Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Александр ШЕГЕДИН

Эстония

в октябре 1994 года

1.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Широкий международный резонанс получила катастрофа, произошедшая с паромом «Эстония», который шел из Таллина в Стокгольм, и затонул в ночь с 28 на 29 сентября у берегов Финляндии. В результате катастрофы погибло более 700 человек. Большинство из них составляли шведы. В шведской печати развернулась кампания жесткой критики в адрес руководства эстоно-шведской компании «Эстлайн», которой принадлежал паром, эстонской команды судна и государственных органов Эстонии. Крупнейшая шведская газета «Свенска Дагбладет» обвинила, в частности, Анди Мейстера, министра транспорта ЭР и председателя комисии по расследованию причин катастрофы в политических манипуляциях и стремлении скрыть истинные причины происшедшего [1].

В этом деле остается много неясного. Многие очевидцы утверждают, что некоторые важные свидетели, в том числе капитан М.Пихл, плывший на «Эстонии» в качестве пассажира, были спасены, но затем они таинственным образом исчезли. Жена одного из членов экипажа утверждает, что ее муж спасся, однако затем ей были показаны фотографии его трупа со следами насильственной смерти. Фотографии были показаны ей в Охранной полиции, где ей также дали понять, что не стоит слишком настойчиво требовать дальнейшего расследования дела. Шведские и финские власти официально не предъявляли каких бы то ни было претензий эстонской стороне, однако 7 октября было объявлено, что комиссия во главе с А.Мейстером закончила свою работу. Создана другая, куда также входят 8 представителей Эстонии, в том числе Мейстер [2].

В спасательных работах участвовали соответствующие службы Швеции и Финляндии. Участие Эстонии было чисто стимволическим из-за отсутствия необходимого оборудования и персонала. Этот факт вновь обратил внимание эстонской общественности на то, что государство закупает в большом количестве вооружение, но не делает практически ничего для технического обеспечения спасательных служб. Эстонские спасатели вынуждены обходиться гуманитарной помощью — старыми машинами и механизмами, подаренными в основном муниципалитетами скандинавских стран и Германии.

Наблюдатели указывают на тот факт, что Россия заявила о готовности участвовать в спасательных работах, но не получила никакого ответа от эстонского правительства. Швеция и Финляндия отказались от помощи России, мотивируя это отсутствием налаженной системы координации действий между спасательными службами скандинавских стран и России.

Катастрофа стала серьезным испытанием для эстоно-шведских отношений. Антиэстонскую кампанию в Швеции эстонцы расценили, в частности, как смену более чем теплого отношения со стороны правительства К.Бильдта на более осторожное со стороны пришедших к власти социал-демократов. Между тем, секретарь СДП Швеции по Северным и Балтийским странам Энн Кокк (этнический эстонец) заявил, что обвинения в адрес эстонцев в шведской печати не имеют ничего общего с официальной политикой, которую намерены проводить социал-демократы [3].

В эстонских политических кругах опасаются некого тайного соглашения о разделе сфер влияния, которые якобы заключены во время визита президента Ельцина в США. Однако во время американского визита министра иностранных дел ЭР Юри Луйка, в Госдепартаменте США его заверили, что такого рода соглашений не существует [4]. После возвращения в Эстонию министр сказал, что он верит в то, что никакой Ялты-2 не существует, так как в этом заверил его советник американского президента по вопросам национальной безопасности Энтони Лейк. Ю.Луйк также считает, что Россия в ближайшее время не собирается проводить очередной антиэстонской кампании в связи со стремлением Эстонии вступить в ЕС и НАТО. Министр подчеркнул, что процесс расширения НАТО в полной мере соответствует интересам безопасности Эстонии [5].

В самой Эстонии идет активная подготовка к вступлению в упомянутые организации. Одним из наиболее горячих сторонников вступления в ЕС является лидер Аграрной партии центра Ивар Райг. Рабочая группа под его руководством намерена к началу ноября закончить подготовку к большой конференции «Эстония и ЕС». Международную конференцию намечено провести в Эстонии 2-4 ноября, помощь в ее организации оказывает Фонд Ф.Науманна [6].

Ю.Луйк считает, что в случае вступления 1 января 1995 года в ЕС Норвегии, Швеции и Финляндии, это еще более увеличит шансы Эстонии стать членом ЕС уже в ближайшие года [7]. В настоящее время наибольшую поддержку Эстонии в этом вопросе оказывает Германия, традиционно дружественное отношение проявляет также Дания. Несмотря на это, настойчивые попытки Эстонии пройти в ЕС одновременно со странами Вышеградской группы навряд ли увенчаются успехом. Еще более проблематично членство Эстонии в НАТО. Если страны бывшего восточного блока уже воспринимаются Западом как составная часть объединяющейся Европы, а бывшие республики СССР — как сфера преобладающего влияния России, то Балтийские страны до сих пор находятся в «зоне неопределенности». Однако после ухода из Прибалтики российских войск многие натовские генералы считают, что для военного сотрудничества Эстонии и НАТО открылись новые возможности. Это дал понять во время визита в Эстонию и встречи с министром обороны Э.Туппом командующий Северо-Западным регионом НАТО Ричард Джонс [8]. С 21 по 27 октября в рамках программы «Партнерство ради мира» проходили военные учения «Дух сотрудничества 94», в которых принимали участие Балтийские страны и Украина [9]. Однако в настоящее время подобные учения носят больше символический характер, в них участвуют небольшие воинские части и чисто военное их значение равно нулю.

В октябре специальный рапорт «Международной Амнистии» был посвящен положению беженцев (в основном курдов) в Эстонии. МА утверждает, что беженцам в Эстонии не обеспечены элементарные условия, они содержатся в тюрьмах и не имеют никакой медицинской помощи [10]. Следует отметить, что статус беженца в Эстонии до сих пор юридически не оформлен. Официальные органы продолжают политику, взятую на вооружение еще бывшим министром внутренних дел Л.Парек. В свое время она заявила, что, чем меньше курдов кормить, тем быстрее они найдут возможность покинуть Эстонию.

Иностранная помощь продолжает поступать в Эстонию в основном из скандинавских стран, Германии и Дании. Новый министр иностранных дел Швеции Лена Хьельм-Валлен заявила, что часть шведской правительственной помощи будет направлена на финансирование съезда отставных российских офицеров, а также на экологическую очистку территории бывшей военно-морской базы в Палдиски [11]. 18 октября М.Лаар, продолжавший исполнять обязанности премьер-министра, сделал очередное скандальное заявление насчет 2 миллионов немецких марок, выделенных правительством ФРГ для жертв нацизма в Эстонии. М.Лаар сказал, что правительство ЭР направит деньги не конкретным лицам, а на»социальные нужды» и в бюджет волостей, которые, по мнению Лаара наиболее пострадали во время войны [12]. Как отмечают местные обозреватели, учитывая официальные симпатии правительства, деньги могут попасть не к жертвам, а к палачам.

С целью усиления контрпропаганды в отношении проблемы прав человека, активизировали свою деятельность такие организации как Институт прав человека Эстонии и Консультативный комитет финно-угорских народов, 29 октября на заседании Консультативного комитета его координатор А.Хейнапуу призвал более активно оказывать давление на ООН, посылая материалы о нарушении прав финно-угров в России [13].

Отношения с Россией остаются сложными, однако наблюдаются некоторые подвижки, особенно после вынесения вотума недоверия М.Лаару. Присутствие Лаара на политической арене в качестве премьер-министра автоматически блоикровало возможные пути сотрудничества на правительственном уровне. Сейчас положение медленно меняется в связи с активизацией сторонников развития отношений с Россией, среди которых следует выделить председателя парламентской комиссии по внешней политике Велло Саатпалу.

Из-за отсутствия соглашений на правительственном уровне различные государственные органы двух стран зачастую вступают в контакт неофициально. Правая газета «Постимеэс» выступила с критикой фактов сотрудничества между полицией Южной Эстонии и российской милицией, которые наладили взаимную выдачу лиц, подозреваемых в совершении преступлений [14].

Взаимодействие правоохранительных органов двух стран чрезвычайно затруднено из-за того, что их сотрудники не могут выехать в соседнюю страну в служебную командировку.

В октябре ситуация на южном участке эстонско-российской границы стала предметом обсуждения делегаций двух стран в Нарве. Ранее всю ответственность за отсутствие договоренностей о приграничных территориях Эстония возлагала на Россию, используя в пропагандистских целях организацию Конгресс сету. Конгресс продолжает антироссийскую пропаганду и сейчас [15], однако эстонские официальные лица все чаще выражают стремление к достижению компромисса в этом непростом вопросе.

Встретившиеся в Нарве 25 октября делегации Эстонии и России обсуждали проблемы, связанные с принятием эстонского Закона о государственной границе (который не вписывается в действующую практику пересечения российско-эстонской границы и противоречит ряду других эстонских законов). Однако главным вопросам для обсуждения должен был стать облегченный порядок пересечения границы для жителей приграничных территорий на южном участке границы (в том числе для сету). На нарвском участке такой порядок уже давно действует. Однако серьезного обсуждения не получилось, так как на встречу не приехали представители администрации Псковской области [16].

Впрочем, уже через несколько дней (28-29 октября) в Пскове состоялась встреча парламентских делегаций Эстонии и России. Участники встречи выразили удовлетворение ее результатами. По мнению члена эстонской делегации Ю.Адамса, проблема с южным участком границы будет решена уже к концу этого года. Ю.Адамс сказал, что его приятно удивила благожелательность российской делегации, связанная вероятно с тем, что эстонцы не поднимали вопроса о Тартуском мире и «правильности» нынешней границы. Единственный неприятный момент был связан с тем, что российские власти не дали визы специальному представителю правительства по Печорскому краю Велло Лыви [17]. Однако этого и следовало ожидать, так как В.Лыви назначен эстонским правительством управлять территорией, которая сейчас входит в состав России (Печоры).

В целом ситуация на эстонско-российской границе оставалась спокойной, исключая отдельные мелкие инциденты. В конце октября на южном участке известный в округе пьяница с приграничного эстонского хутора встал с похмелья и пошел выкапывать российский пограничный столб. При приближении наряда российских пограничников он бежал на территорию Эстонии. Эстонская сторона принесла извинения за действия своего гражданина, однако никакого наказания он не понесет, так как согласно Конституции ЭР он совершал указанные действия на эстонской территории [18].

Эстония, Финляндия и Россия готовят в настоящее время трехсторонний протокол о борьбе с контрабандой [19]. Не совсем ясно, как будет протекать сотрудничество в этой области при наличии пограничного спора между Эстонией и Россией. Например, масштабная контрабанда водки в Эстонию из России возможна потому, что пойманный эстонскими таможенниками контрабандист всегда может заявить, что приобрел водку в Печорах или Ивангороде, то есть согласно эстонской трактовке — на территории Эстонии.

Большое количество незаконных переходов границы по поддельным документам вынудили эстонские власти объявить о скором введении новых виз-наклеек, вместо нынешних простых штампов [20].

Неясной остается ситуация с ратификацией в парламенте Эстонии российско-эстонского договора о военных пенсионерах. Еще 14 сентября правительство отправило договор на юридическую экспертизу в Министерство юстиции. Срок экспертизы был определен до 5 октября [21]. Затем срок был перенесен на 28 октября. Россия выразила свое недовольство, но эстонское правительство заявило, что не собирается обращать на это внимания [22]. Было очевидно, что М.Лаар просто не хочет брать на себя ответственность и выражать официальное мнение правительства по поводу договора, и ждет утверждения парламентом нового премьер-министра, что и случилось 27 октября. 28 октября министерство юстиции передало новому премьер-министру А.Таранду результаты экспертизы, содержание которых не раскрываются. Спикер парламента Ю.Нугис во время визита в Литву заявил, что скорее всего договор не будет ратифицирован парламентом [23].

После выражения Лаару вотума недоверия МИД ЭР заметно активизировал свою деятельность на восточном направлении. 13-14 октября в Москве прошли консультации работников МИД Эстонии и России (впервые после прихода к власти правой коалиции в 1992 году). Стороны выразили удовлетворение результатами встречи [24].

2.    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Целый месяц политическая жизнь Эстонии протекала на фоне правительственного кризиса. После выражения вотума недоверия М.Лаару выяснилось, что среди активных политических фигур трудно найти кандидата в премьеры, который бы получил одобрение парламента. Поэтому с начала октября проходили интенсивные консультации по поводу кандидатуры премьер-министра и по составу правительства.

На совещании руководства Коалиционной партии ее лидер Т.Вяхи заявил, что готов стать премьер-министром переходного (по мартовских выборов) правительства [25]. Таким образом, к уже имевшимся кандидатурам Ю.Нугиса и С.Калласа прибавилась третья. Центристская партия не выдвинула своего кандидата, решив играть роль арбитра. Зам.председателя Центристской фракции в парламенте Криста Кильвет довольно неожиданно объявила, что центристы склонны поддержать не только Т.Вяхи, но и С.Калласа, который считался кандидатом «Отечества». Конечно, при наличии ряда условий. Она отвергла обвинения И.Канника (Народная партия республиканцев и консерваторов) в том, что центристы дали «Отечеству» согласие на поддержку С.Калласа в обмен на ряд министерских постов [26].

10 октября (по своей давней привычке — в крайний срок) президент Мери представил кандидата — С.Калласа [27] 13 октября парламент провалил его кандидатуру. «За» голосовали в полном составе только фракции «Отечество», ПННЭ и либерал-демократы. Почти во всех остальных фракциях произошел раскол, но большинство проголосовали против Калласа. В полном составе против Калласа голосовали фракции «Правые» и Аграрный Союз [28]. Отклонение парламентом кандидатуры Калласа означало не только продолжение правительственного кризиса, но и сильный удар по престижу президента. Вновь стали говорить о вероятности досрочных парламентских выборов (возможно и президентских). У президента было три возможных варианта действий:

1) объявить о досрочных выборах

2) представить еще одного кандидата в премьеры (президент имеет по Конституции две попытки)

3) передать право выбора кандидата спикеру парламента.

В.Саатпалу, влиятельный парламентарий из СДП, заявил, что после провала Калласа президенту лучше всего подать в отставку. По мнению Саатпалу. Мери переоценивает свои способности и возможности, и его на время может с успехом заменить спикер Ю.Нугис, который и назовет кандидата [29]. Вступивший в союз с ЦП лидер (и единственный представитель в парламенте) Партии предпринимателей Т.Маде высказался в пользу досрочных выборов. Главный аргумент Маде — если выборы будут проводится в марте, то в парламент могут пройти 15-20 депутатов от русского населения, сейчас же они этого сделать не успеют, так как «русские» партии находятся в процессе формирования [30].

Крайняя мозаичность парламента и отсутствие как партийной дисциплины, так и прочных межпартийных союзов привело к тому, что в качестве следующего кандидата называлось более десятка фамилия. Коалиционная партия, отказавшись от выдвижения своего лидера Т.Вяхи, совместно с Аграрным союзом предложила Э.Липпмаа [31] фракция «Правые» заявила о том, что поддерживает Ю.Нугиса. Однако сам Нугис, учитывая скорые перевыборы руководства Госсобрания, решил не рисковать и заявил, что не будет претендовать на кресло премьера [32].

17 октября состоялись перевыборы руководства парламента. С достаточно убедительным перевесом (учитывая ситуацию внутри парламента) все три члена руководства — Ю.Нугис (спикер) и вице-спикеры Т.Келам и Э.Сависаар — были переизбраны вновь.

Для Л.Мери неудача во второй попытке стала бы выражением полного политического банкротства. В ходе интенсивных консультаций президенту удалось все же найти более-менее нейтральную политическую фигуру, устраивающую почти всех в парламенте. 20 октября кандидатом был назван министр окружающей среды в правительстве М.Лаара Андрес Таранд [33]. Центристы, пытаясь продолжать играть роль арбитра, заявили, что не имеют против него возражений, если Таранд значительно изменит состав правительства и создаст широкую правительственную коалицию с привлечением оппозиции. 22 октября ЦП провела свой III съезд, на котором было решено добиваться мест в правительстве. Э.Сависаар в своем докладе подчеркнул, что главной ошибкой «Отечества, было то, что, имея мизерное большинство в парламенте, оно оставили вне правительства Коалиционную и Центристскую партию, что и привело к нынешнему кризису [34].

Идеолог «Отечества» Я.Бетлем выразил опасение, что падение Лаара может привести к власти крайне нежелательных для «Отечества» людей — президентом может стать Ю.Нугис, премьер-министром Т.Вяхи и спикеров парламента — Э.Сависаар [35].

Однако в настоящее время такой вариант можно рассматривать только в чисто теоретической плоскости. Накануне голосования по поводу кандидатуры А.Таранда кандидат вмстречался с представителями парламентских фракций. Депутаты Центристской фракции остались встречей крайне недовольны. Таранд отклонил требования центристов о создании широкого коалиционного правительства. Депутат Р.Вейдеманн заявил по этому поводу, что не видит смысла голосовать за Таранда, если тот собирается продолжать политику М.Лаара [36].

Однако, 27 октября кандидатура Таранда прошла без особых проблем. Против проголосовал лишь один депутат. Почти все депутаты от бывшей правящей коалиции проголосовали «за», почти все депутаты оппозиции воздержались. В своей речи после получения полномочий Таранд заявил, что в правительстве точно останутся министр иностранных дел Ю.Луйк, министр энергетики А.Нийтенберг, министр транспорта А.Мейстер, министр культуры и образования П.Олеск и министр финансов А.Липсток [37]. Президент Мери не скрывал своего удовлетворения результатами голосования, заявив, что это победа, в которой нет побежденных [38]. Президент сделал все возможное, чтобы в период правительственного кризиса и особенно после отклонения кандидатуры Калласа улучшить свой имидж. Канцелярия президента широко разрекламировала отказ Мери от почетного эскорта в 338 человек, который, как выяснилось, положено иметь президенту ЭР. Мери заявил, что он даже ничего не знал о существовании такого эскорта и никогда им не пользовался [39].

Правительственный кризис сопровождался многочисленными перетасовками в политической колоде. В октябре активизировались внепарламентские группировки, были образованы несколько новых партий Особенно стоит отметить мощное возвращение в политику Арнольда Рюйтеля. Всего за месяц индекс популярности созданной им Крестьянской партии вырос до 15% (среди граждан ЭР) Больше сторонников имеет только Коалиционная партия — 18%, у ЦП — 11% у «Отечества» — 7%. Неграждане в начале октября больше всего поддерживали ЦП — 14%, затем следует Демократическая партия труда — 10% и Русская община Эстонии — 8% [40]. Успех Крестьянской партии был запрограмирован. Эстонское крестьянство сейчас практически не представлено в парламенте, так как Аграрная партия центра, входившая в правящую коалицию, ничего не делала для защиты интересов крестьянства; одной из наиболее пострадавших в ходе проведения экономических реформ социальных групп. Сейчас лидер АПЦ И.Райг известен как наиболее активный сторонник членства Эстонии в ЕС, что может окончательно разрушить неспособное пока к конкуренции эстонское сельское хозяйство. Успеху КП способствует также очень высокая личная популярность А.Рюйтеля.

Достаточно уверенно рекрутирует сторонников одна из крайне правых организаций — Центральный союз эстонских националистов (ЦСЭН). 10 октября она балы зарегистрирована в качестве политической партии (30 сентября устав партии был утвержден лично министром внутренних дел Хейки Арике). В уставе говорится, что ЦСЭН является «проводником, показывающим другим, как бороться против колонизации и оккупации». Приоритетные сферы деятельности ЦСЭН — забота о национальном капитале, национальном спорте, национальной культуре и национальном образовании [41]. В конце октября зам.председателя ЦСЭН Андрес Краас заявил, что в партии уже состоит более 1000 членов (для Эстонии очень большая цифра) и партия выступит на предстоящих выборах полным и списками по всем округам. Ближайшим союзником А.Краас назвал Партию будущего Эстонии (лидер Я.Райдал). Лидер ЦСЭН Т.Мадиссон пообещал, что покончит с преступными группировками в Эстонии за несколько месяцев [42]. Политическим идеалом Мадиссона является Б.Муссолини.

В октябре наблюдалось значительное оживление политической активности русского населения. 1 октября было официально объявлено о создании Русской партии Эстонии, председателем которой избран Сергей Кузнецов. Партия считает себя наследницей Русского национального Союза Эстонии, основанного в 1920 белогвардейцами [43]. Однако серьезного влияния РПЭ навряд ли достигнет, так как является по существу историко- патриотическим клубом. В программе партии есть места, прямо списанные с программной книгой баркашевцев «Русский порядок», которая сейчас широко распространяется в Таллине. Одновременно идет формирование Объединенной народной партии Эстонии, которая выросла из РДДЭ и ПА. В опубликованном обращении лидер партии А.Семенов назвал воинствующий эстонский национализм в качестве основной причины возникновения ОНПЗ как противовеса. А.Семенов подчеркивает, что третья «русская» партия — Русская Народная партия должна стать союзником ОНПЭ на предстоящих выборах, и что лидер РНП А.Зыбин ознакомился с программой ОНПЭ и одобрил ее [44]. Все три партии фактически созданы на негативной посылке — как противовес эстонскому национализму, возведенному в ранг государственной политики.

Наиболее серьезная из трех организаций — ОНПЭ, однако ее слабым местом является отсутствие притока новых активных деятелей. Представитель партии Жириновского в Эстонии, Петр Рожок, заявил, что ОНПЭ не имеет морального права представлять интересы русского населения Эстонии. По мнению П.Рожка, именно деятели ОНПЭ и прежде всего Н.Юганцев, виноваты в подрыве нарвского профсоюзного движения, в скандальной ликвидации Нарвского банка и в предании забвению итогов нарвского референдума годичной давности о территориальной автономии [45].

Таллинский союз граждан России, который по совместительству возглавляется П.Рожком, в основном ориентирован на организацию реэмиграции в Россию. Союз направил обращение президенту Ельцину и ряду видных российских политиков с призывом создать специальный миграционный центр при посольстве России в Таллине [46]. Вопросами переселения занимается и ряд российских региональных фондов. В Силламяэ прошла встреча представителей Петербургского фонда помощи переселенцам с местными жителями, на которой присутствовал представитель миссии СБСЕ в Эстонии [47].

Наиболее дискомфортно продолжают себя чувствовать в Эстонии бывшие офицеры Советской Армии. Несмотря на подписанные российско-эстонские соглашения, эстонские власти постоянно демонстрируют то, что не смобираются их соблюдать. По своей последней пресс-конференции М.Лаар заявил, что Охранной полицией Эстонии пойманы и высланы из страны ряд нелегально проживавших офицеров запаса [48]. Дальнейшей информации по этому поводу не поступало. Возможно, что это была просто очередная выдумка М.Лаара.

Газета «Эстония» сообщила, что лидер РНП А.Зыбин, присутствуя на встрече с Верховным комиссаром ООН по правам человека Хосе Айала Лассо, приехавшим в Эстонию, заявил, что он приветствует реэмиграцию русских. А.Зыбин опроверг эту информацию, обвинив «Эстонию» в намеренной клевете [49].

Большая группа русских политиков из Эстонии участвовала в московской конференции, посвященной вопросам русской диаспоры, а затем в Государственной Думе на парламентских слушаниях по этому вопросу. На конференции с необычно резким для себя заявлением выступил патриарх Алексий II [50]. Его выступление было вызвано чрезвычайно недружественной политикой эстонских властей по отношению к православной церкви в Эстонии. Административный суд Эстонии правоту группы раскольников, пытающихся захватить церковные владения православной церкви (т.н. «стокгольмского синода»). На собрании раскольников было принято обращение к патриарху Константинопольскому с просьбой взять их под свое начало. Интересно, что сей документ был почему-то подписан М.Лааром [51].

Как сообщил министр внутренних дел Х.Арике, на 3 октября 1994 года было выдано 684429 паспортов эстонских граждан [52]. К началу 1994 года уже около 50 тысяч русских в Эстонии приняла российское гражданство, и только 30 тысяч человек получили эстонское гражданство в порядке натурализации. Заявления официальных лиц Эстонии о том, что большинство русских желает вернуться в Россию не отвечают действительности. По мнению многих экспертов, в том числе согласно оценкам миссии СБСЕ, более 80% русских хотели бы остаться в Эстонии.

В республике продолжает расти уровень преступности. В октябре был убит главный специалист Таможенного департамента Игорь Криштапович [53]. Подозревают, что его убийство связано с местью контрабандистов. Большое количество незарегистрированного оружия на руках у населения — одна из основных причин роста тяжелых преступлений. Основными источниками оружия являются в настоящее время некоторые оружейные фирмы и «Кайтселийт». В Тарту начался процесс над экономическим директором Тартуской дружины «Кайтселийта» Велло Кюттом, который не только продавал оружие со складов СИЛ Обороны ЭР всем желающим, но и организовал контрабанду оружия в Россию [54]. В.Кютт имел влиятельных покровителей в политическом и военном руководстве Эстонии, благодаря чему он, уголовник-рецидивист, практически сразу после выхода из заключения был назначен на пост экономического директора Тартуской дружины и вошел в состав правления фонда «Кайтселийта».

Источники

1. ЭТА. Шведская печать обвиняет... // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1994.— 4 октября.

2. В.Ивлев. Создана новая комиссия // Молодежь Эстонии-Таллин, 1994.— 8 октября.

3. ЭТА. Несчастье не повод... // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1994.— 6 октября.

4. Урмас Пеэт. Представители США утверждают... // Постимеэс- Тарту, 1994.— 5 октября.

5. Олав Круус. Интересы Балтийских государств // Постимеэс-Тарту, 1994.— 7 октября.

6. В.Ивлев. Эстония и Европейский Союз // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1994.— 13 октября.

7. БНС. Процесс интеграции Эстонии... // Постимеэс-Тарту, 1994.— 18 октября.

8. ЭТА. Новые перспективы... // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1994.— 19 октября.

9. БНС. Балтийские миротворцы... // Постимеэс.— Тарту, 1994.— 21 октября.

10. БНС. «Эмнести Интернейшнл» критикует... // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1994.— 10 октября.

11. БНС. Швеция обещает помочь... // Постимеэс.— Тарту, 1994.— 19 октября.

12. В.Ивлев. Волости как жертвы фашизма // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1994.— 19 октября.

13. БНС. Консультативный комитет... // Постимеэс.— Тарту, 1994 -31 октября.

14. Степан Карья. Эстонская полиция... // Постимеэс.— Тарту, 1994.— 3 октября.

15. Александр Виг. «Россия устанавливает..» // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1994.— 19 октября.

16. Е.Ашихмин. Закон принят... // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1994.— 26 октября.

17. Тоомас Маттсон. Облегченный порядок... // Постимеэс- Тарту, 1994.— 31 октября.

18. БНС. Нарушитель границы известен... // Постимеэс.— Тарту, 1994.— 26 октября.

19. БНС. Совместная борьба... // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1994.— 24 октября.

20. БНС. Эстония вводит новые визы // Молодежь Эстонии.— Таллин, 15 октября.

21. ЭТА. Минюстиции просит отсрочки // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1994.— 6 октября.

22. Олав Круус. Правительство продлило... // Постимеэс.— Тарту, 1994.— 8 октября.

23. БНС. Экспертиза договоров... // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1994.— 31 октября.

24. Марко Михельсон. Россия изменила... // Постимеэс.— Тарту, 1994.— 15 октября.

25. Арго Таал. Тийт Вяхи не против... // Постимеэс.— Тарту, 1994.— 3 октября.

26. ЭТА. Центристы определятся в пятницу // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1994.— 7октября.

27. Энно Таммер. Президент определил кандидата // Постимеэс.— Тарту, 1994.— 11 октября.

28. ЭТА. Сийм Каллас не прошел // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1994.— 14 октября.

29. БНС. Саатпалу: президента.— в отставку // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1994.— 15 октября.

30. БНС. Маде боится // Молодеь Эстонии.— Таллин, 1994.— 15 октября.

31. БНС. Эндель Липпмаа предпочитает... // Постимеэс.— Тарту, 1994 18 октября.

32. БНС. Юло Бугис не хочет // Постимеэс.— Тарту, 1994.— 18 октября.

33. ЭТА. Правление Госсобрания... // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1994.— 18 октября.

34. БНС. Центристы готовы... // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1994.— 24 октября.

35. Яанус Бетлем. Возможности Госсобрания // Постимеэс.— Тарту, 1994.— 26 октября.

36. ЭТА. Центристы против Таранда? // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1994.— 26 октября.

37. Энно Таммер. Андрес Таранд получал... // Постимеэс- Тарту, 1994.— 28 октября.

38. БНС. Президент Мери... // Постимеэс.— Тарту, 1994.— 29 октября.

39. ЭТА. Президент попросил // Постимеэс.— Тарту, 1994.— 24 октября.

40. БНС. ЭКП.— вторая по популярности // Постимеэс.— Тарту, 1994.— 29 октября.

41. БНС. Проводник деколонизации // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1994.— 13 октября.

42. ЭТА. ЦСЭН готов к борьбе... // Постимеэс.— Тарту, 1994.— 27 октября.

43. БНС. В Эстонии создана... // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1994.— 4 октября.

44. А.Семенов. Обращение к гражданам Эстонии // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1994.— 4 октября.

45. БНС. Рожок против Юганцова // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1994.— 8 октября.

46. БНС. Союз граждан России // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1994.— 17 октября.

47. А.Старков. Еще одна борозда // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1994.— 1 октября.

48. БНС. Эстония пытается... // Постимеэс.— Тарту, 1994.— 19 октября.

49. А.Зыбин. Я никого ни к чему... // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1994.— 22 октября.

50. Е.Ашихмин. «Скованы несправедливыми..» // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1994.— 26 октября.

51. В.Ивлев. Политический заказ??Молодежь Эстонии.— Таллин, 1994.— 25 октября.

52. ЭТА. Выдано свыше... // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1994.— 25 октября.

53. Андрей Бабин. Что же это... // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1994.— 27 октября.

54. Тоомас Маттсон. Феномен Велло Кютте // Постимеэс.— Тарту, 1994.— 31 октября.