих пор нет концепции реформ?» — спрашивал он в своем выступлении. По всем поднятым В.Мухой проблемам Б.Ельцин дал конкретные поручения правительству по их реализации [[2]].

Подписано постановление главы областной администрации (№262 от 22.04.98) об организации в Новосибирской области общественных работ в 1998 году. Они проводятся в целях обеспечения временной занятости населения. Решения об их организации принимают территориальные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления по предложению и при участии служб занятости. Наиболее распространены следующие виды общественных работ: озеленение территорий, сохранение и развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма; благоустройство территорий, рекультивация земель — экологическое оздоровление регионов; подсобные работы в строительстве жилья и объектов социально-культурного назначения; отдельные виды неквалифицированных сельскохозяйственных работ, работы на предприятиях перерабатывающего комплекса и другие доступные виды трудовой деятельности. Принять участие в общественных работах может любой желающий, но предпочтение отдается безработным гражданам, не получающим пособия оп безработице, и гражданам, стоящим на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев. Причем отказ гражданина от участия в общественных работах не является основанием для признания, что ему предложена «подходящая» работа. Финансирование работ производится за счет средств предприятий, для которых выполняются эти работы, а также за счет средств соответствующего местного бюджета и фонда занятости населения. По итогам за 1997 год, в общественных работах приняли участие 14 тыс. человек [[3]].

Состоялась встреча профсоюзного актива города и области с губернатором Виталием Мухой. Председатель областного совета профсоюзов В.Бабаков отметил, что кризис в промышленности и сельском хозяйстве продолжает углубляться. «Утеряна вся наша гордость — оборонные предприятия — сказал он — а сельскому хозяйству продолжает наноситься урон, в том числе, например, ввозом импорта». Губернатор сказал, что он рассматривает профсоюзы в качестве партнеров, у них общая задача — защита прав трудящихся. Сокращено на двадцать дней отставание с выплатой заработной платы в бюджетной сфере, на 100 млрд. сократилась внутренняя задолженность. Основное нарушение коллективного договора, отметил В.Муха,- это невыплата заработной платы. Сорок три процента предприятий области убыточны. Администрация области не будет поддерживать бюджетом разваливающиеся предприятия — он существует для социальных гарантий трудящихся. По поводу некоторых предприятий-должников В.Муха заявил: «Если государство не может управлять федеральной собственностью, пусть отдает ее нам. Например, взяли аэропорт Толмачево и он увеличил обороты. Жители области тянут на себе экономические проблемы государства, отметил глава администрации. Однако в то же время вырастает общество потребителей — только за прошлый год выплаты по безработице составили триллион (30 процентов бюджета). Человек привыкает не работать, а получать пособие [[4]].

1.1.2.      Сибирский военный округ

В последних числах мая в войсках СибВО побывал начальник Генерального штаба ВС РФ — первый заместитель министра обороны РФ генерал армии Анатолий Квашнин. Он проверял ход выполнения плана реформирования войск округа и его подготовки к летнему периоду обучения. Генерал побывал в ряде подразделений, встретился с руководством области. Перед отлетом из Новосибирска он сказал, что удовлетворен ходом военной реформы в СибВО [[5]].

1.1.3.      Мэрия г. Новосибирска

В мэрии прошла встреча вице-мэра Валерия Бродского с лидерами студенческих организаций вузов города. Вице-мэр выразил желание всесторонне помогать студенческим организациям, отметив, что студенты — важный кадровый резерв не только муниципальной службы, но и города в целом. В деловой обстановке обсуждался «Комплексный план мероприятий по работе со студенческой молодежью» г. Новосибирска до 2000 года». В него внесен пункт о создании органов студенческого самоуправления, а лидеры студенчества выразили желание учиться у городских руководителей сложной науке управления [[6]].

1.2.       Представительная власть

Комитет по бюджетной, налоговой и финансово-кредитной политике, председателем которого является В.Косоуров, на двух последних заседаниях обсуждал проект Закона «О внесения изменения в Закон «Об областном бюджете Новосибирской области на 1998 год». Такая необходимость возникла в связи с увеличением суммы трансферта из федерального фонда финансовой поддержки регионов. Первоначальная цифра федеральной поддержки, внесенная в Закон о бюджете, 82 млн. рублей. Но руководству области удалось получить дополнительно еще 364,497 тыс. рублей. Комитет по бюджету рассмотрел предложения администрации в качестве законодательной инициативы. Она предлагает 200 млн. рублей направить на погашение дефицита бюджета, чтобы уменьшить заимствования у коммерческих банков, 9,6 млн. рублей — на поддержку государственной противопожарной службы. Почти 50 млн. рублей администрация считает необходимым направить на хозяйственное содержание 35 учреждений социальной защиты населения и на оснащение 6 новых учреждений. Более 17 млн. рублей предполагается пустить на возмещение разницы в ценах на газ. Но придется также гасить последствия решения федеральных властей.

В связи с отменой транспортного налога указом президента от 18 ноября 1997 года почти 92 млн. рублей следует направить на компенсацию выпадающих доходов. Не все предложения администрации встретили поддержку. Есть и разногласия, вызванные тем, что, по сути дела, дезавуируются некоторые решения 37-й сессии Совета первого созыва, предусматривающей дополнительное финансирования, в частности, на науку — на фундаментальные разработки и поддержку НТП, восстановление до фактической надобности финансирования сельского хозяйства и рыболовства, на охрану природной среды и др. [[7]].

15 мая прошла четвертая сессия областного Совета депутатов. К предолженному комитетами проекту повестки дня депутаты добавили еще несколько, и в конечном счете получилось, что им в течение дня предстояло рассмотреть 31 вопрос. В числе их три законопроекта во втором чтении: «Об избирательной комиссии Новосибирской области», о внесении изменений и дополнений в областной закон «О муниципальной службе в Новосибирской области», «О внебюджетном фонде развития промышленности Новосибирской области». В первом чтении были представлены на обсуждение проекты закона, связанные с исполнением бюджета внебюджетного территориального дорожного фонда за 1997 год, о внесении изменений в закон области «Об областном бюджете Новосибирской области на 1998 год». Депутаты решили рассмотреть вопросы об аттестации госслужащих области, о мерах экономической поддержки дорожных строительных организаций, о регламенте областного Совета депутатов, о приоритетных направлениях научной деятельности, о ходе весенне-полевых работ. В повестку дня поставлена информация администрации области «О состоянии реформы жилищно-коммунального хозяйства области».

2.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1.       Рейтинг политиков

В одной из новосибирских газет опубликованы итоги очередного опроса «Рейтинги влиятельности публичных политиков» среди журналистов местных средств массовой информации. Понимая, что всякие такие рейтинги весьма относительны, тем не менее приведем его в данном мониторинге. От себя лишь добавим, что, во-первых, журналистов местных СМИ лишь в некоторой степени можно рассматривать в качестве группы экспертов при анализе влиятельности местных политиков. Во-вторых, подобные публикации, даже если в них что-то передергивается, можно рассматривать свидетельством того — какое общественное мнение стремятся сформировать те, кто стоит за средствами массовой информации.

 

1. В.Муха                     — глава администрации Новосибирской области                                 —    27,84

2. В.Киселев                — зам. главы Новосибирской области                                                      —    25,40

3. В.Толоконский       — мэр Новосибирска, председатель городского Совета                      —    23,20

4. Н.Харитонов           — депутат Госдумы. руководитель деп. группы аграриев                   —    20,42

5. И.Шмидт                  — полномочный представитель Президента РФ                                    —    19,42

6. В.Леонов                 — председатель областного Совета депутатов                                        —    19,14

7. Ю.Нестеров            — заместитель главы администрации области                                        —    15,26

8. А.Степанов             — депутат обл.Совета, ген. директор АО «Мясокомбинат»                —    14,08

9. В.Карпов                  — зам.председателя Обл.Совета                                                                 —    13.08

10. В.Кузнецов              — депутат обл.Совета, руководитель НО КПРФ                                     —    12,96

11. В.Афанасьев           — депутат обл.Совета, ген.директор НЗХК                                              —    12,64

12. В.Косоуров             — депутат обл.Совета, член совета директоров НЗХК                          —    11,42

13. И.Стариков              — заместитель министра экономики                                                        —    11,00

14. Е.Логинов                — депутат Госдумы, руководитель НО ЛДПР                                        —      9,40

15. А.Филичев              — депутат гор.Совета, глава Калининского района                               —      9,38

16. Н.Мочалин              — депутат обл.Совета, ген.директор ЗЖБИ-4                                          —      8,84

17. И.Аничкин              — депутат Госдумы                                                                                       —      8,72

18. В.Медведко             — депутат обл.Совета, реководитель НО «ЯБЛОКО»                           —      8,64

19. А.Янковский          — депутат Госдумы                                                                                       —      6,72

20. О.Гонжаров            — депутат Госдумы, НДР                                                                             —      6,70

21. С.Кибирев               — депутат обл.Совета, директор НПО «Пик Систем»                           —      5,92

22. И.Индинок               — вице-президент НД «Ланта-Банка»                                                       —      5,84

23. Ю.Бернадский        — руководитель НО МАРП                                                                         —      5,46

24. А.Мозжерин           — депутат обл.Совета, ген.директор АО «Толмачево»                        —      4,48

25. А.Пушкин               — зам.председателя городского Совета                                                    —      4,35

 

По сравнению с предыдущим рейтингом несколько выше в списке оказались депутат Госдумы Н.Харитонов и секретарь обкома КПРФ, депутат областного Совета В.Кузнецов. Не вошли в число «24» А.Мананников, Л.Швец, А.Иваненко, А.Люлько, Г.Бессонов. Политиком месяца со знаком «минус» назван депутат Госдумы РФ Е.Логинов [[8]].

2.2.       «ЯБЛОКО»

На страницах одной из местных газет опубликовано интервью с депутатом Государственной Думы РФ, членом фракции «ЯБЛОКО» Игорем Мальковым. Он изложил суть споров на последнем съезде «Яблока» по поводу того — что лучше: быть «яблоку» партией или оставаться движением. Далее шел разговор о разнице между «ЯБЛОКОм» и «Демократическим выбором России», а также новом премьере Кириенко [[9]].

2.3.       Коммунисты

В связи с созываемым в конце мая 5-м внеочередным съездом КПРФ пленум Новосибирского обкома рассмотрел вопрос о выдвижении своих делегатов. После непродолжительных дебатов были выдвинуты и избраны первый секретарь обкома, член ЦК КПРФ В.Е.Кузнецов и второй секретарь обкома, член контрольно-ревизионной комиссии КПРФ А.Е.Локоть. Участники пленума приняли решение в поддержку требований шахтеров Анжеро-Судженска. «Призываем трудящихся Новосибирской области, — говорится в нем,- проявить солидарность и поддержать наших соседей в справедливой и трудной борьбе» [[10]].

2.4.       Последствия забастовки шахтеров

В соседней с Новосибирском Кемеровской области забастовавшие шахтеры вышли на рельсы. Это привело к немалым убыткам для многих сибирских областей. По данным из управления Западно-Сибирской железной дороги, уже за два дня после начала акции было задержано 97 поездов на 2358 часов. Из них 33 пассажирских, 62 грузовых, 2 пригородных. Потери ощутимые: 2 млн.462 тыс. рублей. Еще 2 млн.721 тыс. рублей понадобились для пуска дополнительных поездов. Всего же потери вылились в сумму 8 млн.317 тыс. рублей. Руководители железнодорожников высказывали намерение подавать на шахтеров в суд [[11]].

2.5.       Социологический анализ

Уже несколько лет подряд социологическая лаборатория Сибирской академии государственной службы проводит на территории области опросы, позволяющие отслеживать динамику изменения доверия людей к основным социальным институтам. На этот раз специалисты СибАГСа обнародовали результаты очередного опроса на эту тему, проведенного по итогам 1997 года. В первой тройке социальных институтов, которые вызывают сегодня у всего населения наибольшее доверие армия, церковь, СМИ (в порядке убывания — С.С.). Примечательно, что на селе, испытывающем по сравнению с городом определенный «информационный голод», уровень доверия к СМИ несколько выше — в «первой тройке» они занимают второе место, опередив церковь. Наибольшее недоверие у новосибирцев вызывают органы власти всех уровней — «уровень доверия» к главам районных администраций, областному Совету, Госдуме, правительству и президенту примерно одинаков и колеблется в диапазоне от 10 до 13%. Интересно, что горожане районным руководителям доверяют еще меньше, чем президенту страны (10,1% и 12% соответственно), а вот на селе ситуация совершенно иная — районные главы по уровню доверия к власти занимают первое место (Президенту РФ доверяют 8,4%, районным главам — 23,6%). С одной стороны, журналистам можно успокоиться — несмотря на все упреки и обвинения в их адрес, все-таки каждый третий житель области с доверием относится к результатам их работы. Но социологи считают, что представителям «четвертой власти» не стоит обольщаться — динамика последних лет констатирует обвальное падение доверия и к «четвертой», и к трем официальным ветвям власти.[[12]].

3.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

3.1.       Налоги

За январь-март объем производства в промышленности Новосибирской области снизился на 2,5% против соответствующего периода прошлого года. Объем работ, выполненных по договорам строительного подряда организациями всех форм собственности, уменьшился на 23%. Сократились грузоперевозки всеми видами транспорта. Тем не менее налоговые органы мобилизовали в бюджет за 1-й квартал года 1 млрд. 216,4 млн. рублей, что составило 80,6% контрольного задания. 350 с лишним млн. рублей из них поступили в федеральный бюджет, более 866,4 млн. рублей — в территориальный. На 8,5 млн. рублей за март сокращена недоимка бюджету. Ситуация показывает, что налогоплательщики не стали послушнее. Из нескольких тысяч документально проверенных юридических лиц почти половина по разным причинам не перечисляла налоги и другие платежи полностью. Всем же нарушителям по актам проверок доначислено, вместе с финансовыми санкциями, пеней 1 млрд. 362 млн. рублей. К административной ответственности привлечено 2456 должностных лиц, прямо виновных в нарушении налогового законодательства. Им предъявлено штрафов на общую сумму в 740 тыс. рублей. Налоговые инспекции были вынуждены 1848 раз приостанавливать операции по расчетам в финансово-кредитных учреждениях. На 1288 юридических лиц материалы направлены в правоохранительные органы и суды.

Самая крупная сума поступлений в бюджет от налога на добавленную стоимость (НДС). Она составила 421,6 млн. рублей, или 73,4% от контрольного задания. Это значит, что только по этому бюджетообразующему налогу против прогноза потеряно более 152,5 млн. рублей. Свыше 41 тысячи предприятий и организаций платят НДС. Документально проверили из них только 1860 и у 940 выявили нарушения налогового законодательства. Нарушителям законодательства по уплате НДС вместе со штрафом, пеней доначислено 518,6 млн. рублей. Только штрафные санкции превысили 461 млн. рублей. Наиболее злостными нарушителями оказались следующие предприятия. На «Новосибирском птицекомбинате» в облагаемый оборот не включали выбывшие основные средства по остаточной стоимости, оказывали услуги по цене, ниже фактической себестоимости, что привело к занижению НДС на 1 млрд.105,8 млн. рублей. Таким образом предприятие уменьшило сумму налога на 12,6 млрд. рублей. На предприятие доначислили свыше 30,8 млн. деноминированных рублей. Новосибирский оловокомбинат неправомерно применял льготу по экспорту по условиям контрактов, заключенных предприятием с иностранными фирмами., ибо продукция отгружалась третьим лицам в страны СНГ: Белоруссию, Украину. Это и явилось причиной занижения косвенных налогов. В ходе проверки доначислено более 1,5 млн. новых рублей. Далее «отличились» ОАО «Сибэлектротерм» и ООО «Силиком». Более всего укрывается налог на прибыль.

Подоходный налог с физических лиц стал вторым, после НДС, по значимости формирования бюджета. Его поступления в бюджет превысили 210 млн. рублей. Но контрольное задание выполнено только на 86,6%. На 1 апреля свыше 70 тысяч граждан области подали декларации о своих доходах. Проверив 12% из них, инспектора доначислили по ним 411 млн. рублей налога.[[13]].

3.2.       Иностранные инвесторы и партнеры

В Администрации Новосибирской области состоялись встречи с делегацией европейских инвесторов, представлявших ряд крупных банков, в том числе Сити-банк, Западный торговый банк, а также известные страховые компании. Делегацию возглавлял главный экономист Сити-банка Никлас Сандстром. Цель их приезда — ознакомление с рынком ценных бумаг, оценка их привлекательности для частного капитала Европы. Побывав в Сибэкобанке, выполняющем функции генерального агента областного займа, и на СибМВБ, где происходят торги, западные банкиры отметили привлекательность ценных бумаг администрации области. При этом они все же заявили, что окончательное решение их учреждения примут после всестороннего анализа увиденного и услышанного.

На пресс-конференции по итогам визита первый вице-губернатор области Василий Киселев сказал, что потенциальные партнеры получили полную информацию о фондовом рынке, а у администрации появилась возможность расширить круг операторов (покупателей, посредников) на этом рынке за счет привлечения новых инвесторов. Руководитель делегации господин Сандстром отметил, что инвесторов интересует не столько в целом российский фондовый рынок, сколько конкретные территории. Западные финансисты уже изучали возможности московского, санкт-петербургского, екатеринбургского фондовых рынков, и уже можно сказать с определенностью, что их интересуют не корпоративные ценные бумаги, а долговые обязательства субъектов Федерации. В.Киселев сообщил журналистам, что гостям понравилась структура инвесторов на рынке КОДО (краткосрочных областных долговых обязательств), где львиную долю привлеченных средств обеспечивают физические лица — 70%. В Англии, например, физические лица так не доверяют ценным бумагам. Несмотря на очевидное обоюдное удовольствие от знакомства, речи о конкретных договорных обязательствах не было. По мнению В.Киселева «продукт должен созреть».

Инвесторов из-за рубежа могут привлечь высокие процентные ставки по долговым обязательствам РФ и ее территорий. Такие проценты по ценным бумагам своих отечественных эмитентов и не снились осторожным «физическим лицам», проживающим в Европе. Россия же с ее нестабильностью может привлекать заемные средства только при условии их высокой цены. Поэтому для наших физических лиц порой привлекательнее использовать свои средства на фондовом рынке, нежели в традиционном банковском секторе. Обращается внимание на то, что вместе с законодательным закреплением допуска на фондовые рынки субъектов Федерации нерезидентов, то есть не граждан и не юридических лиц РФ, параллельно муссируется законопроект о банкротстве территорий. В бюджете Новосибирской области займы пока составляет всего 5%. В сравнении с федеральным бюджетом областной выглядит куда как более состоятельным. К тому же тут удается не только привлекать портфельных инвесторов, но и реальные иностранные вложения в конкретные проекты [[14].

В Новосибирске Открылся филиал фирмы «Филипс»-Россия». Это первый шаг в реализации программы «Фокус на Россию». В настоящее время фирма ведет переоснащение медицинских учреждений в Новосибирской области. Представители фирмы собираются встретиться с представителями деловых кругов, проанализировать возможности сибирского рынка. 14 мая представители «Филипса» встретились с губернатором, который отметил значительный вклад компании в переоснащение медицинских учреждений Новосибирской области, назвал заметным присутствие продукции «Филипса» на местном товарном рынке, высказал предположение, что с открытием филиала получат дополнительный импульс и другие проекты. В частности, по совместному производству изделий на местных предприятиях, что послужит пополнению областного бюджета налогами от производства и продаж продукции «Филипса», поскольку проект сотрудничества не предусматривает никаких налоговых льгот. Директор «Филипса» по Центральной и Восточной Европе господин Д.Эльфан в ответном слове сказал, что рассчитывает на взаимопонимание органов местного самоуправления и на то, что развитие совместных проектов поможет создать в Сибири новые рабочие места [[15]].

В Новосибирской области побывала делегация французской компании «Буиг» для переговоров о создании открытого акционерного общества «Новосибирская ТЭЦ-6». Руководитель французской делегации г-н Ж.Гордон поблагодарил В.Муху за проведение успешных переговоров с руководством РАО «Газпром». Первоначальный тип топлива для ТЭЦ — бурый уголь, будет заменен на более дешевый и удобный природный газ. В.Муха поручил заместителю главы администрации Ю.Алаферовскому провести переговоры с главой «Газпрома» Р.Вяхеревым. Представители «Буиг» и администрации области обсудили учредительные документы ТЭЦ-6, состав совета директоров и кандидатуру президента совета директоров. На пост президента ТЭЦ-6 В.Муха предложил новосибирца — первого заместителя главы администрации Ю.Нестерова [[16]].

3.3.       Новосибирский электродный завод

По мнению местных обозревателей, началась война за самый современный электродный завод России — НовЭЗ. С февраля по апрель продолжался переговорный процесс между TWG, не желавшей терять своего контроля над заводом, и Новосибирской обладминистрацией, настаивавшей на введении в состав совета директоров НовЭЗа представителей СУАЛа(«Сибирско-Уральская алюминиевая компания») и смене генерального директора. В начале марта между конфликтующими сторонами было заключено своеобразное перемирие. TWG, СУАЛ и обладминистрация должны были получить в совете директоров равное представительство. 5 марта на счета Новосибирской областной администрации поступили кредитные 60 млн. рублей, выданные TWG на 9 месяцев под 12 процентов годовых. Но затем все договоренности рухнули. В канун майских праздников вице-губернатор Василий Киселев объявил о смене власти в Новосибирском электродном заводе. Состоялось собрание акционеров. Трудовой коллектив владеет суммарно лишь одним процентом акций. 36,6% принадлежит государству в лице Мингосимущества РФ и 15,5% — областной администрации. К моменту собрания долги предприятия в федеральный бюджет за последний год выросли на 14 млрд. руб.(старых), в местный — на 10 млрд. руб. В течение этого года заводом руководил Юрий Коровин — представитель владельца 12% акций — британской компании «Транс Уорлд Групп» (TWG). Теперь он и другие представители этой компании выведены из совета директоров по настоянию областной администрации. В совет директоров пришли новые люди — представители нескольких алюминиевых заводов, которые являются потребителями продукции НовЭЗа, в том числе из Сибирско-Уральской алюминиевой компании. Ее руководитель и бывший генеральный директор АО «Кремний» (входящего в СУАЛ) Александр Волынский избран новым председателем совета директоров, генеральным директором стал бывший главный инженер Иркутского алюминиевого завода Сергей Кохановский. Они принимают завод, который стоит на грани банкротства. Говорить о близости к этой грани можно будет лишь по окончании аудиторской проверки, которую осуществляет компания «Юником». Вновь избранным руководителям придется преодолевать не только экономические трудности, но и психологический дискомфорт, связанный с разногласиями со старой командой во взглядах на законность свершившейся смены совета директоров.

Скандал, судя по всему, затихнет еще не скоро, хотя В.Киселев заявил о готовности администрации области продолжать сотрудничество с TWG, предоставив возможность последней участвовать в управлении предприятием, но без претензий на монополию в принятии решений. Руководство TWG квалифицирует отстранение от руководства прежней команды как незаконное и намерено подавать в суд, так как есть нарушения в подготовке и проведении собрания акционеров.

В настоящее время в руках областной администрации сосредоточились ее собственный пакет с 15,5% акций, доверенности на управление пакетами РФФИ (25% плюс одна акция) и Мингосимущества РФ (10%). Более того, свои действия она согласовала с верхними этажами власти. Взяв курс на противоборство с TWG, областная администрация приготовила на прежнее руководство изрядную долю компромата. Среди него, как водится, есть и некоторые резонные аргументы о нарушении законодательства и явные натяжки. К числу первых можно отнести то, что TWG на НовЭЗе широко применяла схему выплаты зарплаты векселями Залог-банка, которая позволяла не отчислять в бюджет подоходный налог. К натяжкам, скорее всего, можно отнести то, что генеральный директор завода Ю.Коровин совершил подлог при получении российских паспортов.

В ходе своего выступления Василий Киселев озвучил некое явление, ставшее сенсацией. По его словам, основным соперником TWG за право управлять заводом была вовсе не просто СУАЛ, а некая более серьезная структура. СУАЛ лишь представлял интересы российского алюминиевого консорциума, который контролирует 70 процентов российского рынка алюминия. В консорциум входят все ведущие алюминиевые заводы России — Красноярский, Саянский, Братский, а также небольшие — Волгоградский, Новокузнецкий, Богословский, Волховский. Кроме слов В.Киселева, других свидетельств о существовании этого консорциума нет. Не исключено, что это миф, рожденный в коридорах Новосибирской обладминистрации [[17]].

3.4.       Новосибирский завод химических концентратов

По словам генерального директора предприятия ОАО «НЗХК» Виктора Афанасьева, за прошедший пятилетний период суммарные объемы производства товарной продукции возросли на 30-32% по отношению к 1992 году — последнему году прежней экономической системы. Силами предприятия усовершенствованы серийные топливные кассеты для атомных электростанций ВВЭР-1000, освоено промышленное производство кассет ВВЭР-440, улучшены характеристики исследовательских сборок. Освоено производство обогащенного металлического урана и порошков окисного топлива, катализаторов, химических источников тока и ряда новых товарных продуктов на основе лития. Основную долю товарной продукции — 73,3% в денежном выражении составляли тепловыделяющие сборки для АЭС. Доля товаров народного потребления и услуг составляла 6%. В результате заниженных цен на продукцию, выпускаемую по госзаказу, ряд цехов на протяжении ряда последних лет является убыточным. Единственным рентабельным производством является производство топлива для АЭС. В соответствии с программой конверсии промышленных реакторов, изготовлена опытная промышленная партия твэлов на основе рециклированного металлического урана в объеме 219 тонн, которая направлена для испытаний на Сибирский химический комбинат в Томск. Выполнено государственное задание по изготовлению и поставке тепловыделяющих сборок ВВЭР-1000 для атомных электростанций Украины в счет погашения стоимости оружейного урана по трехстороннему соглашению России, Украины и США. Организовано производство и освоена сборка тепловыделяющих кассет реактора ВВЭР-440. Изготовлена и отгружена первая партия таких кассет в количестве 120 штук для реакторов Нововоронежской АЭС. По ресурсу работы, глубине выгорания, гарантиям безопасности и другим характеристикам новая кассета отвечает требованиям современного мирового уровня.

Итоговые данные по финансовому состоянию акционерного общества за 1997 год на 01.01.98 характеризуются следующими данными: Общая сумма счета за отгруженную продукцию составила 2 трлн.668 млрд. рублей. Из этой суммы оплачено 1 трлн.876 млрд., или 70,3%. Денежными средствами получено 446 млрд. рублей (16,7% от предъявленных счетов и 23,8% от размера оплаты). Суммарная задолженность потребителей достигла 792 млрд. рублей, или 29% от стоимости полученной ими продукции. Из трех АЭС России только Балаковская произвела полный расчет за поставки. Полученных средств, оп словам генерального директора, не хватало на зарплату и погашение налогов. Поэтому были привлечены кредитные ресурсы на общую сумму 229,8 млрд. рублей. У предприятия есть проблемы с платежами в федеральный бюджет. Из-за остановки с ноября 1997 года зачетов в федеральный бюджет оплата погашена только на 46%, а задолженность составляет 120,8 млрд. и Министерство финансов РФ я ноября прошлого года не может изыскать денежные ресурсы для проведения взаимозачетов с предприятием по трехстороннему соглашению через Конверсбанк и Инкомбанк. Несмотря на непростые финансовые условия, средняя заработная плата на НЗХК увеличилась и составила в декабре 1997 года 1808 тыс. рублей, а в среднем за год — 1716 тыс. рублей.

Предприятие ведет активную внешнеэкономическую деятельность. В 1997г. заключен новый контракт с Болгарией на поставку топлива для АЭС Козлодуй в последующий пятилетний период. Таким образом, объемы поставок ядерного топлива в Болгарию в текущем году будут почти в два раза превосходить прошлогодний. В 1997г., совместно с АО «ТВЭЛ» подготовлен контракт на поставку ядерного топлива и передачу технологии его изготовления для Лянь-Юнганской АЭС, строящейся в Китае. За 1 млн. долларов продана партия диоксида урана Аргентине. Одновременно с поставкой этой продукции проводилась работа по установлению прямых контактов с Комиссией по атомной энергии Аргентины для расширения возможных сфер взаимодействия. аналогичная работа по развитию совместного сотрудничества и торговли ведется и с рядом других стран. Возобновлены исследовательские, проектно-конструкторские и организационные работы по новому варианту производства керамических порошков и топливных таблеток для энергетических твэлов. Выполнение этих работ позволит предприятию обрести независимость от поставок из Казахстана, ибо с Усть-Каменогорском периодически возникают сложности. В 1997г. французы закончили строительство временного хранилища возвратных литиевых материалов. Поставки материалов на хранение начинаются со второго квартала 1998 года.

На капитальное строительство затрачено 137,5 млрд. рублей, из которых 86,2 млрд. освоено в сфере промышленного строительства и 51,3 в жилищном и культурно-бытовом секторе. В том числе построено 127 квартир для работников предприятия. Отмечено отсутствие превышения санитарных норм в Калининском районе в результате деятельности предприятия. Были внесены некоторые изменения в устав АО. Теперь сместить директора АО можно только при голосовании против двух третей акционеров (раньше было достаточно простого большинства). Так как 51% акций НЗХК находится у государственного АО «ТВЭЛ», то практически все кадровые решения могли диктоваться из Москвы. Новая редакция устава дает предприятию несколько большую самостоятельность. Любопытно, что представитель «ТВЭЛА» убеждал работников НЗХК согласиться на такое изменение устава [[18]].

А в конце мая на НЗХК произошло ЧП — взрыв и пожар в одном помещении химико-аналитической лаборатории. Пострадали трое рабочих. Естественно, что это вызвало повышенное внимание новосибирцев, так как производство связано с радиоактивными веществами. Взрыв произошел из-за соединения водорода с воздухом. По заявлению директора завода В.Афанасьева, радиоактивного и химического заражения от данного взрыва не было и быть не могло, так как в вышеупомянутой лаборатории с радиоактивными веществами не работали [[19]].

4.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

4.1.       Выплата социальных пособий

Накануне майских праздников отставание по выплатам пенсий составляло 16 дней. Области выдали дотацию 25 млн. руб. Это всего одна шестая той суммы, которую область просила у центра. В области рекордное среди соседних регионов количество пенсионеров — 690 тыс. человек [[20]].

По информации управления социальной защиты администрации Новосибирской области от 6 мая, детские пособия полностью выплачены за январь и февраль этого года. С 1 января 1998г. все текущие выплаты по детским пособиям осуществляются из областного бюджета. На выплату пособий за январь и февраль было выделено более 76 млн. рублей. Сейчас финансируются детские пособия за март. Задержка по выплате пособий связана с тем, что в первом квартале 1998 года около 170 млн. рублей было направлено на погашение ссуды, взятой в прошлом году для своевременной выплаты зарплаты бюджетникам. Задолженность за 1998 год (март, апрель и май) составляет около 118 млн. рублей. Всего же по области с начала года детские пособия из областного бюджета профинансирована на 40,2%. По сельским районам детские пособия профинансированы на 40,1%, оп городам областного подчинения — на 37,7%, оп городу Новосибирску — на 41,3%. Задолженность по выплате детских пособий за 1996 год по Новосибирску превышает 28 млн. рублей. Долг за 1997 год по области равен 56 млн. рублей, из них по Новосибирску — 22 млн. рублей [[21]].

4.2.       Социальные программы

Утверждена территориальная программа государственных гарантий по обеспечению жителей Новосибирской области бесплатной медицинской помощью на 1998 год (постановление главы администрации области №303 от 12.05.98). Программа определяет виды и объемы медицинской помощи, которую граждане могут гарантировано получать бесплатно, а также устанавливает источники ее финансирования. Так, гарантируется скорая и амбулаторно-поликлиническая помощь, а также стационарная помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических заболеваний, отравлениях и травмах. Из федерального бюджета финансируются следующие виды медицинской помощи: уникальные дорогостоящие операции, перечень которых утвержден Минздравом РФ. При вхождении клинических подразделений федеральных учреждений здравоохранения в территориальную систему ОМС часть расходов на лечение работающего населения оплачивается из средств областного фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Лечебно-профилактические учреждения области, входящие в систему ОМС, реализуют разработанную органами здравоохранения администрации Новосибирской области базовую программу. В соответствии с ней жителям области гарантирована медицинская помощь по 30 врачебным специальностям [[22]].



Источники

[1]. Московские встречи // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 22 мая. — №93. — С. 1; В интересах области // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 26 мая. — №95. — С. 1.

[2]. Б.Ельцин слушал В.Муху полчаса // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 29 мая. — №98. — С. 1; Фролов Д. Виталий Муха просит дать ему то, что еще не развалено // Новая Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 29 мая. — №19. — С. 1.

[3]. В областной администрации // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 6 мая. — N82. — С. 1.

[4]. Встреча с главой администрации // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 7 мая. — N83. — С. 1.

[5]. «Военная реформа в СибВО идет хорошо // Советская Сибирь.Новосибирск, 1998. — 29 мая. — №98. — С. 1.

[6]. Студенты и мэрия: проблемы будем решать вместе // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 7 мая. — N83. — С. 1.

[7]. Семенова Л. Все дороги ведут к...бюджету // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 15 мая. — №88. — С. 1.

[8]. Пушкин — замыкающий, Логинов — «минусовый» // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 13 мая. — №86. — С. 2.

[9]. Жаринов А. Партбилет с... ЯБЛОКОм // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 23 мая. — №94. — С. 5.

[10]. Поддержали требования шахтеров // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 21 мая. — №92. — С. 1.

[11]. Люди на рельсах // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998.20 мая. — №91. — С. 1.

[12]. Новосибирцы чтут церковь и молятся на СМИ // Новая Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 29 мая. — №19. — С. 3.

[13]. Ухов Н. Слабеют денежные потоки в бюджет // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 19 мая. — №90. — С. 2.

[14]. Мальцева В. Ценные бумаги области интересуют западных инвесторов // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 13 мая. — №86. — С. 2. Западные специалисты изучили областной рынок ценных бумаг // Новосибирские новости. — Новосибирск, 1998. — 14 мая. — №14. — С. 3.

[15]. Мальцева В. «Филипс» наводит «фокус» на Россию» // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 14 мая. — №87. — С. 1; Глава администрации встретился с представителями компании «Филипс» // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 15 мая. — №88. — С. 1.

[16]. Французы хотят участвовать в строительстве ТЭЦ-6 // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 29 мая. — №98. — С. 1.

[17]. Мальцева В. Решили власть употребить // Советская Сибирь.Новосибирск, 1998. — 6 мая. — N82. — С. 1; Фролов Д. Долгие проводы, короткий поводок // Новая Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 8 мая. — №16. — С. 1; Полеванов В., Полеванов В. Василий Киселев: Монопольного положения британской группы мы не допустим // Новая Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 8 мая. — №16. — С. 4; НовЭЗ: дебит с кредитом // Новая Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 8 мая. — №16. — С. 4.

[18]. Отчет НЗХК как зеркало новосибирской экономики // Новая Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 8 мая. — №16. — С. 4.

[19]. Готлиб М. Взрыв на «Химконцентратах». Трое пострадали, угрозы городу нет. // Новая Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 29 мая. — №19. — С. 1.

[20]. Прогноз на май — придется маяться // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 7 мая. — N83. — С. 1.

[21]. О выплаты детских пособий // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 14 мая. — №87. — С. 1.

[22]. Медпомощь гарантируется по средствам // Советская Сибирь.Новосибирск, 1998. — 21 мая. — №92. — С. 1.