Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Алиса ЕПИШИНА

Азербайджанская Республика
в июне 1999 года

Состояние здоровья президента Алиева по-прежнему является основным внутриполитическим вопросом в республике. Депутаты-члены оппозиции бойкотируют заседания парламента. Проправительственные и оппозиционные партии пытаются разрешить внутрипартийные проблемы. Объем дебиторских долгов превышает ВВП Азербайджана в три раза. Обострение ситуации в Нагорном Карабахе.

1.    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

1.1.       Здоровье президента Алиева

По-прежнему основным внутриполитическим вопросом в Азербайджане остается состояние здоровья президента Алиева, который пережил операцию на сердце в США. После операции, результаты которой вызвали совершенно неоднозначные слухи (см. предыдущий обзор), Гейдар Алиев отправился в Турцию.

9 июня Г.Алиев вернулся в Азербайджан из Турции, где проходил курс реабилитации после операции на сердце [[1]] Однако он все еще не в состоянии активно работать. Так президент Азербайджана отменил свою поездку в Люксембург, где 22 июня должна была состояться его встреча с президентом Армении Робертом Кочаряном. Министр иностранных дел Азербайджана Тофик Зульфуганов сообщил в этой связи, что на организуемой Европейским союзом встрече лидеров Закавказских государств Азербайджан будет представлять премьер-министр Артур Раси-заде. Официально сообщается, что причиной отмены визита Алиева стало состояние его здоровья, он пошел на этот шаг по настоянию врачей [[2]].

1.2.       Политическая борьба в Милли Меджлисе. Деятельность основных оппозиционных партий

Борьба оппозиции с проправительственным большинством Милли Меджлиса привело к бойкоту работы парламента со стороны оппозиции (депутаты от Партии народного фронта Азербайджана (ПНФА), «Мусават», Партии национальной независимости (ПННА), Демократической партии Азербайджана (ДПА) и Партии гражданской солидарности (ПГС). При этом оппозиция выдвинула 10 ультимативных требований, основным из которых является ее несогласие с муниципальными законами, которые собиралось принять большинство меджлиса.

Проправительственное большинство начало вести переговоры с оппозицией через посредников. Первые посредники не добились никаких положительных результатов. Новыми посредниками между проправительственным большинством и оппозицией стали аксакалы. Солидный возраст новых посредников между оппозиционным Демблоком и руководством Милли меджлиса на оппозиционных депутатов также не подействовал. Первая попытка депутатов-аксакалов Теймура Буньятова и Бабахана Мурадова завершилась неудачей. Оппозиционный Демблок продолжал бойкотировать заседания Милли Меджлиса.

Тимур Буньятов заявил, что инициатива посредничества исходила только от самих аксакалов. Некоторые члены Демблока были его студентами, а с Эльдаром Салаевым они несколько лет работали вместе. После первого контакта посредников с Демблоком было только 2 противника возвращения оппозиционеров в зал заседаний (по некоторым данным — депутаты от ПННА Шадман Гусейн и Джабраил Ахмедов). Затем состоялась еще одна встреча посредников-аксакалов с демблоковцами. В интервью агентству «Зеркало» Буньятов заявил: «Мы довели до их сведения, что руководство Милли Меджлиса (ММ) согласно удовлетворить 9 из 10 требований Демблока. А по требованию о пересмотре муниципальных законопроектов во втором чтении можно достичь компромисса в том плане, что оппозиционеры смогут высказать свое мнение в третьем чтении. Демблоковцы заявляют, что они не желают участвовать в принятии муниципальных законов, так как, по их словам, Демблок не намерен брать на себя ответственность, участвуя в этих обсуждениях. Но мы им предложили: пусть возвращаются, но могут выходить из зала заседаний тогда, когда будут обсуждаться муниципальные законопроекты», — отметил Т.Буньятов. Посредники достигли с Демблоком и такого договора: если оппозиционеры вернутся, то Бабахан Мурадов выступит с заявлением о том, какие требования демблоковцев удовлетворены и какое соглашение было достигнуто. В заключении Т.Буньятов высказал надежду, что переговоры продолжатся и, по его мнению, завершатся успешно.

Однако Демблок опять никакого решения не принял. Об этом сообщил первый зампред ПНФА Али Керимов. По его словам, и на этот раз помешало правило консенсуса, которым в Демблоке принимаются решения. «Большинство демблоковцев выступают за возвращение. А некоторые члены Демблока считают, что возвращение возможно только после того, как муниципальные законопроекты заново будут обсуждены во втором чтении», — сказал А.Керимов. Правда, он не считает, что отсутствие консенсуса может привести к распаду Демблока. В свою очередь, лидер ПННА Этибар Мамедов заявил, что Т.Буньятов и Б.Мурадов выступают не как посредники, а как аксакалы. «Поэтому, пока мы не удостоверимся в том, что руководство ММ дает добро на достигнутое соглашение с аксакалами, Демблок не вернется», — подчеркнул Э.Мамедов. Отказ Демблока вернуться в парламент объясняют возникшей внутри него поляризацией. При этом число участников Демблока за время бойкота возросло на одного человека. Известный поэт, депутат Муса Ягуб стал независимым членом Демблока. Это подтвердили другие оппозиционеры. Тем самым, полку сторонников Расула Гулиева в Демблоке прибыло, так как М.Ягуба связывают с экс-спикером Милли Меджлиса, скрывающимся сейчас в США. Ряд обозревателей предполагает, что Р.Гулиев намерен создать двойной эшелон сопротивления властям в ММ. Один — Демпартия с 4 мандатами. Второй — вне Демпартии с тремя мандатами — Эльдар Салаев, Тогрул Ибрагимли (несмотря на то, что он возглавляет партию «Намус») и Муса Ягуб. Ожидается, что в обоих эшелонах пойдет процесс пополнения. Продолжение переходов близких к правительству и независимых депутатов в ПННА, располагающей 5 мандатами, по всей вероятности, последует. Это подтвердил «Зеркалу» и сам Э.Мамедов (глава ПННА), сказав, что переговоры об этом продолжаются. ПНФА (располагает 4 мандатами), по некоторым данным, ведет «охоту» на высокопоставленных парламентских деятелей. Информации о возможном переходе депутатов в «Мусават» и Партию гражданской солидарности (каждая — по одному мандату) пока нет.

По мнению ряда наблюдателей, на внутриполитической арене начинают прорисовываться контуры трехполярной системы. Один полюс — нынешние власти (однородность его сегодня тоже под большим вопросом, различные силы в нем имеют, соответственно, различные интересы). А оппозиционный полюс постепенно, кажется, делится на два. Первый из них — это традиционный оппозиционный блок Демконгресс (прежде всего — ПНФА и «Мусават»). После встречи Э.Мамедова с Р.Гулиевым в США постепенно начинают проявляться контуры еще одного. И это проявляется в политике их партий в рамках парламентского Демблока. По некоторым данным, Э.Мамедов с ведома экс-спикера взял на себя лидерство «прогулиевских» депутатов, хотя есть сведения, что это вызывает ревность у некоторых руководителей ДПА в Баку. Выдвигаются предположения, что или Э.Мамедов «проглотил» Р.Гулиева, или же между ними заключено джентльменское соглашение, создающее предпосылки для более прочного союза. Потому Демблок до сих пор в парламент и не вернулся, что Р.Гулиева ликвидация его конфликта с руководством Милли меджлиса не устраивает. В итоге Демблок разделился на две части: представители Демконгресса, выступающие за участие в заседаниях парламента, и тандем Гулиев-Мамедов, упорно от этого отказывающийся. Возможно, деятельность этого тандема можно будет наблюдать и вне пределов Демблока [[3]].

1.3.       Работа Милли меджлиса

Комиссии Милли меджлиса по социальной политике и правам человека 17 июня на совместном заседании обсудили законопроект «О мерах по социальной защите детей, потерявших родителей и лишенных родительской опеки». Согласно законопроекту, государство гарантирует детям, лишенным родительской опеки, месячные пособия для обеспечения продовольствием, одеждой, обувью и пр. Средства на социальную защиту детей предоставляются из госбюджета, государственных и негосударственных фондов, а также за счет грантов и других источников, предусмотренных в документе. До окончания всех типов государственных учебных заведений дети этой категории находятся на полном гособеспечении. Кроме того, им гарантируется выплата дополнительной стипендии в размере не менее 50% от обычной [3].

1.4.       Перспектива создания нового проправительственного политического объединения

Сложные отношения между членами проправительственных структур — Совещательного меджлиса (СМ) и Демократического альянса (ДА) привели к тому, что их деятельность практически приостановлена. В отличие от оппозиции, в проправительственном лагере создать видимость активности даже не пытаются. Не проходят даже протокольные заседания. Высказываются предположения, что обе эти структуры близки к тому, чтобы войти в историю. И, по всей видимости, сами их участники не против, так как неэффективность лояльных к властям партийных объединений признается в неофициальных беседах и самими членами СМ и ДА. Правда, одновременно в правительственном лагере начинают задумываться о создании нового объединения. Инициатором выступает лидер партии «Ана Вэтэн» Фазаил Агамалы. По его словам, в новую структуру могут войти партии, обладающие реальной силой. Из этого следует, что некоторые партии — члены СМ и ДА — останутся в стороне: их в новое объединение не примут. Правда, кто именно останется за бортом, автор идеи так и не раскрыл, заявив, что говорить об этом пока рано. Но подчеркнул, что новое объединение будет состоять из тех партий, которые поддерживают политический курс нынешних властей. Ф.Агамалы сообщил, что готов взять на себя миссию по формированию предполагаемого объединения и в ближайшее время планирует активизироваться в этом направлении. По мнению наблюдателей, Ф.Агамалы готовится сформировать новый блок вокруг фигуры Ильхама Алиева. В свое время СМ и ДА были созданы по указке влиятельных лиц из аппарата президента. Но именно эти люди от идеи, что И.Алиев выдвигается на первые политические роли, не в восторге. Поэтому превратить старые проправительственные объединения в блок вокруг сына президента будет непросто. Да и отношения партий внутри этих объединений оставляют желать лучшего. И в этом, по мнению наблюдателей, есть доля политических интриг, связанных с новой ролью, которую прочат И.Алиеву. Поэтому, если Ф.Агамалы удастся сформировать новый блок (естественно, с помощью некоторых сил в президентской партии «Ени Азербайджан»), можно ожидать, что новое объединение будет организационным оформлением того, что сейчас туманно называют «молодым крылом реформаторов» [3].

1.5.       Встреча лидеров шести оппозиционных партий

Неофициальная встреча лидеров шести оппозиционных партий на даче сопредседателя Демпартии Ильяса Исмайлова в Нардаране, возможно, обозначила новый этап развития отношений в оппозиционном лагере. Это уже третья по счету встреча «шестерки» — ПНФА, ДПА, «Вахдат», «Мусават», Народной партии и ПГС. На эту встречу были приглашены и представители ПННА. Но из-за заседания центрального совета ПННА Этибар Мамедов на дачу лидера ДПА приехать не смог. Участвовал только депутат от ПННА Назим Иманов. Что же касается обсуждавшихся в Нардаране вопросов, Н.Иманов, так же, как и другие участники встречи, ограничился общими фразами: беседы носили личный характер, политике отвели только крохотную часть разговоров, но даже в этом есть признаки политики, так как взаимоотношения между основными лидерами оппозиции должны быть переведены в нормальное русло. Однако, похоже, сама встреча имела политический оттенок.

Несмотря на то, что участники договорились держать факт проведения встречи в строжайшей тайне, через день информация, причем с иллюстрациями, появилась в газете «Ени Мусават». Интересно, что фотографии в газету передал участник встречи Сабир Рустамханлы (лидер ПГС). И, может быть, политические причины «утечки» информации не менее интересны, чем сама встреча. Обращает на себя внимание и тот факт, что в последнее время, особенно после первой встречи «шестерки», лидеры ведущих партий не так охотно принимают участие в заседаниях Движения за избирательные реформы и демократические выборы (ДИРДВ – движение, созданное с целью противостоять Алиеву на выборах), и Движения за демократию (ДД). Председатели «Мусават», ПНФА и ДПА не принимали участия в заседании ДД в июне. Предполагают, что крупные партии намерены заменить нынешние оппозиционные структуры на какой-либо альянс в лице «шестерки» крупнейших оппозиционных организаций. Отсюда и потребность в «частной» встрече. Судя по всему, «шестерка» отныне привлекать других коллег по ДИРДВ или ДД не намерена. Генсек ДПА Сардар Джалалоглу заявил, что, сложилась такая ситуация, когда действующие на данный момент оппозиционные объединения реальную расстановку сил между партиями не отражают. По его мнению, нельзя считать справедливым то, что лидеры партий, пользующиеся поддержкой электората в несколько десятков тысяч человек, имеют такие же права, как и лидеры партий, численность которых не превышает ста человек.

В силу этого многочисленные партии должны были задуматься над вопросом создания нового объединения, в котором участвовали бы только крупные партии. И, по словам С.Джалалоглу, на нардаранской встрече состоялся обмен мнениями по этому поводу. Правда, решение пока еще не принято, и обсуждение будет продолжено на следующей встрече «шестерки». Что же касается формы предполагаемого объединения, то, возможно, оно будет создано наподобие «Дискуссионного клуба» малых партий. Таково мнение генсека ДПА. Кстати, он считает, что малые партии и так собираются в своем «Дискуссионном клубе». Но в «клубе сильных», по его мнению, численный ценз партий должен быть не менее 10 000 членов.

В свою очередь, лидер партии «Юрддаш» (одной тех, которую считают «карликовой») Маис Сафарли заявил, что причина встречи в составе семи более многочисленных партий в том, что между партиями-участниками существуют противоречия. И главной целью встречи в узком кругу «без посторонних» была именно попытка устранить имеющиеся между ними разногласия. Участие и представителя ПННА, по мнению М.Сафарли, еще раз подтверждает верность такого подхода. Отсутствие же представителей малочисленных партий на нардаранской сходке оппозиции М.Сафарли объясняет тем, что они не имеют противоречий ни между собой, ни с другими более крупными партиями, и присутствия их там не требовалось. Что же касается превращения «шестерки» в «семерку» за счет ПННА, то и это весьма сомнительно. ПННА в многосторонние блоки не входит (есть решение партийного съезда) и вряд ли войдет в дальнейшем. Но приглашение ее представителей в Нардаран может быть связано с потеплением отношений между ПННА и ДПА после встречи Э.Мамедова и Р.Гулиева в США. Возможно, ПННА будет участвовать на встречах «шестерки», но только на неофициальных [3].

1.6.       Поиск оппозицией единого кандидата

Оппозиция попытается искать единого кандидата в президенты путем первичных выборов. Единый кандидат — в последнее время главная проблема оппозиции, которая привела к серьезному раздору внутри оппозиционного лагеря. Давние союзники стали чуть ли не непримиримыми врагами. На какое-то время о едином кандидате вообще перестали говорить. Теперь наблюдатели отмечают, что в оппозиции, во всяком случае, в ее части, поняли, что жечь все мосты нельзя, и иметь единого кандидата оппозиции, по крайней мере, на первых порах, необходимо. Член дивана «Мусават» Хикмет Гаджизаде предлагает провести «праймериз», т.е. первичные выборы. Такая система подбора кандидатов в президенты используется в США, где республиканская и демократическая партии перед всеобщими выборами проводят выборы внутрипартийные в ходе которых избирается единый кандидат от партии. Хикмет Гаджизаде считает, что для большинства стран постсоветского пространства, а также Турции характерна фрагментация политических сил — проблема раздробления демократов. В силу этого они проигрывают то исламистам, то националистам, то левым. Та же ситуация наблюдается и в Азербайджане. По мнению члена дивана «Мусават», механизм, когда все демократы, участвующие в первом туре президентских выборов, отдают свои голоса за прошедшего во второй тур выборов демократа, себя не оправдает. Потому что еще до первого тура между ними идет такая борьба, что потом поддержка друг друга уже не получается. Отсюда, по мнению Х.Гаджизаде, и идея об «азербайджанском праймеризе»: для начала он думал предложить провести первичные выборы внутри Демконгресса (ПНФА –»Мусават» и дружественные организации), но сейчас появилось несколько сильных партий и вне ДК. Если до президентских выборов все кандидаты от этих партий договорятся и подпишут соглашение о «праймериз», то внутри Демконгресса или Движения за демократию можно будет их провести.

О механизме проведения первичных выборов автор идеи сказал, что партии могут совместно создать избирательные комиссии на местах, там же будут регистрироваться члены партий и голосовать. Можно использовать и репрезентативный вариант — вкупе с членами партий могут голосовать и рядовые жители. Голоса будут считаться совместно и утверждаться решением общего заседания ДК или ДД. Таким образом, набравший наибольшее число голосов кандидат будет состязаться со своими противниками на всеобщих президентских выборах. Х.Гаджизаде считает, что «праймериз» могут принести пользу Азербайджану. Во-первых, по его мнению, этим снимется проблема раздробления демократов. Во-вторых, на фоне сложившийся ситуации в стране демократы докажут, что демократические выборы в стране возможны и т.д. «Мусават», которая имеет одного из потенциальных кандидатов в президенты, согласна с этим вариантом. Как сообщил Х.Гаджизаде, партия даже готова проэксперементировать с «праймериз» в своих рядах перед парламентскими выборами. Не исключено, что отныне партийный список кандидатов в депутаты будет составляться всеми членами партии тайным голосованием. И ПНФА, считает Х.Гаджизаде, не будет противником «праймериз».

Зампред ПНФА по политическим вопросам Фазиль Газанфароглу по этому поводу сказал, что в его партии это предложение пока не обсуждалось. Но лично он это предложение считает приемлемым. По его мнению, «праймериз» полезны с точки зрения изучения общественного мнения в отношении лидеров партий. С другой стороны, считает Ф.Газанфароглу, первичные выборы могут стать стимулом для объединения политических сил в будущем. Но для того чтобы начать обсуждение, должен быть предложен конкретный механизм проведения выборов, подчеркнул Ф.Газанфароглу. Однако у этой идеи есть и противники. Как заявил генсек Демпартии Сардар Джалалоглу, «праймериз» можно провести в рядах одной партии. Или же, как он считает, в партиях, опирающихся на идентичные социальные базы, например, ПНФА и «Мусават». Общие «праймериз» в партиях, довольно резко отличающихся с идеологической точки зрения, не получатся.

Представитель Либеральной партии, также имеющей своего кандидата в президенты, Рашад Рзакулиев считает предложение бессмысленным. В США имеются неписаные, традиционные порядки, которые соблюдаются всеми политиками. В Азербайджане таких политических традиций нет, поэтому идея о «праймериз» может претвориться в жизнь лишь после того, как подобные традиции установятся. Итак, хотя идею о «праймериз» и не встретили в штыки, всеобщего одобрения она тоже не вызвала. Принимая во внимание соображение либералов об отсутствии традиций, мы все же рискнем предположить, что возражения против идеи носят вполне практический характер. ДПА против, скорее всего, потому, что ее лидера нет в Азербайджане, а из Нью-Йорка вести кампанию, даже предварительную, затруднительно. Либералы возражают потому, что если «праймериз» пройдут внутри Движения за демократию или Демконгресса, их кандидат Лала Шовкет в конкуренции с лидерами ПНФА и «Мусават» на успех рассчитывать не сможет. Но тогда тем, кто против идеи первичных выборов, нужно предлагать какую-то альтернативу. Так что Хикмет Гаджизаде, кажется, поставил их в сложное положение [3].

1.7.       Создание Движения социалистической солидарности

Консолидация левоцентристских структур привела на этой неделе к рождению нового движения — Движения социалистической солидарности (ДСС). В него вошли Либерально-социалистическая партия (Гаджи Абдул), Социалистическая партия Азербайджана (Шапур Гасими) и благотворительное общество «Ширван» (Искендер Этибар). Лидером ДСС избран Гаджи Абдул, который заявил, что движение открыто для всех, кто поддерживает его идеологию. Основной целью движения, по его словам, является вывод Азербайджан из тупика, в который его завела сегодняшняя политическая неопределенность. Идеология ДСС базируется на утверждении приоритета социалистического способа производства, являющегося, на взгляд Ш.Гасими, механизмом реального обеспечения свободы предпринимательства. Кроме того, ДСС стоит на позиции распространения социализма на все сферы общественной жизни, но только через реформы. Впрочем, наибольший интерес вызывают скрытые причины образования движения, которые, как правило, связывались с именем экс-президента Аяза Муталибова. Гаджи Абдул опроверг эти слухи, заявив, что в состав движения вошли независимые партии, которые служат не личностям, а своему народу. На вопрос, есть ли вероятность, что А.Муталибов как-то подключится к работе ДСС или даже придет на один из руководящих постов в движении, Гаджи Абдул ответил, что экс-президенту нет необходимости подключаться к политическим партиям, так как его могущество довольно велико и сопоставимо с мощью государства. Стоит отметить, что Гаджи Абдул – старый сторонник Аяза Муталибова. Лидер движения постоянно подчеркивает, что ДСС — центристская структура, и ее нельзя по определению отождествлять с левым лагерем. Да и сами эти обозначения, по мнению Гаджи Абдула, в азербайджанских условиях бессмысленны, поскольку левые или правые партии являются таковыми исключительно в зависимости от политической конъюнктуры. Наблюдатели отмечают, что в том, что лидером ДСС был избран Гаджи Абдул, ничего удивительного нет: одна только его уверенная амбициозность изначально выдает в нем лидерские черты, а его политическое постоянство в поддержке А.Муталибова (что в политике встречается редко) дает ему неплохие шансы сыграть роль центра притяжения политических сил, разочаровавшихся как во властях, так и в оппозиции. Первые шаги в этом направлении уже сделаны [3].

1.8.       Борьба внутри форума неправительственных организаций

Итогам форума неправительственных организаций (ФНПО), состоявшегося во второй половине июня, была посвящена пресс-конференция его новоиспеченного президента Азая Гулиева. Форум прошел под патронажем ООН и преследовал цель — создание координирующего неправительственные организации Азербайджана органа. И ознаменовался он довольно скандальными эпизодами. Дело в том, что в первый день съезда число зарегистрированных организаций составляло 200. В день же его окончания в зале осталось чуть меньше половины делегатов. Тем не менее, устав был утвержден, избраны руководящие органы, а президент, наслаждаясь победой, благородно призвал к сотрудничеству всех покинувших форум. Как сообщил А.Гулиев, ввиду избрания президентом ФНПО он уже подал в отставку с поста заместителя председателя Центра демократических выборов и с должности помощника ректора Института социального управления и политологии. Он заявил, что на новой должности будет содействовать решению более насущных проблем — построению правового государства, формированию гражданского общества и т.п.

Между тем, состоялось собрание также и неправительственных организаций, покинувших форум. В беседе с корреспондентом агентства «Зеркало» глава департамента по правам человека Института мира и демократии (ИМД) Саида Годжаманлы сказала, что А.Гулиев не имеет никакого права выступать от имени всех НПО страны, так как форум не является легитимным. По ее словам, из 200 организаций форум покинули 125. Среди них такие крупные организации, как Правозащитный центр Азербайджана, ИМД, Движение за гражданское общество, Хельсинкская гражданская ассамблея и др. Что интересно, по словам С.Годжаманлы, еще до начала форума на ИМД оказывалось давление в виде звонков с призывами проголосовать за А.Гулиева. Такого же мнения придерживается и председатель Лиги защиты гражданских трудовых прав Сахиб Мамедов. «Уже одно то, что заседание форума покинули мандатная комиссия и секретариат, дает основания считать его несостоявшимся», — сказал он. Касательно принципиальных моментов, из-за которых большинство НПО покинуло его, С.Мамедов отметил стремление протолкнуть на форуме вертикальную схему управления, ставящую НПО страны под контроль нескольких лиц. Он сказал, что на форуме остались исключительно молодежные организации и организации, подключенные к форуму в результате фальсификаций. Что касается прошедшего собрании, то на нем обсуждался вопрос созыва другого форума, который и будет настоящим форумом НПО. Не вдаваясь в подробности противостояния, приведем всего одну деталь. В прошлом году, когда А.Гулиев боролся за пост председателя Национального совета молодежных организаций, на одной из пресс-конференций он заявил, что рассматривает эту должность как трамплин в большую политику. Теперь он — глава ФНПО. Произойдет ли политизация этой структуры, покажет время [3].

1.9.       День защиты Каспия

Активисты азербайджанского отделения неправительственных организаций прикаспийских государств провели в конце июня массовую акцию «День защиты Каспия». Статистика свидетельствует о том, что, если в 80-е гг. на Каспии добывалось до 30 тыс. тонн рыбы, то сейчас эта цифра сократилась в 10 раз [[4]].

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       Ситуация в финансовой сфере

По независимым оценкам на сегодня объем дебиторских долгов превышает ВВП Азербайджана почти в 3 раза. Если в июне 1994 года объем дебиторской задолженности составлял 147 млрд. манатов, то уже через полтора года, в январе 1996 года, он составил 10,7 трлн. манатов. Таким образом, ужесточение финансово-кредитной политики правительства привело к тому, что взаимные долги предприятий выросли почти в 90 раз. К ноябрю 1996 года объем дебиторской задолженности достиг 19,9 трлн. манатов. Ровно через год, уже в ноябре 1997 года, дебиторская задолженность сделала еще один скачок — до 26,4 трлн. манатов. Официальная статистика дает иные, более низкие объемы задолженности. На 1 июня 1999 года официально объявленный объем дебиторской задолженности госпредприятий достиг отметки в 14 трлн. манатов. Это составляет около 3,5 млрд. долларов. Указ президента от 1996 года, который был посвящен этой теме, проблемы не решил, потому что выполнялся неэффективно. Например, была запрещена отгрузка товаров в долг. Таким путем как-то на время удалось ликвидировать приписки, которые господствовали в этой сфере — товары поставлялись как бы в кредит, а деньги затем с успехом «прокручивались». Однако скоро вновь некоторые госпредприятия, в основном в сфере ТЭК, стали получать от самого же правительства в виде исключения права на поставку товаров в долг, и это опять взвинтило неплатежи. Правительство продемонстрировало свою беспомощность перед внутрисистемными долгами – ряд экспертов считал, что наиболее эффективный путь их решения заключался в реструктуризации ТЭК и транспортной отрасли, создании на их базе министерств транспорта и энергетики. То есть каждая из этих структур имела бы единый банковский счет, и напряженность с внутрисистемными неплатежами спала бы.

Из-за огромного объема неплатежей в экономике правительство не в состоянии делать отчисления в социальные фонды страхования (отсюда большие задержки по выплате пенсий пенсионерам). По существу, работа гигантов экономики (вроде ГНКАР – Государственной нефтяной компании Азербайджанской республики) из-за неплатежей парализована. И перспектив решения проблемы не видно. В мае 1996 года МВФ и ВБ собрали премьер-министров, министров финансов и экономики стран СНГ и поставили перед ними вопрос обеспечения финансовой стабильности в их странах. Азербайджанская делегация ответила тогда представителям международных финансовых организаций, что проблема неплатежей в стране быстро разрешима: надо просто платить за поставленную продукцию путем выставления аккредитивов и не давать ничего в долг. Но в Азербайджане, по всей видимости, не представляли масштабов проблемы неплатежей. Сегодня оборотных средств у предприятий нет. Зарплата и пенсии не выплачиваются месяцами, налоги в бюджет собираются плохо. И виной всему этому — неплатежи. Словом, дебиторская задолженность — это головная боль экономики страны. И она еще долго будет существовать после приватизации экономических субъектов. Уже сейчас предприниматели, которые приватизировали госпредприятия, заявляют, что долги старых хозяев не имеют к ним никакого отношения, и лоббируют в Госкомимуществе и правительстве вопрос о пролонгации или об отмене вообще всех своих задолженностей. А от этого недалеко и до «нулевого варианта». Но, отмечают эксперты, именно такое обращение со взаимными неплатежами приведет к их еще большему росту [3].

2.2.       Азербайджанская собственность на территории России

В последнее время азербайджанские СМИ начали прорабатывать тему судьбы азербайджанской собственности в России. В соответствии с конституционным Актом о независимости Азербайджана от 18 октября 1991 года все предприятия и организации союзного подчинения, находящиеся на территории страны, перешли в собственность республики. Идентичные законодательные акты были приняты и в других странах СНГ, в частности в Российской Федерации. Уже в 1994 году был подготовлен проект Соглашения о взаимном признании прав собственности между странами — членами СНГ, а также двустороннее соглашение между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией. Проектом соглашения предусматривалось, что предприятия и организации республиканского подчинения, созданные, финансируемые и обеспечиваемые за счет средств и фондов республиканских министерств и ведомств, остаются в собственности бывших республик ныне стран СНГ. На территории Российской Федерации находится 8 азербайджанских предприятий и 3 морских судна, которые принадлежат Азербайджану. Речь идет о Московском, Ростовском, Кемеровском, Казанском, Шахтинском винзаводах, хозрасчетно-оптово-розничном объединении «Азербайджан» в Москве, ресторане «Баку», крановом судне «М.Э.Расулзаде» («Исполин»), пожарном судне «Вихрь-14», рыболовецком судне «Сухона» и части здания бывшего ЦК ВЛКСМ, принадлежащего ТОО «Сотрудничество». Общая стоимость основных средств этих предприятий и судов на 1 января 1995 года составляла более 100 млрд. рублей. После провозглашения независимости Азербайджана Российская Федерация в одностороннем порядке взяла на себя функции распоряжения имуществом Азербайджанской Республики на территории Российской Федерации. Распоряжением ГКИ РФ №674-Р от 31 марта 1994 года крановое судно «М.Э.Pасулзаде» было передано в собственность госкомпании «Роснефть», распоряжением ГКИ РФ №ВС-14-203 от 13 января 1993 года пожарное судно «Вихрь-14» передано в собственность РВО «Зарубежнефть». Рыболовецкое судно «Сухона», принадлежащее госконцерну «Азербалыг», находится в Астрахани на судоремонтном заводе на ремонте (по вине руководства ГК не отремонтировано и вовремя не возвращено в страну). Долги только за стоянку судна, использование причала, света и воды достигают астрономических сумм. По свидетельству представителей «Азербалыг» (рыболовецкая компания) и Госкомимущества Азербайджана (они находились в Астрахани в конце 1997 года), российские граждане разбирают «Сухону» по частям [3].

2.3.       Трубопроводы

2.3.1.      Ситуация на западном трубопроводе

Западный экспортный трубопровод Баку-Супса с 16 июня способен работать на полную проектную мощность — 105 тыс. баррелей в сутки, то есть 5 млн. тонн в год. АМОК сообщил, что ночью того же дня временно была приостановлена транспортировка нефти по трубопроводу, и введена в строй насосная станция. Это не вызвало сокращения среднесуточной добычи нефти, так как в течение нескольких часов контрактная нефть закачивалась в резервуары Сангачальского терминала. Тема экспорта контрактной азербайджанской нефти всегда представляла интерес в Азербайджане, так как построенные на сегодня две нефтяные трубы рассматривались как один из поводов надеяться на процветание в будущем. Теперь, в результате простоев Северного маршрута боев с карабахскими армянами в регионах, по которым проходит супсинский маршрут, данная проблема вновь выходит на первый план. Напомним, что трубопровод Баку-Супса протяженностью 827 км начинается с Сангачальского терминала и состоит из 772 км. стальных труб диаметром 530 мм, а также 55-километрового реконструированного участка. По маршруту расположены 6 насосных станций и 2 станции понижения давления. По сведениям агентства «Тренд», Сангачальский терминал был построен для получения и обработки 115 тыс. баррелей нефти в день, которая в настоящее время поступает пока только с нефтедобывающей платформы «Чираг-1» по 24-дюймовому подводному трубопроводу. Терминал функционирует с 25 декабря 1997 года. Объект оборудован четырьмя резервуарами с плавучими крышками, каждый из которых рассчитан на хранение 160 тыс. баррелей нефти. Из терминала «черное золото» закачивается как в Северный, так и в Западный экспортные трубопроводы [3].

2.3.2.      Ситуация на трубопроводе Баку — Грозный — Новороссийск

Трубопровод Баку-Грозный-Новороссийск простаивает с 7 июня. Проблема работы этого нефтепровода продолжают оставаться болезненной темой в отношениях между Москвой, Баку и Грозным. В настоящее время акционерная компания «Транснефть» не может справиться с обязанностями по обеспечению бесперебойной транспортировки нефти через территорию России. В связи с этим Азербайджанский международный нефтяной консорциум (АМОК) ограничил добычу нефти на месторождении «Чираг», поскольку добытые объемы начинают переполнять резервуары. Сейчас нефтепровод загружен на 35%, из запланированных 3-х млн. т в год реально транспортируется лишь около 1,5 млн. т. Попытки руководства ГНКАР обратиться в АМОК с предложением возможности транспортировки азербайджанской нефти по западному маршруту не увенчались успехом, поскольку АМОК поставила ряд невыгодных условий (Азербайджан должен профинансировать и дополнительные затраты на строительство западных трубопроводов, и платить АМОК за использование одного из четырех терминалов, а также оплачивать транспортные тарифы) [[5]]. Ситуация осложнилась после взрыва, произведенного 14 июня неизвестными лицами на участке магистрального нефтепровода у села Новокули (Новолакский район, Дагестан). Новый министр топлива и энергетики России Виктор Калюжный заявил, что эта труба должна быть восстановлена, во что бы то ни стало. По его же словам, критическая ситуация на Кавказе осуществлять транспортировку нефти не позволяет. Калюжный также сказал, что РФ ищет альтернативные пути экспорта азербайджанской нефти по своей территории. Перспективу же транспортировки нефти по железной дороге в обход Чечни он назвал сложной и дорогостоящей. В свою очередь, помощник президента ГНКАР Рафик Абдуллаев заявил, что Баку пока не получал из Москвы официального уведомления о закрытии нефтепровода Баку-Новороссийск или же о сокращении объемов транспортировки нефти. Если подобное уведомление с предложением транспортировать нефть по железной дороге будет получено, то Баку рассмотрят экономическую целесообразность такого предложения. В случае, если тариф по железной дороге будет выше тарифа транспортировки по нефтепроводу, то подобное предложение нельзя считать приемлемым, отметил Абдуллаев. Помощник Натика Алиева заявил, что, согласно межправительственному соглашению между Россией и Азербайджаном от января 1996 года, «Транснефть» должна обеспечить доставку азербайджанской нефти с азербайджано-российской границы до порта Новороссийск [3].

2.4.       Визит Ричарда Морнингстара

Спецсоветник президента США по Каспийскому региону Ричард Морнингстар встретился в Баку с Гейдаром Алиевым и главой ГНКАР Натиком Алиевым. По окончании встречи последний сообщил, что на повестку дня по вине турецкой стороны выносится три новых вопроса. Во-первых, это проблема удорожания нефтяного проекта Баку-Джейхан, поскольку Анкара подняла на него цену на 300 млн. долларов. Во-вторых, новое правительство Турции не дало гарантий, согласно которым прежнее брало на себя затраты по финансированию проекта, превышающие заявленную стоимость. Наконец, Анкара изменила мнение о сроках сдачи в эксплуатацию трубопровода (она планировалась в 2003 г., теперь же – в 2005 г.).

Для согласования спорных вопросов планируется встреча азербайджанского и турецкого президентов [[6]].

2.5.       Выставка «Нефть и газ Каспия»

1-4 июня в Баку проходила 6-я выставка «Нефть и газ Каспия». Ее организаторами являются компания «Спирхэд экзибишн ЛТД» (Великобритания) и Торгово-промышленная палата Азербайджана. В данной выставке принимали участие представители более 300 компаний из 29 стран [[7]].

2.6.       Аграрный сектор

В конце 1980-х годов агропромышленный комплекс (АПК) Азербайджана начал переходить на самофинансирование. В то время причину всех недостатков в аграрном секторе видели в государственном монополизме, олицетворявшем командно-административную систему управления АПК.

Теперь, когда худо-бедно, но начались реформы в сельском хозяйстве, монополия государства разрушена, на смену ей пришел монополизм коммерческих структур, олигархический капитализм, который для азербайджанского села стал еще большим злом. Централизованная система сельхоззакупок была отменена, но новоявленные монополисты сельского товаропроизводителя на рынок не пустили. После того, как установилась «лизинговая» система финансирования, монополисты взвинтили цены на средства производства для села до предела. Аграрную продукцию «олигархи» реализуют за живые деньги, но с сельскими товаропроизводителями за нее — хлопок, табак, зеленый чайный лист, виноград и т.д. — не расплачиваются месяцами. Особенно больно по экономике аграрного сектора страны бьет неограниченная власть естественных монополий, перерабатывающих, снабженческих и торгующих отраслей, которые забирают основную долю аграрного продукта. Уже стали хрестоматийными примеры работы самых крупных азербайджанских «аграрных олигархов» — концерна МКТ, контролирующего 14 хлопкоочистительных заводов из 17, корпорации Intersun Holding, владеющей большинством азербайджанских чайных фабрик, а также акциями АО «Хазар-пий-яг». Тот же МКТ никогда, по всей видимости, не оплатит 380 млрд. манатов задолженности, оставшейся со времен бывших хозяев этих хлопкоочистительных заводов. Просто со временем Кабинет министров спишет с МКТ в той или иной форме эти долги. А значит, еще 90 млн. долларов государственных средств можно будет считать похищенными.

Многие считают, что именно из-за работы крупных (конечно, по азербайджанским меркам) олигархических монополий возникли диспропорции цен для села. Опыт развитых капиталистических стран показывает, что главная функция государства — оградить рынок от монополистического влияния. Но в Азербайджане эту функцию выполнять некому. В результате просчетов в реформах на многих перерабатывающих и агросервисных предприятиях контрольные пакеты акций не принадлежат сельским товаропроизводителям или структурам, связанным с ними, тем, кто знает реальные проблемы села. И кроме того, импорт продовольственных товаров настолько вытеснил с внутреннего рынка национального производителя, что вся перерабатывающая промышленность оказалась в глубоком нокдауне. Сегодня, когда большинство коллективных хозяйств оказались экономическими банкротами, а денежную форму оплаты труда заменила натуральная, крестьянин перенес центр своих интересов с общественного хозяйства на личное. А система налогообложения и сильно развитая «теневая экономика» просто оттолкнули сельхозтоваропроизводителя от товарно-денежного обмена и заставили перейти на бартерные сделки. Результат — обвальное разрушение производственного потенциала АПК, резкий спад производства и реализации сельскохозяйственной продукции, крайне низкая доходность и безнадежные долги аграрников.

8 июня Всемирный банк принял решение выделить Азербайджану кредит на сумму 30 млн. долларов. Но, по расчетам экспертов, это не даст возможности всем 44,8 тыс. фермеров выбраться из кризиса, в котором они оказались после начала аграрных реформ [3].

2.7.       Создание азербайджано-турецкой лизинговой компании

В Баку прошла церемония подписания соглашения об учреждении совместной азеpбайджано-туpецкой лизинговой компании «Azerileasing». Подписи под документом поставили председатель совета директоров Международного банка Азербайджана Фуад Ахундов и генеральный директор турецкой компании «Garanti Leasing» Ахмед Булдам. Последняя входит в одну из крупнейших турецких промышленных корпораций — «Dogus Group». Она контролирует три крупных банка, имеющих интересы в строительном бизнесе. Сама корпорация принадлежит семье Шахенк. Возглавляет эту компанию Айхан Шахенк.

Уставной капитал «Azerileasing» на первом этапе составит 500 тыс. долларов, затем в течение первых трех лет увеличится до 3 млн. долларов. Паевое деление акций «Azerileasing» следующее: МБА — 40% акций, турецкая компания «Garanti Leasing» — 50% и Международная финансовая корпорация (МФК) — 10%. Через три года паевое деление акций в уставном капитале «Azerileasing» изменится: МБА увеличит свою долю акций до 50%, а доля «Garanti Leasing» сократится до 40%. С учреждением этой компании появятся новые возможности для развития всего финансового рынка в Азербайджане. На сегодня в стране нормальной лизинговой компании нет. Между тем, лизинговые услуги скоро станут в Азербайджане крайне необходимы для представителей малого бизнеса и новых предпринимателей. Об этом заявил генеральный директор турецкой компании «Garanti Leasing» Ахмед Булдам. В лизинг, как в краткосрочный, так и в долгосрочный кредит могут сдаваться как строительные краны, офисная техника, так и любое другое оборудование. В Азербайджане очень привлекательными для лизинговой деятельности являются такие отрасли как аграрная сфера, строительная индустрия, здравоохранения, сдача в лизинг грузовиков и т.п. Вагиф Акперов, член совета директоров «Azerileasing», заместитель инвестиционно-кредитного департамента МБА, отвечая на вопросы журналистов, подчеркнул, что эта компания будет сдавать в лизинг различные виды оборудования, техники по их таможенной цене + НДС. А проценты, по которым «Azerileasing» будет давать оборудование в лизинг, составят около 22-24% годовых [3].

2.8.       Приватизация Международного банка Азербайджана (МБА)

Многие крупные иностранные банки интересовались возможностью покупки акций Международного банка, однако МБА отдает предпочтение Европейскому банку реконструкции и развития. говоря об этом, глава МБА из соображений корректности «обиженные» МБА банки не назвал. «Частный иностранный банк может иметь интересы в Азербайджане, совсем отличные от интересов Азербайджана. Иностранный банк может купить акции МБА, чтобы затем продать их нашим же конкурентам, или купить акции банка с тем, чтобы затем расшатать МБА изнутри и открыть дорогу на азербайджанский рынок для других иностранных банков. Есть интересы экономической безопасности, есть интересы развития самого МБА, и поэтому только ЕБРР должен взять 20% акций банка. Я — сторонник ЕБРР и потому, что нам понятна стратегия этой структуры — она придет в МБА только на семь лет. Затем все акции ЕБРР продаст представителям азербайджанского бизнеса», — сказал Ф.Ахундов.

Депозиты населения в МБА составляют на сегодня 14 млн. долларов. Но это очень низкий показатель, так как сейчас на руках у населения гораздо больше средств. Суммарные же депозиты во всей банковской системе Азербайджана составляют около 50 млн. долларов.

МБА сейчас ведет переговоры о создании системы платежей за использованную электроэнергию с АО «Азерэнержи». МБА же начал разрабатывать новую программу по коммунальным платежам, а также программу которая обеспечит возможность оплаты абонентами услуг «Azercell» по всей территории Баку.

Вообще, по словам Ф.Ахундова, Азербайджан — единственная страна в мире, в которой у населения нет нужды обращаться к банкам, пользоваться их услугами. Никто в стране не платит через банки, никто не работает с банками, заявил Ахундов. Ни в одной стране мира нет такого положения. Нужно создавать спрос на банковские услуги, организовать целую систему безналичных платежей [3].

2.9.       Сотрудничество Баку и Ульяновской области

Бакинская мэрия собирается выделить землю под строительство сборочного цеха Ульяновского автозавода. Данное решение принято в рамках подписанного в 1998 г. Соглашения о научно-техническом, культурном и экономическом сотрудничестве между Баку и Ульяновской областью. Кроме того, в Баку откроется сеть магазинов для реализации продукции некоторых других предприятий Ульяновска [[8]].

3.    Внешняя политика

3.1.       Обострение ситуации в Карабахе: позиции сторон

В июне резко обострилась обстановка в Карабахе. В середине июня в Карабахе возобновились боевые действия. По сообщениям азербайджанской стороны первые столкновения произошли 14 июня у села Гызылоба в результате начала боев между наступавшим армянским батальоном и оборонявшим село подразделением азербайджанской армии. После пятичасового боя армянские силы вынуждены были отойти. Министерство обороны Азербайджана сообщило, что в результате перестрелок за несколько дней погибли 2 и ранены 4 солдата азербайджанской армии [[9]] Сообщения армянской стороны возлагают всю вину за обострение ситуации на азербайджанскую сторону.

Одновременно активизируется соперничество России и США в вопросе о влиянии на армяно-азербайджанский конфликт. После начала операции НАТО на Балканах в Закавказье заговорили о возможности вмешательства этой организации и в карабахский конфликт. Однако, шаги НАТО по сближению с Баку и снижению влияния Москвы в этом регионе могут привести к возникновению серьезного конфликта, связанного с тем, что на территории Армении размещаются 3 российские базы. По договору 1997 года они будут находиться там 25 лет. Поэтому «балканского» варианта развития событий последовать не может. Позиция Армении же, судя по всему, заключается в том, чтобы получать максимальную выгоду и от контактов с Россией, и от контактов с Западом.

В российской прессе возникают различные сценарии, связанные с «выдавливанием» России из Закавказья. Например, указывается, что США наверняка попытаются использовать в усилении своего влияния в регионе экономический фактор и, кроме того, разместив свои военные базы в Азербайджане, они смогут затем настаивать на «паритетном» решении вопроса, т.е. выводе из региона и своих, и российских войск. Однако это не означает, что впоследствии военные силы НАТО не вернутся вновь в Азербайджан. В российской прессе активно муссируются также различного рода геостратегические спекуляции, связанные с тем, что Закавказье для США является путем к Каспийскому и Центрально-азиатскому регионам. Указывается, что таким образом они смогут ослабить не только Россию, но и Иран, Китай, Индию [[10]].

Симптоматичен также и выбор Алиевым мест для отдыха и реабилитации – США и Турция, что еще более усиливает его связи с этими странами. Кроме того, следует вспомнить и о том, что основные оппозиционные силы – ПНФА, «Мусават», ПННА, ДПА – выступают с еще более откровенных прозападных и, в ряде аспектов, антироссийских позиций. В связи с этим можно говорить о существовании определенного консенсуса в азербайджанской политической элите (если не считать, конечно, занимающего достаточно маргинальную позицию Аяза Муталибова).

3.2.       Визит делегации вооруженных сил Пакистана

В начале июня Баку посетила делегация вооруженных сил Пакистана во главе с генералом Саидом Шерифом. На встрече с представителями делегации министр обороны Азербайджана генерал-полковник Сафар Абиев сделал неожиданное заявление о возможности восстановления территориальной целостности Азербайджана с применением силы. Таким образом, сбываются прогнозы аналитиков о том, что прекращение в 1994 году боевых действий в Нагорном Карабахе не означает наступления мира. Напомним, что тогда Баку имел почти троекратное превосходство в военных силах, но, тем не менее, не сумел занять территорию, удерживаемую карабахскими армянами. Однако дипломатические усилия до сих пор не дали ощутимых результатов, продолжают происходить локальные стычки между враждующими сторонами.

За время перемирия Баку значительно повысил дееспособность своих вооруженных сил. В США и других странах НАТО прошли офицерскую подготовку более 5 тысяч азербайджанских военнослужащих. Кроме того, войска прошли серьезную реформу (армия страны перешла на бригадную основу и турецкие стандарты боевых действий). В 1993-98 гг. Азербайджан также осуществлял закупки вооружений, в частности, из Украины. Еще более существенным фактором является определенная концентрация силовых ресурсов внутри страны, осуществленная Гейдаром Алиевым (до него каждый командир был, в конечном счете, сам себе главнокомандующим – вспомним, например, Сурета Гусейнова или Махира Джавадова). К тому же очевидно, что в настоящее время США и их союзники по НАТО стремятся укрепить свое влияние в регионе, поддерживая политику Алиева (правда, о восстановлении территориальной целостности Азербайджана там говорится пока только в контексте дипломатических путей) [[11]].

3.3.       Азербайджан – ЕС

22 июня в Люксембурге состоялась церемония вступления в силу соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом Азербайджана, Армении и Грузии. Делегацию Азербайджана возглавлял премьер-министр Артур Расизаде [[12]] В ее состав вошли министр иностранных дел Тофик Зульфугаров, госсоветник по внешнеполитическим вопросам Вафа Гулузаде, послы Азербайджана: в Бельгии — Миргамза Эфендиев и в Германии — Гусейнага Садыгов. Глава МИД Азербайджана Т.Зульфугаров сообщил в этой связи, что все парламенты стран-участниц Евросоюза ратифицировали данное соглашение, и было принято решение провести специальную церемонию, на которой будет объявлено о вступлении в силу этого документа [[13]].

Резюме

Важнейшим вопросом внутриполитической жизни Азербайджана, без сомнения, остается проблема состояния здоровья президента Алиева и связанная с ней проблема преемника. Как известно, попытка сделать преемником Гейдара Алиева его сына Ильхама Алиева вызвала недовольство и фактический раскол внутри правящей элиты. Если Гейдар Алиев мог похвастать своим прошлым статусом первого секретаря КПА, который сильно поспособствовал продвижению Азербайджана в общесоюзном статусе о рангах на первые места, что придает ему дополнительную легитимность (отсутствие коммунистической оппозиции Алиеву объясняется именно этой дополнительной легитимностью – ведь коммунистическое прошлое связывается именно с Алиевым). Кроме того, Алиев, вернувшись к власти, сумел предотвратить распад страны, полное поражение в карабахской войне и смог добиться относительной консолидации и стабилизации режима. Все это позволяет многим считать его «спасителем Отечества». Кроме того, он – первый среди равных для старой партийно-хозяйственной номенклатуры, на которую он и опирается. Но за его сыном ничего, кроме скандалов не стоит. Он не имеет никакой дополнительной легитимности, никакого авторитета среди населения и никакого влияния среди старой номенклатуры. Поэтому все попытки консолидировать политическую и экономическую элиты вокруг него ни к чему хорошему не приведут.

Демократическая оппозиция в это время продолжает демонстрировать раскол в своих рядах, одновременно каждая группировка выдвигает в своих интересах новые проекты преодоления этого раскола, которые бы позволили именно этой группировке занять лидирующее положение. Естественно, что и эти проекты консолидации обречены на неудачу.

В экономической области Азербайджан сделал ставку на нефть. Все остальные отрасли экономики продолжают находиться в упадке. Но на пути к нефтяным богатствам по-прежнему продолжают возникать все новые препятствия. В июне ими стали прекращение экспорта нефти по северному пути и дополнительные сложности с постройкой основного экспортного маршрута.

В области внешней политики ключевыми факторами стали последствия операции на Балканах и обострение ситуации в Карабахе. Уже сама ситуация, когда американцы на основе «двойного стандарта» выбирают «хороших парней», которым надо помочь, и «плохих парней», которых надо наказать, а затем закрывают глаза на все недостойные действия «хороших парней» и на все позитивное в поступках «плохих парней», влечет за собой ряд абсолютно непредсказуемых последствий по всему миру. Одним из таких последствий стала попытка ряда стран на постсоветском пространстве получить репутацию «хороших», а своим оппонентам дать репутация «плохих» и добиться, таким образом, вмешательства, желательно вооруженного, США и НАТО в конфликты на постсоветском пространстве. Кроме того, обнаружилась возможность радикального противостояния США и России, что вводит ряд новых параметров в конфликты внутри СНГ, так как стороны, обделенные вниманием России, могут теперь активнее апеллировать к США. Этим, в частности, и объясняется заявление Вафы Гулузаде, ставшее новым вектором азербайджанской внешней политики. Теперь Азербайджан уже не заигрывает с Россией, как во времена раннего Алиева, а шантажирует ее. Кроме того, теперь он все чаще пытается разговаривать с Арменией с позиции силы.

Тем не менее, США пока абсолютно не желают сделать Армению козлом отпущения за все проблемы Закавказья. Поэтому пока ни о каком вмешательстве США в карабахский конфликт кроме более активного дипломатического участия не может идти и речи. Интересы нефтяных корпораций могут, конечно, перетянуть влияние армянской диаспоры в США, но пока новый возможный виток осложнений с Россией и явная недостаточность американских интересов (не так уж и много нефти в Азербайджане, а безопасность сооружения трубопроводов из Туркмении и Казахстана легче поддержать дипломатическими средствами) делают размещение американских военных баз невозможным. Нет также и никаких морально-этических обоснований этого дорогостоящего жеста. Азербайджан вряд ли можно считать более демократичным, чем Армению, к тому же никакого геноцида сейчас не наблюдается.

Поэтому вся ситуация является лишь предлогом для более активной дипломатической игры и формулирования-перегруппировки интересов внутри так или иначе вовлеченных в конфликт стран. В Азербайджане это возможность создать новый фокус общественного внимания и новый интеграционный центр для внутриполитической игры. К тому же, угрожая России американским вмешательством, можно вынудить ее пойти на уступки, а противопоставляя американские интересы российским и становясь на сторону радикально сформулированных «американских» интересов, можно добиться усиления интереса США к Азербайджану. К тому же это – удачная карта в игре против Армении, которая всегда пыталась получить поддержку как со стороны Запада, так и со стороны России. Для Армении сейчас выгоднее гармонизировать интересы США и России, для Азербайджана – противопоставлять. Поскольку последнее сейчас делать намного легче, то Азербайджан имеет преимущества в дипломатической игре. В этом смысле обострение ситуации в Карабахе ему сейчас намного выгоднее, чем Армении.



Источники

[1]. НЕГА сообщает... // Независимая газета. — 1999. — 10 июля. — С. 3.

[2]. Встреча президентов Армении и Азербайджана не состоится // Сегодня. — 1999. — 18 июля. — С. 3.

[3]. Агентство «Айна-Зеркало» – http://www.zerkalo.azeri.com.

[4]. Авдеева С. День защиты Каспия // Деловой вторник. — 1999. — 29 июля. — С. 3.

[5]. Гаджиева А. Северный маршрут загружен на треть // Независимая газета. — 1999. — 19 июля. — С. 5.

[6]. НЕГА сообщает… // Независимая газета. — 1999. — 25 июля. — С. 5.

[7]. НЕГА сообщает.. // Независимая газета. — 1999. — 1 июля. — С. 3.

[8]. «Уазик» пропишется в Баку // Деловой Вторник. — 1999. — 8 июля. — С. 3.

[9]. Бои в Карабахе // Сегодня. — 1999. — 19 июля. — С. 3.

[10]. Наумов Г. Баку надеется на сближение с НАТО // Независимая газета. — 1999. — 17 июля. — С. 5.

[11]. Корбут А. Баку готов воевать за Карабах // Независимая газета. — 1999. — 3 июля. — С. 3.

[12]. НЕГА сообщает… // Независимая газета. — 1999. — 22 июля. — С. 5.

[13]. Азербайджан, Армения и Грузия стали официальными партнерами Евросоюза // Сегодня. — 1999. — 23 июля. — С. 3.