Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

С. ВЛАДИМИРОВ

РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

в октябре 1996 года

1.    Смена главы администрации области

Накануне решающего этапа губернаторской избирательной кампании внутри “партии власти” была проведена важная перестановка, призванная, по-видимому, укрепить ее шансы на сохранение за собой губернаторского кресла. Занимавший пост главы администрации с января 1994 года и еще недавно казавшийся одним из основных кандидатов на губернаторский пост Геннадий Меркулов был отправлен в отставку. Исполняющим обязанности главы администрации назначен Игорь Ивлев, работавший заместителем Меркулова и начальником областного управления сельского хозяйства и продовольствия. Он же выдвинут и кандидатом на пост губернатора. После этой замены определился новый основной фаворит “партии власти” на губернаторский пост.

Нельзя сказать, что отставка Меркулова была полной неожиданностью. Помимо собственно политических соображений, вызывавших серьезные сомнения в возможностях успеха Меркулова на выборах (развал экономики и финансов области, сильнейшее недовольство бюджетников и пенсионеров, слухи о коррупции и многочисленных злоупотреблениях в администрации и т.д.), имелись и непосредственные признаки приближающегося ухода Меркулова. Уже в конце сентября можно было отметить некоторое снижение интенсивности его присутствия в СМИ. Затем к этому добавились слухи о возможном переходе Меркулова на работу в Москву. Обращало на себя внимание и затягивание Меркулова с согласием баллотироваться на пост губернатора.

С начала октября слухи об уходе Геннадия Меркулова усилились. 12 октября в “Вечерней Рязани” появилась заметка о том, что его уход – дело почти решенное. Наконец, об уходе Меркулова было объявлено официально. Указ об освобождении от должности был датирован 15 октября. 19 октября проводить процедуру смены главы администрации в область прибыл заместитель Чубайса Александр Казаков.

На многолюдном собрании местной номенклатуры Казаков сообщил об освобождении Меркулова и представил нового исполняющего обязанности главы администрации Игоря Ивлева. Выступление Меркулова на этом собрании было выдержано в духе самобичевания и признания моральной вины и ответственности за невыполненные обещания по финансовому оздоровлению области. Вина Москвы не акцентировалась. В свою очередь, Казаков избегал критики Меркулова и высказал ему благодарность за работу “в трудных условиях на ответственном посту”. Он даже высказался в том смысле, что “нет речи ни о какой отставке”, что Меркулов уходит чуть ли не на повышение, в сферу ответственной дипломатической работы. После собрания в телеинтервью отставной глава сообщил о полученных предложениях работать в российских дипломатических представительствах в Испании, Финляндии, Индонезии...

Таким образом, Москвой был разыгран вариант “тихой” и взаимно лояльной смены главы администрации, призванный предупредить возникновение разного рода скандалов и обвинений. Областной элите дали понять, что Москва в лице Чубайса ссориться с ней не собирается, и крупных перетрясок и разоблачений не будет. Одновременно был предъявлен новый устраивающий Москву лидер, вокруг которого и было предложено консолидироваться всем власть предержащим, отбросив все амбиции и конфликты. Вероятно, этот использованный Чубайсом вариант смены главы администрации аппаратно наиболее оптимален, так как позволяет свести до минимума связанный со сменой лидера момент искушений, шатаний и страхов внутри элиты, позволяя ее максимально консолидировать. Но с общеполитической точки зрения он имеет и очевидную слабость. Он существенно снижает впечатление новизны, впечатление действительной смены и действительных перемен, которых ожидает общество от смены руководителя. А это значит, что он повлечет за собой и определенную логику действий власти, в частности, действий в избирательной кампании. Они будут иметь прежде всего административно-номенклатурный характер и в значительно меньшей степени политико-идеологический.

По существу, это уже подтверждается резкой активизацией после смены главы администрации разного рода административных мероприятий вокруг кампании по выборам губернатора.

1.1.    И.о. главы администрации области

И.о. главы администрации Рязанской области (до выборов главы администрации) назначен Ивлев Игорь Александрович.

Родился 30 мая 1941 в Рязани. В 1965 году закончил Рязанский сельскохозяйственный институт по специальности инженер-механик. После окончания института работал в сельском хозяйстве области, затем на руководящей советской и партийной работе. Был председателем райисполкома Ухоловского района, заместителем председателя райисполкома Рязанского района. С 1983 учился в Академии общественных наук при ЦК КПСС. С 1987 по 1994 преподаватель, старший преподаватель, доцент этой академии. Кандидат наук. До 1994 года инструктор отдела Совмина РСФСР (затем Правительства РФ). В марте 1994 года назначен начальником областного управления сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области, заместителем главы администрации области. В сентябре 1996 выдвинут кандидатом на пост главы администрации Рязанской области. Имеет дочь, проживающую в Москве.

Назначение Ивлева нельзя, по-видимому, считать оптимальным выбором для власти, так как Ивлев в области недостаточно известен, но оно имеет и свою логику. С одной стороны, Ивлев никогда не был на виду и не имеет ни опыта, ни статуса, ни репутации публичного политика, не был он и особенно близок и тесно связан с Меркуловым и с городским директоратом. Выбор Ивлева скорее всего обусловлен его связями с аграриями, его положением в местной структуре АПР и связями с московским аппаратом АПР. Назначение Ивлева позволяет внести раскол в тесное сотрудничество между АПР и КПРФ, которое наблюдалось в области еще на выборах в Госдуму в декабре 1995 года. Тогда Ивлев баллотировался по региональной части списка АПР, а по мажоритарному округу от области баллотировался аграрий Еньков, победивший при поддержке КПРФ. Теперь назначение Ивлева и его выдвижение основным кандидатом от “партии власти” позволяет столкнуть его с основным кандидатом от КПРФ. Видимо, в Москве рассчитывают, что в сельской местности через фигуру Ивлева против кандидата КПРФ может быть включен не только административный потенциал администрации, но и корпоративный потенциал АПР. Поддержка его аграриями, впрочем, не будет стопроцентной, ибо часть из них все равно будет ориентирована на кандидата КПРФ, но сам по себе этот замысел является для властей, по существу, единственной (хотя и весьма призрачной) надеждой как-то остановить коммунистического кандидата. Возможно, что Ивлеву удастся привлечь к себе часть скрыто нелояльной режиму аграрной элиты, оторвав ее от КПРФ.

1.2.    Отставки

Хотя после ухода Меркулова последовал ряд отставок людей из его администрации, они не произвели впечатления крупных кадровых перемен и полностью укладываются в сценарий “тихой смены”. Заметных отставок было всего три. Первым “по собственному желанию” ушел заместитель главы администрации области по вопросам гуманитарной сферы Анатолий Тарасов. За ним, также “по собственному желанию“, председатель облздравотдела Валентин Дыкин. Кроме этого, было объявлено, что освобожден от должности общественный советник главы администрации по общественно-политическим вопросам Валерий Рюмин, бывший мэр Рязани и известный в городе предприниматель-демократ, глава финансово-строительной кампании.

Отставки Тарасова и Дыкина сам Ивлев объяснил “развалом управления сферы здравоохранения области”, что и привело отрасль в бедственное состояние (хотя Тарасов занимался отнюдь не только вопросами здравоохранения, но и многими другими делами администрации). Скорее, это похоже на попытку убрать из администрации отдельные слабо укорененные в местной элите фигуры (и Тарасов и Дыкин появились в ней после 1991 года), списав на них различные грехи меркуловской администрации. Другие отрасли, ничуть не менее “разваленные” и коррумпированные, отставками не затронуты. Новым председателем облздравотдела назначен Сергей Исаков, главный врач областного кожно-венерологического диспансера. Должность Тарасова пока остается вакантной, хотя желающих получить ее, как говорят, более чем достаточно. Отставка Рюмина объясняется, по-видимому, желанием дистанцироваться от “одиозной” фигуры дельца-демократа, вызывающей много неприятных слухов. В целом же эти отставки свидетельствуют также об ослаблении городского компонента в обладминистрации и об усилении в ней кадровой ориентации “на область”.

2.    Кампания по выборам губернатора

В октябре избирательная кампания по выборам главы администрации области миновала важные промежуточные этапы: 23 октября завершилось выдвижение кандидатур на пост губернатора; 28 октября закончился прием подписей, собранных в поддержку выдвинутых кандидатов, а 1 ноября завершилась и регистрация выдвинутых кандидатур.

2.1.    Выдвижение

На 23 октября было выдвинуто 9 кандидатов на пост губернатора Рязанской области:

Вячеслав Любимов – аудитор Счетной палаты РФ (выдвинут организациями КПРФ, ”Трудовая Рязань”, отделением НПСР);

Виктор Раков – координатор областной организации ЛДПР (выдвинут областной организацией ЛДПР);

Игорь Ивлев – и.о. главы администрации области (выдвинут инициативной группой избирателей);

Виктор Милехин – директор АО “Прополис” (от группы избирателей);

Михаил Малахов – глава АО “Полюс” (от группы избирателей);

Николай Булаев – директор Рязанского областного института развития образования (от группы избирателей);

Сергей Дорожко – зам. начальника Областного управления Госкомимущества (от группы избирателей);

Валерий Калашников – директор НИИ коневодства (от группы избирателей);

Леонид Канаев – депутат Госдумы (от группы избирателей).

Фактическая политическая диспозиция выдвинутых кандидатов представляется следующей. Любимов и для подстраховки Канаев представляют оппозицию. Ивлев и примыкающие к нему Дорожко и Булаев являются выдвиженцами “партии власти”. Калашников пытается опираться на политические квазиструктуры движения “Честь и Родина”, связанные с Лебедем. Раков – на ЛДПР. Малахов и Милехин выступают как более-менее самостоятельные предприниматели, опирающиеся на личные связи и ресурсы.

На момент завершения выдвижения оставалась неясность с признанием облизбиркомом выдвижения Любимова, блокированного на основании “ценза оседлости” (см. предыдущий обзор). Разбирательство по этому делу в суде было отложено. Но уже через несколько дней стало известно, что дело по выдвижению Любимова в суде рассматриваться не будет, так как облизбирком принял решение все-таки зарегистрировать выдвижение Любимова. Вероятно, такое изменение позиции властей было связано с “казусом Руцкого” в Курской области, который, как известно, был зарегистрирован кандидатом через суд и затем одержал более чем убедительную победу на выборах. С Любимовым, видимо, решили не рисковать, не создавать ему отказами дополнительную рекламу и образ гонимого властями кандидата. Возможно также, что какие-то изменения установок произошли к этому времени и в Центризбиркоме. В интервью программе “Итоги” по НТВ Зюганов, говоря о случае с Руцким, также упомянул и блокировку выдвижения Любимова в Рязани, которой КПРФ намерена решительно противодействовать. Так или иначе, но продолжавшаяся почти два месяца история с блокировкой выдвижения Любимова в конце концов закончилась его регистрацией.

2.2.    Сбор подписей и регистрация кандидатов

Сбор подписей в этой кампании выглядел значительно более “технологизированным”, чем раньше. Практически не было свидетельств о сборе подписей за выдвинутых кандидатов в общественных местах, на улицах или при обходе квартир. Подписи собирались в основном централизованно по определенным предприятиям или какими-то другими формальными способами. В ходе проверок подписей не обошлось на этот раз и без скандалов. Практически у всех кандидатов обнаружено большое количество фальсифицированных подписей. Стоимость подписи на этот раз составляла где-то около 1 тыс. руб.

Необходимое число подписей по закону – 10 тысяч. 4 500 из них можно было собрать в областном центре, остальные – в районах области, но не более 500 подписей на район.

Первым подписи (около 25 тыс.) предоставила группа Милехина. После проверки и отбраковки подписей Милехин первым открыл счет зарегистрированных кандидатов. Далее подписи представили Малахов (около 15 тыс.), Любимов (около 19 тыс.), Канаев (около 13 тыс.), Дорожко (около 13 тыс.), Ивлев (около 27 тыс.). В последний час перед прекращением приема подписи представили Калашников и Булаев. Раков не смог представить в срок нужного количества подписей и выбыл из дальнейшей борьбы. К 28 октября были зарегистрированы кандидатами Дорожко, Любимов и Канаев. У них даже после отбраковки количество подписей превышало 10 тыс. 1 ноября было объявлено о регистрации Ивлева и Калашникова. Им подписей тоже хватило.

Неудача постигла Малахова и Булаева. После выявления в их подписных листах фальсифицированных подписей нужного количества уже не набиралось, и им было отказано в регистрации. Булаеву, как сообщалось, не хватило всего 300 подписей. А с подписями Малахова произошла следующая история. Его группа сдала подписи (около 15 тыс.) одной из первых. Однако при проверке было обнаружено более 6 тыс. поддельных подписей и нужного количества уже не набиралось. За два дня до истечения срока сбора подписей группа Малахова попыталась забрать из избиркома свой комплект подписей, чтобы дополнить его подлинными подписями, которых, как они говорили, имеется более 3 тысяч. Избирком согласился вернуть им их комплект, но повторно принять его отказался, мотивируя это тем, что кандидат может сдавать подписи только один раз. Таким образом, Малахову было отказано в регистрации. Малахов подал заявление в суд на избирком, а также на своих сборщиков подписей. За ним в суд подал и Булаев. Говорят, что и Раков собирается обращаться в суд.

Одновременно с подписями кандидаты по закону обязаны были предоставить и финансовые декларации о своих совокупных доходах за два последних года. Обнародованные облизбиркомом данные об этом вызвали немало недоуменных вопросов. Оказалось, например, что самыми “богатыми” являются кандидаты от КПРФ. У Любимова доход за 1995 год объявлен в 37 млн., у Канаева – в 33 млн. А самыми “бедными” оказались предприниматели: у Милехина доход объявлен в 10 млн., а у Малахова – 2 млн. 400 тыс. (!) за 1995 год. Кроме язвительной иронии, это у людей ничего не вызывает.

Итак, к началу агитационного этапа кампании официально зарегистрировано 6 кандидатов:

Милехин, Любимов, Канаев, Ивлев, Дорожко, Калашников.

2.3.    Агитационная кампания

Фактически широкая агитационная кампания идет только вокруг Ивлева. С момента назначения на должность и.о. главы администрации области он прочно занял место Меркулова на экранах ТВ и в прессе. Плотность его присутствия в СМИ все последние недели чрезвычайно высока. Ивлев может открыто использовать административные преимущества появления в информационном поле лишь до момента его официальной регистрации кандидатом. После этого он, по закону, должен уйти с должности в отпуск, и тогда его появления в эфире, встречи и поездки будут уже подпадать под режим агитационных и могут стать предметом исков соперников. О плотности графика Ивлева в последние перед регистрацией дни свидетельствует отмена даже некоторых важных мероприятий. Было, например, объявлено, что его встреча с директорами и предпринимателями переносится на другой срок в связи с рабочей поездкой по районам. До этого Ивлев уже провел встречи с врачами, учителями, журналистами, несколько телевыступлений, большой прямой эфир (со звонками телезрителей и ответами на вопросы), участвовал в награждениях, посещениях выставок, ярмарок, сельхозкомплексов и т.д. Это дает определенный эффект. Люди больше заговорили о нем, начали присматриваться. Можно почувствовать настроение в обществе некоторого ожидания от прихода нового руководителя. Активно начал работать созданный в администрации избирательный штаб Ивлева. В основном он имеет ту же структуру, что и избирательный штаб президентской кампании. Областной штаб имеет руководство и 5 отделов (агитации и пропаганды, по связям со СМИ, финансовый, юридический, организационный). Ему подчиняются штабы в административных районах, имеющие такую же структуру (как правило, штаб в районе возглавляет зам. главы администрации), а им, в свою очередь, подчиняются так называемые “группы ответственных за поддержку”, созданные при поселковых и сельских администрациях.

Создан фонд финансирования избирательной кампании Ивлева, в котором, как говорят, уже сейчас средств аккумулировано значительно больше, чем допускается по закону (верхний предел 15 тыс. минимальных окладов, то есть около 1 млрд. 100 млн. руб.). Судя по активности и размаху административной деятельности местной номенклатуры, она всерьез надеется “протолкнуть” Ивлева, по крайней мере во второй тур, “ а там видно будет...”

Из других кандидатов более-менее заметна кампания Милехина. В городе появились его листовки и календари с лозунгом “Пора наводить порядок!”. Говорят о подготовке им в Москве большого количества агитационных брошюр. На регистрации в облизбиркоме, которая по иронии судьбы проходила в день ухода Меркулова из администрации области, Милехин, узнав о предложениях Меркулову работать в дипломатических представительствах за границей, заявил, что тому надо готовиться ехать не в Испанию, а на “лесоповал по этапу”, чем вызвал смущение избиркома. Он заявил также, что в случае избрания, обязательно проведет тщательную проверку финансовой деятельности областной администрации, которая, по его мнению, приведет к громким уголовным делам.

Об избирательной кампании Калашникова известно лишь то, что он будет 3 ноября участником передачи “О Рязани и рязанцах” по каналу “Российские университеты” (объявления об этом расклеены по всему городу), которая спонсируется какими-то московскими промышленными структурами, вероятно, близкими к КРО или к Лебедю.

Практически никому неизвестный Дорожко опубликовал в “Вечерней Рязани” интервью о своей предвыборной программе. В ней он делает упор на необходимость большей самостоятельности бюджета области, более плотной работы с банками и “хозяевами”, а не директорами предприятий, развитие молодежного предпринимательства.

Оппозиционные кандидаты по-прежнему в СМИ практически блокированы. В агитационной кампании их не видно. Говорят, что основную свою пропагандистскую “презентацию” они готовят к предстоящей акции профсоюзов и празднованиям 7 ноября.

Избирательная кампания Малахова в связи с отказом в регистрации фактически так и не развернулась. Хотя 24 октября, когда вопрос о его кандидатуре еще не вызывал сомнений, в поддержку Малахова был проведен, так называемый Конгресс демократических сил Рязани, в котором приняли участие 14 организаций (“Блок Михаила Малахова”, Клуб избирателей, местные отделения “ЯБЛОКА”, РПРФ, Русской социалистической партии, РДДР, общество “Сохнут”, литературный клуб “Переяславль”, велоклуб и т.д.). Это мероприятие не соответствовало громкому названию “конгресс”, так как собрало лишь полтора десятка представителей “диванных” групп. Никаких решений на этой тусовке, кроме поддержки Малахова, фактически не обсуждалось.

По местному ТВ было организовано выступление председателя облизбиркома Николая Усачева, который проинформировал общественность о предстоящих выборах. Он привел, в частности, бюджетные расходы, планируемые на проведение выборов. Первый тур, по его словам, будет стоить 3 млрд. 670 млн., а второй – примерно 1,5 млрд.

3.    Конфликт горсовета и мэрии

В конфликте горсовета и мэрии, судя по всему, на фоне разворачивающейся избирательной кампании происходит очередное обострение. После принятия 7 октября областной думой решения о проведении выборов глав местного самоуправления в муниципальных образованиях области 8 декабря 1996 года, мэрия сразу же издала распоряжение о проведении 8 декабря и выборов мэра Рязани. Горсовет этого не признал. Он потребовал отмены распоряжения и обязал мэрию и горизбирком готовить на 20 октября референдум о способе избрания мэра города, объявленный еще летом в результате сбора подписей и перенесенный с 22 сентября на 20 октября ввиду отсутствия средств на его проведение. Мэрия и горизбирком подготовкой референдума заниматься не стали, а начали выдвижение “своих” кандидатов на выборы мэра. Накануне даты объявленного референдума в газетах были опубликованы противоречащие друг другу заявления горсовета и горизбиркома по этому поводу. Председатель горсовета Павел Маматов уверял, что референдум никто не отменял и горизбирком должен его проводить. А председатель горизбиркома Чистотин сообщил, что никакого референдума не будет, ибо горсовет его не профинансировал. 20 октября прошло без всякого референдума.

После срыва референдума горсовет перешел в наступление. Он подал иск в суд на мэрию в связи с незаконностью назначения ею выборов мэра города на 8 декабря. От горизбиркома потребовали смещения председателя Чистотина как организатора саботажа референдума и незаконных выборов мэра. А 24 октября депутаты горсовета во главе с Маматовым предприняли еще одну попытку водворить избранного горсоветом мэра Павла Маматова в мэрское кресло. Они явились в кабинет и.о. мэра Юрия Ромашкина и потребовали у него ключи от кабинета, мотивируя это требование отказом прокуратуры признать выборы мэра горсоветом незаконными и срывом референдума о способе избрания мэра. Ромашкин отдать ключи отказался. После нелицеприятной перепалки и.о. мэра с депутатами, последние, под угрозой выдворения из мэрии с помощью милиции, были вынуждены покинуть помещение. Через несколько дней горсоветом был организован пикет “общественности” у здания мэрии с требованием передать власть избранному горсоветом мэру. В свою очередь, мэрия через организацию “Народный дом” устроила пикет у здания прокуратуры с требованием признать избрание мэром Маматова незаконным. К настоящему времени вокруг конфликта горсовета и мэрии образовалось уже несколько судебных дел, решения по которым пока так и не вынесены: иск горсовета к облюсту о превышении им полномочий при регистрации Устава города, иск к мэрии в связи с организацией незаконных выборов мэра и иск к горизбиркому о срыве референдума. Со стороны мэрии, от бывшего мэра Владимира Маркова имеется иск об оскорблении чести и достоинства к депутату горсовета Надежде Яшиной, обвинившей его в организации летом этого года забастовки работников городского транспорта в целях давления на горсовет. Разбирательство по этому делу было отложено в связи с отводом Яшиной всему составу суда Железнодорожного района Рязани и ее требованием перенести дело в суд за пределы области.

Между тем, горизбирком начал регистрацию выдвинутых на пост мэра города кандидатов. Одним из первых был зарегистрирован и начал сбор подписей заместитель мэра по экономическим вопросам Владимир Ампилогов. Почти сразу после этого заметно возросло его присутствие на ТВ. Выдвинут также представитель организации “Народный дом” Александр Иванов, несколько раз менявший политические ориентации маргинал из городской политической тусовки.

В связи с начавшимся выдвижением кандидатов на пост мэра горсовет выступил со специальным обращением к гражданам (опубликовано в областном органе КПРФ “Приокская правда”), в котором еще раз подчеркнул незаконность объявленных мэрией выборов. В их финансировании из госбюджета горсовет отказал. Вместе с тем горсовет рекомендовал избранному мэром Маматову баллотироваться на общегородских выборах мэра, чтобы “подтвердить вступление в должность”. Этим горсовет на всякий случай юридически “открыл” Маматову возможность участвовать в “незаконных” выборах. Хотя о его выдвижении в качестве одного из кандидатов речи пока нет.

Совершенно ясно, что назначенные мэрией выборы мэра с юридической точки зрения незаконны (нарушение сроков, процедуры, противоречие Уставу города и т.д.) и могут быть отменены первым же мало-мальски объективным судебным решением. Тем не менее, мэрия, опираясь на горизбирком, форсирует их подготовку, надеясь “пристегнуться” к организационной машине губернаторских выборов и тем самым получить какой-нибудь результат общегородского голосования. Затем этот результат можно будет использовать для продолжения юридических тяжб и разбирательств с горсоветом, удерживая последний в состоянии “недопущенности к власти”.

Новый и.о. главы администрации области, в отличие от Меркулова, “игравшего на стороне” мэрии, пока никак не вмешался в конфликт горсовета и мэрии, ограничившись высказыванием общего неодобрения сложившейся в городе ситуации. Доходят слухи, что он, может быть, даже согласится “сдать” мэрию, если этим удастся оторвать солидную часть голосов от кандидата КПРФ в городе.

4.    “Тайный” визит Лебедя

Спустя несколько дней после отставки Лебедя в городе распространились слухи, что отставной секретарь Совета Безопасности инкогнито побывал в Рязани. Информация о визите Лебедя в Рязань в начале прошла по НТВ, но потом вроде бы была опровергнута. В местном отделении движения “Честь и Родина” ни подтверждать, ни опровергать факт визита не стали. Находящийся в отпуске Лебедь якобы принимал участие во встрече бывших выпускников десантного училища, среди которых было немало высших офицеров воздушно-десантных войск (ВДВ), в том числе командиров и офицеров Тульской дивизии ВДВ, которой в прошлом командовал Лебедь, и десантного полка, расквартированного в Рязани. В местных СМИ никакой информации об этой встрече не было. Хотя само время встречи и участие в ней Лебедя очень любопытны. Это произошло почти сразу же после отставок и самого Лебедя, и начальника Генштаба Колесникова, и заместителя командующего ВДВ Казанцева, а также замены ряда высших офицеров ВДВ, чему, как известно, предшествовало выражение открытого недовольства в ВДВ положением в армии и планируемыми сокращениями. Связь всех этих событий и их важность для политической ситуации косвенно подтвердилась уже через несколько дней, когда Рязань вдруг привлекла внимание высшего руководства страны.

5.    Визит Черномырдина

1 ноября Рязань неожиданно посетил премьер-министр Виктор Черномырдин, которого сопровождали министр обороны Игорь Родионов и министр оборонной промышленности Зиновий Пак. Программа посещения не оставляла никаких сомнений в том, что больше всего интересовало высоких гостей в Рязани. Кто-то из них даже назвал в разговоре Рязань “городом десантников”, невольно подтвердив, что визит проходит скорее не в город Рязань, а в “столицу” ВДВ, находящуюся в получасе подлетного времени от Кремля. Никаких встреч с населением, с активом, с журналистами и т.д. не проводилось. Гости посетили военный аэродром дальней авиации, десантный полк и десантное училище. Пак посетил также оборонное предприятие “Приборный завод”. О содержании встреч и бесед с военными сообщалось очень мало. Известно лишь, что десантники выразили недоумение, что командовать ВДВ будет общевойсковой генерал, на что им ответили, что приказы не обсуждаются. Еще шел разговор о переименовании училища (присвоения ему имени генерала Маргелова). Гости удивились, узнав, что десантники только что получили денежное содержание за... июль. Родионов даже говорил, что никаких сокращений ВДВ не будет, а будет улучшение комплектования и оснащения. Имя Лебедя на встрече не упоминалось. Очевидцы отмечают необыкновенное безлюдье во время посещения десантного училища, отразившее атмосферу холодности и отчужденности встречи высоких гостей с военными.

Черномырдин также имел примерно часовую беседу с Ивлевым. По словам последнего, премьер обещал области финансовую поддержку. В тот же день гости на вертолете отбыли в Москву.

6.    Другие события

6.1.    Вандализм на кладбищах

В середине октября почти одновременно в СМИ как сенсация были даны сообщения об осквернении в области двух кладбищ. У села Новиково Скопинского района были повалены кресты и разбиты несколько надгробий на кладбище, где похоронены около 200 немецких военнопленных и 50 интернированных бойцов польской “Армии крайовой”, умерших в послевоенные годы в спецгоспитале НКВД. Кладбище было восстановлено в 1993 году по инициативе общества “Мемориал” при поддержке немецкого и польского посольств. После сообщения об осквернении кладбище посетил польский консул, поступила соответствующая нота от немецкого посольства.

Примерно в это же время другое осквернение произошло на православном кладбище села Канищево под Рязанью. Там были разворочены 54 могилы, на которых были выдернуты и перевернуты кресты. По обоим фактам было сделано заявление Рязанской епархии.

По факту осквернения немецко-польского кладбища заметную активность развили представители “Мемориала”. Было опубликовано специальное заявление, несколько статей в газетах, сюжеты по ТВ. Они обвинили власти в сознательном бездействии с политической подоплекой. Впрочем, политической подоплеки у этого факта, видимо, нет. В конце октября был задержан подозреваемый в осквернении кладбища. Им оказался 33-летний житель Скопина. Кресты он валил вместе со своей сожительницей в пьяном кураже во время пикника, “ради развлечения”. Дебошира, скорее всего, ждет 2-3 года колонии за хулиганство.

Сообщений о задержаниях по факту осквернения на кладбище в Канищево пока не было, но молва утверждает, что это дело рук молодежных банд так называемых “сатанистов”, поклонников “загробного”, или “сатанинского”, рока. О фактах их бесчинств на кладбищах было известно и раньше, но они не имели столь широкого общественного резонанса.

6.2.    Скандал вокруг гуманитарной помощи из Мюнстера

Очередной конвой гуманитарной помощи, прибывший в Рязань из немецкого города-побратима Мюнстера, был арестован на длительное время на рязанском таможенном посту. Таможня наложила арест на большое количество адресных посылок гуманитарной помощи, объявив их почтовыми отправлениями, которые должны досматриваться на специальном международном почтамте в Москве. Кроме этого, было объявлено о неправильном оформлении таможенных документов. Вину за это в основном возлагают на директора организованного в Рязани при поддержке из Мюнстера Центра социальной помощи С.А. Чуфистову, которая отвечала за правильность подготовки таможенных документов. Таможенные трудности при получении гуманитарной помощи становятся все больше, что связано, возможно, с какими-то указаниями от властей. Сообщения о блокировании гуманитарных грузов все чаще в последнее время приходят и из других областей России.

6.3.    Переговоры

Сообщается, что в результате визита в область делегации Ольштынского воеводства Польши предполагается подписание договора о партнерстве, нескольких торговых, экономических, транспортных соглашений. В частности, польская сторона предлагает поставлять мясо, мебель, организовывать пищепереработку. Планируется прямое автобусное сообщение Рязань – Ольштын.

Сообщается о реорганизации крупного свиноводческого комплекса “Искра” под Рязанью при участии итальянских фирм. Вместе с производством мясной продукции на комплексе планируется производство инсулина.