Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Дамир ФАРИТОВ

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
в июне 1998 года

Автором использованы материалы Поволжского информационного агентства

1.    Общие замечания

Июнь не обозначил новых тенденций развития политической, экономической и социальной ситуации в Саратовской области. Кризисные явления, отчетливо давшие знать о себе в мае, сохранились, не претерпев существенного развития, но и не смягчившись. Количественно число проявлений кризиса возросло, но качественных изменений пока не произошло. Однако и обычное летнее затишье на этот раз выразилось не столько в спаде различных форм активности, сколько в их «зацикливании», превращении в не имеющие новых продолжений процессы. Все основные события, явно или подспудно ожидавшиеся в этом месяце, оказались отложенными на более поздний, неопределенный срок. Эта кажущаяся пауза, впрочем, не была использована местными властями для того, чтобы как-то повлиять на происходящее в регионе, изменив ситуацию к лучшему. Деятельность их осуществлялась почти исключительно в ранее обозначенных направлениях, словно подчиняясь прежде составленному плану, на который изменившаяся реальность может оказать влияние лишь очень жесткими методами. При этом на внешнем уровне сохранялась видимость «активности» и «способности реагировать», которые имели, в основном, чисто вербальные проявления. В июне не было сделано новых заметных шагов в сфере формирования как местной мифологии, так и внешней мифологии, связанной с формированием образа Аяцкова как федерального политика. Собственно, и шагов, соответствующих этому статусу, саратовский губернатор в июне не совершил.

2.    Главная победа Дмитрия Аяцкова

Главным событием месяца — и единственным, по-настоящему влияющим на ситуацию в области — стала принципиальная победа, одержанная губернатором в его затянувшейся борьбе за контроль над региональными правоохранительными органами и силовыми структурами в целом. Этот процесс начался фактически с момента вступления Дмитрия Аяцкова в должность губернатора Саратовской области и продолжался, принимая различные формы, на протяжении всего периода его пребывания на этом посту. Фактически, Аяцкова не устраивало более широкое обстоятельство — наличие на территории области значительного количества неподконтрольных ему структур федерального подчинения. Однако именно вопрос с силовыми структурами, по понятным соображениям, приобрел особую остроту. Попытки поставить их под контроль явочным порядком привели, в конце концов, к тому, что силовые структуры начали предпринимать ответные меры, наиболее заметные со стороны областной прокуратуры, неоднократно принимавшей меры к опротестованию различных законодательных и нормативных актов, принимаемых местными органами власти.

В последнее время особенно отчетливым стало желание команды губернатора ужесточить свои позиции в областном управлении внутренних дел. В связи с неудачами первых попыток такого рода фактически были предприняты шаги к ограничении полномочий руководства ОблУВД и частичной его подмене областным советом безопасности — органом, созданным в рамках аппарата губернатора и не имеющего достаточных законодательных оснований для своей деятельности. Однако попытка оказалась неудачной и была пресечена в судебном порядке. Это оставило губернатору и его сторонникам единственный путь — через Москву добиться под любым предлогом ухода с поста «несговорчивого» начальника ОблУВД генерал-лейтенанта Владимира Булгакова. В июне успех, наконец, был достигнут, хотя механизм его достижения остался довольно загадочным.

10 июня в Правительстве Саратовской области состоялась церемония представления нового начальника ОблУВД, в которой участвовали губернатор Дмитрий Аяцков (ведший ее) и заместитель министра МВД РФ Валерий Федоров. Последний, касаясь положения в Саратовской области, отметил общее снижение показателей уровня преступности в текущем году на 10% и рост раскрываемости преступлений — до 70%. Однако при этом назвал работу с личным составом недостаточной. Затем зам министра огласил неделей ранее поданное Булгаковым обращение с просьбой об отставке, предложение губернатора, представителя президента в Саратовской области Петра Камшилова и председателя областной думы Александра Харитонова утвердить на освободившуюся должность полковника Павла Синельникова (ранее занимавшего весьма специфическую с точки зрения внутриведомственных взаимоотношений должность начальника вневедомственной охраны ОблУВД), а также подписанный 6 июня министром МВД РФ приказ о назначении Синельникова.

В благодарственном слове новый руководитель саратовской милиции заверил, что постарается закрепить достигнутые его предшественником хорошие результаты в борьбе с преступностью, а основную задачу на ближайшее время видит в создании муниципальной милиции, в перекрытии каналов поступления через казахстанскую границу наркотиков и в передаче системы исправительных учреждений Минюсту.

Сам Булгаков выступил перед собравшимися с прощальным словом. Выслушав «искренние слова благодарности», сказанные в его адрес губернатором Дмитрием Аяцковым, предложившим предоставить ему новую должность, и получив из его рук ценный подарок, Булгаков сказал: «Я хотел бы выразить благодарность всем за совместную работу в течение шести с половиной лет. Это было самое тяжелое время: 1991 и 1993 годы, чеченские события, непростая ситуация в нашей области. Но саратовская милиция повышала свои результаты. Свидетельством тому — присвоение мне генеральского звания, именного оружия и благодарность министра. Но я не прекращаю деятельность. Где — определит министр. В любом случае я буду рядом с милицией и сделаю все, чтобы она работала лучше. У меня была хорошая связь с главами администраций, с членами правительства. Я хочу выразить им благодарность и думаю, что область еще о себе заявит более хорошими результатами. Хочу пожелать успехов новому начальнику УВД. Он принимает хорошо слаженный коллектив, и я прошу всех поддержать его. Я, со своей стороны, всегда готов помочь вам, Павел Петрович». Ни одного слова благодарности, адресованного персонально губернатору, Булгаков в этой речи не произнес.

3.    Кризис

3.1.       Засуха

Новым элементом, обозначившим как реальный кризис, так и кризис в сфере региональной мифологии, стало признание в июне давно уже очевидного и многими прогнозируемого факта: поставленная губернатором задача по сбору рекордного урожая в 10 млн. тонн зерна выполнена не будет. Специалисты констатируют: за последние 100 лет в Саратовской области было 49 засух, поэтому ситуацию нынешнего года вполне можно было ожидать заранее. Нельзя было предсказать лишь масштабы засухи — а она приняла прямо-таки чудовищные размеры.

Тем не менее, признание этого действительно тяжелого обстоятельства происходило крайне медленно и неохотно. Еще 3 июня, в конце 14-го, внеочередного, заседания Саратовской областной думы, перед депутатами выступил губернатор Дмитрий Аяцков, который, в частности, дал оценку ситуации, сложившейся в сельском хозяйстве. Он отметил, что к этому времени уже 33 дня в области не было ни одного настоящего дождя и из-за этого «могут пойти необратимые процессы». «Мы занимаемся мелиорацией и молим Бога, чтобы дождь пошел», — заметил губернатор, тут же, впрочем, сообщив, что в резерве еще остаются дополнительные технологии и возможность провести пересев поздними культурами. Забавно, что печальной информации он поспешил противопоставить ряд позитивных фактов: в области посажено вдвое больше деревьев, чем во всей России, посевной клин составляет более 3 миллионов гектаров из 25 по РФ, а надои в животноводстве достигли 12 килограммов.

После этого более двух недель вопрос о засухе не подвергался широкому официальному обсуждению. Лишь 18 июня он был самым решительным образом поставлен на очередном заседании Правительства Саратовской области. Собственно, в повестке дня этого заседания стоял рядовой вопрос «О подготовке предприятий министерства сельского хозяйства и министерства хлебопродуктов области к уборке и приему урожая 1998 года». Однако в самом начале заседания формулировка была изменена. Как заметил губернатор Дмитрий Аяцков, сделано это было по просьбе министра сельского хозяйства области Юрия Агеева, предложившего свой вариант: «Об экстремальной обстановке в агропромышленном комплексе Саратовской области». Предложение было поддержано, и участники заседания, не забывая, впрочем, и о первоначально предлагавшемся к рассмотрению круге проблем, сосредоточили свое внимание на ситуации, сложившейся на полях в связи с засухой.

Губернатор Дмитрий Аяцков во вступительном слове подчеркнул, что ситуация на полях чрезвычайно сложна. По его словам, 16 июня от говорил с Борисом Ельциным, который выразил обеспокоенность происходящим. 17 июня Госдумой РФ принят документ, также посвященный проблеме засухи на территории Саратовской и ряда других областей. Готовится и помощь в виде соответствующего постановления Правительства РФ — речь в нем, как сообщил губернатор, пойдет о компенсации ущерба, который нанесла засуха. Впрочем, Аяцков, ссылаясь на впечатления от посещения ряда хозяйств Правобережья, высказал мнение, что здесь урожай еще удастся спасти, поскольку для этого делается все возможное.

Министр сельского хозяйства Юрий Агеев назвал текущий период «критическим, сложным», а ситуацию в АПК — «экстремальной». Ко дню проведения заседания, по его данным, более 500 тыс. га зерновых уже погибло, а еще около 400 находилось «на пределе». Министр также подробно остановился на подготовке области к уборке того урожая, что все же удастся сохранить. Он сообщил, что в готовности находится около трети техники, предусмотренной нормативами, но ожидается еще поступление 120 комбайнов по федеральному лизингу, 500 американских машин «Кейс» и 160 датских «Массей Фергюссон». Не хватает денег на запчасти, которые Агроснаб отпускает, в основном, в долг, что породило 400-миллионную задолженность перед базами снабжения. Проблему частично решает заключение договоров на поставку запчастей с местными предприятиями. Возникли в последнее время и сложности с поставщиками нефтепродуктов — засуха заставила их усомниться в способности саратовских партнеров оплатить поставляемую в кредит продукцию. И все же Агеев выразил надежду, что выполнить поставленную губернатором новую задачу — по сбору хотя бы 3 млн. т. зерна вместо десяти — удастся. Уже готовятся специальные меры по стабилизации ситуации. Речь идет о ревизии остатков прошлогоднего урожая, ограничении вывоза зерна из области, создании запасов кормов для скота, которые позволят сохранить поголовье. Министр сообщил, что ряд проблем упирается в дефицит средств и попросил 80 млн. руб. для хозяйств, находящихся в особо сложных условиях. Губернатор ответил на это, что сомневается в возможности найти эту сумму, но пообещал часть — 50 млн. руб. При этом он выразил уверенность, что обозначенный им трехмиллионный рубеж будет достигнут, и там, где сев прошел качественно, удастся собрать по 2 тонны с гектара.

В конце обсуждения предложенный проект итогового постановления был лишь принят за основу, поскольку готовился как результирующий документ по вопросу в его первоначальной формулировке. Окончательно он будет подписан губернатором после необходимой доработки.

3.2.       Социальная напряженность

По единодушным оценкам большинства специалистов, в июне не было отмечено обычного для летнего периода спада социальной активности. Более того, некоторая тенденция к таковому, обозначившаяся к концу мая, переменилась на противоположную и обернулась в июне новым ростом социальной активности.

3.2.1.      «Нитрон»

Наиболее значительным событием данного ряда, как и в мае, стали массовые выступления рабочих акционерного общества «Нитрон». Причиной их возобновления, фактически, стали два события: прекращение погашение задолженности по заработной плате (после передачи в областную собственность заводского профилактория часть денег за него была перечислена предприятию и позволила произвести некоторые выплаты, но после этого новых перечислений не последовало) и распространившаяся информация о том, что «Нитрон» после банкротства перестанет существовать как единое предприятие и будет распродан по частям. В июне перечислено было только 2 млн. руб. за продажу профилактория и погашен долг по детским пособиям за 1997 год (700 тыс. из 1 800 тыс. руб.).

Обстановка на предприятии характеризуется как критическая: уже готовы прекратить работу цеха, ответственные за сохранение сырья. Возобновились митинги, территория «Нитрона» была полностью блокирована забастовочным комитетом для прекращения вывоза с нее готовой продукции, состоялась демонстрация и митинг у администрации Заводского района Саратова.

В конце концов, забастовочным комитетом «Нитрона» было подано уведомление о проведении 1 июля шествия от проходной завода до Театральной площади (именно на нее выходит здание правительства области) и митинга протеста. Однако администрация Саратова отказала уведомителям, мотивируя свое решение тем, что по их вине на продолжительное время будет парализовано движение на транспортных магистралях. Председатель забастовочного комитета «Нитрона» Сергей Зараковский заявил по этому поводу, что отказ неправомерен, и стачком намерен обратиться в прокуратуру с требованием возбудить уголовное дело по статье 149 УК РФ («Незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них..., если это деяние совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения...»). Шествие и митинг предполагалось провести в любом случае — при этом, учитывая, что в мае уже имели место столкновения между бастующими «нитроновцами» и силами ОМОНа, многие ожидали превращения акции в новое, но гораздо более масштабное, столкновение такого рода.

30 июня местными властями и администрацией «Нитрона» была предпринята последняя попытка отговорить рабочих от участия в акции. Во дворце культуры химиков состоялась встреча наиболее активных работников предприятия с новым конкурсным управляющим предприятия Валерием Викулиным и областным министром собственности и банкротства Николаем Владимировым в присутствии двух помощников управляющего — Анатолия Лунева, когда-то работавшего главным инженером завода (в его ведение сейчас предполагается передать производственные вопросы), и бывшего арбитражного управляющего Валерия Передереева (предположительно, он будет исполнять функции исполнительного директора). Генеральный директор «Нитрона» Николай Иванов отстранен от работы решением арбитражного суда, однако формально пока не уволен и находится в отпуске.

Новый управляющий объявил собравшимся, что с 24 сентября все работники предприятия, в соответствии с процедурой банкротства, будут уволены, Вместо «Нитрона» появится другое предприятие с другим названием, которое, по-видимому, будет инвестировать «Лукойл». «Банкротство «Нитрона» — трагедия, — сказал Викулин, — но самое мощное и льготное средство вывода его из кризиса». Задолженность по зарплате с сентября прошлого года он назвал «неприятным последствием кризиса». Управляющий также сообщил, что все акции «Нитрона» «сгорели», но вместе с тем «сгорели» и долги кредиторам. Текущую же зарплату работники завода могут получить трубами, металлоконструкциями и наборами продуктов. Выступивший следом министр Владимиров рассказал о неправильно проведенной в свое время приватизации предприятия и обвинил в ней бывшего работника Госкомимущества Альфреда Коха.

Рабочие, заполнившие до отказа зал дворца, бурно реагировали на выступления. Раздавались крики: «Работы и денег!», «Долой!», «Хватит мозги пудрить!» и т.п. Выступления официальных лиц ни в коей мере не удовлетворили их. Было принято решение забастовку не приостанавливать, оформляя ее как вынужденный простой. По поводу запланированного на 1 июля шествия и митинга на Театральной площади, несмотря на предупреждение прокурора, сославшегося на запрет акции администрацией города, под аплодисменты собравшихся было заявлено: «Шествие будет!». Тут же стало известно, что новый управляющий отказался предоставить в распоряжение участников шествия автобусы для сопровождения колонны на случай экстренной необходимости.

1 июля четырехчасовое шествие состоялось. Вопреки опасениям, прошло оно беспрепятственно, более того, демонстрацию мирно сопровождала милиция и машина скорой помощи. По дороге к идущим присоединились представители Саратовского авиационного завода и некоторых других предприятий. Шествующие протестовали против невыплаты зарплаты, банкротства АО «Нитрон» и политики нынешней власти вообще. Можно было увидеть транспаранты с надписями типа: «Диктатура закона» — против химиков», «Господин Аяцков, похороны «Нитрона» на твоей совести», «Президента и правительство в отставку». Присутствовали в колонне и несущие красные знамена члены левых объединений, которые взяли на себя основной труд по ведению пропаганды, призывая народ на улицах присоединяться к колонне. Народ на демонстрацию смотрел одобрительно, но присоединяться не спешил. Произносимым через мегафон лозунгам вроде: «Товарищ, смелее, гони Бориса в шею!» даже аплодировал.

К 12.00 часам шествие подошло к Театральной площади. Там, напротив здания областного правительства, состоялся примерно тысячный митинг, на котором выступили представители самого «Нитрона», других предприятий города и левых политических организаций. Довольно скоро стало ясно, что одними лишь экономическими тезисами участники акции не ограничатся: в их речах, помимо требований погасить долги перед «Нитроном», полностью заплатить его работникам зарплату, призвать к юридической ответственности «Менатеп» (владеющий контрольным пакетом акций) и других виновных в нынешнем состоянии предприятия, сохранить его как единое целое, зазвучали и слова об отставке президента, правительства и губернатора, о коррекции курса руководства страны. Некоторые ораторы предлагали взять предприятие под полный контроль забасткома или угрожали акциями протеста во время проведения в городе фестиваля «Славянский базар» (кстати, последний вызвал у участников митинга особое раздражение — «на его проведение деньги нашлись, а на снижение социальной напряженности на предприятии — нет»). Скандированием митингующие пытались вызвать для разговора губернатора Дмитрия Аяцкова, но он так и не появился (по некоторым данным, его в это время вообще не было в городе), хотя на митинге присутствовало немало высокопоставленных членов правительства. Итоговая резолюция полностью отразила набор экономических требований «нитроновцев» и констатировала, что все важные для предприятия решения его администрация должна согласовывать с забастовочным комитетом; также в ней нашла поддержку инициатива Госдумы об импичменте президента РФ. Уже после оглашения резолюции слово получил первый заместитель председателя правительства области Александр Дурнов, пытавшийся увещевать заводчан, подчеркивая, что они находятся по одну сторону баррикад с областным руководством, и предложивший забасткому «Нитрона» продолжить разговор на ближайшем заседании президиума облправительства — вдали от митинговых страстей.

3.2.2.      Выступления работников ЖКХ и смежных отраслей

В июне вновь обострилось положение в сфере жилкоммунхоза, работники которого в массовом порядке начали отказываться от выполнения своих обязанностей, требуя погашения накапливавшихся на протяжении до полугода долгов по заработной плате.

2 июня начали забастовку работники, обслуживающие лифты в домах Ленинского района Саратова. Причиной послужило то, что лифтовое хозяйство окончательно приходит в упадок: нет средств ни на ремонт, ни на обслуживание, ни на зарплату. Плата жильцов за пользование лифтами поступает нерегулярно и не может в полном объеме покрыть все расходы. Нет денег и в бюджете.

Как сообщил секретарь Саратовской городской думы Юрий Казаринов на прошедшем 2 июня ее внеочередном заседании, представители забастовщиков утром этого дня встретились с первым вице-мэром Саратова Анатолием Соколовым. Присутствующий при этом непредставленный работник прокуратуры пояснил, что, в соответствии с новым указом президента, в отношении руководителей акции можгут быть применены меры ответственности. Со своей стороны, Соколов сказал, что решается вопрос о введении лифтеров в систему ЖКХ. По всему было видно, что это сообщение энтузиазма у работников лифтового хозяйства не вызвало.

Проблема саратовских лифтов обсуждалась и на заседании думы. Депутаты после непродолжительных прений проголосовали за повышение тарифов для населения за пользование лифтами — «с целью улучшения финансирования служб, обеспечивающих техническое обслуживание и ремонт лифтов, создания условий для конкурсного отбора подрядчиков по обслуживанию и ремонту лифтов». Теперь цена за пользование лифтом составляется из нескольких статей (техобслуживание, техосвидетельствование, диагностическое обследование и содержание обслуживающего персонала) и вырастает до 7 рублей в месяц против прежних 4-5 рублей.

Правда, в распространенном среди депутатов заключении управления правового обеспечения и координации правоохранительной деятельности администрации города дается информация о том, что Саратовское территориальное управление Государственного антимонопольного комитета РФ, рассмотрев жалобы ряда ЖСК к филиалу «Саратовлифт» ЗАО «РУС ОТИС», сделало вывод о том, что услуга по техническому обслуживанию и ремонту лифтового оборудования не относится к коммунальным, а потому филиал «Саратовлифт» имеет право на свободное ценообразование по ней.

Забастовку удалось прекратить 5 июня, достигнув с ее организаторами соглашения о том, что в течение двух недель с работниками «Саратовлифта» будет произведен расчет по заработной плате за первые два месяца этого года, причем в первую неделю — за январь, а во вторую — за февраль. Однако в действительности заработная плата за январь была выдана лишь 22 июня, а февральская не была выплачена и к концу месяца. Забегая вперед, следует заметить, что это привело к возобновлению забастовки с 3 июля уже как общегородской.

Менее благополучно дела обстоят с другой акцией протеста. Практически на протяжении всего июня продолжалась — и перешла на следующий месяц — забастовка работников котельных Ленинского района Саратова, требующих рассчитаться с ними за последние полгода. По данным, полученным от участников акции, сейчас к ней присоединились более двух третей районных котельных — при этом в полном смысле отказалась сделать это лишь одна, остальные же котельные не бастуют лишь в силу того, что их работа носит сезонный характер и на лето прекращается.

Как сообщают отопители, к середине месяца с ними фактически не вел переговоры никто, кроме их собственного руководителя Виктора Буланкина, а реальных шагов к преодолению ситуации, как им кажется, предпринято не было. Тем не менее, бастующие намерены продолжать свою акцию до тех пор, пока с ними не будет произведен полный расчет по зарплате, и уверены, что сумеют в конце концов добиться своего. «Осень ведь рано или поздно наступит», — заметил один из них.

На протяжении месяца в городе неоднократно вспыхивали и другие подобные акции — в частности, достоверно известно о забастовках мусорщиков и дворников. Сведения о других акциях крайне противоречивы — их организаторы, как ни странно, не стремятся к широкой огласке и часто вообще не контактируют со средствами массовой информации.

3.2.3.      Домостроительный комбинат

Утром 11 июня на площади Чернышевского состоялся ожидавшийся на протяжении уже двух недель митинг работников Саратовского домостроительного комбината (ДСК), которые таким образом выразили свой протест против превратившейся уже в многолетнюю невыплаты им заработной платы. Давно планируемая акция оказалась, однако, немногочисленной — на нее явилось всего лишь около двадцати человек, да и они не скрывали откровенно символического характера организованного ими действа. Как пояснили организаторы митинга, именно к моменту проведения митинга, после назначения на ДСК уже двух конкурсных управляющих, появилась хоть какая-то надежда на погашение долга. Так, в частности, речь пошла о продаже в областную собственность лабораторно-инженерного корпуса ДСК — полученные таким образом деньги могли бы существенно облегчить процедуру расчета. Именно по этой причине большинство рабочих, еще недавно решительно намеревавшихся выйти на митинг, в конце концов решили этого не делать.

Те же, кто все-таки вышел к памятнику Чернышевскому, постояли около него менее тридцати минут с самодельными плакатами, отражающими их требования (в частности, некоторые из плакатов содержали весьма резкие выпады в адрес прежнего арбитражного управляющего ДСК Льва Каца, при котором на предприятии не только не наступило стабилизации ситуации, но и усугубился кризис). Прозвучало несколько кратких выступлений, было зачитано обращение в органы власти, поддержанное всеми митингующими, а затем митинг был свернут.

Однако, уже после митинга стало известно, что надеждам рабочих ДСК в ближайшее время осуществиться было не суждено. По некоторым данным, новое конкурсное управление все же намерено отказаться от продажи лабораторно-инженерного корпуса, речь о которой шла выше. Никаких шагов к погашению долга по заработной плате не ожидается. Сейчас рабочие склонны оценивать произошедшее как обыкновенный обман, при помощи которого удалось добиться превращения их крупномасштабной акции протеста в символическую.

3.3.       Бюджет

3.3.1.      Областная дума санкционирует рост внутреннего долга

Сломив весной попытки слабого сопротивления со стороны областной думы, в начале лета областное правительство вновь вплотную занялось поиском кредитов. Заявления о том, что процесс кредитования следует ограничить, так как это чревато серьезными проблемами для областного бюджета, звучать перестали совершенно, словно эта проблема перестала существовать. В распоряжении сторонников «кредитомании» появился при этом новый аргумент: теперь многие долги области предполагается гасить за счет средств, полученных за счет внешнего областного займа, подготовка к выпуску которого ведется форсированными темпами. 3 июня, выступая на заседании областной думы, губернатор, воздержавшись от аргументации, поделился мнением о том, что, несмотря на потрясения на рынке, регион все же сможет разместить на нем еврооблигации упомянутого займа. В этой связи Аяцков выразил надежду на поддержку президента и правительства РФ.

В повестке дня этого заседания стояло лишь два вопроса, касавшихся внесения изменений и дополнений в Закон Саратовской области «Об областном бюджете на 1998 год».

Первый из них уже рассматривался на предыдущем заседании, состоявшемся неделей ранее, но вызвал неоднозначную реакцию депутатов и был лишь принят ими «к рассмотрению». Речь шла о выделении строителям области дополнительных централизованных капитальных вложений в размере ста миллионов рублей за счет других статей бюджета. Как пояснил выступивший на заседании председатель думской комиссии по бюджетно-финансовой политике, налогам и использованию собственности области Владимир Чуриков (как бы забывший о всех своих ранее сделанных заявлениях о нежелательности увлечения капитальным строительством), строители испытывают финансовый голод, тогда как им необходимо в этом году достроить ряд социально значимых объектов. Большую часть требуемой суммы (80 млн. руб.) было предложено выделить из средств, отведенных на погашение областью внутреннего долга, а еще 20 млн. — из статей финансирования образования, культуры и искусства, а также физкультуры и спорта, то есть, сфер, к которым и относятся, в основном, строящиеся объекты. Долговые обязательства по кредитам, на погашение которых должны были пойти упомянутые 80 млн., при этом продлеваются на следующий год, а источником выплат по ним станут доходы от упоминавшегося уже займа. На сей раз присутствующие депутаты — 31 человек — без дискуссии проголосовали в поддержку предложенных изменений.

Позже, комментируя произошедшее, представители пресс-центра думы сообщили, что в области 23 школы, 9 поликлиник, 4 культурных объекта и 2 спортсооружения находятся в стадии 70%-й готовности. На завершение их строительства и пойдут, в первую очередь, упомянутые 100 миллионов. Вопрос об их выделении был вынесен на предыдущее заседание думы, состоявшееся 27 мая. Но недовольство депутатов вызвал тот факт, что средства предлагалось целиком получить за счет сокращения «культурной», «образовательной» и «медицинской» статей. Правда, как было сообщено журналистам, предварительно делалась попытка согласовать сокращение с областными министерствами, на строительство объектов для которых пойдут деньги. Министерство образования и науки сумело изыскать некоторые средства, урезав статью «Прочие расходы», министерство здравоохранения — сократив ассигнования на медикаменты, а министерство культуры — путем перевода некоторых конкурсов на спонсорское финансирование, но так удалось выкроить лишь небольшую долю необходимого.

Со своей стороны, депутаты сочли своей главной заслугой то, что сумели добиться минимализации нагрузки на «социальные» министерства — однако ценой сокращения расходов на погашение внутреннего долга области, достигшего уже почти критического уровня. Теперь предполагается, что погашение состоится в будущем году и будет произведено из доходов от внешнего областного займа. Кроме того, принимая решение, депутаты исходили из того, что внутренний долг велик и часть его все равно придется отнести к 1999 году. Декларировалось также, что перераспределение средств позволит снизить в области социальную напряженность. Дело в том, что 5-6-месячная задержка зарплаты в июне стала причиной забастовки части работников 35-го монтажного управления.

Вторым вопросом были рассмотрены две новые статьи закона о бюджете, предписывающие, например, провести реструктуризацию задолженности юридических лиц перед облбюджетом по налогам, пеням и штрафам за нарушения налогового законодательства, имеющейся на 1 января сего года, через отсрочку или рассрочку до четырех лет по налогам и сборам и до десяти — по пеням и штрафам. Также предлагалось списать с организаций задолженности в облбюджет в размере недополученных ими от Центра и области денег за государственный оборонный и областной заказы. Предложены и другие аналогичные меры. Этот вопрос, после минимальной дискуссии и неудачной попытки депутата Сеноженского внести в проект решения единственную поправку, также нашел единодушную поддержку думцев.

Однако это заседание Саратовской областной думы в июне не стало последним внеочередным и посвященным финансовым проблемам — еще одно состоялось 15 июня. На нем депутаты 26-ю голосами при одном воздержавшемся приняли постановление «О гарантиях возврата кредитных ресурсов», в котором, «в целях поддержки аграрно-промышленного комплекса области», разрешили облправительству предоставить гарантии под привлечение кредитных ресурсов в объеме $140 млн. сроком на один год со стороны Международного промышленного банка. Деньги пойдут на реализацию проекта, связанного с поставкой в область 500 комбайнов американской корпорацией «Кейс». При этом правительству при формировании бюджета на 1999 год надлежит за счет средств, отводимых на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, предусмотреть соответствующие расходы на обслуживание и гарантированный возврат кредита Промбанку. Решено также на погашение кредита направить и доходы от выпуска внешнего облигационного займа.

Принятию документа предшествовала довольно бурная дискуссия. Депутаты поставили было под сомнение, сможет ли область, бюджет которой сегодня отягощен внутренним долгом более чем в 700 млрд. руб., расплатиться за взятый всего на год под 15% кредит. Не убедили некоторых и доводы правительственных чиновников, пытающихся доказать, что долг вернут сами же товаропроизводители, продав урожай. А поскольку один год — действительно, слишком малый срок, представителями правительства было предложено вернуть кредит в этот срок за счет средств внешнего займа, а уже в следующие два года расплатиться и по нему.

Однако нашлись среди депутатов и оптимисты. Абсолютное большинство, выслушав фразу министра сельского хозяйства: «Опасность есть, но другого пути нет» — одобрило постановление, фактически грозящее в недалеком будущем еще более увеличить внутренний долг области, и без того уже вплотную подошедший к критической черте — 30% от общего объема областного бюджета. Здесь следует учесть, что сам расчет областного правительства на успешную реализацию комбайнов основан непонятно на чем — в прошлом году в область уже была завезена партия комбайнов импортного производства, часть из которой так и не была распродана: у сельских товаропроизводителей просто нет достаточных средств. Еще менее понятны надежды, связанные с погашением долгов за счет реализации урожая этого года — катастрофические последствия засухи не позволяют надеяться на значительный размер вырученных таким образом сумм.

3.3.2.      Новые кредиты

Впрочем, надежды областного руководства не были связаны в июне только с будущим внешним займом. 20 июня состоялась церемония подписания соглашения между Правительством Саратовской области и московским «Альфа-банком». Саратовскую сторону представлял вице-губернатор Вячеслав Володин (правда, на соглашении уже стояла подпись губернатора). Банк был представлен его президентом Петром Авеном.

Соглашение предусматривает выделение области кредита в $15 млн. для расчета за закупленные ею датские комбайны (в дополнение к американским, речь о которых шла выше), открытие в Саратове филиала банка, выделение ресурсов для перерабатывающих производств и т.д. К слову сказать, «Альфа-банк» уже работает в регионе (он является владельцем таких предприятий, как «Техстекло», «Вольск-цемент» и др.), но, по мнению Авена, с открытием филиала работа должна улучшиться.

После выступления сторон, подписавших соглашение, была проведена краткая пресс-конференция. Представители банка ответили на вопрос, касающийся сроков возврата кредита («будем решать, чтобы было выгодно производителям»), о филиалах банка в области («уже намечены в Балакове, Энгельсе, в остальных городах — зависит от наличия там гарантированных ресурсов»).

Но некоторые вопросы поставили в весьма неудобное положение вице-губернатора. На первый из них: знает ли Авен о долгах правительства, тот ответил, что банку известны проблемы региона, но есть мнение, что отношения с областью находятся в пределах разумного риска, поскольку деньги для возвращения кредита здесь наверняка найдутся. Господин же Володин посчитал вопрос неудачным, так как долгов у области, по его словам, почти нет (! — Д.Ф.). Что же касается другого вопроса: о разрешении на получение от Межпромбанка кредита в $140 млн. под 15%, только что полученное правительством у облдумы, то здесь Володин, возможно, позволил себе слукавить, сказав, что вопрос об этом кредите пока лишь находится в стадии проработки (что противоречило данным об уже ожидаемом прибытии комбайнов в область).

4.    Органы власти

4.1.       Президент

По каналам центральных информационных агентств распространено сообщение о телефонном разговоре, состоявшемся в минувший понедельник между президентом РФ Борисом Ельциным и губернатором Саратовской области Дмитрием Аяцковым, в ходе которого российский президент сообщил о своем намерении провести отпуск на территории нашей области. Со ссылкой на источник в правительстве области утверждается, что программа пребывания президента на саратовской земле уже подготовлена: президент проведет время либо в резиденции губернатора, либо на некоем неназванном курорте, расположенном на берегу Волги.

Со ссылкой на тот же источник сообщается также, что в ходе разговора Аяцков сообщил Ельцину о тяжелой ситуации, сложившейся в аграрном секторе области из-за засухи. В ответ президент продемонстрировал понимание и пообещал оказать помощь местным сельским товаропроизводителям, включая материальные компенсации потерь урожая.

Информации о предстоящем приезде президента РФ, к сожалению, нельзя дать однозначной оценки. Точно такие же сообщения со ссылкой на источники в областном правительства центральные информагентства распространяли и в прошлом году — однако никакого фактического подтверждения в дальнейшем они не получили.

4.2.       Областное правительство

4.2.1.      Вопрос о председателе

По сведениям, поступающим из информированных источников, в Правительстве Саратовской области в июне продолжалась подготовка к новой широкомасштабной структурно-организационной реформе, связанной, в частности, с таким решительным шагом, как разделение постов губернатора и председателя правительства. Вся связанная с этим процессом информация практически не поддается проверке, однако анализ поступающих сообщений позволяет сделать вывод о том, что, по всей видимости, долгое время одним из основных препятствий для осуществления такой реформы являлись кадровые трудности, которые начала испытывать команда Аяцкова после неоднократных перестановок и замен в верхних эшелонах регионального руководства. Тем более трудным делом выглядит подбор кандидатуры на пост председателя областного правительства, обособление которого позволит губернатору освободиться от рутинной работы и сосредоточиться в основном на деятельности федерального политика.

Однако, судя по последним сообщениям, ситуация, наконец, переменилась. Все чаще в качестве будущего председателя правительства области называется нынешний представитель президента РФ Петр Камшилов. Несмотря на свой пост, он пользуется репутацией полностью лояльного по отношению к губернатору человека и имеет опыт весьма продолжительной работы в его команде. С другой стороны, пока нет никакой информации о том, кому предстоит занять его нынешнее место.

4.2.2.      Программа национального развития

Центральной темой состоявшегося 25 июня заседания Правительства Саратовской области стало рассмотрение вопроса о Программе социального и национально-культурного развития народов области на 1998-2001 годы, проходившее в присутствии министра национальной политики РФ Евгения Сапиро и члена Конституционного суда РФ Бориса Эбзеева.

Представляя проект Программы, министр международных отношений и внешнеэкономических связей области Борис Шинчук отметил чрезвычайную важность затронутого вопроса и его деликатность. Он подчеркнул, что Программа особенно важна для Саратовской области: здесь проживают представители 111 национальностей, действуют ряд национальных объединений, зарегистрированы немецкая, татарская, башкирская и саратовская городская еврейская национально-культурные автономии, также готовится регистрация ряда новых — армянской, азербайджанской, курдской и др.; область является одной из наиболее миграционно привлекательных. При этом документ принимается не на пустом месте — основой для него послужили российская Концепция государственной национальной политики, Закон РФ «О национальной культурной автономии», а также Концепция национальной политики в Саратовской области. Шинчук указал и на имеющийся положительный опыт, отметив сохранение стабильности межнациональных отношений в регионе на фоне усиления в стране — особенно среди молодежи — националистических и даже фашистских тенденций.

Перечисляя основные направления деятельности, Шинчук сказал о важности ведения воспитательной работы в духе здорового патриотизма (с его точки зрения, начинаться она может «с флагштоков с двумя флагами и двух гербов — России и Саратовской области — при входе в каждую школу, каждый вуз»), развития национального образования и национально-культурных автономий. Он упомянул и о необходимости поддерживать традиционные для области верования, противостоя влиянию отдельных групп, представляющих нетрадиционные религиозные конфессии и несущих негативные тенденции. Отдельно было сказано и о проблеме ликвидации контейнерных поселений, в которых несколько лет проживают семьи переселенцев: «Этот позорный факт надо исключить». Особое внимание, как считает Шинчук, необходимо уделить проблемам самого многочисленного — русского — народа, которые, вопреки мнению многих, не решатся сами собой. «Нужна программа развития русского этноса!», — заявил он. Речь также шла о работе в сфере массовой информации, развитии народных промыслов, поддержке соотечественников за рубежом, создании в области Дома дружбы народов (который, по словам губернатора, возьмет на себя роль консультативного органа при решении национальных вопросов) и т.п.

Другие участники обсуждения в целом одобрили Программу, высокие оценки дали ей московские гости. Прозвучали и новые предложения: выделять регионам из федерального бюджета средства на осуществление программ национального развития; создать в Аткарском районе парк этнографии и археологии народов Поволжья; «надавить» на руководство автономий в составе РФ, чтобы те выделяли средства на решение проблем представителей своих народов, живущих вне республик; принять, наконец, областной закон «О миграции».

Федеральный министр национальной политики Евгений Сапиро в своем выступлении указал на несколько основных проблем, остро стоящих сейчас в сфере национальных отношений. Это вопрос о праве на патриотизм, в том числе русский (министр отметил, что именно эта проблема часто становится «флагом оппозиции» и «предметом всяческих спекуляций»), северо-кавказский кризис, вопрос о соотечественниках за рубежом, проблемы беженцев и репрессированных народов.

Сапиро также отметил, что национальная политика может быть разной — объединяющая народы или разъединяющая их, и если не проводить никакой политики — то будет иметь место второй вариант. По его мнению, в Саратовской области понимают: политика должна проводиться, должна быть «положенной на бумагу» и должна неукоснительно исполняться. Он выразил удовлетворенность тем, что в Саратовской области успешно реализуются возможности, которые дает нынешнее российское законодательство. Кроме того, министр высказал мнение, что Программа создается в области не на пустом месте — и свидетельством тому 50 тыс. принятых здесь беженцев. Это, по его мнению, следствие не географических обстоятельств, а «душевной доброты, понимания и государственной политики», а такой подход окупится и морально, и экономически.

Министр поделился и своими сомнениями. Так, в связи с проблемой российских немцев и других переселенцев его беспокоит вопрос: расселять ли их компактно или же смешанно? По собственным словам, раньше он был уверен, что речь должна идти о компактных поселениях, но теперь пришел к выводу, что это стимулирует конфликты; если так и следует поступать — то осторожно и профессионально. В этой связи министр заметил, что главная его проблема сегодня — не Чечня и не Дагестан, а конфликт Ингушетии и Осетии: руководство этих автономий давно готовы к решению проблем, но на бытовом уровне между этими народами уже пролегла кровь. Еще один вопрос, который, по словам Сапиро, волнует его: должен ли в национальной политике «заказывать музыку» тот, кто платит деньги? Как указал министр, решение осложняется тем, что вообще сложно спорить с теми, кто оказывает хоть какую-то финансовую помощь. Наконец, его так же весьма волнует проблема границы между патриотизмом и национализмом.

Большой помощи министр не обещал, но сообщил, что в рамках секвестра он и его коллеги предпримут усилия, чтобы Саратовская область получила положенные деньги — ведь средства вкладываются туда, где они дают эффект. Это, по его мнению, переводит наш регион в число приоритетных.

Как всегда неожиданным в своих суждениях оказался председатель комиссии по правам человека при губернаторе Александр Ландо. В своем выступлении он призвал к взвешенности и продуманности политики в национальной сфере, заметив, что, например, представители правоохранительных органов иногда ведут себя неправильно, как бы исходя из предположения, что есть «хорошие» и «плохие» национальности. Также Ландо предложил провести в Саратове в октябре-ноябре съезд народов Поволжья.

Однако самым интересным оказалось другое высказывание главного правозащитника области. Говоря о националистических настроениях оппозиции, он осудил наметившуюся тенденцию ко все более широкому распространению в России фашистской идеологии и заявил, что если в Москве до сих пор не могут дать четкого юридического определения понятию «фашизм» (а именно это в ряде случаев мешает ведению судебных процессов против пропагандистов подобной идеологии), то у саратовцев хватит сил, чтобы сделать это самостоятельно и предложить свое определение федеральному Центру.

Единственным по-настоящему критическим было замечание по поводу Программы первого заместителя председателя правительства области Владимира Марона, поинтересовавшегося механизмом ее финансирования и не удовлетворившегося ответом Шинчука на свой вопрос. Тем не менее, Программа была в целом одобрена и в ближайшее время будет вынесена также и на утверждение депутатов областной думы, получив дополнение в виде раздела о ее финансировании.

4.3.       Областная дума

О деятельности Саратовской областной думы в июне почти все уже было сказано выше (см. 3.3.1). Фактически, не отраженным остался лишь один факт июньской думской деятельности.

На уже упоминавшемся внеочередном заседании 17 июня, по предложению губернатора Дмитрия Аяцкова, Саратовская областная дума приняла постановление «О внесении изменений и дополнений в постановление Саратовской областной думы от 23 апреля 1997 года №40-717 «О фонде оплаты труда представительных и исполнительных органов государственной власти области».

Согласно этому документу, на величину до полутора должностных окладов в год повышается оплата труда чиновникам областных министерств: леса и природопользования, по делам молодежи, спорту и туризму, торговли (а также его самостоятельных структурных подразделений), мелиорации и устройства села, международных отношений и внешнеэкономических связей, жилищно-коммунального хозяйства, хлебопродуктов; комитетов: по делам записи актов гражданского состояния и по печати; управления ритуальных услуг. До двух должностных окладов в год повышается зарплата чиновников министерств: образования и науки, экономики, инвестиционной политики и межрегиональных связей, промышленности, топлива и энергетики и финансов.

Постановление вводится в действие задним числом — с 1 марта 1998 года. Об источниках средств на повышение зарплаты в постановлении сведений нет.

В то же время, в июне отмечена примерно двухнедельная задержка выплаты заработной платы чиновникам как областного правительства, так и саратовской мэрии. В областном правительстве в этой связи немедленно распространился слух, что зарплата выплачена и не будет, а вместо этого будет иметь место символический акт передачи всеми чиновниками своего месячного заработка на погашение долгов перед бюджетниками. Эта информация к концу июня подтверждения не получила.

На заседании думы 17 июня ее депутаты также рассмотрели и ряд других вопросов. Так, они согласовали кандидатуры судей; приняли сразу в двух чтениях изменения в Закон «Об областном бюджете на 1998 год», по которому, за счет уменьшения расходов на содержание штата министерства финансов, будут выделены дополнительные средства на содержание представительства в Москве в связи с увеличением его штата. Также в двух чтениях приняты изменения в тот же Закон о бюджете, одобряющие создание, в соответствии с указом президента, целевого бюджетного фонда Государственной налоговой инспекции и областного управления Федеральной службы налоговой полиции РФ. Во втором чтении принят Закон «О территориальном общественном самоуправлении в Саратовской области». Внесены изменения и дополнения в законы: «О местном самоуправлении в Саратовской области», «О муниципальной службе в Саратовской области», «О порядке сдачи и утилизации лома и отходов цветных металлов» (увеличив штрафы с 20 до 100 размеров минимальной оплаты труда), «Лесной кодекс Саратовской области» (в первом чтении). Приняты к рассмотрению проекты законов: «О разработке месторождений углеводородов в Саратовской области», «Об ответственности за нарушения в сфере налично-денежного обращения» и «О семеноводстве». Отправлен на доработку пакет изменений и дополнений к закону «О бюджете областного дорожного фонда на 1998 год» (по автомобильным колоннам войскового типа). Принята программа социально-экономического развития области на 1998 год. Отказано в проведении на территории области эксперимента по взиманию платы за выбросы в атмосферу вредных веществ транспортными средствами. Поддержку нашли меры по обеспечению экологической безопасности населения в виде платы за наносимый ущерб. Депутаты не поддержали предоставление налоговых льгот автотранспортным предприятиям войскового типа и поддержали таковое для предприятий бытового обслуживания и потребкооперации. Они также освободили от уплаты госпошлины администрации Духовницкого и Вольского районов; передали безвозмездно в муниципальную собственность подстанцию Аркадакской типографии; выделили средства из своего специального фонда ряду детских учреждений области, а также утвердили график заседаний думы до конца текущего года.

4.4.       Вопрос о объединении Саратова и Саратовского района

2 июня Саратовская городская дума провела свое 19-е, внеочередное заседание. Депутаты, в связи с досрочным сложением полномочий их коллегами Владимиром Южаковым и Юрием Александровым, довыбрали мандатную комиссию, введя в нее Любовь Баранову (в качестве секретаря) и Александра Архипова, признали полномочия вновь избранных депутатов Александра Фролова и Валерия Шикунова, вывели из состава постоянной комиссии по местному самоуправлению, вопросам социальной сферы, законности, защите прав населения Александра Архипова (по его личному заявлению), уточнили городской бюджет на 1998 год, произведя в нем, в связи с аварийным состоянием отдельных объектов социальной сферы, перераспределение средств, повысили (с 4-5 до 7 руб.) тарифы для населения за пользование лифтами. Единственным вопросом, не получившим их поддержку, оказалось внесенное мэром предложение провести опрос жителей Саратова по проблеме изменения границ города путем присоединения к нему прилегающего района.

Дело в том, что по поводу присоединения района к областному центру уже есть распоряжение губернатора, обязывающее к 16 июня закончить всю предварительную работу. Также следует заметить, что подобный опрос ко дню заседания уже состоялся в Саратовском районе, хотя его результаты оставались неизвестны.

Депутатам был предложен порядок проведения опроса, форма опросного листа и пояснительная записка. В качестве докладчика выступил начальник департамента по работе с территориями мэрии Саратова Константин Бандорин. Однако думцы сразу же поставили под сомнение необходимость проведения предлагаемого мероприятия, поскольку, по их мнению, оно, с одной стороны, не будет иметь никаких юридических последствий, а с другой — проведенное в таком виде, едва ли позволит получить объективное представление о мнении жителей. К тому же выяснилось, что необходимые для него 200 000 руб. не были заложены в бюджет. А взявший слово депутат областной думы, председатель комитета по вопросам законности, работе с территориями и общественными организациями Николай Семенец отметил, что решить вопрос об изменении территориального деления можно только через референдум, проведение которого в компетенции областной думы.

Попытки представителей мэрии убедить депутатов ни к чему не привели. Наиболее радикально настроенные предлагали снять вопрос с обсуждения, так как участие в нем депутатов вообще неоправданно, проведение же такого рода мероприятий — дело специалистов-социологов. Поставленное на голосование предложение принять проект за основу не получило поддержки. По предложению депутата Косова, его решено было возвратить в комиссию для доработки.

Однако 5 июня депутаты провели следующее внеочередное заседание, на котором, безо всяких проволочек, приняли решение «поручить администрации города Саратова в срок до 1 июля 1998 года провести опрос жителей города Саратова по вопросу изменения границ города Саратова путем присоединения к городу Саратову Саратовского района». Как сказал председатель комиссии по местному самоуправлению Николай Косов, «об источнике финансирования речь при обсуждении на комиссии не шла, хотя было указано, что это должно быть из резервного фонда»

4.5.       Участие органов власти в судебных делах

4.5.1.      Дело о штрих-кодировании

В середине июня гражданская коллегия Саратовского областного суда под председательством Алексея Зелепукина, после многодневного заседания, удовлетворила жалобу Саратовской ассоциации торговых предприятий (САТП) на действия правительства области по внедрению штрих-кодирования производимых на территории региона товаров. Сторону ответчиков представляли консультант государственного правового управления правительства области Андрей Белов, начальник правового отдела министерства экономики Елена Алексеева и главный специалист отдела Татьяна Кулясова. Сторону истца — юрист ассоциации Александр Курбанов, по мнению которого постановление правительства противоречит закону о защите прав потребителей (предусматривающего не штрих-кодирование, а только экспертизу продукции), а также закону о стандартизации и сертификации товаров и услуг и закону о конкуренции. Таким образом, губернатор Дмитрий Аяцков, подписав соответствующее постановление, превысил свои полномочия как глава исполнительной власти субъекта Федерации.

4.5.2.      Продолжение разбирательства по Закону «О земле»

Как стало известно в июне, Генеральной прокуратурой РФ в Верховный суд РФ направлена кассационная жалоба на отрицательное решение Саратовского областного суда по иску Генпрокуратуры к губернатору Саратовской области и областной думе по поводу несоответствия отдельных положений саратовского Закона «О земле» федеральному законодательству. В настоящий момент материалы Генпрокуратуры находятся в Саратове на рассмотрении сторонами — участниками процесса. Срок ознакомления закончился к 1 июля. В июле будет назначен срок судебного слушания в Верховном суде РФ.

5.    «Гринпис» в Заволжье

11 июня организация «Гринпис России» подала в суд на ЗАО «ЛУКойл-Саратов», добиваясь прекращения им незаконной деятельности на территории федерального заказника «Семеновский» («Саратовский») в Федоровском районе. Как отмечают гринписовцы, в данной ситуации акционерное общество трижды нарушило природоохранное законодательство. Первый раз — начав в 1997 году буровые работы без экологической экспертизы проекта, второй — проигнорировав предписание Госкомэкологии РФ от 24 марта 1998 года о приостановлении незаконных работ, третий — продолжив работы после получения отрицательного заключения государственной экоэкспертизы федерального уровня, завершившейся только 14 апреля. Не смогло остановить незаконную деятельность «ЛУКойл» и предписание о прекращении финансирования проводимых им буровых работ, направленное Госкомэкологией РФ 5 мая в саратовский АКБ «Экономбанк» (последний официально уведомил комитет, что «предписание принято к исполнению»).

Такое пренебрежение мнением государственных природоохранных структур многие эксперты связывают с тем, что «ЛУКойл» в Саратовской области поддерживают высшие должностные лица. 20 апреля губернатор Дмитрий Аяцков подписал постановление №222, которым исключил из федерального заказника «Саратовский» территорию, отданную под разведку нефти. 11 мая им же направлено письмо премьер-министру РФ, в котором Аяцков просит «оказать содействие в продолжении проведения геологоразведочных работ на территории Саратовской области», сообщив при этом, что «Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды предпринимаются меры по остановке поискового бурения ЗАО «ЛУКойл-Саратов» без достаточных на то оснований». Кроме того, областной комитет по охране окружающей среды, превысив свои полномочия, в начале июня провел свою экологическую экспертизу и выдал положительное заключение.

«Нарушение компанией «ЛУКойл-Саратов» действующего природоохранного законодательства — это лишь одно звено в цепочке экологических правонарушений, совершаемых «экономическими монстрами» в России», — заявил представитель «Гринпис России» Оганес Таргулян — «Законы, особенно экологические, нарушаются тем чаще, чем крупнее и могущественнее компания».

Сейчас событиями в заказнике заинтересовались и в Государственной Думе, откуда на имя генерального прокурора РФ Юрия Скуратова и премьер-министра Сергея Кириенко ушли депутатские запросы. Генпрокуратура заявила, что «дело взято под контроль», однако ни о каких ее конкретных действиях пока ничего не известно.

Тем временем, сам «Гринпис» не стал ограничиваться лишь возбуждением судебного преследования и одновременно прибег к более привычным для него методам. 15 июня в заказнике «Семеновский» («Саратовский») российским отделением «Совета Гринпис» была организована акция протеста.

Трое активистов, приковавшись наручниками, блокировали ворота буровой площадки и развернули плакат с надписями: «Стоп незаконному бурению «ЛУКойл» в Саратовской области», «Природа дороже нефти» — на русском и английском языках. Одновременно на штурм буровой вышки пошли восемь альпинистов. Забравшись на более чем 50-метровую высоту, они вывесили два огромных плаката с надписями на русском и английском: «Стоп». В результате пикетирования проведение плановых работ на вышке 15 июня было сорвано — остались за воротами груженые трубами «Кировцы». На место прибыли представители сельской и районной милиции и «ЛУКойла» — начальник службы безопасности, представители пресс-центра и экологической службы. При этом представителям «ЛУКойла» были вручены требования о немедленном демонтаже вышки. Милиция в происходившее вмешиваться не стала, не увидев в действиях пикетчиков ничего противоправного.

Это уже вторая акция гринписовцев против незаконных действий данной нефтяной компании. Первая состоялась 29 апреля в Москве около штаб-квартиры «ЛУКойла».

6.    Электоральные кампании

6.1.       Довыборы в Саратовскую городскую думу

14 июня в Саратове состоялись дополнительные выборы в городскую думу по трем избирательным округам (№№9, 14 и 29) состоялись. Всего в них приняло участие 38,34% избирателей. Ниже приводится данные о числе голосов, полученном кандидатами — участникам выборов:

 

Округ N9 (Октябрьский район):

 

Магомед Батажев                      —            442 голоса

Александр Власов                     —          480 голосов

Дмитрий Иванов                        —            288 голоса

Александр Потапов                   —        1709 голосов

Валерий Цветков                        —            137 голоса

Николай Якимов                        —          939 голосов

 

Округ N14 (Фрунзенский район):

Амир Абузяров                         —            632 голоса

Михаил Макеенко                     —        6650 голосов

 

Округ N29 (Ленинский район):

Николай Архипов                      —          4181 голоса

Ольга Афанасьева                     —            671 голоса

Александр Казачков                 —            76 голосов

Гамлет Ованесян                       —            16 голосов

6.2.       Судебные процессы

В коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда состоялась предварительная встреча сторон — участников процесса, инициированного заявлением помощника депутата Госдумы РФ Алексея Малышева о признании несостоявшимися выборов в Саратовскую городскую думу, прошедших в декабре 1996 года в Ленинском избирательном округе №25, где были обнаружены и подтверждены нарушения в процедуре голосования, а районной прокуратурой возбуждено уголовное дело и проводится расследование. Саратовский областной суд уже рассматривал это заявление и отказал жалобщику, однако данное решение было опротестовано в Верховном суде РФ и вернулось в область на повторное рассмотрение.

Участники процесса — председатель городской избирательной комиссии Николай Цыплаков и заявитель Алексей Малышев в присутствии доверенного лица последнего — предпринимателя Сергея Ислентьева — заключили мировое соглашение, по которому Малышев отзывает свои претензии к избирательной комиссии, а та, в свою очередь, признает, что нарушения действительно имели место. При этом учитывался тот факт, что, якобы, Малышев, набравший второе число голосов после победившего на выборах в округе Николая Косова (бывшего секретаря Саратовской городской думы, оставившего должность, как полагают, лишь пред лицом созданной Малышевым угрозы лишения его депутатского мандата), не будет настаивать на проведении переголосования.

7.    Политическая жизнь

7.1.       Договор об общественном согласии и социальном партнерстве

Политическая жизнь в июне, выглядевшая чрезвычайно бледно на фоне продолжающихся экономических выступлений, ознаменовалась лишь одним по-своему интересным событием, связанным, впрочем, не столько с политикой, сколько с региональной мифологией. Впрочем, явно повторный характер этого события сам по себе вновь наводит на мысль о том, что общий кризис, превращающийся в единственную доминанту жизни области, все более распространяется и на сферу мифа.

Губернатор выступил в мае с инициативой заменить подписанный летом 1996 года и теперь «выполнивший свою задачу» Договор об общественном согласии на Договор об общественном согласии и социальном партнерстве. Таким образом, видимо, в трудный период Дмитрий Аяцков рассчитывает напомнить всем, подписавшим прежний договор, о принятой ими своеобразной «клятве на верность сюзерену». Впрочем, некоторые положения, введенные в текст проекта нового документа, свидетельствуют также и о том, что губернатор не собирается ограничиться лишь очередным символическим актом: он, судя по всему, несет в себе и некоторые практические элементы (полностью ознакомиться с текстом проекта договора пока затруднительно — он не получил широкого распространения). И как раз эти две стороны документа — символическая и практическая — как кажется, уже начали вступать между собой в конфликт, который либо разрушит одну из них, либо (что много менее вероятно) вообще заставит отказаться от подписания договора. Хуже того, новая инициатива губернатора содержит в себе и зерно, потенциально вредное для региональной мифологии: новый договор выносится на общественное обсуждение, что предполагает критическую оценку документа, являющегося его предшественником, а также последствий его применения, выводя всю процедуру далеко за рамки ритуала.

Сам проект в июне был вынесен на обсуждение Общественной палаты при губернаторе. 22 июня в Правительстве Саратовской области состоялось заседание ее совета, участники которого как раз и рассмотрели вопрос о ходе работы над проектом Договора об общественном согласии и социальном партнерстве. К этому времени члены Общественной палаты уже получили возможность ознакомиться с проектом договора, и некоторые из них — «ЯБЛОКО», Российский союз офицеров запаса, ФНПР, Российский союз местного самоуправления, Областной совет ветеранов, областная женская лига «Инициатива» — подготовили свои пакеты поправок и предложений.

В ходе обсуждения его участниками были высказаны различные точки зрения на проект. Так, председатель областного отделения «Яблока» Анатолий Родионов напомнил членам совета об ответственности, заметив, что новый договор не должен стать лишь одним из множества документов, и его следовало бы заложить в основу ряда программ. Он подчеркнул, что прежде всего следовало бы достигнуть соглашения по поводу фундаментальных запретов, которые будут соблюдать участники договоренности. Председатель совета Саратовской областной татарской культурной автономии Фарид Рашитов заявил, что в тексте предложенного к обсуждению проекта преувеличены достижения, полученные благодаря предыдущему договору — говоря о согласии и примирении, стабилизации экономической ситуации, его авторы выдают желаемое за действительное. Как отметил Рашитов, коммунисты не подписали прежний договор, постоянно оставаясь в оппозиции, и этот факт игнорировать нельзя. Кроме того, по его мнению, авторы документа слишком упрощенно понимают его задачу («чтобы не было... несанкционированных политических проявлений, чтобы все вопросы решались согласованно и единодушно»), тогда как согласие — не самоцель, а лишь инструмент, способный помочь росту благосостояния граждан. Неудовлетворенность Рашитова вызвал и подход авторов к проблеме межнациональных отношений — по его мнению, проект не может служить основой для сохранения самобытности нерусских этносов, возрождения их культуры и языков. Критические выступления как по тексту нового, так и по исполнению старого документа прозвучали со стороны председателя Совета ветеранов Юрия Баранова (заявившего, что при нынешнем подходе к ветеранским проблемам ему может оказаться затруднительно вновь подписывать договор), редактора газеты «Совфакс» Николая Яковлева (не подписывавшего прежний договор) и зама координатора областной организации ЛДПР Александра Горелика.

Наиболее резко прозвучало выступление имама Духовного управления мусульман Поволжья Мукаддаса Бибарсова, начавшего с политического заявления о том, что в договоре содержится пункт о согласовании позиций на выборах депутатов Государственной Думы в 99-м и президента РФ в 2000 году, подразумевающий предпочтительную поддержку «подписантами» единых кандидатов. Бибарсов решительно попросил исключить эти положения, сообщив, что он против такого возвращения к практике давно прошедших лет.

Несколько диссонировало с остальными выступление председателя координационного совета регионального отделения Российского союза местного самоуправления Сергея Перепеченова, предложившего членам совета адресовать все претензии по поводу недостаточной работоспособности действующего договора к самим себе: «Мы ведь вас для того и избирали в совет»...

В конце заседания его участники приняли проект договора за основу и сформировали редакционную группу. По окончании ее работы полученный текст предполагается опубликовать для общего обсуждения в газете «Саратовские вести». Подписание договора, по всей видимости, состоится лишь в сентябре.

7.2.       Правозащитники

16 июня в Правительстве Саратовской области прошла встреча губернатора с представителями правозащитных организаций (их в настоящее время в области действует около 20).

Первым слово было предоставлено председателю областной комиссии по правам человека при губернаторе Александру Ландо, который подчеркнул, что правозащитная деятельность по-прежнему остается актуальной. Причин этому много: правовая безграмотность населения, затягивание судебной реформы и принятия нового Уголовно-процессуального кодекса, материальная зависимость судебных органов от местной власти и т.д. Ландо высказал мнение, что «исторически государство не является противником соблюдения прав человека», однако контроль за чиновниками нужен, так как «произвол начинается там, где кончается прозрачность власти».

Выступили и руководители независимых правозащитных организаций. Председатель Саратовской городской ассоциации жертв политических репрессий Алексей Косякин рассказал о материальных трудностях с изданием готового макета 1-го тома Книги памяти жертв репрессий, о формирующейся в регионе системе доносительства (это он назвал реанимацией системы, созданной большевиками) — последнее, по его мнению, неизбежно «заведет нас опять на кухню». Председатель правозащитного центра «Солидарность» Александр Никитин, предложивший участникам встречи почтить память о погибшем 2 мая правозащитнике майоре милиции Игоре Лыкове, в своем выступлении делал упор на необходимость создания такой системы законов, при которой граждане сами могли бы защитить свои права. О необходимости формирования гибкой структуры, позволяющей защищать права людей разных возрастных категорий и социального положения говорили председатель Саратовской ассоциации самоуправляемых территорий Александр Джашитов, председатель Саратовской региональной ассоциации общественных благотворительных фондов Ольга Коргунова, председатель общественной организации «Солдатские матери Саратова» Раиса Тесницкая и другие.

В заключение губернатор высказал пожелание создать при областной комиссии по правам человека совет общественных правозащитных организаций с президиумом, который должен собираться не реже раза в неделю.

7.3.       Оппозиция

В июне активность публичной политической жизни оставалась крайне низкой, что, не в последнюю очередь, может быть объяснено стоявшей в Саратовской области сильнейшей жарой.

По крайней мере, даже в канун 22 июня было зафиксировано лишь два малозначительных митинга, посвященных очередной годовщине начала Великой Отечественной войны — один из них провели объединенные силы РКРП, КПСС и «Трудовой России», а второй (носивший название «вече жителей Саратова») — Русская партия. Число участников обеих акций было крайне малым. КПРФ в июне сосредоточило свое внимание на участии в деятельности стачечных и забастовочных комитетов на предприятиях — и достигла определенных успехов. Так, на митинге «Нитрона» 1 июля со стороны забасткома прозвучала даже благодарность за оказанную организационную и агитационную поддержку, адресованная КПРФ. Впрочем, все это не дало левым ощутимых политических дивидендов — все последние избирательные кампании их кандидаты неизменно проигрывали, а общий рост подспудной активности лишь вновь привлек к ним внимание властей.

Так, у редакции газеты «Коммунист» (учредитель — Саратовская областная организация КПРФ) возникли сложности после выхода в свет 9-го номера этого издания, где под рубрикой «Наши кандидаты» была опубликована заметка кандидата в депутаты в Саратовскую городскую думу Ольги Афанасьевой. В частности, отвечая на поставленный ею же самой вопрос о том, что делать, если «на общество идет сильнейший напор угнетателей-грабителей»? — она отвечает: «Вести непримиримую борьбу с «господами», начинать новую революцию — с экономической борьбы переводя ее в русло политики и завершая вооруженным восстанием... Мирно добиться правды народу, как учит история, не удастся».

Нетрудно догадаться, что неприятности у редактора и руководителя обкома КПРФ были связаны с содержащимся в тексте фрагментом, квалифицированным региональными надзорными органами как прямой призыв к насильственному изменению конституционного строя, противоречащий статье 4 Закона РФ о средствах массовой информации. В этой связи редакцией было получено официальное письменное предупреждение за подписью начальника Саратовского регионального управление регистрации и контроля за соблюдением законодательства РФ о СМИ Надежды Нестеровой. Впрочем, как сообщили представители обкома КПРФ, каких-либо иных последствий эта история не имела, и к настоящему времени вопрос можно считать исчерпанным.

Некоторый специфический интерес представляет собой распространившаяся в июне информация, касающаяся деятельности радикальных национал-патриотов.

В мае в Москве была создана еще одна национал-патриотическая организация — Высший совет национальных сил. В него вошли более 20 организаций национал-патриотического толка: Национально-республиканская партия России, Русская партия, Русская патриотическая партия, Русская национальная партия, тереховский Союз офицеров, часть членов РНЕ, которые по тем или иным причинам ушли от Баркашова. Бывшему лидеру Саратовской организации РНЕ Эльдару Клочкову при этом предложено возглавить Поволжскую региональную организацию Совета национальных сил. Он дал свое согласие, и, проведя переговоры с Самарой, Волгоградом и Астраханью, начал готовиться к региональной конференции, которая, по имеющимся данным, состоится в Саратове 15-17 июля. Эльдар Клочков, по его словам, уже успел провести объединительное собрание местных национал-патриотов, в котором участвовали представители елшанской Партии русского национал-патриотизма Андрея Коробова и недавно появившиеся Саратове «скинхэды». В отличии от РНЕ, которое заявляет, что придет к власти парламентским путем, сторонники Клочкова допускает любой из вариантов, не исключая насильственного. Несмотря на это, Клочков собирается идти на выборы в Государственную Думу РФ под лозунгами: «Сам не ворую и другим не дам», «Сам работаю и других заставлю», «Сам не вру и другим не позволю».

7.4.       «Солдатские матери»

Своеобразно отреагировали члены Балаковского Союза солдатских матерей на сюжет, показанный в телепередаче «Совершенно секретно» 14 июня. Речь в нем шла о том, как трое солдат воинской части 3419, что в городе Реутово под Москвой, ночью в течение нескольких часов издевались над несколькими десятками молодых бойцов. Увидев казарменные ночные бдения во всей красе, солдатские матери справедливо задались вопросом о том, где в это время находятся дежурные офицеры. Заподозрив, что ночью упомянутые офицеры не исполняют своих обязанностей по обеспечению порядка во вверенном их подразделении, участницы Союза решили провести «акцию презрения», в ходе которой каждая из них направила командованию воинской части 3419 телеграмму, где и высказала свое отношение к командирам. Их содержание разное, одна, например, такова: «Не считаем возможным далее доверять вам своих детей и заберем их из вашей воинской части, если хотя бы один офицер не будет уволен с воинской службы по несоответствию занимаемой должности». Большинство в своих телеграммах уведомляют командование, что такая служба солдат — ничто иное, как позор для офицеров. Многие откровенно пожелали детям последних такого же счастья, которое они обеспечили военнослужащим срочной службы в/ч 3419.

8.    Телевидение

8.1.       НТВ

5 июня, в присутствии членов Правительства Саратовской области, представителей общественных организаций и журналистов, прошла церемония подписания соглашения между областным правительством и телекомпанией НТВ по созданию регионального предприятия «НТВ-холдинг». Подписи под договоренностью поставили губернатор Дмитрий Аяцков и генеральный директор НТВ Игорь Малашенко.

Соглашение предусматривает открытие в Саратове регионального информационного канала НТВ. Как явствует из документа, телекомпания берет на себя обязательства повысить качество передачи программ уже существующего канала, создать в области круглосуточный информационный канал «НТВ-новости» с использованием местной информации, технически обеспечить его работу, реконструировать саратовскую телевышку и оборудовать радиотелепередающий центр, расширить присутствие в регионе радиоканала «Эхо Москвы» и создать в Саратове (вероятно, на базе одного из существующих кинотеатров) современный многозальный мультиплекс.

Вклад в выполнение соглашения саратовской стороны более скромен: подобрать специалистов, предоставить необходимые помещения и объединить усилия имеющихся у нас сегодня радио и телевизионных структур. Исполнение соглашения возложено на вице-губернатора Вячеслава Володина.

Что касается планов авторов этого предприятия, то о них можно было узнать из отдельных реплик выступавших и из их ответов на вопросы журналистов. Так, Дмитрий Аяцков заметил, что, «как бы ни старалось федеральное правительство ограничить деятельность журналистов, мы у себя этого не допустим». В унисон прозвучало и замечание гендиректора НТВ о том, что осуществлением этого первого в России соглашения его кампания хотела бы «до конца разрушить централизованную систему российского информационного пространства, так как Россия сегодня сильна регионами». Когда же Аяцкову задали вопрос о том, почему этот проект подписывается не с ВГТРК, а с НТВ, губернатор ответил: «У меня хорошие отношения с Гусинским».

8.2.       ВГТРК

18 июня в Правительстве Саратовской области губернатор Дмитрий Аяцков и генеральный директор Всероссийской государственной телерадиокомпании Михаил Швыдкой подписали соглашение о создании холдинга, учредителями которого станут Центр и Саратовская область. Для области этот договор означает совершенствование технологической базы за счет средств, выделяемых Москвой, и возможность показывать свои новостные блоки для всей России. ВГТРК же, исполняя указ президента от 8 мая, озабочена формированием единого информационного поля, от чего, как заметил Швыдкой, даже зависит безопасность страны.

Диссонансом прозвучал вопрос представителя саратовской телеканала «Телеком-ТВ», поинтересовавшегося тем, что будет с негосударственными каналами, вынужденными конкурировать со все более наращивающим силы и все глубже проникающим в регионы телевидением Центра. Сколько-нибудь вразумительного ответа на этот вопрос не последовало.