Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Леонид ФИНБЕРГ

Украина

в октябре 1993 года

1.    СУДЬБА СТРАНЫ В ОЦЕНКЕ ЭКСПЕРТОВ,
ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ, НАСЕЛЕНИЯ

Газета «Киевские новости» [1] опубликовала разносторонний экспертный анализ сегодняшнего состояния Украины. В нем представлены практически все основные характеристики жизни страны: управление социальными и экономическими процессами, экономика, политическая ситуация, национальные проблемы, состояние общества, мнения граждан по основным проблемам жизни общества и государства. Пересказать или агрегировать этот обширнейший и аргументированный доклад Института стратегических исследований очень трудно. Поэтому даю его в приложении.

«Страна без собственного названия» — материал известного историка Украины С.Кульчицкого [2]. Автор анализирует основные вехи украинской истории ХХ века, обращает особое внимание на процессы русификации украинцев в первые годы советской власти, затем в конце 30-х годов, после войны, в 60-е и 80-е годы. Безусловно, пишет С.Кульчицкий, необходима украинизация. Однако «люди, которые превыше всего ставят украинские ценности, неосторожными действиями могут быстрее и вернее похоронить Украину, чем сторонники единой и неделимой России. Насилие... в национальных отношениях дает, как правило, противоположный результат». И далее: мы должны помнить, что существует инерция русификации и она неизбежна. «Но не нужно преследовать русскую культуру. Она не имеет никакого отношения к русификации — орудию политиков».

 

Газета «Ратуша» [3] напечатала выступление проф. О.Грабович на втором конгрессе Международной ассоциации украинистики. Не останавливаясь на исторических аспектах доклада «Колониальное наследство в сегодняшней Украине: несколько ключевых вопросов», сосредоточу внимание на завершающей части. Это цитаты из Ф.Фенона, одного из лидеров и теоретиков национально-освободительного движения Африки. Автор пишет, что комментарии излишни. (Трудно не согласиться. — Л.Ф.).

— После обретения независимости местная элита, которая до того верой и правдой служила колонизаторам, приходит к власти и использует свою энергию, чтобы захватить позиции, оставленные прошлой властью. При этом она резко меняет свое отношение к колонизаторам и всем, «кто оскорбляет наше национальное достоинство», апеллирует к массам и доказывает, что лишь она, местная буржуазия, является единственным классом, способным руководить молодой страной, — иначе наступит полный хаос. Проигрывая в компетентности, местная элита часто превосходит своих колониальных предшественников в раскрадывании богатств страны, в срастании с теневыми структурами, в приобретении материальных благ. Привилегии множатся, коррупция процветает, мораль «занепадае».

— Альянс национальной элиты с криминальным миром становится главным источником деморализации, причиной эрозии всех ценностей, роста преступности.

— Национальная буржуазия слаборазвитых стран не интересуется производством, строительством, вообще трудом: главная сфера ее деятельности — посредничество... государственный рэкет. Национальным продуктом они распоряжаются как своим собственным и набивают свои карманы быстро и прозаично. А страна тем временем все более попадает в состояние стагнации...

— Национальная буржуазия перетягивает на свою сторону известных оппозиционеров, доказывая им необходимость их миссии для интересов нации. А те, став составной частью элиты... нейтрализуются как потенциальные противники режима. Народ еще больше разочаровывается в идеалах, и его перестает интересовать национальное государство, национальная идея. В предисловии к книге Фенона Ж. - П. Сартр написал: имейте мужество прочитать эту книгу. О.Грабович переадресует эти слова гражданам Украины.

 

«Политическая ситуация в стране» — так называется статья А. и В.Кушнаревых [2]. Авторы излагают свое видение геополитики США и России по отношению к Украине. Они утверждают:

— Украина, объединившись со странами Западной Европы, может стать рычагом усиления европейского союза, вопреки интересам США. Только США, пишут они, требуют немедленного ядерного разоружения Украины. Франция, Германия и Англия придерживаются куда более умеренной позиции.

— Украина — единственная страна в постсоветском пространстве, которая проводит независимую от Москвы политику; она сумела создать свою армию, Национальную гвардию еще до того, как начался шантаж со стороны России.

— Ряд коммерческих структур, и прежде всего Акционерно коммерческий банк «Украина», объединение с тем же названием, рекламно-издательский центр «Довiра» и некоторые другие, по мнению авторов, связаны с финансовыми интересами России. Они контролируют уже сегодня Черноморское морское пароходство, Николаевский судостроительный завод, концерн «Норд»...

— Служба безопасности, Генеральная прокуратура преступно бездействуют, а «против Украины Россией и США ведется настойчивый огонь на уничтожение».

Авторы прогнозируют следующие шаги против Украины:

— повышение цен на энергоносители;

— политические забастовки в южных и восточных регионах;

— политическая изоляция и дискредитация Украины на

международной арене как «агрессивного государства»...

(С тем же успехом, по-моему, можно называть любые действия любых стран по отстаиванию своих интересов. Очень похоже на комплекс поиска врагов так хорошо знакомый всем нам со сталинских времен. — Л.Ф.)

 

И еще одна, по-моему достаточно тенденциозная, картина Украины с символическим названием «Что нам делать?» в газете «Тернистий шлях» [4]. Однако в чем-то она характерна, поэтому цитирую:

— основной враг Украины — российские колонизаторы, которые наводнили Украину десятками миллионов «русскоязычных» людей, которые считают интересы украинцев наибольшим злом...;

— быстро исчерпался резерв разумных людей в Верховном Совете. Не пришли к власти патриоты в большинстве областей. В аппарате кабинета министров, Государственного банка продолжают действовать шовинисты, присланные московским КГБ...;

— власть продолжают удерживать коммунистические ловкачи. В промышленности и коммерции доминируют русскоязычные дельцы;

— российские директора организовали и возглавили забастовку в Донбассе и требуют отставки национал-президента;

— издающиеся на Украине русскоязычные газеты, особенно «Киевские ведомости» почти полностью вытеснили дорогие и примитивные по содержанию украинские демократические газеты. (Трудно понять как можно быть примитивным и демократичным одновременно. — Л.Ф.)

 

На вопрос, поставленный в заголовке, «Что же делать?» автор отвечает:

— научно опровергать обвинения в адрес патриотов Украины в организации погромов;

— добиваться увеличения передач радио и ТВ о Бендере, Петлюре и т.д.;

— увеличить число национально-сознательных украинцев за два года на 25%.

(Дальше, думаю, можно не продолжать. — Л.Ф.).

 

И в завершение раздела — крик боли А.Кривенко, главного редактора «Пост-Поступа» [5]: «Не люблю сегодняшнюю Украину... плод бесхребетной и тупой посткоммунистической элиты и возбужденной толпы. Невозможно любить не только клерков-хапуг, но и неподкупных патриотов... Хватит любить Украину мистическую — компиляцию поганских верований, героических традиций и сентиментальных извержений... «Заунывные песни моей родины» — так Т.Шевченко определил это состояние сознания...

На смену традиционной крестьянской этнической общности приходит современная урбанистическое политическое единство. Вишневых садов осталось мало, чернобровые любят москалей, с турками воевать не надо...

Не мной сказано, что в одну реку дважды не войти. Можно, конечно, возрождать кобзарскую традицию, но тогда выпускникам консерваторий нужно выкалывать глаза... Можно вспомнить традиции Ивана Гонты и резать ляхов (жидов и москалей) для построения украинского государства. В Югославии видим попытку такой политики. Только как быть с тем, что эти ляхи (жиды, москали) — граждане уже существующей выстраданной украинской державы?

Если сегодня кто-то кричит «Украина — для украинцев», то необходимо уточнить — для политических украинцев. Так как этнических осталось наверное, человек 40, считая все кровосмешения с половецких времен. Если отстаивать идею этнической украинской государственности, то следует отказаться от колонизованных нами Донбасса, Крыма, забыть про Кубань...

Имеем уже достаточно маргинальной, набыченной, узколобой Украины. Я люблю другую». (Об этом А.Кривенко обещает рассказать, выпустив еще 100 номеров своей газеты.)

 

Для сравнения приведем данные социологов об оценке гражданами преобразований в Восточной Европе [6].

 

Довольны ли вы развитием демократии в вашей стране?

 

Страна

Довольны, %

Не довольны, %

Литва

48

43

Чехия

38

67

Болгария

38

53

Молдова

36

58

Польша

32

55

Эстония

28

63

Венгрия

22

72

Латвия

17

75

Украина

16

70

Европейская часть России

11

75

Беларусь

11

77

Армения

11

86

 

В правильном или неправильном направлении происходит
развитие страны?

 

Страна

В правильном, %

В неправильном, %

Чехия

58

 3

Болгария

42

40

Эстония

41

34

Беларусь

33

49

Украина

28

52

Европейская часть России

27

51

Польша

27

56

Литва

25

64

Венгрия

20

67

 

2.    ПРЕЗИДЕНТ, ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ, КАБИНЕТ МИНИСТРОВ

После того как президент взял на себя руководство кабинетом министров, он назвал направления для необходимых преобразований [7]. «Мы должны действовать решительно: проводить приватизацию, демонополизацию, наводить порядок в финансово-кредитной системе и системе цен. Ибо нельзя проводить реформы, не проводя приватизации, нельзя говорить о стабильности, не включив в оборот основные фонды и землю», — сказал Л.Кравчук.

Он также сказал, отвечая на вопросы журналистов, что четко определены вопросы компетенции президента и компетенции исполняющего обязанности премьер-министра. Очень важно, что появилась четкость в подчинении по вертикали представителей президента на местах. Серьезные изменения в системе управления страной станут возможными после принятия новой Конституции Украины.

* * *

«Правительство Леонида Кравчука по своему составу ничем не лучше двух предыдущих правительств», — заявил корреспонденту агентства «Рух-пресс» председатель Народного Руха Вячеслав Чорновил. Эту мысль он высказал после того, как президент своими указами оставил на прежних должностях большинство членов правительства Леонида Кучмы. Для того чтобы деятельность правительства была действительно реформаторской, необходимо заменить не менее 2/3 членов кабинета и не менее половины работников правительственного аппарата, считает Вячеслав Чорновил. Лидер оппозиции негативно отозвался и о составе созданного президентом 28 сентября Координационного комитета по вопросам осуществления рыночных реформ и преодоления кризиса, в котором доминирует старая номенклатура. «Реформаторским в этом комитете есть разве только название, а о преодолении кризиса при таком его составе не может быть и речи», — отметил Чорновил [8].

 

Президент Украины Л.Кравчук выступил в ВС при обсуждении основных принципов и основ национальной безопасности [9].

Основные направления он определил следующим образом:

— последовательное и взвешенное реформирование экономических отношений;

— достижение национального согласия, политической стабильности;

— обеспечение мероприятий по социальной защите населения;

— сдерживание на местах тех процессов, которые дестабилизируют ситуацию;

— жесткие и конкретные мероприятия по борьбе с коррупцией и преступностью;

— нахождение оптимальных форм сотрудничества с государствами ближнего и дальнего зарубежья.

Далее Л.Кравчук подробно остановился на внутриполитических аспектах безопасности, включая перспективы выборов, принятия новой Конституции, моделях экономической стратегии, системе обороны Украины, отношениях с Россией и другими близлежащими государствами.

* * *

Комментаторы обратили внимание на изложение президентом стратегии и тактики экономических преобразований [9].

Цитируем президента: «Принципиально ошибочным и противоречивым оказался сам курс и последовательность реформ, не оправдалась либеральная модель, связанная с монетарным подходом и ориентированная на жесткие способы финансовой стабилизации... Она должна уступить место социально ориентированной модели рыночной экономики».

Итак, пишет Н.Зинец, ничего неожиданного. Реформ не будет. Мы их не хотим, не умеем и боимся делать... Ведь не проведено ни приватизации, ни демонополизации. Можно спорить с президентом про то, проводились ли реформы «по либеральной модели»... или их просто не было, они остались на уровне желаний, проб, имитации.

Автор приходит к выводу, что добрыми словами, которые звучали в речи президента, уже ничего не сделать — жизнь подчиняется объективным законам и вряд ли простит бездеятельность.

* * *

Продолжал работу ВС. В первой половине месяца обсуждали проект новой Конституции, проект закона о выборах народных депутатов (так и не определились какую из избирательных систем выбрать и явно склоняются к опробованной — мажоритарной, может быть, с небольшими элементами пропорциональной), заслушали информацию Е.Звягильского о плачевном состоянии экономики (и с этим уже свыклись).

Во второй половине октября ВС обсуждал вопросы национальной безопасности, принял важный «Закон о статусе ветеранов войны и гарантиях их социальной защиты», распространив его на бойцов Украинской повстанческой армии, которые не совершали преступлений против человечества» [10].

* * *

Так как весной 1994 года должны состояться выборы в ВС Украины, политологи дают первые прогнозы.

Все начинается с Закона о выборах [11]. Хотя в ВС обсуждаются три общеизвестных принципа избирательной системы, фактически все свелось к одному вопросу: допускать и в какой мере выборы в парламент по партийным спискам. Большинство отстаивает мажоритарный принцип. Позиция депутатов определяется их перспективами по будущему избранию. Среди сторонников мажоритарной системы две категории депутатов: номенклатура, т.е. бюрократия, промышленный и сельский директорат, а также сторонники социалистического выбора. Во-вторых, активисты-одиночки. Интересы номенклатуры очевидны, так как она контролирует все социальные каналы, то она «сделает» избирательный процесс. Чего же им допускать к процессу слабые партии, которые они и так успешно блокируют все это время. Номенклатура имеет, может быть, самую эффективную партию, существующую де-факто в виде структуры исполнительной власти.

Объединяет номенклатуру с одиночками-активистами потребность в произволе, которую может обеспечить лишь мажоритарная система. Произвол — главный принцип деятельности теперешнего ВС, где в неструктурированном парламенте ни одна партия не отвечает за политику.

Меньшинство — сторонники смешанной и пропорциональной систем — представители разных партий, кроме социалистической. Это они настаивают на необходимости создания системы политической ответственности.

Вынуждены констатировать: отсутствие партийных каналов передачи информации в органы власти способствует непосредственному волеизъявлению, т.е. радикализму.

Теперь прогноз:

Депутатами станут только те, за кем реальная власть и деньги. Эти группы будут искать лоббистов. Профессиональные деятели публичной политики из партий в парламент не попадут, так как у них нет ни денег, ни власти, а чтобы стать лоббистами, они должны уходить из партий. Реальные политические фигуры среднего звена — директорат — тоже в ВС не пойдут, так как установлено требование профессионализма. Это приведет к следующему: будущий парламент станет ареной чрезвычайно мелких интересов. Таким образом, место принятия решений переместится, очевидно, к исполнительным структурам. Это аргумент в пользу президентской республики. При этом все это будет способствовать радикализации общества, так как будут минимальными легитимные механизмы принятия решений. В политической жизни это тоже приведет к радикализации сил — от крайне левых до крайне правых.

* * *

Досрочные выборы в ВС следует рассмотреть и под углом зрения территориальной целостности Украины, пишет В.Даниленко [12]. Начинает он, понятно, с Крыма. Основными силами процесса остаются компартия Крыма и Партия экономического возрождения. Самым вероятным сценарием представляется их общий лозунг «Крым — без Украины». На практике это бы означало прямой бойкот выборов и в ВС Украины и президента страны. Зная настроения в Крыму, достаточно вероятно, что такой сценарий может быть реализован. А это может привести не только к политическому, но и к межэтническому противостоянию. А тут только подай пример... На очереди Закарпатье с лозунгом политического русинизма — требованием автономии для края.

Донбасский сепаратизм носит экономический характер. Вероятно, требование статуса независимой экономической самоуправляемой зоны или территории. Очень вероятно, что аналогичные требования будут выставлены остальными регионами юга и востока Украины.

Нестабильность момента будет значительно усилена избирательными кампаниями, причем дважды — при выборах ВС и президента.

Все это заставляет задуматься: а может быть, досрочные президентские выборы не нужны вообще? Ведь и опыт России говорит о необходимости усиления президентской власти.

 

Прислушаемся и к социологам [13].

«На вопрос о выборах в новый парламент 27 марта 1994 года 60% опрошенных готовы принять в них участие, а треть — не готова. В президентских выборах 26 июня готовы принять участие 67% и только 23% не пойдут на участки....Треть киевлян еще не определила свою приверженность ни к одной из партий, более всего симпатизирующих у Руха — 9%, за ними идут Демократическая партия (ДемПУ) — 5, Коммунистическая (КПУ) — 4 и Партия «зеленых» (ПЗУ) — 3,5%. Партия любителей пива (УПЛП) имеет 3% симпатизирующих. Украинская республиканская (УРП), Социалистическая (СПУ) и Партия демвозрождения (ПДВУ) — по 2% симпатизирующих. Другие партии вызывают еще меньше восторга и доверия... По пятибалльной оценке индекс поддержки вероятных претендентов на президентскую должность следующий: у нынешнего президента Л.Кравчука — 2,63, у бывшего премьера Л.Кучмы — 2,51, у лидера Руха В.Чорновила — 2,28, у лидера ДемПУ В.Яворивского — 2,26, у председателя Верховного Совета И.Плюща — 2,18, у академика И.Юхновского — 2,13. За ними расположились посол Украины в Канаде Л.Лукьяненко (2,0), лидер «Новой Украины» В.Гринев (1,75), бывший министр обороны К.Морозов (1,69), лидер коммунистов Б.Олейник (1,64), лидер УРП М.Горынь (1,49), министр А.Емец (1,47), лидер СПУ А.Мороз (1,27), лидер ПДВУ В.Филенко (0,97), лидер Либеральной партии И.Маркулов (0,83)... 40% опрошенных считают, что и после новых выборов парламента ситуация не изменится, 16% верят, что будущий парламент изменит ситуацию.

Есть и такие данные: 54% опрошенных готовы потерпеть ради проведения радикальных экономических реформ, а 35 — больше ничего не хотят терпеть. Ученые делают вывод, что это последний шанс у украинских политиков на проведение реформ без социального взрыва, ибо следует учитывать: 25% убеждены в возможности стихийных массовых волнений в Киеве, 50% считают такие волнения вероятными и только 21% это отрицает.

Так что, как говорится, не приведи Господь. Но и подумать надо всем. Хорошо подумать...».

И еще данные социологов — симпатии в динамике.

 

Динамика избирательных преимуществ на президентских выборах, г.Киев

 

Политические деятели

Январь 1993 г.

Июль 1993 г.

Октябрь 1993 г.

Леонид Кравчук

15,3 (39,2)

9,0 (25,0)

17,0 (37,0)

Леонид Кучма

5,8 (14,9)

11,1 (30,8)

9,1 (19,8)

Вячеслав Черновол

7,0 (18,0)

4,9 (13,6)

7,0 (15,2)

Владимир Гринев

2,8 (7,2)

1,6 (4,4)

3,2 (7,0)

Игорь Юхновский

1,7 (4,4)

2,3 (6,3)

3,0 (6,5)

Иван Плющ

1,0 (2,6)

1,6 (4,4)

1,0 (2,2)

Александр Мороз

нет данных

0,8 (2,2)

0,3 (0,7)

Другие кандидаты

5,1 (13,1)

4,7 (13,0)

4,2 (11,2)

Не определились

 

 

 

и не будут участвовать

61,2

63,9

54,1

 

Прогнозы будущих выборов уже прозвучали и в оценках лидеров политических партий [14]. А.Мороз сказал, что победа левых сил на Украине должна быть большей, чем в Польше. С.Хмара сказал, что выборы будут фарсом, так как все уже куплено мафией. Лидер кадетов В.Золотарев прогнозирует победу партий, выбравших популистские программы. Ю Шухевич — лидер УНА — сказал, что победят те, у кого деньги. Лидер «зеленых» Кононов прогнозирует 25% национал-демократам, 30% — коммунистам, 5% — случайным людям и 50% центристам, если они объединятся. Один из лидеров ПДВУ Ю.Сахно сказал, что 20-25% соберут «левые», 15-20% — «правые», остальное — Рух и центристы.

3.    ЭКОНОМИКА

Опубликован очередной отчет КМ: «Экономика Украины в январе-сентябре 1993 года [24]. Называются фантастические цифры, которые трудно осознавать: доходы бюджета за 8 месяцев — 6182,9 млрд. крб., расходы — 8839,7 млрд. крб., дефицит бюджета — 983 млрд. крб.

Темпы падения промышленного производства в сентябре в сравнении с сентябрем 1992 года составили 12,7%, в целом за 9 месяцев — 7,8%.

В сентябре ухудшилось производство товаров народного потребления: их выпуск за 9 месяцев сократился на 19,5% против 15,4% за 8 месяцев, объемы продовольствия — 22,2% и т.д. и т.п. За 8 месяцев внешторговый оборот Украины со странами бывшего СССР составил 18,3 трлн. крб, в том числе экспорт — 5,6%, импорт — 12,7%. Негативный баланс в сумме 7,1 трлн. крб. вызван закупками газа, нефти и нефтепродуктов.

 

Эксперт новой аналитической газеты «Мiст» М.Кухар анализирует финансовое состояние державы [25]. Его выводы:

— Жесткое квотирование и лицензирование экспорта привело к резкому снижению нашего экспорта в сравнении с импортом и как следствие к негативному сальдо в платежном внешнеторговом балансе. Результат — исчерпание валютных резервов, затем указы о 50%-ной обязательной продаже валюты государству и перспективы 100%-ной продажи. При этих условиях возможности серьезных инвестиций практически заблокированы.

— Непонятно, за счет каких источников планируется отдавать внешнеэкономические долги. Не развязав руки частному бизнесу, государство не решит эти проблемы, заканчивает свой комментарий М.Кухар.

 

«Украина: опыт вхождения в экономический тупик» — так называется большой материал известных экономистов В.Белкина и М.Бергера [26]. Анализируя деятельность правительства Л.Кучмы, авторы пишут, что ему удалось «восстановить регулируемость» цен (приблизительно 60% товаров). Но чем крепче власти держат цены, тем они выше. Когда одной рукой пытаются держать цены, а другой «поддерживают» производство централизованными, почти бесплатными кредитами, крах неизбежен. Это все равно, пишет газета, что бороться с расстройством желудка при помощи снотворного.

Украинские власти — по славной советской традиции — закрыли значительную часть статистики (по индексам инфляции, потребительским ценам, доходам, стоимости жизни...). А это один из признаков «восстановления управляемости» экономикой.

Государственное регулирование курса карбованца, особенно установление фиксированного курса, привело к резкому падению фактического курса, под угрозой оказался экспорт, так как он заведомо стал убыточным.

В правительстве практически нет рыночников, фактическими стратегами реформы является директорат, который получает абсолютные права получать кредиты, готовить необходимые им законы и практически ни за что не отвечать.

Государственное вмешательство в экономику последнее время шло по нарастающей: если в 1992 г. через бюджет перераспределялось около половины национального дохода, то в 1993г. — около двух третей. Госзаказ охватывает около половины промышленного производства, включая продукцию, переходящую от цеха к цеху. Причем государство, заказывая продукцию, не собирается ее выкупать. В.Пинзеник рассказал о заводе, выпустившем 720 комбайнов по госзаказу, которые никто не покупает.

Авторы рассказывают об умерщвлении указами правительства достаточно прогрессивных законов — об аренде, об иностранных инвестициях.

Попытки объяснить положение зависимостью от цен на энергоносители из России авторы отвергают: темпы роста стоимости их намного меньше темпов инфляции. Да и удельный вес энергоносителей в стоимости продукции — 8%.

*Остается одно: некомпетентность, отсутствие продуманной профессиональной стратегии, волюнтаризм. Это опасные союзники в борьбе за государственность. — Л.Ф.)

 

Во многих публикациях 1993 года аграрная политика государства подверглась резкой критике — кредиты селу обусловили увеличение инфляции в громадных размерах. В выступлении на съезде представителей коммерческих банков 15.10.93 Л.Плющ назвал такие цифры: если будет собран выращенный урожай зерновых, государство, продав его, получит в стабилизационный фонд украинской валюты 810 млрд. долларов, и еще 5 млрд. долларов от продажи сахара [27]. (Поживем — увидим, насколько оправдаются слова лидера ВС. -Л.Ф.)

 

Эксперты УНИАН подробно анализируют историю и различные аспекты введения фиксированного курса карбованца: 1) действующих лиц процесса (В.Суслова, Рыжова, Е.Звягильского, В.Стельмаха); 2) законодательный аспект проблемы — оценивая решение как противозаконный акт; 3) последствия — появился ряд курсов валют на Украине, биржевой курс резко пошел вверх. Введение фиксированного курса выгодно тем, кто «стоит у нефтяных кранов», и тем, кто их контролирует.

Прогнозы, по мнению авторов, таковы:

— либо отказ от узаконенного бессмыслия и введение 100%-ной продажи валюты по биржевому курсу, либо дальнейшее падение карбованца с одновременным накоплением капитала узким кругом людей [28].

 

Бывший вице-премьер В.Пинзеник подал в суд с иском на Национальный банк, обвиняя последний в незаконности введения фиксированного курса карбованца.

Требование об отмене курса подписали 150 народных депутатов Украины [29].

 

Ряд публикаций посвящен различным стратегиям поведения, которые способствовали бы уменьшению платежного дисбаланса в отношениях с Россией.

Начальник отдела внешнеэкономических связей Министерства экономики А.Балюк предлагает [30]:

— преобразовать компанию «Укргаз» в акционерное общество, а еще лучше приватизировать ее, чтобы устранить монополию поставщика;

— снять административные ограничения экспорта, введя при этом нормальную систему валютного контроля (Россия сделала это уже три года назад);

— реформировать клиринговую систему, чья неэффективность очевидна;

— принять меры по недопущению ухода капиталов за рубеж;

— немедленно пересмотреть льготы на внешнеэкономическую деятельность, которые имеют около трети основных поставщиков валюты.

 

Другой эксперт, В.Демьяненко, призывает перейти в отношениях с Россией — расчеты за энергоносители — на мировые цены и также по мировым ценам получать от России деньги за трубопроводы на нашей территории. Это, по его словам, позволит обеспечить около половины потребности в энергоресурсах, которые следует адресовать наиболее важным отраслям жизнеобеспечения. Все остальные будут покупать энергоресурсы без дотаций со стороны государства.

Еще один резерв — это продажа объектов незавершенного производства (уже издан указ президента) и продажа бензоколонок. По оценкам экспертов, это десятки миллиардов долларов, так необходимых сегодня Украине.

 

«Обречен тот, кто хочет быть обреченным» (по поводу дефицита платежного баланса с Россией) — так называется статья В.Пинзеника. Так как резервы повышения цен до уровня мирового на Украине меньше, чем в России (цены на энергоресурсы составляли приблизительно 3% мировых, а на продукцию — 8-30%) то дефицит платежного баланса с Россией неизбежен. Однако есть ряд путей смягчения проблемы:

1) получение кредитов от России и Международного валютного фонда;

2) увеличение экспорта в Россию (целевая программа, предусматривающая отмену налога на добавленную стоимость, экспортной пошлины и т.д.);

3) ограничение экспорта — принятие законов о пошлине на импорт продовольствия, алкогольных напитков и т.д.;

4) сокращение энергопотребления, особенно промышленного;

5) реорганизация клиринговой системы;

6) отмена льгот предприятиям, которые правдами и неправдами получили многие из них на право не отдавать рубли государству;

7) политика сдерживания падения курса украинского карбованца;

8) интенсификация поиска источников валюты в первую очередь за счет аукционных продаж незавершенного строительства, бензозаправок и т.д.;

9) реализация программы переструктуризации экономических связей в интересах Украины;

10) отмена решения о фиксированном курсе карбованца по отношению к твердым валютам.

Ситуация критическая, но выход есть. Этими словами заканчивает В.Пинзеник.

4.    УКРАИНА И МИР

Последние события как на Украине, так и в двух наибольших соседних странах — России и Польше — сосредоточивались вокруг центральной проблемы демократизации посттоталитарных обществ — проблемы парламентаризма [15]. После анализа польских и российских реалий авторы статьи — И.Марков и О.Невелюк — задают вопрос: а какие же украинские перспективы? Консенсус политических сил и президента в вопросе о выборах дает определенные основания для оптимизма. Украина утратила шанс на развитие событий по восточно европейскому сценарию: приход к власти правых, структурные преобразования — полевение на новом социальном грунте. В то же время минимальны шансы Украины и на внезапное полевение. По многим причинам, в том числе и из-за чрезвычайной заидеологизированности специалистов. Будущий парламент, скорее всего, опять будет смешанным. При этом угроза распада страны будет оставаться и далее, если не удастся создать сильную исполнительную власть, ориентированную на реформы.

Отсутствие откровенной подписи Украины под договором об экономическом союзе на фоне решений украинского парламента и российской нестабильности будет стимулировать заинтересованность Запада, и прежде всего ЕС, освободиться от российского геополитического «колпака». А это предусматривает... по крайней мере помощь Украине в поддержке ее позиции активного нейтралитета. Европа боится возрождения Российской империи. В связи с этим возможно смягчение позиции ЕС в вопросе ядерного статуса Украины.

Реализация геополитических возможностей Украины зависит от нее самой. Во-первых, от способности сформировать власть реформ; во-вторых, от активной проевропейской политики; в-третьих, от восточной внешней политики, ориентированной непосредственно на субъекты Федерации России.

 

«Объединенная Германия и освобожденная Украина» — так назвала свою статью А.Лазарева [16]. Автор приводит данные о том, что объем торговых операций между Украиной и Германией на душу населения превосходит немецко-российский. ФРГ — приоритетный торговый партнер Украины после России. Именно Германия вложила в экономику Украины больше всего инвестиций (по некоторым данным, по 2 млрд. марок в 1992 и 1993 годах), наконец, на Украине открыты филиалы основных банков Германии, работают более 100 филиалов немецких фирм. Гельмут Коль сказал, пребывая на Украине: для нас есть два центра интересов в Восточной Европе — Москва и Киев.

Основные проблемы отношений это: 1) ожидание Германией ратификации Старт-1 и Лиссабонского протокола ВС Украины; 2) скандал, возникший при попытке захоронения в Украине экологически грязных отходов из ФРГ; 3) проблемы поселения немцев на юге Украины.

Автор пишет, что перспективы отношений будут зависеть прежде всего от положения на Украине, от состояния нашей экономики и внутриполитической стабильности страны.

 

* * *

Практически все политические силы Украины, эксперты, структуры власти откликнулись на события в Москве.

«... Расправа победителей с неугодными побежденными, похоже, преследует одну цель — заложить в России основы будущей диктатуры». Так пишет обозреватель «Киевских ведомостей» Л.Васильева, предваряя оценку событий лидерами украинских партий [17].

 

Александр Мороз, лидер Социалистической партии Украины:

— События в Москве — трагедия, и нет оправдания тем, кто привел к ней. Мы видим пока только ее начало. Причина ее — в форме и содержании реформ, экономической политике, не удовлетворивших большую часть людей.

— Поводом для конфликта в Москве стало антиконституционное решение Ельцина о запрещении деятельности парламента... Я считаю, что это был государственный переворот. Демократия, которая утверждает свою позицию с помощью танков и стрельбы по парламенту, — не демократия, а диктатура крайнего толка.

 

Валерий Мещеряков, один из лидеров Гражданского конгресса Украины:

— Значительная часть России сейчас полностью отстранена от участия в политической жизни. Никакой победы демократии в России нет. Она переживает трагические времена раскола, и деятельность команды Ельцина способствует этому.

— Ельцин одержал победу, тем не менее он вчистую проиграл. И проигрывать он начал давно. 21 сентября растоптал Конституцию, потом ввел в бой армию. Эта кровь не только на руках Руцкого, Хасбулатова и боевиков. Она на руках и у ельцинской команды.

— Наши национал-державники уже пытаются использовать ситуацию в своих целях. Но национал-радикалы умалчивают о том, что самой активной силой в мятеже выступали и национал-радикалы российские. Фашиствующие боевики — это же русские националисты. И наши, и их националисты — в равной степени шовинисты, поскольку украинцы — господствующая в количественном отношении нация на Украине. Но для меня уроки «московского восстания» таковы: необходим безоговорочный запрет всех незаконных полувоенных вооруженных формирований независимо от того, УНСО ли это или же прокоммунистические «рабочие дружины».

 

Степан Хмара, лидер Украинской консервативной республиканской партии:

— Для Украины и та и другая сторона конфликта в Москве является враждебной, и только слепцы могут поддерживать какую-либо из них. Такая поддержка противоречит нашим национальным интересам.

— Наши коричнево-красные и вся коммунистическая номенклатура, которая стоит у власти, сразу же хотели навести подобные порядки и здесь. Выступление по ТВ Кравчука свидетельствует об этом. Он хотел бы бороться против национал-патриотических сил и в то же время постоянно потакал и потакает проимперским и коммунистическим силам....Он представитель самого реакционного крыла партноменклатуры, которое всегда осуществляло террор на Украине. Плюс его поведение относительно формирования правительства. Оно настолько вызывающе, что комментариев не нужно. Кравчук легитимизирует мафию. Он хотел бы сейчас силовыми методами «накинуть намордник» на Украину, чтобы никто не смел пискнуть против, скажем, фантастического разграбления богатств Украины.

 

В другом номере этой же газеты опубликованы мнения и других политиков и официальные заявления партий [18].

«В Москве произошла попытка контрнаступления коммунистическо-имперских сил, — заявил в интервью корреспонденту «Рух-пресс» председатель Народного Руха Вячеслав Чорновил. — Дело уже не в том, конституционным был указ Ельцина или нет. Реваншисты использовали акции откровенного бандитизма, организовав кровопролитие на улицах российской столицы». Лидер Руха оценил действия Ельцина в этой ситуации как вполне правомерные.

«Фашистский, коммунистический путч в Москве еще раз напоминает нам уроки истории», — говорится в заявлении Украинской республиканской партии. «История учит: если мы хотим, чтобы на Украине не повторились голодоморы, интернациональные концлагеря и тюрьмы, Чернобыли и геноцид украинского народа, мы не должны быть равнодушными наблюдателями событий в России». УРП потребовала от правительства Украины, от президента немедленно укрепить восточные границы нашего государства (как это было в Приднестровье), чтобы кровавая бойня не распространилась на Украину, также потребовала немедленного выхода Украины из СНГ, членство в котором смертельно опасно для нашего государства: «В России идет бешеная борьба за власть, там царствует разнобой, анархия, фашистский шабаш, и Украина не должна позволить втянуть себя в хоть какие-нибудь экономические или другие союзы».

Христианско-демократическая партия Украины в своем заявлении выразила поддержку российской демократии. «Трагические события в Москве, — говорится в документе, — будем надеяться, убедительно доказали российским демократам, что потакание имперским шовинистическим силам, которые направляют свою преступную деятельность против молодых суверенных государств, порождает эффект правового бумеранга. Нельзя, борясь за демократию в стране, подрывать ее в соседних».

 

С заявлением выступил и И.Заец, председатель Народной Рады:

Из последних событий в Москве мы должны усвоить несколько уроков.

Первое. Нельзя недооценивать силу красно-коричневых, опасность, таящуюся в их деятельности. Действовать по отношению к ним надо активно и принципиально. Эти люди не имеют совести, и свой народ они рассматривают только в качестве рабов или пушечного мяса. Новые жертвы в Москве — это плата за беспечность и непоследовательность российских властей и российского общества в деле справедливого наказания гэкачепистов.

Второе. Национально-демократическим силам на Украине, всему украинскому народу нельзя ни на мгновение расслабляться перед угрозой реставрации российской империи, реставрации коммунистической тоталитарной системы как в России, так и на Украине. Российские красно-коричневые и украинские краснокоричневые действуют согласованно и рассчитывают на поддержку друг друга. Малейшие антидемократические, антигосударственные действия красно-коричневых должны немедленно получить самый решительный отпор граждан Украины и структур власти.

Третье. Смута в России будет продолжаться достаточно долго. Она будет проявляться в различных формах. В России еще достаточно долго будет доминировать революционное право. Поэтому Украина, в первую очередь украинская власть, должна окончательно определиться в сторону Запада, переориентироваться на реальное вхождение в Европу в политическом, экономическом аспектах. Украина не должна лишиться своего ядерного оружия до того времени, пока не будет создана надежная система обеспечения национальной безопасности. Украина должна немедленно выйти из СНГ, осуществлять активную политику на участке региональной интеграции в южном и западном направлениях. Украине требуются немедленные радикальные политические, экономические и социальные реформы в интересах всего народа. Без них она является чрезвычайно уязвимой для любых нежелательным внешних влияний, и в первую очередь с востока.

Четвертое. События в Москве еще раз засвидетельствовали неэффективность и даже ошибочность политики западных государств по решению проблемы нестабильности в бывшем СССР. В системе мер, в частности во время помощи посткоммунистическим государствам, недооценивалось значение государств так называемого «ближнего зарубежья».

 

Успели опросить и простых граждан [19] (данные по Киеву):

1. Знаете ли Вы, что произошло в Москве?

Да — 100%

Нет — 0%

 

2. На чьей Вы стороне?

На стороне Ельцина — 77,50%

На стороне Хасбулатова и Руцкого — 1,50%

Трудно сказать / Отказ от ответа — 21,00%

 

3. А кто, на Ваш взгляд, виноват в том, что события переросли в вооруженный конфликт?

Ельцин — 8,50%

Руцкой и Хасбулатов — 43,00%

И те и другие — 36,50%

Кто-то другой (третья сторона) — 2,50%

Трудно сказать / Отказ от ответа — 9,50%

 

4. Как известно, президент Украины Леонид Кравчук поддержал действия Бориса Ельцина по «наведению порядка» в Москве. Ваше отношение к позиции президента Украины?

Поддерживаю линию президента в этом вопросе — 76,00%

Считаю, что он должен был воздержаться от поддержки какой-либо из сторон в Москве — 8,00%

Осуждаю линию президента — 4,00%

 

5. Какое влияние будут иметь эти события в Москве на развитие политической ситуации на Украине?

Отношения между Россией и Украиной ухудшатся — 5,50%

Это даст толчок активности коммунистов и социалистов — 7,50%

Кравчук введет прямое президентское правление — 6,50%

Это будет содействовать объединению демократических сил Украины — 15,50%

Коммунистический заговор станет реально возможным — 7,50%

Армия, Служба безопасности, милиция будут иметь больше веса в обществе — 5,50%

Политические и экономические реформы наконец-то начнут проводить в жизнь — 19,50%

Это не будет иметь никакого влияния — 14,00%

Меня это вообще не волнует — 1,50%

Трудно ответить / Не знаю — 27,50%

 

6. Возможен ли подобный вооруженный конфликт на Украине в ближайшее время?

Да — 21,50%

Нет — 69,50%

Трудно сказать / Отказ от ответа — 9,00%

 

Газеты сообщили также о позиции крымской русской прессы — «Крымской правды», «Крымских известий», «Флага Родины», «Народной трибуны». Практически все они выступили против действий Б.Ельцина, поддержали ВС Хасбулатова — Руцкого [20].

5.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

В журнале «Полiтика i час» за февраль 1993 г. напечатана статья В.Маркуся (профессора университета им.И.Лойолы в Чикаго (США), специалиста по международному праву) «Атрибут самостiйной держави. Зовнiшня полiтика сучасной Украйни: деякi принципи та актуальнi проблеми».

Автор отмечает, что внешняя политика является атрибутом независимого государства. (УССР не имела своей внешней политики.)

Определяет цели внешней политики и указывает, что эти цели держава должна достигать, руководствуясь как национальным интересом, так и общепринятыми в мировом сообществе принципами.

В статье перечислены эти принципы.

Успешная реализация целей внешней политики зависит от ряда факторов, таких, в частности, как геополитическая ситуация, экономический и военный потенциал, человеческие ресурсы и их качество, политическая система и культура и, наконец, идеи и концепции, которые общество желает реализовать в своей внешней политике.

Эти факторы рассмотрены в отношении Украины.

Хроника внешней политики

5 октября В.Дурдинец принял делегацию Немецкого фонда международного сотрудничества во главе с Луйо Фаде. Делегация прибыла в Киев для участия в научной конференции «Правовая система Украины: теория и практика».

5 октября в Киеве продолжался украинско-японский семинар, на котором обсуждался опыт Японии в развитии рыночной экономики.

Киев посетил известный американский финансист и общественный деятель Джордж Сорос. Благодаря его финансовой поддержке на Украине созданы международный фонд «Вiдродження», Международный научный фонд, Киево-Могилянская академия и другие организации.

 

6 октября Д.Сорос имел беседы с Леонидом Кравчуком, обсуждались вопросы воссоздания государства Украина и становления открытого демократического общества.

Делегация Украины участвовала в работе 48-й сессии Генеральной ассамблеи ООН. А.Зленко, возглавлявший делегацию, в выступлении на Пленарном заседании затронул широкий круг проблем, стоящих перед международным сообществом.

А.Зленко встретился с госсекретарем США, с министрами иностранных дел Франции, Туниса, Албании, Афганистана, Венгрии, Испании.

 

9 октября Л.Кравчук встретился с кардиналом Акилле Сильвестрини. Кардинал подчеркнул, что все конфессии должны содействовать становлению государственности Украины, духовному обогащению народа. Кардинал намерен посетить греко-католические и римско-католические общины Киева и западных областей Украины, наладить контакты с другими христианскими конфессиями.

На Украине находилась делегация Германии, возглавляемая уполномоченным федерального правительства по вопросам оказания технической помощи странам Восточной Европы Вальтером Киттелем.

 

19 октября в Турции вице-премьер-министр Украины Н.Жулинский встретился с Вселенским Патриархом Варфоломеем. Он передал личное послание Л.Кравчука. В беседе обсуждались предпосылки оздоровления религиозной обстановки на Украине.

 

20 октября Чрезвычайный и Полномочный Посол США в Украине Уильям Грин Миллер вручил верительные грамоты Л.Кравчуку.

 

21 октября по поручению правительства Посол Украины в США О.Белорус подписал Протокол о вступлении Украины в международную финансовую корпорацию — одну из организаций Всемирного банка, которая способствует развитию частного сектора экономики.

 

22 октября Л.Кравчук отбыл в ФРГ для участия в работе форума Бертельсманна. Президент проведет также ряд деловых встреч с немецкими государственными деятелями и предпринимателями.

На Украине с трехдневным визитом пребывал министр иностранных дел Вьетнама Нгуень Мань Кам. Были подписаны совместные украинско-вьетнамские документы. Вьетнамский министр был принят Кравчуком и участвовал в церемонии открытия посольства СРВ в Киеве.

 

24 октября прибыл на Украину госсекретарь США Уорен Кристофер, известный в мире как специалист по урегулированию сложных ситуаций. Обсуждались проблемы выполнения Украиной обязательств по уничтожению ядерных вооружений и установлению статуса безъядерной державы.

6.    ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ

Начиная предвыборную кампанию, ряд партий и движений национал-демократического направления опубликовал Заявление о сотрудничестве во время выборов в ВС [30].

Считая, что основная опасность для Украины заключается в возможной победе на выборах проимперских и крайне левых партий (коммунистов и Ко) подписанты согласовали совместные действия в избирательной кампании:

а) добиваться нового избирательного закона, обеспечивающего смешанную или пропорциональную систему выборов;

б) стремиться к выдвижению одного кандидата от подписавших заявление;

в) там, где такое не удается, отказаться от борьбы друг с другом; действовать по принципу: за себя агитирует каждый сам, против коммунистического кандидата — все вместе;

г) при поэтапных выборах на втором этапе объединять усилия.

Подписи: Народный Рух Украины, Демократическая партия Украины, Партия демократического возрождения Украины, Украинская крестьянско-демократическая партия, Новая Украина, Конгресс украинских националистов, Мемориал и другие.

 

«Независимость» [31] напечатала ряд материалов, рассказывающих о позиции Христианских демократов Украины.

В.Журавский, председатель ХДПУ, «Империи легко не сдаются» — так называется его статья.

«Империи, в отличие от наций,... сами из пепла не возрождаются. Тогда как же на пепелище, оставшемся от «Союза нерушимых республик свободных», возвести нового двуглавого монстра?

Есть несколько путей. Наиболее прямой и многократно испытанный, в том числе и Россией, — «разделяй и властвуй». И вот заполыхали на окраинах бывшей империи вооруженные конфликты. Сценарий везде один и тот же. Сначала идеологическая, финансовая и военная подпитка сепаратистских настроений. Дальше — кровавая драма, и на финише... появляется миротворец в лице бывшей метрополии: или целуешь ручку и получаешь благословение на вступление в новый союз, или идешь копать самому себе могилу. Копать все равно придется, ибо вхождение под «царский венец» тоже закончится смертью, но не только государственности и самостоятельной политики. И эта, бескровная, смерть выглядит предпочтительнее смерти тысяч реальных сограждан. Так поставлены на колени Молдова, Грузия, Азербайджан.

Возможен ли такой сценарий для Украины? Сейчас нет. Пока на ее территории находится ядерное оружие, какой бы заманчивой ни казалась Москве перспектива открыть здесь «фронт» — на этот шаг она не то что не решиться, Запад не даст... Так что, «город может спать спокойно»? Нет. Еще сильны ностальгические воспоминания о бывшей жизни в «едином и могучем». «Возвратные» настроения искусственно подпитываются мнимой необходимостью восстановления разорванных связей, из-за которых, мол, все нынешние беды. При этом стыдливо умалчивается, что свыше 60% этих связей приходилось на военно-промышленный комплекс...

За дымовой завесой «экономического союза» простому человеку трудно различить уже почти выстроенную крепость с опущенным перекидным мостиком. Как только мы туда войдем, страже вмиг свистнут и ворота захлопнутся. И пойдем мы строить новые БАМы, разрабатывать новые месторождения в Сибири, охранять огромную государственную границу, финансировать и даже принимать участие в региональных войнах по расширению империи.

А на своей земле опять будет царить запустение. Так нужно ли и нам, вместе с уже сломленными республиками, становиться на колени и раздувать еще не окончательно погасшие остатки бывшего Союза, чтобы из вновь вспыхнувшего огня, мощно взмахнув крыльями, взлетела двуглавая имперская птица?»

 

Начал выпускать свою газету Гражданский конгресс Украины — одно из самых влиятельных политических течений на востоке страны. В первом же номере газеты опубликовано «Обращение к ВС, Президенту и правительству Украины». Приведу некоторые положения [32].

«Стратегические просчеты в политике официального Киева сегодня уже вполне очевидны. Главный из них — это ставка на национализм, намеренное преувеличение его значимости в украинском обществе....Население Украины, как и в 1918 г., в большинстве не приемлет национализма, тем более национализма галицийского толка, с его агрессивностью, неприятием православия, русофобией, с его враждебностью к России и требованиями изоляции Украины от нее...

Назрел и вопрос ответственности: авторы и исполнители этой политики, обещая народу процветание, могли и обязаны были предвидеть и ее последствия, в частности, нынешнюю катастрофическую ситуацию в обеспечении Украины энергоносителями — газом, нефтью, ядерным топливом, углем.

Мы предлагаем:

1. Расформировать части Национальной гвардии; приостановить оборудование госграницы с Белоруссией и Россией, а также развертывание погранвойск вдоль нее...

2. Отказаться от планов построения унитарной Украины, но форсировать разработку законодательства и переход к федеративно-земельному ее устройству...

3. Отказаться от инициирования или поддержки... политических интриг, в частности СНГ...

Мы убеждены: только... укрепляя Евразийское Содружество, Украина преодолеет нынешний кризис и, имея надежную опору в этом Содружестве, широко и мощно выйдет на мировую политическую и экономическую арену.».

 

Опубликовано и заявление Провода (руководства) Конгресса украинских националистов — протест против регистрации в Министерстве юстиции Украины коммунистической партии [6-4].

«Легализация компартии адекватна легализации фашистской партии, так как и российский коммунизм, и немецкий фашизм ставили перед собой одну цель — не допустить само существование Украинского государства», — сказано в заявлении.

И далее: «Легализация компартии — это глумление над миллионами расстрелянных и замученных, над неутихающей болью и памятью украинского народа».

 

* * *

Ряд газет, но чаще других «Независимость» и «Киевские ведомости» [34] публикуют материалы о деятельности УНСО, других правых. Приведу цитаты:

«Сентябрь 93-го года. По улицам Киева маршируют люди в воинском камуфляже, кованых ботинках. У каждого левая рука перехвачена красно-черной повязкой: на четырех лучах выделяются четыре буквы — УНСО. Украинская народная самооборона проводит очередную акцию в ходе пикетирования Верховного Совета Украины».

 

Официальная справка Министерства юстиции: Поскольку положение Устава УНСО не соответствует Конституции и законодательству Украины, 15 мая 1992 года Минюст отказал ему в регистрации. На сегодня это объединение не легализовано (официально не признано).

 

Авторитетное мнение руководителя Службы безопасности Украины Евгения Марчука:

— У нас нет механизма принудительного роспуска незарегистрированной организации и не предусмотрена ответственность организаторов. Правоохранительные органы направили предложение Верховному Совету о необходимости внесения дополнений в действующее законодательство — никаких изменений не внесли...

 

Из выступления заместителя главнокомандующего УНСО Дмитрия Корчинского у здания Верховного Совета 21 сентября:

«...Нация сформировала свой авангард. Нация видит свой авангард. Авангард прошел первые бои. Эти первые бои авангард прошел успешно. Враг понес значительные потери. Враг относится более серьезно к нам, чем наш народ!»

 

А.Шкиль (УНА): «Украина для украинцев! Только оружием и силой украинского духа мы очистим Украину от той нечисти, которая заселяет ее сегодня».

 

И.Коцюруба (незарегистрированная социал-национальная партия): «Я давно мечтаю устроить варфоломеевскую ночь во Львове для русских. Но понимаю, что пока для этого еще недостаточно сил».

 

Д.Корчинский: «Слова, которые кричали сегодня: «УНА — к власти!», сбудутся скоро. УНА встанет у власти, а УНСО будет наводить порядок».

 

«Необходимо запретить все военизированные и силовые формирования, не предусмотренные законом и Конституцией, так как они в экстремальной ситуации могут быть использованы политическими силами против собственного народа», — заявил 4 октября президент Кравчук в интервью украинскому телевидению. По его распоряжению Генеральная прокуратура подала на рассмотрение ВС дополнение к Уголовному кодексу об установлении ответственности за наемничество и создание незаконных военизированных формирований [35].

 

А тем временем пресса рассказывает о все новых военизированных группах в Галиции, угрожающих своим оппонентам, устраивающих погромы демократам, национал-демократам.

Речь и о «Варте Руха» (охране Руха), оторвавшейся от него и ушедшей под знамена незарегистрированной социал-национальной партии, «Народных загонах» (отрядах) Чрезвычайного комитета спасения нации и державы (С.Хмара)...

О запугивании и шантаже ряда львовских организаций — газеты «Пост-Поступ», «Товариства Лева», студенческих организаций рассказано в материале О.Покальчука [35].

 

(Мне уже приходилось неоднократно писать о том, что партии представляют лишь часть гражданского общества. Поэтому важно внимание и к менее структурированным группам, особенно в условиях кризиса, к рабочему движению — Л.Ф.)

 

Приведу данные социологов о настроениях в шахтерской среде — дата опроса 09.93 [35а].

57% опрошенных считают забастовку нормальной формой протеста в нынешних условиях, 36% придерживаются противоположного мнения.

В случае невыполнения правительством требований забастовщиков 66% готовы возобновить забастовку, 7% готовы пойти на другие действия гражданского неповиновения, вплоть до военных действий.

27% считают, что никто не сможет улучшить ситуацию, 17% надеются на правительство, 9% — на президента, 6% — на ВС.

Идею регионального самоуправления поддерживают 64% опрошенных, 67% считают правильным введение двух государственных языков.

Понятно, что рабочий класс Донбасса имеет слышимый голос в политической жизни Украины.

7.    АРМИЯ. БЕЗОПАСНОСТЬ

Последние события на Украине (рост социальной напряженности, ухудшение криминальной обстановки, резкое падение жизненного уровня, негативные процессы в экономике) и за ее пределами (внешние угрозы суверенитету государства, связанные с территориальными претензиями) вынуждают безотлагательно решать проблемы национальной безопасности. Соображениями по этому поводу делится исполняющий обязанности секретаря Совета национальной безопасности при президенте Украины Валерий Картавцев:

— нужна целостная сбалансированная система защиты человека, общества и государства, в основе которой — государственная политика гарантии национальной безопасности;

— разработкой и воплощением в жизнь такой политики должен заниматься независимый от министерств и ведомств орган — Совет национальной безопасности;

— нужно на политическом уровне определить концептуальные принципы национальной безопасности;

— необходимо разработать и принять закон «О национальной безопасности Украины» [36].

 

* * *

Вопрос национальной безопасности рассматривался на закрытом заседании Верховного Совета 19 октября. Был утвержден (третий по счету) проект военной доктрины Украины, который положил конец дебатам по многим спорным вопросам. Стали известны общие положения докладов силовых министров по повестке закрытого заседания.

Председатель СБУ Е.Марчук обратил внимание на две иллюзии, которые не мешало бы развеять и общая суть которых сводится к следующему:

К 2000 году этнополитическая ситуация в странах Центральной и Восточной Европы не только не стабилизируется, но и усугубится прежде всего по причине экономического кризиса.

Надежда на всемогущество международного права в спорных вопросах (в частности, территориальных) напрасна. Был поставлен вопрос о незаконных военизированных формированиях как о дестабилизирующем внутреннем факторе национальной безопасности и предложено принять закон, привлекающий эти группировки к ответственности.

Вице-премьер по вопросам ВПК В.Шмаров обрисовал безрадостное состояние дел в обороне и материально-техническом обеспечении армии [37].

 

* * *

27 сентября В.В.Дурдинец встретился с делегацией НАТО. Речь шла, в частности, о деятельности Верховного Совета в деле гарантирования Украине внешней безопасности и создания правовых основ и предпосылок внутренней стабильности. Была изложена позиция Украины по вопросам ядерного разоружения [38].

 

* * *

Для действительного установления баланса в украинско-американских отношениях необходимы две вещи: ратификация договора «Старт-1» и выработка правительством программы по выходу из кризиса. Оттягивание решения этих вопросов не только сдерживает инвестирование западных государств в экономику Украины, но и вместо имиджа европейского миротворца создает Украине имидж потенциального агрессора [39].

 

* * *

Отставка К.Морозова согласно поданному им заявлению с поста министра обороны вызвала целый ряд публикаций в прессе. Причиной освобождения К.Морозова явились выступление с резкой критикой возможности продать украинскую часть Черноморского флота и его заявления о разделе флота и выводе из украинских портов российских ВМС, что в корне расходится с позицией президента. И хотя просчетов в работе министра обороны было немало, освобождение его от должности еще более ухудшит ситуацию в войсках, что в условиях крайней нестабильности в России представляет и серьезную угрозу Украине [40].

 

* * *

Газета «Независимость» (В.Пиховшек, УПрессА), однако считает, что отставка К.Морозова ожидалась давно и причин тому было много. Среди прочих названы и произвол в армии, и активная политическая проукраинская позиция Морозова, и возросшая популярность, позволившая конкурировать с Кравчуком. Назначение министром В.Радецкого, как считает автор, не принесет положительных результатов. Эффективным механизмом контроля над армией было бы назначение министром обороны гражданского лица, однако прогресс в этом направлении еще и не начинался [41].

 

* * *

Сегодняшние проблемы военно-промышленного комплекса, и в частности радиоэлектронного комплекса обсуждаются в статьях на страницах «Урядового курьера» [42]. В условиях экономического кризиса предприятия радиоэлектронной отрасли допустили резкий спад общих объемов производства товарной продукции. Причины тому как внутриотраслевые, так и общие. Это и отсутствие на Украине необходимой сырьевой базы и материалов, и разлад финансово-кредитной системы, значительное повышение цен на энергоносители, но главное, обвальная конверсия военного производства. Сейчас только 4% от общего объема производства составляют военные заказы (по сравнению с прежними 50% и выше). Кроме того, специалисты считают, что экономическая обособленность от России никак не на пользу. Обсуждается целый ряд проблем конверсии — решение их позволило бы снять двуединую проблему: насытить продовольственный сектор потребительского рынка Украины и обеспечить работу высвобожденных в ходе конверсии научно-исследовательских институтов и промышленных производств ВПК.

8.    НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Украина отметила 60-летие голодомора, который, по разным мнениям ученых, унес либо 5 млн., либо 6-7 млн. граждан. Журнал «Полiтика i час» дал обзор публикаций по этой теме, которая насчитывает уже около 10 тыс. книг и статей. В публикации дается обзор прессы и дипломатических сообщений иностранных корреспондентов тех лет, историография западных источников и изложение основных версий причин трагедии [43].

Конечно же основные публикации — о сегодняшних проблемах. Газеты возвращаются к проблеме Черноморского флота. Автор публикации в «Голосе Украины» Н.Гук [8-2] пишет, что очевидна стратегия России:

1. Черноморский флот поднимает андреевские флаги и делает своей базой Севастополь.

2. В присутствии и при поддержке флота в Севастополе побеждает референдум о российском статусе города.

3. После Севастополя подобный референдум происходит в Крыму и результат тот же — присоединение к России.

4. На южных территориях Украины возникает Новороссия, и под угрозой расчленения и гражданского кровопролития Украина подписывает новые «Переяславские статьи»...

Сколько шовинистов по обе стороны украинско-российской границы об этом мечтают, самоотверженно для этого работают. Их планы, как это ни прискорбно, начинают сбываться. Самые рьяные из них преждевременно празднуют победу, публично проводят театрализованные циничные похороны нашей независимости, ликуют под лозунгом: «Отстояли российский флот, отстоим и Севастополь»...

Рано, господа, нас хороните. Вы можете, как это делали уже не раз за свою историю, обмануть наших руководителей, кого-то подкупить, а кого-то и запугать, но народ... вам ни обмануть, ни победить... Ибо это не просто корабли и береговая инфраструктура — это наша свобода и свобода наших соседей, это наши принципы, это пот и кровь нашего народа, это его достоинство. Эти ценности ни отдаются в аренду, ни продаются.

* * *

Следующая публикация газеты «За вiльну Украйну» [45] названа «Одесские федералисты ступили на «приднестровский путь»». В ней хронология действий Одесского облсовета, расцениваемая газетой как хроника шагов по разрушению целостности Украины:

— требование освободить Одессу от необходимости присутствия в регионе представителя президента;

— подготовка юридического основания для превращения области в самостоятельный регион с правами на уровне российских автономий;

— угрозы проведения референдума с требованием расширения экономико-правовых полномочий областных властей;

— инициатива создания южноукраинской ассамблеи, объединяющей области юга и Крым.

* * *

Проблема отношений с Россией в центре внимания еще одной публикации — «Из Донецка с любовью» [46].

Донецкий облсовет потребовал от Верховного Совета Украины решить вопрос об обязательном вхождении страны в экономический союз со странами СНГ с последующим вхождением в рублевое пространство.

Прокомментировать это требование корреспондент Нина Рыкова попросила выступивших на сессии со своими аргументами за экономический союз заместителя председателя Донецкого горисполкома Юрия Болдырева и доктора экономических наук, профессора Галину Губерную.

 

Ю.Болдырев:

— Нужно ли нам входить в экономический союз? Да! Сегодня мы еще можем войти, а вот завтра уже будем в него вползать...

На сегодняшний день Россия является самым крупным кредитором Украины. Россия постоянно на протяжении двух лет нашей независимости предоставляет нам громадные технические кредиты для закупки нефтепродуктов, леса и других традиционных сырьевых ресурсов, которые мы оттуда ввозим.

Мы берем это у России в долг. По итогам 1992 года государственный долг Украины России составил более 2 млрд. долларов. Поэтому другого пути у нас просто нет. Экономический союз все равно будет. И сегодня наш путь туда будет более легким, чем завтра...

И те, кто держится за идею, что Украина — одно из первых европейских государств, — люди, ничего не понимающие в экономике, у которых есть мечта о национальной свободе, но у которых нет ни образования, ни здравого смысла, чтобы эту мечту осуществить. Идея эта провалилась.

 

Т.Губерная:

— Необходимо решить глобальный вопрос — об экономической судьбе Украины... На сегодня Украина на 40% потеряла рынки в России. Украина теряет положение транспортной артерии для стран Содружества... Украина теряет духовный потенциал.

Кому это выгодно, а кому невыгодно? Союз с другими государствами выгоден тем, кто производит, потому что это поставки, это доходы, рабочие места, оплата труда, это выгодно наемным рабочим, которые знают, сколько они получат завтра и на что им жить. Это выгодно и предпринимателям, которые забудут свою зубную боль — таможни, заслоны, декларации.

Невыгодно это политикам, которые никогда собой ничего не представляли и не представляют... Это невыгодно криминальным структурам... А если думать об Украине всерьез, с любовью к ней, то остается один путь — путь ее открытости.

И комментарий от редакции.

— Не спорим, единственный выход из тупика, действительно, путь открытости. Вопрос в том, что под ним подразумевать. Похоже, в Донецке всерьез думают, что это путь в имперские объятия старшего брата. Одно утешает — думают с любовью к Украине.

 

В конце сентября перемирием окончился конфликт в Мукачево между местным населением и цыганами. Вначале все было типично: бытовая драка, которая переросла в противостояние. В отместку за своего изрядно побитого (до реанимации) парня группа в 30-40 человек с автоматами прибыла, чтобы наказать цыган (в лагере их было около 15-17 тысяч). Правоохранительным органам и местным властям удалось договориться со сторонами о перемирии. Характерны при этом нарождающиеся мифы о том, что «цыгане» покупают Мукачево, как перед тем «купили» Ужгород [47].

 

В октябре была создана еврейская городская община г.Киева. В плане работы общины: благотворительность, содействие еврейскому образованию, популяризация традиций, представительство. Лидером — главой общины выбрали Главного раввина Украины р.Я.Блайха [48]. Эта же газета сообщила о конференции европейских раввинов, состоявшейся в г.Киеве в октябре с.г.

В этом же месяце прошла научная конференция, посвященная 60­летию процесса Бейлиса. Около 40 докладчиков в течение 2 дней возвратили нас к одному из самых громких антисемитских процессов века. К сожалению, конференция носила скорее академический характер — общественное звучание ее было минимальным.

 

А тем временем тема актуальна: со статьей «Антисемитизм на Украине» (экспресс-анализ, апрель 1993 года) выступил А.Бураковский [49]. Вот только некоторые факты из этой публикации:

Из литературно-художественного и общественнополитического журнала монархистов Украины «Монархия и Украина» №3, 1992 г.: «Что нас ждет завтра? Полная ревизия ожидовленной эпохи... Или беспощадная бескомпромиссная борьба за наше выживание и сохранение всего славянского мира... или неминуемая смерть, гибель нации, если мы не осознаем, что за всеми нынешними доктринами и идеологиями стоит враг всего славянского мира — жидовизм...»

Сообщает «Киевский вестник» (26.02.93 г.): «На последней сессии горсовета г.Ровно член УРП Шкуратюк с удивительной откровенностью и цинизмом заявил: «Я горжусь тем фактом, что среди 1500 карателей в Бабьем Яру было 1200 полицаев ОУН и только триста немцев...» — и ему аплодировали».

«Нескорена нацiя» (№3, 1993 г.): «Израильское правосудие вот уже 7 лет издевается над Иваном Демьянюком только потому, что он украинец».

В том же номере газеты опубликована программа Всеукраинского политического объединения «Державна самостiйнiсть Украйни» (ДСУ). В п.4.5 читаем: «ДСУ борется за строительство национального целостного соборного государства на украинских этнических землях, где источником власти будет украинская нация».

 

В этот же ряд может быть поставлена и очередная антисемитская публикация газеты «За вiльну Украйну» [50]. Ссылаясь на книгу А.Дикого «Евреи в России и СССР» приводятся цифры участия евреев в высших органах управления 1917-1921 гг. — 83%. Затем, ссылаясь, еще на один «безупречный» авторитет журнал «Молодая гвардия» (№1-89), приводятся фамилии евреев — сотрудников карательных органов — 90% — поименно: Каганович, Ягода, Гай, Миронов, Френкель и т.д. (Просвещение галичан по еврейскому вопросу идет полным ходом — наверстывается упущенное в предыдущие годы. За потоком антисемитской литературы было затишье периода демократизации (1987-1990 гг.), а теперь опять, как в былые времена. — Л.Ф.)

 

Эксперт УНИАН С.Киселев, задавая вопрос «Растет ли антисемитизм на Украине», отвечает совершенно однозначно: «Да» — и приводит все новые факты этого: на конференции «Украинский демократический национализм против великорусского шовинизма» провозглашается: «Еврейские нацисты, создав голод 1933 года, уничтожили несколько миллионов украинцев и стали тут ни при чем». В этом же ряду деятельность юдофобской Украинской национальной ассамблеи, которой никто не мешает разжигать ненависть. И еще многие факты, которые свидетельствуют: основание для юдофобии готовится основательно. А власти или не замечают, или, а это еще опаснее, делают вид, что не замечают. Понятно, что это беспокоит евреев, да и далеко не только их.

9.    ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

«На Украине с правами человека все хуже и хуже» — так озаглавлено интервью обозревателя «Республики» Ольги Анисимовой с единственным на Украине независимым экспертом ООН Комиссии по правам человека Владимиром Буткевичем.

Сравнивая права граждан Украины с правами населения других государств Западной Европы, В.Буткевич, в частности, отметил:

— У нас дикая правовая система, принятие некачественных законов все больше сказывается на правах людей. Законы в независимой Украине вместо правовых норм, обязанностей, прав, гарантий зачастую пестрят призывами и лозунгами. Огромное количество размытых, нечетких обозначений.

Другой недостаток нашего законодательства — юридические фикции и юридические презумпции. Это касается, в частности, законов об образовании, об информации и др.

В нашей правовой системе преобладают нормы запрета. В то время как система права может развиваться нормально только тогда, когда в ней не меньше 50% норм разрешения, а остальные — нормы запрета и нормы, которые обязывают.

 

О ратификации международных отношений:

— Мы присоединились далеко не ко всем соглашениям по правам человека, как об этом у нас говорят (по количеству ратифицированных пакетов Украина занимает приблизительно 50-е место). И даже те, что ратифицированы, умудряемся нарушать, а именно:

— пакты, как правило, не публикуются совсем либо очень малым тиражом, а граждане должны быть широко информированы об этих соглашениях;

— мы принимаем законы, которые не соответствуют нашим международным обязательствам. Это касается длительности рабочей недели (у нас она 41 час вместо положенных 40), переноса отпуска на следующий год, сельхозработ для детей, школьников, студентов и пр.

Следует создавать независимые законодательную и исполнительную власти, а также судебную власть, которой у нас вообще нет. Ведь наш суд — это не орган для защиты прав человека, как во всем мире, а карающий орган, отметил в заключение В.Буткевич [51].

 

Журнал «Полiтика i час» [52] опубликовал материалы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе — Хельсинкский документ 1992 года — «Вызов времени перемен».

Хельсинкские решения состоят из 5 глав.

I глава — Укрепление институтов и структур СБСЕ.

II глава — Верховный комиссар СБСЕ по делам национальных меньшинств.

III глава — Раннее предупреждение, предотвращение конфликтов, регулирование кризисов (включая миссии по установлению фактов и миссии докладчиков и деятельность СБСЕ по поддержанию мира), мирное урегулирование споров.

IV глава — Отношение с международными организациями, отношение с государствами, которые не принимают участия, роль негосударственных организаций.

V глава — Форум СБСЕ по сотрудничеству в области безопасности.

Каждая из глав четко и конкретно определяет действие как соответствующего должностного лица, так и сторон-участниц.

 

«Права человека: знать их, требовать их, защитить их» — эти строки стали основополагающими в выступлении министра иностранных дел Украины А.Зленко на пленарном заседании II Всемирной конференции по правам человека (14-15 июня 1993 г., Вена).

Подготовку и ход конференции в Вене по правам человека, а также принятые на ней решения прокомментировала по просьбе редакции журнала «Полiтика i час» начальник отдела прав человека Министерства иностранных дел Украины Нина Ковальская [53].

Это же событие освещено в журнале «Новое время». Один из ведущих международных экспертов в области прав человека, глава юридического факультета Венского университета Феликс Эрмакоре, с сожалением констатирует: «Для предотвращения бесправия, которое, несомненно, имеет место в ряде стран, у международного сообщества нет действенного инструментария. Оно до сих пор так и не смогло найти средств для предотвращения и тем более пресечения творящихся там безобразий и беззакония» [54].

 

Дрогобычский городской совет вынес решение о запрете печатания и распространения ряда изданий, в том числе и «Киевских ведомостей». Прокомментировать действия горсовета с точки зрения закона корреспондент газеты попросил министра юстиции Украины В.Онопенко. Вот что он сказал: «Никто не может ограничивать права граждан в выборе форм и источников получения информации... Если же местный Совет нарушил закон, то обжаловать это можно либо в вышестоящем органе, например в облсовете, либо в суде» [55]. Редакция газеты так и поступила, обратившись с официальным запросом в Генеральную прокуратуру Украины по поводу нарушения закона «О печатных средствах массовой информации (прессе) на Украине» и нарушения прав человека — журналистов газеты и ее читателей [56].

О грубом нарушении прав человека свидетельствует факт ареста, а затем жестокого издевательства и насилия в Киевской тюрьме по отношению к 19 студентам-львовянам, участникам пикетирования Верховного Совета Украины [57].

Дни скорби и памяти жертв голодомора 1932-1933 гг. завершились в стенах парламента официальной передачей Верховному Совету Украины копий документов, собранных при содействии мировой общественности усилиями украинцев диаспоры. За преступление против человечества, по выводу Международной комиссии расследования голода на Украине, государство Россия как наследник СССР должно выплатить Украине компенсацию за причиненное преступление. Так трактует события газета «За вiльну Украйну» [58].

Газета «Независимость» обратилась к Службе безопасности Украины с официальным заявлением в связи с неоднократными угрозами в адрес журналистов газеты со стороны организации «Нескорена нацiя». Журналисты надеются, что деятельности последней будет дана правовая оценка, а корреспонденты будут защищены государством [59].

 

Верховный Совет Украины утвердил Концепцию Национальной программы ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты граждан на 1994-1995 годы и период до 2000 года. Главной темой программы является защита человека, его здоровья, в связи с чем будут приняты меры по обеспечению населения экологически чистыми высококачественными продуктами и лечебными средствами, будет реализована система льгот и компенсаций пострадавшим лицам с учетом целевой направленности этих мер на улучшение состояния здоровья населения, планируется регулярно информировать общественность о медико-экологическом состоянии территории проживания и осуществления программы и т.п [60].

 

Актуальные вопросы безопасности населения при возможных техногенных авариях и катастрофах поставлены в статье А.Степаненко и Ю.Маневича «Абсолютной надежности быть не может, но управлять риском необходимо».

Учитывая, что Украина перенасыщена потенциально опасными объектами, авторы считают целесообразным сформировать государственную научно-техническую программу «Безопасность населения и народнохозяйственных объектов», а учитывая особое значение защиты человека и окружающей среды, считают, что Украина должна присоединиться к Конвенции ООН о трансграничных последствиях промышленных аварий [61].

 

Из всех республик бывшего СССР положение детей на Украине самое тяжелое... Детская смертность очень велика. На Украине умирает нация. Эти страшные слова сказаны председателем Всеукраинского комитета защиты детей Натальей Петровой. Она считает, что на Украине необходима программа защиты детей. Душевное состояние детей, живущих в детских домах и интернатах, таково, что они не способны нормально развиваться. Дети там находятся на государственном содержании, но не воспитании. В спецшколах царит произвол, который не имеет названия. Права ребенка здесь нарушаются грубейшим образом.

Вокруг прав ребенка — сплошные белые пятна. Например, ребенок имеет право на первоочередной доступ к передовым методам лечения. Но на деле при такой страшной болезни, как лейкоз, он остается один на один со смертью. Родители должны сами доставать валюту на лечение за границей.

Очень много новорожденных на Украине умирает от отсутствия детского питания. По количеству абортов Украина держит первое место в мире [62].

 

На Украине разработан законопроект «О психиатрической помощи и охране здоровья», касающийся прав психиатрических больных, наркоманов, алкоголиков. По мнению международных экспертов, украинский законопроект соответствует международным стандартам в данной области [63].

 

«А кто же защитит банкиров?» — под таким заголовком опубликована статья, в которой обсуждаются проблемы создания комплексной системы безопасности кредитно-финансовых структур [64].

 

О проблемах, с которыми сталкивается слепой человек, говорит председатель Донецкого областного отделения Украинского общества слепых Л.И.Горобец.

Сегодня, как никогда, тяжело слепому человеку. Ведь даже самую обыкновенную легкую палку — эту вечную и верную спутницу незрячего — сегодня приобрести негде. Негде достать и специальные брайлевские часы. Мало выпускают литературы для незрячих, магнитофонов, радиоаппаратуры. Все труднее найти слепому человеку и соответствующую работу. А это самое страшное, ведь тогда незрячий остается наедине со своим горем, вечной ночью, его, как лишнего, словно отталкивают от общества.

Много проблем и у предприятий, где трудятся слепые люди:

— почему предприятия УОСа не состоят, как во всех цивилизованных странах мира, на государственной дотации?

— почему обязаны платить налоги с прибыли, чернобыльский налог? Ведь во всем мире слепота признана самой страшной формой инвалидности [65].

 

Никто не может лишить родителей права не верить официальным сообщениям о гибели своих сыновей в Афганистане. Тем более, если документы о гибели военнослужащих заполнялись недостаточно корректно, что имело место в ряде случаев. Или когда сообщения командиров и сослуживцев о гибели расходились с проведенными в дальнейшем родителями собственными расследованиями обстоятельств гибели своих детей. Так возник дополнительный список воинов-афганцев, родители которых не верят в извещение о гибели. На сегодня в него занесено 42 имени, и список постоянно растет. Непрерывный и настойчивый поиск ведет межведомственная рабочая группа [66].

Источники

1. Киевские новости.— 1993.— 22,28 октября.

2. Наша республика.— 1993.— №36.

3. Ратуша.— 1993.— 9 октября.

4. Тенистий шлях.— 1993.— 7 августа.

5. Пост-Поступ.— 1993.— №37.

6. Новое время.— 1993.— 8 сентября.

7. Голос Украины.— 1993.— 2 октября.

8. Киевские ведомости.— 1993.— 1 октября.

9. УНИАН, №21.

10. Голос Украины.— 1993.— октябрь.

11. УНИАН, №19.

12. УНИАН, №20.

13. Голос Украины.— 1993.— 13 октября.

14. Либеральная газета.— 1993.— 21-27 октября.

15. Урядовий курьер, №154.

16. Мiст.— 1993.— №11.

17. Известия.— 1993.— №№184,186.

18. Голос Украины.— 1993.— 21 октября.

19. УНИАН, №18.

20. Независимость.— 1993.— 21 октября.

21. Урядовий курьер.— 1993.— №155.

22. Голос Украины.— 1993.— 19 октября.

23. Голос Украины.— 1993.— 15,16 октября.

24. Пост-Поступ.— 1993.— №35.

25. УНИАН, №18.

26. Киевские ведомости.— 1993.— 7 октября.

27. Киевские ведомости.— 1993.— 5 октября.

28. Киевские ведомости.— 1993.— 19 октября.

29. Лiтературна Украйна.— 1993.— №42.

30. Листовка.

31. Независимость.— 1993.— 8 октября.

32. Гражданский конгресс.— 1993.— №1.

33. Украйнське слово.— 1993.— №41.

34. Независимость.— 1993.— №116.

35. УНИАН.— 1993.— №19.

35а. Республика.— 1993.— №19.

36. Голос Украины.— 1993.— 20 октября.

37. Киевские ведомости.— 1993.— 21 октября.

38. Голос Украины.— 1993.— 1 октября.

39. Киевские ведомости.— 1993.— 16 октября.

40. Голос Украины.— 1993.— 6 октября.

41. Независимость.— 1993.— 13 октября.

42. Урядовий курьер.— 1993.— 7 октября.

43. Полiтика i час.— 1993.— №8.

44. Голос Украины.— 1993.— 14 октября.

45. За вiльну Украйну.— 1993.— 23 октября.

46. Независимость.— 1993.— 1 октября.

47. Пост-Поступ.— 1993.— №35.

48. Возрождение.— 1993.— №9.

49. Этникайт.— 1993.— №1.

50. За вiльну Украйну.— 1993.— 23 октября.

51. Республика.— 1993.— №13.

52. Полiтика i час.— 1993.— №6.

53. Полiтика i час.— 1993.— №8.

54. Новое время.— 1993.— №23.

55. Киевские ведомости.— 1993.— 16 октября.

56. Киевские ведомости.— 1993.— 14 октября.

57. За вiльну Украйну.— 1993.— 2 октября.

58. За вiльну Украйну.— 1993.— 2 октября.

59. Независимость.— 1993.— 15 октября.

60. Голос Украины.— 1993.— 13 октября.

61. Урядовий курьер.— 1993.— 21 сентября.

62. Киевские ведомости.— 1993.— 13 октября.

63. Голос Украины.— 1993.— 12 октября.

64. Киевские ведомости.— 1993.— 9 октября.

65. Голос Украины.— 1993.— 13 октября.

66. Киевские ведомости.— 1993.— октябрь.