Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Ахмет ИВАНОВ

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН
в июне 1998 года

1.    МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС CITOGIC-98

Главным событием месяца из числа объявленных заранее стал Международный конгресс «Новые высокие технологии для газовой, нефтяной промышленности, энергетики и связи» (в англоязычной аббревиатуре — «CITOGIC-98»), который состоялся в Казани с 16 по 20 июня. Конгресс — шестой по счету, из ежегодно проводящихся в различных городах России под эгидой РАО «Газпром», Академии технологических наук РФ, Минтопэнерго РФ, Минэкономики РФ, Комитета по конверсии и наукоемким технологиям Госдумы РФ, Госкомсвязи РФ, Федеральной службой геодезии и картографии РФ, Ассоциации «Стройтрансгаз», Международной академии технологических наук. Среди организаторов нынешнего мероприятия — Кабинет министров Республики Татарстан. Предыдущий форум состоялся в Москве в рамках празднований 850-летия столицы. Шеф тогдашнего регионального оргкомитета Юрий Лужков обратился к Минтимеру Шаймиеву с просьбой принять эстафету в нынешнем году.

Значение, придаваемое событию, помимо обсуждения собственно технологических новаций в ТЭКе, определялось рядом политико-экономических аспектов. Если не считать ожидавшегося приезда в Казань С.Кириенко (который не смог участвовать в конгрессе, как сообщалось, из-за болезни), то знаковым олицетворением всего происходящего стало участие в заседаниях Рэма Вяхирева.

Смыслообразующим же началом в работе конгресса многие считают взаимоотношения между Татарстаном и «Газпромом». Здесь и лидирующие позиции республики в области газификации (52% процента сельских населенных пунктов сегодня пользуются сибирским газом, поставляемым через единую систему газоснабжения РАО «Газпром»). Это и 3600 километров магистральных газопроводов плюс 8000 километров разводящих газопроводов, проходящих через территорию Татарстана. Из 395 работников РАО 8 тысяч — жители Татарстана. Кроме того, «Газпром» — крупнейший заказчик продукции предприятий ВПК, действующих в республике. Факт принципиальной значимости — особые отношения Татарстана с РАО, лично Минтимера Шаймиева с Рэмом Вяхиревым. Суть этих отношений заключается в тактике урегулирования задолженности за поставляемый газ. Если во всех остальных субъектах федерации долгами занимается газпромовская структура «Межрегионгаз», то здесь на паритетных началах создан финансовый оператор — «Татгазинвест», занимающийся реструктуризацией долга и отвечающий за поступление денег в «Газпром». Преимущества разработанной модели для республики вполне очевидны, главное из них — шанс на оздоровление промышленности.

Помимо всего прочего, аналитики всячески педалируют то обстоятельство, что М.Шаймиева и Р.Вяхирева связывают узы доверительной взаимной поддержки.

Указанная схема создавалась как эксклюзивная. Сегодня ее пытаются перенять в соседнем Башкортостане.

В чем заключается содержательная сторона дела? С некоторой долей претензий на информационный приоритет ее обнародовал Отдел экономической политики газеты «Казанское время»: «Программа реструктуризации задолженности предприятий РТ за топливно-энергетические ресурсы» рассчитана на период с 1998 по 2000 гг. и предусматривает погашение долга 1) в денежной форме, 2) ценными бумагами (векселями, акциями, складскими свидетельствами и др.), 3) продукцией предприятий-должников, необходимой РАО «Газпром». Ядром предложенной системы является наделение оборотным капиталом КамАЗа, передача последнему активов на сумму 1 триллион (неденоминированных) рублей. Шанс для автомобилестроения поистине спасительный. Конструкция в целом выглядит так: «Татгазинвест» передает собранные средства новому финансовому оператору, который учреждается «Газпромом», «Межрегионгазом» и «Татгазинвестом». Этот институт, кроме загрузки производственных мощностей, призван очистить КамАЗ от фирм-прилипал — этого бедствия, оборачивающегося ростом себестоимости, снижением конкурентоспособности и прочими «эффектами»... В мае Р.Вяхирев подписал документ о создании «Промингаза». Запуск всей схемы оговорен тем, что «Газпром» должен стать стратегическим инвестором при приватизации ПЭО «Татэнерго», а также выдвигаемыми требованиями жесткого реформирования ТЭК Татарстана и неукоснительным налаживанием бесперебойного поступления текущих платежей за газ».

Наконец, аналитики «Казанского времени» настойчиво акцентируют роль первого вице-премьера РТ Равиля Муратова в отладке описанного механизма.

После завершения работы конгресса, как сообщала «Независимая газета», было решено, что «Газпром» частично переуступает Татарстану долги Украины за поставки газа. Сумма при этом не уточняется, хотя называются сотни миллионов долларов. Часть этих денег, по словам Равиля Муратова, пойдет на пополнение оборотных средств КамАЗа [[1]].

В адрес конгресса поступило приветственное послание Б.Н.Ельцина вполне дежурного содержания, правда, без уместных в данном случае, казалось бы, комплиментов в адрес республики и ее руководства.

На первом пленарном заседании выступил Р.Вяхирев, воздавший должное вкладу Татарстана в реализацию стратегии «Газпрома», ориентированной на конверсию. Как подчеркнул оратор, благодаря заказам РАО на предприятиях ВПК создано 40 тыс. рабочих мест, а с учетом поставок комплектующих — в 10-15 раз больше.

Выступивший затем М.Шаймиев говорил о достижениях республики, о масштабных проектах — строительстве моста через Каму, Елабужского автомобильного завода, реконструкции аэропорта «Казань» и сооружении казанского метро, принятии Земельного кодекса (законодательно закрепившего частную собственность на землю) и Закона «О нефти и газе» (предусматривающего право пользования недрами на условиях раздела продукции, заключаемых между Правительством РТ и инвесторами, в том числе — иностранными).

На последовавшей пресс-конференции оба руководителя признали принципиальную важность проблемы урегулирования «газовых долгов», а Р.Вяхирев расценил перспективу ограничения поставок газа в РТ как маловероятную.

Новых красок мероприятию добавило участие в его работе экс-премьера России Виктора Черномырдина. Он прилетел в Казань 19 июня, накануне традиционного татарского праздника Сабантуя, сразу пообещав разбить не один горшок (этнографический элемент состязаний), как Б.Ельцин в 96-м году, а минимум два. Выступление В.Черномырдина анонсировалось как доклад крупного специалиста-отраслевика по тематике конгресса. Однако, отклонившись от объявленной темы доклада, он посвятил основное внимание макроэкономической ситуации в стране в связи с действиями нового правительства. Понятно, говорил В.Черномырдин, что сегодня у российских властей нет денег. Но в этой ситуации нужно разрабатывать правила игры, под которыми следует понимать принятие необходимых для рыночной экономики законов и решений. К их числу в первую очередь нужно отнести новый Налоговый кодекс, экстренные меры по ликвидации неплатежей, снижение тарифов на электроэнергию, газ, воду. Почему же этого не было сделано в его бытность премьером? С 1992 года Правительство РФ решало другие важнейшие задачи: нужно было удержать инфляцию, стабилизировать рубль, создать рыночные механизмы [[2]]. Теперь пришло время вплотную заняться выработкой промышленной политики.

Вот некоторые из тезисов выступления в изложении корреспондентов казанской газеты деловых кругов «Время и деньги»:

— Сегодня никакой промышленной политики в стране нет, но настало время этим заняться.

— Денег в стране тоже нет, а удержать экономику на внешних кредитах и рассчитывать нечего.

— Нужно снизить налоговое бремя на производителей, а для этого принять, наконец, хотя бы по частям Налоговый кодекс.

— Уже сегодня надо разрешить предприятиям продавать продукцию по ценам ниже себестоимости и взимать налоги с учетом реальной цены товара.

— Действенная мера ликвидации неплатежей — реализация дебиторской задолженности на биржевых торгах [[3]].

В.Черномырдин встретился со своими политическими сторонниками — активом республиканской организации движения «Наш дом — Россия» и депутатской группой Госсовета РТ «Туган Илем — Татарстан». Он выразил удовлетворение тем, что между двумя организациями есть «точки соприкосновения». Никакие «заумные программы» не выведут Россию из сложившейся ситуации. «Сегодня я — не госчиновник, а политик и вижу своей главной задачей подготовку грядущих парламентских выборов.... От того, какой мы изберем парламент, будут во многом зависеть выборы нового президента страны» [[4]]. Были затронуты и вопросы купли — продажи земли («но под контролем государства»), национальной политики (попытки использовать ислам в политике — «грязная игра»), развития договорных процессов между республиками и федеральным Центром.

2.    КАБИНЕТ МИНИСТРОВ: КОНЕЦ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ?

2.1.    Контуры нового курса и ожидания кадровых перемен

Июнь ознаменовал логическое завершение того раунда во внутриполитической жизни республики, начало которому было положено в мае переходом Фарита Мухаметшина с должности премьера на должность спикера Госсовета РТ и образованием вакансии главы кабинета, что, по понятным причинам, создавало весьма напряженную интригу. Дело здесь — не только и не столько в самих персоналиях, но в выборе экономической стратегии и в разрешении альтернативы «фискальная политика versus промышленная политика». Далее, назначение того или иного из потенциальных преемников Ф.Мухаметшина должно было символизировать кристаллизацию нового ядра в правящей элите республики, нового профиля той группы, которую именуют «командой президента», шире — его аппаратную опору.

8 июня состоялось расширенное заседание Кабинета министров РТ под председательством президента М.Шаймиева, формально выполнявшего на тот момент функции главы правительства. В повестке дня значились два вопроса — «О мерах по упорядочению государственных расходов бюджета Республики Татарстан» и «О мерах по обеспечению своевременной выплаты пенсий в Республике Татарстан».

Лейтмотивом обсуждений стал лозунг, вынесенный впоследствии как заголовок многочисленных газетных сообщений в казанской и московской печати, — «жить по средствам».

Запев был сделан М.Шаймиевым достаточно решительный: на недавней встрече Б.Ельцина с главами республик прозвучало: «Россия как великое государство была днями на грани финансового краха». Президенту России удалось уговорить Клинтона и в его лице глав «семерки» спасти страну. Но как ерничали журналисты, «друг Билл» в татарстанских делах — не помощник. Рассчитывать следует только на внутренние источники пополнения казны. М.Шаймиев настроил участников заседания на серьезное отношение к словам докладчика — министра финансов РТ Рустама Минниханова, касающимся нецелевого расходования бюджетных средств.

На заседании были приведены данные, способные любого убедить в серьезности ситуации. За истекшие месяцы, по сравнению с тем же периодом прошлого года, поступление в доходов в бюджет «живыми» деньгами увеличилось на 10 процентов, но в 12 районах республики этот показатель ухудшился. В итоге — за 4 месяца доходная часть консолидированного бюджета РТ выполнена на 59 процентов, а республиканского бюджета — на 47 процентов. Это чревато, как минимум, замораживанием во втором и третьем кварталах капитального строительства, мер по реорганизации жилищно-коммунального хозяйства и других проектов, которые не ухудшают впрямую социального положения жителей республики.

Судя по выкладкам Р.Минниханова, не улучшится положение дел в больницах и школах (часть расходов здесь по-прежнему будет лежать бременем на самих гражданах). Министр детализировал свои предложения: отказаться от оплаты методических пособий для учителей, от бюджетного финансирования художественной самодеятельности, от практики предоставления беспроцентных ссуд на строительство квартир и от платы за получения высшего образования за счет организаций.

Щедрая доля критики досталась и чиновничьему аппарату. Дотошные газетчики подсчитали: на площади перед зданием правительства участников расширенного заседания поджидало более трех десятков сверхдорогих джипов. В строгих цифрах доклада картина была нарисована не менее наглядная: за последние два года расходы на содержание органов государственной власти и управления в республике увеличились в 2,5 раза; с 1988 года численность госчиновников в Татарстане (республиканский уровень) возросла в 7 (!!!) раз, а перечень соответствующих структур — с 18 до 52. Как нельзя более кстати, подоспела публикация в «Известиях» аналитика из аппарата Президента РФ доктора социологических наук Михаила Афанасьева, приведшего следующие любопытные сведения: соотношение управленцев и численности населения в целом по стране составляет шкалу от 1 к 1200-1500 (малонаселенные регионы) до 1 к 3000-3800 (регионы с многочисленным населением). В Татарстане же на одного чиновника приходится 1030 жителей! [[5]].

В этом контексте президент Шаймиев весьма жестко предупредил: если информация о нецелевом расходовании средств чиновниками подтвердится, «пойдут указы за указами». Слова, звучавшие в те дни, как казалось, магически. Назывались конкретные фамилии. Шефу Минприроды РТ А.Щеповских было обещано, что на работу ему впредь придется ездить на трамвае, а не на «Шевроле-Блейзер». Многие вспомнили присной памяти инициативу Б.Немцова. Говорилось и о мобильных телефонах и проч. и проч.

За показной стороной дела некоторые компетентные наблюдатели призвали обратить внимание на весьма показательные моменты в выступлении Р.Минниханова: идея об отказе от местных налогов и сборов с товаропроизводителей, об усилении качества собирания налогов в отличие от количества последних, а также идея о принципиальном пересмотре стратегии финансирования аграрного сектора (переход к авансированию только госзаказа и кредитованию только на возвратной основе). Все это, а в особенности же последнее, свидетельствовало о самой серьезной заявке докладчика на солидную концептуальность и на претензии, явно выходящие за рамки минфиновских полномочий [[6]].

В целом, участники заседания, должно быть, разошлись с комплексом четких ощущений: президент Шаймиев шутить с кадрами не намерен, тем более, что все эти кадры, или, во всяком случае, подавляющее большинство из них, мягко говоря, не безгрешны, а соответствующие поводы в случае необходимости не придется даже искать. Учитывая специфику обстановки, сложившейся из-за своеобразного «бунта на корабле» во время майской сессии Госсовета (когда альтернативная президентской кандидатура на пост спикера — челнинский мэр Р.Алтынбаев versus экс-премьера Ф.Мухаметшина — набрала более 50 голосов депутатов, в большинстве своем глав администраций и других высокопоставленных чиновников), легко понять воцарившуюся в аппарате власти атмосферу тягостного ожидания своей личной участи. По слухам, тех, кто голосовал вразрез шаймиевской кандидатуре, давно «вычислили», несмотря на процедуру тайного голосования.

Достаточно напомнить, что своих кресел лишились такие влиятельнейшие фигуры, как руководитель аппарата Президента РТ Халяф Низамов и министр внутренних дел РТ Искандер Галимов. В среде политизированной общественности усиленно муссируется информация об их активной причастности к продвижению челнинской кандидатуры еще на подходах к майскому голосованию.

2.2.    «Кадровая революция»

«Кадровая революция» в республике на сегодня каких-либо признаков затухания не демонстрирует.

В отставку отправлены начальник налоговой инспекции РФ по Республике Татарстан Шамиль Бадамшин (что стало практически непредотвратимо после сокрушительной критики на упомянутом расширенном заседании Кабинета министров) и управляющий Пенсионным фондом РФ по Республике Татарстан Валерий Алексеев.

Новым шефом налоговой инспекции стал 34-летний Ренат Хайров — бывший заместитель министра финансов, а до того старший инспектор в том же ведомстве. Имеет, как сообщалось, опыт руководства акционерными обществами и банками [[7]]. Это — еще один довод в пользу тезиса о превращении Минфина РТ в доминирующий полюс влияния в республике, тезиса о том, что к кормилу исполнительной власти приходит команда «младофинансистов», менеджеров новой генерации, выращенной на волне трансформаций в сфере денежного обращения и не имеющей былого генетического кода «крепких хозяйственников». Хотя, справедливости ради, надо заметить, что «агробюрократическое» первородство этой генерации в значительной степени сохранено, если не буквально и поголовно, то в лице ее лидера — Р.Минниханова — по крайней мере. В этом — одно из коренных отличий процессов обновления исполнительной власти в Казани от соответствующих процессов в Москве. За внешним сходством — принципиально иные источники рекрутирования, принципиально иная социология.

Наиболее громкое шумовое сопровождение получил эпизод с освобождением от занимаемой должности главы администрации Высокогорского района, непосредственно граничащего с Казанью в северной зоне республики, Заудата Миннахметова (a propos, преемника на этом посту Рустема Минниханова, ушедшего руководить Минфином РТ). Были широко обнародованы результаты проверки деятельности З.Миннахметова Контрольно-ревизионным управлением Минфина: «многочисленные недостатки в расходовании бюджетных средств», «личная нескромность в решении жилищного вопроса» (дом в Арском районе, квартира в Казани, строительство дома в Высокой Горе...), сокрытие от налоговых инстанций факта продажи личного автомобиля и т.п. Согласно некоторым журналистским оценкам, все это, по меркам наших дней — не более, чем «детские шалости». Причина в другом — в том, что высокогорский глава был активным участников «районной оппозиции». Вот как описывает ситуацию газета «Казанское время»: «Президенту было за что наказывать. То, что произошло накануне той пленарной сессии, называется заговором. Высокогорский район и поселок Салмачи (там находится дворец вдохновителя «фронды» Халяфа Низамова) стали местом тайных вечерь. За милицейскими кордонами (за что потерял голову министр МВД Искандер Галимов) разрабатывался сценарий впоследствии провалившегося «парламентского бунта»...» [[8]].

В качестве знакового события общественное мнение расценило уже упоминавшуюся отставку с поста руководителя МВД генерала Искандера Галимова. Глава ведомства, чья деятельность совсем недавно было предметом «распространения передового опыта» во время всероссийских совещаний, пал жертвой собственной предвыборной агитации в пользу Р.Алтынбаева. Это, как пишут газеты, «ни для кого не секрет». На его место даже прочили нынешнего начальника Управления ГАИ Татарстана Р.Миннеханова — родного брата министра финансов РТ [[9]]. Однако выбор президента пал на другую кандидатуру. Новым министром внутренних дел РТ стал Асгат Сафаров, 37-летний полковник, руководивший с июня 1991 года и до последнего времени службой безопасности президента Республики Татарстан. Иначе говоря, эта должность предполагала то, что образно обозначается как «член семьи».

Еще одна перестановка на политическом Олимпе республики — на посту главы администрации Альметьевска (своеобразной столицы нефтяного края) Ильдуса Гареева заменил 38-летний Ильшат Фардиев. Примечательно, что очередную «сильную рокировку» не увязывали с событиями пленарной сессии Госсовета 27 мая. Среди «оппозиционеров» бывший альметьевский глава замечен не был. По свидетельствам аналитиков, «расстрельные списки» здесь ни при чем [[10]]. «При чем» здесь вероятнее всего то, что Ильшат Фардиев — не просто уроженец Актанышского района, а значит — земляк М.Шаймиева, но и его, по слухам, племянник, профессиональный энергетик, примерно год поработавший главой администрации в родном районе.

Наконец, в цепи описываемых событий обращает на себя внимание еще один не совсем ординарный момент. В конце июня состоялось собрание акционеров АО «Татнефть» с участием М.Шаймиева и Р.Муратова. В состав совета директоров были введены и новый глава администрации Альметьевска, и «младофинансист» (если угодно — «младореформатор») министр экономики и промышленности РТ Ш.Губайдуллин — в качестве председателя совета директоров, и главный советник казанского АО «ТАИФ» («Татарско-американские инвестиции и финансы») Радик Шаймиев. Оценивая последнее кадровое решение, газета «Время и деньги» охотно оперирует ассоциациями с шефом «Аэрофлота», с украинской, молдавско-казахстанской, свердловской группами и т.п. Проводилась также аналогия с «Башнефтью» во главе с Рахимовым-младшим. По поводу Радика Шаймиева было замечено, что он до последнего времени «старался не засвечиваться», участия в выборах не принимал. Наконец, важным было признано то обстоятельство, что его избрание практически не комментировалось в республиканской прессе [[11]].

Словом, налицо тенденция кристаллизации нового ядра как в правящей, так и в деловой элитах Татарстана. Речь, по всей вероятности, идет не о тривиальном укреплении позиций, но о подготовке к предстоящим президентским выборам, которые, судя по событиям последних недель, могут принять в республике достаточно жесткий оборот. Былая безальтернативность на глазах утрачивает ранг политической парадигмы для Татарстана. Совершенно не исключено, что М.Шаймиеву предстоит столкнуться с реальным соперничеством, а в ход пойдут столь же реальные технологии мобилизации ресурсов — финансовых, организационных, информационных, масс-медийных и т.п. — «по полной программе». В этом случае М.Шаймиеву потребуются уже не просто аппаратные рычаги, но и все то, что было апробировано в 1996-м в масштабах России.

2.3.    Завершение «кадровой революции»?

Весь сюжет с кадрами на данном этапе получил некоторую композиционную завершенность 10 июля, когда на сессии Госсовета РТ был принят ряд очередных кадровых решений.

Премьер-министром Республики Татарстан утвержден Рустам Минниханов, одновременно освобожденный от должности министра финансов республики.

Как гласит биографическая справка, новый глава кабинета родился 1 марта 1957 года, окончил Казанский сельскохозяйственный институт и Заочный институт советской торговли, по специальности — инженер-механик и товаровед. Кандидат экономических наук. Работал инженером Сабинского районного отделения «Сельхозтехники», инженером и главным энергетиком леспромхоза в этом же районе (это хозяйство долгие годы возглавлял его отец, а ныне возглавляет брат. «Он из хорошей семьи», — заметил по этому поводу М.Шаймиев). В 1983-1995 годах работал в Арском районе: председателем райпо, председателем исполкома, первым заместителем главы районной администрации. В 1993 году был назначен главой администрации Высокогорского района. С ноября 1996 года — министр финансов РТ [[12]].

В своем выступлении на сессии Госсовета М.Шаймиев особо акцентировал: Р.Миннеханов на должность не рвался, но согласился ее занять по просьбе президента.

На той же сессии преемником Р.Минниханова на посту министра финансов была согласована кандидатура Роберта Мусина, бывшего заместителя шефа этого ведомства.

В руководстве Госсовета была усилена «русская линия», необходимость в чем возникла в связи с переходом Василия Лихачева на дипломатическую работу. Заместителем председателя Госсовета РТ (на неосвобожденной основе) стал А.И.Демодов — глава администрации одного из районов. Секретарем Госсовета избрана Валентина Липужина — депутат на освобожденной основе. Она заменила на этой должности Нурсину Абдрашитову, досрочно прекратившую свои полномочия в связи с переходом на другую работу. Как утверждают, она была среди активных инициаторов «майского бунта», так как связана карьерой с Набережными Челнами.

Некоторые заявления нового главы кабинета были восприняты аналитиками как сенсационные. В своем выступлении на сессии он высказался за снижение в 1999 году налогов до такого уровня, на котором они сравнялись бы или даже стали ниже российских. Для этого, согласно оценкам, придется практически ликвидировать всю систему внебюджетных фондов РТ, что чревато срывом амбициозных республиканских программ (ликвидация казанских трущоб, газификация, поддержка села).

Далее, было заявлено о реструктуризации долгов в промышленности. Оценка экспертов: превращение долгов в ценные бумаги и их продажа означают старт нового передела собственности в РТ.

Наконец, внимание было привлечено словами нового премьера о необходимости новой «политико-воспитательной работы» с молодежью: «Термин «воспитание «нового человека» актуален и сегодня. Молодежь будем воспитывать через массовый спорт, предстоит огромная работа по строительству спортивных площадок и сооружений...» [[13]]. Оценка: свидетельство своего рода системного подхода: порядок — воспитание — «новый человек».

Какая из задач, образующих в целом незавидную ношу нового премьера, может оказаться наиболее сложной?

Прежде всего, это — судьба межправительственного соглашения с Москвой в области бюджетных и налоговых отношений.

3.    ПЕРСПЕКТИВА ДОГОВОРНОГО ПРОЦЕССА

Срок действовавшего пять лет соглашения между Казанью и Москвой по вопросам бюджетно-финансовых взаимоотношений, заключенного в 1994 году в «пакете» с Договором о взаимном делегировании полномочий и разграничении предметов ведения, истек. Москва начала взимать акцизы с татарстанской экспортной нефти. Нет надобности говорить о том, насколько это ухудшает условия для республики. Судя по сообщениям, каких-то подвижек в переговорах на сегодня нет.

Тема договорного процесса присутствует в информационном пространстве Татарстана неизменно.

По итогам встречи Б.Ельцина с главами республик-субъектов Российской Федерации Минтимер Шаймиев дал некоторые комментарии:

— активность Б.Ельцина адекватна непростой ситуации, которая сложилась в стране;

— у республик накопилось немало проблем во взаимоотношениях с федеральным Центром, решение которых напрямую зависит от реализации договорных отношений и от того, быть или не быть цивилизованной Федерации;

— с договорами нужно считаться, благодаря им удалось сохранить Россию;

— Татарстан не подписал Федеративный договор и с этим придется считаться — хотят этого или не хотят иные политики;

— процесс приведения в соответствие Конституции РФ и конституций субъектов РФ «может быть только двусторонним», на основе диалога и обсуждений, в том числе — изменений в конституции России [[14]].

24 июня 1998 года на пресс-конференции в РИА «Новости» М.Шаймиев вновь подчеркнул: «Договор с Российской Федерацией для нас святое дело». Несмотря на различные попытки со стороны некоторых российских структур ревизовать наш договор, сказал президент РТ, он живет и работает. Он доказал свою жизнеспособность. Известная экономическая самостоятельность на основе договора дает возможность работать нам напрямую с иностранными деловыми кругами по проблемам инвестиций в экономику Татарстана, осуществить проекты по внедрению в производство современных западных технологий на взаимовыгодной основе. Критикам же нашего договора мы говорим: разве после его подписания кому-нибудь из-за этого стало хуже? Любые покушения на наш договор со стороны Центра могут привести к дестабилизации обстановки, прежде всего в самой Федерации. Договор с ней для нас незыблем, так должно быть и для России.



Источники

[1]. Êàçàíñêîå âðåìÿ. — 17 èþíÿ 1998; Íåçàâèñèìàÿ ãàçåòà. — М., 1998. — 27 èþíÿ.

[2]. Республика Татарстан. — Казань, 1998. — 20 июня.

[3]. Время и деньги. — Казань, 1998. — 20 июня.

[4]. Время и деньги. — Казань, 1998. — 20 июня.

[5]. Республика Татарстан. — Казань, 1998. — 9 июня; Известия. — М., 1998. — 2 июня; Независимая газета. — М., 1998. — 23 июня.

[6]. Время и деньги. — Казань, 1998. — 9 июня.

[7]. Республика Татарстан. — Казань, 1998. — 20 июня.

[8]. Казанское время. — 1998. — 24 июня.

[9]. Время и деньги. — Казань, 1998. — 11 июня.

[10]. Казанское время. — 17 июня 1998; Независимая газета. — М., 1998. — 27 июня.

[11]. Время и деньги. — Казань, 1998. — 3 июля.

[12]. Республика Татарстан. — Казань, 1998. — 11 июля.

[13]. Казанское время. — 1998. — 11 июля.

[14]. Республика Татарстан. — Казань, 1998. — 9 июня.