Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Е.Р., М.С.

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

в октябре 1996 года

1.    МОСКВА — МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ.
ХРОНИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Взаимоотношения Московской области с Москвой традиционно складывались непросто. Естественно, Москва всегда была "главнее"; так, в коммунистические времена первый секретарь Московского горкома (МГК) традиционно входил в Политбюро, тогда как первый секретарь обкома (МК) являлся лишь простым членом ЦК.

Руководство Московской области постепенно добивалось повышения статуса от уровня "рядовой" области РСФСР. Так, в 1970-е годы оно добилось "отдельной строки" в союзных планах социально-экономического развития. Мособлисполком, вслед за Мосгорисполкомом, обзавелся собственным строительным главком (в остальных областях РСФСР действовали союзные строительные министерства). Тем не менее, областная элита чувствовала себя "бедной родственницей", а от территории области периодически отторгалась территория для развития Москвы. Власти города имели особые права и в так называемой "лесопарковой зоне" (ближайшие к Москве районы, отстоящие от МКАД до 20-30 км): архитектурно-планировочные органы там подчинялись ГлавАПУ Москвы.

Ситуация была особенно шаткой в эпоху активизации Советов. В 1990-91 годах новые лидеры Москвы предпринимали серьезные попытки объединить город и область в "единый регион". Мотивировалось это, в том числе, и необходимостью обеспечить "продовольственную самодостаточность" на фоне пустых полок московских магазинов в условиях предлагавшегося распада страны. Активно эксплуатировался лозунг обеспечения всех желающих москвичей бесплатной подмосковной землей. Областная элита консолидировалась против объединения; среди населения объединение поддерживалось в основном в ближних районах, где значительная часть населения, работая в Москве, имела дома худший уровень снабжения и услуг.

Пиком противостояния можно считать референдум 12 июня 1991 года с “туманным” вопросом "Хотите ли вы объединения в единый регион с единой пропиской, системой снабжения, здравоохранения и образования, с едиными нормами обеспечения землей?" Усилиями руководства Моссовета президиум Верховного Совета РСФСР предписал провести этот референдум и в Москве, и в области (превысив тем самым свои полномочия). Мособлсовет, однако, после бурных дискуссий референдум проводить отказался (население же Москвы, как можно было предполагать в то время, проголосовало "за"). Санкций к области, однако, не последовало, а поддержка президиумом Мособлсовета Б.Н.Ельцина в августовские дни сняла вопрос о "нелояльности" Московской области.

Жизнь сняла вопрос об "едином снабжении", а единую прописку тихо ввели в 1992 г. без всякого объединения. Лужков всерьез не пытался "проглотить" область, хотя иногда (например, в 1993 г.) выплывали проекты указов уже не об объединении, а о создании некоей "пригородной зоны", в которой, на территории области, определенные полномочия (прежде всего по распоряжению землей) получили бы власти Москвы. Очевидная антиконституционность таких проектов (при провозглашенном равенстве субъектов Федерации) и возросшее влияние Анатолия Тяжлова, главы областной администрации, ставили им заслон. Губернатор области, конечно, более слабая фигура, чем мэр Москвы, и дело здесь не только в различии финансовых положений двух субъектов Федерации, но и в различии “внутриполитической обстановки” регионов. В каждом городе и районе области действует своя местная администрация (теперь уже выборная), и губернатор, в отличие от мэра Москвы, через голову местной власти не может, например, выделить даже квадратного метра земли. Уступает губернатор мэру и в популярности. Тяжлов несомненно менее популярен даже у жителей Подмосковья, чем Лужков. Тем не менее, федеральная власть осознает, что если Москва “съест” Московскую область, то новоиспеченный монстр (Москва + Московская область, 1 и 3 место по ВНП и 1 и 2 места по численности населения среди субъектов Федерации) уже сам будет диктовать свои условия центру. Благодаря пониманию этого администрации области удается пробивать ряд нужных ей решений в федеральном правительстве.

Со временем возросло желание администраций Москвы и области решать вопросы "мирно". Так, была создана Объединенная коллегия органов управления Москвы и области, которая периодически (примерно раз в квартал) под со председательством Лужкова и Тяжлова обсуждает наиболее важные вопросы взаимодействия. Их много:

– размещение московских предприятий и учреждений в области (это больницы, дома-интернаты, промышленность стройматериалов);

– размещение областных предприятий и учреждений – в Москве (главным образом, органов управления);

– обеспечение москвичей земельными участками (постепенно, когда участки стали предметом купли-продажи, эта проблема сходит на нет);

– финансирование Москвой подмосковного сельского хозяйства;

– инфраструктура, источники водоснабжения Москвы и др.

Так, в последнее время предметом обсуждения стала проблема расширения Московской кольцевой автодороги (МКАД). Это требует фактически переноса на несколько десятков метров границы между субъектами федерации в пользу Москвы. По достигнутой договоренности Москва обустраивает внутреннюю сторону кольца, а область – внешнюю. В ближайшем будущем это может стать наглядным изображением степени "богатства" и “бедности” двух крупнейших субъектов РФ. "Я с изумлением смотрю на малоподвижность Московской области – вам деньги не нужны? Ведь каждый метр земли вблизи "кольцевой" – это "золотое дно", – вопрошает Лужков, недовольный тем, что администрация области пытается рассматривать МКАД как средство скоростного передвижения, а не зарабатывания денег [1].

2.    ОРГАНЫ ВЛАСТИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Глава администрации Московской области внес на рассмотрение в областную думу проект бюджета области на 1997 год. В отличие от проектов бюджетов многих областей, бюджет должен впервые стать бездефицитным.

 

Таблица 1

Основные проектировки бюджета Московской области на 1997 год

 

 

Консолидированный бюджет ( областной бюджет + бюджет городов и районов)

Областной бюджет

Бюджеты городов и районов

по доходам в сумме, млрд. рублей

15 125,3

7 378,5

7 746,8

по расходам в сумме, млрд. рублей

15 051,7

7 378,5

7,673, 2

 

Планируется превышение доходов над расходами по бюджетам районов и городов в сумме 73,6 млрд. рублей, что объясняется в основном дополнительными доходами территорий – доноров областного бюджета. Конечно, после принятия местных бюджетов такого превышения уже не будет: наоборот, можно предполагать, что большинство их будет сведено с дефицитом. Однако положительным фактом можно считать уже то, что дефицит местных бюджетов не планируется заранее на областном уровне.

Ставки отчислений в местные бюджеты от так называемых "регулирующих" налогов в основном единые – за исключением нескольких районов, для которых установлены индивидуальные, более низкие ставки. Это районы-доноры: прежде всего Ленинский, на территории которого находится крупнейший налогоплательщик и в то же время крупнейший недоимщик областного бюджета – "Мострансгаз". Это город Дзержинский, в котором размещается крупная ТЭЦ, отапливающая юго-восток Москвы. Это Домодедовский район, где расположен крупнейший российский аэропорт. Это г. Бронницы с крупной ювелирной фабрикой, крупный промышленный центр Электросталь, промышленные районы Красногорский и Мытищинский, – всего 13 территорий (по отчислению от налога на прибыль) из 66 (не считая закрытого административно-территориального образования – Краснознаменска, в котором, в соответствии с федеральным законом, остаются весь (в том числе федеральная доля) налог на прибыль и НДС. Интересно отметить, что более чем благополучные Химки смогли “пробить” равные со всеми регулирующие источники доходов.

Районы и города области прислали заявок на бюджетные расходы на сумму 21 059,2 миллиардов рублей, по прогнозу областных властей их потребности оценены в 7 673,2 (эта сумма и зафиксирована в проекте бюджета) —отклонение на сумму в 13 386 млрд. рублей также в определенной степени характеризует взаимоотношения областного и местных бюджетов. Интересно, что согласия с областной администрацией по оценке своих потребностей смогли достичь лишь упоминавшийся выше Краснознаменск, п. Восход, п. Молодежный и п. Приокск – закрытые административно-территориальные образования (ЗАО) Московской области. Самые большие отклонения у Красногорска (783,9 миллиардов рублей) и Балашихи (708 миллиардов рублей).

Ниже приводятся данные для сопоставления данные некоторых “отличных” от общих показателей регулирующих источников доходов, и отклонений запросов этих территорий от показателей проекта бюджета:

 

Таблица 2

Нормативы отчислений регулирующих источников дохода в бюджеты территорий Московской области

 

Район / Город

Отчисление в район от налога на прибыль (%)

Отчисление в район от НДС(%)

-”– на прибыль банков (%)

-”– страхов-щиков (%)

Отклонение требуемых районов финансовых средств от планируемых в бюджете (млрд. рублей)

“стандарт”

20

25

27

27

0

Балашихинский

20

12

27

27

708

Бронницы

6

10

8

8

13

Дзержинский

1

1

1

1

40

Долгопрудный

20

17

27

27

84

Домодедовский

6

4

8

8

322

Жуковский

20

15

27

27

215

Звенигород

20

20

27

27

64

Истринский

20

15

27

27

198

Каширский

20

18

27

27

95

Коломна

15

5

20

20

382

Королев

10

6

14

14

168

Красногорский

5

2

7

7

783

Ленинский

1

1

1

1

232

Луховицкий

15

16

20

20

88

Мытищинский

3

3

4

4

425

Одинцовский

9

5

12

12

531

Раменский

20

7

27

27

306

Серпухов

18

25

25

25

254

Щелковский

20

20

27

27

480

Щербинка

10

25

14

14

23

Электросталь

3

4

4

4

192

 

Местным бюджетам в целях укрепления их доходной базы передаются 20 процентов от сумм акцизов, поступающих на их территории за исключением акцизов на нефть, газ, бензин, автомобили.

Субсидии, компенсации или дотации на выполнение необходимых области услуг получат производственное объединение “Мособлгаз”, арендное предприятие “Мособлдорремстрой”, государственное предприятие “Мострансавто”, акционерное общество “Мособлавтотранс”, акционерное общество “Мособлтрансагенство”, государственное предприятие “Мособлэнерготранс”, акционерное общество “Мособлжилкомхоз”, базы отдыха “Барвиха” и “Серебряный Бор” и другие.

Из областного бюджета будет продолжено финансирование средств массовой информации: телекомпании “Подмосковье”, “Радио Подмосковья”, “Радио Ногинска”, редакции “Народной газеты”, вкладыша “Московия” в газете “Вечерняя Москва”, журнала “Вестник Московской областной думы”, редакций районных, городских газет, а также издательства “Подмосковье”.

В соответствии с законом о льготном налогообложении проектом бюджета в Московской области предусмотрены льготы организациям, применяющим труд инвалидов и пенсионеров, некоммерческим благотворительным организациям, организациям, осуществляющим перечисление средств на благотворительные цели, бюджетным организациям, образовательным учреждениям, имеющим дополнительные доходы, организациям потребительской кооперации, организациям, содержащим колонны войскового типа, организациям, вырабатывающим продукцию лечебного питания, предприятиям, производящим и реализующим вакцины против полиомиелита, организациям уголовно-исполнительной системы.

В проекте бюджета не учтен ряд расходов (в народном хозяйстве, социально-культурной сфере и капитальным вложениям) на сумму 10 810,3 миллиардов рублей, что по сути является показателем превышения необходимых финансовых средств над имеющимися в области ресурсами.

По-прежнему в качестве налоговых платежей в областной бюджет будут приниматься векселя “Уникомбанка” и банка “Возрождение”.

Бюджетом предусматривается прекращение действия распоряжения главы администрации “О выплате дотаций на детей, не посещающих детские дошкольные учреждения”. Причиной этого называется “полная обеспеченность населения области местами в детских дошкольных учреждений”.

Главой администрации Московской области 15 октября подписано постановление "О мерах по сохранению и развитию проката отечественных фильмов и повышению уровня кинообслуживания населения Московской области”. Из текста постановления не ясно, как конкретно администрация области будет пытаться вытеснить с экрана фильмы зарубежного производства. Зато планируется запретить приватизацию организаций кинематографии, специализирующихся на показе фильмов для детей, осуществляющих показ фильмов и являющихся единственной организацией кинематографии в данном населенном пункте.

И хотя известно, что посещение киноточек неуклонно снижается, администрация пытается переломить тенденцию по падению популярности посещений кинозалов. Для этого планируется кинотеатры перевести в категорию муниципальных организаций кинематографии. По сути – это непосредственный перевод на местное финансирование, поскольку постановление обязывает местные власти предусмотреть налоговые льготы по уплате налогов в местные бюджеты, а также льготы по арендной плате и коммунальным платежам или введение поквартального погашения из средств местных бюджетов кредиторской задолженности по уплате указанных услуг в пределах убытком. Для стимулирования уплаты налогов этими традиционно убыточными организациями им разрешено сдавать в аренду имущество и часть денег, оставшуюся после уплаты всех налогов с арендной платы (что является первейшим условием “разрешения” аренды) использовать на собственные цели.

Правительство Московской области решило еще раз попробовать поддержать сельское хозяйство; на этот раз – птицеводческую отрасль; решено выделить ей товарный кредит на поставку комбикормов в размере 10 миллиардов рублей под гарантию областного бюджета. Ссуда выделяется в рамках расходов, предусмотренных законом о бюджете на 1996 год.

3.    МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

3.1.    Развитие местного самоуправления

В Дубне прошло совещание по разработке и реализации программы государственно-правового эксперимента в рамках федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления. В конференции приняли участие главы и представители администраций городов Заречный, Дубна, Обнинск, Одинцово, а также представители администраций Калужской, Московской и Свердловской областей, Миннаца, комитета по науке Российской Федерации и Российской академии государственной службы. 25 октября в Московской областной думе прошло аналогичное совещание "О состоянии и перспективах развития местного самоуправления в Московской области”.

Собрание народных депутатов Мытищинского района 18 сентября приняло решение “О выборах в органы местного самоуправления в сельских и поселковых округах Мытищинского района” (опубликовано и вступило в силу 1 октября 1996 г.). Данным решением утверждены положения “О территориальном общественном самоуправлении в сельских и поселковых округах Мытищинского района Московской области” (см Приложение 1) и положение “О выборах в Собрание старост сельских округов и Собрание представителей поселков в Мытищинском районе Московской области”. Положение предусматривает создание добровольных организаций граждан по месту жительства, что может происходить через общие собрания/сходы или конференции, Собрания старост, Собрания представителей поселков, старостат. В соответствии с положением вся территория сельской местности делится на поселения, которые объединяются в сельские округа.

Схема территориального общественного самоуправления:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3.2.    Выборы органов местного самоуправления

Московская областная дума приняла решения о назначении выборов в ряд органов местного самоуправления. На 8 декабря назначены выборы:

Совета депутатов Дмитровского района                    16 мест

Совета депутатов Шатурского района                        17 мест

Совета депутатов г.Рошаль                                             17 мест.

В последних двух случаях выборы назначены облдумой без предварительного решения органов местного самоуправления "в связи с тем, что выборы своевременно не назначены". На 13 декабря назначены выборы советов депутатов и глав поселков Приокск, Восход и Молодежный (каждый совет – по 7 депутатов).

6 октября состоялись выборы главы районной администрации и депутатов районного собрания представителей в Павловом Посаде. Геннадий Архипов, глава администрации, смог сохранить свое место главы с 72,98 процентами голосов. Его соперники (В.Стулов, Е.Ровнятин, А.Хмелевский) набрали чуть более 12 процентов. Активность избирателей составила 40,8 процентов В собрание было избрано 16 человек при 55 претендентах.

В тот же день смог сохранить свое кресло и глава Коломенского района Евгений Горностаев, набравший 80 процентов голосов избирателей. Его соперник – Рашид Салехов набрал 8,92 процентов голосов избирателей.

27 октября прошли выборы в совет депутатов Пушкинского района (единое муниципальное образование), который состоит теперь из 21 депутата. Интерес здесь представляет баллотирование по одному из избирательных округов бывшего главы администрации. Николай Климчук снял свою кандидатуру на прошедших в начале сентября выборах главы и поддержал тогда кандидата, ставшего затем главой – О.Копылова (см. наш прошлый обзор).

Николай Григорьевич Климчук родился 11 апреля 1938 года в Тернопольской области в семье крестьян, которых высылают затем в Северный Казахстан. В 1956 году – закончил среднюю школу и начал работать в совхозе. 1958 – 1962 – службы в армии на Северном флоте на корабле противолодочной обороны. 1962 – 1968 учеба в Московском авиационном институте. С 1968 года проживает в Пушкинском районе. 1968 – 1988 работает в НИИ “Геодезия” (г.Красноармейск): прошел путь от инженера до главного конструктора, заместителя директора. 1981 – 1990 – член Пушкинского ГК КПСС и бюро. 1982 – 1992 – депутат Пушкинского горсовета. 1988 – 1996 – председатель Пушкинского исполкома, глава администрации района. Женат, двое детей.

Причин снятия своей кандидатуры при выборах главы Климчук выделил две. Во-первых, развернутое областным ГУВД расследование по поводу совместного российско-немецкого предприятия “Молком”, которое повлекло за собой критику действий Климчука на страницах прессы. Во-вторых, решение его заместителя, являвшегося одновременно начальником предвыборного штаба Климчука (кстати, организованного по инициативе Совета директоров предприятий района), за несколько дней до окончания регистрации неожиданно выставить свою кандидатуру (что в связи с имеющимся “компроматом” на главу было санкционировано областной администрацией).

Несмотря на неплохо подготовленную кампанию в борьбе за кресло в совете, Климчук (баллотировавшийся не по центральному Пушкинскому, а по округу, включавшему в себя Звягино, Клязьму, Черкизово) уступил главе крупнейшего в этом округе поселка – Клязьмы Льву Шифрину.

Пока одни главы администраций принимают поздравления, другие – готовятся к выборам, третьи переносят конфликты, бывшие у них в "той", невыборной жизни, на вверенную им жителями территорию. 4 сентября в своем интервью избранный весной глава г.Долгопрудного П.Климов дал интервью, в котором обвинил долгопрудненскую милицию в коррупции и совершении противоправных действий. Статья вызвала бурю в Долгопрудненском отделе внутренних дел, которое, оскорбившись, всем составом выдало целый список грехов избранного четыре месяца назад мэра. Милиция, которая, как известно, знает все, объявила на весь мир, что:

А) знает Климова как человека лживого – причем потоки неверной информации имеют обыкновение извергаться из Климова накануне выборов (в 1993 – в областную Думу, в 1996 – на пост главы);

Б) зять Климова неоднократно подвергался административной ответственности как за вождение машины в нетрезвом состоянии, так и за нарушении правил торговли в принадлежащем ему магазине, против него возбуждено и уголовное дело за использование поддельного водительского удостоверения;

В) Климов отдает заведомо незаконные распоряжения, как то: решение об изъятии аппаратуры у городской телерадиокомпании "Дельта", занимавшей на выборах сторону бывшего главы города;

Г) идеи Климова о создании областной организации по борьбе с коррупцией и преступностью, наряду с организацией в городе собачьего некрополя, свидетельствуют о его некомпетентности.

Объяснение конфликта многие склонны видеть в проявляющейся время от времени вражде органов безопасности и внутренних дел (Климов – бывший сотрудник ФСБ). Теперь главе придется объясняться с начальником милиции в суде, куда лишь свидетельствуют начальником Долгопрудненского ОВД подан иск "о защите чести и достоинства". [2]

4.    ЭКОНОМИКА

Крупнейшие финансовые структуры продолжают свое внедрение в промышленность Московской области.

Финансово-промышленная группа “ОНЭКСИМ-банка” “Интерросс” приобрела у зависимой от нее компании “Процессор” контрольный пакет акций завода тонкого органического синтеза (ТОС), расположенного в городе Долгопрудном. Заявлено, что на заводе будет налажен выпуск фармацевтических препаратов нового поколения.

Французская фирма “Лаффарж" стала акционером двух цементных заводов и карьера в Воскресенском районе.

“Инкомбанк” сделал в прессе заявление о том, что участие банка в осуществлении серьезных программ по стабилизации и техническому перевооружению как целых отраслей, так и отдельных предприятий Подмосковья является одним из приоритетных направлений его деятельности. Банк считает, что достиг взаимопонимания с рядом местных администраций Московской области по вопросам развития социальной и производственной инфраструктуры районных центров. Реализуя программу по развертыванию сети филиалов в области, банк уже внедрился в Клин, Каширу, Сергиев Посад, Каширу, Щелково. В числе клиентов “Инкомбанка” более 100 крупнейших предприятий и организаций Московской области, в том числе РКК "Энергия", АО "Воскресенские минеральные удобрения", АО "Электросталь", Красногорский оптико-механический завод, Подольский механический завод, Каширский завод металлоконструкций и другие [3].

В октябре по иску фонда имущества Московской области был расторгнут договор о продаже пакета акций Щелковского металлургического завода АОЗТ "Малахит" – дочерней структуре “Менатепа”. Это было сделано в связи с неисполнением ответчиком инвестиционной программы.

В октябре крупнейшая нефтебаза Подмосковья (30% бензинового рынка Москвы), Павельцовская, "ушла" из-под контроля АО "Моснефтепродукт". База задолжала около 200 млрд. банкам, прежде всего “Мост-банку”. АО "Моснефтепродукт" хотело сохранить контроль над базой, включив ее в свой уставной капитал (что было предусмотрено фактически нереализованным указом Президента РФ), но не хотело брать на себя эту задолженность. В июне база была признана ФУДН неплатежеспособным предприятием, а в октябре на нефтебазе появился новый управляющий, рекомендованный “Мост-банком”.

5.    Акции протеста

4 октября в Московской области бастовал целый город – Фрязино, состоящий, по сути, из 4 предприятий: ГНПП “Исток”, НИИ “Платан”, Фрязинского института электротехники и АО "Электроприбор”. Задержки по выплате заработных плат составляют от полугода до года, нет денег в городском бюджете, налоги не собираются, страдают и пенсионеры. Жители приняли резолюцию с требованием погасить задолженность предприятиям федерального бюджета за 1994 – 1996 годы, добиться скорейшего принятия Государственной Думой закона “О наукоградах”. Они обратились к жителям Королева, Красноармейска с просьбой поддержать из требования [3]. К концу октября путем взаимозачетов были ликвидированы долги фрязинцам со стороны Миноборонпрома. Это позволило ликвидировать задолженность по коммунальным платежам города. Но поскольку “живых денег” не поступило, фрязинцы так и остались без заработных плат и пенсий.

6.    МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ

Московская область – район быстрого и стремительного развития рыночных отношений, который, с одной стороны, рассматривается зарубежными партнерами как продолжение Москвы, а с другой – как район, где имеется возможность избежать высокой московской конкуренции, получая при этом сопоставимые доходы.

Глава администрации А.Тяжлов принял делегацию бундесрата ФРГ во главе с министром земли Бранденбург Манфредом Штольпе. Не так давно между этой землей и Московской областью был подписан договор о сотрудничестве Немецкие предприниматели, считая Московскую область надежным партнером, очень заинтересованы в создании Свободной экономической зоны ШЕРРИЗОН в Солнечногорском районе.

Голландские сельхозпроизводители провинции Флеволенд заинтересованы в создании совместного центра по производству семян овощей и картофеля в Дмитровском районе, побратимом которого является провинция. Этот вопрос и обсуждался во время их недавнего пребывания в районе-побратиме.

Стремясь способствовать развитию туризма в Подмосковье вице-глава В.Власов подписал распоряжение "О разработке концепции создания природно-исторической территории "Золотое наследие Руси" на территории Московской области". Программа должна охватить перечень мер по созданию туристической инфраструктуры в ряде Подмосковный районов (Волоколамском, Истринском, Клинском, Лотошинском, Можайском, Рузском и Шаховском.

Источники

1. Подмосковные известия – Москва, 1996. -№ 186. – 2 октября

2. Смирнов Н. У мэра взорвались внутренние органы // Мегаполис-экспресс. – Москва, 1996. – № 41. – 23 октября.

3. Подмосковные известия – Москва, 1996. – № 188. – 4 октября

4. Народная газета – Москва, 1996. – № 191 . – 8 октября.


ПРИЛОЖЕНИЕ

ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В СЕЛЬСКИХ И ПОСЕЛКОВЫХ ОКРУГАХ МЫТИЩИНСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Утверждено решением собрания народных депутатов Мытищинского района Московской области “О выборах в органы местного самоуправления в сельских и поселковых округах Мытищинского района” от 18.09.96 г. № 6-5.

Статья 1. Предмет регулирования настоящего положения

Предметом регулирования настоящего Положения являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на территориальное общественное самоуправление при социально-экономическом развитии территорий, где они проживают постоянно.

Статья 2. Сфера действия настоящего положения

Действие настоящего Положения распространяется на все формы непосредственной демократии (конференции граждан, местные референдумы, органы территориального общественного самоуправления населения, сходы, собрания)

Статья 3. Понятие территориального общественного самоуправления

Территориальное общественное самоуправление (далее ТОС) – это добровольная организация граждан по месту жительства, объединяющихся для самостоятельного и под свою ответственность осуществление собственных инициатив на основе общности их интересов для решения непосредственно (общие собрания (сходы), конференция, опрос) или через избираемые ими органы (Собрание старост сельских округов. Собрание представителей поселков) вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории.

Статья 4. Содержание прав граждан на территориальное общественное самоуправление

1. Граждане, проживающие на соответствующей территории, вправе избирать и быть избранными в органы ТОС, имеют право на получение информации о деятельности ТОС.

Статья 5. Правовая основа территориального общественного самоуправления

1. Правовую основу ТОС составляют:

Закон РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР;

Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ;

Закон Московской области "О местном самоуправлении в Московской области"

Иные законодательные акты Российской Федерации и Московской области;

Устав Мытищинского района;

Настоящее Положение;

Нормативные правовые акты Мытищинского района

2. Защита прав и законных интересов ТОС обеспечивается судом в соответствии с законодательством.

Статья 6. Территории, в пределах которых осуществляется территориальное общественное самоуправление

1. Территория сельской местности делится на поселения (деревни, села, поселки). Сельские поселения объединены в сельские округа.

2. Наименование, состав и границы территорий, в пределах которых осуществляется территориальное общественное самоуправление, утверждаются районным нормативным правовым актом.

3. Вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или упразднении поселений, установлении или изменении их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории Собранием народных депутатов района в соответствии с Уставом Мытищинского района.

Статья 7. Формы осуществления территориального общественного самоуправления

1. Формы осуществления ТОС населения включают в себя:

общие собрания(сходы) или конференции

органы ТОС – Собрания старост сельских округов, Собрание представителей поселков

старосты сельских поселений

Статья 8. Местный референдум

1. По вопросам местного значения может проводиться местный референдум

2. Решение о проведении местного референдума принимается Собранием представителей (Собранием старост)по собственной инициативе или по требованию 10 процентов жителей, обладающих избирательным правом.

3. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории поселения, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе.

4. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

5. Местный референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более пятидесяти процентов граждан, имеющих право голоса.

6. Результаты референдума имеют консультативный характер. По результатам местного референдума органы местного самоуправления должны принять соответствующее решение.

7. Порядок назначения и проведения местного референдума определяется "Положением о местном референдуме".

Статья 9. Собрание (сход), конференция граждан

1. В поселении для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы), конференции граждан.

2. Собрание (сход), конференция могут созываться по инициативе Собрания представителей (старост), главы администрации сельского округа (поселкового округа) или не менее 10 процентов постоянных жителей поселения, обладающих избирательным правом, оформленной подписным листом.

3. Собрание (сход) граждан признается правомочным при участии в нем более 25 % постоянных жителей поселения, обладающих избирательным правом.

4. Конференция граждан признается правомочной при участии делегатов, которые представляют более 25 процентов постоянных жителей поселения, обладающих избирательным правом. Документом, подтверждающим полномочия делегата конференции, является подписной лист. Делегатом конференции может быть гражданин не моложе 18 лет, проживающий постоянно на территории поселения, обладающий избирательным правом и собравший в свою поддержку не менее 10 подписей постоянных жителей поселения, обладающих избирательным правом.

5. К основным полномочиям собрания (схода), конференции относятся:

выборы представителей (старост)

досрочное прекращение полномочий представителей (старост)

досрочное прекращение полномочий Собрания представителей (старост)

рассмотрение отчетов глав администраций сельских и поселковых округов

рассмотрение территориальных планов и программ экономического и социального развития.

6. Решения собрания (схода), конференции принимаются открытым или тайным голосованием большинством голосов присутствующих.

7. Во время собрания (схода), конференции ведется протокол. Протокол подписывается председателем собрания (схода, конференции) и секретарем. К протоколу прикладывается регистрационный лист, присутствующих на собрании (сходе, конференции) с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, места постоянной прописки. К протоколу конференции прикладываются подписные листы.

Статья 10. Органы территориального общественного самоуправления

1. Органами территориального общественного самоуправления на территориях сельских округов являются Собрания старост сельских округов, а на территориях поселков – Собрания представителей.

2. Органы территориального общественного самоуправления имеют представительный характер.

3. В соответствии с Уставом Мытищинского района органы территориального общественного самоуправления не являются юридическими лицами.

4. Порядок работы органов территориального общественного самоуправления определяется регламентом Собрания старост (представителей).

5. Органы территориального общественного самоуправления наделяются настоящим Положением собственной компетенцией в решении вопросов местного значения (п.7 настоящей статьи).

6. Органы территориального общественного самоуправления не вправе принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к ведению органов местного самоуправления района.

7. К полномочиям Собрания старост или Собрания представителей относится:

принятие общеобязательных правил по вопросам местного значения;

согласование смет расходов и утверждение отчетов о расходах администраций сельских и поселковых округов;

разработка предложений и представление органам местного самоуправления проектов планов по развитию соответствующих территорий для использования их в составе планов экономического и социального развития и программ, принимаемых органами местного самоуправления;

контроль за выполнением территориальных планов социального и экономического развития;

контроль за использованием земель на подведомственной территории;

контроль за содержанием жилого фонда, благоустройством, санитарной очисткой и озеленением соответствующей территории;

согласование назначения главы соответствующей администрации сельского или поселкового округа.

8. Органы местного самоуправления района могут делегировать на полномочий с предоставлением территориям необходимых для их осуществления финансовых и материальных ресурсов и контролировать их деятельность в части осуществления делегированных полномочий и расходования выделенных средств.

9. Собрания старост (представителей) в порядке народной правотворческой инициативы могут вносить в органы местного самоуправления проекты правовых актов по вопросам местного значения.

Эти проекты подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения подлежат официальному обнародованию (опубликованию).

10. Собрание старост сельских округов состоит из старост сельских поселений, входящих в этот округ.

11. Собрание представителей поселков состоит из представителей, избранных непосредственно населением, обладающим избирательным правом. Количество представителей определяет конференция открытым голосованием (но не более 7 человек).

Статья 11. Выборы старост (представителей)

1. Выборы старост и представителей могут проводиться на конференции, собрании (сходе) граждан. Порядок подготовки, проведения и определения результатов выборов определяется "Положением о выборах в Собрание старост сельских округов и Собрание представителей поселков в Мытищинском районе..."

2. Кандидат в старосты (представители) должен быть гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим не менее одного года в сельском округе, поселке соответственно.

3. Кандидатом в представители может быть делегат, выдвинутый на выборную конференцию собранием граждан от многоэтажного дома или улицы частной застройки.

4. Старосты (представители) избираются сроком на 2 года.

Статья 12. Статус старосты сельского поселения

1. Староста сельского поселения является полномочным представителем жителей сельского поселения при решении всех вопросов, отнесенных к ведению органов территориального общественного самоуправления.

2. Староста имеет право и обязан принимать личное участие в заседаниях Собрания старост сельского округа и выполнять поручения Собрания старост.

3. Староста работает, как правило, на непостоянной основе. Работа старосты при частичной занятости допускается в случае его согласия и в соответствии с решением Собрания старост.

4. Староста по вопросам своей представительской деятельности отвечает перед своими избирателями и им подотчетен. Староста обязан не реже одного раза в месяц вести прием жителей поселения.

5. Староста обязан не менее двух раз в год отчитываться о своей деятельности перед жителями поселения на собрании (сходе) или конференции, рассматривать обращения, письма, заявления, жалобы, предложения избирателей, принимать меры для обеспечения прав, свобод и законных интересов жителей, защиты их чести и достоинства.

6. Староста имеет право:

созывать очередное и внеочередное собрание (сход);

вносить на рассмотрение собрания (схода) вопросы местного значения;

представлять поселение в государственных органах местного самоуправления, Собрании старост, организациях, предприятиях, учреждениях.

7. Полномочия старосты могут быть прекращены досрочно в случаях:

письменного заявления старосты о сложении полномочий;

выезда старосты на постоянное место жительства за пределы сельского округа;

утраты старостой гражданства Российской Федерации;

выступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося старостой;

смерти старосты;

отзыва старосты избирателями;

досрочного прекращения деятельности Собрания старост.

8. Староста имеет право бесплатного проезда на территории Мытищинского района пассажирским транспортом, за исключением такси. Проезд старосты пассажирским транспортом (за исключением такси) осуществляется по удостоверению старосты.

Статья 13. Статус представителя – члена выборного органа территориального общественного самоуправления поселкового округа.

1. Представитель, член выборного органа ТОС является полномочным представителем жителей поселка при решении всех вопросов, отнесенных к ведению органов территориального общественного самоуправления.

2. Представитель имеет право и обязан принимать личное участие в заседаниях Собрания представителей и выполнять поручения Собрания.

3. Представитель работает на непостоянной основе.

4. Представитель по вопросам своей деятельности в органах ТОС отвечает перед своими избирателями и им подотчетен.

5. Полномочия представителя могут быть прекращены досрочно в случаях:

письменного заявления представителя о сложении полномочий;

выезда представителя на постоянное место жительства за пределы Мытищинского района;

утраты представителем гражданства Российской Федерации;

вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося представителем;

смерти представителя;

отзыва представителя избирателями;

досрочного прекращения деятельности Собрания представителей.

6. Решение о прекращении полномочий представителя принимается на заседании Собрания представителей.

7. Представитель имеет право бесплатного проезда на территории Мытищинского района пассажирским транспортом(за исключением такси) осуществляется по удостоверению представителя.

Статья 14. Расходы на содержание органов и должностных лиц территориального общественного самоуправления

Расходы, связанные с содержанием органов и должностных лиц ТОС, осуществляются за счет средств местного бюджета Мытищинского района.

Статья 15. Гарантии территориального общественного самоуправления

1. Решения органов ТОС, принятые ими в пределах своих полномочий, подлежат обязательному рассмотрению и принятию по ним мер в установленные законодательством сроки теми органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, кому они адресованы.

2. Ограничение прав территориального общественного самоуправления, установленных федеральными законами, законами Московской области, Уставом Мытищинского района, настоящим Положением и другими правовыми актами не допускается.

3. Органы территориального общественного самоуправления в случае нарушения прав и законных интересов вправе, в соответствии с законодательством, обратиться в суд с требованием о восстановлении нарушенных прав.

4. Разногласия между органами территориального общественного самоуправления и администрацией сельских и поселковых округов разрешаются главой Мытищинского района.

(Приводится по публикации в газете “Родники”, ежедневной газеты Мытищинского района, № 157, 1 октября 1996 года, с.2)