Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Армен ХАЛАТЯН

Армения

в октябре 1994 года

Октябрь ознаменовался двумя крупными событиями в экономической жизни страны: это получение Арменией кредита от МВФ на общую сумму 500 млн. долларов и начало ваучерной приватизации промышленности страны. Получение столь значительного кредита стало возможным в том числе и благодаря достигнутой за последнее время финансовой стабилизации в республике.

Политическая жизнь ознаменовалась еще рядом скандалов, связанных как с продолжающимся уже многие месяцы «делом В.Авакяна» так и с новыми столкновениями оппозиции с властями (буквально: избиением оппозиционных депутатов властями города Гюмри).

Мир в Карабахе продолжал сохраняться, однако прошедший месяц не принес ничего принципиально нового в этом вопросе и, по прежнему, оставил вопрос о будущем развитии событий открытым. Подавление мятежа в Азербайджане и упрочение власти Г.Алиева закрыло путь осуществлению прошлогоднего сценария развития событий и поставили регион перед новой ситуацией, которая еще до конца не осознана.

1.    ЭКОНОМИКА

В результате переговоров в Мадриде с руководством МВФ и Всемирного Банка, в ходе проходящей там 5 — 6 октября годовой ассамблеи этих организаций делегации Армении удалось добиться выделения кредитов в общей сложности на 500 млн. долларов.

Половина из этих средств будет пущена на различные инвестиционные программы. 60 млн. долларов выделенных ВБ сроком на 40 лет, с началом погашения с 11 года, будут использованы для восстановления ирригационной системы республики. 25 млн. пойдет на сооружение в Ереванском аэропорту «Звартноц» грузового терминала, отвечающего мировым стандартам. 20 млн. на социальные программы, 30 млн. будет выделено зоне пострадавшей от землетрясения [1].

250 млн. пойдут на покрытие дефицита бюджета и внешней тороговли. Выделение столь значительных для республики сумм стало возможным благодаря усилиям руководства Армении по стабилизации финансовой ситуации и проведению реформ. Также, по словам премьер-министра Армении Гранта Багратяна, Армения является единственной из стран СНГ, которая своевременно выплачивает прцентные ставки по кредитам [2].

Финансовая стабилизация действительно является реальностью. Инфляция сократилась с 82% в январе до 6-7% в октябре. Курс национальной валюты упал на 8%, по отношению к доллару (380/390 драм за доллар до 405/415),при этом, по отношению к рублю он рос (с 4,5 до 7,5 рублей за драм, в течении октября). «Черный вторник» 11 октября никак не отразился на армянской валюте. Сократилась и разница между официальным (биржевым) и банковским курсами: она составила в конце октября 6% [3].

В то же время Армения продолжает осуществление экономических реформ, что также стало аргументом в пользу выделения ей кредитов.

10 октября в Армении началась раздача ваучеров. Она завершится к 31 декабря 1994 г. Именные сертификаты срок действия которых ограничен одним годом, будут выдаваться всем гражданам Армении за исключением тех, кто уклоняется от воинской службы, в этих случаях вопрос будет решаться отдельно. После этого срока если ваучер не будет использован, он будет заменен на новый. Номинал сертификата — 10 тысяч драм. По программме до конца этого года должны быть приватизированны 2 тысячи средних и крупных предприятий. Малую приватизацию предполагается осуществить на 50% до конца этого года. Почти завершен первый этап 20% безвозмездной приватизации [4].

Таким образом, эти, пусть и ограниченные, достижения позволили Армении добиваться выделения кредитов и даже не соглашаться на ряд условий МВФ. Так правительство Армении не согласилось с требованием МВФ сократить производство ради стабилизации бюджета и увеличить налоги для покрытия его дефицита. Правительство республики согласилось в целом повысить налоги однако будет добиваться нераспространения НДС на сельскохозяйственную продукцию и попытается оставить стабильным таможенный налог. Также армянское руководство не согласилось немедленно отпустить цены на хлеб и электроэнергию. Это будет сделано 1 июля будущего года, а пока с 1 декабря цены на хлеб будут увеличены в 11 раз а на электроэнергию в 6 раз [3].

Подобные меры даже если они будут иметь положительный эффект в долгосрочном плане, в краткосрочной перспективе обещают резкое ухудшение жизни больших слоев населения, для которых хлеб сейчас является основным продуктом питания, и как следствие, с целью хоть как-то смягчить ситуацию потребует «социально-ориентированных» проинфляционных мер со стороны правительства.

Таким образом достигнутая стабилизация пока весьма зыбка, однако факт развития сотрудничества с международными финансовыми организациями вселяет оптимизм. Возможно, что зимой ряд достижений будет поколеблен, однако выход к новой стабилизации имеет шансы стать более быстрым и более надежным.

2.    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

2.1.       Дело В.Авакяна

10 октября в Ереване завершился суд над бывшим заместителем главного советника президента Армении по национальной безопасности Ваганом Авакяном. Он обвинялся в разглашении государственной тайны, незаконном ввозе и хранении оружия. Несмотря на то, что в ходе суда и без того шаткие обвинения стали выглядеть и вовсе неубедительными (см. предыдущие мониторинги), не был доказан преступный умысел В.Авакян был приговорен к четырем годам лишения свободы за «попытку разглашения гостайны.»[5].

Не претендуя на юридический анализ процесса отмечу, что суд с самого начала приобрел политический характер и уже это требовало чрезмерной щепитильности от следствия, чтоб не быть обвиненным в пристрастиях. Однако увы подтвердились худшие ожидания. Суд сделал то чего от него ожидали власти.

Дело В.Авакяна получило международный резонанс.В его защиту выступили Вил Мирзоянов, в недавнем прошлом также политический узник и Сергей Григорянц, редактор прославившегося на заре перестройки еженедельника «Гласность». На пресс-конференциям по итогам поездки В.Мирзоянова в Армению, известные правозащитники заявили, что намеренны добиваться отмены обвинения, для чего обратились к международным правозащитным организациям [6].

2.2.       Конфликт властей и оппозиции

Оппозиционное движение «раскрутившись» в Ереване и оформившись в блок из шести партий «Национальное согласие» (см. предыдущий обзор — [10]) двинулось вглубь страны. Драматические события развернулись во стором по величине городе республики Гюмри (Ленинакан), где одна из ведущих оппозиционных партий НДС(национально демократический союз) пыталась провести свой митинг. Организаторы этой акции обратившись в горсовет Гюмри с требованием обеспечить ее проведение натолкнулись на яростное сопротивление, выразившиеся в избиении представителей НДС силами мэра города и его подчиненных. Эмоциональный мэр поплатился местом (новый еще не избран). в то же время избиению подвергся А.Абрамян сторонник уже другого лагеря, бывший пресс-секретарь президента. Он являлся излюбленной мишенью оппозиционеров, правда до сих пор в устной форме [7].

Предвыборная активизация политической борьбы множит примеры заурядных склок. Наиболее активных политических деятелей и с той и с другой стороны окружает ореол скандальности, который становится все более устойчивым. В этих условиях пожалуй только коммунистам удалось остаться в стороне от громких скандалов и возможно они потому воздерживаются от решающего наступления, чтобы дать противникам достаточно друг-друга скомпрометировать. Впрочем президент Армении тоже как-бы в стороне. Он с одной стороны глава одного из политических лагерей, а с другой он, как всегда, редко радует народ своим появлением, он по прежнему в тени. В условиях, когда главнейшую роль играют не программы а то как они произносятся и кем «незасвеченность» Левона Тер-Петросяна может опять позволить ему «выйти сухим из воды.»

3.    КАРАБАХ

3.1.       Каспийская нефть и карабахское урегулирование

В Нагорном Карабахе продолжает сохраняться перемирие. Бурные события происходившие в Азербайджане в конце сентября начале октября этого года позволяли прогнозировать повторение прошлогоднего суенария, когда накануне подписания нефтяного контракта был изгнан из Баку президент Азербайджана Абульфаз Эльчибей. Однако сейчас Гейдару Алиеву удалось удержаться у власти и даже упрочить свое влиянире. На сей раз несмотря на «смуту» в Азербайджане, включая в прилегающую к театру военных действий Гянджу, возобновления военных действий не последовало.

Конечно не было резона в данной ситуации активизироваться азербайджанской армии, в то же время у армии НКР тоже были веские причины оставться на своих позициях:

Во-первых, вступление в боевые действия непосредственно в момент кризиса, когда исход последнего не очевиден могло бы сильно ударить по имиджу НКР и Армении, подорвать доверие к ним со стороны мирового сообщества, в общем-то это был бы достаточно топорный ход, все кажущиеся приемущества которого легко оборачивались недостатками.

Во-вторых, армии НКР уже практически некуда наступать. Каждому здравомыслящему человеку понятно, что НКР не сможет (и не будет стараться) оккупировать весь Азербайджан. В данный момент ее армия обеспечила зону безопасности не позволяющую Азербайджанской артилерии обстреливать Степанакерт, обеспечивающую маневренность армии и некоторую защиту ее тылов. Продолжение наступления означает выход на равнинную часть Азербайджана, где немногочисленная армия НКР сразу становится легко уязвимой.

В-третьих, отказ даже от попыток воспользоваться дестабилизацией ситуации в Азербайджане демонстрирует действительное стремление НКР к миру. При всех названных выше аргументах нельзя сбрасывать со счетов и этот мотив в действиях руководства НКР.

Действительно, «нефтяной контракт» дает большие приемущества Азербайджану и порождает огромный соблазн воспользоваться ими в военных целях. Однако в то же время он сам по себе является дополнительным фактором мира в регионе. Нестабильность естественно не придется по душе Западным странам, когда дело дойдет до реальных инвестиций. Есть и еще один «миротворческий» фактор. Пока окончательно не решено как будет транспортироваться Азербайджанская нефть. Путь через Россию осложнен ввиду нестабильности в Чечне, и он также потребует транзита через Украину, так как Турция закрылы свои проливы для транзита нефти. Путь через Иран отвергается Западом. В то же время остается еще путь через Армению в Турцию. При всей противоречивости этого варианта он имеет много приемуществ:

1) Укорачивает транзит на Запад. Сокращает число транзитных государств.

2) Позволяет учесть интересы России, которая может «протежировать» Армении, взамен на свою долю контроля над нефтепроводом.

3) Несомненно, стимулирует процесс мирного урегулирования в Нагорном Карабахе. А тем самым гарантирует действительно стабильность в Азербайджане и Армении.

3.2.       Миротворческий процесс

В то же время несмотря на хорошие предпосылки к установлению окончательного мира в Нагорном Карабахе, складывается впечатление, что миротворческий процесс из-за несогласованности его участников периодически провоцирует новые витки напряженности. Общие принципы, выроботанные в рамках одного (российского) подхода, едва став платформой для подготовки всеобъемлещего соглашения, оказываются вновь с порога отвергнутыми другими «миротворцами» и тем самым процессу мирного урегулирования объективно наносится ущерб.

Так в ходе своего визита в Закавказье 30 октября — 4 ноября генеральный секретарь ООН назвал те принципы на базе которых должен, по его мнению строиться миротворческий процесс. Это:

1) соблюдение территориальной целостности Азербайджана

2) Неприкосновенность его границ

3) неприменение силы для разрешения карабахской проблемы со стороны конфликтующих сторон

4) Освобождение всех незаконно занятых в ходе конфликта территорий Азербайджана [8].

Конечно сами эти принципы никем не оспариваются, если конечно идет уточнение, что имеется ввиду под территорией Азербайджана и его границами. Если оговаривается какое место отводится здесь НКР и.т.д. Если же об этом речь не идет, или, скажем не акцентируется внимание на этом, то совершенно очевидно, что это бесперспективный путь. Фактически важное достижение «российского миротворческого подхода», выразившееся в Бишкекском протоколе (май 1994) о том, чтобы считать НК стороной конфликта оказывается перечеркнутым. Ведь надо помнить, что подобные признания и «уточнения» явились не просто результатом «давления» на Азербайджан. Просто объективно миротворческий процесс смог сколь нибудь немного продвинуться вперед бдагодаря их учету. Можно также сказать, что это «детали», а Б.Гали говорил лишь об общих принципах. Однако «забывая» детали генсек ООН фактически дает другую трактовку принципов.

Визит Б.Гали еще раз показал, что борьба миротворцев, все еще в разгаре и реального подкрепления действующего перемирия реальными соглашениями пока ожидать не приходится.

4.    КУРДЫ

В ереване в середине октября начался суд над над группой лиц-семеро из которых курды по национальности, которые пытались переправить в Турцию оружие, из Армении. Десять человек, среди которых граждане Турции и Армении пытались вступить в сговор с пограничниками и 7 мая этого года перейти с оружием границиу РА. В знак протеста против самого факта судебного разбирательства обвиняемые объявили голодовку. Они требуют признания за собой статуса политических заключенных. К голодающим присоединились и некоторые представители четырехтысячной курдской общины Армении.

Борьба курдов за свои национальные права в Турции вызывает сочувстчие в Армении. Их требования во многом созвучны требованиям армян Нагорного Карабаха. Однако осуждая турецкий геноцид против курдов официальный Ереван, всячески пытается откреститься от обвинений в прямой военной поддержке курдской рабочей партии. Имидж террористического центра, который пытается создать Анкара Армении не по душе последней так как он может послужить поводом (одним из многих) для вооруженного вмешательства Турции. Призывы, например к «ограниченным воздушным ударам» по Армении уже раздавались оттуда.

Данный процесс, и факт того, что нарушителей задержала служба безопасности Армении конечно позволит уменьшить силу подобных обвинений. Более того сам процесс, является по существу,еще одним жестом в сторону Турции [9].

Источники

1. Матевосян Г. Правительство Армении и МВФ действуют согласованно // Сегодня.— 1994.— 20 октября.

2. Баблумян С. Ереван проявляет строптивость на переговорах с МВФ // Финансовые Известия.— 1994.— 20 октября.

3. Матевосян Г. Финансовое положение стабилизировалось // Сегодня.— 1994.— 28 октября.

4. Матевосян Г. В Армении начинается ваучеризация населения // Сегодня.— 1994.— 8 октября.

5. Ваан Авакян осужден на четыре года // Голос Армении.— 1994.— 11 октября.

6. Гафарлы М. Резонанс вокруг дела Вана Авакяна // Сегодня.— 1994.— 11 октября.

7. Ханбабян А. Политическая обстановка обостряется // Независимая газета.— 1994.— 25 октября.

8. Мехтиев А. Бутрос Гали в Закавказье // Независимая газета.— 1994.— 1 ноября.

9. Ханбабян А. В Ереване началась голодовка курдов // Независимая газета.— 1994.— 3 ноября.

10. Халатян А. Армения в сентябре 1994 // Политический мониторинг.— М.: ИГПИ, 1994.— №9.