Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Дмитрий СЛЕПОКУРОВ *

Калининградская область

в октябре 1994 года

1.    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

1.1.       В областной Думе

События «черного вторника» совпали в Калининграде с заседанием областной Думы по бюджету, что, естественно накалило обстановку. После долгого выяснения отношений, всем стало ясно, что бюджет придется принимать с дефицитом в 230 миллиардов. Комиссия областной Думы по бюджету во главе с В.П.Никитиным доказывала, что нужно более изучить действительные потребности городов и районов области, а не исходить из цифр Минфина и Минэкономики. Никитин заметил, что нужно помочь администрации уйти от давления министерств и ведомств при формировании бюджета теперь уже 1995 года. Он считает, что в бюджете России Калининград должен стоять отдельной строкой. Администрации и областной Думе необходимо найти механизм взаимодействия по формированию бюджета.

Ю.Маточкин подробно остановился на перипетиях в Совете Безопасности РФ, о Государственной Думе по вопросу о Калининградской области. Заслушав главу исполнительной власти депутаты решили принять обращение совместно с администрацией к Б.Ельцину, В.Черномырдину, В.Шумейко, И.Рыбкину, где содержится просьба принять решение по основным проблемам, не решаемым сейчас федеральными органами. А именно: задолженность федерального бюджета, урегулирование транзита через Литву, обеспечение таможенных, налоговых и других льгот, финансирование строительства жилья и др.

«Надо отрешиться от политики инерционного следствия за центром», заявил Ю.Маточкин и внес ряд предложений по использованию местных финансовых ресурсов, чтобы завершить 1994 год. Поэтому на его взгляд, должно быть два прогноза бюджета на 1995 год: один с учетом реальной ситуации в регионе, другой для центра.

Отметим, что местные эксперты и представители финансовых кругов довольно скептически оценили сам факт принятия обращения в верхи, по крайней мере «ничего нового для решения проблем областные власти не предложили».

Ю.Маточкин считает, что необходимо создать государственную инвестиционную компанию, которая привлекла бы средства населения, используя два элемента: акции и лотарею. Таким образом, предлагается привлекать деньги под гарантии бюджета.

Дело закончилось привычным призывом работать на благо региона сообща, в том числе и над проектом бюджета 1995 года.

1.2.       Областная Дума и областной суд

18 октября в областном суде сошлись три областные инстанции: суд, прокуратура и Дума.

Прокуратура отстаивает свою правоту, найдя нарушение закона в принятом Думой положении об обеспечении депутатской деятельности — в части гарантий неприкосновенности депутата. За неимением федерального нормативного акта на этот счет представительная власть региона решила осуществить правовое регулирование самостоятельно, что прокуратурой расценено как покушение на прерогативу Федерации [1].

Что решит областной суд пока неизвестно. Но очевидно, что в этой занятной ситуации он может существенно повлиять на процесс становления представительных органов власти в области.

 

Побывавший в Калининграде и Балтийске I зам.главкома ВМФ адмирал Касатонов сообщил, что летом 1996 года Калининград станет местом проведения фестиваля в честь 300-летия Балтийского флота. И участвовать в нем будут корабли 10 стран Балтийского моря. В те же дни в городе откроется памятник Петру I [2].

1.3.       О работе над Уставом области

Новый виток обсуждений, каким быть уставу области, открылся с созданием совместной комиссии областной Думы и администрации. Предполагается, что Устав будет состоять из 3-х основных разделов. В первом должен быть сформулирован статус области в составе РФ и определены предметы ее введения. Главы второго опишут административно-территориальные деления, систему и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления. Содержание третьего составит экономике и все, что с ней связано.

Образованная комиссией рабочая группа предложила установить четырехлетний срок полномочий областного представительного органа. Его состав вероятно будет расширен и доведен до 30-ти депутатов, исполняющих свои обязанности на постоянной основе. Многие считают, что избирать их следует по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе. То есть часть в территориальных округах, а часть — по партийным спискам. Поскольку среди нормативных актов, принимаемых областной Думой могут быть и именуемые Законами, не исключено, что нынешняя Дума станет называться законодательным собранием.

Склоняются к введению поста губернатора. Но одни видят в занимающем этот просто непосредственно главу исполнительной власти. Другие полагают, что помимо него, нужен и собственно руководитель администрации или правительства области. Однако и при том и другом варианте, избирать губернатора предлагается всеобщим прямым и тайным голосованием. Вместе с тем рабочая группа считает, что представительному органу надо дать право утверждения премьер-министра и выражения недоверия правительству.

Открытым остается вопрос о том, вводить ли в Устав специальную главу, касающуюся судебной власти. С одной стороны, она не может быть сугубо местной, с другой — необходим четкий порядок исполнения правовых уложений, применяемых в области.

Сюда же примыкает вопрос о придании областному суду некоторых функций по аналогии с судом Конституционным. Прежде всего это толкование самого Устава и разрешение возможных споров между законодательным собранием и губернатором или правительством.

По сути, оказалась отвергнутой идея использовать принятие Устава в качестве повода для переименования области. Отменяется прежде всего, нецелесообразность этого вопроса в настоящее время.

Для принятия Устава предлагаются 3 варианта: референдум, постановление областной думы и решение органа типа учредительного собрания. Его могли бы составить депутаты Думы и депутаты органов местного самоуправления.

В целом основной сдерживающий фактор в работе над Уставом — это отсутствие закона об обеспечении суверенитета Российской Федерации на территории Калининградской области.

1.4.       Каковы перспективы принятия этого закона

В октябре 1994 года по этому поводу было сложено очередное количество «копия». После многотрудной работы, проделанной московскими и калининградскими экспертами Законопроект попал в комитет Госдумы по делам Федерации и региональной политике. Именно этот комитет утвержден Советом Госдумы в качестве ведущего при рассмотрении законопроекта и кто-то из руководителей этого комитета должен будет представлять его на пленарных слушаниях в Думе.

12 октября Ю.Маточкин выступил с содокладом на Совете Безопасности РФ подчеркивая прежде всего «особую роль региона в экономическом развитии России и обеспечении ее обороноспособности», подводя тем самым к необходимости принятия Закона. А доклад относительно будущего Калининградской области сделал вице-премьер Сергей Шахрай. Состоялась дискуссия с участием Б.Ельцина. А.Козырева, Н.Грачева, В.Шумейко. В результате президент распорядился подготовить еще один Указ о Калининградской области [3].

Что касается российского парламента то, судя по всему, рассматривать законопроект он не готов. Комитет Госдумы по делам Федерации и региональной политике счел преждевременным вынесение этого вопроса на сессию, а решено лишь создать рабочую группу для определения «формы правового обеспечения решения проблем Калининградской области».

По словам Ю.Маточкина, эта ситуация его устраивает. «В принципе подчеркнуто понимание наших проблем, это уже достижение» [4].

1.5.       Общественное мнение

Калининградский социологический центр провел опрос 100 человек, из них 56 женщин и 44 мужчины, проживающих в различных районах Калининграда, возрастом от 16 до 60 и с образованием от начального до высшего.

Вопрос на патриотическую тему: если бы вам предоставили возможность уехать за границу, то как бы вы поступили?

41% респондентов решили бы уехать, чтобы подзаработать денег и вернуться;

22% ограничились бы турпоездкой;

18% не уехали бы ни при каких обстоятельствах;

8% жаждут уехать навсегда.

Если верить цифрам, то особого желания «продаться Германии» или еще кому-либо у калининградцев не наблюдается. А вот практичности, пожалуй, прибавилось. 25% считают, что военные могут вывести область из социально-экономического кризиса.

Что же касается симпатий к политическим лидерам на случай, если выборы президента состоятся завтра, то за Б.Ельцина голосуют 10%, опережает его Г.Явлинский — 13%, 3%- Б.Федоров, по 2% — Бабурин, Жириновский, Руцкой, Гайдар, Черномырдин, 1% — Горбачев. Заметим, однако, что подобный опрос по всей Калининградской области дал бы другие результаты, что показали выборы в декабре 1993 года.

Любят ли калининградцы местную власть?

Ю.Маточкина отрицательно оценивают 43%, положительно — 22%. Председателя областной Думы В.Устюгова соответственно — 35% и 4%. Мэра Калининграда В.Шипова — 48% и 14%.

В целом, абсолютное большинство опрашиваемых отрицательно оценивают деятельность всех структур власти города и области. Относительно высокий рейтинг доверия (17%) имеет лишь областная администрация. Так, что к доверию люди склонны меньше, чем к забастовкам.

А могут ли прибегнуть к оружию для защиты своих политических взглядов?

54% — настроены мирно, но 15% вполне могли бы начать пальбу.

Неудовлетворенность жителей города очевидна, но когда был задан самый каверзный вопрос: хотелось бы или нет, чтобы наши дети и внуки навсегда остались жить в Калининграде, 60% ответили твердо «да» и лишь 9% не желают этого.

2.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

2.1.       Польша

В Светлогорске 5-7 октября прошло заседание российско-польского Совета по сотрудничеству Калининградской области и регионов Республики Польши. На пресс-конференции, государственный секретарь Республики Польши К.Корона заметил, что переговоры носили «семейный характер». Ю.Маточкин, согласившись с такой оценкой, подчеркнул, однако, что различия в подходах к решению практических вопросов остаются [5].

Среди нерешенных проблем идущих по эстафете от одного «круглого стола» к другому осталось строительство польской части дороги Калининград-Эльблонг. Польская сторона заявила, что вопрос решается на уровне правительства и определила сроки реконструкции автотрассы.

Очевидна заинтересованность Калининграда в развитии транспортных путей и погранпереходов. Если сегодня автомобильные и железнодорожные пути связывают Калининградскую область с Россией через Литву, то теперь такой путь пройдет через Польшу. В решении, которое процитировал Ю.Маточкин, это звучит так: «В I квартале 1995 года рассмотреть и внести предложения о возможности регулярного железнодорожного движения через пункты Железнодорожный-Скандава, Кузница-Белостоцк-Гродно» [6].

Как заверили участники пресс-конференции, погранпереход Голдап-Сувалки-Гусев будет открыт в ближайшее время для пассажирского сообщения. Стороны сошлись на том, что уже с 1 декабря погранпереход приступит к действию.

Генеральный консул республики Польши в Калининграде Ежи Бар, отработав 2 года, уехал в Варшаву. По его мнению, именно благодаря открытию генконсульства удалось добиться прогресса в развитии партнерских связей. Дипломат отметил, что Калининградская область — «единственное место, где Польша и Россия непосредственно граничат» [3].

А вот автобан «Калининград-Эльблонг в обиходе называемый «Берлинкой», по мнению Ежи Бара лучше назвать как-то иначе. Причины понятны, немецкое влияние для поляков все равно, что нож к горлу. К тому же довоенные времена не вызывают приятных воспоминаний.

2.2.       Литва

Выступая на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, президент Литовской республики А.Бразаускас упомянул в своей речи и Калининградскую область. Он заявил, что судьбу области, «должна решать Европа» [8].

Областная дума заинтересовалась этим выступлением. В связи с чем, В.Устюгов обратился с письмом к министру иностранных дел А.Козыреву, в котором председатель областной думы просит представить полный текст речи президента Литвы в оригинале на английском языке или в аутентичном русском переводе. После его получения — если информация подтвердится — этот вопрос будет рассмотрен депутатами.

Между тем, советник А.Бразаускаса по внешнеполитическим проблемам Ю.Палецкис и ответственные работники российского посольства в Вильнюсе существенно разошлись в своих комментариях по поводу нашумевшего выступления [8].

2.3.       Посольство США в Калининграде

В конце октября в Калининграде с ознакомительным визитом побывала группа сотрудников посольства США в Москве, в составе группы: первый секретарь отдела политических и военных вопросов Майкл Гфэллер, атташе политического отдела Ной Рубинс и атташе по вопросам науки и техники Чарльз Арит. Цель приезда-ознакомительная. Американские дипломаты проявили большой интерес к деятельности в регионе политических движений, конфессий, национальных общин, негосударственных средств массовой информации.

Источники

1. Свободная зона.— 1994.— 18 октября.— 1994.— С.2.

2. Калининградская правда.— 1994.— 18 октября.— С.7.

3. Калининградская правда.— 1994.— 13 октября.— С.1.

4. Калининградская правда.— 1994.— 14 октября.— С.1.

5. Калининградская правда.— 1994.— 3 октября.— С.1.

6. Калининградская правда.— 1994.— 8 октября.— С.1.

7. Калининградская правда.— 1994.— 5 октября.— С.2.

8. Калининградская правда.— 1994.— 13 октября.— С.1.

 



* Использованы материалы Калининградского социологического центра и пресс-центра областной Думы.