Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Владимир ИЛЬИН

Республика Коми

в сентябре-октябре 1994 года

1.    РЕФОРМА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

В конце 1993 года в политической системе России и Республики Коми как ее составной части начался резкий поворот в сторону от парламентской демократии к авторитарно-правовому режиму с максимальной концентрацией власти в руках одного лица, являющегося главой государства и главой исполнительной власти одновременно. При всех различиях политические системы двух уровней эволюционировали синхронно в одном направлении и по сути своей совпадают. В Республике Коми основными вехами этого процесса стали:

— разработка и принятие Верховным Советом в конце 1993 года основных направлений реформы государственной власти;

— принятие в феврале 1994 года новой Конституции;

— избрание в мае 1994 года главы республики, сформировавшего новое правительство.

Завершающим шагом в этом процессе будет избрание 22 января 1995 года Государственного совета республики, который должен стать новым органом представительной власти.

Несущественным, но символически важным шагом на пути реформы стала последняя сессия Верховного Совета республики (первый этап состоялся 11-13 октября 1994 года). Эта сессия — последняя сессия последнего Верховного Совета и, соответственно, последний акт Советской власти в Республике Коми.

Прежде всего в соответсвтие с новой Конституцией республики была определена точная дата выборов в новый орган представительной власти — Государственный совет. Они состоятся 22 января 1995 года. Новый Государственный совет столь же ограничен в своих властных полномочиях по сравнению с главой республики, как российский парламент по сравнению с Президентом Российской Федерации.

Говоря о новом органе представительной власти республики депутат республиканского парламента демократ Я.Юдович писал в местной газете: «На смену ему (Верховному Совету) население республики должно избрать тихий, солидный, небольшой и ручной орган — Государственный совет. С этим ГС, в отличие от пока еще существующего ВС, у начальства уже никаких проблем не предвидится — настолько малы его полномочия и реальная власть» [1].

В ходе первого (октябрьского) этапа основным вопросом стало рассмотрение законопроекта «Об органах исполнительной власти в Республике Коми». Этот закон должен конкретизировать 94-ю статью республиканской Конституции, гласящую, что «местная администрация — орган исполнительной власти, непосредственно осуществляющий государственное управление и обеспечивающий права и законные интересы граждан на соответствующей территории. Местная администрация входит в систему исполнительной власти Республики Коми». Из Конституции не ясно, назначаются или избираются главы местных администраций. В законопроекте же было предложено их назначать главой республики. Ну, а местному же представительному органу разрешается дважды в течение года выразить недоверие главе местной администрации. Это влечет его освобождение от занимаемой должности главой республики.

Депутаты Верховного Совета пытались сохранить демократический характер местной власти. Сначала было предложено глав местных администраций избирать, а не назначать — не прошло. Тогда был предложен другой, компромиссный вариант: назначать, но по согласованию с местным представительным органом. Тоже не прошло.

Споры возникли и в связи с обсуждением статуса глав местных администраций. Было высказано опасение, что из 50 членов Госсовета может оказаться 20 глав администраций, назначаемых главой республики. Это автоматически превращает разделение властей в фикцию. Была предложена поправка к закону, запрещающая главам местных администраций избираться в республиканский парламент. Поправка набрала больше 50 процентов голосов, необходимых для ее прохождения и была принята. Однако она противоречила новой Конституции республики, для изменения которой требовалось уже две трети голосов. Набрать такое количество не удалось.

Я.Юдович так прокомментировал эту парадоксальную ситуацию: «Бунт на корабле! Настоящий бунт, ибо депутаты знали, что поправка неконституционная, следовательно, принятие ее автоматически требовало внесения соответствующей поправки и в новенькую, еще теплую Конституцию республики, что было бы ничем иным, как реваншем депутатского корпуса за тяжелое поражение, нанесенное народным избранникам тогдашним Председателем ВС в дебатах по проекту новой Конституции. Причем бунт этот был, прямо-таки по Пушкину, — «бессмыссленный и беспощадный».Бессмысленный — ибо было известно, что требуемых две трети голосов никакими силами не собрать. Ну, а беспощадный — по отношению к собственному времени — ведь оно было затрачено на заведомо обреченное дело. В итоге сенсационная поправка к ст.38 Закона прошла..., а поправка к Конституции — нет» [1]. Тогда депутаты вернулись к закону. В конечном счете закон был принят с формулировкой, допускающей глав администраций к выборам в Госсовет.

Сессия Верховного Совета приняла также закон «О Конституционном суде Республики Коми».

Были внесены изменения в закон о выборах. Поправка увеличила число подписей, которые должен собрать выдвинутый кандидат для своей регистрации: более двух процентов от общего числа избирателей округа. Это позволит несколько сократить толчею в избирательных округах за счет отсечения маловлиятельных, бедных и неорганизованных депутатов. К ним по всем признакам относятся все, кто может претендовать на роль оппозиции в Госсовете.

Другое изменение в законе о выборах касалось минимальной явки. По действовавшему закону требовалось участие минимум 25 процентов списочного состава избирателей округа. В мае 1994 года из-за этого более чем скромного барьера сорвались выборы в местные органы власти в целом ряде округов, в том числе в таком политизированом городе как Воркута. Есть много шансов, что тенденция к падению активности избирателей усугубится на выборах Госсовета.

В связи с этим на сессии было предложено отменить 25-процентный барьер явки избирателей как условие признания выборов законными. Это предложение не прошло. Однако для повторных выборов этот барьер был снят. Отныне повторные выборы состоятся при любой явке избирателей. Поскольку же в мае 1994 года выборы в местные органы власти были сорваны во многих местах республики, то, вероятно, все выборы в январе 1995 года могут быть определены как повторные.

Вскоре после сессии Центризбирком республики рассмотрел смету расходов на проведение выборов депутатов Госсовета Республики Коми и местных органов представительной власти, намеченных на 22 января 1995 года и выделил на эти цели свыше 4,7 млрд. руб. ($ 1,6 млн.).

Сессия приняла закон «О статусе депутатов Государственного совета Республики Коми и депутатов местных прдставительных органов власти». Примечательно, что уходящий в историю орган власти пытается определить статус будущего органа законодательной власти. Это попытка обеспечить свое влияние на будущую законодательную власть, определив ее функции и формы деятельности вплоть до деталей. Однако, где гарантия, что новый орган законодательной власти захочет играть по чужим правилам?

Второй этап сессии Верховного Совета состоится в декабре 1994 года На нем предполагается расмотреть ход выполнения постановления Верховного Совета о первоочередных мерах по выводу республики из кризиса, законопроекты «О культуре», «О благотворительной деятельности». Отсрочка в принятии этих законов объясняется необходимостью предварительно подготовить проект бюджета на 1995 года Однако отсрочка принятия закона «О культуре» вызвала протесты работников культуры. Группа ведущих деятелей культуры опубликовала обращение к депутатам, охарактеризовав заработки в своей сфере как самые унизительные: средняя зарплата составила в августе 1994 года 177 тыс. руб. (около 60 $). Это самый низкий уровень зарплаты в республике. В обращении говорилось: «Мы обращаемся к вам, уважаемые депутаты, с призывом поддержать 36-ю статью проекта Закона о культуре, закрепляющую норматив государственного финансирования...».

Подводя итоги политического развития Республики Коми в 1994 году, начиная с принятия новой республиканской Конституции и кончая октябрьской сессией Верховного Совета, Я.Юдович, известный в республике демократ и депутат Верховного Совета РК, заявил: «...Эпоха какой-никакой, хоть плохонькой, но все же парламентской республики у нас закончилась. Произошла номенклатурная реставрация — правда, без господства коммунистической идеологии, но зато в обнаженно-бюрократическом варианте авторитарной власти, практически ничем не ограниченной. В этой системе функции (и соответственно возможности) представительной демократии сведены к минимуму» [1].

На протяжении всей истории нынешнего Верховного Совета республики Ю.Спиридонов, умело маневрируя, проводил неуклонно и последовательно свою линию. Последняя сессия, проходившая под руководством уже первого зама председателя Верховного совета (поскольку прежний председатель стал главой республики), прошла по старому сценарию. в чем причина такой управляемости Верховного Совета, которая, судя по всему будет иметь далеко идущие последствия, ибо была материализована в новой Конституции республики?

Яков Юдович объяснил это так: «Опираясь на более или менее контролируемый им «партийно-хозяйственный актив» депутатского корпуса, тогдашний Председатель Президиума ВС вчистую переиграл немногочисленную, разрозненную и разношерстную оппозицию в ВС. Разношерстная она была потому, что состояла из совсем непохожих личностей, оппозиционность которых питалась из очень разных источников» [1].

Поначалу в Верховном Совете существовали две организованные оппозиционные фракции: «Демократический форум» и «Чужан му». О зыбкости первой говорит тот факт, что она рассыпалась после того, как уехал из республики ее организатор молодой рабочий с высшим образованием А.Петик. Незаметно прекратила свою деятельность и другая фракция, представлявшая коми национальное движение. Трудно сказать, когда они исчезли с политической арены, но по крайней мере в 1994 года как организованная сила эти фракции начисто отсутствовали.

Осенью 1994 года произошла смена руководства республиканской государственной телерадиокомпании «Коми гор». В принципе это можно рассматривать как обычное бюрократическое движение кадров. Однако прежний руководитель компании — Шарапов, отправившись на пенсию, выступил в местной газете «Молодежь Севера» с интервью. В этом выступлении он объяснил свою отставку тем, что в ходе выборов главы республики в мае этого года отказался однозначно играть на команду Ю.Спиридонова, проявил самостоятельность. На его место была назначена Н.Боброва.

Справка: Надежда Александровна Боброва родилась в 1956 года в коми селе. Воспитывалась коми няней и с детства говорила по коми. Ее отец — в прошлом был редактором республиканской газеты на коми языке «Югыд туй». В 1979 года окончила факультет журналистики Ленинградского университета. 10 лет проработала на республиканском телевидении, дойдя до должности главного редактора. В годы перестройки, передача «Молодежный канал», готовившаяся Н.Бобровой, допустила идеологический «прокол». Передача была закрыта решением бюро обкома партии, сама Боброва была отстранена от прямого эфира, понижена в должности. После этого она ушла в горком КПСС. В 1990 года Н.Боброва была избрана депутатом Верховного Совета Коми АССР. Работала председателем комиссии по культуре, вопросам национальных отношений, развития национальных и интернациональных традиций, охраны исторического наследия. Параллельно с работой в Верховном Совете закончила Институт государственной службы Северо-Западного кадрового центра. Будучи председателем комиссии Верховного Совета Н.Боброва активно проводила идеи коми национального движения в сфере культуры. Однако во время острой, бескомпромиссной схватки председателя Верховного Совета Ю.Спиридонова (русского) и председателя Совмина В.Худяева (коми) она осталась в стороне, чем, возможно, и продемонстрировала свою лояльность явно шедшему в победители Ю.Спиридонову.

 

Кадровые перемешения в республиканских электроных средствах массовой информации представляются одним из компонентов политики формирования эффективной системы авторитарной региональной власти. Устранение строптивого или не очень послушного руководителя радио и телевидения — весьма важный шаг на этом пути. Его важность еще более возрастает в условиях надвигающихся выборов в Госсовет.

2.    ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

В сентябре-октябре 1994 года Руководство Республики Коми продолжало проведение ставшей уже традиционной активной внешнеэкономической политики. Будучи географически глухой провинцией, Республика Коми давно стала одним из заметных на мировом рынке субъектов экономических отношений.

Активная внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность руководства республики стали основанием для предложения Главы республики о создании министерства внешних связей. Верховный Совет на своей сессии в октябре 1994 года принял это предложение. Ранее, до возникновения в середине 1994 года новой структуры исполнительной власти, в составе правительства был комитет по внешнеэкономическим связям, возглавлявшийся заместителем председателя Совета Министров республики В.Кармановским.

В ходе выборов Главы республики Кармановский оказался одним из руководителей команды премьера В.Худяева. После поражения Худяева Ю.Спиридонов не включил этот комитет в структуру нового правительства, избавившись благодаря этому от В.Кармановского без всяких объяснений. Функции комитета были переданы другому министерству. Создание нового министерства с необычным для республики в составе России названием говорит не только о воссоздании прежней структуры, но и о расширении ее функций за пределы экономики. Действительно, такая экпансия уже фактически произошла. Руководство республики активно ведет не только внешнеэкономическую, но и внешнеполитическую деятельсть, прежде всего в отношении таких стран как Венгрия, Финляндия.

В конце сентября 1994 года в Москве состоялась конференция «Инвестиционный климат в Республике Коми: пути и формы сотрудничества». Республика была представлена главой РК Ю.Спиридоновым, первым заместителем главы, министром экономики А.Каракчиевым, руководителями АО «Коминефть», АО «Комилеспром» и другими представтелями деловых кругов. Конференция была организована финансовой корпорацией «Адамант», являющейся управляющей компанией инвестиционного чекового фонда «Держава», который имеет в РК два десятка тысяч акционеров. «Адамант» в настоящее время работает над планом развития финансовой системы республики и над программой привлечения инвестиций в регион.

В конференции приняли участие представители администрациии президента России, МБРР, Международной Финансовой Корпорации, международных инвестиционных и коммерческих банков, инвестиционных компаний, юридических фирм и иностранных посольств.

Представители республики сообщили, что в то время как практически все регионы продолжают усиливать налоговое бремя на предприятия, правительство республики ставит задачу переориентировать налоговую систему с решения чисто фискальных задач на регулирование финансовых потоков путем предоставленияальтернативных возожностей для накопления инвестиционных ресурсов. Планируется освободить на 5 лет от налога на прибыль предприятия, занимающиеся производственной деятельностью, уменьшить налогооблагаему прибыль на сумму реинвестиций, ввести систему инвестиционных кредитов в виде отсрочки налоговых платежей на 2 года, ввести дифференцированные ставки налога на имущество и на землю.

Один из наиболее крупных планов иностранных инвестиций в республику связан с лесозаготовительной промышленностью Троицко-Печорского раойна. Вокруг этого проекта давно кипят страсти. Мнения участников спора радикально разделились.

В середине октября глава республики Ю.Спиридонов посетил район, уделив основное внимание российско-французскому проекту в области лесозаготовок, который должна осуществлять фирма «Юэт холдингс», возглавляемая М.Коненом. Спиридонов встретился с главой фирмы и предупредил, что в случае непоступления предусмотренных договором средств договор будет расторгнут. В установленный и до этого дважды переносимый срок средства за пакет акций так и не поступили. По мнению Ю.Спиридонова, 4 года работы над проектом оказались безрезультатными. Фирма выставила новые условия. В связи с этим Спиридонов заявил, что договор расторгается. Сертификат на право владения акциями, который должен был перейти к «Юэт холдингс», остается в собственности государства.

— Это не значит, что мы отказываемся от иностранных инвесторов, — добавил Ю.Спиридонов. — Мы их ищем и в даном случае будем работать без посредничества фирмы «Юэт холдингс» напрямую с Европейским банком реконструкции и развития [2].

В октябре 1994 года Воркуту посетил посл США Томас Пикеринг. Он осмотрел город и посетил первую закрывающуюся шахту региона — «Хальмер-Ю». Его визит в город был предпринят по приглашению Независимого профсоюза горняков. Круг интересов посла оказался весьма широк, что вызвало разные толкования реальных причин его появления в Заполярье.

Сам же посол объяснил свой визит своей любовью к путешествиям, а также тем, что Воркута всегда влияла на общую политическую погоду в России. Однако причины, видимо, более серьезные. Как известно, Российское правительство совместно с Мировым банком рассматривает проекты реконструкции угольной промышленности России. Одним из наиболее щекотливых пунктов программы является реконструкция угольной промышленности Печорского угольного бассейна. Здесь закрытие нерентабельных шахт связано с чрезвычайно дорогой и болезненной проблемой переселения значительной части населения Воркуты и Инты в другие регионы страны. Серьезным препятствием на пути реализации такой программы может стать оппозиция жителей Воркуты, во главе с местной городской администрацией, аппаратом управления объединения «Воркутауголь» и профсоюзами.

Во время визита состоялись встречи с руководителями шахт и профсоюзов, городской администрацией. На встрече с руководителями города он согласился с их мнением, что у Воркуты есть будущее «По крайней мере, на ближайшие 500 лет». Он проинформировал, что американская программа помощи угольным регионам Росии отводит Воркуте важное место, но на первых порах она ограничивается информационной помощью. Поэтому лучше всего надеяться на собственные силы и не затевать неосуществимых проектов.

В то же время в республике давно ведутся разговоры о возможности строительства железной дороги, которая напрямую свяжет железную дорогу Коми с Архангельском. Для этого необходимо построить ветку длиной 200 км. Такая дорога откроет прямой путь из Сибири и Урала в порт Архангельска, сократив на тысячи километров маршруты вывоза угля, нефтепродуктов и лесоматериалов. Такая дорога позволит Республике Коми загрузить ныне почти бездействующую ветку железной дороги, повысить конкурентоспособность ее сырья.

Осенью 1994 года появились сообщения о том, что власти Архангельской области и Республики Коми подписали договор с британским консорциумом о строительстве такой дороги, которую англичане именуют Беломорско-Сибирской железной дорогой. Проектная стоимость дороги — 500 млн. долл. Вскоре предполагается приступить к стрительству. Этот же проект предусматривает реконструкцию и расширение архангельского морского порта, строительство в нем четырехновых причалов для угля, древесины [3].

Этот проект, поддерживаемый англичанами, представляет интерес и с точки зрения мировой экономической политики. В то время как Мировой банк рекомендует свернуть производство угля в Печорском угольном бассейне, английские деловые круги участвуют в формировании инфраструктуры, которая может существенно повысить конкурентоспособность воркутинского и интинского углей, в том числе и на европейском рынке.

3.    ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

3.1.       Печорский угольный бассейн

Угольная промышленность может стать полигоном для испытания экономической стратегии, предлагаемой ведущими западными странами для России. Мировой банк разработал проект плана реконструкции угольной промышленности России. Суть плана состоит в радикальном сокращении производства угля и закрытии значительной части шахт страны. Особенно существенные масштабы закрытия предлагаются для Печорского угоьного бассейна. Открыто формулируемые аргументы состоят в том, что поддержание угольной промышленности является непосильным бременем для бюджета России. Предлагается свести государственную поддержку отрасли до минимума. Предлагается передать основную часть прав и ответственности по управлению отраслью на уровень местных угледобывающих компаний. Это означает неизбежность закрытия многих шахт, резкого сокращения числа занятых в угольной промышленности. В обоснование плана сокращения приводится опыт западноевропейских стран и США. Однако там сокращение потребления угля явилось результатом существенных сдвигов в технологии производства, приведших к падению спроса на уголь. Попутно шел процесс технического переворужения угольной промышленности. Ничего подобного пока не предвидится в России.

 

Проект Мирового банка разрабатывался в тесном контакте с российским правительством, но при полной изоляции региональных угледобывающих компаний. В ходе интервью, проведенных нами летом 1994 года в Кузбассе и Воркуте, выяснилась полнаяя неосведомленность региональных руководителей о плане, который в случае его принятия правительством России может означать ликвидацию большей части их предприятий.

В конце сентября 1994 года в Москве прошло заседание Межведомственной комиссии при правительстве Российской Федерации. На нем обсуждался доклад Мирового банка. В ходе обсуждения прозвучало большое количество критических замечаний. Примечательно, что российское правительство не предложило никакого своего плана. Единственный крупномасштабный план реконструкции угольной промышленности России принадлежит иностранному банку.

Никакого решения по докладу комиссия не приняла. К 1 ноября 1994 года намечено закончить подготовку российской программы реконструкции. После этого, вероятно, будет произведен синтез программ Мирового банка и России. Следующее заседание Межведомственной комиссии предполагается целиком посвятить проблемам Печорского угольного бассейна.

Между тем в самом Печорском угольном бассейне обсуждаются планы, согласованные с компанией «Росуголь». Они разительно отличаются от тех, которые исходят Мирового банка. По этим планам одна шахта закрывается с 1994 года, 4 другие — постепенно, с интервалом в 1-2 года.

Первоначально предложения по закрытию нерентабельных шахт вызывали среди воркутинских шахтеров бурю негодования. Но постепенно разъяснительная работа руководства объединения стала давать свои результаты. Даже лидеры рабочего движения, Независимого профсоюза горняков заговорили о том, что наиболее убыточные шахты являются бременем на всех остальных шахтах. В конечном счете профсоюзы и руководство объединения «Воркутауголь» пришли к общей согласованной позиции. Суть ее состоит в постепенном закрытии нескольких неперспективных шахт, переводе их работников на другиее шахты, которые пока не в состоянии работать в полную силу из-за нехватки квалифицированной рабочей силы, вывоз из Воркуты пенсионеров. Этот план в основных своих чертах поддерживается компанией «Росуголь».

Явно назревает конфликт стратегий. Российское правительство оказывается под давлением с двух сторон: во-первых, со стороны Всемирного банка, обещающего долгосрочные кредиты под 7 процентов годовых лишь при условиии принятия его плана, во-вторых, со стороны большинства угольных предприятий страны.

В октябре шахтеры Запоярья направили пакет экономических требований Б.Ельцину, обеим палатам Федерального Собрания, В.Черномырдину. Независимый профсоюз горняков Воркуты требует от органов власти принять меры для погашения всей задолженности правительства перед шахтерами в соответствии с тарифным соглашением. В числе главных требований — разработка и предоставление профсоюзам специаьной программы реструктуризации угольной отрасли страны, закрытия неперспективных шахт с обязательным включением в нее мер по социальной защите шахтеров. совет представителей НПГ Воркуты поддержал также принятое до этого советом представителей НПГ России решение потребовать специального закона об уголовной ответственности виновных в несвоевременной выплате зарплаты.

В случае невыполнения этого пакета требований НПГ Воркуты намерен требовать проведения общероссийского рефрендума с вопросом об отставке правительства и перевыборах президента России [4]. В то же время НПГ не поддержал акций протеста, намеченных ФНПР на 27 октября.

В связи с ухудшением социального положения шахтеров Росуглепрофсоюз наметил проведение акций протеста. Однако в середине октября генеральный директор «Росугля» Ю.Малышев провел селекторное совещание объединений угольной промышленности и появилась надежда на ускорение бюджетного финансирования. В Воркуте появились шансы на выплату зарплаты за август. Средств, полученных по тарифному соглашению, достаточно лишь на выплату 15 процентов сентябрьской зарплаты. Лишь одна шахта Воркуты — «Октябрьская» (наиболее прибыльная шахта города) оказалась в состоянии выплатить заплату своим работникам за сентябрь.

Однако обострение социально-экономических проблем Печорского угольного бассейна неуклонно ведет к росту оппозиционных настроений в регине, некогда бывшем одной из главных опор Б.Ельцина. Появились колебания, раскол в рядах лидеров рабочего движения Воркуты.

Так, в октябре 1994 года центральное телевидение сообщило контактах В.Анпилова с Воркутинским городским комитетом (ВГРК). 4 октября «Правда» сообщила, что «председатель Союза рабочих комитетов России К.Пименов, председатель ВГРК А.Хидиров, зам. пред. Усинского объединенного рабочего комитета В.Шевченко выступили с инициативой объединить усилия ради спасения страны...».

После возвращения в Воркуту А.Хидиров и К.Пименов встретились с другими членами ВГРК. Тут выяснилось, что их позиции существенно различаются. Делегатам в довольно грубой форме было указано, что ВГРК не уполномочивал их вступать в контакты с непримиримой оппозицией. В ходе заседания возникла острая полемика. Одни заявляли, что демократы куплены Западом, другие отвечали, что зюгановцы и ампиловцыы кормятся из утаенной от россиян кассы КПСС. ВГРК разделился на две части: с одной стороны А.Хидиров и К.Пименов, с другой — остальные члены комитета. К.Пименов заявил о своей готовности уйти в отставку в случае несогласия комитета с его позицией. А.Хидиров согласился на отставку лишь на городской конференции шахтеров.

3.2.       Общероссийская акция протеста профсоюзов

Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) приняла решение провестии 27 октября 1994 года единую общероссийску акцию протеста против ухудшения социально-экономического положения трудящихся. После этого на имя Ю.Спиридонова поступила из Москвы правительственная телеграмма за подписью руководителя администрации президента России. В ней сообщалось о том, что 18 октября состоялось заседание Согласительной комиссии, рассмотревшее решение ФНПР и рекомендовавшее воздержаться отт проведения акций протеста, учитывая, что правительством и местными администрациямии приняты некоторые рекомендации ФНПР. В телеграмме содержалась просьба проинформировать население о мерах, принимаемых презиетом РФ, Согласительной комиссией по стабилизациии социально-экономического положения.

Ю.Спиридонов через пресс-службу Главы республики передал это обращение в средства массовой информации. Этим его реакция и ограничилась.

Совет Федерации профсоюзов республики Коми поддержал решение ФНПР и призвал население принять участие в республиканском митинге. Среди выдвинутых требований — возврат долгов по зарплате и стипендиям с индексацией, предотвращение массовой безработицы. Такие же митинги было решено провести также во всех городах и районах республики.

Митинг в Сыктывкаре предполагалось провести на центральной площади города у окон Администрации Главы республики. Однако 10 октября глава администрации Сыктывкара С.Каракчиев не разрешил этот митинг в данном месте, выделив под него запасное поле городского стадиона, расположенное вдали от глаз как органов власти, так и горожан. Такое решение не является оригинальным. В годы перестройки, когда возникла угроза проведения неподконтрольных КПСС мтингов и демонстраций, Сыктывкарский горисполком по указке горкома КПСС принял решение, что митинги и демонстрации проводятся на запасном поле стадиона. Но в связи с тем, что в результате такого решения возник вопрос о месте проведения демонстраций 7 ноября и 1 мая, данное решение было отменено. Теперь после нескольких лет оно повторено вновь.

Руководство профсоюзов республики выступило с протестом. Ю.Спиридонов через прессу поддержал их просьбу о разрешении митинга на центральной площади, однако решение городской администрации осталось без изменений.

11 октября 1994 года состоялось расширенное заседание Коми рескома нефтегазстройпрофсоюза, в котором приняли участие и многие руководители предприятий. Профсоюз оддержал решение о проведении республиканского митинга в Сыктывкаре и высказа возмущение запретом его проведения на центральной площади города.

В Усинске — центре нефтедобывающей промышленности республики вновь возрасла социальная напряженность. До этого серьезная ситуация имела место в конце июня. Тогда забастовку начали работники коммунальных служб, возмущенные многомесячными задержками выплаты зарплаты. К ним присоединились нефтяники, персонал акционерных компаний, выполняющих работы по обустройству нефтяных месторождений, бюджетники. Некоторые представители профсоюзных комитетов объявили голодовку. У административных зданий в Усинске и Сыктывкаре были организованы митинги и демонстрации. Тогда удалось изыскать средства для ликвидациии задолженности по зарплате. Важную роль сыграли крупные кредиты, выделенные правительством респулики и Минтопэнерго России.

Однако в течение последующих двух месяцев социальное напряжение в городе сохранялось, приобретая волнообразный характер. Ситуация вновь обострилась к середине сентября. К этому времени истек обещанный правительственной комиссией крайний срок выполнения требований усинцев. Было решено оргаизовать пикеты у здания АО «Коминефть» в Ухте. Однако генеральный директор АО В.Леонидов принял делегацию, был найден компромисс.

Однако далеко не всех в Усинске он устроил. Пресс-служба «Коминефти» так прокоментировала позицию радикалов:

— Настаивая на немедленой ликвидации долгов, многие участники собраний, митингов и пикетов не дают и дня отсрочки для выполнения своих требований. Подогреваемые демагогическими речами наиболее экстремистски настроенных лиц, они зачастую не слышат или не хотят прислушаться к голосу разума, трезво оценить сложившуюся в стране, в ее топливно-энергетическом комплексе и, прежде всего, в нефтяной промышленности критическую ситуацию... Конечно, проще простого постоянно брать один за ругим банковские кредиты и расчитываться по долгам... Но беря всякий раз десяти— или двадцатимиллиардный кредит, вскоре приходится возвращать кредитору суммы, которые вдвое и втрое превышают заемные.

Руководство «Коминефти» видит выход в налоговой реформе, без которой нефтедобывающее производство обречено на гибель. От акционерного общества в адрес руководства России регулярно идут предложения по изменению налоговой политики. В.Леонидов встречался с Б.Ельциным и В.Черномырдиным высказывал им эти предложения. В этом вопросе руководство «Коминефти» пользуется поддержкой руководства республики.

После переоценки основных фондов АО по состоянию на 1 января 1994 года резко подскочил налог на имущество, что привело к к росту себестоимости добычи нефти. Серьезно давят и другие налоги. В результате расходы, связанные с собственно добычей нефти, составляют лишь 20 процентов ее цены. Если к цене добавить необходимую сумму прибыли, то цена коми нефти оказывается почти в два раза выше ее цены на внутрироссийско рынке. Это делает ее сбыт более чем проблематичным. В сентябре 1994 года генеральный директор «Коминефти» направил новое письмо в адрес В.Черномырдина: «...Действующая налоговая система и отчисления во внебюджетные фонды привели к тому, что 90-95 процентов средств от реализации нашей нефти направляется для платежей в бюджет при фактическом отказе правителсьтва Российской Федерации от исполнения обязательств по бюджетной поддержке предприятий Севера... В результате на 25 августа текущего года сложилась ситуация, когда задолженность по налогам достигла 228 млр. руб.». Однако это обращение, как и все предыдущие осталось без ответа [5].

3.3.       Дело Виталия Вострякова

В сентябре-октябре 1994 года продолжал раскручиваться скандал вокруг крупнейшего банка республики — акционерного коммерческого банка (АКБ) «Комибанк». Его президент Виталий Востряков, находившийся в больнице, был подвергнут тщательному обыску, в ходе которого обнаружен незарегистрированный пистолет. Обвиненны в незаконном хранении оружия он был взят под стражу в палате больницы. В самом банке началась крупномасштабная проверка.

10 сентября 1994 года В.Востряков, страдающий ишемической болезнью сердца, находясь под стражей в больнице, перенес повторный инфаркт миокарда. Этот диагноз был поставлен консилиумом врачей республиканской больницы. После этого, однако, ничего не изменилось в его статусе: охрана с палаты не только не была снята, но наоборот — ее усилили. Адвокаты Вострякова подали жалобу по поводу его полной изоляции в народный суд Сыктывкара. В конечном счете органы внутренних дел вынуждены были выпустить его на свободу, хотя расследование и не приостанавливалось.

Над В.Востряковым нависла угроза отстрарнения от должности президента банка. 28 сентября состоялось собрание акционеров АКБ «Комибанк». Однако оно было прервано перед вопросом «О президенте банка».

В.Востряков выступил в местной прессее с обращением к акционерам «Комибанка»:

«Мое несколько подорванное последними событиями вокруг АКБ «Комибанк» здоровье не позволяет мне в этот срок принять личное участие в работе собрания, но я обязан проинформировать акционеров, что экономические трудности банка вызваны в основном непродуманной и безответственной работой руководства Совета директоров... Считаю несправедливым, не говоря уже об этической стороне проблемы, когда фактически национальному банку пытаются навязать решения по существу две коммерческие структуры — «Стройматериалы» (г-н Козлов) и «Миян Удж» (г-н Сергеев), тогда как банк образовали предприятия угольной, нефтяной, газовой, легкой промышленности, знергетики и связи, всех видов транспорта и крупные строительные организации, всего около 5 тысяч акционеров, капитал которых в уставеом фонде банка в сопоставимых показателях многократно превышает вклад в акции названных коммерческих структур, еще ничего серьезного не сделавших для стабилизации экономики республики» [6].

14 октября собрание продолжило свою работу. Несмотря на строгий запрет врачей, на собрание пришел В.Востряков. Оно началось двухчасовыми прениями между В.Востряковым и его сторонниками — с одной стороны, советомдиректоров -с другой. Спор вертелся вокруг вопроса о возможности открытия данного собрания и его законности. Большинствм голосов собрание было все же открыто. Сторонники В.Вострякова характеризовали его как «спектакль», «балаган», «сборище». В своем выступлении В.Востряков коротко повторил то, что было опубликовано в его обращении к акционерам от 12 октября. После этого он добавил, что оставляет за собой право не выполнять решения, которые будут приняты этим собранием. «Дайте мне время выздороветь, я отчитаюсь перед вами, и вы сами решите, кому руководить банком. — сказал он в заключение. — Если сегодня совет директоров не поддержит меня, значит, это люди, которые ждут моей смерти».

По словам корреспондента местной газеты, атмосфера в зале была наэлектризована до предела. После ухода больного президента зал покинула почти половина присутствовавших акционеров. Однако оставшихся было достаточно для кворума, и собрание приступило к рассмотрению главного вопроса «О президенте банка».

От совета директоров выступил председательствовавший на собрании А.Буров выступил от совета директоров. Он познакомил присутствующих с некоторыми, как сообщалось в печати, «нелицеприятными для В.Вострякова» итогами проверки комиссии Центробанка, отметил, что за все время конфликта совет директоров ни разу еще не высказал открыто в печати своего мнения по поводу сложившейся ситуации, но не потому, что ему нечего сказать, а с единственной целью не нанести урон банку. Но, по мнению, А.Бурова, промедление с решением впроса о руководстве грозит банку миллиардами рублей убытков.

Собрание поддержало предложение совета директоров и назначило временно исполняющим обязанности президента банка 22-летнего Николая Левицкого [7].

Справка: Левицкий Николай Валентинович родился в 1972 году, холост. В последнее время проживал в Санкт-Петербурге. В 1994 году окончил Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. Н.Левицкий работает в банковской системе с марта 1993 года До последнего времени был директором филиала АКБ «Комибанк» в Санкт-Петербурге, генеральным представителем банка в этом городе [8].

В местной прессе был опубликован список видных деятелей республики, получивших в «Комибанке» кредиты под «смешные» проценты. Правда, депутат Государственной Думы России Н.Ген выступил в прессе с опровержением информации относительно своего кредита: «Для сведения Генерального прокурора Российской Федерации докладываю, что я, Ген Николай Леонидович, никаких кредитов в «Комибанке» не брал вообще». Остальные лица, перечисленные в списке, никак не отреагировали.

12 октября член Санкт-Петербургской коллегии адвокатов адвокат Б.Кузнецов, защищающий интересы АКБ «Комибанк» и его президента В.Вострякова вновь прилетел в Сыктывкар. Встретившись с прессой, он заявил:

— Скоро заканчивается двухмесячный срок расследования. Проведен ряд экспертиз. Пока никаких серьезных доказательств того, что пистолет, который обнаружили в сейфе, принадлежит В.Вострякову, нет. Более того, мне удалось найти второй ключ от сейфа. На этом ключе оставлены следы какой-то мастики. С моей точки зрения — была попытка или было произведено копирование этого ключа. Естественно, Вострякову это не нужно, поскольку у него были ключи от сейфа. Я думаю, что следствие, в конце концов, понесет ответственность за тот ущерб, который причинен «Комибанку» незаконным изъятием документов, сообщением некоторых сведений, которые относятся к банковской тайне и охраняются законом... Я считаю, что положение В.Вострякова достаточно устойчивое и дело будет прекращено. Я дважды встречался с Генеральным прокурором России именно по «Комибанку». Сначала я достаточно подробно рассказал о ситуации, затем предоставил ему жалобу, и в результате, Генеральный прокурор дал указание затребовать дело [9].

Адвокат В.Вострякова заявил по этому поводу:

— Собрание акционеров АКБ «Комибанк» 14 октября, с моей точки зрения, является незаконным. Есть целый ряд юридических моментов, но я назову главный: произошла эмиссия ценных бумаг банка. Его уставной капитал увеличился до 7 млрl. рублей. 140 новых юридических лиц влились в число акционеров, которые по действующему закону и уставу банка в нынешнем собрании не имеют права участвовать. Поэтому данное собрание незаконно [9].

3.4.       Экологическая катастрофа

Недалеко от города Усинска, расположенного на севере Республики Коми, произошла экологическая катастрофа, связанная с прорывом нефтепровода, входящего в систему акционерного общества «Коминефть». Город Усинск расположен в 300 км от Северного Ледовитого океана и в 50 км от Печоры, в 100 км от Полярного круга.

По предварительным данным количество пролитой нефти было оценено в 300 тыс. тонн. Прорыв произошел в нескольких местах. Замене подлежит 52 км трубопровода. Эксперты затруднились сказать, была ли в истории более крупная катастрофа, связанная с нефтепроводами. По крайней мере, эта катастрофа по объемам утечки в 8 раз превосходит курпнейшую аварию на месторождениях компании «Эксон» на побережье Аляски в 1989 года [10].

Генеральный директор АО «Коминефть» В.Леонидов на эту информацию отреагировал так:

— Вылилось около 14 тыс. тонн. Что касается цифры 200 тыс. тонн — это абсурд. Мы не добывали такое количество за сутки. 14 тысяч — это реальная цифра [11].

Об экологической катастрофе стало известно благодаря местным рыбакам, обнаружившим следы нефти на своих сетях. АО «Коминефть» пыталось скрыть факт аварии. Прорыв нефтепровода произошел 17 августа, но сообщили о нем лишь 13 сентября. Нефть выливалась на землю до 6 сентября. Оказались сильно загрязненными реки Уса, колва, Хатаяха. В Колве уровень загрязнения превысил предельно допустимую концентрацию в 20 раз.

Примечательно, что на кастрофу обратили внимание лишь благодаря американцам. Недалеко от Усинска находится Ардалинское месторождение, которое разрабатывается совместно с компанией «Коноко». Американцы подняли тревогу. От имени вице-президента США Гора поступило предложение об оказании экологической помощи. Лишь после этого была сформирована правительственая комиссия, 25 октября отбывшая в район Усинска [12].

Руководство «Коминефти» через свою пресс-службу пятается успокоить общественность республики. Основная вина взваливается на Центр, который проводил политику безудержной погони за нефтедолларами, не вкладывая достаточных средств в материально-техническую базу нефтедобычи.

Руководство «Коминефти» сообщило, что специальная комиссия выезжала на Печору и не обнаружила на ее берегах разливов нефти. Однако вскоре в республиканской прессе появилось письмо с Печоры, которое опровергает информацию «Коминефти». Нефть пришла не на поверхности, а в глубине, образовалась смесь нефти, воды и ила, напоминающая медуз [13].

Экологическая катастрофа может иметь и политические последствия в свете предстоящих в янвпре 1995 года выборов в Госсовет республики. Генеральный директор АО «Коминефть» так сформулировал этот аспект проблемы:

— В этой мутной воде, на этом несчастье пытаются некоторые погреть руки: или любители сенсаций, или те, кто будет баллотироваться в Госсовет республики [14].

Проблемы экологии традиционно занимали видное место в политической деятельности коми национального движения. Нынешняя же катастрофа напрямую наносит урон традиционной среде обитания северных коми. Таким образом, можно довольно уверенно ожидать, что на предстоящих выборах вопросы экологии привлекут повышенное внимание кандидатов в депутаты. Не без последствий это событие будет и для политической карьеры В.Леонидова — генерального директора «Коминефти» и депутата Верховного Совета республики.

Источники

1. Юдович Я. Поминки по демократии // Молодежь Севера.— 1994.— 20 октября.— С.4.

2. Судьба проекта решена // Республика.— 1994.— 19 октября.— С.1.

3. Ильин В. Транзитом через Коми // Республика.— 1994.— 26 октября.— С.2.

4. Макаров В. От экономических требований — к референдуму // Республика.— 1994.— 19 октября.— С.1.

5. Ильин В. Глас в пустыне // Республика.— 1994.— 19 октября.— С.2.

6. Востряков В. Обращение к акционерам АКБ «Комибанк» // Республика.— 1994.— 12 октября.— С.1.

7. Шелест Е. В.Востряков временно отстранен от руководства «Комибанком» // Молодежь Севера.— 1994.— 20 октября.— С.1.

8. Республика.— 1994.— 19 октября.— С.1

9. Дело будет прекращено, считает адвокат // Республика.— 1994.— 17 октября.— С.1.

10. Известия.— 1994.— 26 октября.— С.1.

11. Беда с нефтью // Республика.— 1994.— 19 октября.— С.3.

12. Лесков С. Российскую тундру залило нефтью, а тревогу забили американцы // Известия.— 1994.— 26 октября.— С.1.

13. Носова Е. В сетях — нефтяные «медузы» // Республика.— 1994.— 19 октября.— С.1.

14. Беда с нефтью // Республика.— 1994.— 19 октября.— С.3.