Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

МУАДИБ

Азербайджан

в октябре 1993 года

1.    ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

1.1.       Власть

В октябре в Азербайджане прошли президентские выборы. Основными кандидатами на столь высокий пост выступили: председатель Милли Меджлиса Азербайджана Г.Алиев, лидер партии «Единый Азербайджан» Керар Абилов, заместитель председателя партии «Гуммат» Закир Тагиев.

Керар Абилов — 63 года, кандидат психологических наук, родился в г.Шуше Нагорного Карабаха. С первых дней Карабахского конфликта включился в борьбу против армян. С 1988 по 1990 г. был лидером крайне радикального Азербайджанского фронта национального возрождения «Милли Гуртулуш», с 1991 года — лидер партии «Единый Азербайджан».

Основные положения предвыборной программы: решить карабахскую проблему военным путем; разрешить экономический кризис; не допустить зависимости Азербайджана от кого бы то ни было; восстановить демократию; не допустить гражданской войны. Также он крайне отрицательно относится к вступлению Азербайджана в СНГ и стоит на позициях создания сильной армии.

Закир Тагиев — малоизвестный, но при этом преуспевающий, предприниматель и бизнесмен. 45 лет, заместитель председателя партии «Гуммат».

Основной упор в предвыборной программе он сделал на экономические проблемы, от решения которых, по его мнению, зависит разрешение всех политических проблем. Его программа по выходу республики из экономического кризиса рассчитана на 2 года (она была названа программой свободного бизнеса). Программа включает в себя проведение сплошной приватизации во всех областях народного хозяйства и создание класса собственников. Затем, по мнению Тагиева, капитал распределить между всеми гражданами, в результате чего каждый из них станет обладателем десятков миллионов рублей, «которые они смогут использовать по своему усмотрению, в том числе вложить в производство».

Для регулирования этого процесса, по его мнению, должна открыться биржа ценных бумаг. А в случае своего прихода к власти Тагиев обещал сократить рабочий день женщинам до 4-5 часов в день при сохранении полной заработной платы и на имя каждого родившегося ребенка открыть счет в банке, которым он сможет воспользоваться по достижении совершеннолетия.

При этом следует отметить, что оба кандидата практически неизвестны широкой общественности, а их партии не играют сколько-нибудь существенной и заметной роли на политической сцене. Их не поддержала ни одна другая партия. И лишь за сутки до выборов им позволили в течение часа (каждому) выступить по телевидению. И ясно было, что всерьез их воспринимать не стоило. И возможно, эти кандидаты выступили с тем, чтобы показать международной общественности, что в политическую борьбу за президентское кресло вступили помимо Г.Алиева еще два кандидата, а при этом основные лидеры оппозиционных партий, играющие существенную политическую роль в жизни республики, не участвовали в выборах.

Опрос населения, проведенного социологическим центром «Эль оба», показал, что 22% респондентов считали Ису Гамбара, бывшего спикера Милли Меджлиса и председателя партии «Мусават», сильной личностью, а около 20% готовы были отдать ему свои голоса [1].

Однако наибольший рейтинг, по данным социологического опроса, был у Г.Алиева.

Так, на состоявшихся 3 октября выборах президента большинство отдали свои голоса за Г.Алиева. В выборах принимали участие около 90% граждан, имеющих право голоса, а это составило около 4 млн. избирателей, в число которых вошло и около 500 тыс.беженцев [2].

В своих заявлениях во время избирательной кампании Г.Алиев говорил журналистам, «что предстоит вывести республику из состояния войны и обеспечить территориальную целостность, освободить оккупированные территории и возвратить беженцев к родным очагам».

В родной Нахичевани за Г.Алиева проголосовало более 80% избирателей, участвующих в голосовании.

При этом следует отметить, что за ходом голосования наблюдали представители более 50 международных организаций из 35 стран мира и представители СБСЕ.

2.    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

Подписание договора о вступлении Азербайджана в СНГ большинством политических партий Азербайджана воспринимается отрицательно.

Так, только 6 из 19 политических партий положительно относятся к президентским выборам, а остальные их проведение не одобряют.

На организованном партией «Мусават» в октябре «круглом столе» на тему «Вступление в СНГ и урегулирование армяно-азербайджанского конфликта», большинство представителей политических партий выразили убеждение, что вступление Азербайджана в СНГ не дает возможности достигнуть больших сдвигов ни в экономике республики, ни в в решении карабахской проблемы [3].

24 октября центральный совет одной из влиятельных в республике Партии национальной независимости Азербайджана (ПННА) выступил с заявлением, содержащим протест против ущемления свободы печати.

В заявлении в частности говорится, что «в последнее время случаи нарушения свободы печати в республике приняли систематический характер, действует цензура». И в связи с этим центральный совет принял решение «отменить прежний мораторий на критику политики властей» [4].

3.    ПРЕСЛЕДОВАНИЯ И АРЕСТЫ ЧЛЕНОВ НФА
И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОТИВНИКОВ

В Азербайджане по-прежнему продолжается преследование оппозиции. Если раньше НФА преследовали своих оппонентов, то в нынешних условиях роли поменялись.

Только в Баку за сентябрь было арестовано около ста активистов НФА. А в общем по республике их было арестовано более тысячи человек.

Сроки нахождения под арестом колеблются от 5 до 30 дней.

Основания ареста в различных условиях были самые простые. Например, арестовывали за обнаружение листовок против вхождения Азербайджана в СНГ, за проведение собрания отделений НФА в своих районных помещениях. А порой забирали просто так, потому что ты принадлежишь к НФА.

Также зарегистрированы факты ужасного обращения к задержанным, их избиения и жестокого обращения [5]. Произведены аресты и в окружении А.Эльчибея.

Так, 5 октября в Баку арестован брат бывшего президента, в доме которого жил А.Эльчибей, Альмурад Алиев, а также его племянники Самеддин Алиев и Бахадур Ахмедов, арестован и телохранитель А.Эльчибея Ильгар Гадиргулиев.

Вынужден скрываться из опасения за свою жизнь бывший министр обороны Азербайджана Рахим Газиев, ушедший в отставку весной 1993 г. В середине месяца он через прессу распространил свое письмо, в котором считает незаконным обвинения, которые предъявили ему власти до проведения следствия и суда.

Арестован также прокурор г.Баку Ченгиз Ганиев [6].

4.    ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

В Азербайджане нарушаются элементарные права человека. И те движения и партии, которые ведут борьбу за защиту прав человека, подвергаются жесткой цензуре.

Так, из последнего сентябрьского номера газеты СДПА «Истиглал» цензурой был снят материал, посвященный отчету Amnesty Internatonal за прошедший год о нарушении прав человека в Азербайджане, как содержащий «вредные для интересов Азербайджанского государства сведения». 9 азербайджанских изданий через посольства иностранных держав в Баку распространили протест против сохранения в республике цензуры после отмены указом Г.Алиева от 22 сентября 1993 г. чрезвычайного положения [7].

Помимо этого, 1 октября Международная правозащитная организация Helsinki Watch направила председателю Верховного Совета Азербайджана Г.Алиеву заявление, в котором выражается тревога по поводу участившихся в последнее время случаев нарушения прав человека в Азербайджане. В частности, в заявлении Helsinki Watch говорится: за последние три-четыре месяца азербайджанская полиция по меньшей мере пять раз применяла силу при разгоне мирных демонстраций, в результате чего пострадали сотни людей, десятки человек арестованы. В числе пострадавших помимо азербайджанских журналистов были зарубежные.

5 октября в штабе партии «Мусават» была организована межпартийная комиссия по правам человека для расследования положения с правами человека в Азербайджане. Руководителем избран член партии «Мусават» Вургун Эйюбов.

5.    ПОКУШЕНИЕ НА Г.АЛИЕВА

На сегодняшний день основным политическим противником Г.Алиева является Народный фронт Азербайджана, что стало реакцией на отношение президента к этой организации.

Напомним лишь то, что в октябре прошлого года Народный фронт вооруженным путем пытался свергнуть законно избранные органы власти в Нахичевани — мобилизовав для этого более трехсот вооруженных автоматами и другим оружием членов Народного фронта, однако эта попытка не удалась и Гейдар Алиев сумел сохранить за собой все органы местного самоуправления.

Однако в нынешней ситуации роли поменялись. Народный фронт, а конкретно некоторые представители, не сумев вести против него политическую борьбу, решили возможно физически устранить его. Для этой цели идеологи НФА наняли гражданина Турции, члена организации «Серые волки», привезли его в Нахичевань и более месяца готовили, обучали стрельбе, проводили тренировочные занятия, снабдили снайперской винтовкой с оптическим прицелом, гранатами. Они изучили маршрут движения Г.Алиева, время его отправления на работу и обратно [8]. И это было все связано с тем, чтобы осуществить ранее задуманный план по устранению Г.Алиева.

Однако данная попытка сорвалась, и сейчас проводится следственная работа органов прокуратуры по факту попытки устранения Г.Алиева. Однако в отношении этого существует и обратное мнение, которое заключается в следующем: все было инсцинировано властями, чтобы поднять политический рейтинг Г.Алиева среди избирателей в предстоящих президентских выборах.

6.    ПОПЫТКА ПОКУШЕНИЙ НА БЫВШЕГО СПИКЕРА ПАРЛАМЕНТА АЗЕРБАЙДЖАНА

В ночь на 27 сентября на председателя партии «Мусават», бывшего спикера парламента Азербайджана, возле квартиры была совершена попытка покушения на его жизнь. Благодаря служебной охране покушение удалось предотвратить.

7.    БЕЖЕНЦЫ

На сегодня в республике остро стоит проблема беженцев, и количество их за последний месяц изрядно увеличилось, что было связано с активным наступлением карабахских сил на территории Азербайджана и приближением их к иранской границе.

Руководство республики находится в сложном положении по реализации решения проблемы беженцев. И в одиночку ему будет достаточно сложно выйти из этой ситуации, поскольку республика находится в сложной экономической обстановке, где продолжается спад производства и уровень жизни населения.

В этих условиях на помощь беженцам решило прийти Европейское экономическое сообщество, которое взяло на себя обязательство о постройке лагеря для 10 тыс. азербайджанских беженцев в районе Гюняли. Об этом заявил временный поверенный в делах ФРГ в Азербайджане Томас Терстеген.

Французское правительство также приняло решение построить лагерь для беженцев. И уже в этой связи в Баку прибыли грузы гуманитарной помощи из Франции весом в 37 тонн и готовится отправка второго груза весом более 40 тонн [9].

Несмотря на гуманитарную помощь, положение беженцев в Азербайджане по-прежнему остается трудным, в связи с этим зарегистрированы многие случаи протестов.

Так, 26 октября президентский дворец в Баку пикетировали беженцы из Зангеланского района с требованием принять срочные меры для решения их проблем. В пикете участвовали более 200 человек. Советник президента Азербайджана по административно-территориальным вопросам Ариф Рагим-заде сообщил пикетчикам, что правительство готово предоставить беженцам лодки, на которых они могут переправиться в Иран через реку Аракс, отделяющую территорию Ирана от Зангеланского района.

Однако пикетчики заявили, что такое решение проблем их не устраивает. А спустя некоторое время пикет был разогнан полицией.

8.    СБСЕ

26 октября в столице Азербайджана находилась председатель СБСЕ, министр иностранных дел Швеции Маргарета Аф Дуглас, которая имела встречи с Г.Алиевым. На встрече она выразила свою обеспокоенность по поводу возобновления боевых действий в регионе армяно-азербайджанского конфликта и темт, что начавшееся наступление может подорвать усилия СБСЕ, направленные на созыв Минской конференции по Нагорному Карабаху. По мнению азербайджанской стороны, на переговорах с председателем СБСЕ не удалось достичь прогресса по карабахскому вопросу.

Маргарет Аф Дуглас высказала мнение, что мирному урегулированию карабахской проблемы альтернативы не существует. И Гейдар Алиев выразил недовольство тем, что в рамках СБСЕ не удалось выработать механизм реализации принимаемых решений.

Маргарет Аф Дуглас также имела встречу в Ереване с председателем ГКО (Государственный комитет обороны) НКР Робертом Кочаряном и министром иностранных дел Аркадием Гукасяном. И здесь не пришли к единому согласию.

9.    ВОЙНА В НАГОРНОМ КАРАБАХЕ

По информации из Степанакерта, карабахской армии обороны с 21 октября пришлось сначала отбивать наступление нарушившей перемирие азербайджанской армии, из-за которого оказалось под угрозой население райцентра Гадрут и близлежащих сел. Это наступление было воспринято как начало новой агрессии: МИД НКР напомнил, что именно по просьбе руководства Азербайджана карабахцы пошли на продление перемирия до 5 ноября 1993 г., хотя и опасались, что это время будет использовано Азербайджаном для передышки и перегруппировки тактических сил. Карабахские власти объяснили, что у них вызывала тревогу такая последовательность событий: сначала воинственные предвыборные заявления Г.Алиева и министра иностранных дел Гасана Гасанова, срыв переговоров под эгидой СБСЕ в Париже, где Азербайджан отверг предложенный план-график, а затем новое наступление [11].

За несколько дней до 21 октября армейская разведка Карабаха сообщила о начавшейся крупной концентрации азербайджанских войск в районе Джебраила и Физули и переброске передовой бронетехники, полученной в свою очередь в последнее время от Украины. И военные специалисты НКР предполагали формирование мощной бронированной ударной силы, в которой азербайджанская сторона пытается использовать танковые клинья, чтобы отсечь Степанакерт от южных районов НКР. Однако ответные действия карабахской армии свидетельствуют о высоких военно-тактических и стратегических знаниях ведения боевых действий. И в этом случае карабахские войска сумели отбить и взять в качестве трофея 15 танков и значительное количество иной бронетехники, а на некоторых участках фронта восстановили утерянные ранее позиции, и в окружении оказались многочисленные группировки азербайджанской армии.

По некоторым сведениям, бакинские руководители не раз связывались с Ереваном, прося приостановить карабахское контрнаступление. При этом в телефонных беседах азербайджанская сторона признавала, что действительно первой нарушила перемирие. Всю вину азербайджанское руководство возложило на «деятеля из Гянджи». Однако у Степанакерта вызывают сомнение утверждения, что Баку в этой ситуации ни при чем, и они задаются вопросом, как такая мощная (количеством участвовавших в ней войск) группировка не находится под контролем бакинского руководства. Видимо, как утверждают в Степанакерте, в Баку начался поиск нового «козла отпущения» [12].

10.    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ВОКРУГ НАГОРНОГО КАРАБАХА

В конце этого месяца Ереван и Степанакерт достаточно лояльно отреагировали на резолюцию СБ ООН №874. Ереван приветствовал согласие СБ с новым планом-графиком Минской группы СБСЕ, что, по мнению армянского МИДа, должно способствовать урегулированию конфликта. При этом дипломатическое ведомство республики подчеркивает, что удовлетворено международным признанием карабахского руководства в качестве противоборствующей стороны конфликта. Ереван, однако, еще раз выразил озабоченность непринятием нового плана-графика Азербайджаном.

Одновременно исполняющий обязанности председателя ВС НКР Карен Бабурян направил Бутросу Гали письмо, в котором высказал, что Степанакерт с радостью воспринял известие о поддержке СБ прямых азербайджано-карабахских переговоров. Однако и Армения, и НКР более чем прохладно восприняли тот пункт резолюции, в котором о Карабахе упоминается как о составной части Азербайджана. И в этом случае оба армянских государства поспешили заявить, что решение вопроса о статусе — прерогатива Минской конференции и любые попытки предрешить ее итоги могут лишь серьезно помешать урегулированию конфликта.

Также руководство Нагорного Карабаха отмечает, что Азербайджан не отказывается от военной формы решения карабахского вопроса, о чем свидетельствует, как они отмечают, заявление президента Г.Алиева.

11.    ПОДХОД АЛИЕВА К РЕЕНИЮ КАРАБАХСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

На мой взгляд, исходя из всех заявлений и интервью Г.Алиева, позиция его как в отношении решения проблемы НКР, так и Азербайджана в целом заключается в следующем:.

1. Не допустить территориального разделения Азербайджана и даже создания Федеративной Республики Азербайджан, при этом учитывая проблемы курдов, талышей, лезгин и Нагорного Карабаха.

2. Использовать все возможные средства:

а) политические;

б) дипломатические;

в) военные формы заявления

по разрешению всех этих вопросов, но основной упор в нынешних условиях делается на военное разрешение этих вопросов.

При этом он не исключает возможность подключения к этому процессу сопредельных государств таких, как Иран, Турция и Среднеазиатский регион.

12.    АЗЕРБАЙДЖАН И СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ РЕСПУБЛИКИ

В период правления А.Эльчибея неоднократно критиковал Среднеазиатские республики. В июне 1992 года он подверг резкой критике руководство мусульманских стран бывшего СССР. И в связи с этим в последующий период наблюдалась некоторая напряженность в отношениях между Азербайджаном и странами Средней Азии.

Позиция же Г.Алиева в отношении Среднеазиатских республик совершенно иная. Гибкий политик, он очень хорошо и умело может использовать все политические проблемы и сводить их к минимуму. Это он демонстрировал не раз.

Он стремится к как можно более быстрому и тесному сотрудничеству со странами Средней Азии основными идеями тесного сотрудничества выступают экономические, политические и культурные интересы Азербайджана. Отмечу, что на территориях этих республик проживает множество азербайджанцев. Также сейчас Азербайджан договорился с Казахстаном и со всеми руководителями Среднеазиатского региона о заключении прямых договоров и установлении тесных связей. Подготовлен пакет соглашений с Узбекистаном, готовится — с Казахстаном. При этом Г.Алиев уверен в том, что эти отношения принесут пользу Азербайджану [13].

Следует отметить, что если раньше Среднеазиатские республики и Казахстан придерживались нейтралитета в карабахском конфликте, то сейчас не так давно один из политических деятелей Казахстана заявил, что они не будут больше придерживаться нейтралитета, осуждают действия Нагорного Карабаха и поддерживают Азербайджан в их борьбе с НКР.

Итак, видимо, политика Г.Алиева приносит уже свои политические плоды.

13.    ВСТРЕЧИ В МОСКВЕ

В начале месяца, 8 октября, в Москве состоялась встреча Президента Российской Федерации с главами трех Закавказских республик, где обсуждалось внутриполитическое и внутриэкономическое положение в этих республиках.

На этой встрече Г.Алиев отказался подписать договор с Левоном Тер-Петросяном о снятии блокады Армении и последующем выводе армянских войск с территории Азербайджана. Г.Алиев аргументировал это неразработанностью механизма для осуществления обоих договоров. Помимо этого, Г.Алиев отверг идею российской стороны о размещении российских войск на азербайджано-иранской границе. Кроме этих вопросов на встрече обсуждался вопрос о четырехсторонней охране железных дорог и коммуникаций, от нарушения функционирования которых страдают все государства региона [16].

14.    ПРАЗДНОВАНИЕ В МОСКВЕ ПО ПОВОДУ
ВХОЖДЕНИЯ КАРАБАХА В СОСТАВ РОССИИ

С 25 по 28 октября в Москве проходили мероприятия по поводу 180-й годовщины вхождения Нагорного Карабаха в состав России. Речь идет о годовщине русско-иранского договора от 24 октября (5 ноября) 1813 г., согласно которому в состав России вошли Гяджинское, Карабахское, Бакинское и другие ханства.

Организатором этого мероприятия явилась общественная организация — Международная армянская ассамблея, руководитель которой — бизнесмен, сэр Джилавян.

В связи с этим постпредство Азербайджана в своей ноте к официальным структурам власти в России высказало мнение, что данное мероприятие не может не вызвать негативной реакции азербайджанского народа [14].

В последнее время вызывают озабоченность высказывания и заявления политических и государственных деятелей Азербайджана кто, как и чем занимается: стараются давать по этому поводу свои указания. Руководствуются принципами: все те, кто не с нами, тот против нас и т.д. И это все вызывает негативную реакцию со стороны общественности.

15.    АЗЕРБАЙДЖАН — ИРАН

26 октября с официальным визитом в Азербайджан прибыл президент Ирана Али Акбар Хашеми-Рафсанджани.

Азербайджано-иранские переговоры начались 27 октября. Основным вопросом обсуждения является обсуждение ситуации на армяно-азербайджанском фронте.

По оценкам азербайджанских экспертов, Г.Алиев будет добиваться от иранского президента оказания давления на официальный Ереван и непредоставления Армении поставок энергоресурсов.

Следует отметить, что ранее, в июле 1983 года, на Стамбульской встрече 10 стран ЭКО приняли резолюцию, призывающую мусульманские страны воздержаться от оказания помощи Армении до полного вывода армянских войск с оккупированных территорий. Видимо, после отстранения А.Эльчибея от власти в Азербайджане, Иран будет настроен более решительно в пользу Азербайджана, и многие наблюдатели в Баку в ближайшее время предсказывают нормализацию ирано-азербайджанских отношений.

А недавнее заявление Гейдара Алиева — лишнее подтверждение этому: «Впредь отношения с соседями будут сбалансированными, и руководство Азербайджана будет добиваться роста удельного веса этих стран в системе региональных приоритетов республики» [10].

Результатом этого визита явилось подписание 15 важнейших межправительственных документов.

16.    РОССИЯ — ТЕГЕРАН — ТУРЦИЯ

Ни для кого не является секретом, что эти государства борются между собой за сферу своего влияния в Азербайджане и в этой борьбе основной козырной картой выступает Карабах.

После падения власти Эльчибея свою внешнюю политику в этом регионе активизировал Иран, который решил выступить в роли миротворца в карабахском военном конфликте. Но при этом российское руководство также внимательно следит за ситуацией и в этом случае вряд ли добровольно выпустит из рук инициативу в решении карабахского вопроса.

Соперничающая с Ираном Турция, раздосадованная падением протурецки настроенного Эльчибея, не проявляет прежнего стремления играть приоритетную роль в решении конфликта. Кроме того, юго-восточные районы Турции охвачены сейчас повстанческим движением, возглавляемым Курдской рабочей партией, которое обещает быть жарким для Анкары [17], и это обстоятельство может лишить Анкару желания влиять на ход карабахского конфликта. Россия, напротив, намерена заметно активизировать свою роль в регионе, о чем свидетельствуют попытки Москвы получить возможность возвращения в Азербайджан своих воинских контингентов.

17.    ЭКОНОМИКА АЗЕРБАЙДЖАНА В ЯНВАРЕ-АВГУСТЕ 1993 ГОДА [18]

Динамика основных социально-экономических показателей
в январе-августе 1993 г. по сравнению с аналогичным периодом 1992 г. (в%):

Чистый материальный продукт (в сопоставимых ценах)                                            87,6

Общий объем промышленной продукции (в сопоставимых ценах)                        87,6

Индекс оптовых цен предприятий промышленности                                                    -

Денежные доходы населения                                                                                         1030,0

Денежные доходы на покупку товаров и оплату услуг                                             669,1

Розничный товарооборот (в сопоставимых ценах)                                                      63,2

 

В январе-августе 1993 г. по сравнению с январем-августом 1992 г. в Азербайджане введено жилья на 28% больше, общеобразовательных школ — на 23%, дошкольных учреждений — на 19%, амбулаторно-поликлинических учреждений — в 2,8 раза.

Ввведено в действие 329,5 тыс. кв.м жилой площади, 6623 ученических мест в общеобразовательных школах, 910 мест в дошкольных учреждениях, больничных коек — 175, амбулаторно-поликлинических учреждений — на 1070 посещений в смену.

В январе-июле по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сохранилась тенденция роста прибыли предприятий (без сельскохозяйственных страховых операций и потребительской кооперации).

В Азербайджане прибыль увеличилась (в том числе в промышленности — в 5,9 раза).

 

Изменение среднемесячной номинальной заработной платы
(включая материальную помощь и специальные льготы):

Январь-июль 1993 г. — 13921 руб., в том числе июль — 20536 руб.

В% к соответствующему периоду — 1992 г.: январь-июль — 1232 руб., июль — 990 руб.

Июль 1993 г. к июню 1993 г. (в%) — 129%.

Справочный минимум оплаты труда, действовавший в июле 1993 г., — 5000 руб.

18.    АЗЕРБАЙДЖАН — МОСКВА (ТОРГОВЛЯ — ЭКОНОМИКА)

Недавно правительство Москвы издало постановление о мерах по реализации соглашения между правительством Москвы и правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в экономической и научно-технической областях.

Департамент продовольственных ресурсов и департамент промышленности Москвы уже приступили к формированию московских предприятий, организаций и фирм, заинтересованных в капитале создаваемого в Баку совместного банка. В свою очередь в Москве создается филиал бакинского совместного банка. Также в недалеком будущем будут формироваться совместные с азербайджанской стороной предприятия по производству, переработке, закупке и взаимных поставках продукции, сырья и других материалов [15].

Следует отметить, что недавний визит Ю.Лужкова, в середине августа 1993 года, в г.Баку уже дал развитие экономическому сотрудничеству между Москвой и Азербайджаном.

19.    РОССИЯ — ТУРЦИЯ:
ВЗАИМНАЯ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Направления экономического сотрудничества между Россией и Турцией:

— модернизация и расширение металлургического комбината в Искендеруне и алюминиевых заводов в Сейдишехире;

— завершение строительства и введение в строй ТЭЦ в Орханели;

— сотрудничество в угледобывающей отрасли, в том числе модернизация угольных шахт в Зонгулдаке;

— электрификация турецких железных дорог;

— строительство моста на автомагистрали «Анкара»;

— судостроение;

— строительство новых электростанций, линий высоковольтных электропередач, железных дорог и метро на территории Турции;

— модернизация черноморских портов;

— модернизация предприятий легкой и пищевой промышленности на российской территории;

— строительство объектов социально-культурного назначения на российской территории турецкими фирмами;

— строительство жилья для военнослужащих российской армии;

— конверсия оборонных предприятий на территории России, их переоборудование для выпуска продукции гражданского назначения.

В 1988 г. товарооборот между Россией и Турцией составлял 700 млн. долларов США, в 1992 г. он уже превысил 1 млрд.долларов США, а за первые шесть месяцев 1993 г. — 795 млн. долларов (за 6 мес. 1992 г. — примерно 650 млн. долларов). При этом экспорт России за указанный период достиг 570 млн. долларов, а импорт — 225 млн. долларов. По оценкам экспертов обеих стран, к 2000 г. реальным представляется товарооборот до 10 млрд. долларов.

Основные позиции российского экспорта в Турцию: природный газ, каменный уголь, нефтепродукты, сырая нефть, продукция химической промышленности, лесоматериалы, продукция целлюлозно-бумажной промышленности, металлы, машинотехническая продукция, автомобили и мотоциклы. Импортируются из Турции: товары народного потребления, продовольственное, минеральное сырье, металлы и строительные материалы, машины и оборудование.

Основой российско-турецкого торгового и экономического сотрудничества является пятилетнее соглашение, подписанное в феврале 1991 года. Действует также соглашение от 18 сентября 1984 г. о поставках в Турцию природного газа (5-6 млрд.куб.м в год), заключенные сроком на 25 лет (до 2012 г.). В 1992 г. поставлено 4,8 млрд. куб.м. на сумму 280 млн.долларов. В 1993 г. планируется поставить 565 млрд.куб.м на сумму 400 млн.долларов. В 1994 г. планируется дальнейший рост еще на 500 млн.куб.м.

11 декабря 1991 г. в Москве было подписано соглашение о создании российско-турецкого делового совета, сопредседателем которого является министр внешнеэкономических связей РФ.

25-29 сентября 1992 г. в Турции состоялось первое заседание делового совета. В работе совета принимали участие представители более 160 российских организаций, в том числе более 70 из Сибири, Поволжья, Урала, Ставрополья. Всего в настоящий момент в работе совета принимают активное участие представители 13 краев, областей и республик Российской Федерации. Второе заседание делового совета проведено 15-17 октября 1993 г. в Сочи, куда прибыли для встречи с представителями российского делового мира более 300 турецких бизнесменов, представляющие практически все сферы экономики.

На середину 1993 г. российские организации подписали с турецкими фирмами контракты на сооружение 62 объектов на общую сумму более 2,7 млрд. долларов. 10 ноября 1992 г. между торгово-промышленной палатой (ТПП) РФ и Союзом палат и бирж Турции (С.Смирновым и Я.Эрезом) было подписано соглашение о сотрудничестве, а в конце июля 1993 г. ТПП РФ открыло свое представительство в Стамбуле.

 

Состояние и прогноз торгово-экономических связей России и Турции
(по данным МВЭС)
 [19]

 

 

1993 г., факт

1993 г., прогноз

1994 г., прогноз

Показатели, товары

млн. долл.

млн. долл.

млн. долл.

Экспорт, всего

650,0

1000,0

1200,0

в том числе для госнужд:

 

 

 

Машины и оборудование

94,3

100,0

105,0

Химические продукты

84,5

100,0

105,0

Сырье и материалы

103,2

120,0

185,0

ТНП

20,0

37,0

42,0

Техсодействие

1,6

1,5

1,5

Природный газ

303,0

450

480

Энергоносители

108,6

110,0

115,0

Импорт, всего

360,5

320,0

300

в том числе для госнужд:

 

 

 

Машины и оборудование

75,1

83,0

70,0

Химические продукты

21,7

23,0

20,0

Сырье и материалы

34,0

36,0

36,0

ТНП

48,4

59,0

71,0

Техсодействие

75,4

46,0

46,6

Энергоносители

1,1

1,0

1,0

Зерновые культуры

104,1

100,0

95,5

Источники

1. А.Юнусов. Президентские выборы в Азербайджане // Экспресс-хроника. — 1993. — №40.

2. А.Мехтиев. Победа Гейдара // Независимая газета. — 1993 г. — 5 октября.

3. Экспресс-хроника. Азербайджан. — 1993. — №41.

4. Экспресс-хроника. Баку. — 1993. — №43.

5. А.Юнусов. Сезон осенних репрессий в Азербайджане // Экспресс-хроника. — 1993. — №39.

6. Экспресс-хроника. Азербайджан. — 1993. — №40.

7. Экспресс-хроника. Азербайджан. — 1993. — №40.

8. А.Мехтиев Г.Алиев: вступление в СНГ отвечает интересам страны // Независимая газета. — 1993. — 14 октября.

9. Экспресс-хроника. Азербайджан. — 1993. — №39.

10. А.Мехтиев. Азербайджано-иранский договор не за горами. // Независимая газета. — 1993. — 28 октября.

11. Л.Минасян. Обострилась ситуация в Нагорном Карабахе // Независимая газета. — 1993. — 27 октября.

12. А.Ханбабян. Обострилась ситуация в Нагорном Карабахе // Независимая газета. — 1993. — 27 октября.

13. А.Мехтиев. Г.Алиев: вступление в СНГ отвечает интересам страны // Независимая газета. — 1993. — 14 октября.

14. Азербайджанское постпредство протестует // Независимая газета. — 1993. — 26 октября.

15. Москва торгует с Азербайджаном. // Деловой мир. — 1993. — 14 октября.

16. О.Медведев. Грузия намерена вступить в СНГ // Независимая газета. — 1993. — 9 октября.

17. А.Мехтиев. Тегеран вновь стремится стать посредником // Независимая газета. — 1993. — 30 октября.

18. Статистические данные государств содружества в январе-августе 1993 г. // Деловой мир. — 1993. — 11-17 октября.

19. Деловой мир. — 1993. — №211.