Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

А.ЦЕПИЛОВ

ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ
в июне 1998 года

1.    ВЛАСТЬ

1.1.       СИТУАЦИЯ ВОКРУГ ОАО «СИБНЕФТЬ»

Обнародованное в конце мая 1998 г. решение «Сибирской нефтяной компании» перерегистрироваться в Любинском районе Омской области с тем, чтобы уйти из-под местных налогов, введенных властями г. Омска, стало детонатором крайне острого политического кризиса в регионе. Противоборство мэрии, лишившейся крупнейшего налогоплательщика, с «Сибнефтью» плавно переросло в открытое противостояние городского самоуправления и администрации Омской области (последняя активно выступает на стороне «Сибнефти»). С новой силой вспыхнула информационная война между «областными» и «городскими» СМИ. Помимо экономической подоплеки (речь идет о крупном перераспределении налоговых потоков между различными уровнями местной власти), ситуация вокруг «Сибирской нефтяной компании» имеет и чисто политический смысл: приближаются губернаторские выборы, а одним из основных претендентов на пост главы обладминистрации, помимо нынешнего губернатора Л.Полежаева, считается мэр г. Омска В.Рощупкин. Соответственно эксперты расценивают битву за «Сибнефть» как фактическое вступление обоих главных кандидатов на губернаторское кресло в предвыборную кампанию.

1.1.1.      СОБРАНИЯ АКЦИОНЕРОВ ДОЧЕРНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ «СИБНЕФТИ»

3 июня состоялось собрание акционеров Омского нефтеперерабатывающего завода, а на следующий день — «Омскнефтепродукта». Наблюдатели отметили, что на обоих собраниях отсутствовали руководители «Сибнефти» высшего ранга, и расценили это обстоятельство как признак окончательного лишения самостоятельности этих омских предприятий, вследствие чего мнение мелких акционеров уже никого не интересует.

Два вопроса повестки дня на собраниях вызвали наибольшие разногласия — изменения в Уставе и «О передаче полномочий исполнительного органа общества управляющей компании». Последний пункт означает следующее: если раньше руководителя данных предприятий выбирали акционеры, то теперь генеральные директоры АО превращаются в штатных работников «Сибнефти», которых единолично назначает и смещает президент компании. Тем самым «Сибнефть» получает возможность полностью распоряжаться финансовыми и товарными потоками на омских предприятиях, что приведет к еще большим потерям налогов для города. Внесение этих изменений было совершено юридически грамотно: «Сибнефть» ввела в своих дочерних структурах внешнее управление без соответствующих изменений в Уставе, для чего им потребовалось заручиться всего лишь 50%+1 голосом, которые у компании и так были.

Сложнее было организовать принятие нужного решения по другому вопросу, поскольку оно требовало внесения изменений в Устав: предложенные собравшимся поправки сводятся к тому, что «в случае приобретения акционером общества самостоятельно или со своим аффилированным лицом (лицами) 30 и более процентов размещенных обыкновенных акций освобождается от обязанностей, предусмотренных ст. 80 федерального Закона «Об акционерных обществах», то есть от обязанности купить ценные бумаги у каждого желающего их продать, причем по рыночной цене. При таком пункте Устава мелкие держатели акций теряют немалые деньги, поскольку после того, как крупный покупатель скупает нужное количество акций, цены на них резко падают. Комментируя предложенные поправки, эксперты напоминают, что «Сибнефть» и так имеет в дочерних омских предприятиях 38% акций, в связи с чем изменения в Уставе рассматриваются как тонкая интрига со стороны ЮКОС-Роспрома, который, возможно, готовится к скупке 30% ценных бумаг подразделений «Сибирской нефтяной компании». На нефтезаводе данная поправка получила 76,72% голосов, на «Омскнефтепродукте» — лишь 74,78%, то есть на первом предприятии она была принята, на втором — отклонена.

1.1.2.      ВНЕОЧЕРЕДНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ОМСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА

Для обсуждения ситуации, связанной с намерением «Сибнефти» сменить свой юридический адрес, 10 июня было созвано экстренное заседание Омского Горсовета. «Сибирскую нефтяную компанию» на нем представлял ее первый вице-президент К.Потапов. Бурная продолжительная дискуссия ощутимых результатов не дала — противоборствующие стороны остались при своих мнениях и ни на какие компромиссы не соглашались.

По результатам обсуждения депутаты Горсовета приняли обращение к своим коллегам в областном Законодательном собрании, в котором, в частности, было отмечено, что «в городе остается дочернее предприятие ОАО «Сибнефть» — АО «Омский нефтеперерабатывающий завод», являющийся крупнейшим дестабилизирующим фактором в экологической обстановке города. Кроме того, на территории города находится крупнейший жилищный массив — городок Нефтяников, в котором проживает большинство работников ОНПЗ и членов их семей. После образования ОАО «Сибнефть» Омский НПЗ был переведен на процессинговую схему работы, что привело к значительному снижению имеющихся в распоряжении ОНПЗ средств, которые он мог направить на проведение мероприятий, связанных с экологическим оздоровлением окружающей среды, и на содержание своего жилья и объектов соцкультбыта. Нехватка средств на вышеназванные цели в значительной мере компенсировалась путем перераспределения налоговых платежей, поступающих от ОАО «Сибнефть». В доходной части городского бюджета на текущий год налоговые платежи, уплачиваемые ОАО «Сибнефть», составляют примерно 400 миллионов рублей, что составляет около 19% от доходной части». В обращении подчеркивалось также, что в связи с уходом «Сибнефти» из-под местных налогов пострадает не только Омск, но и регион в целом, поскольку потери областного консолидированного бюджета составят порядка 300 миллионов рублей в год. Депутаты Горсовета призвали областных законодателей провести совместное заседание городского и областного органов представительной властью для обсуждения сложившейся ситуации.

Помимо этого, по распоряжению главы городского самоуправления была создана рабочая группа, призванная подготовить пакет документов, связанных с компенсацией предполагаемых потерь городского бюджета. Скорее всего, будут внесены изменения в Положение о местных налогах и сборах на территории Омска, а также пересмотрено решение Горсовета об утверждении перечня объектов ОАО «Омский нефтеперерабатывающий завод», передаваемых в муниципальную собственность. Очевидно, городские власти изменят тарифы на водо- и теплоснабжение, отменят ряд льгот и инициируют введение корректив в Закон Омской области «Об областном бюджете 1998 года»

1.1.3.      ВСТРЕЧА ОМСКИХ БИЗНЕСМЕНОВ С МЭРОМ

12 июня 1998 г. состоялась встреча крупных омских бизнесменов с мэром Омска В.Рощупкиным. Несмотря на праздничный день, встреча получилась весьма представительной. Региональный бизнес представляли президент Союза предпринимателей А.Грицык, председатель Омской Товарно-промышленной палаты Т.Хорошавина, президент Ассоциации предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности А.Цимбалист, президент Ассоциации товаропроизводителей Б.Сватков, председатель Союза строителей Н.Лицкевич и др. С В.Рощупкиным прибыл весь костяк его команды, включая вице-мэров А.Стерлягова, П.Гейдериха, Н.Яловенко и Ю.Федотова. Наблюдатели отметили, что городские руководители сами приехали в Бизнес-клуб, а не пригласили предпринимателей к себе.

Встреча носила статус рабочей и закрытой, официальных комментариев для СМИ со стороны мэрии не поступало. Однако группа бизнесменов сразу по окончании разговора провела импровизированный брифинг для журналистов. Предприниматели сразу оговорили, что встреча была проведена вне связи с событиями вокруг «Сибнефти», но совершенно очевидно, что именно уход этой компании из-под городской юрисдикции стал стимулом для более общего обсуждения проблем политики городских властей по отношению к бизнесу. Предприниматели единодушно отмечали, что непродуманная налоговая политика мэрии душит производителей и заставляет их перерегистрироваться вне Омска. По мнению лидеров омского бизнеса, уход фирм от налогов выгоден не им, а коррумпированным чиновникам, которые прикладывают руку к уходящему в тень бизнесу и перераспределяют недостающие налоги между оставшимися предприятия, задавливая их еще больше. Это, в частности, привело к тому, что за последний год из 18 омских банков продолжают существовать только 9, а к концу года, если ситуация не изменится, их останется всего два, причем 90% регионального банковского капитала контролируют московские структуры.

В ходе встречи достигнуто соглашение о создании регионального Экономического форума, призванного содействовать развитию омского бизнеса и участвовать в разработке местной бюджетной и налоговой политики.

1.1.4.      ВЫСТУПЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА Л.ПОЛЕЖАЕВА В ОМСКОМ ГОРСОВЕТЕ

17 июня 1998 г. депутаты Горсовета собрались вновь чтобы заслушать доклад губернатора Л.Полежаева. Кстати, до этого никто из первых лиц области в Городском совете не появлялся.

Свое выступление Л.Полежаев начал с краткого анализа текущей социально-экономической и политической ситуации в регионе и стране в целом. Он обратил внимание собравшихся на то обстоятельство, что «набрали силу тенденции дезинтеграции государства, потери управляемости большинством процессов». По мнению губернатора, это проявляется в безнаказанном и систематическом нарушении органами местного самоуправления существующего законодательства. В Омской области прокуратурой в 1995 г. было выявлено 1575 нарушений законов представительными и исполнительными органами местного самоуправления (в том числе 703 незаконных правовых акта), в 1996 г. — 1790 таких нарушений (в том числе 906 незаконных правовых актов), в 1997 г. — 1960 нарушений (в том числе 876 незаконных правовых актов). В качестве примера губернатор привел ряд незаконно введенных городских налогов — сбор с авиапассажиров, сбор за пребывание в Омске граждан, постоянно проживающих за пределами России, сбор за въезд транспорта в г. Омск и др. Были названы также некоторые решения городских властей, касающихся разграничения муниципальной и государственной собственности. Обвинив местное самоуправление в склонности «к расширению незаконных, во многих случаях просто сепаратистских действий, узурпированию прав государства, бесконтрольности и, как следствие, безответственности», Л.Полежаев заявил: «Я как глава администрации (губернатор) Омской области на основании Устава Омской области обязан «обеспечивать и защищать... законность и правопорядок» на территории Омской области. И я вынужден сказать, что сложившаяся ситуация требует предпринимать жесткие, но законные меры воздействия к любому нарушению федерального и областного закона в сфере деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Омской области... Я дал соответствующие распоряжения о подготовке и внесении в Законодательное собрание проекта Закона «Об ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Омской области за нарушение федерального и областного законодательства. Речь идет о раскрытии потенциала статьи 49 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствие с которой заключение суда «о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования» является основанием для рассмотрения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного лица местного самоуправления. Я далек от мысли угрожать или запугивать, — продолжил губернатор Л.Полежаев, — но как главное и высшее государственное лицо не могу позволить превращать демократическое завоевание народа в лице местного самоуправления — в местное самоуправство».

Назвав попытки мэров превысить свои полномочия «синдромом черепковщины», Л.Полежаев отметил, что «сегодня вновь искусственно создается противостояние между уровнями власти и управления, ослабляя их взаимной бесплодной борьбой и постепенно подменяя собственными институтами управления... Разрушение властной вертикали в условиях острого кризиса в России приведет к распаду России». Как считает губернатор, дезинтеграционным процессам в регионе способствует и позиция коммунистов, занявших большое количество мест в городском парламенте.

В резкой форме Л.Полежаев опроверг разговоры о несправедливом распределении бюджетных средств между областью и Омском, об ущемлении обладминистрацией финансово-экономических интересов города. Касаясь претензий мэрии к «Сибирской нефтяной компании», губернатор сказал: «Руководство «Сибнефти» считает подобное к себе отношение несправедливым, налоги и иные устанавливаемые в г. Омске поборы безумными, подрывающими последнюю возможность предприятия существовать. С чем согласны очень многие производственные фирмы, уже проголосовавшие ногами по вопросу налоговой политики омских городских властей».

1.1.5.      ПИКЕТИРОВАНИЕ ОФИСА КОМПАНИИ «СИБНЕФТЬ»

17 июня 1998 г. по инициативе «Омского общественного движения» (структуры, созданной в свое время мэрией) возле ОФИСА «Сибирской нефтяной компании» прошел митинг протеста в связи с намерением «Сибнефти» изменить свой юридический адрес. В нем приняло участие приблизительно 150-200 (по другим оценкам — до 500) человек. Среди выступавших были и представители оппозиции, хотя откровенно идеологических выпадов было немного. В то же время большинство участников митинга было настроено весьма радикально, что нашло отражение и в итоговой резолюции: в случае, если компания осуществит свои планы по уводу денежных средств из города, будет организована блокада подъездных путей к Омскому нефтезаводу. Резолюция была направлена в адреса не только местных властей и «Сибнефти», но и Президента, Правительства, Федерального Собрания. Многие выступавшие выражали уверенность в том, что руководство «Сибнефти» пошло на перерегистрацию для того, чтобы покрыть свои долги перед федеральным Центром за счет Омска.

Свою обеспокоенность принятым на митинге решением выразил генеральный директор Омского нефтезавода А.Мелинг. В интервью ряду омских теле- и радиокомпаний А.Мелинг назвал его смелым и жестким. Он подчеркнул, что блокада подъездных путей к нефтезаводу нарушит технологический процесс, что может привести к катастрофическим последствиям. В связи с этим А.Мелинг считает, что местные власти обязаны обеспечить предприятию нормальную работу. Координационный совет Омского общественного движения моментально отреагировал на эти высказывания, заявив, что «власти прежде всего должны обеспечить нормальную жизнедеятельность нашему городу, чему угрожает позиция хозяев компании «Сибнефть».

С комментариями резолюции митинга выступил также департамент по связям с общественностью ОАО «Сибнефть». В распространенном им заявлении подчеркивается: «Проводимая мэром г. Омска г. Рощупкиным В.П. линия привела к вытеснению в полукриминальную сферу города около 40% рынка товаров местного производства. В результате выпавшие из налогообложения деньги администрация города стремится получить с добросовестных налогоплательщиков, в первую очередь компании «Сибнефть» и ее дочерних предприятий путем введения незаконных налогов. Только за этот год по требованию прокуратуры г, Омска пять налогов были признаны незаконными в судебном порядке... Несостоятельность своей экономической политики мэрия стремится прикрыть угрозой социального взрыва, сознательно накаляя обстановку в городе».

1.1.6.      ОБОСТРЕНИЕ ПРОБЛЕМ ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА

18 июня 1998 г. «Сибирская нефтяная компания» приняла решение осуществлять заправку городских пассажирских автобусов топливом только за «живые» деньги. При этом сама «Сибнефть» имеет крупную задолженность перед омской казной по местным налогам, и, кроме того, омским автотранспортникам основательно задолжал областной бюджет, откуда не поступили компенсации за провоз граждан, пользующихся льготами. Предложения областной администрации о погашении этих долгов путем переуступки городу задолженностей облбюджету на сумму 150 млн. руб. от явно неплатежеспособных предприятий и учреждений городские власти отвергли как заранее неприемлемое.

1.1.7.      ЗАЯВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ВОПРОСУ ПЕРЕРЕГИСТРАЦИИ ОАО «СИБИРСКАЯ НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ»

26 июня собрание акционеров «Сибнефти», состоявшееся в Москве, единогласно приняло решение о переводе юридического адреса компании в Любинский район. Вслед за этим обладминистрация выступила с заявлением, в котором выразила свою позицию по поводу свершившейся перерегистрации «Сибнефти». В документе говорится: «Сложившаяся практика показывает, что большинство нефтяных компаний юридический адрес оформили в европейской части России, на территориях, отдаленных от нефтедобычи, с минимальным местным налогообложением. Сибирская нефтяная компания — одна из немногих, которая не сменила место своей первоначальной регистрации. Понимая, что дислокация акционерного общества — это прерогатива акционеров, тем не менее путем переговоров администрации области удалось убедить руководство компании в нецелесообразности ухода из Омского региона. К тому же два дочерних предприятия компании — ОАО «Омский нефтеперерабатывающий завод» и ОАО ««Омскнефтепродукт» — не сменили юридических адресов, и, следовательно, налоговые поступления в бюджеты города Омска и области сохраняются. Администрация области заявляет, что нагнетание ситуации, связанной с перерегистрацией ОАО «Сибнефть», является темой неконструктивной, излишне политизированной, рассчитанной на углубление противоречий в регионе».

1.2.       ТРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ НА ТЕРРИТОРИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

5 июня в Омске министр путей сообщения РФ Н.Аксененко, начальник управления Западно-Сибирской железной дороги В.Старостенко и губернатор Л.Полежаев подписали трехстороннее соглашение о взаимодействии возглавляемых ими структур по вопросам функционирования железной дороги на территории Омской области. Согласно этому документу, в частности, областная администрация берет на себя обязательства предусмотреть в региональном бюджете дотации на покрытие убытков Западно-Сибирской железной дороги в связи с ограничением уровня тарифов на перевозки в пригородном сообщении и на компенсацию потерь доходов от перевозок пассажиров по льготному тарифу в соответствии с решением Законодательного собрания. Предусмотрены меры по частичному снижению тарифов на грузовые перевозки. Администрация Омской области обязуется также содействовать работе по снижению тарифа на электрическую энергию, потребляемую для тяги поездов, с 1 июня 1998 г. — по тарифу 0,298 рублей, с 1 августа 1998 г. — по тарифу 0,23 рубля, с соответствующим снижением тарифа на перевозку угля для АК «Омскэнерго». Кроме того, областные власти намерены обеспечить прием по согласованным графикам объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурного назначения, расположенных на территории Омской области, в муниципальную собственность [[1]].

1.3.       ПРОБЛЕМЫ ОМСКОГО ПРИГРАНИЧЬЯ

Руководители практически всех служб Управления внутренних дел во главе с его начальником — генерал-лейтенантом Е.Стороженко побывали в Нововаршавском районе Омской области с целью изучения положения дел на границе с Казахстаном и отработке на месте вопросов усиления контроля за перемещением так называемых несанкционированных грузов или, проще говоря, контрабанды. Особое внимание было уделено мерам по предотвращению незаконного ввоза из Казахстана наркотических средств. По данным УВД, ежедневно в регионе задерживается 10-15 наркокурьеров, и до 90% наркотиков, попадающих в Омскую область, идет через границу с Казахстаном. Заметных масштабов достигла также контрабанда оружия, кроме того, ворованные машины часто перегоняются через казахстанскую границу, чтобы скрыть следы. Принято решение в ближайшее время создать на омском участке государственной границы еще девять пограничных постов, существующие будут реформированы в пункты пропуска, пограничная служба будет усилена специалистами [[2]].

Тем временем начальник УВД по Омской области Е.Стороженко приказом директора Федеральной службы РФ Н.Бордюжи награжден знаком отличия «За заслуги в пограничной службе» ([3])

1.4.       МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Во второй половине июня губернатор Л.Полежаев встретился с послом Республики Ирак в РФ Хассаном Фахми Джума. Были обсуждены возможности развития экономического сотрудничества между Омской областью и Ираком. Арабский дипломат отметил, что его страна заинтересована в контактах с Сибирью, в частности, в поставках оттуда продовольствия, лекарств, оборудования для нефтяной промышленности и т.д. Для ознакомления с иракским рынком посол пригласил Л.Полежаева посетить в этом году международную ярмарку, которая пройдет в Багдаде. Стороны подчеркнули, что экономическое сотрудничество Омской области и Ирака будет осуществляться строго в рамках возможностей, определенных ООН [[4]].

1.5.       В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ СОБРАНИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Очередное заседание Законодательного собрания (ЗС) 9 июня 1998 г. проходило в нервной обстановке. Перед его началом депутатам пришлось пройти сквозь строй пикетчиков, которых насчитывалось около 200 человек. В руках протестующих красовались плакаты типа «Депутаты! Воплотите ваши обещания в жизнь!», «Долой Ельцина и его реформы!» и т.п. Инициатором акции стал совет Федерации омских профсоюзов, который таким способом намеревался добиться от местных законодателей принятия постановления «О Всероссийской акции протеста 9 апреля 1998 г.» Этот вопрос ЗС уже рассматривало в мае и приняло итоги акции к сведению, но профсоюзным лидерам этого показалось недостаточным. Пикет постепенно перерос в митинг, на котором собравшиеся скандировали «Работу! Зарплату!» Вследствие этого заявленный профсоюзами вопрос был перемещен в повестке дня заседания ЗС с предпоследнего 29-го места на первое. В ходе его часового обсуждения депутаты от оппозиции потребовали, чтобы ЗС выступило за проведение референдума об отречении Б.Ельцина от должности президента РФ (причем для принятия такого решения не хватило всего двух голосов), однако в конце концов была принята компромиссная формулировка: ЗС постановило принять требования, прозвучавшие в ходе акции 9 апреля, к рассмотрению.

Еще одним острым эпизодом на заседании ЗС стало обсуждение долгожданного доклада председателя Контрольно-счетной палаты Омской области В.Пайора о результатах проверки распределения и использования средств, выделенных Омской области Министерством финансов на содержание принятых в 1995-96 гг. в муниципальную собственность объектов жилого фонда и социальной сферы. Попытки найти эти федеральные деньги предпринимались городскими властями не раз, но существенных результатов не приносили, что стало одной из главных причин обострения взаимоотношений между городом и областью. Проведенная в январе-феврале нынешнего года проверка Контрольно-счетной палаты показала, что в общей сложности в 1995-96 гг. на содержание объектов жилого фонда и соцкультбыта, принятых в муниципальную собственность (не только городом, но и районами области), а также на прием газового оборудования Омская область получила из федерального бюджета 566,9 млрд. руб. Из них 470,5 млрд. — зачетом в счет недоимки по федеральной части налогов, 42 млрд. — в счет погашения взятой у государства в начале 1996 г. ссуды для погашения долгов по зарплате бюджетников, 54,5 млрд. — «живыми» деньгами. Как установила КСП, основная часть полученных средств была использована не по назначению. Так, 42 млрд. руб. ушли на погашение задолженности области по ссудам Минфина, 69 млрд. — по кредитам банков заводу транспортного машиностроения, 14 млрд. руб. — по зарплате работникам бюджетной сферы, 32 млрд. — по товарному кредиту селу. Кроме того, на 25 млрд. руб. были профинансированы УВД, областные комитеты по культуре, образованию, фармацевтической деятельности. Часть средств была израсходована на закупку мусороуборочной техники, на приобретение топлива для ЖКХ и населения, проводимого путем зачетов с нефтезаводом. Непосредственно же на декларируемые цели было направлено лишь 45,4 млрд. руб., плюс уже в прошлом году около 15 млрд. руб. получил Омск и 2,5 млрд. руб. — сельские районы. По итогам проверки Контрольно-счетная палата признала, что федеральные средства были использованы областной администрацией не по назначению, но на законных основаниях, поскольку направление средств из дополнительного доходного источника на покрытие дефицита регионального бюджета не противоречит Уставу области.

С такой постановкой вопроса не согласился, однако, мэр В.Рощупкин: во-первых, город получил лишь десятую часть от положенных ему 287 млрд. руб., во-вторых, трудно считать целевым использованием предоставление из поступивших средств ссуд Кормиловскому ликеро-водочному заводу, фирме «Исток» и пр.

На заседании ЗС во втором чтении была принята Программа формирования и развития государственной собственности Омской области, принят к рассмотрению проект закона об утверждении бюджета территориального дорожного фонда на 1998 г., обсужден ряд других вопросов [[5]].

1.6.       НОВАЯ ДОЛЖНОСТЬ ОМСКОГО СПИКЕРА

Председатель Законодательного собрания Омской области В.Варнавский избран заместителем председателя Совета Федерации. Эта должность недавно освободилась после того, как бывший губернатор Красноярского края В.Зубов проиграл выборы А.Лебедю и автоматически выбыл из Совета Федерации. Омский спикер был выдвинут на его место от межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», получил поддержку ассоциаций «Большой Урал», «Дальний Восток» и уверено выиграл голосование, получив лишь три голоса против [[6]].

Владимир Алексеевич Варнавский родился 20 марта 1947 г. в Омске, детство провел в с. Муромцево Омской области. Отец, А.Варнавский — инвалид Великой Отечественной войны, 15 лет был председателем Муромцевского райисполкома (его именем названа одна из улиц райцентра). В 1970 г. В.Варнавский закончил вечернее отделение Омского политехнического института по специальности «Автоматизация», получил квалификацию «инженер-механик». В 1987 г. закончил Новосибирскую высшую партийную школу Трудовую жизнь начал в 1963 г. учеником, а затем фрезеровщиком в инструментальном цехе завода им. А.Попова. В 1970 г. стал мастером на этом же предприятии. После службы в рядах Советский армии (1970-1971 гг., Забайкальский военный округ, ракетные войска) вновь вернулся на завод им. А.Попова, занимал должности мастера, старшего инженера-технолога, начальника участка. В 1973 г. по направлению цеховой парторганизации В.Варнавский начал работать инструктором Куйбышевского РК КПСС ( в партию он вступил в 1969 г.), а вскоре был уже заведующим промышленно-транспортным отделом этого райкома. В 1978 г. В.Варнавский был переведен на работу в обком КПСС, где занимал должность заместителя заведующего отделом. В 1981-1985 гг. был секретарем парткома завода им. Октябрьской революции, затем первым заместителем председателя Омского горисполкома. С 1987 г. В.Варнавский вновь на партийной работе: работал третьим секретарем обкома КПСС (курировал вопросы развития машиностроения в регионе), в 1988-1990 гг. — первый секретарь Омского горкома партии. В декабре 1989 г. баллотировался на должность первого секретаря обкома КПСС, но не набрал необходимого количества голосов. Депутат Куйбышевского райсовета (1977-1980 гг.), Омского горсовета трех созывов (1982-1993 гг.), Облсовета (1988-1993 гг.). В 1989 г. избирался народным депутатом РСФСР по Ленинскому избирательному округу. В 1990-1993 гг. — председатель городского Совета народных депутатов, некоторое время совмещал эту должность с постом первого секретаря горкома. В октябре 1993 г. В.Варнавский был назначен заместителем главы областной администрации, занимался вопросами социальной политики. В марте 1994 г. избран председателем Законодательного собрания Омской области, после выборов 22 марта 1998 г. сохранил за собой этот пост. С 1995 г. — член Совета Федерации РФ, член Координационного Совета по взаимодействию палат Федерального Собрания Российской Федерации и органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ. В 1994 г. возглавил координационный совет по правотворчеству Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». В период пребывания на советско-партийной работе В.Варнавский имел репутацию технократа-прагматика, а также «коммунистического либерала» и оппозиционера «ортодоксальному» обкому КПСС. Так, в январе 1990 г. за подписью В.Варнавского в ЦК КПСС по решению Омского горкома ушло письмо с призывом скорейшей демократизации партийных структур. Весной того же года подписал Заявление группы народных депутатов РСФСР, в котором те предлагали Верховному Совету Литовской республики воздержаться от выхода из состава Советского Союза. 20 августа 1991 г. за подписью В.Варнавского вышло решение Горсовета о неконституционности действий ГКЧП. Прекращение деятельности городских и районных Советов В.Варнавский назвал неоправданной мерой, поскольку местное самоуправление менее всего было склонно к политиканству. В.Варнавский постоянно высказывался за необходимость соблюдения баланса между исполнительной и представительной ветвями власти. Женат, имеет двух сыновей. В 1997 г. награжден Почетной грамотой Совета Федерации России за номером 1. В армии выполнил норму кандидата в мастера спорта по военному троеборью. Увлекается лыжным спортом, плаванием.

1.7.       К ИТОГАМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ-98

Облизбирком обнародовал официальный отчет по затратам, которые понесли кандидаты в депутаты ЗС в ходе нынешней избирательной кампании (выборы состоялись 22 марта 1998 г.). Среди рекордсменов по размеру вложений в предвыборные баталии значатся глава фирмы «Оша» А.Веретено (207,8 тыс. деноминированных рублей), директор спортивно-концертного комплекса «Иртыш» Э.Беляев (181,6 тыс. руб.), руководитель АК «Омскэнерго» Е.Белов (180,8 тыс. руб.) и другие. Интересно, что для большинства толстосумов эти затраты оказались излишними — большинство избирателей отдало свои голоса другим претендентам. Особенно интересная ситуация сложилась на 30-м округе, где три кандидата затратили на агитацию более чем по 100 тыс. руб. каждый, а в ЗС прошел четвертый, которому хватило для этого всего лишь 12 тыс. Достаточно многим депутатам оказалось достаточной даже чисто символическая сумма в 500 руб. [[7]].

18 июня суд Первомайского округа г. Омска признал не соответствующими действительности сведения, распространяемые пресс-службой администрации Омской области на канале Государственной телерадиокомпании «Иртыш» 16 и 19 марта 1998 г. о кандидате в депутаты ЗС вице-мэре Ю.Федотове. В соответствие с приговором ГТРК «Иртыш» и омские власти обязаны выступить с опровержением в той же программе и в то же время, когда распространялась недобросовестная информация. В пользу истца на возмещение морального ущерба взыскано 3 тыс. руб. с обладминистрации и по 1 тыс. руб. с тележурналистов П.Паутова и Е.Чентыревой. Тем временем продолжается судебное разбирательство по поводу иска уже Е.Чентыревой к другому телеведущему — С.Токаеву, который допустил в эфире весьма нелестные высказывания в ее адрес в период предвыборной борьбы [[8]].

Как следствие поражения большинства выдвиженцев мэрии на региональных выборах 1998 г. можно расценить тот факт, что постановлением мэра Омска В.Рощупкина с 10 августа сокращен в полном составе, включая начальницу Г.Татаринову, городской комитет по связям с общественностью [[9]].

1.8.       ОМСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБЩЕВОЙСКОВОЕ КОМАНДНОЕ УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ М.ФРУНЗЕ БУДЕТ СОХРАНЕНО

Омское высшее общевойсковое командное училище, которое, согласно недавнему приказу Министра обороны РФ, полежало ликвидации, похоже, удалось отстоять. По официальным данным, областной администрацией были изучены предложения Совета Безопасности РФ относительно возможностей использования потенциала этого училища. Наиболее приемлемым признан вариант создания на его базе общеобразовательного учреждения типа кадетского корпуса. Достигнута договоренность о прибытии в Омск комиссии Министерства обороны для решения этого вопроса [[10]].

2.    ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

2.1.       ЛДПР

Представители местных властей и общественных организаций провели «круглый стол» по вопросам проведения социальной работы среди воспитанников колонии для несовершеннолетних в Морозовке. Своеобразной сенсацией стала инициатива Омского отделения ЛДПР организовать для колонистов лекции, спартакиады и выставки, причем не на политической, а на чисто воспитательной основе. Ранее ни одно из политических образований региона интересам к ВТК не проявляло [[11]].

2.2.       КПРФ

Продолжается скандал, связанный с публикацией статьи депутата ЗС, коммуниста М.Машкарина, в которой острой критике подверглась деятельность обкома КПРФ во время региональных выборов весной нынешнего года. Реакция коммунистической верхушки на эту публикацию оказалась нервной и болезненной. На специально созванном пленуме обкома М.Машкарину и его единомышленникам было устроено «пропесочивание» в лучших традициях КПРФ, затем в течение месяца на всех партсобраниях в повестке дня значился вопрос «О позиции М.Машкарина». На страницах коммунистической газеты «Красный путь» появилась гневная отповедь, выражающая официальную линию областного комитета: «М.Машкарин взял на себя неблаговидную роль своего рода идейного вдохновителя небольшой группы людей из числа оппозиции, первым делом для себя считающих не борьбу с режимом, а атаку на руководство областного комитета КПРФ... Далекий от наивности М.Машкарин... словно не знает, сколь много теряет наша организация от того, что ее планы подчас оказываются известны нашим недругам, норовящим использовать наши оплошности для очередной атаки на КПРФ, помешать усилению авторитета коммунистов среди населения».

3.    АКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОТЕСТА

3.1.       ГОЛОДОВКИ ПРОТЕСТА

В последнее время в Омске резко участились случаи использования такой радикальной меры борьбы за свои права, как голодовка. В июне наиболее длительной и серьезной оказалась акция работников строительно-монтажного поезда № 604 треста «Омсктрансстрой». Почти два года не получавшие зарплату строители оккупировали приемную своего директора и, захватив из дома матрацы и запасы минеральной воды, объявили, что не уйдут и будут голодать до тех пор, пока с ними полностью не рассчитаются. Наиболее стойкие продержались 9 дней и прекратили голодовку, лишь получив убедительные заверения в том, что должники треста изыскали средства для расчета с рабочими и до конца месяца деньги будут получены. Речь идет о достаточно солидных суммах: 2,5 млрд. «старых» рублей должна строителям за работы в аэропорту Федоровка областная администрация, порядка 700 млн. руб. за благоустройство — Центральный округ г. Омска.

8 июня эстафету подхватили рабочие АО «Железобетон-7». Им, правда, должны зарплату «всего» за пять месяцев, но и получить деньги здесь гораздо проблематичнее — предприятие затоварено своей продукцией.

Еще одну голодовку у дверей мэрии провела работница омского Торгового центра, протестовавшая против непомерного завышения платы за проживание в ведомственном общежитии. Ее поддержала группа других жильцов общежития Торгового центра, организовавшая пикетирование городской администрации. Часть их требований была выполнена, в частности, мэрия и руководство Торгового центра обратились в суд с просьбой приостановить принятие решений по искам, связанных с задолженностью по оплате проживания в общежитии, жильцам было предложено погасить задолженность хотя бы в половинном размере.

29 июня к голодовке приступили 16 человек из литейного цеха МПО им. Баранова. Они требуют выплатить им заработную плату, задолженность по которой достигла 10 месяцев. Причем в отличие от других подразделений объединения, представляющего собой одного из гигантов омского ВПК, литейный цех не остановлен, а, значит, приносит предприятию деньги [[12]].

3.2.       ПИКЕТ ВОДИТЕЛЕЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ТАКСИ

В первых числах июня водители муниципальных такси съехались к Омской мэрии, тревожа покой чиновников непрерывными гудками. Поводом для пикета послужило избиение, которому на стоянке возле здания Иртышского речного пароходства в самом центре Омска подвергся таксист, отказавшийся платить рэкетирам. Участники акции потребовали оградить их от произвола криминальных элементов, установить на стоянках такси знаки, запрещающие парковку частных автомобилей и усилить контроль за этим со стороны милиции. Наиболее горячие головы предлагали ехать громить частных «извозчиков» и перекрывать центральные улицы. Представителям мэрии все же удалось убедить таксистов, что их требования будут выполнены [[13]].



Источники

[1] Т.Лелякина. Тарифы на перевозки // Омская правда. — 1998. — 9 июня. — С.Е.Пиндюк. Министр приезжал по делу // Вечерний Омск. — 1998. — 9 июня. — С.1; Министр МПС хочет загрузить омичей // Новое обозрение. — 1998. — № 22. — С.3; Т.Андреева. Подписано соглашение с Министерством путей сообщения // Коммерческие вести. — 1998. — № 23. — С.3

[2] А.Коршунов. Омское приграничье // Новое обозрение. 1998. № 22. С.7

[3] Награда генералу // Омская правда. — 1998. — 12 июня. — С.2; За заслуги в пограничной службе // Вечерний Омск. — 1998. — 11 июня. — С.1

[4] В.Евдокимов. Контакты в рамках решений, принятых ООН // Омская правда. — 1998. — 30 июня. — С.1

[5] О.Владимирова. Кесарю — кесарево... // Омская правда. — 1998. — 17 июня. — С.1; Т.Анатольева. Депутаты проследуют «сквозь строй» // Вечерний Омск. — 1998. — 6 июня. — С.1; Профсоюзы немного пошумели // Новое обозрение. — 1998. — № 23. — С.3; И.Спиридонов. КСП нашла в области деньги Минфина // Там же. — С.6; М.Лебедев. Следствие закончено, забудьте? // Вечерний Омск. — 1998. — 10 июня. — С.3; М.Лебедев. Коммунисты предположили, что обладминистрация мечтает об импичменте // Вечерний Омск. — 1998. — 16 июня. — С.2; За что Безденежных обиделся на Варнавского // Зеркало-плюс. — 1998. — № 11. — С.2; С.Богдановский. Голосуешь за импичмент — денег не дадут // Ореол. — 1998. — № 24. — С. 2; Б.Чеширский. Депутаты поработали по-стахановски // Омский вестник. — 1998. — 16 июня. — С.1 и 3; Б.Куркин. Покой им только смнится // Омский вестник. — 1998. — 18 июня. — С.2

[6] Омский спикер получил повышение // Зеркало-плюс. — 1998. — № 11. — С.3; Варнавский стал вице-спикером Совета Федерации // Новое обозрение. — 1998. — № 23. — С.3;... А Варнавский вознесся в столице // Ореол. — 1998. — № 24. — С.3; В.Варнавский — вице-спикер Совета Федерации // Омский вестник. — 1998. — 16 июня. — С.1

[7] Данные отчетов кандидатов в депутаты Законодательного собрания области о размерах избирательных фондов и произведенных затратах // Омский вестник. — 1998. — 16 июня. — С.3; «Проходной» в депутаты от 400 рублей до 200 тысяч // Новое обозрение. 1998. № 24. С. 4

[8] Д.Николаев. Оскорбленный Федотов пополнит свой бюджет // Вечерний Омск. — 1998. — 27 июня. — С.1; За б... ответишь // Зеркало-плюс. — 1998. — № 11. — С.3

[9] У сокращенных чиновников заходится сердце // Ореол. — 1998. — № 26. — С.3

[10] Губернатор // Омская правда. — 1998. — 19 июня. — С.1

[11] Е.Стреленко. Либерал-демократы примеряют роль воспитателей // Вечерний Омск. 1998. — 30 июня. — С.1

[12] И.Спиридонов. Жаркое лето 1998-го // Новое обозрение. — 1998. — № 24. — С.3; А.Воротников. Голодовка по второму кругу // Коммерческие вести. — 1998. — 11 июня. — С.2; Сытый голодного не разумеет // Зеркало-плюс. — 1998. — № 10. — С. 2; А.Васин. Общага и ее заложники // Зеркало-плюс. — 1998. — № 12. — С.5; Б.Чеширский. Женщины стали в пикет у парадного подъезда // Омский вестник. — 1998. — 17 июня. — С.1; События недели // Коммерческие вести. — 1998. — № 27. — С. 1

[13] А другие — чтоб не мешали работать // Новое обозрение. — 1998. — № 22. — С. 3