Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Юрий СИМЕНИДО

Владимирская область
в июне 1999 года

Некоторые результаты экономической политики региональных властей: успехи в промышленности и в сборе налогов; снижение социальной напряженности. Давление на органы местного самоуправления. Сохранение напряженности в отношениях между администрацией области и Законодательным собранием. Политические партии накануне предвыборной кампании.

1.    налоговая, экономическая и социальная политика областной администрации

Администрация области занесла в свой актив позитивные изменения в экономике области. Положительная промышленная и налоговая динамика обусловлена как девальвационными эффектами, способствовавшими общему оживлению промышленности, так и разумной налоговой политикой региональных властей. Оба названных фактора оказали благоприятное влияние на финансовое положение предприятий и способствовали оживлению деловой активности и промышленного производства.

За пять месяцев текущего года объем промышленного производства вырос на 2,5 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года. В 3,5 раза увеличилась прибыль предприятий. (За первый квартал 61% от общего количества предприятий области получили в целом 420 млн. рублей прибыли, остальные 39% предприятий работали с убытком. Напомним, что доля убыточных предприятий к концу 1998 года составляла почти 53 процента.) С приростом объемов производства работали предприятия энергетики, цветной металлургии, стекольной, топливной, нефтехимической промышленности, промышленности строительных материалов. В то же время сохраняется отрицательная динамика в легкой, пищевой, лесной и деревообрабатывающей промышленности.

За январь — апрель 1999 года в бюджетную систему поступило 1187 млн. рублей налогов и сборов (на 44 процента больше, чем за соответствующий период 1998 года), в том числе в бюджет области мобилизовано налоговых и неналоговых доходов на сумму 678,3 млн. рублей (на 236,2 млн. рублей больше).

Существенный эффект принесло решение администрации области об упорядочении реализации алкогольной продукции. В значительной мере удалось вытеснить завозную водку с внутреннего рынка области. Производство собственных крепких спиртных напитков возросло на 90 процентов. Это, соответственно, привело к увеличению за четыре месяца с.г. уплаченных акцизов на спирт и алкогольную продукцию более чем в 2,5 раза (90 млн. рублей против 35 млн. в 1998 году). Более чем в 1,5 раза возросли поступления по подоходному налогу. Действующий с начала года единый налог на вмененный доход дал дополнительно в бюджет 57,3 млн. рублей.

В целом, по оценке руководства администрации области, впервые за несколько лет появилась возможность полностью выполнить бюджетный план по сбору налогов за первое полугодие. Правда, при этом продолжает расти недоимка налогам — она увеличилась по сравнению с началом года на 20 процентов и составляля на 01 мая 1999 г. 1811 млн. рублей. (Следует отметить, что кроме недоимки в консолидированный бюджет области на 1 мая не уплачено штрафов на сумму, сопоставимую с величиной задолженности по налоговым платежам, — 1667 млн. рублей.)

18 июня вступило в силу постановление главы администрации области №342, согласно которому с целью улучшения собираемости налогов и финансирования на этой основе бюджетных учреждений и социальных трансфертов населения установлены задания по мобилизации доходов в бюджет области на второй квартал с.г. В целом по области сумма составляет 459,7 млн. рублей. Почти 34 процента всей суммы должен дать г. Владимир, еще 22 процента — города Муром и Ковров. (Задолженность предприятий этих трех городов перед областным бюджетом на 1 мая составляет 58,2 процента от общеобластной, равной 1764,4 млн. рублей.)

Целенаправленная региональная налоговая политика в рамках действующих федеральных законов позволила увеличить поступления текущих налоговых платежей и предоставила возможность сократить на 40% задолженность по заработной плате. Работникам всех сфер деятельности выплачено 216 млн. рублей долгов. Задержка в выплате заработной платы работникам бюджетных организаций в среднем по области сокращена до 10 дней. Удается держать под контролем ситуацию с пенсиями: закончены выплаты за май, плнаируется полностью выплатить ранее замороженную пенсию за апрель и с 10 июля начать выдачу пенсий за июнь. Правда, продолжает оставаться напряженной ситуация с выплатой пособий на детей. Задолженность по ним на 1 мая с.г. составляла 326 млн. рублей (отставание в среднем по области — почти 19 месяцев). Задачу сокращения задолженности по выплате детских компенсаций власти на данном этапе считают важнейшей. Глава администрации области Н.В.Виноградов издал специальное постановление по этому вопросу, намечен целый ряд мер.

Важной проблемой экономической политики в регионе в обзорный период было обеспечение производственной и социальной сферы нефтепродуктами. Власти области вынуждены были реагировать на повсеместное повышение цен на бензин. Выступая на пресс-конференции, Н.В.Виноградов сказал, что подписанное им 11 июня 1999г. постановление №352 «Об установлении предельных торговых надбавок на нефтепродукты» (была установлена максимальная надбавка в 30% от закупочной цены) было направлено на защиту прав потребителей, должно было предотвратить резкое удорожание топлива и носит временный характер. Для постоянного контроля положения в этой сфере областная администрация создала специальную комиссию. Органы УВД и налоговой полиции начали, по указанию администрации области, проведение комплексной операции по пресечению незаконного оборота на рынке нефтепродуктов. Комментируя ее ход, один из высоких милицейских чинов отметил, что область в создавшейся в стране ситуации пострадала потому, что не имеет своих нефтеперерабатывающих предприятий; теперь же, после принятия постановления №352, в росте цен на бензин будут виноваты не продавцы, а переработчики нефти.

В свою очередь председатель Законодательного собрания (ЗС) области В.Я.Котов направил по вопросу цен на нефтепродукты письмо в Совет Федерации. В нем он предложил в срочном порядке принять постановление СФ о положении в нефтеперерабатывающей промышленности. Кроме того, по мнению В.Я.Котова, Правительство РФ должно принять незамедлительные меры по бесперебойному снабжению регионов горюче-смазочными материалами, сократить квоты на вывоз нефтепродуктов за рубеж и прекратить необоснованный рост цен на них.

2.    давление на органы местного самоуправления

После двухмесячных согласований под давлением администрации области ЗС одобрило изменения и дополнения в закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе во Владимирской области» (действует с 15 июня). Документ регламентирует процедуру разработки бюджета в части межбюджетных отношений области и муниципалитетов. Согласно закону, органы местного самоуправления могут вносить свои предложения по изменению и уточнению проектируемых администрацией области показателей, в частности, нормативов отчислений от доходов в бюджет области и размеров дотаций и субвенций из бюджета области. Эти предложения рассматривают в администрации области. В случае разногласий окончательное решение — формально — принимает ЗС, а по существу та же администрация области. Таким образом, получил законодательное оформление один из ключевых механизмов подчинения городов и районов области областной администрации и Законодательному Собранию.

 

Как продолжение противостояния областной администрации и администрации областного центра можно расценивать выступление главы администрации г. Владимира И.В.Шамова на прошедшем в конце июня втором Собрании руководителей представительных органов власти городов России (представлены были 70 регионов страны) [[1]]. Шамов в присутствии председателя ЗС (глава администрации области из-за болезни не смог присутствовать на Собрании) не побоялся «вынести сор из избы». Шамов сообщил присутствующим, что существуют проблемы в отношениях местного самоуправления областного центра и властей области; областная администрация стремится сконцентрировать всю власть на областном уровне. Он вспомнил о препятствиях, которыми сопровождалась регистрация Устава г. Владимира. Особое наступление, по его мнению, идет на местный бюджет. До сих пор администрацией области и ЗС не решен вопрос об особом статусе областного центра. В последнее время некоторые депутаты ЗС выступают за ликвидацию органов местного самоуправления, чтобы вся власть была сосредоточена у администрации субъекта Федерации.

Еще одним проявлением разворачивающейся схватки между главами администраций области и г. Владимира стала публикация «Владимирскими ведомостями» пространного «открытого письма» девяти общественных организаций. (Среди подписавших — как городские комитеты КПРФ и РКРП, совет областной организации АПР, так и «Русское национальное движение».) В вину И.В.Шамову поставлено приглашение в конце мая — на фоне бомбардировок Сербии самолетами стран НАТО — на празднование дня города гостей из британского и американского городов-побратимов Владимира. Авторы письма сомневаются в способности Шамова осуществлять адекватное руководство городом.

Учитывая положение «Владимирских ведомостей», как фактически официального рупора областной администрации и ЗС, которые являются учредителями газеты, можно предположить, что нападки на главу городской администрации не были случайными, и против И.В.Шамова выступили его противники из администрации области. Дальнейшие события, очевидно, более выпукло обозначат характер противостояния.

 

Даже достаточно чувствительную неудачу региональной власти — выраженное 20 июня на референдуме жителей Петушинского района отрицательное отношение большинства избирателей к возможности строительства на территории района центра технического захоронения твердых бытовых отходов (ЦТЗ ТБО) для г. Владимира и других районов области — руководство администрации области пытается обратить в свою пользу. Н.В.Виноградов указал на недоработку областных природоохранных структур как одну из причин такого результата, тем самым представ перед общественностью рачительным хозяином. Перед рабочей поездкой в Петушинский район, почти сразу после объявления результатов референдума, он не исключил, что областная изьирательная комиссия признает итоги референдума недействительными, если будут зафиксированы серьезные нарушения при его проведении. Некоторые наблюдатели полагают, что так и произойдет. Но, независимо от решения облизбиркома, высока вероятность того, что усилиями как сторонников, так и противников строительства ЦТЗ ТБО дело дойдет до Верховного Суда РФ.

3.    Отношения между администрацией области и руководством Законодательного Собрания

В предыдущих обзорах уже было сказано о напряженности в отношениях между главами исполнительной и представительной власти Н.В.Виноградовым и В.Я.Котовым и о стремлении областной администрации поставить под свой полный контроль ЗС области. Ярким проявлением этой тенденции стал очередной, четвертый по счету, отказ Н.В.Виноградова подписать закон об изменениях в областном законе «О Законодательном собрании». Депутаты ЗС не хотят зависеть от администрации области, поэтому законопроект предлагает исключить требование положительного заключения главы администрации для принятия законов, в том числе и по важнейшим финансовым вопросам. Поскольку кворума в начале заседания ЗС 23 июня не было, депутаты решили перенести обсуждение данного вопроса.

Как шаг, инспирированный администрацией и направленный на некоторое ограничение полномочий председателя ЗС, можно рассматривать одобренное на этом же заседании другое дополнение в закон «О Законодательном собрании Владимирской области», согласно которому создается Совет Законодательного собрания. О его функциях официальной информации нет (пока закон не подписан главой администрации области и не опубликован); из неофициальных источников стало известно, что главной функцией Совета ЗС должно стать недопущение неподготовленных вопросов в повестку дня.

4.    Региональные власти и СМИ

В обзоре за май с.г. при анализе развернутой областной администрацией кампании за монопольное влияние на региональные СМИ, имеющей целью желание властей по своему разумению управлять общественным мнением накануне предстоящей череды выборов, было рассказано о массированном давлении на председателя ГТРК «Владимир» А.М.Груздева (глава администрации области непременно намерен посадить в это кресло «своего» человека). В защиту Груздева выступил редактор газеты «Томикс», депутат ЗС С.В.Казаков (справка о нем — в выпуске №4 (87) «Политического мониторинга»). Казаков фактически с начала года, объявил информационную «войну» Н.В.Виноградову. На этот раз в открытом письме он, защищая коллегу по профессии, обвинил главу администрации области в том, что тот «не в первый раз решает свои личные и партийные проблемы за счет народа». Содержащиеся на деньги всех налогоплательщиков «Владимирские ведомости» уже стали «рупором одной партии — КПРФ (а коммунистические идеи поддерживает, по оценке Казакова, не более четверти взрослого населения. — Ю.С.)... разместить в этой газете какие либо материалы других общественно-политических объединений невозможно». Та же судьба, в случае замены председателя ГТРК «Владимир», ожидает и телерадиокомпанию.

С.В.Казаков считает указанные действия Н.В.Виноградова абсолютно недопустимыми и, полагая, что «свобода слова во Владимирской области должна сохраниться во что бы то ни стало», поэтому апеллирует к главе Правительства и к Президенту РФ [[2]].

5.    Политические партии и организации накануне предвыборной кампании

В связи с истечением в августе полномочий облизбиркома до 21 июля в ЗС должны быть представлены предложения по кандидатурам в новый состав комиссии от избирательных объединений и блоков, общественных объединений и органов местного самоуправления.

Наибольшую активность в настоящий период проявляют областная организация КПРФ и ее главные союзники — аграрии. В июне после пленума обкома КПРФ состоялось совместное расширенное заседание бюро обкома КПРФ и правления областной организации АПР, где был обсужден вопрос о согласовании действий организаций обеих партий при подготовке к выборам в Госдуму. Областные организации КПРФ и АПР входят, как и другие «народно-патриотические» политические объединения, входят в блок «Справедливость и народовластие». В постановлении, принятом на совместном заседании, подчеркивается, что цель у двух партий общая — коренное изменение социально-экономического курса страны, и для ее достижения необходимо отказаться от личных амбиций лидеров (это явный камешек в огород негласно соперничающих Н.В.Виноградова и В.Я.Котова), забыть взаимные обиды и мелкие разногласия. При такой общей стратегии должна стать единой и согласованной и предвыборная тактика.

Владимирские коммунисты воздерживаются от какой бы то ни было публичной критики региональной власти, и всю свою пропаганду направляют на обличение «антинародного режима»; этому власти совершенно не препятствуют. По всем основным вопросам местные власти и коммунисты приходят к взаимопониманию, и каких-либо серьезных противоречий до сих пор не проявилось.

Из оппозиционных по отношению к правящим в регионе коммунистам политических сил в последние месяцы наиболее заметна недавно созданная региональная организация «Правое дело», лидер который вышеупомянутый депутат Законодательного Собрания С.В.Казакова постоянно выступает с публичной критикой тех или иных действий администрации области.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ослабление социально-экономической напряженности благодаря постепенному погашению задолженности по заработной плате и пенсиям позволяет областной администрации укреплять свои позиции в регионе и одновременно способствует стабилизации политической ситуации в целом. Основные усилия исполнительной власти направлены на обеспечение налоговых поступлений в бюджет области и сохранение контроля над экономической ситуацией. В частности, приоритетной проблемой в летний период становится контроль над ценами на нефтепродукты.

Параллельно с активной экономической политикой администрация области наращивает политическое давление на Законодательное собрание и на органы местного самоуправления, стремясь избежать появления сильной оппозиции губернатору. При этом существующие противоречия в отношениях исполнительной и законодательной властей региона не афишируются, дабы не нанести ущерба авторитету народно-патриотическим силам, которые контролируют одновременно и областную администрацию, и Законодательное Собрание.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

О заседании ЗС области 23 июня

 

Приняты законы «Об основах промышленной политики Владимирской области», «Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на территории Владимирской области», в первом чтении — «Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства на территории Владимирской области».

Внесены изменения и дополнения в законы «О ставках земельного налога для физических и юридических лиц на 1999 год», «О разграничении предметов ведения и объектов муниципальной собственности между муниципальными образованиями Владимирской области» (содержание изменений в этих законах не известно), «О гербе Владимирской области» (основной элемент герба области — золотой леопард в короне и с крестом в лапе — должен быть использован в гербах муниципальных образований).

Утверждены: отчет об исполнении бюджета области за 1998 год, программа приватизации госимущества в области на 1999 год и программа обеспечения населения области питьевой водой на 1999 — 2010 годы.

ЗС решило отозвать из Государственной Думы направленный в марте проект изменений в федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (законодательная инициатива ЗС касалась снятия ограничений срока действия водительских удостоверений; оказалось, что инициатива эта противоречит Конституции РФ, поскольку не соответствует положениям международного договора, признанного РФ).

Администрации области разрешено получить кредит в сумме 16,4 млн. рублей в банке «СБС-АГРО» на приобретение горюче-смазочных материалов.

 

Приложение 2

О Счетной палате Владимирской области

 

В мае с.г. на рассмотрение ЗС был внесен законопроект, предусматривавший включение Счетной палаты области в состав ЗС в качестве структурного подразделения. Тогда на заседании 26 мая председателю Счетной палаты В.Д.Чечеткину удалось убедить депутатов не принимать решение без обсуждения результатов работы палаты.

Для того, чтобы сформировать необходимое общественное мнение, В.Д.Чечеткин собрал в середине июня пресс-конференцию. По его мнению, Счетная палата уже окупила свое существование: только за пять месяцев текущего года в результате ее работы область получила 1,82 млн. рублей, в то же время на содержание палаты в бюджете области на 1999 год предусмотрено 1,51 млн. рублей. Вдобавок, благодаря работе палаты в реестр областной собственности реально внесено имущества на сумму 1,5 млн. рублей.

В то же время члены комитета ЗС по бюджетной и налоговой политике, заслушав отчет о работе Счетной палаты в 1998 году, пришли к выводу, что Счетная палата должна оставаться, как и ранее, самостоятельным органом в структуре власти. Но она должна работать в более тесном контакте с ЗС.

Окончательное решение о месте Счетной палаты в структуре региональных органов власти, о ее функциях и штатах ЗС еще не приняло.

 

Приложение 3

Назначения в областной администрации

 

21 июня заместителем главы администрации области по социальной политике назначен Е.А.Завьялов. Он родился в 1946 году. Окончил в 1970 году Владимирский политехнический институт, инженер-механик. После окончания института продолжал заниматься комсомольской работой; последняя должность на этом поприще — первый секретарь обкома ВЛКСМ. Начиная с 1979 года — на партийной работе: первый секретарь райкома и второй секретарь горкома в г. Владимире, заведующий промышленным отделом обкома, секретарь обкома КПСС. С осени 1991 года и до нынешнего назначения работал в коммерческих структурах строительного профиля. (Кстати, в тех же структурах пережидал время с осени 1991 года до весны 1994 года, когда вернулся в политику и стал председателем ЗС, Н.В.Виноградов).

Предшественник Е.А.Завьялова В.А.Мельников, после резкой критики в его адрес на майском заседании ЗС по поводу работы областного фонда обязательного медицинского страхования, вернулся на свою предыдущую должность — директора департамента социальной защиты населения администрации области. Одновременно с Мельниковым в отставку подал директор департамента здравоохранения А.И.Ильин.

Исполняющим обязанности директора департамента здравоохранения назначен А.Г.Зирин. Ему 44 года. В 1978 году окончил Ивановский медицинский институт. С 1979 года до нынешнего назначения работал в областном онкологическом диспансере, последняя должность — главный врач диспансера. Имеет ученую степень доктора медицинских наук, намерен совмещать работу чиновника и практикующего врача.



Источники

[1]. Сергеева Р. Местное самоуправление — выражение власти народа // Молва. — Владимир, 1999. — №74 — 1 июля.. — С. 2.

[2]. Открытое письмо губернатору Н.В.Виноградову // Томикс. — Владимир, 1999. — №147. — 2 июля. — С. 1.