Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Николай ПОГОДАЕВ,

Независимый информационный центр «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»

Томск

в октябре 1993 года

1.    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

По свидетельству абсолютного большинства опрошенных членов томского истеблишмента, несмотря на разрешение политического кризиса в начале октября 1993 г., всe внимание в настоящее время по-прежнему привлечено к политической проблематике.

Но можно с определeнной долей уверенности сказать и о том, что достаточно быстро идeт смещение акцентов в рамках этой политической проблематики от болезненного переживания событий начала декабря к более конструктивным настроениям предвыборной кампании.

В ходе последней идeт интенсивная перегруппировка политических сил, каждая из которых вынесла свой опыт из событий начала октября и вышла на новый виток политической активности.

1.1.       Позиция областной администрации

Основной проблемой первой половины октября было выяснение взаимоотношений областной администрации и областного Совета народных депутатов. Позиция областной администрации в разразившемся кризисе с самого начала не была излишне жeсткой. 4 октября на рабочем совещании областной администрации было решено не запрещать проведение митингов, кто бы ни выступал их организаторами, если лидеры политических партий и движений берут на себя выполнение следующих условий: митинги не должны проводиться вблизи административных зданий, препятствовать движению транспорта, нарушать общественный порядок [1].

Пламенные призывы некоторых политиков вроде представителя президента С.Сулакшина «навсегда покончить с гидрой коммунофашизма» не привели к массовому ажиотажу. Сам же представитель получил пинка по вполне определeнной части тела от молодого предпринимателя С.Зайкова за излишне циничное отношение к жертвам московских беспорядков.

В то же самое время позиция главы администрации Томской области В.Кресса полностью соответствовала его должностному положению, особенно тогда, когда вопрос о том, сколько в России президентов, был снят.

На состоявшейся сессии областного Совета глава областной администрации Виктор Кресс выступил с весьма жeсткими обвинениями в адрес Совета. Одним из главных просчeтов малого Совета он назвал участие в новосибирском совещании 29 сентября, которое не только добавило уверенности Верховному Совету РФ и, быть может, подтолкнуло его на агрессивные действия, но и подорвало доверие к Сибирскому соглашению, что может крайне пагубно сказаться на судьбе региона [2]. В вину Совету была поставлена и организация местного референдума (на референдум пришло немногим более 24% списочного состава населения области, и потому он был признан юридически несостоявшимся. Причинами этого, по мнению Г.Шамина, стали резко изменившаяся политическая ситуация и отсутствие опыта проведения таких мероприятий). Кресс выступил за самороспуск Томского облсовета, возложив на него часть вины за события в Москве [3].

Той же позиции, естественно, придерживается и представитель президента С.Сулакшин. 8 октября он официально обратился к депутатам облсовета с предложением о самороспуске, вменяя им в вину поддержку Хасбулатова — Руцкого, неспособность решать проблемы области и защищать интересы томичей. В случае упорства депутатов Сулакшин пригрозил, что решение о роспуске Томского облсовета будет принято президентом Ельциным [4]. Далее Кресс подписал «Постановление о выполнении Указа Президента РФ №1617 от 09.10.93 г. «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации»». В нeм администрациям городских районов предписывается осуществлять распорядительно-исполнительные функции Советов соответствующих территорий, принять имущество Советов этих районов на свой баланс. Советам районов предписано прекратить свою деятельность (то есть прекратить работу сессий и заседаний малых Советов) [5].

Несмотря на всe это, отношения двух ветвей власти и в этих условиях не перешли черты допустимого и разумного гражданского взаимодействия.

Руководитель пресс-службы областной администрации выступил в местной печати со статьeй «В гражданской войне победителей нет». Название статьи отражало, похоже, не только еe содержание, но и настроение руководства администрации Томской области [6].

Видимо, этот более взвешенный подход к возникшей ситуации избавил администрацию от опрометчивых шагов: попытки запретить газету «Народная трибуна» и телевизионную студию «Канал 11» не увенчались успехом. Названная газета действительно нередко печатала на своих страницах материалы противников курса президента. Но публиковались там и статьи тех, кто отстаивал нынешний правительственный курс. Кредо газеты — показать читателям всe многообразие политических взглядов современного общества.

1.2.       Позиция силовых структур

Характерной чертой данного этапа политической жизни России было активное вовлечение в неe силовых структур.

Думается, что, во-первых, позиция последних и в центре, и на местах была далеко не однозначна, во-вторых, этот политический казус ещe будет, скорее всего, иметь далеко идущие последствия. Томский гарнизон не имеет сколько-нибудь весомого значения в Сибирском регионе. Гораздо большее значение принадлежит Новосибирску, ибо именно там расположен штаб Сибирского военного округа.

4 октября состоялось заседание Военного совета СибВО. На нeм ещe раз была подтверждена позиция командования о строгом выполнении закона «Об обороне». Было заявлено, что в Сибирском регионе вопрос о политической власти не стоит. Объяснялось это тем, что стабильность здесь «обеспечена сохранением на местах структур власти, ранее законно назначенной и избранной... Сибирский военный округ является государственной структурой России, подчинeнной в соответствии с законом «Об обороне» Верховному Главнокомандующему и министру обороны России». Военный совет СибВО обращался к представителям власти на местах, партиям и движениям, призывая их не вести в частях и соединениях никакой пропаганды и не нарушать стабильного положения в войсках СибВО [7].

Реляция сама по себе достаточно пустая, ибо тот же самый текст можно было бы использовать, если бы СибВО оказался на стороне Верховного Совета. Более того, она не даeт ясного ответа — на чьей же стороне военные, ибо на тот момент, когда она готовилась, в стране было и два президента, и два министра обороны. Да и тезис по поводу стабильности политической власти весьма слаб, ибо именно в Новосибирске, где находится штаб СибВО, и облсовет, и областная администрация поддержали Верховный Совет РФ.

Таким образом, есть определeнные аргументы и за то, что официальное заявление СибВО было политическим актом в поддержку Ельцина, и за то, что оно было констатацией выжидательной позиции военных.

Вряд ли можно со всей уверенностью утверждать об абсолютно однозначной позиции силовых структур на всeм протяжении политического кризиса с 21 сентября по 4 октября.

1.3.       Действия облсовета

13 октября началась 22-я сессия Томского областного Совета народных депутатов. 29 депутатов из группы «Демократический Томск» обратились к сессии с предложением о самороспуске областного Совета. Три депутата сложили с себя полномочия. Сессия постановила отменить решение областного малого Совета от 22 сентября 1993 г. «О политической ситуации в стране в связи с обращением президента» в части запрещения исполнения Указа президента №1400 на территории Томской области. На сессии решено учредить парламент Томской области, в связи с чем в него будут проведены выборы одновременно с выборами в Государственную Думу. Малому Совету, а при невозможности продолжения его работы — председателю облсовета поручено утвердить пакет нормативных документов по реформе представительного органа власти области [8]. На сессии облсовета были представлены мнения большинства группировок. Коммунисты, например, выступили за то, чтобы «учиться у Анпилова», и с обвинениями нынешнего правительства в капитализации страны. В качестве лидеров этой группировки по-прежнему выступают Борис Ячменeв и Александр Поморов. Члены группы «Действие», составляющие ядро малого Совета, также возложили всю вину за случившееся в Москве на президента Ельцина [9].

Группой депутатов областного Совета была предпринята попытка сохранить прежнюю форму представительной власти в области. Ею был принят ряд обращений к населению Томской области. Это главным образом члены депутатской группы «Действие», разрабатывавшие в своe время конституцию Томской области, инициировавшие референдум об изменении статуса области: М.Минько, С.Катанухина, К.Заподовников, Н.Минькова, О.Кушелевский, К.Тинчурин, О.Качанко, В.Ивасенко, А.Маркин, О.Котиков, В.Сурнин, Т.Фролова и другие. Суть обращения — возложение ответственности за кровопролитие в Москве на федеральные власти. Предупреждая о возможности перенесения конфликта в регионы, депутаты заявили, что спокойствие сохраняется благодаря тому, что «исполнительные власти и Советы всех уровней в Томской области уверенно контролируют ситуацию». Данная группа депутатов обвинила коалицию «Солидарность и реформы» во главе с Сулакшиным в «поджигательских призывах», которые способны дестабилизировать обстановку. Члены депутатской группы предложили на период кризиса организовать в области постоянный консультативный орган — «круглый стол», обеспечить постоянное информирование населения о действиях администрации и облсовета, используя источники информации разной политической принадлежности. В целях сохранения представительной власти — провести досрочные перевыборы областных депутатов [10].

Таким образом, в депутатском корпусе Томского облсовета выделилось небольшое, но сплочeнное ядро, которое стремилось в создавшейся ситуации к сохранению своих властных полномочий. И хотя в эту группу не входит председатель облсовета Г.Шамин и другие достаточно глубокие политики, тем не менее эту силу не стоит сегодня списывать со счeта. В любом случае как в центре, так и в регионах не может не существовать политической оппозиции нынешнему правительственному курсу. И не исключено, что в Томской области именно те, кто сегодня пытаются сохранить свои властные полномочия в полураспущенных Советах, станут достаточно существенной частью этой оппозиции. Причeм эти люди составят не прокоммунистическое крыло оппозиции, а ту еe часть, которая выступает за рыночный курс реформ, но в несколько ином варианте. В момент торжества на политической арене одной из существующих политических сил встаeт вопрос о формировании противоположного политического блока и о формах взаимодействия правящих и оппозиционных политических сил.

12 октября главой областной администрации В.М.Крессом подписано постановление о прекращении деятельности районных Советов в соответствии с Указом Президента РФ №1617 от 9 октября 1993 г. «О реформе представительных органов власти и местного самоуправления в Российской Федерации». Исполнительно-распорядительные функции Советов территорий отныне берут на себя соответствующие администрации. Они же берут на свой баланс имущество представительных органов власти в связи с прекращением деятельности последних. Под прекращением деятельности Советов понимается ликвидация работы сессий и заседаний малых Советов, статус же депутатов сохраняется. При главах администраций создаются комиссии по вопросам нормотворчества, где и может быть использован позитивный опыт депутатов. Предусмотрены и меры по трудоустройству работников Советов [11]. 14 октября аналогичное постановление, касающееся судьбы районных Советов г.Томска, подписано главой администрации города [12].

Председатель облсовета Григорий Шамин до самого конца старался поддерживать конструктивный дух проведения заседаний облсовета. Дальнейшие события свидетельствуют о том, что он не намерен расставаться с политической карьерой и намерен участвовать либо в новом органе представительной власти области, либо в органах представительной власти России. На сессии Шамин обратился к общественным движениям и политическим партиям, профсоюзам и другим общественным организациям, трудовым коллективам и руководителям, интеллигенции и молодeжи. В обращении он призвал всех занять активную позицию центризма и влиять на политические процессы в области и стране, опираясь в проведении экономических и политических реформ на следующие принципы:

— верховенство закона над целесообразностью;

— сохранение целостности России на основе принципов федерализма, равенства, уважения и усиления прав регионов;

— демократия, учитывающая российские национальные традиции;

— экономическая политика, не приводящая к превращению России в сырьевой придаток развитых государств;

— развитие отечественного производства с опорой на наукоeмкие и новейшие технологии;

— создание благоприятных условий для российского малого и среднего бизнеса;

— глубокая реформа налоговой системы в интересах производителя;

— приоритет интересов человека труда;

— компромисс и отказ от конфронтации, стремление слушать и слышать друг друга, учитывая и согласовывая взаимные позиции и интересы. Шамин призвал не допускать экстремизма и нетерпимости, необдуманного форсирования событий в политике и экономике;

— догматической приверженности к какой -либо форме собственности или идеологической схеме [13].

За время своей работы в Томском облсовете Шамин приобрeл качества политика, который способен подняться над амбициями политических группировок и аккумулировать полярные точки зрения на более высоком уровне осознания и решения политической проблемы. То есть понимание центризма в его деятельности обрело не стремление быть демпфером между противоположными политическими лагерями, а умение понять объективные причины всех присутствующих точек зрения и найти такое политическое решение, которое интегрировало бы в себе все эти точки зрения и вместо ситуации противостояния рождало бы качественно новвый вариант решения проблемы. Во многом благодаря именно этим способностям Шамина на всeм протяжении сосуществования облсовета и областной администрации между ними всегда сохранялись хорошие отношения конструктивного взаимодействия. Наличие таких отношений подтверждает и глава областной администрации В.М.Кресс.

Несколько опережая развитие политической ситуации в России, достигнув того понимания центризма, которое сегодня ещe не характерно для политической культуры российского общества, Шамин на момент кризиса практически не имел своей команды, не входил ни в одну из существовавших партий и группировок, что, безусловно, может осложнить его дальнейшее участие в политической жизни области. Впрочем, события второй половины октября изменили это положение дел.

Следует обратить внимание на то, что даже если в данный момент Шамин формально оказался в рядах тех сил, которые потерпели поражение, он и ранее, и теперь является одним из самых глубоких политиков в рядах томского истеблишмента. Его нельзя относить к числу тех, кто выступает против проводимых реформ. Политический профессионализм Шамина на порядок выше аналогичных качеств большинства томичей, пробующих свои силы на областной и республиканской политической ниве.

Что же касается оценки московских событий, то Г.Шамин достаточно самокритично оценил позицию Советов и своe личное участие во всeм произошедшем. По его словам, не хватило политического опыта, чтобы верно прогнозировать исход политического противостояния исполнительной и представительной властей, а потому он разделяет ответственность за кровь, пролитую в Москве в дни путча. Но чувство ответственности подвигает его не к отставке, а к тому, чтобы остаться на своeм посту и сделать всe возможное для того, чтобы не допустить повторения трагедии.

По-прежнему сохраняются крайне напряжeнные отношения между Сулакшиным и Шаминым. Последний подумывает подать на представителя президента в суд «за клевету и нанесение ущерба чести и достоинству председателя облсовета» [14].

Объективный процесс трансформации представительной власти преломлялся в субъективных межличностных отношениях тех или иных лидеров не только в центре, но и на местах. И потому в Томске была сделана попытка перекроить известное изречение «Amicus Plato, sed magis amica veritas» и поступиться истиной во имя друга. Если вопрос о роспуске облсовета был поставлен и решeн достаточно категорично, то судьба городского Совета на каком-то отрезке времени выглядела иначе. Газета «Томский вестник» от собственного лица вынесла вердикт, что-де если где горсовет и не проявил должного политического чутья, то политика в общем-то и не его дело, а на поприще социальных преобразований городской жизни горсовет всегда шeл рука об руку с томской администрацией и успел сделать немало добрых дел. А по сему должен и далее продолжать свою деятельность [15].

Такая ситуация сложилась в силу того, что во главе городского Совета стоял Анатолий Черкасский, входящий в ту же республиканскую партию, что и С.Сулакшин, и пользовавшийся большой поддержкой последнего. Кроме того, видимо сама логика взаимодействия между областным и городским Советами, тяжбы по поводу перераспределения полномочий привели последний к поиску союзников среди представителей областной администрации. И всe же молох истории оказался сильнее дружбы республиканцев, и городской Совет Томска постигла в конце концов общая участь всех Советов.

1.4.       Позиции политических партий и социально-политических организаций

5 октября 1993 г. с заявлением к согражданам обратился координационный Совет Томского народного движения. В заявлении высказывалось беспокойство по поводу приостановки ряда центральных оппозионных газет и возможности подобной акции по отношению к томской «Народной трибуне» и телевизионному «Каналу 11». Все эти акты расценивались ТНД как посягательства на свободу слова. Подчeркивалось, что «монополизм на слово, на мысль, на взгляды недопустим». Координационный совет ТНД заявил протест против попрания свободы средств массовой информации и призывал томичей добиваться отмены упомянутых решений, слать письма и телеграммы в поддержку средств массовой информации органам государственной власти, в печать, на телевидение, радио. На 16 октября была назначена конференция Томского народного движения с повесткой дня: 1) Политическая ситуация в России, 2) О средствах массовой информации, 3) Отношение к предстоящим выборам [16].

Занятая ТНД позиция ещe раз свидетельствует о том, что данная организация представляет ту часть населения, которая оказалась в условиях социального дискомфорта и критически воспринимает нынешнюю социально-политическую ситуацию. В идеологическом аспекте это, видимо, ведeт к смешиванию политической оппозиции со всеми еe атрибутами пропаганды собственных взглядов в рамках существующего правопорядка от военизированных полубандитских формирований типа макашeвских, деятельность которых не может быть разрешена ни в каком демократическом государстве, а также от устремлений анпиловых с помощью социальной демагогии и популистских лозунгов попытаться вернуться к социализму, невзирая на то, что такая попытка неизбежно приведeт к гражданской войне.

Интересно, что до сих пор в общественном сознании немалой части населения преобладают мифические представления о механизмах социального устройства общества. И потому обращение к реалиям сегодняшнего дня воспринимается как откровение, а ещe чаще как скандал. «Народная трибуна» опубликовала статью «Так нам, баранам, и надо», в которой автор на примере Томска поднимает вопрос о коррупции. Именно так звучит тема по замыслу автора, которому, к сожалению, не удаeтся поднять еe до уровня проблемы — очень важной социально-политической проблемы переходного периода: каков механизм формирования новых политической и экономической элит в нынешних условиях перехода от социализма к рыночному хозяйству?

Автор статьи обличает ряд весьма заметных в городе руководителей в прошлом советских и партийных органов, а ныне акционерных и других предприятий, клеймя их за семейственость и беззастенчивое присвоение части бывших партийных и государственных средств. Достаeтся всем, включая Егора Гайдара. Но вопрос о том, что должно собой представлять новое общество и каковы реальные механизмы его созидания, остаeтся открытым. Я обращаю внимание на эту публикацию именно потому, что она отражает мировоззрение ещe весьма и весьма значительной части российского общества. А в сложных условиях острого противоборства политических сил подобные взгляды, не имея каналов естественной самореализации, способны вести к нагнетанию конфронтации и призывам к насильственному свержению «основ социальной несправедливости» [17].

Политический кризис, приведший к кровавым событиям в Москве, неожиданно оказал влияние на совет Томского областного общества «Мемориал», который разделился на два политизированных лагеря. Сторонники президента решили вступить во вновь созданный «Антифашистский комитет», возглавляемый бывшим депутатом облсовета Владиславом Васильевым. Другия часть заняла непримиримую антиельцинскую позицию. Среди последних сопредседатели общества Вильгельм Фаст и Юрий Паскаль [18].

16 октября в Томске прошло собрание томской организации Социалистической партии трудящихся. Присутствовало 15 членов этой партии и представители «приостановленных» партий. Лидер томской организации СПТ — доцент Томского госуниверситета Николай Сергеевич Черкасов. Собрание приняло резолюцию, осуждающую как действия президента, так и Верховного Совета. Подчeркивалось, что члены этой партии «отмежeвываются от участвующих в событиях фашистов и националистов» [19].

С обращением к жителям Томской области выступил и политклуб «Трудовая патриотическая Россия». Обвиняя президента и правительство в развале и распродаже России, члены клуба требовали ухода президента с политической арены и восстановления «Конституции народа» [20].

Настроения, отразившиеся в позиции ряда общественно-политических организаций Томска, рождены теми условиями, в которых оказалась известная часть населения. Особенно те, кто связан с крупными производствами военно-промышленного комплекса. Примером тому служит позиция коллектива НПО «Полюс» — бывшей оборонной фирмы, переживающей тяжeлые времена. Сначала ситуация обсуждалась на заседаниях совета трудового коллектива, профсоюзного комитета и администрации «Полюса». Последние дали мощный импульс настроениям в низовых структурах. В результате более десяти подразделений этого научно-производственного предприятия осудили действия президента и поддержали Верховный Совет РФ [21].

Упрочение на политической арене России определeнных политических сил вряд ли можно расценивать как установление диктатуры, ибо оппозиция сохранила возможность отстаивать свои взгляды, формировать свою идеологию. Примером тому служат выступления противников нынешнего режима в томской прессе. Одним из наиболее продуктивных авторов является профессор Чешев, серию статей которого начала публиковать газета «Народная трибуна». Владислав Васильевич Чешев — доктор наук, философ, работает в томском филиале Сибирского отделения РАН и в Томском госуниверситете.

За теми или иными словами Чешева стоит идея необходимости возврата к прежним устоям советского социализма. Скорбь по поводу распущенных Советов — лишь парафраз этой идеи в условиях момента. Причeм, несмотря на принадлежность к просвещeнной публике, в своих статьях профессор Чешев старается избегать полутонов и сразу разграничить белое и чeрное. Можно выделить по крайней мере три образа, на создании которых он сосредоточивает своe внимание: образ врага, образ народного страдания и образ «пирровой победы демократов». В принципе это достаточно беспроигрышные рычаги воздействия на сознание значительной части населения. Образ врага — «нанешняя исполнительная власть и еe западные покровители». Образ страданий — вымирание народа, ликвидация социальных гарантий и низких ценах на продукты питания и на жильe. Образ «победы» создаeтся разделением общества на своих и чужих, педалированием не идеи структурного функционализма в духе Толкота Парсонса, а идеи конфликта в духе Карла Маркса.

По мнению профессора Чешева, революция 1917 года привела к торжеству в России государственной идеи и весь период господства коммунистов был периодом упрочения государства. А победа демократов теперь есть победа антигосударственности. С чисто методологической точки зрения позиция Чешева объясняется неправомерным отождествлением государства и гражданского общества. Это отождествление неизбежно при тоталитаром строе. Но демократия невозможна без разграничения этих двух крупнейших сфер социума. А Чешев отождествляет крах тоталитарного государства с разрушением общества вообще [22].

Публикация профессора Чешева является характерным примером оценки нынешней ситуации с позиций тех, кто сегодня стремится и ещe долго будет стремиться к возврату в социализм и чей набор аргументов, безусловно, имеет немалую аудиторию среди населения России.

Приведeнная в качестве примера публикация является далеко не единственной на страницах томской прессы. Характерно то, что наиболее заметные материалы написаны профессорами вузов: профессор Томского государственного педагогического института Л.Пичурин выступил со статьeй «Свободными эти выборы не будут» [23], профессор кафедры теоретических основ электротехники Томского политехнического университета В.Пацевич — со статьeй «Власть и нравственность» [24]. Слова другие — мысли те же, что и у профессора Чешева. Вряд ли всe это можно отнести на счeт простого совпадения. Скорее всего, перед нами пример фрустрации, чувства глубокой неудовлетворeнности ситуацией, которое характерно сегодня для людей определeнной социальной принадлежности. Фрустрация порождается тем, что в создавшейся социально-экономической ситуации эти люди не сумели найти применения своей квалификации или последняя вовсе не соответствует их формальному статусу и потому они оказались по сути не у дел.

Естественно, что подобная позиция характеризует далеко не весь профессорский корпус. В том же политехническом университете есть профессора, которые активно взаимодействуют со здешними заводами, создают и реализуют промышленную продукцию и не ропщут.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что продолжается структурирование и прорыночных сил и структурирование оппозиции. Причeм, как и всегда бывало в российской истории, эти силы настолько далеко отстоят друг от друга, что друг друга не слышат и воспринимают не иначе как через образ заклятого врага. Причeм интеллектуальная элита рыночников занята делом, еe участие в общественной полемике минимизировано. А их оппоненты, наоборот, сублимируются в сфере словотворчества и создания в общественном сознании образов кровососов-капиталистов.

1.5.       Выборы в федеральные органы власти

Томское отделение предвыборного блока «Выбор России» избрало тайным голосованием кандидатов в депутаты Совета Федерации и Государственной Думы. Ими стали профессор ТИАСУРа Анатолий Кобзев (бывший депутат ВС РФ), председатель горсовета Томска-7 Юрий Краснов, бывший депутат России Виталий Кулаков, ректор Томского высшего экономико-юридического колледжа (первого негосударственного в России) Владимир Тирский. Все они были направлены делегатами на конгресс блока «Выбор России» [25].

На конгрессе блока избирателей «Выбор России» от Томской области в федеральный список вошли Владимир Бауэр — заместитель главы областной администрации по социальной политике, сопредседатель оргкомитета коалиции «Солидарность и реформы» и Степан Сулакшин — представитель Президента РФ в Томской области, председатель оргкомитета коалиции «Солидарность и реформы» [26].

В ходе выдвижения кандидатов в Государственную Думу начинают возникать и достаточно острые ситуации на грани фола. В Томской области это связано пока что с расколом «ДемРоссии». Не дожидаясь того, когда томское отделение предвыборного блока «Выбор России» выдвинет своих кандидатов в Государственную Думу, представитель президента С.Сулакшин добился того, чтобы кандидаты выдвигались томской коалицией «Солидарность и реформы». Что и было сделано, в результате чего кандидатами были выдвинуты сам Сулакшин и заместитель главы томской областной администрации по социальным вопросам В.А.Бауэр. Обращение в конфликтную комиссию на учредительном съезде «Выбора России» в Москве ни к чему фактически не привело [27]. Конфликт загнан внутрь и может прорваться самым неожиданным образом. Во всяком случае, уже сейчас можно сказать, что весьма значительная часть населения Томска, симпатизирующая реформам и Гайдару, не склонна отождествлять Гайдара и Сулакшина. И потому вряд ли присутствие Сулакшина в списке Гайдара увеличит количество сторонников блока «Выбор России» в Томской области.

Кандидатуры С.С.Сулакшина и В.А.Бауэра в Государственную Думу поддержаны обществом российских немцев «Видергебурт» («Возрождение») [28].

 

Ссылаясь на «неофициальные, но хорошо информированные» источники, «Народная трибуна» сообщила о том, что глава областной администрации Виктор Кресс «поручил главам администраций районов области собрать подписи для его выдвижения кандидатом в Совет Федерации» [29].

 

20 октября в Томске по инициативе объединения рабочих, крестьян, специалистов «Труд» проведено собрание избирателей. Присутствовали 210 человек.

На собрании создан предвыборный блок «За власть трудящихся». В него вошли объединение «Труд», Томский общественный центр «Искра», молодeжное движение, женское движение, политклуб «Трудовая патриотическая Россия». На собрании выдвинуты кандидаты: в Государственную Думу — Ячменeв Борис Анатольевич, в Совет Федерации — Поморов Александр Андрианович. Оба они в недавнем прошлом выступали с позиций Российской коммунистичской рабочей партии.

Присутствовали на собрании и представители Томского народного движения. Если ранее они всегда выступали против коммунистов, то после известных событий в Москве в октябре 1993 г. есть основания говорить либо о их дрейфе влево, либо о том, что начинается процесс складывания оппозиции, в которую вовлекаются различные политические течения. Не исключено дальнейшее сотрудничество ТНД с объединением «Труд» в ходе предвыборной кампании.

Участники собрания выступили против совмещения депутатами Государственной Думы работы в правительстве и министерствах РФ, против положения о выборах, утверждающего, что выборы считаются состоявшимися при 25% принявших участие от списочного состава избирателей.

Участники собрания выразили недоверие депутату облсовета С.С. Сулакшину «за его антинародную деятельность и потребовали его исключения из кандидатов в Государственную Думу». Принято решение направить телеграмму в адрес президента Ельцина и правительства в защиту Мавзолея В.И.Ленина [30].

Таким образом, несмотря на указ Президента РФ «О некоторых мерах по обеспечению государственной и общественной безопасности в период проведения избирательной кампании 1993 года», в котором, в частности, говорится об отстранении от участия в предвыборной кампании таких организаций, как Фронт национального спасения, Российская коммунистическая рабочая партия, общественный клуб «Союз офицеров», союз социально-правовой защиты военнослужащих, военнообязанных и членов их семей «Щит», Российский коммунистический союз молодeжи, Русское национальное единство, по крайней мере часть сил, представленных этими партиями и союзами, намерена сменить вывеску и пусть под новым названием, но участвовать в предстоящих выборах. Именно об этом свидетельствует ситуация в Томске, где в качестве кандидатов в депутаты выдвигаются те, кто играл ведущую роль (Лопарeв, Поморов) в ныне запрещeнных политических организациях. Таким образом в разворачивающейся предвыборной борьбе спектр политических сил будет включать в себя и крайний левый фланг, представленный теми, кто и сегодня выступает за реставрацию в России социализма.

Естественным и обнадeживающим последствием драматических событий в Москве в начале октября 1993 г. стала перегруппировка политических сил. Ситуация в Томске даeт основания говорить о том, что ликвидация жeсткого противостояния двух ветвей власти сменяется не уничтожением одной из них, а достаточно органичным переформированием политических сил.

Те политические группировки и те политические лидеры, положение которых защищали не только депутатские мандаты, но и достаточно серьeзный политический и интеллектуальный потенциал, имеют возможность в новой обстановке использовать их в новых формах. Одним из примеров подобного является создание в Томске регионального отделения партии Российского единства и согласия (ПРЕС). Основателем и вдохновителем регионального отделения новой политической организации в Томске является председатель Томского областного Совета народных депутатов Григорий Андреевич Шамин. Эта партия ставит своей целью соединение интересов регионов Российской Федерации с общегосударственными. К числу основных принципов новой политической организации относятся: единство и целостность России; приоритет прав человека; незыблемость прав собственности. В скором времени должна состояться первая конференция томского отделения партии [31].

В Томске создано новое общественно-политическое объединение — «Томская трибуна». Лидером и сопредседателем объединения является Борис Кимович Шайдуллин, возглавляющий отдел внешнеэкономических отношений в администрации области.

Сущность нового объединения станет ясна в ходе предвыборной кампании. Пока же «Томской трибуной» в качестве своих политических ориентиров на российском уровне названы те, кто относится к числу если не оппозиционеров, то, во всяком случае, критиков курса президента Ельцина: экономист Г.Явлинский, Ю.Болдырев, ушедший с поста начальника контрольного управления администрации президента, бывший посол России в США В.Лукин, покинувший свой пост в связи с тем, что не считает возможным поддерживать внешнюю политику в кильватере США. Борис Шайдуллин попал в томский истеблишмент в годы перестройки в одной команде с нынешним представителем президента по Томской области С.Сулакшиным и был горячим сторонником последнего. Сегодня же Шайдуллин выступает столь же горячим противником Сулакшина и тех, кто олицетворяет собой нынешнюю исполнительную власть. «Томская трибуна» выступает как альтернатива «Выбору России» в центре и С.Сулакшину в Томске. На местном уровне эта политическая организация поддерживает Г.Шамина и Д.Добжинского — члена бывшего Верховного Совета Российской Федерации. На конференции Томского народного движения 30 октября 1993 г. «Томская трибуна» вошла в ТНД.

 

В Томске и области начат сбор подписей в поддержку выдвижения общефедерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы от Демократической партии России. Лидеры ДПР, как известно, Травкин Н.И., Говорухин С.С., Богомолов О.Т. От Томского отделения ДПР в список входит Шейерман Иван Яковлевич.

 

В преддверии своей 13-й конференции к населению области обратилось Томское народное движение. ТНД заявляет о своeм неприятии любой диктатуры. Возникнув на волне борьбы с диктатом коммунистов, оно не хочет мириться и с диктатурой президента. Считая выборы в Государственную Думу и Совет Федерации незаконными, ТНД тем не менее приняло решение участвовать в объявленных на 12 декабря выборах. 30 октября ТНД выдвинуло кандидатами в федеральные органы представительной власти Д.Добжинского и В.Шепеля.

1.6.       Подготовка к выборам в новые местные органы представительной власти

15 октября 1993 г. председатель областного Совета народных депутатов Г.Шамин подписал «Распоряжение о нормативно-правовых актах по реформе представительного органа власти Томской области». Опубликованы и сами акты: «Положение о парламенте (представительном органе государственной власти) Томской области» и «Положение о выборах депутатов парламента (представительного органа государственной власти) Томской области». Позже, 29 октября 1993 г., опубликованы «Дополнения к Положению о парламенте (представительном органе государственной власти области)».

Парламент Томской области является однопалатным парламентом, осуществляющим правотворческую, бюджетно-финансовую и контрольную функции в соответствиии с полномочиями, закреплeнными за Томской областью как субъектом Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеративныи договором. Члены парламента избираются по одномандатным округам сроком на 2 года. Численность парламента — 21 человек. Правом быть избранными в парламент обладают все граждане РФ, постоянно проживающие в Томской области. Член парламента области работает в нeм на постоянной основе на протяжении всего срока депутатских полномочий, получая жалование и дополнительные средства на расходы в размерах, предписанных законодательством.

Областной депутат не имеет права занимать доллжности в органах исполнительной власти и управления, осуществлять трудовую деятельность на условиях найма, состоять в правлениях и иных органах управления предприятий, учреждений, организаций (кроме общественных организаций). Не имеет права получать любые доходы, в том числе единовременные или регулярные вознаграждения, от предприятий, учреждений, организаций, действующих на территории Томской области. Не имеет права быть депутатом другого органа представительной власти или местного самоуправления.

При парламенте будет действовать Комитет территорий. Этот орган предназначен для согласования интересов жителей различных административно-территориальных единиц области. Члены Комитета территорий избираются представительными органами местного самоуправления по одному от городов областного значения и сельских районов Томской области и работают на общественных началах.

Комитет территорий принимает к рассмотрению нормативные акты, принятые парламентом области по следующим вопросам: 1) организация местного самоуправления на территории области; 2) областные социально-экономические программы и бюджет области; 3) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; 4) изменение административно-территориального деления области; 5) принятие Устава области и Регламента Комитета территорий, внесение в них изменений и дополнений.

Передаваемые парламентом Комитету территорий нормативные акты должны быть рассмотрены последним в 30-дневный срок. Комитет может вернуть парламенту переданные ему нормативные акты со своими замечаниями. Но последнее слово в принятии нормативных актов остаeтся за парламентом области, и Комитет территорий по данному Положению не может этому воспрепятствовать.

Сессии парламента проводятся не реже двух раз в год. Первую сессию до избрания председателя парламента ведeт самый старший по возрасту из числа депутатов парламента. Полномочия парламента сохраняются, если присутствует не менее 2/3 депутатов от числа избранных. Принятым считается решение парламента, за которое проголосовало более 50% депутатов, присутствующих на сессии. Парламент области учреждает комитеты — постоянно действующие органы, созданные по отраслевому, функциональному или иному принципу с целью подготовки законопроектов и рассмотрения иных вопросов, выносимых на сессию. Правовой акт нормативного характера (законопроект), принятый сессией парламента, представляется на подпись главе администрации области. 22 октября Г.Шаминым подписано «Распоряжение об образовании областной избирательной комиссии по выборам депутатов парламента Томской области». Комиссия состоит из 14 человек.

 

На уже упоминавшемся собрании объединения «Труд» 20 октября шесть человек выдвинуты в Томский парламент: Шуляев В.И. — председатель областного совета рабочих, крестьян, специалистов), Лопарeв Н.Г. (лидер местного отделения РКРП), Енгалычев В.В. — инженер НПО «Сибмотор», Шамин Г.А., Сажина А.В., Банных Н.Е. (Женское движение).

2.    ЭКОНОМИКА

Областное управление статистики опубликовало сводку по социально-экономическому положению Томской области за 9 месяцев 1993 года [32]. По данным облстатуправления, бюджет области на 1 сентября 1993 г. выглядел следующим образом: Доходы консолидированного бюджета области составляли 61,1 млрд. рублей. Наибольший удельный вес в них занимали налог на прибыль (34,7%), подоходный налог с физических лиц (22,9), налог на добавленную стоимость (17,2). По расходам бюджет был исполнен в сумме 79,3 млрд. рублей, то есть бюджетный дефицит уже в сентябре составил 18,2 млрд. рублей. Расходы областного бюджета на народное хозяйство составили 38,% от общей суммы расходов, на социальнокультурные мероприятия — 48,3% [33].

В преддверии повышения розничных цен на хлеб было установлено, что в хлебной дотации в области нуждается 54% населения. В том числе 314 тыс. детей, 50 тыс. студентов и учащихся техникумов и ПТУ, 80 тыс. пенсионеров, 98 тыс. малообеспеченных рабочих предприятий, 12 тыс. матерей, осуществляющих уход за ребeнком; 2 тыс. безработных и вынужденных переселенцев. На эту дотацию до конца года потребуется около трeх миллиардов рублей [34].

3.    ЭКОЛОГИЯ

Как известно, полгода назад на одной из установок крупнейшего в Томской области предприятия (число работающих — 17404 человека) — Сибирском химическом комбинате произошла авария с выбросом радиоактивных элементов и заражением близлежащей террритории. В настоящее время, по поступающим сообщениям, экологическая обстановка в зоне радиоактивного следа несколько улучшилась. Это связано с разрушением короткоживущих изотопов, что сократило загрязнeнную площадь на одну треть. Сейчас загрязнeнная территория составляет 28,3 квадратных километра. В деревне Георгиевке (ставшей основной жертвой катастрофы) дозиметры показывают 23 мкр/час. На заражeнном участке дороги Томск — Самусь — 24 мкр/час.

Определена суммарная величина радиоактивного загрязнения среды в результате аварии 6 апреля. Это 115 кюри, примерно одна пятая предельно допустимой годовой нормы, установленной для химкомбината. Облучение людей тоже не превысило нормативных значений [35]. Что касается средств на ликвидацию последствий аварии, то на сегодняшний день они выглядят следующим образом: на охрану здоровья населения направлено 805 млн. руб., на организацию контроля за состояние здоровья людей — 250 млн. руб., на обеспечение 50 тысяч детей лекарствами — 500 млн. руб., на оплату донорской крови — 55 млн. руб. Выделены средства и для контроля за окружающей средой: 900 млн. руб для контроля за радиационной и экологической обстановкой, 500 млн. руб. на проведение радиационного мониторинга, 400 млн. руб. на работы по изучению влияния жидких радиационных отходов СХК на подземные источники.

163 млн. руб. предусмотрено на финансирование восстановительных работ в сельском хозяйстве. Столько же — на проведение агрохимических мероприятий. 900 млн. руб. выделено на завершение строительства транспортных магистралей, прилегающих к зоне аварии. 599 млн. руб. — на асфальтирование дорог и улиц в районе загрязнения, 117 млн. руб. — на строительство объездной железной дороги для перевозки особо опасных грузов. 184 млн. руб. будет использовано для строительства второго железнодорожного полотна на случай эвакуации населения при чрезвычайных происшествиях.

Более 2 млрд. руб. выделено на укрепление базы здравоохранения. Сюда входит завершение строительства областной больницы, расширение мощностей станции переливания крови, окончание строительства детской областной инфекционной больницы, строительство гематологической больницы, реконструкция госпитальных клиник, завершение строительства радиологического лабораторного корпуса облсанэпиднадзора. Выделены средства штабу гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций [36].

Перечень мер и финансов обнадeживает. Насколько всe это будет воплощено в жизнь — покажет будущее. Пока же можно сделать вывод о том, что гласность информации, касающейся произошедшей аварии, активное вмешательство экологических организаций значительно изменили ситуацию по сравнению с тем, что было раньше. Апрельская 1993 г. авария вовсе не первая на СХК, но ни по одной из предыдущих не было принято столь заметных мер. Опыт Томска встаeт на второе место после опыта Чернобыля по эксплуатации чрезвычайно опасной атомной энергетики и реагированию на почти неизбежные время от времени аварии. Нарабатываются и механизмы влияния общества, квалифицированных специалистов-экологов на процесс развития промышленности, что даeт надежду на постепенное преодоление технократического мышления в развитии технополисов.

Источники

1. Красное знамя.— 1993.— 5 октября.

2. Томский вестник.— 1993.— 20 октября.

3. Красное знамя.— 1993.— 12 октября.

4. Томский вестник.— 1993.— 13 октября.

5. Красное знамя.— 1993.— 29 октября.

6. Красное знамя.— 1993.— 16 октября.

7. Красное знамя.— 1993.— 6 октября.

8. Томский вестник.— 1993.— 16 октября.

9. Томский вестник.— 1993.— 20 октября.

10. Томский вестник.— 1993.— 20 октября

11. Томский вестник.— 1993.— 15 октября.

12. Томский вестник.— 1993.— 16 октября.

13. Томский вестник.— 1993.— 19 октября.

14. Томский вестник.— 1993.— 13 октября.

15. Томский вестник.— 1993.— 13 октября.

16. Народная трибуна.— 1993.— 7 октября.

17. Народная трибуна.— 1993.— 7 октября.

18. Томский вестник.— 1993.— 14 октября.

19. Томский вестник.— 1993.— 19 октября.

20. Народная трибуна.— 1993.— 21 октября.

21. Красное знамя.— 1993.— 5 октября.

22. Народная трибуна.— 1993.— 27 октября.

23. Красное знамя.— 1993.— 28 октября.

24. Красное знамя.— 1993.— 30 октября.

25. Томский вестник.— 1993.— 16 октября.

26. Томский вестник.— 1993.— 20 октября.

27. Народная трибуна.— 1993.— 27 октября.

28. Томский вестник.— 1993.— 27 октября.

29. Народная трибуна.— 1993.— 28 октября.

30. Народная трибуна.— 1993.— 23 октября.

31. Томский вестник.— 1993.— 27 октября.

32. Народная трибуна.— 1993.— 29 октября.

33. Красное знамя.— 1993.— 26 октября.

34. Томский вестник.— 1993.— 20 октября.

35. Томский вестник.— 1993.— 13 октября.

36. Красное знамя.— 1993.— 13 октября.