Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Александр Шегедин

ЭСТОНИЯ

в октябре 1996 года

1.    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

1.1.    Правительство и правящая коалиция

Противоречия внутри правящей коалиции, состоящей из Коалиционной (КП), Реформистской партий (РП) и Объединения селян (ОС) достигли критической точки накануне выборов в местные органы власти. Формальным поводом послужило обсуждение проекта бюджета на 1997 год. В сентябре премьер-министр Т. Вяхи (КП) заявил, что для скорейшей интеграции в западные структуры безопасности Эстонии уже в 1997 году нужно резко увеличить расходы на оборону. В начале октября против такого увеличения расходов на оборону (в 1,44 раза) резко выступили сельские партии ОС [1.1].

Однако реальная опасность развала коалиционного правительства появилась после того, как Т.Вяхи и министры его правительства от РП стали выяснять отношения через СМИ. Министр экономики Андрес Липсток прямо заявил, что коалиции уже фактически не существует [1.2]. Недовольство стилем руководства Т.Вяхи высказал также министр внутренних дел Март Раск. 15 октября Т.Вяхи в газете “Эсти Пяэвалехт” поместил материал, в котором критиковал работу всех министров-реформистов. Генеральный секретарь РП Хейку Краних заявил, что возмущен таким поведением премьера. Руководство РП решило сразу после местных выборов (20 октября) обсудить целесообразность сохранения коалиции [1.3].

Все прекрасно понимали, что судьба коалиции прямо зависит от исхода местных выборов. Один из лидеров КП Вахур Глаасе прямо заявил, что победа РП на выборах неизбежно приведет к развалу коалиции из-за растущих политических амбиций реформистов [1.4].

Все социологические опросы накануне выборов подтверждали большой отрыв РП от других партии, однако реальные результаты оказались для РП гораздо скромнее. Сразу же после выборов (21 октября) Т.Вяхи обратился к лидеру реформистов Сийму Калласу с прямым вопросом, будут ли они продолжать работу в коалиционном правительстве? Однако С.Каллас обещал дать четкий ответ после заседания правления РП 1 ноября [1.5].

Признаки того, что РП все же останется, появились уже до указанной даты. 23 октября Х.Краних отрицает возможность ухода из правительства министров-реформистов [1.6]. Сельские партии из ОС, напротив, с большим удовольствием продолжали бы коалиционную работу с КП без РП. Лидеры селян заявили, что ждут ответа именно от КП — считать ли реформистов союзниками или противниками [1.7]. За скорейшее разрешение кризиса высказался председатель партии “Умеренные” Эйки Нестор. По его мнению, причинами кризиса стали проект бюджета и местные выборы. Разрешить кризис можно тремя путями: создать правительство меньшинства (КП); сохранить существующую коалицию; провести досрочные парламентские выборы [1.8].

Коалиционеры выбрали второй путь, и после заседания правительства 25 октября объявили, что коалиция будет сохранена. Основные противоречия (вокруг бюджета) должны быть разрешены в ходе консультаций [1.9].

Хрупкое равновесие в коалиции, вероятно, сохранится до весны. В марте исполнится 2 года со дня начала работы нынешнего состава парламента. После этого депутаты имеют право на пожизненную пенсию, и поэтому вероятность проведения досрочных парламентских выборов возрастает. 14-18 ноября фирма ЭМОР провела общеэстонский опрос. Согласно полученным результатам, 5-процентный рубеж на парламентских выборах могли бы преодолеть только 5 партий: РП — 20%, Союз пенсионеров и семей — 11%, Крестьянская партия — 7%, Центристская партия — 6%, Союз Отечества — 5% [1.10]. Однако, как уже говорилось, местные выборы (своего рода пробный камень) не в полной мере подтвердили правильность результатов опроса.

1.2.    Выборы в местные органы власти

В выборах, согласно Конституции ЭР, могут участвовать как граждане, так и постоянные жители Эстонии, не имеющие эстонского гражданства. Однако для последних были установлены дополнительные требования — регистрация. В результате этого в выборах приняло участие около четверти неграждан. В то же время в предварительном голосовании (с 10 по 20 ноября) неграждане участвовали весьма активно — 15,5% от зарегистрировавшихся, в то время как граждане ЭР были пассивны — 2,4% [2.1].

Вообще, активность в среднем по Эстонии была весьма низка и 20 октября — 45,3% [2.2]. В то же время по регионам активность сильно отличалась (от немногим более 40% в Тарту до более чем 80% в Силламяэ).

Наибольшее количество мест в горсобраниях Таллина и Тарту завоевали реформисты, однако их победа оказалась менее впечатляющей, чем ожидалось. В Нарве победил блок “Нарва”, представляющий старую администрацию города [2.3].

По сути дела, ни одна политическая группировка (если судить в целом по Эстонии) победы не одержала. В Таллине РП получила больше всех мест только благодаря особенностям деления города по округам (в целом больше всех голосов было отдано за Центристскую партию). В Тарту на пятки РП наступал праворадикальный Союз Отечества. На Северо-востоке правые партии (РП, СО “Умеренные”) вообще не получили поддержки избирателей. Как и предполагалось, избиратели предпочитали голосовать не за списки блоков, а за конкретные личности, что предопределило чрезвычайную мозаичность состава новых местных самоуправлений.

В Таллине лидер реформистов С.Каллас заявил, что РП никогда не пойдет на коалицию с блоком “Таллин”, находящимся под контролем КП [2.4]. Однако Э.Сависаар заметил, что только такая коалиция в столице и возможна, все остальные комбинации просто блеф [2.5].

При формировании горуправы Таллина обсуждались самые разнообразные варианты создания коалиции большинства и распределения постов. Единственной партией, с которой эстонские партии не желают вступать ни в какие коалиции, является Русская партия Эстонии [2.5а]. К другой “русской” партии — Объединенной народной партии Эстонии (ОНПЭ) — отношение более спокойное.

До конца октября только в одном крупном населенном пункте Эстонии — Нарве переговоры о разделе власти были закончены. Здесь мало что изменилось — коалицию большинства создали блок Нарва и Демократическая партия труда (бывшие коммунисты). Мэр (Р.Мурд) и председатель горсобрания (А.Пааль) сохранили свои места [2.6].

РПЭ и ОНПЭ всю предвыборную кампанию вели ожесточенную борьбу между собой. В Таллине РПЭ сохранила свои позиции ( 11 мандатов), а ОНПЭ крупно проиграла (5 вместо 11 в прошлом составе Горсобрания), в Тарту обе партии не преодолели 5-процентный барьер. Электорат РПЭ вполне определился. Он голосует за довольно абстрактный вариант “русской идеи” и достаточно стабилен.

Что касается ОНПЭ, то ее лидеры так и не смогли создать партии более-менее ясный образ в глазах избирателей.

Следует однако отметить, что на Северо-востоке ОНПЭ выступила гораздо более успешно, чем РПЭ. Довольно много “русских” голосов отобрали у ОНПЭ и РПЭ эстонские партии, прежде всего Центральная партия.

Свое влияние на выборы оказала и государственная машина, чинившая многочисленные препятствия для участия в выборах неграждан. В г. Раквере в избирком поступил коллективный протест не допущенных к выборам жителей, однако он был отклонен [2.7].

1.3.    Президент

Вновь избранный на пост президента Леннарт Мери 7 октября произнес присягу и официально вступил в должность. На церемонии депутат Аидо Лепс вновь пытался поднять вопрос о связях Мери с КГБ. Депутат потребовал перенести дату церемонии, так как по поводу заявления группы депутатов, обвиняющих Мери, пока нет никакого решения суда [3.1].

В течение всего октября Л. Мери держался в тени, однако в конце месяца вновь послышались упреки в его адрес, касающиеся непредсказуемости президента. Перед выборами президента Мери использовал (и довольно умело) раздачу дипломатических постов для привлечения на свою сторону различных политических группировок. Теперь в отношении некоторых дипломатов он решил отыграть обратно, лишив их почетных званий [3.2].

1.4.    Русскоязычное население

В октябре среди неэстонского населения вновь поднялась паника, запрограммированная политикой властей. 2 октября истек срок подачи паспортов для вклеивания отметки о виде на жительство для 2300 отставников и членов их семей, 11 октября — еще для 10 тысяч. Многие члены семей военнослужащих категорически не хотят брать российские паспорта (к чему их принуждают эстонские власти), так как родились и постоянно проживали в Эстонии. Между тем паспорта иностранцев по действующим законам они получить не имеют права и оказываются таким образом на положении нелегалов [4.1]. В конечном итоге, 10 октября правительство изменило собственное распоряжение и отодвинуло сроки представления паспортов на неопределенный срок, однако принципиально вопрос не решен [4.2]. Кроме того, еще около 1/3 жителей, имеющих право на получение паспорта иностранца, по различным причинам не подали ходатайств [4.3].

Власти вполне сознательно крайне усложняют классификацию лиц, которым нужно получить вид на жительство. В зависимости от категории, виды на жительство даются на 5, 4, 3, 2 года и на 6 месяцев, после чего повторяется процедура их выдачи [4.4]. Кроме всего прочего, выдача разнообразных документов негражданам, как и принятие экзаменов на знание эстонского языка и Конституции, превратилась в своеобразную отрасль экономики, так как за все это необходимо платить немалые деньги.

Благодаря политике эстонских властей, все больше сторонников приобретают радикальные организации русскоязычного населения, такие как Русская партия Эстонии (РПЭ) и тесно связанные с ней Союзы граждан России. В начале октября лидер РПЭ Николай Маспанов открыто заявил, что поддерживает принцип автономного существования (то есть агрегации) русской общины в Эстонии [4.5]. По существу, позиция Маспанова идентична точке зрения эстонских национал-радикалов.

Нерешенность проблем национальных меньшинств на государственном уровне заставляет проявлять свою инициативу русские организации. Нарвский союз граждан России обратился к президенту, парламенту и правительству ЭР с предложением создать при парламенте пост омбудсмена, представляющего интересы некоренного населения (система, принятая в Скандинавии) [4.6]. Никакой реакции властей не последовало.

7 октября административный суд второй инстанции отменил решение Таллинского городского суда по делу Петра Рожка, и признал его высылку за пределы Эстонии незаконной [4.7]. Поздравления Рожку направил С.Бабурин (от имени Российского Общенародного Союза) [4.8] мэр Москвы Ю.Лужков [4.9]. М.Астафьев от имени Всероссийского национального правого центра обратился к Б.Ельцину и послу Эстонии в России М.Хельме с просьбой оградить П.Рожка и других членов Таллинского Союза граждан России от преследований эстонских властей [4.10].

Большое беспокойство русскоязычных жителей Эстонии вызывает то, что планы уничтожения среднего и высшего образования на русском языке приобретают все более конкретные очертания. 12 октября в Таллине состоялся внеочередной съезд Союза славянских просветительских и благотворительных обществ, посвященный этому вопросу. Однако лидер Союза Николай Соловей является довольно одиозной фигурой в глазах многих деятелей русской культуры в Эстонии, особенно молодых. Депутат Русской фракции и член парламентской комиссии по культуре проф. С.Исаков категорически отказался выступать с докладом на съезде [4.11]. Между тем министр образования Яак Авиксоо уже назвал конкретные сроки перехода к образованию на эстонском языке — 2007 год. Те русские дети, которые в будущем году пойдут в первый класс, через девять лет должны решать — продолжать ли образование на эстонском языке или уходить, получив начальное образование (9-летнее). Гимназии “с другими языками обучения” могут сохранится, но без финансирования со стороны государства [4.12].

Выборы в местные органы самоуправления не только не стимулировали консолидацию русской общины, но, напротив сопровождались скандальными выпадами друг против друга сторонников РПЭ и ОНПЭ [4.13]. Особенно преуспел в этом редактор “Русского Телеграфа” и советник РПЭ В. Ивлев (Илляшевич), которого эстонская печать не раз обвиняла в старых связях с КГБ.

Одновременно развернулась баталия между Ю.Митиным и Е.Коганом за влияние в Союзе граждан России и, в конечном счете, за место в новом составе Совета соотечественников при Государственной Думе РФ [4.14]. Однако Е.Когана постигла неудача как в попытке захвата Союза, так и на местных выборах, где он баллотировался в состав Таллинского горсобрания, но не прошел.

Неудача на местных выборах в Таллине крайне болезненно сказалось на ОНПЭ, которая и так никогда не отличалась строгой партийной дисциплиной. Часть активистов ОНПЭ обвинила в печати правление партии в недееспособности и потребовала его переизбрания [4.15].

В целом по итогам местных выборов можно говорить о радикализации в среде неграждан, которые наименее интегрированы в эстонское общество. В то же время русские, имеющие эстонское гражданство, предпочитают голосовать за эстонские партии, прежде всего Центральную партию.

2.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

2.1.    Отношения с Западом

В последнее время даже самые большие оптимисты среди эстонских политиков осознали, что шансы стать в ближайшем будущем членом НАТО у Эстонии весьма низки. В конце сентября на встрече министров обороны Северных и Балтийских стран представитель США У.Перри достаточно определенно заявил, что Балтийские страны сейчас не готовы к членству в НАТО. Вокруг этого заявления также возник мини-скандал, так как присутствовавший на встрече министр обороны Андрус Эвель не посчитал нужным вовремя информировать об этом правительство и в Эстонии должностные лица узнали о нем из газет. Сторонник концепции “опоры на собственные силы”, главнокомандующий Й.Керт заявил, что Перри прав, и Эстонии нужно побольше заботиться о своих вооруженных силах, прежде чем проситься в НАТО [1.1].

А.Эвеля вообще трудно назвать искусным дипломатом. В начале октября Л.Мери пришлось специально звонить президенту Финляндии М.Ахтисаару, дабы извиниться за оскорбление, которое Эвель нанес при личной встрече министру обороны Финляндии Аннели Тайна [1.2].

Эвель совсем не подходит для роли переговорщика, в том числе в вопросе членства в НАТО. Гораздо более полезен в этом смысле Юри Луйк, назначенный послом Эстонии при НАТО. В начале месяца Луйк передал верительные грамоты Хавеьеру Солана и с ходу предложил новую программу “суперпартнерства” между Эстонией и НАТО. Солана, как обычно, ушел от прямого ответа, заверив, что НАТО будет делать все возможное для обеспечения безопасности Балтийских стран [1.3].

Несколько сгладила впечатление от сообщения У.Перри речь Б.Клинтона в Детройте, где он объявил конкретные сроки расширения НАТО — 1999 год (в год 50-летия создания НАТО и 10-летия падения Берлинской стены) МИД ЭР сделал специальное заявление, в котором приветствовал слово президента США [1.4].

2.2.    Отношения со странами бывшего СССР

В октябре каких-либо заметных подвижек в отношениях Эстонии с внешним миром не произошло. Зато тема внешней политики активно использовалась во внутриполитической борьбе.

Сентябрьское заявление советника Т.Вяхи С.Эндре о полном фиаско С.Калласа в проведении восточной политики, вызвало бурю негодования со стороны реформистов. Каллас заявил, что Эндре нанесла ощутимый вред национальным интересам Эстонии, в частности переговорам о границе с Россией и Финляндией. То же самое повторил вслед за своим шефом МИД, в специальном официальном заявлении [2.1].

После вступления в должность 7 октября президент Л.Мери заявил, что Эстония готова к подписанию договора о границе с Россией на уровне президентов, без всяких территориальных претензий. В ответ на что 21 депутат парламента (в основном от сельских партий) объявили, что готовится очередное предательство национальных интересов Эстонии в форме отказа от положений Тартуского мира [2.2].

Судя по всему, Эстония готова отказаться от бесплодных попыток настаивать на Тартуском мире как основе переговоров о границе. На 5 ноября, во время заседания Совета стран Балтийского моря, намечена встреча Е.Примакова с С.Калласом. Каллас вновь заявил, что проект договора полностью готов, необходимо лишь политическое решение. Курирующий Балтийские страны в МИД РФ А.Удальцов в интервью BNS сказал, что изменения в тоне высказываний эстонской стороны обнадеживают, но о прорыве в российско-эстонских отношениях пока говорить рано [2.3].

Россия продолжает утверждать, что основным препятствием для нормализации отношений остается положение русскоязычного населения в Эстонии. Во время встречи 30 октября с премьер-министром Швеции Г.Перссоном В.Черномырдин призвал Швецию оказать давление на Латвию и Эстонию с целью изменения политики этих стран в отношении национальных меньшинств [2.4].

ИСТОЧНИКИ

1.1. Энно Таммер. Устойчивость правящего союза. // Постимеэс — Тарту.— 1996 — 10 октября

1.2. Ома Саар — ЭТА. Период разброда и шатания // МЭ — Таллин.— 1996 — 8 октября

1.3. BNS. Реформисты могут уйти // МЭ — Таллин.— 1996 — 17 октября

1.4. Редакция новостей. Правящая коалиция может развалиться // Постимеэс — Тарту.— 1996 — 17 октября

1.5. Энно Таммер. Тийт Вяхи ждет ответа... // Постимеэс — Тарту.— 1996 — 21 октября

1.6. Энно Таммер. Реформистская партия отрицает // Постимеэс — Тарту.— 1996 — 24 октября

1.7. ЭТА. Сельские политики... // МЭ — Таллин.— 1996 — 24 октября

1.8. ЭТА. “Умеренные” за скорейшее разрешение... // МЭ — Таллин.— 1996 — 24 октября

1.9. Энно Таммер. Ссора в правительстве // Постимеэс — Тарту.— 1996 — 26 октября

1.10. Без автора. Согласно опросу ЭМОР... // Постимеэс — Тарту.— 1996— 28 октября

2.1. Эпп Алаталу. В Таллине в предварительном голосовании... // Постимеэс — Тарту.— 1996 — 19 октября

2.2. Без автора. Активность избирателей // Постимеэс — Тарту.— 1996 — 21 октября

2.3. МЭ. Выборы // МЭ — Таллин.— 1996 — 22 октября

2.4. Энно Таммер. Борьба за власть в Таллине // Постимеэс— Тарту.— 1996 — 23 октября

2.5. ЭТА. Эдгар Сависаар: Таллином будут править... // МЭ — Таллин.— 1996 — 23 октября

2.5а. ЭТА. Борьба за власть в столице... // МЭ — Таллин.-1 1996 — 25 октября

2.6. Е.Амихмин. Знакомые все лица // МЭ — Таллин.— 1996 — 30 октября

2.7. BNS. Раквереский избирком... // МЭ — Таллин.— 1996 — 23 октября

3.1. ЭТА. Начался второй срок... // МЭ — Таллин.— 1996 — 8 октября

3.2. Айвар Ярке. Исправление ошибок президента // Постимеэс — Тарту.— 1996 — 28 октября

4.1. BNS. Отставники и виды // МЭ — Таллин.— 1996 — 2 октября

4.2. Тоомас Маттсон. Правительство уклонилось // Постимеэс — Тарту.— 1 996 — 11 октября

4.3. BNS. Без вида на жительство // МЭ — Таллин.— 1996 — 16 октября

4.4. ЭТА ...и 20 тысяч отставников // МЭ — Купеческая Гавань — Таллин.— 1996 — 25 октября

4.5. BNS. О языковой автономии // МЭ — Таллин.— 1996 — 3 октября

4.6. ЭТА. Российские граждане хотят омбудсмена // МЭ — Купеческая Гавань — Таллин.— 1996 — 4 октября

4.7. Александр Амельченков. Дошло и до суда // МЭ — Таллин.— 1996 — 8 октября

4.8. С.Н.Бабурин. Заявление... // МЭ — Таллин.— 1996 — 9 октября

4.9. Ю.М.Лужков. Открытое письмо // МЭ — Таллин.— 1996 — 24 октября

4.10. Михаил Астафьев. Без названия // МЭ— Русский Телеграф — Таллин.— 1996 — 28 октября

4.11. Николай Соловей. Нас спасет только единение // МЭ — Таллин.— 1996 — 9 октября

4.12. BNS. Переход на эстонский язык реален // МЭ — Таллин.— 1996 — 24 октября

4.13. РПЭ. Заявление конференции. // МЭ — Таллин.— 1996 — 9 октября

4.14. РТ. В кулуарах. // МЭ— Русский Телеграф — Таллин.— 1996 — 21 октября

4.15. В.Гнездилов, С.Иванов и др. Правление должно уйти. // МЭ — Таллин.— 1996 — 29 октября

II.

1.1. Тоомас Маттсон, Тийна Каалеп. Сообщение Унльяма Перии // Постимеэс — Тарту.— 1996 — 3 октября

1.2. Энно Таммер. Министр обороны Андрус Эвель // Постимеэс — Тарту.— 1996 — 2 октября

1.3. Эпп Алаталу. Посол Юри Луйк... // Постимеэс — Тарту.— 1996 — 10 октября

1.4. ЭТА. МИД, рад заявлению Клинтона // МЭ — Таллин.— 1996 — 24 октября

2.1. BNS. Критика вредна, считает Каллас // МЭ — Таллин.— 1996 — 1 октября

2.2. С.Смирнов. Аграрии недовольны президентом // МЭ — Таллин.— 1996 — 10 октября

2.3. Тоомас Силдам. Министерстваиностранныхдел... // Постимеэс — Тарту.— 1996 — 30 октября

2.4. Марко Михельсон. Российскому премьер-министру нравится... // Постимеэс — Тарту.— 1996 — 31 октября