Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Елена Лапшова

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ

в октябре 1996 года

Большинство событий прошедшего месяца так или иначе связаны с предвыборной борьбой. Похоже, что незадолго до декабрьских выборов стараниями обладминистрации начнет разрешаться проблема части обманутых вкладчиков, а именно жертв обанкротившихся самарских банков. Не без участия губернатора положительно решен вопрос о переведении долга АО “АвтоВАЗ” федеральному бюджету в положение инвестиционного кредита. Автозавод не будет признан банкротом. Вне политики пытаются остаться лишь областные организации профсоюзов, проводившие акции протеста в несколько этапов, дабы не приурочить свои выступления к очередной годовщине Октября. Не спешат профсоюзные лидеры и с поддержкой кого-либо из кандидатов в губернаторы.

1.    НАКАНУНЕ ВЫБОРОВ

В октябре был дан официальный старт предвыборной гонке. 1 декабря жителям области предстоит выбрать губернатора, глав местного самоуправления (городов и районов) и представителей органов местного самоуправления. Выборы Губернской думы назначены на 8 декабря. Согласно региональному законодательству, для признания выборов состоявшимися в обоих случаях к избирательным урнам должны явиться не менее 25% избирателей.

1.1.    Выборы губернатора

Зарегистрированы три претендента на должность губернатора: К.А.Титов, действующий глава обладминистрации, В.С.Романов, лидер регионального отделения КПРФ, и В.Г.Чупшев, директор самарского государственного предприятия “Экология”. Шансы претендентов существенно различаются. Наиболее вероятна победа нынешнего главы, который зарекомендовал себя как сильный и авторитетный руководитель.

Среди предвыборных козырей К.А.Титова – успехи в экономике, определившие относительно высокий (по сравнению с соседними регионами) уровень жизни самарцев. Кроме того, наша область – в числе всего 10 субъектов РФ, продолжающих оставаться донорами федерального бюджета. Тем не менее, в кризисном состоянии находятся многочисленные гиганты военно-промышленного комплекса, серьезные трудности испытывает сельское хозяйство. Наиболее сильны позиции нынешнего губернатора в Тольятти и областном центре, наименее – в сельских районах. Большинство сельского населения традиционно настроено оппозиционно. Именно здесь особенно дружно голосовали в декабре 1995 года за нынешнего соперника К.А.Титова на пост губернатора – В. С. Романова. На прошедших выборах президента лишь в одном из 27 сельских районов (в Ставропольском) с небольшим преимуществом победил Б.Н.Ельцин.

В этих условиях перед губернатором встала задача переломить настроение хотя бы части сельских избирателей. При неизменном экономическом состоянии села изменение в настроение избирателей могут внести лишь кадровые перемены: глава администрации Ставропольского района А.В.Румянцев назначен начальником управления сельского хозяйства и продовольствия области.

К.А.Титова поддерживает Общероссийский координационный совет. По мнению аналитиков, “единый кандидат” должен получить мощную московскую подпитку: ОКС берется обеспечить пропагандистскую кампанию в центральных средствах массовой информации и взаимопонимание со стороны федеральных властей. Напомним, что федеральные власти обещали агитировать за “своих” губернаторов рублем – отдавая долги регионам. [1]

Следует ожидать, что основная борьба разгорится между К.А.Титовым и В.С.Романовым. Шансы В.Г.Чупшева весьма скромны.

1.1.1.    Биографии кандидатов

Константин Алексеевич Титов родился 30 октября 1944 года в Москве. В 1968 году окончил Куйбышевский авиационный институт. Трудовую деятельность начал в 1962 году фрезеровщиком на Куйбышевском авиационном заводе. В 1968-69 годах работал там же бортмехаником и заместителем секретаря комитета ВЛКСМ. С 1970 по 1973 год работал заместителем заведующего отделом Куйбышевского горкома комсомола. С 1973 по 1977 год работал в Куйбышевском плановом институте: секретарем комитета комсомола, младшим научным сотрудником, старшим научным сотрудником, руководителем научно-исследовательской лаборатории. С 1988 по 1990 год – заместитель директора филиала научно-исследовательского центра “Информатика”. Автор ряда научных работ. Кандидат экономических наук (1995 год).

Весной 1990 года на безальтернативной основе избран в городской Совет народных депутатов, где и был председателем с 1990 по 1991 год. Для того, чтобы не упускать нити управления горсоветом из рук горкома, группа членов президиума горсовета во главе с К.А.Титовым была введена в состав горкома КПСС и его бюро.

За несколько недель до событий 19 – 21 августа 1991 года (ГКЧП) Титов с группой партийных, советских и хозяйственных руководителей побывал в Москве на съезде “Демократической партии коммунистов России” (впоследствии переименованной в Народную партию “Свободная Россия”). Этот визит к Руцкому и стремительный переход на сторону Ельцина, возможно, был ходом в расчете на голоса избирателей в преддверии ожидавшихся осенью 1991 года региональных выборов. Судьба распорядилась по-иному.

В сентябре 1991 года указом Президента РФ К.А.Титов (осудивший создание ГКЧП) назначен главой администрации Самарской области.

В декабре 1993 года избран депутатом Совета Федерации России. С декабря 1995 года до настоящего времени губернатор является председателем комитета по бюджету и налогам Совета Федерации.

В 1994 году за вклад в проведение демократических преобразований и укрепление российской государственности указом Президента РФ награжден орденом “Дружбы”.

Состоял в КПСС, в августе 1991 года вышел из партии и из состава горкома. Помимо участия в создании “партии Руцкого”, К.А.Титов был одним из организаторов Движения демократических реформ. В 1994 году был членом политсовета партии “Демократический выбор России”. Весной 1995 года после событий, связанных с расколом партии в Самаре губернатор, не делая громких заявлений, вышел из ДВР. С мая 1995 К.А.Титов – заместитель председателя (В.С.Черномырдина) общественно-политического движения “Наш дом – Россия”.

В своей предвыборной программе К.А.Титов провозгласил, что его целями являются обеспечение граждан жильем, работой, вовремя выплачиваемой зарплатой, социальными гарантиями и гарантиями личной безопасности. Возможность решение этих задач кандидат видит в развитии производства. В своих предвыборных выступлениях губернатор подчеркивает, что наша область, входя в “пятерку” субъектов Федерации – лидеров по объему производства и в “тройку” – по перечислениям в федеральный бюджет, вправе рассчитывать на получение достаточных средств на содержание федеральных структур на территории губернии. Этому должно способствовать заключение договора между Центром и областью.

Валентин Степанович Романов родился в г.Валдае Новгородской области в 1937 году. В 1961 окончил Ленинградский политехнический институт имени Калинина, в 1974 – Высшую партийную школу при ЦК КПСС с отличием. От мастера по сварке, инженера по новой технике треста "Нефтехиммонтаж" быстро "вырос" до председателя горисполкома Новокуйбышевска, а затем – до заместителя председателя Куйбышевского облисполкома. С осени 1990 до августа 1991 года работал первым секретарем Куйбышевского обкома КПСС. С ноября 1993 года – заместитель начальника службы капитального строительства, а затем начальник отдела объединенной энергетической системы "Волгаэнерго". Кандидат исторических наук. По словам его соратников – человек идеи.

Валентин Романов в своей предвыборной кампании в первую очередь рассчитывает на поддержку пенсионеров, безработных, обманутых вкладчиков. Его агитация, скорее всего, будет основана на разоблачении существующего порядка.

Владимир Георгиевич Чупшев родился в 1940 году. В 1972 году окончил Тольяттинский политехнический институт.

С 1956 г. работал в строительных организациях г.Жигулевска и г.Тольятти, участвовал в строительстве Волжской ГЭС.

С 1982 года работал в Самаре директором заводов ЖБИ №7, ЖБИ №3, Домостроительного комбината Главсредневолжскстроя. В 1989 году назначен генеральным директором Самарского государственного предприятия “Экология”. Это предприятие занимается сбором и утилизацией, переработкой и захоронением промышленных и бытовых отходов.

Опыта в политике не имеет. Его предвыборная кампания на пост мэра Самары прошла незаметно, а результат был весьма неутешительным. Не обладает ни денежными средствами, ни поддержкой каких-либо групп населения.

1.2.    Выборы в Тольятти

Полным ходом идет подготовка к выборам 1 декабря главы местного самоуправления (мэра), депутатов городской думы и проведению городского референдума о названии города в Тольятти.

Срок выдвижения кандидатов на должность главы местного самоуправления закончился 27 октября, а претенденты на депутатские места должны заявить о себе до 6 ноября.

Выдвижение кандидатов на пост мэра преподнесло сенсацию. Неожиданно для многих о намерении баллотироваться заявил нынешний первый вице-мэр – глава городской администрации Николай Уткин. Это тем более неожиданно, что и нынешний мэр Сергей Жилкин, и Анатолий Степанов, глава администрации Центрального района города, между которыми предвкушалась основная борьба, уже заявляли, что в будущей мэрии Тольятти они не видят никого другого, кроме Николая Дмитриевича, в качестве своего первого заместителя. (Напомним, что в 1994 году поддерживаемый местным промышленным директоратом Н. Уткин проиграл на выборах мэра Тольятти С.Жилкину считанные сотни голосов).

Кандидатом на должность мэра выдвинут также Анатолий Морозов, депутат Государственной Думы (фракция НДР) от одномандатного Тольяттинского округа.

Конкурс в депутаты городской думы – 7 человек на место. Причем активное участие в выборах примут члены местной ЛДПР, выдвинувшие 7 кандидатов от партии (в том числе одну женщину).

1.3.    Малые города, сельские районы

Стали известны и основные соперники на выборах городских и районных органов местного самоуправления. Активную роль в кампании собираются принимать представители областной организации КПРФ.

27 октября закончился срок подачи подписных листов претендентов на должность мэров городов области. Предварительный анализ, основанный на итогах голосований по выборам Губернской думы (1994 г.), Государственной Думы (1995 г.) и Президента РФ (1996 г.), показывает, что главам администраций ряда средних и малых городов для сохранения своих постов придется приложить немало усилий.

Все они назначены на свои должности К.А.Титовым. Главы администраций Сызрани, Новокуйбышевска, Чапаевска в 1994 году были избраны в губернскую Думу. Наиболее высокий результат тогда получил глава Новокуйбышевска Александр Нефедов – 69,7% при четырех участниках. Глава администрации Сызрани Василий Янин набрал тогда 56,3% голосов при трех участниках. Глава Чапаевска Юрий Липченко получил всего 38% и опередил ближайшего соперника на 3,3%.

На президентских выборах нынешние мэры числились в команде Ельцина (хотя бы формально). В первом туре во всех малых городах победу одержал Зюганов. Во втором туре выборов избиратели Жигулевска, Сызрани и Отрадного отдали предпочтение Ельцину. Зато в других городах вновь со значительным отрывом победил лидер коммунистов. В Чапаевске его перевес составил 17,5%, в Кинеле – 15,5%, в Октябрьске – 13%, в Похвистнево – 12,5%. По логике вещей, избиратели, голосуя за оппозицию, выразили свое недовольство не только верховной, но и местной властью.

Кроме того, в каждом из перечисленных городов есть и локальные проблемы. В Чапаевске – это экология и судьба многочисленных предприятий ВПК. Октябрьск – лидер среди городов области по безработице. Экономика Кинеля и Похвистнево тесно связана с переработкой сельхозпродукции, и на настроении избирателей этих городов сказывается негативное отношение к реформам населения одноименных сельских районов. Вместе с тем специфика малых городов в том, что в любом из них практически нет людей, способных соперничать с действующим мэром – местные ресурсы слишком малы. [2]

Приближаются выборы глав сельских районов. Избиратели в большинстве своем, как показали президентские выборы, критически настроены по отношению к Б.Н.Ельцину и К.А.Титову. Так что главы администраций могут оказаться в сложном положении: губернатор будет требовать от них поддержки, а собственные интересы заставят дистанцироваться от главы обладминистрации.

Соперниками нынешних глав будут не только представители от КПРФ. Во многих районах известно о намерении удачливых коммерсантов и местных представителей структур нефтегазового комплекса выдвинуть свои кандидатуры. [3]

1.4.    Левая оппозиция перед выборами

Похоже, что коммунисты сделали выводы из поражений на президентских и городских самарских выборах.

В коалицию левых сил, ядром которой является КПРФ, входят объединение избирателей “За социальную справедливость”, Аграрная партия России (АПР), а в некоторых районах и ветеранские организации. Союз этот сложился уже давно. Вместе они отпраздновали победу на парламентских выборах 1995 года, вместе проиграли на выборах президентских. Парторганизации КПРФ есть во всех городах и районах области. Обычно численность коммунистов колеблется в сельском районе в пределах от 50 до 70 человек, а всего в областной организации насчитывается около 5 тысяч членов.

В настоящий момент “левые” отдают бесспорный приоритет выборам губернатора, а главным критерием отношения ко всем остальным администраторам, выходящим на местные выборы, является степень их близости к К.А. Титову.

Решения о том, кого из кандидатов поддержать на местных выборах, принимаются на пленумах горкомов и райкомов КПРФ, которые обычно проходят при участии членов обкома. Как правило, все вопросы обговариваются заранее и особых споров по конкретным кандидатам не возникает. После регистрации список поддерживаемых “левыми” кандидатов будет по традиции напечатан в “Трудовой Самаре”.

Предполагается, что “левые” выставят своих кандидатов почти во всех малых городах. Приемлемыми из числа действующих мэров признаются 2-3, среди которых – глава администрации Сызрани Василий Янин.

Вспомним, что на выборах в Самаре коммунисты не выставляли своего кандидата. (В мае, правда, начинали сбор подписей за первого секретаря горкома Михаила Маслянцева, но листов сдавать не стали). Не будет выдвинуто кандидатуры от левой оппозиции и в Тольятти, где позиции коммунистов слабее всего.

По традиции ресурсы представителей оппозиции на порядок уступают возможности действующего главы. Надежда левых на то, что в сельской местности и малых городах у населения сложилось устойчивое негативное отношение к нынешней власти. А значит, агиткампания действующих глав не даст желаемого эффекта.

Упор коммунисты делают, как обычно, на встречи с избирателями и изготовление – насколько это позволит партийная казна – листовок и плакатов. Мощным подспорьем должны стать выезды на периферию кандидата в губернаторы Валентина Романова и его доверенных лиц. Обычно встречи с ним проходят при полных залах.

Что касается кандидатов в депутаты, то их выдвижение будет проходить с учетом поражения на выборах в самарскую городскую думу: своих представителей “левые” выдвинули чуть ли не по всем округам, а выиграли из них только двое. Теперь принято решение поддерживать только тех, кто имеет реальные шансы на победу, не считаясь с личными амбициями желающих стать депутатами. [4]

2.    ЗАЩИТА ОБМАНУТЫХ ВКЛАДЧИКОВ – КОЗЫРЬ В ПРЕДВЫБОРНОЙ БОРЬБЕ

На протяжении нескольких лет не утихают споры вокруг проблемы защиты обманутых вкладчиков, чьи интересы пытаются отстаивать политические деятели различного толка.

На выборах в Государственную Думу баллотировавшийся в качестве независимого кандидата депутат самарской городской Думы, арбитражный управляющий тольяттинской фирмы-обманщицы “Никольская” С.Ю.Арсентьев активно использовал проблему обманутых вкладчиков. В сущности, его предвыборная программа исчерпывалась составленным им методом возвращения потерянных вкладов. Метод не был открытием, практически он уже использовался центром защиты прав акционеров и вкладчиков – организацией, возглавляемой А.Просвирниным, наиболее старой и многочисленной из всех существующих объединений обманутых вкладчиков. Так или иначе, К.А.Титов одобрил именно тот план, который предоставил Арсентьев, и с тех пор вся деятельность последнего санкционируется обладминистрацией и осуществляется как бы ее именем.

Заручившись такой поддержкой, С.Арсентьев при содействии другого депутата самарской городской Думы – А.Асанина создал областную ассоциацию общественных организаций “Защита прав вкладчиков и акционеров”, заняв в ней должность заместителя председателя. Новая организация занялась тем же, чем занимался А.Просвирнин: стала составлять собственный реестр обманутых.

Пошел навстречу обманутым вкладчикам и заместитель председателя Губернской думы Г.Лиманский. Он приветливо обходился с представителями организаций, не примкнувших к ассоциации А.Асанина, организовал слушания в губернской Думе, посвященные проблемам обманутых вкладчиков.

Когда стали актуальны выборы органов местного самоуправления Самары, страсти вокруг этой проблемы закипели с новой силой.

Очень кстати для Асанина и Арсентьева пришелся указ Ельцина, поощряющий государственную помощь пострадавшим от нечестных компаний. Обладминистрация учредила общественно-государственный фонд защиты обманутых вкладчиков. Для руководства им был создан попечительский совет, в который вошли два представителя администрации – председатель комитета по управлению имуществом области В.Мамигонов и А.Асанин.

Кандидат в мэры Самары глава администрации Ленинского района А.Белоусов, державший сторону Арсентьева и Асанина в их конфликте с главой городской администрации О.Сысуевым по поводу даты проведения выборов, организовал городской филиал этого областного фонда и подчеркивал это в своей предвыборной программе.

Между тем в организации Арсентьева-Асанина, которая, получив полное признание и даже немного денег от обладминистрации, была переименована в областной Союз защиты прав вкладчиков и акционеров, появилась группа недовольных. Лидером этой группы стал Ю.Гусаров, сформировавший собственную организацию, получившую название “Самарская городская общественная организация по защите обманутых вкладчиков и держателей ценных бумаг”. Она стала активно сотрудничать с региональным центром А.Просвирнина. И почти сразу же после этого с помощью кандидата в мэры Г.Лиманского создается областная конфедерация защиты прав обманутых вкладчиков, куда, кроме организаций Просвирнина и Гусарова, входят еще три организации. Не успев еще даже зарегистрировать свое объединение, его члены поспешили объявить о поддержке на выборах кандидатуры Г.Лиманского.

Вместе с тем, члены конфедерации начали поиск путей создания нового государственного учреждения, которое бы взяло их под свою опеку и составило бы альтернативу областному фонду. Депутаты городской думы и горадминистрация приняли решение о создании городского центра защиты обманутых вкладчиков.

А.Белоусов надеялся, что функции вновь создаваемого центра автоматически отойдут его городскому филиалу областного фонда, но администрация О.Сысуева поступила по-своему. Как кандидат в мэры, Олег Николаевич не мог отдать своему конкуренту такого важного козыря. Центр был создан меньше, чем за месяц до выборов при городском фонде имущества. А.Белоусов не признал городской центр, что стало причиной еще одного конфликта между ним и мэром О.Сысуевым.

Представители конфедерации, поддерживающей Лиманского, не вмешивались в новый конфликт Белоусова и Сысуева. Они выбирали, к какой из двух официальных организаций примкнуть со своим реестром, составлявшимся в течение трех лет, и содержащим, по словам Ю.Гусарова, 160 тысяч фамилий.

Для организации Белоусова, собравшей самостоятельно 30 тысяч фамилий, и организации Сысуева, имевшей лишь список из нескольких сотен фамилий, получить реестр конфедерации было весьма заманчиво. Но ее представители хотели обладать решающим голосом в том объединении, которое они в конце концов намеревались создать. Одновременно они предпринимали попытки подобраться поближе к областному бюджету и оттеснить от него Асанина. В достижении этой цели им помог, в обмен на предвыборную поддержку, Г.Лиманский. Он сумел найти общий язык с обладминистрацией и за неделю до выборов стал сопредседателем попечительского совета областного фонда.

Таким образом, политические амбиции стали причиной возникновения целого ряда новых организаций обманутых вкладчиков. В настоящее время никто не знает точного числа организаций, объединяющих обманутых вкладчиков. Кроме упоминавшихся выше, существует множество сообществ вкладчиков каждой отдельной фирмы, компании, ломбарда или банка, обманувших ожидания своих акционеров и клиентов. По разным оценкам, в Самарской области имеется от двух до трех десятков организаций. [5]

В предвыборной кампании ныне действующего главы обладминистрации проблемам вкладчиков также отведено почетное место. Принято постановление обладминистрации №96, в котором “определены конкретные пути решения проблемы”. Разработана областная программа по компенсации вкладов. Подготовлены реестры, в которые вошли около 80 тысяч вкладчиков. 25 октября при губернаторе начало работу постоянно действующее совещание по защите прав вкладчиков и держателей ценных бумаг. В его составе – заместители главы администрации, мэры, руководители налоговой инспекции и полиции, государственных финансовых структур и многочисленных обществ самих вкладчиков.

Губернатор заявил о предстоящем возмещении материального ущерба вкладчикам банков, признанных решением арбитражного суда банкротами. Это заявление прозвучало на заседании упомянутого совещания по защите интересов вкладчиков, проходившем при участии Г.Хасаева, первого заместителя главы обладминистрации, В.Мамигонова, председателя облкомимущества, В.Данилина, начальника управления ЦБ по Самарской области, А.Бахмурова, директора территориального агентства по делам о несостоятельности (банкротству). Речь шла о выделении из резервного фонда ЦБ 107 млрд. рублей на возмещение материального ущерба вкладчикам банков, признанных банкротами.

Предполагается, что наиболее активные выплаты по вкладам банки-банкроты начнут производить в ноябре-декабре 1996 года – непосредственно перед выборами губернатора.

Наконец, отметим, что поначалу, в 1994 г., когда проблема только возникла, многочисленная часть обманутых вкладчиков примыкала к акциям, организованным областным комитетом КПРФ, и требовала от руководства обладминистрации возместить ущерб за счет бюджета. Эта группа вкладчиков оформилась в общественную организацию защиты прав населения, которая существует и поныне, хотя заметно реже стала бывать на виду. На ее поддержку в предвыборной борьбе рассчитывает кандидат левой оппозиции В.С.Романов.

3.    ВАЗ НЕ БУДЕТ ПРИЗНАН БАНКРОТОМ

Угроза банкротства нависла в октябре над Тольяттинским автогигантом. Долг по налогам в 10 трлн. рублей, выплатить который предприятие не в состоянии, поставил ВАЗ на грань признания несостоятельным. В связи с этим остро встал вопрос о защите администрацией субъекта Федерации интересов региона, так как при реализации требований Минфина именно областные проблемы будут наиболее трудноразрешимыми. (Завод дает в Тольятти работу примерно 120 тысячам работников. Город целиком зависит от того, работает или нет автогигант. Кроме того, платежи АвтоВАЗа в бюджет области составляют весьма значительную его долю.)

К разрешению конфликта подключился глава обладминистрации. К.А.Титов направил письмо премьер-министру В.С.Черномырдину, в котором обвинил федеральные власти в злонамеренности и предложил до 1 января 1997 года приостановить взимание с АО “АвтоВАЗ” налогов и пеней по образовавшейся задолженности и списать все пени и штрафы, наложенные на это предприятие.

На заседании межведомственной балансовой комиссии при правительстве РФ было решено долг завода перевести в положение инвестиционного кредита.

4.    АКЦИИ ПРОТЕСТА ПРОФСОЮЗОВ

На очередном заседании Совета Федерации профсоюзов области предметом дискуссий стала дата проведения коллективных действий в рамках всероссийской акции протеста. Руководители профсоюза “Солидарность” посчитали, что выступление 5 ноября подверстано под празднование Октябрьской годовщины. В конце концов было принято решение о проведении осеннего наступления трудящихся в 4 этапа.

4 октября прошли митинги работников высшей школы и образования. Переговоры с главой администрации области, который переадресовал все претензии по недофинансированию высшей школы к правительству и дал понять, что самарские налогоплательщики не будут оплачивать одно и то же дважды, были малорезультативны. Губернатор указал на недостаточную активность ректоров и неиспользование ими в полной мере возможности решения своих финансовых проблем через Управление федерального казначейства по Самарской области. Удалось достигнуть договоренности лишь на льготные тарифы на коммунальные услуги для вузов. Тем не менее ректоры вузов заявили о своей поддержке К.А.Титова на предстоящих выборах.

С 10 по 25 октября прошли акции работников промышленных предприятий. Общеобластная акция с демонстрацией и митингом состоялась 24 октября. 5 ноября планируется провести либо еще один митинг, либо подвести итоги уже состоявшихся выступлений. Наплыв участников этих акций во многом будет зависеть от систематичности выплаты задолженности по зарплате, которая только за две первые недели октября выросла по области с 330 до 480 млрд. рублей [6].

5.    ВИЗИТЫ В САМАРУ

26 сентября Самару неофициально посетил бывший начальник службы безопасности президента Александр Коржаков, оказавшийся здесь благодаря личному приглашению Константина Титова. Первоначально планировалось участие генерал-лейтенанта Коржакова и личного тренера Б.Ельцина по теннису председателя Государственного комитета по физкультуре и спорту РФ Шамиля Тарпищева на церемонии поздравления самарских спортсменов, победивших на Олимпиаде в Атланте. Однако последний не приехал из-за занятости. В публичном чествовании спортсменов-олимпийцев, проходившем в Белом доме, московский гость не участвовал. Он появился лишь на приеме, устроенном в тот же день в городской резиденции К.А.Титова, где А.Коржаков держался в тени, как “один из гостей”. По словам губернатора они с Коржаковым хорошие знакомые и визит в Самару этого политика носит частный характер.

Непродолжительный визит в Самару в конце октября представителей общероссийского общественного движения “Честь и Родина” (ЧиР), возглавляемого А.И.Лебедем, волей случая совпал с обострением московских политических баталий, приведших к отставке секретаря Совета безопасности. В связи с этим визит московских гостей оказался довольно бледным и невыразительным.

Делегация во главе с руководителем секретариата движения “Честь и Родина” Юрием Шевцовым посетила Самару, заручившись формальным поводом – проведение семинара для представителей движения в российских провинциях Волго-Уральского региона. Политучеба последних проходила в самарском Доме кино и была отмечена приветственным посланием К.А.Титова ее участникам, оглашенным еще до известия об отставке А.И.Лебедя.

Внимание к посланцам ЧиР проявило также областное Народное движение, возглавляемое заместителем председателя Губернской думы Г.С.Лиманским. В ходе визита гости побывали на приеме у спикера Губернской думы Леона Ковальского, встретились с губернатором.

Интерес первых лиц обладминистрации к политическому движению А.И.Лебедя был вполне естественен. Однако приехавшие в Самару представители общественно-политической структуры, руководимой секретарем Совета безопасности России, покинули город миссионерами генерала в отставке. [7]

Источники

1. Титова поддерживают. // Самарские известия. – Самара, 1996. – 10 сентября. -№170. – С.1

2. Манаенков Г. Мэрам нескольких городов области предстоит нелегкая борьба за свои кресла. // Дело. – Самара, 1996. – 6 октября. – №37. – С.5.

3. Дело. – Самара, 1996. – 4 октября. – №35. – С.6.

4. Манаенков И. Коммунисты, кажется, сумели сделать выводы из прошлых поражений. //Дело. – Самара, 1996. – 25 октября. – №36. – С.5.

5. Катаев В. Защита обманутых вкладчиков – это искусство... побеждать на выборах // Дело. – Самара, 1996. – 16 сентября. – №31. – С.5.

6. Дело. – Самара, 1996. – 4 октября. – №35. – С.6.

7. Гаврюшенко А. Лебединая песнь над Самарой // Дело. – Самара, 1996 – 25 октября. – №38. – С.3.