Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Н.ПОГОДАЕВ, Е.НЕВЕРОВА
Независимый информационно-аналитический центр "Габитус"

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

в октябре 1996 года

1.    ПОДГОТОВКА К ВЫБОРАМ

В местной прессе опубликовано Временное положение о выборах депутатов Законодательного Собрания Кемеровской области второго созыва.

Глава 1-я "Общие положения" включает три статьи: Ст.1 "Основные принципы выборов депутатов Законодательного собрания второго созыва" – ...выборы проводятся по одномандатным избирательным округам; Ст.2 "Всеобщее избирательное право"; Ст.3 "Численный состав и срок полномочий Законодательного Собрания" – ...21 депутат избирается на два года.

Глава 2 "Списки избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков" включает три статьи: Ст.4 "Составление списков избирателей"; Ст.5 "Образование избирательных округов..."; Ст.6 "Образование избирательных участков" – согласно документу, они создаются из расчета не более 3.000 избирателей на каждом участке.

Глава 3 "Избирательные комиссии. Порядок работы избирательных комиссий" включает 13 статей: Ст.7 "Система избирательных комиссий"; Ст.8 "Избирательная комиссия области"; Ст.9 "Порядок формирования окружных избирательных комиссий" – ...создаются в составе председателя, его заместителя, секретаря и 10 членов; Ст.10 "Порядок формирования территориальных избирательных комиссий” – ...создаются в составе председателя, секретаря и 5 членов; Ст.11 "Порядок формирования участковых избирательных комиссий" – ...создаются в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и 6 членов избирательной комиссии; Ст.13 "Общие принципы организации деятельности избирательных комиссий"; Ст.14 "Статус члена избирательной комиссии"; Ст.15 "Полномочия областной избирательной комиссии"; Ст.16 "Полномочия окружной избирательной комиссии"; Ст.17 "Полномочия территориальной избирательной комиссии"; Ст.18 "Полномочия участковой избирательной комиссии"; Ст.19 "Обжалование решений и действий избирательных комиссий".

Глава 4 "Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты Законодательного Собрания" включает 3 статьи: Ст.20 "Право выдвижения кандидатов в депутаты Законодательного Собрания"; Ст.21 "Выдвижение кандидатов избирательными объединениями"; Ст.22 "Сбор подписей в поддержку кандидатов в депутаты"; Ст.23 "Регистрация кандидатов в депутаты".

Глава 6 "Предвыборная агитация" включает пять статей: Ст.27 "Право на участие в предвыборной агитации"; Ст.28 "Порядок проведения предвыборных мероприятий"; Ст.29 "Предвыборная агитация через средства массовой информации"; Ст.30 "Выпуск агитационных печатных материалов” – ...распространение анонимных агитационных материалов запрещается; Ст.31 "Сроки проведения предвыборной агитации" – ...в течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанными с выборами, не допускается.

Глава 7 "Финансирование выборов" включает три статьи: Ст. 32 "Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов" – финансирование... выборов производится за счет средств областного бюджета. Средства... выделяются по решению администрации области; Ст.33 "Избирательные фонды и порядок их создания” – ...сумма собственных средств кандидата в депутаты, перечисляемых в избирательный фонд, не может превышать 100-кратного минимального размера оплаты труда. Сумма пожертвований отдельного юридического лица... не может превышать 100-кратного минимального размера оплаты труда. Сумма пожертвований отдельного физического лица ...не может превышать 10-кратного минимального размера оплаты труда. Кандидат ...обязан в течение 30 дней по окончании выборов представить отчеты окружной избирательной комиссии о размерах и всех источниках создания своего избирательного фонда, а также о всех произведенных затратах; Ст.34 "Порядок расходования средств избирательных фондов".

Глава 8 "Порядок голосования, подсчет голосов и определение результатов выборов" включает 12 статей: Ст.35 "Помещение для голосования"; Ст.36 "Избирательный бюллетень"; Ст.37 "Сроки голосования" – голосование проводится в день выборов с 8 до 22 часов; Ст.38 "Досрочное голосование"; Ст.39 "Голосование в день выборов"; Ст.40 "Порядок голосования вне помещения для голосования"; Ст.41 "Подсчет итогов голосования на избирательном участке"; Ст.42 "Установление итогов голосования территориальной избирательной комиссии"; Ст.43 "Определение результатов выборов в избирательном округе"; Ст.44 "Установление общих итогов выборов" – Избирательная комиссия области признает выборы по отдельным избирательным округам недействительными, если... число действительных бюллетеней менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Избирательная комиссия области признает выборы несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25% от числа зарегистрированных избирателей; Ст.45 "Регистрация избранных кандидатов; Ст.46 "Использование автоматизированной информационной системы".

Глава 9 "Разрешение жалоб и споров" включает 2 статьи: Ст.47 "Оспаривание списков избирателей"; Ст.48 "Оспаривание отказа от регистрации кандидатов". Глава 9 "Заключительные положения" включает три статьи: Ст.49 "Последствия фальсификации подписных листов"; Ст.50 "Ответственность за нарушение законодательства о выборах"; Ст.51 "Вступление в силу". [1]

Председатель областной избирательной комиссии – Е.С.Разыграев, зам. председателя – В.К.Попов.

Первый заместитель руководителя аппарата президента РФ Александр Казаков в интервью Александру Даньшину, пресс-секретарю губернатора Кузбасса, заявил, что Кузбасс, по-видимому, будет единственным регионом России, где выборы главы области состоятся в следующем году, так как нет еще Законодательного Собрания Кемеровской области. Выборы могут состояться лишь после принятия ЗСО Закона о выборах главы исполнительной власти.[2] Сам М.Кислюк в одном из интервью заметил, что дважды обращался к Президенту РФ с просьбой разрешить выборы губернатора области в этом году, но получал отказ.

Аман Тулеев, до недавнего времени наиболее заметный политик Кузбасса, а ныне министр по делам СНГ, в интервью радиостанции "Свобода" назвал выборы губернаторов в российских регионах "абсурдом" и "пиром во время чумы".

Свое отрицательное отношение к идее выборов глав администраций он объяснил, во-первых, огромными затратами финансовых средств, которым можно найти лучшее применение, а, во-вторых, необходимостью сохранения жесткой вертикали структуры исполнительной власти в стране, чего можно достичь, по его мнению, лишь назначением губернаторов президентом РФ или председателем правительства РФ. Избранные же губернаторы, по словам А.Тулеева, начинают чувствовать себя как "удельные князьки, серьезно ослабляя государственную власть. Избираться должна только представительная власть, которая и будет контролировать исполнительную. [3]

2.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

2.1.    Исполнительная власть

29 октября вышло распоряжение Администрации Кемеровской области "О чрезвычайной ситуации с энергоснабжением в Кемеровской области". Речь идет о том, что в связи с невыполнением угледобывающими предприятиями и основными потребителями энергии постановления Правительства РФ от 24.06.96 №732 "Об обеспечении устойчивой работы народного хозяйства в осенне-зимний период 1996-1997 годов" и Указа Президента РФ от 01.08.96 №1129 "О дополнительных мерах по обеспечению промышленности и населения электрической и тепловой энергией в 1996-1997 годах" на складах электростанций ОАО "Кузбассэнерго" угля по состоянию на 24.10.96 осталось 1238 тыс. тонн вместо норматива 2500 тыс.тонн (в соответствующий период 1995 года – 2210 тыс. тонн). Исходя из этого, губернатор М.Кислюк объявил в энергоснабжении области чрезвычайную ситуацию и распорядился запретить угледобывающим предприятиям, Кемеровской железной дороге отгрузку энергетических углей за пределы Кемеровской области до нормативного наполнения складов электростанций ОАО "Кузбассэнерго". [4]

В интервью, данном корреспонденту одной из местных газет, губернатор Михаил Кислюк остановился на ряде проблем развития области. По его мнению, в ближайшие полтора года Кемеровской области не стоит рассчитывать на помощь федерального бюджета. Губернатор перечислил ряд мер, проводимых администрацией с целью выхода их экономического кризиса. С 1992 года администрация стала заниматься проблемой неплатежей. Тогда же был проведен первый внутриобластной взаимозачет, который привел к снижению взаимозадолженности на 26%. Были созданы финансово-экономические комиссии, проводились еженедельные селекторные совещания по стабилизации расчетов и по мобилизации платежей в бюджет. В 1995 году Государственной налоговой службой в бюджеты всех уровней было мобилизовано налоговых платежей в сумме семь с половиной триллионов рублей, за восемь месяцев текущего года – 5,8 триллиона. По инициативе обладминистрации в области был принят закон о налоговой амнистии, в результате чего в бюджет поступило дополнительно 150 млрд. рублей. Была внедрена вексельная система обращения и проведения взаимозачетов. Удельный вес доходов, поступивших в порядке зачета векселями, в общем объеме доходов области составил 21% в 1994 году и 47% в 1995 году. Было принято решение о создании чрезвычайной экономической комиссии по финансовой стабилизации экономики области – все остальные комиссии были распущены. Заседает комиссия еженедельно. Разработано положение о порядке реализации арестованного имущества – в августе его реализовано в два раза больше, чем за все первое полугодие. Принято распоряжение об активизации деятельности федеральных налоговых служб, таможни и силовых структур – в целях ужесточения мер, направленных на собираемость налогов. Были активно применены векселя "Тверьуниверсалбанка". В 1995 году это дало 74 млрд. рублей дохода, за восемь месяцев этого года – 2,4 триллиона. В настоящее время проводится работа по возвращению банковских счетов местных предприятий из Москвы в Кемерово. Внедряются пластиковые карточки "для бедных". Характеризуя ситуацию в Прокопьевске, Новокузнецке, Анжеро-Судженске, М.Кислюк сказал, что положение дел там подогревается извне. В провокационных действиях он обвинил депутатов Госдумы – Чунькова, Останину, Ярошенко, Абраменко, Сметанкина, корреспондента "Советской России" Гладышеву. Что касается действий созданного в Прокопьевске Комитета общественного спасения, то губернатор сказал, что сегодня не 1989 год, повторения тогдашних событий не произойдет. Власть должна уметь противостоять таким поползновениям, и обладминистрация справится с этим. [5]

Вышло в свет распоряжение администрации Кемеровской области "О проведении призыва граждан 1969-1978 годов рождения на военную службу в октябре-декабре 1996 года". Принципиальное отличие организации предстоящей призывной кампании в том, что управлению внутренних дел администрации области поручено оказать помощь и содействие военным комиссариатам на местах в проведении призыва граждан на военную службу, выделив в их распоряжение на период призыва необходимое количество штатных сотрудников, в том числе по одному штатному офицеру для проведения оперативно-розыскной работы. [6]

По сообщению пресс-службы областной администрации, заместитель главы областной администрации Сергей Лопарев провел первое областное селекторное совещание по вопросам мобилизации платежей в бюджет. Было отмечено, что в сентябре заметно активизировалось поступление платежей в бюджеты разных уровней. Так в сентябре в бюджеты зачислено средств на сумму 471 млрд. рублей, из них деньгами – 410 млрд. рублей, что по сравнению с августом почти на 60% больше. Такие совещания будут проводиться через каждые две недели. [7]

На очередном заседании областной чрезвычайной комиссии по финансовой стабилизации экономики региона начальник налоговой инспекции Анатолий Шилов сообщил о том, как осуществляется Указ Президента РФ №1212 в части открытия в банках счетов предприятий-недоимщиков. Это мероприятие осуществляется для того, чтобы снимать с этих счетов вне очереди обязательные платежи в бюджеты всех уровней. В Кузбассе 10 тысяч предприятий-должников по налогам. У 2364 недоимщиков счета открыты. Это всего 23,6% от всех неплательщиков. Отдельно выделены крупные должники – те, кто задолжал в бюджеты, пенсионный фонд и фонд занятости более трех млрд. рублей. Таковых в Кузбассе 98. Открыты счета у 69. Те, кто не открывает счета, рискуют нарваться на репрессии – попасть в "черные списки" в таможнях, где в соответствии с указанием налоговиков будут замораживаться их грузы. Глава обладминистрации посоветовал делать упор на работу с крупными предприятиями-недоимщиками. [8]

2.2.    Прокуратура области

В обзоре за сентябрь 1996 года упоминалось, что в связи с тяжелым социально-экономическим положением, связанным с многомесячной невыплатой заработной платы, пенсий, отсутствием теплоснабжения, а также прекращением работы шахт и других предприятий, трудовые коллективы и профсоюзные организации г.Прокопьевска создали комитет спасения. Комитет наделен полномочиями органа местного самоуправления (рассмотрение бюджета, планов и программ социально-экономического развития города, использование капитальных вложений и пр.). Речь даже шла о возможности использования Комитетом "силовых акций", правда, без пояснений – каких именно. Кроме того, на чрезвычайной конференции трудовых коллективов Прокопьевска, утвердившей положение о Комитете спасения, было принято и постановление об активном участии населения в организованных комитетом остановках предприятий, блокировании работы учреждений, перекрытии магистралей и др. Прокуратура области выступила с разъяснениями о том, что совершение подобных действий является грубым нарушением закона. Виновные в их совершении могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности. [9]

2.3.    Налоговая полиция

Налоговая полиция области, проведя за 8 месяцев этого года 173 проверки, добыла для бюджета с учетом штрафов 131,3 млрд. рублей. Это почти на треть больше, чем за весь прошлый год. В счет погашения недоимок налогоплательщиками-должниками внесено в бюджет 1,2 трлн. рублей. Изъято наличными более 18 млрд. рублей. В 269 случаях на имущество должников накладывался административный арест. Стоимость имущества, подвергнутого данной санкции, составляет более 747 млрд. рублей, а реализованного в счет недоимок – почти 167 млрд. За 8 месяцев налогоплательщики предъявили 9 исков к органам налоговой полиции, из них удовлетворен один. За это время 10 раз в отношении налоговых полицейских и инспекторов, а также членов их семей предпринимались действия насильственного характера. В подавляющем большинстве случаев они пресекались. Представленные статистические данные свидетельствуют, что деятельность органов налоговой полиции Кузбасса стала более закрытой для общественности. Так, если в 1995 году из этого ведомства вышло и использовано в прессе 137 материалов, то за 8 месяцев этого – 47. [10]

3.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

3.1.    Блок "Народовластие"

5 октября в Кемерово прошла конференция блока "Народовластие". Представитель обладминистрации на нее допущен не был. В связи с этим пресс-служба администрации получила указание довести до сведения всех средств массовой информации, жителей Кузбасса, что Глава администрации области считает такую позицию неконструктивной, приносящей вред прежде всего кузбассовцам. Пресс-служба обращает внимание участников блока "Народовластие" на то, что “лидеры этого блока в угоду политическим интересам и личным амбициям готовы в тяжелейшее для Кузбасса время вновь пойти на обострение политической ситуации в области, перевести чисто экономические проблемы в плоскость политического противостояния”. Глава администрации убежден, что только в единстве усилий, в совместных действиях исполнительной власти, общественных и гражданских формирований возможно достижение положительных сдвигов в сложившейся ситуации...

Обращение заканчивается словами: "Кузбассовцы, будьте бдительны, не дайте ради удовлетворения политических эмоций иных "революционеров" втянуть себя в бессмысленную борьбу друг против друга"[11]. 9 октября блок “Народовластие” собрал пресс-конференцию, на которой объявил о начале предвыборной борьбы за депутатские места в новом Законодательном Собрании Кемеровской области. Пресс-конференция началась с обвинений в адрес исполнительной власти и лично М.Кислюка. Сопредседатель блока "Народовластие" Надежда Крюкова и исполняющий обязанности председателя ЗС области Дмитрий Кравцов подробно рассказали о том, как исполнительная власть противодействует работе представительной власти: не даются машины, увольняются сотрудники аппарата ЗС, депутаты не допускаются до рабочих мест. Но главное, что вменяется в вину исполнительной власти – это непомерное затягивание подготовки выборов в Законодательное Собрание, в органы местного самоуправления и главы администрации области. По этому поводу направлены обращения к Виктору Черномырдину, Анатолию Чубайсу, Егору Строеву и Геннадию Селезневу с требованием провести одновременные выборы всех органов власти на территории Кемеровской области для обеспечения конституционных прав граждан на участие в выборах и экономии денег.

Наблюдатели высказывают мнение, что, лишившись своего общепризнанного лидера Амана Тулеева, "Народовластие" находится на пороге внутреннего раскола. На прошедшей 5 октября конференции образован координационный совет, избраны три сопредседателя. Наблюдатели указывают на острую борьбу в структурах блока. Хотя образован координационный совет, но, по всей видимости, влияние в нем будут иметь "чистые" сторонники А.Тулеева и представители КПРФ в лице Юрия Витковского. Всего же в блоке более 20 партий и движений. На то, что в "Народовластии" могут существовать определенные трения между ортодоксами-коммунистами и сторонниками умеренной линии (водоразделом является отношение к власти в России), указывает ряд косвенных фактов. В период выборов в декабре 1995 года достаточно остро "воевали" между собой нынешний депутат Госдумы Теймураз Авалиани и Владимир Кудешкин. И тот и другой входят в "Народовластие" и сейчас. В пользу гипотезы о расколе говорит и то, что оргкомитет конференции не допустил на собрание представителей администрации области, не желая выносить "сор из избы".

И еще один немаловажный факт: чтобы упрочить свое влияние в блоке, Надежда Крюкова, по словам информированного источника, недавно побывала в Москве у А.Тулеева. Вполне возможно, что последний наделил ее определенными полномочиями. На конференции ни слова не проронил Владимир Кудешкин, некогда кандидат в мэры. Не было Игоря Ковтуна, на "вторых ролях" остался и Виктор Налетов. Наблюдатели считают, что В.Налетов раньше других начал входить во власть, и его собственное мнение не полностью совпадает с общей позицией блока. Высказывается и та точка зрения, что сам А.Тулеев, как опытный политик, понял, что сейчас самое время перейти в новую политическую элиту России, которая будет править страной на протяжении нескольких десятков лет. [12]

3.2.    Комитеты спасения

29 октября в Прокопьевске состоялась конференция представителей комитетов спасения. На конец октября они действуют в пяти городах Кузбасса – в Новокузнецке, Прокопьевске, Таштаголе, Анжеро-Судженске, Киселевске. 2 ноября подобную структуру собираются организовать юргинцы, приславшие в Прокопьевск своих наблюдателей. Из повестки дня конференции следовало, что она должна обсудить вопрос о чрезвычайной ситуации, сложившейся в экономической и социальной сферах Кемеровской области, путях выхода из кризиса, а также сформировать областной консультативный совет. Судя по тому, что на конференцию прибыли заместитель главы администрации области Сергей Лопарев и глава администрации Прокопьевска Александр Романько, ожидался конструктивный разговор о преодолении кризисной ситуации в Кузбассе. Но уже первый докладчик – директор научно-исседовательского центра проблем региональной экономики и управления Юрий Соснин – задал скандальный тон дискуссии, в оскорбительной форме оценив деятельность как губернатора области, так и всей администрации Кузбасса. В результате Сергей Лопарев демонстративно покинул зал, сообщив журналистам, что продолжение разговора в том тоне, который избрал Ю.Соснин, возможно только в суде. Некоторое время спустя так же поступил мэр Прокопьевска А.Романько. После прозвучавших двух докладов прокопьевский комитет спасения сделал специальное заявление, в котором напомнил, что конференция собрана не для политических дискуссий и скандалов, а для поиска конструктивных решений. Однако вскоре стало ясно, что лидерство на конференции захватила другая группа участников. Ее позицию четко сформулировал депутат Госдумы, секретарь обкома КПРФ Теймураз Авалиани: комитеты спасения на первом этапе должны стать альтернативной властью в Кузбассе, а далее выступить зачинателями очередной российской революции – по восстановлению социализма в стране. Те экономические предложения, которые все же прозвучали в ходе конференции, даже не обсуждались (последствия экспансии московских банков в регионе, проблема добычи коксующихся углей, перспективы реструктуризации угольной отрасли и т.д.). Умами делегатов полностью овладели те, кто предлагал более понятные решения – от замены капитализма на социализм до блокирования железной дороги и широкомасштабных акций гражданского неповиновения. [13]

4.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

4.1.    Экономическая ситуация в промышленности области в январе-августе

В январе-августе промышленность области, с учетом малых и совместных предприятий, а также промышленных подразделений при непромышленных организациях, произвела продукции в действующих ценах на 29 трлн. рублей, в том числе крупными и средними предприятиями – на 27,9 трлн. рублей. Отгружено потребителям продукции на 27,5 трлн. рублей. Индекс физического объема производства в целом за январь-август составил 92,5% (за январь-август 1995 – 99,8%); объем отгруженной продукции снизился на 6%. Динамика выпуска продукции различается по отраслям. В добывающих выпуск был ниже уровня января-августа 1995 г. на 6%, в обрабатывающих – на 8.

В топливно-энергетических отраслях ситуация такова: электроэнергии добыто 177 млрд. кВт. ч. (116% к тому же периоду 95-го); теплоэнергии добыто 17.4 млн. Гкал (99%); угля – 65,3 млн. тонн (99,2%), в том числе для коксования – 25,9 млн. тонн ( 93%). Использование мощностей по добыче угля сохранилось на уровне прошлого года – 76%. На обогатительных фабриках с начала года выпущено концентрата 16,8 млн. тонн (на 12% меньше соответствующего периода прошлого года).

В черной металлургии объем производства относительно января-августа 95-го снизился на 10%. Динамика производства основных видов продукции такова: железная руда (добыча) – 2244 тыс. тонн (85%); чугун – 4197 тыс. тонн (86%); сталь – 5261 тыс. тонн (90%); кокс 6-процентный – 3387 тыс. тонн (96%); ферросилиций в пересчете на 45-ти процентный – 153 тыс. тонн (103%). Мощности по добыче железной руды использовались на 79%, по выплавке чугуна, стали – на 61. Выпуск стальных труб за истекший период года увеличился на 58% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В химической и нефтедобывающей промышленности объем производства с начала года снизился на 18%. Динамика производства важнейших видов продукции характеризуется следующими данными: синтетический аммиак – 330 тыс. тонн (78%); серная кислота – 77,5 тыс. тонн (82%); каустическая сода – 20,8 тыс. тонн (60%); минеральные удобрения – 251 тыс. тонн (88%); химические волокна и нити – 10,6 тыс. тонн (86%); Синтетические смолы и пластмассы – 61,5 (80%). Мощности по производству синтетического аммиака использовались на 37, каустической соды – на 28, минеральных удобрений – на 61, синтетических смол и пластмасс – на 36%. Меньше, чем в январе-августе 95-го, произведено лакокрасочных материалов, синтетических красителей, изделий из пластмасс.

В химико-фармацевтической промышленности за 8 месяцев производство лекарственных средств составило 87% к уровню аналогичного периода 1995 года.

В машиностроении и металлообработке объем производства по сравнению с январем-августом 95-го уменьшился на 24%. Сократился выпуск большинства важнейших видов продукции.

В лесной и деревообрабатывающей промышленности выпуск продукции с начала года сократился на 14% (в прошлом году – на 19).

В промышленности строительных материалов выпуск основных видов продукции отрасли характеризуется следующими данными: цемент – 774 тыс. тонн (80% к январю-августу 95-го), стеновые материалы – 115 млн. штук усл. кирпича (75%), сборный железобетон – 259 тыс. кубометров (71%), панели и другие конструкции для крупнопанельного домостроения – 57,6 тыс. кв. метров (58%), стекло оконное – 1304 тыс. кв. метров (77%), минеральная вата и изделия из нее – 53,5 тыс. кубометров (68%), материалы строительные нерудные – 3557 тыс. кубометров (77%).

Наиболее сложное положение сохраняется в легкой промышленности, где объем производства снизился с начала года на 49% (в прошлом году – на 47%). В пищевой промышленности снизилась выработка продовольствия: мясо, включая субпродукты 1-й категории – 17,8 тыс. тонн (69%), колбасные изделия – 9,8 тыс. тонн (92%), животное масло – 2816 тонн (82%), цельномолочная продукция в пересчете на молоко – 67,7 тыс. тонн (86%), хлеб и хлебобулочные изделия – 131 тыс. тонн (87%).

В ликероводочной и пивоваренной промышленности с начала года производство пива, водки и ликероводочной продукции сократилось на 18-47%.

На предприятиях мукомольно-крупяной отрасли производство муки снизилось на 9, крупы – на 36%.

Производство комбикормов уменьшилось на 4%.

Продолжается процесс формирования негосударственного сектора. В январе-августе к этой форме собственности относились 84% крупных и средних промышленных предприятий области. Ими произведено продукции на 27 трлн. рублей (98% областного объема промышленного производства). Преобладает смешанная собственность без иностранного участия, предприятия этой формы собственности произвели 81% промышленной продукции негосударственного сектора. Частными предприятиями произведено 19% продукции негосударственного сектора.

Областной комитет по статистике продолжает проводить мониторинг деловой активности сорока промышленных предприятий. Программа базируется на опросе мнений руководителей предприятий об основных факторах и условиях хозяйственной деятельности. Данные свидетельствуют: сохраняется тенденция неполного использования производственных мощностей. В августе уровень загрузки производственных мощностей у 70% предприятий составлял менее 70%, у 25% – от 71 до 100% и у 5% – свыше 100.

В августе спрос на производимую продукцию 22 руководителя считали нормальным, 17 – ниже нормального уровня. 30 руководителей предполагают, что спрос через два месяца останется без изменений, уменьшение предвидят четыре, увеличение – 6 респондентов. В конце III квартала 20 респондентов прогнозируют выпуск продукции сохранить без изменений, 8 – ниже нормального и 12 – увеличение объемов выпуска продукции. В августе нормальный уровень запасов готовой продукции отметили 19 респондентов, 9 – ниже, 10 – выше нормального. Масштабы роста цен на приобретаемые промышленными предприятиями сырье и материалы должны несколько повыситься (63% руководителей прогнозируют повышение). На реализуемую продукцию планирует повысить цены половина респондентов.

Состояние финансово-экономической ситуации на предприятиях в августе 58% руководителей оценивали как плохое, остальные – как удовлетворительное. Большинство руководителей (80%) считают, что через два месяца она не изменится.

В I полугодии затраты на рубль промышленной продукции составили 97,8 коп. и увеличились по сравнению с тем же периодом прошлого года на 13,8%, в том числе материальные – на 13,1%. Большое увеличение затрат допущено на предприятиях электроэнергетики, легкой, химической и нефтехимической промышленности, цветной металлургии. Снизились затраты на предприятиях мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности. В общей сумме затрат наибольшую часть составляют материальные (59,4), на оплату труда (13,3) и прочие затраты (14%). Сведения опубликованы в печати отделом промышленности областного комитета статистики. [15]

4.2.    Анализ региональной экономической модели

Ведя социально-политический мониторинг по Кемеровской области, мы всегда подчеркивали производственно-экономическую специфику этого региона. В данном обзоре есть возможность проанализировать историю формирования новой экономической модели, возникшей в Кузбассе за последние 5-7 лет. Достаточно подробное изложение материала обусловлено необходимостью показать составляющие модели, ее проблемы и виды на будущее.

Известно, что в последние годы в России появился целый ряд моделей экономического развития, носящих определенную региональную специфику. По мнению доктора экономических наук Юрия Фридмана – заведующего кемеровским отделом экономических исследований института экономики и организации промышленного производства СО РАН РФ – среди них есть и Кузбасская экономическая модель. Первая причина стремления того или иного региона к собственной цельной экономической идеологии связана, на взгляд Ю.Фридмана, с тем, что каждая российская территория обладает совокупностью собственных интересов. Регионы стремятся, с одной стороны, как можно больше получить в общероссийской системе распределения, участвуя в формировании центра и, с другой стороны, максимально получить от использования ресурсов на собственной территории, реализуя свои собственные возможности, о которых центр, возможно, и не знает. Вторая причина связана с наличием в регионе заинтересованных инициативных людей, специалистов, ученых, способных доказать необходимость и целесообразность конструирования тех или иных моделей. Что касается Кузбасса, то здесь присутствуют оба фактора.

Начало формированию кузбасской модели положила крупная всесоюзная экономическая конференция 1988 года, очень представительная по составу участников. На ней впервые была дезавуирована политика центра относительно угольного региона, впервые публично был обозначен крупнейший конфликт между Кузбассом и центром. Имело значение и то, что тогдашний первый секретарь обкома Вадим Бакатин был недавно назначен, приехал из Москвы, был не чужд новым веяниям, не пытался затушевать проблемы, скорее был заинтересован в объективном экономическом анализе. Он с пониманием воспринимал информацию о том, что Кузбасс перегружен промышленностью, экологически неблагополучен. Все это было зафиксировано в рекомендациях конференции, в выступлениях региональных специалистов, ученых. Произошел очень серьезный перелом в сознании общественности региона. Оттуда и пошло стремление искать какие-то новые схемы будущего существования, свою собственную модель. Аналогичные процессы тогда шли и в других регионах – Прибалтике, Свердловской области и т.д. Но в Кузбассе этот процесс получил значительное ускорение за счет июльской 1989 года забастовки шахтеров. Уже к концу года были подписаны все необходимые правительственные документы. Нынешний губернатор М.Кислюк был тогда главным экономистом одного из крупнейших угольных разрезов.

Кузбасс практически стал тогда первым российским регионом, получившим право на разработку собственного представления об эффективном хозяйствовании. Было предложено несколько моделей экономического развития региона. Центр принял ту из них, которая, как считает сегодня Ю.Фридман, была не самой лучшей с точки зрения экономической самостоятельности. Но центр тогда был еще настолько силен, что на большее рассчитывать было трудно. Самостоятельность определялась лишь на уровне нормативного бюджетного экономического обеспечения. Регион не получил ни новых методик формирования бюджета, ни чего-либо подобного. Вопрос стоял примерно так: из заработанного Кузбассом 1 рубля центр забирает на выполнение своих функций 37 копеек, а 63 копейки идут на воспроизводство региона. По Кузбассу было принято два специальных постановления – Совмина РСФСР и Совмина СССР. В результате бюджетная база региона была увеличена в два раза. Это дало возможность практически при той же методологии бюджетного планирования получать в два раза больше ресурсов. В конечном итоге, при прочих равных условиях, начиная с 1990 года, Кузбасс стал жить богаче. И если бы был механизм восприятия этих ресурсов, то можно было бы сделать очень многое. Но, продолжает Ю.Фридман, возможности региона были тогда ограничены уровнем развития материальной базы, строительства и т.д. По сути дела в то время кузбасская модель имела "экономико-силовой" характер и вряд ли была бы реализована без забастовок и мощного рабочего движения. Со временем стали, однако, вырисовываться и ее слабые стороны. Ибо была решена лишь бюджетная проблема, но не было каких-то новых рычагов, механизмов, методик, чтобы заниматься развитием производительных сил региона и решать проблемы стимулирования тех или иных отраслей или видов деятельности, новых методов управления. Стало ясно, что Кузбасс сможет выжить лишь при выходе на межрегиональное, международное сотрудничество, что необходимо искать новые рынки, новые инвестиционные возможности, все то, что никак не позволяла существующая модель. О свободных экономических зонах тогда только начинали говорить, и о них было упомянуто в требованиях областного рабочего комитета в январе 1990 года. В регионе оживленно стали обсуждаться различные варианты экономического устройства. Был изучен мировой опыт – Питсбурга, Рура, Осаки, Китая, США. Посмотрели, какие модели применялись при выходе из кризиса регионов угольно-металлургического профиля, с проблематичной экологией. Пришли к выводу: для того, чтобы продвинуться вперед, необходимо соединить три фактора – возможность зарабатывать собственные средства (Кузбасс мог их получить лишь за счет продажи на экспорт товаров), добиться того, чтобы часть забот о компенсации Кузбассу нанесенного ранее урона бесконтрольным использованием природных ресурсов взяло на себя государство, и подключить научно-инвестиционные ресурсы.

Что касается классической модели свободной экономической зоны, то в регионе всегда понимали, что Кузбасс лишен многих необходимых компонентов, особенно уязвимо его географическое положение. Поэтому Кузбасская модель была названа так – "Зона свободного экономического предпринимательства". Однако центр, утверждая статус, дал почему-то свое имя – "Свободная экономическая зона "Кузбасс". Область получила этот статус в 1991 году по рекомендации тогдашнего Председателя Верховного Совета РСФСР Б.Ельцина. Самое важное, что удалось использовать из предоставленных этим статусом возможностей – блок механизмов, связанных с развитием внешнеэкономической деятельности. Местные руководители до сих пор говорят, что это спасло Кузбасс от голода. Кузбасские промышленники вышли на мировой рынок и создали региону прекрасную рекламу как прогрессивного, "продвинутого" региона, с которым можно иметь дело. Именно в это время Кузбассом заинтересовалось Европейское экономическое сообщество, был заключен контракт по проекту "Tacis". ЕЭС, в лице крупнейших научно-исследовательских центров, выделило деньги на изучение именно кузбасской модели экономического развития, ее механизмы были проанализированы и приняты западными профессионалами. На основании этого анализа сегодня в Кузбассе осуществляются два новых проекта – проект "Поле – прилавок" на 3 млн. экю в Кемерове, и постприватизационная поддержка предприятий, в результате которой на финише находится проект по реструктуризации одного из крупнейших конверсионных предприятий области – объединения "Прогресс". В этих проектах заработают западные деньги, а они, как известно, приходят лишь после тщательной работы консалтинговых фирм. Соответствующая фирма проработала в Кузбассе два года, прежде чем убедилась в эффективности возможных финансовых вложений. С получением нового статуса Кузбасс получил право регистрации предприятий, представительств без участия московской бюрократии. Это позволило региону резко вырваться вперед по многим показателям, особенно в создании совместных предприятий, которые возникали в самых разных областях, начиная с дорожного дела и кончая банковским. Но на протяжении двух последующих лет ситуация осложнилась: Кузбасс стал терять свои преимущества, обострились отношения с центром, а самое главное – так и не был принят общероссийский закон о свободных экономических зонах. Поэтому сегодня статус СЭЗ "Кузбасс" фактически уже не работает. Москва ввела большое количество различных ограничений, некоторые законы, вроде закона об иностранных инвестициях, различные новые таможенные ограничения лишили Кузбасс возможности использовать статус СЭЗ, который формально, конечно, никто не отменял. В этих условиях руководство региона стало искать новые пути экономического развития. Губернатор М.Кислюк предложил создать экономическую модель оптимизации внутренних региональных ресурсов. Он предложил программно-целевой подход. Хотя сам программный метод планирования и управления хорошо известен, однако его применение с точки зрения оптимизации внутренних ресурсов можно с полным основанием считать "ноу-хау" М.Кислюка. Заслуга губернатора, по мнению местных экономистов, в том, что он не только разработал определенную совокупность программных направлений, но и предложил методы активизации, управления программами и реализовал это на практике. Кузбасс не получил никаких новых ресурсов, не поменялась база формирования бюджета, но финансовые ресурсы стали использоваться как целевые, они стали концентрироваться на определенных направлениях. Это стало очень важным элементом кузбасской модели. Всего существует 19 областных целевых программ. Администрация вела все контракты по формированию ресурсной базы программы "Автодороги", руководитель программы защищал перед главой обладминистрации свой вариант ее финансирования и исполнения. Глава администрации лично контролировал эффективность использования средств, вел переговоры по кредитам, боролся за снижение процента отчислений и т.д. По сути дела администрация не "дает" бюджетные деньги тому же дорожному управления, как было раньше, чтобы то их тратило по своему разумению, а создает условия для реализации тщательно просчитанных конкурентных программ. Москва получает при этом эффективное использование бюджетных средств, а область, население – реальные дороги, их качество. При таком подходе всех стала интересовать эффективность использования ресурсов, которую, к тому же, в этих условиях легко контролировать. Что касается именно этой программы, то сотрудничая с германской фирмой "Виртген" (этот проект также был тщательно разработан и защищен), Кузбасс построил и отремонтировал беспрецедентное, по сравнению с прошлыми временами, количество дорог и вышел в этой области на совершенно другой уровень.

Однако программно-целевое планирование, как метод и программы, как инструмент, сориентированы, в основном, на бюджетные деньги. Совокупные же ресурсы не задействованы в решении проблемы социально-экономического развития области. Ни банки, ни другие финансовые структуры не принимают активного участия в региональных программах. И это самая серьезная проблема сегодняшнего дня Кузбасса. Особенно остро это стало ощущаться, когда начались неплатежи, недофинансирование бюджета. Стало ясно, что одним из самых серьезных недостатков кузбасской модели является то, что 4-5 лет тому назад, когда закладывались ее основы, не было предусмотрено построение адекватной финансовой инфраструктуры. Следовало предусмотреть и разработать рекомендации по формированию коммерческих структур, банков, страховых компаний, которые понадобятся в определенный период для решения серьезных социально-экономических проблем. Но тогда в Кузбассе просто не существовало финансовой концепции развития региона. Сейчас в этом направлении ведется самая активная работа.

Юрий Фридман высказывает свою точку зрения по некоторым параметрам будущей программы. По его мнению, очень важным направлением нового блока моделирования должна быть разработка своих собственных представлений о вторичном рынке, о рынке ценных бумаг. Сегодня в Кузбассе это направление совсем не развито, хотя имеется солидная инфраструктура, банки, хорошая связь с Москвой, мощные компьютерные сети. Может быть это связано с менталитетом, с излишней осторожностью кузбасских банкиров. Нет также организаций, которые бы "выводили" кузбасские предприятия на российские, международные рынки, хотя нефтегазовые, отдельные металлургические предприятия довольно активно котируют кузбасские акции и привлекают этим капиталы. Есть проблемы в формировании своих "собственных денег", чтобы решать проблемы неплатежей, развязки узких мест финансирования социальной сферы, выплаты зарплаты. По мнению Ю.Фридмана, вексельное обращение (как бы его ни критиковали) было делом очень прогрессивным, и регион делает ошибку, отказываясь от него. Все, что связано с новыми изобретениями, типа налоговых сертификатов, налоговых освобождений, это шаг назад, это нерыночный подход. Если же вексель продавался на рынке за 50-60% от номинала, то надо признать, что это внутренняя цена денег, реальная платежеспособность наших предприятий. Чтобы привлекать деньги, надо хорошо понимать, кто ими сегодня владеет. Видимо, одни должны заниматься добычей угля и выплавкой стали, а другие – финансами. Надо лишь, чтобы держатели финансов видели выгоду в инвестировании производителей. Надо создавать для этого условия – вот функция власти. А если не построена грамотная, правдивая схема, то не будет решена и проблема неплатежей. Оценивая идею внедрения в России федеральной резервной системы по типу американской, Ю.Фридман ссылается на выкладки специалистов, которые говорят о том, что в сегодняшней России это сделать нельзя, хотя бы потому, что 90% всех финансовых ресурсов находятся в Москве. По мнению Ю.Фридмана, целесообразнее просто модернизировать систему Центробанка России – сменить некоторые функции, усилить региональную направленность, связать с местными администрациями, с проблемами территорий. Что касается реконструкции банковской системы, то Ю.Фридман считает, что наилучшим вариантом является создание регионального банка реконструкции и развития (это более эффективно, считает он, нежели объединить коммерческие банки, усилить их функции, отдать им бюджет). Региональный банк реконструкции и развития мог бы взять на себя все функции, связанные со структурной перестройкой, реализацией программ, привлечением иностранных капиталов. Этот банк должен иметь залоговый фонд, страховой фонд, он должен стать в регионе как бы стратегическим инвестором. Контрольный пакет в нем принадлежал бы властным структурам Кузбасса. Продажей или выкупом государственных акций можно будет регулировать финансовую обстановку в регионе. С коммерческими же банками власть может вступать только в коммерческие отношения. Но все, что связано с бюджетом и инфраструктурой – это не коммерция. С точки зрения политики Центробанка, считает Ю.Фридман, уполномоченным банком обладминистрации должно стать управление Центрального банка по Кемеровской области. Что касается международного опыта, то его привлекает организация банковского дела в Швеции, где работают самые "умные" финансовые модели, имеющие социальную направленность.

Главная задача сегодняшнего дня для Кузбасса, считаем Ю.Фридман, подписание договоров с центром о разграничении полномочий. Иначе любая региональная модель может быть с легкостью похоронена центральными ведомствами. Вновь избранное Законодательное Собрание и губернатор должны будут работать над законодательной базой экономической модели. [16]

30 октября в Кемеровскую область поступили 40 млрд. рублей в счет кредита Мирового банка. Они перечислены в Новокузнецк, Прокопьевск, Киселевск, Мыски, Осинники, Калтан, Кемерово, Междуреченск и Белово для погашения задолженности по зарплате работникам коммунальной сферы.[17]

5.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

5.1.    Уровень заработной платы

По данным областного комитета госстатистики, средняя зарплата в Кузбассе поднялась до 1119 тыс. рублей. Самые высокие заработки в августе – 1946 тыс. рублей были у работников авиатранспорта. Лидируют также энергетики – 1713 тыс. рублей, банковские работники – 1608 тысяч. В базовых отраслях Кузбасса картина такова: в топливной промышленности заработная плата составила 1501 тыс. рублей, в черной металлургии – 1485 тыс., цветной – 1405 тыс., химической – 1179 тыс. рублей. По 1 млн. 299 тыс. пришлось в среднем на работника служб материально-технического снабжения и сбыта, 1113 тыс. – связи, 1147 тыс. – жилищно-коммунального хозяйства, 1106 тыс.– пищевой промышленности. Среди низкооплачиваемых выделяются работники культуры и искусства – 536 тыс. рублей за месяц, образования – 578 тыс., здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения – 628 тысяч, науки – 710 тысяч. Недалеки от этой группы машиностроители – 789 тыс. рублей. У работников сельского хозяйства – 641 тысяча рублей.[18]

5.2.    Акции протеста

С 1 октября возобновлена приостановленная летом забастовка коллектива объединения "Юрмаш". Генеральный директор объединения В.Есаулов, просивший у забасткома 15-дневной отсрочки, ее не получил. Причиной возобновления забастовки послужили нарушения администрацией предприятия условий протокола погашения задолженности по зарплате, который был подписан в середине августа. Забастовка может охватить до трех тысяч человек. Требование бастующих: выплата зарплаты, отставка генерального директора и дирекции. Забастовщики заявляют о возможных актах гражданского неповиновения. Одновременно на предприятии вышел приказ генерального директора об остановке производства по всем заказам, не имеющим финансирования. А это означает отправку в отпуск без содержания сотен и сотен заводчан на неопределенный период. Этот приказ опротестован профсоюзным комитетом "Юрмаша" как незаконный, противоречащий законодательству России и коллективному договору, действующему на предприятии. [19]

Источники:

1. Временное положение // Кузбасс. – Кемерово, 1996. – 25 октября. – № 199. – С.2-4.

2. Кузбасс с выборами губернатора подождет // Наша газета.– Кемерово, 1996.– 8 октября.– № 112.– С.1.

3. Аман Тулеев: "Пир во время чумы" // Наша газета.– Кемерово, 1996.– 8 октября.– № 112.– С.1.

4. Распоряжение...// Кузбасс. – Кемерово, 1996. – 31 октября. – № 203. – С.1.

5. Никто не даст нам избавленья // Кузбасс. – Кемерово, 1996. – 9 октября. – № 187. – С.2.

6. События, Факты // Кузбасс. – Кемерово, 1996. – 30 октября. – № 202. – С.1.

7. События, факты // Кузбасс. – Кемерово, 1996. – 3 октября. – № 183. – С.1.

8. Плющев В. ЧК занимается выбиванием денег у злостных неплательщиков. // Кузбасс. – Кемерово, 1996. – 16 октября. – № 192. – С.1.

9. Прокуратура области: действия комитета спасения незаконны // Кузбасс. – Кемерово, 1996. – 5 октября. – № 185. – С.1.

10. Полиция открывает чужие сейфы и кошельки // Кузнецкий рабочий.– Новокузнецк, 1996.– 1 октября.– № 116.– С.1.

11. Новое противостояние или общая работа для людей? // Наша газета.– Кемерово, 1996.– 10 октября.– № 113.– С.1.

12. Беседин Е. Уехав, Тулеев оставил свое имя напрокат "Народовластию" // Наша газета.– Кемерово, 1996.– 11 октября.– № 114.– С.1.

13. Коммунисты видят в комитетах спасения альтернативную власть // Наша газета.– Кемерово, 1996.– 31 октября.– № 122.– С.1.

14. Новое противостояние или общая работа для людей? // Наша газета.– Кемерово, 1996.– 10 октября.– № 113.– С.1.

15. Логинова Т. Экономическая ситуация в промышленности в январе-августе // Кузбасс. – Кемерово, 1996. – 2 октября. – № 182. – С.4; На рубль продукции – 98 копеек затрат // Кузнецкий рабочий.– Новокузнецк, 1996.– 1 октября.– № 116.– С.1.

16. Зачем кузбассу свои модели? // Наша газета.– Кемерово, 1996.– 1 октября.– № 109.– С.1,3.

17. События, факты // Кузбасс. – Кемерово, 1996. – 31 октября. – № 202. – С.1.

18. Зарплата на уровне пенсии и та на бумаге // Кузнецкий рабочий.– Новокузнецк, 1996.– 29 октября.– № 128.– С.1. 19. Данилова Р. Остановился "Юрмаш" // Кузбасс. – Кемерово, 1996. – 2 октября. – № 182. – С.1.