Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Н.П. РАСПОПОВ

Нижегородская область
в июне 1999 года

Государственное регулирование региональной экономики.

Предпринимательские структуры на пути к выборам в Государственную Думу.

Борьба основных акторов за расширение собственной ресурсной базы.

Усиление ресурсной базы региональной власти.

Региональные отделения партий на старте избирательной кампании в Госдуму.

Нижегородская область на экономической карте России.

ГЛАВНОЕ

Нижегородский политический режим в июне месяце, находясь в фазе новой неопределенности, характеризовался усилением борьбы основных акторов за расширение собственной ресурсной базы. На эту борьбу продолжал влиять ряд факторов:

— системный кризис элиты, порожденный неспособностью «партии власти» мобилизовать массовую поддержку на выборах мэра Нижнего Новгорода в 1998 году;

— претензии части «немцовской» элиты, свободно маневрирующей по оси регион-центр, на установление новых правил игры в политических и экономических сегментах региональной жизни;

— нарастание внутриэлитных напряжений в связи с ожиданием статусных изменений ряда акторов во властных структурах (раздел 3);

— совпадение инициатив федеральной и региональной элиты в деле политики государственного корпоративизма (раздел 1).

Все это усугублялось в ряде случаев демонстративной аполитичностью административной элиты (несмотря на формальное самоопределение губернатора, занявшего пролужковскую позицию), противоречивым восприятием экономических идей либерализма, что значительно осложняло процесс общественного признания потребностей социальных групп реформаторского толка (раздел 5).

Аритмичность социально-политической активности гражданской среды региона сочеталась с аритмичностью политических инициатив и поворотов в линии государственной власти. В результате возникали незапланированные отставки и назначения, нарушались сроки принятия законов и т.п, что свидетельствует об ослаблении способности правового и организационного сдерживания со стороны государства "политической стихии".

Событийную канву политического процесса в регионе формировали подъемы гражданской активности вместе с функциональными (либо инициативными) воздействиями региональных госструктур, что свидетельствовало о разном восприятии гражданской среды и местной власти акций федерального Центра. Становится все более очевидно, что между гражданской средой региона и структурами власти нет развитой сети общественных объединений (партий) и структур самоуправления (раздел 2). При отсутствии названных элементов гражданского общества региональный политический режим как целое не функционировал: низы продолжали жить своими ритмами, верхи — своими.

Власть, помня события марта-апреля 1998 года, когда ситуация вышла из-под контроля, пыталась, как свидетельствуют события июня, демонтировать прежние институты избирательной системы (и прежде всего областную избирательную комиссию) и создать правовую основу для будущих административных мобилизаций и давления на весьма слабую систему местного самоуправления (раздел 4).

Опираясь на базу разнообразных завоеваний «немцовской» эпохи (мелкий и средний бизнес, приватизация, высокий инвестиционный рейтинг региона) политическая и промышленная элита сумела создать некоторый подъем в ряде отраслей региональной экономики (раздел 6). Правда, государственный корпоративизм, основанный на методах административного регулирования, может стать фактором, ограничивающим ресурсы власти в подъеме экономики.

1.    Государственное регулирование региональной экономики

В июне в Нижнем Новгороде прошло выездное заседание Комитета Совета Федерации по вопросам экономической политики, в котором приняли участие 6 губернаторов, 5 спикеров региональных парламентов, директора крупных промышленных предприятий, представители субъектов Российской Федерации. Участники встречи отметили, что экономическая политика государства остается бессистемной и, как следствие недейственной. «Реальная власть должна осуществляться регионами, — говорил нижегородский губернатор И.Скляров. — Государственная промышленная политика все менее эффективна и может лишь обеспечивать связь между различными регионами. Назрела необходимость усилить полномочия региональной власти в областях-»многомиллионниках», в число которых входит и Нижегородская область». Точку зрения нижегородского губернатора разделяет его коллега из Пермской области Г.Игумнов, который заявил, что губернаторы должны реально влиять на федеральную политику, потому что именно регионы содержат Россию.

Присутствовавшие на заседании директора крупных промышленных предприятий сошлись во мнении, что на заседании комитета впервые завязался реальный плодотворный диалог между сенаторами и промышленниками. В частности, президент ОАО «ГАЗ» Н.Пугин, отметив, что без государственной поддержки промышленность не поднять, высказал несколько конкретных идей по снижению налогового бремени на предприятия.

Председательствовавший на заседании глава комитета питерский губернатор В.Яковлев в своем выступлении особое внимание проблеме разработки и принятия федерального закона, который упорядочил бы экономические отношения в сфере продажи цветных металлов, заявил, что «нужно идти путем оперативного и жесткого государственного регулирования тарифов на энергоносители, газ, услуги связи и федерального железнодорожного транспорта». Депутат Государственной Думы, член комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике П.Шелиц также высказался о необходимости введения моратория на повышение тарифов по всем отраслям экономики, в том числе тарифов на транспортировку газа, энергоносители и так далее.

На заседании комитета были рассмотрены проекты федеральных законов, рекомендованных Нижегородской областью. В частности, законопроект о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доход...» предусматривает обеспечение стимулирующего характера налогообложения, а также государственные льготы лизинговым компаниям. Второй законопроект касается внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации. Если они будут приняты, представительные органы субъектов РФ существенно расширят свои полномочия. Изменения, которые на взгляд нижегородцев, необходимо внести в ст.131 Бюджетного кодекса РФ, позволят четко разграничить полномочия и ответственность за финансирование расходов между всеми уровнями бюджетной системы. Все законопроекты были одобрены комитетом и рекомендованы для рассмотрения на Совете Федерации.

Был также рассмотрен ряд законопроектов, которые уже прошли через Государственную Думу. Оживленную дискуссию вызвало обсуждение очень важного для регионов проекта Федерального закона «О внесении дополнений в ст.1 Федерального закона «Об особенностях распоряжения акциями РАО «ЕЭС России» и акциями других акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности». Речь идет о порядке продажи акций электроэнергетических компаний, которые были внесены во время приватизации в качестве вклада государства в уставной капитал. Как считают губернаторы, право на свою долю в уставном капитале РАО «ЕЭС» и, как следствие, право на часть прибыли имеют все субъекты Федерации. Законопроект и определяет механизм передачи части акций РАО в регионы.

В результате работы выездного заседания Комитет Совета Федерации по экономической политике подготовил ряд предложений по подъему промышленного производства.

Одобренный комитетом комплекс мер, которые должны стимулировать промышленный рост, базируется, во-первых, на усилении роли государства в экономическом регулировании и, во-вторых, на укреплении регионов, так как в общем процессе они начинают играть ведущую и все более самостоятельную роль.

По оценке Яковлева, на региональном уровне этап размежевания уже закончился — начался период объединения экономических интересов и кооперации. Регионы готовы взять на себя основную тяжесть работы по возрождению экономики, но для этого федеральный Центр должен передать регионам часть своих прав в проведении экономической политики и строить эту политику с учетом взаимных интересов. Один из таких ключевых интересов — перераспределение налоговых отчислений в пользу субъектов Федерации, которые при нынешней политике трансфертов находятся в зависимости от Центра. Региональные лидеры хотят усилить свое влияние и на предприятиях, находящихся в федеральной собственности через совместное управление пакетами акций.

От государства регионы ждут прямой адресной поддержки тех предприятий, который имеют стратегическое значение для экономики и способны обеспечить промышленный рост, своевременную уплату налогов и зарплаты работникам. Эта поддержка, судя по итоговому документу встречи, должна заключаться в предоставлении рассрочки по уплате долгов, установлении оптимального режима налогообложения, предоставлении бюджетных ссуд для производства экспортной продукции, системе госзаказа. Протекционизм власти по отношению к производителям должен проявляться и в разумной тарифной политике [[1],[2]].

2.    Предпринимательские структуры на пути к выборам
в Государственную Думу

Примечательным событием в экономической и политической жизни региона, а также в формировании и развитии элементов гражданского общества явился Второй съезд предпринимателей области.

С одной стороны, на съезде, и прежде всего из уст государственных чиновников, звучала положительная оценка совместных действий власти и предпринимателей. По словам губернатора Склярова, государство не собирается чинить препятствия рождающемуся слою предпринимателей. Напротив, в области делается все возможное, чтобы поддержать инициативы по открытию предприятий малого и среднего бизнеса. В 1998 году малый и средний бизнес дали 9% от поступлений в бюджет, получив из него на собственное развитие 0,7%. Губернатору вторил директор департамента поддержки и развития предпринимательства областной администрации В.Буланов, сказавший о том, что за время, прошедшее после первого съезда, изменилась инфраструктура поддержки предпринимательства. Во время первого съезда констатировалось, что в области действовало около 55 тысяч малых предприятий и предпринимателей, за три года число таких структур выросло почти вдвое, сейчас в регионе более 16 тысяч малых предприятий со статусом юридического лица и более 83 тысяч индивидуальных предпринимателей. А всего в малом бизнесе занято 340 тысяч человек. Для 1996 года было характерно преобладание торговых фирм, в сфере промышленности работало лишь 9% малых предприятий, а в строительстве — 14%. В 1998 году малые предприятия и предприниматели заплатили налогов в бюджет области столько же, сколько автомобильный гигант ОАО «ГАЗ». Недавний анализ развития малого предпринимательства в регионах — членах Ассоциации «Большая Волга» — показал, что лидируют Нижегородская и Самарская области: соответственно 32% и 24% малых предприятий Поволжья расположены здесь. Каждое малое предприятие этих областей в среднем производит в два раза больше, чем предприятия остальных регионов Ассоциации. В Нижегородской области, одной из немногих в России, разработан и принят региональный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства Нижегородской области», предполагающий выделение на цели поддержки предпринимательства до 1% доходной части бюджета.

С другой стороны, на съезде констатировалось, что в последнее время приостановилась законотворческая деятельность в этой области. Кроме подписанного в июне губернатором распоряжения «О преодолении бюрократических барьеров при развитии предпринимательства и упорядочению проверок, проводимых контролирующими органами», никаких законотворческих актов, посвященных малому и среднему бизнесу в 1999 году не выходило. Более того, многие выступавшие на съезде предприниматели выразили недовольство неразберихой в уже имеющихся законах, регламентирующих предпринимательскую деятельность, которые в свою очередь сопровождаются вереницей подзаконных актов. Не осталось незамеченным и равнодушие чиновников к конкретным проблемам бизнесменов. Из-за неправильного отношения властей к бизнесу количество занятых в малом и среднем бизнесе в последнее время не увеличивается. На съезде говорилось о том, что много проблем будет с введением налога на вмененный доход. Право определять ставки этого налога отдано местным администрациям. Бурной была реакция съезда на слова предпринимателя из районного центра в Нижегородской области г. Выксы о том, что базовая ставка налога тамошними чиновниками определена в 26 тысяч рублей.

На Втором съезде констатировалось, что не налоги и не отношение власти к предпринимателям необходимо в первую очередь менять, а прежде всего, сознание самих предпринимателей. «Администрации выгодно, чтобы между ней и предпринимателями не было никакой организованной силы», — отметил председатель Палаты малого предпринимательства и ремесел Нижегородской области В.Трухин. Президент Российской ассоциации развития малого предпринимательства А.Иоффе сформулировал главное: «Никакая Дума и Администрация в их нынешнем виде ничего не сделают. Впереди выборы, и надо думать, кого выбирать».

Подтверждением тому, что нижегородские предприниматели решили активнее участвовать в политическом процессе, чтобы иметь возможность влиять на политику власти в отношении к бизнесу, явилось создание в конце мая — начале июня в Нижнем Новгороде фонда «Наше Отечество». Цель фонда, по словам одного из организаторов, генерального директора фирмы «Цитрон» В.Агафанова — «поддержка политики здравого смысла». Поддержка как идейная, так и финансовая. Выражая коллективное мнение, участники Фонда намерены во время выборов открыто встать на сторону тех политиков, чьи взгляды на развитие экономики они разделяют. Один из таких политиков — лидер движения «Отечества» Юрий Лужков. Кроме Лужкова Фонд намерен поддерживать и его союзников, среди которых В.Агафонов назвал партию «ЯБЛоко». Председатель Фонда Дмитрий Бирман сообщил съезду предпринимателей, что Фонд готов участвовать в финансировании избирательной кампании своих кандидатов, создавая для этого единый денежный пул. Появление фонда «Наше Отечество» демонстрирует то, что лидеры нижегородского бизнеса отказываются от закулисных методов продвижения своих представителей во власть и заявляют об открытом проявлении своих политических пристрастий и столь же открытом участии в политической борьбе. До сих пор крупные предприниматели предпочитали «не светиться» на выборах. Сейчас они предлагают новые правила игры, которые дают избирателям возможность узнать, какие силы привели к власти того или иного кандидата [[3],[4]].

3.    Борьба основных акторов за расширение собственной ресурсной базы

В июне был нарушен наметившийся процесс стабилизации нижегородского нефтехимического комплекса. Генеральный директор «Нижновэнерго» А.Санников подал в суд на одного из крупнейших должников — дзержинское предприятие нефтехимии «Оргстекло». Видимых поводов было, по крайней мере, два. Во-первых, требование губернатора снизить тарифы для некоторых предприятий, а во-вторых, то, что гендиректор «Оргстекла» Д.Лавров (бывший директор департамента экономики областной администрации) заплатил одному из своих московских кредиторов несколько миллионов рублей реальными деньгами, в то время как с нижегородскими энергетиками он рассчитывался взаимозачетами. Политическая интрига, представляющаяся многим обозревателям в регионе весьма существенной, состоит в том, что планы разрешения кризиса в нефтехимическом комплексе региона предлагаются людьми, принадлежащими к разным политическим группировкам. Экономический смысл разрешения кризиса состоит в использовании процедуры банкротства ряда предприятий, в том числе некоторых дзержинских заводов. Эта процедура в целом плане мероприятий была предложена в последнее время губернатору Сергеем Кириенко. Ее придерживается и генеральный директор «Нижновэнерго» Санников. Он предложил в случае банкротства «Оргстекла» сделать внешним управляющим С.Обозова. В скобках заметим, что и Санников, и Обозов поддерживают программные установки движения «Новая сила» Кириенко. Политико-финансовая группа Склярова, включающая многих директоров промышленных предприятий (в том числе и Лаврова), в целом против процедуры банкротства как решения кризисных проблем в экономике. Губернатор даже выразился об этом как о бандитизме в экономике. Во время своего последнего визита с целью участия в конференции нижегородского регионального отделения движения «Новая сила» Кириенко обсуждал с губернатором варианты вывода из кризиса нижегородского нефтехимического комплекса. Дело в том, что многие предприятия, в том числе и нефтехимии, имеют крупную задолженность перед энергетиками в связи с высокими тарифами на электроэнергию. В ближайшее время планируется встреча губернатора Склярова с председателем РАО «ЕЭС России» А.Чубайсом с целью договориться о рассрочке выплаты долгов нефтехимикам.

В Кстовской части нефтехимического комплекса Нижегородской области ситуация в последнее время также обострилась. Ведущим предприятием там является компания «НОРСИ-ойл». Ее главная проблема — недогрузка нефтью. Ранее существовавшие договоры с нефтедобывающими компаниями «ЛУК-ойл» и «ЮКОС» по разным причинам не создали нормального производственного ритма в «НОРСИ-ойл». Эти вопросы губернатор Скляров и президент компании «НОРСИ-ойл» В.Воробьев обсуждали в июне с главой Минтопэнерго В.Калюжным. Для нормального обеспечения компании «НОРСИ-ойл» сырой нефтью была произведена перестановка в руководстве совета директоров НК «НОРСИ-ойл». Председателем совета директоров стал заместитель министра Е.Морозов. В этой связи областная администрация потеряла полный контроль над кстовским нефтеперерабатывающим комплексом и фактически сегодня идет речь о том, что готова почва для продажи контрольного пакета акций «НОРСИ-ойл» компании «Татнефть» [[5],[6]].

4.    усиление ресурсной базы региональной власти

В конце июня состоялось первое заседание областной избирательной комиссии, главным вопросом которого были выборы председателя облизбиркома. Этому предшествовал этап формирования нового состава облизбиркома. Половину комиссии должен был сформировать губернатор, половину — депутаты областного Законодательного Собрания (ЗС). Из 14 членов комиссии четверо должны быть представителями четырех политических партий, имеющих крупнейшие партии в Государственной Думе. В список губернатора вошли, в том числе, Станислав Бисин, директор департамента организационной работы областной администрации, и Иван Яковлев, в течение 12-ти лет руководивший Ленинским районом Нижнего Новгорода и получивший после своей отставки должность заместителя директора департамента по труду и социальной защите населения.

Законодателям предстояло сформировать свою половину комиссии, выбрав из 16-ти предложенных кандидатур шестерых беспартийных и утвердить кандидатуры, предложенные ЛДПР и КПРФ. От КПРФ был представлен 30-летний кандидат философских наук, преподаватель ННГУ В.Егоров. Главная интрига голосования состояла в том, что кандидатом от ЛДПР выступил Анатолий Некрасов, бывший председатель облизбиркома, смещенный своими коллегами в прошлом году. Вынужденный уход Некрасова со своего поста некоторыми обозревателями рассматривается как его целенаправленное отстранение от должности.

Порядок голосования по кандидатурам был разработан комитетом ЗС по вопросам государственной власти и местного самоуправления и одобрен на заседании ЗС. В соответствии с этим порядком голосование было рейтинговым (проходил тот кандидат, который набирал более 50% голосов от общего количества депутатов, то есть 23 голоса и более). Для выборов партийных кандидатур каждая партия должна была представить одного (а не двух, как предполагалось ранее) кандидата, и если ему не удается набрать нужного количества голосов, то место в избиркоме за партией резервируется, но партия для повторного голосования предлагает уже другую фамилию.

На заседании ЗС присутствовало 35 депутатов. В итоге кандидатуры от политических партий — ЛДПР и КПРФ — не прошли. Обе партии настаивают на своих кандидатах, заявляют о нарушениях федерального законодательства и о намерении отстаивать свои права любыми предусмотренными законом способами. Нижегородская организация ЛДПР уже подала заявление в областной суд. По мнению элдэпээровцев, областные власти вынудили депутатов проголосовать против А.Некрасова.

Сформированная более чем на три четверти избирательная комиссия через неделю собралась, чтобы избрать своего председателя. Наиболее вероятным кандидатом на пост председателя облизбиркома обозревателям виделся И.Яковлев. Однако в итоге выбор власти пал на другого человека — С.Бисина. Нина Соколова, исполнявшая обязанности председателя прежнего облизбиркома, выигравшая борьбу с А.Некрасовым за это кресло, считалась верным кандидатом в члены комиссии и в ее главы. Однако она сняла свою кандидатуру и приняла предложение губернатора занять место Бисина в областной администрации, так что можно предположить, что департамент оргработы под ее руководством также будет заниматься выборами.

Все вместе взятое может означать, что власть относится к выборам более чем серьезно. По тому, насколько охотно облизбирком выбрал С.Бисина своим председателем, можно судить, что проблем у них с властью не будет. Кандидат же от ЛДПР А.Некрасов вместе со своими коллегами по партии считает, что в случае, если они выиграют свое дело в суде и г-н Некрасов войдет в состав комиссии, выборы председателя комиссии также можно будет оспорить.

Региональная власть, сделав выводы из печальных событий, связанных с выборами мэра Нижнего Новгорода и прецедентов в ряде избирательных округов на выборах в ОЗС, предприняла серьезные кадровые изменения в руководящих структурах избирательного процесса. Практически полностью обновлена областная избирательная комиссия. В ее составе уже нет бывшего председателя окружной избирательной комиссии Д.Королева, которого сняли с занимаемого поста сразу после проигрыша «партии власти» на выборах за кресло мэра; смещен с поста председателя облизбиркома и не попал в новый состав А.Некрасов; оставил пост бессменный руководитель всех избирательных кампаний в регионе от лица областной администрации вице-губернатор Б.Духан [[7],[8]].

Попыткой усилить контроль над политическими и административными ресурсами исполнительной власти в регионе является принятие закона «О порядке отзыва, отрешения от должности главы местного самоуправления Нижегородской области», принятого 4 июня 1999 года Областным Законодательным собранием. Характерно, что закон об отзыве губернатора, который пыталась предложить небольшая группа депутатов во главе с С.Вороновым, так и не был принят к рассмотрению. С целью усиления действия информационных ресурсов региональной власти губернатором И.Скляровым было подписано распоряжение «О поддержке редакций газет на территории области». Смысл нового распоряжения состоит в том, чтобы через снабжение газетной бумагой влиять на содержание публикуемых материалов о деятельности администрации по стабилизации социальной обстановки, а также о выполнении положений предвыборной программы губернатора. В случае же «нецелевого» использования бумаги редакция должна весь ее объем оплатить и впредь не рассчитывать на ее получение от областной администрации [[9],[10]].

5.    Региональные отделения партий на старте избирательной кампании в Госдуму

В начале июня более 300 человек из Нижегородской и Кировской областей, республик Мордовия, Чувашия и Марий Эл собрались в Зеленом Городе, пригороде Нижнего Новгорода, на зональное совещание представителей агропромышленного комплекса Волго-Вятского региона. Большинство на этом совещании составляли члены Аграрной партии России, поэтому основной темой мероприятия считалась подготовка к парламентским выборам, хотя разговор шел и об обыденных сельских проблемах, и о способах их решения. На пресс-конференции перед началом совещания М.Лапшин, в частности, сказал: «Мы бы хотели после декабрьских выборов создать в Госдуме самостоятельную полноценную фракцию. Она станет плацдармом для отстаивания интересов села». Он также заявил, что аграрии намерены искать союзников не только на селе, но и среди тех губернаторов, кто придает большое значение проблемам АПК. Среди таких глав региональной исполнительной власти Лапшин назвал и Склярова. Выступая на совещании, последний сказал, что Нижегородскую область долгие годы называли полигоном реформ, тогда как на самом деле региональными проблемами, в том числе и сельскими, никто не занимался. «Последние два года мы начали оказывать реальную помощь селу. В областном бюджете доля аграрного сектора составляет не менее 10%, а в этом году мы еще создали внебюджетный фонд поддержки АПК. Администрацией области совместно с законодательным органом разработан ряд программ, затрагивающих интересы села. Действует система областных заказов». Результаты, по словам губернатора, не заставили себя ждать: увеличилось производство молока и мяса.

После своего рода отчета губернатор выразил свое отношение к Аграрной партии России: «Развитие АПР идет правильным путем. И у партии есть большие перспективы на будущее. Ее преимущество состоит в том, что она менее других идеологизирована... занимается решением реальных, а не виртуальных проблем. Аграрная партия... именно такая партия, которая нужна селу. Я горячо поддерживаю создание парторганизаций в районах и убежден, что их деятельность пойдет на благо области». Продолжая мысль губернатора, Лапшин отметил, что без поддержки власти и без развитых общественно-политических крестьянских структур в России не будет высокоразвитого сельского хозяйства. «Нам нужно укреплять наши позиции во всех властных структурах, поэтому мы должны уделить серьезное внимание парламентским и президентским выборам. Если мы их проиграем, то Россия надолго откатится назад».

На совещании выступили руководители региональных парторганизаций из соседних республик и областей, депутат Госдумы Александр Мальцев (в парламенте он активно участвует в решении проблем АПК), руководители районных хозяйств, чьи речи объединяло желание видеть крестьянство активной политической силой как в стране, так и в регионах [[11]].

В середине июня в Нижнем Новгороде прошла первая региональная конференция движения «Новая сила», численность которого за два с половиной месяца увеличилась и составляет теперь 715 человек из 46 районов области и города. На конференции было объявлено о создании Общественного фонда взаимной поддержки и начале «Программы взаимной поддержки», участники которой предоставляют скидки и льготы друг другу на товары и услуги, что безусловно призвано укреплять корпоративные связи внутри фонда, то есть внутри движения «Новая сила». На конференции выступил Кириенко. Главными тезисами его выступления были: движение сильно выросло и количественно, и качественно; движение действительно борется за власть; сам Кириенко собирается принять участие в выборах мэра столицы [[12]].

Региональное отделение движения «Отечество» в настоящее время завершает работу по созданию районных организаций. Также завершается работа по созданию регионального избирательного штаба и местных штабов. Руководство регионального отделения осуществляет постоянную связь с Москвой, где отмечается большая заинтересованность в скорейшем становлении региональных отделений. Нижегородское региональное отделение имеет все основания к тому, чтобы занять лидирующее положение среди региональных отделений Волго-Вятского региона и стать межрегиональным центром. В настоящее время в совете обсуждаются кандидатуры по партийному списку и одномандатным округам. Именно губернатору Склярову будет принадлежать решающее слово при окончательном утверждении кандидатов в депутаты Государственной Думы от «Отечества» по Нижегородской области. У губернатора установились хорошие деловые отношения со многими ныне действующими депутатами Государственной Думы по Нижегородской области (например, П.Веселкин, А.Мальцев). Известно также, что поддержкой со стороны губернатора пользуется Нижегородское отделение АПР. Данная позиция губернатора вступает в противоречие с интересами руководителей совета Нижегородского регионального отделения движения «Отечество», которое заинтересовано в том, чтобы выставить в каждом избирательном округе депутата от «Отечества». Руководство политсовета, и прежде всего его председатель Ю.Ежов, расположено к союзу с коммунистами и НПСР. Подобные симпатии лидера и руководства совета затрудняет возможность прогнозирования развития событий в избирательном процессе [[13]].

6.    Нижегородская область на экономической карте России

События второй половины 1998 года оказались серьезным экзаменом для Нижегородского региона. В начале 1998 года ситуация в экономике области была обнадеживающей, вплоть до августа наблюдался устойчивый рост производства, кризис отбросил Нижегородскую область далеко назад. Но уже в начале 1999 года стало возможным говорить о появлении некоторых позитивных тенденций в производственно-экономической и финансовой сферах.

Сегодня Нижегородская область остается одной из крупнейших бюджетообразующих областей Российской Федерации. По состоянию на 1 марта 1999 года она занимала 8-е место среди российских регионов по доле налоговых поступлений в консолидированный бюджет России.

Для промышленно ориентированной области, какой является Нижегородская, ведущим фактором экономического успеха или неуспеха является положение в промышленном секторе. Итоговые показатели работы в первом квартале 1999г. свидетельствуют о том, что совместная целенаправленная работа администрации области, руководства и коллективов промышленных предприятий по предотвращению последствий кризиса 1998г. принесла свои плоды.

Промышленным предприятиям Нижегородская области в основном удалось преодолеть спад производства, вызванный августовским кризисом. В феврале и марте осуществлен настоящий прорыв: если еще в январе общий объем производства по всем предприятиям области был почти на 10% ниже, чем год назад, то уже в феврале область вышла на уровень предыдущего года, а в марте прирост объемов производства составил 9,7%. В результате первый квартал область завершила с индексом 100,3%. Много это или мало? Попытаемся сделать вывод об этом на основе сравнения Нижегородской области с другими крупными промышленными регионами и с Россией в целом.

Индекс физического объема по России составил 98%, то есть в целом промышленности страны не удалось достигнуть уровня прошлого года. Не справились с ситуацией многие крупнейшие промышленные регионы страны. Далеко отброшенным назад оказался Санкт-Петербург, где объемы производства в первом квартале были на 12,7% ниже по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Почти на 5% снизились объемы производства во Владимирской, Ульяновской областях. Не смогли выйти на уровень 1998 года Москва, Самарская, Воронежская, Пермская, Свердловская, Кировская области, Чувашия. Из ближайших регионов только Татарстану удалось достичь сходных с нашей областью результатов.

Сегодня в Нижегородской области наиболее стабильно работает лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасль промышленности, объемы производства в которой относительно первого квартала 1998 года возросли на 43,8%. Здесь темпы роста в несколько раз превышают общероссийский уровень (7,5% в целом по стране). Решающую роль в достигнутом нижегородцами успехе сыграло расширение поставок на экспорт продукции Балахнинского бумкомбината.

К концу 1998 года удалось стабилизировать работу предприятий Дзержинска. И хотя химическая и нефтехимическая промышленность остается весьма проблемной для нашей области и до состояния устойчивости еще далеко, первые результаты приложенных к стабилизации усилий налицо: индекс физического объема химической и нефтехимической промышленности по Нижегородской области 101,6%, в то время как по России всего лишь 92,5% (в 1998 году по отношению к 1997 году).

Ярко выделяются на общем фоне нижегородские пищевики, обеспечившие 21%-ный прирост объемов производства, в то время как в целом по стране в отрасли достигнуто увеличение всего лишь на 1,3%.

Выше общероссийских показателей были итоговые цифры за первый квартал работы наших предприятий по производству стройматериалов. Данный факт заслуживает особого внимания, поскольку рост спроса, а следовательно, и рост производства строительных материалов обычно связывают с выходом экономики из состояния депрессии.

В марте каждое второе предприятие области увеличило объем производства продукции. Как всегда надежно и устойчиво сработали автомобилестроители. Производство автобусов увеличено по сравнению с тем же периодом 1998 года на 21,7%, легковых автомобилей — на 3,6%, грузовых — на 1,3%, велосипедов — на 68%.

Очень важно отметить, что произошел рост производства в отраслях либо производящих товары для населения, либо являющихся звеньями технологической цепочки производства потребительских товаров и услуг. Область стала больше выпускать стиральных машин, магнитофонов, мебели, чулочно-носочных. швейных изделий. Росту производства наших отечественных товаров способствовало ослабление конкуренции импортных товаров, стоимость которых значительно возросла в результате девальвации рубля относительно доллара США.

Всего же 36 районов области завершили первый квартал сложнейшего для экономики области года с превышением объемов промышленного производства января-марта 1998 года. Из них в четырех районах рост составил более 60%, еще в восьми — от 35% до 52%.

Традиционно проблемной отраслью экономики для области является сельское хозяйство. Большинство сельхозпредприятий области остаются убыточными. В 1998 году сельскохозяйственное производство сократилось на 6,6%. Но говоря о сложном положении в отрасли, нельзя не отметить ряд положительных моментов. В 1998 году стабилизировалась ситуация по производству основных видов продукции животноводства. Впервые за 5 лет произошло увеличение производства мяса. Наблюдается устойчивая тенденция роста производства молочной продукции и яиц. Несмотря на традиционно промышленную ориентированность экономики области, в первом квартале текущего года наш регион занимает 7-е и 10-е места в России по производству соответственно молока и мяса.

Сегодня необычно оживленно застраивается село: 40% из общего объема индивидуального строительства жилья построено в сельской местности; по общей площади сельские новостройки в 6,3 раза больше, чем были в первом квартале прошлого года. Причем село не только строится, но и благоустраивается, активная газификация делает сельское жилье более комфортабельным. Ввод в эксплуатацию газовых сетей в области увеличен в 1,6 раза, и 79% из них проложены в сельской местности.

Собираемость налогов в области в первом квартале 1999 года возросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 5,8 пункта. Дальнейшее совершенствование налоговой системы в Нижегородской области связывают с введением на всей ее территории единого налога на вмененный доход. Следует отметить, что данный налог повсеместно применяется в странах с высокоразвитой фискальной системой. Нижегородская область выступила инициатором его введения на территории России. Введение этого налога призвано стимулировать рынок, побудить предпринимателей лучше и эффективнее работать и соответственно вести к увеличению налогооблагаемой базы, расширению круга плательщиков, сокращению размера теневого сектора экономики. Опыт применения единого налога на вмененный доход показал, что в тех районах, где он введен с 1 января 1999 года, налоговые поступления уже за первые три месяца года оказались сопоставимы или превысили налоговые поступления за весь 1998 год. Причем 50% поступлений налоговых платежей от юридических лиц и 75% от физических лиц остаются в распоряжении местных бюджетов. Территории, где с начала года был введен единый налог, получили средства на выплату месячных пенсий более чем 5200 пенсионерам или заработной платы 2900 врачам.

Экономика области — основа социального благополучия в регионе. В ближайшее время нельзя рассчитывать на столь существенное улучшение экономического положения, чтобы вслед за этим последовала значимая позитивная динамика показателей социальной сферы. Но область делает пусть небольшие и пока малозаметные для ее жителей, но реальные шаги по пути достижения этой важнейшей цели.

Среди проблем, вызывающих беспокойство населения области, одно из первых мест занимает боязнь потерять работу. Последствием августовского кризиса явилось увеличение в октябре-ноябре прошлого года общей численности безработных, в декабре-январе был рост официально зарегистрированной безработицы. Однако повышение было незначительным, и уже с февраля началось плавное снижение. К концу марта нагрузка незанятого населения, состоящего на учете, на одну заявленную вакансию составила 3 человека и уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 10,2%. На 1 апреля уровень официально зарегистрированной в области безработицы составил 1,98%, что ниже, чем год назад. Но по-прежнему остается напряженной ситуация на рынке труда Краснобаковского (6,1%), Навашинского (7,5%), Уренского (5%), Сергачского, Шахунского (по 6,3%) районов. Лидирует в этом списке социального неблагополучия Кулебакский район, где на 1 апреля уровень безработицы составлял 11,68%.

В первом квартале текущего года продолжался рост потребительских цен. Индекс потребительских цен (в процентах к декабрю 1998 года) составил 116%, что на уровне среднероссийского значения. Значительно более быстрыми темпами росли цены в Москве (121,3%), в Санкт-Петербурге (120,7%), в Ростовской (120,3%), Саратовской (120,7%), Пензенской (120,6%) областях [[14]].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В деятельности региональной власти продолжают усиливаться тенденции государственного корпоративизма. В расширении ресурсной базы исполнительной власти законодательная власть продолжает играть роль соглашателя. Продолжается борьба между федеральными и региональными акторами за контроль над основными налогообразующими центрами региональной экономики. Происходит реструктуризация политических настроений предпринимательства. Региональные отделения ведущих движений и партий России просчитывают возможные блоки и коалиции на пути к выборам в Госдуму РФ.



Источники

[1]. Щербо Г. Регионы ставят на себя // Биржа. — 1999. — №21. — 10 июня.

[2]. Соб.инф. Разговор единомышленников // Нижегородские новости. — 1999. — №105. — 9 июня.

[3]. Буланов В. Есть дело — будет и результат // Биржа. — 1999. — №22. — 17 июня.

[4]. Бирюкова И. Делать деньги быстро и качественно // Монитор-неделя. — 1999. — №23. — 14-20 июня.

[5]. Потрясов П. Обмен дешевле денег // Монитор-неделя. — 1999. — №25. — 28 июня-4 июля.

[6]. Колосова Е. Кириенко хочет стать вторым Березовским? // Нижний Новгород. Региональное приложение к еженедельной газете «Аргументы и факты». — 1999. — №24. — Июнь.

[7]. Башмакова С,, Пудов С. В ОЗС законов не читают // Монитор-неделя. — 1999. — №24. — 21-27 июня.

[8]. Слонн С. Рокировка перед гамбитом // Монитор-неделя. — 1999. — №25. — 28 июня — 4 июля.

[9]. Закон Нижегородской области от 4 июня 1999 года «О порядке отзыва, отрешения от должности главы местного самоуправления в Нижегородской области». Правовая Среда №24 // Нижегородские новости. — 1999. — №114. — 23 июня.

[10]. Распоряжение №1032-р «О поддержке редакций газет на территории области» // Текущий архив пресс-службы главы областной администрации Нижегородской области.

[11]. Фокин К. Есть такая партия // Нижегородские новости. — 1999. — №101. — 3 июня.

[12]. Лысов В. Новое ускорение // Биржа. — 1999. — №22. — 17 июня.

[13]. Интервью с членом политсовета регионального движения «Отечества» С.Фадеевым 28.06.99г.

[14]. Пресс-служба губернатора. Нижегородская область на экономической карте России // Нижегородские новости. — 1999. — №110. — 17 июня.