Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Николай ПОГОДАЕВ,

Ольга ГРИБАНОВА,

Наталья КОНОВАЛОВА

Новосибирская область

в сентябре — октябре 1995 года

1.    ОРГАНЫ ВЛАСТИ

В сентябре деятельность администрации Новосибирской области не была отмечена сколько-нибудь крупными событиями. Основное внимание исполнительной и законодательной ветвей власти было привлечено к проблемам разработки Устава области и выборам Губернатора. Может быть, именно поэтому все остальные меры областной администрации, получившие освещение в печати, можно рассматривать скорее как популистские.

 

Наиболее «заметной» фигурой был А.Манохин — представитель Президента РФ по Новосибирской области. Во-первых, он вновь заявил о своем желании стать губернатором, однозначно высказался за «всенародный» путь избрания губернатора. При этом он заявил, что начал бы свою губернаторскую деятельность с «наведения жесткой финансовой дисциплины»: правильного распределения, то есть распределения в пользу производителя, на жизненно необходимые цели плюс жесткий контроль за исполнением. «Речь идет о корректировке государственной налоговой политики. Сегодня под лозунгами «поддержки производства», «защиты социально незащищенных» увеличивается до дикости налоговый гнет. Причем у тех, кто работает, деньги забирают и отдают тем, кто «свой» и кто работать не умеет. Из общего государственного кармана надо поддерживать только тех, кто работает эффективно, — это должно быть одним из основных положений государственной политики». Вторая задача власти, отметил А.Манохин, — жесткая экономия: «Коль мы в кризисе, то в первую очередь пояса должны затянуть власть имущие». «У нас происходят парадоксальные вещи — в условиях сильнейшего государственного кризиса госструктуры живут все лучше и лучше. Режим жесткой экономии подразумевает, что деньги, которые идут на новые административные здания, машины, загранпоездки, должны либо не забираться государством у людей, либо сразу же отдаваться конкретным производителям.»

Во-вторых, видимо, для того, чтобы привлечь к себе еще большее внимание, он потребовал от автора и ведущей телепрограммы «Пресс-дуэль» О.Лесневской выплатить пять миллионов рублей. При этом она должна публично опровергнуть собственное заявление о том, что «золотое дело» было сфабриковано в недрах приемной Манохина.

 

Распоряжением администрации области созданы рабочие группы по выполнению ряда конкретных пунктов постановления Правительства РФ «О мерах по решению неотложных проблем стабилизации социально-экономического положения в Новосибирской области». Созданы рабочие группы по разработке основных положений концепции, структуры управления, перечня необходимых документов по формированию технопарка «Новосибирск»; по разработке концепции стимулирования спроса на научно-технические разработки и услуги научных организаций; по подготовке проектов учредительных документов по созданию регионального внебюджетного фонда науки и технологического развития.

 

Распоряжением главы администрации И.Индинка мэрии Новосибирска, администрациям районов и городов области предписано принять участие в проведении ежегодного Дня памяти жертв политических репрессий 30 октября с.г. и оказать содействие в его подготовке первичным организациям репрессированных. В Новосибирской области более 13 тысяч граждан, которые либо сами подвергались политическим репрессиям (около 500 человек), либо имеют репрессированных родственников.

 

Специалистами комитета обладминистрации по экономике разработан проект развития области в 1996 году. При его разработке эксперты условно разделились на две группы: первые рассматривали сценарий, при котором правительству удастся удержать инфляцию, а вторые — если инфляция будет выше обещанных 2% в месяц. Самый главный прогноз комитета — в любом случае предстоящий год не станет годом подъема производства. Ожидается оживление добычи энергоносителей, рост выработки электроэнергии, увеличение производства в машиностроении. На уровне прошлого года останется положение в цветной металлургии, и по-прежнему в сложном положении будут швейники и обувщики. Немного сократится, по мнению экспертов, валовой объем продукции сельского хозяйства. Инвестиции федерального бюджета увеличены не будут, придется рассчитывать только на кредиты Мирового банка и Европейского банка реконструкции и развития. Реальные доходы населения на этот период останутся примерно такими же, как и прежде [2].

1.1.       Выборы губернатора

Сессия облсовета окончательно рассмотрела вопрос о выборах губернатора. Документ о выборах губернатора получил статус нормативного акта [3]. Голосование, согласно новому закону, должно быть прямым. Предложение комитета облсовета по законодательству, руководимого В.Кузнецовым, избирать главу областной администрации голосованием членов представительного собрания не прошло.

В законе, принятом на сессии областного Совета, основные положения сводятся к следующему: глава администрации Новосибирской области избирается гражданами РФ, проживающими на территории Новосибирской области, на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года. Главой администрации может быть избран гражданин РФ, проживающий на территории Новосибирской области не менее одного года и достигший на день выборов 30 лет. Не может быть избран на должность главы администрации гражданин РФ, имеющий двойное гражданство. Выбор главы администрации назначает Новосибирский областной Совет депутатов. Право выдвижения кандидатов на должность главы администрации области принадлежит непосредственно гражданам РФ, проживающим на территории Новосибирской области, избирательным объединениям, избирательным блокам. В разделе «Права и обязанности кандидата на должность главы администрации» указывается, что после регистрации кандидаты на должность главы администрации, находящиеся на государственной службе, а также работающие в СМИ, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего должностного положения в интересах избрания.

Помимо средств областного бюджета кандидат на должность главы администрации может формировать собственный избирательный фонд за счет следующих денежных средств: собственных средств кандидата, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда (МРОТ) более чем в тысячу раз; средств, выделяемых кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком, которые не могут превышать МРОТ более чем в 1500 раз; добровольных пожертвований физических лиц, каждое из которых не может превышать МРОТ более чем в 20 раз; добровольных пожертвований юридических лиц, не более чем в 200 раз. Предельная сумма расходов кандидата за счет средств избирательного фонда не может превышать МРОТ более чем в 10 тысяч раз.

Не допускаются пожертвования в избирательные фонды со стороны: иностранных государств, организаций и граждан; лиц, не имеющих гражданства; российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала в их уставном капитале превышает 30%; международных организаций и международных общественных движений; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций; воинских частей, военных учреждений и организаций; благотворительных организаций и религиозных объединений.

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25% избирателей, внесенных в списки избирателей. В том случае, если ни один из кандидатов не избран, повторное голосование проводится по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов избирателей. При повторном голосовании избранным считается кандидат, получивший большее число голосов избирателей из числа принявших участие в голосовании.

18 октября состоялась 15-я, внеочередная сессия областного Совета депутатов, принявшая закон Новосибирской области «О назначении выборов главы администрации Новосибирской области» [4].

 

Несмотря на то что на данный момент победила одна из точек зрения, мы приводим содержание достаточно острых дебатов, возникших в областном Совете по этому поводу. Они выявили противоборство исполнительной и законодательной власти в Новосибирске. Было подготовлено два варианта выборов главы администрации — проект обладминистрации и проект областного Совета. На 13-ю сессию, без какого-либо предварительного согласования, был вынесен проект обладминистрации. Председатель комитета по законодательству и взаимодействию с органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными движениями и СМИ В.Кузнецов так и не получил ответа на вопрос, почему приоритет отдан имено ему. Основной момент, по которому расходятся эти два варианта выборов губернатора, сводится к способу избрания главы — всенародным голосованием или Собранием представителей. Всенародные выборы демократичнее, но, считают представители облсовета, избиратель будет знать о потенциальном главе администрации только то, что он сам скажет о себе, или то, что о нем расскажут СМИ. После таких выборов в течение 4-5 лет избиратель не может заявить свой протест, если избранный глава не оправдал ожиданий. После выборов глава становится практически недосягаемым для критики и контроля, особенно если позволить такому лицу построить свой механизм собственных перевыборов.

По замыслу, Собрание представителей назначение способно обеспечить больший демократизм, чем голосование избирателей «вслепую». У него будут возможности, чтобы всесторонне, с помощью ученых, аналитиков оценить качества претендентов, привлекая к оценке программ представителей районов и широкие массы населения. Собрание представителей населения области реально могло бы служить механизмом контроля деятельности губернатора. Известно, что в Совете Федерации не прошел проект закона о разграничении полномочий, в котором думцы писали, что субъект Федерации вправе сам определять — избирать губернатора всем населением или назначать областной Думой. Ход рассуждения таков: если провозглашено разделение властей, то не может одна власть назначать другую. Но Собрание представителей, куда, по замыслу, должны войти депутаты областного Совета депутатов, глава администрации области и по принципу пропорционального представительства депутаты выборных органов местного самоуправления, избранные главы местного самоуправления Новосибирска, городов областного подчинения, районов области, видимо, должен быть органом, стоящим над обеими ветвями власти. Что-то вроде третейского суда. В противоборстве двух проектов выборов губернатора хорошо просматривается стремление новосибирских законодателей поставить главу исполнительной власти под свой контроль. А исполнительная власть в лице Индинка, видимо, уверенного в своих силах, старается избавиться от излишней опеки. К этому можно добавить, что Региональный центр поддержки российской государственности через областную газету «Советская Сибирь» провел опрос на тему «Кого в губернаторы?» [5].

На вопросы анкеты ответили 247 человек. Из них 83% считают, что главу администрации области необходимо выбирать прямым тайным голосованием жителей. 15% высказались за создание для этой цели Собрания представителей из депутатов и глав администраций. Четверо из каждых пяти — за проведение выборов губернатора в декабре 1995 года. На вопрос: «Кого бы Вы поддержали на выборы губернатора?» — 22% респондентов не дали определенного ответа. 33% предложили кандидатуру И.Индинка. Вдвое меньшую поддержку получил председатель облсовета А.Сычев. На третьем месте — по 7% голосов в каждом — В.Муха, А.Манохин. За ними, при незначительной поддержке, — И.Аничкин, А.Мананников. По три голоса получили В.Киселев, В.Кузнецов и В.Толоконский. Среди ответивших на анкету преобладали люди пенсионного возраста (более двух третей). Из ответивших 67% — мужчины. Почти половина имеют высшее образование. Семеро из восьми — жители города.

Вышеупомянутая анкета не единственная. Новосибирский областной Совет депутатов опубликовал в той же газете анкету читателя, посвященную обсуждению проектов Устава области и закону о выборах главы администрации области [6].

Следует, однако, учитывать довольно низкую ценность именно этого конкретного исследования. Поскольку газету «Советская Сибирь» выписывают далеко не все жители Новосибирской области, отвечают на подобные анкеты только люди определенного склада, поэтому нереально перенести результаты подобных исследований на всю область. С другой стороны, опубликование подобных анкет вносит ощущение участия в обсуждении всего населения; в какой-то мере опубликованные результаты формируют установку на ответы и среди других читателей, то есть просто как влияние СМИ.

1.2.       Обсуждение Устава области

На 13-й сессии областного Совета депутатов обсуждался и вопрос об Уставе Новосибирской области. У части его разработчиков были предложения по реконструкции законодательного органа: ввести на территории области новый уровень государственной власти — представительные органы в городах областного подчинения и районах. Была сделана попытка внести новацию и в структуру власти исполнительной. Индинок не раз подчеркивал, что выступает в двух ипостасях: как политический деятель и как руководитель исполнительной власти. Он считает, что такое совмещение не на пользу делу и было бы целесообразно ввести положение о высшем должностном лице как субъекте власти наравне с властью исполнительной — администрацией, которую должен возглавить другой человек — один из заместителей главы. В этом предложении угадывается модель президентской республики, где правом субъекта власти наделяются высшее должностное лицо и его аппарат, который, по сути дела, является вторым правительством [7].

2.    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1.       Кампания по выборам в Госдуму

Многие претенденты на депутатский мандат в Государственной Думе прислали уведомление в окружные комиссии о том, что собирают подписи в свою поддержку.

По Барабинскому избирательному округу 124:

А.С.Донченко, 1939 г.р., заместитель директора Института экспериментальной ветеринарии Сибири и Дальнего Востока (от КПРФ);

Л.Доровской, 1968 г.р., директор АО «Агропромэнерго» (от ЛДПР);

В.М.Ноздрюхин, 1938 г.р., глава администрации Колыванского района (от движения «Наш дом — Россия»);

А.Л.Средин, 1965 г.р., пенсионер МВД;

Н.М.Харитонов, 1948 г.р., депутат Госдумы (от АПР).

 

По Заводскому избирательному округу 125:

Ф.Д.Ананьин, 1952 г.р., электромонтер ТОО «ЭРСиБ» (от избирательного блока «Коммунисты — Трудовая Россия — За Советский Союз»);

И.С.Аничкин, 1938 г.р., депутат Госдумы;

Г.К.Бессонов, 1948 г.р., старший научный сотрудник НГТУ (от Республиканской партии РФ);

В.И.Боровко, 1942 г.р., председатель общественной организации по защите прав потребителей;

А.П.Журавков, 1952 г.р., заведующий отделением новосибирской поликлиники №25;

П.Н.Исаев, 1953 г.р., старший научный сотрудник Института ядерной физики СО РАН;

А.А.Кисельников, 1951 г.р., генеральный директор государственого унитарного предприятия «Сибирский аналитический центр»;

Н.И.Михеев, 1962 г.р., временно неработающий;

А.Е.Просенко, 1947 г.р., заведующий кафедрой НГПУ (от ЛДПР);

Г.А.Пугачев, 1937 г.р., проректор Новосибирской государственной академии строительства, выдвинут от НДР.

 

По Заельцовскому округу 126:

И.С.Батенев, 1953 г.р., корреспондент журнала «Посев» (блок «Демократическая Россия и Свободные профсоюзы»);

В.Д.Злобин, 1967 г.р., президент общественной ассоциации вкладчиков;

В.И.Иванков, 1947 г.р., генеральный директор исполнительной дирекции межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»;

К.Ш.Камалов, 1950 г.р., командир войсковой части;

И.В.Константинов, 1956 г.р., помощник депутата Совета Федерации;

В.С.Липицкий, 1947 г.р., депутат Госдумы (блок «Социал-демократы»);

А.Е.Локоть, 1959 г.р., начальник исследовательского сектора НИИ измерительных приборов (от КПРФ);

А.Н.Люлько, 1959 г.р., научный сотрудник Института математики СО РАН («Общественно-политическое движение» Конгресс русских общин»).

В.Г.Эдвабник, 1948 г.р., директор НИИЭП;

А.Янковский, 1958 г.р., председатель НРО ПЭС.

 

По Искитимскому избирательному округу 127:

Л.Я.Бочкарев, 1944 г.р., директор ОПХ «Посевнинское» (от КПРФ);

Г.В.Иващенко, 1952 г.р., глава администрации Черепановского района;

Е.Ю.Логинов, 1965 г.р., депутат Госдумы (от ЛДПР);

А.Н.Павленко, 1958 г.р., директор торгового дома «Сибирь — Алтай» («Вперед, Россия!»);

С.Р.Сверчков, 1956 г.р., заместитель директора Института теплофизики СО РАН;

В.А.Терентьев, 1951 г.р., заместитель военного комиссара области.

 

Новосибирское отделение Российского общенародного союза решило поддержать на выборах Н.Харитонова (АПР), Л.Бочкарева (КПРФ), С.Аничкина и С.Зайцева (от блока профсоюзов «Власть народу!»).

Областной совет ветеранов войны и труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов решил поддержать кандидата в депутаты Госдумы Аничкина И.С.

От «ЯБЛОКА» в списке баллотируется отдельная группа кандидатов, во главе которой находится В.Медведко, генеральный директор электровакуумного завода; И.Мальков, помощник депутата Госдумы; А.Лубенец, начальник отдела СМВБ. Пока Новосибирское отделение «ЯБЛОКА» ничем особенным, кроме участия в съезде партии и выдвижения кандидатов, себя зарекомендовать не успело. Более или менее серьезное структурирование этой организации началось совсем недавно.

Определенную роль в поддержке кандидатов могут сыграть крупные региональные организации и объединения. Одной из них является Сибирское отделение Международной Ассоциации руководителей предприятий (СО МАРП). На очередном своем заседании она решила оказывать поддержку движению «Наш дом — Россия» и Промышленной партии (от которой пойдут О.Малахов, председатель Сибирской ассоциации строителей; А.Чикунов, председатель финансовой компании «РИФ»), а также управляющему АО «Сибинвест» В.Уланову (от блока «Независимые кандидаты»). Среди списка претендентов одномандатных округов члены МАРП остановили свой выбор на А.Аничкине, В.Иванкове, Н.Красникове. Не отказано в помощи представителю ЛДПР С.Проничеву, от «ЯБЛОКА» — генеральному директору НЭВЗ В.Медведко и члену «Партии сторонников снижения налогов», редактору газеты «Деловая Сибирь» В.Шугаеву. Ассоциация в первую очередь надеется на то, что все, кто получит рекомендацию МАРПа, в дальнейшем будут представлять в парламенте Новосибирскую область и оправдают эту помощь активной депутатской деятельностью, причем с пользой для промышленности. Именно этим объясняется активизация руководителей предприятий [8].

 

По мнению аналитиков, в Новосибирске имеют возможность собрать желанные 5% КПРФ, КРО, НДР, Социал-демократический союз, ДВР, ЛДПР, «Трудовая Россия — коммунисты за Советский Союз», профсоюзы «Власть — народу!». Одновременно они смогут собрать солидное количество голосов за кандидатов по мажоритарным округам [9].

2.2.       Профсоюзы

В совете федераций профсоюзов области состоялась консультационная встреча ряда руководителей отраслевых профсоюзов, политических партий и движений. В ней участвовали представители областных организаций АПР, РСДНПР, Социалистической партии трудящихся, Промпартии, областного Совета ветеранов. Обсуждались проблемы единства действий по выборам в Госдуму по одномандатным округам. Несмотря на наличие различных точек зрения, все сходились в том, что есть реальная возможность для выработки таких мер, которые могли бы способствовать победе на выборах единого кандидата левоцентристского блока. Решено такие консультации продолжить.

На вопрос, почему профсоюзы идут на сговор с работодателями (Промпартия), председатель отраслевого регионального совета профсоюзов оборонпрома А.Козлов ответил так: «Когда промышленность находится на грани развала, делить нам нечего, наоборот, у рабочих и директоров появляется общая цель: восстановить производство».

На пресс-конференции распространены два обращения профсоюзов: одно из них предлагает руководителям левоцентристских партий и движений сплотить свои силы и выдвинуть общих кандидатов в одномандатных округах Новосибирской области. Другое призывает трудящихся к Всероссийской политической стачке с требованием: «Долой антинародное правительство!». К числу сторонников последнего принадлежит Новосибирский отраслевой региональный совет профсоюзов работников оборонной промышленности, который обратился к трудовым коллективам отрасли России с призывом ко всеобщей политической стачке.

2.3.       «Наш дом — Россия»

Областная организация «Земля сибирская» Всероссийского общественно-политического движения «Наш дом — Россия» назвала семерых соратников, которые будут бороться за депутатский мандат. Конференция «Земли сибирской» прошла «по горячим следам» второго съезда Всероссийского движения, на котором рассматривались программные документы НДР, тактика действий в ходе предвыборной кампании. Как уже сообщалось, областная организация «Земли сибирской» признала неудовлетворительным первоначальный проект политической платформы движения.

Но главным вопросом, ради чего собрались делегаты, — выдвижение кандидатов в депутаты Госдумы. По федеральному списку выдвинуты: О.Гонжаров — начальник отдела по связям с общественными формированиями, партиями и прессой обладминистрации, В.Прилепский — генеральный директор ПО «Сиббиофарм», В.Ноздрюхин — глава администрации Колыванского района, О.Семченко — президент Сибирского торгово-промышленного инвестиционного союза, Г.Пугачев — проректор Новосибирской государственной строительной академии.

По одномандатным округам выдвинуты: В.Иванков — генеральный директор дирекции «Сибирского соглашения», Н.Красников — глава администрации пос.Кольцово, В.Ноздрюхин, Г.Пугачев [10].

В прессе опубликованы фрагменты из выступления И.Индинка на втором съезде Всероссийского общественно-политического движения «Наш дом — Россия» [11].

В процессе развернувшейся предвыборной борьбы развернулась полемика между различными партиями и организациями. В частности, «Земля сибирская» со страниц областной газеты пытается «открыть глаза» населению на сущность АПР, которая обладает достаточно высокой популярностью среди сельского населения [12].

2.4.       Коммунисты

Новосибирские коммунистические организации РКРП и КПРФ приняли решение о единых действиях в преддверии выборов. Решено обратиться в ЦК обеих партий с предложением о создании единого коммунистического блока, о выдвижении единых кандидатов в одномандатных округах независимо от расстановки оппозиционных сил.

По инициативе Новосибирской организации Всесоюзной коммунистической партии большевиков (ВКПб) состоялся митинг, посвященный годовщине октябрьских событий в Москве. В митинге приняли участие представители КПРФ, «Трудового Новосибирска», РКРП, новосибирских комсомольцев. Выступившие на митинге осудили расстрел Белого дома и упразднение Советской власти. Звучали призывы поддержать на выборах кандидатов от левых и патриотических избирательных объединений.

2.5.       Движение «За военную реформу»

Движением «За военную реформу» направлен запрос в конституционный суд о соответствии Закону РФ Указа Президента «О призыве граждан РФ на военную службу». Председатель Новосибирского отделения «За военную реформу» Р.Белик заявила, что этот указ, предусматривающий увеличение сроков прохождения воинской службы и ужесточающий систему отсрочек, «перечеркнул все, чего смог добиться в свое время Комитет солдатских матерей». Теперь, считает Белик, все придется начинать с нуля. Однако она отметила, что теперь работа комитета и в целом движения будет строиться на совершенно иных условиях. Голодовок, пикетов и манифестаций с вынесением требований ускорения реформ в армии не будет, так как такие формы протеста приносят довольно зыбкие результаты. Теперь все чаяния сторонников военных реформ будут связаны с выборами. Говоря о приоритетах на предстоящих выборах в Госдуму, которых будет придерживаться движение, Белик отмечает, что голосовать реформаторы будут прежде всего за представителей тех партий, программа и платформа которых наиболее отвечают интересам военной реформы. Спектр политической направленности этих партий может быть широк. Правда, из их ряда она однозначно вычеркивает ЛДПР. Наиболее же привлекательными в этом плане ей представляются «Выбор России», Республиканская партия и «ДемРоссия». Председателем местного отделения движения «За военную реформу» Белик избрана 7 октября, сменив на этой должности Ю.Пронько.

2.6.       ДВР

Председатель местного отделения партии ДВР Н.Красников, удививший политиков Новосибирска тем, что вошел в предвыборную кампанию под эгидой движения «Наш дом — Россия», похоже, готов вернуться — как возможный кандидат в депутаты — в свою партию. Отделением развернута кампания по сбору подписей за Красникова. На сегодняшний день это единственная кандидатура на участие в предстоящих выборах от ДВР в Новосибирске.

2.7.       Союз вкладчиков Сибири

Общественный штаб по перекрытию Транссибирской железнодорожной магистрали создан в Новосибирске местной ассоциацией вкладчиков. Эту акцию предполагается осуществить совместно с работниками железной дороги «в связи с тем, что правительство упорно не реагирует на справедливые требования Союза вкладчиков России и продолжает вести грабительскую, безумную финансовую политику». Примечателен заключительный пункт решения общеобластного митинга вкладчиков, гласящий: «Оказать всемерную поддержку кандидатам в депутаты, которых выдвинул или поддерживает Союз вкладчиков России. Считать участие в выборах одним из главных направлений всей работы движения вкладчиков».

2.8.       Новые партии

Управлением юстиции Новосибирской области зарегистрирована новая общественная организация — НОО центр поддержки женских инициатив «Женщины вместе». Главная цель нового формирования, по словам директора центра — председателя правления Л.Черепановой — координация действий женских организаций в реализации инициатив, поддержка в создании и развитии таких организаций, улучшение положения женщин в обществе. Политических задач «ЖВ» перед собой пока не ставят, но не исключают возможность этого в будущем. На своей первой официальной встрече решено не отказываться от услуг сочувствующих их деятельности мужчин. Такая поддержка уже есть — финансирование «Сибирским соглашением» региональной конференции «ЖВ». Под эгидой этой организации прошла первая координационная встреча женщин города [14].

2.9.       Визиты

7 и 8 октября Новосибирск посещал Н.И.Рыжков. Он встретился с руководством области и города, побывал в Академгородке, провел вечер вопросов и ответов в кинотеатре им. Маяковского, выступил по местному телевидению [15].

 

13 октября Новосибирск посетил Г.Зюганов. В программе пребывания — встреча с руководством области, с общественностью, с избирателями. Прошла пресс-конференция для журналистов, выступление в прямом эфире радиопрограммы «Слово» [16].

3.    ЭКОНОМИКА

3.1.       Финансы и инвестиции

Входящие в межрегиональную ассоциацию «Сибирское соглашение» (МАСС) Новосибирская, Омская, Томская, Иркутская, Кемеровская и Курганская области, Алтайский и Красноярский края, Республики Хакасия и Бурятия, а также ОНЭКСИМбанк, Инкомбанк, Токобанк (уполномоченные банки МАСС), Сибирский торговый банк (Новосибирск), Сибирский банк (Новосибирск) и Томский филиал Агропромбанка подписали протокол о намерениях по организации единого вексельного пространства. Протокол был подписан во время проходившей 21-22 августа в Новосибирске первой финансово-товарной сессии входящих в МАСС территорий, посвященной формированию в Сибири единого оптового рынка продовольствия. Векселя, которые выпустит каждая территория, будут приниматься для взаиморасчетов между территориями при взаимных поставках товаров, а также для уплаты налогов в местные бюджеты. Уполномоченные банки территорий должны будут заключить соглашения о взаимном учете векселей. Выработаны также предложения по формированию залоговых фондов территорий, их объединений для привлечения инвестиций и предоставления гарантийных обязательств.

Под эгидой межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» прошла первая сибирская финансово-товарная сессия. В ней приняли участие представители администраций восьми краев и областей, входящих в МАСС, Казахстана, Узбекистана, Хакассии, продовольственных корпораций региона, а также 8 банков. Были рассмотрены вопросы формирования сибирского оптового рынка и финансового обеспечения товаропотоков в рамках этого региона.

 

В Новосибирске создана ассоциация участников рынка долговых обязательств «Вексельная экспертиза», ставящая своей целью сбор, анализ и публикацию данных об одном из самых динамично развивающихся и одном из самых рискованных рынков. Учредили Ассоциацию начальники и специалисты отделов ценных бумаг шести коммерческих банков Новосибирска: Муниципального, Хлебного, Лантабанка, Инкомбанка, банков «Алемар» и «Акцепт». Также ее членами стали специалисты ряда других банков, областного управления ЦБ РФ, мэрии и обладминистрации, представители нескольких средств массовой информации. Предполагается, что ассоциация будет проводить экспертизу векселей и других долговых обязательств органов власти и юридических лиц и информировать общественность и профессионалов о результатах. Как заявил председатель правления ассоциации Виль Губайдулин (Муниципальный банк, начальник отдела ценных бумаг), по мере развития рынка долговых обязательств появляется масса векселей никому не известных компаний, векселей, которые могут быть неправильно оформлены. Если специалисты, по долгу службы сталкивающиеся с такими ценными бумагами, проведут их экспертизу и обнародуют результаты, это может быть крайне нежелательным для кого-то из эмитентов. Поскольку «Вексельная экспертиза» объединила прежде всего профессионалов рынка, которые, как правило, и сами представляют эмитентов векселей, ассоциация будет строго следить за соблюдением этических принципов при распространении такой информации.

 

В начале сентября операционный комитет Европейского банка реконструкции и развития утвердил кредит в размере 10 млн. долларов для реализации проекта строительства международного аэропорта в Толмачево. В соответствии с этим решением на имя губернатора области поступило письмо из банка о том, что кредит утвержден, однако для его получения необходимо предпринять определенные шаги. Выявился ряд обстоятельств, которые отодвинут сроки получения кредита. В частности, Европейский банк высказал точку зрения, что кредит должен быть получен не аэропортом «Толмачево», не «Транссибавиа» и не администрацией области, а структурой, управляющей всем проектом в целом, а также активами «Транссибавиа» и «Толмачево». Есть спорные вопросы по поводу того, кто в этом проекте главнее, кто привлекает инвестиции, развивает проект и вообще кто строит международный аэропорт. Европейский банк усмотрел в этом слабое место проекта, поэтому и было поставлено условие о создании структуры, которая будет управлять проектом и выполнять обязательства по возвращению кредита. Причем контрольный пакет акций этой структуры должен быть у администрации области. Как сказал директор департамента обладминистрации по транспорту, связи и строительству дорог Г.Глебов, для того, чтобы получить гарантии правительства и создать необходимую структуру, нужно акционировать аэропорт «Толмачево» и объединить активы «Транссибавиа» и аэропорта в той или иной форме [17].

Как сообщил первый заместитель главы обладминистрации В.Киселев, межведомственная комиссия по взаимоотношению с мировым банком определила Новосибирскую и Ростовскую области получателями льготного кредита в размере полутора миллиардов долларов для поддержки и развития социальной инфраструктуры в России.

 

Заместитель председателя Фонда имущества Ю.Качанов рассказал на встрече с журналистами о ходе денежной приватизации Новосибирской области. Самым неожиданным стало сообщение о стопроцентном выполнении планов денежной приватизации по Новосибирской области за первые три квартала. В отличие от обвальной чековой приватизации, когда акционировалось по 30-50 предприятий в месяц, денежная приватизация носит «штучный характер и требует более тщательной работы с предприятиями». За 1995 год весь путь акционирования от начала до конца прошли 19 предприятий, продавались также пакеты акций, незаконно закрепленных по настоянию министерств и ведомств. В течение года прошло 69 денежных аукционов с общей ценой продажи 6,5 млрд. рублей и 22 специализированных денежных аукциона, в которых могли принимать участие физические лица, с общей ценой продажи 6,6 млрд. рублей. Превышение покупной стоимости акций по отношению к номиналу составило в среднем 22 раза. В аукционах участвовало всего 221 физическое лицо, что гораздо меньше количества участников денежных аукционов. Кроме того, прошло 14 инвестиционных торгов, когда право собственности фактически приобреталось после подписания договоров купли-продажи. На таких торгах сам по себе пакет акций стоит недорого, но собственник обязуется направить на развитие предприятия значительный объем инвестиций. Правительство и Госкомимущество возлагают на этот способ приватизации особые надежды, однако, по словам Качанова, инвестиционные торги зачастую оказываются неэффективны — собственник пользуется правом влиять на работу предприятия, однако не торопится вкладывать средства в его развитие.

В целом по всем видам торгов в 1995 году получено 17,5 млрд. рублей. Хотя акции многих приватизируемых предприятий вызывают большой интерес инвесторов, Качанов считает, что для Новосибирской области довольно остро стоит проблема отсутствия спроса [18].

3.2.       Биржи

На Сибирской фондовой бирже вступила в завершающую стадию подготовка к запуску электронной системы торговли векселями. Актуальность внедрения электронной системы объясняется тем, что в настоящее время интерес у профессиональных участников рынка ценных бумаг Новосибирска вызывают именно векселя, эмитентами которых являются мэрия Новосибирска и обладминистрация, а также некоторые банки и промышленные компании. В настоящий момент объем предложений на покупку и продажу на СФБ составляет порядка 500 миллионов рублей ежедневно. Количество потенциальных участников торгов в данной системе насчитывает порядка 55. Расчеты по заключенным сделкам электронной системы специалисты СФБ предлагают проводить через расчетную палату бирж либо через расчетно-депозитарную организацию. Но практика показывает, что расчеты между участниками сделок на сегодняшний день проходят пока напрямую.

 

Кроме того, по мнению экспертов биржи, именно векселя могут стать инструментом, способным заменить фьючерсы, что немаловажно для преодоления кризиса на фьючерсной секции СФБ.

На состоявшемся заседании биржевого совета Сибирской фондовой биржи был положен конец затянувшемуся конфликту между рядом расчетных фирм СФБ и администрацией биржи, касавшемуся принципов работы фьючерсной площадки СФБ. Толчком к развитию конфликта явилась ситуация с неплатежеспособностью бывшей расчетной фирмы СФБ ТОО «Си-брокер», задолжавшей расчетному союзу более 100 млн. рублей. Тогда перед расчетными фирмами встал вопрос о погашении данной задолженности (согласно действующим правилам, в данном случае предусматривается солидарная ответственность всех расчетных фирм в равных объемах). После того как не все расчетные фирмы согласились платить за своего невезучего коллегу, на собрании расчетного союза был поставлен вопрос о необходимости создания страхового фонда за счет тех процентов, которые получает биржа от хранения денежных средств участников фьючерсных торгов. После того как биржа и брокеры договориться по данному вопросу не смогли, последние в ультимативной форме потребовали передать права распоряжения указанными выше процентами им и прекратили торги до решения данного вопроса. Дальнейшее проведение торгов стало невозможным. Открытые позиции всех участников торгов по решению совета расчетных фирм решено было закрыть в принудительном порядке. Попытки отдельных брокеров возобновить торговлю фьючерсами на следующий день успехом не увенчались: не доверяя друг другу, большинство брокеров не приняли участие в торгах. Деятельность фьючерсной секции СФБ была парализована. На момент кризиса на СФБ было 12 расчетных фирм и порядка 35 участников. Часть участников торгов работала в электронном режиме, другая же — «с голоса».

После детального обсуждения ситуации биржевой совет утвердил решение совета расчетных фирм о принудительном закрытии позиций 7 сентября по котировкам 5 сентября, а также принял решение о прекращении фьючерсных торгов до выработки новых подходов к организации торговли срочными контрактами на СФБ на основе усовершенствованной системы гарантий. С целью выработки этих подходов была создана комиссия, в состав которой вошли представители биржевого совета СФБ, совета расчетных фирм и биржи. На заседании же комиссии было принято решение о создании страхового фонда для обеспечения исполнения фьючерсных сделок на СФБ и ужесточены финансовые требования к расчетным фирмам.

Марат Маршалов, президент «Евро-Азиатской финансовой компании», председатель созданной на СФБ комиссии, считает, что главная причина произошедшего в том, что механизм фьючерсной торговли на СФБ носит излишне демократичный характер. «Принцип солидарной ответственности может оправдать себя только в том случае, если фирмы, готовые брать на себя подобную ответственность, достаточно солидны. Кризис показал, что никакого деления полномочий, а равно и ответственности быть не должно. Принимать решения в кризисной ситуации и в полной мере нести по ним ответственность должна одна сторона — в данном случае биржа либо биржевой совет. Я полагаю, что полномочия расчетного союза должны быть урезаны до минимума, членами же этого союза должны быть только крупные инвестиционные компании или банки». Сходное мнение и у вице-президента СФБ В.Рутковского: «Кризисная ситуация, сложившаяся на СФБ, отчасти носит объективный характер и вызвана как установлением валютного коридора, так и кризисом на рынке межбанковских кредитов. Но наряду с объективными причинами существуют, конечно, и чисто субъективные: имели место технические ошибки как брокеров, так и сотрудников биржи. Самое главное — не оправдал себя принцип коллективной ответственности».

В то же время идет разработка правил фьючерсной торговли на Сибирской межбанковской валютной бирже. Как сообщил руководитель проекта организации срочной торговли на СМВБ Р.Зильбер, на сегодняшний день все нормативные документы практически готовы. После утверждения их на биржевом совете документы будут разосланы заинтересованным сторонам. Из числа этих фирм будут отобраны 15 трейдеров, после чего состоится их обучение и первые торги. Отвечая на вопрос о том, каким образом на СМВБ будет решаться проблема солидарной ответственности брокеров, Зильбер подчеркнул, что, хотя правилами торгов на СМВБ предусматривается как создание страхового фонда, так и внесение залогов, главная особенность будет состоять в механизме контроля. В частности, предусматривается автоматический мониторинг средств участников торгов, внесенных в обеспечение их обязательств: заявки, не подкрепленные денежными средствами, будут автоматически блокироваться. Такая степень надежности возможна только в рамках электронной системы торгов и никогда не будет достигнута в ходе торгов «с голоса». Касаясь критериев, по которым потенциальные участники фьючерсных торгов на СМВБ будут переходить в разряд реальных, Зильбер отметил, что основополагающими критериями будут показатели финансовой устойчивости. Дабы избежать ситуации, аналогичной той, что сложилась на СМВБ, последней стороной сделки, по мнению Зильбера, должны быть биржи либо ее клиринговый центр, гарантирующие исполнение сделок [19].

 

10 октября на СФБ состоялась встреча руководителей Сибрской фондовой биржи с участниками рынка фьючерсной торговли. Главным ее результатом стала принципиальная договоренность с 19 октября торговля фьючерсами. Поводом для встречи послужило обсуждение принятых биржевым советом новых правил торговли, представляющих, по единодушному мнению участников, разумный компромисс интересов биржи и брокерских компаний, касающихся прежде всего системы гарантий фьючерсной торговли (страховой фонд за счет средств СФБ и фирм, не выполняющих общепринятых нормативов). Сохранены ранее действовавшие финансовые гарантии, формируемые расчетными фирмами. В качестве дополнительной стабилизационной меры принято положение, запрещающее доступ к фьючерсной торговле фирмам, собственный капитал которых не превышает 300 млн. рублей. Для предотвращения кризисных ситуаций на СФБ будет сформирован Совет расчетных фирм. Этот представительный орган брокеров, действующий на правах комиссии, при биржевом совете будет избираться в два этапа. На первом этапе сами брокеры путем голосования определят фирмы, достойные войти в Совет. Затем список этих фирм будет рассмотрен руководством фирмы и утвержден с учетом интересов обеих сторон.

 

На Сибирской межбанковской валютной бирже состоялась пресс-конференция по итогам семинаров представителей, участников организованного рынка ценных бумаг в рамках подготовки к запуску региональной торговой площадки по ГКО. В работе семинара приняла участие большая группа руководителей ЦБ РФ, начальник ГУ ЦБ РФ по Новосибирской области Е.Жаботинская, генеральный директор МВБ А.Захаров, президент СМВБ Н.Анохин.

3.3.       Банки

3.3.1.      «Круглый стол»

Российско-американский информационный пресс-центр провел «круглый стол» для журналистов, темой которого стала работа коммерческих банков в условиях действия «валютного коридора» и состояния рынка межбанковских кредитов.

По мнению участников «круглого стола», кризис на рынке межбанковских кредитов связан с ажиотажем вокруг «валютного коридора». «Валютный коридор» уменьшил интерес к валюте, которая «не растет». Это, в частности, повлекло за собой снижение объемов торгов валютой на СМВБ — банки стали торговать ею между собой, хотя, как считает С.Цуркан, начальник отдела торгов СМВБ, это нормальный показатель нормально развитой финансовой структуры.

По мнению А.Саркисяна, директора департамента внешнеэкономической деятельности «Сибирского банка», «валютный коридор» не сдержал инфляции и очередной кризис еще впереди. С другой стороны, было высказано мнение, что подобные мероприятия нужно тщательнее готовить. Урон нанесен не только доллару, но и всему рынку финансов. Большее единодушие наблюдалось в оценке кризиса на рынке межбанковских кредитов: кризис был спланирован. Но ответить на вопрос кем — трудно, поскольку версий много, а доказывать их некому. Сопоставляя факторы введения «валютного коридора» и межбанковского кризиса высказывали мнение, что вольно или невольно идет жесткая «агитация» за то, чтобы и банки, и население проявляли больший интерес к государственным ценным бумагам, нежели к валюте или к межбанковскому кредитному обмену. Для банков универсальным средством сохранности средств представляются ГКО, а для населения — облигации федерального займа. Что касается судьбы мелких и средних банков, то по мнению Е.Колотовой, начальника правления валютного регулирования и валютного контроля Главного управления ЦБ РФ по Новосибирской области, треть из них уже имела затруднения еще до объявления валютного коридора, на несколько банков уже подготовлены документы для отзыва лицензии. Идея же объединения таких банков вряд ли жизнеспособна: убыточным объединение принесет лишь увеличение долгов, а сильным брать на себя расходы тоже нет резона [20].

3.3.2.      Гарантбанк

Новосибирский Гарантбанк получил генеральную доверенность на представление интересов страхового пенсионного фонда «Росгосстрах» в Сибирском регионе. Гарантбанк не случайно стал деловым партнером фонда в Новосибирске. Лежащей на поверхности причиной этого выбора можно назвать своеобразное родство этих двух структур. Как Гарантбанк, так и страховой пенсионный фонд «Росгосстрах» имеют в числе своих учредителей страховые компании, действующие в структуре «Росгосстраха». Однако не только это явилось основой для сотрудничества. Как заявил президент Гарантбанка С.Борисов, фонд за счет банка получает возможность минимизировать первоначальные затраты на развитие собственной инфраструктуры, а банк получает крупного клиента с активным расчетным счетом. Более того, те значительные средства, которые в будущем поступят в фонд, будут инвестироваться при помощи Гарантбанка в промышленные предприятия Новосибирска. Таким образом, считает Борисов, сотрудничество с пенсионным фондом позволит банку стать крупнейшим поставщиком «длинных денег» на местном финансовом рынке.

3.3.3.      Муниципальный банк

Состоялось внеочередное собрание акционеров Новосибирского муниципального банка, которое было посвящено внесению изменений в устав банка. Изменения были вызваны увеличением уставного каптала банка до 2,5 млрд. рублей. Собрание акционеров приняло решение о новом увеличении уставного капитала до 10 млрд. рублей, что позволит банку получить валютную лицензию и существенно расширить сферу своей деятельности.

В начале октября в банке запущен механизм, благодаря которому деньги простых вкладчиков могут преобразовываться непосредственно в ГКО. Для Новосибирска эта инициатива муниципального банка интересна тем, что до этого на рынке ГКО мог работать только ограниченный круг банковских дилеров. Любое же физическое лицо, пожелавшее купить эту ценную бумагу, вынуждено было ехать в Москву.

3.3.4.      Сибирский торговый банк

Возникли очередные слухи о падении Сибирского торгового банка (СТБ). Стало известно о письме руководства СТБ банкам-корреспондентам и — из текста письма, изложенного информагентствами, — о сумме задолженности им, составлявшей 200 млрд. рублей. Кстати, одним из крупнейших клиентов банка является обладминистрация. 80% бюджета области обслуживается здесь, лишь малая часть — в «Акцепте». Губернатор области опроверг слухи о том, что обладминистрация обнулила счета в СТБ. И.Индинок заявил, что «это самый серьезный и самый быстроразвивающийся банк». Он сказал, что Е.Колуга заверил его, что приняты все меры, чтобы сам банк, его клиенты, администрация области были застрахованы от каких бы то ни было неприятностей. 3 октября руководство банка провело пресс-конференцию, где было заявлено, что интересы частных вкладчиков банка не пострадают. СТБ обслуживает ряд долгосрочных производственных программ, самые крупные из которых — металлургическая и зерновая. Программы СТБ затеяны большие, в них задействованы огромные суммы, и осуществление этих программ имеет большое значение для области, региона, для экономического и социального развития страны. Поэтому руководство СТБ посчитало возможным обратиться за содействием к правительству. Президент Е.Колуга вместе с главой обладминистрации встречался с премьер-министром и вынес из этой встречи, что устремления правительства поддерживать банки, финансирующие реальную сферу экономики, вполне совпадают с инвестиционной программой СТБ. Говоря о металлургической программе, председатель наблюдательного совета О.Семченко подчеркнул, что кредитование одного только Западносибирского металлургического комбината на сумму более 300 млрд. рублей оживило и другие заводы производственной цепочки, в частности и Новосибирский завод им.Кузьмина, совсем недавно загруженный лишь на 10% мощности. На этом примере, по мнению Семченко, сегодня обкатывается концепция финансово-промышленных групп, в создании которых в других отраслях могли бы принимать участие наиболее сильные банки региона, объединившие усилия для каких-то целей. Тем более, что только по металлургической отрасли в общей сложности проект обеспечивает функционирование почти миллиона рабочих мест. Предложения руководства банка президенту и премьеру состояли в том, в частности, чтобы правительство прокредитовало часть предприятий-должников на сумму порядка $50 млн. Е.Колуга говорит также о возможности продажи некоторого пакета акций государству и о придании инвестиционным программам СТБ статуса государственных. Среди других форм участия государства в судьбе банка отметим идею И.Индинка. По его словам, уже были проведены предварительные переговоры с главами администраций ряда областей о приобретении определенного пакета акций банка субъектами Федерации.

СТБ внес ряд принципиальных изменений в порядок работы с частными вкладчиками. По мнению экспертов, они носят скорее не экономический, а организационный характер. Решения о досрочном «вводе в эксплуатацию» (после ремонта) двух отделений банка и о переводе одного из отделений на выплату только процентов по вкладам, кроме как на снятие напряжения вкладчиков ни на что не могут быть направлены. Более или менее «экономично» лишь прекращение с 9 октября приема частных вкладов размером менее 5 млн. рублей и отмена комиссионного процента за безналичное перечисление сумм вкладов в Сберегательный банк. По мнению экспертов, эти меры снимут в ситуации главное, что мешает как банку, так и вкладчикам: нервозность. А это очень актуально, поскольку главной «движущей силой» очередей являются люди пожилые [21].

СТБ провел встречу со своими крупными клиентами. Одной из главных целей было проинформировать о создании нового подразделения, предназначенного для комплексного обслуживания крупных клиентов, — кредитно-финансового департамента по работе с клиентурой. Важнейшей темой встречи стало обсуждение сегодняшней ситуации на финансовом рынке в целом и непосредственно на самом СТБ. Президент СТБ Е.Колуга признал, что «черный четверг» серьезно отразился на банке. Он отметил, что накануне «черного четверга» банку ничто не угрожало. По итогам полугодия он стабильно пребывал среди первых сорока крупнейших банков России. Сам президент был введен с состав совета ассоциации российских банков, являясь единственным представителем от территории за Уралом. Колуга назвал несколько причин, которые, по его мнению, привели к кризису. Во-первых, это предстоящие выборы. Президент СТБ полагает, что банки были намеренно обескровлены, поскольку их рассматривают как наиболее мощную финансовую базу для предвыборной кампании различных партий и движений. Во-вторых, это резкое сжатие денежной массы, вызванное обещанием Правительства РФ Международному валютному фонду. В-третьих, увеличение обязательных резервов комбанков. В-четвертых, банкротства ряда крупных банков, занимавшихся рискованными операциями. В-пятых, неоправданное, по мнению Е.Колуги, введение «валютного коридора». И, в-шестых, это попытка государства разбить пирамиду ГКО. Как отметил вице-президент СТБ П.Мазанов, в последнее время объем денег, получаемый от других банков, стал увеличиваться, хотя и составляет 15-20% от суммы, с которой СТБ работал до кризиса. Важной задачей, по словам Мазанова, является объединение банков, расположенных на территории от Урала до Дальнего Востока, с тем, в частности, чтобы выступить некоторым противовесом московским банкам, в том числе во взаимоотношениях с высшими эшелонами власти. Определенным шагом к этому станет прошедшее в Новосибирске под эгидой СМВБ совещание крупных региональных банков. На нем обсуждался вопрос: способны ли банки возобновить нормальные взаимоотношения между собой? Это очень важный момент, так как сегодня ясно, что система корротношений явно претерпит серьезные изменения. Если раньше порядка 500 банков имели коррсчета в СТБ и сам СТБ имел до 300 коррсчетов в других банках, то теперь таких партнеров остается 50-60 из числа наиболее надежных и работающих на взаимном доверии. Что же касается создания нового кредитно-финансового департамента по работе с клиентурой, то он объединит как возможности уже существующих подразделений, работающих в области кредитования, вексельного обращения и ценных бумаг, так и новые службы — управление трастовых операций и отраслевых программ [22].

Вышеизложенная информация на первый взгляд опровергала слухи о возможности падения СТбанка. Но в конце октября в местной прессе появилась официальная информация, исходящая от начальника главного управления ЦБ РФ по Новосибирской области Е.Жаботинской о том, что «ЦБ РФ приказом №02-202 от 28.09.95 г. отозвал с 28 сентября 1995 г. лицензию на совершение банковских операций у коммерческого банка «СТбанк» в связи с допущенными нарушениями банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, неудовлетворительным финансовым положением, угрожавшим интересам кредиторов и вкладчиков» [23].

3.4.       Внешнеэкономические связи

18 сентября губернатор области Индинок принял представителей деловых кругов Южной Кореи. Гостей интересовало не только сырье, но в основном научная разработка, металлургическая и химическая промышленность. В заключение визита корейской делегации в Новосибирск состоялось подписание Соглашения между администрацией Новосибирской области и Ассоциацией по сотрудничеству между Сибирью, Дальним Востоком России и Республикой Корея. Соглашением определено создать совместную рабочую группу по вопросам научно-технического сотрудничества для разработки контрольных программ научных исследований на базе сибирских научных центров; способствовать созданию совместных предприятий в области машиностроения, строительной индустрии, производства стройматериалов, строительства туристических комплексов; добиться открытия в ближайшее время прямой воздушной связи между Новосибирском и Сеулом; проработать возможность инвестирования совместных проектов; разработать конкретную программу создания Информационного центра Республики Корея в Новосибирске.

 

В администрации области состоялся прием делегации провинции Чжэцзян (КНР), возглавляемой вице-губернатором провинции Лун Аньдином. Гостей принял первый заместитель главы администрации В.Киселев. Это ответ на визит заместителя главы администрации В.Нехорошкова в провинцию Чжэцзян в прошлом году, когда было подписано Соглашение о сотрудничестве, ставшее четвертым соглашением Новосибирской области с китайскими провинциями. В заключение встречи было подписано соглашение о продолжении сотрудничества.

 

В департаменте топлива и энергетики состоялось подписание документов об открытии в Новосибирске Международного энергетического центра. Он создан под эгидой комиссии Европейского сообщества в рамках «ТАСИС». В России подобные центры будут открыты еще лишь в Москве и Екатеринбурге. Данная программа включает в себя четыре этапа: создание энергетического комплекса, аудит энергетических и экологических исследований, ревизию отдельных промышленных установок и сооружений.

 

2 октября в Новосибирске начала свою работу межотраслевая кооперационная биржа деловых контактов предприятий России и Баден-Вюртемберга (ФРГ). Это событие вызвало большой интерес новосибирских представителей малого и среднего бизнеса. Заявки на проведение деловых переговоров с немецкими фирмами подали 130 различных компаний, АО, банков. Баден-Вюртемберг выбран для контактов не случайно — это родина всемирно известных предприятий, многие из которых выросли из маленьких ремесленных предприятий [24].

3.5.       Промышленность

Подведены итоги развития промышленности области. Факты свидетельствуют о замедлении спада промышленного производства (с 36% в прошлом году до 7% в текущем). Половина предприятий за первые 6 месяцев 1995 года увеличила объемы производства, и эти объемы, судя по всему, будут расти. Увеличились темпы строительства жилья.

По данным ПЭУ, с начала года наблюдается замедление темпов роста инфляции (с 14% в январе до 4% в июне). Сводный индекс потребительских цен к июню прошлого года в Новосибирске составил 323%, за первое полугодие 1995 года — 167%. Быстрее всего дорожают услуги населению. Если в прошлом году горожане оплачивали 18,8% от суммы расходов на жилье, то в этом году платежи возросли до 27%.

По величине средней зарплаты Новосибирская область традиционно занимает одно из последних мест Западно-Сибирского региона. За 6 месяцев текущего года она выросла на 1,4 раза и составила по Новосибирску 480 тыс. рублей, по области 417 тыс. рублей.

Индекс потребительских цен в августе текущего года составил 103,3%. Это наименьший показатель с начала года. Потребительские цены на продукты питания по сравнению с июлем повысились на 2,8%, а по сравнению с декабрем прошлого года, в 1,9 раза. Потребительские цены на непродовольственные товары по сравнению с июлем повысились на 4,9%, с начала года — в 1,6 раза [26].

 

Не исключена возможность строительства в Новосибирской области атомной электростанции. Об этом заявил 4 октября на встрече с журналистами директор областного департамента энергетики и топливных ресурсов Г.Мамон. Впрочем, это вопрос весьма отдаленного будущего, связанный со стратегией, направленной на повышение уровня самообеспечения области энергией. Основная энергетическая проблема на сегодняшний день — взаимные неплатежи. Сегодня энергетики «недополучили» зарплаты более чем на 20 млрд. рублей. В то же время, по словам Г.Мамона, на подготовительные мероприятия к зимнему сезону в этом году необходимо было затратить около 2 триллионов рублей, реальное же финансирование на сегодняшний день составило порядка 250-270 млрд. рублей. В этой ситуации остро стоит проблема производства своих энергоресурсов. Реальные способы самообеспечения — разработка местных месторождений торфа, антрацитов, нефти.

4.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

4.1.       Занятость

В первом полугодии 1995 года в экономике области сокращено 38,8 тысяч рабочих мест. Общая численность лиц, не имеющих работы, составила 80 тысяч человек. Из них 25,5 тысяч признано безработными. В результате уровень зарегистрированной безработицы на 1.09.95 составил 2,48%, причем ее уровень в сельских районах области составляет 3,63%, в Новосибирске — 1,3%. Несоответствие спроса предложению на рабочую силу обострило напряженность на рынке труда, где сегодня на одну вакансию претендуют 4 незанятых гражданина, а в сельских районах — 36. Благодаря программе «Занятость-95» удалось удержать под контролем всю ситуацию занятости населения области. Однако достаточно высоким остается уровень скрытой безработицы, особенно в Новосибирске. Численность работников, работающих по сокращенному режиму недели или дня и находящихся в административных отпусках, составляет по области 90,2 тысячи человек (9,8%), а по отдельным отраслям — от 22 до 35%. Слабо выполняются программные установки по организации общественных работ. Долг работодателей перед областным фондом занятости на 1 июля составил 3,5 млрд. рублей. Новосибирская область пока остается одной из тех в России, кто решает проблему занятости населения за счет собственных средств. Директор областного центра занятости назвал главные задачи службы: ближайшую — безусловную и полную реализацию «Программы-95» и перспективную — стабилизацию уровня безработицы с последующим ее снижением [28].

В интересах реализации областной программы содействия занятости населения обладминистрацией установлен ряд дополнительных льгот гражданам, желающим переселиться для работы в сельскую местность. В частности, предусмотрено выдавать беспроцентную ссуду в размере 10 минимальных зарплат на каждого члена семьи переселенца (на хозяйственное обзаведение) сроком на три года. Компенсируются расходы на оплату суточных за период нахождения семьи переселенца в пути к месту переселения. Дополнительно возмещаются расходы на медицинское освидетельствование каждого трудоспособного переселенца. Для обзаведения личным подсобным хозяйством переселенцу безвозмездно отпускаются домашний скот, птица, помощь в приобретении кормов. Все расходы по переселению возмещаются из областного бюджета.

4.2.       Задержка выплат

В связи со всевозрастающей задолженностью предприятий и организаций всех форм собственности по выплате зарплаты Правительством РФ принято специальное решение, обязывающее органы исполнительной власти организовать совместно с органами прокуратуры систематические проверки по вопросам незаконных задержек выдачи зарплаты, ликвидации задолженности по зарплате. В июне-августе по области проведены проверки соблюдения законодательства о труде на 143 предприятиях с общей численностью 53 608 человек. Проведение проверок способствовало некоторому снижению задолженности по зарплате в отдельных районах. Общая сумма просроченной задолженности на оплату труда на предприятиях и в организациях за август возросла на 7,4 млрд. рублей и составила на 1 сентября 144,4 млрд. рублей. Задолженность длительностью более двух месяцев составила 24% от всей просроченной задолженности. Около 87% общего объема задолженности приходится на промышленные предприятия, две трети которых — машиностроение и электроэнергетика.

Губернатор И.Индинок обратил внимание на персональную ответственность глав администраций за выполнение распоряжения администрации, «поскольку своевременность выплаты зарплаты является в социальном плане первостепенной задачей, от положительного решения во многом зависит уровень жизни населения и стабильность в обществе». Губернатор распорядился ежемесячно информировать управление труда и занятости населения администрации области о проводимой работе и ее результатах.

14-я сессия областного Совета народных депутатов в порядке контроля за ранее принятым решениям заслушала информацию В.Киселева и Н.Титенко «О ситуации, сложившейся в области с выплатой пенсий и компенсационных выплат семьям с детьми». В принятом решении определена, в частности, необходимость опубликовать информацию Новосибирского отделения Пенсионного фонда в печати [30].

4.3.       Образование

Подведены итоги забастовки в учреждениях образования. Из 1734 коллективов школ и детсадов Новосибирской области бастовало 980, а общее число забастовщиков составило 29 455 человек, причем 349 коллективов бастовали в течение всего рабочего дня, а 151 коллектив приостанавливал работу на три часа. В небастующих коллективах прошли собрания с обсуждением состояния образования в России. Комментируя ситуацию, заместитель председателя обкома профсоюзов работников образования и науки Г.Стройкова сказала, что забастовка носила предупредительный характер. Предзабастовочное состояние сохраняется, это значит, что в случае непринятия правительством мер забастовка в любой момент может быть возобновлена.

Региональная энергетическая комиссия приняла решение о внесении высших учебных заведений в число заведений социальной сферы. Это подразумевает, что вузы не подлежат никаким отключениям тепла и света. Это решение обусловлено тяжелым финансовым положением вузов и техникумов, которые задолжали за коммунальные услуги более 18 млрд. рублей.

Источники

1. Советская Сибирь. — 1995. — 13 октября. — С.2.

2. Поляков С. В 96-м у нас будет все хорошо. Кроме того, что будет плохо // Новая Сибирь. — 1995. — 5 октября. — С.2; Семенова Л. Администрация представила прогноз. Депутатам он не понравился // Советская Сибирь. — 1995. — 11 октября. — С.1-2.

3. Советская Сибирь. — 1995. — 5 октября. — С. 1-3.

4. Советская Сибирь. — 1995. — 19 октября. — С.1.

5. Советская Сибирь. — 1995. — 9 сентября. — С.3.

6. Советская Сибирь. — 1995. — 15 сентября. — С.3.

7. Зубрицкая Н. Судьбоносные взмахи левого и правого крыла. // Советская Сибирь. — 1995. — 5 сентября. — С.1-2; Антошина М. Будем ли защищены? // Советская Сибирь. — 1995. — 6 сентября. — С.1; Семенова Л. Действовать, а не перетягивать канат // Советская Сибирь. — 1995. — 21 сентября. — С.1-2.

8. Югрина А. МАРП поможет // Советская Сибирь. — 1995. — 10 октября. — С.2.

9. Что у кого в кузовке? // Советская Сибирь. — 1995. — 28 октября. — С.4.

10. Жаринов А. Знакомые все лица.. // Советская Сибирь. — 1995. — 2 сентября. — С.4.

11. Советская Сибирь. — 1995. — 12 сентября. — С.2.

12. Павлов Н. Был бы щит... Меч найдется? // Советская Сибирь. — 1995. — 14 октября. — С.4.

13. Мананников — Янковский: конец доверия доверенных лиц // Новая Сибирь. — 1995. — 5 октября. — С.1.

14. Парфенова Г. Соединим свои сердца.. // Советская Сибирь. — 1995. — 4 октября. — С.2.

15. Жаринов А. Рыжков общается с народом // Советская Сибирь. — 1995. — 10 октября. — С.1; Жаринов А. Возвращение Рыжкова. // Советская Сибирь. — 1995. — 14 октября. — С.3.

16. Жаринов А. «Мы не изменили идеалам» // Советская Сибирь. — 1995. — 21 октября. — С.4.

17. Наконечный К. Пример Европейского банка может оказаться заразительным для других инвесторов // Новая Сибирь. — 1995. — 12 октября. — С.4.

18. Наконечный К. Юрий Качанов: план выполнен с 22-кратным перевыполнением // Новая Сибирь. — 1995. — 12 октября. — С.4.

19. Смирнова Е. Рынок срочных контрактов демократизма не терпит // Русская Азия. — 1995. — 27 сентября. — С.12.

20. Мальцева В. Новый банк дешевле старого // Советская Сибирь. — 1995. — 8 сентября. — С.1.

21. Кантеров К. Пожилых людей следует пропускать вне очереди. // Новая Сибирь. — 1995. — 12 октября. — С.5; Антипина Н. Покосившийся банк лучше лежащего // Советская Сибирь. — 1995. — 10 октября. — С.1, 3.

22. Русская Азия. — 1995. — 28 сентября. — С.1.

23. Мальцева В. Отозвана лицензия СТбанка // Советская Сибирь. — 1995. — 26 октября. — С.1.

24. Бормотова Л. Проблемы существуют для того, чтобы их решать // Деловая Сибирь. — 1995. — №33-34. — С.1.

25. Алиев Р. Сибирский прорыв // Советская Сибирь. — 1995. — 7 октября. — С.2.

26. Цыцаркина Е. Цены августа // Советская Сибирь. — 1995. — 9 сентября. — С.2.

27. Советская Сибирь. — 1995. — 25 октября. — С.1-2.

28. За строкой «Программы занятости-95» // Советская Сибирь. — 1995. — 16 сентября. — С.8.

29. Тяботин В. Для инвалидов, ветеранов и сирот // Советская Сибирь. — 1995. — 17 октября. — С.1.

30. Советская Сибирь. — 1995. — 3 октября. — С.1.