|
Новое на сайте |
МУАДИБ
в октябре 1993 года
В октябре в Азербайджане прошли президентские выборы. Основными кандидатами на столь высокий пост выступили: председатель Милли Меджлиса Азербайджана Г.Алиев, лидер партии «Единый Азербайджан» Керар Абилов, заместитель председателя партии «Гуммат» Закир Тагиев.
Керар Абилов — 63 года, кандидат психологических наук, родился в г.Шуше Нагорного Карабаха. С первых дней Карабахского конфликта включился в борьбу против армян. С 1988 по 1990 г. был лидером крайне радикального Азербайджанского фронта национального возрождения «Милли Гуртулуш», с 1991 года — лидер партии «Единый Азербайджан».
Основные положения предвыборной программы: решить карабахскую проблему военным путем; разрешить экономический кризис; не допустить зависимости Азербайджана от кого бы то ни было; восстановить демократию; не допустить гражданской войны. Также он крайне отрицательно относится к вступлению Азербайджана в СНГ и стоит на позициях создания сильной армии.
Закир Тагиев — малоизвестный, но при этом преуспевающий, предприниматель и бизнесмен. 45 лет, заместитель председателя партии «Гуммат».
Основной упор в предвыборной программе он сделал на экономические проблемы, от решения которых, по его мнению, зависит разрешение всех политических проблем. Его программа по выходу республики из экономического кризиса рассчитана на 2 года (она была названа программой свободного бизнеса). Программа включает в себя проведение сплошной приватизации во всех областях народного хозяйства и создание класса собственников. Затем, по мнению Тагиева, капитал распределить между всеми гражданами, в результате чего каждый из них станет обладателем десятков миллионов рублей, «которые они смогут использовать по своему усмотрению, в том числе вложить в производство».
Для регулирования этого процесса, по его мнению, должна открыться биржа ценных бумаг. А в случае своего прихода к власти Тагиев обещал сократить рабочий день женщинам до 4-5 часов в день при сохранении полной заработной платы и на имя каждого родившегося ребенка открыть счет в банке, которым он сможет воспользоваться по достижении совершеннолетия.
При этом следует отметить, что оба кандидата практически неизвестны широкой общественности, а их партии не играют сколько-нибудь существенной и заметной роли на политической сцене. Их не поддержала ни одна другая партия. И лишь за сутки до выборов им позволили в течение часа (каждому) выступить по телевидению. И ясно было, что всерьез их воспринимать не стоило. И возможно, эти кандидаты выступили с тем, чтобы показать международной общественности, что в политическую борьбу за президентское кресло вступили помимо Г.Алиева еще два кандидата, а при этом основные лидеры оппозиционных партий, играющие существенную политическую роль в жизни республики, не участвовали в выборах.
Опрос населения, проведенного социологическим центром «Эль оба», показал, что 22% респондентов считали Ису Гамбара, бывшего спикера Милли Меджлиса и председателя партии «Мусават», сильной личностью, а около 20% готовы были отдать ему свои голоса [1].
Однако наибольший рейтинг, по данным социологического опроса, был у Г.Алиева.
Так, на состоявшихся 3 октября выборах президента большинство отдали свои голоса за Г.Алиева. В выборах принимали участие около 90% граждан, имеющих право голоса, а это составило около 4 млн. избирателей, в число которых вошло и около 500 тыс.беженцев [2].
В своих заявлениях во время избирательной кампании Г.Алиев говорил журналистам, «что предстоит вывести республику из состояния войны и обеспечить территориальную целостность, освободить оккупированные территории и возвратить беженцев к родным очагам».
В родной Нахичевани за Г.Алиева проголосовало более 80% избирателей, участвующих в голосовании.
При этом следует отметить, что за ходом голосования наблюдали представители более 50 международных организаций из 35 стран мира и представители СБСЕ.
Подписание договора о вступлении Азербайджана в СНГ большинством политических партий Азербайджана воспринимается отрицательно.
Так, только 6 из 19 политических партий положительно относятся к президентским выборам, а остальные их проведение не одобряют.
На организованном партией «Мусават» в октябре «круглом столе» на тему «Вступление в СНГ и урегулирование армяно-азербайджанского конфликта», большинство представителей политических партий выразили убеждение, что вступление Азербайджана в СНГ не дает возможности достигнуть больших сдвигов ни в экономике республики, ни в в решении карабахской проблемы [3].
24 октября центральный совет одной из влиятельных в республике Партии национальной независимости Азербайджана (ПННА) выступил с заявлением, содержащим протест против ущемления свободы печати.
В заявлении в частности говорится, что «в последнее время случаи нарушения свободы печати в республике приняли систематический характер, действует цензура». И в связи с этим центральный совет принял решение «отменить прежний мораторий на критику политики властей» [4].
В Азербайджане по-прежнему продолжается преследование оппозиции. Если раньше НФА преследовали своих оппонентов, то в нынешних условиях роли поменялись.
Только в Баку за сентябрь было арестовано около ста активистов НФА. А в общем по республике их было арестовано более тысячи человек.
Сроки нахождения под арестом колеблются от 5 до 30 дней.
Основания ареста в различных условиях были самые простые. Например, арестовывали за обнаружение листовок против вхождения Азербайджана в СНГ, за проведение собрания отделений НФА в своих районных помещениях. А порой забирали просто так, потому что ты принадлежишь к НФА.
Также зарегистрированы факты ужасного обращения к задержанным, их избиения и жестокого обращения [5]. Произведены аресты и в окружении А.Эльчибея.
Так, 5 октября в Баку арестован брат бывшего президента, в доме которого жил А.Эльчибей, Альмурад Алиев, а также его племянники Самеддин Алиев и Бахадур Ахмедов, арестован и телохранитель А.Эльчибея Ильгар Гадиргулиев.
Вынужден скрываться из опасения за свою жизнь бывший министр обороны Азербайджана Рахим Газиев, ушедший в отставку весной 1993 г. В середине месяца он через прессу распространил свое письмо, в котором считает незаконным обвинения, которые предъявили ему власти до проведения следствия и суда.
Арестован также прокурор г.Баку Ченгиз Ганиев [6].
В Азербайджане нарушаются элементарные права человека. И те движения и партии, которые ведут борьбу за защиту прав человека, подвергаются жесткой цензуре.
Так, из последнего сентябрьского номера газеты СДПА «Истиглал» цензурой был снят материал, посвященный отчету Amnesty Internatonal за прошедший год о нарушении прав человека в Азербайджане, как содержащий «вредные для интересов Азербайджанского государства сведения». 9 азербайджанских изданий через посольства иностранных держав в Баку распространили протест против сохранения в республике цензуры после отмены указом Г.Алиева от 22 сентября 1993 г. чрезвычайного положения [7].
Помимо этого, 1 октября Международная правозащитная организация Helsinki Watch направила председателю Верховного Совета Азербайджана Г.Алиеву заявление, в котором выражается тревога по поводу участившихся в последнее время случаев нарушения прав человека в Азербайджане. В частности, в заявлении Helsinki Watch говорится: за последние три-четыре месяца азербайджанская полиция по меньшей мере пять раз применяла силу при разгоне мирных демонстраций, в результате чего пострадали сотни людей, десятки человек арестованы. В числе пострадавших помимо азербайджанских журналистов были зарубежные.
5 октября в штабе партии «Мусават» была организована межпартийная комиссия по правам человека для расследования положения с правами человека в Азербайджане. Руководителем избран член партии «Мусават» Вургун Эйюбов.
На сегодняшний день основным политическим противником Г.Алиева является Народный фронт Азербайджана, что стало реакцией на отношение президента к этой организации.
Напомним лишь то, что в октябре прошлого года Народный фронт вооруженным путем пытался свергнуть законно избранные органы власти в Нахичевани — мобилизовав для этого более трехсот вооруженных автоматами и другим оружием членов Народного фронта, однако эта попытка не удалась и Гейдар Алиев сумел сохранить за собой все органы местного самоуправления.
Однако в нынешней ситуации роли поменялись. Народный фронт, а конкретно некоторые представители, не сумев вести против него политическую борьбу, решили возможно физически устранить его. Для этой цели идеологи НФА наняли гражданина Турции, члена организации «Серые волки», привезли его в Нахичевань и более месяца готовили, обучали стрельбе, проводили тренировочные занятия, снабдили снайперской винтовкой с оптическим прицелом, гранатами. Они изучили маршрут движения Г.Алиева, время его отправления на работу и обратно [8]. И это было все связано с тем, чтобы осуществить ранее задуманный план по устранению Г.Алиева.
Однако данная попытка сорвалась, и сейчас проводится следственная работа органов прокуратуры по факту попытки устранения Г.Алиева. Однако в отношении этого существует и обратное мнение, которое заключается в следующем: все было инсцинировано властями, чтобы поднять политический рейтинг Г.Алиева среди избирателей в предстоящих президентских выборах.
В ночь на 27 сентября на председателя партии «Мусават», бывшего спикера парламента Азербайджана, возле квартиры была совершена попытка покушения на его жизнь. Благодаря служебной охране покушение удалось предотвратить.
На сегодня в республике остро стоит проблема беженцев, и количество их за последний месяц изрядно увеличилось, что было связано с активным наступлением карабахских сил на территории Азербайджана и приближением их к иранской границе.
Руководство республики находится в сложном положении по реализации решения проблемы беженцев. И в одиночку ему будет достаточно сложно выйти из этой ситуации, поскольку республика находится в сложной экономической обстановке, где продолжается спад производства и уровень жизни населения.
В этих условиях на помощь беженцам решило прийти Европейское экономическое сообщество, которое взяло на себя обязательство о постройке лагеря для 10 тыс. азербайджанских беженцев в районе Гюняли. Об этом заявил временный поверенный в делах ФРГ в Азербайджане Томас Терстеген.
Французское правительство также приняло решение построить лагерь для беженцев. И уже в этой связи в Баку прибыли грузы гуманитарной помощи из Франции весом в 37 тонн и готовится отправка второго груза весом более 40 тонн [9].
Несмотря на гуманитарную помощь, положение беженцев в Азербайджане по-прежнему остается трудным, в связи с этим зарегистрированы многие случаи протестов.
Так, 26 октября президентский дворец в Баку пикетировали беженцы из Зангеланского района с требованием принять срочные меры для решения их проблем. В пикете участвовали более 200 человек. Советник президента Азербайджана по административно-территориальным вопросам Ариф Рагим-заде сообщил пикетчикам, что правительство готово предоставить беженцам лодки, на которых они могут переправиться в Иран через реку Аракс, отделяющую территорию Ирана от Зангеланского района.
Однако пикетчики заявили, что такое решение проблем их не устраивает. А спустя некоторое время пикет был разогнан полицией.
26 октября в столице Азербайджана находилась председатель СБСЕ, министр иностранных дел Швеции Маргарета Аф Дуглас, которая имела встречи с Г.Алиевым. На встрече она выразила свою обеспокоенность по поводу возобновления боевых действий в регионе армяно-азербайджанского конфликта и темт, что начавшееся наступление может подорвать усилия СБСЕ, направленные на созыв Минской конференции по Нагорному Карабаху. По мнению азербайджанской стороны, на переговорах с председателем СБСЕ не удалось достичь прогресса по карабахскому вопросу.
Маргарет Аф Дуглас высказала мнение, что мирному урегулированию карабахской проблемы альтернативы не существует. И Гейдар Алиев выразил недовольство тем, что в рамках СБСЕ не удалось выработать механизм реализации принимаемых решений.
Маргарет Аф Дуглас также имела встречу в Ереване с председателем ГКО (Государственный комитет обороны) НКР Робертом Кочаряном и министром иностранных дел Аркадием Гукасяном. И здесь не пришли к единому согласию.
По информации из Степанакерта, карабахской армии обороны с 21 октября пришлось сначала отбивать наступление нарушившей перемирие азербайджанской армии, из-за которого оказалось под угрозой население райцентра Гадрут и близлежащих сел. Это наступление было воспринято как начало новой агрессии: МИД НКР напомнил, что именно по просьбе руководства Азербайджана карабахцы пошли на продление перемирия до 5 ноября 1993 г., хотя и опасались, что это время будет использовано Азербайджаном для передышки и перегруппировки тактических сил. Карабахские власти объяснили, что у них вызывала тревогу такая последовательность событий: сначала воинственные предвыборные заявления Г.Алиева и министра иностранных дел Гасана Гасанова, срыв переговоров под эгидой СБСЕ в Париже, где Азербайджан отверг предложенный план-график, а затем новое наступление [11].
За несколько дней до 21 октября армейская разведка Карабаха сообщила о начавшейся крупной концентрации азербайджанских войск в районе Джебраила и Физули и переброске передовой бронетехники, полученной в свою очередь в последнее время от Украины. И военные специалисты НКР предполагали формирование мощной бронированной ударной силы, в которой азербайджанская сторона пытается использовать танковые клинья, чтобы отсечь Степанакерт от южных районов НКР. Однако ответные действия карабахской армии свидетельствуют о высоких военно-тактических и стратегических знаниях ведения боевых действий. И в этом случае карабахские войска сумели отбить и взять в качестве трофея 15 танков и значительное количество иной бронетехники, а на некоторых участках фронта восстановили утерянные ранее позиции, и в окружении оказались многочисленные группировки азербайджанской армии.
По некоторым сведениям, бакинские руководители не раз связывались с Ереваном, прося приостановить карабахское контрнаступление. При этом в телефонных беседах азербайджанская сторона признавала, что действительно первой нарушила перемирие. Всю вину азербайджанское руководство возложило на «деятеля из Гянджи». Однако у Степанакерта вызывают сомнение утверждения, что Баку в этой ситуации ни при чем, и они задаются вопросом, как такая мощная (количеством участвовавших в ней войск) группировка не находится под контролем бакинского руководства. Видимо, как утверждают в Степанакерте, в Баку начался поиск нового «козла отпущения» [12].
В конце этого месяца Ереван и Степанакерт достаточно лояльно отреагировали на резолюцию СБ ООН №874. Ереван приветствовал согласие СБ с новым планом-графиком Минской группы СБСЕ, что, по мнению армянского МИДа, должно способствовать урегулированию конфликта. При этом дипломатическое ведомство республики подчеркивает, что удовлетворено международным признанием карабахского руководства в качестве противоборствующей стороны конфликта. Ереван, однако, еще раз выразил озабоченность непринятием нового плана-графика Азербайджаном.
Одновременно исполняющий обязанности председателя ВС НКР Карен Бабурян направил Бутросу Гали письмо, в котором высказал, что Степанакерт с радостью воспринял известие о поддержке СБ прямых азербайджано-карабахских переговоров. Однако и Армения, и НКР более чем прохладно восприняли тот пункт резолюции, в котором о Карабахе упоминается как о составной части Азербайджана. И в этом случае оба армянских государства поспешили заявить, что решение вопроса о статусе — прерогатива Минской конференции и любые попытки предрешить ее итоги могут лишь серьезно помешать урегулированию конфликта.
Также руководство Нагорного Карабаха отмечает, что Азербайджан не отказывается от военной формы решения карабахского вопроса, о чем свидетельствует, как они отмечают, заявление президента Г.Алиева.
На мой взгляд, исходя из всех заявлений и интервью Г.Алиева, позиция его как в отношении решения проблемы НКР, так и Азербайджана в целом заключается в следующем:.
1. Не допустить территориального разделения Азербайджана и даже создания Федеративной Республики Азербайджан, при этом учитывая проблемы курдов, талышей, лезгин и Нагорного Карабаха.
2. Использовать все возможные средства:
а) политические;
б) дипломатические;
в) военные формы заявления
по разрешению всех этих вопросов, но основной упор в нынешних условиях делается на военное разрешение этих вопросов.
При этом он не исключает возможность подключения к этому процессу сопредельных государств таких, как Иран, Турция и Среднеазиатский регион.
В период правления А.Эльчибея неоднократно критиковал Среднеазиатские республики. В июне 1992 года он подверг резкой критике руководство мусульманских стран бывшего СССР. И в связи с этим в последующий период наблюдалась некоторая напряженность в отношениях между Азербайджаном и странами Средней Азии.
Позиция же Г.Алиева в отношении Среднеазиатских республик совершенно иная. Гибкий политик, он очень хорошо и умело может использовать все политические проблемы и сводить их к минимуму. Это он демонстрировал не раз.
Он стремится к как можно более быстрому и тесному сотрудничеству со странами Средней Азии основными идеями тесного сотрудничества выступают экономические, политические и культурные интересы Азербайджана. Отмечу, что на территориях этих республик проживает множество азербайджанцев. Также сейчас Азербайджан договорился с Казахстаном и со всеми руководителями Среднеазиатского региона о заключении прямых договоров и установлении тесных связей. Подготовлен пакет соглашений с Узбекистаном, готовится — с Казахстаном. При этом Г.Алиев уверен в том, что эти отношения принесут пользу Азербайджану [13].
Следует отметить, что если раньше Среднеазиатские республики и Казахстан придерживались нейтралитета в карабахском конфликте, то сейчас не так давно один из политических деятелей Казахстана заявил, что они не будут больше придерживаться нейтралитета, осуждают действия Нагорного Карабаха и поддерживают Азербайджан в их борьбе с НКР.
Итак, видимо, политика Г.Алиева приносит уже свои политические плоды.
В начале месяца, 8 октября, в Москве состоялась встреча Президента Российской Федерации с главами трех Закавказских республик, где обсуждалось внутриполитическое и внутриэкономическое положение в этих республиках.
На этой встрече Г.Алиев отказался подписать договор с Левоном Тер-Петросяном о снятии блокады Армении и последующем выводе армянских войск с территории Азербайджана. Г.Алиев аргументировал это неразработанностью механизма для осуществления обоих договоров. Помимо этого, Г.Алиев отверг идею российской стороны о размещении российских войск на азербайджано-иранской границе. Кроме этих вопросов на встрече обсуждался вопрос о четырехсторонней охране железных дорог и коммуникаций, от нарушения функционирования которых страдают все государства региона [16].
С 25 по 28 октября в Москве проходили мероприятия по поводу 180-й годовщины вхождения Нагорного Карабаха в состав России. Речь идет о годовщине русско-иранского договора от 24 октября (5 ноября) 1813 г., согласно которому в состав России вошли Гяджинское, Карабахское, Бакинское и другие ханства.
Организатором этого мероприятия явилась общественная организация — Международная армянская ассамблея, руководитель которой — бизнесмен, сэр Джилавян.
В связи с этим постпредство Азербайджана в своей ноте к официальным структурам власти в России высказало мнение, что данное мероприятие не может не вызвать негативной реакции азербайджанского народа [14].
В последнее время вызывают озабоченность высказывания и заявления политических и государственных деятелей Азербайджана кто, как и чем занимается: стараются давать по этому поводу свои указания. Руководствуются принципами: все те, кто не с нами, тот против нас и т.д. И это все вызывает негативную реакцию со стороны общественности.
26 октября с официальным визитом в Азербайджан прибыл президент Ирана Али Акбар Хашеми-Рафсанджани.
Азербайджано-иранские переговоры начались 27 октября. Основным вопросом обсуждения является обсуждение ситуации на армяно-азербайджанском фронте.
По оценкам азербайджанских экспертов, Г.Алиев будет добиваться от иранского президента оказания давления на официальный Ереван и непредоставления Армении поставок энергоресурсов.
Следует отметить, что ранее, в июле 1983 года, на Стамбульской встрече 10 стран ЭКО приняли резолюцию, призывающую мусульманские страны воздержаться от оказания помощи Армении до полного вывода армянских войск с оккупированных территорий. Видимо, после отстранения А.Эльчибея от власти в Азербайджане, Иран будет настроен более решительно в пользу Азербайджана, и многие наблюдатели в Баку в ближайшее время предсказывают нормализацию ирано-азербайджанских отношений.
А недавнее заявление Гейдара Алиева — лишнее подтверждение этому: «Впредь отношения с соседями будут сбалансированными, и руководство Азербайджана будет добиваться роста удельного веса этих стран в системе региональных приоритетов республики» [10].
Результатом этого визита явилось подписание 15 важнейших межправительственных документов.
Ни для кого не является секретом, что эти государства борются между собой за сферу своего влияния в Азербайджане и в этой борьбе основной козырной картой выступает Карабах.
После падения власти Эльчибея свою внешнюю политику в этом регионе активизировал Иран, который решил выступить в роли миротворца в карабахском военном конфликте. Но при этом российское руководство также внимательно следит за ситуацией и в этом случае вряд ли добровольно выпустит из рук инициативу в решении карабахского вопроса.
Соперничающая с Ираном Турция, раздосадованная падением протурецки настроенного Эльчибея, не проявляет прежнего стремления играть приоритетную роль в решении конфликта. Кроме того, юго-восточные районы Турции охвачены сейчас повстанческим движением, возглавляемым Курдской рабочей партией, которое обещает быть жарким для Анкары [17], и это обстоятельство может лишить Анкару желания влиять на ход карабахского конфликта. Россия, напротив, намерена заметно активизировать свою роль в регионе, о чем свидетельствуют попытки Москвы получить возможность возвращения в Азербайджан своих воинских контингентов.
Динамика основных социально-экономических показателей
в январе-августе 1993 г. по сравнению с аналогичным периодом 1992 г. (в%):
Чистый материальный продукт (в сопоставимых ценах) 87,6
Общий объем промышленной продукции (в сопоставимых ценах) 87,6
Индекс оптовых цен предприятий промышленности -
Денежные доходы населения 1030,0
Денежные доходы на покупку товаров и оплату услуг 669,1
Розничный товарооборот (в сопоставимых ценах) 63,2
В январе-августе 1993 г. по сравнению с январем-августом 1992 г. в Азербайджане введено жилья на 28% больше, общеобразовательных школ — на 23%, дошкольных учреждений — на 19%, амбулаторно-поликлинических учреждений — в 2,8 раза.
Ввведено в действие 329,5 тыс. кв.м жилой площади, 6623 ученических мест в общеобразовательных школах, 910 мест в дошкольных учреждениях, больничных коек — 175, амбулаторно-поликлинических учреждений — на 1070 посещений в смену.
В январе-июле по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сохранилась тенденция роста прибыли предприятий (без сельскохозяйственных страховых операций и потребительской кооперации).
В Азербайджане прибыль увеличилась (в том числе в промышленности — в 5,9 раза).
Изменение среднемесячной номинальной заработной платы
(включая материальную помощь и специальные льготы):
Январь-июль 1993 г. — 13921 руб., в том числе июль — 20536 руб.
В% к соответствующему периоду — 1992 г.: январь-июль — 1232 руб., июль — 990 руб.
Июль 1993 г. к июню 1993 г. (в%) — 129%.
Справочный минимум оплаты труда, действовавший в июле 1993 г., — 5000 руб.
Недавно правительство Москвы издало постановление о мерах по реализации соглашения между правительством Москвы и правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в экономической и научно-технической областях.
Департамент продовольственных ресурсов и департамент промышленности Москвы уже приступили к формированию московских предприятий, организаций и фирм, заинтересованных в капитале создаваемого в Баку совместного банка. В свою очередь в Москве создается филиал бакинского совместного банка. Также в недалеком будущем будут формироваться совместные с азербайджанской стороной предприятия по производству, переработке, закупке и взаимных поставках продукции, сырья и других материалов [15].
Следует отметить, что недавний визит Ю.Лужкова, в середине августа 1993 года, в г.Баку уже дал развитие экономическому сотрудничеству между Москвой и Азербайджаном.
Направления экономического сотрудничества между Россией и Турцией:
— модернизация и расширение металлургического комбината в Искендеруне и алюминиевых заводов в Сейдишехире;
— завершение строительства и введение в строй ТЭЦ в Орханели;
— сотрудничество в угледобывающей отрасли, в том числе модернизация угольных шахт в Зонгулдаке;
— электрификация турецких железных дорог;
— строительство моста на автомагистрали «Анкара»;
— судостроение;
— строительство новых электростанций, линий высоковольтных электропередач, железных дорог и метро на территории Турции;
— модернизация черноморских портов;
— модернизация предприятий легкой и пищевой промышленности на российской территории;
— строительство объектов социально-культурного назначения на российской территории турецкими фирмами;
— строительство жилья для военнослужащих российской армии;
— конверсия оборонных предприятий на территории России, их переоборудование для выпуска продукции гражданского назначения.
В 1988 г. товарооборот между Россией и Турцией составлял 700 млн. долларов США, в 1992 г. он уже превысил 1 млрд.долларов США, а за первые шесть месяцев 1993 г. — 795 млн. долларов (за 6 мес. 1992 г. — примерно 650 млн. долларов). При этом экспорт России за указанный период достиг 570 млн. долларов, а импорт — 225 млн. долларов. По оценкам экспертов обеих стран, к 2000 г. реальным представляется товарооборот до 10 млрд. долларов.
Основные позиции российского экспорта в Турцию: природный газ, каменный уголь, нефтепродукты, сырая нефть, продукция химической промышленности, лесоматериалы, продукция целлюлозно-бумажной промышленности, металлы, машинотехническая продукция, автомобили и мотоциклы. Импортируются из Турции: товары народного потребления, продовольственное, минеральное сырье, металлы и строительные материалы, машины и оборудование.
Основой российско-турецкого торгового и экономического сотрудничества является пятилетнее соглашение, подписанное в феврале 1991 года. Действует также соглашение от 18 сентября 1984 г. о поставках в Турцию природного газа (5-6 млрд.куб.м в год), заключенные сроком на 25 лет (до 2012 г.). В 1992 г. поставлено 4,8 млрд. куб.м. на сумму 280 млн.долларов. В 1993 г. планируется поставить 565 млрд.куб.м на сумму 400 млн.долларов. В 1994 г. планируется дальнейший рост еще на 500 млн.куб.м.
11 декабря 1991 г. в Москве было подписано соглашение о создании российско-турецкого делового совета, сопредседателем которого является министр внешнеэкономических связей РФ.
25-29 сентября 1992 г. в Турции состоялось первое заседание делового совета. В работе совета принимали участие представители более 160 российских организаций, в том числе более 70 из Сибири, Поволжья, Урала, Ставрополья. Всего в настоящий момент в работе совета принимают активное участие представители 13 краев, областей и республик Российской Федерации. Второе заседание делового совета проведено 15-17 октября 1993 г. в Сочи, куда прибыли для встречи с представителями российского делового мира более 300 турецких бизнесменов, представляющие практически все сферы экономики.
На середину 1993 г. российские организации подписали с турецкими фирмами контракты на сооружение 62 объектов на общую сумму более 2,7 млрд. долларов. 10 ноября 1992 г. между торгово-промышленной палатой (ТПП) РФ и Союзом палат и бирж Турции (С.Смирновым и Я.Эрезом) было подписано соглашение о сотрудничестве, а в конце июля 1993 г. ТПП РФ открыло свое представительство в Стамбуле.
Состояние и прогноз торгово-экономических связей России и Турции
(по данным МВЭС) [19]
| 1993 г., факт | 1993 г., прогноз | 1994 г., прогноз |
Показатели, товары | млн. долл. | млн. долл. | млн. долл. |
Экспорт, всего | 650,0 | 1000,0 | 1200,0 |
в том числе для госнужд: |
|
|
|
Машины и оборудование | 94,3 | 100,0 | 105,0 |
Химические продукты | 84,5 | 100,0 | 105,0 |
Сырье и материалы | 103,2 | 120,0 | 185,0 |
ТНП | 20,0 | 37,0 | 42,0 |
Техсодействие | 1,6 | 1,5 | 1,5 |
Природный газ | 303,0 | 450 | 480 |
Энергоносители | 108,6 | 110,0 | 115,0 |
Импорт, всего | 360,5 | 320,0 | 300 |
в том числе для госнужд: |
|
|
|
Машины и оборудование | 75,1 | 83,0 | 70,0 |
Химические продукты | 21,7 | 23,0 | 20,0 |
Сырье и материалы | 34,0 | 36,0 | 36,0 |
ТНП | 48,4 | 59,0 | 71,0 |
Техсодействие | 75,4 | 46,0 | 46,6 |
Энергоносители | 1,1 | 1,0 | 1,0 |
Зерновые культуры | 104,1 | 100,0 | 95,5 |
Источники
1. А.Юнусов. Президентские выборы в Азербайджане // Экспресс-хроника. — 1993. — №40.
2. А.Мехтиев. Победа Гейдара // Независимая газета. — 1993 г. — 5 октября.
3. Экспресс-хроника. Азербайджан. — 1993. — №41.
4. Экспресс-хроника. Баку. — 1993. — №43.
5. А.Юнусов. Сезон осенних репрессий в Азербайджане // Экспресс-хроника. — 1993. — №39.
6. Экспресс-хроника. Азербайджан. — 1993. — №40.
7. Экспресс-хроника. Азербайджан. — 1993. — №40.
8. А.Мехтиев Г.Алиев: вступление в СНГ отвечает интересам страны // Независимая газета. — 1993. — 14 октября.
9. Экспресс-хроника. Азербайджан. — 1993. — №39.
10. А.Мехтиев. Азербайджано-иранский договор не за горами. // Независимая газета. — 1993. — 28 октября.
11. Л.Минасян. Обострилась ситуация в Нагорном Карабахе // Независимая газета. — 1993. — 27 октября.
12. А.Ханбабян. Обострилась ситуация в Нагорном Карабахе // Независимая газета. — 1993. — 27 октября.
13. А.Мехтиев. Г.Алиев: вступление в СНГ отвечает интересам страны // Независимая газета. — 1993. — 14 октября.
14. Азербайджанское постпредство протестует // Независимая газета. — 1993. — 26 октября.
15. Москва торгует с Азербайджаном. // Деловой мир. — 1993. — 14 октября.
16. О.Медведев. Грузия намерена вступить в СНГ // Независимая газета. — 1993. — 9 октября.
17. А.Мехтиев. Тегеран вновь стремится стать посредником // Независимая газета. — 1993. — 30 октября.
18. Статистические данные государств содружества в январе-августе 1993 г. // Деловой мир. — 1993. — 11-17 октября.
19. Деловой мир. — 1993. — №211.
© Международный институт гуманитарно-политических исследований