Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

О. Е.

Туркменская Республика
в июне 1999 года

Президент Туркменистана Сапармурат Туркменбаши совершил несколько поездок по регионам страны. В ходе подготовки к парламентским выборам Меджлис республики принял ряд избирательных законов. Стратегический альянс «Мобил-Монумент-Туркменнефть» получил лицензию на разведку углеводородных ресурсов республики. Турменистан ввел визовый режим со странами СНГ.

1.    Внутренняя политика

1.1.       Решение о созыве Халк Маслахаты

21 июня Президент Туркменистана принял Постановление «О созыве IХ Государственного совещания старейшин, заседаний Народного совета и Общенационального движения «Галкыныш» Туркменистана — так называемого «всенародного Маслахата». Согласно документу мероприятия состоятся с 27 по 29 декабря в Ашхабаде во Дворце конгрессов и искусств. В рамках Маслахата состоится IХ Совещание старейшин, а также заседания Народного совета и Общенационального движения «Галкыныш» (Возрождения) Туркменистана. Самый представительный форум страны обсудит конкретные программы дальнейшего становления туркменского государства в сфере политики, экономики и духовного возрождения нации в первом десятилетии ХХI века, рассмотрит и утвердит проекты Программы «Стратегия социально-экономических преобразований на период до 2010 года» и Концепцию духовного возрождения туркменского народа «Рухнаме» [[1]].

1.2.       Годовщина избрания Президента

Седьмая годовщина со дня избрания первого президента страны Сапармурата Туркменбаши (21 июня 1992 года) названа официальным Ашхабадом «новой вехой на пути к золотому веку». Агентство «Туркмен Пресс» в очередной раз сообщило о «естественном процессе масштабного переустройства» в стране накануне этой даты. Официальные СМИ полны сообщений о том, что «абсолютное знание действительности, умение выстраивать свою политику с практическим прицелом и с учетом реальных экономических обстоятельств снискали Сапармурату Туркменбаши международное признание и неоспоримое доверие народа».

Эта годовщина совпала с заключительным этапом в формировании программы «Стратегических преобразований на первое десятилетие наступающего века», принципиальные позиции которой Сапармурат Туркменбаши огласил на последнем заседании Кабинета Министров страны. По заявлениям властей реализация этой программы «создаст все предпосылки для успешного старта в новую эпоху в жизни туркменского народа». Официальная пропаганда подчеркивает, что в этом стратегическом документе «в единой точке сойдутся теория и практика, идеи и их решения» [1].

1.3.       Перестановки и «разоблачения» в высших эшелонах власти

Президент Туркменистана провел очередные кадровые перестановки на состоявшемся во вторник расширенном совещании правительства с участием руководителей министерств и ведомств страны. При этом огласке были преданы действия руководителей ассоциации «Туркменмаллары» Д.Карадурдыева, Управления «Туркмендеряеллары» Б.Ишанкулиева и Национальной телерадиокомпании А.Нургельдыева, преступивших закон. В присутствии этих лиц были оглашены результаты расследования, проведенного органами следствия и дознания, свидетельствующие о превышении названными руководителями служебных полномочий в целях личного обогащения, о случаях кумовства и протекционизма, имевших место в возглавляемых ими организациях. Самым возмутительным в поведении этих людей Сапармурат Туркменбаши назвал алчность, жажду наживы. Глава государства предложил оступившимся публично покаяться и дать собственную оценку совершенным ими деяниям, подчеркнув, что это должно послужить уроком для всех руководителей, ответственных за судьбу страны и народа. Уличенные в злоупотреблениях полностью признали свою вину. Сапармурат Туркменбаши выразил намерение амнистировать виновных в правонарушениях высокопоставленных лиц после вынесения им судебного приговора и в случае полного возврата государству присвоенных средств и оказания помощи следствию, а также при условиях искупления вины перед обществом честным и добросовестным трудом.

Официальные СМИ заявляют, что «виновные склонили головы не только перед Президентом страны, но и перед всем народом, поскольку миллионы туркменистанцев наблюдали за ходом совещания у экранов своих телевизоров».

В очередной раз прозвучала критика главы государства в адрес Национальной телерадиокомпании, других средств массовой информации, которые, являясь главными проводниками идей Сапармурата Туркменбаши, зачастую в своей деятельности не отвечают требованиям и пожеланиям читателей и зрителей. Назначая нового руководителя национального телевидения, Президент отметил, что «времени учиться нет». По мнению Туркменбаши, в столь динамично развивающемся мире необходимо сразу и безраздельно отдать себя делу, которое поручено государством и при этом оставаться не только профессионалом, но и абсолютно честным и чистым в делах и помыслах человеком [1].

1.4.       Поездка президента в Ташауз (Дашогуз)

В июне президент посетил Ташаузский регион. Причиной этого стало, в частности, то, что в нынешнем сезоне там удалось вырастить гарантированный урожай продовольственной пшеницы. По мнению Туркменбаши во многом это стало возможным благодаря правильно организованной работе руководства региона, сумевшего настроиться на новую волну и в отличие от прежних лет обеспечить практическую поддержку арендаторам. Лично благословив сельчан на сбор доброго урожая и выразив удовлетворение состоянием хлебных карт, Сапармурат Туркменбаши в очередной раз отметил важность правильного подбора кадров, подчеркнув, что руководитель является основной фигурой в осуществлении задач государственной важности.

Говоря о планах развития Ташаузского велаята на ближайшие десять лет, Президент Туркменистана отметил, что залогом их успешной реализации является великое прошлое туркменского народа, «ведущего свою родословную от мужественных и мудрых огузов».

В продолжение политики духовного и исторического возрождения туркменского народа Сапармурат Туркменбаши объявил о решении переименовать Ташаузский велаят, его столицу и одноименный этрап в город Дашогуз, Дашогузский велаят и этрап. Городу возвращено историческое название, берущее свое начало в глубине веков и отражающее тот факт, что на этой земле издревле проживала большая группа огузских туркмен, именовавшихся дашогузами.

Этим же, а также стремлением подчеркнуть истинную ценность воды в жизни туркмен, было продиктовано и решение о переименовании Дуебоюнского канала в Туркмен дерясы, эксплуатация которого снимает с повестки дня вопрос водообеспечения севера страны.

Распоряжением Президента Туркменистана за вклад в развитие культуры и искусства нейтрального независимого Туркменистана, воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, а также в целях улучшения материальной обеспеченности и стимулирования творчества, денежной премией в 10 тысяч долларов США была награждена группа народного инструментального ансамбля «Туркменбаши заманасы» Дома народного творчества Йыланлыйского этрапа Дашогузского велаята (руководитель Реджепбаев С.) [1].

1.5.       Поездка Президента в Ахалский, Марыйский и Лебапский велаяты

Президент Туркменистана Сапармурат Туркменбаши на прошлой неделе совершил поездку по зерновым хозяйствам Ахалского, Марыйского и Лебапского велаятов. По официальным сообщениям, «встречи главы государства с хлеборобами на полях арендаторов, его благословение на сбор пшеницы вызвали особый эмоциональный подъем у сельчан, нацеленных в полном объеме и сжатые сроки выполнить государственное задание по сдаче зерна». Поездке Сапармурата Туркменбаши предшествовал ряд Указов и распоряжений, которые значительно расширили правовую основу государственной поддержки сельского хозяйства. Так, оплата за проданное до 25 июня на заготовительные пункты зерно будет производиться, в отличие от прежних лет, без скидок на влажность и засоренность и в 100%-ом объеме. Для хлебопашцев Ташаузского велаята данное распоряжение Президента будет действовать до 5 июля нынешнего года. Только после указанных сроков практика скидки на принимаемую продукцию будет возобновлена, но тогда она составит уже 30%. В преддверии страды Президент Туркменистана отдал распоряжение Центральному банку страны обеспечивать «Дайханбанк» (крестьянский банк, кредитующий сельское хозяйство) денежными ресурсами для выдачи кредита заготовительным организациям. Рассчитаться «Дайханбанк» сможет после продажи будущего урожая и его переработки подразделениями Ассоциации «Туркменхлебопродукты»: вырученные средства вернутся по цепочке в «Дайханбанк», после чего последний вернет кредит Центробанку Туркменистана. Производители зерна, в свою очередь, уже освоили кредитную линию в 116,8 млрд. манатов, выделенную ЦБ Туркменистана через государственно-коммерческий «Дайханбанк». Отпущенные средства использованы для закупки семян, минеральных удобрений, а также пойдут на оплату аренды сельскохозяйственной техники, в соответствии с заключенными ранее двусторонними договорами с Государственной товарно-сырьевой биржей или сельхозассоциациями.

Все услуги, как и прежде, предоставляются арендаторам с 50%-ой скидкой. В соответствии с механизмом оплаты их труда сельчане перед получением средств за сданный урожай зерна рассчитаются с банком за полученный кредит по единому реестру, составленному производителями услуг. Они также уплатят 3% налога на водохозяйственные нужды и 8% — в распоряжение дайханского объединения. Следует отметить, что в нынешнем году арендаторы освобождены от уплаты 8%-го налога в государственный бюджет. После вычета всех средств, затраченных на производство зерна, дайханин сможет получить всю заработанную сумму наличными или же, по желанию, открыть специализированный счет в отделении «Дайханбанка» [1].

1.6.       Меджлис

15 июня завершает свою работу весенняя сессия Меджлиса Туркменистана, предпоследняя для нынешнего созыва парламента, чьи полномочия истекают в декабре. Это предопределило и те задачи, которые стояли перед депутатами на сессии.

Меджлис развернул широкую работу, направленную на подготовку и проведение выборов в парламент, намеченных на 12 декабря 1999 года. В рамках весенней сессии были организованы мероприятия «по повышению информированности граждан в отношении их прав и гражданской ответственности за результаты выборов».

Главной же задачей, стоящей перед Меджлисом Туркменистана, государственными и общественными организациями страны, является «обеспечение равноправных, справедливых выборов на альтернативной основе, создание условий для свободного волеизъявления избирателей». С этой целью в ходе сессии был разработан и утвержден ряд законодательных актов, направленных на укрепление нормативной базы, регулирующей ход избирательной кампании.

В подкрепление провозглашенных «демократических гарантий избирательных прав» был создан действенный механизм их реализации и юридической защиты, который регулируется законом «О гарантиях избирательных прав граждан Туркменистана». Новый нормативный акт представляет перечень основных избирательных гарантий, к числу которых относятся законодательные, правовые, экономические, организационные и информационные. Все они отражены в Законе.

Законодатели приняли также дополнения и изменения в закон «О выборах депутатов Меджлиса Туркменистана», в соответствии с которыми при выдвижении кандидатов в депутаты Меджлиса должны учитываться их «морально-этические качества, профессионализм и высокий уровень политической и правовой культуры». В случае, если гражданин привлекался к уголовной ответственности судебными органами, он может баллотироваться в парламент лишь по истечении пяти лет после освобождения.

Следует отметить, что в декабре прошлого года в избирательный закон уже вносились некоторые дополнения и изменения. Они, по существу, закрепили основные принципы функционирования избирательной системы. Был, в частности, регламентирован избирательный процесс, который осуществляется на началах свободного равноправного выдвижения кандидатов в депутаты, гласности и открытости, свободы агитации, равных возможностей для всех в проведении избирательной кампании. Сессия парламента приняла также закон «О Центральной избирательной комиссии по выборам и проведению референдумов в Туркменистане», регламентирующий деятельность Центризбиркома.

Напомним, что прежде Туркменбаши лично одобрял выдвигавшихся кандидатов в депутаты, а количество кандидатов в точности соответствовало количеству мандатов. Эта практика не была предусмотрена никаким законом и, поэтому, новые законы вряд ли ее изменят.

В ходе работы весенней сессии Меджлиса Туркменистана был также принят закон «О порядке применения моратория на смертную казнь как меры уголовного наказания, введенного Указом Президента Туркменистана 6 января 1999 года». Этот нормативный акт регулирует порядок исполнения данного решения главы государства, идущего в русле тех гуманных инициатив, которыми отмечено развитие туркменского общества.

В рамках весенней сессии были рассмотрены и приняты и другие нормативные акты, регулирующие вопросы внутренней и внешней политики [1].

 

1.7.       Конференция по борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков

Вопросы борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков стали основной темой повестки дня национальной конференции, в которой приняли участие представители всех силовых структур, а также сотрудники Государственной таможни и Минздравмедпрома. Слушателями конференции стали также курсанты Академии полиции имени генерала армии С.А.Ниязова, которая, при посредничестве агентства ООН по контролю за наркотиками, выступила организатором конференции. Цель форума — выработка единых подходов в деятельности правоохранительных органов Туркменистана по контролю за незаконным оборотом наркотических средств, в пресечении любых попыток транзита и поставок наркотических веществ в страну. В рамках конференции представители различных правоохранительных структур, ответственных за стабилизацию криминогенной ситуации в стране, обсудили проблемы профилактики подобных преступлений, практики их расследования, производства экспертизы психотропных средств, а также лечения и реабилитации наркоманов [1].

 

1.8.       Учебный курс по международному законодательству в области прав и свобод граждан

Специализированный учебный курс по международному законодательству в области прав и свобод граждан проходил в Туркменском национальном институте демократии и прав человека при Президенте Туркменистана с 1 по 4 июня. Организаторами его выступили сам институт, Центр ОБСЕ и Представительство УВКБ ООН в Туркменистане. Для участия в работе первого в стране такого семинара были приглашены зарубежные эксперты, представители международных организаций, работники правоохранительных органов, министерств и ведомств страны, с деятельностью которых в той или иной мере связана практическая реализация конституционных прав и свобод человека. Слушатели обсудили политико-правовые и научно-прикладные основы функционирования института прав человека и механизмы их реализации, рассмотрели способы интеграции международных обязательств в национальное законодательство и практику, а также ряд других важных аспектов этой проблемы.

Туркменистан, ратифицировавший ряд основополагающих международных документов по правам человека, входит в число наиболее репрессивных государств мира.

 

1.9.       Последствия амнистий

С начала текущего года в Туркменистане было амнистировано около 30 тысяч человек, что для республики совершенно беспрецедентно. Тем не менее, руководители правоохранительных органов вновь заявили, что случаи рецидива после амнистии или помилования составляют не более 3% от числа освобожденных. По словам официальных источников, массовая акция помилования не вызвала обострения криминогенной обстановки в стране. МВД Туркменистана сообщило в этой связи, что, напротив, за первые три месяца 1999 года число правонарушений снизилось на 20% по сравнению с аналогичным периодом 1998 года [[2]].

Между тем, из личных контактов известно, что население напугано и возмущено этими бесконечными амнистиями, нейтрализовавшими систему уголовных наказаний. При этом города страны отнюдь не являются безопасными, поэтому, кроме желания Туркменбаши смягчить свой международный имидж, трудно найти какое-либо другое рациональное объяснение этой странной кампании. В любом случае попытка компенсировать любовью к уголовникам репрессивный характер политического режима выглядит весьма странно.

2.    Экономика

2.1.       Нефть и газ

2.1.1.      Добыча газа

За пять месяцев текущего года добыча газа в Туркменистане увеличилась в 2,4 раза. Более 15,2 млрд. кубометров газа добыто в стране за пять месяцев текущего года. Как сообщили в Министерстве нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Туркменистана, основной объем приходится на предприятия госконцерна «Туркменгаз» (13,4 млрд.кубометров), которые обеспечивали выполнение соглашения о поставке в 1999 году на Украину 20 млрд. кубометров газа. Объем экспорта составил к моменту прекращения подачи газа 8,7 млрд. кубометров.

Наращивали темпы в течение пяти месяцев нынешнего года и нефтяники, которые обеспечили добычу 2,87 млн. тонн. Рост в 9% по госконцерну «Туркменнефть» обеспечен, в основном, за счет увеличения дебита скважин после капитального их ремонта на крупнейших нефтяных месторождениях — Котурдепе и Барсагельмес (запад страны), а также ввода новых мощностей на перспективных площадях. Значительно активизировали по сравнению с прошлым годом свою деятельность и иностранные партнеры — совместное c ирландской «Драгон Ойл» предприятие «Челекен» и английская «Монумент». Показатели их добычи по сравнению с прошлым годом увеличились в 3-4 раза [1].

2.1.2.      Отчет PSG по строительству транскаспийского трубопровода

Американская компания PSG — лидер транскаспийского консорциума представила Президенту и правительству Туркменистана в конце июня очередной отчет о ходе реализации проекта по строительству транскаспийского газопровода. В нем содержатся результаты исследований по вопросам, связанным с финансовым обеспечением проекта, разработкой структуры его реализации, оценкой рынков сбыта.

Эксперты PSG пришли к выводу о том, что в качестве основных финансовых источников целесообразно было бы привлечь экспортно-импортные банки США и Японии, а также крупные международные финансовые институты, такие как Мировой Банк, от которых предполагается привлечь около 2 млрд. долларов заемных средств. От 500 млн. до 1 млрд. долларов должны внести акционеры транскаспийского консорциума. При утверждении структуры финансового обеспечения проекта туркменская сторона предложила использовать принцип промежуточного финансирования, основанный на привлечении акционерного капитала на начальный период строительства под будущие сделки по продаже туркменского газа.

Исследования спроса на газ на турецком рынке показали, что туркменское топливо будет востребовано, поскольку Россия и Иран не смогут полностью удовлетворить его возрастающие потребности. Но и в этой ситуации предпочтительнее, чтобы транскаспийский проект был реализован раньше альтернативных вариантов транспортировки природного газа в Турцию.

По сообщению министра нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Туркменистана Р.Аразова, представленный отчет имеет ряд спорных или открытых вопросов, которые будут доработаны с лидером транскаспийского консорциума в ходе консультаций.

Предполагается, что 15 июля главы государств, участвующих в транскаспийском проекте, подпишут соглашение о его развитии, в котором будут зафиксированы обязательства всех стран, а также предварительное соглашение о реализации проекта между правительством Туркменистана и компанией PSG.

Что касается процесса формирования консорциума, то он завершится до конца сентября этого года, после чего будет подписан Договор между акционерами.

Итоги переговоров с компанией PSG Президент Туркменистана Сапармурат Туркменбаши прокомментировал на заседании правительства. Глава государства заявил о необходимости активизировать усилия по реализации транскаспийского газопроводного проекта, отметив, что темпы его развития в последние месяцы несколько снизились. Несмотря на это, заявил Президент, будут предприняты все усилия, чтобы строительство газопровода началось уже в следующем году, а в 2002 году он был бы введен в эксплуатацию. С целью ускорения данного процесса в ходе заседания Кабинета Министров была создана Государственная комиссия, которую возглавил Сапармурат Туркменбаши. Ожидается, что в перспективе к ней подключатся представители Азербайджана, Грузии и Турции — стран, по территории которых пройдет транскаспийская труба [1].

2.1.3.      Встречи туркменского руководства с представителями «Мобил» и «Монумент»

Стратегический альянс «Мобил-Монумент-Туркменнефть» получил лицензию на разведку углеводородных ресурсов. 18 июня Президент Туркменистана вручил лицензии на проведение разведочных работ по блоку «Гарашсызлык-2» руководителям трех компаний — американской «Мобил», британской «Монумент» и туркменского Госконцерна «Туркменнефть». Как известно, их стратегический альянс получил путевку в жизнь в ходе официального визита Президента Туркменистана в США в апреле прошлого года. Распределение долевого участия членов альянса выглядит следующим образом: «Мобил» — 52,4% (оператор проекта), «Монумент» — 27,6% и «Туркменнефть» — 20%. «Мобил» — третья зарубежная компания, которая получила лицензию на основании соглашения о разделе продукции. Свои права на разведку и добычу нефти и газа на территории Туркменистана оформили в 1996 году малайзийская «Петронас Чаригали» и британская «Монумент». Иностранные члены альянса, отметили в Компетентном органе, в настоящее время находятся в стадии объединения с другими, более крупными корпорациями. Так, «Мобил» оформляет свое вхождение в «Эксон», а «Монумент» — в «Ласмо». Это, однако, по заявлениям руководителей компаний, не изменит их планов долгосрочного сотрудничества с Туркменистаном.

Территория блока «Гарашсызлык-2», по данным Министерства нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Туркменистана, составляет 4,5 тыс. кв. км и включает в себя глубокие горизонты шести существующих месторождений (Челекен, Барсагельмес, Котурдепе, Ордекли, Экизак, Гуйыджик) и прилегающие перспективные площади. Здесь предусматривается провести двух- и трехмерные сейсмические исследования низкозалегающих горизонтов, находящихся под крупными нефтяными месторождениями Котурдепе и Барсагельмес, а также работы по поиску и оценке запасов вне границ этих месторождений. Необходимо отметить, что разведка и добыча на верхних горизонтах предусмотрена другим проектом — «Гарашсызлык-1», оператором которого является госконцерн «Туркменнефть».

Сегодня извлекаемые запасы в верхних горизонтах блока «Гарашсызлык» составляют примерно 100 млн. тонн нефти. Ежегодная добыча на уже разрабатываемых месторождениях превышает 3 млн. тонн. Современные методы доразведки, используемые иностранными партнерами, как надеются туркменские нефтяники, позволят подключить к добыче и глубокие горизонты, выявить новые углеводородные пласты и довести уровень прогнозных запасов до 400 млн. тонн.

«Хотя «Мобил» впервые получила лицензию, — сказал в интервью «Туркмен Пресс» президент компании по странам Евразии Р.Бизли, — мы уже третий год участвуем здесь в добыче нефти. В 1997 году в соответствии с актом о передаче прав от «Монумент» «Мобил» получила 40% долевого участия в соглашении о разделе продукции на блоке «Небитдаг». В случае обнаружения на «Гарашсызлык-2» месторождения промышленного значения и утверждения Компетентным органом соответствующей программы его разработки, альянсу трех компаний будет выдана лицензия и на добычу углеводородов на этом блоке».

Недавно Ричард Бизли выразил на встрече с Туркменбаши надежду на долговременное сотрудничество. Именно тогда лидер Туркменистана посоветовал западным партнерам более серьезно отнестись к вопросам сотрудничества по выводу туркменских энергоносителей на мировой рынок. Сейчас Ниязов недоволен снижением темпов развития газопровода Туркменистан-Азербайджан-Грузия-Турция и настаивает на начале строительных работ уже в конце нынешнего года, а не в конце 2000-го, как предполагают руководители американской компании PSG, возглавляющие Транскаспийский консорциум [1].

2.1.4.      Создание рабочих групп по проектам транспортировки

Президент Туркменистана подписал распоряжения о создании рабочих групп для ведения переговоров и подготовки документов по реализации газопроводных проектов — Транскаспийского и Туркменистан-Афганистан-Пакистан. Активизация работы сразу по двум маршрутам, по мнению руководства страны, должна подтвердить многовариантный подход Туркменистана к решению вопроса о выводе туркменских углеводородных ресурсов на мировые рынки. Руководителем рабочей группы по проекту газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан назначен министр нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов, исполнительный директор Компетентного органа по использованию углеводородных ресурсов при Президенте Туркменистана Р.Аразов, а по транскаспийскому газопроводу — директор института нефти и газа Государственного концерна «Туркменгаз» К.Назаров. Как сообщил «Туркмен Пресс» Р.Аразов, создание рабочего органа по транскаспийскому газопроводу вызвано необходимостью подготовить рамочный четырехсторонний межправительственный документ. После подписания 21 мая в Ашхабаде контракта о купле-продаже туркменского газа между Компетентным органом по использованию углеводородных ресурсов при Президенте Туркменистана и турецкой компанией «Боташ», проект Транскаспийского газопровода обрел гарантии продавца и покупателя. Следующий шаг — рамочное соглашение между всеми государствами, по территории которых проляжет газопровод. Туркменистан, Азербайджан, Грузия и Турция уже в принципе согласились подтвердить свою поддержку проекта. К середине июля будут подготовлены соглашения о газопроводе и о развитии проекта, которые подпишет глава консорциума американская «PSG» с Туркменистаном и всеми остальными государствами. Эти документы создадут правовую платформу для широкого переговорного процесса по формированию консорциума, привлечения в проект зарубежных инвестиций, создания полновесного финансового пакета проекта. Все эти меры, в конечном счете, значительно приблизят начало строительства газопровода.

Что касается проекта газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан, отметил Р.Аразов, то решение о создании рабочей группы принято в связи с договоренностью министров энергетических ведомств трех стран-участниц. Как уже сообщалось, их первая встреча состоялась в конце апреля в Исламабаде. Там же была достигнута договоренность о проведении раз в три месяца переговоров на правительственном уровне, а также о создании совместной рабочей группы старших должностных лиц для постоянного контакта между сторонами. Назначенные Президентом Туркменистана члены туркменской рабочей группы станут также участниками заседаний трехстороннего консультативно-координационного комитета по контролю за продвижением проекта газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан [1].

2.1.5.      Туркменско-китайское сотрудничество в нефтегазовой сфере

Тему туркменско-китайского партнерства в нефтегазовой отрасли, которая широко обсуждалась во время июньского визита в Туркменистан заместителя председателя Госсовета Китайской Народной Республики Цянь Цичэна, продолжила на этой неделе делегация Китайской нефтехимической корпорации «Синопэк». Как сказал в интервью «Туркмен Пресс» вице-президент компании Моу Шулинг, «Синопэк» вместе с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) и Китайской морской нефтяной компанией входит в единый структурный нефтегазовый комплекс страны. После недавно проведенных внутренних реформ все три компании получили статус интегрированных, то есть выполняющих все работы в нефтегазовой отрасли — от разведки до транспортировки и продажи нефти и газа, а также произведенной из них продукции.

В связи с реорганизацией, отметил Моу Шулинг, из системы CNPC к «Синопэк» перешло крупнейшее китайское месторождение «Шенли», бригады которого с 1997 года восстанавливают на западе Туркменистана нефтяные скважины. Во время встреч с туркменскими коллегами были обсуждены вопросы, относящиеся к переоформлению действующего контракта, которое никак не отразится на качестве и объеме предоставляемых китайскими ремонтниками услуг. По данным госкорпорации «Туркменнефть», бригады из «Шенли», используя свою технику и оборудование, вернули за период контракта в строй действующих 77 скважин на крупнейшем нефтяном месторождении Котурдепе. В общей сложности суточный приток нефти из них составляет в настоящее время в среднем 1,5 тыс. тонн. «Туркменнефть» добыла из восстановленных скважин более 260 тыс. тонн нефти.

«Синопэк» намерена строить долгосрочные отношения с туркменскими нефтяниками, подчеркнул вице-президент компании. В ближайшее время будет решен вопрос об открытии в Ашхабаде единого офиса СNPC – «Sinopec». Это будет способствовать расширению деятельности в Туркменистане обеих компаний, которые не являются конкурентами ни в своей стране, ни за ее пределами. Это подтвердили и проведенные в Министерстве и госкорпорации «Туркменгаз» презентации «Синопэк». На них прозвучали предложения об участии в модернизации нефтеперерабатывающего завода в Сейди, поставке различного химического оборудования. Обсуждались также возможности газовой инфраструктуры Китая транспортировать туркменский газ в Японию. Этот крупномасштабный проект, по мнению Моу Шулинга, отражает стратегический характер партнерства китайских нефтяных корпораций и Туркменистана, спроецированного на ХХI век [1].

2.1.6.      Новое газовое месторождение

В Туркменистане открыто новое месторождение газа — Тек-Тек. Промышленный приток газа получен на днях в открытом стволе первой поисковой скважины на перспективной площади Тек-Тек. Она расположена в 45 км от поселка Тахтабазар, что на юго-востоке страны. Высокий суточный дебит скважины на глубине 1200 метров, как сообщили в Госкорпорации «Туркменгеология», указывает на большую вероятность обширного залегания здесь значительного объема природного топлива. По уровню газоносности открытое месторождение может оказаться выше среднего. Площадь Тек-Тек была обозначена на карте Туркменистана как перспективная еще в 60-е годы. Однако труднодоступность местности, сложность ее рельефа сдерживали изучение площади. Только в последние годы были проведены комплексные исследования. Материалы сейсмических профилей, глубокие параметрические скважины, пробуренные на ближайших к площади территориях, дали столь обнадеживающие результаты, что Имамбабинская нефтегазоразведочная экспедиция, несмотря на трудности в доставке и монтаже оборудования, в январе нынешнего года взялась за эту трудоемкую работу. Геологоразведчикам удалось довести бурение скважины до перспективных пластов. Оно будет продолжено до проектной глубины в 2000 метров. Попутно планируются испытания на газоносность низколежащих горизонтов. Будут опробованы также все перспективные пласты в эксплуатационной колонне скважины [1].

2.2.       Общее состояние экономики

2.2.1.      Экономический прогноз Туркменбаши

В начале июня С.Ниязов ознакомил общественность с некоторыми прогнозными показателями развития страны, закладываемыми в новую 10-летнюю программу социально-экономических преобразований. В декабре данный документ будет представлен на утверждение Народного совета. В частности, в нем предусматривается повышение среднедушевого дохода к 2005 году до 7,5 тыс. долл., а в последующие пять лет увеличить его до 15 тыс. долл. В 2005 г. страна должна произвести 27-30 млн.т нефти, 2,5 млн.т хлопка, 2 млн.т зерна. По официальным сообщениям «местным аналитикам эти показатели кажутся вполне реальными, поскольку в последние годы в экономике Туркменистана действительно произошел некоторый подъем». Население же, естественно, не верит ни во что, так как ему уже обещали и «изобилие» и «стабильность» (элементы названий с треском проваленных предыдущих экономических программ) [1].

Туркменбаши произвел и некоторые кадровые перестановки: в сфере госконтроля за деятельностью банковской системы, экспортно-ориентированных отраслей и сферы образования. Заместитель председателя кабинета министров Батыр Сарджаев, курировавший нефтегазовую отрасль, был назначен главой Министерства обороны с сохранением поста вице-премьера и кураторства названной отрасли. Нужно отметить, что Туркменистан первым из государств СНГ обрел гражданского главу военного ведомства [[3]].

2.2.2.      Данные Туркменстатпрогноза

По заявлению Туркменстатпрогноза «сохраняются предпосылки для дальнейшего роста промышленности Туркменистана». Официальная статистика сообщает, что развитие национальной экономики «продолжает характеризоваться стабильным ростом производства».

По данным Туркменстатпрогноза, за январь-май 1999 года общий объем промышленного производства в стране составил более 4,6 трлн. манатов с учетом неформального сектора. Это на 16% выше соответствующего периода прошлого года. Основной прирост промышленного производства обеспечен за счет роста производства в газовой (в 2,9 раза), нефтедобывающей (110%) и хлопкоочистительной (146%) промышленности. Их доля в общем объеме прироста основной промышленной продукции составила 90%. Прирост продукции обеспечен во всех приоритетных отраслях экономики, а также в большинстве промышленных министерств и ведомств.

С начала года добывающей промышленностью произведено продукции на 45% больше, чем за тот же период прошлого года, а ее доля в общем объеме производства составила 52% и увеличилась по сравнению с январем-маем 1998 года в 3,5 раза. Объем производства обрабатывающей промышленности увеличился на 21% — ее доля составила 48%. В топливно-энергетическом комплексе за пять месяцев произведено продукции на 15% выше уровня того же периода 1998 года. Так, в январе-мае 1999 года выработано 3772 млн. кВт/часов электроэнергии, добыто 2,8 млн. тонн нефти и газового конденсата, 15,3 млрд. кубометров газа.

С превышением объемов прошлого года работают предприятия машиностроения и металлообрабатывающей промышленности. За пять месяцев текущего года ими произведено товарной продукции более чем на 47 млрд. манатов, что на 8,3% больше того же периода 1998 года. Предприятия отрасли увеличили выпуск электроустановочных и кабельных изделий, центробежных насосов, нефтеаппаратуры, алюминиевого литья, запасных частей к химическому, текстильному, нефтепромысловому, буровому и геологоразведочному оборудованию, к сельскохозяйственным машинам и оборудованию для пищевой промышленности.

Предприятиями химической и нефтехимической промышленности (включая фармацевтическую) с начала года произведено продукции более чем на 85 млрд. манатов, что на 37% больше соответствующего периода 1998 года. По сравнению с январем-маем прошлого года выпуск технического йода увеличился в 2 раза, синтетических моющих средств — в 5,3 раза, лекарств — в 1,7 раза, минеральных удобрений — на 15%. Характерно, что химическая индустрия страны располагает крупными сырьевыми ресурсами для ускоренного роста. Однако ее высокие потенциальные возможности сдерживаются низким технологическим уровнем химических производств, большинство из которых нуждаются в коренной модернизации. Поэтому дальнейшее развитие химической промышленности будет связано с вводом в эксплуатацию современных предприятий. Так, в ближайшей перспективе планируется наладить производство нового вида азотных удобрений — карбамида, завершить строительство содового завода в Гаурдаке. Актуален и вопрос организации производства калийных удобрений. Высокая эффективность экспорта йодобромной продукции предопределяет необходимость наращивания действующих производственных мощностей. В общем объеме промышленного производства Туркменистана в январе-мае 1999 года доля легкой и пищевой промышленности составила более 27%. Предприятиями легкой промышленности с начала года произведено продукции более чем на 709 млрд. манатов, что на 35% больше того же периода прошлого года. Около 58% объема производства легкой промышленности с начала этого года приходилось на хлопкоочистительную промышленность. Предприятиями отрасли произведено товарной продукции более чем на 411 млрд. манатов, что на 46% выше аналогичного периода 1998 года. Так, производство хлопко-волокна за пять месяцев этого года составило почти 95 тыс. тонн, что в 1,5 раза больше того же периода прошлого года. Стабильно возрастает производство пряжи хлопчатобумажной, тканей, трикотажного полотна и изделий из него. Таким образом, почти всю первую половину 1999 год развитие промышленности Туркменистана осуществлялось высокими темпами, что создает прочные предпосылки для дальнейшего укрепления национальной экономики.

Однако, следует отметить, что результаты, объявляемые туркменскими статистиками являются наименее достоверными и наиболее политически ангажированными в СНГ. Следует отметить также тот факт, что прекращение подачи газа на Украину автоматически вызовет резкий спад промышленного производства [1].

2.3.       Сельское хозяйство

2.3.1.      Уборка урожая зерновых

По официальным сообщениям хлеборобы Туркменистана собрали основную часть запланированного урожая На 21 июня в хлебоприемные пункты страны поступило более 800 тыс. тонн продовольственного зерна. Это значительно больше, чем на тот же период прошлого года. Задание по продаже зерна реализовано почти на 70%. В настоящий момент Туркменбаши заявляет о реальной возможности заготовить в этом году более 1 млн. 300 тыс. тонн пшеницы [1].

2.3.2.      Реформы в АПК

В крестьянском объединении «Геоктепе» Геоктепинского этрапа создана первая в Туркменистане ассоциация фермерских хозяйств. Данная ассоциация возникла в рамках проекта ТАСИС Европейского сообщества «Оказание помощи фермерским ассоциациям, включая сельский кредит», реализацию которого в Туркменистане осуществляет шведско-бельгийский консорциум «SwedeAgri/Sopex». Согласно Уставу ассоциации из числа арендаторов избран ее председатель, а также специальный комитет, который будет координировать деятельность фермерского хозяйства. Этот орган должен оказывать крестьянам сервисную и консультативную помощь. Специальные службы возьмут на себя закупку и снабжение крестьян семенами, минеральными удобрениями, окажут технические услуги при проведении агротехнических мероприятий. Фермеры получат знания в сфере менеджмента и маркетинга, что необходимо для работы в условиях свободного рынка. Кроме того, руководители и специалисты ассоциации предоставят селянам рекомендации по подготовке бизнес-планов, документов для получения кредита, оборудования. Такую же ассоциацию фермеров шведско-бельгийский альянс откроет скоро и в соседнем крестьянском объединении «Хурмант Геокче». Выбор этих хозяйств, специализирующихся на производстве плодоовощной и животноводческой продукции, не случаен. В перспективе они должны стать базой для создания в Туркменистане фермерских хозяйств с современными методами управления и высокотехнологичным производством [1].

2.3.3.      Централизованное снабжение сельского хозяйства

Несмотря на внедрение отдельных элементов новой организации при поддержке из-за рубежа туркменское сельское хозяйство продолжает функционировать во многом благодаря государственной системе централизованного снабжения.

Пробную партию химического препарата «Фламенго», предназначенного для борьбы с различными болезнями озимых зерновых, предоставила туркменским агрохимикам германская фирма «АгрЭво». В прошлом году он был успешно апробирован в России, Турции и Узбекистане против такой распространенной болезни пшеничных колосьев, как «бурая ржавчина». Теперь ему предстоит годичная «стажировка» в Туркменистане. Испытания будут проведены на опытных делянках института земледелия Минсельводхоза страны и в отдельных хозяйствах Ашхабадского и Гяурского этрапов.

Германская «АгрЭво» успешно работает в Туркменистане. Два года назад она поставила различные химические препараты для борьбы с целым комплексом сельхозвредителей. В последнее время в счет кредита на 40 млн. немецких марок, ежегодно выделяемых немецкой стороной в рамках долгосрочного соглашения, поступили химический препарат для обработки семян хлопчатника «Бронтак» и гербицид «Илоксан». В настоящее время ведутся переговоры о закупке дефолиантов.

Контракт на закупку в Узбекистане 50 тыс. тонн азотных удобрений для подкормки хлопчатника заключен между акционерной компанией «Узбекистон темирйуллары» и фирмой «Туркменхимудобрение» Государственной товарно-сырьевой биржи страны. Согласно договоренности, подписанной в рамках межправительственного соглашения, узбекская сторона в счет своего «транзитного» долга поставит Туркменистану карбамида и аммиачной селитры на 5 млн. долларов. Из-за капризов нынешней весны хлопчатник в отдельных регионах страны несколько отстал в развитии, а в хозяйствах Лебапского велаята его пришлось даже пересеять. Усиленная подкормка туками поможет наверстать упущенное. Одновременно из Узбекистана продолжают поступать удобрения и по старому контракту. На сегодня из соседней с Туркменией страны получено около 70 тысяч тонн азотных туков. Они согласно квоте распределяются по велаятам страны, где их с 50%-ой скидкой получают арендаторы [1].

2.4.       Транспорт и связь

Управление «Туркмендемиреллары» и госкорпорация «Укртрансстрой» в конце мая заключили контракт на проектирование и строительство 1400-метрового железнодорожного моста через Амударью в районе Керки. Крупное инженерно-строительное сооружение станет частью строящейся 215-километровой железнодорожной линии Чарджоу-Керки-Керкичи. С ее вводом отпадет необходимость в более чем 300-километровом узбекском транзите. Будут сэкономлены значительные средства, направляемые сегодня на оплату транзита. Кроме того, 180-километровая железнодорожная коммуникация Талимарджан-Амударья-Келиф на правобережье Амударьи станет частью единой железнодорожной сети Туркменистана. Решение о строительстве нового железнодорожного моста было принято также в связи с необходимостью капитального ремонта чарджоуского моста, 100-летний эксплуатационный юбилей которого будет отмечаться в 2001 году. Его строительство, как известно, длилось более 12 лет (1889-1901 годы). Возведение же нового займет 3,5 года. В отличие от чарджоуского, мост будет совмещенным — параллельно железнодорожному полотну будет проложена и автомобильная дорога. Проектные разработки уже начались в институте «Днепрогипротранс». Пролетные строения и элементы мостового полотна будут выполняться также в Днепропетровске — на заводе металлоконструкций. Стоимость контракта, в соответствии с объемом подрядных работ украинских партнеров, составляет 123 млн. долларов США. Механизм оплаты предусматривает клиринговые операции на основе поставки на Украину туркменского газа. Так, в этом году на строительство зачтены 140 млн. кубометров газа, уже поставленного на украинский рынок. Большой объем работы выполнят и туркменские строительные организации управления «Туркмендемиреллары». Они подготовят все коммуникационные системы, проведут берегозащитные укрепления, построят причалы, подъездные пути, автодорогу. Ускоренные темпы строительно-монтажных работ обеспечит временный наплавной (на понтонах) железнодорожный мост. Его наведут туркменские железнодорожники.

Скоро еще одно необычное архитектурное сооружение украсит туркменскую столицу. Современный путепровод протяженностью более 500 метров разместится на одном из участков будущей магистрали «Центр-Аэропорт». По двухъярусному мосту одновременно будут передвигаться автомобильный и железнодорожный транспорт. Сегодня строительство путепровода вступило в завершающую стадию. На днях железнодорожники смонтировали опорные конструкции второй очереди пути и приступили к засыпке грунта. Во второй декаде июля работы будут полностью завершены. На его строительство потребовалось всего несколько месяцев, в то время как раньше подобные сооружения возводились не менее, чем за четыре года. Высота путепровода от проезжей части составит 5,2 метра — по нему свободно смогут передвигаться любые грузовые автомобили. Грузоподъемность железнодорожной части рассчитана на 28 тонн.

Конструкции путепровода выполнялись исключительно по спецзаказам. Грунтовые условия не позволяют вести строительство на естественном основании, так как подпочвенные воды расположены недалеко от поверхности. Поэтому предварительно была подготовлена прочная, армированная бетоном, опора, проложены водоотливные сооружения.

Параллельно со строительством рельсовой трассы путепровода ведется и прокладка автомобильного тоннеля, который проляжет под железнодорожным полотном. Подходы к путепроводу спроектированы с минимальным уклоном, что позволит автомобилям сохранять скорость 80 км в час.

В оригинальном стиле будет выполнен и внешний дизайн путепровода, сочетающий мрамор с декоративной штукатуркой. С южной и северной сторон объекта предусмотрены лестничные сходы с перилами, с двух сторон протянутся пешеходные дорожки и тротуары. Стоимость путепровода оценивается в 30 млрд. манатов. В эксплуатацию его сдадут в декабре этого года [1].

В рамках совместного проекта правительства Туркменистана, Всемирного почтового союза и программы развития ООН в стране начато осуществление нового вида услуг – доставка почтовых грузов специальными фургонами «Туркменпочты» в областные центры [[4]].

2.5.       Внешняя политика

2.5.1.      Введение визового режима по отношению к странам СНГ

Президент Туркменистана С.Ниязов подписал постановление о введении в стране с 9 июня визового режима в отношениях с государствами СНГ. В документе содержатся предписания соответствующим госструктурам, направленные на создание правовых и организационных основ въезда в Туркменистан и выезда за пределы ее территории, а также обеспечение четкого взаимодействия министерств и ведомств страны. В частности, Госпогранслужбе предстоит укрепить участки государственной границы Туркменистана с сопредельными государствами СНГ вне пунктов международного сообщения. МВД предписано обеспечить унифицированный порядок регистрации и контроля за пребыванием граждан СНГ на территории страны в соответствии с правилами, действующими для иностранных граждан.

Разовая виза для въезда в Туркменистан будет стоить от 10 до 40 долларов в зависимости от времени пребывания и выдаваться максимум на 1 месяц. Стоимость въездной визы для граждан Туркменистана, следующих в государства СНГ, составит от 60 тыс. манатов, или около 11 долларов.

3 июня главы МВД Туркменистана и Узбекистана Б.Шихмурадов и А.Камилов парафировали документ, согласно которому граждане двух стран смогут пересекать совместную границу лишь при наличии визы (упрощенный режим установлен только для жителей приграничных населенных пунктов и городов Чарджоу, Ташауз и узбекских — Бухара и Хорезм). Одновременно внешнеполитическому ведомству Кыргызстана было направлено уведомление о введении взаимного визового режима [[5]] Таким образом, наименее жесткий визовый режим Ашхабад предложил своим непосредственным соседям по СНГ, в первую очередь — Узбекистану.

Российская сторона пыталась отсрочить введение визового режима до даты окончательного подписания двустороннего соглашения. Но туркменская сторона отказалась пойти на этот шаг. В число категорий граждан, имеющих право на безвизовый въезд в Туркменистан, относятся владельцы дипломатических и служебных паспортов, граждане РФ, постоянно проживающие на территории Туркменистана и граждане Туркменистана, постоянно проживающие на территории России, а также — имеющие двойное гражданство и получившие статус переселенца в соответствии с двусторонним соглашением о регулировании процесса перенаселения и защите прав переселенцев, подписанного в Ашхабаде 23.12.1993 г. [[6]].

До момента подписания двусторонних межправительственных соглашений между Туркменистаном и государствами СНГ и на период адаптации граждан к новым условиям поездок в страны Содружества будут действовать временные правила оформления виз. В Управлении консульской службы МИД Туркменистана сообщили, что со всеми странами СНГ достигнута договоренность о том, что до начала действия соглашений при оформлении выездной и въездной виз приглашение не требуется. Выездную визу выдают в консульской службе МИД Туркменистана, причем она должна быть оформлена не более чем через месяц после заявления. С учетом ситуации для граждан Туркменистана, которые приобрели билеты до 9 июня с.г., виза будет оформлена в более короткие сроки, с тем, чтобы выезжающему не пришлось менять дату вылета. Посольства, аккредитованные в Туркменистане, имеют полномочия предоставлять срочные визы. В отдельных случаях предусмотрена выдача въездной визы в аэропорту прибытия, в частности, в государствах СНГ, не имеющих дипломатических представительств в Туркменистане. Размеры консульских сборов для получения выездной визы из Туркменистана установлены в пределах от 40 до 100 тысяч манатов, в зависимости от вида визы (однократной или многократной). Что касается стоимости въездных виз в государства СНГ, то пока она устанавливается в одностороннем порядке консульскими учреждениями принимающей стороны. Однако после подписания межправительственных соглашений будет установлен единый тариф. Для отдельных категорий граждан при оформлении виз будут установлены льготы. В частности, студенты, обучающиеся в государственных вузах стран СНГ, смогут получать визы без приглашения, а в некоторые государства и без уплаты консульских сборов. Лицам, нуждающимся в срочной медицинской помощи, выездные документы должны быть оформлены в течение трех суток. Срочные визы будут также оформляться выезжающим на похороны близких родственников при наличии подтверждающих документов. С 9 июня авиабилеты в государства СНГ и в Туркменистан будут реализовываться гражданам только при наличии в паспорте выездной и въездной визы.

Упрощенный режим пересечения государственной границы действует в отношениях с Узбекистаном и Казахстаном. Жители приграничных районов могут посещать специально оговоренные приграничные зоны соседних государств без наличия визы, но не более, чем на пять дней. В отношениях с Российской Федераций безвизовый порядок пересечения государственной границы сохраняется для лиц, имеющих двойное гражданство (их около 45 тысяч человек), а также для лиц, получивших статус переселенца, и граждан, постоянно проживающих на территории другого государства. Тарифы за оформление выездных документов в Россию не взимаются с граждан Туркменистана — участников и инвалидов Великой Отечественной войны, воинов-«афганцев», инвалидов I и II групп, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, студентов, обучающихся в государственных вузах России, а также в случае поездки с целью посещения тяжелобольного родственника, участия в похоронах члена семьи или близкого родственника, при необходимости срочной медицинской помощи, включая сопровождающих лиц [1].

Итак, фактически спецслужбы Туркменистана, которые и раньше полностью контролировали процесс въезда и выезда из страны получили еще один эффективный инструмент контроля за передвижением – въездные и выездные визы. Это и стало одной из главных причин нововведения. До этого туркменским властям часто приходилось применять такой инструмент, как высылка из страны. Наиболее активно высылались из страны российские граждане. Теперь эти люди просто не получат виз.

2.5.2.      Визит Цянь Циченя

В начале июня Ашхабад с официальным визитом посетил заместитель Премьера Госсовета КНР Цянь Цичэнь. Центральным событием двусторонних переговоров стала встреча Президента Туркменистана Сапармурата Туркменбаши с высоким китайским гостем, подтвердившая взаимный настрой на дальнейшее расширение партнерства двух стран. Последовавшие затем межправительственные консультации углубили практический характер переговоров, закрепив конкретными договоренностями обозначенные приоритеты взаимодействия.

По сообщениям туркменских СМИ «сближение двух стран и народов, развивается на фоне глубокой исторической и культурной общности, так как представляя традиционные восточные общества, Туркменистан и Китай похожи в том, что предпочитают действовать наверняка, пусть даже теряя при этом во времени.» Туркменскому руководству нравятся методы китайских реформ – экономические перемены при сохранении ключевой роли за государством и традиционной номенклатурой. На встрече с президентом Туркменистана Сапармуратом Ниязовым Цянь Цичэнь, в частности, заявил, что опыт Китая интересен в плане проведения рыночных реформ. Стороны также обсудили перспективы сотрудничества в области шелководства, в нефтегазовой отрасли [[7]].

Во время встречи с Цянь Цичэнем Сапармурат Туркменбаши тепло вспоминал о своей поездке в древнейший город Китая, его древнюю столицу Сиань. Неизгладимое впечатление, которое произвел на главу Туркменистана этот город, породил инициативу объявить Сиань и Чарджоу побратимами. После завершения официальной части программы Цянь Цичень продолжил свое пребывание в Ашхабаде. Побывав в Национальном музее Туркменистана, Цянь Цичэнь познакомился здесь с экспонатами, подтверждающими древность контактов между двумя народами, доказательством чего служат факты существования на территории Туркменистана буддистских храмов [1].

2.5.3.      Визит парламентской делегации Великобритании

Делегация Палаты общин парламента Великобритании, представляющая комитет по иностранным делам, посетила Туркменистан с первым ознакомительным визитом. Депутаты Дэвид Хис, Эрик Илслей и Филлис Старки изучают вопросы, связанные с реализацией политики Великобритании в регионе. По итогам визита парламентарии представят Кабинету специальный отчет, в который будут включены рекомендации по расширению взаимодействия между двумя странами.

Глава делегации Д.Хис особо отметил тот факт, что визит британских парламентариев совпал с важным событием в развитии двусторонних экономических связей — вручением лицензии на право ведения разведывательных работ на одном из крупнейших нефтегазоносных блоков Туркменистана «Гарашсызлык-2» туркмено-британо-американскому альянсу в лице Госконцерна «Туркменнефть», компаний «Ласмо-Монумент» и «Мобил». Данный пример, по словам депутата, является ярким доказательством интереса британского капитала к расширению присутствия в Туркменистане. В настоящее время, отметил он, не существует никаких препятствий в плане увеличения британских инвестиций в экономику Туркменистана как в области нефти и газа, так и в других сферах, таких, например, как сельское хозяйство и текстильная промышленность.

В ходе визита в Туркменистан делегация Палаты общин провела переговоры с коллегами из Меджлиса Туркменистана. Британские парламентарии познакомились со структурой и системой деятельности туркменских законодателей, приоритетами законотворческой работы, с ходом подготовки к выборам в Меджлис Туркменистана. В рамках переговоров отмечалась необходимость придать двусторонним межпарламентским контактам характер постоянных взаимообменов [1].

Стоит отметить, что в последнее время в связи с активизацией работы транснациональных нефтегазовых компаний в Туркменистане резко усилился интерес к информации об этой, самой закрытой стране СНГ, в Великобритании. Так, например, в июне был проведен специальный (первый по этой стране) семинар в Royal Institute of Foreign Affairs в Chattam House, которому предшествовало посещение Ашхабада командой аналитиков проекта «Евразия», являющегося структурным подразделением Royal Institute of Foreign Affairs.

2.5.4.      Туркменско-французские отношения

A.    Туркменско-французские консультации по вопросам охраны законности и общественного порядка

В ходе прошедшего в июне визита в Ашхабад представителей французских правоохранительных органов были проведены туркменско-французские консультации по вопросам охраны законности и общественного порядка. Официально сообщается, что «были согласованы позиции сторон, определены сферы приложения взаимных интересов». Представители Управления международного сотрудничества МВД Франции дивизионные комиссары Жильбер Гали и Жерар Вуальк сообщили, что в рамках встреч с советником Президента Туркменистана по правовым вопросам и координации деятельности правоохранительных и военных органов, руководителями Министерства внутренних дел, Государственной таможни, Управления пограничной службы, Министерства иностранных дел, Академии полиции, а также экспертами Евросоюза, обсуждались возможности взаимодействия двух стран в борьбе с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, использованием фальшивых документов, в области усиления пограничного контроля и криминалистики. О своем визите в Академию полиции имени Генерала армии С.А.Ниязова, где гости познакомились с системой подготовки полицейских кадров, они отметили высокую дисциплину и отличные профессиональные навыки курсантов. Гости также подчеркнули важность и эффективность сотрудничества правоохранительных органов Туркменистана с сопредельными странами — Ираном и Афганистаном, что позволяет вносить значительный вклад в усилия мирового сообщества по борьбе с организованной преступностью, особенно в области транспортировки наркотиков. Гости отметили, что борьба с нелегальным оборотом наркотиков, организованной преступностью требует совместных усилий различных государств, несмотря на свойственную каждой из стран специфику. Франция готова к расширению сотрудничества с Туркменистаном в этой сфере, заявили представители французских правоохранительных органов, отметив, что встретили в этом смысле полное понимание туркменской стороны [[8]].

B.    Туркменско-французские межправительственные консультации

В июне в Ашхабаде прошли туркменско-французские межправительственные консультации, для участия в которых в туркменскую столицу прибыл Государственный Секретарь по промышленности Франции Кристьян Пьерре, возглавляющий двустороннюю комиссию по экономическому сотрудничеству. По завершении переговоров Кристьян Пьерре сообщил, что они, «несмотря на ярко выраженный экономический характер, не могут рассматриваться в отрыве от политического контекста и стали продолжением активно развивающегося под личным контролем Президентов Туркменистана и Франции процесса сближения интересов двух стран». Он также отметил, что в ходе переговоров подтвердил то стратегическое значение, которое уделяет Франция своим отношениям с Туркменистаном, находящимся в самом сердце нового геополитического региона. Министр сообщил, что в ходе проведенных переговоров была дана оценка состоянию уже действующих совместных проектов, главным образом, в области нефти, газа и строительства, под которые французское правительство представило кредиты на общую сумму 200 млн. евро. Крупнейшим подрядчиком правительства Туркменистана является французская компания «Буиг», которая осуществляет здесь строительные проекты на общую сумму около 500 млн. долларов. Большая часть этих средств выделена из валютного резерва Туркменистана. В ходе консультаций обсуждались и перспективы расширения сотрудничества, в частности, в сфере энергетики и промышленного производства. По предложению туркменской стороны в список приоритетных направлений взаимодействия были включены здравоохранение, фармацевтическое производство, переработка сельскохозяйственной продукции, развитие городской инфраструктуры, производство бытовых электроприборов и ряд других.

В конце июня в Ашхабаде прошли консультации представителей правоохранительных органов Туркменистата и Франции. На встрече обсуждались перспективы сотрудничества в области борьбы с организованной преступностью и торговлей наркотиками [1].

2.5.5.      Туркменско-швейцарские отношения

Формирование правовой основы туркменско-швейцарского сотрудничества стали главной целью переговоров туркменского правительства с представителями Федерального департамента по внешнеэкономическим связям Швейцарии. Визит европейских государственных чиновников в туркменскую столицу был организован при участии Министерства торговли и внешнеэкономических связей Туркменистана. Глава внешнеэкономического департамента Швейцарии Марино Балди сообщил, что работа экономической миссии нацелена, прежде всего, на создание проекта межправительственного соглашения «О взаимной защите и поощрении инвестиций». Ранее экспертные комиссии двух стран подготовили и парафировали проект соглашения «О торгово-экономическом сотрудничестве». В рамках данного документа стороны договорились предоставлять друг другу режим наибольшего благоприятствования в отношении экспортно-импортных операций. В перспективе обе стороны намерены разработать и подписать межправительственное соглашение «Об избежании двойного налогообложения».

Переговорный процесс, стартовавший еще в прошлом году, подтвердил готовность сторон к укреплению торгово-экономического взаимодействия между Туркменистаном и Швейцарской Конфедерацией. Доказательством обоюдного стремления к расширению партнерских связей является и тот факт, что за четыре месяца нынешнего года товарооборот между двумя странами составил 30,78 млн. долларов США, в том числе туркменский экспорт в Швейцарию — 26,66 млн. долларов, а импорт — 4,12 млн. долларов США. По сравнению с показателями прошлого года объем товарооборота увеличился в 10 раз, в основном, за счет поставок в Швейцарию туркменского хлопка-сырца на 27 млн. долларов. Сегодня в Туркменистане зарегистрированы и действуют 10 предприятий с участием швейцарского капитала. Они специализируются на производстве оборудования для тепловых гидроэлектростанций и нефтеперерабатывающей промышленности, в области оказания транспортных услуг, применения и сбыта химической продукции, производстве агропромышленных товаров и инспекционных услуг по качеству хлопковой продукции. Эти области производства, а также перерабатывающая промышленность Туркменистана, по мнению господина Балди, являются в контексте взаимных интересов наиболее перспективными, и швейцарские предприниматели намерены инвестировать в них значительные средства [1].

2.5.6.      Туркменистан и международные организации

Президент Туркменистана подписал распоряжение, согласно которому Национальному управлению «Туркменховаеллары» (Туркменские авиалинии) разрешено вступить в Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA) [1].

В начале июня между Министерством экономики и финансов Туркменистан и Программой развития ООН было подписано в Ашхабаде Соглашение о реализации совместного проекта, направленного на совершенствование деятельности Центрального казначейства. Согласно документу, проект должен быть реализован до конца 1999 года. Он, в частности, предусматривает предоставление Туркменистану помощи в формировании и исполнении бюджета, а также — в вопросах совершенствования деятельности Центрального казначейства. Стоимость проекта составляет 167 тыс. долларов, 2/3 из которых выделит Программа развития ООН, а остальное — Ашхабад [[9]].

2.6.       Присоединение Туркменистана к Мадридскому соглашению

Президент Туркменистана Сапармурат Туркменбаши подписал акт о присоединении Туркменистана к Протоколу Мадридского Соглашения о международной регистрации знаков. Данное решение главы государства направлено на защиту национальных товарных знаков в зарубежных странах и обусловлено возросшими объемами экспорта туркменских товаров. Патентное ведомство при Кабинете Министров страны сообщило в этой связи, что участие в Протоколе позволит любому физическому или юридическому лицу Туркменистана при желании получить охрану своего товарного знака за рубежом [1].

Резюме

В области внутренней политики в июне ключевыми событиями являлись поездки президента Туркменистана по ряду регионов и публичные разоблачения президентом преступлений, совершенных рядом должностных лиц. В связи со спецификой туркменской политической системы, в которой абсолютно все решения принимаются на уровне главы государства лично, он должен постоянно быть в курсе положения дел в регионах страны. Этой цели и служили его посещения ряда регионов. На основании сделанных им выводов будут затем производиться кадровые перестановки (передвижения руководящих работников внутри регионов, их смещение и замена или повышение и перевод в центральное правительство). Интересно отметить, что традиционно он уделяет ключевое внимание положению дел в сельском хозяйстве – одной из наиболее централизованных (и пожалуй, самой неэффективной) отрасли туркменской экономики. С социальной же точки зрения – это ключевая отрасль, так как в сельской местности проживает подавляющее большинство граждан страны. Напомним, что главной задачей Ниязова, когда он был назначен Первым секретарем КПТ еще в эпоху раннего Горбачева было как раз исправление дел в сельском хозяйстве, в котором шел (по ряду причин) процесс неуклонного снижения производительности труда. Этой проблемой он и занимается до сих пор.

Многое о стиле руководства Туркменбаши говорит история с разоблачением ряда руководителей – его выступление по телевидению, публичные покаяния проворовавшихся руководителей, а также их амнистия.

В области экономической по-прежнему ключевыми являются проблемы с транспортировкой энергоносителей, на решение которой традиционно направлены в последние годы все усилия руководства страны. Официальная статистика по-прежнему сообщает о «бурном экономическом росте», но уже начинают ощущаться последствия прекращения экспорта газа на Украину (как и его бесплатной «продажи»).

Во внешней политике продолжалось дистанцирование Туркменистана от других стран СНГ, что проявилось во введении визового режима. При этом новый режим объясняется не столько внешнеполитическими, сколько внутриполитическими соображениями. Одновременно в связи с осознанием крупными державами значения Туркменистана как гигантской кладовой углеводородных ресурсов развиваются его отношения с этими странами. При этом Россия («Газпром») все больше воспринимается как конкурент и теряет рычаги контроля над этой страной.



Источники

[1]. Электронный выпуск газеты «Нейтральный Туркменистан» – http:\\www.sibnet.tm.

[2]. Убожкова В. Холодного лета не будет // Деловой вторник. — 1999. — 8 июля. — С. 3.

[3]. Михайлов В., Смольников Г. Ниязов обещает стране «золотой век» // Независимая газета. — 1999. — 5 июля. — С. 3.

[4]. СНГ: новости. Комментарии… // Труд. — 1999. — 9 июля. — С. 4.

[5]. Туркмения ввела новый визовый режим. // Сегодня. — 1999. — 10 июля. — С. 3; НЕГА сообщает... // Независимая газета. — 1999. — 4 марта. — С. 3.

[6]. Михайлов В., Смольников Г. Туркмения стала «дальним» зарубежьем? // Независимая газета. — 1999. — 10 июля.

[7]. НЕГА сообщает... // Независимая газета. — 1999. — 5 июля. — С. 3.

[8]. Электронный выпуск газеты «Нейтральный Туркменистан» – http://www.sibnet.tm, НЕГА сообщает… // Независимая газета. — 1999. — 22 июля. — С. 5.

[9]. НЕГА сообщает... // Независимая газета. — 1999. — 3 июля. — С. 3.