Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Н.ПОГОДАЕВ, О.ГРИБАНОВА, Н.КОНОВАЛОВА
Независимый информационно-аналитический центрабитус"

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

в октябре 1996 года

1.     предвыборнАЯ кампаниЯ в территориальные органы власти и местное самоуправление

8 декабря жителям области предстоит сформировать на местном уровне органы народной власти. На недавно проходившем в областном Совете семинаре по организации подготовки к выборам в территориальные органы власти и местное самоуправление руководители территорий сомневались, найдется ли для проведения альтернативных выборов достаточное количество желающих претендовать на депутатские места в органах местного самоуправления – в сельских и поселковых Советах. На селе, как известно, никогда не было проблем с явкой избирателей. Сложности могут возникнуть с выдвижением кандидатов в сельские Советы. Как правило, здесь представительный орган будет состоять из 15-ти депутатов. По закону в округе должно быть зарегистрировано не менее двух кандидатов. Вот и выходит, что в некоторых селах каждый 25-й – 30-й избиратель будет кандидатом.

Некоторые участники семинара высказывали опасения, что выборы будут проходить трудно и по той причине, что на данный момент обострены отношения населения и власти, с трудом решаются многие социальные проблемы, особенно вопрос выплаты заработной платы [1]. В этих условиях областная избирательная комиссия поставила перед собой задачу оптимизировать структуру избирательных комиссий, сэкономить деньги и упростить организационный процесс: в тех городах и районах, где предстоит воссоздать представительные органы, территориальные (районные) комиссии будут выполнять в ходе этой избирательной кампании роль и окружных. Эти комиссии утверждают сельские территориальные комиссии по выборам органов местного самоуправления. В свою очередь, сельские избиркомы также будут выполнять роль окружных по выборам органов местного самоуправления.

1.1.    Выборы в городской Совет Новосибирска

8 октября после публикации списка городских избирательных округов официально началась предвыборная кампания по избранию депутатов горсовета. Последний срок подачи документов – 6 ноября. На 25 депутатских мест в горсовете 25 октября было заявлено уже 103 претендента.

Состав претендентов на мандат депутата горсовета представляет интерес. По способу выдвижения картина складывается следующим образом: 12 человек выдвинулись сами, 61 кандидата называют собрания избирателей, а 30 – представители избирательных объединений. Коммунистов среди них пока нет; 8 кандидатов избрал на конференции Конгресс русских общин; 20 человек выставляет ЛДПР; выдвигает своих кандидатов "Трудовой Новосибирск", "ЯБЛОКО", Союз "Семипалатинск" и избирательный блок "Гражданское согласие". Предприниматели и хозяйственники тоже выдвигают своих представителей. Мэр Новосибирска Виктор Толоконский, судя по его выступлению, намерен оказывать им поддержку.

Вновь намерены баллотироваться 7 нынешних депутатов городского Совета. Большинство соискателей – старшего возраста: 20 человек от 51 до 55 и столько же от 55 до 60 лет. Выдвинуто 40 руководителей и 13 заместителей.

Что касается вопроса финансирования избирательной кампании, то денег в области и городе нет. Поэтому городские кандидаты, как и кандидаты в районные Советы и органы местного самоуправления, могут рассчитывать исключительно на собственные средства и спонсоров. В этих условиях горизбирком намерен провести единый день встречи избирателей по округам с кандидатами, выпустить для каждого участка скромную листовку с биографиями кандидатов, но без фотографии.

1.2.    Довыборы в областной Совет депутатов

В Новосибирский областной суд поступила информация из Президиума Верховного суда РФ о том, что его решением протест заместителя Генерального прокурора РФ С.Кехлерова на решения Новосибирского областного суда и судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ по вопросу о продлении областным Советом своих полномочий отклонен. Однако председатель областного суда В.Литвинский подчеркнул, что официальным документом областной суд может считать лишь возвращение "дела" по иску группы граждан к областному Совету депутатов по поводу его решения от 27.12.95 года "О проведении выборов депутатов Новосибирского областного Совета депутатов" с приложением соответствующего решения Президиума Верховного суда. По его словам, дело может быть возвращено через месяц или три месяца, и до этого суд не может приступить к процедуре исполнения своего решения. А затем процедура будет такая: областной суд направит в облсовет официальное уведомление о том, что решение суда первой инстанции вступило в законную силу и областному Совету следует в добровольном порядке в течение месяца принять решение о проведении выборов нового состава Совета. Даже если "дело" вернется через месяц, выбирать новых депутатов придется уже в новом году. Возможен и вариант, что Генеральная прокуратура не согласится с решением Президиума Верховного суда и потребует собрать пленум. Областной Совет депутатов тоже может "не уложиться" в месяц. Тогда суд первой инстанции вправе обратиться к Президенту Российской Федерации. [2]

Тем не менее, на 8 декабря намечено проведение довыборов в областной Совет депутатов по 10 свободным округам. Для довыборов в областной Совет в смете избиркома предусмотрены суммы в 400 тысяч рублей на кандидата, которых едва хватит на выступление по телевидению. Несмотря на все трудности и неблагоприятный политический фон, и здесь на каждый округ уже объявилось по 2-3 претендента. [3]

1.2.1.    Позиция ряда партий и общественных объединений в отношении довыборов в областной Совет

Областной координационный совет демократических партий и общественных движений распространил заявление, в котором новосибирцев призывают бойкотировать довыборы в областной Совет. Причина, по мнению членов этих организаций, в неопределенности правового статуса областного Совета (как уже было сказано выше, Верховный суд РФ определил, что полномочия облсовета заканчиваются в этом году). Кроме того, в заявлении дается крайне негативная оценка деятельности депутатов за прошедший период, авторы сомневаются в желании и способности нынешнего состава депутатов принимать решения в интересах избирателей: "Совет использовался по преимуществу как трибуна для пропаганды политических взглядов". Авторы заявления призывают жителей Новосибирской области писать в редакции газет, обращаться в радио– и телестудии и высказывать свой взгляд на происходящее. Заявление подписали: НРО ДВР, НРО Социал-демократической партии России, НОО экологической партии "Кедр", Новосибирская областная ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств, Новосибирское общество потребителей финансовых услуг, Новосибирская ассоциация молодых инвалидов, Новосибирская ассоциация экологии человека, Новосибирский областной комитет солдатских матерей, Новосибирский региональный совет соцпроф, Молодежная организация НРО ДВР, Сибирская группа солидаристов (НТС), НОО "Сибирское экологическое объединение", НОО "Союз Семипалатинск", Новосибирский областной "Народный дом", ассоциация многодетных семей Новосибирска. [4]

Новосибирская областная организация Демократической партии России, отвергая экстремистский подход к решению проблемы перевыборов областного Совета, считает, что ситуация тупиковая и необходим компромисс. По их мнению, с этической, нравственной точки зрения, перевыборы должны быть в этом году. Поэтому позиция областного Совета и его председателя подрывает к ним доверие и уважение населения. Но юридически вопрос очень спорный и чисто технически перевыборы могут быть затянуты сколько угодно. Многие политические организации заявляют о неучастии в них из-за их нелегитимности, а также нелегитимности самого Совета, многие серьезные кандидаты откажутся участвовать в выборах из-за спорности их статуса и очень короткого срока полномочий. Да и интерес избирателей к довыборам всегда очень низок, что может их опять сорвать. Поэтому НОО ДПР предлагает в свободных округах провести не довыборы, а ротацию, то есть выборы полноценных депутатов на полный срок, что может снять многие сложности, а также придать работе Совета нового состава преемственность. НОО ДПР призвал сессию областного Совета провести необходимые изменения в законодательстве и провести предлагаемую ротацию 8 декабря 1996 года.

2.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

2.1.    Деятельность исполнительной власти

2.1.1.    Выступление губернатора перед жителями области

14 октября губернатор области Виталий Муха выступил по телевидению перед жителями области. По его словам, основные проблемы, которые сейчас являются первостепенными – уборка урожая, подготовка к зиме, выдача заработной платы бюджетным организациям и выплата пенсий.

По вопросу о выплате заработной платы глава обладминистрации отметил, что областной бюджет задолжал 58-59 млрд. рублей. Однако он заверил жителей области, "что в основном в октябре и максимум в первой декаде ноября мы войдем в график по областному бюджету по заработной плате и выплате детских пособий. Мы совершенно четко знаем наши возможности поступления живых денег в областной бюджет, и эта проблема будет разрешена". По словам В.Мухи, по бюджетам районов и городов области общие затраты составляют порядка 280 млрд. рублей, около 300 млрд. – с текущими платежами. Объясняя причины сложной обстановки с выплатой заработной платы, он отметил, что на начало 1996 года задолженность по заработной плате и детским пособиям составляла 156 млрд. рублей. А найти эти деньги в текущем бюджете 1996 года практически невозможно, поэтому использовались любые возможности для того, чтобы взять ссуды у правительства. К маю область получила порядка 140 млрд. рублей, "это как-то сняло напряжение, но долг этот оставался". На сегодняшний момент задолженность федерального бюджета области составляет около триллиона рублей. Хотя, по словам губернатора, область постоянно изыскивает возможности выплаты денег, "до конца года, чтобы рассчитаться сегодня по всем главным социальным направлениям, по всем защищенным статьям, получить надо порядка 400 млрд. рублей законных денег от правительства. И мы бы сняли все вопросы". Губернатор области заявил, что он выполнил свое предвыборное обещание навести порядок с пенсиями. "Навел в том отношении, что ни одна копейка пенсионных взносов, попадающая сегодня на счета Пенсионного фонда, не остается на них более одного часа и направляется только на выплату пенсий". По его словам, работа, проведенная по объединению пенсионных выплат в единой пенсионной службе, показала, что за 1995-1996 года накоплено невыплаченной пенсии около 19 млрд. рублей. [5]

2.1.2.    Уборка урожая

По вопросу уборки урожая в своем выступлении губернатор В.Муха отметил, что области не придется покупать ни продовольствия, ни семян, ни фуража. Хотя и не удалось собрать все то, что было выращено, урожай позволит обеспечить "нормальное существование, нормальную работу хлебозаводов, нормальное снабжение населения хлебом". Напомним, что в этом году в Новосибирской области зародился сенсационный урожай. Особое внимание к этому событию было привлечено и по той причине, что почти для всей России этот год выдался явно неурожайным. После визита в Новосибирскую область первого вице-премьера Александра Заверюхи правительство РФ приняло решение оказать области помощь в уборке урожая. Было выделено 156 миллиардов рублей и техника, часть которой, правда, поступила в неукомплектованном виде.

Однако из-за частых дождей в летние и осенние месяцы, обильного снегопада (с установлением снежного покрова до 30 см) 30 сентября – 2 октября и 18 октября на значительной части территории области погибли и не подлежат уборке посевы сельскохозяйственных культур, пришли в негодность корма. Общая площадь погибших сельскохозяйственных культур составила более 470 тысяч гектаров. Вместо ожидаемых 18 центнеров с гектара собраны были только 14. После рассмотрения материалов, представленных администрациями районов, обладминистрация приняла постановления "О дополнительном списании и исключении из уборочной площади погибших сельскохозяйственных культур в 1996 г." и "О стихийном бедствии на территории области". Дано указание подготовить и представить необходимые материалы по нанесенному ущербу в Правительство РФ с целью оказания области материальной помощи.[6]

2.1.3.    Постановления областной администрации

Опубликован ряд постановлений главы администрации Новосибирской области: "О прогнозных заданиях по мобилизации доходов в федеральный и территориальный бюджеты в 1996 году"; "О регулировании тарифов на услуги связи"[7]; "О реализации Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы". [8]

2.1.4.    Проверка расходования бюджета области

Проверяющие из Москвы не выявили грубых нарушений расходования бюджета в Новосибирской области. Об этом сообщила на пресс-конференции начальник контрольно-правового управления обладминистрации Л.Бурда. Управление было создано в начале года, через него уже прошло свыше 400 постановлений, подписанных губернатором.

Эффективность работы, как сообщили журналистам, такова: если в 1994-95 годах прокурором области было опротестовано 15 постановлений, то в нынешнем только одно.

2.1.5.    Совещание руководителей пресс-служб городов Сибири, Дальнего Востока и Урала

24-25 октября Ассоциация сибирских и дальневосточных городов провела в Новосибирске ежегодное совещание руководителей пресс-служб городов Сибири, Дальнего Востока и Урала. Главной задачей совещания явилась подготовка рекомендаций администрациям городов по работе пресс-служб, налаживание регулярного обмена информацией, повышение квалификации сотрудников пресс-служб. Среди тем лекций – психолого-социологическое сопровождение избирательной кампании, формирование имиджа администрации города и ее руководителей, организация информационных кампаний в средствах массовой информации. Участники семинара также посмотрели видеоролики "о социальной рекламе на телевидении", "психологическом противоборстве в теледебатах", обменялись опытом. Прозвучала идея создания региональной газеты для глав городских администраций.

2.2.    Деятельность представительной власти

30 октября начала свою работу 26-ая сессия Новосибирского областного Совета депутатов. На рассмотрение Совета были предложены следующие вопросы:

– о послании обладминистрации по областному бюджету 1997 года;

– о мерах обладминистрации по поддержанию жизненного уровня населения области;

– о законе Новосибирской области "О бюджете Государственного фонда занятости населения, формируемого в Новосибирской области" (второе чтение);

– о проекте закона НСО "О Новосибирском областном внебюджетном экологическом фонде и районных, городских (местных) внебюджетных экологических фондах" (второе чтение);

– о проекте закона "Об уполномоченных банках администрации Новосибирской области" (первое чтение);

– о проекте закона НСО "О бюджетных и внебюджетных фондах Новосибирской области" (первое чтение);

– о проекте закона НСО "О территориальных органах государственной власти Новосибирской области";

– типовое положение о порядке и режиме использования земель оздоровительного назначения Новосибирской области;

– о схеме особо охраняемых территорий Новосибирской области и другие вопросы.

3.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

3.1.    Семинар общественных организаций

Общественные организации намерены выдвинуть своих кандидатов на выборах в местные органы власти. В Новосибирской области на начало 1996 года управлением юстиции было зарегистрировано 724 общественные организации. Все они так или иначе контактируют с властью. Малая эффективность подобных контактов побудила президента Фонда педагогической инициативы Н.Федотова выйти с идеей "не стоять на паперти перед мэрией с протянутой рукой, а войти в нее", то есть выдвинуть своих кандидатов в депутаты. В октябре на семинаре общественных организаций решили, что в городской Совет от них будут выдвигаться 3 кандидата, в областной Совет – 2. Разработаны критерии, которым должны соответствовать кандидаты, а также критерии возможных альянсов с другими блоками и организациями. Присутствующие сразу же выдвинули около 10 кандидатов. Подобная активность общественных организаций, особенно педагогов, вполне объяснима, если учесть накопившиеся проблемы образования, вообще бюджетных организаций (подробнее – в разделе "Социальные проблемы"). [9]

3.2.    Профсоюзы

Областные объединения профсоюзов, объединения работодателей мэрии г.Новосибирска заключили между собой территориальное соглашение в целях проведения согласованной политики по социально-экономическому развитию города, регулированию трудовых отношений, обеспечению социального партнерства. Президиум совета Федерации утвердил план мероприятий по выполнению этого соглашения. По каждому разделу заключенного и подписанного документа предусмотрены конкретные обязательства профсоюзов, определены ответственные лица.

Два дня в Новосибирске проходил семинар председателей профсоюзных комитетов оборонных предприятий сибирских краев и областей. Обсуждались меры по выходу отрасли из кризиса и действие профсоюзных организаций. В работе семинара принял участие председатель ЦК профсоюза А.Чекменев.

Главе администрации Новосибирской области Мухе В.П., председателю областного Совета депутатов Сычеву А.П., мэру г.Новосибирска Толоконскому В.А., главам администраций городов и районов области направлено письмо обкомов профсоюза работников культуры, народного образования, здравоохранения. В нем говорится об углублении кризиса в жизненно важных социальных сферах. Прежде всего выдвигается требование "выполнять уже принятые законы, указы, постановления и утвержденные бюджеты, полностью и окончательно рассчитаться с долгами и в первую очередь погасить задолженность по заработной плате и пособиям на детей".

3.3.    Организации обманутых вкладчиков

На общем собрании вкладчиков Сибирского торгового банка обсуждалась идея формирования специального фонда для погашения задолженности банка перед вкладчиками. По словам администратора Общественного движения вкладчиков Новосибирской области Д.Горбачева, в последнее время банк крайне нерегулярно и неудовлетворительно выплачивал долги. Между Общественным движением и представителями банка в конце концов было достигнуто соглашение, в соответствии с которым до конца года банк обязуется вернуть вкладчикам 50 млрд. рублей в виде товаров народного потребления, но только на сумму вклада – без учета процентов. Соответствующие документы направлены в адрес временной администрации СТБ. Выплату же процентов возьмет на себя фонд, учредителями которого выступили Общественное движение вкладчиков Новосибирской области и комитет кредиторов СТБ. По словам Д.Горбачева, в ведение фонда должны быть переданы имущество банка, прежде всего недвижимость, и акции некоторых предприятий на общую сумму 60 млрд. рублей. Однако председатель нарсуда Центрального района А.Артеменко заявил, что на счетах банка нет средств, нет и имущества, не обремененного арендой или залогом. Судебными органами был сделан запрос через налоговые органы на предмет выяснения: есть ли деньги или объекты недвижимости, принадлежащие СТБ, в Москве и Санкт-Петербурге. Но, полагает А.Артеменко, он скорее всего ничего не даст, поскольку уже прошло слишком много времени.

Новосибирские вкладчики примкнули к Конгрессу русских общин. Состоялась совместная пресс-конференция Новосибирского отделения КРО и комитета вкладчиков. Председатель последнего Николай Михеев сообщил, что вкладчики выбрали КРО потому, что Конгресс не повинен в бедах былых и нынешних. Члены КРО рассказали о своей деятельности по поддержке русских в Казахстане, помощи славянской общине. КРО поддерживает отношения с обществом "Лад", которое отстаивает права русских в Казахстане.

3.4.    Народно-патриотический союз

Новосибирское отделение Народно-патриотического союза (НПСР) 4 октября провело собрание, в котором приняло участие большое число граждан. Бывший депутат Верховного Совета Владимир Боков рассказал об октябрьских событиях 1993 года. Состоялся просмотр документального фильма. Первый секретарь обкома КПРФ Виктор Кузнецов отметил, что возможно повторение той драмы, "но не в Москве, а в регионах". По его данным, Москва готовит инсценировку подобных событий в регионах, где неугодная ей власть – в Новосибирске, Кемерово, Красноярске (? – Ред).

3.5.    ЛДПР

Депутат Госдумы Е.Логинов перестал занимать один из своих постов в новосибирской организации ЛДПР. Новым координатором городской организации ЛДПР стал А.Доровских (28 лет, окончил Новосибирский станкостроительный техникум, в последнее время работал директором Коченевского Агропромэнерго). В то же время Е.Логинов по-прежнему остается координатором областной организации ЛДПР.

4.    ЭКОНОМИка

4.1.    Экономическое и социальное развитие Новосибирской области в январе-сентябре 1996 года

Новосибирский областной комитет государственной статистики подвел итоги экономического и социального развития Новосибирской области в январе-сентябре 1996 года. По предварительной оценке, объем валового внутреннего продукта (ВВП) составил в фактических ценах около 20 трлн. рублей. Реальный объем произведенного ВВП сократился по сравнению с соответствующим периодом 1995 года на 3%. Физический объем промышленного производства снизился на 8%. Из 100 важнейших видов продукции, производимых в области, допущено снижение выпуска против января-сентября 1995 года по 63, в том числе более чем в два раза – по 17 видам. Достигнут прирост производства по 36 видам. В электроэнергетике с начала года физический объем производства вырос на 19,7%, в черной металлургии выпуск промышленной продукции вырос на 8,3% по сравнению с соответствующим периодом 1995 года.

В машиностроении и металлообработке, доля которых составила 34,9% общего объема промышленного производства, выпуск продукции снизился на 17,5%. По большинству видов товаров длительного пользования, из-за низкой конкурентоспособности с импортными аналогами, наблюдается снижение производства. В лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности выпуск продукции снизился на 23%, в промышленности строительных материалов – на 20,5%. В топливной промышленности производство сократилось на 17,4%, в цветной металлургии на 6,9%, в химической промышленности – на 26,4%. В легкой промышленности выпуск продукции сократился на 27,3%. Производство потребительских товаров сократилось на 10,8% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Производство оборонной продукции снизилось на 22,1%. Потери рабочего времени в связи с длительными остановками производства на крупных и средних промышленных предприятиях составили 17,6% табельного фонда рабочего времени останавливающихся предприятий. Продолжается процесс формирования негосударственного сектора промышленности. На начало октября частной и смешанной формами собственности охвачено 78,6% крупных и средних промышленных предприятий, ими произведено 83% областного объема промышленного производства. По предварительным данным, внешнеторговый оборот области сложился в сумме 479 млн. долларов (экспорт – 194, импорт – 285). В структуре экспорта 34,7% приходится на механическое и энергетическое оборудование, 22,5% – на олово и изделия из него, 19,1% – на различные виды услуг. За январь-август 1996 года, по данным Управлений Федерального казначейства и финансов и налоговой политики администрации области, консолидированный бюджет области исполнен с дефицитом 438 млрд. рублей, что составило 2,2% к ВВП. В структуре доходов бюджета за январь-август удельный вес налоговых поступлений составил 73%. По предварительным расчетам, в январе-августе предприятиями и организациями области получено около 3 трлн. рублей прибыли (в действующих ценах). На начало сентября кредиторская задолженность предприятий промышленности, строительства, сельского хозяйства и транспорта составила 8,8 трлн. рублей, в том числе просроченная – 5 трлн. рублей. Дебиторская задолженность предприятий и организаций обследуемых отраслей на начало сентября составила 5,3 трлн. рублей.

По данным предприятий и организаций промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства, здравоохранения, образования, культуры и искусства, науки и научного обслуживания, общая сумма просроченной задолженности по заработной плате составила 647 млрд. рублей (221% месячного фонда оплаты труда предприятий, имеющих такую задолженность). Задолженность из-за отсутствия бюджетного финансирования составила 140 млрд. рублей. Численность работников, занятых в экономике области на крупных и средних предприятиях, в августе составила 869,8 тысячи человек. По сравнению с соответствующим периодом 1995 года она сократилась на 5%. Наибольшее сокращение численности занятых отмечено в строительстве (на 12,8%), промышленности (11,8%), науке и научном обслуживании (6,9%). В органах управления число работающих возросло на 5,1%, в жилищно-коммунальном хозяйстве – на 11,5%.

В органах государственной службы занятости состоят на учете 26,9 тысячи граждан, из них 23,9 тысячи имели статус безработного. Среди безработных 12,6% составляют лица, имеющие высшее образование, 27,1% – молодежь в возрасте от 16 до 29 лет, 70,2% – женщины. [10]

4.2.    Проблемы энергетики

4.2.1.    Решение Арбитражного суда по делу "Новосибирскэнерго"

Новосибирский областной арбитражный суд 21 октября вынес решение по делу о несостоятельности ОАО "Новосибирскэнерго". История почти годового судебного разбирательства наконец закончена, чего нельзя сказать о конфликте между "Новосибирскэнерго" и РАО "ЕЭС России", год назад подавшего иск о признании "Новосибирскэнерго" банкротом. Решением суда "ЕЭС России" в иске отказано. (Тема спора вокруг акций "Новосибирскэнерго" подробно обсуждалась в обзоре за август 1996 года.) Напомним, что формальным основанием для иска стало то, что "Новосибирскэнерго" не выполняет финансовых нормативов по обеспечению коэффициента текущей ликвидности. В ходе процесса удалось доказать, что "Новосибирскэнерго" имеет удовлетворительную, с учетом особенностей естественного монополиста, структуру баланса, а размер его задолженностей в несколько раз меньше стоимости основных средств. Законодательство же оговаривает, что для признания предприятия банкротом необходимо, чтобы его долги значительно превышали стоимость основных фондов.

Истинной причиной конфликта послужило требование РАО передать ему 30-процентный пакет акций "Новосибирскэнерго" и решительный и неоднократно подтвержденный отказ обладминистрации это сделать. Еще в начале сентября совет директоров "Новосибирскэнерго" получил от "ЕЭС России" телеграмму с предложением начать проводить согласительные мероприятия по передаче 30-процентного пакета акций и припиской: "В случае решения этого вопроса все остальные наши противоречия можно считать разрешенными". Риск, на который пошел совет директоров, отвергнув это предложение, был достаточно велик, и накануне заседания суда мало кто взялся бы прогнозировать его исход. Коэффициент текущей ликвидности у "Новосибирскэнерго" – 1,2 (по нормативам должен быть 2), дебиторская задолженность – более триллиона рублей. По всем формальным показателям предприятие вполне можно было бы признать несостоятельным, несмотря на очевидную абсурдность ситуации, в которой одна из 5 самых устойчивых энергосистем России была бы объявлена банкротом. По мнению экспертов, на решение суда в значительной степени повлияла линия, которую проводил сам истец. Представитель РАО "ЕЭС России" – заместитель генерального директора по экономике ОЭС "Сибирьэнерго" Л.Халяпин – предложил три инструмента для программы восстановления платежеспособности "Новосибирскэнерго": отключение энергии неплательщикам, ежеквартальное повышение тарифов на электроэнергию и сокращение закупок товарно-материальных ценностей. Проведение в жизнь такой программы превращает возможность так называемого "приморского варианта" в ощутимую реальность. Не говоря уже о том, что замораживание всех долгов на 18 месяцев нанесло бы мощный удар во вексельной программе "Новосибирскэнерго", а поставки топлива в области сегодня осуществляются по векселям. Кроме того, для арбитражного суда серьезным основанием для вынесения решения явилось заключение независимого эксперта, в котором говорилось, что "предприятие платежеспособно в целом. Оплата по краткосрочным обязательствам затруднена в силу причин, многие из которых являются внешними по отношению к предприятию и не зависят от него как представителя естественных монополистов".

Представитель администрации области отметила стабильную работу новосибирских энергетиков и отсутствие сбоев и аварийных отключений. Заявление представителя кредитора – АООТ "Промжелдортранс" – о том, что сегодня железнодорожники активно работают с энергетиками по отлаженных схемам и признание предприятия неплатежеспособным, введение внешнего управления может крайне негативно сказаться на процессе доставки топлива, внесло завершающие штрихи. Заседание длилось всего полтора дня, что также крайне нехарактерно для изнурительных процессов по делам о банкротстве крупных предприятий. Впрочем, еще неизвестно, как поведет себя РАО "ЕЭС России", будет ли оно подавать на апелляцию. Более того, "Новосибирскэнерго" отказывается признавать часть своих долгов перед ним – по оплате за перетоки электроэнергии из других регионов и по абонентской плате: "Новосибирскэнерго" считает, что хотя бы часть из тех 70% абонентской платы, которые "ЕЭС России" должно использовать для инвестиций, стоило бы вкладывать в развитие энергосистемы Новосибирской области. [11]

15 октября глава администрации Новосибирской области распорядился закрепить в государственной собственности Новосибирской области на три года пакет акций АООТ "Новосибирскэнерго" в размере 30% его уставного капитала. [12]

4.2.2.    Эмиссия акций "Новосибирскэнерго"

Прошло внеочередное собрание акционеров "Новосибирскэнерго", на котором решался вопрос об увеличении объявленного размера пакета обыкновенных именных акций. Акционеры большинством голосов (78%) проголосовали за увеличение объема акций, утвердив предельный размер объявленных акций "Новосибирскэнерго" в количестве 5 миллионов штук. Решение было принято в связи с президентским Указом "О мерах по ликвидации задолженности акционерных обществ по заработной плате и налогам". Генеральный директор "Новосибирскэнерго" В.Томилов проинформировал, что задолженность предприятия по зарплате составляет 55 миллиардов рублей, и принятые для ее погашения меры пока не дали результатов. При проведении эмиссии будет объявлена открытая подписка, в которой акционеры "Новосибирскэнерго" будут иметь преимущественные права и 10-процентную скидку, а затем оставшиеся акции будут продаваться по коммерческой цене.

Принятие решения, размывающего 19-процентный пакет акций РАО "ЕЭС России", не ставит точку в постепенно нарастающем конфликте между ним и АО "Новосибирскэнерго". Как и ожидалось, на собрании представитель РАО "Единая энергетическая система" – заместитель начальника департамента учета капитала, работы с акционерными обществами и акционерами Н.Абрамцева проголосовала против увеличения объявленного уставного капитала. Она очень резко высказалась как в отношении решения акционеров, так и самого президентского Указа: "Я не против того, чтобы вовремя платить зарплату. Но государство пытается решить проблемы, которые оно создало, чужими руками". Альтернативными мерами, которые могли бы помочь энергетикам рассчитаться с долгами по зарплате, Н.Абрамцева считает объявление привилегированных акций или облигационного займа, а принятое решение комментирует как экономически невыгодное. Однако, по мнению экспертов газеты "Советская Сибирь", РАО "ЕЭС" таким образом хочет лишь сохранить свой пакет, не вкладывая денег. [13]

4.2.3.    Введение новых тарифов на электроэнергию

С 1 ноября в области введены в действие новые тарифы на электроэнергию для населения. Средний тариф (для населения) будет около 160 рублей за Кватт/час при существующем ныне тарифе 100 рублей за Кватт/час. Система новых тарифов основана на следующем принципе: кто больше потребляет электроэнергии, для того и дороже каждый "сверхнормативный" киловатт/час. Причем, расчет будет вестись в зависимости от того, в каком из трех уровней окажется потребитель. Первый уровень – минимальное электропотребление, второй – до среднестатистического, третий – выше среднестатистического. При этом нормативы установлены в зависимости от типа квартиры: для однокомнатной, двухкомнатной, трехкомнатной, четырехкомнатной и более. Директор департамента энергетики и топливных ресурсов администрации области Геннадий Мамон на пресс-конференции по этому поводу отметил, что было отвергнуто предложение рассчитываться за электроэнергию не из расчета количества комнат в квартире, а от количества проживающих в той или иной квартире человек. Если идти от количества людей, то "можно забраться в такие реализационные дебри, из которых трудно будет выбраться", отметил он. Специалисты региональной энергетической комиссии считают, что новая схема заставит потребителей более экономно расходовать электроэнергию, а также что 40% городского населения и 50% сельских жителей за счет рационального использования энергии смогут укладываться в уровень минимальной оплаты. Предполагается, что энергетическая система области в итоге введения новых тарифов может за год получить дополнительно 50 млрд. Рублей. [14]

Однако на очередной сессии городского Совета мэр Новосибирска назвал это решение энергетической комиссии не очень продуманным. Городские тепловые сети не могут обеспечить достаточно высокой температуры в жилых помещениях города. В связи с этим повышение тарифов на электроэнергию ощутимо скажется на стариках и семьях с детьми, которые спасаются зимой с помощью обогревательных приборов. Благодаря новой тарифной политике планируется защитить наиболее малообеспеченные слои населения от больших трат на электричество. Однако депутаты городского Совета считают, что подход, когда не учитывается количество проживающих, в корне неверен. Поскольку именно малообеспеченные и средние слои населения живут скученно в квартирах с небольшой площадью. В итоге, считают депутаты, повышение расценок может ударить как раз по этим слоям населения. [15]

4.3.    Вексельные программы

Осуществляется эмиссия бездокументарных простых векселей администрации области на общую сумму 50 млрд. рублей со сроком обращения до 12 месяцев. Управление финансов и налоговой политики администрации области обязано принимать данные векселя в качестве средства платежа в областной бюджет. Такое постановление принято главой обладминистрации в целях нормализации платежного оборота, сокращения взаимной задолженности предприятий, организаций, учреждений, а также погашения образовавшейся недоимки по платежам в бюджет области.

Вексельная программа мэрии, разработанная специалистами отдела ценных бумаг Муниципального банка, успешно работает уже в течение двух лет. За все это время сроки погашения векселей ни разу не нарушались, что позволило расширить круг их покупателей (теперь вложить средства в эти ценные бумаги могут и физические лица) и предложить новосибирцам достаточно надежный способ вложения денег. Гарантами надежности программы являются мэрия и Муниципальный банк.

4.4.    Муниципальный заказ

Очередная пресс-конференция в мэрии была посвящена теме муниципального заказа в качестве "основной формы удовлетворения потребностей городского хозяйства и отраслей социальной сферы в товарах и услугах".

Сложный механизм муниципального заказа, состоящий из бесконечных цепочек взаимозачетов между предприятиями города, в этом году запущен мэрией во второй раз. На пресс-конференции еще раз был озвучен тот факт, что без системы взаимозачетов городу не обойтись.

По словам первого заместителя мэра и директора департамента экономики, инвестиций и промышленной политики В.Городецкого, июньское постановление мэра города В.Толоконского, запрещающее взаимозачеты, было лишь вынужденной и самой крайней мерой, на которую мэр решился, только когда взаимозачеты довели город до сбоев по выплате зарплаты. До того 65% доходной части городского бюджета обеспечивали финансовые платежи, а 35 – взаимозачеты. Когда "пирамида" перевернулась с точностью до наоборот, пришлось принимать жесткие меры. Благодаря им долю живых денег сегодня удалось увеличить до 50%, и, как считает В.Городецкий, такое соотношение вполне приемлемо. В.Городецкий отметил, что такая форма работы, как муниципальный заказ, еще не развита, заказами приходится поддерживать тех, кто оказался в ситуации неплатежей. Самые крупные заказы, которые мэрия размещала в прошлом и текущем годах – приобретение и поставка топлива, снабжение неимущих одеждой и обувью, приобретение медицинских препаратов и подготовка школ к новому учебному году.

В этом году муниципальный заказ был открыт на 326 млрд. рублей, было вовлечено 75 предприятий. В общем объеме производства города удельный вес муниципального заказа составил 2,7%, в прошлом году – 2,3%. И, как сказала начальник планово-экономического управления мэрии О.Молчанова, в этом году "разнообразие отраслей дало возможность получить напрямую или по обмену все, что нужно". Впервые в истории города поставка всего, что необходимо к зиме, благодаря программе муниципального заказа осуществилась без копейки живых денег. Причем 93% всего, что реализовано с помощью муниципального заказа, – неликвидная продукция, которую предприятия практически не в состоянии пристроить за деньги.

С другой стороны, как отметил президент межрегиональной ассоциации руководителей предприятий А.Елезов, конкуренция велика, поэтому нужна открытость в этой работе, чтобы выяснить, кто может лучше, качественнее и быстрее выполнять выгодные заказы городской власти. По сути дела, цель – плановая загрузка предприятий заказами на ту продукцию, которая нужна городу. А то, что происходит сейчас, это "не столько муниципальный заказ, сколько взаимозачеты через 3-4 партнеров”. Остается надеяться, что с прекращением этого метода и запуском нормального механизма муниципального заказа польза от тех наработок, которые получены в течение последних двух лет, будет огромной.

Ситуацию, в которой мэрия управляет процессом обмена водки на одежду, а одежды на уголь, можно назвать средневековой. В принципе мэрия подтверждает свой генеральный курс н уход от системы взаимозачетов, однако в условиях тотальной неплатежеспособности предприятий признает, что проводить его в жизнь практически невозможно. В будущем году к гигантской системе взаимных обменов подключится Ханты-Мансийск: уже подписан договор о взаимном сотрудничестве, согласно которому объем поставок из Новосибирска в Ханты-Мансийск и обратно будет составлять 100 млрд. Рублей. [16]

4.5.    Сибирская межбанковская валютная биржа

10 октября Сибирская межбанковская валютная биржа отметила годовщину работы площадки ГКО. Следует отметить, что площадка межрегиональная, на ней работают 29 уполномоченных дилеров из 14 городов Сибири и Дальнего Востока, что способствует созданию единого финансового пространства страны. Во-вторых, технология торгов, уровень технической оснащенности ничем не отличается от московской площадки. Достигнута договоренность о подключении через СМВБ удаленных рабочих мест в сибирском регионе. Создана единая межрегиональная торгово-депозитарная система, объединяющая 8 региональных валютных бирж. По словам президента биржи Н.Анохина, пока появление на площадке ГКО филиалов московских банков не отразилось на объемах торговли. Однако, заявил он, "мы стоим на пороге передела клиентуры". Дело в том, что в перспективе дилеры разных категорий будут иметь отличные условия работы, и небольшие банки окажутся в менее выгодном положении, чем филиалы. [17]

4.6.    Предпринимательство

30-31 октября в Новосибирске состоялась конференция, на которой были обсуждены проблемы развития малого предпринимательства. Организаторы конференции – обладминистрация, областной фонд поддержки предпринимательской деятельности, Новосибирская торгово-промышленная палата. Заявленная цель – определение путей развития малых предприятий области, ориентированных на производство конкурентоспособной продукции.

4.7.    Внешнеэкономические связи

В конце октября в Новосибирске побывала делегация официальных и деловых кругов Индонезии. Гости выразили готовность участвовать в многомиллионном тендере на поставку в Новосибирскую область медикаментов и медицинского оборудования и надеются при этом обойти американские и немецкие фирмы. Это вполне реально, поскольку Индонезия заинтересована в расширении контактов, и, соответственно, может пойти на более низкие цены.

Другая возможная сфера двусторонних отношений – туризм. Представители делегации отметили, что готовы организовать туристические поездки в Индонезию в два раза дешевле предлагаемых на сегодняшний момент, причем при лучшем качестве обслуживания. Эти предложения нашли поддержку у руководства новосибирских туристических фирм, и в ближайшее время они намерены посетить Индонезию с ознакомительной поездкой. Из Новосибирской области гости хотели бы получать продукцию металлургического завода, нефть, а также намерены освоить рынок научных технологий.

Не исключает эта страна и возможности инвестиций в Новосибирскую область. Тем более, что, по словам вице-губернатора В.Киселева, для этого в ближайшее время появятся благоприятные предпосылки. Готовится к принятию местный закон об освобождении на 5 лет от налогов фирм, инвестировавших в экономику области не менее 10 миллионов долларов, при условии реинвестирования полученной от льгот прибыли. Кроме того, вскоре обладминистрация станет владельцем банка, что также в определенной мере гарантирует эффективность инвестиций.

Между новосибирскими и индонезийскими предпринимателями в ходе встречи заключен контракт на большую сумму на поставку в область медикаментов, продовольствия, товаров народного потребления. На весну 1997 года намечено проведение в Новосибирске "Дней Индонезии", которые будут в себя включать как выставку товаров индонезийских фирм, так и широкую культурную программу.

В целях реализации соглашения о социально-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Новосибирской областью и Намаганской областью Республики Узбекистан на 1996-97 годы глава областной администрации В.Муха распорядился создать рабочую группу для подготовки до 4 октября проектов соответствующих документов, предусматривающих создание совместных предприятий, туристических фирм, взаимодействие таможенных органов. В Новосибирской области будет проводиться поиск потребителей хлопка, тканей и плодоовощной продукции, а в Узбекистане – металлоконструкций, машин и пиломатериалов.

В Новосибирске побывала делегация из Израиля. По словам посла Израиля Ализы Шенар, это ознакомительный визит. Посла того, как будут достигнуты определенные договоренности, станет реальным подписание ряда документов о сотрудничестве. Поставлен и вопрос об открытии консульства Израиля в Новосибирске.

4.8.    Бюджет прожиточного минимума

Бюджет прожиточного минимума для населения Новосибирской области составил на 1 октября 1996 года в среднем на душу населения 399,6 тыс. руб.: для мужчин в возрасте 16-59 лет – 489,6 тыс. рублей; для женщин в возрасте 16-54 лет – 423,4 тыс. рублей; для пенсионеров – 283,5; для детей в возрасте до 7 лет – 300,1 тыс. рублей; для детей в возрасте от 7 до 15 лет – 449,6 тыс. рублей. Минимальный потребительский бюджет на 1 октября 1996 года для населения Новосибирской области составил 1316,7 тыс. рублей, для жителей села – 1000,0 тыс. рублей.

Доля новосибирцев, имеющих доходы менее 300 тысяч рублей, к августу этого года составляла 24% опрошенных в ходе массовых опросов, регулярно проводимых Центром аналитических исследований "Социум". До 58% по сравнению с февралем (51) увеличилась доля граждан, зарабатывающих от 300 до 700 тысяч рублей.

5.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

5.1.    Акции протеста

5.1.1.    Подготовка к общероссийской акции протеста профсоюзов

Нынешний октябрь вызвал волну забастовок, манифестаций и других акций протеста. В области идет подготовка к общероссийской акции протеста профсоюзов 5 ноября 1996 года. Совет федерации профсоюзов области при поддержке членских организаций решил в этот день провести акцию в два этапа. Утром на предприятиях, в организациях, учреждениях с 10 до 11 утра состоится часовая предупредительная забастовка. Она призвана привлечь внимание властных структур к бедственному положению населения. Профсоюзы области впервые прибегают к забастовке в таком масштабе и надеются, что люди примут в ней активное участие. Второй этап акции будет проходить в этот же день с 15 до 16 часов. Состоится митинг, на котором будут обсуждены требования профсоюзов к Правительству РФ и принята резолюция. Главное, по заявлению федерации профсоюзов области, – это изменение курса экономических реформ.

5.1.2.    Акции протеста учителей

Учителя Новосибирска и области решили участвовать во Всероссийской акции протеста, объявленной профсоюзами. 5 ноября они придут на митинг. В районах области педагоги включились во Всероссийскую забастовку учителей гораздо активнее, чем их коллеги из Новосибирска. Как объяснили журналистам на пресс-конференции в мэрии, в Новосибирске "не прерывается диалог властей с учителями". Зарплата и отпускные за август выплачены, с профсоюзами трений особых нет, поэтому городские школы работают в обычном режиме. Иное дело – сельские.

Сельским учителям не платят с июня. Областной профсоюз работников народного образования обратился к губернатору с просьбой объяснить по телевидению (в День учителя), когда все это кончится. Губернатор этого не сделал, и школы области готовятся к бессрочной забастовке. 4, 7, 8, 9 октября бастовали школы 17 районов области. Где-то уроки прерывались на два часа, где-то – на день, где-то – на три дня. Коллектив Черепановской школы бастовал с 1 октября и продержался без занятий с детьми две недели. 14 октября учителя стали проводить 20-минутные уроки. Родители поддерживают педагогов в их требованиях, о чем уведомили районную администрацию. Коллектив Черепановского Дома ребенка намерен подать в суд иск на чиновников, задерживающих зарплату, и присоединиться к акциям протеста учителей и медиков. Самый охваченный забастовками педагогов район – Краснозерский. 8 октября здесь не работало 15 школ, 4 тысячи учеников были отпущены по домам. Краснозерские учителя – единственные, которые все три дня (4, 7 и 8 октября) участвовали во Всероссийской акции протеста учителей. Однако считают, что ничего не добились. Глава администрации района, по их словам, не ведет с ними переговоров. А юрист райадминистрации сообщил в областной профсоюз педагогов, что дни забастовки будут считаться прогулами и, стало быть, учителей можно уволить с работы. [18]

28 октября профсоюз учителей СОЦПРОФА г.Бердска и отдел образования администрации г.Бердска заключили соглашение о приостановке забастовки в защиту индивидуальных прав работников. Отдел образования обязуется погасить задолженность по заработной плате за август в срок до 31 октября и выдать заработную плату за сентябрь до 5 ноября. Забастовочные дни участникам забастовки в соответствии с соглашением должны быть оплачены согласно поданным табелям.

Немаловажная деталь: соглашение распространяется только на те школы, которые принимали участие в забастовке под руководством профсоюза учителей соцпрофа. Это 8 школ. Таким образом, по мнению соцпрофа, "коллективы, поддавшиеся уговорам отраслевого профсоюза работников народного образования ФНПР не бастовать, а подождать "еще немножко", остаются целиком во власти чиновников городского отдела образования и без всяких гарантий получений заработной платы".

Соглашением оговорено, что забастовка лишь приостанавливается. Если учителя не получат деньги до 5 ноября, профсоюз учителей ее возобновит. Соглашением предусмотрена ответственность за нарушение договоренностей. Следует также отметить, что в ходе забастовки начальник отдела образования г.Бердска П.Матвеев отстранен от должности, возбуждено уголовное дело за растрату учительских зарплат.

5.1.3.    Акции протеста профтехучилищ, ученых и медиков Новосибирской области

Бастуют и профтехучилища Новосибирска и области. Причина – та же: невыплаты заработной платы пятый месяц. Состоялась встреча стачкома работников профтехобразования с представителем Президента РФ по Новосибирской области И.Шмидтом, в которой принял участие и председатель комитета по профтехобразованию областной администрации Я.Боргено. Преподаватели узнали, что в Москву Президенту и премьеру регулярно отправляются телеграммы, сигнализирующие о развале системы ПТО. Однако помощь не оказывается. Я.Боргено выразил сомнение в целесообразности забастовки. Так, в Купинском районе учителя пробастовали неделю, но в итоге теперь еще и не могут собрать учеников.

Состоялась и одна часовая забастовка работников здравоохранения, опять же в области. 25 октября работники здравоохранения пикетировали здание областной администрации. Их требования сводились к одному – выплатить заработную плату, которую задерживают несколько месяцев. [19]

10 октября ученые Академгородка включились во Всероссийскую акцию протеста работников науки. С июня ученые Академгородка не получают зарплату.

5.1.4.    Открытое письмо руководителей органов представительной власти

Руководители органов представительной власти, входящих в межрегиональную ассоциацию "Сибирское соглашение", в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в регионах Сибири по выплате заработной платы трудящимся во всех сферах деятельности, пенсий и других социальных выплат, обратились с открытым письмом к Президенту РФ Б.Ельцину, Председателю Правительства РФ В.Черномырдину, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ Е.Строеву, Председателю Государственной Думы Г.Селезневу. [20]

5.2.    Критическая ситуация на рынке труда г.Бердска

Город Бердск переживает сложные времена: усложнилась экономическая ситуация, следствием которой стало массовое высвобождение работников с градообразующих предприятий "Вега", "БЭМЗ", завода биопрепаратов. В связи с этим распоряжением обладминистрации была образована рабочая группа по изучению критической ситуации на рынке труда г.Бердска, возглавляемая начальником управления труда и занятости администрации НСО А.Шинкаренко. 8 октября выводы и рекомендации рабочей группы были рассмотрены на заседании областной комиссии по предотвращению критической ситуации на рынке труда под председательством первого заместителя губернатора НСО В.Киселева. В частности, отмечалось сокращение объемов производства предприятиями города на 53%. Неплатежеспособными признаны 124 предприятия и еще 76 ликвидированы или находятся в стадии ликвидации.

О напряженности на рынке труда свидетельствуют цифры. На 1 октября 1996 года зарегистрировано в службе занятости в качестве ищущих работу 2753 человека, из них 2423 – признаны безработными (7,25%), в том числе 84,2% – женщины. В 1997 году ожидается рост этих показателей в 1,6-1,7 раза. Практически неизвестно положение еще 18 тысяч человек (34% от численности трудовых ресурсов). Они не стоят на учете в службе занятости города и не числятся в работниках предприятий. В больших масштабах сохраняется скрытая безработица. Только в этом году трудилось в режиме неполного рабочего времени и находились в вынужденных отпусках более 16,2 тысячи работающих. Существенное влияние на рынок труда оказывает стихийная миграция населения в город. По прогнозам специалистов, в 1996-1997 гг. численность прибывающих в Бердск мигрантов превысит число выбывающих граждан на 1,5-2 тысячи человек, из которых 60% – в трудоспособном возрасте. Напрашивается вывод, что ситуация на рынке труда в перспективе остается достаточно сложной. По оценкам рабочей группы, Бердск уже сегодня подошел к той черте, за которой следуют необратимые процессы.

Хотя нельзя сказать, что в этих условиях властями ничего не делается, тем не менее это лишь незначительные крохи, которыми администрация, работодатели и служба занятости Бердска пытаются как-то смягчить ситуацию и спасти положение.

Комиссией принято решение "О дополнительных мерах по предотвращению массового высвобождения работников с предприятий г.Бердска". Администрации Бердска предписано возобновить работу совета директоров предприятий, при котором создать координационную группу под руководством заместителя главы администрации города по экономике. Работодателям, создающим и сохраняющим экономически целесообразные рабочие места, предоставлять на договорной основе льготы по уплате налогов в местный бюджет. В месячный срок подготовить и внести в обладминистрацию предложения о финансировании на возвратной основе инновационных проектов АООТ "Вега", АООТ "БЭМЗ", АООТ "Бердский хлебокомбинат", АООТ "Бердчанка" с целью сохранения на них рабочих мест и работников, находящихся под риском увольнения.

Главному планово-экономическому управлению администрации НСО рекомендовано выйти в Минтруда РФ с предложением о включении г.Бердска в перечень городов с моноэкономической структурой, разработать поэтапную программу создания и сохранения рабочих мест в Бердске для включения ее в федеральную программу. Попечительному совету областного фонда поддержки предпринимательства изыскать возможность о выделении Бердску финансовых средств для организации конкурсных проектов работодателей по созданию новых рабочих мест. Обратиться в Федеральную миграционную службу с предложением финансирования строительства жилья для беженцев и вынужденных переселенцев в интересах снижения социальной напряженности на рынке труда и повышения качества рабочей силы.

Ход реализации принятого решения будет рассматриваться ежемесячно у первого заместителя главы администрации НСО – председателя комиссии В.Киселева. [21]

5.3.    Преступность

В Новосибирске за 8 месяцев совершено 24222 преступления, в сельских районах – 19789. В Новосибирске по сравнению с аналогичным периодом 1995 года произошло количественное сокращение преступлений на 8,9%, а на селе – на 7,2%. Учитывая количество населения, проживающего на селе и в Новосибирске, можно сделать вывод о том, что за последние годы криминогенная ситуация на периферии, по сути, мало чем отличается от городской. В этом году подтверждается еще одна тенденция: процент раскрываемости преступлений в сельской местности (78,8%) продолжает превосходить показатель областного центра (58,5%). Продолжается рост числа экономических и должностных преступлений. В этом году их выявлено 4.060, что почти на 15% больше, чем в аналогичный период прошлого года. Выявлено на 37,3% больше, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и преступлений, связанных с наркотическими средствами и сильнодействующими веществами.

Новосибирская область сохраняет за собой пятое место среди регионов с наибольшим количеством зарегистрированных наркопреступлений.[22]

5.4.    Культура

Отключена электроэнергия за долги в Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения РАН (ГПНТБ) – самой крупной на Азиатском континенте. Обесточены компьютеры, факсимильные аппараты, копировальная техника, без освещения остались читальные залы. У библиотеки нет средств, чтобы оплатить подписку агентству "Роспечать" на второе полугодие 1996 года в объеме 200 миллионов рублей. Директор ГПНТБ Б.Елепов направил открытое письмо председателям правления ряда крупных новосибирских банков с просьбой "внести свой вклад в стабилизацию существующей системы и помочь ГПНТБ выполнить ее основные функции". [23]

15 октября на пресс-конференции руководитель управления культуры обладминистрации Игорь Гомеров рассказал о "концепции развития культуры в современных условиях". Были оглашены основные направления, которые предполагается финансировать из областного бюджета в будущем году. 14 млрд. рублей нужно только на приобретение культинвентаря для районных клубов. В целом на культурные нужды планируется потратить более 300 млрд. рублей, причем эти средства будут выделены не "постатейно", а единой суммой. Для контроля за расходованием средств, отпущенных на культуру, планируется восстановление в штатном расписании должности ревизоров.

С 22 по 25 октября "Сибирская ярмарка" провела очередную выставку – "Наука и образование Сибири-96" Как считают обозреватели, это невыигрышная по коммерческому результату тематика для "Сибирской ярмарки". Тем не менее, "Сибирская ярмарка" может себе позволить вот уже четвертый раз проводить такие выставки и, более того, постоянно расширять их из года в год, подключать новых участников.

Источники:

1. Маленко В. Самоуправление как способ самовыживания // Советская Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 22 октября. – №200. – С.1.

2. Семенова Л. Верховный суд отклонил протест прокуратуры // Советская Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 18 октября. – №198. – С.1.

3. Семенова Л. Альтернатива будет // Советская Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 25 октября. – №203. – С.1.

4. К хрену еще 10 редек? // Молодость Сибири. – Новосибирск, 1996. – 17 октября. – №42. – С.2.

5. Сложные задачи требуют непростых решений // Советская Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 26 октября. – №204. – С.5.

6. // Советская Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 31 октября. – №207. – С.1; Лашко Е. Когда на полях тесно, а в закромах просторно // Новая Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 25 октября. – №114. – С.3.

7. // Новая Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 18 октября. – №113. – С.2.

8. // Новая Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 25 октября. – №114. – С.2.

9. Общественность: хождение во власть // Молодость Сибири. – Новосибирск, 1996. – 17 октября. – №42. – С.2.

10. // Советская Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 24 октября. – №202. – С.2.

11. Ткаченко Т. "Новосибирскэнерго" признались в любви все – и даже кредиторы //Новая Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 25 октября. – №114. – С.4.

12. // Новая Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 25 октября. – №114. – С.2.

13. Ткаченко Т. "Новосибирскэнерго" – РАО "ЕЭС России": высокое напряжение //Новая Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 11 октября. – №112. – С.3; Югрина А. Эмиссия как средство от долгов // Советская Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 29 октября. – №205. – С.2.

14. Царев Н. Энергию будем экономить //Советская Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 9 октября. – №191. – С.1.

15. Костина Е. Будем запасаться углем и мужеством //Советская Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 29 октября. – №205. – С.1.

16. Ткаченко Т. Анекдот о взаимозачетах: Чапаев был не так глуп, когда предлагал водку продать, а деньги пропить // Новая Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 25 октября. – №114. – С.4; Мальцева В. Муниципальный заказ поможет, но не всем // Советская Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 29 октября. – №205. – С.2.

17. Гуттенлохер Н. Валютная биржа поставила на ГКО. И играет... //Молодость Сибири. – Новосибирск, 1996. – 17 октября. – №42. – С.5.

18. Учителя без зарплаты продержались дольше, чем без уроков // Молодость Сибири. – Новосибирск, 1996. – 17 октября. – №42. – С.2.

19. Голодный марш интеллигенции // Молодость Сибири. – Новосибирск, 1996. – 10 октября. – №41. – С.1-2.

20. // Советская Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 30 октября. – №206. – С.2.

21. "Бердская аномалия", или "О критической ситуации, складывающейся на рынке труда города" //Советская Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 19 октября. – №199. – С.12.

22. Ерофеев В. Преступность потеснили и на селе, и в городе // Советская Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 19 октября. – №199. – С.8.

23. // Советская Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 25 октября. – №203. – С.3.