Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Анатолий ВУЛЬФОВИЧ

Тюменская область
в июне 1999 года

Во второй половине июня прошли пресс-конференции губернатора Тюменской области Л. Рокецкого и председателя Тюменской областной Думы С.Корепанова.

Состоялось восемнадцатое заседание Тюменской областной Думы. При рассмотрении вопроса о назначении членов областной избирательной комиссии был задан вопрос о квотах округов, в результате чего состоялся спор между губернатором и депутатами. Шквал страстей вызвало также рассмотрение рутинного вопроса об обобщении предложений постоянных комиссий Думы.

В Тюмени начинает разворачиваться предвыборная компания. Региональные отделения НДР, «ЯБЛОКА» и «Отечества» попытались согласовать свои действия.

В газете «Тюменские известия» появилась статья, в которой критически оцениваются претензии коренного населения на особое положение.

Счетная палата Тюменской области провела проверку Государственного фонда занятости Тюменской области. Обнаружены существенные нарушения в расходовании средств фонда.

Опубликованы итоги работы банковской системы области в первом квартале года.

О ценах на продовольственные товары на рынках Тюмени в июне 1999 года.

 

1.    Пресс–конференции руководителей области

1.1.       Пресс-конференция губернатора Тюменской области Л.Рокецкого

28 июня состоялась пресс-конференция губернатора Тюменской области Л.Рокецкого. Губернатор начал с экономики. Завершается первое полугодие и ожидается, что производственные показатели будут не хуже, а может, даже чуть лучше, чем в прошлом году. Посеяно яровых больше, чем в прошлом году, виды на урожай хорошие. Началась заготовка кормов. Увеличился ввод жилья, ведется благоустройство населенных пунктов, строительство дорог. Улучшилась работа Тобольского нефтехимкомбината.

Это все плюсы. Есть и минусы. Четыре района все еще не вышли из паводка. Не улучшается положение на рынке труда, но зато выплатили отпускные учителям. По пенсиям задержек нет.

Л.Рокецкий принимал участие в работе Экономического форума в Санкт-Петербурге и пригласил М.Камдессю в Тюмень. М.Камдессю приглашение принял.

Завершил губернатор свое выступление темой выборов. Сообщил, что соглашение между региональными отделениями НДР, «ЯБЛОКА» и «Отечества» готовили «его люди». Пообещал, что между основными политическими силами будет достигнуто соглашение и выдвинуты единые кандидаты, на которых и будет работать область.

Затем губернатор ответил на вопросы. Вот основные из них.

О долге в 200 миллионов рублей в областной бюджет Тюменской нефтяной компании (Л. Рокецкий – председатель Совета директоров ТНК).

— Это ошибка, у компании нет долгов перед областным бюджетом.

О ценах на бензин.

— Два года у нас был самый дешевый бензин. Но это федеральная проблема, там и разбираются. Мы же аккумулируем средства на строительство двух небольших нефтеперерабатывающих заводов. Нужно было строить раньше.

О ценах на хлеб.

— Да, хлеб подорожал, но это самый низкий рост в стране, 27%. Тюменская область будет с хлебом, соберем 150 тысяч тонн для централизованного снабжения. Но у нас увеличивается поголовье скота, потребуется зерно для откорма.

1.2.       Пресс-конференция председателя Тюменской областной Думы С.Корепанова

21 июня состоялась пресс-конференции председателя областной Думы С.Корепанова. Большая часть пресс-конференции была посвящена встрече группы руководителей представительных органов субъектов Российской Федерации с президентом. На эту встречу С. Корепанов был неожиданно вызван, когда совершал поездку по районам Ямало-Ненецкого округа (он депутат и Тюменской областной Думы, и Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа).

О поездке по округу Корепанов рассказал следующее. Побывал в поселках Катравож, Шурышкары, Мужи. Ситуация там трудная. Учителям не выплачены отпускные, напряженно с детскими пособиями и зарплатой. Очень много ветхого жилья. Есть проблемы с подготовкой к зиме. При этом С. Корепанов сделал упрек в адрес «южан». Тюменский ДСК–500 строит жилье, квадратный метр которого стоит 900 долларов. Жилье из деревянных щитов – и такая цена!

На вопрос, удается ли ему в полной мере совмещать должность председателя областной Думы с обязанностями депутата окружной Думы, С.Корепанов откровенно ответил, что совмещать тяжело, но он старается не пропускать заседания окружной Думы. Благодаря его присутствию на заседаниях окружной Думы в областной Думе зачастую удается предотвращать демарши северных депутатов. Но положение его сложное: он уже не северянин, но еще и не южанин, на него смотрят настороженно – ты чей будешь?

2.    Восемнадцатое заседание Тюменской областной Думы

22 июня состоялось восемнадцатое заседание Тюменской областной Думы. В проект повестки дня был внесен 61 вопрос. Такое количество вопросов вызвал возражение у ряда депутатов, однако председатель Думы С.Корепанов, согласившись, что повестку дня перегружать не следует, все-таки попросил депутатов рассмотреть все вопросы – очень нужно областное законодательство.

Одним из первых стоял вопрос о назначении членов областной избирательной комиссии. Всего в комиссии четырнадцать членов, половину назначает Дума, половину – губернатор области. Областная Дума предусмотрела квоту для представителей округов – два члена комиссии представляют Ханты-Мансийский округ и один Ямало-Ненецкий. Такое же предложение о квотах было высказано и для губернаторской части комиссии, но губернатор области Л. Рокецкий довольно резко отказался рассматривать это предложение:

— В избирательной комиссии четырнадцать человек, половина назначается Думой, половина – администрацией. Свою половину вы можете назначать как хотите. Можете хоть все семь человек назначить с Ямала (там есть толковые люди) или с Хантов — я не против! Но указывать главе исполнительной власти, как назначать свою половину, на мой взгляд, некорректно!

Губернатора поддержала его заместитель Л.Волкова, она считает, что квоты в избирательной комиссии противоречат федеральному законодательству, кроме того, после округов квоты могут потребовать общественные объединения.

По словам председателя областной избирательной комиссии А.Жихарева, в ходе прошедших выборов не было ни одного разногласия между членами комиссии, представляющих и север, и юг.

Еще один вопрос вызвал большую полемику – передача финансирования Омутинской районной больницы местному бюджету.

— Вопрос давно назрел, и его надо решать – заявил заместитель председателя Думы И. Маров, — на прошедшем заседании в Ишиме главные врачи районных больниц в один голос просили, чтобы областной департамент здравоохранения передал средства в районы, и финансирование шло из местного бюджета.

В выступлении главы Омутинского муниципального образования С.Большакова был приведен и один из аргументов в пользу изменения схемы финансирования больниц: областной департамент здравоохранения то ли закупает, то ли получает по взаимозачетам продовольственные товары по ценам значительно более высоким, чем те, которые сложились в той же Омутинке. Как сказал один из депутатов – «кормушка». Но удивляет не сама «кормушка», этим сейчас в России никого не удивишь, а отношение к ней: ни один из присутствующих на заседании чиновников – от губернатора до руководителя прокуратуры не предложил разобраться с этой «кормушкой» – воруют и воруют…

Возникли и сомнения. Бюджет райцентра – 12 миллионов рублей, бюджет больницы – 10 миллионов рублей. Не возникнет ли у муниципалитета соблазн латать «бюджетные дыры» за счет больницы? Но сейчас самая большая «дыра» и есть больница, так, по крайней мере, на одну «дыру» будет меньше.… В итоге Дума согласилась изменить схему финансирования Омутинской больницы.

Вопрос о финансировании центральных районных больниц ряд депутатов уже несколько раз пытались поставить на рассмотрение Думы, но это не удавалось сделать – большинство считало, что это вопрос губернатора. Прецедент имеется, и есть надежда, что теперь и другие районные больницы станут муниципальными.

Как неподготовленный, был снят с повестки дня вопрос о внесении изменений в статью 28 Устава Тюменской области. Изменения незначительные: какой конкретно орган власти области согласовывает кандидатуру начальника ГУВД области? На постоянной комиссии вопрос рассматривался еще 8 июня, тогда запросили мнение губернатора, но до заседания Думы предложения от него так и не дождались. Скорее всего, вопрос затерялся в аппарате губернатора, но постоянная комиссия, не дождавшись предложений от губернатора, внесла на рассмотрение свой вариант. Губернатор начал спорить, рассмотрение вопроса перенесли.

Четырнадцатым в повестке дня стоял вопрос «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений, в Тюменской области».

Для любой другой области это обычный нормативный акт. Для Тюменской – особенный. Во-первых, как и все законы, принимаемые областной Думой, он не действует в округах. Во-вторых, в Тюменской области есть еще и проблема переселения северян.

По результатам обследований, избыточное население севера Тюменской области – 460 тыс. человек, в том числе 210 тыс. человек – трудоспособных. На юг области готовы выехать 130 тыс. человек – в города 100 тыс. человек, в пригород и сельскую местность – 30 тыс. человек (для сравнения: в другие 12 возможных регионов России – 290, за границу – 35 тыс. человек).

На юге области сейчас более 12 тыс. безработных. После переселения безработных станет на порядок больше. Поэтому вопрос должен решаться в комплексе – вместе с жильем должны создаваться и рабочие места.

Если сейчас не начать заниматься переселением, через несколько лет север захлестнет массовая безработица. Если вести массовое переселение, не создавая рабочие места – безработица захлестнет юг. Именно в решении этого вопроса возможна совместная работа органов власти области и округов.

К сожалению, обсуждение вопроса с точки зрения учета интересов северян при приобретении на юге квартиры или дома не получилось. Не получился и разговор о рабочих местах. Закон приняли в третьем чтении.

Во втором чтении не был принят Избирательный кодекс Тюменской области, он отправлен для доработки в согласительную комиссию. Приняты законы Тюменской области «Об областном фонде финансовой поддержки муниципальных образований в Тюменской области», «О казачестве в Тюменской области», «Об административной ответственности за правонарушения в сфере деятельности по сбору и реализации лома и отходов цветных металлов» (первое чтение), «Об инвестиционной деятельности в Тюменской области» (второе чтение), «О доплате к государственной пенсии Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда и лицам, награжденным орденами Славы и Трудовой Славы трех степеней, проживающих в Тюменской области» (третье чтение).

Дума рассмотрела материалы проверки Счетной палатой эффективности использования налоговых льгот. В 1997 году налоговые льготы предоставлены на сумму 97,4 млн. рублей (10,7% налоговых платежей, за исключением платы за недра). Установлено нецелевое использование средств, полученных за счет льготного налогообложения на сумму 9,2 млн. рублей, неэффективное использование – 1 млн. рублей, потеря средств при реализации векселей в счет налоговых льгот – 260 тыс. рублей, в результате недостаточного контроля за обоснованностью их предоставления – 3,4 млн. рублей.

Выводы Счетной палаты: неоправданно широкая практика налоговых льгот приводит к значительным недопоступлениям в бюджет, порядок их предоставления требует пересмотра. Соответствующий закон внесен в план законопроектных работ.

Принята областная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1999-2000 годы. Цель ее, по не очень складной формулировке разработчиков – «создание правовых и экономических условий для роста эффективности деятельности малых предприятий, обеспечение их инвестиционной и деловой активности, увеличение их вклада в социально-экономическое развитие и бюджетную обеспеченность территорий Тюменской области, повышение престижа малого предпринимательства и его роли в экономической и общественной жизни области».

Цена программы – более 2 млн. рублей на 1999 год.

Но наибольший накал страстей вызвал, казалось бы, рутинный вопрос «Об обобщенных предложениях постоянных комиссий областной Думы по повышению эффективности работы областной Думы в улучшении жизни избирателей». В ходе обсуждения возник вопрос о плате за недра и была названа внушительная цифра долга нефтяных компаний областному бюджету – 900 млн. рублей. Правда, цифра эта получается при том, что в расчете принимается реальная цена нефти. Но нефтяные компании занижают цены на нефть. После обмена мнениями о нефтяниках, депутаты решили осенью заслушать руководителей нефтедобывающих предприятий, но затем оказалось, что все нефтяные компании (за исключением ТНК) не имеют никаких отношений с областной администрацией. Поэтому решили на это заседание пригласить губернаторов и председателей представительных органов власти округов, которые еще в большей степени страдают от занижения цен на нефть, чем область.

На заседании рассмотрены и утверждены отчеты об исполнении бюджета Дорожного фонда Тюменской области, бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования и социального страхования. Рассмотрены также некоторые другие вопросы.

3.    Региональные отделения НДР, «ЯБЛОКА», «Отечества»: первая попытка договориться о предвыборной тактике

В отличие от столиц, где политические тусовки происходят едва ли не ежедневно, в Тюмени в междувыборный период такие события бывают не чаще чем раз в два – три месяца. Последним таким событием были апрельские пресс-конференции председателя исполкома отделения НДР В.Ульянова и председателя отделения «Отечества» Н.Карнаухова. Видимо, это можно объяснить тем, что лидеры местных отделений политических объединений занимаются политикой не профессионально: лидеры НДР и «Отечества» Г. Куцев и Н. Карнаухов — ректоры университетов, лидер «ЯБЛОКА» В. Филатов – президент акционерного общества, первый секретарь обкома КПРФ В. Чертищев – директор представительства компании «Сиданко» в Тюменской области. Как исключение, к профессиональным политикам можно отнести только местного лидера РКРП А. Черепанова – депутата областной Думы.

24 июня в торжественной обстановке, в большом зале Управления образования администрации Тюменской области, состоялась встреча лидеров НДР, «ЯБЛОКА» и «Отечества» Г. Куцева, В. Филатова, Н. Карнаухова с целью выработки предвыборной тактики и подписания документов. В заседании участвовали вице-губернатор Тюменской области В.Первушин, депутаты областной Думы, представители общественных объединений, журналисты.

Встреча началась с получасовым опозданием – Н. Карнаухов почему то именно в этот день выехал в один из районов области. Заседание открыл В. Первушин. Он положительно оценил предполагаемое подписание и призвал партии и движения в предстоящих выборах не использовать «грязные технологии» и не допустить во власть ставленников криминальных структур. Выступившие В. Филатов, Г. Куцев и Н. Карнаухов отметили: то лучшее, что есть в программах, необходимо объединить и вооружить этим кандидата в депутаты, способного послужить России, населению области, вместе с тем сообща бороться против экстремизма в политике. Затем были зачитаны и подписаны подготовленные три документа: «Совместное заявление», «Обращение» и «Соглашение».

В «Совместном заявлении» представители объединений приняли «Кодекс чести политика», в соответствии с которым обязались «…соблюдать следующие принципы:

— политическая и социальная стабильность, свобода личности, семья, местное сообщество, нация в широком смысле;

— стремление к реальной федерации, усиление роли регионов, расширение их прав и установления реального равноправия субъектов Российской Федерации;

— политический антиэкстремизм.

Кодекс чести политика предполагает следующие нормы поведения:

— Открытость по отношению к политическим объединениям, принявшим данный кодекс, проведение взаимных консультаций, обмен информацией.

— Отказ от популистских приемов обмана избирателей, стремление ввести их в заблуждение, пользуясь сомнительными технологиями манипулирования.

— Поддержка друг друга перед лицом опасности со стороны рвущегося во власть криминалитета и экстремистских сил.

— Отказ от сбора и применения компромата на лидеров объединений, принявших данный Кодекс. При проведении предвыборных кампаний в рамках которых данные объединения выступают как соперники, они берут на себя обязательство публично критиковать друг друга только в части несогласия с положениями официальных программных документов, касающихся вопросов экономической и социальной политики».

Кроме корявого языка документа, смущает его последний абзац, поскольку он представляет собой нечто похожее на договор о круговой поруке.

В «Обращении» представители НДР, «ЯБЛОКА» и «Отечества» предложили всем другим Тюменским региональным отделениям в области найти взаимоприемлемое решение по выдвижению единых кандидатов в одномандатных округах Тюменской области, отбросив идеологические разногласия и оказывать названным кандидатам информационную, организационную и другую поддержку.

Два приведенных документа были подписаны всеми тремя участниками.

В третьем документе под названием «Соглашение о региональном координационном Совете общественно-политических движений «Наш дом – Россия», «Отечество», «ЯБЛОКО», подписанном только представителями НДР и «ЯБЛОКА», стороны объявили о создании координационного Совета. В «Соглашении» сказано:

«1. Цели координационного Совета – выработка, согласование и реализация совместных действий, программ в интересах населения области.

2. Принципы деятельности Совета – самостоятельность и независимость общественно-политических движений, взаимоуважение, принятие решений на основе общего согласия, неукоснительное выполнение достигнутых соглашений.

3. Формы работы Совета – заседания не реже одного раза в месяц или по инициативе одного из участников соглашения.

4. Участники Совета – руководители региональных отделений или их заместители по поручению руководителей отделений.

5. Принятие решений Совета на основе общего согласия».

После подписания участники ответили на вопросы журналистов. Отвечая на вопрос, не поставили ли они себя в невыгодное положение, отказавшись от грязных приемов предвыборной борьбы, все три лидера заявили, что отказ распространяется только на подписавших документы, в отношениях с остальными участниками выборов они будут действовать, «заменив белые перчатки на боксерские».

Отказ участвовать в координационном Совете Н. Карнаухов объяснил весьма невразумительно, сказав о том, что и в НДР, и в «Отечестве» еще не решен вопрос о лидерах, при этом он не уточнил, каких лидеров – федеральных или региональных – он имел в виду. Кроме того, у «ЯБЛОКА» и «Отечества» разногласия по кандидату в депутаты по 179-му Тюменскому избирательному округу. «Отечество» поддерживает ныне действующего депутата Г. Райкова, у «ЯБЛОКА» «другой кандидат» (Н. Карнаухов не назвал фамилию, но общеизвестно, что это В. Филатов).

Мероприятие произвело двойственное впечатление. С одной стороны, хорошо, когда договариваются силы, по крайней мере декларирующие приверженность демократии. С другой, документы представляют собой политическое картельное соглашение.

Г.Куцев руководит Тюменским государственным университетом, входящим во вторую десятку университетов России. Университет едва ли не каждый год открывает учебные корпуса и расширяет прием студентов. Рейтинг ректора весьма высок в области и округах, поговаривают о его возможном выдвижении в 2000 году кандидатом в губернаторы области. Рейтинг НДР в области и округах выше, чем в целом по России, по крайней мере, избрание В.Черномырдина по округу №225 на Ямале практически гарантировано. Для Г.Куцева участие в соглашении необходимо для поддержания статуса НДР и его самого как действующего политика. Мало известный за пределами элиты области и на любых условиях стремящийся попасть в Государственную Думу, В.Филатов (в прошлом занимавший высокий пост в номенклатуре КПСС) в результате соглашения получает поддержку Г.Куцева, а следовательно, и возможность поддержки элиты Тюменского ТЭКа, все еще ориентирующейся на НДР и В.Черномырдина. Что же касается Н.Карнаухова, ректора Тюменского нефтегазового университета, то еще два года назад он был одним из руководителей избирательной кампании губернатора области Л. Рокецкого, члена Политсовета НДР. Стремительный бросок к Ю.Лужкову и поддержка Г. Райкова, далеко не единомышленника «Отечества», подтверждает мнение о Н.Карнаухове как об обычном конъюнктурщике.

Поэтому соглашению уготована недолгая жизнь — интересы его участников слишком не совпадают.

4.    отношения русского и коренного населения

В конце июня в официальном органе Тюменской областной Думы – газете «Тюменские известия» была опубликована довольно интересная статья А.Рябова из Югорска, что в Ханты-Мансийском автономном округе – «Особенности национального самосознания, или Не изменяет ли здравый смысл носителям «космического разума»?».

В конце восьмидесятых, с наступлением времени гласности, появились многочисленные статьи, авторы которых писали о колонизации Россией Сибири, в частности ее западной части, тех мест, где сейчас расположена Тюменская область и где коренными считались (и считаются сейчас) ханты, манси, ненцы, селькупы и другие народы. Этот процесс некоторые авторы сравнивали с колонизацией американского дикого Запада, проводя параллели с резервациями и уничтожением индейцев. А некоторые представители коренных народов Западной Сибири заявляют: «мы наследники древнешумерской цивилизации, наши предки совершали походы на Рим и Константинополь», что является, мягко говоря, преувеличением.

На самом деле территория расселения манси была весьма обширна, ее северная граница проходила по рекам Мезень и Печора, южная граница проходила по реке Уфе, и далее через те места, где сейчас расположены Екатеринбург и Тюмень. На западе земли манси доходили до современной Казани, на востоке — до среднего течения Иртыша. Однако уже с XIII века наблюдалось постепенное движение манси на восток, вызванное давлением соседних народов, а также христианизацией. Ханты были расселены в бассейнах рек Конды, Демьянки и южнее современного Тобольска. Очевидно, под давлением манси ханты перемещались на восток, вытесняя, в свою очередь, селькупов на север, в район Среднего Таза. Ненцы обитали в северной тундре.

Ханты и манси обеспечивали свое существование охотой и рыболовством, а ненцы, кроме того, еще и крупнотабунным оленеводством.

У ханты и манси к ХVI веку сформировались княжества, имевшие в своей основе территориально-родовые объединения. Ненцы государственных образований не имели, у них сохранилось родовое устройство общества.

Около тысячи лет назад на юге Тюменской области появляются тюркские племена кыпчаков, вытесненные из степных районов монголами. Местное угорское население отходит в более северные районы, а часть угров ассимилируется пришельцами. Постепенно здесь формируется этническая общность — сибирские татары, вобравшие в себя тюрские, угорские, монгольские и другие этнические компоненты. Хозяйство сибирских татар базировалось на охоте, рыболовстве, скотоводстве и земледелии. Уровень социально-экономического развития татар был выше, чем угров. Наряду с коллективной собственностью на землю, у татар была частная собственность на скот, промысловые орудия и угодья. Появилось имущественное и социальное неравенство.

В ХIII веке районы лесостепи были включены в состав Золотой Орды. В ХIVV веке в нижнем течении Ишима возникают Ишимское (центр Кызыл-тура), а в междуречье Туры и Тавды — Тюменское (центр Чимги-тура) ханства. Позднее, в результате междоусобных войн, возникает Сибирское ханство.

Такова была обстановка в Западной Сибири ко времени начала отношений заселяющих ее народов с Российским государством. Ко времени прихода в Западную Сибирь русских первопроходцев ее южная часть уже была покорена татарами. Поэтому под покорением Сибири подразумевается борьба не с ханты, манси и другими коренными народами, а с сибирскими татарами (а следует ли считать сибирских татар, проживших в Сибири многие сотни лет, некоренными?).

Необходимо также отметить, что многие хантыйские и мансийские княжества добровольно присоединились к России, платили дань русскому царю и просили у него защиты от татар.

Не было никакого порабощения русскими Югры. После разгрома Сибирского татарского ханства малочисленные казацкие и стрелецкие отряды не в состоянии были завоевать местных жителей по той простой причине, что для этого необходимо было найти их на необозримых просторах, в непроходимой тайге и болотах. Единственным настоящим противником царских воевод были не потерявшиеся в урманах игрушечные княжества, а тысячеверстное бездорожье. Если конгресс Соединенных Штатов санкционировал создание резерваций, то у нас высочайшей волей российских самодержцев земли малых народов «на веки вечные» были закреплены за их хозяевами, куда русский мужик без разрешения и ногой ступить не мог (свидетельство тому, например, Указ 1732 года).

В советский период коренные народы Западной Сибири также имели многие льготы и привилегии. Начиная с того, что в 1930 году были образованы автономные округа, и это при том, что титульные нации составляли около 6-8% населения. Семьи малочисленных народов имели родовые угодья, дети официально становились охотниками с 14 лет. Во многих вузах имелись специальные квоты.

В период дефицита начала девяностых годов через организации коренных народов («Спасение Югры», «Возрождение Ямала») шло снабжение малочисленных народов (в основном, национальной элиты) мебелью, дубленками, другими товарами.

Конечно, в период бурного освоения нефтяных и газовых месторождений природе был нанесен невосполнимый ущерб. Конечно, у хантов или ненцев можно было обменять бутылку спирта на шкурку песца, и все это не красит русских. Но в целом политику и царского, и советского правительств нельзя назвать порабощением.

Однако некоторые политические лидеры малочисленных народов Севера говорят об обратном, и, естественно, требуют пересмотра сложившихся отношений.

В 1992 году в городе Новый Уренгой (Ямало-Ненецкий округ) у меня состоялся продолжительный разговор с местным ненцем. Сначала мы говорили о квартирах, собеседник требовал немедленно обеспечить все проживающие в городе семьи (около 35) малочисленных народов квартирами, причем не выше второго этажа. Дальше разговор перешел на природные богатства, и он заявил, что весь газ и нефть принадлежат коренному населению, русские должны покинуть территорию автономных округов, при этом компенсировав весь ущерб, нанесенный природе. После этого коренное население изберет свои органы власти и устроят конкурс на право разработки недр среди нефтегазодобывающих фирм мира. Российским фирмам также, видимо, разрешат участвовать в конкурсе. Все это заявлялось очень серьезно и довольно агрессивно, при этом утверждалось, что эти предложения поддерживает мировая общественность.

Этому разговору можно было бы не придавать значения, но если вспомнить, с чего начался период продолжающегося уже почти десять лет противостояния областной и окружных элит, нанесшего колоссальный ущерб всей области, то началось оно с заседания Ямало-Ненецкого окружного Совета народных депутатов в 1990 году, объявившего о выходе округа из состава Тюменской области, и делалось все это под лозунгом защиты интересов коренного населения.

Я не знаю случаев открытого противостояния коренного населения и русских ни в Ямало-Ненецком, ни в Ханты-Мансийском округах. Но время от времени появляющиеся в средствах массовой информации материалы журналистов и политиков на тему защиты коренного населения, либо (значительно реже) статьи о неоправданных привилегиях коренного населения свидетельствуют, что желающие разыграть национальную карту еще не перевелись.

5.    О расходовании средств
Государственного фонда занятости Тюменской области

В средствах массовой информации области появился ряд публикаций о том, что областной Центр занятости населения, мягко говоря, нерационально использует средства Государственного фонда занятости населения. В ответных публикациях работники Центра опровергали обвинения, при этом обе стороны ссылались на материалы проверки Центра Счетной палатой Тюменской области.

19 июня были опубликованы материалы проверки за 1997 и первое полугодие 1998 года. В этот период показатели рынка труда области ухудшились, в частности, выросли уровень безработицы и нагрузка незанятого населения на одно вакантное место.

Как же при этом использовались средства Государственного фонда занятости населения Тюменской области?

Оказывается, бюджет областного фонда занятости, в нарушение установленного порядка ни в 1997, ни в 1998 годах не согласовывался с администрацией области и не утверждался областной Думой. Бюджет на 1997 год был утвержден только Министерством труда и социального развития Российской Федерации, а бюджет 1998 года вообще не утвержден.

Расходная часть бюджета 1997 года выполнена на 80,4%, при этом расходы на активную политику занятости населения исполнены на 64,5%, на материальную поддержку безработных – на 68,5%. Расходы же на программы информатизации служб занятости исполнены на 132,7%, на содержание службы занятости – на 187,1%. На содержание служб занятости в 1997 году израсходовано 22%, в первом полугодии 1998 года – 23,6% от общих расходов фонда, при том что в среднем по России этот показатель равен 16,7%. Превышение утвержденных расходов на содержание служб составило только в 1997 году около 10 млн. рублей.

Государственный фонд занятости населения Тюменской области, судя по материалам Счетной палаты, стал кормушкой для множества организаций – — посредников. В частности, одним из примеров этого может служить поставка по взаимозачетам муки Юргинскому районному Центру занятости на сумму 145 тыс. рублей. 50 тонн муки были поставлены через три организации — посредника, при этом цена муки выросла с 1,8 до 2,9 рублей за килограмм.

При предоставлении Центром занятости товарных кредитов (при проведении взаимозачетов с предприятием – должником) не начислялись проценты за пользование кредитом, в результате потери составили более 600 тыс. рублей. Коммерческие организации, расположенные в здании областного Центра занятости, не заключали арендные договора с Цетром (в таких случаях арендаторы платят руководителю наличными), потери составили около 200 тыс. рублей. Более одного миллиона рублей ущерба нанесено Центру в связи с погашением задолженности по взносам в фонд занятости не денежными средствами, а товарно-материальными ценностями.

Центром занятости выдавалась финансовая помощь на создание рабочих мест, в дальнейшем создание рабочих мест не контролировалось, финансовая помощь переводилась из категории возмездной в безвозмездную. Только по Тюменскому городскому, Тюменскому районному и Тобольскому центрам задолженность по финансовой помощи составила около 13 млн. рублей. Обнаружен ряд подложных документов по созданию рабочих мест, так, на одном из предприятий Тобольска вместо указанных в актах вновь созданных 15 рабочих мест и трудоустроенных 10 инвалидов и 4 подростков обнаружено только трудоустройство двух инвалидов.

В отчете Счетной палаты приведены и многие другие факты, как сказано в отчете, нецелевого и нерационального использования средств фонда. Таким образом, публичный спор обвинителей и защитников руководителей фонда занятости Счетная палата рассудила в пользу первых. Материалы переданы в прокуратуру.

6.    Итоги деятельности кредитных учреждений Тюменской области в первом квартале 1999 года

По состоянию на 1 апреля 1999 года на территории Тюменской области зарегистрировано 63 самостоятельных кредитных организаций, из них действующих 36. В первом квартале отозвана лицензия на совершение банковских операций у Западно-Сибирского банка развития, г. Ханты-Мансийск. На территории области зарегистрировано 33 филиала, головные банки которых расположены на территории других областей (в том числе 30 филиалов московских банков), а также Тюменский банк Сберегательного банка Российской Федерации с 45 отделениями.

В первом квартале 1999 года зарегистрировано 3 проспекта эмиссий акций коммерческих банков на общую сумму 74 млн. рублей и 2 отчета об итогах выпуска ценных бумаг на общую сумму 66,5 млн. рублей.

Суммарный зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций на 1 апреля 1999 года составил 912,5 млн. рублей, при величине оплаченного капитала 974,4 млн. рублей.

За первый квартал 1999 года кредитными организациями области получено 26,8 млн. рублей прибыли, что на 78,6% меньше, чем за соответствующий период прошлого года, в том числе коммерческими банками получено всего лишь 4,7 млн. рублей прибыли (меньше на 91,9%), Тюменским банком Сберегательного банка Российской Федерации – 15,2 млн. рублей (меньше на 63,3%) и филиалами банков других областей – 6,9 млн. рублей (меньше на 73,3%).

Финансовое положение банковской системы области и хозяйственных организаций усугубляется платежным кризисом.

По состоянию на 1 апреля 1999 года общая сумма расчетных документов, предъявленная для оплаты в коммерческие банки и неоплаченная в срок, составила 92 248 млн. рублей (возросла против соответствующего периода прошлого года на 9,2%), в том числе из – за отсутствия средств на счетах предприятий и организаций – 92 186,5 млн. рублей (99,9%), из – за отсутствия средств на корреспондентских счетах коммерческих банков – 61,5 млн. рублей (0,1%). Из общей суммы неоплаченных по вине коммерческих банков 16,3 млн. рублей (26,6%) – по банкам с отозванной лицензией на проведение банковских операций.

По состоянию на 1 апреля 1999 года ресурсы кредитных организаций области составили 19 753,4 млн. рублей, возросли по сравнению с 1 января 1999 года на 32,1%, в том числе по коммерческим банкам области – на 35,9% (15 077,6 млн. рублей), по филиалам банков других областей – на 7,3% (1294,3 млн. рублей), Тюменскому банку Сберегательного банка Российской Федерации – на 27,8% (3381,5 млн. рублей).

Основным источником формирования ресурсов кредитных организаций области по–прежнему остаются привлеченные средства, доля которых составляет 82,5%.

 

Таблица 1

Основные показатели деятельности коммерческих банков Тюменской области
по состоянию на 1 января 1999 года
, тыс. руб.

 

Наименование банка

Капитал

Уставный фонд

Ресурсы

Активы

Кредитные вложения

1. Запсибкомбанк

232.197

78.549

1.470.013

1.915.552

501.333

2. Капитал

200.028

10.297

806.018

1.473.344

10.345

3. Сургутнефтегазбанк

156.571

183.000

5.492.200

5.680.528

366.403

4. Югра

133.779

50.000

865.630

1.076.107

490.043

5. Тюменьэнергобанк

105.149

104.910

348.687

352.158

36.714

6. Ханты – Мансийский банк

103.689

40.000

935.998

1.376.826

220.532

7. Ноябрьскнефтекомбанк

59.907

22.020

261.894

285.582

189.294

8. Тюменьпрофбанк

52.166

22.680

199.606

225.009

76.552

9. АККОбанк

51.874

42.650

142.588

150.576

50.411

10. Сибнефтебанк

46.486

37.500

2.011.387

2.032.627

1.912.734

11. Ноябрьский городской банк

45.483

24.115

128.528

140.890

53.709

12. Юганскнефтебанк

45.062

30.001

237.468

292.442

84.777

13. АКБ Сибирьгазбанк

43.519

28.400

156.661

170.506

40.263

14. Сбконтакт

42.620

40.000

135.597

662.070

35.865

15. Восточно – Европейский Сибирский банк

 

42.354

 

10.000

 

287.988

 

318.018

 

140.321

16. Тюменский городской банк

40.796

38.000

240.553

261.105

88.641

17. Дипломат

37.638

21.000

90.223

104.922

26.504

18. Ермак

30.349

4.325

201.382

203.859

48.017

19. Сургутский центральный

коммерческий банк

 

29.665

 

11.096

 

100.605

 

111.327

 

23.186

20. Тюменский комагробанк

28.569

19.009

136.743

184.979

53.724

21. Тобольскбанк

25.769

30.000

58.051

64.314

41.114

22. Сибэкономбанк

21.510

6.400

68.292

74.627

35.121

23. Тюменский акционерный социальный банк

 

20.179

 

15.000

 

207.319

 

248.369

 

144.731

24. Дружба

16.343

4.330

31.360

32.641

14.045

25. Урайкомбанк

16.195

14.200

49.259

61.647

28.911

26. КБ Стройлесбанк

14.029

9.150

25.606

25.978

14.494

27. Приобье

15.770

15.702

57.918

65.820

24.041

28. Регинбанк

8.480

9.330

14.284

16.015

2.429

29. Тюмень – Экспресс

8.331

6.934

22.258

22.908

6.801

30. Пурпе

7.670

9.018

42.167

48.724

8.042

31. Приполярный

7.536

363

16.682

56.461

4.998

32. Белый Север

5.203

5.000

29.186

31.710

6.634

33. Тюменский индустриально-коммерческий банк

 

3.001

 

2.000

 

5.617

 

6.386

 

2.388

34. Ялуторовский комбанк

2.851

2.018

9.684

10.602

4.441

35. Нижневартовский коммер-ческий инновационный банк

 

-7.183

 

12.348

 

111.270

 

198.359

 

75.523

36. Тюменьпромстройбанк

-26.292

15.000

78.859

134.396

55.164

ИТОГО

1.667.193

974.435

15.077.581

18.117.384

4.918.245

За прошедший квартал остатки средств на счетах предприятий, организаций и населения увеличились на 31,6%, в том числе по коммерческим банкам области — на 47,2%, по филиалам банков других областей – на 6%, по Тюменскому банку Сберегательного банка Российской Федерации – на 13,9%. Значительно – на 46,1% — возросли остатки средств в иностранной валюте, в том числе по коммерческим банкам – на 59,6%, по Тюменскому банку Сберегательного банка Российской Федерации – на 8,6%, по филиалам банков других областей снизились на 21,9%.

Таблица 2

Ресурсы кредитных организаций Тюменской области и их размещение,
млн. руб.

 

 

Коммерческие банки области

Филиалы банков, зарегистрированных в других областях

Сбербанк

 

1.01.99 г.

1.04.99 г.

1.01.99 г.

1.04.99 г.

1.01.99 г.

1.04.99 г.

РЕСУРСЫ

1. СОБСТВЕННЫЕ

2.343,4

2.480,2

157,3

194,2

1.025,3

776,7

в т. ч. капитал

1.625,4

1.667,2

2. ПРИВЛЕЧЕННЫЕ, всего

 

8.753,5

 

12.597,4

 

1.049,3

 

1.100,1

 

1.620,5

 

2.604,8

Средства, привлечен-ные от предприятий, организаций и населения

 

 

 

6.023,3

 

 

 

8.864,0

 

 

 

962,5

 

 

 

1.020,3

 

 

 

3.890,0

 

 

 

4.431,6

 в том числе:

депозиты и вклады физических лиц
(без физических
лиц — предприни-мателей)

 

 

 

 

1.696,2

 

 

 

 

1.895,5

 

 

 

 

531,9

 

 

 

 

579,1

 

 

 

 

3.545,9

 

 

 

 

4.121,1

Выпущено ценных бумаг

 

561,2

 

756,9

 

113,6

 

142,1

 

116,8

 

138,9

Кредиты, полученные от других банков

 

1.749,9

 

1.912,3

 

13,0

 

8,0

 

 

-

Прочие

419,1

1.064,2

-39,8

-70,3

-2.386,3

-1.965,7

ИТОГО

11.096,9

15.077,6

1.206,6

1.294,3

2.645,8

3.381,5

РАЗМЕЩЕНИЕ РЕСУРСОВ

Кредитные вложения (включая просрочен-ную задолженность, без процентов)

 

 

 

4.693,2

 

 

 

4.831,5

 

 

 

523,5

 

 

 

475,0

 

 

 

657,7

 

 

 

573,9

Межбанковские кре-диты и депозиты, предоставленные другим банкам

 

 

 

125,2

 

 

 

2.803,6

 

 

 

10,1

 

 

 

 

 

 

6,0

 

 

 

7,5

Вложения в ценные бумаги – всего,

в том числе:

— долговые обяза-тельства

— акции

— учтенные векселя

 

897,8

 

 

122,2

87,0

688,5

 

886,2

 

 

105,5

85,3

695,4

 

141,9

 

 

8,5

20,4

113,0

 

136,7

 

 

8,4

18,3

110,0

 

1.033,9

 

 

1.032,9

0,6

0,4

 

2.002,9

 

 

2.001,9

0,6

0,4

Денежные средства

502,4

631,9

90,6

84,4

194,8

194,8

Средства, перечислен-ные в обязательные резервы

 

 

293,2

 

 

602,5

 

 

30,0

 

 

40,8

 

 

 

 

Прочие

1.309,5

1.600,2

127,3

128,5

618,6

528,8

ИТОГО

7.821,3

11.355,9

923,4

865,4

2.511,0

3.307,9

Основным направлением размещения ресурсов остается кредитование реального сектора экономики, значительных изменений по кредитованию реального сектора коммерческими банками области в первом квартале этого года не произошло, по Тюменскому банку Сберегательного банка Российской Федерации они снизились на 12,7%, по филиалам банков других областей – на 9,3%.

Вложения кредитных организаций области в ценные бумаги возросли на 45,9%. Прирост вложений объясняется передачей в первом квартале Тюменскому банку Сбербанка Российской Федерации еврооблигаций с баланса Головного Банка.

Наибольший удельный вес в структуре вложений коммерческих банков области в ценные бумаги занимают учтенные банками векселя – 76,6% (695,4 млн. руб.), их сумма увеличилась за I квартал на 28,7%.

Увеличение на треть ресурсов банков, казалось бы, должно повлечь за собой соответствующее увеличение кредитных вложений банков в реальный сектор экономики, однако величина кредитов остаются без изменений. Банковская система области не умеет работать с реальным сектором, директора предприятий говорят о том, что условия кредитования настолько усложнены, что кредиты теряют свой смысл. А кредиты реальному сектору очень нужны, так, например, по словам главы администрации Ишимского района В. Ковина, район вынужден снижать поголовье скота из — за отсутствия предприятий переработки, для строительства которых нужны кредиты. Все говорят о необходимости инвестиций в экономику, ищут иностранных инвесторов, а собственные банки сидят на ресурсах, как собака на сене.

Наши банки хорошо умеют играть в ГКО, что не требует особых усилий. Для кредитования же производства необходимо создавать систему, которая, с одной стороны, обеспечивала гарантию возврата кредитов, а, с другой, была бы удобна для заемщиков. Но работать с потенциальными заемщиками банки не умеют, и, похоже, не хотят учиться.

7.    Цены на основные продовольственные товары

Таблица 3

Цены в июне 1999 года на продовольственных рынках города Тюмени, руб.

 

 

3 июня

10 июня

17 июня

24 июня

 Хлеб, булка

3,8–4,2

3,8–4,2

3,8–4,2

4,2–4,8

 Масло сливочное, российское, кг

66,0

65,0–77,0

77,0

60,0–70,0

 Масло растительное, кг

24,0–37,5

24,0–37,5

24,0–37,5

24,0–33,8

 Молоко, 3,2% жирности, л

5,8–6,25

5,6–6,25

5,8–6,25

5,7–6,1

 Картофель, кг

5,0–6,5

6,0–7,0

6,5–7,0

6,0–7,0

 Капуста, кг

18,0–25,0

15,0–25,0

15,0–19,0

11,0–20,0

 Сахар-песок, кг

9,0–15,0

9,0–16,0

9,0–16,0

10,0–15,0

 Яблоки, кг

25,0–40,0

25,0–40,0

28,0–40,0

26,0–42,0

 Мясо, говядина – свинина, кг

34,0

34,0

34,0

35,0–36,0

 Яйцо, десяток

10,0–12,5

10,0–12,0

10,0–12,0

10,7–12,0

 Соль, кг

2,0–3,1

2,0–3,1

2,0–3,1

2,0–3,1

 

Таблица 4

Справочно: цены в 1998 году, руб.

 

 

Июнь

Август

Декабрь

 Хлеб, булка

3,1–3,4

3,2–3,4

3,6–3,8

 Масло сливочное, российское, кг

23,0–26,3

18,0–23,0

65,0–77,0

 Масло растительное, кг

10,0–14,0

9,5–12,4

20,0–36,2

 Молоко, 3,2% жирности, л

3,0–3,8

3,0–3,2

4,3–4,5

 Картофель, кг

1,2–2,6

3,5–4,0

3,0–4,5

 Капуста, кг

2,5–3,5

3,0–5,0

5,5–7,0

 Сахар – песок, кг

4,5–5,5

4,4–5,0

12,5–14,5

 Яблоки, кг

7,5–13,0

6,5–13,0

13,0–37,6

 Мясо, говядина – свинина, кг

15,0–20,0

15,6–18,0

29,5–27,0

 Яйцо, десяток

5,5–6,5

4,5–5,2

14,5–17,6

 Соль, кг

1,3–1,7

1,3–1,7

2,6–4,8

 

В июне поднялись цены на хлеб, державшиеся на уровне 3,6-3,8 рубля с осени прошлого года, картофель (исчерпаны прошлогодние запасы), после майского небольшого падения вновь начали расти цены на сахар.

заключение

Особых событий в Тюменской области в июне 1999 года не произошло. Органы власти продолжают руководить, как умеют, и, в общем, довольны своей работой, чиновники продолжают практически безнаказанно растаскивать бюджетные и внебюджетные средства и торговать властью, политики пытаются договориться о том, как провести во власть нужных людей. Цены продолжают расти. Элита сама по себе, народ сам по себе.

 

Источники

1. Итоги деятельности кредитных учреждений области за I квартал 1999 года. // Сибирский посад. – 1999. – 18-25 мая.

2. Об использовании средств Государственного фонда занятости. Информация Счетной палаты Тюменской области // Тюменские известия. – 1999. – 19 июня.

3. Вульфович А. Север – юг: возможен ли компромисс? Да, возможен // Тюменская правда. – 1999. – 19 июня.

4. Бубнов Ю. Сергей Корепанов – о встречах в тундре и в Кремле // Тюменские известия. – 1999. – 22 июня.

5. Шевченко С. Сергей Корепанов: До 2000 года президент свое кресло не уступит // Сибирский посад. – 1999. — 22-29 июня.

6. Суслова Е. Великое переселение может обернуться катастрофой // Тюменские известия. – 1999. – 22 июня.

7. Шевченко С. Куда податься северянину? // Сибирский посад. – 1999. 22 – 29 июня.

8. Кох Е. Губернатор ревнует, депутаты копают // Тюменский курьер. – 1999. – 24 июня.

9. Бубнов Ю. Тяжелый труд на правовом поле // Тюменские известия. – 1999. – 24 июня.

10. Шильников С. Задумали «наехать» на нефтяные компании // Тюменская правда. – 1999. – 25 июня.

11. Рябов А. Особенности национального самосознания, или Не изменяет ли здравый смысл носителям «космического разума»? // Тюменские известия. – 1999. – 26 июня.

12. Гольдберг Р. Картина области и страны в губернаторском зеркале // Тюменский курьер. – 1999. – 29 июня.

13. Никифорова Л. Договорились о совместных действиях // Тюменская правда сегодня. – 1999. – 29 июня.

14. Бубнов Ю. Мишель Камдессю не прочь приехать в Тюмень // Тюменские известия. – 1999. – 29 июня.

15.  Андреев В. Рокецкий пригласил Камдессю в Тюмень // Тюменская правда. – 1999. – 29 июня.