Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Дамир Фаритов

(С использованием материалов Иргиза Темирханова)[1]

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

в октябре 1996 года

1.    Продолжение избирательной гонки

В октябре на передний план местной политической жизни вышли события и ситуации, связанные с подготовкой к выборам органов местного самоуправления на территории области. Избирательная кампания вступила в начальную стадию, на что наложилось еще и то обстоятельство, что ей достался "в наследство" значительный политический багаж, оставшийся от тех выборов, что были фактически отменены только что приступившим к исполнению своих обязанностей Дмитрием Аяцковым в апреле. Таким образом, происходившие в октябре пре-электоральные события условно могут быть поделены на две обширных категории: новая предвыборная кампания как таковая и адаптация к ней упомянутого наследства.

1.1.    Новые выборы: участники и обстоятельства

К концу октября в поле событий, связанных с предстоящими выборами местного самоуправления, обозначилось, условно говоря, три с половиной политических силы: во-первых, команда губернатора и согласующие с ней свою тактику избирательные объединения; во-вторых, оппозиционный губернатору левый блок "За народовластие"; и, в третьих, Саратовский земский союз. "Половиной" условно можно считать появившееся на местной политической сцене и тут же утратившее наблюдаемые характеристики объединение сторонников Александра Лебедя "За правду и порядок".

1.1.1.    Сторонники губернатора

Как и при подготовке прошлых электоральных кампаний, наиболее заметными на арене предвыборной борьбы в октябре оставались команда губернатора Дмитрия Аяцкова и ее многочисленные союзники. Губернаторский избирательный штаб, возглавляемый ближайшим соратником Аяцкова – вице-губернатором, первым заместителем председателя Правительства Саратовской области Вячеславом Володиным, не прекратил своего существования после победы на выборах, а превратился, по существу, в долговременную политическую структуру, взявшую на себя весьма заметную роль в начинающейся борьбе за мандаты депутатов органов местного самоуправления. На него легла задача формирования единого списка кандидатов, которых руководство действующего областного правительства хотело бы видеть победителями в предстоящей гонке, а также координация усилий многочисленных политических объединений-союзников.

Уже к началу месяца стало вполне очевидно, что команда губернатора намерена вновь выйти на выборы во главе обширной коалиции, сформированной по принципу "все против коммунистов". Основной список кандидатов, поддерживаемых этим безымянным объединением, разумеется, формировался в недрах губернаторского штаба. Однако к участию в нем были допущены кандидаты от еще нескольких политических структур. Наиболее крупной из них, пожалуй, следует считать Координационный совет демократических сил (КСДС), куда вошли местные организации движений "Выбор России", "Наш дом – Россия" и "Реформы – новый курс", партии "Демократический выбор России", "ЯБЛОКА", "Народного дома" и журналистского объединения "КЭП-информ". Практически все участники этой группировки в октябре провели без лишнего шума свои конференции, где одобрили курс на согласование предвыборных действий с губернаторской командой и заявили о намерении координировать с ней процесс выдвижения своих кандидатов. При этом только местная организация движения "Выбор России" обставила это решение какими-то, пусть чисто формальными, условиями: "выбороссы" сочли возможным в итоговом документе своей конференции напомнить губернатору о неоднократно выражавшемся им до победы на выборах намерении создать при его ведомстве Общественную палату, которая позволила бы действующим в области общественным объединениям участвовать в обсуждении и принятии областным правительством политически значимых решений (возможности, предоставляемые для такого участия работой в областной думе, куда большинству политических объединений не удалось прорваться на предыдущих выборах и не удастся еще год – до новых – явно кажутся руководству большинства политических структур области недостаточными). Реагировать на это напоминание губернатор не счел необходимым, да и сами напоминавшие более не возвращались к этой теме.

Еще один "клуб сторонников губернатора" заявил о своем существовании 8 октября, когда в конференц-зале Саратовской мэрии состоялась учредительная конференция областной организации движения "За правду и порядок", которую вел лидер саратовской организации Конгресса русских общин Виктор Федотов.

В начале заседания, после показа фильма, рекламирующего Александра Лебедя и его деятельность, была зачитана декларация о формировании движения, подписанная представителями объединения "Честь и Родина", КРО и ДПР. Из текста декларации явствует, что все они особое значение придают задаче поддержки единых кандидатов в ходе любых электоральных кампаний – прежде всего, на ближайших выборах органов местного самоуправления в Саратовской области и на следующих президентских выборах в РФ (во втором случае, естественно, имелся в виду Александр Лебедь, к программным принципам которого создатели движения возводили слова "правда" и "порядок", украсившие их флаг).

Выступавшие подчеркивали, что оформление движения в российских масштабах символизирует завершение переломного периода в истории РФ – народ отвернулся равно и от левых, и от радикал-демократов, отдав предпочтение "третьей силе", политическому центру (подтверждением чего, по мнению организаторов конференции, следует считать третье место Лебедя на российских президентских выборах и победу "хозяйственника" Дмитрия Аяцкова на саратовских губернаторских).

Декларация оставлена открытой для подписания, чем воспользовались, заявив о желании присоединиться, областной Фонд Петра Столыпина (его на встрече представлял вице-спикер областной думы Вячеслав Мальцев, назвавший появление альтернативы противостоянию КПРФ и "партии власти" "довольно серьезным историческим событием"), Ассоциация беженцев и вынужденных переселенцев и одно из ответвлений саратовского казачества. Присутствовавший лидер местной организации "ЯБЛОКА" Анатолий Родионов сообщил, что не уполномочен делать заявления о членстве, но приветствовал новый блок, отметив, что поддержка Лебедя "явлинцами" и в Центре, и в регионах России не является случайным эпизодом.

В ходе конференции ее участники особо коснулись темы предстоящих выборов в органы местного самоуправления. Было сообщено, что члены союза на базе избирательного штаба губернатора уже приступили ни больше, ни меньше, как к формированию нового координационного центра по проведению упомянутых выборов.

Все это выглядело довольно забавно в контексте того, что ранее, как уже говорилось выше, о намерении координировать действия в рамках кампании с командой губернатора заявили политические объединения, традиционно носящие лэйбл "чисто демократических" и даже относимые членами новообразованного союза к "радикально-демократическим" (идеологию которых, по прозвучавшим на конференции утверждениям, народ уже отверг). Таким образом, саратовская "третья сила" уже при рождении недвусмысленно пошла на союз с одной из двух других. Еще же точнее, координация усилий всех или почти всех избирательных объединений, кроме коммунистического, из единого центра просто профанировала принцип "третьей силы" и уже почти полностью лишила в масштабах области смысла само понятие партийности.

Впрочем, следует заметить, что "третьей силе" в Саратовской области недолго суждено было оставаться заметным явлением. Вскоре после конференции Александр Лебедь был отстранен с поста секретаря Совета безопасности, что, видимо, сильно охладило пыл как самих его местных сторонников, так и прагматичных кураторов из областного правительства. Новых публичных проявлений движения "За правду и порядок" в Саратове не отмечалось.

Зато "отметились" другие союзники Дмитрия Аяцкова – движения "Наш дом – Россия" и Российский союз офицеров запаса. На конференции РСОЗ стало совершенно очевидным интересное обстоятельство, существование которого, впрочем, можно было предположить и ранее: внутри губернаторской команды обнаружилась "конкуренция за статус". Явствует это из простейшего арифметического наблюдения: сумма всех кандидатов, выдвинутых членами КСДС и РСОЗ, скажем, в Представительное собрание Саратова (даже если не учитывать гипотетически существующих кандидатов от движения "За правду и порядок"), несколько больше, чем количество разыгрываемых депутатских мандатов. Каким образом общее число претендентов будет приводиться в соответствие с реальностью – пока не ясно, но представляется наивным предполагать, что губернатор допустит конкуренцию между членами собственной "группы поддержки".

Некоторые конфликты внутри команды союзников губернатора имеют место и по другим вопросам. Так, хотя в рамках КСДС формально и заключена договоренность о ведении согласованной избирательной кампании, это не погасило имеющих давнюю историю трений между руководством входящих в этот блок областных организаций движения "Выбор России" и партии "Демократический выбор России". В частности, после того, как саратовский "Выбор России" выступил с идеей использования для формирования кандидатских команд института Клубов-семинаров кандидатов в депутаты (этот институт, изобретенный саратовскими демократами во времена единства, хорошо зарекомендовал себя в ходе электоральных кампаний прежних лет), руководство ДВР поспешило претворить эту идею в жизнь раньше соперников и, по существу, полностью перехватило инициативу в этом вопросе в большинстве районов области – к вящей обиде "выбороссов".

Отдельный конфликт разразился в саратовском "ЯБЛОКЕ", никогда, впрочем, не отличавшемся внутренним благополучием. Ранее это политическое объединение долгое время существовало под знаком раздора между двумя претендующими на первенство группировками – одну из них возглавлял молодой социал-демократ, исполнительный директор регионального отделения движения "Выбор России" Денис Ястребов, вторую – лидер областного Профсоюза работников свободного труда, депутат облдумы Александр Жаворонский. Центральное руководство периодически их примиряло (каждый раз ненадолго). Весной под давлением центрального руководства "ЯБЛОКА" произошло очередное примирение, принесшее, однако, большинство в политсовете организации сторонникам Ястребова. Председателем был избран не замешанный в распрях Анатолий Родионов – проректор Саратовского госуниверситета им.Чернышевского. Однако теперь конфликт возник уже между сторонниками Ястребова и Родионовым. Причиной его довольно отчетливо стало то обстоятельство, что Родионов, при всей его политической неопытности, пытается добиться для "ЯБЛОКА" самостоятельного статуса на региональной политической арене. Ястребов же заинтересован в сохранении "ЯБЛОКА" как "призрачной структуры", не предпринимающей самостоятельных политических шагов, лейбл лидера которой (формального или неформального), однако, усиливает его собственные позиции в "Выборе России".

"Внутрияблочный" конфликт принял гласный характер после появления в газете "Саратов" (где политическим обозревателем работает один из сторонников Ястребова Юрий Чернышов) заметки, по существу обвиняющей Родионова в бездеятельности, отсутствии политической воли и др. Вне газетных полос сторонники Ястребова инкриминировали Родионову множество других тяжких грехов, никак не согласующихся с понятием "бездеятельности", в частности – его присутствие в президиуме и выступление на учредительной конференции объединения "За правду и порядок". По их мнению, в зале имели место "фашисты" (в заднем ряду действительно сидело в качестве наблюдателей одиннадцать членов РНЕ), и появление лидера саратовских "явлинцев" в таком месте было поступком непростительным, несмотря на чисто дипломатический его характер. Однако окончательно разрешение конфликта наступит только в ноябре, на областной конференции, которой будет предшествовать оглашение позиции центрального руководства "ЯБЛОКА".

В целом же сторонники губернатора подошли к моменту выдвижения кандидатов, сохраняя формальное единство рядов. 16 октября состоялся своего рода смотр сил – встреча первого заместителя главы правительства Саратовской области Вячеслава Володина с представителями поддерживающих губернатора партий и движений. Среди присутствовавших преобладали члены политических объединений, входящих в КСДС. Помимо них, присутствовали представители РСОЗ, ветеранских организаций, немецкого общества "Хаймат" и некоторых других общественных объединений.

Речь, прежде всего, шла о совместных действиях. Володин подчеркнул, что областная администрация не намерена диктовать соратникам условия, добиваясь поддержки только своих выдвиженцев. Он призвал союзные организации выдвигать собственных представителей, способных в дальнейшем продуктивно работать в качестве депутатов, и обещал таким кандидатам всяческую поддержку. В ходе встречи Володин делал особое ударение на конструктивности позиции, занимаемой сторонниками губернатора. Так, в числе ближайших их намерений упоминалось проведение консультаций с представителями оппозиции – которые, впрочем, так и не состоялись (областное руководство КПРФ даже выразило недоумение по поводу этих намерений, сообщив, что с ним в переговоры никто не вступал).

Имели место и "занятия по строевой подготовке": 29-31 октября в Саратове прошел семинар, организованный исполкомом федерального совета движения "Наш дом – Россия" и исполкомом регионального отделения этого же движения. Формально он предназначался для кандидатов в депутаты органов местного самоуправления, их доверенных лиц и актива саратовской организации НДР. Кроме того, на мероприятие были приглашены представители союзников по КСДС. Семинар проводился в форме деловой игры, в ходе которой участники познакомились с практикой формирования плана избирательной кампании и предвыборной программы кандидатов, а также с методикой подготовки публичных выступлений. Вели его специально прибывшие из Москвы специалисты, причем в ходе встречи так и не было уточнено, приглашались ли они в индивидуальном порядке, либо же все представляли некую структуру, с которой была заключена соответствующая договоренность – во всяком случае наличие такой структуры не рекламировалось.

По мнению руководителя отдела Поволжских регионов исполкома совета НДР Н.Аминова, состав участников встречи отличался высокой компетентностью и хорошей практической подготовкой, что, по его мнению, свидетельствует о положительных традициях проведения выборных кампаний местным отделением движения. На гостей семинара организация и уровень его проведения также произвели самое благоприятное впечатление, хотя некоторые из них и отметили тот факт, что кандидаты и доверенные лица здесь имелись в единичном количестве, преобладали же активисты политических организаций – членов КСДС; зато среди участников встречи присутствовали два председателя участковых избирательных комиссий и два члена комиссий территориальных.

И все же бросается в глаза, что нынешняя кампания по своим масштабам намного уступает двум предшествующим. Похоже, что на ее проведение "по старым правилам" просто нет средств. Поэтому основной упор делается на вовлечение в работу чиновников исполнительной власти и партийных активистов из союзных губернатору организаций. Проблема, однако, осложняется тем, что во многих районах обозначилось присутствие собственных локальных группировок, заинтересованных во власти. В городе-спутнике Саратова Энгельсе, например, такую группировку сформировал депутат облдумы Вячеслав Мальцев, выставивший "своих" кандидатов практически во всех округах. Похожая ситуация может сложиться и в тех районах, где авторитетные местные лидеры ранее отклонили предложение губернатора возглавить администрации, надеясь на победу в выборах мэра или районного главы (что дало бы им неизмеримо больший уровень самостоятельности), которые, как оказалось после внесения поправок в местное избирательное законодательство, не состоятся. Тем не менее, по имеющимся на сегодня сведениям, уже составлены полные списки "официальных" кандидатов по всем округам области и готовятся необходимые меры для их "поддержки".

1.1.2.    Коммунисты

Единственной крупной силой, намеренной противостоять на этих выборах команде губернатора, вновь оказалась КПРФ и ее союзники из блока "За народовластие", выдвигающие своих кандидатов в депутаты органов местного самоуправления практически в каждом округе. Однако эта сила заметно деморализована поражением на губернаторских выборах и ведет себя довольно пассивно. Из поведения коммунистов можно понять, что они окончательно утратили надежду добиться не то что равноправия кандидатов, но хотя бы проникновения своих выдвиженцев в официальные СМИ и действовать намерены, опираясь только на свои силы и приняв подчиненность своего положения. Однако и здесь им придется столкнуться с рядом проблем. Так, их собственная газета "За народовластие" лишилась главного источника финансирования – Союза товаропроизводителей Саратовской области, лидер которого Валерий Слепов был приближен к губернатору и теперь сотрудничает с его командой. Тот же Союз долгое время являлся и главным источником финансов для всей областной организации КПРФ – потеря его уже дала знать о себе на прошедших губернаторских выборах, но с тех пор ситуация с финансированием кампаний КПРФ только стала еще безвыходнее.

Единственным крупным событием в жизни местных коммунистов в октябре стал состоявшийся 19-20 октября в областном Доме знаний представительный семинар активистов КПРФ. На него прибыли партфункционеры, работающие в должности секретарей республиканских, областных, городских и районных комитетов партии шести регионов Среднего и Нижнего Поволжья (включая Республику Калмыкию, Астраханскую, Волгоградскую, Пензенскую, Саратовскую и Самарскую области), а также депутаты Госдумы от КПРФ во главе с Алевтиной Опариной и группа членов ЦК, возглавляемая 1-м заместителем Зюганова Валентином Купцовым. Обсуждались текущие вопросы партийного строительства: работа с молодежью, трудовыми коллективами негосударственных предприятий и организаций, участие в местных выборах и консолидация Народно-патриотического союза России.

По понятным обстоятельствам представители СМИ на семинаре не присутствовали, да коммунисты и не позаботились об оповещении даже тех из них, кто все-таки мог бы прийти.

1.1.3.    Саратовский земский союз

Правлением Саратовского земского союза (СЗС) в середине октября было распространено заявление, касающееся участия этой политической организации в предстоящих выборах местного самоуправления.

Как явствует из текста, СЗС намерен принять участие в этих выборах "для пропаганды идей местного самоуправления по типу земского", обеспечив выдвижение одиннадцати своих кандидатов по округам Саратова, а в прочих округах оказывая поддержку тем кандидатам, которые "практическими делами реализуют идеи соборности и землячества, самоуправляемости, инициативности и ответственности народа". Одновременно Союз выступит против кандидатов от "демократических и псевдопатриотических" партий, "внешне поддерживающих идею местного самоуправления, а на самом деле разрушающих все основы государственности России". К таким партиям "земцами", в частности, отнесены партия "Демократический выбор России", ЛДПР, объединение "За правду и порядок".

СЗС также поддержал принятие Устава города Саратова – но только при условии внесения в него корректив, "позволяющих жителям города реально участвовать в местном самоуправлении".

Полностью текст заявления опубликован в еженедельнике "Земское обозрение", которому СЗС рекомендовал подробно освещать ход предвыборной кампании и выборов и оказывать поддержку тем кандидатам, чья предвыборная платформа совпадает с программой Союза.

Принятие СЗС данного заявления означало неожиданное включение в избирательную борьбу новой самостоятельной силы. Таким образом оказалась разрушена схема полярного противостояния, где полюсами являлись блок "все против коммунистов" (с ключевой ролью в нем команды губернатора) и сами коммунисты. Нужно отметить и то, что на губернаторских выборах СЗС поддерживал кандидатуру Аяцкова – теперь же он открыто отказался от дальнейшего союза с руководством области. Вероятнее всего, это изменение курса связано с полным отсутствием позитивных для СЗС и его лидеров последствий от оказанной поддержки.

1.2.    Выборы в городское собрание Саратова: кандидаты "первой волны"

С 29 октября в Саратовской области официально началось выдвижение кандидатов для участия в выборах органов местного самоуправления. Однако, в Саратове (как и в ряде других районов и городов области), помимо новых претендентов, которым еще предстоит собрать подписи, дающие право на участие в выборах, это право автоматически получили все, кто намеревался участвовать в отмененных выборах местного самоуправления в апреле этого года и собрал необходимое число подписей еще тогда.

По данным городской избирательной комиссии Саратова, всего для участия в апрельских выборах было выдвинуто ровно 150 кандидатов, однако подписи в свою поддержку собрали лишь 113. Это, однако, не означает, что все они примут участие в предстоящих выборах. Так, заметную долю здесь составляют бывшие работники административных органов, после смены областного руководства утратившие свои посты. Вполне вероятно, что часть этих людей теперь покинет политическую арену. Имели место и противоположные перестановки, которые, впрочем, вполне в состоянии привести к тому же результату.

Среди зарегистрированных кандидатов велико число выдвинутых политическими и общественными организациями. Особенно много выдвиженцев КПРФ, Союза офицеров запаса, Союза местного самоуправления, движения "Трудовой Саратов", ЛДПР. Теперь же, по мнению сотрудников горизбиркома, возрастет и активность организаций правой части политического спектра – таких, как движение "Выбор России".

Особое место в "апрельском наследстве" занимает четверка зарегистрированных кандидатов на пост мэра Саратова: экс-кандидат в губернаторы от КПРФ Анатолий Гордеев, бывший мэр Саратова Александр Маликов, бывший вице-спикер облдумы, ныне вице-губернатор Вячеслав Володин и крупный предприниматель, лидер саратовской организации ДВР Владимир Родионов.

Из них изначально ситуация была ясна только с Володиным – получив пост вице-губернатора, первого зама председателя правительства Саратовской области, он явно не собирался в ближайшее время участвовать в каких бы то ни было выборах. Довольно быстро определился Родионов – решив продолжить борьбу, он выдвинул свою кандидатуру в горсобрание по одному из центральных округов. Постепенно обнаружились и намерения Маликова. Бывший саратовский мэр не стал конкурировать со своим преемником и принял решение вернуться в Энгельс, мэром которого он побывал, прежде чем стать мэром Саратова. Здесь его кандидатура выдвинута в местное представительное собрание, однако пока еще не известен номер округа – возможно, имело место параллельное выдвижение Маликова сразу в нескольких местах.

По поводу намерений Гордеева долгое время поступали противоречивые слухи. Товарищи по партии рекомендовали ему включиться в борьбу на самых выгодных условиях, но он на протяжении нескольких недель не давал окончательного согласия. И лишь к концу октября Гордеев заявил об отказе от участия в нынешней кампании. Как утверждают коммунисты, причиной стали его усталость, разочарование и "обида на избирателей". Сам бывший претендент на пост губернатора сейчас избегает контактов с политиками и прессой, явно не желая говорить о своих дальнейших намерениях.

1.3.    Мэр Саратова

На конференции областной организации Российского союза офицеров запаса, состоявшейся 30 октября, ее участники поддержали выдвинутое в ходе заседания предложение о том, чтобы внести в списки выдвигаемых от РСОЗ на выборах органов местного самоуправления кандидатов нынешнего мэра Саратова Юрия Аксененко, намеренного баллотироваться в депутаты саратовского Городского собрания (округ не уточнялся).

В те же дни состоялись "собрания трудовых коллективов" нескольких районных администраций Саратова, на которых Аксененко также был выдвинут кандидатом в депутаты Горсобрания. Пока не известно, где именно станет баллотироваться мэр, поскольку в разных администрациях его выдвигали кандидатом по разным округам. Как предположил в беседе с вашим корреспондентом сотрудник одной из администраций, делается это, "чтобы сбить врага (т.е. коммунистов – Д.Ф.) с толку".

Одновременно в мэрии Саратова реанимировано избирательное объединение, созданное весной для ведения избирательной кампании Володина. Теперь оно поддержит мэра и согласованный с губернатором список кандидатов по всем городским округам.

2.    Местные референдумы

Помимо выборов в органы местного самоуправления, на 22 декабря этого года назначена также серия локальных референдумов.

Необходимость их проведения возникла в связи с несколькими довольно щекотливыми обстоятельствами. Так, прежде всего, ни один город/район Саратовской области до сих пор не располагает собственным уставом, между тем как в ближайшее время новоизбранные органы местного самоуправления приступят к работе – и окажется, что деятельность их на местном уровне ничем не регламентирована. Поскольку такая ситуация чревата самыми разнообразными негативными последствиями – как правовыми, так и бытийными – руководство области решило поспешить и подстраховаться, приняв-таки уставы прежде, чем упомянутые органы приступят к работе. Однако областная дума не рискнула взять всю ответственность законотворца на себя, а местные администрации не обладают полнотой законотворческих полномочий по закону. Поэтому было решено, что на основе утвержденных облдумой региональных нормативных актов уставы будут разработаны местными администрациями, но утверждаться они будут всенародным голосованием на референдумах. Хотя формально в каждом районе на референдум выносится на голосование свой проект устава, в действительности все они весьма схожи между собой, представляя легкую адаптацию (в основном путем вписывания географических названий) разработанного областной думой типового устава муниципального образования Саратовской области.

Кроме того, голосование состоится и по еще одному вопросу. Уже достаточно давно в Саратовской области начался процесс слияния в единую структуру администраций района и соответствующего райцентра. После прихода к власти Аяцкова этот процесс принял обвальный характер и фактически завершился. Однако директивным порядком этот процесс осуществлялся только до тех пор, пока речь не пошла о том, что такой объединенной администрации должен соответствовать и объединенный представительный орган местного самоуправления – благо, что и глава у них по новому варианту областного законодательства должен быть общий. Однако такое слияние означает существенное сужение избирательных прав граждан и общее изменение структуры местного самоуправления. Поэтому в каждом районе состоится и референдум по вопросу о слиянии самоуправленческих структур. Однако насколько формально подходят областные власти к этому референдуму, вполне явствует из того факта, что одновременно с ним уже проводятся выборы в уже ОБЪЕДИНЕННЫЙ орган местного самоуправления. Чиновники администрации и облизбиркома даже не имеют представления, как они будут действовать, если вдруг хотя бы в одном из районов население проголосует против объединения – ведь тогда уже прошедшие здесь выборы придется немедленно признать несостоявшимися; одновременно возникнет и вопрос о судьбе объединенной администрации, а также об исполнении на территории района нормы областного законодательства о совмещении постов главы местной администрации и органа местного самоуправления. Когда на одной из пресс-конференций облизбиркома этот вопрос был поставлен прямо, ответить на него не сумел никто.

Однако дополнительные трудности возникли из-за самой процедуры проведения референдумов. Собственной нормативной базы, которая регламентировала бы этот процесс, в области к октябрю просто не существовало, поэтому подготовка к референдуму была начата отчасти на основе имеющихся норм российского законодательства, отчасти по экстренно принятым кое-где (например, в самом Саратове) администрациями временным нормам.

В результате 22 октября на 33-м заседании областной думы именно вопрос "О заключении губернатора Саратовской области на Закон Саратовской области "О референдумах в Саратовской области"" вызвал самую бурную дискуссию, ставшую следствием исключительно всех предшествующих этому моменту метаний и неразберихи. Вернее, сам вопрос сомнений не вызывал – с непринципиальным (как, впрочем, откровенно непринципиальным для местной политики представлялся и сам закон) поправками губернатора были согласны все, и оставалось только голосовать. Но неожиданную активность проявил первый вице-премьер областного правительства Вячеслав Володин. Смысл его выступления сводился к тому, что необходимо к двум пунктам постановления думы (о внесении поправок губернатора и о направлении закона все тому же губернатору для окончательного подписания и обнародования) добавить третий, записав, что закон вводится в действие с 1 января 1997 года – ибо подготовка к референдумам в отсутствие закона уже идет в некоторых населенных пунктах (в том числе и в Саратове) полным ходом, и проводится она в соответствии с законом российским, в котором предусмотрен сбор подписей 5% населения территории для проведения референдума. Областной же закон устанавливает более высокую планку в 10%. Чтобы не срывать проведенные приготовления и сэкономить деньги, заявил Володин, необходимо отложить введение закона в действие. Большинство депутатов от такой постановки вопроса, по всей видимости, растерялось, учитывая присутствие на заседании губернатора, хранившего молчание, несмотря на все попытки ораторов апеллировать к нему. Депутат Олег Карпов, попавший в думу по списку ДПР, заявил, что проводимые в ряде территорий области действия по подготовке референдумов незаконны, так как по закону (российскому) подобные действия могут производиться только после опубликования положения о местном референдуме, чего сделано не было. И предложение Володина, по мнению Карпова, направлено на "дальнейшее продолжение того беспредела, который творится на местах".

Далее Володину депутатами было указано на: во-первых, право губернатора решать, когда закон будет введен в действие, во-вторых, несоответствие регламенту думы его предложения (дума при рассмотрении поправок губернатора к ранее принятому закону имеет право только согласиться или не согласиться с изменениями и отправить закон на окончательную подпись). Все это вызвало негодование Володина, особенное же возмущение вызвало у него поведение спикера думы Александра Харитонова, который, по его мнению, попирал его права депутата, не имея на это полномочий – он тоже депутат, хотя и председатель думы (в кулуарах Володиным была произнесена фраза: "Это безобразие! Так себя даже Головачев (В.Г.Головачев, экс-представитель Президента РФ по области, будучи в 1990-1991 гг. председателем Саратовского горсовета, в своих интересах демонстративно попирал регламент. Володин политическую карьеру начинал в горсовете. – Д.Ф.) не вел."). Наконец, вмешался губернатор, заявивший, что необходимо с уважением относиться к каждому депутату, "какую бы должность тот ни занимал", и высказавший пожелание, чтобы депутаты работали в соответствии со своим основным законом – регламентом, ибо Саратовская область должна показать всей России, что здесь четко соблюдаются все законы – и федеральные, и местные. На этом дискуссия была прекращена и закон был принят. Однако осталось неясным, когда же губернатор будет вводить его в действие. Вопрос этот был прояснен несколько позже – явно после взаимных консультаций губернатора и Володина, поскольку дата окончательного введения закона была все же определена с учетом пожеланий последнего. Развитие же ситуации с подготовкой к референдуму на местах продолжилось по-старому – как бы в отсутствие местной правовой базы.

3.    Органы власти

3.1.    Первое заседание правительства области

24 октября состоялось первое заседание правительства Саратовской области. Открывая заседание, губернатор – председатель правительства Дмитрий Аяцков назвал происходящее историческим моментом и сообщил, что создание в области новой структуры управления нашло понимание в федеральных органах власти, и что причина этой реформы – не в желании отдать дань моде и не в стремлении отделиться от России. Действительная цель, по словам губернатора, – поднять жизненный уровень и создать социальные гарантии для граждан. При этом Дмитрий Аяцков подчеркнул, что работа правительства будет строиться на ответственности всех его членов и в первую очередь – министров.

Мысль о персональной ответственности высших должностных лиц звучала как рефрен высказываний губернатора на протяжении всего заседания при обсуждении всех вопросов: о формировании областного бюджета на 1997 год; о работе пенсионного фонда области; о рынке ценных бумаг; о подготовке общественного транспорта к работе в осенне-зимний период.

Особо остро были поставлены два первых вопроса. Причем наибольшая обеспокоенность за судьбу финансового состояния региона и благополучие пенсионеров прозвучала даже не в отчетах министра финансов Павла Большеданова и управляющего региональным отделением Пенсионного фонда Сергея Коннова, а в выступлениях губернатора и его первого зама Вячеслава Володина. Что касается первого вопроса, то Володин предложил заслушивать отчет министров на каждом заседании правительства, а Аяцков обещал, что члены правительства возложат на себя ответственность уже тем, что каждый из них распишется за свою расходную и доходную строку в бюджете.

Выслушав доклад управляющего областным Пенсионным фондом, губернатор сказал, что так и не услышал ничего о том, как же эта структура собирается работать с руководством предприятий всех форм собственности, чтобы поднять реальный процент получаемых ею налоговых отчислений с 50 до 100. "Я крайне недоволен вашей работой", – заключил Аяцков.

Как было сообщено, в дальнейшем заседания правительства будут проходить регулярно – во 2-й и 4-й четверги каждого месяца. Местом их проведения пока будет Малый конференц-зал, а в дальнейшем, как пообещал губернатор, – специально оборудованное по последнему слову техники помещение.

3.2.    Областная дума

3.2.1.    Заседания

22 октября состоялось 33-е заседание Саратовской областной думы. Повестка дня, содержавшаяся в распоряжении ее председателя Александра Харитонова от 16 октября и состоявшая из 20 пунктов, выросла до 28 в проекте, розданном явившимся на заседание депутатам, в итоге же было рассмотрено 34 вопроса. На заседании были приняты во втором чтении Законы Саратовской области "О правительстве Саратовской области" (с поправками правительства), "Лесной кодекс Саратовской области", "Об иммунопрофилактике населения", "О защите растений", были согласованы кандидатуры на должности двух судей Саратовского областного суда (И.Кочетков и Т.Пункина), судьи Ленинского районного суда Саратова (А.Пуговкин) и Октябрьского районного суда Саратова (В.Шевцов). Были внесены поправки (редакционного характера) в Законы "О местном самоуправлении в Саратовской области" и "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области". Также был утвержден перспективный план подготовки нормативных актов думы на 1996-1997 гг. Депутаты особо отметили, что неоднократные обращения в правительство области с просьбами внести свои предложения в этот план так и остались без ответа.

Обсуждение вопроса о проекте Закона Саратовской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Саратовской области "О бюджете областного дорожного фонда на 1996 год"" выявило интересный факт. Основным содержанием этого закона фактически является пункт о переведении 8 млрд руб. из статьи "Строительство подходов к мосту от магистральной автодороги" (речь идет о строящемся мосте через Волгу) в статью "Долевое участие в ремонте и содержании улиц с транзитным движением в городах и райцентрах и плата за отводимые и занимаемые земли в соответствующих районах", направив эти деньги на путепровод и транзитные дороги в Саратове.

На естественные вопросы депутатов о том, зачем это нужно, и как это отразится на работах по сооружению моста через Волгу, поступили пояснения, что поскольку наступает зима, то дороги строить не время – лучше часть средств направить в город, где они нужнее, а на строительстве моста это существенно не отразится.

Точки над i расставил губернатор, который пояснил, что за торжественно введенный в эксплуатацию 1 июля – ко второму туру президентских выборов – путепровод в Заводском районе его строители до сих пор не получили денег, и необходимо им заплатить хотя бы часть. После этого разъяснения вопросов более не возникало, и постановление было принято.

В этот же день заседание закончилось, но думцы решили собраться еще раз через неделю, чтобы рассмотреть два важных вопроса – о статусе поселка Шиханы и о многострадальном законе "О государственной службе в Саратовской области" (оба они были внесены в повестку дня в самом начале заседания, и, как выяснилось, с нарушениями регламента их прохождения).

Через неделю закон был принят, а Шиханы получили, несмотря на откровенную правовую недоработанность вопроса, статус населенного пункта областного подчинения. Последнего шиханское руководство добивалось с единственной целью – чтобы впредь бюджетные деньги поступали сюда, минуя Вольский район, который, по прозвучавшему на сессии думы мнению, не передает шиханцам все то, что им причитается.

3.2.2.    Слушания по проблеме снабжения медикаментами

25 октября состоялись слушания по проблеме лекарственного обеспечения населения области, организованные комитетом Саратовской областной думы по здравоохранению и экологии.

В розданном участникам слушаний проекте итогового документа, озаглавленном "Рекомендации слушания", организация лекарственного обеспечения населения области была охарактеризована как крайне неудовлетворительная, причем без какой бы то ни было расшифровки, в чем именно состоит неудовлетворительность (в приложенных таблицах цен на основные препараты по области, Москве и Санкт-Петербургу кардинальных отличий в уровне цен не было, а почти двукратное возрастание за последнее время числа аптек является фактом общеизвестным). Основной же текст проекта рекомендаций – проект коренной реорганизации системы лекарственного обеспечения, заключающийся в выведении из подчинения Министерства здравоохранения области Управления обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, "придав ему статус отраслевого органа Управления фармацевтической службы (Комитет фармации), подчинив его напрямую заместителю председателя правительства области, министру труда и социального развития и наделив его правами единого контролирующего, организующего, координирующего, лицензирующего... органа".

Сделавшая доклад начальник управления лекарственного обеспечения министерства здравоохранения области Т.Белоножко рассказала о структуре лекарственного рынка области. По ее словам, общий оборот лекарственных средств в прошлом году составил 400 млрд руб., из них через розничную сеть реализовано лекарств на сумму около 150 млрд руб. Количество участников рынка на сегодняшний день – около 800 субъектов (в 1992 году – лишь 420). Г-жа Белоножко заявила, что монополизации рынка нет, но он "делится согласно платежеспособности". То есть количество товара, проходящее через государственные учреждения – около 60%, а через негосударственные – 40%. Сложившуюся в области ситуацию, по мнению докладчика, можно обрисовать так: отсутствие квалифицированных специалистов, могущих производить закупки, информационный хаос, усугубляющийся присутствием на рынке около 200 оптовых поставщиков (а также прямых поставщиков лекарств из-за рубежа, что привело к наличию в продаже более 6.000 наименований импортных лекарств – в 2,5 раза больше, чем отечественных, причем среди новых наименований огромен процент синонимов), отсутствие в госсекторе профессиональной маркетинговой и информационной служб. Главная же проблема – огромный долг государственным аптекам за препараты, отпускаемые по льготным рецептам (на сегодняшний день он составляет 1,5 млрд руб.), что приводит к дестабилизации их работы.

Выход, по мнению г-жи Белоножко, заключается в налаживании практической деятельности госслужб, в первую очередь – подготовки стандартов лечения для всех видов заболеваний и формирования на их основе государственного заказа на закупку лекарственных средств. По номенклатуре, не входящей в госзаказ, уместна "цивилизованная конкуренция и полная информация плюс контроль от начала до конца".

Выступивший следом заместитель председателя комитета по бюджету облдумы Александр Тимошок привел другие цифры: по его мнению, общий объем рынка лекарственных средств составляет около 300 млрд руб., из которых доля розничной торговли – 100 млрд. Как заявил депутат, корень всех бед – ошибки прошлого руководства области, приведшие к ослаблению роли государства на лекарственном рынке, то есть: неоправданное разобщение деятельности аптек, лечебно-профилактических учреждений и складов, разделение функций лицензирования и контроля (в пример приводились случаи, когда главные врачи просто не пускали проверяющих, заявляя, что они не подчиняются фармацевтическим службам), сокращение числа госаптек и аптечных пунктов в сельской местности (на сегодняшний день их осталось только 126), децентрализация источников финансирования, развал системы госзакупок. По мнению Тимошка, 85% лечебно-профилактических учреждений незаконно занимаются фармацевтической деятельностью, что порождает децентрализацию закупок, приводящую к росту цен. Как сказал выступающий, в 1994-1996 гг. бюджет расходовался неэффективно "как минимум на 25-30%".

Другие ораторы жаловались в основном на неплатежи, отсутствие информационного обеспечения, на то, что закупкой лекарств занимаются сейчас все, кому не лень ("музыканты и спортсмены"), руководители аптек жаловались на главных врачей лечебно-профилактических учреждений, которые считают, что имеют право без лицензирования заниматься закупками и продажей лекарственных средств, на полный беспредел, творящийся в центре Саратова с частными аптеками (директор аптеки №4 заявила, что, поскольку государственные аптеки обслуживают “льготников”, а частные нет, то первые по определению находятся в невыгодном положении по сравнению с частником, и поэтому было бы правильно в определенном радиусе от госаптеки ввести "мертвую зону", а частники пусть открывают свои аптеки там, где есть дефицит такого рода учреждений).

Последним взял слово министр здравоохранения области Владимир Марон. Он заявил, что его не устраивает сам принцип проведения слушаний. По словам Марона, он услышал здесь не разговор об обеспечении населения лекарственными средствами, а только попытки доказать, что управление лекарственного обеспечения необходимо вывести из министерства здравоохранения. По его утверждению, во время его неоднократных встреч с заместителем председателя бюджетного комитета облдумы Тимошком последний интересовался только тем, "когда отдадите управление лекарственных средств". Претензии же к главврачам неоправданны, так как те занялись фармацевтической деятельностью из-за безвыходного положения и плохой работы аптек.

Итоги подвел ведший слушания предсдедатель думского комитета по экологии и охране здоровья населения депутат В.Павлов. Он возложил всю вину за сегодняшнее состояние дел персонально на бывших главу и заместителя главы областной администрации Ю.Белых и В.Чурикова. По его словам, "из 87 регионов разрушили централизованную систему в 54, но 50 уже одумались и вернулись к структуре". Претензии областного министра здравоохранения он отмел, заявив: "Из его слов вытекает, что в Минздраве проблемы обеспечения населения лекарственными средствами не видят, нет ее". Однако, заявил ведущий, "мы пришли к чрезвычайной ситуации и нужны чрезвычайные меры". Так как бюджет-96 выполняется в среднем на 50%, то вопрос должен курироваться непосредственно губернатором, так как под угрозой генофонд Саратовской области. После того, как г-н Павлов заявил, что "мы исчерпали тему", и предложил принять проект "рекомендаций слушания", представитель сидевшей на последних рядах группы, назвавшись "главным врачом" (без указания как места работы, так и ФИО), заявил, что все происходившее – безобразие, с мнением главврачей здесь считаться не хотят, слова им не дают и т.п. В ответ г-н Павлов объяснил, что парламентские слушания – не посиделки, заявок на выступления он не получал, а то, что заседание будет длиться два часа, было определено с самого начала. Ответа не последовало, но г-н Марон подал реплику, что "люди непривычны к такой форме работы, как записки". Однако, когда г-н Павлов снова спросил, нет ли возражений, вновь раздались возгласы "есть возражения!". "Ах, ну раз так, то давайте решим вопрос демократическим путем. Кто за то, чтобы принять предложенный документ, поднимите руки!" – провозгласил ведущий. Кто-то поинтересовался: "А кто должен голосовать?", на что последовал ответ: "Все присутствующие, разумеется", чем вызвал легкое оживление среди без малого десятка журналистов. "Против" оказалось всего 4 человека.

4.    Миф о Столице Поволжья

4.1.    Развитие мифа

На протяжении октября в городе были убраны последние плакаты с изречениями Дмитрия Аяцкова вроде "Сделаем Саратов столицей Поволжья", но сама эта реанимированная в ходе избирательной кампании нынешним губернатором мифологема закономерно приобрела собственную жизнь и превратилась в важный знак, один из определяющих для нового мифологического пространства области. Словосочетание "Столица Поволжья" укоренилось в речи местных политиков и на страницах газет, воспроизводясь и тиражируясь в самых фантастических контекстах. Предположение о том, что процесс этот развивается спонтанно, может быть признано истинным лишь отчасти – многое из того, что происходило в области за октябрь, свидетельствует о том, что команда губернатора заинтересована если не в выполнении процитированного выше обещания, то в долгой жизни и дальнейшем развитии упомянутого мифа. Насколько жизнеспособным он оказался свидетельствует, например, появившееся в начале месяца в Саратова воззвание РКРП, где руководство областной организации этой партии совершенно искренне предостерегало жителей области относительно того, что Аяцков вынашивает планы отделения Поволжья от Российской Федерации и превращения Саратова в столицу этого новообразования. Сам губернатор своими действиями и высказываниями (например, о присоединении к Саратовской области тех или иных соприлежащих субъектов РФ), мягко говоря, не опровергает своих оппонентов, и разбираться, кто тут кому – и вольно или невольно – подыгрывает, уже просто бессмысленно.

На укрепление мифа отчетливо работали и некоторые прошедшие в Саратове мероприятия.

8-9 октября в Саратове прошла Нижне-Волжская региональная конференция "Электронные информационные системы – технология создания и сбора информации", организованная областным правительством, Поволжской академией госслужбы, Саратовским учебно-деловым центром Морозовского проекта при участии Нижне-Волжской торгово-промышленной палаты, Саратовской фондовой биржи, Саратовской региональной финансово-промышленной корпорации, Областного комитета государственной статистики области, регионального узла сети Relcom/Internet “INTERCOM” и Международного интеллектуального центра "Уникласс".

По словам ответственного секретаря региональной комиссии по ценным бумагам правительства Саратовской области Владимира Кравченко – одного из авторов проекта создания электронно-информационной системы "Волга-Инфомост" (в программу конференции входила ее презентация), главные цели двухдневного общения представителей Астраханской, Ростовской, Волгоградской, Пензенской, Ульяновской, Московской и Саратовской областей были достигнуты: определены основные направления работы как с регионами, так и с внутренними потребителями в рамках новой информационной системы. Доказательством тому может служить и количество заявленных в ходе конференции обращений в систему "Инфомост" (что подкрепляется заключенными договорами об информационном обмене), и принятое участниками Соглашение об информационном обмене в рамках проекта создания Нижневолжской электронной информационной системы "Волга-Инфомост". В местных СМИ итоги конференции подавались как огромная, практически беспрецедентная победа и сопровождались намеками на то, что Саратов превращается теперь в центр информационного обмена Нижнего и отчасти Среднего Поволжья.

29-30 октября в Саратовской государственной академии права прошло мероприятие с громким названием "Научно-практическая конференция "Права человека в России и европейские конвенции о защите прав человека и основных свобод"", носящее статус международного. Организовано оно было Советом Европы и Саратовской государственной академией права, в нем приняли участие специалисты в области юриспруденции и представители Совета Европы. Освещение конференции в СМИ было организовано с соответствующей помпой. Тот факт, что в некоторых других поволжских городах мероприятия подобного рода проводятся гораздо чаще и им там придают гораздо меньшее значение, не играет здесь абсолютно никакой роли, поскольку все происходившее было рассчитано в первую очередь "на местного пользователя", который совершенно не информирован о том, как обстоят дела в соседних регионах.

Однако с наибольшей претензией было обставлено состоявшееся 25 октября в здании правительства Саратовской области под председательством губернатора Дмитрия Аяцкова совещание по проблемам военно-промышленного комплекса Поволжского региона с участием представителей Миноборонпрома и Минобороны РФ (не отреагировали на приглашение министерства экономики и финансов), руководителей оборонных предприятий регионов, входящих в ассоциацию "Большая Волга", и членов областного правительства. Это мероприятие само по себе достаточно интересно, чтобы остановиться на нем несколько подробнее.

4.2.    Совещание по проблемам ВПК (некоторое отступление от рассматриваемой темы)

Совещание было обставлено в обычной для новой саратовской реальности форме политического шоу с выходами и сюрпризами для публики. Главным сюрпризом стало давно обещанное прибытие в Саратов губернатора Нижегородской области Бориса Немцова. Главный выход – "хозяина" мероприятия – в результате оказался даже несколько смазан, однако Дмитрий Аяцков все же старался держаться безукоризненно, блистать и вести себя так, словно собирать представителей Центра и "Большой Волги" в его области – прямо-таки добрая традиция.

По общему мнению выступавших на совещании, положение, сложившееся на предприятиях ВПК (как тех, кто вышел из-под опеки государства, так и оставшихся казенными) чрезвычайно сложное. Назывались причины, приведшие к краху этого недавнего колосса, обеспечивавшего в регионах содержание социальной сферы, занятость работой и т.д.: отсутствие госзаказов, из рук вон плохое финансирование конверсионных программ, невозможность выйти на мировой рынок военной продукции и т.д. И конечно, огромные долги государства и прочих заказчиков за уже сделанную и отгруженную продукцию, из-за чего людям не выплачивается зарплата.

Московские гости ничем не порадовали "оборонщиков". Напротив, из их выступлений явствовало, что у государства нет денег ни на заказы, ни на конверсию, ни на погашение долгов. А заместитель начальника одного из управлений Минобороны генерал Калмыков так и сказал: "Ваши обращения к нам ничего не дают, так как мы деньги не держим. Только перевод бумаги". На что первый вице-премьер правительства Саратовской области Леонид Ващенков отреагировал вопросом: "А что мы скажем людям, которые ждут заработанных денег и, коли нам сказать нечего, завтра выйдут на улицу?". Ответа не было.

Что касается предложений по выходу из кризиса, то их оказалось немало. Однако, по-видимому, все понимали, что уповать на Москву приходится все меньше, а действовать нужно на уровне регионов и сообща – в рамках той же ассоциации "Большая Волга". От федерального же руководства промышленники по-прежнему ждут внимания, которое бы позволило российским предпринимателям наконец-то заняться производством, не боясь скорого разорения и колоссальных долгов.

В конце совещания было принято решение, в которое, в частности, вошли требования к федеральным властям: погасить долги по госзаказу за 1994-96 годы; обеспечить финансирование конверсионных программ; предоставить предприятиям оборонные заказы и обеспечить их выполнение. А в качестве особо срочных требований, от которых, как было замечено, зависит физическое существование оставшихся на оборонных предприятиях людей, названы: выплата задолженности по зарплате и обеспечение заказами на 1997 год.

В тот же день состоялась совместная пресс-конференция губернаторов Саратовской и Нижегородской областей – Дмитрия Аяцкова и Бориса Немцова, в которой приняли участие руководители областных министерств.

На ней, отвечая на вопрос о том, какие надежды дает ВПК нынешняя встреча, Аяцков сказал: "Я не думаю, что мы все потеряли", хотя и отметил напряженность ситуации. Он указал, что у области есть резервы, и сообщил, что был бы даже рад, если бы федеральный центр "окончательно отказался от нас" – "мы знали бы, что теперь это наши проблемы", которые надо решать, рассчитывая только на себя. Немцов также выразил сдержанный оптимизм, связав надежды с переходом системы размещения заказов в ВПК на конкурсную основу – это, по его мнению, помогло бы не только встать на ноги работоспособным предприятиям, но и подорвало бы экономические основы преступности, разрушив "кормушку" коррупционеров.

Дмитрий Аяцков и Борис Немцов сформулировали также свое отношение к созданию так называемой "налоговой ВЧК". Аяцков заявил, что "слово ВЧК мы слышим с 17-го года, и чем это кончается – прекрасно знаем". Он выразил мнение, что введение налоговой "чрезвычайки" – лишь очередная политическая авантюра. В решении налоговых проблем, по его мнению, должна присутствовать система; что же касается нынешних радикальных мер федерального центра, то в Саратовской области все распоряжения Москвы будут выполнены, но "это себя не оправдает".

Немцов также выразил негативное отношение к ВЧК, но не был столь радикален. Сравнивая положение в стране с периодом, который бывает в жизни каждых мужчины или женщины и который можно, по его выражению, назвать "последним шансом", нижегородский губернатор заявил, что ВЧК – это "по-настоящему последний шанс" нынешнего правительства. По мнению Немцова, если правительство не обеспечит сбора налогов, то может произойти "бунт бессмысленный и беспощадный". По его словам, разговоры об опасности мятежа в армии или перерастании всероссийской профсоюзной акции протеста 5 ноября в массовые беспорядки – не пустой звук. Но "Чубайс не Дзержинский, Черномырдин – тем более", – сказал нижегородский губернатор: не исключено, что в процессе работы комиссии родятся "какие-то умные мысли". Если же все закончится снесением, как выразился Немцов, голов нескольким боярам, то "наши директора все уже пережили и ничего не боятся", а потому в этом случае работа комиссии едва ли принесет пользу. "Неплохо было бы, чтобы вслед за словом ВЧК прозвучало слово НЭП", – сказал он.

Вообще же следует отметить, что пресс-конференция неожиданно обнажила некоторые забавные детали. Рядом с Немцовым, ведшим себя ровно, спокойно и сдержанно, конкретно отвечавшим на вопросы со ссылками на свой и чужой опыт, оперировавшего цифрами и фактами, в поведении Аяцкова не могла не броситься в глаза гораздо более высокая степень ритуальности. Губернатор Саратовской области откровенно стремился не проигрывать рядом с нижегородским коллегой, брал слово, когда в этом не было необходимости (большинство вопросов просто не были обращены к нему) и часто произносил при этом совершенно бессодержательные тирады (что-то вроде "и мы тоже работаем над решением этой проблемы и, если будем работать все вместе, обязательно решим ее") или делал нарочито резкие заявления, впадая в своего рода браваду. Однако лично лицезреть пресс-конференцию могли только приглашенные на нее журналисты, никому из которых в голову не пришло отметить все перечисленные обстоятельства в печати. В результате совещание и визит Немцова прекрасно вписались в роль "события месяца" и стали новой главой в истории развития локальной мифологии.

5.    СМИ

Ситуация, сложившаяся в сфере массовой информации Саратовской области, даже на фоне общероссийской представлявшаяся глубоко кризисной, на протяжении октября продолжала постепенно ухудшаться. Это обстоятельство уже не могло оставаться вне поля зрения команды губернатора, всегда особое место в своей стратегии и тактике уделявшей СМИ. Игнорировать дальнейшее ухудшение дел стало невозможным хотя бы уже потому, что СМИ Саратова перестали быть достаточно эффективным инструментом воздействия на массовое сознание жителей области. Тираж крупнейшей в области газеты "Саратовские вести", соучредителем которой является обладминистрация, снизился в октябре до отметки чуть выше тридцати тысяч. Озабоченное положением дел областное правительство приступило к решению проблемы в характерной для него манере, сочетающей действия сугубо ритуальные с попытками прямого администрирования. И начало с проведения серии совещаний.

4 октября в Доме знаний прошло организованное министерством информации и печати правительства Саратовской области совещание по улучшению информационного обслуживания населения. В нем приняли участие редакторы городских и районных средств массовой информации, учредителями которых являются местные органы власти, заместители глав городских и районных администраций по анализу, информации и общественным отношениям, а также директора типографий. Из негосударственных СМИ были приглашены редакторы двух саратовских газет – "Нового стиля" (учредитель – председатель комитета по делам молодежи, спорту и туризму правительства области Андрей Россошанский) и редактор саратовского приложения "Аргументов и фактов" Игорь Никифоров, одновременно являющийся руководителем городской организации движения "Наш дом – Россия".

Открыл совещание вице-губернатор Вячеслав Володин. В самом начале речи он порадовал руководителей СМИ сообщением о решении снизить в 2 раза стоимость услуг Федеральной почтовой связи, заметив однако, что касается это только таких газет, как "Саратов", "Саратовские вести", "Саратовская мэрия", "Заря молодежи" и районок ("По остальным надо подумать"). В числе других материально-технических проблем, которые предстоит решить министерству информации и печати, были названы обеспечение приема телепередач в 50 населенных пунктах области, восстановление местного радиовещания в 18 районах, а также решение проблемы подписки. Ответственность за последнее возлагается на заместителей глав администраций.

Говоря о стратегии информационной политики правительства области, Володин определил ее как формирование "единого подхода к информационному обеспечению населения". Более конкретно это было сформулировано в просьбах к СМИ пропагандировать идеи нового правительства области. В качестве примеров, достойных для подражания, были названы "Саратовские вести" и ГТРК"Саратов". "Мнение надо формировать, это главное в вашей работе" – заявил вице-губернатор.

На совещания состоялось также заседание секции редакторов средств массовой информации. Ведущий секции – заместитель областного министра информации и печати Валерий Кошелев – обозначил приоритеты, намеченные правительством области в отношении деятельности СМИ, увязав обеспечение конституционного права граждан на получение объективной информации, создание "высокодуховного информационного пространства" (!) и укрепление материально-технического обеспечения изданий (при этом речь почему-то шла о "преодолении зависимости от иностранных технологий").

Что касается содержания публикуемого в средствах массовой информации, то предлагалось его тематически расширить: "публиковать не только жареное, но и хорошее, конечно, не сводя к "Ура!". При этом было особо подчеркнуто, что редакторы должны помнить о подписании ими Договора об общественном согласии. В заключение своей вступительной речи заместитель министра сообщил о намерении его ведомства "учить журналистов профессионализму".

Выступившие в прениях представители СМИ, в основном, говорили о материально-технических трудностях выживания прессы. Говорили о необходимости оперативного получения официальной информации, об освобождении от уплаты аренды, о внедрении новых форм подписки. Лишь редактор газеты "Саратовская мэрия" Сергей Макарьев, имея в виду некоторые наставления замминистра, неожиданно позволил себе усомниться в плодотворности вмешательства государственных органов в повседневную творческую жизнь редакций, указав, что, по его мнению, это скажется плохо на претворении в жизнь идей губернатора. Так, по его мнению, "мы вернемся к коммунистическому прошлому, когда в газетах на 70 процентов преобладала вода".

Однако магистральной темой встречи стала идея пропаганды в районах "Саратовских вестей". Еще на пленарном заседании областным министром была прямо поставлена задача подписать на эту газету каждый второй-третий дом в селе и даже названы контрольные цифры с обещанием еженедельной проверки их выполнения; при этом было замечено, что "чем меньше у нас тираж, тем больше у нас проблем". Представителей районной прессы явно это не устраивало и они, хотя и довольно сдержанно, высказали мнение, что им гораздо более необходимо агитировать за свою газету, а не за областную.

Следующая встреча была проведена в конце месяца и предназначалась для редакторов многотиражной прессы. Она ничем принципиальным не отличалась от предыдущей. Стоит разве что упомянуть тот факт, что некоторые из редакторов протестовали против того, чтобы их газеты называли многотиражками, мотивируя это тем, что тиражи "большой прессы" в области снизились настолько, что уже мало отличаются от тиражей руководимых ими изданий.

Весьма контрастно на этом фоне выглядел проведенный 15-16 октября на средства Фонда Сороса областной семинар "Правовое обеспечение средств массовой информации", где присутствовал президент Российского Фонда защиты гласности Алексей Симонов.

Выступления журналистов, которые здесь, в отличие от предыдущих мероприятий, звучали во множестве и были гораздо более непринужденными, выглядели более эмоциональными, чем деловыми. Журналисты предпочитали говорить о своих горестях и бедах, часто вообще не соотнося их с темой встречи и тем обнаруживая ее крайне слабое знание. Наиболее же близким к теме семинара оказалось выступление старшего помощника прокурора области по связям со СМИ Нины Геллер, поведавшей журналистам об их ошибках в публикуемых материалах и посетовавшей на нежелание их публично поправлять.

В заключение выступил министр информации и печати правительства области Иван Кузьмин, который с упорством, достойным лучшего применения, призвал дисциплинированных саратовских журналистов "делать газеты интересными, но не на жареных фактах, а для решения проблем".

6.    Несколько слов в заключение

Октябрь можно назвать этапным месяцем в истории саратовской “новой реальности”, наступившей с приходом к власти Дмитрия Аяцкова и его команды. В этом месяце, по всей видимости, иссякли "домашние заготовки" нового губернатора – и в кадровом, и в рабочем, и в идеологическом отношении. Кадровая политика – а в области продолжались замены одних чиновников другими и комплектование новых правительственных органов – стала производить впечатление носящей все менее целенаправленный характер. Ритуальность действий губернатора, казавшаяся уместной в предвыборный период, все более бросается в глаза. Многочисленные шоу (лишь часть из которых упомянута здесь – а среди не вошедших в обзор, например, Дни Германии в Саратовской области, совещание, посвященное формированию цивилизованного рынка и многое другое) становятся все более привычными и вызывают все больше вопросов об их результативности. Впечатление внешнего благополучия, которое при помощи полностью подконтрольных ему СМИ старается поддерживать областное правительство, вступает во все больший контраст с отсутствием в области денег и продолжающимся спадом производства. Заводы стоят, и какие бы шоу не описывались в газетах, об этой реальности все знают. Предвыборные тезисы об особой способности Аяцкова "добыть деньги в Москве" скоропостижно покинули пределы реальности, когда 9 октября на встрече с представителями вузов Саратова первый вице-губернатор Вячеслав Володин сообщил, что при формировании бюджета на 1997 год федеральные власти выделили Саратовской области средств на триллион рублей меньше, чем планировалось, то есть уровень бюджетной поддержки области не только не возрос, но и существенно снизился; саратовские представители были на приеме у Лившица и Черномырдина, но это не помогло. Акции социального протеста, прекратившиеся в области летом и в начале осени, возобновились – вновь зафиксированы митинги, пикеты, голодовки. Среди крупных событий такого рода – протесты работников школ и вузов города, пикетирование "чернобыльцами" областных органов власти.

При этом деятельность команды Аяцкова становится все более закрытой. Местная пресса, даже появись в ней такое желание, не в состоянии сообщить что-либо, кроме сугубо официальной, "парадной" информации. Внутренние – и действительно важные – процессы, протекающие в областном правительстве, стали совершенно непросматриваемыми. Однако складывается впечатление, что новое руководство области пребывает в растерянности и не располагает конкретной программой дальнейших действий. Все более закономерным выглядит заключение, что оно слишком большой ценностью считало само завоевание власти и слишком мало задумывалось над тем, какие практические шаги будут им предприняты после этого.

 

 



[1] Автор благодарит также Поволжское информационное агентство за любезно предоставленные в его распоряжение материалы.